Опыт работы приобщение к народной культуре. Опыт работы "приобщение детей к русской народной культуре"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Аксенова Ирина Станилавовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №31
Населённый пункт: г.Миасс, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры в условиях детского сада"
Дата публикации: 23.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Обобщение опыта

Тема:

Приобщение детей к истокам народной культуры в условиях

детского сада.

Теоретическая база опыта.

Изучение традиций, культуры и обычаев русского народа в настоящее время

представляет

актуальных

направлений

образовательной

особенно

подрастающего

поколения.

поговорка

«Всё новое – хорошо забытое старое».

Действительно,

исследователями

отмечено,

человечество

возвращается к казалось бы, к старым прописным истинам, в истинность которых

уже перестали верить.

Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром

народной культуры, традициями и обычаями могут стать основой для глубокого

познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других народов,

и профилактики межэтнических конфликтов в молодёжной среде.

Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении

всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир

народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Чем раньше посеешь, тем

раньше пожнешь.

Приобщение

народной

культуры

позволяет

формировать

дошкольников

патриотические

развивать

духовность.

Обращение

народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в

воспитании

развитии

традиционны

практики

дошкольного

образования.

Условия возникновения и становления опыта.

В течение нескольких лет в нашем детском саду проводится работа по приобщению

детей к истокам русской народной культуры, обычаям, традициям.

В 2016-2017 учебном году перед коллективом была поставлена годовая задача

/Воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические чувства к малой

родине, родному селу через реализацию материалов регионального компонента./

Чтобы выполнить полный объем мероприятий запланированных для реализации

данной годовой задачи, педагоги начали свою работу уже в сентябре месяце 2016г:

Была проведена экскурсия воспитанников старшей и подготовительной групп на

поля и ферму СХПК «Черновское», такие поездки стали для наших воспитанников

ежегодными. Наш детский сад находиться на территории СХПК «Черновское»,

как на ладони, раскрывается панорама сельскохозяйственного труда: люди убирают

картофель, машины увозят с поля урожай. Весной дети видят, как трактора с

блестящими плугами едут пахать поле, как большие красивые машины везут

молоко с фермы на молочные заводы близлежащих городов, как в бешеном темпе

идет заготовка кормов для коров, как вывозят с полей богатый урожай. Сельский

труд, как никакой другой, прекрасен своими результатами. С небольших бесед о

результатах труда родителей мы и начали показывать детям огромное значение

сельскохозяйственного труда в нашей жизни.

Реализация регионального компонента в детском саду осуществляется через

различные формы организации работы с детьми, но самой используемой формой

является НОД. В ноябре 2016 года все педагоги нашего детского сада давали

открытые занятия с использованием регионального компонента. Все занятия были

проведены на оптимальном уровне.

Для педагогов нашего детского сада был проведен мастер-класс «Изготовление

лэпбука по мотивам русской народной сказки РУКАВИЧКА», с одной стороны

цель этого мероприятия - познакомить педагогов с новой педагогической

технологией «ЛЭПБУК», но с другой стороны на данном мероприятии решается и

годовая задача, т.к. лэпбук – это новая технология, а в данном случае знакомство с

русской народной сказкой..

Каждому человеку дорог тот уголок, где он родился, с которым связаны его

детские годы. Но Родину мало любить, надо знать её секреты, тайны, надо уметь

жить с ней в дружбе и согласии. От нас педагогов зависит, будут ли наши дети

ценить и любить свою малую родину, испытывать чувство любви к природным и

культурным ценностям родного края. Для педагогов нашего детского сада

проведено путешествие «Дивный край _ Южный рал». В организации и

проведении путешествия «Дивный край – Южный Урал» приняли активное участие

следующие педагоги: Ахметчина А.А., Оганесян А.Г., Таран М.А.,Фокина С.И.,

Чунарева И.И.,

Дальчанина Л.М.

Современные дети мало знают о родном селе, стране, особенностях народных

традиций. Задача педагогов нашего детского сада, как можно раньше пробудить в

культуре,

традициям

проживающих на Уральской земле. В марте 2017г в гости в наш детский сад

приехал национальный клуб «Ак инэй» с программой, посвященной празднику

Воспитанники

педагоги

детского

познакомились

традициями, обычаями, культурой башкирского народа.

Воспитанники старшей группы «Ромашка» и подготовительной группы «Пчелка» в

марте 2017г побывали в гостях у Пермякова Виктора Григорьевича. Дом Виктора

Григорьевича Пермякова «как будто сказочный терем-теремок». Построенный

полностью из дерева, с резной околицей, наличниками в виде птиц и виноградной

лозы, с декоративными фонарями. Мастер самоучка рассказал ребятам, как решил

превратить свой дом в сказку.

Самый захватывающий народный праздник на стыке зимы и весны – Масленица.

На Руси считалось, что человек, который весело провел масленичную неделю,

будет удачлив в течение всего года! Масленица - чудесный русский праздник. В

начале масленичной недели воспитатели детского сада № 31 рассказали ребятам в

доступной форме об истоках праздника и его символике, о том, как любили на Руси

круглое Красное Солнышко и почему; почему на столы подавались молоко, масло и

сыр, и отчего масленичная неделя заканчивалась Прощёным воскресеньем… Все,

от мала до велика, ждут праздника, чтобы вволю поесть вкусных, с пылу с жару

отметить этот праздник, как это делали в старину.

Организацию и проведение

Масленицы взял на себя творческий коллектив СДК с.Смородинка. Провели зимние

забавы, играли в подвижные игры, дети показывали свою ловкость и быстроту,

пели песни, читали стихи. В этот день царила удивительная атмосфера. Дети

набегались, наигрались на свежем воздухе, даже самые маленькие плясали. А в

завершение

праздника

Масленица

замечательное

л а к о м с т в о

п р и г о т о в и л и

п о в а р а.

В апреля 2017г. в нашем детском саду прошел смотр – конкурс для педагогов ДОУ:

краеведения».

получился

поистине

зрелищным

познавательным. Все уголки оказались не похожи друг на друга, в каждом была

особенность.

Разнообразие

материала

поражало

воображение.

Родительская помощь в подготовке к конкурсу оказалась неоценимой! Они пошили

башкирские, татарские, русские национальные костюмы. Но самой изюминкой

смотра конкурса стала презентация, которую группы готовили на свое усмотрение.

Воспитатели читали стихи уральских поэтов, наряжались в национальные костюмы

и даже поставили мини - концерт с участием детей, где воспитанники играли на

народных

инструментах.

Краеведения

настоящим праздничным событием в нашем Детском саду.

Хорошей традицией в нашем детском саду стал театральный фестиваль, который

проводиться ежегодно в апреле месяце, в прошлом учебном году фестиваль был

педагогов

детского

педагогический

«Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к историческим и

культурным

ценностям

педсоветы

возможность

ознакомиться с новинками педагогической мысли, найти ответы на самые разные

вопросы. Каждый может принять участие в обсуждении дискуссионных вопросов

обучения и воспитания, предъявить свой опыт коллегам, и это становится все более

популярным в нашем коллективе. Тема педсовета очень актуальна на сегодняшний

день. Новые стандарты и закон об образовании ставят перед педагогами новые

воспитательной

Педагогам

интересно

поучительно узнать, как на практике в нашем детском саду ведется работа по

краеведению.

Для воспитанников нашего детского сада прошло театрализованное представление

"Уральские

Странствия".С

совершили

незабываемое

путешествие в горы, побывали на озере Увильды, на горячих источниках в городе

Тюмень, в пещерах, где растут сталактиты и сталагмиты. Знакомство детей с

географическими,

природными

особенностями

формирует

воспитанников детского сада такие черты характера, которые помогут им стать

патриотом и гражданином своей Родины.

Куклы-обереги - важная часть повседневной жизни наших предков. Их просили о

помощи, ими восхищались, любовались и делились с ними переживаниями. И на

сегодняшний

незатейливой,

по-своему

могущественной магии кукол, интерес к которой вновь начинается возрождаться в

наших сердцах. Мастер-класс «Зайчик на пальчик». В апреле 2017г провела в

нашем детском саду воспитатель Мельникова С.В. Мастер-класс вызвал радостные

эмоции, способствующие сближению и самореализации всех его участников.

Сущность опыта работы по приобщению дошкольников к истокам народной

культуры.

Главное в работе нашего детского сада – это формирования способности

освоения

культуры,

общечеловеческих

духовных

ценностей.

Проводя работу по данной теме, мы стараемся формировать в душе ребёнка

любовь, бережное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и патриотического

развития ребёнка.

Разные нации живут на Южном Урале. Подлинная любовь к родному не имеет

национальной

ограниченностью.

Изучение

культуры

заставляет задуматься и о наших общечеловеческих корнях, побуждать уважать

культуру других народов и чутко к ней относится.

Чтобы понять чужой народ, нужно знать свою национальную культуру, изучать и

признавать культуры чужие, бережно относиться к ним и постигать общие начала

разных культур.

Система работы.

Вся система работы включает

в себя поэтапное, постепенное

воспитание

развитие ребенка на традициях народной культуры. На каждый возраст (младший,

средний, старший) на учебный год разрабатывается перспективный план работы по

программе «Наш дом Южный Урал», планируются мероприятия как для детей, так

и для педагогов.

Приоритеты данного опыта:

Создание атмосферы национального быта.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных

качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного.

Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это

позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

В группах для этого

оформлены уголки краеведения, в котором есть: альбомы: «Дымковская игрушка»,

«Филимоновская

игрушка»

Раскраски:

«Матрёшки»,

«Урало-сибирская

роспись», «Народное творчество» и др. Рассматривая эти альбомы и раскраски,

дети знакомятся с элементами, узорами, орнаментами, сюжетными композициями.

музыкальные

инструменты,

матрёшки,

сделанные

мастер-классе

«Кукла-утешница»

воспитанников

старшей и подготовительной группы. Весь наглядный материал лежит в доступном

для детей месте. Дети в любой момент могут подойти взять, посмотреть, потрогать,

поиграть.

успешного

является

создание

предметно-

развивающей среды, которая способствует накоплению информации, с этой целью

краеведения,

пополнятся

экспонатами, чтобы поддерживать детский интерес.

Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок

песенном

фольклоре

чудесным

сочетаются

музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты

русского характера, присуще ему нравственные ценности – представления о добре,

красоте, правде, верности и т. д. Особое место в таких произведениях занимает

уважительное

отношение

восхищение

мастерством

человеческих

Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и

нравственного развития детей. Фольклор используется как на занятиях-играх, так и

во всех режимных моментах, например в 2016 году все педагоги нашего детского

сада участвовали в показе открытого занятия с элементами фольклора. В русском

фольклоре,

особенным

сочетается

напевность,

музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как

ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В

пословицах

поговорках

оцениваются

различные

жизненные

высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Знакомство с народным искусством.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании

предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу

буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды.

Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве

и вышивке, причудливые игрушки, наличники для украшения окон. Рассматривая

народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с

ним детей.

удовольствием

рассматривали

изображением

сказочных

животных, когда побывали в гостях у народного умельца самоучки – Пермякова

Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного

народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического

развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость.

Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и

увлекательным.

Во всех группах разработана картотека

народных игр, для детей по возрастам;

система совместных мероприятий взрослых и детей по приобщению к русским

народным играм.

Проведение традиционных народных праздников.

Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и

музыкального

фольклора,

проведение

традиционных

народных

праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая

их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам

общественной

культуре,

праздничных

задействованы

художественное

присутствует

уважительное

отношение

восхищение

мастерством

человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым

источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

качестве

основных

воспитания

используются

компоненты

народной

культуры:

фольклор,

пословицы,

поговорки,

художественные промыслы. К участию в традиционных народных праздниках в

нашем детском саду

привлекаются родители и

творческие коллективы СДК

Черновское и Смородинка

Результативность работы.

воспитанников

сформировались

стойкие знания о труде взрослых,о жизни на селе, о процессе изготовления вещей

из разных материалов разными инструментами. Развивается интерес и желание

заниматься изобразительной деятельностью, дети знакомятся с произведениями

декоративно-прикладного искусства. Дети умеют создавать нарядные орнаменты,

ритмично чередуя геометрические фигуры, соблюдая симметрию в использовании

цвета и элементов узора.

дошкольники

проявляют

народной

культуре, фольклору. В изобразительной деятельности, рассказах отражают интерес

событиям

народные

Участвует в народных играх и праздниках.

Задачи программы глубоки и серьезны, решать их в ДОУ без участия родителей

невозможно.

Родители

положительно

относятся

проблеме

«Приобщение детей к истокам народной культуры». Чтобы сделать их своими

союзниками,

внедряем

интересные

совместные

праздники

развлечения,

родителей

различных

смотрах-конкурса,

изготовлении народных костюмов и многое другое. Например, очень запомнилась

«Масленица» - праздник с участием родителей и жителей села. Наши родители за

активное участие в жизни детского сада награждаются дипломами и грамотами.

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ:

Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре через театрализованную деятельность

представляет

воспитатель высшей квалификационной категории А.В. Орлова

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре имеет существенное значение для педагогики в целом и является составной частью дошкольного образования в частности. Положительный опыт и традиции воспитания подрастающего поколения, сложившиеся издавна и тесно связанные с культурой и обычаями народов нашей страны, не теряют своей значимости и по сей день. Основой народной культуры является мировоззрение народа. В содержание народной культуры входят мифы, легенды, предания, сказания, эпос, сказки, песни, танцы, ритуалы.

Каждый народ имеет свои традиции, многие из них - общечеловеческую ценность. В качестве традиций выступают идейно-нравственные принципы, социальные установки и нормы поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды. Традиции помогают регулировать поведение людей, предостерегают от неверных поступков, создают уверенность в будущем, служат мощным средством их объединения.

Необходимость использования прогрессивных национальных традиций в нравственном воспитании объясняется, прежде всего тем, что они связаны со многими сторонами мировоззрения и взаимоотношения людей, в них наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость и выражается характер и душа народа, лучшие черты истории семейно-бытовой жизни общества. Прогрессивные традиции и обычаи - это высокохудожественное творение народа, его лучших талантов, в них сконцентрированы духовные силы и умственная энергия народа.

Веками формировались нравственные ценности, которые сейчас являются источником воспитания доброты у детей, представляют такие черты хорошего человека, как гостеприимство, взаимопомощь, единство слова и дела, отзывчивость, справедливость, бережное отношение к хлебу, скромность, приветливость, щедрость.

Народ вкладывает в свое творчество сокровенные мысли о воспитании идеального человека, наделенного лучшими нравственными качествами. Одно это отвечает своевременным задачам воспитания нового человека, а значит, и заслуживает самого пристального внимания.

Необходимость изучения памятников народного творчества как первоисточников культуры народа, в том числе и педагогической, отмечали все прогрессивные педагоги.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,- писал он, - имеет ту, воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях». Он глубоко верил в принцип «народ народности - тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков - зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития. К.Д.Ушинский был убежден, что первый воспитатель - это народ, а народные сказки - первые и блестящие попытки создания народной педагогики.

Пословицы, поговорки, сказки, былины, песни, загадки, народная память, сохраняющая духовный опыт народа, его педагогические воззрения, связывающие прошлое с настоящим и будущим. Сквозь столетия дошли до они до наших дней. Сохранить их, знать, передать следующим поколениям - задача людей, живущих сегодня.

Приобщение детей к культурным ценностям служит основой обновления содержания художественного образования, различных видов художественной деятельности. Народная культура выступает как педагогический феномен в развитии детей, как условие воспроизводства креативных способностей.

Театрализованная деятельность обладает богатыми возможностями для полноценного развития творчества через взаимодействие и сотрудничество со взрослыми и детьми, через проявление «образа-Я».

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполнители роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение и т.д. (см. схемы). Возможности приобщения дошкольников к театрализованной игре в процессе подготовки художественной деятельности в процессе подготовки театрализованной игры и ее хода чрезвычайно высоки. При чем тем выше, чем способнее педагог, потому что в деятельности, которая помогает раскрыться его индивидуальным особенностям, легче увлечь детей, развить их таланты.

Разрабатывая систему организации приобщения детей к русской народной культуре через театральную деятельность, нами были выделены задачи начального этапа опытной работы:

Ÿ Определить уровень приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре.

Ÿ Выявить отношение родителей к вопросу приобщения детей к особенностям народной культуры.

Ÿ Изучить особенности организации образовательного процесса ДОУ как условие приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре.

Первая задача по определению уровня приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре, решалась методом индивидуальных бесед, ситуаций - выбора, наблюдения.

Методика «Беседа»

Цель: выявление знаний детей о русских традициях и праздниках

Процедура проведения: с детьми в индивидуальном порядке проводилась беседа, которая включала в себя вопросы о русских традициях и праздниках: Какие русские праздники ты знаешь? Какие из них тебе нравятся? Какие праздники вы справляете вместе с папой и мамой (бабушкой и дедушкой)? Как ты думаешь, зачем нужен этот праздник? Какие праздники тебе хотелось бы отмечать в детском саду?

Методика «Пересказ »

Цель: выявление представлений детей о содержательной стороне русской народной сказки.

Процедура проведения: ребенку предлагалось рассказать русскую народную сказку на свой выбор. При оценивании пересказа сказки учитывались следующие критерии: последовательность изложения текста, полнота изложения текста, зачин и концовка сказки (свойственные русским народным сказкам), использование сказочных формул, средств выразительности, сравнительные обороты (свойственные русским народным сказкам).

Методика «Войди в образ »

Цель: выявление уровня знакомства детей с русскими народными сказками.

Процедура проведения: детям предлагалось изобразить любимый персонаж. Дети решали, насколько данный персонаж в сказке похож на себя и предлагали свои варианты поведения, речи представленного героя русской народной сказки. Оценивается эмоциональность воспроизведения, манера поведения, присутствие в речи средств выразительности свойственных русским народным сказкам.

Методика «Ситуация - выбора»

Цель: выявление представлений детей о русском народном костюме (на примере героев сказок).

Процедура проведения: задание проходило в несколько этапов. На первом этапе детям читалась русская народная сказка. На втором - ребят просили нарисовать персонажей сказки и особенно четко прорисовать одежду каждого из них. На третьем этапе индивидуально каждому ребенку предлагались картинки одежды персонажей разных сказок как русских народных, так и сказок других народов. Ребенок должен выбрать из предложенного, одежду для героев данной сказки аргументируя свой выбор.

Методика «Как думаешь?»

Цель: выявление знаний детей о предметах старинного русского быта.

Процедура проведения: детям предоставлялись картинки или фотографии предметов русского быта (если была возможность, показывался сам предмет). Дети должны рассказать, что это за предмет, как назывался данный предмет и каково его предназначение - зачем он был нужен и как использовался.

Для оценки усвоения детьми дошкольного возраста национальных традиций нами были выделены высокий, средний и низкий уровни проявления того или иного показателя (таблица №1).

Т а б л и ц а №1.

Уровни усвоения детьми дошкольного возраста национальных традиций

Уровни проявления показателя

Высокий

Средний

Низкий

Достаточно полное представление о традициях, предметах культуры русского народа.

Отрывочные, поверхностные представления о традициях, предметах культуры русского народа.

Неопределенность в представлениях о традициях, предметах культуры русского народа.

Устойчивое проявление интереса к традициям, предметам культуры русского народа.

Неустойчивое проявление интереса к традициям, предметам культуры русского народа.

Неопределенность в проявлении интереса к традициям, предметам культуры русского народа

Наличие национальной тематики в самостоятельной деятельности (игра, рисовании и др.)

Фрагментарное наличие национальной тематики в самостоятельной деятельности (игра, рисование и др.).

Нет использования национальной тематики в самостоятельной деятельности (игра, рисование и др.).

В результате проведенной работы были сделаны следующие выводы:

Ÿ Знания детьми традиций и праздников русской народной культуры очень размыты, недефференцированны. Ребята называли русскими все подряд праздники, которые они отмечают в детском саду и в семье. В семье дошкольники не получают необходимых знаний относительно народных традиций, поскольку сами родители не уделяют этому вопросу должного внимания. Даже если традиции соблюдаются, ребенку не объясняют значение традиции, происхождение того или иного праздника.

Анализ использования детьми средств речевой выразительности показал: придерживались последовательности в изложении текста большинство детей -73%, при этом полнота изложения текста сказки нуждалась в дополнении в 62%, зачин и концовка сказки в 56% соответствовали особенностям русских народных сказок, использование сказочных формул и сравнительных оборотов свойственные русским народным сказкам в 44%.

Представления детей о русском народном костюме (на примере героев русских народных сказок), нуждаются в конкретизации и детализации. Ребята путали костюмы героев русских народных сказок и сказок других народов. В речи детей отсутствовали слова-названия предметов русского народного костюма (кафтан, рубаха, лапти, кокошник). Также большую трудность составлял выбор костюмов героев сказки по социальному положению, по возрасту, но при выборе женской и мужской одежды ошибок не было.

Таким образом, направленное изучение особенностей приобщения детей к народной культуре подтверждает, что без специальной работы соответствующие знания детей отличаются поверхностью восприятия. Это доказывает необходимость разработки системы работы по приобщению детей к народной культуре.

На втором этапе нашей опытной работы комплексная воспитательно-образовательная работа с детьми решала следующие задачи: обогащение представлений детей о народных традициях, развитие интереса и предоставление возможности для самостоятельной, творческой реализации представлений о народных традициях в театрализованной деятельности.

Выделим несколько методов, особенно понравившихся и воспитателям, и детям.

Ø «Я и мой герой». Ребята выделяют любимого героя из русской народной сказки, на которого они хотели бы быть похожими, придумывают приключения, которые могли с ним произойти далее. Каждый ребенок рассказывает о своем «идеальном образе», у какого героя они увидели представляемые качества и почему они им понравились, театрально ее представляют публике.

Ø « Народные праздники в моей семье». Детям дается задание узнать и рассказать о народных праздниках, которые отмечаются в его семье. Подготовить выступление о данном празднике с участием родителей и родных.

Ø «Горница светлая моя». Детям предлагается представить, как выглядела бы их комната, дом, город, если бы они жили в Древней Руси.

Ø «Сарафан, кафтан, рубаха». Дети представляют себя на месте пресонажей русских народных сказок и описывают одежду в которой должен быть его персонаж. Рисуют или шьют (с помощью родителей) одежду куклам, демонстрируют и рассказывают о своем костюме, о его истории, предназначении.

Ø «Поиграй-ка». Детей знакомят с русскими народными играми.

Следует отметить, что приобщение детей к народной культуре потребовало организации особой развивающей среды. Отправной точкой послужило знакомство детей с особенностями древнерусской архитектуры (церкви, собор, сруб); оформлением внутреннего убранства избы (печки, лавки, скамьи, открытые полки для посуды, массивные шкафы); предметами русского быта (прялка, колыбелька, старинный утюг, самовар); русской национальной одеждой (женской-мужской, купеческой-крестьянской). Большую роль в проведении данной работы сыграла оборудованная в детском саду комната русского быта. В группе был создан «уголок народного творчества», где дети могли знакомиться с историей русского народа и играть с куклами в национальной одежде. Цель такой формы работы - погружение в историю, культуру русского народа. Находясь в дошкольном учреждении, дети постоянно соприкасаются с культурой народа, ощущают ее энергетику.

На занятиях и в повседневной жизни ребята не только знакомятся с устным народным творчеством, но и учатся сами составлять загадки о предметах старинного русского быта, стихи, сказания, частушки, колядки. На прогулках ребята разучивали русские подвижные игры, водили хороводы. Экскурсия в краеведческий музей нашего города на выставку мастеров народного промысла помогла детям лучше узнать особенности прикладного искусства своего родного края.

Благодаря совместным усилиям родителей и воспитателей, дети учились шить национальные костюмы любимым куклам, вышивать старинные узоры на своей одежде. Для этого дети с интересом узнавали особенности национального костюма, принадлежность каждой детали костюма его название, а также цветовую гамму костюма в соответствии с возрастом персонажа. Ребята учились самостоятельно по одежде персонажа самостоятельно определять: какое социальное положение он занимает, каков род его деятельности; отличать праздничный костюм от повседневного. Подобное пристально внимание к особенностям национального костюма, было важным и необходимым условием для понимания детьми образа героя.

Чтобы наладить тесную взаимосвязь с семьей, для родителей оформлялись выставки детских работ, привлекали родителей к проведению совместных педагогических мероприятий, помощь в организации праздников, сборе предметов старины. Одним из действенных способов является присутствие родителей на творческих занятиях «Россияночка» и русских народных праздниках, проводимых в детском саду. Уже стало традицией, после проведения таких мероприятий посещение детьми изостудии. Так, после проведения таких праздников, как «Осенины», «Капустник», «Рождество», «Масленица», «Троица или праздник русской березки», которые составляются специалистами ДОУ на основе фольклорного материала, дети приходят в изостудию и, накопив массу эмоций от проведенного праздника, выражают свои впечатления в рисунках. Когда это видят родители, присутствующие здесь же, они проникаются страстным желанием прожить вместе с ребенком еще раз художественное событие, но уже в семейном кругу.

Синтетический характер театрального искусства - взаимосвязь художественного слова, музыки, декорационно-художественного оформления выступает способностью создавать условия для приобщения дошкольников к национальной культуре.

Подготовка к театральным постановкам начиналась с обсуждения сказки, которую дети выбрали для показа. Все ребята участвовали в обсуждении одежды персонажей, подборе фасона костюмов для каждого их них, дети рисовали каждый персонаж и совместно выбирали наиболее понравившийся вариант. Совместно с воспитателями и родителями создавали декорации для сказок, афишу спектакля, костюмы для выступления. Иногда ребята спорили и выражали несогласие с мнением взрослых.

В процессе подготовительной деятельности дети, рисуя декорации, вышивая орнамент на костюме своего персонажа, репетировали роли, вживались в образ, проникались уважением к культуре своего народа.

Все премьеры русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Машенька и медведь», «Морозко», показанных в этом учебном году прошли успешно! Спектакли стали настоящими праздниками для всех. Дети гордились результатами своего труда, родители гордились достижениями своих детей.

Таким образом, соединение эмоциональных переживаний детей с ответными чувствами родителей, начинают выступать реальной опорой для пробуждения отзывчивости на прекрасное и помогает более активному вхождению народной культуры в повседневный быт.

МБДОУ ЦРР-детский сад №75 г.Шахты. 2014 — Все права защищены. Использование материала возможно только с указанием ссылки.

ОПЫТ РАБОТЫ

Романенко Ольги Александровны

воспитателя МДОБУ №16

по духовно - нравственному воспитанию

«Приобщение детей к русской народной

культуре»

Актуальность:

«Опасная и роковая вещь - лишать ребёнка исторической памяти. Это означает, что его лишают возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Чувство истории важно и его надо прививать детям».

Серафима Роуз.

Всегда, во все времена и у всех народов назревала необходимость возврата к прошлому - утраченному, забытому или разрушенному. В народных традициях и обрядах, в народном творчестве заложена идея памяти как силы созидающей, отбирающей и сохраняющей для будущего лишь наиболее существенное, плодо- носное, животворящее. Народная культура сохранила и пронесла через столетия стойкую память о нашем родословии. Эта память связала нерасторжимую цепь - Родина, природа, народ, родители, род. С колыбели мы постигаем своё кровное родство с родной землёй, но так уж, видимо, устроен человек - не умеет ценить то, что получает в наследство без усилий, и с течением времени память о нашем ро- дословии оттесняется повседневностью в потаённые уголки души. Нам нужно было сначала забыть о своём родословии, отгородиться от чудесного мира гармонии и красоты, разладить внутренние связи в нём, чтобы потом спохватиться и отправиться на поиск утраченного. Благо наши предшественники за долгие века накопили цен-нейший опыт. Знания, накопленные в течение тысячелетий, передавались и закреп-лялись в форме народных традиций от одного поколения к другому. Традиции, приметы, легенды, символы, поверья способствовали расширению биологического, экологического кругозора человека, влияли на взаимоотношения с природой.

Каждый народ из поколения в поколение передаёт свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии народных обычаев и традиций, забота о пере-даче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Мы привыкли сетовать на глобальный экономический кризис в мире, на нищенское существование отечественной педагогики, на разрушительное влияние средств массовой информации. При этом совсем немногие связывают эти беды с тем духов-ным вакуумом, в котором оказалась Россия. В нашем разноликом мире, где отсутств-ет какое бы то ни было единство, трудно воспитывать человека в цельности.

Очень страшно, когда в детскую душу вносится разлад. Мы должны помнить, что забота о ребёнке - это не только добывание для него хлеба насущного. Намного важнее то, что в детстве формируется душа человека, душа гражданина Отечества.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художест-венным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Ценность народных традиций, верований, обрядов и праздников огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной культуры и заветов наших предков. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

Духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества. Содержанием нравственного воспита- ния детей является воспитание любви к родной земле, народу, его культуре и языку. Воспитание гуманных чувств, доброжелательного отношения к людям, потребности оказывать им бескорыстную помощь. Формирование умственных потребностей, осознанной дисциплины, ответственного отношения к своим обязанностям, коллек-тивному и общественному труду. Воспитание скромности, честности и правдивости, чувства чести, стыда и собственного достоинства.

Описание работы:

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направле-ны, прежде всего, на улучшение его качества. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает форми-рование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных

ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Чрезвычайно важным является то, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в общест-ве, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Я работаю воспитателем 25 лет, последние три года приоритетным направлени-ем моей деятельности является духовно-нравственное воспитание. Работа по духов-но-нравственному воспитанию детей основывается на «Основной образовательной программе ДОУ», также черпаем информацию и интересный материал из авторской программы «Тёплая избушка» (автор Малова В.В.)

Цель : приобщение детей к духовно нравственным ценностям и воспитание готов-ности следовать им.

Задачи:

Формировать первоначальное представление о культуре, истории и жизни русского народа;

Возрождать русские народные традиции;

Помогать родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания;

Повышать познавательную и речевую активность;

Воспитывать достойного человека, будущего гражданина России.

Работу по духовно-нравственному воспитанию ведём по нескольким направлени-ям: «Моя семья», «Родной край (посёлок)», «Родная страна», «Родная природа», «Родная культура».

Мир ребёнка начинается с его семьи, поэтому, именно в рамках направления «Моя семья», на занятиях, в беседах, игре дети получают знания о своём ближайшем окру-жении, семье, представление о профессиях, именах близких людей, семейных исто-риях, традициях. В группе проводятся тематические беседы: «Выходной день в на-шей семье», «В гостях у дедушки и бабушки», «Профессии моих родителей» и др.

Дети знакомятся с понятиями «родные», «родня», «род». Узнают, почему нужно беречь родных, заботится о близких, открывают значение пословиц: «В дружной семье и в холод тепло», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Дерево держится корнями, а человек семьёй» и др. Дети с большой гордостью рассказывают о своей семье, какая она дружная, как проводятся вместе выходные, праздники. Мы прив-лекли родителей для создания фотоальбома «Моя семья», организовали фотовыс-тавки «Мой папа - солдат», «Мамочка любимая», конкурсы семейной газеты «Как мы провели лето», «Наши увлечения», праздники посвящённые «Дню матери», «Защитникам Отечества». В рамках проекта «Моя семья», провели круглый стол с родителями «Семейные традиции», организовали видеоинтервью с детьми. Дети отвечали на вопрос «Что такое семья?» и мы услышали много интересных и даже

забавных ответов. Провели анкетирование по теме «Семейные традиции». Анкетирование показало, что на первом месте стоят дни рождения и гражданские праздники (100%), очень редко проводятся семейные обеды (ужины), семейные советы. Редко отмечается день создания семьи и православные праздники. Резуль-таты анкетирования также показали, что родители заинтересованы к приобщению детей и к традициям, и к общим увлечениям. Кроме того, параллельно ведётся просветительская работа с родителями. Организовали консультации «Формирование нравственных ценностей», «Воспитание детей средствами фольклора», «Воспитание чувства милосердия» и др, размещается соответствующая информация в родитель-ских уголках.

В рамках направления «Родная страна» дети больше узнают о столице нашей Родины, знакомятся с государственной символикой. В этом же направлении затрону-та и военная тематика. В его рамках ведётся работа с детьми по разучиванию стихот-ворений, песен, ознакомлению с художественными произведениями о защитниках нашей Родины, войне, победе. К 70-летию Великой Победы совместно с родителями оформили стенд «Мы помним», провели торжественное шествие по улицам нашего посёлка с флагами и цветами к Мемориалу погибшим воинам-землякам, где дети прочитали стихи и возложили цветы. В результате дети имеют расширенное пред-ставление о Великой Отечественной войне, воспитывается уважение и чувство благо-дарности к воинам-защитникам Родины.

Любовь к Родине начинается с любви к своему посёлку, дому. Поэтому проводим целевые прогулки (экскурсии) на социально значимые объекты: школа, библиотека, больница, почта и др, на пруд, в парк. Благодаря экскурсиям дети получают значи-тельный объём информации о достопримечательностях нашего посёлка, о знаментых земляках, о природе родного края. Мы привлекаем родителей для создания фотоальбома «Моя малая Родина», организовали выставку рисунков «Мой дом», «Мой двор», «Наша улица».

Природе отводится особая роль в духовно-нравственном воспитании, так как родная природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Ребёнок способен понимать, что он относительно природы может быть созидателем. Темы занятий «Осенью семь погод на дворе», «Зима-затейница», «Идёт Весна-отворяй ворота», «Лето красное» и др. дают возможность помочь детям почувство-вать красоту и хрупкость родной природы, необходимость заботы о ней. Дети и родители

с удовольствием принимают участие в выставках поделок из фруктов и овощей «Осенние фантазии», картин из осенних листьев, детских рисунков «Мы друзья природы». Активно участвуют в акциях «Покормите птиц зимой» - делают кормушки, «Встречаем птичьи стаи» - делают скворечники.

Ознакомление с русской народной культурой происходит на занятиях, в бесе-дах, играх, экскурсиях-путешествиях в историю отдельных вещей, праздниках. Дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда. Знакомятся и с народной игрушкой. Очень важным педагогическим инструментом была рукотворная или народная кукла. Её изготавли-вали в единственном экземпляре и, что самое главное, её делали родители или род-ные ребёнка. Кукла вообще занимает особое место в воспитании детей. Это игрушка, которая больше всего отвечает потребностям детской познавательной деятельности. Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, наши дети должны знать и иметь народную куклу. Поэтому уже в младшем возрасте знакомим с русской народ-ной игрушкой - матрёшкой. Дети с удовольствием играют с ней, рассматривают её яркий наряд. В дальнейшем продолжаем знакомить с историей и традициями игру-шечного ремесла, расширяем представления о народных игрушках (куклах-оберегах, тряпичных, соломенных куклах). Организовываем мастер-классы для детей и роди-телей по изготовлению кукол. Устраиваем выставки «Соломенное чудо», «Куклы из прошлого», «Куклы-обереги»; выставки детских рисунков «Ванька-встанька», «Куклы-матрёшки».

В своей работе широко используем все виды устного народного творчества: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д. Знакомимся с русскими народными сказками с помощью театрализованных представлений, по-тешки включаем в режимные моменты и просто во время игр. Разучивая произве-дения русского фольклора, разъясняем значение непонятных детям слов и выраже-ний: чугунок, лапти, коромысло и т.д. В устном народном творчестве как нигде сох-ранились особенные черты русского характера.

Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому при озна-комлении с народной культурой используем не только художественную литературу, иллюстрации, но и наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, пред-меты быта. В связи с этим, совместными усилиями родителей и педагогов нашего детского сада создали мини-музей «Кубанская горница». Освободив небольшое помещение, соорудили в нём русскую печь, сделали деревянные лавки, постелили самотканые половики. Появились предметы русского быта: чугунок, ухват, кочерга, прялка, коромысло, народные игрушки, национальные костюмы.

Мини-музей обладает огромной педагогической ценностью. Он позволяет на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединяет педагогов, детей и родителей интересным делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников. Занятия, проведённые в условиях музейной среды, формируют у детей не только потребность в ознакомлении с культурным наследием, но и уважение к другим культурам. Дети в музее могут увидеть подлинные предметы народного быта, здесь происходит прямой контакт с историческим человеческим опытом.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники. Праздники являются ярким событием в жизни детей. Дети водят хорово-ды, играют во множество народных игр, поют обрядовые песни, узнают об истории и традициях народных и провославных праздников, разучивают рождественские колядки, участвуют в театрализованных представлениях. Масленица проходит с весёлыми шутками, играми, пением закличек, угощением блинами. На Пасху распи-сываем яйца, играем в народные игры. Летом не забываем о таких праздниках, как

«Яблочный спас» и «Медовый спас». Русь всегда славилась умением творчески ра-ботать и радостно праздновать. В нашей группе и дети, и взрослые с большим интересом открывают для себя замечательные праздники и обряды, которые учат не только веселиться, но и вместе осмысливать суть происходящего.

Я считаю, что мы находимся только на начальном этапе работы по приобщению детей к русской народной культуре, но перспективы на будущее уже намечены. Надеюсь, что в нашем детском саду дети и взрослые живут в мире тепла и доброты, в мире духовности. Ведь всё лучшее, что формируется в дошкольном возрасте, найдёт своё отражение в дальнейшеё жизни.

Из опыта работы воспитателя детского сада. Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, посредством языкового восприятия

Описание педагогического опыта: Щелконоговой Г.Н.
воспитателя «ЦРР – д/с «Сказка» ОП «Детский сад «Ромашка» комбинированного вида» г. Ковылкино, Республика Мордовия
"Мы обязаны беречь единое культурное
пространство страны во всём его многообразии,
помогать сохранению богатых национальных
традиций народов России"

Д. А. Медведев

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно – воспитательного процесса.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности.
Сегодня актуальным остается приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, посредством языкового восприятия в условиях дошкольного образования через развитие сознательного и уважительного отношения к прошлому, к национальной культуре, традициям, к родному языку.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.
Я, как воспитатель детского сада, на протяжении многих лет веду работу по приобщению дошкольников к национальной культуре, воспитании любви к малой родине, знакомлю детей с историей, культурой, языкам мордовского народа.
Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям национальной культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно - природной среде, понимают меру своей ответственности за её сохранение и приумножение.
В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения в становлении опыта.

Академик Д. С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, в которой они возделывали, вещах, которые им принадлежали – значит он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Поэтому считаю, что именно в дошкольном возрасте, через культуру родного народа, через ознакомление с родным краем и окружающим его социальным и материальным миром, формируются у детей система знаний, осознанные навыки в формировании у детей чувства любви к родине.
Желание передать эту любовь детям, стремление через творческое мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для данного вида работы. Влияние культурной деятельности на всестороннее развитие личности ребёнка очевидно, поэтому моя работа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, эмоциональных чувств и комфортное пребывание детей в детском коллективе среди национального искусства.
Я стараюсь научить детей всему этому:
- осознанно понимать и принимать историю своего наследия;
- привить чувство гордости и ответственности к культурному прошлому
России и Мордовии.
Концептуальностью моего опыта является разнообразие методов и форм работы с детьми: - расширение первоначальных представлений у детей;
- накопление новых знаний о традициях, обычаях мордвы;
- использование словарного запаса мордовского языка через занятия,
беседы, заучивание мордовского фольклора;
- закрепление полученных знаний в процессе образовательной
деятельности и воспитание сознательного отношения к национальной
культуре;
- развитие у детей чувства сопричастности к достижениям земляков в
различных областях;
На современном этапе, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, использования программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.

3. Теоретическая база опыта.

Современные исследователи: М. И. Богомолова, Т. Ф. Бабынина,
Н. П. Овсянникова считают, что национальная культура, является «оригинальным носителем неповторимых особых качеств нации». Любая национальная культура представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: -национальный язык;
-национальное искусство (музыка, литература, искусство);
-национальные традиции (мифология, религия, история народа).

Наличие теоретической базы выражается: в активном использовании методических разработок известных авторов, которые реализуются на основе введения современных технологий и методик воспитания и обучения дошкольников в данном направлении, выявлении мониторинга усвоения знаний и умений дошкольников, создании условий для максимального развития творческого потенциала воспитанников.
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры осуществляется по календарно - тематическому планированию, разработанному на основании:
- примерной образовательной программы «Детство»/ авт. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе и др.;
- «Методики обучения дошкольников мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам»/ авт. А. И. Исайкина;
- регионального образовательного модуля дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/ авт. О. В. Бурляева, Л.П. Карпушина и др.;
При работе в данном направлении я ориентировалась на современную нормативно – правовую базу дошкольного образования:
1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ;
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО» и ФГОС ДО;
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения:
Необходимость воспитания и обучения детей в условиях детского сада с учетом особенностей региона проживания обусловлена социально – педагогическими потребностями современного общества. По утверждению ученых, Л. И. Божович и М. И. Лисиной, в дошкольном возрасте преобладают предметная и игровая деятельности; формируются познавательная и творческая. К пяти годам ребенок овладевает широким кругом знаний, умений и навыков, появляются оценочные суждения и познавательные интересы. Через народные игры, игровой фольклор ребенок незаметно усваивает народные образы и символику, легче запоминает язык своего народа, что является основой интереса к народной культуре и развивает патриотические чувства у дошкольника. Необходимо помочь детям найти место в их еще не окрепших душах для патриотизма и гражданского сознания, подготовить к дальнейшей жизни в обществе, чтобы дети имели элементарные представления об истории своего края, знали и чтили обычая и традиции, не стеснялись говорить на родном языке.
Цель работы: приобщение дошкольников к национальной истории и культуре посредством ознакомления с мордовским (мокша) языком.
Задачи:
1. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, городу, республике, стране.
2. Воспитывать патриотические чувства к культурному наследию России и Мордовии.
3. Развивать интерес к русской и мордовской истории, культуре, через изучение родного языка.
4. Формировать навыки речевого общения на родном языке.
Основные направления деятельности:
воспитание интереса к более глубокому изучению истории, традиций и языка своего народа;оказание помощи родителям в создании системы семейного воспитания по приобщению к народной культуре мордвы и обучению родного языка; --разработка сквозной системы обучения мордовскому языку в детском сада.
Для выбора наиболее эффективных методов развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста и выявления уровня их эмоционального состояния, проводится предварительная работа, включая изучение методической литературы по проблеме, а также приобретается или изготавливается (своими руками, помощь родителей) необходимый дидактический материал для организации предметно - развивающей среды. В группе оформлен мордовский уголок, приобретены и изготовлены куклы в национальных костюмах, организован мини-музей национального быта, где собраны подлинные предметы национального быта, национальный костюм, мордовская вышивка. Разнообразные игры повышают эмоциональный тонус, снимают напряжение, активизируют внимание детей. Изучение мордовского языка и малого фольклора включается в самостоятельную деятельность, деятельность детей и взрослых в свободное время, в сценарии праздников и развлечений.
Ведущая педагогическая идея данного направления проявляется в прогнозируемых результатах воспитания устойчивых нравственных качеств у детей дошкольного возраста, а также наличие базы знаний, умений и навыков, переноса их в новые виды деятельности, умение не только активно использовать запас знаний, но и потребность обогащать их.

5. Результативность педагогического опыта.
Вышеописанные действия выражаются в воспитании у детей любви и гордости за родной край, а самое главное, используются на занятиях, играх и других видах образовательной деятельности, что позволяет расширить и обогатить объем знаний у детей об окружающем мире, воздействует на эмоциональную сферу развития, способствует проявлению воспитанниками накопленных знаний в различных видах образовательной деятельности.
В процессе использования национально- регионального компонента в занятиях, играх, развлечениях и других видах образовательной деятельности, позволяет расширить и обогатить объем знаний детей об окружающем мире, что воздействует на эмоциональную сферу детей и оставляет в их памяти глубокий след. Целенаправленная работа по внедрению национально - регионального компонента способствует проявлению детьми накопленных знаний в различных видах познавательно – речевой и продуктивной деятельности. Также одной из форм работы в данном направлении является создание кружка «Лихтибряня», где детям, посещающим дошкольную образовательную организацию, предоставляется возможность делать первые шаги в изучении родного языка и приобщении к национальной культуре. Еще одной из форм работы является привлечение родителей к активному участию в образовательной деятельности по приобщению воспитанников к изучению истории родного края и обучению родному языку. В связи с этим неоднократно: на родительских собраниях, при проведении открытых мероприятий, были проведены беседы о необходимости воспитания в детях чувства любви к истории и культуре мордвы, национальному языку.
В повседневной жизни в детском саду мы играем в мордовские подвижные игры, разучиваем потешки, стихи, мордовские песни и танцы, читаем мордовские народные сказки и произведения современных авторов; дети знают историю своего города, знакомы с государственной символикой; знают, что в Мордовии проживают люди разных национальностей.
Обобщение педагогического опыта по воспитанию у дошкольников патриотических чувств в процессе приобщения к истории и культуре родного края, посредством языкового восприятия представлено в различных формах: - разработка конспекта НОД по ознакомлению дошкольников с культурой и историей мордовского народа для методического пособия «Детям о Мордовии» (2013 г.);
- участие в международном семинаре «Финно - угорские языки и культура в дошкольном образовании» с выступлением на тему: «Воспитание патриотических чувств в процессе приобщения дошкольников к истории и культуре родного края посредством языкового восприятия» в г.Саранске (2014г.);
- участие в межрегиональном семинаре с международным участием «Опыт работы на финно- угорских языках в дошкольных образовательных учреждениях: ресурсы и новаторские идеи, связь с местным сообществом» в г. Ижевске (2014г.).
- участие в межрегиональном семинаре с международным участием «Мордовские языки: в дошкольном образовании: проблемы обучения, опыт, перспективы» г. Инсар (2015г.)
- участие в республиканском конкурсе «Роль родного языка в развитии детей дошкольного возраста» с выступлением на тему: «Воспитание и обучение дошкольников на основе мордовской культуры»в г. Саранск (2016г.)
Все это является подтверждением того, что работа по приобщению дошкольников к национальной культуре, истории и традициям посредством изучения родного языка в контексте нравственно – патриотического воспитания в детском саду необходима, важна и полезна.

6. Анализ результативности.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащают и наших детей, формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Отрадно, что мои воспитанники освоили мордовские народные игры, активно используют в речи мордовский фольклор, знакомятся с традиционным мордовским костюмом, его элементами, могут самостоятельно составлять узоры на мордовские мотивы. В процессе знакомства дошкольников с традиционной культурой Мордовии используются различные методы и виды работы, в том числе целевые прогулки, беседы, чтение и рассказывание сказок и легенд, игра на народных музыкальных инструментах, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), рассматривание иллюстраций.
Результатом данной работы являются выставки, комплексные занятия и развлечения.

7. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.
Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, видеотека.
Трудоёмкость в использовании моего опыта работы состоит в том, что в настоящее время недостаточно методической литературы по приобщению детей к мордовской культуре. Представленный опыт накладывает на педагога определённые обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала о родном крае.

8. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Полученные результаты будут иметь практическую ценность:
– для педагогов дошкольных образовательных учреждений
для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;
Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:
информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения игр, организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми;
– мастер-классы, мероприятия
– консультации;
– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;
– сайт ДОО.

9. Наглядное приложение.
В своём опыте предлагаю материалы по организации и проведению работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников в детском саду в разнообразных формах: образовательная деятельность, консультации, перспективное планирование, игры и игровые упражнения, организация театрального кружка, драматизация детских произведений совместно педагогов с воспитанниками.

Инновационный педагогический опыт

«Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям»

воспитателя МДОУ «Детский сад №88»

Настиной Валентины Григорьевны

Актуальность и перспективность опыта.

Методические приемы: беседа по картинкам; работа с картами-схемами; творческое пересказывание.

I этап – организационный (2 мин)

Воспитатель. Посмотрите, ребята, у нас с вами сегодня гостья. Зовут ее Машенька. Она пришла к нам за помощью. Ей на день рождения подарили сказку в картинках, но она нечаянно рассыпала картинки и теперь не может определить, что это за сказка.

Машенька просит помощи.

Воспитатель выставляет первую картинку. На ней изображен лес.

II этап- основной (11 мин)

Вопросы к детям:


  1. Что нарисовано на картинке? (лес )

  2. В каких сказках действие происходит в лесу? («Три поросенка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Заюшкина избушка»).

  3. Можем ли мы по этой картинке определить, какая это сказка ? (По этой картинке нельзя догадаться, какая это сказка).
Воспитатель достает вторую картинку. На ней изображены дедушка с бабушкой.

Вопросы к детям:


  1. Что нарисовано на картинке? (дедушка с бабушкой)

  2. Можем ли мы сказать, какое настроение у бабушки и дедушки? А можно ли показать, какое настроение? Перед вами лежат карты-схемы («солнышко» и «тучка»). Покажите, какое выражение лица у бабушки и дедушки? (Дети поднимают тучку).

  3. Почему они расстроились?
(Они расстроились, что мышка разбила яичко, колобок убежал, внучка потерялась) .

  1. Из какой сказки эта картинка? (По этой картинке нельзя догадаться, что это за сказка).
Воспитатель выставляет третью картинку. На ней нарисована девочка.

Вопросы к детям:


  1. Кто нарисован на картинке? (девочка)

  2. Что девочка делает?

  3. Покажите, ей весело или грустно?

  4. В каких сказках есть девочка? (Эта девочка из сказки «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Маша и медведь»)

  5. Теперь мы можем определить, что это за сказка? (Что это за сказка, все еще невозможно догадаться)
Воспитатель выставляет четвертую картинку. На ней нарисована избушка.

Вопросы к детям:


  1. Что нарисовано? (избушка)

  2. Можно ли сейчас догадаться, что это за сказка? (Это или «Три медведя» или «Маша и медведь»).
Воспитатель выставляет пятую картинку. На ней нарисован медведь с коробом за плечами.

Дети дружно говорят, что это «Маша и медведь».

Воспитатель.


  1. Почему вы сразу догадались, какая это сказка? (Мишка по лесу идет, а в коробе Машу несет).

  2. А зачем Мишка уселся на пенек? (Дети отвечают словами из текста:
- Сяду на пенек, съем пирожок.).

3. Съел Мишка пирожок? (Нет, послушался Машу:

- Вижу, вижу. Не садись на пенек, не ешь пирожок…)

Воспитатель. Вот мы и узнали, какая это сказка. А теперь давайте поиграем.

Физкультминутка.

На лесной лужайке разбежались зайки.

Сели зайчики в кружок, роют лапой корешок.

Вот такие зайки, зайки-побегайки.

Вот бежит лисичка, хитрая лисичка,

Ищет, где же зайки, зайки- побегайки.

Воспитатель. Вы помогли Машеньке узнать, какую сказку ей подарили. Теперь надо эту сказку ей рассказать. Но вот в каком порядке надо поставить эти картинки, вы ей не сказали.

(Дети по очереди вешают картинки и говорят, что на них изображено).

А давайте для Машеньки другую сказку с этими же героями и поменяв порядок картинок.

Сказка.

Жил-был медведь. Он жил в своей избушке. Однажды пошел медведь в лес за малиной. Вдруг он увидел девочку. Она стояла и плакала.

- Ты почему плачешь? – спросил медведь.

- Я заблудилась – сказала девочка.

- Пойдем, я отнесу тебя домой.

Медведь отнес девочку к ее дедушке и бабушке. Они очень обрадовались и поблагодарили медведя.

III этап – заключительный (2 мин).

Все другие сказки выслушиваются, дается оценка каждой сказке. Маша благодарит детей за помощь и за новые сказки. Предлагает рассказать свои сказки дома маме и папе.

Литература


  • О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Изд-во «Детство-пресс», 2006.


Рассказать друзьям