Интересное сообщения о современном этикете. Что-нибудь интересное о правилах этикета

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Приемы и методы формирования мотивов нравственного поведения младших школьников

Уже давно доказано, что моральные мотивы человека руководят его нравственными поступками, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель должен постоянно вести целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе учитель исходит из общественных требований времени. А потому моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и довольно показательный результат воспитания.

Основными приемами и методами, посредством которых учитель направляет и организует деятельность младшего подростка, являются обычно задания или проблемные ситуации, которые он ставит перед учеником. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, от чего зависит смысл задания для него. При необеспеченности мотивации заданий со стороны учителя внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным содержанием и замыслом учителя, воспитателя2.

Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания со стороны родителей). Учителю, совместно с родителями ученика, важно добиться сформированное у ребенка внутреннего контроля, т. е. осознанного и самостоятельного принятия решения.

Педагогический смысл деятельности учителя по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуются самостоятельность принятия решения и нравственный выбор самого ребенка.

В педагогической практике существуют самые различные приемы и методы нравственного воспитания младших школьников. Их так много, что сложно представить единую классификацию.

Наиболее последовательной представляется классификация Г.И. Щукиной, в которой выделяются следующие группы методов:

Разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в Интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

Организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

Стимулирования поведения и деятельности.

Первый этап правильно организованного воспитания — знание (понимание) учеником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Для учителя начальных классов важной задачей является формирование смыслообразующих мотивов, так как трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде всего ясного понимания значения этого качества.

Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ библейских притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, примеры, анализ известных для школьников ситуаций, разрешение совместно со взрослыми ситуативных задач, встречи с уважаемыми людьми и т. д.

В младших классах часто используется рассказ на этическую тему . Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. При этом надо помнить, рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.

Разъяснение — метод эмоционально-словесного воздействия на обучающихся. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Разъяснение применяется только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить.

Не малую роль играет и внушение. Для него характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения.

В работе с младшими школьниками широко применяется этическая беседа — метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон — воспитателя и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества.

Пример этического поступка — воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а живое слово — второй. Пример этического поступка или действий дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Но данный метод в современной школе более эффективен только в начальных классах.

В последнее время становится популярным и такой метод формирования сознания личности, как диспут. Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения.

Учитывая психофизические особенности младших школьников, одним из эффективных методов остается наглядность . В условиях использования информационно-коммуникационных технологий в современном образовательном процессе метод наглядности приобретает иной смысл: учитель должен учитывать увлечение большинства младших школьников компьютерными играми, возможностью использования Интернета, просмотра телепередач различной тематики. Поэтому уже с начальных классов некоторые телевизионные передачи уместно обсуждать со школьниками, использовать специализированные компьютерные программы в учебно-воспитательном процессе.

Наглядность предполагает и использование возможностей театра, кино, музеев, выставочных галерей и т. д. Не в каждой местности есть такие возможности, но совершение экскурсий по селу (городу), в природу, проведение творческих встреч с уважаемыми людьми — это под силу любому учителю начальных классов.

Итак, мы проанализировали только некоторые методы формирования мотивов нравственного поведения младших школьников. Учителю важно помнить, что только комплексное использование различных методов, единство действий школы и родителей может дать позитивные результаты воспитания младших школьников.

Правила делового этикета педагога, или Размышления об авторитете учителя

Словарь педагогических терминов так трактует понятие воспитанность — умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под воспитанностью, как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях. Отсюда и воспитанный человек характеризуется вежливостью, учтивостью, знанием правил культуры поведения, этикета. Воспитанность подразумевает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. В этом смысле воспитанность является неотъемлемым качеством интеллигентности, которая проявляется по отношению к людям, животным, окружающей природе.

Обратимся только к некоторым общепринятым нормам этики.

Этические правила знакомства и представления.

Младших по возрасту представляют или, при необходимости, они сами представляются старшим. Женщина, вне зависимости от возраста и положения, никогда не представляется мужчине первой, кроме исключительных случаев, например, женщина — студентка, а мужчина — профессор. Когда вы кого-либо знакомите или знакомят вас, постарайтесь смотреть собеседнику в глаза с доброжелательной улыбкой. В случае представления первым подает руку человек, которому представили другого; женщина протягивает руку мужчине, старший — младшему. Когда представляют мужчину, он должен встать. Дама встает лишь в случае знакомства с гораздо более старшей женщиной или с пожилым и уважаемым мужчиной. В обществе (в гостях, театре, на работе) людей знакомит хозяйка (хозяин) дома или руководитель предприятия или офиса (директор). При приветствии в компании ни в коем случае не здоровайтесь в первую очередь со своими друзьями, старыми знакомыми, оставляя без внимания всех остальных. Если вы пришли с женой, то, как правило, вас должна представить жена, а не вы ее. Она также первой здоровается с хозяйкой и хозяином. Представляя человека, следует четко произносить его имя и фамилию. Среди ровесников вполне допустимо при знакомстве называть только имя.

Правила обращения . Всегда помните, что способ обращения к собеседнику может сыграть решающую роль в дальнейшем поддержании ваших взаимоотношений. Обращение может быть:

— официальным (товарищ, гражданин, господин, по фамилии, имени, отчеству);

— интимным (дорогой Сергей, милая Оля);

— доверительным (уважаемые коллеги, друзья);

— шуточным (детское прозвище или безобидная кличка).

Тут все зависит от конкретных обстоятельств. И в первую очередь от того, в каких отношениях вы находитесь с данным человеком. Обращение на «вы» в любых случаях свидетельствует о вашей собственной культуре. Это вежливое местоимение чаще всего употребляется при общении с незнакомыми и малознакомыми людьми, в официальной обстановке, при общении в офисе, педагогов с родителями (и наоборот), с особо уважаемыми или официальными лицами. Обращение «на ты» допустимо только среди хорошо знакомых людей, ровесников или хороших друзей, в непринужденной доверительной беседе старшего по возрасту с младшими.

Правила приветствия. Международный этикет приветствий, как правило, одинаков: в разной форме разными способами желать друг другу доброго дня, утра или вечера, здоровья, трудовых успехов, добра и благополучия. Формулу приветствия выбирайте ту, что наиболее подходит к данной ситуации. В приветствии постарайтесь выразить доброжелательность и симпатию. Слова произносите четко, не спешите. Не забудьте об улыбке во время приветствия, если в данной ситуации она уместна. Первым здоровается мужчина с женщиной, более молодой — со старшим, проходящий — со стоящим на месте. Первой здоровается женщина, идущая в обществе мужчин, с женщиной, идущей в одиночестве или с другой женщиной. Приветствие (как и прощание) обычно сопровождается жестами: рукопожатием, поднятием руки, кивком головы, поклоном. В современном обществе приветствие и прощание с сопровождением пожатия руки одобряется только в официальных случаях. Но если эта форма приветствия вам нравится, помните: рукопожатие не должно быть ни излишне крепким (особенно с женщиной), ни безжизненным. Подавайте руку свободным и уверенным жестом. Рукопожатие должно быть коротким. Если, войдя в комнату, где находится несколько человек, вы хотите обменяться рукопожатием с одним человеком, этикетом предполагается обязательно протянуть руку и всем остальным. При встрече на улице женщина, здороваясь, может не снимать перчатку (варежку снимают все), мужчина обязательно должен это сделать. Когда мужчину представляют женщине, она первой предлагает ему руку. Старшим по возрасту и женщинам кланяются, слегка наклоняясь и привстав с кресла. Если вы находитесь в обществе дамы, привставать не надо. Нарушением этикета считаются шумные приветствия.

Искусство вести беседу . Этим искусством учителю надо владеть в совершенстве. Во-первых, научитесь слушать вашего собеседника, не перебивая его. Слушая собеседника, старайтесь смотреть ему в глаза или на предмет, на который он сам обращает ваше внимание. Подтверждайте свой живейший интерес к чьим-либо высказываниям легкими кивками головы или какими-ни- будь словами-замечаниями. Ни в коем случае не спешите возражать и спорить, не выслушав говорящего до конца. Никогда не следует обрывать или перебивать говорящего, отворачиваться от него, смотреть на часы, зевать, рыться в карманах или сумке, вступать параллельно в разговор с другим человеком. Если собеседник злоупотребляет вашим вниманием, можно вежливо извиниться и сказать, что вы сейчас, к сожалению, заняты и разумнее перенести разговор на другое время. В случаях, где в беседе участвуют несколько человек, тема должна быть интересной и понятной для каждого из собеседников. Не следует затрагивать в подобных ситуациях специальные вопросы. Не считается вежливым рассказывать в обществе сенсационные, но не достоверные новости. Некрасиво говорить намеками, понятными лишь отдельным собеседникам. Не стоит предаваться длительным воспоминаниям о прошлом, увлекаться бесконечными монологами. Избегайте замечаний, которые могут ранить чувства собеседника, не злоупотребляйте колкостями. Очень важно следить за тем, как собеседник реагирует на ваши слова. Ведь обидеть можно не только текстом, но и подтекстом. В спорах тщательно выбирайте формулировки, доказательные факты. Аргументированность, выдержанность, ровный тон диалога, отсутствие нервозности и повышенного тона — залог успеха в споре или дискуссии. Старайтесь соблюдать элементарное уважение к собеседнику в любой ситуации. Беседы во время еды не должны портить аппетита окружающим. Говорите всегда по существу вопросов, наблюдайте, слушает ли вас собеседник. Неплохо иногда похвалить его рассуждения. Некрасиво перебивать собеседника, особенно если он преклонного возраста. Не стройте из себя всезнайку. Если возможно, постарайтесь заранее подготовиться к намеченной беседе, поинтересуйтесь увлечениями вашего собеседника. Не следует в целях поддержания разговора забрасывать собеседника вопросами анкетного характера. Испытанным средством снятия напряжения в споре или простой беседе является юмор. Однако помните, что излишний юмор, остроты и анекдоты не всегда уместны. Помните, что затянувшаяся беседа по одной проблеме мало эффективна, цените свое время и время собеседника.

Нормы поведения на улице . Выходя из дому, проверьте, взяли ли вы с собой все необходимые вещи, оглянитесь на квартиру (комнату или дом) — все ли в порядке? Осмотрите свой костюм, проверьте, все ли у вас в порядке. Главное правило поведения на улице — не доставлять неудобств и неприятностей окружающим. Находясь на улице, держитесь правой стороны. Старайтесь при ходьбе не задевать окружающих. Не ходите по тротуару против движения. Несите свои вещи так, чтобы не мешать шагающим навстречу, т. е. держите их в правой руке и идите в этом случае справа. Не следует часто оборачиваться и оглядываться вслед проходящим женщинам (случайным знакомым), тем более если вы идете с дамой. Не останавливайте приятеля, который идет не один. Старайтесь не курить на улице. Не ходите большой компанией. Если вы торопитесь и вам необходимо обогнать идущего впереди, то обходят его слева, при этом не забудьте произнести: «Позвольте пройти», «Будьте добры», «Извините». Если вам необходимо остановиться на улице со знакомым человеком, отойдите в сторону. Недопустимо протискиваться сквозь толпу, работая локтями. Если вы случайно заденете кого-либо или наступите кому-то на ногу, вежливо извинитесь. Будьте внимательны на улице, чтобы не попасть в неловкое положение, не заметив знакомых, не ответив на их приветствие, а, кроме того, не забывайте о правилах дорожного движения. Если вас на улице о чем- то спросят, отвечайте вежливо, коротко и ясно. Двигаясь в людном месте, неприлично жевать (даже если это будет жевательная резинка). Нельзя входить с мороженым в автобус, троллейбус, трамвай, метро. Назначив кому-нибудь встречу — никогда не опаздывайте. Старайтесь не чихать в общественных местах — в крайнем случае воспользуйтесь носовым платком (чихнув, извинения не просят). Будьте аккуратны на улице — не сорите. Не привлекайте внимания окружающих слишком громким разговором. Невежливо делать замечания в адрес прохожих по поводу их внешнего вида. Как можно интеллигентнее старайтесь вести себя в присутствии детей — любой из взрослых людей, желает он того или нет, влияет на поведение находящегося рядом с ним ребенка.

Поведение в учебном заведении . Всегда помните, что вокруг вас не только дети, но и подростки, взрослые люди. Не стоит быстро ходить по коридору, излишне бояться представителей администрации. Будьте собраны, вежливы и учтивы.

Существует несколько общих правил делового этикета педагога:

1. Пунктуальность. Нужно уметь рассчитывать время, необходимое для того, чтобы вовремя приезжать (приходить) на работу. Учителю, как правило, желательно это делать не позже чем за 15-20 минут до начала урока.

2. Собранность и аккуратность. Ритм педагогического труда требует от учителя особой сосредоточенности, порядка на рабочем столе, в деловом портфеле (сумке).

3. Не говорите лишнего. В любой организации есть свои секреты, а в педагогической аудитории принято вести себя учтиво, но без лишних разговоров (обсуждений, возмущений и т. д.).

4. Хороший язык общения. Помните, что именно учителя характеризует чистая и грамотная речь.

5. Умение общаться. Это искусство, а в учебном заведении со своими коллегами, обучающимися и их родителями — искусство вдвойне!

6. Внешний вид учителя. Помните, на вас ежеминутно смотрят десятки глаз людей самого разного возраста: уважайте «в себе самого себя», но и не забывайте, что вы просто женщина или мужчина (стройность, походка, внешний вид, умение себя преподнести и т. д.). В любой ситуации вы должны выглядеть должным образом. И все же, педагогическая этика подразумевает особые требования к одежде учителя (но не уподобляйтесь «человеку в футляре»).

Авторитет учителя — особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы. Подлинный авторитет учителя-воспитателя опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, способность к открытому общению, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру и т. п. Истинный авторитет — это такое отношение учащихся к учителю, которое побуждает учащихся быть младшими товарищами учителя.

Немаловажную роль при этом играют высокий уровень профессиональной компетенции педагога, глубокая интеллигентность, личная гражданская позиция.

В общем, когда слова А.П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» сочетаются с высоким профессионализмом и человеколюбием, тогда педагог и может рассчитывать на педагогический авторитет.

Афоризмы об этике, нравственности и этикете

Как я люблю сочетание приятного с полезным (Н. Богословский).

Всего одно правило этикета может запирать будущее или вдруг пропустить в него. У каждого свое. Почему все сразу думают об умении пользоваться столовыми приборами? (Е. Ермолова).

Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного (Ян Амос Каменский).

Качают все свои права, столетия спешат смениться. Но, если дама не права, мужчина должен извиниться (А.В. Иванов).

Манеры до некоторой степени указывают на характер человека и служат внешней оболочкой его внутренней природы (Н. Шелгунов).

Многословие всегда неприятно (М. Сервантес).

Наши манеры, как и наши лица, пусть даже самые прекрасные, должны отличаться друг от друга (Антони Эигли Купер Шефтсбери).

Не переделать насмешника, хитреца, лгуна, крючкотвора, интригана (Хуан Юнъ-Цзяо).

Не спрашивайте воспитанного человека, что он о вас думает: не заставляйте его лгать (Е. Кащеев).

Нужно очень немногое, чтобы отличаться утонченностью манер, и очень многое, чтобы отличаться утонченностью ума (Жан де Лабрюйер).

Распущенность в манерах всегда влечет за собой распущенность принципов (С. Смайлс).

Только человек благородный по происхождению или хорошо воспитанный способен хранить тайну (Жан де Лабрюйер).

Уважение других дает повод к уважению самого себя (Р. Декарт).

Уважения мы оказываем ровно столько, сколько его требуют (С. Джонсон).

Учтивые манеры оттеняют достоинства и придают им приятность (Жан де Лабрюйер).

Хорошее воспитание — это способность переносить плохое воспитание других (Пшекруй).

Хорошие манеры — лучшая защита от плохих манер тех, кто нас окружает (Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд).

Больше слез было пролито из-за невоспитанности мужчин, чем из-за их безнравственности (X. Хатауэй).

В получении наград не будь впереди других. В совершении добрых дел не будь позади других. Получая от других, не бери больше положенного тебе. В добрых делах не делай меньше доступного тебе (Хун Цзычен).

Вечно не стареющее детство души есть глубочайшая основа истинного самовоспитания (К. Ушинский).

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы (А. Чехов).

Все люди судят о нас по нашей наружности и манерам и только немногие — по нашим душевным качествам (Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд).

Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других (М. Мон- тенъ).

Дурные манеры: есть без ножа и разговаривать вилкой (Леонард Луис Левинсон).

Если мы хорошо воспитаны, то не страдаем ни от каких ограничений в наших чувственных удовольствиях (Б. Мандевиль).

Если ты невоспитан и молчишь, то воспитан, если же воспитан и молчишь, то прекрасно воспитан (Теофраст).

Если ты неуч и молчишь, то ведешь себя умно, если же учен и молчишь, то глупо (Теофраст).

Если человек в состоянии существовать без пугала, значит он по-настоящему благовоспитан и умен (У. Хэзлитт).

Гармония важна и в правилах хорошего тона (Л. Сухорукое).

Ведите себя так, чтобы вам не смогли испортить настроение (Г. Александров).

Есть умная, есть глупая манера разговора. Одно и то же сказано, одни и те же произнесены слова, а сразу видно — умница или глупец [И. Шевелев).

Нравственность — это разум сердца (Г. Гейне).

Величайшее недоразумение — это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов (Д. Дидро).

Нравственность — основа всех человеческих ценностей (А. Эйнштейн).

Во всякой морали дело идет о том, чтобы открывать либо искать высшие состояния жизни, где разъятые доселе способности могли бы соединиться (Ф. Ницше).

Вся нравственность человека заключается в его намерениях (Жан-Жак Руссо).

Высочайшая возможная стадия нравственной культуры — когда мы понимаем, что способны контролировать свои мысли (Ч. Дарвин).

Высшая нравственность требует некоторой свободы для безнравственности (В. Соловьев).

Главное условие нравственности — желание стать нравственным (Сенека Младший).

Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне (И. Кант).

Если ваши нравственные устои вгоняют вас в тоску, знайте: ваши нравственные устои никуда не годятся {Роберт Льюис Стивенсон).

Если хочешь заложить основы нравственного чувства, не следует наказывать. Нравственность есть нечто до такой степени святое и возвышенное, что ее нельзя унижать и ставить на одну доску с дисциплиной (И. Кант).

Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное (В. Белинский).

Есть моральная тактичность, которая у гуманного человека сказывается во всех его поступках и которой не имеет злой человек (Д. Дидро).

Желание иметь этику тем настойчивее понуждает к своему удовлетворению, чем настойчивее потерянность человека, будь то очевидная, будь то утаиваемая, разрастается до неизмеримости (М. Хайдеггер).

Жизнь скучна без нравственной цели, не стоит жить, чтобы только питаться, это знает и работник — стало быть, надо для жизни нравственное занятие (Ф. Достоевский).

Закон материального мира — равновесие; закон мира нравственного — справедливость (В. Гюго).

Интерес к вопросам этики — свидетельство запоздалого умственного развития (О. Уайльд).

Каждый человек проявляет в нравах то, что с помощью убеждения глубоко укоренилось в его душе (Э. Роттердамский).

Абстракция — это смерть для этики, ибо этика есть живое отношение к живой жизни (Л. Швейцер).

Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, — ничего, чем человек есть человек (В. Белинский).

Без нравственного смысла все правила нравственности ненадежны (Н. Пирогов).

Без совести и при большом уме не проживешь (М. Горький).

В многообразии и жестокости этических запретов проявляются крайняя моральная неразборчивость и ханжество (Гилберт Кит Честертон).

В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их (В. Ключевский).

Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами (А. Швейцер).

Каждый человек должен быть блюстителем нравственности — но только своей, а не чужой (Б. Тойши- беков).

Конечная цель морали должна заключаться в том, чтобы дать наибольшую возможность осуществить идеалы (Жан Мари Гюйо).

Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед (Аристотель).

Людям необходима основанная на природе человека, на опыте, на разуме человеческая мораль (Клод Адриан Гельвеций).

Мораль и этика — это садовые ножницы, которыми мы можем облагораживать хаотично растущие кусты наших страстей и желаний (С. Клюев).

Нам необходимо подняться до духовности, являющейся этической, и до этики, включающей в себя всю духовность (А. Швейцер).

Не надо быть чересчур нравственным, иначе ты рискуешь предаться самообману. Твоя цель должна быть выше нравственности. Надо быть не просто хорошим, а хорошим ради чего-нибудь (Г. Торо).

Никакие благодеяния не могут укротить дурной нрав (Эзоп).

Никакое возмещение морального ущерба не может компенсировать моральную ущербность (С. Янковский).

Общая культура — это то, что позволяет человеку чувствовать всей душой солидарность с другими во времени и пространстве — как с людьми своего поколения, так и с ушедшими поколениями и с поколениями грядущими (Ланжевен).

Если культуры нет у людей в сердцах, то нигде больше ее быть не может (Дюамель).

Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании (Дистервег).

Душа культуры — это культура души (Гофмиллер).

Русские пословицы и поговорки о морали, нравственности и вежливости

Из всех страстей зависть самая отвратительная.

Жадный сам себе покоя не дает.

Лучше по миру собирать, чем чужое брать.

Говорить без дела, что по воде писать.

Гол, да не вор, беден, да честен.

Бедность крадет, а нужда лжет.

Бедность учит, а счастье портит.

Биться, драться — не ума набираться.

Бог видит, кто кого обидит.

Вор, что заяц: и тени своей боится.

Всяк правды ищет, да не всяк ее хранит.

Говорит по секрету, а выдает всему свету.

Как вор ни ворует, а тюрьмы не минует.

Ленивые руки не родня умной голове.

Лесть да месть дружны.

Лучше свой кусок, чем чужой пирог.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Ахи да охи не дадут подмоги.

Законы святы, да законники супостаты.

Почитай старших — сам будешь стар.

Пословицы и поговорки русского народа о приличии, вежливости и обычаях

Не осуди в лаптях: сапоги в санях.

Невежа и бога гневит.

Не дорого ничто, дорого вежество.

Не в том дело, что жена спесива, а в том, что муж не вожеват (не радушен).

С поклону голова не заболит.

Поклоном поясницы не переломишь.

Поклониться — вперед пригодится.

От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет.

Честное слово и буйну голову смиряет.

Чин чина почитай, а меньшой садись на край!

Что в людях ведется, то и у нас не минется.

Ни от чего человеческого не отрекаются.

Не стыдно молчать, когда нечего сказать.

Не умеет к ставцу (чашке) лицом сесть.

Как витютень (дикий голубь), ни очей, ни речей.

Я не отпел, а ты не отслушал. Я не отпел, а ты шапку надел.

Посади дурака за стол, а он и ноги на стол.

Не лезь наперед: не стать бы назади.

Не суйся, буки, наперед аза! Не лезь наперед отца в петлю!

На пороге не стоят. Через порог руки не подают.

Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди!

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

В чужом доме не указывают.

Гость — невольный человек, где посадят, тут и сядет.

Шей по росту: полы отопчешь, подол обобьешь.

Хорошо кресло старому, колыбель малому.

Когда играют, тогда и пляши. Когда торг, тогда и с возом.

Готовь летом сани, а зимой телегу.

Женатые на посиделки не ходят.

Женатого с посиделок веретеном гонят.

Не пой худой песни при добрых людях.

Не к лицу бабке девичьи пляски.

Старого учить, что мертвого лечить.

Мир — это необычное и удивительное место, которое можно изучать бесконечно. В разных странах культура может быть совершенно разной, так что то, что считается приемлемым в одном месте, в другом будет недопустимо. Если вы интересуетесь особенностями этикета в разных странах, вам стоит познакомиться с этим списком. В него вошли наиболее интересные правила поведения со всех уголков нашей планеты. Зная их, вы сможете избежать неловкостей в путешествии.

Афганистан: целуйте хлеб, упавший на пол

В Афганистане очень уважительно относятся к хлебу. Если он падает на пол, его следует немедленно поднять и поцеловать.

Канада: немного опаздывайте

В Канаде не стоит приходить пораньше. Напротив, небольшое опоздание вполне допустимо. К нему относятся куда лучше, чем к прибытию намного раньше, чем нужно.

Чили: никогда не ешьте руками

В Чили не принято брать руками даже мелкие закуски. Чилийцы всегда пользуются исключительно приборами, другое поведение считается крайне невежливым.

Китай: создавайте беспорядок и не бойтесь отрыжки

В Китае хозяин понимает, что вам понравился прием пищи, если вы создали на столе беспорядок. Когда на тарелке остается кусочек еды, это хороший знак, что вы наелись и остались довольны приемом пищи. Невежливо только оставлять в тарелке рис. Отрыжка — еще один способ показать, что вам понравилась еда, это не считается невежливым.

Египет: не наполняйте свой собственный стакан повторно

В Египте принято ждать, пока кто-то другой наполнит вам стакан. Вы должны доливать напиток своему соседу по застолью, если это необходимо. Считается, что необходимость наступает тогда, когда стакан полон меньше чем наполовину. Если ваш сосед забывает наполнить ваш стакан, напомните ему об этом, добавив напитка в его стакан. Самому себе наливать категорически запрещено.

Великобритания: передавайте портвейн налево

В Англии портвейн принято передавать за столом соседу слева, пока бутылка не обойдет весь стол по кругу. Некоторые считают, у этой традиции корни с флота, но точного объяснения нет. Если вам не передали бутылку, спрашивать об этом невежливо, вместо этого нужно узнать у соседа по столу, знаком ли он с епископом из Норвича. Если он говорит, что нет, нужно ответить, что тот — хороший человек, но вечно забывает передать портвейн.

Эфиопия: ешьте правой рукой с одной тарелки

Жители Эфиопии считают, что есть приборами — это расточительно, как и использовать более одной тарелки на всю группу. Принято есть с одного блюда, используя правую руку. В некоторых регионах страны используется традиция под названием «гурша», когда люди кормят друг друга.

Франция: пользуйтесь хлебом как прибором

Французы никогда не едят хлеб как закуску. Они дополняют им прием пищи и используют кусок хлеба как прибор, чтобы собирать еду с тарелки и отправлять в рот. Хлеб даже принято класть прямо на стол, как вилку или нож.

Грузия: скажите тост и выпейте все содержимое стакана

В Грузии могут часами обмениваться тостами. Все за столом по кругу говорят тосты, после чего принято опустошать весь стакан одним глотком. Когда все сказали по тосту, круг может повториться снова. За вечер выпивают десять-пятнадцать маленьких стаканов алкоголя, как правило, грузины пьют вино или водку. Говорить тосты, выпивая пиво, считается дурной приметой.

Считается, что австрийцы праздновали поражение Венгрии в 1848 году, чокаясь бокалами с пивом, поэтому некоторые венгры все еще это помнят. Не чокайтесь пивными бокалами! В остальных случаях обязательно смотрите на того, кто сказал тост.

Италия: не сыпьте пармезан на пиццу

Если на вашей пицце нет пармезана, не просите его туда добавить. В Италии это считается кулинарным преступлением.

Племя инуитов: испускание газов

Возможно, вы и не планируете посещать эти племена, но интересно знать, что в их культуре принято испускать газы в знак одобрения после хорошего приема пищи.

Япония: хлебайте суп, чтобы отблагодарить повара

В Японии принято громко хлебать суп или лапшу. Считается, что это способ показать свою благодарность повару.

Корея: примите первый напиток

В Корее нужно соглашаться, когда вам предлагают напиток в первый раз, но не разливать первым себе. Сначала налейте остальным, а потом наполняйте свой стакан.

Мексика: ешьте тако руками

Использование вилки и ножа для тако в Мексике считается глупым снобизмом. Эту еду вежливо есть руками.

Ближний Восток: пользуйтесь только правой рукой

В ближневосточных странах есть руками вполне нормально, важно только использовать исключительно правую. Левая не должна использоваться для еды.

Португалия: не солите

В Португалии повар будет оскорблен, если увидит, как вы добавляете в приготовленное им блюдо соль или перец.

Россия: пейте водку без добавок и не отказывайтесь

Предложение выпивки считается знаком доверия, поэтому отказываться невежливо. Кроме того, смешивать водку с соком или льдом считается не лучшей идеей.

Южная Америка: уважайте богиню природы

В некоторых регионах Перу или Аргентины принято почитать богиню природы, выливая несколько капель напитка на землю.

Таиланд: не ешьте рис вилкой

В Таиланде вилками еду только накладывают на ложку. Блюда из риса есть вилкой не принято.

Танзания: спрячьте подошвы

В Танзании едят, сидя на полу. Главное — не показывать стопы, это невежливо.

Если вы в компании японцев пьете, к примеру, разливное пиво, то естественно, кто-то выпивает его раньше и остается с пустым бокалом. Что делать дальше? Наливать себе самому? Как только вы попытаетесь это сделать, к вам потянутся руки ваших товарищей, которые захотят налить вам. В Японии хорошим тоном считается наполнить бокал людей, с которыми вы выпиваете. Так что как только заметили, что у кого-либо в компании осталось полбокала пива – немедленно доливайте, и вам обязательно дольют!

В Японии иероглиф, обозначающий смерть, совпадает с обозначением числа “четыре”. Поэтому если вы придете в гости и принесете подарок, в котором будет четыре предмета (например, полотенца или книги), то хозяева будут озадачены таким проявлением вашей щедрости. Гораздо лучше увеличить свою щедрость и свести количество объектов до пяти, так как число пять относится к нейтральным. Пять – самое удобное в данном случае решение, к тому же пять книг лучше, чем четыре.

Среди японцев очень некорректным является сморкание в публичных местах. В метро или в общественном транспорте вы увидите местных жителей, которые самоотверженно шмыгают носом, но не достают носовой платок, чтобы облегчить свое дыхание. Если же у вас совсем нет сил справиться с потоком из носа, воспользуйтесь носовым платком как можно тише и незаметней, и немедленно уберите его в карман.

Чтобы указать японцу на что-либо, используется не привычный нам жест с участием указательного пальца. В Японии направление на объект или человека показывается всей открытой ладонью. Из-за этого японский обслуживающий персонал часто считают “попрошайками”, хотя они всего лишь показывают вам направление,в котором следует двигаться, а выглядит это как требование положить что-нибудь в ладонь.

В общественных заведениях Японии, например в кафе, при входе в туалет лежат шлепанцы. Как только вы почувствуете зов природы, перед входом в туалет обязательно снимите свою обувь и оденьте их, а после того, как сделали свои дела, поставьте на место и переобуйтесь в свою обувь. Нередко туристы, столкнувшись с таким обычаем, забывают снять “туалетные” тапочки и проходят в них в зал. Это, конечно, не смертельное нарушение этикета, но если вы заметили, что находитесь в другой обуви, постарайтесь побыстрее переобуться в свою.

Общественные бани в Японии очень популярны. Если вы окажетесь в такой бане, не стоит, раздевшись, сразу лезть в воду к другим купающимся. Сбоку от воды находятся специальные скамейки, где положено сесть и есть все необходимое для того, чтобы смыть трудовой пот и другие загрязнения. В воду собственно бани входят абсолютно чистыми и благоухающими, ведь этот ритуал для японцев считается очень важным, они любят чистоту, как физическую так и духовную.

Никогда не передавайте еду другому человеку “с палочек на палочки”. Если это необходимо, положите кусочек еды, зажатый между вашими палочками, на его тарелку. Есть только одно исключение, и оно уместно после смерти и кремации близкого человека. Тогда мелкие косточки, принадлежащие покойному, берутся ритуальными палочками, которые держит близкий родственник, и передаются “на палочки” другому родственнику, который помещает останки в урну для праха. Если же вы сделаете так в кафе, окружающие невольно подумают, что это еда в честь покойного близкого человека.

Еще одна условность, связанная с палочками. Когда вы наелись, ни в коем случае не кладите палочки на стол. Лучше сложите их вместе и воткните в блюдо с едой, общее или ваше. Это тоже связано с погребальными ритуалами – палочки на столе и блюдо с едой для Японцев означают то же самое, что и рюмка водки с куском хлеба на ней перед фотографией покойника. Таким образом в Японии чтят память и поминают скончавшихся родственников.

Правила поведения и этикет довольно запутанная наука, если не сказать больше. Одно дело - знать, какая именно вилка предназначена для салата, и совсем другое - как с помощью той же вилки не нанести смертельное оскорбление хозяину дома. Этикет варьируется от культуры к культуре, от страны к стране. То, что кажется грубым нарушением правил хорошего тона в одной стране, может быть эталоном вежливости в другой.

Комплименты.

Не всегда легко сломать лед при первой встрече с новым человеком или при первом визите в чужой дом. Наша самая распространенная тактика при этом - постараться найти что-то, что можно похвалить. "Мне нравятся ваши туфли". "Это хороший галстук". «Я просто восхищен тем, что вы сделали с этим местом». "Очень красивый диван". В большинстве стран такие похвалы, как правило, приводят к тому, что хозяева начинают улыбаться или краснеть и говорить «спасибо». Таким образом, лед начинает таять. Тем не менее такие комплименты абсолютно неразумны на Ближнем Востоке, а также в африканских странах, таких как Нигерия и Сенегал. В этих странах похвала интерпретируется как желание обладать определенным ценным предметом, хранящимся в доме. В связи с их обычаями гостеприимства, хозяин будет чувствовать себя обязанным подарить гостю предмет, который он похвалил. Кроме того, в соответствии с традицией, получив подарок, получатель должен ответить, давая дарящему еще больший подарок. Мы можем только надеяться, что обычай не распространяется на комплименты в адрес супруги или детей.

Приходить вовремя.

Мы все привыкли к тому, что наши старшие родственники и учителя всегда ругали нас за опоздания. "Если ты не можешь успеть вовремя, выходи на 10 минут раньше". Хотя это хороший совет при поездке на собеседование или встречу, в некоторых частях мира это будет сочтено проявлением невоспитанности. В Танзании к прибывающим к назначенному времени гостям относятся неуважительно. Все вежливые, хорошо воспитанные люди появляются на 15-30 минут позже назначенного. Отчасти это связано с тем, что не все граждане имеют автомобили или даже доступ к общественному транспорту. Настаивать на том, чтобы гости являлись к назначенному времени, считается проявлением грубости. В Мексике также считается вежливым опаздывать на встречу или вечеринку. И если гости вдруг явятся вовремя, хозяева могут быть просто не готовы. Они могут счесть себя оскорбленными из-за того, что их застали врасплох.

Еда руками.

Еда руками всегда была самым надежным способом расстроить родителей за обеденным столом. Тем не менее в некоторых странах люди будут оскорблены использованием вами столовых приборов. К поеданию тако или буррито в Мексике при помощи ножа и вилки относятся с неодобрением. Это не обязательно невежливо, но это делает человека похожим на сноба. Подобной причиной можно объяснить неодобрение, с которым отнесутся в Германии к вашим попыткам использовать нож для разрезания отварного картофеля. Кроме того, с помощью ножа для резки картофеля вы можете оскорбить поваров. Они рассматривают это как способ сказать, что приготовленный картофель недостаточно отварен. Во многих странах, таких как Индия, употребление еды без столовых приборов - единственный возможный способ. Они считают этот способ самым естественным. Рассказывают, что Джавахарлал Неру, первый премьер-министр Индии, как-то пошутил, что "есть вилкой и ножом - все равно что заниматься любовью через переводчика".

Чаевые.

Давно уже ведутся споры на тему «следует ли давать чаевые». Как правило, это сводится к тому, не боимся ли мы показаться "бедняками" в глазах официанта. Часто отсутствие чаевых - причина презрительных взглядов. Это также распространенная причина, почему многие, придя в первый раз в какой-либо ресторан, никогда не посещают его повторно. Некоторые рестораны даже запретили этот обычай, чтобы уберечь своих клиентов от неприятных минут в конце трапезы. Япония опережает всех остальных. Японцы не привыкли к чаевым, и это нередко приводит к путанице. Официант задается вопросом, почему он получил дополнительные деньги, и может предпринимать длительные неловкие попытки вернуть их обратно. Что еще более важно, чаевые могут рассматриваться как оскорбление. Иногда их понимают как благотворительность, что подразумевает жалость, которую ни один японец не стерпит. В том случае, если клиент хочет выразить свою благодарность, лучше всего сделать это, вручив небольшой подарок. Или, если уж передаются деньги, то нужно поместить их в конверт, а уже затем передать его.

Догги-бэг

В наше время, если посетитель спрашивает у официанта "догги-бэг" (пакетик или коробочку, в которой посетители некоторых ресторанов, главным образом японских, могут унести с собой пищу, которую не доели, - как бы для собак), это считается признаком бедности. Официант может даже бросить раздраженный взгляд на такого посетителя, когда он вынужден бежать через весь ресторан, полный клиентов, ожидающих свои заказы, за каким-то мешочком для посетителя, глаза у которого больше, чем живот. В Древнем Риме, однако, "догги-бэг" были образом жизни. Всякий раз, когда кто-то из друзей приглашал гостей на ужин, он давал гостям салфетку из тонкого сукна для того, чтобы приглашенные могли забрать домой фрукты. Это было скорее требованием, чем предложением, поскольку решение не брать домой еду истолковывалось как оскорбление хозяина. Кроме того, такой гость мог быстро получить репутацию невежливого и неблагодарного. "Догги-бэг" также могут быть обязаны своим происхождением Древнему Китаю. Дать гостям белые коробки, чтобы они могли забрать еду домой, считалось проявлением вежливости со стороны хозяев.

Объедки в тарелке.

Да, мы все привыкли к тому, что наши родители говорят нам, чтобы мы съедали все до последней крошки на тарелке и не оставляли еду. В некоторых странах, однако, чистая тарелка может запутать хозяев и, возможно, оскорбить их. На Филиппинах, в Северной Африке, а также в некоторых регионах Китая если тарелка пустая, хозяин положит на нее еще больше еды. В Северной Африке это даже превращается в небольшую игру: хозяин предлагает больше -- гость говорит, что нет, хозяин предлагает снова - гость снова отказывается, хозяин предлагает еще один раз - и гость в конце концов соглашается. Только когда гость оставит немного еды на тарелке, хозяин будет уверен, что тот наелся. Невыполнение этого требования в некоторых ситуациях может обидеть хозяина. Он воспримет чистую тарелку гостя как сигнал, что обслуживание было недостаточно хорошим, и может решить, что гость считает его дешевкой.

Цветы.

Цветы часто рассматриваются как универсальный подарок. Они хороши для первых свиданий, выпускных вечеров, свадеб, похорон, подарков больным и извинений. Важно помнить, что, если вы не будете осторожны, преподнесенные цветы могут быть сочтены проявлением невежества. Хризантемы, лилии, гладиолусы и другие белые цветы являются символом траура и используются для похорон во многих странах. Гвоздиками украшены братские кладбища в Германии и Франции. Даря кому-нибудь букет из белых цветов в Китае или гвоздику во Франции, вы рискуете тем, что это будет сочтено "посланием смерти". Желтые цветы символизируют ненависть или нелюбовь в России и Иране, а фиолетовые цветы - неудачу в Италии и Бразилии. Красные цветы, особенно розы, в Германии и Италии предназначены только для выражения романтических чувств. В Чешской Республике цветы в целом рассматриваются как романтические подарки. Так, даря своему учителю или боссу цветы, вы можете нарваться на большие неприятности. Даже количество цветов может быть сочтено проявлением грубости. В некоторых странах, таких как Франция и Армения, четное число цветов подходит для радостных событий, а нечетные числа относятся к скорби. В то же время в таких странах, как Таиланд и Китай, нечетные числа, как правило, считаются счастливыми, а четные - зловещими.

Показывание языка.

Во многих странах высунутый язык, как правило, мятежный или дразнящий жест. В крайнем случае - оскорбление. Вот почему в Италии вы можете быть оштрафованы за это как за оскорбление поведением. В Индии это не является противозаконным, но и там высунутый язык означает недовольство и рассматривается как признак невероятной злости. Тем не менее в нашем мире существует большой район, расположенный в Новой Каледонии, где этот жест означает пожелание мудрости и энергии. В Тибете показанный язык рассматривается как знак почтения при встрече уважаемого человека. Тибетцы говорят, что этот обычай происходит от поверья, что злой король имел черный язык, а этот жест показывает добрую волю и доказывает, что мы не являемся его воплощением. Возможно, это объясняет, почему на Каролинских островах высунутые языки, как полагают, надежный способ изгнать демонов. Но, честно говоря, если человек высовывает язык и не чистит зубы, то он, вероятно, будет в состоянии изгнать кого угодно.

Прихлебывание.

В большинстве стран прихлебывание супа на публике может привести как минимум к недвусмысленным взглядам в вашу сторону. Тем не менее во многих азиатских странах, таких как Китай и Япония, прихлебывание супа или лапши рассматривается как высшая похвала. Это означает, что еда настолько хороша, что даже нельзя подождать, пока ужин остынет. Любой, кто обжигал рот вкусным борщом из глубокой тарелки, вероятно, согласится, что в этом есть доля истины. Еда без прихлебывания показывает, что вы недовольны едой. В Японии то же самое верно и для чая. Громко прихлебывая последний глоток чая, гость дает знать хозяину, что он закончил и доволен. Это культурное различие заставляет многих японских посетителей чувствовать себя стесненными в других странах, мешая европейцам спокойно обедать.

Плевок

К плевкам обычно относятся неодобрительно. Плевать в чью-то сторону считается одним из самых страшных оскорблений. Полиция в США расценивает это как нападение и может застрелить вас, что они очень любят делать. Члены племени масаев в восточной части Центральной Африки, однако, имеют совершенно другой взгляд на многие вещи. Они плюют друг на друга так же, как мы пожимаем друг другу руки. Точнее, они плюют на свои руки перед рукопожатием и на всякий случай еще раз после него. Большинство из нас вынуждены терпеть упреки пожилых людей, которые придерживаются правила «говори конкретно, не распыляйся», но детям масаев приходится еще тяжелее. Вежливые дети, которые приветствуют старших, могут получить густой плевок себе в спину. Конечно, это делается с наилучшими намерениями и означает, что старики желают ребенку долгой жизни, но для нас это кажется непривычным. Друзья и родственники проходят много километров только для того, чтобы плюнуть на новорожденного - по той же самой причине. Члены племени плюются при каждом удобном случае. Они плюют на подарок, который собираются вручить. При вселении в новый дом первым делом они выходят на улицу и плюют на все четыре стороны. Масаи плюют и на все, чего никогда не видели раньше, потому что уверены, что это защищает их зрение.

28.04.2014 - 09:18

Цветы вручаются мужчине (помимо дня его рождения) после премьеры фильма, который он снял или в котором сыграл, премьеры концерта с его участием, на презентации написанной им книги или опубликованной важной статьи, вручения премии или свидетельства о совершении им серьезного открытия, на пьедестале после установления им спортивного рекорда.

[ ]

28.04.2014 - 09:19

У рукопожатия тоже есть свои законы этики. Первым положено подавать руку старшему по возрасту, учителю (наставнику), начальнику, а младшему, ученику и подчиненному соответственно – принять рукопожатие. При этом нужно смотреть в глаза и слегка улыбнуться, что справедливо будет расценено как дружеское расположение.

[ ]

28.04.2014 - 09:19

С женщинами здороваться за руку не принято. Но уж если она подала ее первой – обязательно пожать. Сила рукопожатия при этом должна быть тщательно рассчитана. Конечно, не такой «гидропресс», как при чисто мужском рукопожатии. Но и не слабее, чем пожала женщина. Твердое рукопожатие от нее – важный сигнал: и доверие, и намек на то, что она в отличной физической форме.

[ ]

28.04.2014 - 09:19

Телесериал за телесериалом учат мужчин вульгарному поведению, а женщин – потворству этому. Можно сбиться при подсчете сцен, в которых женщина встает из-за стола, а ее визави продолжает сидеть. Запомните: когда женщина выходит из-за стола, мужчина должен вставать! Всегда! Исключений из этого правила нет.

[ ]

28.04.2014 - 09:20

Как вести себя за столом в ресторане – тоже проблема. Кое-как мы еще помним, что вытирать рот рукой и говорить с набитым ртом неприлично. Так же и с использованием салфетки, вместо того, чтобы облизывать пальцы. То, что большие куски нужно разрезать на мелкие, откусывать по чуть-чуть при еде руками и не дуть на горячую еду, а терпеливо ждать, пока она остынет, - это вспоминается уже с трудом.

[ ]

28.04.2014 - 09:20

А скажите, на милость, куда нужно наклонять тарелку с первым блюдом? Миллионы уверенно произнесут: «К себе» - так их воспитали с детства. С точки зрения этикета – грубейшая ошибка! Причем в обоих трактовках. Потому что одни знатоки безапелляционно утверждают, что тарелку с супом, борщом и т.п. нужно наклонять только от себя, а другие заявляют, что тарелку нельзя наклонять вообще.

[ ]

28.04.2014 - 09:21

В ресторане посетитель должен овладеть системой особых знаков, составляемых из тарелки, вилки и ножа. Опытный читает их с лету, как водитель – дорожные знаки. Приборы всегда располагаются на тарелке. Вилка слева, нож справа, положены друг к другу под прямым углом – клиент взял паузу, блюда пока подавать не нужно. Вилка в центре вертикально, нож горизонтально острием влево, образуя правильный крест - клиент ждет второе блюдо.

[ ]

28.04.2014 - 09:21

Вилка и нож параллельно вертикально – клиент закончил трапезу и ждет счет. Вилка и нож горизонтально, остриями вправо – клиент считает трапезу превосходной. Вилка и нож, как в знаке «Пауза», но острие ножа пропущено между вторым и третьим зубьями вилки - клиенту трапеза не понравилась, прощай, чаевые…

[ ]

28.04.2014 - 09:21

Во время разговора с кем-либо случается так, что очень сильно тянет отвлечься на циферблат наручных часов, или другое современное электронное устройство. Особенно сильно – если вы устали, или собеседник не ахти, и вам стало скучно. Ни в коем случае не делайте этого! Вы продемонстрируете верх невоспитанности.

[ ]

28.04.2014 - 09:22

Лестница, согласно законам этикета, преодолевается так. При подъеме мужчина идет впереди женщины. При спуске – позади ее (и впереди, если лестница слишком узка, с крутыми ступеньками или плохо освещена). Женщина всегда идет по стороне с перилами, даже если это выглядит как нарушение правостороннего движения. Движение мужчины по лестнице должно быть синхронным с женщиной, чтобы она всегда находила в нем достаточную опору.

1. Если Вы в Норвегии-уступать пожилому человеку место, считается за оскорбление. Таким образом, Вы показываете, что физически Вы более здоровы.
2. В Америке, если Вы заплатите за женщину, тем самым оскорбите её. Равноправие полов. Сначала спросите её разрешение.
3. Чавкать у китайцев-признак, что Вам очень понравилось то, чтобы они не приготовили.
4. Комплименты в Финляндии делаются только один на один.
5. В гостях у греков не стоит хвалить всё, что находится у них дома. По обычаю им придётся Вам это подарить, а Вам нельзя уже отказываться.
6. Многие народы воспринимают поднятый большой палец, как будто Вы их обманули.
7. В Монголии, Бурятии обязательно важна отрыжка- иначе Вас закормят до смерти.
8. В Японии не принято сморкаться при всех.
9. Цветы в Японии и в Норвегии на похороны несут огромное количество.
10. В Индии в кругу семьи никто и никогда друг друга не благодарит.
11. В Китае "обходят стороной" цифру 4. Нет даже 4 этажа.
12. В Китае дарят "мёртвые цветы"живым людям, и, наоборот, чтобы не завяли.
13. Не допивайте бокал в Грузии. Иначе Вам будут его доливать.
14. В Турции, Китае, Корее рукопожатие должно быть вялым, иначе Вас примут за грубияна.
15. В Китае, Камбодже, Таиланде вместо приветствия спрашивают: "А Вы уже поели риса?"
16. Древние римляне ели руками, а руки вытирали о волосы рабов.
17. Таиланд. Нельзя класть еду на вилке в рот. КУШАЙТЕ ПАЛОЧКАМИ!
18. Япония. Не нужно втыкать палочки в рис. Кладите рядом.
19. Средний Восток, Индия. НЕЛЬЗЯ КУШАТЬ ЛЕВОЙ РУКОЙ!
20. Италия. Пить капуччино принято только до полудня.
21. В Китае не принято переворачивать рыбу, если Вы скушали одну сторону. Это к неудаче.
22. Чили. Ничего нельзя кушать руками. Есть вилки, ложки, ножи.
23. В Корее, если пожилой человек предложил Вам выпить, бокал необходимо брать у него двумя руками.
24.
зонт необходимо только закрытым.
25. Моветон.....не стоит в пакетах носить, кроме покупки. Они-одноразовые.
26. Женские сумочки носят только женщины. Правила этикета. Подержать недолго, конечно, пожалуйста.
27. В помещении женщина может оставаться в шляпе, а шапку нужно снимать всегда.
28. На женщине может быть не более 13 украшений, включая пуговицы.
29. В лифт первым всегда заходит мужчина. Выходит тот, кто ближе.
30.
ВСЕМИРНО незнакомым людям, которым уже 12 лет говорите "ВЫ"!!!



Рассказать друзьям