Народный праздник вороний день в хмао. Праздники и обряды

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Народный праздник Мартын Лисогон отмечается 27 апреля 2019 года (по старому стилю - 14 апреля). В православном церковном календаре это дата почтения памяти святителя Мартина I, папы Римского.

Свое название праздник получил из-за лисиц, которые в этот день бросают старые норы и начинают рыть новые. В это время животное слепнет и глохнет, поэтому его легко поймать. Охотник не упустит такую возможность.

История

Родина святого Мартина - Италия. Он получил образование в Римской церкви. После смерти Папы Феодора I, в 649 году, его избрали папой Мартином I. В то время единство Церкви было нарушено ересью монофелитов. Учение о единой воле в Богочеловеке Иисусе Христе получило широкое распространение. Император Констанс и патриарх Константинопольский Павел II являлись монофелитами. Они вместе составили и издали «Типос» - запрет об упоминании о двух волях в Иисусе Христе.

В том же году, когда Мартин стал Папой, еретический образец христианской веры доставили в Рим. Мартин созвал православное собрание и осудил монофелитскую ересь. Император пришел в бешенство и приказал доставить к нему святителя.

Военачальник Олимпий по прибытии в Рим испугался открыто арестовать Папу. Он подослал солдата, чтобы тот тайно убил его. Но он неожиданно ослеп. Испуганный военачальник вернулся в Сицилию. Спустя пять лет попытку повторили. Папу обвинили в связи с врагами империи, осуждении святой Богоматери и увезли на остров Наксос.

Через год лишений и издевательств стражи Мартина доставили на суд императора. Истощенного и в лохмотьях старца вывели на площадь на потеху толпы. Но знающие правду люди уходили со слезами на глазах. Суд приговорил Мартина к смертной казни. Но раскаявшийся патриарх Павел, а также вера и мужество мученика заставили императора изменить приговор и сослать Мартина на Херсонес Таврический. Там он и скончался в 655 году.

Традиции и обряды

В этот народный праздник охотятся на лисиц.

Приняты смотрины и сватовство. Считается, что если они произошли в этот день, то путь молодых будет легким, как птичье крыло.

На Мартына Лисогона принято выказать уважение ворону. Его называют мудрой и вещей птицей. Чтобы задобрить ворона, нужно сварить кашу, вынести в сковороде в поле и перевернуть вверх дном. Птицу привлечет блеск, и она обязательно заинтересуется. После этого сковороду необходимо убрать. Считается, что прикормленный таким образом ворон будет оберегать хозяйство.

Приметы

Если день выдался дождливым, то землю будет легко вспахать.

День солнечный и теплый - к хорошему урожаю.

В небе облака и тучи перемешаны, значит, скоро будет дождь с ветром.

Чем больше на Мартына Лисогона работать, тем больше придет добра в дом.

Таныгина Элвика

Вороний праздник (хант. - Ворнга хотал, Вурга хатль), ежегодный весенний праздник ханты и манси. Ворона (хант. - ворна, урны: ворона) почитается обскими уграми как птица, приносящая весну.

Главная виновница торжества, конечно же, ворона. У народа ханты считается, что именно эта птица несет на своем хвосте тепло, пробуждение жизни.

Актуальность исследования заключается в том, что, мы живем в ХМАО- Югре, и должны знать культуру, традиции народа ханты, но к сожалению, не все знакомы с традициями, праздниками, одним из которых является «Вороний день».

Скачать:

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»

V районный конкурс исследовательских работ

обучающихся 2-7 классов «ЮНИОР»

«Вороний день»

Направление «Изобразительное искусство»

Сургутский район

2017 год

«Вороний день»

Таныгина Элвика,

учащаяся объединения «Изобразительное искусство»

МБУДОД «Федоровский дом детского творчества»

Научный руководитель:

Васильева Наталья Владимировна,

Педагог дополнительного образования

МБУ ДОД «Федоровский дом детского творчества»

Аннотация

Вороний праздник (хант. - Ворнга хотал, Вурга хатль), ежегодный весенний праздник ханты и манси. Ворона (хант. - ворна, урны: ворона) почитается обскими уграми как птица, приносящая весну.

Ворона – одна из первых птиц, прилетающих в Западную Сибирь в апреле. Новый год ханты отмечают с прилетом ворон. Ворона выступает в роли посредника между зимой и летом, она символизирует смену времени года.

Актуальность исследования заключается в том, что, мы живем в ХМАО- Югре, и должны знать культуру, традиции народа ханты, но к сожалению, не все знакомы с традициями, праздниками, одним из которых является «Вороний день».

Так родилась идея исследовательской работы «Вороний день». Материалы интернет- сайта, литература послужили основой для исследования и написания этой работы.

Объект исследования : история этого праздника и картина Таныгина Ю.И. «Вороний день».

Предметом нашего исследования является хантыйский праздник «Вороний день».

Цель работы : привить толерантное отношение к народу ханты через традиции, праздник «Вороний день.

Объект, предмет и цель исследования обусловили постановку следующей гипотезы: если изучать хантыйские традиции, праздники, то сохраним бережное отношение к сво ей земле, в котором живем и толерантное, уважительное отношение к народу ханты.

Отсюда определились задачи:

  • изучить историю праздника «Вороний день»;
  • изучить хантыйскую легенду о вороне;
  • ознакомиться с приметами, связанными с вороной .
  • привлечь внимание наших сверстников к изучению хантыйского праздника и к картине художника Таныгина Ю.И.

Методы исследования:

Изучение и анализ документальных источников;

Опрос респондентов;

Поиск материала на сайте «Вороний день».

Проведено анкетирование, в котором приняли участие 20 учеников. Результаты показали, что дети мало знают об этом празднике.

Материалы данной работы способствуют толерантному воспитанию учащихся. Они могут быть использованы на уроках ИЗО при изучении темы «Традиции хантов», на уроках краеведения, во внеурочной деятельности при проведении урока ИЗО.

  1. История хантыйского праздника «Вороний день».

Вороний праздник (хант. - Ворнга хотал, Вурга хатль), ежегодный весенний праздник ханты и манси. Ворона (хант. - ворна, урны: ворона) почитается обскими уграми как птица, приносящая весну.

Главная виновница торжества, конечно же, ворона. У народа ханты считается, что именно эта птица несет на своем хвосте тепло, пробуждение жизни.

Ворона – одна из первых птиц, прилетающих в Западную Сибирь в апреле. Новый год ханты отмечают с прилетом ворон. Ворона выступает в роли посредника между зимой и летом, она символизирует смену времени года.

Ворону считают также птицей, приносящей вести и детей.

В это день все жители поселка собирались в лесу, заранее выбрав специальное место для проведения праздника. Потом эта территория могла называться святилищем или жертвенным местом и одни из таких мест могли быть расположены рядом с поселением, другие- в отдалении. Некоторые священные места содержались в такой чистоте, что даже не все почитатели посещали их (причиной было стремление уберечь святыню от разорения. Чаще всего эти места были на возвышенностях, островах, высоких берегах. К священным местам относились с уважением, почитанием, со страхом. Здесь запрещалась любая хозяйственная деятельность, т.к. растения и животные считались собственностью местных духов. Всякий провожающий должен был оставить ему дар. Рассказ сторожилов: «На одном из таких мест застрелил охотник и убил 2 лосей. Ночью к его костру явились мертвец-медведь и покойник-человек. Охотник спасаясь от гостей, всю ночь просидел на болоте, держа в руке горящую головешку. Наутро убитые лоси встали, один их них даже без шкуры и ушли в лес. После того, как выбрано место, разводят огромных размеров костер. На огне готовят праздничное блюдо «соломат», готовили мясо оленей и других домашних животных. Каждый желающий мог изготовить обязательное для встречи Вороны гнездо. Взрослые и дети плели гнездо из хвороста, камыша и соломы, украшали его яркими подручными материалами .

Ходили друг к другу в гости, угощались, приглашали гостей, развешивали сушки на деревьях, совершали поклонения березе, подвязывали на ветви цветные ленточки и монеты, танцевали традиционную Куриньку, Акань-акань, Ойка икв, а также танцы, изображавшие весеннее поведение. Считается, что именно танец пробуждает солнышко внутри души, выражая заботу о своих близких. Именно весной люди, как никогда, хотят делиться этим чувством. Кроме танцев ханты играли в игры и прыгали в нарты.

В настоящее время стали ставить стол на краю деревни, а на него - жертвенную пищу для ворон (горячую кашу и чай). У северных ханты мужчины в день праздника доставали из священных амбаров или нарт изображения духов-покровителей, приносили им дары, угощение, убивали оленя. На берёзы вешали свежие калачи, символизировавшие солнце, которые с весёлыми криками собирали и съедали дети. На Казыме к этому дню готовили оленье мясо и выставляли его воронам с просьбой: «Не троньте наших оленей и оленят». На Северной Сосьве и Ляпине ещё зимой заготавливали мясо оленёнка, убитого на охоте, для приготовления праздничного блюда для детей .

В. п. отмечался 7 апреля и под влиянием христианства слился с Благовещением. В представлениях обских угров ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а В. п. - с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. Обские угры связывали ворону с прародительницей Калтащ (Сянь), помогающей при родах, или Торум эви, Небесной Девой Матерью, принимающей облик вороны. Есть предположение, что первоначально в празднике участвовали только девочки и старухи.

1.2 Изучение хантыйской легенды.

Земля рождается из глубины вод, принесенной со дна малой птицей в клюве: «Вначале земли не было, была только одна вода. Бог решил сотворить землю и человека, для чего приказал большой птице (гагаре) нырнуть в воду и достать оттуда земли. Но большая птица земли достать не могла. Тогда Бог послал малую птицу. Та глубоко нырнула в воду и пробыла там три дня. Когда она вынырнула на поверхность воды, из клюва у нее показалась кровь, а вместе с кровью там оказалась и жидкая земля. Земля эта стала быстро расти, а через непродолжительное время из нее образовался остров, на котором с такою же быстротой стали расти деревья. Когда остров стал большим, Бог создал первых людей - мужчину (пырысь) и женщину (эква). По одному из преданий, вестница весны в далекие времена носила светлый окрас, а потом провинилась, стала угольно-черной. Но несмотря на древние птичьи прегрешения, коренные северяне ворону почитают и ее прилета ждут с нетерпением.

Кулик - тоже священная птица. В одном из мифов о происхождении земли говориться, что кулик по приказу Кон-ики-пах («Господин-старик», одно из имен седьмого сына Торума) достал землю после наводнения. Зачин этого мифа таков: «Всех зверей ханты убивают, только кулика не убивают».Принесенная птицей земля стала постепенно разрастаться, и старик тундрового холма послал белоснежного ворона осмотреть ее. В первый день ворон облетел землю - за полчаса, во второй - за полдня, в третий - за целый день. При этом в последний день вернулся черным, так как съел умершего человека. Старик проклял его и ворон стал жить в лесу. По обычаям хантов и манси, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому гнилушки - стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку вместо пеленок, складывали после использования в укромном месте. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки» .

1.3.Хантыйские приметы

Сказки нельзя было рассказывать весной, с того момента, когда прилетала первая ворона, летом и осенью, до тех пор, пока вороны не улетят на зимовку из тех мест, где живут манси. Существовало поверье: если кто-либо нарушит этот запрет, то голова его покроется паршой. Говорили: «Ворона нагадит ему на голову». Связанно это с растущей продолжительностью дня и весенними работами. Песни и загадки можно было слушать в течение всего года, Так как они не велики по объёму и не отнимают много времени. Короткие детские сказочки тоже можно было рассказывать круглый год. В этот день ханты не занимались промыслами и не выполняли домашней работы. Зато внимательно следили за поведением ворон: любые действия в этот день являлись приметами. Считалось, что если женщина в этот день вымоет пол какой-либо детской вещью, она навредит своему ребенку. Если вороны сядут в кучку, то на следующий день будет сильный ветер. Причем, он будет дуть в ту сторону, в какую эти птицы повернули головы. Если же они, птицы, просто сидят возле дерева, опять же в кучке, -это, значит, к несчастью.

1.4 Картина «Вороний день». Таныгин Ю.И.

«Вороний день» можно рассмотреть на примере картины Таныгина Юрия. Картина делится на 2 части. 1 часть –это природа. В этой части преобладают холодные оттенки, потому что это природа Севера. Во 2 части преобладают теплые оттенки. Здесь домашний уют и люлька. Эта картина имеет большой смысл, т.к.прилет вороны связан с рождением ребенка. Прилетев на пенек, ворона садится на теплые влажные стружки, тем самым будто приговаривая: «Пусть здесь родится много детей, долгоживущих и здоровых мальчиков и девочек». Автор связывает картину с личными переживаниями, которые связаны с рождением своего первенца т.е. меня. Картина «Вороний день» была написана папой в 2003 году, когда родилась я, и она участвовала на многих выставках.

Опрос респондентов

  1. Знаете ли вы хантыйский праздник «Вороний день» ?
  2. Когда проводится этот праздник?
  3. Какие особенности праздника «Вороний день»?
  4. Знаете ли легенды, связанные с вороной?

Заключение

Из изученного можно сделать вывод, что из всех опрошенных респондентов знают этот праздник 45%, особенности праздника и время проведения знают одинаковое количество опрошенных- 20% и к сожалению, легенду о вороне знают совсем немногие- 15 %. Т.е очень мало людей знают об этом празднике. Изучение данной темы дает возможность приобщиться к культуре, традициям и праздникам народа ханты, что ведет к толерантному отношению между людьми.

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Шеркальская средняя общеобразовательная школа»

Вороний праздник

Составитель:

воспитатель пришкольного интерната

Алачева А. А

С. Шеркалы, 2014 г.

Форма организации коллективной деятельности : совместно-взаимодействующая (работа в малых группах).

Цель: познакомить с историей возрождения традиционных национальных праздников народов ханты и манси "Вороний день".

Задачи:

Познакомить детей с обычаями и традициями народов Севера - ханты и манси.

Развитие и воздействие на чувства, эмоции детей, побуждение их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов.

Формировать навыки работы в коллективе, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;

Воспитывать уважение, развивать интерес к национальным традициям.

Предварительная работа с детьми:

Внеклассное чтение сказок и рассказов народов Севера;

Предварительное рисование птиц.

Место проведения : пришкольный интернат, чаепитием с конфетами и печеньем.

Участники: обучающие пришкольного интерната, обучающие школы, хозяйка, помощница в национальной одежде ханты, белые и чёрные вороны.

Оборудование:

Национальные костюмы ханты, костюмы вороны;

Разноцветные ленточки для обряда;

Веточки березы;

Спортивный инвентарь :

Конусы-ориентиры 4 шт.

Мячи 2 шт.

Аркан и шест 1 шт.

Корзины (по количеству участвующих команд)

Рисунок птицы вороны.

Ход мероприятия.

Хозяйка:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас праздник, а какой, вы узнаете, если отгадаете загадку: Окраской сероватая, походкой мешковатая, повадкой вороватая, крикунья хрипловатая, (ворона).

«Вурна хатл» - так на языках обских угров звучит название вороньего дня. У коренных жителей Югры из весенних праздников он считается одним из самых ярких. Весна - время прилета птиц, и ворона прилетает одной из первых. Своим прилётом она символизирует пробуждение природы и зарождение новой жизни. Ворона покровительница женщин и детей.

У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. Кто знает, как называется праздник встречи весны коренных народов Севера? (Вороний праздник.)

Хантыйская легенда гласит: "Давно это было. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала, летала – вокруг никого; холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во всё горло. Полетело её звонкое "Кар-кар" над просторами севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах, от этого крика ожила Земля от зимней спячки, проснулся человек – закипела жизнь!"

Вороний день праздновали 7 апреля, когда по русскому православному календарю отмечают Благовещенье. На священных местах Ханты готовят пищу на костре, молились духам, кланялись березе. В качестве даров приносили ленточки и лоскутки материи, монеты и специально изготовленные куколки. Подражая криками птиц, участники праздника приглашали всех к общей трапезе. После пиршества устраивали игры и танцы. С тех пор Вороний день является одним из самых почитаемых праздников на Севере. Ворона - первая птица, которая прилетает на Север после долгой зимы, когда ещё лежит снег. Поэтому и отношение к ней особое. Ворона - предвестница весны. Первые ручьи, первые проталинки, первые ростки, первый сок на берёзах, первые оленята на стойбище - всё это весна! Не случайно у народов ханты и манси есть такая поговорка: “К нам ворона весну приносит”.

Из далеких времен до наших дней народы ханты, манси и ненцы донесли до нас легенду:

“Давным-давно ворона была белой и жила с людьми в чуме. Но в трудные голодные времена, когда никакой еды у очага не осталось, ворона из чума улетела на поиски пищи. Летала она недолго - увидела падаль, да и наклевалась вдоволь. Люди в стойбище ее не узнали - вернулась ворона черной - и прогнали. Нельзя опускаться так низко, как бы ты ни бедствовал. Прогнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона - первая вестница весны на Севере. И еще, наверное, потому, что помнят люди те давние времена, когда все жили в мире и благополучии, а ворона была белой”.

Какие чувства, краски вызывает у вас, когда вы слышите слово “Весна”?

(Ответы учащихся: Спокойное, приятное, нежно – голубое…)

Какие народные приметы, связанной с вороной, вы знаете?

По народным приметам, если ворона сядет на высокое дерево, то тепла долго не будет. А если на низкое – солнце будет греть сильнее, и снег растает быстро. Если сядет на верхушку дерева – быть большой воде. Если на нижние ветки – скоро поднимется ветер. Ну, а если ворона клюв под крыло прячет – точно к холоду!

Хозяйка:

Ребята, а где же ворона? Посмотрите кругом - нет ли где вороны?

(Выходит ворона).

Ворона:

Не меня ли поджидаете? Уж не рано ли я прилетела? Ребята, скажите, весна наступила? Назовите признаки весны. (Дети называют).

Ворона:

Теперь я знаю точно, что весна уже наступила, но на улице лежит снег. Еще холодно. Где же я жить буду?

Хозяйка:

Ребята, как же мы забыли приготовить гостье гнездо? Давайте постараемся сделать гнездо из прутиков, кто сделает быстро и красиво.

(Дети из прутиков изготавливают воронье гнездо).

Ворона:

Спасибо вам за гнездышко, чем больше будет гнёзд, тем больше народится детей в следующем году, а будут дети – будет продолжаться и жизнь.

Ворона:

А теперь, ребята, я хочу, чтобы вы мне рассказали стихи про весну, солнце и меня.

(Дети рассказывают стихи).

Помощница:

Ворона живет в нашем лесу, а других животных нашего края вы знаете? Сейчас мы просим всех ребят поучаствовать в конкурсе загадок.

(Дети отгадывают загадки).

1.Солнце клонится к зиме. Ищу я тёплую лесную глушь. Нахожу я солнечную опушку леса, ложусь под корень векового кедра. Одна лапа моя - мягкая подушечка. Другой лапой укрываюсь. (Медведь).

2.Трусоват лесной красавец. Догадались? Это... (Заяц).

3.Меньше тигра, больше кошки, Над ушами кисти-рожки. С виду кроток, но не зверь: Страшен в жизни этот зверь. (Рысь).

4.Над шапками кустарника дерево плывет. На чьей же голове оно уютно так растет? Откроет нам поляна лесного великана. (Лось).

5.Что за зверь зимой холодной ходит в чаще злой, голодный? (Волк).

6.Чуток, строен и высок, гордо голову несет,

от рогов густая тень. Вот красивый зверь... (Олень).

7.Юркий маленький зверек с ветки прыг, на ветку скок. (Белка).

8.Есть в реке работники - не столяры, не плотники, а выстроят плотину - хоть пиши картину. (Бобры).

9.В наших северных лесах есть красавица в мехах, шубонька пушистая, пышный хвост её краса. (Лиса).

Помощница:

Молодцы, ребята, видно как хорошо вы знаете животных нашего края.

К вороньему дню готовятся заранее. Мамы и бабушки заготавливают летом рыбу (солят, вялят, сушат, делают рыбий жир «варку»), заготавливают ягоды, варят варенье.

«Отгадай ягоду» Игра.

Девочке и мальчику завязывают глаза. На столе или на земле лежат разные ягоды. Они пробуют ягоды и по вкусу определяют, какая это ягода.

Кто больше отгадает название ягод тот и побеждает.

Ворона:

А теперь дети давайте поиграем в национальные игры, немного разогреемся. (Проводятся национальные игры).

1. «Бросание тынзяна на хорей».Участники команд по очереди пытаются набросить аркан на шест.

2. Ханты считаются хорошими охотниками. И следующее задание: маленьким мячиком попасть в корзину расположенную на расстоянии 1-2 метров от игроков. Выигрывает та команда, у которой больше попаданий.

3. Одной из самых любимых хантыйских забав являются «прыжки через санки». Эстафета проводится в парах. Первый участник перепрыгивает через санки, стоящие перед ним, второй участник быстро переставляет санки вперед, первый участник опять прыгает, и так до кегли, где участники меняются ролями.

Хозяйка:

Ханты считали, что ворона заботится о здоровье детей, о том, чтобы они были умными и послушными и поэтому они ставили под березой столик с кашей и горячим чаем, угощали, чтобы ворона не забывала свои обязанности. Давайте и мы с вами её угостим. (Дети несут угощение к березе). Можете загадать желание и привязать свою ленточку к веточкам березы.

И закончить нашу встречу я бы хотела строками из стихотворения Р.Ругина:

С той поры, когда в родном селенье

Стал я понимать людскую речь,

Врезалось мне в память наставленье:

Нашу землю вечную беречь

Хозяйка:

У хантов было принято в этот день угощать, не только ворону, но и друг друга. И сейчас приглашаем вас, ребята, к столу.

Хозяйка и помощница угощают ребят и гостей национальными блюдами (ухой, кашей саламат, северными ягодами) и чаем.

Ворона прилетела. Весна пришла// АиФ – Югра № 15, 2010 г.

Вороний день - "Вурна хатл" (хант.), отмечается 7 апреля на Благовещенье Пресвятой Богородицы. Вороний день - любимейший праздник обских угров и поэтому широко отмечается во всех национальных поселках округа. В Ханты-Мансийске празднование проходит в парке-музее "Торум - Маа".

В представлениях обских угров ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник – с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. В этот день готовили мясо оленей и других домашних животных, ходили друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционные танцы, а также изображавшие весеннее поведение птиц. Их исполняли женщины, закрыв лица платками.

На краю деревни совершали поры (бескровное жертвоприношение) - ставили стол с жертвенной пищей для ворон. На березы вешали символизировавшие солнце свежие калачи, которые съедали дети. С этим праздником связаны различные приметы и гадания: какими будут весна, погода, охота, улов рыбы, сбор ягод и т.п. На празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывал легенду о вороне.

Праздник водяного царя Витхона , отмечается в Березовском районе и ряде национальных сел Югры весной, после вскрытия рек. Витхон (манс.), или Вит-куль (хант.), - водяной царь, персонаж религиозных верований, мифов и сказок обских угров, почитается духом воды, хозяином всех водоемов. По разным вариантам мифа, Витхон – сын небесного божества Торума либо древний человек-богатырь, которого Торум поставил присматривать за реками.

В день первого спуска лодок на воду Витхону коллективно приносится жертва. В прошлом, как правило, практиковался Ир (принесение в жертву животных), в настоящее время обычно ограничиваются бескровным угощением духа повседневной пищей, часто выливают в реку стакан водки.

Праздник Обласа , проводится ежегодно в июле в Нижневартовском районе, поочередно в каждом национальном поселке. Гвоздь праздничной программы – гонки на обласах. В каждом заезде участвуют 5-6 обласов, затем победители заездов соревнуются между собой. Состязания проводятся отдельно в группах юношей до 17 лет, мужчин - до 55 лет, а также мужчин-ветеранов и женщин. Кроме того, мужчины состязаются в борьбе, слегка напоминающей самбо.

Женщины выясняют, кто из них самая ловкая и сильная в игре в палочку. Для этого две женщины садятся на землю, упираются ступнями друг в друга и, вцепившись руками в палочку, тянут ее каждая к себе, пытаясь отобрать у соперницы. Вечером – застолье. В последние годы в празднике обласа принимают участие представители коренных народов других регионов России и из-за рубежа.

День оленевода, проводится в феврале в Нижневартовском и Березовском районах, как правило, приурочивается ко Дню защитника Отечества 23 февраля. Уже с утра гремит музыка, хозяйки готовят традиционное угощение – оленину и чай. Праздник длится целый день. Можно заскочить погреться в чум, съесть кусок мяса или строганины, выпить чаю или пропустить чарку-другую, чтобы согреться.

Главное зрелище праздника – гонки на оленьих упряжках. Этих увлекательных состязаний пять: гонки рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. Отдельно соревнуются мужчины и женщины. Одновременно с гонками проходят другие соревнования по традиционным северным видам спорта: метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты, бег на охотничьих лыжах, тройной прыжок, метание топора на дальность.

Медвежий праздник . Культ медведя издавна широко распространен в Евразии и Северной Америке. Суеверное, почтительное отношение к медведю определяется сходством медведя и человека. Медведя-тотема нельзя было убивать и есть его мясо. В миропонимании ханты медведь не только опасный лесной зверь, но и возвышенное обожествляемое существо – сын Нуми Торума.

Праздник проводится в доме охотника. В прежние времена голову ряженного медведем покрывали платком, на глаза клали кружки из бересты или монеты, чтобы медведь не мог видеть своих убийц. Лапы украшали кольцами и ленточками. Перед медведем ставили угощение, вино, фигурки из теста, изображавшие оленей, после чего извещали медведя о том, что его якобы убила русская стрела и пуля, заодно просили не пугать в лесу женщин и детей.

Программа увеселения начиналась с песен, рассказывающих о небесной жизни медведя и его земных деяниях. Утром пели песню пробуждения и хвалебные песнопения. Затем начиналось драматическое представление. Важное место занимали обряды "отречения", когда охотники с почтением обращались к медведю и говорили, что они не виноваты в его смерти. Мужчины выступали в берестяных масках, женщины танцевали, закрыв лица и руки платками.

Ворона

Хантыйский древний праздник «Ворнахатл»-

Явленье птицы, символ новой жизни.

Вороне в тундре каждый рад:

Близка весна.

Ворона - первый признак.

У птицы просят мудрости, добра,

Готовят стол из угощений разных.

И рады дети - множество забав

Приносит им весенний первый праздник!

А. Тарасова

Коротко о традициях праздника

В “Вороний день” - родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!»

И действительно, на ветках березы висят связки калачей, баранок, символизирующие теплые весенние солнышки.

Матери обращались к девочкам постарше, которые вот-вот должны стать девушками:

«И вам ворона принесет подарки. Связку калачей и лоскут красного сукна».

Рано утром 7 апреля женщины, девушки, девочки надевают новые платья, специально

сшитые для праздника, платки красивые и новые ягушки (сах).

Вороний день праздновали 7 апреля, когда по русскому православному календарю отмечают Благовещенье. На священных местах Ханты готовят пищу на костре, молились духам, кланялись березе. В качестве даров приносили ленточки и лоскутки материи, монеты и специально изготовленные куколки. Подражая криками птиц, участники праздника приглашали всех к общей трапезе. После пиршества устраивали игры и танцы. С тех пор Вороний день является одним из самых почитаемых праздников на Севере. Ворона - первая птица, которая прилетает на Север после долгой зимы, когда ещё лежит снег. Поэтому и отношение к ней особое. Ворона - предвестница весны. Первые ручьи, первые проталинки, первые ростки, первый сок на берёзах, первые оленята на стойбище - всё это весна! Не случайно у народов ханты и манси есть такая поговорка: “К нам ворона весну приносит”.

У северных ханты в этот день обычно с раннего утра жители стойбищ едут в гости или сами принимают гостей. Царит приподнятое настроение, женщины хлопочут по хозяйству, готовят угощение, варят «соломат», мясной суп. Хозяева выставляют на стол самые лакомые блюда, которые обычно берегут для угощения уважаемых гостей. В этот праздник мужчине нельзя брать в руки топор, а женщине – иголку.


Из священных лабазов и нарт достают личные, семейные, родовые фигурки духов (лунх), которых угощают кровью и жиром жертвенного животного и обряжают в новые одежды. На праздник приходят с лоскутами ткани, в которые завязывают монеты, которые потом с пожеланиями родным и близким здоровья и добра, удачи и счастья привязывают на ветки священного дерева: у мужчин и детей – это кедр, у женщин – береза. Хозяева дарят гостям подарки: женщинам – платки или отрезы из сукна, мужчинам – рубашки, яркие завязки для кисов, детям – всевозможные гостинцы. После праздника все на прощание обязательно кланяются священному дереву, трижды поворачиваясь вокруг собственной оси по ходу Солнца.

У северных народов есть несколько традиционных праздников, посвященных животным и птицам как символам природных явлений или свойств характера: это и Проводы Лебедя, и праздник Трясогузки, и Медвежий праздник.

Начало весны праздновали многие народы Сибири, но у хантов и манси этот праздник имеет ряд характерных особенностей. По мнению хантов и манси, "вороны приносят весну". Это представление связано с особенностями поведения этих птиц. Они первыми прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, как бы пробуждая саму природу. В представлениях и обрядах обских угров вороны выступают также покровительницами женщин и детей. В вороньей песне, записанной на С. Сосьве есть такие слова: "С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся, долгоживущие мальчики пусть родятся!"

По представлениям аганских хантов, ворона радуется рождению человека. По их обычаям, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые ребенку уже не нужны. Поэтому мокрый цап (стружки из мягкой древесины, которые насыпались в люльку) из детских люлек складывали в одно место на окраине селения под пеньком. И ворона, прилетев с юга, в холодные дни садилась на эти теплые стружки – лапки свои грела. Ведь она прилетала первой, в апреле, когда
оттепели сменяются заморозками, и у нее мерзли лапки. Садилась на теплые стружки и говорила: "Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки" Кроме того, у аганских хантов покровительницами женщин выступали две вороны. Женщины хранили их изображения, изготовленные отцом или старшим братом и забирали с собой, когда выходили замуж и переезжали в новое жилище.



Рассказать друзьям