Международный день моряка. День основания Российского ВМФ — день моряка-надводника

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ежегодно 25 июня отмечается праздник День моряка или, по-другому, День мореплавателя (Day of the Seafarer). Решение о праздновании было принято в 2010 году. Государства-члены Международной морской организации, входящие в ООН, подписали на конференции в Маниле резолюцию №19, послужившую основанием учреждения этого профессионального праздника.

В резолюции подчеркивалось, что специальный день для людей всех морских профессий необходим, потому что вклад моряков в дело международной торговли, мировой экономики и в развитие гражданского общества в целом неоценим. Эти слова были адресованы к 1,5 миллионам профессионалов, связавших свою жизнь с водной стихией.

Праздник посвящен именно морякам торгового флота, которые, в отличие от военных моряков, своего праздника до сих пор не имели - дни работников морского и речного флота отмечались в основном людьми, не имеющими непосредственного отношения к работе в море.
Торговое судоходство с давних времен связывает государства и континенты. Более 80% мировой торговли осуществляется посредством торгового флота. В этой сфере трудится полтора миллиона моряков. Моряки обеспечивают управление и работоспособность судов, которые перевозят грузы и пассажиров. Они заняты в одной из самых важных отраслей экономики – торговле. Водный транспорт является звеном в цепи поставки сырья для производств или готовой продукции потребителям. Без сотрудников этой отрасли невозможно существование нефтегазовой добычи на шельфах. Они выполняют чрезвычайно ответственные задачи.
День мореплавателя – это не только повод подготовить торжественные поздравления с Днем моряка, но и напомнить о проблемах, с которыми сталкиваются моряки на море.

История оставила немало славных страниц подвигов моряков, о них пишутся многочисленые романы, повести, создаются кино- и мультфильмы. Даже открытие памятника одному из известных моряков-мультгероев стало большим событием в Америке.

Для военных моряков существует свой профессиональный праздник - , который справляют ежегодно в последнее воскресенье июля.
А в первое воскресенье июля - .

Морской транспорт чрезвычайно востребован в современной экономике. В некоторых отраслях он не имеет альтернатив. Коммерческие суда позволяют перемещать грузы на большие расстояния, и при этом их доставка является самой дешевой. Специалистам, работающим в этой важной сфере, посвящён профессиональный праздник.

Когда отмечают

День моряка отмечается ежегодно 25 июня во многих странах мира. Он не является выходным. Событие учреждено в 2010 году решением делегатов стран Международной морской организации. Они поддержали Резолюцию №19. Документ подписали на конференции в столице Филиппин - Маниле.

Для военных моряков существует свой профессиональный праздник - , который справляют ежегодно в последнее воскресенье июля.

Кто празднует

К торжествам по случаю Дня моряка 2019 имеют отношение все представители гражданского флота, вспомогательный персонал, вне зависимости от гражданства, занимаемой должности и выслуги лет. Событие считают своим работники торговых судов, портов, их родственники, друзья, знакомые и близкие люди.

История и традиции праздника

День моряка - одна из самых молодых памятных дат. Она отмечается в большинстве стран мира, начиная с 2010 года. Событие собирает за праздничными столами гражданских работников водного транспорта. Коллеги произносят поздравления, вручают ценные подарки. Они обсуждают новости, рассказывают истории из трудовых будней, описывают события из дальних плаваний, обмениваются впечатлениями от посещения различных уголков Земли, делятся накопленным опытом.

К мероприятиям присоединяются их друзья, близкие люди, родственники. Звучат тосты, пожелания здоровья и успехов в нелёгкой работе, которые завершаются звоном бокалов. На телевидении и радиостанциях упоминается о событии. Транслируются передачи, в которых повествуется о профессии, её трудностях и важности. Главные герои делятся воспоминаниями, демонстрируются современные суда, порты. В РФ лучшим работникам руководство вручает почётные грамоты, награды, ценные подарки, нагрудные знаки, медали.

О профессии

Моряки обеспечивают управление и работоспособность судов, которые перевозят грузы и пассажиров. Они заняты в одной из самых важных отраслей экономики - торговле. Водный транспорт является звеном в цепи поставки сырья для производств или готовой продукции потребителям. Без сотрудников этой отрасли невозможно существование нефтегазовой добычи на шельфах. Они выполняют чрезвычайно ответственные задачи.

Недобросовестное отношение к ним может приводить к огромным убыткам и ущербу окружающей среды. Примером могут быть катастрофы танкеров или паромов, имеющие тяжёлые последствия. Работа мореплавателя сопряжена с долгими рейсами и лишениями, связанными с пребыванием в ограниченном пространстве, отсутствием разнообразного досуга и общения с близкими людьми, рисками для здоровья и жизни.

В России путь в профессию начинается с окончания профильного среднего специального или высшего учебного заведения. Будущий моряк должен продемонстрировать уровень полученных практических умений и теоретических знаний, сдав нормативы по обращению с оборудованием, техникой или управлением экипажем, действиями в экстремальных ситуациях. Деятельность данных служащих считается одной из самых опасных, но при этом достаточно высокооплачиваемой.

Помнишь детские сны о походах Великой Армады,
Абордажи, бои, паруса – и под ложечкой ком?..
Все сбылось: «Становись! Становись!» - раздаются команды,
Это требует море – скорей становись моряком!

Владимир Высоцкий.



Человечество испокон веков с уважением относилось к профессиям, владение которыми предполагает наличие и проявление их носителями мужества, находчивости, решительности, храбрости. Перечисленные выше черты характера и аспекты личности присущи военным, летчикам, спасателям, морякам и людям других, подобных специальностей. Они заслуживают того, чтобы ежегодно являться виновниками официальных торжеств, организуемых в честь столь нелегкой и нужной обществу деятельности. К примеру, 25 июня планета отмечает Международный день моряка или, иначе – День мореплавателя. Какую пользу приносят социуму люди, бороздящие просторы океанов и влюбленные в паруса, вам и предстоит узнать из данного материала.

О празднике

День моряка пополнил перечень официальных праздников международного характера относительно недавно – в 2010 году. Праздновать ежегодно «Day of the Seafarer» постановили представители, а именно страны-члены Международной морской организации, являющейся частью ООН. Соответствующий документ по этому поводу – резолюция №19 - был подписан ими в рамках конференции, что состоялась в Маниле. Он содержал утверждение о необходимости проведения такого праздника ввиду огромного вклада моряков в развитие определенных сфер деятельности человека, в первую очередь мировых экономки и торговли, а в прошлом – и социума как такового, достаточно вспомнить заслуги великих путешественников-мореплавателей.


Стоит отметить, что установленная дата в большей степени посвящена прославлению труда именно торговых моряков. Его главная цель: познакомить мировое сообщество с насущными проблемами людей этой профессии. Самая яркая и требующая незамедлительного решения – это морское пиратство. Действия пиратов издревле, как только появилась и начала функционировать сфера судоходства, были довольно-таки агрессивными, направленными на захват кораблей с последующим грабежом и нередко – убийством членов корабельной команды. В XXI-м веке почти ничего в этом плане не изменилось. Положение моряков торговых судов даже ухудшилась: если раньше пираты орудовали, в основном, в морских районах Латинской Америки, юго-востока Азии и Африки, то сейчас их можно встретить повсюду. Особенно же остро проблема стоит в прибрежных территориях близ государства Сомали. Борьба с пиратами ведется по всем направлениям различными способами, но переломить ситуацию коренным образом специалистам, к сожалению, пока не удается.


У нас в России существует еще два «морских» праздника иной направленности: День моряков-подводников (19 марта) и День работников морского и речного флота (отмечается ежегодно в первое воскресенье июля).

Знаменитые мореплаватели

История помнит и бережно хранит имена выдающихся путешественников, благодаря которым человечество приобрело колоссальный опыт в исследовании планеты и значительно улучшило собственную жизнь. Давайте вспомним некоторых из этих замечательных людей, ведь имеет к ним самое прямое отношение, хотя их уже и нет в живых.


Фернан Магеллан – мореход, прославившийся тем, что совершил кругосветное путешествие из Португалии в Испанию . Оно началось осенью 1519, а закончилось 6 сентября 1522 года. Путь Магеллана и его команды лежал через Атлантический океан, пролив в Южной Америке, воды Тихого океана. Путешественники испытали множество трудностей в процессе реализации сумасшедшей по тем временам идеи: страдали от жажды, голодали, становились жертвами бурь и штормов, потеряли все корабли кроме одного под названием «Виктория» и самого адмирала Фернана Магеллана. В итоге на испанский берег с указанного судна сошло всего лишь 17 человек. Это было первое в истории кругосветное плавание.


Джеймс Кук – англичанин, перещеголявший Фернана Магеллана, поскольку совершил кругосветку по водам океана целых три раза. Он подружился с морем, будучи еще совсем ребенком. Позже из юнги Джеймс Кук превратился в капитана. Его корабль назывался «Эндевер». На нем мореход и совершил свои знаменитые кругосветные путешествия по воде. Первое из них началось в 1768 году, закончилось – спустя три года. Через некоторое время Джеймс Кук вновь отправился в путь, дабы найти Южную землю. В результате вместо загадочного континента он обнаружил немало островов в акватории Тихого океана.

Христофор Колумб – его целью, как мы помним, было отыскать путь в Индию: страну несметных сокровищ. Этот знаменитый путешественник летом 1492 года вышел в открытое море со своей командой на трех каравеллах: «Санта-Мария», «Нинья» и «Пинта». Он плыл через Атлантический океан, называвшийся тогда в среде моряков «Морем Мрака». Путешествие длилось 70 дней. В конце его один из матросов «Пинты» увидел землю, о чем сообщил остальным. Христофор Колумб был вне себя от счастья, уверенный до конца жизни в открытии им вожделенной Индии. Так путешественник и умер в неведении, но именно ему человечество обязано обретением новой части света – Америки.

Это лишь некоторые великие мореплаватели. Были еще Витус Беринг, чье имя носит остров, море и пролив между Азией и американским континентом; отечественный путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай, изучивший Новую Гвинею и подружившийся с его обитателями папуасами; русские моряки Михаил Лазарев и Фаддей Беллинсгаузен, открывшие таинственную «южную землю» - Антарктиду, шестую часть света и др. В наше время некоторые отважные мореплаватели совершают подобные путешествия, не отставая от прославленных предков. Таков, был например, норвежский ученый Тур Хейердал, переплывший Атлантический океан на лодке из папируса «Ра». К слову, умер он в 2002 году.

Профессия моряка

Чтобы стать моряком, необходимо получить определенное образование. Здесь все зависит от того, какая специализация привлекает человека. Для работы матросом хватит годичного курса мореходной школы, а вот служба в качестве морского офицера потребует от субъекта обучения в высшем мореходном учебном заведении. Выпускники таких ВУЗов могут в итоге устроиться на работу, как в российских, так и в иностранных компаниях.


Кроме того, желающему бороздить просторы морских вод на официальном уровне и получать за это заработную плату, необходимо обладать конкретными качествами и параметрами. К ним относятся:

  • отличное физическое и психическое здоровье;
  • умение плавать, причем так, чтобы не только самому спастись в случае беды, но и товарищу помочь;
  • умение держаться на воде достаточно продолжительное время;
  • способность к обучаемости по специальности (слишком уж специфичная профессия - моряк, одни термины мореходские запомнить чего стоит);
  • дисциплинированность;
  • умение быстро ориентироваться в ситуации и принимать решения;
  • отсутствие вредных привычек;
  • наличие хорошо развитого, закаленного вестибулярного аппарата.

С праздником вас, моряки!

Ежегодно 25 июня в мире празднуют День моряка – праздник, посвященный тем, кто навсегда связал свою жизнь с водной стихией. Идея сделать Всемирный день моряка возникла только в 2010 году в результате общего решения стран, входящих в морскую организацию при ООН. Подписанное соглашение за номером 19 добавило в международный календарь очередную большую дату.

Резолюция

Роль моряков нашла отражение в тексте официальной резолюции, где подчеркивался их большой вклад в развитие мировой экономики. Всего же День мореплавателя празднуют до полутора миллионов человек, чьи профессии так или иначе связаны с морем.

Люди мирных профессий

До 2010 года моряки, чьи профессии связаны с торговлей, не имели собственного праздника. Когда День моряка отмечался, в первую очередь имели в виду военных, а представители торгового флота были незаслуженно обделены вниманием. Согласно данным, именно на торговый флот приходится до 80% всего товарооборота в мире.

Проблемы морского торгового флота

Как и положено, вслед за поздравлениями наступает время подумать о проблемах. Особенно актуальна в последнее время тема пиратов. Сообщения о нападении бандитов на тот или иной экипаж поступают с завидным постоянством. Зачастую подобные выходки приводят к человеческим жертвам, а компании, которым принадлежат судна, несут огромные убытки. Пираты, как правило, люди малограмотные, поэтому не гнушаются ничем, с успехом могут захватить огромный танкер или пустой сухогруз. Попадающим в их руки заложникам не позавидуешь, целый день моряков держат на открытом солнце без воды и еды.

Борьба с пиратством

Мировое сообщество всеми силами борется с пиратством. Все чаще у берегов Сомали торговые судна идут в сопровождении военных. Трансатлантические компании поняли, что вспоминать об этой проблеме раз в году на праздник День моряка надводника недостаточно. Нужно уподобиться пиратам и действовать так же быстро и жестко.

19 марта Россия отмечает День моряка-подводника. Это праздник одной из самых сложных и уважаемых военных профессий. Двадцать лет назад, 15 июля 1996 года, Главнокомандующий Военно-морским флотом Российской Федерации адмирал флота Феликс Николаевич Громов подписал приказ №253, в соответствии с которым учреждался профессиональный праздник - День моряка-подводника. В качестве даты праздника было выбрано 19 марта - именно в этот день в 1906 году император Российской империи Николай II ввел в состав военно-морского флота новый класс боевых кораблей - подводные лодки. Таким образом, 19 марта 2016 г. отмечается 110 лет российскому подводному флоту. За более чем вековую подводный флот превратился в один из важнейших компонентов военно-морских сил страны. Сегодня моряки-подводники - это элита Военно-Морского Флота России. Вряд ли тогда, свыше ста лет тому назад, кто-то из руководителей страны и даже военно-морского флота, мог себе представить, какого уровня развития достигнет за ХХ век подводный флот.


Россия стала одной из первых стран мира, обзаведшихся собственным подводным флотом. Хотя официально подводный флот в Российской империи был создан в 1906 году, в действительности разработки отечественных изобретателей в сфере подводного кораблестроения начались гораздо раньше. История сохранила имя мастера Ефима Прокофьевича Никонова, еще в 1718 г. обратившегося к Петру I с челобитной, в которой он предлагал построить «потаенное судно». Экспериментальный экземпляр «потаенного судна» даже удалось построить, но при испытаниях лодка получила пробоину. За время ремонта судна умер Петр I, Никонова разжаловали в простые работники верфи, поэтому задумка так и не была доведена до конца. В 1834 г. под руководством генерал-адъютанта Карла Андреевича Шильдера (1785-1854) была построена первая в мире металлическая подводная лодка. Это был первый в истории подводный корабль, построенный целиком из железа и вооруженный шестовой миной с пороховым зарядом в 16 кг. Однако и этот проект был остановлен из-за отказа правительства в его финансировании.

Лишь во второй половине 70-х годов XIX в. российское военное руководство более-менее серьезно отнеслось к проектам создания подводных судов. В 1878 г. свою подводную лодку презентовал Степан Карлович Джевецкий (1843-1938) - российский изобретатель польского происхождения. Первая модель Джевецкого была одноместной, а вторая модель, презентованная в 1879 г., включала экипаж из четырех человек и приводилась в движение силой ног матросов - с помощью педалей они вращали гребной винт. После этого был дан государственный заказ на постройку пятидесяти аналогичных подводных лодок. Их распределили по крепостям, но реального применения лодки не имели. В 1885 году Джевецкий построил первую в мире подводную лодку с электрическим двигателем.

Однако подлинным «автором» российского подводного флота с уверенностью можно назвать Ивана Григорьевича Бубнова (1872-1919) - русского морского инженера, конструктора опытных моделей подводных лодок, которые уже могли быть пригодными для выполнения боевых задач. Под руководством Бубнова, лейтенанта М.Н. Беклемишева и инженера-механика И.С. Горюнова была разработана и построена на Балтийском заводе подводная лодка «Дельфин» дальностью плавания 240 миль и скоростью 10 узлов. Она в выгодную сторону отличалась от лучших образцов зарубежного подводного кораблестроения. С этим согласилось и морское ведомство, принявшее решение заказать 10 подводных лодок типа «Дельфин». Но вскоре началась русско-японская война, из-за чего строительство подводных лодок пришлось осуществлять ускоренными темпами. К началу боевых действий на Дальнем Востоке, на Тихом океане базировалось уже тринадцать подводных лодок, однако в боевых действиях они практически не участвовали. В 1903 г. Иван Бубнов был назначен начальником кораблестроительной чертежной Морского технического комитета, оставаясь в этой должности до 1908 г. Бубнов руководил разработкой проектов подводных лодок «Касатка», «Минога», «Акула», типов «Барс», «Морж» («Нерпа»).

27 марта 1906 г. был создан Учебный отряд подводного плавания при порте Императора Александра III в Либаве. В его задачи входила, в первую очередь, подготовка командиров подводных лодок, младших специалистов и рядового состава. Только за первые два года своего существования, с 1907 по 1909 гг., Либавский учебный отряд подготовил 103 офицера и 525 специалистов. Сюда же поступали и все построенные подводные лодки. Именно в Либаве они укомплектовывались экипажами, после чего распределялись на Балтийский и Черноморский флоты. Что касается собственно подводных лодок, то наиболее успешными проектами стали «Морж» и «Барс». Лодки типа «Морж» имели водоизмещение: надводное - 630 т., подводное - 758 т., а двигатель мощностью 1200 л.с. позволял развить скорость до 11 уз. Подводные лодки типа «Барс» были еще более мощными. Они имели мощность 3000 л.с., скорость 11,5 уз., дальность плавания - 2500 миль. Во время подводного плавания использовались два электродвигателя мощностью 600 л.с. Лодка «Барс» была вооружена четырьмя трубчатыми торпедными аппаратами (по два аппарата были установлены на носу и на корме), восемью торпедными аппаратами системы Джевецкого, двумя артиллерийскими орудиями и одним пулеметом. Экипаж подводной лодки «Барс» насчитывал до 33 человек.

Ко времени начала Первой мировой войны Российская империя располагала подводным флотом в 58 лодок, из которых 24 лодки относились к типу «Барс». Основные подводные силы российского императорского флота были сосредоточены на Балтийском море. Здесь базировались учебный отряд подводного плавания и бригада подводных лодок, включавшая в свой состав два дивизиона подводных лодок. Несмотря на непродолжительный срок существования, уже в годы Первой мировой войны российский подводный флот проявил себя очень достойно. Только в 1915 г. российские подводники захватили и потопили 16 германских транспортных судов с ценными грузами на борту. В 1915-1916 гг. в бригаду подводных лодок Балтийского флота поступили еще 7 лодок типа «Барс» и 5 лодок типа «АГ», приобретенных у Соединенных Штатов Америки. Великобритания направила для усиления российского флота в Балтийском море 10 подводных лодок типов Е и С (две из них, правда, погибли во время пути). После увеличения количества кораблей, бригада подводных лодок Балтийского флота была реорганизована в дивизию подводных лодок. К 1917 г. дивизия подводных лодок состояла из семи дивизионов, в каждом из которых было по 4-5 подводных лодок, и это - без английских подводных кораблей. Первые три дивизиона дивизии подводных лодок полностью укомплектовали лодками типа «Барс», еще один дивизион - лодками «АГ», а остальные три дивизиона имели смешанный состав. Кроме того, в состав дивизии входила плавучая база «Тосна». За время войны Россия потеряла 24 подводные лодки, но лишь 4 из них относились к типу «Барс». Остальные «Барсы» продолжили службу уже в советском военно-морском флоте, последняя из лодок этого типа была разобрана в 1937 году - спустя тридцать лет после создания в России подводного флота.

События первых месяцев революции стали трагическими для российского подводного флота, как и для вооруженных сил страны в целом. Однако советская власть быстро осознала необходимость сохранения военно-морской мощи страны, в том числе и подводного флота. Именно советский период отечественной истории стал определяющим в развитии подводного кораблестроения страны и превращения подводного флота в одну из основ ВМФ. Первое время советский военно-морской флот использовал доставшиеся от императорского флота и переименованные старые подводные лодки. Однако, уже в середине 1920-х гг. началось строительство советских подводных лодок. Фактически советский подводный флот начался с шести подводных лодок типа «Декабрист», строительство которых было включено в первую программу военного кораблестроения 1926/27-1931/32 гг. На вооружении лодок «Декабрист» находились восемь торпедных аппаратов (шесть носовых и два кормовых) калибра 533 мм, одно 100-мм и одно 45-мм орудия. Службу на лодке проходил экипаж из 53 человек.

Практически сразу же после революции и создания Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ), была упорядочена и система подготовки личного состава советского подводного флота. Примечательно, что преемственность с дореволюционным подводным флотом практически не разрывалась. Так, еще в годы Первой мировой войны из Либавы в Петроград и Ревель был переведен Учебный отряд подводного плавания. Революцию преподаватели и слушатели отряда встречали в Петрограде. К этому времени в отряде проходили службу командиры, преподаватели и 56 слушателей. Уже 22 марта 1919 г. был объявлен набор 125 курсантов отряда, начавшего подготовку специалистов для Рабоче-Крестьянского Красного Флота. В 1925 г. Школа подводного плавания была переведена в Новоморские казармы. К началу Великой Отечественной войны в отряде было подготовлено не менее 14 тысяч офицеров, старшин и краснофлотцев подводного плавания. На вооружении РККФ к 1941 г. находилось 212 подводных лодок. Начавшаяся война стала главным испытанием советского подводного флота «на прочность». О героизме советских моряков-подводников написано огромное количество литературы. Двадцать три подводные лодки были награждены орденами Красного Знамени, двенадцать стали Гвардейскими, четыре подводные лодки Северного флота стали Гвардейскими и Краснознаменными. Двадцать моряков советского подводного флота за подвиги в годы Великой Отечественной войны получили высокие звания Героев Советского Союза, тысячи подводников были награждены орденами и медалями.

Победа в Великой Отечественной войне ознаменовала начало новой, послевоенной эпохи в истории советского подводного флота. Учитывая, что практически сразу же после окончания войны наметилось резкое ухудшение отношений между Советским Союзом с одной стороны, США, Великобританией и другими странами Запада - с другой стороны, возросла потребность в дальнейшем наращивании вооружений и укреплении военно-морской мощи страны. Началось строительство атомных подводных лодок, получивших ракетно-ядерное . Соответственно, вырос и спрос подводного флота на большое количество прекрасно подготовленных офицеров - специалистов высокой квалификации. Для улучшения системы подготовки офицерских кадров подводного флота было решено создать на базе 1-го Балтийского высшего военно-морского училища, готовившего вахтенных офицеров для флота, нового военно-учебного заведения подводного флота. В 1954 г. 1-е Балтийское высшее военно-морское училище было преобразовано в 1-е Высшее военно-морское училище подводного плавания. После присвоения в 1958 г. училищу имени Ленинского комсомола, оно стало официально называться «Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола». Под этим названием училище просуществовало до 1998 г., когда в рамках реформирования системы военного образования было объединено с Высшим военно-морским училищем имени М. В. Фрунзе и вошло в состав Санкт-Петербургского военно-морского института. Кроме того, в Севастополе в 1951 г. было создано 3-е Высшее военно-морское инженерное училище, в 1954-1960 гг. называвшееся Высшим военно-морским инженерным училищем подводного плавания. Оно осуществляло подготовку инженерных кадров для океанского атомного флота, в том числе - и для подводных лодок.

Развитие атомной энергетики и совершенствование ракетно-ядерного оружия превратило подводный флот не просто в один из важных компонентов военно-морских сил страны, а в часть ядерного щита страны, имеющую стратегическое значение для обеспечения обороноспособности государства. Нелегкие для армии и флота времена первого постсоветского десятилетия, когда на флоте происходили сокращения офицеров, а продолжавшие службу моряки буквально совершали подвиг чести, сменились с началом нового тысячелетия периодом постепенного подъема военной сферы, в том числе - и военно-морского флота.

Сегодня обладать действительно эффективным подводным флотом может позволить себе лишь крупная и высокоразвитая в военно-техническом отношении страна. В настоящее время на вооружении ВМФ РФ находятся многоцелевые атомные подводные лодки, дизель-электрические подводные лодки, ракетные подводные крейсера стратегического назначения. Подводный флот вновь становится гордостью российского государства. Стоит ли говорить о том, что сегодня растет и престиж службы на подводных кораблях. Служба подводника требует прекрасного здоровья и физической формы, хорошего образования и высочайшей профессиональной квалификации. На ракетных подводных крейсерах типа «Борей» из 107 человек экипажа 55 человек - офицеры. Это - вполне понятно, так как справиться со сложнейшими техническими системами, установленными на подводных лодках последнего поколения, под силу лишь специалистам экстра-класса. В День моряка-подводника остается пожелать всем адмиралам, офицерам, мичманам, старшинам и матросам подводного флота - как действующим, так и ветеранам, - мирных глубин, спокойной службы и крепкого здоровья.



Рассказать друзьям