Веселый сценарий праздника кузьмы да демиан в. Развлечение в старшей группе детского сада

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки»

Хозяйка : Ну вот и всё готово.

Лиза : И в избе прибрано, чисто и красиво.

Катя : Вот и славно, скоро к нам гости придут.

Лиза : А зачем они к нам придут?

Под музыку входят девочки с узелками

1-ая девочка : Здравствуй, хозяюшка, принимай угощеньице.

Лиза : Девицы-красавицы, зачем вы к нам пришли?

2-ая девочка : На посиделки.

Катя : А что вы умеете делать?

3-ая девочка: В «Дрёму» играть.

Игра в «Дрёму».

4-ая девочка: Хозяюшки, расскажите про праздник «Кузьминки».

Хозяйка : 14-го ноября по народному календарю – День Кузьмы-Демьяна – это праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили:»Кузьминки – об осени одни поминки». Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна покровителями кузнецов и женщин рукодельниц. Святые и сами были кузнецами: они ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. Но и в других ремёслах призывали в помощь святых братьев. Со временем два брата слились в один образ, и день их памяти в народе назвали по имени одного из них – «Кузьминки».

Лиза : Кузьминки – курьи именины, курячий праздник. В этот день едят кур, цыплят, и строго следят за тем, чтобы косточки не ломались во время еды, а то куры будут уродливые.

Катя : С Кузьмы-Демьяна женщины принимались за зимнюю пряжу, обращаясь к святым, просили помочь, чтобы не отставать в работе от тех, кто начал её раньше: батюшка, Кузьма-Демьян! Сравняй меня, позднюю с ранними.

Хозяйка : На Кузьминки девушки снимали избу, устраивали посиделки и приглашали парней. Девушки варили свою «ссыпную» кашу и устраивали пиршество.

Лиза : К вечеру изготавливали чучело Кузьки: набивали соломой штаны и рубаху, приделывали к ним голову, опоясывали чучело кушаком, обували в старые лапти. И усаживали посреди избы.

Катя : Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали игры. После завершения праздника чучело выносили из дома, клали на носилки или в корыто и неси за околицу. Там чучело раздевали, раздёргивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.

Хозяйка : Ну что ж, девицы-красавицы, за работу принимайтесь.

Звучит музыка «Прялицы».

(Девушки садятся, начинают «работать», одна девочка не работает, ходит и смотрит, как работают другие).

Хозяйка : А ты, Катюша, чего же не работаешь?

Катя : А я всё сделала!

Лиза : Не верьте ей, схитрила она! Из дому полное веретено принесла! Смотри, Катюша, за твою хитрость накажет тебя Кикимора.

Катя : Как это?

Хозяйка : А вот одна девушка на посиделках ленилась, кудель не допряла, вернулась домой, да и спать легла.

А утром встала и видит: вся кудель испрядена, да так криво, толсто.

Она и спрашивает: «Мамонька, кто это сделал?» А матушка ей отвечает: «Это, видимо, кикимора тебе помогла!»

Катя : Подумаешь!

Хозяйка : Ах ты, лентяйка! А ну, девушки, запевайте!

(Девушки поют, водят хоровод вокруг Кати, та старается вырваться из круга: «Девочки, ну не смейтесь!», затем закрывает лицо руками).

Пряла наша Катя куделю маленько.

Куделю маленько, ни толста, не тонка.

Ой, Катя, наша Катя, ой, да Катерина! – 2 раза

Ни толста, ни тонка, ростом с оглоблю.

Ой, Катя, наша Катя, ой, да Катерина! – 2 раза

Катя : Девушки, не смейтесь! Я не буду больше лениться.

1-я девочка : Да-а-а-а, а у меня не получается!

2-я девочка : И у меня-а-а-а! Над нами тоже смеяться будут!

3-я девочка: И Кикимора накажет!

Хозяйка : Не плачьте, девочки. Я вас научу, лучше других будете шить да вышивать. Давайте попросим Кузьму и Демьяна: Батюшка, Кузьма-Демьян, сравняй меня, позднюю, с ранними!

(Дети повторяют).

Песня «Прялица»(Приложение №1). Под музыку «Во кузнице» входят мальчики.

Костя : Здоровья вам! Нужны ли мы вам?

Илья : Когда надо вам - привечайте нас!

Дима : А не надо вам – прогоняйте нас!

Настя : У нас гостики во дому, словно солнышко в терему.

Ира : Дорогие гости, счастья вам! Просим жаловать в терем к нам!

Костя : Мальчики здесь? (Дети хором – Здесь!)

Ира : Девочки здесь? (Дети хором – Здесь!)

Костя : Можно и хоровод завесть!

Илья : Ох и развесёлый вы народ!

Дима : Становись-ка в хоровод!

(Хоровод «На Кузьму-Демьяну»(Приложение №2))

Хозяйка : А после такого хоровода и не грех поиграть в бояр.

(Игра «Бояре» (Приложение №3))

После игры дети встают в хоровод.

Хозяйка : Ишь ты, вы все себе пары выбираете, а про нашего Кузьму забыли. А ведь сегодня его праздник! (Выносит куклу Кузьку). Давайте его повеличаем.

(Все (и взрослые, и дети), стоя в хороводе поют песню «Милый наш Кузюшка» (Приложение №4), а Кузьку носят по кругу. В конце песни чучело «падает»).

Милый ты наш Кузюшка!

Мы тебя славим.

Мы тебя славим.

В хоровод поставим.

Мы тебя встречаем,

Тебя величаем!

После того, как кукла упадёт, хором поют:

Распрощаемся с тобой.

Ты иди на покой!

Хозяйка : Ох, упал, родимый. Знать, осени конец!

Лиза: Пришли Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой увели, дорогу зиме вымостили.

Катя : Ох, разлюбезные наши гостики! Пришла пора проводить нашего желанного батюшку!

Все: Прощай, Кузюшка!

До новой Осени!

До нового урожая!

(Чучело Кузьмы уносят).

Дима : А теперь спляшем напоследок! Посмотрите, как у нас-то в мастерской!

(Пляска-песня «Посмотрите, как у нас-то, в мастерской» (Приложение №5))

Хозяйка : За такое веселье наше вам почтенье!

Лиза : И ждёт вас вкусное угощенье!

Катя : Всем вам, и мастерам, и рукодельницам, и вам, гости дорогие, желаем успеха да радости, смеха да веселья. До свидания!

Цели : познакомить с традициями народного праздника Кузьминки, раскрыть широту русской души, умение народа работать и отдыхать, воспитывать доброе отношение к народным традициям, любовь к народной культуре.

1-й ведущий.

Что за славный денёк,

На бугре солнцепёк,

Собирайся, народ, у ворот!

Петь, шутить, хороводы водить,

Весну красную веселить!

2-й ведущий. 14 ноября издавна считался на Руси праздничным днём. Его именовали Кузьма-Демьян. А ещё в народе этот день называли Кузьминки.

Кузьминки - мол, об осени поминки.

Кузьминки - встреча зимы...

В этот день и молодёжь и дети - все примечали, какой будет погода. Немало народных примет было связано с этим днём.

1-й ведущий. Вот, например, если на Кузьму-Демьяна лист останется на дереве, то другой год будет морозным.

Снег на Кузьминки обещает будущей зимой большой разлив.

А вы, ребята, знаете ещё народные приметы, связанные с этим праздником?

Дети из зала приводят примеры народных примет. Раздаются звуки балалайки, появляются Фома и Ерёма.

Фома и Ерёма.

Здрасьте. А вот и мы оба,

Фома да Ерёма.

Фома. Потешки услыхали, к вам прибежали.

Вместе . Мы ребята удалые, озорные.

Фома . В общем и в целом прекрасно живём.

Ерёма . А ну, Фома, присядем у ворот да потешим народ.

Фома . Нынче вам расскажем в лицах весёлые небылицы. (Садятся.)

Ерёма (толкает Фому). Начинай.

Фома.

Нет, ты начинай.

Оба вместе начнём, а вы подпевайте.

Фома и Ерёма, имитируя игру на балалайке, исполняют «Небылицы».

Фома. Вы послушайте, ребята, чепуху мы будем петь.

Ерёма. На дубу коза пасётся, в бане парится медведь.

Здорово, здорово у ворот Егорова.

А у наших у ворот всё идёт наоборот.

Фома.

Рано утром вечерком, поздно на рассвете,

Баба ехала пешком в ситцевой карете.

Все . Здорово...

Ерёма.

А наш дедушка Иван посадил кота в карман,

Котик плачет и рыдает, громко дедушку ругает.

Фома.

На заборе чепуха жарила (варила) варенье,

Куры съели петуха в это воскресенье.

Ерёма.

Сидит ёжик на берёзе, новая рубашечка,

На головке сапожок, на ноге фуражечка.

Фома. Черти вилами поели из баранины уху,

Не пора ли нам, ребята, кончить эту чепуху.

Фома и Ерёма кланяются и убегают со сцены.

1-й ведущий . Кузьма и Демьян - большие искусники, они покровители всех ремесел: кузнечного дела и женского рукоделия.

С Кузьмой и Демьяном женщины принимались за зимнюю пряжу и при этом обращались к святым, прося помочь им не отстать от подруг, от тех, кто начал работу раньше.

Вот так: «Батюшка Кузьма-Демьян, помоги, сравняй меня позднюю с ранними»...

2-й ведущий. Кузьминки повсюду слыли больше девичьим праздником. Что это значит?

В некоторых местах существует по сей день обычай, по которому девушка-невеста считается в день Кузьмы-Демьяна первой хозяйкой всего дома.

Она сама готовит богатые кушанья и гостей угощает.

Молодёжь в эти дни не ограничивалась чаем, за рукодельем девушки пели песни.

На сцену выходят девочки в русских сарафанах с различным рукодельем в руках, рассаживаются по лавкам и начинают петь «Пряху».

Молодая пряха у окна сидит.

Молода, красива, карие глаза,

По плечам развита русая коса.

Русая головка, думы без конца,

Ты о чём мечтаешь, девица-краса?

В низенькой светелке огонёк горит,

Молодая пряха у окна сидит.

1-й ведущий. Кузьма и Демьян - праздник кузнецов. В народе рассказывают, что святые были кузнецами и за работу денег не брали ни с кого, отчего и прозвали их бессеребренниками.

2-й ведущий . В уезде Вологодчины полагали, что Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, просили только, чтобы хозяева их накормили кашей, поэтому ещё их называют «кашечниками».

3-й ведущий. В Курской губернии наряду с кашей крестьяне считают необходимым бить 14 ноября трёх куренков и есть их утром, в обед и вечером, чтобы птица водилась.

Трапеза в этих местах всегда сопровождалась молитвой.

1-й ведущий. Следуя старинным народным традициям, мы решили в этот день отведать кашу различную и похлебать куриной лапши. Так и поступили. Но сначала с рецептами ознакомились.

Каждый класс представляет на сцене свою кашу, расхваливая её.

2-й ведущий. А какой же праздник без русских удалых частушек?

На сцену выходят мальчики и девочки, одетые в русские сарафаны и косоворотки, и исполняют частушки.

На весёлое гулянье

Я пришёл без ремешка.

Девяносто песен знаю,

Ещё дома полмешка.

Полотенце вышивала

Петухами, утками.

Я миленка поджидала

Часами и минутками.

Ехал Ваня на баране,

Нова дудочка в кармане.

Ваню бабушка любила,

Кашей масляной кормила.

На окошке два цветочка -

Голубой да аленький.

Я (мальчишка) парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Я частушек много знаю

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Я плясал на три ноги,

Потерял я сапоги.

Оглянулся я назад -

Сапоги мои лежат.

Мы пропели, что сумели,

Поплясали от души.

Выходи на круг, кто смелый,

Пой погромче и пляши.

Повторяют и вызывают детей из других классов петь частушки.

Вход под русскую народную песню «Ой, стога, стога!»

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие!

Ведущий: Желанные, долгожданные!

Ведущий: На осенние посиделки приглашаем вас! (поклон)

Ведущий: Ноябрь за окном, месяц студёный, с долгими тёмными вечерами, да грудами замёрзшей земли. Не зря в народе называли этот месяц - Грудень.

Ведущий: Хоть и осень за окном, ноябрь в самом разгаре, а на Руси отмечают первый зимний праздник - Кузьминки.

Ведущий: 14 ноября - по народному календарю, день Кузьмы и Демьяна. Они считались покровителями ремесленников и лекарей. Ещё их называли кашниками, они кашу любили. В этот день дочки становились хозяйками в доме, кушать готовили, гостей угощали. Собирались в одной избе и сказки рассказывали, хороводы водили, песни пели, в игры играли. А что вы хотите игры, сказку или выберете пляску?
Это праздник встречи Зимы и проводов осени. Раньше говорили: « Кузьминки - об осени одни поминки». Вот и мы сегодня попрощаемся с осенью.

Лиза: Осень мы прощаемся с тобой!
Это праздник увяданья.
Рощ, полей, лугов, садов
Это с осенью прощанье,
Ожиданье холодов!

Никита: Какая хмурая погода,
То дождь, то слякоть во дворе
И кажется сама природа
Грустит о чём-то в ноябре!
Ведущий: Давайте попрощаемся с осенью и споем для нее песню «Дождик».
Игра «Собери листочки»

Ведущий: В этот праздник накрывается праздничный стол. А какой? Расскажут дети.

Ведущий : Ой, богат стол сегодня будет!

1: Тут и каша, и лепёшки! Миша

2: И пироги, и яички! Рома

А вот, и курничек вас дожидается. На Кузьму – Демьяна всегда курники пекли.

Ведущий : Да, Кузьминки – куриные именины! самое главное было блюдо из курицы. Поэтому этот день ещё называли куриными именинами. Собирались в одной избе и сказки рассказывали, хороводы водили, песни пели, в игры играли.

Как этот праздник наступает,
Весь народ гулять идет.
Очень весело, с задором
Песни русские поет!

Ведущий И не только песни поют, а еще и пляшут, сказки рассказывают и играют.

Милана: Что за славный денек?

Собирайся, куманек!

Будем шутки шутить,

Да гостей веселить.

Предлагаем вам поиграть в игру «Золотые ворота».

Ребенок: Праздник этот ремесла, домашнего очага, праздник не безделья, праздник рукоделья.

1: Прялка не бог – а рубаху даёт.

2: Не ленись прясть – хорошо оденешься.

3: А как шили - вышивали,

Так и песню напевали.

Пели, правда, от души,

Но и песни хороши.

Ведущий: Приглашаем вас на веселую пляску.

Пляска под русскую народную песню

Ой, святый Кузьма – Демьян

Приходи на праздник к нам.

Приноси веселье

Детям угощенье!

Ведущий:

Вот и промчались наши посиделки.

За такое веселье – наше почтенье!

И ждет вас вкусное угощенье!

Гости дорогие! А мы ведь не можем просто так расстаться, не подарив угощенье.

Ведущий: Вот настал момент прощаться, Андрей Х

Будет краткой наша речь.

Говорим вам – До свиданья,

До счастливых, новых встреч!

Татьяна Александровна Фролова
«Кузьминки». Сценарий фольклорного праздника для детей подготовительной к школе группы

Фролова Татьяна Александровна, музыкальный руководитель

учреждения «Детский сад № 106 ОАО «РЖД». г. Мичуринск

Цель: Воспитывать чувство гордости за русский народ, формировать патриотические чувства.

Задачи: -знакомить детей с календарно-обрядовыми праздниками;

Пробуждать интерес к народному искусству и желание нести людям радость, добро, хорошее настроение.

Участники: дети подготовительной к школе группы, ведущий, гости.

Материалы: фонограммы музыкальных произведений: р. н. п. «Светит месяц», «Во деревне то было, в Ольховке», «Барыня», деревянные ложки – 16 шт. ; клубочки ниток – 3 шт., туесок для скороговорок, русские народные костюмы по количеству детей; русский народный костюм для ведущего (взрослый).

Место проведения : музыкальный зал. (Зал оформлен в русском народном стиле. У центральной стены стоит дом, колодец. Возле окна и у противоположной стены - столы, накрытые скатертью. На столах деревянная посуда, самовары, пряники, баранки, пироги, яблоки. Дети одеты в русские народные костюмы, свободно заходят в зал и садятся на стулья к столам)

Ход праздника.

На середину зала выходит ведущий в русском народном костюме.

Ведущий. На завалинках, в светёлке,

Иль на брёвнышках каких

Собираем посиделки

Пожилых и молодых.

При лучинах мы сидели.

Иль под светлым небосводом

Говорили, песни пели

И ходили хороводом.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши…

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по сусекам.

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок!

Их бы надо возродить!

(Звучит музыка из русской народной песни «Светит месяц», на середину зала выходят двое детей – хозяин с хозяйкой в русских народных костюмах)

Хозяин. Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть. Вам ли сегодня грустить да печалиться?

Хозяйка. Рады будем видеть вас у себя в гостях. Ждёт вас праздник большой, праздник радостный по обычаю старинному Кузьминками называется.

Хозяин. Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ!

Хозяйка. Вас много интересного ждёт.

Много песен, много шуток

и весёлых прибауток!

(со стульчиков поднимаются и подходят к хозяевам группа детей)

Хозяйка. Здравствуйте гости дорогие! Проходите, будьте как дома.

Ребёнок (гость). Не беспокойся, хозяюшка. Мы и дома не лежим, и в гостях не стоим.

(хозяйка усаживает детей на стулья)

Хозяин. У нас для каждого найдётся и словечко, и местечко.

Ребёнок (гость). Гости – люди подневольные, где посадят там и сидят.

Хозяйка. Редкий гость никогда не в тягость.

Ребёнок (гость). Дома сидеть – ничего не высидеть. Вот мы и решили людей посмотреть да себя показать.

(хозяин встречает ещё группу гостей)

Хозяин. Проходите, гости дорогие! Гостю почёт, хозяину – честь.

Ребёнок (гость). Туда голуби летают, где их привечают.

Хозяйка. Давно мы вас ждём – поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли места хватило?

Ребёнок (гость). Гостям – то известное дело хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка. В тесноте, да не в обиде. Сядем рядком и поговорим ладком.

Ведущий. Хоть и осень за окном, ноябрь в самом разгаре, а на Руси с 14 ноября начинаются первые зимние праздники. Самый первый – Кузьминки. Этот день праздник мастеров кузнецов Кузьмы и Демьяна. Отсюда и название праздника.

Ребёнок. Праздник этот ремесла,

Домашнего очага

Праздник не безделья –

Праздник рукоделья.

Ребёнок. Как этот праздник наступает

Весь народ гулять идёт.

Очень весело с задором,

Песни русские поёт!

ПЕСНЯ «ВО КУЗНИЦЕ» обр. А. Жарова

Ребёнок. Парни наши мастера,

Ловко правят все дела,

Но и девочки под стать.

Ни в чём не станут уступать.

Ребёнок. А как шили-вышивали.

Так и песню напевали

Пели, правда, от души –

Больно песни хороши!

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «НА КУЗЬМУ - ДЕМЬЯНА»

(исполняет группа девочек)

Ребёнок. Эй, девчоночки – подружки,

Веселушки – хохотушки.

Ребёнок. Эй, ребята – молодцы

Озорные удальцы!

Не пора ли поплясать

Свою удаль показать.

Ребёнок. Ставим ножку на носок.

А потом на пятку.

Станем «Русскую» плясать,

А потом вприсядку!

Ребёнок. Эх, сыпь веселей,

Лаптей не жалей,

Это верно совершенно.

Что картошка без костей.

ТАНЕЦ «ЛАПТИ» ПОД РУССКУЮ НАРОДНУЮ ПЕСНЮ «ВО ДЕРЕВНЕ ТО БЫЛО, В ОЛЬХОВКЕ…»

Хозяин . Да, на Руси уж так идёт,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец

И на дудочке игрец.

И блоху он подкуёт,

Дом добротный возведёт,

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет!

Ведущий. А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ведь с детства не научишься – всю жизнь намучишься. Ну-ка, кто хочет своё умение показать?

(Выходят три девочки).

Хозяйка. Как песню мы начнём спевать,

Надо ниточку в клубочек намотать.

А как кончим мы петь да плясать,

Значит, хватит вам и ниточку мотать.

Понятно задание?

Начнём соревнование.

ИГРА «СМОТАЙ НИТКИ В КЛУБОЧЕК»

Хозяйка. Ну-ка, как вы потрудились? Чей клубочек больше?

Хозяин. А сейчас мы с мальчиками поиграем в шуточную игру.

ИГРА «ГОНЧАРЫ»

Дети парами становятся по кругу. Один ребёнок впереди, изображая «горшок», садится по-турецки, лицом в центр круга. Сзади «горшка» стоит ребёнок, изображающий продавца. В центре круга водящий - «покупатель». Он ходит по кругу, выбирая себе «горшок». В это время «продавцы» хвалят свой товар, громко выкрикивая. Водящий - «покупатель», выбрав «горшок» начинает диалог с продавцом.

Водящий. Почём горшок?

Продавец. По денежке.

Водящий. А купить то можно?

Продавец. Да покупай.

Водящий. А сколько стоит?

Продавец. Да пять рублей.

Водящий. Есть такие деньги.

Водящий и продавец, взявшись за правые руки, исполняют попевку (Чичары, чичары,

Собирайтесь, гончары.

По кусту, по мосту,

По лебедю – горазду.)

В конце попевки разбегаются в разные стороны, обегая круг. Кто первый подбежит к «горшку», тот выигрывает. Опоздавший становится водящим – «покупателем». Игра продолжается.

Хозяйка. Пошутили, посмеялись и хватит. Теперь бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать. Слушайте, запоминайте, да складно быстро

повторяйте.

Ребёнок. Три сороки тараторки

Тараторили на горке.

Ребёнок. Дали Клаше каши с простоквашей.

Ела Клаша кашу с простоквашей.

Хозяин. И для этих гостей (показывает на родителей) званых да почётных, я тоже приготовил скороговорки. Ну, кто из вас, говорить скороговорки горазд.

Туесок мой открывайте,

Скороговорки вынимайте,

Прочитайте-ка скорей,

Да скажите веселей.

(взрослые достают из туеска записки-листочки со скороговорками).

1. Маленькая болтунья молоко болтала, болтала,

Да не выболтала.

2. Несёт сено Сеня в сени

Спать на сене будет Сеня.

3. Мамаша Ромаше

Дала простокваши.

4. Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

Хозяин. Ай да молодцы! Славно у вас получается.

Ведущий. А сейчас для всех ребяток

Загадаю я загадку

Знаю, знаю наперёд –

Вы смекалистый народ!

Деревянная подружка

Без неё мы как без рук.

На досуге веселушка

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не даёт.

Дети. Ложка!

1 ребёнок. Звонкие, резные,

Ложки расписные.

От зари и до зари

Веселятся ложкари.

2 ребёнок. Эх, топну ногой,

Да притопну ножками!

Развесёлый у нас будет

Танец с ложками.

Хозяйка (берёт поднос с ложками)

Подходите, разбирайте

Пляску с нами начинайте.

ТАНЕЦ С ЛОЖКАМИ ПОД РУССКУЮ НАРОДНУЮ МУЗЫКУ «БАРЫНЯ»

Ребёнок. Там, где песня льётся,

Там легче живётся.

Запевайте песню шуточную,

Песню шуточную, прибауточную.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «КАК У НАШИХ У ВОРОТ»

Ребёнок. Как известно всем, подружки

Мастерицы петь частушки

И вы парни не зевайте,

Девчатам тоже помогайте.

ЧАСТУШКИ сл. Л. Волокитиной

1. Девки, пойте, девки, пойте,

Веселитесь от души.

Хороши Кузьминки наши,

И мы тоже хороши.

2. Не хотели мы плясать,

Стояли и стеснялися,

А Кузьма заиграл-

Мы не удержалися.

3. А у нас во дворе

Квакали лягушки.

А я с печки босиком-

Думала подружки.

4. По деревне мы шли

И Кузьму увидели.

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела.

5. Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги.

Оглянулася назад-

Сапоги мои лежат.

6. Мы пропели вам частушки,

Вы скажите от души-

Хороши частушки наши,

И мы тоже хороши!

Хозяин. Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением славным.

Хозяйка. Мы вас к чаю приглашаем!

Чай горячий – наша сила,

Украшение стола.

С чая лиха не бывает,

Так в народе говорят.

Чай – здоровье, всякий знает,

Пей хоть пять часов подряд.

Хозяин. Дорогие гости! Садитесь за столы дубовые, за скатерти узорные, да угощайтесь на здоровье.

Ребёнок. Тары-бары-растабары-

Выпьем чай из самовара.

С сушками с ватрушками.

(все пьют чай, угощаются)

Ребёнок. Посидели, повеселили, пора и честь знать. Спасибо Хозяин с Хозяюшкой за веселье да за угощенье!

Хозяин с Хозяйкой. Вот так мы живём,

Чай пьём, пряники жуём,

Мёдом запиваем,

Вас в гости приглашаем!

Ольга Васильева

«Кузьминки»

Сценарий обрядового праздника

Цель: познакомить детей с календарно-обрядовым праздником «Кузьминки»

Задачи: развивать творческие способности и навыки связной речи детей, способствовать приобщению дошкольников к национальной культуре и народному творчеству.

Предварительная работа: разучивание русских народных песен, разучивание народных игр, изготовление декораций.

Репертуар:

Русская народная песня «Во горнице»

Русская народная песня «Во кузнице»

Русская народная песня «Прялица»

Русская народная мелодия «Светит месяц»

Русская народная мелодия «Из-под дуба»

Игра «Золотые ворота»

Игра «Горошина»

Пословицы и поговорки

Частушки

Оборудование: деревянные ложки, столы, скамейки, прялка, сундук, курочка, петушок.

Детей встречает Хозяйка.

Хозяйка: Та-ра-ра, та-ра-ра, идут девки со двора

Петь и плясать, всех в округе забавлять.

Под музыку заходят дети.

Дети: Здравствуй хозяюшка!

Хозяюшка: Здравствуйте, коль не шутите, зачем пожаловали.

Дети: На огонёк зашли. Можно?

Хозяюшка: Заходите, заходите, места не жалко.

Дети: Спасибо хозяюшка.

Дев: Как у тебя красиво в горнице.

Песня «Во горнице»

Хозяюшка: Проходите, проходите, мои ненаглядные. Самовар готов, пироги сейчас поспеют. (дети садятся)

А напекла специально к сегодняшнему дню. Какой нынче месяц на дворе, знаете?

Дети: Ноябрь.

Хозяюшка: А как его звали в народе? Как величали?

Дети: Листогной, студёный.

Хозяюшка: А вы моё сердечко повеселите, да пословицы о ноябре скажите.

Ноябрь - ворота зимы.

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

В ноябре зима с осенью борется.

В ноябре мужик с телегою прощается, в сани забирается.

Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре не замерзнет.

Хозяюшка: Ноябрь – последний месяц осени. А скажите мне, девицы-красавицы, да красны молодцы, какой нынче праздник.

Дети: Кузьминки.

Хозяюшка: а что это за праздник?

Ребёнок: Кузьминки – об осени одни поминки.

Ребёнок: Кузьминки – встреча зимы.

Ребёнок: Кузьма и Демьян – праздник кузнецов.

Хозяюшка: Правильно молвишь. В народе рассказывают, что святые эти были кузнецами и за работу денег не брали ни с кого, поэтому и зовут их бессеребренниками.

Ребёнок: Кузьма с Демьяном – большие работники, они кузнецы и плотники.

Ребёнок: Парням помогают хлеб молотить, а девушкам – пряжу вить.

Ребёнок: Они наш дом охраняют от всякой беды, от всякого лиха.

ХОЗЯЙКА: Для умелых рук нужен постоянно труд.

Ну, а где же удальцы? Умелые кузнецы?

Мастер класс по изготовлению табуретки

Ребёнок. Как куется, так и песня льется.

Сегодня праздник кузнецов.

Воспоем хвалу кузнечному ремеслу, добрым словом Кузьму и Демьяна помянем, которые за работу охотно брались, но денег не брали, только ели досыта.

Песня «Во кузнице»

Девочка. Что ты, хозяюшка, нам прясть дашь?

Хозяйка. Старым старушкам – шерсти клок,

А красным молодушкам – белый ленок.

Девочки. Тут и прялица стоит,

Напрясть пряжи нам велит.

Девочки поют песню «Уж ты, прялица»

Девочка Весело поется, весело прядется.

Про нашу пряжу худо не скажут.

Что выпрялось, то и выткалось.

Невелико веретено, а всех одевает оно.

Инсценировка «Как рубашка в поле выросла»

Мальчик. Девочки, девочки!

Рукам работа, а душе праздник!

Хозяйка. Красны девицы, да добры молодцы!

Собирайтесь, наряжайтесь,

На гулянье отправляйтесь.

Мальчик. Расступись, народ честной,

Не пыли, дорожка!

На деревню мы пойдем,

Погулять немножко!

Русская пляска

Хозяйка. Кто сказал: – частушки вроде,

В наши дни уже не в моде.

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе!

Частушки

Хозяюшка: А кто знает, какие блюда подавали в этот день?

Дети: Курицу или петуха.

Хозяюшка: Поэтому Кузьминки называли куриным днём. Так и говорили: «Кузьминки – курьи именины». На Кузьму и Демьяна – курицу на стол. Про кур в эти дни и родились пословицы и поговорки. Какие вы знаете?

Курица по зернышку клюёт, да досыта живёт.

Учись у курочки: разгребай, да подбирай.

Пусти курицу в грядку, глядь – исклюёт весь огород.

Добрая наседка одним глазом зерно видит, другим – коршуна

Голодной курице всё просо снится.

Курица в серёжках, а петух – в сапожках.

Игра «Горошина».

Ребёнок: Эй, спешите все сюда

Скоморошина пришла,

Будем мы шутить, кривляться

Бегать, прыгать, забавляться.

Выступление Скоморохов

Хозяюшка: Что, ребята, вы сидите?

Иль гулять вы не хотите?

Веселее детвора,

Кузьминки славить нам пора.

Игра «Золотые ворота»

Хозяюшка: А сейчас, честной народ, расступись немножко,

Коробейники идут, поразвлечь немножко!

Под русскую мелодию выходят коробейники.

Коробейник 1. Тары -бары, растабары, есть хорошие товары!

Не товар, а сущий клад – разбирайте нарасхват!

Коробейник 2. Подходи, дружок Вавила, заворачивай, Гаврила,

Заворачивай, Матрёна, набирай карман Ерёма!

Стою на краю, чуть не даром отдаю!

Хозяюшка - А в коробе то, ой, ой, ой – товары разные, да расписные!

Коробейник - У нашего Якова, товару всякого:

Погремушки, болтушки, финтифлюшки,

У нас без обману, товар без изъяну!

Набирайте про запас, угощаем всех сейчас

Коробейники обходят детей и угощают леденцами.

Публикации по теме:

Формирование личности ребёнка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение.

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Кузьминки - об осени поминки» Обучающие задачи: познакомить детей с народными приметами, традициями и обычаями, связанными с праздником Кузьмы и Демьяна. Развивающие.

КУЗЬМИНКИФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК ПРОЕКТ «МЫ – СЛАВЯНЕ»ЦЕЛЬ: Знакомство детей с житием святых Кузьмы и Демьяна Формирование представлений.

Сценарий праздника «Кузьминки - по лету поминки» Ведущая: Издавна на Руси 14 ноября считался праздничным днем, его именовали Кузьма-Демьян. А в народе этот день попросту называли Кузьминки.

«Кузьминки». Сценарий фольклорного праздника для детей подготовительной к школе группы Фролова Татьяна Александровна, музыкальный руководитель 2 категории частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 106.



Рассказать друзьям