В. А

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Из дневника писателя, путешественника и телеведущего Олега Шишкина, об участии в экспедиции на Памир, организованной Центром Льва Гумилева

7 мая с конференции в Национальном музее Таджикистана началась акция Новые скифы и Таджикско-Российского славянского университета и Центра Льва Гумилева. Должен был быть Павел Зарифуллин, но великая геополитическая ситуация унесла его в Азербайджан, а я вместе с Ольгой и Анатолием Лодыгиными и студентами ТРСУ отправился на ГБАО Таджикистана.

Для студентов это была полевая практика, связанная с фольклором, пропагандой идей Льва Гумилёва и интеграции Таджикистана в Евразийский Союз. Для меня же — это момент освоения местности, упомянутой в моей книге «Битва за Гималаи» и частностями, которые в 90-е годы имели лишь архивных характер, а теперь стали очевидны и в чем-то даже удивительны.

Уже ранним утром 8-го мая в Душанбе два шофера суетились приторачивая на крыше своих овеянных всеми ветрами джипах наш багаж. Шла приятная суета, обещавшая настоящее приключение.

Но самое важное это зрительные ощущения, которые начались как только мы достигли смотровой площадки у Нурека флагмана советской гидроиндустрии. Казалось что огромные озера образовавшиеся после строительства плотины, это грезы из «Аватара» и мир простирающийся на подъёме к горам, решил нас удивить.

Часов через пять после Нурека мы стали подниматься вверх. И это уже был Памир. Еще не высокий, еще очень даже простой, но Памир.

Я спросил нашего шофера Бек-Назара: А где ты учился то?

— В Ярославле на инженера-строителя. Потом служил в Карелии.
— Так ты почти русский! – сказал со смехом я.
— Да, мы земляки – подтвердил он улыбаясь.

Мы продолжали подниматься. Где-то среди гор в мареве показался поселок.

— А это, там вдалеке — уже Афганистан? – спросил я.
— Нет, это еще наша земля.
— Наша?
— Ну да, поселок Московский. Неужели не слышал?
— Нет. А чем он знаменит?
— В 93-м моджахеды прорвались на заставу Московского погранотряда и отрезали головы и языки 25-ти пограничникам. Некоторых сожгли… Неужели не слышал?

Теперь там на американские деньги построена застава «Сари гор». На те же деньги что получали боевики, что прорвались на заставу.

Я вспоминаю, что в Центре Мейерхольда один из охранников в конце 90-х рассказывал мне о тех боях и Московском погранотряде. Царствие вам небесное, ребята! Простите, земляки.

История и география — две любимые науки – пересекались и обвивали друг дружках на трассах ведущих в Хорог. Китайские строители возводили мосты и тоннели. Китайские фуры проносились навстречу нашему маленькому каравану, китайские товары предлагали на рынке в Кулябе. Китай все время напоминал о себе. Он был действительно рядом – за снеговыми вершинами Памира и Гиндукуша.

И все же самым впечатляющяющей является дорога сама по себе. Большая часть Памирского тракта создавалась русскими саперами еще в 1894 году. Это был нить связывавшая русский Памирский погранотряд с Российской империей. В те времена уже был подписан и договор с Китаем, названный «Большой Маргелан» и договор с Британией о разграничительной линии Дюранда, куску Гиндукуша прирезанному к Афганистану, дабы избежать столкновения русский и англичан. Собственно эта граница по Пянджу ни очень широкий горный поток, ведь русло реки едва ли превышает 30 метров.

Проезжая по этим горным дорогам, ты все время думаешь что хоть ты и едешь по Памиру, но смотришь то ты на афганский Гиндукуш. Там совершенно другая жизнь и она в какой-то мере граница между цивилизацией и варварством. Но варварством не этическим, а историческим. Афганский берег выглядит беднее. А когда я спрашиваю шофера Бек-Назара о том приходилось ли ему бывать на той стороне, он говорит что приходилось. Но люди там живут совсем бедно. Они носки себе купить не могут.

Первый ночлег в памирском доме закончился впечатляющим утром. Облака всходили и над Памиром и над Гиндукушем. И выйдя умыться я любовался этими белым мороком, цеплявшийся за вершины. За облаками видны пики небесных гор, пластично переходящих в Гималаи.

«Перед вами белая стена Восточного Гиндукуша, – любил вспоминать генерал царской армии, создатель военной академии РККА Андрей Снесарев. – С его снеговых вершин вам придется спуститься в трущобы Северной Индии. Если вы познакомитесь со всеми ужасами этой дороги, вы получите впечатление потрясающее. Это дикие утесы и скалы, по которым пройдут люди с ношей за спиной. Лошадь по этим путям не пройдет. Я шел когда-то этими тропами. Переводчик моего друга из свежего бодрого человека стал стариком. Люди седеют от тревог, начинают бояться пространства. В одном месте мне пришлось отстать, и когда я вновь догнал спутников, то застал двух переводчиков плачущими. Они говорили: ″Туда страшно идти, мы там умрем…″». (из книги «Авганистан». М.:ГИЗ. 1921).

Эти слова Снесарева я вспоминал непрестанно, пока машины несла нас к заоблачным перевалам.

Этот мир чрезвычайно мал. И это понимаешь стоя на берегу Пянджа…
Крепость Каахка была воздвигнута еще в 3 веке до нашей эры у селения Наматгуттипосен. Его возводили огнепоклонники, а потом обороняли пришедшие из Тибета буддисты. В 20 веке тут находилась одна из застав Ишкашимского погранотряда. Здесь еще можно обнаружить приметы последней эпохи: выложенная камнем вертолетная площадка, странный локатор и антенна последние следы от сигнала идущего из СССР. Сегодня у подножья заставы беженцы афганцы торгуют ширпотребом. Характерно что Наматгуттипосен переводится с санскрита как «священное место».
«Священную память храня обо всем, мы помним холмы и пролески густые…

За Каахкой уже видна древняя крепость Ямчун, одна из древних цитаделей на Шеокловом пути, который на переплетается здесь с Памирским трактом. В беловатом мороке в самом конце горного прохода, уходящего на юг, тонет Пакистан. Тут до него километров 30, не больше. Правда это будут заоблачные перевалы и головокружительные высоты, трудные для многих. Правда это будут места снежных лавин, буранов и непредсказуемых селей. Урочища где обитает снежный барс, гималайский медведь и созданный советскими учеными громадный гибридный памиро-сибирский волк… Я видел однажды этого дьявола.

Этими тропами столетие назад исмаилиты отправляли священную дань — закет — своему живому богу Ага-хану, пробирался Лавр Георгиевич Корнилов в одежде дервиша, шли в Индию агенты Отдела международной связи Коминтерна.

Ну и конечно ближний Афганистан это и та война, и «Стихи Лоика в гневе и печали, И выстрелы на дальнем рубеже».

Иногда самое захватывающее начинается в тот момент, когда ты думаешь что уже все позади и завтра ты будешь лежать в московской крови и мирно спать, что все закончится обычно и тривиально, что путь из Хорога в аэропорт Душанбе, будет последним в Таджикистане.

Но буквально за час до выезда горный сель смыл целый кишлак и мост в районе Дарваза. Его конечно обещали восстановить за 5 дней… Для моих попутчиков из Душанбе это было неприятный, но вариант. Для меня же стало ударом. Я позвонил своему знакомому памирцу и сказал что не собираюсь быть жертвой обстоятельств и готов заплатить за местный самолет или вертолет только что бы попасть столицу в Таджикистана.

— Самолет из Хорога… Нет, скорее его сегодня не будет — «Ворота» горах в тумане. Вертолет это более вероятно, он манернее и надежней… Но и он вряд ли прилетит или улетит.

— А что же делать? – спросил я.

— Надо пойти в службу дорожного движения.

Умудренный опытом дорожный начальник сказал нам – есть еще одна дорога. Она свободна и теоретически вы можете по ней проехать. Хотя там много обвалов и она сильно разбита.

Но Алишер сказал мне потом – по этой дороге давно никто не ездил она, слишком опасна. И хотя вы взрослый и склонный к риску человек, ваша жизнь вам и нам дорога. И самый простой и надежный путь – это аэропорт в Оше, это каких-то 700 километров…

Я был убит наповал. Но Алишер продолжал: Олег, поверьте это не только надежно, но и невероятно красиво. Все что вы там увидите вы запомните, не меньше, чем основное путешествие на Памир. Вы увидите перевал Ак-Байтал высотой в 4655 метров, пост Восточный, с которого началась история Памирского погранотряда, горную гряду Памир-Алай с ее солеными озерами, баранов Марко-Поло, метафизический город Мургаб, с которого началась атомная программа СССР, высокогорные стойбища киргизов и новую границу с Китаем… Ну и в конце-то концов вы попадете в киргизский город Ош, который назван так в честь вашей аббревиатуры…
Последний аргумент окончательно решил ситуацию.

Алишер проявил заботу и на рынке я уселся в старый джип, моим попутчиком оказался огромный памирец-таможенник, ехавший в Мургаб. И под памирскую гармошку, которую тут же врубил наш шофер, тракт принялся петлять, уводя нас все выше и выше – к перевалам уже за 4000 метров над уровнем моря. Там земля еще сохраняла тот вид, какой у нее был 2 или 3 миллиарда лет назад. Это уже не история и география, а настоящая геология.

Но каждый раз останавливаясь на пути, я убеждался что и в этой живописнейшей глухомани, меня знают и разные мудрые люди, потомки великих дервишей и суфиев пожимали мне руку.

В затерянном на памирских трассах поселке Аличур ко мне подошел убеленный сединами киргизский аксакал и сказал: Я знаю тебя, русский! Ты Шишкин! Ты общаешься с инопланетянами!

— Да, старик, если бы не они — наша встреча с тобой никогда бы не состоялась! — отвечал ему я.

На пути в Ош я заночевал в гэстхаусе для китайских дальнобойщиков в таджикском районом центре Мургаб.

На его улицах обитали милиционеры, похожие на махновцев и убежавших из цирка обезьян, мрачные киргизские пастухи и торговцы китайским ширпотребом. Я не мечтаю жить в этом городе. Но он явился мне в лучах заката и его суровая марсианская натура, в сущности гибрид крушения цивилизации и возвращения к кочевому началу, поразили меня своей графикой.

В гэстхаусе для дальнобойщиков шофер Бахтиор сказал мне: трогаемся в 5 утра!

— Класс! А Будем через 12 часов в Оше?
– Будем – ответил Бахтиор.

Киргизка внесла сухой терескен и им разожгла буржуйку. Электричества не будет до утра. И вообще надо привыкнуть суровому стилю.
Мой телефон разбудил меня во время.

И вот раннее утро. Спит Мургаб. Алое небо Памира в ярких звездах. Я вижу Венеру, Марс, Юпитер. Я вижу Плеяды и Млечный путь. Я вижу спутники всех стран мира.

В машину садятся киргизы — сын и мать, вижу такого же изгоя компании Ютэйр, как и я, итальянского журналиста Давида Монтелеоне. И Бахтиор говорит: Садимся!

Драйвер-киргиз врубает: «Метеорит над зоною летит. И видит ночь его полет прощальный…»

Вокруг несутся горы, полустанки, забытые советские заставы и пограничные столбы Китая и бешенные яки. Я думаю о том миге, когда я наконец засну в моей ванной. Но продолжаю как завороженный различать перевалы и надписи на таджикском и киргизском.
И фоткать дорогу на Ош…

Часов в 9 утра вдоль дороги начался частокол с колючей проволокой.

— Это что такое, Бахтиор? – спросил я драйвера.
— Это новая таджикско-китайская граница.

Я вспомнил что в 2011 году за какие-то такие долги Таджикистан продал полторы тысячи километров Китаю. Это 1 процент территории страны. Там за колючей проволокой осталось «тяжелое наследие» СССР, перешедшее в 1991 году Таджикистану: месторождения золота, платины и урана, исследованные еще советскими геологами, ну и старая советская застава. Эта территорию в 1884 году была обозначена в договоре с Китаем «Новый Маргелан» как земли Российской империи.

Сегодня же тут странная тишина. Там не видно китайцев и я стою спиной к этой самой колючей проволоке. Граница не делимитирована. И будет ли когда делимитирована? Неизвестно. А пока киргизы-пастухи рубят пограничные столбы на растопку своих буржуек. Местами граница уже рухнула и в ней есть даже ворота, сделанные из спинок старых советских кроватей, ведущие в глубь этого странного огороженного участка. Мэд Макс продолжался.

И мы забирались все выше и выше. Время от времени я хватался за кислородный баллон и делал три вдоха. Дорога швыряла крутейшие виражи и вдруг водитель Бахтиор сказал: «Лет 5 назад на Памир привозили исполнителей главных ролей из сериала «Санта-Барбара». Им здесь очень понравилось».

Памир-Алай, в районе нейтральной зоны у погранперехода Кызыл-арт.
Даже мимолетное созерцание этих скал рождает особое чувство.
Нейтральная полоса в 19 км.

Кстати, о метеоритах, которые летят…. Когда я двигался к таджикско-киргизской границе и некоему месту под названием Кызыл-арт (Красное искусство?) на высоте 3914 метров над уровнем моря слева показалось соленое озеро Караколь. Оно начало оттаивать и оттает совсем только к июлю. Ему 25 миллионов лет.

Озеро возникло в центре кратера диаметром 45 километров, который образовался от падения гигантского метеорита. Здесь уже собственно Памир, становился Памиром-Алаем. И хотя он казался суровыми горами, на самом деле это вдохновляющий хребет. Когда машина ныряла с одного крутого поворота на другой и весь мир поворачивался вокруг одной горы охватывало ощущение какого-то вселенского аттракциона, называвшегося перевал Талдак (Мучительный).

В какой-то момент села батарейка на моем Nicon D5000 и я взял технику по проще Nicon l100 — а на дороге уже началось братание с киргизским народом. Женщина поднесла нам свежую вареную баранину и кумыс. А то я совсем забыл что кобылы то давно ожеребились и наступило время этого главного напитка тюрок. И на каждом повороте теперь уже предупреждали что до моей аббревиатуры «ОШ» — остается очень не много км. Я приближался к самому себе.


Олег Шишкин

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 В. А. Шишкина Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь М о з ы р ь «Белый Вецер»

2 УДК:796 ББК Ш65 Р е ц е н з е н т ы: кафедра теории и методики физической культуры учреждения об разования «Гомельский государственный университет имени Фран циска Скорины» (заслуженный работник физической культуры и спорта Республики Беларусь, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета физической культуры Г. И. Нарскин); руководитель физического воспитания государственного учреждения образования «Ясли-сад 92 г. Минска» Н. М. Ракша Ш65 Шишкина, В. А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. А. Шишки на. Мозырь: Белый Ветер, с. ISBN В пособии раскрываются научно методические подходы к организации процесса двигательного развития дошкольников; представлены содержание и методика работы по каждому из его направлений в разных возрастных группах. Предложенный материал будет способствовать реализации задач образовательных областей «Физическая культура»,«ребенок и общество» учебной программы дошкольного образования. Адресовано педагогам учреждений дошкольного образования. УДК:796 ББК ISBN Шишкина В. А., 2014 Оформление. ООО ИД «Белый Ветер», 2014

3 ÂÂåäåíèå Двигательное развитие одна из важнейших линий разви тия дошкольника. Ее научное обоснование заложено в трудах А. В. Запорожца, который отнес исследование движе ний к фундаментальным проблемам психологии и педагогики. Сре ди неотъемлемых характеристик физического, психическо го и социального благополучия ребенка первостепенно выде ляется уровень его двигательных умений. Поэтому двигатель ное развитие целесообразно рассматривать как одну из задач вос питания и одновременно как условие и средство гармонич ного становления личности ребенка. Двигательное развитие понятие, которое в настоящее время широко используется в теории и практике дошкольного об ра зования. Однако на сегодняшний день не существует единой концепции, равно как четкого и однозначного определе ния этого понятия. Традиционно под двигательным разви ти ем п о д разумевается формирование у детей двигательных умений и физических качеств, в совокупности составляющих определен ный уровень их физической подготовленности. С учетом современных научных представлений стало очевид ным, что этот критерий не дает объективной и достаточно пол ной картины двигательного развития ребенка, поэтому он не может считаться главным, и тем более единственным. Пе ре осмысление накопленного к настоящему времени немалого научно методического опыта в области двигательного развития дошколь ников указало на важность дополнения оценочного аппарата такими критериями, как: характеристика уровней двигательной активности; состав движений, используемый ребенком в самостоятель ной деятельности; уровень физической подготовленности. 3

4 Рассматривая проблему двигательного развития ребенка, об ра тим особое внимание на один весьма важный ее аспект становление двигательной деятельности. Заметим, что в обозна ченном направлении двигательное развитие пока только начинает включаться в круг обсуждаемых вопросов. Между тем среди различных видов деятельности дошкольника (игровая, познавательная, художественно речевая, изобразительная, музыкальная, конструирование и др.) двигательная занимает особое место. Ее основу, как известно, составляет двигательная активность врожденная биологическая потребность организма в движении, от степени удовлетворения которой зависит здоровье человека, его физическая и умственная работоспособность. Это позволяет считать двигательную деятельность одной из самых востребованных и привлекательных для детей. Единицами двигательной деятельности являются дви жения и двигательные действия, которые составляют операциональное содержание всех других видов детской деятель нос ти. Значит,чем богаче и разнообразнее движения ребенка,тем более осознанными и содержательными становятся другие виды его деятельности. Как и любая деятельность, двигательная имеет следующие структурные элементы: мотивы, побуждающие субъекта к деятельности; цели результаты, на достижение которых она направлена; условия, необходимые для достижения результата; средства и действия, с помощью которых деятельность осу ществляется. Для двигательной деятельности источником мотивов, безусловно, служит биологическая потребность в движении. В ка честве средств достижения цели в процессе двигательной деятельности выступают отдельные движения, двигательные дейст вия, физические упражнения. В прямой зависимости от вы 4

5 бранных средств будет находиться результат, который в итоге может быть представлен непосредственно в качестве са мого движения, либо движение может выступать как средство дости жения какого либо другого результата. При всей значимости двигательной деятельности для разви тия ребенка она до сих пор не имеет однозначного определе ния. Наше представление о данном понятии основано прежде всего на сложившихся в дошкольной педагогике и психо логии взглядах на деятельность в целом и первых резуль та тах нашего исследования. Под двигательной деятельностью мы понимаем умение субъекта управлять собственными движения ми, двигательными действиями с целью достижения определенного результата. Разумеется, что становление двигательной деятельности это процесс длительный, разворачивающийся постепенно, от спонтанных движений и простого приумножения двигательных навыков (в младшем дошкольном возрасте) до развития умений управлять движениями, ставить цели при их выполнении, добиваться результатов (в старшем дошкольном возрасте). Таким образом, двигательное развитие можно рассматривать как поэтапное формирование движений, двигательной активности, двигательной деятельности в целом. Формированию движений, двигательной активности, физической подготовленности посвящены многочисленные исследова ния, предложившие практике содержание, методы и методи ки работы с детьми. Однако представлены они как отдельные направления работы вне контекста целостного двигательного развития ребенка. В данном пособии впервые все направления двигательного развития ребенка рассматриваются комплексно, предложены методические материалы по формированию двигатель ной деятельности как одного из компонентов двигательного раз ви тия. На основании изложенного можно сделать вывод: широко используемая в практике оценка двигательного развития до 5

6 школь ников по уровню физической подготовленности яв ляет ся неполной. Имеется необходимость дополнить оценоч ный ап парат такими критериями, как оптимальный уровень двигательной активности и состав движений, которым ре бе нок пользуется в самостоятельной деятельности. Последние следует считать основополагающими в оценке двигатель ного развития. Физическую подготовленность будем рассмат ривать не как цель, а как результат оптимизации двигатель ного пове де ния ребенка.

7 Ëèòåðàòóðà 1. Адашкявичене, Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э. Й. Адашкявичене. М.: Просвещение, с. 2. Анищенко, О. А. Впереди школа: физ. и умств. развитие дошк. при подгот. к системат. обучению: пособие для педагогов дошк. уч реждений / О. А. Анищенко, М. В. Мащенко, В. А. Шишкина. Минск: Нар. асвета, Вавилова, Е. Н. Укрепляйте здоровье детей: пособие для воспи тателя дет. сада / Е. Н. Вавилова. М.: Просвещение, С. 25, 32, 71, Вавилова, Е. Н. Учите бегать,прыгать,лазать,метать / Е. Н. Ва вилова. М.: Просвещение, с. 5. Вильчковский, Э. С. Развитие двигательной функции у детей / Э. С. Вильчковский. Киев: Здоров я,1983. С. 27,34,55, 104, Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / П. Альтхерр, Л. Берг, А. Вёльфль [и др. ]; под ред. М. Пассольта; пер. с нем. В. Т. Алтухова; науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. М.: Изд. центр «Академия», с. 7. Дедулевич, М. Н. Не пропустить миг игры: пособие для педагогов и родителей / М. Н. Дедулевич. Мозырь: ООО ИД «Бе лый Ветер», с. 8. Дедулевич, М. Н. Сто тропинок, сто дорог: пособие для педагогов дошк. учрежд. / М. Н. Дедулевич. Минск: Нар. асвета, Дедулевич, М. Н. Физическое воспитание детей дошкольного возраста в интернатных учреждениях: дис.... канд. пед. наук: / М. Н. Дедулевич; БГУФК. Минск, С Дземянчук, Л. Абновім дзіцячую пляцоўку / Л. Дземянчук, М. Дзедулевіч, А. Юсіфава // Пралеска С

8 11. Карманова, Л. В. Физическая культура в старшей группе дет ского сада: метод. пособие / Л. В. Карманова, В. Н. Шебеко. Минск: Полымя, С Кольцова, М. М. Медлительные дети / М. М. Кольцова. СПб: Речь, с. 13. Логвина, Т. Ю. Диагностика и коррекция физического состояния детей дошкольного возраста: метод. рекомендации / Т. Ю. Лог ви на,в. Н. Шебеко,В. А. Шишкина. Минск: Изд. В. М. Скакун, С. 9, 11, 14, Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду / Т. И. Осокина. 3 е изд., перераб. М.: Просвещение, с. 15. Перечень средств воспитания, обучения, учебно наглядных пособий, игр и игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения, спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования (приложение 1). Перечень надворного оборудования детских игровых площадок для учреждений,обеспечивающих получение дошкольного обра зования (приложение 2),к Постановлению Министерства образования Республики Беларусь от Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. Минск: НИО; Аверсэв, с. 17. Фролов, В. Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада / В. Г. Фролов, Г. П. Юрко. М.: Просвещение, С Шебеко, В. Н. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие для средн. пед. заведений / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ер мак, В. А. Шишкина. 4 е изд., испр. М.: Изд. центр «Академия», с. 19. Шебеко, В. Н. Физическая культура в средней группе детского сада: метод. пособие / В. Н. Шебеко, Л. В. Карманова. Минск: Полымя, С Шишкина, В. А. Журнал мониторинга здоровья,физического и двигательного развития дошкольника / В. А. Шишкина. Мозырь: Белый Ветер, Шишкина, В. А. Знать ребенка не по бумаге / В. А. Шишки на // Пралеска С

9 22. Шишкина, В. А. Какая физкультура нужна дошкольнику?: по собие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / В. А. Шишкина,М. В. Мащенко. Мозырь: ООО ИД «Бе лый Ветер», с.: ил. 23. Шишкина, В. А. Оценка двигательного развития детей дошкольного возраста: новые подходы / В. А. Шишкина // Избранные науч ные труды ученых МГУ им. А. А. Кулешова / под ред. М. И. Вишневского. Могилев: Изд во МГУ им. А. А. Кулешова, С Шишкина, В. А. Развитие движений детей в группе «Малыши» (по программе «Пралеска»): планирование в таблицах / В. А. Шишкина. Мозырь: Белый Ветер, 2006.

10 ñîäåðæàíèå Введение Компоненты и критерии оценки двигательного развития детей: современные подходы Двигательная активность дошкольников Состав движений детей в самостоятельной деятельности Физическая подготовленность дошкольников Индивидуализация двигательного развития детей Двигательный режим в дошкольном учреждении Физкультурно игровая среда как фактор двигательного раз вития детей Планирование работы по развитию движений детей Сотрудничество с семьей Двигательное развитие детей в младшей группе Двигательное развитие детей в средней группе Двигательное развитие детей в старшей группе Приложения Приложение 1. Комплексная методика изучения уровня подвижности детей с помощью наблюдения Приложение 2. Тест для самооценки знаний педагогов по руководству двигательным развитием детей Приложение 3. Подвижные игры и физические упражнения для коррекции двигательного поведения детей Литература

11 Ó åáíîå èçäàíèå Øèøêèíà Âàëåíòèíà Àíäðèàíîâíà äâèãàòåëüíîå ðàçâèòèå äîøêîëüíèêà Ïîñîáèå äëÿ ïåäàãîãîâ ó ðåæäåíèé äîøêîëüíîãî îáðàçîâàíèÿ Главный редактор С. Е. Шумак Ведущий редактор Л. А. Стовба Художник обложки Е. Н. Рогова Компьютерная верстка Л. А. Стовбы Подписано в печать с оригинал-макета Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Печать цифровая. Усл. печ. л. 7,91. Уч.-изд. л. 6,2. Тираж 1413 экз. Заказ 499/ Издатель и полиграфическое исполнение: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский Дом «Белый Ветер». Свидетельство о государственной регистрации издателя, изготовителя, распространителя печатных изданий 1/35 от, г. Мозырь, ул. Советская, 198/4. Тел./факс (0236) , Филиал: , г. Минск, ул. Володько, 30, оф Тел. (017) , Е-mail:


Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 6 УДК 373.2 ББК 74.100 Б95 Б95 Серия основана в 2001 году Р е ц е н з е н т ы: методисты Мозырского РУМК Л. П.

Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования С о с т а в и т е л ь Ю. В. Евтухович М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 6 УДК 373.037.1 ББК 74.100.5 Ф18 Р е ц е н з е н т ы: начальник учебно-методического

Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 5 УДК 811.111(075.2=161.1) ББК 81.2Англ-922 П44 Р е ц е н з е н т ы: кандидат филологических наук, доцент, заведующая

В. Л. Пашко Учимся говорить красиво (от 5 до 7 лет) Учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования»

Справочник для учащихся учреждений общего среднего образования М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 5 УДК 372.851 ББК 74.262 С74 С о с т а в и т е л ь Т. А. Козлова Р е ц е н з е н т ы: методист высшей категории

Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 УДК 371.321 ББК 74.202.4 С56 С о с т а в и т е л ь И. И. Юркова Р е ц е н з е н т ы: кандидат педагогических

Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 6 УДК 372.851 ББК 22.1я71 Л19 Р е ц е н з е н т ы: профессор кафедры теории функций механико-математического

Практическое пособие для педагогов учреждений общего среднего образования 3-е издание, переработанное М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 УДК 372.850.2.046.12 ББК 74.262.0 С30 Серия основана в 2004 году

Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 5 УДК 372.851 ББК 22.1я71 Л19 Р е ц е н з е н т ы: профессор кафедры теории функций механико-математического

Пособие для учителей учреждений общего среднего образования Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь М о з ы р ь «Белый

Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования (с электронным приложением) Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики

Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 УДК 372.851.046.14 ББК 74.262.21 И26 Р е ц е н з е н т ы: кандидат физико-математических наук, доцент, декан

Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 УДК 373.2 ББК 74.100 Б95 Серия основана в 2001 году Р е ц е н з е н т ы: методисты Мозырского РУМК Л. П. Погуляева,

Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования С о с т а в и т е л ь Ю. В. Евтухович М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 УДК 373.037.1 ББК 74.100.5 У19 Р е ц е н з е н т ы: кандидат педагогических

Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования 5-е издание, исправленное и дополненное М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 УДК 372.850.2.046.12 ББК 74.262.0 С34 Серия основана в 2004 году Р

Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования 3-е издание М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 УДК 373.2.016 ББК 74.100.57 В58 Р е ц е н з е н т ы: кандидат педагогических наук, доцент, заведующий

Практикум для учащихся учреждений общего среднего образования 2-е издание М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 УДК 811.161.1(075.2) ББК 81.2Рус-922 М86 Р е ц е н з е н т ы: старший преподаватель кафедры

Учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства

Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования 2-е издание М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 1 УДК 3(075.3/.4) ББК 60я729 Р88 Серия основана в 2006 году А в т о р учитель истории и обществоведения

Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования 2-е издание М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 УДК 373.291 ББК 74.102 С13 Р е ц е н з е н т ы: старший преподаватель кафедры педагогики и психологии

Пособие для педагогов-психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования С о с т а в и т е л и: Е. А. Осипова, Е. В. Белинская 2-е издание М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 1 УДК 373.324(325)

С о с т а в и т е л ь О. И. Койро М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 УДК 811.161.1 ББК 81.2Рус-922 П15 ISBN 978-985-542-934-1 Р е ц е н з е н т ы: кандидат педагогических наук, доцент кафедры риторики

8-е издание, исправленное М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 5 УДК 373.21 ББК 74.102 Г68 Р е ц е н з е н т ы: канд. пед. наук, доц. каф. дошк. педагогики и психологии ГУО «Академия последипломного образования»

Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования С о с т а в и т е л ь Т. П. Кубеко 2-е издание М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 УДК 51(075.2) ББК 22.1я71 П42 Р е ц е н з е н т ы: кандидат

Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 6 УДК 51(075.2) ББК 22.1я71 Л19 Р е ц е н з е н т ы: профессор кафедры теории функций механико-математического

Практическое пособие для педагогов учреждений общего среднего образования 5-е издание, исправленное и дополненное М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 УДК 372.850.2.046.12 ББК 74.262.0 С30 Серия основана

М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 3 УДК 373.3 ББК 74.200.58 Б53 Р е ц е н з е н т ы: начальник центра дошкольного и начального образования УО «Могилевский государственный областной институт развития образования»

Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 6 УДК 371.7 ББК 74.200.54 М86 Р е ц е н з е н т ы: методист учебно-методического отдела дошкольного и начального

Серия «Ступеньки самостоятельности» В. В. Мыслюк количество и счет Учебное наглядное пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне

Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с русским языком обучения Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики

Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь М о з ы р ь «Белый

Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования С о с т а в и т е л ь Н. Н. МЫНКА 5-е издание М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 УДК 51(075.2) ББК 22.1я71 Т36 Р е ц е н з е н т ы: кандидат

С о с т а в и т е л ь Н. Д. Колесник 4-е издание, исправленное и дополненное М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 5 УДК 811.161.1 ББК 81.2Рус-922я2 С66 Серия основана в 2006 году Р е ц е н з е н т ы: методист

Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 5 УДК 51(075.2) ББК 22.1я71 Д68 С о с т а в и т е л ь Н. Р. Мавлютова Р е ц е н з е н т ы: старший преподаватель

Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 УДК 811.161.1(075.2) ББК 81.2Рус-922 Р20 Р е ц е н з е н т ы: кандидат педагогических наук доцент кафедры

Практикум для учащихся учреждений общего среднего образования М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 УДК 51(075.2) ББК 22.1я71 Л84 Р е ц е н з е н т ы: кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики

Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования С о с т а в и т е л ь Т. П. Кубеко 7-е издание, переработанное и дополненное М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 УДК 372.851.046.14 ББК 74.262.21

Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования 6-е издание, исправленное и дополненное м о з ы р ь «белый Ветер» 2 0 1 5 УДК 811.111(075.3=161.1) ББК 81.2Англ-922 Л43 С о с т а в и т е л ь

Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования 2-е издание М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 УДК 372.851.046.14 ББК 74.262.21 С83 Серия основана в 2004 году Р е ц е н з е н т ы: кандидат

Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 5 УДК 51(075.2) ББК 22.1я71 Л19 Р е ц е н з е н т ы: профессор кафедры теории функций механико-математического

Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 УДК 372.851.046.14 ББК 74.262.21 С83 Серия основана в 2004 году Р е ц е н з е н т ы: кандидат педагогических

7-е издание М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 1 УДК 512+513(031)(075.3) ББК 22.151.0я2 М34 С о с т а в и т е л ь Т. А. Чернова Р е ц е н з е н т ы: канд. пед. наук, доц., зав. каф. математики и методики

Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 5 УДК 372.851.046.14 ББК 74.262.21 С83 Серия основана в 2004 году Р е ц е н з е н т ы: кандидат педагогических

Справочник для педагогов учреждений общего среднего образования М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 5 УДК 373.5.015.31:7.03(100) ББК 74.200.54 В13 Р е ц е н з е н т ы: методист высшей квалификационной категории

Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 5 УДК 373.5.015.31:7.03(100) ББК 74.200.54 В13 Р е ц е н з е н т ы: методист высшей квалификационной категории

Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования 8-е издание, переработанное и дополненное М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 5 УДК 811.111(075.2=161.1) ББК 81.2Англ-922 Р13 С о с т а в и т е л

Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования 4-е издание М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 УДК 811.161.1 ББК 81.2Рус-922 Р89 Серия основана в 2007 году С о с т а в и т е л ь С. Н. Рогальчук

С о с т а в и т е л ь А. А. Самонова Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 1 УДК 311.161.1(075.2) ББК 81.2.Рус-922 Р89 Р е ц е н з е н т ы: кандидат

Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования 2-е издание М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 УДК 373.037.1 ББК 74.100.5 Ж51 Р е ц е н з е н т ы: кандидат педагогических наук, доцент, заведующий

Справочник для учащихся учреждений общего среднего образования 3-е издание М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 УДК 811.161.1 ББК 81.2Рус-922 С74 С о с т а в и т е л ь Е. А. Моховикова Р е ц е н з е н т ы

Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь М о з ы р ь «Белый

Практикум для учащихся учреждений общего среднего образования 2-е издание М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 УДК 811.161.1(075.2) ББК 81.2Рус-922 М86 Р е ц е н з е н т ы: начальник центра информационно-методической

Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования М о з ы р ь «Выснова» 2 0 1 8 УДК 372.851.046.12 ББК 74.262.21 М12 Р е ц е н з е н т ы: старший преподаватель кафедры педагогики и психологии

Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования 2-е издание М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 УДК 373.31.036(072.2) ББК 74.200.55 Б93 Серия основана в 2004 году Р е ц е н з е н т ы: старший

С о с т а в и т е л ь Н. Д. Колесник 3-е издание, исправленное и дополненное М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 5 УДК 811.161.1 ББК 81.2Рус-922я2 Л43 Серия основана в 2006 году Р е ц е н з е н т ы: методист

Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 5 УДК 811.161.1 35(075.2=161.1) ББК 81.2Рус-922 У54 С о с т а в и т е л ь учитель высшей квалификационной категории

Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 1 УДК 3(075.3/.4) ББК 60я729 Р88 Серия основана в 2006 году А в т о р учитель истории и обществоведения учреждения

Пособие для учителей учреждений общего среднего образования с русским языком обучения С о с т а в и т е л ь Н. Р. Мавлютова М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 УДК 372.851.046.12 ББК 74.262.21 У79 Р е ц

Мозырь «Белый ветер» 2014 УДК 37.018.5У ББК 74.200.6 Б90 Р е ц е н з е н т ы: кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики детства и семьи ГУО «Могилевский государственный университет

Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 5 УДК 372.882 ББК 81.2Рус-922 Ж72 Р е ц е н з е н т ы: кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой

М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 2 УДК 373 ББК 74.1 Я11 2001 С о с т а в и т е л и: Е. В. ГЛУЩЕНКО, М. Ю. ДЕНИСОВА, Л. В. РЫВКИНА Р е ц е н з е н т ы: старший преподаватель кафедры дошкольного образования

Пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования

4-е издание М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 УДК (075.2) ББК 20.1я72+60я72+51.2я72 С38 Под редакцией кандидата педагогических наук О. Г. Сорока Р е ц е н з е н т ы: кандидат педагогических

С о с т а в и т е л ь О. И. Койро М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 УДК 811.161.1 ББК 81.2Рус-922 П15 Р е ц е н з е н т ы: кандидат педагогических наук, доцент кафедры риторики и методики преподавания

2-е издание М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 3 УДК 373.24 ББК 74.100.5 Р17 Р е ц е н з е н т ы: кандидат педагогических наук, доцент УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима

Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 5 УДК 51(075.2) ББК 22.1я-71 М12 Р е ц е н з е н т ы: кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-математических

Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 6 УДК 371.7 ББК 74.100.5 М86 Р е ц е н з е н т ы: методист учебно-методического отдела дошкольного и начального

Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования 5-е издание, исправленное М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 4 УДК 372.851.046.14 ББК 74.262.21 Т36 С о с т а в и т е л ь Г. А. БУрьяК Р е ц е н

5-й пролет - высота 110 см, расстояние между перекладинами 10 см. 6-й пролет - высота 90 см, расстояние между перекладинами 40 и 15 см. Ширина всех пролетов - 100 см. Горка для скольжения. Размеры: высота - 150 см, длина - 160 см, ши- рина - 0,5 м. Качели. Размеры: доска длиной 1,6 м и шириной 20 см; высота под- ставки 25 см, высота стойки - 45 см, длина ручки - 22 см, диаметр ручки - 2 см. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И КОНТРОЛЯ 1. Перечень возможных упражнений на гимнастической стенке. 2. Варианты использования гимнастических стенок для занятий. 3. Перечень упражнений на гимнастической скамейке. 4. Перечень упражнений на ребристой доске. 5. Варианты использования лестницы “Елочка” и перечень возможных упражнений на ней. 6. Упражнения на перекладине. 7. Упражнения в равновесии на кубе и пирамиде. 8. Упражнения в лазании на кубе и пирамиде. 9. Упражнения с барьерами. 10. Мелкие пособия для занятий. 11. Приспособления и тренажеры для занятий на открытом воздухе. 12. Содержание занятий на приспособлениях на открытом воздухе. 13. Использование подручных средств для занятий на открытом возду- хе. 69 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Адашкевичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. - М.: Про- свещение,1992. 2. Буцинская П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М.,1990. 3. Вавилова Е.И. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. - М., 1986. 4. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. - М., 1983. 5. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3 лет. - Ярославль, 1996. 6. Гришин В.Г., Осипов Н.Ф. Малыши открывают старт. - М.,1975. 7. Доман Г. Гармоническое развитие ребенка. - М., 1996. 8. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспита- ния детей дошкольного возраста. - М., 1989. 9. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. - М., 1985. 10. Лескова Г.П., Буцинская П.П., Васюкова Л.С. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М., 1990. 11. Методические рекомендации к “Программе воспитания и обучения в детском саду”. - М.: Просвещение, 1986. 12. Наклонов Ю.И., Садовский В.А. Малые гимнастические снаряды для занятий по физической культуре в школе с детьми 6-летнего возраста (метод. рекомендации). - Л.: ГДОИФК, 1988. 13. Осокина Т.И. Физическая подготовка в детском саду. - М., 1986. 14. Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. - М., 1983. 15. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. - М., 1983. 16. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет. - М., 1983. 17. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. - М., 1983. 18. Полещук Н.К., Местилейнен Т.А., Зайцев А.А. Давай выполним. - Калининград: Янтарный сказ, 1993. 19. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: Просвещение, 1986. 20. Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. - М., 1988. 21. Страковская В.Л. 300 подвижных игр от 1 года до 14 лет. - М., 1994. 22. Тимофеева В.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. - М., 1986. 23. Физическое воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. М.Ю. Кистяко- вой. - М., 1978. 24. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991. 25. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. - М., Просвещение, 1976. 26. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошколь- ного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1983. 27. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1985. 28. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольни- ков: Учеб. пособ. - М., 1996. 29. Шишкина В.А. Движение + движения: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1992. 30. Яковлева Л., Юдина Р. Работаем по программе “Старт” // Дошкольное воспита- ние. 1996. № 1-6. 70

Работа в Центре игровой поддержки развития ребенка осуществляется по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Данная программа является доработанным и обновленным вариантом российской «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой (М.: Просвещение, 1985).

Цель программы - всестороннее развитие психических и физических качеств детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Ведущие цели обновленной программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Физическое воспитание

В.А. Шишкина «Движение + движение» М. «Просвещение» 1992г.

К.С. Бабина «Комплексы утренней гимнастики» М. «Просвещение».

М.Ф. Литвинова “Физкультурные занятия с детьми раннего возраста: третий год жизни” М. “Айрис дидактика”, 2005г.

Умственное воспитание

А.С.Роньжина «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» -М.: Книголюб, 2003г.

В.В.Гербова, А.И.Максаков “Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада”, М: Издательствово “Просвещение”, 1986г

Е.О. Смирнова, Т.Е.Ермолова «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей» – М. Мозаика- Синтез,2008

А.И.Максаков «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников» -М.: Мозаика – Синтез, 2005г..

Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» – М.: «Мозаика-Синтез», 2003г.

К. Белая Занятия с малышами в детском саду. – М., Линка – Пресс, 2004

Художественная литература

О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» М. «Сфера» 1998г.

Составила В.В. Гербова и др. «Книга для чтения в детском саду и дома» 2 – 4 года. ОНИКС, М 2005г

Художественно-эстетическое воспитание

Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации»

Р.Г. Казакова, «Нетрадиционные техники рисования», СФЕРА, М. 2005г.

Е.В.Полозова, «Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста» – Воронеж, 2007

Е.А.Янушко, «Рисование с детьми раннего возраста»- М. Мозаика-Синтез, 2006

Н.В.Дубровская, «Рисунки, спрятанные в пальчиках» «ДЕТСТВО – ПРЕСС», С-П, 2003г

Л.Н. Куцакова «Конструирование в группах раннего возраста» М., 2002г.

Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.И. Комисарова «Музыкальные занятия в д/с» М. «Просвещение» 1984г.

Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от 1года до 3 лет средствами кукольного театра» М. «Айрис дидактика». 2007г.

Игра

Н.М.Смертакова. Игра как средство социальной адаптации дошкольников.- Санкт – Петербург. Детство – Пресс, 2009

Т.В.Галанова «Развивающие игры с малышами до трёх лет» Ярославль, Академия развития, 1998

А.И.Максаков. Учите, играя. – М. Мозаика – синтез,2006

Л.Н.Галигузова. Развитие игровой деятельности. – М. Мозаика – Синтез,2008

Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. Под ред. З.И.Бересневой – М. Сфера, 2004

А.М. Диченскова. Страна пальчиковых игр.- Ростов на Дону, Феникс, 2008

Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов. Игрушки для развития детей раннего возраста. – М. Детям XXI века, 2005

Работа с семьей

К.Ю.Белая «От сентября до сентября» – М., Школьная пресса,2008

Н.Д.Ватутина. Ребёнок поступает в детский сад – М., Просвещение, 1983

Л.А.Никитина. Мама или детский сад – М., Просвещение, 1990

Л.Ф.Островская. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника – М., Просвещение,1987

А.В. Козлова, Р.П.Дешеулина. Работа ДОУ с семьёй – М., Сфера, 2005

О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. Общение педагога с родителями в ДОУ – М., Сфера, 2005

Л.Е. Курнешова. Защита прав и достоинства маленького ребёнка: Координация усилий семьи и детского сада – М., Школьная книга,2002

Т.Н. Доронова «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями» Москва 2002г



Рассказать друзьям