Родословное дерево жизни. Генеалогическая программа древо жизни

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Древо Жизни — это отечественная разработка компьютерной программы для построения генеалогических деревьев, хранения и отображения информации о людях и о событиях в их жизни. (разработчик: Дмитрий Киркинский). Программа достаточно простая, но при этом Древо Жизни имеет широкие возможности, такие как: построение генеалогического древа для любой персоны, содержит механизм событий, позволяющий создавать сложные жизнеописания, позволяет хранить мультимедийные данные (файлы разных форматов), имеет возможность поиска, сортировки и фильтрации данных, получения статистики (кол-во персон разных полов, продолжительность жизни, средний возраст, кол-во детей в семья, частота имен и другое).

Важный элемент программы — событие. Жизнь человека рассматривается как последовательность событий. В программе предусмотрен большой набор стандартных типов событий (рождение, крещение, свадьба, смерть, усыновление и другие), но при желании можно создавать и свои типы событий. У каждого события может быть один или несколько участников. Например, в событии рождение три стандартных участника. Их роли в событии: родился (родилась), отец и мать. Кроме стандартных участников в событие можно добавлять произвольное количество участников с другими ролями (например, свидетели, крестные).

Программа для построения генеалогических деревьев, хранения и отображения информации о родственниках и о событиях в их жизни.

Древо Жизни. Вопросы и ответы https://genery.com/wiki/ru:questions_and_answers

Древо Жизни. История версий https://genery.com/wiki/ru:versions_history

Основные возможности:

    • Построение родословных деревьев с фотографиями
    • Постраничная печать больших деревьев
    • Вычисление и отображение степеней родства
    • Построение и печать родословных росписей
    • Хранение мультимедийных данных
    • Поиск и фильтрация данных, статистика
    • Поддержка стандарта Gedcom
    • Многоязычный интерфейс

Были особо выделены в Эдемском саду (Быт 2. 9). Первые люди получили от Бога разрешение вкушать от любого дерева в Эдемском саду, за исключением дерева познания добра и зла (Быт 2. 16-17). Запрет на вкушение не касался Д. ж.; из дальнейшего повествования ясно, что человек вкушал от его плодов и лишился этой возможности только после нарушения запрета Божия относительно дерева познания добра и зла (Быт 3. 22). В кн. Бытие рассказывается, как змей внушает жене Адама мысль, что вкушение от дерева познания добра и зла не приведет к смерти,- наоборот, у Адама и его жены «откроются очи» и они станут «как боги, знающие добро и зло» (Быт 3. 4-5). Бог произносит приговор за ослушание и лишает их возможности далее вкушать от Д. ж. Он изгоняет их из рая, а у входа в Эдемский сад ставит херувима, чтобы не допустить людей обратно (Быт 3. 9-24).

В более поздней библейской лит-ре образ Д. ж. встречается в описаниях добродетелей мудрого праведника, а также как символ присутствия Божия и помощи Божией. С Д. ж. сравнивается премудрость, к-рая ценнее богатства (Притч 3. 13-18), исполнившееся желание мудрости (Притч 13. 12), немногословие человека (Притч 15. 4), оно - «плод праведника», идущего путем соблюдения заповедей и не надеющегося на мирское богатство (Притч 11. 24-31). Возможно, на Д. ж. указывала форма семисвечника в скинии (Meyers. 1979). Колонны Иахин и Воаз храма Соломона (3 Цар 7. 21), видимо, также символизировали Д. ж. (Wright. 1941). В греч. переводе LXX выражение «древо жизни» (τὸ ξύλον τῆς ζωῆς) встречается в Ис 65. 22 (хотя в МТ употребляется слово «дерево»). Неизвестно, является ли оно поздней вставкой (в пользу этого предположения - чтение в 1QIsa без артикля) или уже было в изначальном тексте (о чем свидетельствует сохранившийся определенный артикль в 1QIsb - ), но вариант LXX вполне соответствует эсхатологическому контексту данного стиха, где Господь говорит, что «дни народа Моего будут, как дни дерева».

Отпечаток с цилиндрической печати "Адам и Ева" XXIII в. до Р. Х. Шумер (Британский музей, Лондон)


Отпечаток с цилиндрической печати "Адам и Ева" XXIII в. до Р. Х. Шумер (Британский музей, Лондон)

Ряд археологических артефактов из Палестины с осторожностью можно интерпретировать как отголоски распространенного на древнем Ближ. Востоке повествования о Д. ж., поскольку на них изображены дерево и фигура херувима (иногда и человека), а образ херувима в Палестине кон. II - нач. I тыс. до Р. Х. был связан с представлением о Яхве - Боге народа Израилева (Herr. 1997).

В литургических текстах сопоставляются утраченный рай и Церковь: (в неделю 3-ю Великого поста, утренний канон, песнь 5). Д. ж. может называться и Сам Иисус Христос: (тропарь предпразднства Рождества Христова, 23 дек.; ср.: Greg. Nazianz. Or. 29).

Лит.: Wright G. E. Solomon"s Temple Resurrected // BiblArch. 1941. Vol. 4. N 2. P. 17-31; Yadin Y. Excavations at Hazor // Ibid. 1956. Vol. 19. N 1. P. 2-11; Meyers C. L. Was There a Seven-Branched Lampstand in Solomon"s Temple? // BAR. 1979. Vol. 5. N 5. P. 46-57; Meshel Z. Did Yahweh Have a Consort? // Ibid. N 2. P. 24-36; Collon D. Catalogue of the Western Asiatic Seals in the British Museum. Vol. 1: Cylinder Seals. Pt. 2: Akkadian, Post-Akkadian, Ur III Periods. L., 1982; DeVries L. F. Cult Stands: A Bewildering Variety of Shapes and Sizes // BAR. 1987. Vol. 13. N 4. P. 26-37; Mitchell T. C. The Bible in the British Museum: Interpreting the Evidence. L., 1988; Leonard A., Jr. Archaeological Sources for the History of Palestine: The Late Bronze Age // BiblArch. 1989. Vol. 52. N 1. P. 4-39; Hestrin R. Understanding Asherah: Exploring Semitic Iconography // BAR. 1991. Vol. 17. N 5. P. 50-59; Taylor J. G. Was Yahweh Worshiped as the Sun? // Ibid. 1994. Vol. 20. N 3. P. 52-61; McCarter P. K., Jr. The Religion Reforms of Hezekiah and Josiah // Aspects of Monoteism: How God is One? Wash., 1997. P. 57-80; Wallace H. N. Tree of Knowledge and Tree of Life // ABD: CD-ROM Ed. 1997; Herr L. G. The Iron Age II Period: Emerging Nations // BiblArch. 1997. Vol. 60. N 3. P. 114-183.

Свящ. Димитрий Юревич, свящ. Александр Тимофеев

Композитор Александр Депла Монтаж Хэнк Коруин , Джей Рабиновиц , Даниэл Резенде , еще Оператор Эммануэль Любецки Переводчик Сергей Козин Режиссер дубляжа Ярослава Турылёва Сценарист Терренс Малик Художники Джек Фиск , Дэвид Крэнк , Жаклин Уэст , еще

Знаете ли вы, что

  • Премьерный показ киноленты состоялся в 2011 году на Каннском фестивале. Тогда её наградили «Золотой пальмовой ветвью», а в прокате картина хорошо окупилась.
  • Начало проекта было положено ещё в далёком 1978 под названием «Q». Но работа над лентой приостановилась, а в современный фильм вошли только некоторые идеи.
  • Сначала участвовать в картине предложили Колину Фарреллу и Мелу Гибсону, однако их так и не утвердили на роль. Затем шли переговоры с Шоном Пенном и Хитом Леджером, в результате чего первый был утверждён. А по причине смерти Леджера главная роль досталась Брэду Питту.
  • Всего сняли более 364 часов материала для фильма. Из этого режиссёр Терренс Малик собирается сделать версию длительностью шесть часов.
  • Режиссёр Терренс Малик был неудовлетворён тем, как современный компьютер воспроизводит визуальные эффекты, поэтому обратился к «ветерану спецэффектов» Дугласу Трамбаллу, который работал над «Космической одиссеей», используя старые оптические и практические методы.
  • Бабочка, которая села на руку главной героине в одной из сцен, случайно оказалась в кадре во время репетиции, а затем режиссёр попросил Джессику Честейн стать на средину улицы и держать руку для съёмок.
  • Сцена с летучими мышами в вечернем небе - это вовсе не компьютерный эффект. Кадры сняты в Остине, где под мостом Конгресса живёт одна из самых многочисленных популяций летучих мышей в мире.
  • Согласно Эммануэлю Лубезки, режиссёр консультировался с НАСА для видеозаписи космоса и других глобальных визуализаций.
  • Снимали фильм в 2008 году в городе Смитвилл (штат Техас). Это место было выбрано, потому что структура зданий почти полностью отражает особенности строений в 50-х годах, которые изображены в картине. Во время съёмок не использовали никакого дополнительного осветительного оборудования.
  • Дерево жизни, которое показывали в некоторых кадрах, это действительно гигантских дуб, растущий в Техасе.
  • Фильм был отправлен в кинотеатры под кодовым названием «Дуб».
  • Сказка, которую госпожа О"Брайен читает сыновьям перед сном, это «Книга джунглей» Редьярда Киплинга.

Больше фактов (+9)

Ошибки в фильме

  • Когда Джек тайком пробирается в дом к соседям, слышен звук китайского колокольчика («музыка ветра»), который еще не продавался в 1950-е.
  • В одном из кадров наряду с динозаврами мы видим огромного морского ската, который еще не существовал в ту эпоху.
  • В доме главных героев - современный, подсвеченный потолок, который не был доступен в 1950-е.
  • Средство для мытья посуды, которым пользуется героиня, находится в пластиковом контейнере, не существовавшем в 1950-е.
  • Когда героиня узнает ужасные новости в начале фильма, оператор и камера отражаются в телефонной трубке.

Больше ошибок (+2)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Фильм не имеет четкой сюжетной линии, скорее, он описывает авторское понимание мира, показанное глазами одиннадцатилетнего мальчика. Вместе с ним зритель переживает самые значительные моменты его детства и юности, которые навсегда отпечатаются в его памяти. Первый шаг, первая пойманная бабочка, первый взгляд на новорожденного брата. Главный герой - любознательный, романтичный и искренний мальчик Джек, которому только-только исполнилось 11. Он живет вместе с матерью, отцом и двумя братьями в небольшом провинциальном городке, который по всем признакам напоминает американскую мечту. Однако главные проблемы семьи возникают не из-за внешних потрясений, а из-за внутренних противоречий, которые особенно остро чувствуют на себе дети. Во многом это связано с тем, что родители главного героя - совершенно противоположные люди.

Мать Джека - нежная, спокойная и любящая женщина. Ее образ – символ женственности и любви, она олицетворяет собой саму природу, веру, надежду. Мать неизменно внушает Джеку, что он должен уважать жизнь в любом ее проявлении. Она учит его прощать и терпимо относиться к своим близким, верить в Бога, не изменять себе. Для Джека мать является самым близким и дорогим человеком, в каждом их взаимодействии видно, насколько эта связь значима для обоих.

Отец Джека - полная противоположность его матери. Жесткий, волевой, циничный, он олицетворяет собой силу, мужественность и одиночество. Отец с детства воспитывает Джека в строгости и учит тому, что в первую очередь мужчине необходимо думать о себе. Преуспевающий бизнесмен, он привык добиваться своих целей и пытается научить этому сыновей, но во многом из-за его жестокости мальчики усваивают урок в искаженном виде.

С каждым годом Джек все больше взрослеет, и вскоре его отношения с родителями осложняются все больше проявляющимся «Эдиповым комплексом». Герой вступает в открытый конфликт с отцом, который подкрепляется мощными подсознательными причинами. Теперь Джеку придется раз и навсегда определиться с тем, кто же в нем победит, отец или мать.

Отзывы о фильме «Древо жизни»

  1. Добавить

    Необходимо миниум 10 символов, у вас 0

митрополит Калужский и Боровский Климент

Многие века ученые умы настойчиво ищут способ достижения бессмертия. И в нашем, XXI веке, огромные усилия и деньги вкладываются в эти научные и околонаучные поиски. А в раю Адаму было даровано Богом Древо Жизни, плоды которого приносили столь вожделенное современному человечеству бессмертие. Что же собой представляло то райское дерево?

Древо Жизни – это символический образ, используемый в Библии, чтобы передать нам, не имеющим опыта пребывания в раю, ту духовную реальность, с которой соприкасался первозданный человек, не знавший греха и смерти. Попробуем «расшифровать» этот библейский символ, используя самый верный «ключ» – святоотеческое наследие.

Человек – существо не самодостаточное, поскольку он был сотворен в определенный момент времени, до которого не существовал. Значит, автономного источника жизни человек в себе не имеет. Для продления существования ему необходимо питание, и высшим источником подкрепления его сил является Сам Творец. По мысли преподобного , источником райского блаженства Адаму служил только один сладчайший плод – созерцание Бога, по достоинству названное Древом Жизни. Так что под образом Древа Жизни, которое росло посреди рая (), святые отцы понимают приобщение человека жизни Божественной.

Причем не одно только Древо Жизни, но и все деревья в раю, плоды которых были даны Адаму в пищу, понимаются святыми отцами как различные способы (таинства) приобщения человека своему Создателю. Все они были насаждены Богом, чтобы питать человека – возобновлять его жизненные силы: не только телесные, но прежде всего духовные. Так что, давая заповедь Адаму вкушать плоды от всякого древа в саду (), Господь призывает его разными путями приобщаться Источнику жизни – Богу.

Раскрывая смысл этих слов, обращенных к Адаму, преподобный поясняет, что Господь учит человека использовать все творения только с одной целью – чтобы приближаться к Творцу, в Котором заключена истинная жизнь: «Все да приносит тебе плод: жизнь, и наслаждение Мною делай началом собственного бытия. Только так ты будешь бессмертным». Дары Божии – это «пища нетления». Питаясь от Древа Жизни, Адам приобщался нетления, и смерть не имела власти над ним. Преподобный в сочинении «О рае» прямо называет библейское Древо Жизни Богом.

В реалиях окружающего нас мира представление о наслаждении неразрывно соединено со страданием, но в раю еще не существовало этого искаженного грехом переживания. Богообщение всегда несет человеку то наполнение, которое полностью соответствует человеческому естеству и его предназначению, не влечет за собой никаких печальных последствий, а напротив, укрепляет человека, развивает его, делает бессмертным. Пища, которую имел первозданный человек в раю, – созерцание Бога – является единственным способом обретения бессмертия. Как именно это происходило, нам неведомо. В Библии этот процесс описан символически, как вкушение плодов с Древа Жизни.

И в наши дни люди имеют возможность приобщения Богу – в Таинстве Евхаристии. Параллель между этим главным Таинством Церкви и библейским Древом Жизни встречается у многих святых отцов. Подобно тому, как Адам не ведал смерти, пока питался плодами Древа Жизни, христиане, причащаясь Святых Даров – Тела и Крови Христовых, приобщаются вечной жизни. По слову Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (). Эти слова Христа говорят о том, что даже физическая смерть не в силах разлучить человека с Богом, если он соединился с Ним при жизни. Такой человек переходит из земного мира в вечность, сохраняя свое единение с Богом.

Итак, в Библии говорится вовсе не о магическом продлении жизни через вкушение плодов неведомого сорта. В учении святых отцов Древо Жизни предстает перед нами как образ блаженной причастности Богу, в котором находился первозданный человек. Он мог вечно оставаться в этом состоянии, но … Как говорят преподобные Иоанн Дамаскин и , вкушать плоды Древа Жизни может только тот, кто достоин вечной жизни, то есть не подвластен греху. Продолжение благодатного состояния единения с Богом, как тогда, так и сегодня, зависит не только от его Источника – Бога, но и от устремления самого человека к единой жизни с Ним. Люди приобретают право на Древо Жизни соблюдением полученных от Бога заповедей ().

Как изначально Бог даровал Себя в «пищу нетления» Адаму, так и ныне дарует Себя нам в Таинстве Причащения. Он никого не принуждает к общению с Собой. Каждому человеку дана свобода решать: служить ли греху и подлежать смерти или быть с Богом – Источником жизни и бессмертия.

Древо жизни актуализирует мифологические представления о жизни во всей полноте её смыслов и, следовательно, противопоставлено древу , гибели зла. Нередко Древо жизни способно отражать и отрицательный член противопоставления жизнь - смерть. Именно поэтому образ древа смерти несравненно менее распространён, чем образ Древа жизни.
Мифопоэтическому сознанию жизнь как некая субстанция, особая жизненная сила обычно представляется возникающей на заключительном этапе космогенеза и составляющей внутренний смысл и цель устройства . Во многих мифологических системах изображается поэтапное появление носителей жизни ( , люди) и постепенное распространение жизненного , нарастание (в том же направлении) его интенсивности, чему нередко соответствует меньшая экстенсивность, т. е. меньшее количество потомков в следующем поколении (ср. Быт. 1, 11-12, 20-22, 24-30). После появления жизни в виде растительного, животного и человеческого царств начинается , когда на первое место выступают «культурные» приобретения ( и социальное устройство уже человеческого мира). Основное свойство жизни - в способности воспроизводить самоё себя во времени в дискретном виде, когда определённым временным отрезкам соответствует серия, последовательность . При этом каждая отдельная жизнь проходит четыре стадии - , рост, деградацию, смерть [встречаются и несколько иные схемы, напр. рождение - жизнь - смерть - возрождение (новое рождение), символизируемые соответственно деревьями четырёх направлений света]. В мифологических и религиозных системах особенно подчёркивается восходящая линия жизни - от рождения к максимальной стадии роста - цветению и плодоношению. Наиболее наглядный образ жизни был найден в растительном мире, точнее, среди деревьев, особенно таких, чей срок жизни значительно превышал сроки человеческой жизни (дуб, явор, ива, лиственница, кедр, сикомора, баньян и т. п.). В Древе жизни, в его сердцевине, упрятаны жизнь и её высшая цель - бессмертие. В хеттском ритуальном тексте, связанном с культом умирающего и воскресающего , перед ним воздвигается вечнозелёное дерево eia-, «с него свешивается руно , внутри же него помещается овечий жир, внутри него - зерно (бога) полей и , внутри него - и овца, внутри него помещаются долгие годы (жизни) и потомство». В мифологических текстах о древе смерти смерть также оказывается последовательно спрятанной в серии объектов (ср. в сказках о Кащее Бессмертном: «на море, на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, а в яйце - моя смерть»). Но смысл бессмертия, связанного с Древом жизни (в отличие от статичного безблагодатного бессмертия Кащея), именно в том, что оно передаётся во времени и в пространстве, что оно мыслится как особая жизненная сила. К же источнику, что и хеттское название Древа жизни (eia), восходит рус. «ива» (ср. использование ивовых прутьев, наряду с вербовыми, в ритуалах в качестве символа плодородия) или германское название тисса (ср. древневерхненемецкое iwa, др.-исл. эr), который высаживали на кладбищах как символ преодоления смерти и использовали в ритуалах, имеющих целью увеличение плодородия, жизненной . Все эти названия Древа жизни родственны более или менее точным обозначениям самой жизненной силы и её двух наиболее ярких воплощений - юности и долголетия (века); ср. греч. aion, «век», «жизнь», «поколение», «вечность»; лат. aevum, «жизнь», «век», «возраст», «вечность»; juvenes, «юноши» (как обозначение возрастного класса); др.-инд. ayus, «жизненная сила» и т. д.
Наиболее известный образ Древа жизни представлен в книге Бытия: «И произрастил господь бог из всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди , и дерево познания добра и зла» (Быт. 2, 9). Изгнав первых людей из рая, бог лишил их и Древа жизни (Быт. 3, 24). Из других ветхозаветных текстов Древо жизни упоминается только в притчах , где ему уподобляются мудрость, плод праведника, исполнившееся желание, кроткий язык (3, 18; 11, 30; 13, 12; 15, 4). В Апокалипсисе, унаследовавшем библейский образ Древа жизни, с ним связаны новые мотивы - возможность побеждающего вкушать плоды Древа жизни, которое посреди рая (2, 7), и право на Древо жизни соблюдающего заповеди (22, 14), или более подробное описание: «и по и другую сторону , древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов» (22, 2). Некоторые уточнения образа Древа жизни могут быть получены из описания часто смешиваемого с ним добра и зла. Очевидно, что первоначальный образ такого дерева в древней ближневосточной традиции предполагал схему, близкую к содержащейся в шумерской версии сказания о Гильгамеше, где описывается дерево хулуппу (обычно отождествляемое с ивой), растущее на берегу Ефрата; в его корнях жила , в ветвях - птица , а в стволе - . Трёхчленность Древа жизни как варианта мирового древа характерна для многих традиций, при этом каждая треть Древа жизни может быть связана и с темой смерти. Ср.: «Если бы… ударили по корню этого большого дерева, то оно истекало бы [древесным соком], продолжая жить. Если бы ударили по середине, то оно истекало бы, продолжая жить. Если бы ударили по верхушке, то оно истекало бы, продолжая жить. Будучи проникнуто живым , оно прочно стоит… И если жизнь покидает одну его ветвь, та засыхает; если покидает вторую, - та засыхает; если покидает третью, - та засыхает; если покидает всё [дерево], - то всё оно засыхает… Поистине, покинутое жизнью, это существо умирает, но [сама] жизнь не умирает» (Чхандогья-упанишада VI, 11, 1-3). Однако основная идея Древа жизни связана с жизненной силой, вечной жизнью, бессмертием, хранящимся в нём. Ср., например, кедры, хранившие тайну вечной жизни (после того как срубил семь кедров, Хумбаба потерял всю свою жизненную силу), или кедр, в котором прятал своё сердце, аналогичную сосну , сад , куда удалялась божественная жизнь. Носителями жизненной субстанции выступает само Древо жизни и его плоды (яблоко, гранат и другие символы вечной жизни, достигаемой через смерть), и находящаяся под деревом живая , и антропоморфные заместители Древа жизни (характерно, что имя , из-за которой было утрачено Древо жизни и которая как бы заменила его, означает по-древнееврейски «жизнь»). Часто Древо жизни бывает представлено как женский (материнский) персонаж или по крайней мере как его обиталище. В некоторых архаичных традициях Древо жизни изображаются как женское начало, с которым сочетаются животные, связанные со средней частью дерева (стволом) и являющиеся носителями оплодотворяющей силы (в одном из хеттских ритуальных текстов говорится, что с деревьями спал , спал , « на них вскочил»; ср. о прелюбодействе с деревом в Иерем. 3, 9). В ряде древнеегипетских изображений женское божество в ветвях Древо жизни поит умерших напитком жизни, небесным эликсиром бессмертия, который подымается по дереву из подземного царства («вода глубин»). Ещё более распространены композиции, в которых у Древа жизни стоит женское божество с материнскими функциями (ср. изображение матери Майи у ствола дерева ашока). Тесно связан с Древом жизни цикл текстов, в которых фигурируют: 1) женское божество, дающее жизнь, в дереве (или на дереве); 2) напиток (или пища) жизни (молоко богини жизни, нередко приравненное к соку, выделяемому Древу жизни, живая вода или её варианты - вода глубин, материнские воды и т. п., мёд, вино, кровь, семя, напиток бессмертия; плоды - райские яблоки, молодильные яблоки, золотые яблоки , яблоки в «Младшей Эдде»), даваемый мужскому персонажу с целью увеличения жизненной силы, плодородия; 3) разные варианты иерогамии, богини класса великих матерей (см. ) и божественного юноши, который умирает и воскресает. В иерогамных сюжетах деревья, связанные с божествами плодородия, могут трактоваться как Древо жизни Ср. пары: - (Таммуз уподобляется увядающему тамариску и иве), - Адонис (Адонис рождён Миррой, превращённой в мирровое дерево, и сам рождается из миррового дерева), - (связь Исиды с сикоморой и образ «прорастающего» Осириса, Осирис в ветвях виноградной или в виде дерева-столпа, его гробница рядом с деревом или сквозь неё прорастающее дерево с Осириса на нём в виде , зелёный цвет лица Осириса или его символ - т. н. джед, восходящий к образу дерева или связок тростников, вставленных одна в другую), - Аттис (Аттис был зачат матерью от плода миндального или гранатового дерева). При этом чаще актуализируется женская ипостась, но иногда (значительно реже) мужская оплодотворяющая сила. Ср. прежде всего разные образы «растительного» фаллоса вплоть до сильно эволюционировавших и стилизованных форм типа тирса и его спутников (ср. известное изображение Диониса в виноградной лозе или Диониса, выступающего из ствола дерева) в виде палки, увитой плющом и виноградными листьями и увенчанной еловой шишкой (ср. символическое значение шишек, хвои в конечном счёте - новогодней ёлки), или такие мифологические мотивы, как вырастание дерева или двух деревьев (как в случае Баты из древнеегипетской повести) из фаллоса или капель крови, пролитой из него (в качестве параллели ср. появление двух божеств из этой части тела бога ), или разные фаллические ритуалы, неизменно связанные с растительными атрибутами, символами и соответствующей фразеологией (расти, увеличиваться в объёме и т. п.). Идея изобилия, высшей степени плодородия, соотносимая с Древом жизни, объясняет частый образ двойных (или спаренных) деревьев и соответственно двойных плодов. Нередко встречается образ двух деревьев, одно из которых принадлежит мужскому духу, а другое - женскому, а также такие варианты двойных Древ жизни, как мотивы двух тянущихся к другу деревьев на могилах влюблённых (образ посмертно продолжающейся жизни) или сотворения первой человеческой пары из двух деревьев (ср. в оживление богами двух деревьев, откуда произошли ). Идея рождения жизни как некоего начала, присутствующая в образе Древа жизни, содержится имплицитно в ряде вариантов мотива перворождённого дерева. В космогонии догонов творение мира связано с яйцом, в котором уже находились 4 элемента мира, но первым из сотворённых объектов было дерево sene, которое как бы стало прецедентом и задало схему дальнейших рождений через развёртывание разных сочетаний элементов мира. Обратный вариант развития засвидетельствован в древнеегипетском тексте об Исиде и семи скорпионах, где упоминается о яйце гуся, вышедшем из сикоморы (речь идёт о великом Гоготуне, снёсшем мировое яйцо), варианта мирового дерева. Мифологический сюжет спасения с помощью дерева как обретения жизни ещё более расширяет сферу, в которой выступает Древо жизни Ср. исключительно широко распространённый сказочный мотив AT 301: , победив змея, спасается из подземного царства смерти, взобравшись на вершину чудесного дерева, откуда его уносит птица (); характерно, что обычно герой освобождает царевну, будущую свою жену, и приносит с собой на землю живую воду. В сфере ритуала образ Древа жизни реализуется чаще всего в связи с положительным членом комплекса рождение - плодородие - смерть (ср. роль деревьев в ритуалах плодородия, свадьбы и т. п.).

Лит.: Иванов В. В., Топоров В. Н., Исследования в области славянских древностей, М., 1974; Fergusson J., Tree und serpent worship, 2 ed., L., 1873; Schrцder L. von, Lebensbaum und Lebenstraum, в кн.: Aufsдtze zur Kultur-und Sprachgeschichte…, Breslau, 1916; Wilke G., Der Weltenbaum und die beiden kosmischen Vцgel in der vorgeschichtlichen Kunst, «Mannus», 1922, Bd 14; Holmberg U., Der Baum des Lebens, Helsinki, 1922-1923 (Annales Academiae Scientiarum Fennicae, ser. B, v. 16, No 3); Dumйzil G., Le festin dimmortalitй. Etude de mythologie comparйe indo-europйenne, P., 1924; Perrot N.. Les reprйsentations de larbre sacrй sur les monuments de Mйsopotamie et de lElam, P., 1937; Eliade M., Le mythe de lEternel Retour, ; его же, Le Yoga Immortalitй et libertй, P., 1954; Widengren G., The King and the tree of life in Ancient Near Eastern religion, «Uppsala Universitets Arsskrift», 1951, No 4; Viennot O., Le culte de larbre dans lInde ancienne, P., 1954; Bosch F. D. K., The golden germ, sGravenhage, I960; Czer L., Der mythische Lebensbaum und die Ficus Ruminalis, «Acta Antiqua», 1962, t. 10; No 4; Hancar F., Das urartдische Lйbensbaummotiv, «Iranica Antiqua», 1966, No 6; Wrenn C. L., Magic in an Anglo-Saxon Cemetry, в кн.: English and Medieval Studies, presented to J. R. R. Tolkien, L., ; Friedrich P., Proto-Indo-European trees, Chi., ; Shakti M. Gupta, Plant myths and traditions in India, Leiden, 1971; Cook R., The tree of life. Image of the cosmos, N. Y., 1974; James E. O., The tree of life, Leiden, 1966.



Рассказать друзьям