Тинейджер на руси из 5 букв сканворд. Жертвы Макоше, Роду и Ладе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причём, взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовали бы современных подростков…

Самое главное – подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим. Во-первых, никто тогда не считал детей равными родителям. И именно на первых годах жизни ребёнка взрослые видели залог того, каким человеком он станет.

Во-вторых, авторитет матери с отцом в крестьянских семьях был непререкаем. Обычно родители были едины во взглядах на воспитание и обязанности чада, а если даже в чём-то и не были между собой согласны, то никогда не демонстрировали этого публично, поэтому у ребёнка не было шансов «перетянуть» одного из родителей на свою сторону.

В-третьих, ни с девочками, ни с мальчиками не было принято «миндальничать» и баловать их зазря. Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. В то же время за успешно выполненное задание ребёнка всегда хвалили и поощряли, всячески подчёркивая, что он принёс пользу всей семье.

Детский труд – привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве государств он считается формой эксплуатации и, согласно конвенции N32 ООН «О правах ребёнка» и актам Международной организации труда, признан незаконным.

Нашим прадедам подобное не могло даже присниться. Может, именно поэтому они вступали во взрослую жизнь прекрасно подготовленными и адаптированными?

«Отец сына не на худо учит»

Возрастные критерии для детей были очень чёткими, и, соответственно, так же чётко разделялись их трудовые обязанности.

Возраст измеряли семилетиями: первые семь лет – детство или «младенчество». Малышей называли «дитё», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами.

Во вторые семь лет наступало отрочество: ребёнок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха.

Третья семилетка – юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.

Что умел мальчик 100 лет назад

Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.

В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, тёплыми, непромокаемыми.

Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.

Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности, причём они приобретали чёткое половое разделение. Например, ни один отрок не был обязан ухаживать за младшими братьями и сёстрами или заниматься огородом, зато он должен был научиться пахать и молотить – к такой физически тяжёлой работе девочек не привлекали.

Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.

Работа на земле

В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряжённую в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведёт борозду».

Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить ее, а сам вёл лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая.

С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.

Уход за скотиной

Ещё одна важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не доверяли (они могли только доить коров или коз, выгонять их на пастбище). Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших.

Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Именно поэтому с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой – в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит ».

Промысловые занятия

Были особенно распространены на Русском Севере и в Сибири, где служили надёжным источником дохода. Глядя на отца и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство.

Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить её острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем.

К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель и к 14, пройдя испытательный срок, стать полноценным её членом. Тогда он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов.

Вот так и вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились. Кроме трудового воспитания, мальчишкам прививали и чёткие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры.

Было ещё два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое – мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причём не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны. Согласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя.

Что умела девочка 100 лет назад

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.

Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы» (1872)

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности. Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней.

Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Как строился процесс обучения?

Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы.

По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь ». А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета.

Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил. Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»

Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.

«Бабий кут»

Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению.

Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты.

Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.

Харитон Платонов «Крестьянская девочка» (1876)

Уборка в доме

В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы.

Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство

В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.

Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи».

Алексей Венецианов «Первые шаги» (начало 1830-х)

За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.

Ткачество

Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом ».

Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени.

Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения.

Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили.

Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.

Целенаправленное жестокое убийство детей и подростков в Древней Руси было весьма распространено в тяжелые времена, когда мирные поселения славян подвергались набегам врагов и практически исчезало во время процветания. Археологи выделяют два периода, когда славяне прибегали к убийству собственных сыновей и дочерей, как к последней надежде решить насущные проблемы - это период с I по V век н.э, и период христианизации Руси, когда язычники, восприняв принятие православия как поругание собственной религии, покинули насиженные места. Они ушли в чащи и пустыни, противопоставив себя обновленной Руси, воюя с ней и снова стараясь убийствами детей вернуть прежние времена, к которым уже не было возврата. Из каких же соображений они убивали собственных отпрысков?

Дети - проводники в мир мертвых

Историк из Севастополя Михаил Николаевич Козлов в статье «К вопросу о детских языческих жертвоприношениях в домонгольской Руси» предполагает, что у славян существовали так называемые «проводники» в страну мертвых. И в тех случаях, когда умирал почтенный старец шестидесяти лет (а до такого возраста доживали немногие), в захоронение к нему язычники клали тело убитого подростка. Неизвестный автор в XII веке пояснявший непонятные слова в труде Григория Богослова «Об идолах» указал, что славяне и ныне по окраинам Руси молятся идолищам поганым и «младенци знаменують мертви и берегинями их называють». Византиец Лев Дьякон в труде «История» описывал обряд погребения русов, убитых в сражении под Доростолом (Болгария), где византийцы схватились с войском князя Святослава, сына Игоря. Сначала русы принесли в жертву богам пленных греков, затем сожгли тела убитых сородичей, а затем утопили в реке Истре несколько детей, которые, по-видимому, должны были стать «берегинями» и сопровождать погибших в царство мертвых. Подобный обряд существовал на Тернополье, где на раскопках культового центра на реке Збруч археологи обнаружили выбитый в скале глубокий колодец. На дне колодца был найден скелет подростка с пробитой головой, который погиб около XI–XIII вв. Ученые предполагают, что ребенок тоже был посланцем в мир предков, и язычники убили его, думая, что он передаст мертвым какое-то сообщение. Здесь же, на горе Богит, были найдены могилы престарелых волхвов, которым в погребение подложили убитых соплеменниками двухлетних детей. Возможно, столь юный возраст жертв объяснялся тем, что в мире мертвых волхвы должны были «омолодиться» кровью юных жертв.

Жертвы Перуну

В поздние времена, а особенно после языческой «реформы» князя Владимира, у славян распространилось «кормление» кровожадных идолов, которых хотели умилостивить телами юных славянских детишек. При раскопках городища Бабина гора к северо-западу от Киева археологи нашли захоронение детских черепов. Ученые считают, что этих детей убили сами жители городища при нападении на селение сарматов. Это вполне согласуется с описанием византийца Кессария Низианского, жившего в VI веке, славянских воинских трапез, во время которых язычники «разбивали детей о камень, подобно мышам». Однако те, кто думает, что убийство детей было распространено лишь на Юге Руси, тот ошибается. При раскопках в Звенигороде западнее Москвы были найдены принесенные в жертву подростки от 12 до 15 лет, дети 6–7 лет и младенцы; смерть детей относят к раннехристианскому периоду. Историки считают, что принесение подростков в жертву было аналогично тому, которое описано в «Повести временных лет», где рассказывается о жертвоприношении князем Владимиром подростка в связи с победой русов над ятвягами. В «Повести…» «старцы и боляре» бросают жребий, решая кого «зарезать идолам» - подростка или девицу. Жребий падает на сына варяга-христианина Феодора, который встает на защиту сына Иоанна и погибает, а подростка приносят в жертву идолищу.

Жертвы Макоше, Роду и Ладе

У язычников, отвергших христианство, в особом почитании оказались самые кровавые боги славян: Род и рожаницы - Макошь и Лада. С Родом и рожаницами историки связывают такой способ убийства детей, как сжигание их в хлебной печи. И в Збручском городище и в Звенигороде были найдены огромные нишеобразные печи, которые использовали для выпекания хлеба в особо парадных случаях - для гостей или для самих волхвов. Внутри этих печей были найдены убитые дети, самому юному из которых было не больше года, а самому старшему - около 12–14 лет. Свидетельства подобных жертвоприношений были найдены и в Бабиной долине под Звенигородом. На горе Богит, где стоял Збручский идол, были найдены тела младенцев, положенных в углубления напротив изображений Макоши и Лады. Игумен киевского Выдубицкого монастыря Моисей в конце XII века писал об обычаях язычников пить кровь младенцев: «Приводяще, закалывают пред материю, и вси пьют кровь заколеного сына матери и тем жертву приносят бесам».

«Строительные» жертвы

В позднее время языческие общины убивали детей для закладывания в основания кумирен. Детские останки, часто разрозненные, расчлененные находят в основаниях языческих кумирен в Звенигороде и в Бабиной долине (Россия), на горе Богит и в городище Зеленые Липы (Украина). Самое страшное было то, что к детским жертвоприношениям прибегали не только ярые язычники, не ставившие ни в грош жизнь собственных детей и детей своих ближайших соседей, но и ранние христиане, очевидно, еще не освободившиеся от старых верований. Так, в городе Василёве (Черновицкая область, Украина) при раскопках православного храма был найден каменный гроб, в котором находились останки принесенного в жертву мужчины, тело которого было расчленено и сложено «не анатомическим образом». Тут же, в гробе, находились кувшины с жженым горохом и пережженные кости жертвенных животных. Но самая страшная находка ждала археологов в фундаменте храма. Выяснилось что в основание двух контрфорсов с южной стороны храма были живьем замурованы два ребенка в возрасте до двух лет. На такую мучительную смерть детей обрекли из-за трещины в стене - язычники осуществили «ремонт», замуровав детей живьем в фундамент.

тинейджер по-старорусски

Альтернативные описания

В Древней Руси - член младшей дружины князя, бывший одновременно и слугой члена старшей дружины - боярина

На Руси младший дружинник

Перемальчик-недоюноша

Мальчик до двенадцати лет

Спаситель джинна в книге «Старик Хоттабыч» по определению самого Хоттабыча

Стихотворение А. Пушкина

Сын встарь

Тинэйджер при боярах

Глупенький мальчишка

Младший княжий дружинник

Пацан из прошлого

Юнец безусый

Старорусский тинэйджер

Стихотворение российской писательницы М. Цветаевой

Младший член дружины князя на Руси

Мальчик-подросток

Старорусский тинейджер

. «вьюноша»

Подросток встарь

Юнец, подросток

Тин встарь

Старинный юноша

Тинейджер при боярах

Подросток

Подросток, юноша

Мальчик-подросток (устар.)

Мальчик

Младший княжеский дружинник на Руси

Волька устами Хоттабыча

Уже не мальчик, но еще не мужчина

Подросток из старинной жизни

Мальчуган

Юнец купеческих времен

Подросток, юноша

Младший княжеский дружинник в Древней Руси

Мальчик-подросток

Стихотворение А. Пушкина

. "Тинэйджер" при боярах

. "вьюноша"

М. отроковица ж. отрочица ж. арх. дитя от до лет, а пора эта: отрочество, отроческий возраст; подросток. До семи лет зов. младенцем, а иногда только до трех, а далее, до семи, дитятей. Отрок, стар. церк. царская, княжеская прислуга; паж; служитель или раб вообще; урал. сорвиголова, повеса (Шейн). Отроков, -вицын, им лично принадлеж. Отрочий, -ческий, им вообще свойственый. Отрочествовать или отроковать, быть отроком, в этом возрасте, и проводить где и как эту пору. Отроча ср. отрочата мн. младенец, дитя или отрок, -ковица. Отрочатин грех вменяется отцу-матери. Отрочище ср. отрочищ м. церк. отрок на возрасте; слуга. Отроколюбивый, чадолюбивый. Отрокородный год, детородный

Спаситель джинна в книге "Старик Хоттабыч" по определению самого Хоттабыча

Юнец в лоне церкви

В современном русском языке из года в год появляется все больше и больше слов иностранного происхождения. И в этом, пожалуй, нет ничего удивительного: мир постоянно меняется, соответственно, возникают новые понятия и термины. Некоторые из них мы активно используем, даже особо не задумываясь о значении. Вот, например, знаете ли вы, кто такой тинейджер? Откуда на самом деле произошло это слово? Каковы его корни? И есть ли эквиваленты в нашем родном языке?

Попробуем разобраться вместе.

Кто такой тинейджер? Даем общее определение понятию

В переводе с английского языка это слово обозначает не что иное, как подросток, который находится в Это примерно от 13 до 19 лет, в зависимости от той страны, в которой проживает молодой человек, и ее культурно-национальных особенностей.

В целом те, кто владеет иностранным языком на должном уровне, заметят, что слово «тинейджер» (англ. teenager) имеет сразу два корня «тин» («teen») и «ейджер» («ager»). Первое можно перевести как «подросток», а второе - как «человек, находящийся в определенном возрасте». Вот и выходит, что тинейджер - это личность

Физиологические особенности молодых людей

Многие интересуются, кто такой тинейджер с точки зрения чисто физиологических особенностей данного возраста. Попробуем дать подробную характеристику.

Этот период принято называть переходным возрастом. Это время полового созревания, когда у молодых людей проявляются вторичные физиологические признаки. Например, у мальчиков усиливается рост волос на теле (в подмышечных впадинах, а также в паховой области) и лице, имеют место ночные поллюции (однако не у всех).

У девочек формируется фигура и начинается менструация.

Психологические изменения в поведении

В 13-17 лет у молодых людей довольно часто наблюдаются определенные разногласия с родителями, проявляется повышенный интерес к противоположному полу и даже первая любовь. Русские тинейджеры - не исключение: они, как правило, ищут себя. Многие пробуют первую сигарету, наркотики, алкоголь, активно участвуют в драках. Сексуальные связи становятся нормой.

Молодым людям хочется нравиться противоположному полу. Они интересуются новинками моды, подыскивают свой собственный стиль в одежде и манере поведения. Тинейджеры-девочки начинают пользоваться косметикой.

Друзья являются приоритетами. Они могут забыть об обещании, которое дали родителям, либо просто не услышать их, но приятелям придут на выручку в любую секунду.

Чем живет современная молодежь?

Основными особенностями данного возраста являются различного рода увлечения. Например, музыка, спорт, рукоделие, компьютерные игры и т. д.

Сейчас достаточно часто можно услышать о том, что молодежь чаще всего проводит свободное время в ночных клубах, в сигаретном дыму и с большим количеством спиртного. Да, есть и такие, но их отнюдь не большинство.

Например, среди молодых ребят сегодня все большую и большую популярность приобретают дворовые гимнастические турник) и совместные дворовые игры с мячом, которые позволяют молодежи укрепить здоровье и общаться как со сверстниками, так и с более младшими или старшими ребятами. Согласитесь, это не может не радовать.

Также повышенный интерес вызывают так называемые сугубо городские виды спорта, среди которых наибольшей популярностью пользуются велосипеды, скейтборд, соскс (небольшие мячики для игр группой и выполнения различных трюковых элементов) и ролики.

Не меньшим признанием пользуется и чтение, которое в современных условиях жизни видоизменилось, перейдя со страниц книжек на мониторы компьютеров, планшетов и электронных книг.

Среди тех, кто еще учится в школе, распространение получили компьютерные игры. Вот этот действительно беда. Интернет плотно вошел в нашу жизнь, и с каждым годом затягивает в свои сети все больше и больше подростков. Тут со взрослыми нельзя не согласиться: гаджеты убивают свободное время. Но в то же время компьютер с доступом в интернет позволяет найти и изучить полезную информацию, различные мастер-классы по рукоделию и созданию различных костюмов, поэтому даже во всемирной паутине можно провести время с пользой.

Итак, кто такой тинейджер? Это молодой человек в возрасте от 13 до 19 лет, который заметно взрослеет физиологически и психологически, обладает массой увлечений и активно ищет себя.

10 июля, 2016

В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причём взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовали бы современных тинейджеров.

Самое главное - подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим. Во-первых, никто тогда не считал детей равными родителям. И именно на первых годах жизни ребёнка взрослые видели залог того, каким человеком он станет.

Константин Маковский «Крестьянский мальчик» (1880)

Во-вторых, авторитет матери с отцом в крестьянских семьях был непререкаем. Обычно родители были едины во взглядах на воспитание и обязанности чада, а если даже в чём-то и не были между собой согласны, то никогда не демонстрировали этого публично, поэтому у ребёнка не было шансов «перетянуть» одного из родителей на свою сторону.

В-третьих, ни с девочками, ни с мальчиками не было принято «миндальничать» и баловать их зазря. Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. В то же время за успешно выполненное задание ребёнка всегда хвалили и поощряли, всячески подчёркивая, что он принёс пользу всей семье.

Наша справка. Детский труд - привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве государств он считается формой эксплуатации и, согласно конвенции N32 ООН «О правах ребёнка» и актам Международной организации труда, признан незаконным. Нашим прадедам подобное не могло даже присниться. Может, именно поэтому они вступали во взрослую жизнь прекрасно подготовленными и адаптированными?

Иван Пелевин «Дети в санях» (1870)

«Отец сына не на худо учит»

Возрастные критерии для детей были очень чёткими, и, соответственно, так же чётко разделялись их трудовые обязанности. Возраст измеряли семилетиями: первые семь лет - детство или «младенчество». Малышей называли «дитё», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами.

Во вторые семь лет наступало отрочество: ребёнок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам - длинная девичья рубаха.

Третья семилетка - юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка - полноценной помощницей матери.

Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.

Василий Максимов «Мальчик-механик» (1871)

В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также - основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, тёплыми, непромокаемыми.

Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.

Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности, причём они приобретали чёткое половое разделение. Например, ни один отрок не был обязан ухаживать за младшими братьями и сёстрами или заниматься огородом, зато он должен был научиться пахать и молотить - к такой физически тяжёлой работе девочек не привлекали.

Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.

Работа на земле. В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряжённую в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведёт борозду».

Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить ее, а сам вёл лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая. С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.

Владимир Маковский «Пастушки» (1903)

Уход за скотиной. Ещё одна важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не доверяли (они могли только доить коров или коз, выгонять их на пастбище). Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших.

Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Именно поэтому с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой - в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит».

Промысловые занятия. Были особенно распространены на Русском Севере и в Сибири, где служили надёжным источником дохода. Глядя на отца и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство.

Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить её острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем. К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель и к 14, пройдя испытательный срок, стать полноценным её членом. Тогда он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов.

Алексей Корзухин «Птичьи враги» (1887)

Вот так и вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» - отцовы помощники, которыми родители по праву гордились. Кроме трудового воспитания, мальчишкам прививали и чёткие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры.

Было ещё два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое - мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причём не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны. Согласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя.



Рассказать друзьям