Где взять силы и энергию для жизни? Советы, как улучшить качество бытия и где взять жизненные силы и энергию. «Живи сейчас!» Элизабет Кюблер-Росс и Дэвида Кесслера

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Фактически каждая задача, которую человек выполняете в повседневной жизни включает определенный интеллектуальный или «когнитивный» компонент. Человек пытается вспомнить номер телефона или запомнить список вещей, которые необходимо купить в продовольственном магазине; подвести баланс на своей чековой книжке; найти дом друга, у которого еще не бывали, по его описанию или используя карту. Даже когда человек просто смотрит на часы и узнает, сколько времени осталось до встречи, работает мышление – конечно, в основном автоматическое мышление, но сначала пришлось научиться это делать.

Вся эта активность является частью того, что принято называть когнитивным функционированием, или интеллектом. Годовалый ребенок не умеет использовать карту, подводить баланс чековой книжки или конспектировать лекцию. Каким же образом дети приобретают способность совершать подобные операции? Как можно объяснить тот факт, что не все дети обучаются этому в одном темпе или становятся одинаково умелыми?

Ответы на подобные вопросы представляют сложность, поскольку существуют три совершенно разные точки зрения о когнитивном функционировании и интеллекте, каждая из которых привела к самостоятельным исследованиям и трактовкам. Соединить эти три представления – дело не из легких, и не стоит торопиться с ним до тех пор, пока не рассмотрена каждая точка зрения отдельно.

Исторически первый подход к изучению когнитивного развития, или интеллекта, был сфокусирован на базовом представлении о том, что люди четко отличаются по своим интеллектуальным навыкам: способности вспомнить перечень продуктов в продуктовом магазине, скорости, с которой они решают проблемы или учат новые слова, способности, как говорит Роберт Стернберг, «гибко реагировать на проблемные ситуации». Когда мы говорим, что кто-либо «смышленый» или «очень умный», то подразумеваем именно эти навыки, и наше мнение основано на представлении о том, что мы можем ранжировать людей по степени их «смышлености». Именно это представление привело к возникновению интеллектуальных тестов, которые были составлены для того, чтобы просто предоставить способ измерения индивидуальных различий в интеллектуальных навыках или способностях.

Это определение интеллекта как «уровня способностей» также называется психометрическим подходом, который господствовал многие годы. Но этот подход имеет слабую сторону: он не считается с тем, что интеллект развивается. Когда дети вырастают, их мышление становится все более и более абстрактным и сложным. Если дать 5-летнему ребенку список продуктов, которые якобы нужно купить в продуктовом магазине, ему будет трудно запомнить более 2-3 названий. Также маловероятно, что он будет использовать эффективные стратегии, облегчающие запоминание, например повторение списка или организацию названий вещей в группы. Восьмилетний ребенок запомнит больше названий и, возможно, будет повторять список вслух или мысленно по дороге в магазин.

Теория когнитивного развития личности Пиаже

Тот факт, что интеллект развивается, положен в фундамент второго направления в изучении когнитивного развития – когнитивного подхода Жана Пиаже и его многочисленных последователей. Исследования Пиаже были сконцентрированы на развитии когнитивных структур, а не на интеллектуальных способностях, на тех паттернах развития, которые присущи всем детям, а не относятся к индивидуальным различиям.

Эти два подхода существуют бок о бок в течение нескольких десятилетий, подобно друзьям-соседям, которые обмениваются улыбками, когда встречаются, но никогда не приглашают друг друга на кофе. Однако за последние годы эти два направления приобрели общего «друга» – информационный подход к развитию, отчасти интегрирующий два первых подхода.

Представители этой третьей точки зрения считают, что «интеллект не является способностью или свойством мозга. Интеллект не имеет психического содержания. Интеллект – это процесс». Согласно этой точке зрения, если мы хотим понять сущность интеллекта, нам необходимо открыть или найти способы измерения базовых процессов, лежащие в основе когнитивной активности. После того как мы обнаружим эти основные процессы, то можем задавать вопросы о процессах развития и об индивидуальных различиях: изменяются ли эти основные процессы с возрастом? Различаются ли люди по скорости или способности использовать эти процессы? Информация по индивидуальным различиям у младенцев в скорости образования привыкания или «узнавания», является примером группы исследований, проистекающих из этой новой теоретической модели.

Каждая из этих трех точек зрения сообщает нечто полезное и разнообразное об интеллекте, поэтому необходимо рассмотреть все три модели.

Ключевой момент состоит в том, что ассимиляция является активным процессом. Во-первых, человек ассимилирует информацию выборочно. Люди не абсорбируют все переживания, действуя, как промокашки; вместо этого они уделяют внимание только тем аспектам опыта, для которых уже имеются схемы.

Например, слушая лекцию, вы можете пытаться записывать что-либо в тетрадь или держать информацию в голове, но фактически вы только ассимилируете те мысли, которые можете связать с уже имеющимися представлениями или моделью.

Например, один ребенок пяти с половиной лет, играя с набором цветов, составил 2 группы: одну большую группу первоцветов и более маленькую группу, куда вошли разнообразные цветы. Затем Пиаже провел с ребенком такую беседу:

Пиаже : Если я сделаю букет из первоцветов, а ты сделаешь букет из всех цветов, какой из них будет больше?

Ребенок : Ваш.

Пиаже : Если я соберу все первоцветы на лугу, останутся ли еще какие-нибудь цветы?

Ребенок : Да. (Ребенок понимает, что есть и другие цветы, кроме первоцветов).

В этих разговорах с ребенком Пиаже всегда стремился понять, как ребенок размышлял, а не делал акцент на том, мог ли ребенок прийти к правильному ответу. Поэтому он использовал «клинический метод», в котором он следовал за ребенком, задавая пробные вопросы или создавая специальные тесты, чтобы выявить логику ребенка. В первые дни работы Пиаже многие исследователи в Соединенных Штатах были критически настроены к его методу, поскольку Пиаже не задавал одинаковых вопросов каждому ребенку. Однако результаты были настолько поразительными и часто неожиданными, что их невозможно было игнорировать. Когда были изобретены более точные экспериментальные техники, исследователи часто приходили к выводу, что наблюдения Пиаже и его открытия были точными.

Ассимиляция также изменяет воспринятую информацию, поскольку каждое ассимилированное событие или опыт включает определенные характеристики схемы, на которую это событие или опыт был ассимилирован. Если называть новый свитер зеленым, даже если он на самом деле желто-зеленого цвета, он запомнится как более зеленый и менее желтый, чем в действительности.

    Аккомодация.

Дополнительный процесс – это аккомодация, которая включает изменение схемы, происходящее в результате новой информации, приобретенной посредством ассимиляции. Ребенок, который впервые видит и ощупывает квадратный предмет, реорганизует свою схему захвата объекта, поэтому в следующий раз, когда он потянется за предметом этой формы, его рука будет более точно изогнута для захвата. Таким образом, в теории Пиаже процесс аккомодации является ключевым по отношению к изменению в развитии. Посредством аккомодации человек реорганизует свои мысли, улучшаем навыки, изменяем стратегии.

    Уравновешивание.

Третий аспект адаптации – уравновешивание. Пиаже полагал, что ребенок всегда стремится получить согласованную информацию, чтобы находиться «в равновесии», приобрести такое понимание мира, которое имеет сквозной смысл. Это похоже на действия ученого, когда он выстраивает теорию на основе какой-либо информации. Ученый хочет построить теорию, которая подтвердится в каждом наблюдении и которая имеет внутренне связную структуру. Когда новые экспериментальные данные совпадают, ученый ассимилирует их в существующую теорию; если они не соответствуют друг другу, он может просто отбросить отклоняющиеся данные или произвести незначительные модификации в теории. Однако если накапливается достаточно несогласующихся данных, ученому придется отбросить свою теорию или изменить некоторые базовые теоретические представлении – любая реакция будет видом уравновешивания.

Здесь подошла бы аналогия с дорожной картой. Представьте, что вы только что переехали в новый город и вместо того, чтобы купить карту, пытаетесь ориентироваться на местности только при помощи карты, нарисованной от руки вашим другом. Во время изучения нового города вы вносите коррективы в вашу карту, делаете новые рисунки и пометки. Эта исправленная карта значительно лучше исходного наброска, но, в конце концов вы обнаружите, что ее невозможно читать и в ней все еще есть много серьезных недостатков. Поэтому вы начинаете заново и рисуете новую карту, полагаясь на известную вам информацию. Вы держите карту при себе, проверяете ее и рисуете на ней до тех пор, пока она не будет содержать все исправленные данные. Исправления и примечания, которые вы делаете на вашей карте, являются аналогией аккомодации в теории Пиаже; процесс рисования новой карты – аналогией уравновешивания.

Пиаже полагал, что ребенок поступает аналогичным путем, создавая более или менее внутренне согласующиеся последовательные модели или теории. Однако поскольку младенец начинает с очень ограниченного репертуара схем, первые «теории» или конструкции, которые создает ребенок, просто не могут быть адекватными. Эти неадекватности, как полагал Пиаже, побуждают ребенка производить периодические изменения в его внутренней структуре.

Пиаже выделял три особенно значимые реорганизации – моменты уравновешивания, каждый из них появляется в новой стадии развития.

Первый относится примерно к 18 месяцам, когда младенец переходит от стадии преобладания сенсорных и моторных схем к использованию первых символов.

Второй момент уравновешивания происходит обычно между 5 и 7 годами, когда ребенок приобретает новый набор значимых схем, которые Пиаже назвал операциями. Они представляют собой более абстрактные и общие ментальные действия, например сложение и вычитание.

Третье основное уравновешивание происходит в подростковый период, когда ребенок понимает, что «оперировать» идеями можно так же, как событиями или объектами. Эти три основные уравновешивания создают четыре стадии.

    Сенсомоторная стадия – от рождения до примерно 18 месяцев.

    Дооперациональная стадия – от 18 месяцев до примерно 6 лет.

    Стадия конкретных операций – от 6 до 12 лет.

    Стадия формальных операций – от 12 лет и далее.

Далее станет понятно, что когнитивное развитие имеет значительно менее стадиальный характер, чем предполагал изначально Пиаже. Все же стадии Пиаже стали важной основой для исследований в области когнитивного развития на протяжении многих десятилетий. Поэтому стоит придерживаться общей структуры стадий Пиаже, описывая его представление о каждом периоде и затем освещая современные исследования, проводимые в рамках каждого указанного возраста.

Представление Пиаже о сенсомоторном периоде

Согласно взглядам Пиаже, ребенок вовлечен в базовый процесс адаптации и пытается извлечь смысл из окружающего мира. Он ассимилирует входящую информацию в ограниченное количество сенсорных и моторных схем, с которыми рождается – в зрительные, слуховые, сосательные схемы и схему захвата – и приспосабливает эти схемы к получаемому опыту. Пиаже полагал, что этот момент служит точкой отсчета для всего процесса когнитивного развития, и называл данную примитивную форму мышления сенсомоторным интеллектом.

В соответствии с точкой зрения Пиаже вначале ребенок всецело находится во власти настоящего момента, реагируя на все доступные стимулы. Он не запоминает события или вещи, с которыми уже вступал во взаимодействие, и, по-видимому, ничего не планирует и не предполагает. Изменения происходят постепенно во время первых 18 месяцев, когда ребенок приходит к пониманию того, что объекты продолжают существовать, даже когда они вне поля зрения и когда он способен удержать в памяти предметы, действия и людей в течение определенного периода. Однако Пиаже настаивал на том, что в этот период младенец еще не способен манипулировать ранними ментальными образами или воспоминаниями и использовать символы для замены объектов или событий. Именно эта новая способность манипулировать внутренними символами, например словами или образами, отмечает начало следующей стадии, дооперационного мышления, на возрастном этапе от 18 до 24 месяцев. Джон Флавелл провел очень удачное обобщение:

    «ребенок демонстрирует целиком практическую, связанную действием по типу воспринимай-действуй форму интеллектуального функционирования; он не выявляет созерцательную, рефлексивную, манипулирующую с символами форму, которую мы обычно представляем в связи с когнитивной сферой. Младенец “знает” в смысле узнавания или предвосхищения знакомых повторяющихся объектов и событий и “думает” в смысле действия по отношению к ним при помощи рта, руки, глаза и других сенсомоторных инструментов предсказуемыми, организованными и часто адаптивными способами... Это тот вид нерефлексивного интеллекта, на который полагается ваша собака в своем существовании в мире».

Переход от ограниченного репертуара схем, доступных новорожденному, к способности использовать символы происходит постепенно, несмотря на то что Пиаже выделил шесть подстадий.

Каждая подстадия отражает какой-либо специфический прогресс. Подстадия 2 характеризуется появлением координации между зрением и слухом, зрением и движением к предмету, движением к предмету и сосанием, которые являются основными способами освоения мира 2-месячными детьми. Термин первичные циркулярные реакции относится ко многим простым повторяющимся действиям, которые видны на этой стадии и которые у младенцев сосредоточены на собственном теле. Ребенок случайно сосет свой палец, находит это приятным и повторяет действие. Вторичные циркулярные реакции на подстадии 3 отличаются только тем, что ребенок повторяет некоторые действия для того, чтобы запустить реакцию за пределами своего тела. Ребенок воркует, и мама улыбается, поэтому ребенок воркует снова, очевидно, для того чтобы мама улыбнулась еще раз; ребенок случайно стучит по игрушкам, подвешенным над его кроваткой, они двигаются, затем он повторяет движение руки, очевидно, с намерением заставить игрушки двигаться снова. Эти первые связи между движениями тела и их внешними последствиями имеют автоматический характер, очень напоминая вид оперантного обусловливания. Только на подстадии 4 наблюдается появление реального осознания каузальных связей, и на этом этапе ребенок действительно приступает к тщательному изучению мира.

Еще более заметным это становится на подстадии 5 с появлением третичных циркулярных реакций. В рамках этого паттерна ребенок не просто повторяет первоначальное поведение, но пытается внести изменения. Ребенок на подстадии 5 может перебирать несколько звуков или выражений лица, чтобы увидеть, вызовут ли они улыбку мамы, или пытаться двигать рукой другим способом или в новом направлении, для того чтобы заставить игрушки двигаться по-другому. На этой стадии поведение ребенка имеет намеренный, экспериментальный характер. Тем не менее, Пиаже полагал, что даже на подстадии 5 ребенок не располагает мышлением.

Описание Пиаже этой последовательности развития, большей частью основанной на детальном наблюдении за своими собственными тремя детьми, вызвало целый ряд исследований, часть которых подтверждает общие основы его наблюдений, однако часть исследований их не подтверждает. Существует информация, которая указывает на то, что во многих отношениях Пиаже недооценивал способность младенцев сохранять, запоминать и организовывать сенсорную и моторную информацию. Изучение процессов запоминания и имитации у младенцев приводит к такому же заключению.

Он создал Женевскую школу генетической психологии, которая изучает умственное развитие ребенка. Термин "генетический", используемый в выражении "генетическая психология", был введен в психологию во второй половине XIX в., то есть до того, как биологи начали использовать его в более узком смысле слова. Термин "генетическая психология" относится к индивидуальному развитию, к онтогенез у. Как отмечает Пиаже, выражение "генетическая психология" нельзя использовать в качестве синонима для детской психологии, психологии развития ребенка, так как генетической называют и общую психологию, если она рассматривает психические функции в процессе формирования.
Что изучает генетическая психология, созданная Пиаже? Объект этой науки - изучение происхождения интеллекта. Она исследует, как формируются у ребенка фундаментальные понятия: объект, пространство, время, причинность. Она изучает представления ребенка о явлениях природы. Пиаже интересуют особенности детской логики и, главное, механизмы познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его поведения.
Для выявления этих механизмов, скрытых, но все определяющих, Пиаже разработал новый метод психологического исследования - метод клинической беседы, когда изучаются не симптомы (внешние признаки явления), а процессы, приводящие к их возникновению. Этот метод чрезвычайно трудный. Он дает необходимые результаты только в руках опытного психолога. Это искусство - искусство спрашивать.
Пиаже критически проанализировал методы, которыми пользовались до него, и показал их несостоятельность для выяснения механизмов умственной деятельности. Полвека назад он доказал, что тесты могут служить лишь целям отбора, но не дают представления о внутренней сущности явления. Какие задачи решает созданная Пиаже генетическая психология? Эта наука изучает, как происходит переход от одних форм мыслительной деятельности к другим, от простой структуры умственной деятельности к более сложной и каковы причины этих структурных преобразований. Она изучает сходство и различие между психической жизнью ребенка и взрослого человека.

· Созданная Пиаже генетическая психология, как признают зарубежные исследователи, развивается по трем направлениям:

o определяются проблемы, которые составляют ее предмет;

o разрабатывается техника исследования;

o происходят накопление, организация и интерпретация фактов.

Генетическая психология Пиаже занимает особое место в системе наук между биологией и философией. Стремлением связать биологию и проблемы познания объясняется двойная ориентация Пиаже как психолога. Пиаже создал генетическую психологию для того, чтобы на ее основе можно было построить генетическую эпистемологию . По определению Пиаже, генетическая эпистемология пытается объяснить познание, и в особенности научное познание, на основе его истории, социогенез а и психологических истоков тех понятий и операций, на которые научное познание опирается. Пиаже был глубоко убежден в том, что для изучения природы познания необходимо использовать психологические данные. Чтобы решить фундаментальные эпистемологические проблемы (главная из них - с помощью каких средств человеческий ум переходит от состояния недостаточного знания к более высокому уровню познания), мы не можем реконструировать генезис человеческого мышления у доисторического человека. Мы ничего не знаем о психологии неандертальского человека или о психологии кроманьонца. Но мы можем обратиться к онтогенез у, ибо именно на детях лучше всего изучать развитие логического, математического и физического познания.
Итак, исходя из перспективы создания генетической эпистемологии, науки о происхождении и развитии научного знания, Пиаже перевел традиционные вопросы теории познания в область детской психологии и приступил к их экспериментальному решению. Его интересовало, отличает ли субъект внешний мир от внутреннего, субъективного мира и каковы границы такого различения. Пиаже хотел выяснить, действует ли внешний мир непосредственно на ум субъекта или его идеи - продукты собственной умственной активности. А если субъект активен в процессе познания, то каково взаимодействие между его мыслью и явлениями внешнего мира, каковы законы, которым это взаимодействие подчиняется, каково происхождение и развитие основных научных понятий?
При решении этих вопросов Пиаже исходил из нескольких основных положений. Прежде всего - о взаимоотношении целого и части. Проблема связи целого и части существует, по мнению Пиаже, везде, во всех областях бытия. Всюду целое качественно отличается от части, изолированных элементов не существует. Всегда отношения между целым и частями варьируют в зависимости от структуры, в которую они включены, а в общей структуре их отношения уравновешены. Состояние равновесия меняется, переходит от менее устойчивого к более устойчивому. В социальной жизни устойчивое равновесие имеет форму кооперации, а в логике оно соответствует логической необходимости.
Принцип равновесия Пиаже использовал впоследствии для объяснения интеллектуального развития ребенка. В дальнейшем этот принцип всегда сильнейшим образом влиял на его анализ психологических фактов. Мысль Пиаже о том, что интеллектуальное развитие стремится к стабильному равновесию, то есть к установлению логических структур, означает, что логика не врождена изначально, а развивается постепенно. Это означает также, что психология открывает возможность изучения онтогенетического развития логики.
Центральная задача его исследований состояла в том, чтобы изучать психологические механизмы логических операций, устанавливать постепенное возникновение стабильных, целостных логических структур интеллекта. Он пытался решить эту задачу очень широко: в сферах биологии, эпистемологии, социологии и психологии. Для решения этой проблемы Пиаже, прежде всего, анализировал отношения между субъектом и объектом в процессе познания.
Пиаже изучал связи между мыслью ребенка и реальностью, которая познается им как субъектом. Он признавал, что объект существует независимо от субъекта. Но для того, чтобы познать объекты, субъект должен осуществлять действия с ними и поэтому трансформировать их: перемещать, связывать, комбинировать, удалять и вновь возвращать. На всех этапах развития познание постоянно связано с действиями или операциями, то есть трансформациями, преобразованиями объекта.
Идея трансформации - это первая центральная идея теории Пиаже . Из нее следует, что граница между субъектом и объектом не установлена с самого начала и она не стабильна. Во всяком действии смешаны субъект и объект. Чтобы осознать свои собственные действия, субъект нуждается в объективной информации, как, впрочем, и во многих субъективных компонентах. Без долгой практики и без построения утонченных инструментов анализа субъект не может понять, что принадлежит объектам, что ему самому как активному субъекту и что принадлежит самому действию преобразования объекта. Источник знания, считал Пиаже, лежит не в объектах и не в субъектах, а во взаимодействиях, первоначально неразделимых, между субъектом и этими объектами.
Проблема познания ("эпистемологическая проблема") не может поэтому рассматриваться отдельно от проблемы развития интеллекта. Она сводится к анализу того, как субъект способен познавать объекты все более адекватно, то есть каким образом он становится способным к объективности. Объективность не дана ребенку с самого начала, как утверждают эмпирики, и для ее понимания, по Пиаже, необходима серия последовательных конструкций, все более приближающихся к ней.
Идея конструкции - вторая центральная идея теории Пиаже . Объективное знание всегда подчинено определенным структурам действия. Эти структуры - результат конструкции: они не даны ни в объектах, поскольку зависят от действий, ни в субъекте, поскольку субъект должен научиться координировать свои действия.
Субъект, по Пиаже, - это организм, наделенный функциональной активностью приспособления, которая наследственно закреплена и присуща любому живому организму. С помощью этой активности происходит структурирование окружения. Интеллект представляет собой частный случай структуры - структуру мыслительной деятельности. Характеризуя субъект деятельности, можно выделить его структурные и функциональные свойства.
Функции - это биологически присущие организму способы взаимодействия со средой. Субъекту свойственны две основные функции: организация и адаптация . Каждый акт поведения организован или, иначе говоря, представляет собой определенную структуру, а ее динамический аспект составляет адаптация, которая, в свою очередь, состоит из равновесия процессов ассимиляции и аккомодации.
В результате внешних воздействий у субъекта происходит включение нового объекта в уже существующие схемы действия. Этот процесс называется ассимиляцией . Если новое воздействие не полностью охватывается существующими схемами, то происходит перестройка этих схем, их приспособление к новому объекту. Этот процесс прилаживания схем субъекта к объекту называется аккомодацией .
Одно из самых важных понятий в концепции Пиаже - понятие схемы действия . В узком смысле слова схема - это сенсомоторный эквивалент понятия. Она позволяет ребенку экономно и адекватно действовать с различными объектами одного и того же класса или с различными состояниями одного и того же объекта. С самого начала ребенок приобретает свой опыт на основе действия: он следит глазами, поворачивает голову, исследует руками, тащит, ощупывает, схватывает, исследует ртом, двигает ногами и т.п. Весь приобретенный опыт оформляется в схемы действия. Схема действия , по Пиаже, - это то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах . Схема действия, в широком смысле слова, - это структура на определенном уровне умственного развития. Структура , по определению Пиаже, - это умственная система или целостность, принципы активности которой отличны от принципов активности частей, которые эту структуру составляют. Структура - саморегулирующаяся система. Новые умственные структуры формируются на основе действия.
В течение всего онтогенетического развития, считает Пиаже, основные функции (адаптации, ассимиляции, аккомодации) как динамические процессы неизменны, наследственно закреплены, не зависят от содержания и от опыта. В отличие от функций, структуры складываются в процессе жизни, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных стадиях развития. Такое соотношение между функцией и структурой обеспечивает непрерывность, преемственность развития и его качественное своеобразие на каждой возрастной ступени.
Подробно характеризуя субъект деятельности, Пиаже практически не раскрывает понятие объекта. В концепции Пиаже объект - это всего лишь материал для манипулирования, это только лишь "пища" для действия.
Согласно Пиаже, формула S → R недостаточна для характеристики поведения, так как не существует одностороннего воздействия объекта на субъект, а есть взаимодействие между ними: S Δ R. Для того чтобы стимул вызвал реакцию, надо, чтобы субъект был чувствителен, сензитивен к этому стимулу. Между субъектом и объектом имеет место промежуточное звено:

S → (О дс) → R ,

где О дс - организующая деятельность субъекта
Еще в 30-х гг. Пиаже отметил, что любой поведенческий акт, даже новый для организма, не представляет собой абсолютной новизны, поскольку всегда основывается на предшествующих схемах действия. "Вначале был ответ!" - говорят в Женевской школе.
Пиаже ввел в область детской психологии эпистемологическое различие между формой и содержанием познания. Содержание детского познания - все то, что приобретается благодаря опыту и наблюдению. Форма познания - та схема (более или менее общая) мыслительной деятельности субъекта, в которую внешние воздействия включаются.
Важнейший исходный принцип исследования для Пиаже состоит в том, чтобы рассматривать ребенка как существо, которое ассимилирует вещи, отбирает и усваивает их согласно своей собственной умственной структуре. В познании, с точки зрения Пиаже, определяющую роль играет не сам объект, который выбирается субъектом, а прежде всего доминирующие умственные структуры субъекта. От них решающим образом зависит познание мира. Богатство опыта, которым человек может располагать, зависит от количества и качества интеллектуальных структур, имеющихся в его распоряжении. Само развитие - это смена господствующих умственных структур.
Активность субъекта в процессе познания определяется не только наличием доминирующих умственных структур, но и тем, что они (как определяющие познание) строятся на основе действия субъекта . Согласно Пиаже, мысль есть сжатая форма действия . В ряде публикаций 40-х гг. Пиаже подчеркивал, что познание на всех генетических уровнях есть продукт реальных действий, совершаемых субъектом с объектами .

83. Ж.Пиаже «Как дети образуют математические понятия»

Ж.Пиаже характеризует действие как процесс преобразования исходного материала и достижения определенного результата. Самым важным моментом в этой объективной характеристике действия Ж. Пиаже считал сам процесс преобразования. По Ж. Пиаже, существуют два вида опыта. Один направлен на результат действий с объектами, другой – на анализ собственных действий субъекта, осуществляемых с этими объектами. Ж. Пиаже указал на различие между простой и рефлексивной абстракцией. В случае простой абстракции ребенок (познающий субъект) извлекает знания из объекта и познает его пространственно-временные, физические свойства. При рефлексивной абстракции субъект извлекает информацию из координации собственных действий, которые осуществляются с опорой на объект. Именно этот тип опыта формирует у субъекта логико-математическую основу знания, те познавательные схемы, развитие которых способствует приобретению новых знаний.

Различение двух видов абстракции привело к тому, что для Ж. Пиаже единственно возможной интерпретацией развития действия стало его соответствие формальным логическим структурам, а собственно психологический механизм развития не был проанализирован. Как заметил А.Валлон, соотнесение моторных схем и связей между ними с логическими системами всегда отражает господствующие идеи какой-либо научной школы или исторической эпохи, но это не позволяет ответить на вопрос, как из действия возникает мысль.

Если пытаться навязать ребёнку математические понятия преждевременно, когда он ещё внутренне не готов к этому, то ребёнок может их выучить, но только словесно, формально, «настоящее понимание приходит только с его умственным ростом».Пиаже формулирует вывод о том, что «дети должны уловить принцип сохранения количества, прежде чем они могут образовать понятие числа». Поскольку сохранение количества является скорее логическим, чем числовым понятием, то проведённые Пиаже эксперименты по детской психологии показывают, что утверждение многих математиков о том, что понятие числа предшествует логическим понятиям несостоятельны. Эксперимент таков: на стол сажается кукла, перед ней кладётся предмет, ориентированный в определённом направлении, например, карандаш, лежащий поперёк, по диагонали или вдоль линии взора куклы, затем ребёнку предлагают из трёх рисунков выбрать тот, на котором изображено, как кукла видит предмет. Лишь не ранее 7–8 лет ребёнок может правильно вывести угол зрения куклы. Сходный опыт можно провести, попросив ребёнка предсказать, какую форму будет иметь тень от предъявленного ему предмета.Не ранее 9–10 лет появляется способность координировать разные перспективы Первым формируется принцип сохранения длины. Ребёнок приходит к этому понятию о сохранении длины путём логического заключения . Пиаже делает вывод: «Как бы вы не проверяли, вы всегда обнаруживаете следующее: дети не доходят до принципа сохранения длины или площади, пока где-то около 7 лет не открывают обратимости, которая показывает, что первоначальное количество остаётся тем же… Таким образом, открытие логических отношений является предварительным условием образования геометрических понятий, как это имеет место при образовании понятия о числе».

84..Ж. Пиаже. Комментарии к критическим замечаниям Л.С. Выготского. В книге Ж. Пиаже «Речь и мышление ребенка» Москва. Педагогика-Пресс, 1994 г.

Оправдываются ли критические замечания Выготского в свете моих позднейших работ?

Ответ одновременно и «да» и «нет». По главным вопросам я сейчас более согласен с Выготским, чем был в 1934 г., в то время как по другим вопросам у меня есть теперь лучшие аргументы для ответа ему, нежели раньше.

Мы можем начать с двух особых проблем, поднятых в книге Выгот­ского: с вопроса об эгоцентризме вообще и с более специфического во­проса об эгоцентрической речи.

Если я правильно понял,Выготский не согласен со мной относитель­но интеллектуального эгоцентризма ребенка, но он признает существо­вание того, что я назвал эгоцентрической речью. Он рассматривает ее как начальную точку для интериоризированной речи, которая развивается позднее и которая, как он полагает, может быть использована для аутистических и логических целей.

Я выбрал термин «познавательный эгоцентризм» (без сомнения, вы­бор плохой!), чтобы выразить ту идею, что прогресс знаний никогда не происходит путем простого добавления познанных предметов или новых уровней, как если бы более богатое знание было только дополнением по­лученного ранее более бедного. Прогресс знаний требует постоянного пе­реформулирования предыдущих точек зрения с помощью процесса, кото­рый также двигается назад, как и вперед, постоянно корректируя исходные систематические ошибки и таким, образом медленно продвигаясь вперед. Этот коррекционный процесс подчиняется определенному закону разви­тия, закону децентрации.

Но процесс того же рода может быть обнаружен и у маленьких детей. Отмеченное Выготским мое описание развития понятия «брат» показы­вает, что ребенку, который имеет брата, требуется усилие, чтобы понять, что его брат также имеет брата, что это понятие предполагает взаимное отношение, а не абсолютную «собственность».

Ребенок должен децентрировать свое мышление, которое сначала сосре­доточивается на одной конечной точке.

Я использовал термин «эгоцентризм», чтобы определить изначальную неспособность децентрировать, менять данную познавательную пер­спективу. Может быть, лучше сказать просто «центризм», но так как исходное центрирование перспективы всегда относится к собственной позиции и действию индивида, я сказал «эгоцентризм» и указал при этом, что неосознанный эгоцентризм мысли совсем не связан с общим значени­ем термина, гипертрофией сознания своего «Я». Познавательный эгоцентризм, как я старался пояснить, опирается на недостаточное отдифференцирование своей точки зрения от других возможных, а не на инди-ридуализм, который предшествует альтруизму (как в концепции Руссо, которая обычно приписывалась мне и которую Выготский не разделял). Когда эта точка зрения проясняется, становится очевидным, что эгоцентризм, определенный таким образом, следует за социальным эгоцентризмом.

Эгоцентрическая речь.

Пиаже уважает позиции Выготского по вопросу о путях развития эгоцентрической речи, не по всем вопросам.

Во-первых, Выготский действительно проанализировал реальную проблему, а не просто вопросы статистики.

Во-вторых, он проверил факты вместо отрицания их через уловки измерения; его наблюдения об усилении эгоцентрической речи у детей, когда их деятельность затрудняется, и об уменьшении такой речи в период, когда начинает формироваться внутренняя речь, представляют очень большой интерес.

В-третьих, он предложил новые гипотезы: эгоцентрическая речь является точкой от­правления для развития внутренней речи, которая обнаружена на более поздней стадии развития и может служить для аутистических заключений и логического мышления.

Пиаже полностью согласен с этими гипотезами.

Выготский не смог вполне оценить эгоцентризм как главное препятствие для координации точек зрения и для кооперации, Выготский правильно упрекает меня за недостаточное подчеркивание исходного функционального аспекта этих вопросов. Но я сделал это позднее, В «Моральных суждениях ребенка» я на основе изучения групповых игр детей (игра в шарики и т.п.) отметил, что до семи лет дети не знают, как координировать правила во время игры, поэтому каждый играет для себя, и все выигрывают, не понимая момента со­ревнования. Р.Ф. Нильсон, которая изучала совместную деятельность Детей (стройку вместе и т.п.), обнаружила в области самих действий все характеристики, которые я подчеркивал по отношению к речи. Таким об­разом, существует общий феномен, который, как мне кажется, Выгот­ский отрицал.

Короче, когда Выготский заключает, что ранняя функция языка дол­жна быть функцией глобальной коммуникации и что позднее речь диффе­ренцируется на эгоцентрическую и коммуникативную, я согласен с ним. Но когда он утверждает, что две эти лингвистические формы равно социа­лизированы и, отличаются только по функциям, я не могу согласиться с ним, потому что слово «социализация» становится двусмысленным в этом контексте: если индивид Л ошибочно считает, что индивид В думает так же, как и А, и если он не пытается понять различие между двумя точ­ками зрения, то это будет социальное поведение в том смысле, что здесь существует контакт между двумя индивидами, но я могу назвать такое по­ведение неадаптированным с точки зрения интеллектуальной коопера­ции. Эта точка зрения является единственным аспектом проблемы, кото­рый интересовал меня, но который не интересовал Выготского.

В прекрасной работе о близнецах R Заззо ясно формулирует пробле­му. Согласно ему, трудности в понимании эгоцентрической речи возника­ют из-за путаницы двух значений, которые, по его мнению, я не разделял: а) речь, не приводящая к разумной взаимности, и б) речь, которая «не имеет в виду других». Но факт таков, что с точки зрения интеллектуаль­ной кооперации, которая только и интересовала меня, эти два пункта сво­дятся к одному и тому же. Насколько я знаю, я никогда не говорил о речи, которая «не имеет в виду других»; это было бы заблуждением. Поэтому я всегда признавал, что ребенок думает и говорит для других и хочет, чтобы его поняли. Моя точка зрения на эгоцентрическую речь ребенка состоит в том, что ребенок говорит для себя в том смысле, в котором лектор может говорить «для себя», даже когда он обращает свои слова к аудитории, Заззо, цитируя отрывок из моей работы, который совершенно ясен, серь­езно отвечает мне, что ребенок не говорит «для себя», но говорит «соот­ветственно себе». Давайте заменим выражение «для себя» выражением «соответственно себе» во всех моих работах. Я думаю, что это ничего не изменит в единственно разумном значении эгоцентризма: недостаток децентрации, неумение изменять умственную перспективу как в социаль­ных отношениях, так и в других. Однако я думаю, что существует коопе­рация с другими (в познавательном плане), которая учит нас говорить «соответственно другим», а не просто с нашей собственной точки зрения.

85.Л.С. Выготский. Вопросы детской (возрастной) психологии. (Проблема возраста. Младенческий возраст. Кризис первого года жизни. Ранний возраст. Кризис трех лет. Кризис семи лет.) Л.С. Выготский Собрание сочинений Т. 4 часть 2 стр.243 – 385.

Проблема возраста.

1.Проблема возрастной периодизации детского развития.

Все теории детского развития ® 2 концепции:

А. Развитие – реализация, модификация и комбинирование задатков. Не возникает ничего нового – только нарастание, развертывание и перегруппировка тех моментов, которые даны уже с самого начала.

Б. Развитие – непрерывный процесс самодвижения: непрестанное возникновение и образование нового, не бывшего на прежних ступенях.

Возрастные новообразования – тот новый тип построения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

В относительно устойчивые/стабильные возрасты развитие – за счет микроскопических изменений личности ребенка, которые накапливаются до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования.

В период кризиса на протяжении относительно короткого времени сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности.

Особенности таких возрастов:

–границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов, неотчетливы. Кризис наступает незаметно. Обострение кризиса – в середине этого возраста.

–в критические возрасты развитие ребенка часто сопровождается более/менее острыми конфликтами с окружающими.

У разных детей критические периоды проходят по-разному.

Внешние условия определяют конкретный характер обнаружения и протекания критических периодов. Но не наличием/отсутствием каких-либо специфических внешних условий, а внутренней логикой самого процесса развития вызвана необходимость критических, переломных периодов в жизни ребенка.

–негативный характер развития. Развитие здесь, в отличие от устойчивых возрастов, совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу. На первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовалось на предшествующей ступени и отличало ребенка данного возраста. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде.

Ребенок характеризуется: теряет интересы;прежде сложившиеся формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевают.

–новорожденности;

–1 года (отделяет младенчество от раннего детства);

–3 лет (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);

–7 лет (соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом);

–13 лет (от школьного к пубертату).

Критические периоды перемежают стабильные и являются переломными, поворотными пунктами в развитии Þ развитие ребенка – диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революционным путем. Существенное содержание развития в критические возрасты – возникновение новообразований. Их главное отличие от новообразований стабильных возрастов: они носят переходный характер. Т.е. в последующем они не сохраняются в том виде, в каком возникают в критический период. Они отмирают, как бы поглощаясь новообразованиями следующего, стабильного возраста.

Основной критерий деления детского развития на отдельные возрасты – новообразования. Последовательность возрастных периодов определяется чередованием стабильных и критических периодов.

Стабильные возрасты ® 2 стадии;

Критические возрасты ® 3 стадии (предкритическая фаза, критическая, посткритическая).

Особенности периодизации:

*введение в периодизацию критических возрастов;

*исключение периода эмбрионального развития (эмбриональное развитиеособый тип развития);

*исключение периода юности (после 17-18 лет до полной зрелости) (18-25 лет – начальное звено зрелых возрастов);

*возраст полового созревания – стабильный, а не критический (период подъема в жизни подростка, период высших синтезов, совершающихся в личности).

Периодизация:

Кризис новорожденности;

Младенческий возраст;

Кризис одного года;

Раннее детство (1-3);

Кризис 3 лет;

Дошкольный возраст (3-7);

Школьный возраст (8-12 лет);

Кризис 13 лет;

Пубертатный возраст (14-18);

Кризис 17 лет.2.Структура и динамика возраста.

Центральные линии развития – процессы развития, которые более/менее непосредственно связаны с основными новообразованиями;

побочные линии развития – все другие частичные процессы, изменения, совершаемые в этом возрасте.

При переходе от одного возраста к другому вместе с общей перестройкой системы сознания меняются местами центральные и побочные линии развития: развитие речи в раннем возрасте – центральная линия развития; в школьном возрасте – одна из побочных линий развития.

К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение – социальная ситуация развития. Это исходный момент для всех динамических изменений.

3. Проблема возраста и динамика развития.

1.Диагностика развития – система исследовательских приемов, задача которых – определение реального уровня развития, достигнутого ребенком. Реальный уровень развития определяется тем возрастом, той стадией/фазой внутри данного возраста, которую сейчас переживает ребенок. Изучение симптоматических детских возрастов позволяет выделить ряд признаков, с помощью которых можно узнать, в какой фазе и стадии какого возраста протекает сейчас процесс развития у ребенка.

2.определение не созревших на сегодняшний день, но находящихся в периоде созревания процессов – 2я задача диагностики развития. Эта задача решается нахождением зоны ближайшего развития. Область несозревших, но созревающих процессов составляет ЗБР. С помощью подражания ребенок может сделать в интеллектуальной области больше, чем то, на что он способен, действуя только самостоятельно.

Область подражания: все то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться/что может выполнить под руководством/в сотрудничестве с помощью наводящих вопросов.

Теоретическое значение: применение принципа сотрудничества для установления ЗБР ® возможность непосредственно исследовать то, что и определяет точнее всего умственное созревание, которое должно завершиться в ближайший и последующий периоды его возрастного развития.

Практическое значение: связано с проблемой обучения.

Нормативная возрастная диагностика: определение актуального уровня развития и ЗБР.

Цель Ж.Пиаже как ученого и состояла в отыскании таких структурных целых, отличающихся большой абстрактностью и общностью, характеризующих интеллект на разных уровнях его развития.

Ж.Пиаже описывает процесс развития как неоднородный, имеющий свои слабые и сильные стороны в каждый момент становления стадии: эта неоднородность связана с проявлением стабильности той или иной структуры - от неуравновешенного (нестабильного) до уравновешенного (стабильного).

Важнейшая черта стадиального развития интеллекта, описанная Ж.Пиаже, связана с явлениями горизонтального и вертикального декаляжа. Горизонтальный декаляж - это повторение явления на одной и той же стадии развития, но так как стадия представляет собой неоднородный поток, то повторение не может быть тождественным самому себе в разные моменты времени, оно будет содержать новые элементы, однако не исключающие и не искажающие прежних .

Например, ребенок обозначает словом группу предметов, затем эта группа изменяется, слово же остается неизменным. Изменения в группе предметов связаны с появлением нового варианта обобщения, не исключающего и не уточняющего предыдущее обобщение, например через введение существенных признаков всей этой группы. Это проявление горизонтального декаляжа повторение переноса освоенной структуры интеллекта для решения большого числа разнообразных задач. Понятие горизонтального декаляжа - это попытка Ж. Пиаже показать наличие в жизни интеллекта устойчивых образований, сохраняющих и уточняющих картину мира человека на протяжении его индивидуальной истории.

Что же можно считать главным результатом научной деятельности Пиаже? Он создал Женевскую школу генетической психологии, которая изучает умственное развитие ребенка. Термин "генетический", используемый в выражении "генетическая психология", был введен в психологию во второй половине XIX в., то есть до того, как биологи начали использовать его в более узком смысле слова. Термин "генетическая психология" относится к индивидуальному развитию, к онтогенезу. Как отмечает Пиаже, выражение "генетическая психология" нельзя использовать в качестве синонима для детской психологии, психологии развития ребенка, так как генетической называют и общую психологию, если она рассматривает психические функции в процессе формирования.

Что изучает генетическая психология, созданная Пиаже? Объект этой науки - изучение происхождения интеллекта. Она исследует, как формируются у ребенка фундаментальные понятия: объект, пространство, время, причинность. Она изучает представления ребенка о явлениях природы: почему солнце, луна не падают, почему облака движутся, почему реки текут, почему ветер дует, откуда берется тень и т.д. Пиаже интересуют особенности детской логики и, главное, механизмы познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его поведения.

Для выявления этих механизмов, скрытых, но все определяющих, Пиаже разработал новый метод психологического исследования - метод клинической беседы, когда изучаются не симптомы (внешние признаки явления), а процессы, приводящие к их возникновению. Этот метод чрезвычайно трудный. Он дает необходимые результаты только в руках опытного психолога. По выражению Э. Клапареда, метод Пиаже - это умственная аускультация и перкуссия, это искусство - искусство спрашивать.

Пиаже критически проанализировал методы, которыми пользовались до него, и показал их несостоятельность для выяснения механизмов умственной деятельности. И теперь, когда метод тестов все больше привлекает к себе внимание психологов, стоит вспомнить позиции Пиаже по этому вопросу. Полвека назад он доказал, что тесты могут служить лишь целям отбора, но не дают представления о внутренней сущности явления. Какие задачи решает созданная Пиаже генетическая психология? Эта наука изучает, как происходит переход от одних форм мыслительной деятельности к другим, от простой структуры умственной деятельности к более сложной и каковы причины этих структурных преобразований. Она изучает сходство и различие между психической жизнью ребенка и взрослого человека.

Созданная Пиаже генетическая психология, как признают зарубежные исследователи, развивается по трем направлениям:

1. определяются проблемы, которые составляют ее предмет;

2. разрабатывается техника исследования;

3. происходят накопление, организация и интерпретация фактов.

Генетическая психология Пиаже занимает особое место в системе наук между биологией и философией. Стремлением связать биологию и проблемы познания объясняется двойная ориентация Пиаже как психолога. Поэтому, как отмечает ученица и ближайший его сотрудник Б. Инельдер, чтобы понять теорию Пиаже, надо знать биологические предпосылки, из которых она исходит, и эпистемологические выводы, к которым она ведет.

Пиаже создал генетическую психологию для того, чтобы на ее основе можно было построить генетическую эпистемологию. По определению Пиаже, генетическая эпистемология пытается объяснить познание, и в особенности научное познание, на основе его истории, социогенеза и психологических истоков тех понятий и операций, на которые научное познание опирается. Пиаже был глубоко убежден в том, что для изучения природы познания необходимо использовать психологические данные. Чтобы решить фундаментальные эпистемологические проблемы (главная из них - с помощью каких средств человеческий ум переходит от состояния недостаточного знания к более высокому уровню познания), мы не можем реконструировать генезис человеческого мышления у доисторического человека. Мы ничего не знаем о психологии неандертальского человека или о психологии кроманьонца. Но мы можем обратиться к онтогенезу, ибо именно на детях лучше всего изучать развитие логического, математического и физического познания.

Итак, исходя из перспективы создания генетической эпистемологии, науки о происхождении и развитии научного знания, Пиаже перевел традиционные вопросы теории познания в область детской психологии и приступил к их экспериментальному решению. Его интересовало, отличает ли субъект внешний мир от внутреннего, субъективного мира и каковы границы такого различения. Пиаже хотел выяснить, действует ли внешний мир непосредственно на ум субъекта или его идеи - продукты собственной умственной активности. А если субъект активен в процессе познания, то каково взаимодействие между его мыслью и явлениями внешнего мира, каковы законы, которым это взаимодействие подчиняется, каково происхождение и развитие основных научных понятий?

При решении этих вопросов Пиаже исходил из нескольких основных положений. Прежде всего - о взаимоотношении целого и части. Проблема связи целого и части существует, по мнению Пиаже, везде, во всех областях бытия. Всюду целое качественно отличается от части, изолированных элементов не существует. Всегда отношения между целым и частями варьируют в зависимости от структуры, в которую они включены, а в общей структуре их отношения уравновешены. Состояние равновесия меняется, переходит от менее устойчивого к более устойчивому. В социальной жизни устойчивое равновесие имеет форму кооперации, а в логике оно соответствует логической необходимости.

Принцип равновесия Пиаже использовал впоследствии для объяснения интеллектуального развития ребенка. В дальнейшем этот принцип всегда сильнейшим образом влиял на его анализ психологических фактов. Мысль Пиаже о том, что интеллектуальное развитие стремится к стабильному равновесию, то есть к установлению логических структур, означает, что логика не врождена изначально, а развивается постепенно. Это означает также, что психология открывает возможность изучения онтогенетического развития логики.

Первые факты из области психологии, полученные Пиаже, показали, что самые простые задачи на рассуждение, требующие включения части в целое, координации отношений и мультипликации классов, то есть нахождение части, общей двум целым, вызывают у детей 11-12 лет неожиданные трудности. Как уже упоминалось, эти факты показали возможность исследования психических процессов, лежащих в основе логических операций. Центральная задача его исследований состояла в том, чтобы изучать психологические механизмы логических операций, устанавливать постепенное возникновение стабильных, целостных логических структур интеллекта. Он пытался решить эту задачу очень широко: в сферах биологии, эпистемологии, социологии и психологии. Для решения этой проблемы Пиаже, прежде всего, анализировал отношения между субъектом и объектом в процессе познания.

Пиаже изучал связи между мыслью ребенка и реальностью, которая познается им как субъектом. Он признавал, что объект существует независимо от субъекта. Но для того, чтобы познать объекты, субъект должен осуществлять действия с ними и поэтому трансформировать их: перемещать, связывать, комбинировать, удалять и вновь возвращать. На всех этапах развития познание постоянно связано с действиями или операциями, то есть трансформациями, преобразованиями объекта.

Идея трансформации - это первая центральная идея теории Пиаже. Из нее следует, что граница между субъектом и объектом не установлена с самого начала и она не стабильна. Во всяком действии смешаны субъект и объект. Чтобы осознать свои собственные действия, субъект нуждается в объективной информации, как, впрочем, и во многих субъективных компонентах. Без долгой практики и без построения утонченных инструментов анализа субъект не может понять, что принадлежит объектам, что ему самому как активному субъекту и что принадлежит самому действию преобразования объекта. Источник знания, считал Пиаже, лежит не в объектах и не в субъектах, а во взаимодействиях, первоначально неразделимых, между субъектом и этими объектами.


Проявления соединения с эгрегором рода является совестью (совместной вестью). Поэтому очень лично и наедине с самим собой проанализируйте, какое место в ваших мыслях и поступках занимает мотивация совестью. Это и будет сила или слабость вашего подключения к родовому энергетическому полю.

Человек без поддержки рода, что дерево без корней . Не жизнеспособен. И его ветви-потомство могут даже не уродиться. Холостяки, семьи без детей – последние в роду.

Если же наши действия будут соответствовать устремлениям рода, мы обретем родовое сознание . Сможем пользоваться общеродовой памятью и всеми знаниями, накопленными в ней. Это наши предки называли здравомыслием, потому что подключившись к родовому эгрегору, мы действуем по «прави» т.е. правильно.

Революции и атеизм отрезали родовые корни большинства родов. Но сегодня важно знать не родословную как таковую, а понимать жизнь прошлых поколений. Через это и возможно оживление рода.

У предков существовал обряд благословления , чтобы никогда не прерывалась связь поколений. Благословляли родители, бабушки и дедушки своих потомков на свершение каких-либо дел, на создание семьи.

Это так просто, как все гениальное – благословите сына утром, когда он идет в школу. Или дочку, которая собирается на свидание. И вы подключите детей к огромной энергии рода, поставите защиту от напастей, несчастий, плохой компании, насильников, грабителей на улицах, зависти.

Обратитесь к вашим родителям, бабушкам и прадедушкам. Попросите их благословения для себя, ваших детей. Здесь не предусмотрено сложных ритуалов и многословных молитв. «Я благословляю тебя!». И сразу происходит включение в род, будто мгновенно вспыхивает лампочка после щелчка выключателя.

Мы можем ссориться или не соглашаться с родителями, поступать против их воли. Результат рано или поздно будет одинаковый. Через много лет мы скулим: «А ведь мамочка была права!». Пока не поздно – искренне просите прощения у родителей, миритесь. Уважение старости и забота о молодости – основной закон рода. Прощайте родителей, которые не смогли дать вам любви и воспитания. Понимайте, если ваше рождение произошло в семье алкоголиков или нищих, то это кармическое условие воплощения души. Просите прощения и благословения задним числом. После этого начинает меняться жизнь не только у единого человека, а и всего рода в целом. Ведь энергии эгрегора только ждут «включения», чтобы прийти на помощь потомкам, живущим в темные времена и усилить род в целом на века.

Чем чаще вы вспоминаете, мысленно обращаясь к предкам, тем сильнее они, тем выше энергия рода, а значит и помощь мощнее в решении земных дел и задач.Человек не может существовать и развиваться вне рода. Программа будет действовать всегда, хотим мы этого или нет. Но единственное, что мы можем (и, собственно, должны делать) – изменять и улучшать эту программу. Соблюдайте законы, очищая род, правильно поминая ушедших предков, уважая их и любя живущих. Родовая программа всегда соответствует нашей личной карме.

Душа, выбирая родителей, национальность, место воплощения, становится звеном в цепи поколений. И если воплощение происходит в роду, отягощенном проклятиями и негативом, то это шанс очистки всего рода. Достаточно одного светлого пращура и связи его с одним светлым живущим – род может весь очиститься и набрать иные вибрации энергий.


Наш род – это источник силы и поддержки с одной стороны, а с другой – наша карма и наш путь. Если нормальный и успешный внешне человек помещает свою маму или бабушку в дом престарелых доживать свои дни в одиночестве, то его дети или внуки поступят с ним также, если не хуже.

Человек достигает совершенства в материи и в духе, помогая своему роду на семь поколений в будущем и семь поколений в прошлом. Накопление силы благочестия рода переходит из поколения в поколение. И наоборот, если мы деградируем и идем по пути соблазна и порока, не уважаем и не любим старших, бросаем детей – мы выкачиваем энергию из рода на поколения вперед. И с каждым поколением становится все хуже и страшнее.

Этим и объясняется, почему один рождается здоровым и в состоятельной семье, а другой – с врожденными дефектами и их оставляют родители.

Как мы распорядимся силой, зависит только от нас. Укреплением и очищением рода мы повышаем силу благочестия – это основа для рождения здоровых и гениальных детей. В Ведах сказано: «Через сына человек приходит в мир Высший, через внука – обретает Бессмертие, через правнука – вступает в обитель света! Смерти нет!».


Род – это прежде всего живое древо, структура, живет по своим законам и главное для Рода – выжить и преумножить свою силу, вырасти из маленького деревца в могучее древо, а дальше перерасти в целую Рощу.

Род каждого из ныне живущих людей обладает знаниями и силой, а так же мудростью, любовью, удачей, благосостоянием и другими ресурсами. Эти ресурсы нарабатывались и приобретались веками и тысячелетиями. Пока жив хоть один человек из Рода, он может его возродить, вопрос лишь в том, каких усилий это будет стоить. Все ресурсы распределяются между членами Рода.

Мы часто слышим фразы: «не складывается семья», или «есть семья, но нет денег», «нет денег», «нет детей» или «дети умирают во младенчестве», «строю-строю, иду-иду, а все разваливается, ничего не складывается»… Почему так? Почему многие сегодня могут «похвастаться» подобным положением?

Все просто, в предыдущих поколениях накоплено много деструктива (страхи, обвинения, обиды и прочее). Этот деструктив перекрывает все Родовые потоки – ресурсы, накопленные ранее. Этот негатив копился долго, как минимум 2000 лет, но больше всего Роды страдали последние 300 лет. Как это произошло и почему мы сейчас не будем говорить, это тема немного другой статьи. Главное понять, что никто, кроме ныне живущих не сможет освободить источники от завалов. Если это не осознать и не начать действовать, то ваш Род просто засохнет.

Человек – ходячее древо. Когда человек мыслит себя как древо Рода, то он никогда не станет перекрывать себе токи, которые его питают и ростят. Когда человек занимает свое место, он представляет для Рода ценность, потому что такая ветвь рода жива, проводит потоки и передает их дальше, сохраняя и преумножая. Заняв свое место, человек восстанавливает иерархию внутри себя и в своей семье. Его начинают питать токи предков, он их проводит и делится ими со всей родней, которая проявлена (жива) и передает эти потоки потомкам.

Вот вам и образ здорового древа, древо здорово тогда, когда соки безпрепятственно проходят по всему древу, тогда древо красиво, пышно и богато на плоды, которые символично можно назвать потомками.

Вот вам и рецепт: помогайте предкам освободить потоки от засоров, тогда и у вас будет сила, но берегите силу, преумножайте ее и передавайте потомкам своим, учите их беречь свой Род, знания Рода, мудрость Рода, тогда и они смогут сохранить преумножить его богатства. Помните, что много силы сокрыто во всех живущих родичах, поэтому важно поддерживать с ними связь. Если вы хотя бы раз в год не обедаете за одним столом, вы уже не являетесь родичами, теряются связи родовые и древо расщепляется, оно перестает быть единым целым.



Рассказать друзьям