Высказывания о молодости и старости. Новые современные афоризмы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Прекрасные летние дни, спокойное Черное море. Пароход перегружен людьми и кладью, — палуба загромождена от кормы до бака. Плавание долгое, круговое — Крым, Кавказ, Анатолийское побережье, Константинополь... Жаркое солнце, синее небо, море лиловое; бесконечные стоянки в многолюдных портах с оглушающим грохотом лебедок, с бранью, с криками капитанских помощников: ма́йна! ви́ра! — и опять успокоение, порядок и неторопливый путь вдоль горных отдалений, знойно тающих в солнечной дымке. В первом классе прохладный бриз в кают-компании, пусто, чисто, просторно. И грязь, теснота в орде разноплеменных палубных пассажиров возле горячей машины и пахучей кухни, на нарах под навесами и на якорных цепях, на канатах на баке. Тут всюду густая вонь, то жаркая и приятная, то теплая и противная, но одинаково волнующая, особая, пароходная, мешающаяся с морской свежестью. Тут русские мужики и бабы, хохлы и хохлушки, афонские монахи, курды, грузины, греки... Курды, — вполне дикий народ, — с утра до вечера спят, грузины то поют, то парами пляшут, легко подпрыгивая, с кокетливой легкостью откинув широкий рукав и плывя в расступившейся толпе, в лад бьющей в ладоши: таш-таш, таш-таш! У русских паломников в Палестину идет без конца чаепитие, длинный мужик с обвисшими плечами, с узкой желтой бородой и прямыми волосами вслух читает Писание, а с него не спускает острых глаз какая-то вызывающе независимая женщина в красной кофте и зеленом газовом шарфе на черных сухих волосах, одиноко устроившаяся возле кухни. Долго стояли на рейде в Трапезунде. Я съездил на берег и, когда воротился, увидал, что по трапу поднимается целая новая ватага оборванных и вооруженных курдов — свита идущего впереди старика, большого и широкого в кости, в белом курпее и в серой черкеске, крепко подпоясанной по тонкой талии ремнем с серебряным набором. Курды, плывшие с нами и лежавшие в одном месте палубы целым стадом, все поднялись и очистили свободное пространство. Свита старика настелила там множество ковров, наклала подушек. Старик царственно возлег на это ложе. Борода его была бела как кипень, сухое лицо черно от загара. И необыкновенным блеском блестели небольшие карие глаза. Я подошел, присел на корточки, сказал «селям», спросил по-русски: — С Кавказа? Он дружелюбно ответил тоже по-русски: — Дальше, господин. Мы курды. — Куда же плывешь? Он ответил скромно, но гордо: — В Стамбул, господин. К самому падишаху. Самому падишаху везу благодарность, подарок: семь нагаек. Семь сыновей взял у меня на войну падишах, всех, сколько было. И все на войне убиты. Семь раз падишах меня прославил. — Це, це, це! — с небрежным сожалением сказал стоявший над нами с папиросой в руке молодой полнеющий красавец и франт, керченский грек: вишневая дамасская феска, серый сюртук с белым жилетом, серые модные панталоны и застегнутые на пуговки сбоку лакированные ботинки. — Такой старый и один остался! — сказал он, качая головой. Старик посмотрел на его феску. — Какой глупый, — ответил он просто. — Вот ты будешь старый, а я не старый и никогда не буду. Про обезьяну знаешь? Красавец недоверчиво улыбнулся: — Какую обезьяну? — Ну так послушай! Бог сотворил небо и землю, знаешь? — Ну, знаю. — Потом бог сотворил человека и сказал человеку: будешь ты, человек, жить тридцать лет на свете, — хорошо будешь жить, радоваться будешь, думать будешь, что все на свете только для тебя одного бог сотворил и сделал. Доволен ты этим? А человек подумал: так хорошо, а всего тридцать лет жизни! Ой, мало! — Слышишь? — спросил старик с усмешкой. — Слышу, — ответил красавец. — Потом бог сотворил ишака и сказал ишаку: будешь ты таскать бурдюки и вьюки, будут на тебе ездить люди и будут тебя бить по голове палкой. Ты таким сроком доволен? И ишак зарыдал, заплакал и сказал богу: зачем мне столько? Дай мне, бог, всего пятнадцать лет жизни. — А мне прибавь пятнадцать, — сказал человек богу, — пожалуйста, прибавь от его доли! — И так бог и сделал, согласился. И вышло у человека сорок пять лет жизни. — Правда, человеку хорошо вышло? — спросил старик, взглянув на красавца. — Неплохо вышло, — ответил тот нерешительно, не понимая, очевидно, к чему все это. — Потом бог сотворил собаку и тоже дал ей тридцать лет жизни. Ты, сказал бог собаке, будешь жить всегда злая, будешь сторожить хозяйское богатство, не верить никому чужому, брехать будешь на прохожих, не спать по ночам от беспокойства. И, знаешь, собака даже завыла: ой, будет с меня и половины такой жизни! И опять стал человек просить бога: прибавь мне и эту половину! И опять бог ему прибавил. — Сколько лет теперь стало у человека? — Шестьдесят стало, — сказал красавец веселее. — Ну, а потом сотворил бог обезьяну, дал ей тоже тридцать лет жизни и сказал, что будет она жить без труда и без заботы, только очень нехороша лицом будет, — знаешь, лысая, в морщинах, голые брови на лоб лезут, — и все будет стараться, чтоб на нее глядели, а все будут на нее смеяться. Красавец спросил: — Значит, и она отказалась, попросила себе только половину жизни? — И она отказалась, — сказал старик, приподнимаясь и беря из рук ближнего курда мундштук кальяна. — И человек выпросил себе и эту половину, — сказал он, снова ложась и затягиваясь. Он молчал и глядел куда-то перед собою, точно забыв о нас. Потом стал говорить, ни к кому не обращаясь: — Человек свои собственные тридцать лет прожил по-человечьи — ел, пил, на войне бился, танцевал на свадьбах, любил молодых баб и девок. А пятнадцать лет ослиных работал, наживал богатство. А пятнадцать собачьих берег свое богатство, все брехал и злился, не спал ночи. А потом стал такой гадкий, старый, как та обезьяна. И все головами качали и на его старость смеялись. Вот все это и с тобой будет, — насмешливо сказал старик красавцу, катая в зубах мундштук кальяна. — А с тобой отчего ж этого нету? — спросил красавец. — Со мной нету. — Почему же такое? — Таких, как я, мало, — сказал старик твердо. — Не был я ишаком, не был собакой, — за что ж мне быть обезьяной? За что мне быть старым? 1936

Иван Алексеевич Бунин

МОЛОДОСТЬ И СТАРОСТЬ

Прекрасные летние дни, спокойное Черное море.

Пароход перегружен людьми и кладью, - палуба загромождена от кормы до бака.

Плавание долгое, круговое - Крым, Кавказ, Анатолийское побережье, Константинополь...

Жаркое солнце, синее небо, морс лиловое; бесконечные стоянки в многолюдных портах с оглушающим грохотом лебедок, с бранью, с криками капитанских помощников: майна! вира! - и опять успокоение, порядок и неторопливый путь вдоль горных отдалений, знойно тающих в солнечной дымке.

В первом классе прохладный бриз в кают-компании, пусто, чисто, просторно. И грязь, теснота в орде разноплеменных палубных пассажиров возле горячей машины и пахучей кухни, на парах под навесами и на якорных цепях, на канатах на баке. Тут всюду густая вонь, то жаркая и приятная, то теплая и противная, но одинаково волнующая, особая, пароходная, мешающаяся с морской свежестью. Тут русские мужики и бабы, хохлы и хохлушки, афонские монахи, курды, грузины, греки... Курды, - вполне дикий народ, - с утра до вечера спят, грузины то поют, то парами пляшут, легко подпрыгивая, с кокетливой легкостью откинув широкий рукав и плывя в расступившейся толпе, в лад бьющей в ладоши: таш-таш, таш-таш! У русских паломников в Палестину идет без конца чаепитие, длинный мужик с обвисшими плечами, с узкой желтой бородой и прямыми волосами вслух читает Писание, а с него не спускает острых глаз какая-то вызывающе независимая женщина в красной кофте и зеленом газовом шарфе на черных сухих волосах, одиноко устроившаяся возле кухни.

Долго стояли на рейде в Трапезунде. Я съездил на берег и, когда воротился, увидал, что по трапу поднимается целая новая ватага оборванных и вооруженных курдов - свита идущего впереди старика, большого и широкого в кости в белом курпее и в серой черкеске, крепко подпоясанной по тонкой талии ремнем с серебряным набором. Курды, плывшие с нами и лежавшие в одном мосте палубы целым стадом, все поднялись и очистили свободное пространство. Свита старика настелила там множество ковров, наклала подушек. Старик царственно возлег на это ложе. Борода его была бела как кипень, сухое лицо черно от загара. И необыкновенным блеском блестели небольшие карие глаза.

Я подошел, присел на корточки, сказал "селям", спросил по-русски:

С Кавказа?

Он дружелюбно ответил тоже по-русски:

Куда же плывешь?

Он ответил скромно, но гордо:

В Стамбул, господин. К самому падишаху. Самому падишаху везу благодарность, подарок: семь нагаек. Семь сыновей взял у меня на войну падишах, всех, сколько было. И все на войне убиты. Семь раз падишах меня прославил.

Це, це, це! - с небрежным сожалением сказал стоявший над нами с папиросой в руке молодой полнеющий красавец и франт, керченский грек: вишневая дамасская феска, серый сюртук с белым жилетом, серые модные панталоны и застегнутые на пуговки сбоку лакированные ботинки. - Такой старый и один остался! - сказал он, качая головой.

Старик посмотрел на его феску.

Какой глупый, - ответил он просто. - Вот ты будешь старый, а я не старый и никогда не буду. Про обезьяну знаешь?

Красавец недоверчиво улыбнулся:

Какую обезьяну?

Ну так послушай! Бог сотворил небо и землю, знаешь?

Ну, знаю.

Потом бог сотворил человека и сказал человеку: будешь ты, человек, жить тридцать лет на свете, - хорошо будешь, жить, радоваться будешь, думать будешь, что все на свете только для тебя одного бог сотворил и сделал. Доволен ты этим? А человек подумал: так хорошо, а всего тридцать лет жизни! Ой, мало! Слышишь? - спросил старик с усмешкой.

Слышу, - ответил красавец.

Потом бог сотворил ишака и сказал ишаку: будешь ты таскать бурдюки и вьюки, будут на тебе ездить люди и будут тебя бить по голове палкой. Ты таким сроком доволен? И ишак зарыдал, заплакал и сказал богу: зачем мне столько? Дай мне, бог, всего пятнадцать лет жизни. - А мне прибавь пятнадцать, - сказал человек богу, - пожалуйста, прибавь от его доли! - И так бог и сделал, согласился. И вышло у человека сорок пять лет жизни. Правда, человеку хорошо вышло? - спросил старик, взглянув на красавца.

Неплохо вышло, - ответил тот нерешительно, не понимая, очевидно, к чему все это.

Потом бог сотворил собаку и тоже дал ей тридцать лет жизни. Ты, сказал бог собаке, будешь жить всегда злая, будешь сторожить хозяйское богатство, не верить никому чужому, брехать будешь на прохожих, не спать по ночам от беспокойства. И, знаешь, собака даже завыла: ой, будет с меня и половины такой жизни! И опять стал человек просить бога: прибавь мне и эту половину! И опять бог ему прибавил. Сколько лет теперь стало у человека?

Шестьдесят стало, - сказал красавец веселее.

Ну, а потом сотворил бог обезьяну, дал ей тоже тридцать лет жизни и сказал, что будет она жить без труда и без заботы, только очень нехороша лицом будет, - знаешь, лысая, в морщинах, голые брови на лоб лезут, - и все будет стараться, чтоб на нее глядели, а все будут на нее смеяться.

Красавец спросил:

Значит, и она отказалась, попросила себе только половину жизни?

И она отказалась, - сказал старик, приподнимаясь и беря из рук ближнего курда мундштук кальяна - И человек выпросил себе и эту половину, - сказал он, снова ложась и затягиваясь.

Он молчал и глядел куда-то перед собою, точно забыв о нас. Потом стал говорить, ни к кому не обращаясь:

Человек свои собственные тридцать лет прожил по человечьи - ел, пил, на войне бился, танцевал на свадьбах, любил молодых баб и девок. А пятнадцать лет ослиных работал, наживал богатство. А пятнадцать собачьих берег свое богатство, все брехал и злился, не спал ночи. А потом стал такой гадкий, старый, как та обезьяна. И все головами качали и на его старость смеялись. Вот все это и с тобой будет, - насмешливо сказал старик красавцу, катая в зубах мундштук кальяна.

Ас тобой отчего ж этого нету? - спросил красавец.

Со мной нету.

Почему же такое?

Таких, как я, мало, - сказал старик твердо. - Не был я ишаком, не был собакой, - за что ж мне быть обезьяной? За что мне быть старым?

Юность - Вздымающаяся волна. Позади ветер, впереди скалы. В. Вордсворт

Каждый юность свою терял, каждый скорбно смотрел ей вслед...

Хватит этой беды с лихвой избежавшим всех прочих бед. Ибн Ар-Руми

Сорокалетье - вот рубеж извечный,

Попутный ветер был, теперь он встречный. Юсуф Баласагурский

Во всякой стране молодое поколение - всегда иностранцы. А. Сталь

Я утратил всякие надежды относительно будущего моей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна. Гесиод

Трагедия старости заключается не в том, что человек стареет, а в том, что он остается молодым. Неизв.

Почти всякое морщинистое лицо смело уподоблю груше, вынутой из компота. Козьма Прутков

Молодость - не ошибка, старость - не заслуга. Немецкая поговорка

Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. Соломон

Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, что быть счастливым еще рано или уже поздно. Эпикур

26 числа этого месяца мне исполняется 56 лет, а я все еще не стал взрослым. Б. Шоу

Даже и теперь я не более завидую силе молодых, чем прежде завидовал силе быка или слона. Цицерон

Все люди хотят жить долго, но никто не хочет быть старым. Д. Свифт

Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была. В. Шукшин

В сущности, старость начинается с того момента, когда человек утратил способность учиться А. Граф

Молодость - вот время для усвоения мудрости, старость v время для ее применения. Ж.vЖ. Руссо

Иной сходит в могилу ста лет, а умер едва родившись. Ж.-Ж. Руссо

Нет ничего безобразнее старика, который не имеет других доказательств пользы его продолжительной жизни, кроме возраста. Сенека Младший

Печально не то, что надвигается старость, а что уходит молодость. А. Дюма-сын

Не знаю, почему утверждают, что новое поколение преждевременно состарилось. Намедни я повстречал двух молодых людей лет девятнадцати. Они показались мне очень хорошо сохранившимися... А. Рошфор

В молодости учатся, а в старости понимают. Мария Эшенбах

Есть люди, которые всю свою жизнь не могут отвыкнуть от своей молодости. Неизв.

Из всех руин тяжелее всего созерцать человеческую руину. Т. Готье

Никто не настолько стар, чтобы не быть в состоянии протянуть еще годик, никто не настолько молод, чтобы не умереть сегодня же. Ф. Рохас

Афоризмы про старость и молодость дают нам краткое пояснение о жизни и восприятии жизни в юные года и в годы старчества. Здесь есть что почитать!!

Так уж положено: молодость веселится, старость бранится. Александр Дюма-отец


Умейте быть снисходительными к человеческим слабостям стариков. Василий Александрович Сухомлинский


Юноши (…) добродушны, потому что ещё не видели многих низостей. Они легковерны, потому что ещё не во многом были обмануты. (…) Они великодушны, потому что жизнь ещё не унизила их и они не испытали нужды. Аристотель


Молодость быстро летит: лови уходящее время. Овидий (Публий Овидий Назон)


В старости нет лучшего утешения, чем сознание того, что все силы в молодости отданы делу, которое не стареет. Артур Шопенгауэр


Молодой - это тот, кто ещё не солгал. Жюль Ренар


Юность думает лишь о настоящем, зрелый же возраст не пренебрегает ни настоящим, ни прошлым, ни будущим. Фернандо Де Рохас


Когда старость бедна, она щедра, когда богата - скупа. Фернандо де Рохас


Старость - это дурная привычка, которую не успевают приобрести очень занятые люди. Андре Моруа (Эмиль Эрзог)


Глаза юношей пылают огнем, но очи старцев излучают свет. Поль Верлен


Человек не стар до тех пор, пока сожаления не приходят на смену надеждам. Джон Барримор


Под старость люди становятся одновременно и глупее и умнее. Франсуа де Ларошфуко


Когда человек приближается к концу своего жизненного пути, он с грустью задает себе вопрос, суждено ли ему увидеть те манящие горизонты, которые расстилаются там, впереди? Утешением ему является то, что за ним идут молодые, сильные, что старость и юность сливаются в непрерывной работе для исследования истины. Николай Егорович Жуковский


До старости я заботился о том, чтобы хорошо жить, в старости забочусь о том, чтобы хорошо умереть. Луций Анней Сенека (Младший)


Все хотят дожить до старости, а когда доживут, её же винят. Марк Туллий Цицерон


Искусство старения заключается в том, чтобы быть для молодых опорой, а не препятствием, учителем, а не соперником, понимающим, а не равнодушным. Андре Моруа (Эмиль Эрзог)


Жизнь человеческую он [Пифагор] разделял так: "Двадцать лет - мальчик, [еще] двадцать - юнец, [еще] двадцать - юноша, [еще] двадцать - старец". Пифагор Самосский


Когда стареешь, чаще думаешь о своей молодости. Александр Дюма-отец


По любви к жизни нам старость желанна; от страха же смерти нам старость страшна. Жан де Лабрюйер


Скупость льнет к старости; любовь - к молодости. Уильям Шекспир


Потеря наших сил гораздо чаще является последствием порывов юности, чем разрушительного действия лет. Невоздержанная и сластолюбивая молодость передает старости изношенное тело. Марк Туллий Цицерон


Не будем перемещать возрастов, как и времена года: должно быть самим собой во все времена и не бороться против природы, ибо тщетные усилия растрачивают жизнь и мешают ею пользоваться. Жан-Жак Руссо


Долго жить невыгодно. «Коммерсантъ-Деньги»


Любите детство; поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир? Жан-Жак Руссо


Душа старше буквы, слово - старше книги, а чувство - старше стиля, и сам человек - старше философа и поэта. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан

Время, в котором мы живем, приучило нас к тому, что старость - это наименее желательная перспектива существования человека. Лучше смерть, чем старость, лучше чувствовать себя молодым в 80, чем в 30 признать, что проходит все, и молодость тоже. Теперь старость или ее чувства - признак того, что твоя жизнь «кончилось», а социальная, экономическая и физиологическая востребованность зависла на уровне какой то минусовой величины. Быть старым не просто унизительно, а даже стыдно, быть старым - это как быть неудачником. Именно поэтому заботливые «эксперты» из СМИ вовсю советуют нам делать все для того, чтобы как можно дольше оставаться молодыми. Здоровье, молодость и красота - то, что обеспечивает успех, достаток и счастье.

Эти тенденции пришли к нам из западного мира, где ухоженные 50-летние женщины выглядят как 35-летние, а их ровесники мужчины часто наиболее предпочтительные кандидаты в мужья даже для тех, кому едва за 20, а пенсионеры в 70 путешествуют по всем уголкам мира, заставляя наших соотечественников каждый раз вздыхать о том, как не повезло бабе Маше, которая за всю жизнь не видела ничего, кроме родного села. Именно запад научил нас тому, что принимать собственную старость такой, как она есть, - это «складывать оружие» перед самой жизнью, а поэтому придумал множество способов того, как можно продолжать наслаждаться ей, даже когда тебе «за».

Сегодня стареть недопустимо. Если мы и говорим о старости, то только о той, которой удалось обмануть саму себя. Кто вызывает восхищение у наших современников? Американец Поль Брэгг - основоположник теории о долголетии и практик здорового образа жизни, который до самой смерти занимался серфингом. Немка Йохана Кьяс, которая даже после 85 демонстрирует сложную гимнастическую программу, или австралийка Бет Калман, которая в возрасте под 90 проявляет завидную физическую силу и утверждает, что йога делает нас моложе. Американская танцовщица Жаклин Мердок, которая прославилась на весь мир благодаря тому, что в 82 стала лицом бренда Lanvin, или 84-летняя французская манекенщица Кармен ДелльОрефис, которая «желает умереть на подиуме в туфлях на высоких каблуках» ...


Жаклин Мердок

Кармен ДелльОрефис

Так яркие и, казалось бы, показательные примеры формируют в общественном сознании на самом деле ложный образ так называемой «успешной старости»: если стареть, то только так - до конца оставаться энергичным, деятельным и красивым. Однако, в этом и весь смысл - это НЕ конец и следует учитывать то, с чем каждая такая звездная фигура в свое время придет к Создателю...

Православный публицист и психолог Галина Калинина в одном из разделов своей книги «Что играет мной? Страсти и борьба с ними в современном мире »(2008) размышляет над природой старости:" Глаза старости обращены внутрь, назад, ведь и покаяние (по-гречески - «метанойя») означает «поворот назад» . Старость зорко всматривается в прошлое, вспоминает то, что давно ушло, анализирует, переживает заново. Это ли не дар Божий для немощной души, и это ли не возможность раскаяться в грехах, обелить перед смертью одежду совести? Старость открыта и беззащитна перед жизнью, как детство, - это ли не милость Божия, что позволяет нам снова стать «как дети», чтобы удобнее войти в Царство Божие? Старость беспомощна и немощна, это ли не узда для гордости и не самый короткий путь к высшей добродетели - смирению? »

Так, старость - время исключительной работы над своей душой: особого молитвенного подвига, переосмысления жизни и раскаяния в грехах. Именно по этому старость - это огромная милость Божия, это особенно ощутимо, когда видишь, сколько тех, кому не было еще и двадцати, похоронены на кладбище... Несмотря на это мы отчаянно не хотим стареть. Ибо старость немощна, больна и максимально приближена к смерти. Тело теряет упругость, появляются морщины, волосы меняет цвет, а зрачки яркость; притупляются рецепторы, угасают чувства. Такая старость пугает, отталкивает и вызывает внутреннее сопротивление.


Комплекс Дориана Грея - так психологи называют фобию, связанную со страхом старения - слабости, одиночества, бедности, уродства. Литературный персонаж, который продал душу за вечную молодость и наслаждался всем, что может дать красота, считал, что теряя последнюю, человек теряет все. В этом же нас убедительно уверяют те, кто продолжает разрабатывать все новые технологии, которые позволят каждому стать таким, каким он хочет видеть себя в зеркале. Столько разговоров о «комплексе старости», от которого сегодня лечат психологи, и ничего о «комплексе греховности» ...


Преимущества молодости бесспорны и опасения старости небезосновательны, однако «истерия», в которой оказываются все, кто переступает определенную возрастную границу, просто шокирует. А омолаживающая косметическая лихорадка, заполонившая глянцевый мир и виртуальное пространство, предлагает самые невероятные «рецепты молодости» для тех, кто никак не хочет стареть. Радикальная и все еще экспериментальная генная и фертильная терапии требуют клеток эмбрионов не рожденных младенцев, «авторитетная» пластическая хирургия, и «доступная каждому» ультразвуковая липосакция (удаление подкожного жира с помощью низкого атмосферного давления), криолифтинг (омоложение кожи с помощью низких температур) , фейсбилдинг (гимнастика для лица), подкожные инъекции ботокса, имплантация золотых и серебряных нитей с целью подтяжки кожи лица и тела, - десятки услуг и наименований.


Больше всего поддаются влиянию со стороны повсеместной пропаганды индустрии красоты - женщины. Особенности рынка труда и негласные стандарты современного мира приводят к тому, что они готовы испытывать на себе какие угодно новинки медицины и косметической хирургии, только бы подольше оставаться молодыми и привлекательными. Как человек верующий я знаю, что для христианина тело - это храм Святого Духа, поэтому прежде оно должно быть лишено скверны греха.

Тридцать лет - наиболее «оправданный» возраст для ботокса. Но тридцать лет - именно возраст когда преподобная Мария Египетская начала борьбу с грехом... Подобные контрасты показывают совершенно другие измерения той же реальности. Когда запад уверенно доказывает, что молодость следует всячески удлинять и брать от нее «по-максимуму», православие призывает к духовному «тонусу» уже сегодня, «опыту» молитвы и смирению именно тогда, когда тебе доступно все. Ибо старость действительно превращается в ад, если до ее прихода человек не приучен БОРОТЬСЯ со своими страстями.

Один из гарвардских ученых, австралийский молекулярный генетик Дэвид Синклер убедил общественность в том, что изобрел лекарство от старости, - эта новость всколыхнула Интернет около двух лет назад. Ученые открыли ген старения, нейтрализация которого позволит клеткам человека обновляться «вечно». Теперь над этим активно работает профессура Цукубского университета, и сообщает об обнадеживающих результатах уже сегодня. Симптоматично: человек знает, СКОЛЬКО он хочет жить, но не знает, для чего он живет. И вместо того, чтобы осознать замысел Господа по отношению к себе, он стремится занять Его место. Очередное безумие мира сего. Что касается нас - простых смертных - мы знаем, как будет складываться с «вечностью» телесной, однако мы должны знать что вечность духовная нам будет обеспечена, если мы будем прилагать к своей душе как минимум столько же усилий, сколько прилагаем к своему телу.

Марк Туллий Цицерон в трактате «О старости» сказал, что в старости человека согревают воспоминания об интересно прожитой жизни и добрые свершения. Древнеримский мыслитель и государственный деятель отстаивал активность старых, особенно в области литературы, искусства и воспитании молодежи. В противоположность языческой античности один из Отцов Церкви Августин Блаженный осмысливал старость как тот этап бытия человека, в котором она наиболее соответствует идеалам религиозных взглядов. Именно в старости исчезает большинство «привязок» к миру и все «радости» человек находит в Боге, а не в телесных удовольствиях. Теперь тело смиряет человека: его боль, раздражительность, неспособность ни на что без другого и без Бога. Впрочем, несмотря на все эти трудности надлежит продолжать любить и отдавать. Поэтому старость требует подвига и жертвы, возможно крупнейших в жизни.

Христианство закрепило высокий ценностный статус старости в обществе, связав ее с мудростью, добротой и Вечностью. Особое отношение к пожилым людям завещал Господь, приказывал уважать их и заботиться о них: «Перед лицом седого вставай и почитай лице старца, и бойся Господа Бога твоего» (Лев. 19, 32). Исключительное отношение в православии и к старцам, наделенным не только особым духовным опытом, силой молитвы и даром прозрения, но и безграничной любовью и верой Христовой, всегда производило впечатление даже на далеких от Бога мирян. Конечно, возраст - это совсем не то, что определяет православное старчество, которое выходит за рамки простого представления о старости, но хотелось бы остановиться именно на отдельных духовных подвижниках пожилого возраста.

Серафим Саровский - великий духовный светильник земли Русской, который имел по-детски ясные, по-стариковски прекрасные глаза и трогательный взгляд, в котором было «полное откровение любви». А улыбку, которую излучало его покрытое морщинами, изможденное лицо, можно было сравнить разве что с улыбкой новорожденного, которого еще утешают его недавние друзья - ангелы. Стремление, отвага и истинно пасхальная радость - то, что характеризовало старца. Неустойчивый телом, но сильный Божьей помощью, он призвал стяжать мирный дух, чтобы вокруг спасались тысячи.


Еще одним значимым примером настоящей старости стал для нас Амвросий Оптинский - один из самых почитаемых святых Православной Церкви и реальный прототип старца Зосимы в романе Федора Достоевского «Братья Карамазовы». По состоянию здоровья его можно было назвать инвалидом уже в 35, но до самой смерти, несмотря на сильную, изнурительную боль, он мужественно нес послушание, не теряя при этом ни чувства юмора, ни доброты. «Этот седовласый старец с выразительным лицом удивительно глубоко и блестяще говорил о внутренней жизни и христианстве», - вспоминает личную встречу со святым писатель Евгений Поселянин. Это был человек, который, забывая себя, с утра до вечера оказывал поддержку всем (независимо от статуса или социальной значимости), кто приходил к нему за советом, утешением или просто благословением.


Такой же самоотверженной была блаженная старица Матрона . Будучи слепой от рождения, страдая от преследований и социальной неустроенности жизни, она отдавала столько света, столько любви для каждого человека! По свидетельствам биографов, святая помогала абсолютно каждому, кто просил ее о помощи.

Или недавно признаный святым, фактически наш современник Паисий Святогорец - духовное светило греческого народа, афонский монах, большой молитвенник, но чрезвычайно простой, открытый и смиренный человек. «В нем было столько любви, что каждый считал, что он ближе, чем родной отец», - вспоминает его духовный «сын» Афанасий Раковалис. Его любовь превосходила обычные земные мерки - она была божественной, духовной, и рядом с ним всегда ощущалась острое присутствие Бога.


Так выглядит старость, которая угодна Богу, а не людям. Такова старость, которая должна быть образцом для нас, христиан. На склоне лет у этих людей также были сморщенные лица и немощные тела, они мучились от болезней и страдали от нищеты, но сколько любви, доброты и тепла отдавали другим, как велико было их служение Господу в их сердцах и жизнях! Они были полны такого внутреннего сияния, что никому бы в голову не пришло назвать их жалкими или уродливыми. А все потому, что подвижники существовали вне измерения «молодость-старость», которое определяет наше с вами существование. Общим знаменателем всего для них всегда был Бог, а это гораздо больше, чем «молодость» в 60 или здоровое долголетие в 90. Истинно верующим в Него, Он дарит радость, легкость и силу независимо от возраста, а если есть внутреннее горение, то ни одна старость НЕ изуродует ни тело, ни душу.



Рассказать друзьям