Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка. Влияние обучения изобразительному искусству на развитие личности старших дошкольников

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Детский сад «Акбота», Усть-Каменогорск

Мир прекрасен и удивителен для того, кто умеет смотреть!

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества.
Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества.
Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Наиболее благоприятным методом для творческого развития является игра и изобразительная деятельность, так как именно в них проявляются разные стороны развития ребенка.

Изобразительная деятельность детей
Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного «из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики». Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон:
- как происходит возрастная эволюция детского рисунка;
- анализ связи умственного развития и рисования;
- связь между личностью ребенка и рисунком.
В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации.
Изобразительная деятельность требует согласованное участие многих психических функций. В процессе рисования координируется конкретно–образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно–логическое, за которое ответственно левое полушарие.
Чем наблюдательней ребенок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора.
Взрослым, которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребенка и хотят помочь ему, прежде всего, необходимо понимать, как рисует ребенок, и почему он так рисует.
Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе – большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразные события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.

Среди детей можно встретить два типа рисовальщиков:
А) наблюдатель;
Б) мечтатель.

Для наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни.
Для мечтателя – образы сказок, образы воображения.
Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам не требуется. Разумеется, это не так. Проявление интереса взрослых к рисунку ребенка и некоторые суждения о нем не только поощряют его к дальнейшей работе, но и помогают ему понять, в каком направлении он должен и может усовершенствоваться в работе над рисунком.

Этапы развития детского рисунка подразделяются на стадии:
- каракулей;
- предметного рисования;
- правдоподобных изображений – от человека к его окружению.

Творческая деятельность.

Влияние изобразительного искусства на творческую личность ребенка
Творчество – еще один из важных видов культурно–досуговой деятельности ребенка.
Творческая деятельность – форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей.
Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, целостность восприятия и т.д. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Творческая деятельность ребенка не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно. Дети от природы любознательны и полны желания делать что–то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку творчески проектировочную среду. Кроме этого педагогу нужно уметь:


1) не мешать ребенку творить;
2) быть рядом с ним в этом процессе;
3) принять и понять его;
4) довериться ребенку в минуты творческого поиска;
5) самому быть творцом;
6) бережно относиться к результатам детского творческого труда.

Н.П. Сокулина пишет, что развития художественного творчества невозможно без эстетического освоения действительности, под которым понимается эстетическое восприятие, переживание, оценка.
Развивать творческую способность детей можно средствами изобразительного искусства по-разному. Одним из важных условий развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной деятельности и декоративного рисования техник. В каждом случае выбор художественного материала должен быть обусловлен конкретной задачей. Сначала педагог предлагает детям тот или иной художественный материал.
Использование разнообразных художественных материалов, применение смешанной техники (акварель с белилами, сочетание рисования восковыми мелками и акварелью, рисунок поролоном, сочетание пастели и акварели) не только позволяет детям добиваться большой образной выразительности, но и содействует художественному творчеству. Воображение в художественной деятельности имеет несколько уровней проявления и, соответственно, может и должно формироваться на разных уровнях.

Первый – самый простой, и поэтому именуемый часто поверхностным, уровень методик, построенных на базе использования основных приемов творческого воображения.

1. Агглютинация (от греч. – склеивание). Крупные части разнородных объектов соединяются, склеиваются вместе, и получаются с новыми, ранее небывалыми, необычными свойствами. На основе этого приема можно разработать много интересных творческих заданий. Например, попросить детей, соединяя части разных животных, «сконструировать» новое, несуществующее животное, с необычными, новыми свойствами. Сначала его надо придумать, затем нарисовать и только потом дать этому животному название. Все эти три этапа требуют творческого подхода.

2. Аналогия. С визуальными аналогиями мы имеем дело практически постоянно. Разнообразные объекты, не имеющие строго заданной природной формы (такие облака, падающие тени, пятна, краски).
Детей следует учить искать аналогии во внешних очертаниях разных объектов. Так, например, на прогулке можно дать задание детям понаблюдать за облаками – на что они похожи. Следует фиксировать идеи каждого ребенка.
В качестве исходного материала для подобных занятий в дальнейшем могут служить самые разные предметы и явления: тени, блики, узоры на ковре, или на стекле. Например, детям предлагаются другие специальные задания карточки, на которых содержится сложные по форме и цвету фигуры. Задача – найти как можно больше аналогий с реальными изображениями (на что похоже).
В определенных случаях и преувеличение, и преуменьшение выступают как приемы творческого воображения. Таким путем можно наглядно продемонстрировать детям пример рисования карикатур, сказочных персонажей, героев мультфильмов.

3. Акцентирование – умение подметить и выделить, подчеркнуть главное – еще один из приемов творческого воображения.
Задания для развития могут быть следующими:
- рассказать о самых характерных особенностях Деда Мороза, Бабы Яги, Колобка, рисуя их портрет, изображают эти черты;
- нарисовать героя своей любимой сказки.

4. Типизация – самый сложный прием творческого воображения. Задача создания типичного образа – подлинно художественная задача, но работа в данном направлении с детьми рассматриваемые нами образы крайне затруднены. Однако на определенном уровне с помощью специальных заданий эту, еще не раскрывшуюся в силу возрастных особенностей способность, можно развивать.
Задание: сложив листок цветной бумаги определенным образом, вырезать с детьми «снежинки». Конкурс – чья «снежинка» больше всех похожа на настоящую.

Помимо основных приемов творческого воображения, неплохо использовать и другие. Например:
- монотипия;
- коллаж;
- витраж и многое другое.

Игры в изобразительной деятельности
Проблема детской игры в настоящее время – одна из самых важных в организации жизни детей в дошкольном учреждении.
Наиболее эффективными формами работы с воспитателями и специалистами детского сада, на наш взгляд, являются:
- Подвижные игры;
- Театрализованные игры;
- Игры с бумажными куклами;
- Сюжетно – ролевые игры;
- Дидактические игры.

Здесь учитываются умения и навыки детей. Для усвоения детьми способов воспроизведения действительности в игре используются обучающие игры. Они должны содержать элементы новизны, вводить детей в условную ситуацию.
Изобразительная деятельность, естественно, связывается с игрой через игрушку. Предложение нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить игрушку вызывает радость у детей всех возрастных групп.
Игровая форма занятия, которые педагоги проводят на уроках, вне урока захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию.
Хороши и увлекательны занятия, которые способствуют развитию творческих способностей, художественного воображения и вызывают интерес к сотворчеству со взрослыми и другими детьми.
Занятия включают:
1) рисование пальчиками;
2) рисование штампиками;
3) рисование ладошкой;
4) рисование (гуашевыми и акварельными) красками;
5) аппликация (коллаж), аппликация из остатков воздушных шариков;
6) витраж;
7) лепка;
8) варежкин театр;
9) говорящие монеты;
10) картинки из шелухи, природных материалов.

На сегодняшний день существует широкая палитра цветов. С их помощью можно воплотить в жизнь любую задумку. Расширить границы дозволенного поможет аквагрим – рисунок, который наносится на кожу с помощью краски, специально изготовленной из натуральных красителей, совершенно безопасной для кожи. Ребенок от этого получает массу впечатлений. Какие эмоции будут у ребенка, когда, посмотрев в зеркало, он увидит, что превратился в беленького зайчика, милого котенка, супергероя из любимого мультфильма. И, конечно, тесная связь идет между уроками ИЗО и музыкальным воспитанием. Восприятие музыки – это самый сложный вид творческой деятельности, который помогает добиться желаемых результатов в элементарном музицировании и в творчестве детей.
На фоне музыки можно вызвать эмоциональные переживания.

По мнению многих авторов, семья самый первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребенка, ведь именно в семье перед ребенком впервые открываются двери в огромный и удивительный мир, и конечно, для того чтобы ребенок был творчески развитым и всесторонним, родители должны быть в тесной связи со специалистами, педагогами, воспитателями и включаться в живой процесс взаимодействий «ребенок – родитель – специалист».

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арттерапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую–либо проблему, наиболее удобную для психики ребенка способом. Арттерапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько, насколько ребенок готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает того, что с ним происходит.
Особое внимание можно уделить проблеме разрешения, переживания страхов.
Страхи теряют силу, когда мы смотрим им в лицо. Это сложно сделать взрослому человеку, а ребенку почти невозможно в большинстве случаев. Здесь на помощь приходит изотерапия, которая позволяет наиболее безболезненным способом вынести на физический план страхи, переживания, которые могут глубоко лежать в сознании или даже в бессознательном. Творчество рассматривается как средство максимального самовыражения, позволяющее ребенку проявить себя ярче, чем в письме и речи.

Занятия на уроках рисования пальчиковой живописью – это тот случай, когда цвет можно потрогать руками, что способствует развитию детской фантазии и тонкой моторики рук, такой процесс рисования обостряет ощущения и стимулирует действия. Рисование пальцами дает огромный опыт и развивает ребенка, так как ни чем не ограничивает его в выражении своего настроения и эмоций.
В результате «художественных упражнений» пальчики хорошо тренируются, дети получают богатую гамму тактильных ощущений, стимуляция которых способствует развитию речи и мышления.

Вся работа строится на следующих принципах:
- от простого к сложному: предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно–образная память, чем словесно–логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
- принцип индивидуализации – обеспечивает развитие каждого ребенка с учетом его типологических особенностей и уровня актуального развития;
- связь обучения с жизнью: дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание

Благодаря занятиям по рисованию с использованием различных форм художественной экспрессии, складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в творческой деятельности. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. Понятно, что не каждый ребенок станет профессиональным художником, скульптором, но в целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.


Таким образом, на становление творческой личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов оказывает влияние изобразительное искусство.

Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая изобразительно–выразительными навыками, дети приобщаются к творческой деятельности. Они получают возможность вполне передавать образы предметов и явлений окружающей деятельности.
Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценки действительности. При самостоятельном выборе нахождении и обработке формы ребенок становиться мужественным, искренним, развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение, и позднее вкус. Тем и будет обеспечен подход к красоте.
Как показывает практика, многие вопросы творчества возникают не столько от отсутствия соответствующей изобразительной грамоты, сколько от неумения распорядиться своими способностями. Считается, что все дело в «умении рисовать», но важнее – правильное отношение к творческой деятельности. Часто решение этих проблем лежит в психологической плоскости. То есть, не потому не можем рисовать, что «не умеем», а потому, что составлено неправильное представление о том, какой должна быть работа. Таким образом, задача педагога в том, чтобы развивать художественные способности ребенка, а, следовательно, и творческие способности. Занимаясь развитием творчества, педагог не только развивает воображение, фантазию, избавление от страхов, выплескивание эмоции, но также посредством творчества развивается мелкая моторика и координация движений пальцев рук, что находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. На уроках лепки, рисования, аппликации движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие.

Изобразительное искусство было очень важным для человека даже в тот момент, когда он не умел говорить - в пещерах, на скалах мы четко различаем фигурки человечков, животных, орудий труда. Художники во всем мире уже давно научились переносить реальность на бумагу, а вот малыши по мере своего развития все также начинают с этих человечков с ручками-ножками в виде палочек. По рисункам ребенка можно увидеть, как растет, как развивается, как понимает этот мир маленький человечек.

Рисунок растет вместе с ребенком

Настоящими художниками вырастают лишь единицы, но в детстве практически у всех было желание рисовать, водить фломастерами или карандашами по белому листу, по обоям, невпопад раскрашивать раскраски. Всё это происходит благодаря тому, что ребенок стремительно развивается - его зрение, восприятие, мелкая моторика рук, умственное развитие. И в зависимости от возраста и этапа развития малыша можно видеть эволюцию его рисунков.

Незамысловатые каракули

Когда ребенка начнут интересовать такие предметы, как карандаши и ручки, нужно быть бдительным и стараться не отходить от ребенка далеко, всегда держать его в поле зрения. Малышу примерно в 2-х летнем возрасте еще сложно хорошо удерживать предметы в руке, и он может карандашом или ручкой соскользнуть с листа или же просто играясь, тыкнуть остриём предмета себе в глазик или в носик. Поэтому, мамочки, будьте бдительны!

Первые шаги в изобразительном искусстве будут самыми обыкновенными каракулями, ведь малыша не заботит ни форма, ни конечный результат - сейчас для него главное сам процесс. Причем ему даже не столь интересно как из-под карандаша получаются линии, сколь процесс движения этого предмета в его руках. Хаотичные линии, спирали, испещренный каракулями листок - это действительно первый шаг вашего ребенка в изобразительном искусстве.

Очень важно в этом возрасте не отбить у ребенка охоту рисовать, но сделать это очень сложно, поскольку фантазия малыша не имеет границ, и он никогда не остановится на обычном листе бумаги - его интересуют и обои, и стены, и пол, и даже поверхности стола, малыш будет рисовать на всем, что попадется в данный момент под руку. Кричать, ругать за это не стоит, поскольку именно родители должны были предоставить малышу безграничное пространство для творчества: когда малыш еще находится в утробе матери, желательно поклеить недорогие обои во всей квартире, чтобы потом их не жалко было переклеивать года через 2–3 после рождения маленького чуда.

На начальном этапе жизни ребенок не дает никаких точных обозначений своим рисункам - он просто водит карандашом по поверхности. Но чем старше он становится (примерно к 3-м годам), тем более осмысленны его движения, и постепенно он учится давать характеристику своим каракулям.

Теперь, прибежав к маме, ребенок расскажет, что вот эта каракуля - это папа, а рядышком - это мама. Конечно же, взрослому человеку сложно понять что-либо в этих линиях, но ребенку нужно верить и поддерживать его стремление. И пускай папа выглядит как несколько вертикальных черточек, а мама похожа на спиральный ураган, зато малыш уже осознанно не просто ведет линии, но и ассоциирует их с окружающим миром.

Почему так важна стадия каракуль?

  • Ребенок учится держать в руках тонкий предмет (ручку, карандаш, фломастер) и двигать им, что прекрасно развивает мелкую моторику ручек.
  • Малыш учится проводить не только линии, но и замыкать их, создавая формы.
  • Кроха старается закрепить в своем сознании некие образы и перенести их на бумагу. Это чрезвычайно важно в развитии ребенка, поскольку он начинает осознанно мыслить.

Схематические изображения

Ну, а когда ребенок уже познакомится с такими формами, как круг, квадрат, а про палочки знает уже давно, в арсенале его художественных навыков начнут появляться весьма узнаваемые, но еще схематические рисунки. Что рисовать легче всего? Человека и дом!

Человек - это «палка-палка-огуречик» , а дом - это квадрат с треугольником сверху. Именно так схематически (можно даже сказать «доисторически») ребенок начинает свою изобразительную деятельность. Искусство для детей в этом возрасте еще не имеет столь глубокого смысла, но им очень нравится, когда, наконец, в их рисунках люди узнают те или иные предметы. Так, излюбленным рисунком малыша практически всегда является солнышко-круг с лучиками-палочками, человек (но скорее всего несколько людей - мама, папа и ребенок) рядом с домиком. У человека ребенок обычно рисует глаза и ротик, но про уши, пальцы, нос и волосы он частенько забывает, не говоря уже об одежде. Сейчас малышу главное изобразить объект, а не детализировать его.

Пока что ребенок не сопоставляет размеры объектов и цвета - он все делает так, как хочется ему, а не так как нужно и есть на самом деле: солнце он может нарисовать синим или зеленым, а домик будет в 3 раза меньше папы или мамы. И это вполне нормальные навыки ребенка в рисовании. Но их нужно развивать, рассказывать, чем папин образ может отличаться от маминого (например, у мамы кучерявые белые волосы и она носит бантик, а у папы короткие черные).

Реалистические изображения

В детском саду или у каждого дома обязательно нужно проводить беседы об искусстве для детей, поскольку это развивает их как многосторонних личностей, воспитанных, культурно образованных. Те дети, которые стремятся к искусству, меньше подвержены негативному влиянию улицы.

Что нужно объяснять ребенку? Для начала расскажите ему, что можно рисовать одежду (пуговицы, галстуки, ремни), у каждого человека обязательно есть волосы и какая-то прическа, на небе кроме солнышка есть еще и облака, окна в доме могут быть с красивыми ставнями. Малыш все это видит сам, но у него еще, возможно, не хватает знаний и логики для воплощения реальности на бумаге. У каждого человека на руке 5 пальцев, на лице 2 глаза и 1 рот, 2 уха, 2 руки и 2 ноги - с этим малыш никогда не ошибется, хоть и считать еще не умеет, поэтому его познания в изобразительном искусстве нужно дополнять той информацией, которую он еще не осмыслил.

Теперь ребенку нравится не просто рисовать узнаваемые объекты, но и приукрашивать их, особенно если он рисует свою семью. Тех, кого малыш любит особенно сильно, он прорисовывает с особой тщательностью, делает силуэты большими, а те, кто ему не очень-то и нужен либо не будет изображен вообще, либо будет выглядеть как незаметный непрорисованный персонаж.

Психологи отмечают, что именно с 5-ти летнего возраста по рисунку ребенка можно определить его психоэмоциональное состояние, отношения в его семье, его наклонности и желания. Искусство для детей в этом возрасте играет роль показательную, поскольку ребенку может быть трудно сказать что-либо вслух. В рисунках малыша отображаются его мысли, и для дальнейшего развития полноценной личности нужно обращать внимание на то, что рисует ваш ребенок. Если его рисунки светлые, позитивные, то беспокоиться не о чем. Если же вы часто видите каких-то монстров на его рисунках, темную цветовую гамму, значит, с вашей крохой что-то не так - возможно, это последствие частых ссор в семье, а может родители развелись или в семье случилось несчастье, или ребенка постоянно ругают.

Правильные изображения

Если у человека от природы есть дар к рисованию, он проявится именно в дошкольном возрасте. Таким самородкам просто необходимо покупать книги по искусству для детей, особенно если родители не могут похвастаться художественной натурой. Многое даст ребенку энциклопедия для детей по рисованию, в которой искусство зачастую преподносится весьма доступно - показано, из каких геометрических частей состоит тело животного или человека, как правильно рисовать карандашом и красками. Если упустить этот момент и не развивать дальше у ребенка желание творить, он и во взрослой жизни будет рисовать домики в плоском пространстве, а люди так и останутся человечками-палочками.

Однако даже детей с не слишком выраженным художественным даром можно научить рисовать реалистичные объекты. Под влиянием учителей, правильных подсказок и систематическом обучении детский рисунок с каждым разом будет все совершеннее. Чем больше с ребенком заниматься, тем правильнее изображения у него будут получаться. Причем не у всех детей одинаково хорошо получается рисовать черно-белые картинки и цветные изображения - одни очень любят передавать свето-тени черным обычным карандашом, другие обожают рисовать яркие красочные картинки пастелью или акварелью. В этот момент важно дать ребенку самому выбрать себе «инструмент», делая некоторые подсказки. В этот момент ребенок почувствует себя ответственным, это придаст ему внутренних сил и уверенности в своих способностях, в своем выборе. Для развития полноценной личности очень важно не навязывать ребенку что-либо, а подводить его самого к определенным решениям.

Почему так важно изобразительное искусство в жизни ребенка?

Без музыкального слуха ребенку нечего делать в музыкальной школе, при чрезмерной стеснительности малышу будет очень трудно на театральной сцене, а вот рисунок подходит для любого малыша - в нём можно выплеснуть свои эмоции, для этого не нужны грандиозные умения, и это не менее увлекательно, чем играть со сверстниками в игры. Вот почему изобразительное искусство для детей играет такую важную роль.

Однако заставлять ребенка рисовать, насильно водить его в художественные кружки не стоит, ведь это отобьет у него любое желание погрузиться в мир эстетики и искусства. Помните, что рисование должно приносить радость самим детям, а не только вам.

Изобразительное искусство играет важную роль в развитии личности ребенка, поскольку:

  • Вырабатывается эстетический вкус малыша;
  • Улучшается мелкая моторика рук;
  • Ребенок становится более внимательным к деталям, учится из всего потока зрительной информации выбирать главные и второстепенные вещи;
  • Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста больше напоминает игру, где каждый хочет быть первым, нарисовать лучше, разукрасить ярче. Такие безобидные, но очень интересные игры воспитывают в ребенке стремление к первенству, к желанию сделать рисунок лучше, чем у других. А когда детей хвалят за их успехи, в следующий раз они будут стараться еще больше;
  • Маленькие художники учатся таким понятиям, как свето-тени, сочетание цветов, холодные и теплые цвета, оттенки, основные правила перспективы, оптические законы (удаление предмета к горизонту), идеальные пропорции тел и предметов. Как это может пригодиться в жизни? Во-первых, малыш будет еще на капельку умнее своих сверстников, что возвысит его на ступеньку вверх по образовательной лестнице. А во-вторых, применение этих законов в жизни будет весьма кстати в том возрасте, когда наши дети становятся самостоятельными и начинают подбирать себе одежду, правильно сочетая цвета и оттенки;
  • Рисунок - это дело не 5 минут, для него нужна усидчивость, терпение, стремление, настойчивость и желание довести дело до конца. А эти качества личности являются очень важными в последующей жизни;
  • Возможно, именно изобразительное искусство станет для ребенка главенствующим родом занятий во взрослой жизни. Кто знает? Может, именно ваш малыш станет именитым художником или реставратором, всемирно любимым скульптором или простым учителем рисования, который будет получать массу удовольствия от своей работы. Учите детей рисованию, и даже если вы не увидите шедевральных результатов, не опускайте руки, ведь изобразительное искусство для детей, как и для взрослых, полезно, прежде всего, для души и для морального удовлетворения, а удовлетворенная своими успехами личность априори не может быть несчастливой.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Гандера Мария Васильевна

ГБОУ г.Москвы Центр Образования №1678 «Восточное Дегунино»

Должность: воспитатель
Влияние обучения изобразительному искусству на развитие личности старших дошкольников.

Таким образом, нам удалось ярко пронаблюдать взаимосвязь овладения детьми практическими навыками и развитием их творческих способностей.

В течение года на занятиях по изобразительной деятельности, на прогулках, проводились систематические наблюдения над природой. Изменение природы отмечалось также и в течение дня. Вместе с педагогом дети рассматривали строение деревьев, кустарников, форму цветов и листьев, отдельных травинок. Дети сравнивали между собой однородные природные объекты, классифицировали, находили сходства и различия, проводили ассоциации по форме, по цвету, старались дать образное сравнение состоянию природы, делали простейшие выводы. Тем самым у детей развивались интеллектуальные способности, образное мышление, воображение, а также формировалось эмоциональное отношение к природе, развивалось целостное эстетическое видение природы.

Особое внимание в процессе изобразительной деятельности уделялось развитию колористических способностей у детей , так как цвет управляет нашими эмоциями, формирует отношение окружающему миру, влияет на самочувствие. В процессе работы с детьми из рисунков достаточно быстро ушел не соответствующий действительности цвет. Дети стали лучше замечать и использовать реальные цвета окружающих предметов. Применение в рисунках цветов, соответствующих объективной реальности, положительно сказалось на восприятии дошкольниками продуктов собственного художественного творчества.

Повторный мониторинг уровня развития изобразительных навыков детей, проведенный во второй половине учебного года после цикла занятий, посвященных изучению и изображению пейзажа, выявил значительные сдвиги в развитии творческой деятельности дошкольников в сторону улучшения. Наблюдался общий подъем уровня изобразительных способностей детей . У воспитанников исчезла внутренняя зажатость, неуверенность в действиях, «боязнь чистого листа» из-за страха потерпеть неудачу. Появилась увлеченность изобразительным процессом, проснулся непосредственный интерес к его результатам. Большинство детей более точно и детально стали передавать форму предметов, их строение и пропорции. Изменилась эстетическая функция цвета. Дети стали свободнее обращаться с общим цветовым решением, подбирать цвет по принципу соответствия реальным объектам окружающего мира. Появилась продуманность композиции. Дети чаще стали самостоятельно задумывать образ и стараться воплотить замысел в рисунке. Расширилось тематическое содержание работ. В свободное время дети стали гораздо чаще обращаться к возможностям изобразительной деятельности – рисованию (как карандашами, так и красками), лепке, аппликации, конструированию из бумаги (оригами). В изобразительной деятельности дошкольники стали проявлять творческий подход. Во многих работах появилась детальность решения художественного образа, оригинальность, композиционные и колористические находки.


Библиографический список.

  1. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008.

  2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2010.

  3. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования: учебное пособие к Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2007.

  4. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и педагогов. Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.

Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты.

Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование - это не только забава, но и творческий труд.

Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и педагогов. Существуют разные направления исследования детского рисунка. Современные исследователи акцентируют свое внимание на изучении возрастной эволюции рисунка ребенка, т.е. как рисунок меняется с возрастом ребенка; на психологическом анализе самого процесса рисования; на измерения одаренности посредством результатов изобразительной деятельности детей. Рисунок ребенка - всегда загадка. В нем отражаются его знания об окружающем мире: что он видит, слышит, все его чувства и переживания.

Педагоги и психологи отмечают, что дошкольный возраст - уникальный в своем роде период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению различных сфер окружающей действительности, в познании их, и сложно не согласится с тем, что умения нужно развивать именно в период дошкольного детства. Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движениями рук. Они развиваются в процессе деятельности, путем систематического обучения и постоянных упражнений.

Таким образом, единство зрительной и моторной координации для осуществления процесса изображения и выработки технических умений и навыков необходимо. Занятия изобразительной деятельностью способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. При создании образов дети используют прием антропоморфизации - одушевления предметов; поскольку часто встречается с ним при слушании сказок. Более сложным приемом, который используют дошкольники, выступает агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы, несоединимые стороны разных объектов. Смещение величины, приводящее к преуменьшению или преувеличению величины персонажей, приводит также к созданию оригинальных образов.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов - изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными. Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными, личностным смыслом.

«Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно- осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период до изобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности.

Вначале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д.

Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые.

Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения.

К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения - произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.


По определению психологии, познавательные процессы — это ощущение, мышление, память, восприятие, внимание и наблюдательность. Иными словами - все, что напрямую связано с сознанием. Познавательные процессы у человека развиваются всю жизнь, но активнее всего это происходит в детстве, особенно в первые десять лет. Основы зарождения творческой личности закладываются еще раньше - до 6 лет. Одним из наиболее полезных занятий является рисование, положительно влияя на развитие ребенка.

Рисуя, маленький человечек учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их. Рисуя, ребенок свободно выражает мысли, эмоции, ощущения. Он изображает свое индивидуальное отношение к окружающему, показывает, что для него главное, а что второстепенное.

Благодаря рисункам мы, взрослые, можем понять внутренний мир малыша. Этим хорошо пользуются психологи. Недаром большинство психологических тестов для детей проводятся посредством рисования или идентификации конкретных образов.

Как именно рисование влияет на разные стороны развития ребенка?

Влияние на интеллект

В дошкольном возрасте мышление ребенка образно. Чем больше новых образов он создает, тем лучше в дальнейшем развиваются интеллектуальные способности и мыслительные операции. Сильнейшим стимулом развития в это время является творчество. От того, как мышление развивалось в период оперирования образами, зависит его готовность к следующему, логическому, этапу.

Уникальное свойство человеческого мышления - креативность - развивается в детстве, в творческой деятельности. Рисование позволяет ребенку создавать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Поиск ассоциаций и генерация образов - отличная тренировка ума, с успехом заменяющая любые методики раннего интеллектуального развития.

Влияние на фантазию и воображение

Рисование развивает воображение - способность мысленно представлять зрительные картины. Благодаря этому человек может перерабатывать прошлый опыт и создавать новые связи между полученными образами. Чем больше таких связей образуется в мозгу, тем лучше развивается мышление.

Фантазия нужна будущему взрослому - она позволяет человеку делать смелые предположения, изобретать и создавать принципиально новое. В рисовании она развивается очень хорошо, поскольку ребенку нужно детально продумывать образ до того, как он сможет его изобразить.

То, что ребенок способен перенести на бумагу, не передает всего воображаемого им мира. Именно поэтому дети часто видят в своих рисунках больше, чем нарисовано, - они фантазируют, придумывая различные истории о своих картинках. Родителей не должно раздражать такое «фантазерство»! Эту способность нужно поддерживать, не становясь скучным занудой, указывающим ребенку на несоответствия между выдуманным образом и неумелым рисунком. Наоборот, лучше включиться в игру и попытаться «увидеть» превращения образа.

Влияние на развитие речи

Еще до того, как ребенок начнет изображать что-то конкретное, он уже «рассказывает» о своих каракулях и видит в них знакомые образы. Во время рисования дети часто комментируют то, что изображают, и рисунок становится живой картинкой - драмой, персонажи которой разыгрывают представление.

Родителям стоит внимательно слушать рассказы ребенка и задавать наводящие вопросы, интересоваться героями, сюжетом, деталями. Проговаривание во время рисования («сейчас я возьму белый, потом розовый, добавлю водички») помогает ребенку осознавать свои действия и лучше их координировать.

В свою очередь, речь влияет на рисунок: исследователи детского творчества утверждают, что «молчаливое» рисование развивается менее интенсивно, образы в нем беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь.

Влияние на развитие восприятия

Восприятие в детском возрасте еще несовершенно, и рисование стимулирует его развитие, заставляя малыша изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Во время рисования тренируется умение наблюдать и анализировать объект, - очень полезное для развития мышления.

Нетрадиционные техники рисования

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Иногда они очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи вызывают раздражение или разочарование. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Поэтому необходимо использовать такие техники рисования, которые создадут ситуацию успеха у детей и сформируют устойчивую мотивацию к рисованию .

Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Данные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.

На занятиях с использованием нетрадиционных техник у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность, ребенок экспериментирует. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации.

К нетрадиционным техникам относятся:

  • рисование пальцами по бумаге картону и проч. материалам;
  • рисование по стеклу;
  • роспись ткани;
  • рисование мелом по бархатной бумаге;
  • роспись камней, кружек и других предметов;
  • рисование ватными палочками, зубной щеткой и прочими подручными предметами;
  • рисование по песку и рисование песком...

Список можно долго продолжать, т.к. рисовать можно многими предметами и материалами по еще большему количеству предметов и материалов. В данном вопросе мы предлагаем вам, дорогие родители, проявить уже свои фантазию и изобретательность и подключить ребенка к придумыванию того, "на чем бы и чем нам с тобой еще порисовать"? Дерзайте и у вас все получится!

Как приготовить краски самостоятельно

Даже совсем маленькие дети могут рисовать красками, если эти краски пальчиковые (ребенок макает палец в краску и рисует пальцем). Родители могут самостоятельно приготовить безвредные краски для детей.

Для этого понадобится:

2 чашки комнатной воды;

3 столовые ложки сахара;

- ½ чашки крахмала из кукурузы;

Пищевые красители.

Все, кроме красителя, необходимо смешать и на тихом огне варить 15 минут, затем охладить, разлить по небольшим емкостям и добавить пищевые красители.



Рассказать друзьям