Что значит иван не знающий родства. Иваны, родства не помнящие

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Иванами, родства не помнящими, принято называть людей беспринципных, неблагодарных, легко забывающих сделанное им добро, и тех, кто не знает и не желает знать своей истории, культуры, своих предков… Каков бы ни был конкретный смысл, прозвище дано обладателям самого “русского” имени. Откуда же взялись эти Иваны?

За ответом мы пойдем… в полицейский участок.

Авторы “Большого словаря крылатых слов” утверждают: в давние времена так представлялись бродяги и беглые каторжники, скрывавшие свое прошлое и не желавшие называть свои истинные имя и фамилию. Попав в околоток, они говорили, что ничего о себе не помнят: ни где родились, ни кто их родственники. И потому в полицейском протоколе так и именовались – “Иванами, не помнящими родства ”. Подтверждает это и А.П. Чехов: “У бродяг самое употребительное имя Иван, а фамилия Непомнящий. Вот несколько бродяжеских прозвищ: Мустафа Непомнящий, Василий Безотечества, Франц Непомнящий, Иван Непомнящий 20 лет, Яков Беспрозвания, бродяга Иван 35 лет, Человек Неизвестного Звания. Девица Наталья Непомнящая, когда я спросил ее, какой она губернии, сказала мне: “Всех понемножку””. Упоминает он в “Острове Сахалине” и “Удостоверение поселенца Тымовского округа, селения Рыковского, не помнящего родства Ивана, 35 лет”.

Потом формула розыскного и уголовного делопроизводства была переосмыслена. И не последнюю роль в этом сыграл Салтыков-Щедрин. Этого имени он “удостоил”, например, беспринципных, “мелкодушных” газетчиков, о которых писал в “Мелочах жизни”: “Без идеи, без всякого понятия о добре и зле, Непомнящий стоит на страже руководительства, не веря ни во что, кроме пятнадцати рублей, которые приносит подписчик, и тех грошей, которые (за объявление в его газете) один за другим вытаскивает из кошеля кухарка. Он даже щеголяет отсутствием убеждений, называя последние абракадаброю…”. “Я не со всяким встречным связываюсь и предпочитаю быть осторожным с людьми, не помнящими родства ”, – это уже цитата из щедринского “За рубежом”. Ну правильно, человек, который не помнит, откуда родом, и не хочет называть себя – подозрительная личность…

Интересно, что у русского Ивана есть “брат” по имени Джон Доу (John Doe). Имя это замелькало в XVIII веке, первое письменное упоминание об этой таинственной личности, как принято считать, можно найти в “Комментариях к английским законам” сэра Уильяма Блэкстоуна, выходивших в 1765–69 годах. Но имя Джона Доу можно найти и в Оксфордском словаре 1659 года, а некоторые признаки указывают на то, что с Джоном англичане были знакомы еще при короле Эдуарде III, то есть в XIV веке. В отличие от “не помнящего родства” Ивана, Джон Доу выглядел вполне респектабельно: в наследственных имущественных спорах с разрешения суда под этим псевдонимом выступал истец, ответчик именовался Ричардом Роу (Richard Roe). В чем же был смысл сохранения инкогнито? А в том, что если бы на суде выяснилось, что затеявший процесс лендлорд на самом деле присвоил чужое, имя его не было бы, по крайней мере, опозорено. В 1852 году Британский парламент упразднил эту практику, но Джон Доу и Ричард Роу “воскресли” в американской судебной системе. Более того, у них появились “подруги” – Джейн и Мери . Ну а сегодня в Америке Джоном Доу могут окрестить неопознанный труп. А еще так называют злоумышленника, если подлинное его имя не установлено.

В общем, у нас “Иван” не помнит родства, у них “Джон” не хочет его обнаруживать, а суть-то одна: вместо конкретных людей – подставные лица. Говорят, так было и в Древнем Риме. Только там “скрыться” можно было под масками Гая, Тита и Сея…

Ольга СЕВЕРСКАЯ,
кандидат филологических наук,
старший научный сотрудник ИРЯ РАН,
ведущая программы “Говорим по-русски!”
на радио “Эхо Москвы”

Не помнящий родства Иван Презр. Неблагодарный, относящийся с полным безразличием к своим предшественникам, воспитанникам. - Что тебе горько? - Что ты выросла, как Иван, не помнящий родства (Н. Ильина. Возвращение). - Первонач.: юридический термин, который применялся к беспаспортным бродягам. Старик Антип был из беглых и числился в разряде не помнящих родства (Мамнн-Сибиряк. Три конца). Лит.: Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. - М., 1986. - С. 430; Словарь современного русского литературного языка. - М.; Л., 1961. - Т. 12. - С. 1398.

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Не помнящий родства Иван" в других словарях:

    иван, не помнящий родства - сущ., кол во синонимов: 2 еврей по профессии (3) космополит (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    иван не помнящий родства - … Словарь синонимов

    Иван, не помнящий родства - Народн. Неодобр. Бродяга, бездомный скиталец. ДП, 448 …

    не помнящий родства - (Иван) не по/мнящий родства, презрит. О человеке, не дорожащем старыми связями, а также прошлым своего народа, Родины … Словарь многих выражений

    ИВАН - Гробов. Арх. Ирон. Смерть. АОС 10, 71. Иван Грозный. 1. Жарг. арм. Шутл. Комбат. БСРЖ, 228. 2. Жарг. шк. Шутл. Директор школы. Максимов, 159. 3. Жарг. шк. Шутл. Строгий учитель. ВМН 2003, 56. Иван Долбай. Жарг. арм. Шутл. Реактивный миномёт. Кор … Большой словарь русских поговорок

    Иван Непомнящий - Непомнящий русская и еврейская фамилия. Происходит от беглых крепостных крестьян, которые представлялись властям как «родства не помнящие» (отсюда также фразеологизм Иван, не помнящий родства). Непомнящий, Александр (р. 1972) израильский… … Википедия

    бродяга - Побродяга, авантюрист, искатель приключений, проходимец, прошлец, скиталец, шатун. Бродяга беспаспортный, бесписьменный. Бездомный скиталец. Не помнящий родства. Иван непомнящий. .. Ср … Словарь синонимов

    РОДСТВО - родства, мн. нет, ср. 1. Отношение между людьми, создаваемое наличием общих ближайших предков. Родители с детьми состоят в родстве первой степени. Ближнее, дальнее родство. Родство по прямой линии (прадед, дед, отец, сын, внук, правнук, а также… … Толковый словарь Ушакова

    РОДСТВО - РОДСТВО, а, ср. 1. Связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого (прямое родство), или разных лиц от общего предка, а также на брачных семейных отношениях. Дальнее р. Не помнящий родства (тот, кто не знает или не даёт… … Толковый словарь Ожегова

    помнить - Помнить себя (книжн.) 1) помнить свою жизнь. Я помню себя ребенком. 2) сознавать свое существование. Он помнит себя с четырех лет. Не помнить себя от чего (книжн.) приходить в самозабвение, исступление, терять рассудок от чего н … Фразеологический словарь русского языка

Книги

  • Театр расстрелянный , Наталья Ларцева. "Случается, пропал человек. Самый близкий, без которого свет не мил. В доме - переполох, звонки в милицию, знакомым, ведуньям-колдуньям. Всех на ноги! А тут все наоборот. Исчез Васюта, мой…

Иван, не помнящий родства

Народн. Неодобр. Бродяга, бездомный скиталец. ДП, 448.


Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Смотреть что такое "Иван, не помнящий родства" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 2 еврей по профессии (3) космополит (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - … Словарь синонимов

    Не помнящий родства Иван - Презр. Неблагодарный, относящийся с полным безразличием к своим предшественникам, воспитанникам. Что тебе горько? Что ты выросла, как Иван, не помнящий родства (Н. Ильина. Возвращение). Первонач.: юридический термин, который применялся к… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    не помнящий родства - (Иван) не по/мнящий родства, презрит. О человеке, не дорожащем старыми связями, а также прошлым своего народа, Родины … Словарь многих выражений

    Гробов. Арх. Ирон. Смерть. АОС 10, 71. Иван Грозный. 1. Жарг. арм. Шутл. Комбат. БСРЖ, 228. 2. Жарг. шк. Шутл. Директор школы. Максимов, 159. 3. Жарг. шк. Шутл. Строгий учитель. ВМН 2003, 56. Иван Долбай. Жарг. арм. Шутл. Реактивный миномёт. Кор … Большой словарь русских поговорок

    Непомнящий русская и еврейская фамилия. Происходит от беглых крепостных крестьян, которые представлялись властям как «родства не помнящие» (отсюда также фразеологизм Иван, не помнящий родства). Непомнящий, Александр (р. 1972) израильский… … Википедия

    Родства, мн. нет, ср. 1. Отношение между людьми, создаваемое наличием общих ближайших предков. Родители с детьми состоят в родстве первой степени. Ближнее, дальнее родство. Родство по прямой линии (прадед, дед, отец, сын, внук, правнук, а также… … Толковый словарь Ушакова

    РОДСТВО, а, ср. 1. Связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого (прямое родство), или разных лиц от общего предка, а также на брачных семейных отношениях. Дальнее р. Не помнящий родства (тот, кто не знает или не даёт… … Толковый словарь Ожегова

    помнить - Помнить себя (книжн.) 1) помнить свою жизнь. Я помню себя ребенком. 2) сознавать свое существование. Он помнит себя с четырех лет. Не помнить себя от чего (книжн.) приходить в самозабвение, исступление, терять рассудок от чего н …

    род - Без роду и племени или без роду, без племени неизвестного происхождения, без родственных связей. Послушай, Ибрагим, ты человек одинокий, без роду и племени. А.Пушкин. Он студент, без роду, без племени. Тургенев. Ни роду, ни племени… … Фразеологический словарь русского языка

Книги

  • Театр расстрелянный , Наталья Ларцева. "Случается, пропал человек. Самый близкий, без которого свет не мил. В доме - переполох, звонки в милицию, знакомым, ведуньям-колдуньям. Всех на ноги! А тут все наоборот. Исчез Васюта, мой…

«Иван, не помнящий родства» – так в русском народе принято называть тех, кто не знает и не желает знать своей истории, культуры, своих предков… На самом деле это не фразеологизм и не народная присказка, а факт из биографии конкретных людей. Именно так – «Иван, родства не помнящий» – записывали в Ревизиях населения Российской империи и в «Полицейских протоколах» беглых крестьян, скрывавших место, откуда они сбежали, каторжан, дезертиров, сектантов – это были так называемые «бродяжеские прозвища». Например, А.П. Чехов писал: «У бродяг самое употребительное имя Иван, а фамилия Непомнящий. Девица Наталья Непомнящая, когда я спросил ее, какой она губернии, сказала мне: "Всех понемножку"». Таких людей, согласно «Полицейским протоколам», было в России великое множество. Позже появились в Российской империи целые семьи с фамилиями Непомнящие, Ничьих, Безфамильные и так далее.

В истории нашей страны было много событий, которые приводили к разрывам родовых связей. После отмены крепостного права молодые люди из крестьянского сословия уезжали из деревень в города, иногда попадали в другой социальный слой – купечество, мещанство. Если ребенок рождался до революции вне брака, его могли отдать в другую семью, дать другую фамилию. Дворяне семьями и по отдельности уезжали из России во время революции. Люди покидали родину в разное время и по разным поводам. В годы советских репрессий и Великой отечественной войны члены многих семей теряли друг друга, оказались разбросанными по всей стране. К тому же советские времена принесли понятия «чуждый классовый элемент», «враг народа»: о родственниках, попавших в эти категории, родители боялись рассказывать детям, семейные документы уничтожались. Что-то из истории наших семей сегодня уже не восстановить, а среди того, что восстановить удается, есть то, что не слишком радует (например, если предки были сотрудниками НКВД или ГПУ, теми, кто подписывал приказы о репрессиях и расстреливал). И, тем не менее, голос предков взывает к нам о том, чтобы беспамятство было преодолено.

Сегодня многие россияне интересуются своей историей, восстанавливают родословные, занимаются поиском информации о воевавших и пропавших без вести родственниках, поднимают архивы, узнавая судьбы репрессированных родных. Цели у всех разные. Кому-то просто интересно, кому-то важно восстановить справедливость, а чья-то цель – выяснить, что произошло с его семьей и, в конечном счете, с его страной.

Для того, чтобы помочь людям разобраться в этой непростой теме, был задумал цикл лекций‑встреч «История моей семьи», организованный Свято-Екатерининским малым православным братством. Тем более актуально это сейчас – в 2017 году, когда исполняется событию, которое кто-то называет «Великой революцией», а кто-то «Великой трагедией», антропологической катастрофой, произошедшей в России.

В самом начале цикла на вопрос, помнят ли участники встреч имя и отчество своих прадедов и прабабушек, большинство отвечали отрицательно. Как показывают исследования, все, что помнит среднестатистический русский (а точнее, советский) человек, – это два-три колена своего рода. Самые «продвинутые» в вопросах истории семьи владеют информацией о родственниках до пятого колена. Для сравнения: среднестатистический итальянец, немец и француз знают свой род на глубину как минимум триста лет.

Сегодня есть возможность узнать о своем роде до одиннадцатого, двенадцатого и более колена. В этом могут помочь областные и центральные архивы, краеведы, библиотеки, многочисленные родоведческие ассоциации, генеалоги-волонтеры и т.д. Во многих архивах прекрасно сохранились древние документы – Метрические книги, Ревизские сказки, Исповедные росписи, Посемейные списки и так далее. Так, например, в Российском государственном архиве древних актов и в Российском государственном историческом архиве находятся на хранении данные практически по всем губерниям Российской империи I-VI ревизий (1710-1808 гг.), Ландратские книги*. Более поздние документы XIX века хранятся в местных областных архивах. Многие из них дублируются в других архивах, так как населенные пункты переходили из состава одной губернии в другую. Например, село Ольховка (территория современной Курганской области) исторически принадлежало к пяти губерниям – Екатеринбургской, Курганской, Пермской, Оренбургской и Вятской, а значит и документы по ее жителям нужно искать в пяти областных архивах. Краеведы и библиотекари, а также местные историки открыты для общения, делятся своими находками и наработками.

В период с ноября 2016 года по июнь 2017 года прошло три цикла встреч «История моей семьи», каждый из которых состоял из трех лекций. Постоянные участники – около пятидесяти человек – начали восстанавливать свою родословную. И многим уже удалось разобраться с семейными документами, начать поиск в государственных архивах, наладить общение с родственниками (несколько человек даже нашли тех родственников, о которых ранее не имели представления).


Кроме собственно самой по себе интересной информации о роде (кого как звали, кто, где и когда родился, какой социальный статус был у предков, где трудились и воевали) через истории конкретных семей постепенно восстанавливается в памяти и история нашей страны. Тогда сухие цифры учебников начинают вдруг оживать. Например, оказывается, что «Отмена крепостного права 1861 г.» – это вполне конкретное событие, в результате которого семья оказалась на улице без хлеба и еды. А «Реформа Столыпина 1906-1917 гг.» привела предков в земли Урала. А «Годы советских репрессий 1920-1950 гг.» оставили без кормильцев большинство русских семей. И так далее.

Дмитрий, один из участников встреч об истории семьи, сказал, что «теперь, когда мне кто-нибудь скажет, что "Сталин – эффективный менеджер", я буду четко знать, в чем была та самая "эффективность" сталинских методов и смогу ответить, как "эффективно" посадили в лагеря мою бабушку и маму, как расстреляли деда». Еще один участник встреч Михаил, говоря об истории страны, подчеркнул: «Такая история требует переосмысления и раскаяния, и только так можно все это пережить».


Итогом прошедших в течение полугода встреч станет «Фестиваль семейной истории», который состоится 8 июля 2017 г. На фестивале будут работать разные площадки, в том числе о том, как жила русская семья в XVIII-XX вв. В рамках фестиваля пройдут несколько исторических встреч-семинаров о революции 1917 г., а в заключение планируется открытие «Музея семейной истории», где будут представлены истории семей, которые удалось восстановить за это время.

Текст и фото Елена Каштанова

* Ландратские книги или Ландратская перепись – подворная перепись, проведенная в ряде губерний России в 1716-1717 годах (в некоторых пунктах началась с середины 1715 года по отдельным указам) по указу Петра I от 10 декабря 1715 года. Проведение переписи было поручено ландратам (от нем. land - земля, страна, rat - совет) - местным чиновникам, стоявшим во главе ландратских доль.

В начале 90-х, начали рушить памятники, переименовывать города и улицы. Кто видел по ТВ лица тех, кто "низлагал" памятник Железному Феликсу, Ленину наверное заметили с каким удовольствием и злорадством это делали люди, выросшие именно в эту эпоху. Люди получившие бесплатное образование, жилье, мед.обеспечение, соц.гарантии и т.д. Задавал себе вопрос. Зачем, почему, что в головах этих людей? Ведь это наша история, а не политика. Зачем практически каждый Верховный Правитель пытается переписать историю под себя. И сам же себе отвечал:- Это Иваны, не помнящие родства!
Иванами, родства не помнящими, принято называть людей беспринципных, неблагодарных, легко забывающих сделанное им добро, и тех, кто не знает и не желает знать своей истории, культуры, своих предков… Каков бы ни был конкретный смысл, прозвище дано обладателям самого русского имени. Откуда же взялись эти Иваны?

За ответом мы пойдем… в полицейский участок.
Авторы “Большого словаря крылатых слов” утверждают: в давние времена так представлялись бродяги и беглые каторжники, скрывавшие свое прошлое и не желавшие называть свои истинные имя и фамилию. Попав в околоток, они говорили, что ничего о себе не помнят: ни где родились, ни кто их родственники. И потому в полицейском протоколе так и именовались – “Иванами, не помнящими родства”. Подтверждает это и А.П. Чехов: “У бродяг самое употребительное имя Иван, а фамилия Непомнящий. Вот несколько бродяжеских прозвищ: Мустафа Непомнящий, Василий Безотечества, Франц Непомнящий, Иван Непомнящий 20 лет, Яков Беспрозвания, бродяга Иван 35 лет, Человек Неизвестного Звания. Девица Наталья Непомнящая, когда я спросил ее, какой она губернии, сказала мне: “Всех понемножку””. Упоминает он в “Острове Сахалине” и “Удостоверение поселенца Тымовского округа, селения Рыковского, не помнящего родства Ивана, 35 лет”.

Потом формула розыскного и уголовного делопроизводства была переосмыслена. И не последнюю роль в этом сыграл Салтыков-Щедрин. Этого имени он “удостоил”, например, беспринципных, “мелкодушных” газетчиков, о которых писал в “Мелочах жизни”: “Без идеи, без всякого понятия о добре и зле, Непомнящий стоит на страже руководительства, не веря ни во что, кроме пятнадцати рублей, которые приносит подписчик, и тех грошей, которые (за объявление в его газете) один за другим вытаскивает из кошеля кухарка. Он даже щеголяет отсутствием убеждений, называя последние абракадаброю…”. “Я не со всяким встречным связываюсь и предпочитаю быть осторожным с людьми, не помнящими родства”, – это уже цитата из щедринского “За рубежом”. Ну правильно, человек, который не помнит, откуда родом, и не хочет называть себя – подозрительная личность…

Фото 1. Первый день на Курильском озере, в Кроноцком заповеднике.

Фото 2. Директор Т.Шпиленок обходит территорию кордона Озерный. Подзывает меня и указывая на валявшийся за инспекторским домиком бюст Ленина, говорит:- Посмотри художественным взглядом и пристрой бюст на какой либо постамент. Где нибудь здесь!

Фото 2. Мы с напарником Алексеем соорудили постамент, водрузили Ленина, отмыли, очистили. Интересно, кто был на Курильском озере, на месте бюст?

Вспоминая слова и просьбу директора Кроноцкого заповедника Т.Шпиленка, думаю, не все люди Иваны, родства не помнящие. Значит правильно его родители воспитали. Молодец!



Рассказать друзьям