Игры ситуации в младшей группе. Картотека сюжетно-ролевых игр для детей второй младшей группы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Картотека дидактических игр по ознакомлению с профессиями

в старшей группе.

.









№ 13. Д/И «МАЛЕНЬКИЕ ПОМОЩНИКИ».

Цель. Игра учит детей радовать своих родных, оказывай им посильную помощь, воспитывает у детей желание помогать близким людям, общаться в процессе совместной деятельности,

Дидактический материал - различные наборы из 3-4 предметов: ведро, тряпка, швабра, совок, очки, спицы, носок, журнал «Вязание», шарф, шапка, варежки, платок, клей, кисточка, книжка, обложка от книги, молоток, гвозди, клещи, отвертка и т. п.

Ход игры. Дети расставляют стульчики и раскладывают игровой материал по всей группе: на столах, на свободных полочках, на стульях и т. п. Педагог помогает им. Закончив подготовку к игре, малыши садятся на стульчики, а педагог - напротив них и начинает рассказывать: «Я знаю, что все вы уже умеете помогать своим папам, мамам, бабушкам, дедушкам, давайте сейчас поиграем. Мы научимся помогать близким людям . Для этого вам придется выполнить разные поручения. Вы согласны? »

После ответа детей педагог подзывает к себе четверых из них . Педагог рассказывает детям о том, что бабушка связала носок. Но она совсем позабыла, куда убрала необходимый ей журнал, спицы, носок, очки. Он обращается к первой четверке детей с просьбой помочь найти эти вещи. Педагог помогает детям договориться , какой предмет будет искать каждый из них . Названия предметов дети повторяют вслух. После этого помощники разбегаются по группе и ищут предметы . Найдя их , они возвращаются на место и показывают, что нашли. Остальные участники игры вместе с педагогом проверяют правильность выполнения задания каждым помощником. Педагог от имени бабушки благодарит их за помощь.

Первые бабушкины помощники садятся отдыхать , а педагог подзывает следующую четверку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети группы не примут участия в игре.

Для продолжения игры педагог предлагает следующие ситуации:

Папа решил починить стул. Для этого ему необходимо собрать следующие инструменты: молоток, гвозди, клещи, отвертку .

Маме надо помочь подмести и вымыть пол. Помощники должны принести ей ведро, тряпку, швабру и совок.

Маленький братик собрался на прогулку. Но он растерял свою одежду и не может ее найти. Помогите ему. Где его шапка , шарф, рукавицы, платок? - Порвалась твоя любимая книжка. Попросили дедушку ее склеить , но ему надо помочь . Для этого нужен клей, кисточка , книжка и оторванная от нее обложка.

В конце игры педагог благодарит детей и говорит, что они , растут настоящими помощниками для своей семьи.

№ 14. Д/И «КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ ДЕЙСТВИЙ».

Цель. Игра учит детей соотносить действия людей различных профессий.

Игровые правила: называть только одно действие данной профессии. Если ребенок не может вспомнить, то он ударяет мячом о пол, ловит его и бросает назад ведущему.

Игровые действия: бросание и ловля мяча.

Ход игры. Педагог перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов, используемых в различных профессиях, действиях. Затем говорит:

Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Толина мама лечит больных. Она врач. Это ее профессия. Как вы думаете, какая профессия у Антонины Васильевны , которая готовит нам обед? (Дети отвечают: «Повар».)

Каждый человек, имея профессию, выполняет какие-то действия. Что же делает повар? (Дети отвечают.)

Сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?» Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии.

Педагог говорит слово «врач» и бросает мяч кому-либо из играющих. Дети отвечают: «Осматривает больных, выслушивает, лечит, делает уколы, операции, дает лекарство».

Педагог называет знакомые детям профессии: няня, прачка, шофер и др. Дети вспоминают, что делают люди этих Профессий.

«Закончи предложение»

(употребление сложноподчинённых предложений)

  1. Мама положила хлеб… куда? (в хлебницу)
  2. Брат насыпал сахар… куда? (в сахарницу)
  3. Бабушка сделала вкусный салат и положила его… куда? (в салатницу)
  4. Папа принёс конфеты и положил их … куда? (в конфетницу)
  5. Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)
  6. Мы включили обогреватели, потому что… (стало холодно)
  7. Я не хочу спать, потому что… (ещё рано)
  8. Мы поедем завтра в лес, если… (будет хорошая погода)
  9. Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)
  10. Кошка забралась на дерево, чтобы…(спастись то собаки)

«Кому угощение?»

(употребление трудных форм существительных)

Взрослый говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

«Назови три слова»

(активизация словаря)

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

  1. Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
  2. Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? и т. д.

«Кто кем хочет стать?»

(употребление трудных форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

№ 15. «Кому что нужно?».

Цель : учить детей соотносить орудия труда с профессией людей; называть соответствующие профессии, предметы и их назначение.

Игровые правила : назвать профессию в соответствии с предметом труда, объяснить назначение предмета.

Игровые действия : поиск нужных предметов.

Оборудование : на столе у педагога разложены предметы-игрушки для труда людей разных профессий: набор медицинских инструментов; набор кухонной посуды; молоток, гвозди, гаечный ключ из детского конструктора; большие картинки с изображением людей разных профессий (подбираются картинки и предметы соответствующих профессий).

Ход игры : педагог приглашает по одному участнику к своему столу. Ребенок берет какой-либо предмет и называет его. Остальные дети должны назвать, кому нужен этот инструмент, что им можно делать. Вызванный ребенок кладет инструмент к картинке с изображением человека соответствующей профессии. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы и разложены все орудия труда. Возможно проведение игры с использованием только картинок с изображением людей определенных профессий и орудий труда.

№ 16. «Оденем куклу на работу».

Цель : учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие профессии.

Игровые действия : поиск нужных предметов одежды в соответствии с названной профессией.

Оборудование игры : на столе у педагога разложены плоскостные изображения рабочей одежды для кукол, на подставках - плоскостные изображения кукол: мальчики и девочки, по 1-2 картинки с изображением различных инструментов (для разных профессий).

Ход игры : педагог рассказывает детям о том, что куклы собираются на работу, каждый должен одеться в рабочий костюм. Дети могут догадаться, кем работает каждый, по картинке, которая лежит рядом с куклой. На этой картинке нарисован предмет, который необходим для работы. Дети по очереди подходят, рассматривают картинку, подбирают одежду и называют соответствующую профессию.

Затем взрослый просит детей закрыть глаза, путает предметы одежды, перекладывает картинки и т. п. Дети исправляют ошибки. Игра повторяется несколько раз.

Игра может проводиться с куклами, для которых специально сшиты разные рабочие костюмы.

№ 17. «Едем на работу».

Цель : учить детей ориентироваться в пространстве комнаты, находить свое место в соответствии со зрительными ориентирами - картинками с изображением профессиональных символов. Развивать внимание, память в процессе данной игры.

Игровые действия : движение по комнате (изображается поездка на машине) и нахождение стула или места с соответствующей профессиональной символикой (картинкой).

Оборудование игры : на столе у педагога разложены «рули» (круги, в середине которых нарисованы люди разных профессий), в разных местах комнаты стоят стулья, на них лежат картинки, изображающие инструменты.

Ход игры : педагог приглашает детей к своему столу, каждый может выбрать себе профессию, взять руль и поехать на работу, для этого нужно внимательно смотреть на стулья и выбирать картинку с инструментом, подходящим для этой работы. Игра проводится несколько раз, педагог перекладывает картинки на стульях, дети должны снова найти свое место. Затем дети меняются рулями (профессиями), и игра повторяется.

№ 18. «Собираемся на работу».

Цель : учить детей подбирать инструменты для людей разных профессий. Уточнять, закреплять знания детей о труде взрослых, использовать эти знания в процессе сюжетно-ролевых игр.

Игровые действия : поиск нужных инструментов, складывание их в чемоданчики, стоящие рядом с куклами в рабочих костюмах.

Оборудование игры : куклы в рабочей одежде, чемоданчики (объемные или плоскостные с прорезями для картинок), наборы игрушечных инструментов или наборы картинок с изображением инструментов.

Ход игры : на столе разложены игрушечные инструменты, педагог просит собрать кукол на работу. Подбирать игрушки или картинки надо, посмотрев на рабочую одежду.

№ 19. «От слова к слову»

Цель: учить детей последовательно называть предметы труда и подбирать картинку с изображением человека соответствующей профессии.

Игровые действия : последовательное называние предметов, изображенных на картинках, ориентируясь по стрелкам-пунктирам, называние и подбор картинок с изображением людей той или иной профессии.

Оборудование игры : карты, разделенные на квадраты, в которых изображены предметы труда; квадраты последовательно соединены между собой пунктирной линией, заканчивающейся стрелкой, которая упирается в пустой квадрат; в этот квадрат необходимо положить картинку с изображением человека, которому нужны для работы данные вещи.

Ход игры : ребенок называет последовательно предметы, изображенные на картинках, в конце находит нужное изображение человека соответствующей профессии.

№ 20. “Кто чем занимается”.


Цель. Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.
Ход игры . Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду), врач… (лечит людей), учитель… (учит детей), строитель… (строит дома), художник… (рисует картины), пианист…(играет на пианино), писатель…(пишет книги), портниха…(шьет одежду), прачка…(стирает одежду), уборщица…(моет полы), продавец…(продает товар), фотограф…(фотографирует людей), воспитательница…(воспитывает детей), ткачиха…(ткет ткани), машинист…(ведет поезд), контролер…(проверяет билеты), машинистка…(печатает на машинке) и т.д.

№ 21. “Кто больше знает профессий”


Цель . Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель - строит, учитель - учит и т. д.).
Ход игры.
Воспитатель. Я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я учу вас, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю вам стихотворения, рассказы, гуляю с вами, укладываю спать... Это моя профессия - воспитывать вас. А какая профессия у Ирины Владимировны? Она нам готовит обед. Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Ответы.) Каждый взрослый человек обязательно учится какой-либо профессии. Овладев ею, поступает на работу и выполняет определенные действия. Что делает повар? (Дети: Повар варит, печет, жарит, чистит овощи.) Что делает врач? (Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.) Что делает портной? (Кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.)
Воспитатель называет и другие профессии - строителя, учителя, пастуха, сапожника, а дети называют действия.

№ 22.“Произнеси правильно”.


Цель. Формирование правильного произношения звуков, закрепление названий профессий.
Ход игры. Выучить чистоговорки или скороговорки, шутки, чтобы при повторении чётко произносились свистящие и шипящие звуки;
- Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
- Водовоз вёз воду из водопровода.
- Старый сторож Том сторожит дом.
- Ткёт ткач ткани на платье Тане.
- Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку
- Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу.
- Каша, каша, простокваша, повариха наша Маша, вместо каши на обед приготовила омлет.

№ 23. “Профессии”


Цель. Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими.
Ход игры.
Вы задаете ребенку вопрос: " Что делает…..?" и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать профессии, из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях. Интересно получается, если спросить подряд "Что делает врач?", "Что делает ветеринар?" (разобрать разницу), а затем так же "учитель" и "ученый". От детей иногда слышишь интересные версии.

№ 24. “Подскажи словечко”. (“Добавлялки”).


Цель. Развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму.
Ход игры. Дети подсказывают слова, заканчивают стихотворение.
В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож).
Инструмент любой у места – и рубанок, и … (стамеска). Попов С.А.
С огнем бороться мы должны.
Мы смелые работники.
C водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? – … (пожарники).
Я бы летчиком-пилотом
Непременно стать хотел,
Я тогда на самолете
До Москвы бы … (Долетел). Деляну Ливиу
В небо синее пилот поднимает… (самолет). Степанов В.
Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок). Демченко Г.
Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом:
Вместо кисти он принес механический… (насос). Баруздин С.
Чтоб не мокли люди под дождем
Кровельщик железом покрывает… (дом). Баруздин С.
Летят опилки белые, летят из-под пилы:
Это плотник делает рамы и… (полы). Баруздин С.
Каждый день газету в дом нам приносит... (почтальон).
На глазах у детворы крышу красят... (маляры).
Кукол я лечу с утра. Я сегодня... (медсестра). Шигаев Ю.
Красить комнаты пора. Пригласили... (маляра). Баруздин С.
Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц... (дрессировать).
Южных рыбок нам привёз, юнга будущий... (матрос).


Перед школой ребёнок должен иметь представления о профессиях, уметь составлять предложения и строить ассоциативные связи, которые сможет обосновать. Помимо этого, у дошкольника должны уже иметься представления о буквах, он может читать по слогам и понимать прочитанное.

Задания направлены на закрепление имеющихся знаний у дошкольников, а также отработку новых понятий и подготовку к занятиям в школе.

Задание 1. Назови профессию на букву

Цель : отработать знания букв в алфавите; расширить словарный запас.

Материалы : карточки с написанными на них буквами.

Задание желательно выполнять в группе детей. Дошкольник вытягивает карточку, называет букву и профессию, начинающую с неё. Гарантируется, что на каждую букву существует такое слово, однако если у него не получается вспомнить, можно использовать слово, в котором буква стоит второй, третьей и так далее.

Задание 2. Кого я загадал?

Цель : научить использовать словарный запас; развить образное мышление.

Задание имеет более сильный эффект при работе в группе. По очереди каждый человек загадывает про себя профессию и представляет себя в её роли. Задача остальных: по описаниям ведущего отгадать, что именно он загадал. Ведущий постоянно меняется.

Задание 3. Он, она.

Цель : познакомить с понятием рода; закрепить навыки словообразования.

Взрослый начинает фразу по типу «Он…» и называет профессию в мужском роде. Специальность должна быть подобрана таким образом, чтобы без смысловой ошибки можно было составить женский аналог. Иногда для проверки внимательности дошкольника можно включать слова, которые можно отнести к обоим родам: врач, фотограф, пекарь, композитор. Или те, которые можно употребить только в одном роде: художник, художница; медсестра, медбрат; официант, официантка; учитель, учительница.

Задание 4. Если бы не было…

Цель : воспитывать осознание важности каждого ремесла.

Разговор подводится к тому, что было бы, если бы не имелось определённом ремесле. Дошкольник должен наиболее полностью выразить собственные мысли, одновременно с этим задействовав оба полушария мозга. Предложение начинается с фразы «если бы не было строителей…».

Задание 5. Я хочу быть!..

Цель : развить представления у дошкольников о том, какие действия потребуются для получения ремесла.

Ребенок рассказывает о том, кем бы он хотел стать. Можно также выдавать карточки с нарисованными на них специальностями. Потом взрослый задаёт наводящие вопросы, на которые дошкольник должен дать развёрнутый ответ.

Квест-игра для старших дошкольников «Профессия для Кроша»

Цель : Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок и уважительного отношения к профессиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
Расширять представления детей о профессиях ДОО.
Формировать у детей представления о социальной роли труда взрослых и значимости профессий в детском саду (повар, кастелянша, помощник воспитателя, прачка, мед.работник);
Развивать интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач;
Закреплять умения взаимодействовать со сверстниками в командных играх;
Обогащать и создавать условия для разнообразия сюжетно – ролевых игр;
Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Профессии»;
Воспитывать у детей уважительное отношение к человеку труда;
Предварительная работа:
Дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Потерянный инструмент», «Для чего и из чего»;
Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Химчистка», «Столовая», «Аптека», «Школа»;
Встречи с представителями разных профессий (пожарный, медицинский работник, помощник воспитателя, учитель - логопед);
Беседы о профессиях.
Демонстрационный и раздаточный материал: открытка для начала квеста, мультяшный персонаж, карта передвижений, сюрприз.

В группу к ребятам приходит Крош.
Крош: Здравствуйте, друзья! Это я, Крош. Вы меня узнали? Мне очень скучно в мире смешариков и хотелось бы принести всем пользу, стать нужным. Пинн говорит, что для этого нужно выбрать профессию и люди самых хороших профессий работают в детском саду. Помогите мне! Давайте отправимся в путешествие по профессиям работников детского сада.
Пин приготовил для вас открытку с 1 подсказкой, но чтобы её получить скажите, люди каких профессий работают в детском саду? Какие они? Подберите атрибуты к профессиям (картинки с изображениями утюга, стиральной машины, кастрюли, черпака пылесоса, медицинского халата, шприца, градусника и т.д).
Итак, задание выполнено и 1 подсказка у вас в руках.
- картинка «Найди 5 отличий»
Найди 5 отличий

На двух картинках нужно найти 5 отличий. Они обозначают места, где находятся 5 частей подсказки.
Всего нужно найти 5 кусочков пазла и положить их на стол (показать, куда).
Дети называют отличия: Кровать, тапочки, стул, картина, часы. Когда все фрагменты найдены, дети складывают подсказку. На ней изображён холодильник.
Воспитатель: «Подумайте, где можно найти холодильник?»
Ответы детей: «На кухне».
Воспитатель: Предлагаю пройти на кухню.
Крош : Ребята, я в каком чудесном городе оказался? Здесь очень вкусно пахнет. Кто же здесь работает?
Дети рассказывают крошу о поваре.
Крош : Очень интересная профессия, наверное, когда я вырасту, буду поваром.
Дети объясняют повару, что они хотят увидеть холодильник на кухне. Она предлагает сначала отгадать загадки:
Подготовим место,
Раскатаем тесто.

Вот повидло, вот творог.
Мы хотим испечь... (пирог)

Не окрошка и не супчик.
Свекла в нем, морковь, огурчик.
Подают нам на обед
С постным маслом... (винегрет)

Маленькое, сдобное,
Круглое, съедобное.
Я один тебя не съем,
Разделю ребятам всем.
(бублик)

Спрыгнул он со сковородки,
Подрумяненный в середке.
Знать, готов еще один
С пылу с жару тонкий... (блин)

Дети заходят в помещение, осматривают его и находят ребус:

,
ЮГ
Дети разгадывают ребус и отгадывают слово утюг.
Воспитатель : «Подумайте, где может быть утюг? Для чего он нужен?»
Ответы детей.
Дети, воспитатель и Крош отправляются в прачку.
Крош : Какое интересное место. А кто здесь работает? А что делает кастелянша? Я тоже умею стирать и гладить. Вот смотрите. Крош демонстрирует свои способности. Нет, я поваром не буду, пойду в кастелянши. Буду ребятам постель стирать, полотенце, гладить. Это так легко.
Кастелянша объясняет детям и Крошу, в чём заключается её работа. И спрашивает, что привело их сюда.
Кастелянша : Прежде чем отдать вам следующую подсказку выполните моё задание. Игра «Найди лишнее»









Дети отыскивают лишний предмет. Этим предметом оказывается медицинская ложечка для осмотра горла.
Воспитатель : Ребята, а где же в детском саду можно отыскать градусник?
Ответы детей.
Все отправляются в медицинский кабинет, где их встречает медицинская сестра.
Крош: Ух ты, а это что за белоснежные палаты, кто здесь живёт? Дети объясняют Крошу кто трудится в медицинском кабинете, и что делает медицинская сестра. Медицинская сестра дополняет и обобщает ответы детей.
Крош: Интересная профессия. Ребятам градусники ставить, горлышко проверять, укольчики ставить. Всё решено, буду доктором.
Медсестра: вот и познакомились с профессией, теперь мложете идти дальше.
Дети объясняют медсестре цель своего визита.
Медсестра: чтобы получить следующую подсказку выполните моё задание. Определите по предмету, какому врачу это принадлежит.
Воспитатель показывает детям наборы медицинских инструментов, принадлежащих разным врачам, дети определяют.
Медсестра: Вы отлично справились с заданием вот вам подсказка.
«Есть у нас в садике робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер: «Ту-у-у»,
С большой охотой пыль глотает,
Но не болеет, не чихает».
Ответы детей: это пылесос.
Воспитатель: «Подумайте, где может быть пылесос? Для чего он нужен?»
Ответы детей: пылесос нужен, чтобы пылесосить ковры.
Воспитатель: Вспомните, в каких помещениях детского сада вы видели ковры? Кто пользуется пылесосом и наводит чистоту в группах?
Ответы детей. Все вместе возвращаются в группу, там их встречает помощник воспитателя с пылесосом в руках.
Крош: А кто такой помощник воспитателя? Чем он занимается?
Ответы детей.
Крош : Убираться я тоже люблю, а за обедами и полдниками сходить каждый сможет. Как легко, лучше я буду помощником воспитателя.
Помощник воспитателя рассказывает Крошу и детям об особенностях своей работы.
Воспитатель: Ну что Крош, ты понимаешь теперь люди каких профессий работают в детском саду. Выбрал себе что – то подходящее?
Крош : Ребята, вот, что я понял. И повару, и доктору и кастелянше и воспитателю всем надо было учиться, чтобы хорошо работать. А учат нас кто? - учителя! Я тоже решил стать учителем и научить разным профессиям остальных смешариков. А вам ребята большое спасибо, что помогли мне разобраться с профессиями работников детского сада. Я для вас приготовил сюрприз, только вы его получите, выполнив последнее задание.


Крош преподносит ребятам корзину со сладостями. Дети и воспитатель благодарят Кроша за сюрприз. Прощаются.

«Кому без них не обойтись»
Цель: закреплять знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Ход игры: воспитатель показывает детям предмет, а дети называют профессию человека, которому он необходим. Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий.
«Что сначала, что потом?»
Цель: закреплять знания детей о последовательности трудовых действий.
Ход игры: воспитатель просит научить куклу пылесосить. Спрашивает, что нужно сделать сначала, что потом (включить в розетку, потом нажать кнопку, пропылесосить, нажать кнопку выключателя, вытащить вилку из розетки). Предложить детям и другие трудовые процессы.
«Что хочет делать Маша?»
Цель: уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Ход игры: воспитатель обращается к детям от имени куклы Маши:
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
- Как вы думаете, что она будет делать? (стирать). Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль, пшено. Что она собирается делать? (кукла хочет варить кашу). Как называется каша? (пшенная).
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы, для старших детей воспитатель использует картинки с изображением предметов или просто перечисляет эти предметы без показа иллюстраций.

«Кому это нужно»
Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры: воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью (это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот).
«Угадай, что я делаю?»
Цель: расширить представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры: воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь – не знаем,
Поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует действия не только движениями, но передавая звуками (чистит пылесосом пол, пилит, едет на машине, стирает, варит еду). Дети угадывают действия.
«Кому, что надо для работы?»
Цель: учить детей использовать в речи существительные ед. ч. дат. падежа (нож, доска, кастрюля, половник – нужны повару и др).

«Назови предмет, которого не хватает»
Цель: учить детей подбирать предметы по аналогии.
Дворнику – лопата продавцу – касса
Врачу – фонендоскоп повару – кастрюля

«Кто что делает?»
Цель: учить детей подбирать как можно больше глаголов к названию профессии.
Врач что делает? - … повар что делает? - …
Дворник что делает? - … парикмахер что делает? - …

«Угадай профессию по описанию»
цель: учить детей находить соответствующие понятия. (повар - готовит; врачу - лекарство, белый халат, градусник)

«Кто какой, какая?»,
цель: расширять словарный запас детей, учить подбирать слова определения к разным видам профессий.
Водитель какой? – внимательный, сильный, сосредоточенный…
Повар какой? – ловкий, аккуратный, внимательный…

«Скажи наоборот»
Цель: учить детей подбирать слова антонимы.
Добро -… польза -… купить -… грязь -…
Войти -… говорить -… взять -… насорить -…
Помогать -… чинить -… ломать -… рано -…
Трудно -… быстро -…

«Исправь ошибки в предложениях»
Цель: упражнять детей в употреблении предложений со значением противопоставления.
Врач готовит для ребят вкусный обед. – Повар готовит вкусный обед, а врач лечит людей.

«Я начну, а ты продолжи»
Цель: упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений.
Врач лечит людей, чтобы …
Строитель строит дома, чтобы …
Парикмахер подстригает людей, чтобы …

«Маленький - большой»
Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Лопата – лопатка, ведро – ведерко …

«Что из чего получается»
Цель: упражнять детей в образовании слов по аналогии.
Сок из моркови – морковный; варенье из яблок – яблочное …

«Назови, что лишние»
Цель: учить группировать предметы по определенному признаку и выделять лишний предмет.
Грабли, лопата, тележка, половник - ? половник лишний, потому что грабли, лопата и тележка нужны дворнику, а половник не нужен ему для работы.

Гиль Светлана Александровна
Мурманская область, г. Кировск.

Игра-ситуация «Храбрые портные»

Программное содержание . Вовлечь детей в игровую ситуацию и пробудить желание действовать самостоятельно в роли; показать широкий спектр ролей одного сюжета.

Материал . Швейные принадлежности (иголки, ножницы, сантиметровая лента и др.).

Ход игры

Воспитатель приносит куклу Катю в рваном платье и спрашивает у детей, как можно помочь Кате починить платье. Ребята высказывают свои предложения, в зависимости от которых воспитатель создает несколько групп играющих. Организуется пошивочная мастерская. Одни дети несут своих кукол-детей для починки их одежды, другие выступают в роли мастеров по пошиву платья. Воспитатель предлагает детям самостоятельно подобрать атрибуты для игры: на столах разложены отрезки материала, швейные принадлежности (иголки, ножницы). Воспитатель предлагает поиграть в мастерскую. Он приглашает мам и пап посетить ателье.

Приемщик (воспитатель).

Приходите в ателье, почините платье,

Сшейте юбки, сарафаны Оле, Тане, Кате.

Выполняем в срок заказ!

Ателье здесь высший класс.

Ваша кофточка готова,

А у вас примерка снова,

Вам — пиджак, а вам — жилет,

Ателье надежней нет!

Подходите, клиенты! Кто из вас сделает заказ?

Дети подходят к приемщику со своими игрушками.

Воспитатель обращается к стоящей рядом девочке. Лена, как зовут твою дочку?

Лена. Лиза.

Приемщик. Что ей нужно сшить?

Лена . Платье.

Приемщик. Выбирай материал. Желтый или зеленый в горошек?

Лена. В горошек.

Приемщик. Платье будет готово в четверг. Вот квитанция. Кто следующий?

Дети подходят к приемщику и делают заказы. Воспитатель делает поворот в игре — предлагает кому-либо из ребят подменить его в роли приемщика, так как он уходит на обед. Дети, получившие образец роли, могут по очереди принимать заказы, выступая в роли приемщиков. Воспитатель подходит к другим ребятам и предлагает им помочь исполнять заказы, прийти в ателье работать швеями.

Дети, выступающие в роли швей, берут инструменты.

Швеи примеривают платья на кукол. Мамы и папы благодарят работников ателье и ведут своих детей-кукол гулять.

Воспитатель предлагает устроить выставку одежды для кукол. На выставке экспонируется готовая одежда, элементы изготовленной детьми из бумаги и других материалов одежды.

Игра-ситуация «В магазине игрушек»

Программное содержание . Вовлечь детей в ситуацию сюжетно-ролевой игры; учить взаимодействовать с игрушками и с друг другом в качестве партнеров; побуждать к принятию роли.

Материал. Игрушки: мячи, машины, куклы, пастушок и др.

Связь с другими занятиями и видами деятельности . Сюжетно-ролевая игра, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель приглашает детей в магазин игрушек. Каждый ребенок может выбрать понравившуюся игрушку. Педагог играет роль продавца, дети —роли покупателей. Продавец предлагает товар, предлагает рассмотреть его; рассказывает, какой ассортимент имеется в наличии: куклы, мишки, машины, мячи и др. Дети по примеру воспитателя могут выполнять роли продавцов. В ходе игры воспитатель учит ребят рекламировать товар с помощью стихотворений.

Машина «Хлеб»

Развожу я булки, сдобы

В каждый магазин,

Любит хлебушек душистый

Каждый гражданин.

Светофоры пропускают

На зеленый свет,

Чтобы хлеб был на столе

Вовремя в обед.

Мишка

Вот он — плюшевый, большой

Песенку пропеть.

Вперевалку с бока на бок

Он в лесок идет,

Чтоб узнать, готов ли в сотах

Разнотравный мед.

Заяц

Вот на полочке, в углу

Заинька сидит,

Уши длинные прижав.

Серенький дрожит.

— Зайка, не пугайся нас,

Мы — твои друзья,

Знаем мы, что малышей

Обижать нельзя.

Воспитатель дает детям возможность поиграть с выбранными игрушками. Затем предлагает каждому ребенку сыграть роль выбранной игрушки. Дети показывают, как ходит и ревет медведь, едет машина, бегает заяц и т. п.

Воспитатель подходит к полке, на которой стоит игрушечный пастушок. Дети вспоминают сказку про пастушка. Затем распределяются роли: пастушка, коровы Зорьки, бычка Борьки, птичек. Воспитатель дает пастушку дудочку, и сказка начинается. Для разыгрывания хорошо использовать музыкальные записи, которые сопровождали сказку при первом знакомстве с ней. Дети драматизируют содержание сказки. Затем проводится игра.

Игра «Пастушок и коровы»

Воспитатель.

У домов мычат коровы,

Громко дудочка поет:

Пастушок (играя на дудочке).

Ду-ду-ду, всех зову,

Всех коровок я зову!

Воспитатель.

А коровки вслед ему:

Коровы.

Выпускай нас на лужок,

Наш любимый пастушок.

Му-му-му, му-му-му,

Наш любимый пастушок.

Воспитатель.

На лугу стада пасутся,

Громко дудочка поет:

Пастушок.

Ду-ду-ду, на лугу

Раздается «ду-ду-ду»!

Воспитатель.

А коровки вслед ему:

Коровы.

Хорошо нам на лугу!

Хорошо нам на лугу!

Воспитатель объявляет, что магазин игрушек закрывается. Дети могут взять понравившиеся игрушки с собой.

Игра-ситуация «Коза-дереза»

Программное содержание. Познакомить детей с театром, его устройством; увлечь театральной постановкой, вызвать эмоциональный отклик на яркое зрелище.

Материалы . Оборудование для кукольного театра, театральные куклы.

Связь с другими занятиями и видами деятельности . Музыка, художественная литература, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель приносит билеты в театр и спрашивает у детей, знают ли они, что такое театр. Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает поговорить о театре.

Воспитатель рассказывает детям, что театр —это место, где показывают спектакли для детей и для взрослых. Театр — это большой дом, в котором много помещений. Самым главным местом в театре является зрительный зал. Там есть сцена, где показывают спектакль, есть кресла для зрителей. Зрители специально приходят в театр, чтобы посмотреть выступления актеров. Зрители покупают в кассе билеты, входят в помещение театра, раздеваются в гардеробе и ждут, когда прозвенит звонок. После первого звонка можно идти в зрительный зал. Зрители садятся в кресла и ждут начала спектакля. Когда зрители входят в зрительный зал, сцена закрыта занавесом. Но вот звенит последний звонок, играет музыка, занавес открывается, и зрители видят на сцене декорации. Выходят актеры, и начинается спектакль. Актеры во время спектакля очень стараются, они хотят, чтобы спектакль всем понравился. Зрители смотрят спектакль внимательно, не разговаривают, поддерживают любимых героев аплодисментами. В конце спектакля актеры выходят на поклон, а зрители им дружно хлопают, благодарят за доставленное удовольствие.

Примечание . Воспитатель в беседе о театре данного возраста детям сообщает только самое главное, не перегружая подробностями. Воспитатель может сопровождать свой рассказ показом картин, слайдов, фотографий. Вторую часть рассказа желательно проводить на конкретном примере.

Воспитатель сообщает детям, что сегодня к ним приехал в гости кукольный театр и покажет новый спектакль (например, русская народная сказка «Коза-дереза»). Дети «покупают» билеты, садятся на расставленные полукругом стулья, ждут звонка. Занавес на ширме открывается, и дети смотрят кукольный спектакль, показанный силами взрослых или старших детей.

Кукольный спектакль «Коза-дереза» в театре бибабо

Роли : ведущий (воспитатель), дед, баба, внучка Маша, коза, зайка, волк, медведь (куклы).

Звучит русская народная мелодия «Уж вы, сени».

Ведущий. Жили-были дед да баба, да внучка Маша. Не было у них никакой скотинки — одна коза, желтые глаза, кривая нога, острые рога. Дед козу очень любил.

(Выходят дед и коза.)

Дед (ласково). Ты, моя коза, желтые глаза, иди на травку пастись, свежую водичку пить. (Коза молча ходит.) Внучка, Машенька, иди козу пасти.

Маша (выходит). Иду, дедушка. (Козе.) Пойдем, козочка.

Коза (недовольно). Ме-е-е...

Ведущий . Пошла Маша козу пасти. Вот уж дело к вечеру, сел дед у ворот, ждет козу домой.

Дед. Вот коза моя вернулась. Коза моя, коза, желтые глаза, кривая нога, острые рога, что ты ела, что пила?

Коза (недовольно). Я не ела, не пила, меня внучка не пасла. Как бежала я через мосточек, ухватила кленовый листочек, а как бежала через гребельку, проглотила воды капельку, — вот и вся моя еда!

Дед (сердито). И вся еда? (Кричит.) Маша!

Маша (выходит). Я здесь, дедушка.

Дед. Ах, ты, негодная, почему козу не накормила, водой не напоила? Пришла домой коза, не ела, не пила! Уходи прочь!

(Все уходят.)

Ведущий. Рассердился дед и прогнал Машу. Послал бабу козу пасти.

Баба (бежит за козой). Стой, коза, погоди! Не беги! Поешь травки, попей водицы!

Дед (выходит). Ну, коза, моя коза, желтые глаза, кривая нога, острые рога, что теперь скажешь? Что ты ела, что пила?

Коза (сердито). Я не ела, не пила, меня бабка не пасла. Как бежала через мосточек, ухватила кленовый листочек, как бежала через гребельку, проглотила воды капельку, — вот и вся моя еда!

Дед (грозно). Да ты, баба, в своем уме? Коза пришла, не ела, не пила, а ты и не видишь! Поди прочь!

(Баба уходит.)

Ведущий. Рассердился дед, прогнал бабу и пошел пасти козу сам. Пас, пас, досыта накормил козу, пригнал домой, сел у ворот и спрашивает...

Дед (ласково). Ну, коза моя, коза, желтые глаза, кривая нога, острые рога, что скажешь? Что ты ела, что пила?

Коза (упрямо). Я не ела, не пила, а как бежала через мосточек, ухватила кленовый листочек, а как бежала через гребельку, проглотила воды капельку, — вот и вся моя еда!

Дед (в гневе). Вся еда? Ах ты, обманщица! (Берет прут и бежит за козой.) А ну, постой, я покажу тебе — «вся еда»!

(Убегают.)

Ведущий. Еле убежала от деда коза. Прибежала в лес и забралась в зайкину хатку, двери заперла, залезла на печь. А зайка ничего не знал, —он в огороде капусту ел.

Зайка (поет).

Выхожу на огород,

Посижу на грядке,

Посмотрю, что тут растет,

Все ли тут в порядке.

Вот капуста, вот горох,

Урожай вполне хорош!

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Урожай вполне хорош!

Ну, кажется, все, наелся! Пойду домой, морковку отнесу. (Бежит, видит —дверь заперта). Эй, кто там? (Стучит.) Кто, кто мою хатку занимает, меня, зайку, в дверь не пускает?

Зайка (испуганно). Ой-ой-ой! (Убегает за кустик.)

Волк (выходит). О чем, заинька, плачешь, о чем слезы льешь?

Зайка. Как мне, заиньке не плакать, как мне серому не горевать: построил я себе избушку на лесной опушке, забралась в нее коза-дереза, меня домой не пускает.

Волк. Не горюй, я ее выгоню. (Идет к домику, кричит козе.) Ступай, коза, с печи, освобождай зайкину избу!

Коза. Как выскочу, как выпрыгну, как забью ногами, заколю рогами—пойдут клочки по закоулочкам!

Ведущий. Испугался волк и прочь побежал. Снова зайка плачет. Идет мимо медведь.

Медведь. О чем, заинька, плачешь, о чем, серенький, слезы льешь?

Зайка. Как мне, заиньке, не плакать, как мне, серому, не горевать: построил я себе избушку на лесной опушке, а забралась ко мне коза-дереза, меня домой не пускает.

Медведь. Не горюй, я ее выгоню. (Идет к домику, кричит козе.) Пошла, коза, с печи, освобождай зайкину избу!

Коза. Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Ведущий. Испугался медведь —и ну бежать. Опять зайка плачет под кустом. Идет мимо петушок, красный гребешок.

Петух. О чем, заинька, плачешь, о чем, серенький, слезы льешь?

Зайка. Как мне не плакать, как мне, серому, не горевать. Построил я избушку, забралась в нее коза-дереза, домой меня не пускает.

Петух. Не горюй, заинька, я ее выгоню.

Зайка. Я гнал —не выгнал, волк гнал —да не выгнал, медведь гнал —да не выгнал, где тебе, Петя, выгнать!

Петух. Ну, посмотрим! (Идет к дому, кричит козе.) Иду скоро, на ногах шпоры, несу острую косу, козе голову снесу! Ку-ка-ре-ку!

Коза (испуганно). Ой-ой-ой, выхожу, бегу! (Убегает.)

Ведущий. Испугалась коза —да как хлопнется с печи, да на стол, да на пол, да в дверь и в лес бегом. Только ее и видели! А зайка снова в избушке живет, морковку жует и вам кланяется.

(Выходят зайка и петух, поют песенку.)

Петух.

Убежала прочь коза,

Коза — желтые глаза.

Зайка песенки поет,

Снова в домике живет.

Зайка.

И «спасибо» петушку

Я за помощь говорю.

Хорошо, что есть друзья,

Без друзей прожить нельзя!

В конце воспитатель побуждает детей аплодировать героям-куклам, затем спрашивает, понравилась ли им сказка.

Примечание . Более подробные вопросы следует задавать детям через некоторое время, при следующей встрече.



Рассказать друзьям