Конспект занятия по нравственному воспитанию для подростков. Переходный возраст

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Проблему счастья в подростковом возрасте рассматривает в своём тексте Виктория Самойлова Токарева, русский писатель, сценарист.

Автор, размышляя над проблемой от первого лица, пишет о том, как ей задали написать классное сочинение о самом счастливом дне жизни. Начав писать сочинение, она вспомнила слова учительницы:"человек бывает счастлив только когда приносит пользу людям". В её сознании промелькнули воспоминания о дне, когда она помогла старику, однако тогда девочка не почувствовала себя счастливой. Она долго не могла решить, что же всё-таки написать, и под конец урока написала о поездке с папой в кино и визите к бабушке.

"Конечно, это был не самый счастливый день в моей жизни. ... Он у меня впереди", -говорит она.

Проблему счастья в подростковом возрасте рассматривали многие русские писатели и культурные деятели. Герой произведения Л.Н.Толстого "Детство" Николенька Иртеньев живёт в атмосфере заботы со стороны отца, учителя, бабушки. Все их взаимоотношения основаны на нравственных началах, поэтому мальчик по-настоящему счастлив.

В качестве второго аргумента хочется привести в пример произведение Л.Н.Толстого "Война и мир".

Взаимоотношения членов семьи Ростовых основаны на взаимоуважении, радости, поддержке, искренности. В их семье открыто принято как радоваться, так и горевать.

В заключение хочется отметить, что семья делает подростка счастливым. Даже самые простые вещи, такие как поездка с папой в кино или на выходные к бабушке, способны вызвать неподдельную радость.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-05-31

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

В предложенном для анализа тексте русский писатель и сценарист В.С. Токарева ставит проблему понимания в детском возрасте такого явления, как счастье.

Чтобы привлечь внимание читателя к данной проблеме, автор рассказывает о случае из жизни школьницы. Писатель отмечает, что времяпровождение с родными очень дорого ценится девочкой. Это ясно из предложения 3, в котором девочка размышляет на тему самого счастливого дня в своей жизни: “я выбрала воскресенье четыре месяца назад, когда мы с папой утром пошли в кино, а сразу после этого поехали к бабушке”.

Автор подчеркивает, что самым счастливым моментом в жизни ребенок может считать собственное достижение. Так, в предложении 9 речь идет о том, как одна из одноклассниц героини была рада торжественной церемонией принятия в пионеры: “ее самый счастливый день был тот, когда ее принимали в пионеры”. Токарева утверждает, что, помимо каких-либо особенных встреч и мероприятий, человек может наслаждаться свободой действия и принятия решений. Об этом говорится в предложениях 26-28: “…мои самые счастливые дни-это когда я возвращаюсь из школы и никого нет дома”.

Я согласен с В.С.

Токаревой. Действительно, на детей очень сильно влияют родные и близкие, в кругу которых они могут наслаждаться каждым проведенным вместе моментом.

Обратимся к литературе и подтвердим высказанную мысль. Вспомним рассказ Н. Носова “фантазеры”, в котором повествуется о двух мальчиках с богатой фантазией. В этом произведении автор показывает, как благородный и честный поступок может сделать людей счастливыми. Два мальчика, встретив заплаканную девочку, решили успокоить ее, поделившись с ней мороженым. Разделив лакомство на троих, мальчики были довольны тем, что поступили правильно, а девочка была счастлива, что есть такие ребята, которые могут помочь ей в трудную минуту.

Искренне счастлив был и герой рассказа Л.Андреева “Ангелочек”. Тринадцатилетний Сашка, живя в семье, в которой он не получал достаточного внимания, не чувствуя любви близких, временами думал о том, что жизнь не приносит ему никакого удовольствия, потому что он не чувствует себя счастливым. Но однажды, когда Сашка был на празднике у друзей родителей, его взор упал на маленького ангелочка. Этот небольшой предмет украшения елки произвел очень сильное впечатление на мальчика, и, получив эту игрушку, он почувствовал то, чего ему не хватало каждый день его жизни. Это показывает как даже какая-то мелочь может сделать ребенка счастливым.

В заключение можно сказать, что дети по-разному могут осознавать понятие счастье, ведь каждый чувствует себя счастливым по-своему

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-03-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В 13-15 лет появляется бессознательное желание избавиться от всего детского в себе, и в это же время рождается чувство особенности, непохожести на других. Подростки оказываются в неопределенной, внутренне конфликтной ситуации. Они уже не принимают выбор взрослых, и в то же время еще не могут совершать этот выбор самостоятельно. Они уже не хотят пользоваться поддержкой родителей, но еще не могут опираться только на свои возможности. И поэтому особенно остро, впервые в жизни, встают перед ними вопросы: «Кто я?», «В чем мое предназначение?» И появляется чувство страха, одиночества. Именно поэтому специалисты говорят, что это возраст самых больших неопределенностей.

Приоритеты

У старшеклассников появляется желание заняться самовоспитанием, что они охотно и делают, правда, не всегда умело. Сегодня непросто разобраться в том, что есть норма, а что - безнравственность. Современные СМИ оказывают негативное влияние на «неокрепшие умы», а доступность Интернета, жестокие компьютерные игры, многие ТВ‑передачи полностью стирают представление о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Поэтому так важно помогать подросткам отличать важное от ненужного.

В одной обычной московской школе провели тестирование старшеклассников. Психологи хотели понять, что важно для современной молодежи, на какие ценности они ориентируются. Оказалось, что самым важным подростки считали сохранение индивидуальности и высокое материальное положение. Гораздо меньше их интересовали уровень образования, семейная и общественная жизнь. Духовно-нравственные ценности девушки и юноши выносили на второй план по сравнению с материальными.

К дискуссии!

Можно ли повернуть подростков лицом к нравственным, эстетическим ценностям? Помочь им найти себя? Ребенку в это время важно понять, на что он способен, какой у него характер - одним словом, что он за человек.

Попробуйте чаще ставить его перед выбором, позволяйте ему самостоятельно разрешать определенные ситуации. Только нужно подсказывать - к чему приведет тот или иной выбор.

Которые сегодня встречаются все реже: уважение к старшим, умение сочувствовать и сопереживать, желание оказать помощь, целеустремленность, любознательность (а не любопытство). У каждого подростка должен накапливаться опыт «полезного поведения». То есть с помощью взрослых он должен попадать в ситуации, когда бы у него формировались высоконравственные установки, которые в дальнейшем не позволяли бы ему вести себя непорядочно. Делитесь с подростком любой информацией - поверьте, наши дети порой знают больше, чем мы. Всегда спрашивайте, что ребенок думает по этому поводу и почему.

Существуют искусственные ситуации, задачки, в которых полезно вовлекать детей - пусть думают, спорят, рассуждают на тему того, как бы поступили они. Например, одна из таких задач - известная дилемма Л. Кольберга. В ней говорится о мужчине, который попал в спорную ситуацию. Его жена умирала от тяжелого заболевания, денег на дорогое лекарство не было. Мужчина решил проникнуть в аптеку и украсть лекарство, чтобы спасти свою жену. Правильно ли он поступил?

Эти и другие вопросы формируют у подростков мировоззрение, помогают понять, нащупать, найти свою позицию в жизни, а значит - и себя.

Источники самопознания

Литература, музыка, кино заставляют подрастающее поколение задумываться о жизненных ценностях. Но как можно проследить за тем, что слушает и смотрит ваш подросток? Даже и не пытайтесь, вы лишь вызовете недоверие у подростка и нежелание делиться с вами своими мыслями. Более того, не диктуйте ему, что слушать, какие книги читать. Не старайтесь поучать детей: «Вот я в твои годы… знала, кем хочу стать, … так не одевалась, … не разговаривала так со старшими».

Время не стоит на месте, примите тот факт, что ваши дети живут в совершенно других условиях. Но трудности и внутренние переживания у них те же. Отнеситесь мудро к , к его необычным нарядам, непонятной для вас музыке. Вспомните себя в переходном возрасте - «сила давления равна силе сопротивления». Вместо того чтобы давить и запрещать, станьте для ребенка не просто родителем, но и авторитетом. Сделайте так, чтобы сын или дочь по-настоящему гордились вами, - тогда для них будет ценно и важно ваше мнение. Вот тогда сможете аккуратно, ненавязчиво направлять их. Сможете рассказывать, как вы, будучи в их возрасте, искали себя. Как решали, кем быть и что делать после школы. Как учились находить ответы на важные вопросы - о политике, религии, важности образования и, конечно, о любви.

Под счастьем понимается состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Для исследования представлений о счастье в подростковом возрасте во- первых, была использована методика "Шкала субъективного благополучия М.В. Соколовой"

Данные, полученные с помощью этой методики представлены на рис. 1 и в приложении 1.

Рисунок 1. Шкала субъективного благополучия М.В. Соколовой

Анализ результатов показал, что у большинства учащихся 9 классов (68 %) умеренный уровень СБ. Лица с такими оценками, характеризуются отсутствием серьезных проблем, но о полном эмоциональном комфорте говорить нельзя.

У 23 % подростков выявлен высокий уровень эмоционального благополучия. Для них характерна высокая самооценка, оптимизм, общительность, уверенность в себе, устойчивость к стрессам.

У 9 % подростков выявлено субъективное неблагополучие. Для них характерно склонность к депрессии и тревогам, пессимистичных, замкнутых, зависимых, плохо переносящих стрессовые ситуации.

Таким образом, большинство испытуемых подростков имеют средний уровень субъективного благополучия.

Во-вторых, для исследования была использована методика "Шкала субъективного счастья" С. Любомирски. Данные полученные с помощью этой методики представлены на рисунке 2 и в приложении.


Рисунок 2. Шкала субъективного счастья С. Любомирски

Анализ результатов этой методики показал, что у большинства подростков средний уровень субъективного счастья. Для лиц с такими оценками характерно чувство что они не недостаточно счастливы и не в полной мере удовлетворены своей жизнью.

У 41 % подростков выявлен высокий уровень субъективного счастья. Для лиц с такими оценками характерно жизнерадостность, оптимизм, уверенность в себе удовлетворенность жизнью.

У 5 % подростков был вывялен низкий уровень субъективного счастья. Для них характерно низкий уровень удовлетворенности собой, чувство неполноценности, склонность к тревогам, неустойчивость к стрессам.

Таким образом, большинство испытуемых подростков имеют средний уровень субъективного счастья.

Также для исследования использовалась методика интеллект- карты Т. Пьюзена. С помощью этой методики мы выявили, какие составляющие входят у подростков в понятие "счастье". На основе полученных данных нами был составлен рейтинг факторов счастья. Данные полученные с помощью этой методики представлены в таблице 1.

Факторы счастья

Хорошее настроение

Здоровье

Здоровье близких

Деньги, Учеба, Хобби

Удача, оптимизм

Работа, спокойствие, отдых

Дом, Жизнь, Удовольствие, Правда, Красота, Понимание, Доверие

Таким образом, наиболее значимыми в представлении понятия о счастье у подростков, являются такие факторы как дружба и семья.

Так же для исследования представления о счастье в подростковом возрасте, мы предложили написать подросткам сочинение на тему "Счастье- это…". При обработке сочинений было выявлено, что подростки, в целом, определяют понятие "счастье" следующим образом:

"Счастье - это крепкая семья, где всегда можно найти поддержку и понимание, это здоровье близких и родных, счастье-это когда есть хорошие и преданные друзья, есть взаимная любовь. Это веселье, радость хорошее настроение, положительные эмоции. Это занятие любимым делом, когда ты здоров и когда есть с кем поговорить. Счастье для каждого индивидуально."



Рассказать друзьям