Коса - девичья краса. Тайны русской косы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В 1998 году житель Берлина Александр Владимирович Стеффен дал интервью журналисту Арнольду Беспо. Он поведал, что является сыном Ленина и опять же Инессы Арманд.

По словам Стеффена, он родился в 1913 году, когда Инесса Арманд уже овдовела. В семимесячном возрасте его отдали в семью одного австрийского коммуниста. Весной 1920 года Александра в Зальцбурге навестила мать. Она привезла с собой письмо, адресованное Ленину, которое написала в 1913 году в Париже, и просила сохранить на память.

В 1928 году какие-то неизвестные люди увезли Александра в Америку. Впоследствии Стеффен пришел к выводу, что этих незнакомцев послал Сталин. Александр получил американское гражданство, в 1943 году ушел добровольцем в армию и до 1947 года служил на военно-морской базе в Портленде.

В 1959 году умерла жена Стеффена, и он переехал в ГДР, где ему охотно предоставили гражданство и хорошую квартиру. Позднее Стеффена пригласили на прием к генеральному секретарю ЦК Социалистической единой партии Германии Вальтеру Ульбрихту, и тот сказал, что ему известно о происхождении Александра. А в 1967 году он встретился в Берлине с Брежневым, который вручил ему орден Дружбы народов и крепко расцеловал.

Но насколько правдива эта «немецкая» версия? Во-первых, нет никаких записей о рождении ребенка у Инессы Арманд в указанное время. Во-вторых, никто из ее окружения не упоминает о младенце. Наконец, в 1920 году Арманд находилась в Москве и никуда оттуда не выезжала. А визит Брежнева в ГДР состоялся вовсе не в 1967-м, а в 1971 году.

Правда и домыслы о детях Ленина

22 апреля - знаменательная дата в мировой и российской истории, ради нее можно и поворошить дела давно минувшего века. С подачи Коллонтай, в свое время было много слухов о близости Инессы Арманд и Владимира Ильича Ленина. Говорили, что у Инессы был от Ленина ребенок. На это место "прочат" два персонажа. Первый - Андрей Арманд, похороненный в Литве, убитый в ходе Великой Отечественной. Второй- сын по имени Александр Стеффен, который то ли похоронен в Швейцарии, то ли до сих пор живет в Берлине…

Андрей Арманд

Инесса Арманд - прелестная француженка, очаровательная жена богача Арманда, одинокая ссыльная, пламенная революционерка, истая большевичка, верная ученица Ленина, многодетная мать. Судя по переписке Владимира и Инессы (значительная часть которой сохранилась), можно сделать вывод, что отношения этих людей были озарены светлыми чувствами.


Надежда Константиновна считала, что в Париже пришлось провести самые тяжелые годы эмиграции. Но она не устраивала сцен ревности и смогла установить с красивой француженкой внешне ровные, даже дружеские отношения . Та отвечала Крупской тем же...

В литовском городке Мариямполе местные гиды обязательно поведут вас на мемориальное кладбище и покажут памятник капитану Андрею Арманду, погибшему 7 октября 1944 года в боях за освобождение Прибалтики от фашистов.

Как утверждают местные историки-краеведы, гвардии капитан Красной армии Андрей Арманд - внебрачный сын... Владимира Ленина и Инессы Арманд. В официальных документах времен войны действительно говорится, что "похороненный Андрей Александрович Арманд (1903-1944) - сын Инессы Арманд и Владимира Ульянова".

Сегодня эти бумаги хранятся в городской администрации Мариямполя. Но как появила

Профессор Российской академии театрального искусства Фаина Хачатурян уверена, что в детстве дружила с внуком Ленина.

"Одно из самых ярких воспоминаний моего детства – это походы в гости к родственникам Инессы Арманд, – рассказывает Фаина Николаевна – Моя мама дружила с Хиеной Арманд, женой младшего сына Инессы – Андрея.

Это были послевоенные годы. Их семья жила в доме на Манежной площади. Позже я узнала, что квартиру им дали по распоряжению Ленина. Это была громадная коммуналка. Жили они очень скромно. Квартира была обставлена старой казенной мебелью. Но в ней была особая атмосфера, здесь собирались яркие представители московской интеллигенции.

Для нас, детей, в этом гостеприимном доме устраивали замечательные праздники. Хиена воспитывала двоих сыновей. Младшего звали Володей. Мы с ним подружились. Он поражал своим умом, начитанностью. Мне постоянно казалось, что он кого-то очень напоминает. Позже старшая сестра открыла мне глаза, сказав: «Загляни в учебник истории, и ты все поймешь ».

Гимназист Владимир Ульянов

И действительно. Володя Арманд в детстве был почти копией фотографии, на которой изображен Володя Ульянов в гимназической форме. Такой же выпуклый лоб, тот же пронизывающий взгляд. Когда я повзрослела, мне мама рассказывала, будто бы его отец, Андрей Арманд, и был сыном Ленина." Такая вот легенда…

Но вот что говорит сам Владимир в интервью:

А вот тот самый Володя, похожий на хрестоматийную фотографию маленького Ильича, живет и здравствует в Москве. Ему сейчас 72 года. Он руководит небольшой собственной фирмой. Первое, что приходит на ум при встрече с ним: и правда, он сильно смахивает на Ленина! Особенно когда жестикулирует и улыбается.

– Несколько лет назад все газеты обошла сенсация: в Литве найдена могила сына Ленина – Андрея Арманда. Это ваш отец?

– Еще писали, что он полковник. А на самом деле был капитаном. Да, его тяжело ранили в 1944 году в боях с фашистами под Вилкавишкисом. Он скончался в госпитале. Здесь его и похоронили. Семья знала, где он упокоился. Мы ездили на его могилу задолго до того, как о ней раструбила пресса. Перед войной папа работал инженером-механиком на Горьковском автозаводе. Сюда его направили, не дав окончить четвертый курс института. Он даже ходил к Серго Орджоникидзе с просьбой дать ему доучиться в вузе. Но тот ему ответил: «Мы с тобой хорошо знакомы, но это не повод, чтобы не выполнять поручения партии». У отца была бронь от армии. Но он ушел добровольцем на фронт.

– Известно, что после смерти Инессы Арманд в 1920 году заботу о ее детях взяла на себя Крупская.

– Когда Инесса умерла, моему отцу шел семнадцатый год. Его воспитанием занимался домашний учитель. Он жил с нами как член семьи и после гибели папы. Крупская с вниманием относилась к детям. Общался с ними и Владимир Ильич, время от времени выяснял их мировоззренческие настроения. Никакой опеки не было: просто нормальные отношения. Фамилия наша ничего не значила. Поэтому ни льгот, ни особых условий.

Правда, Иосиф Виссарионович четко реагировал на просьбы матери, когда она писала: «Почини крышу». Крыша часто подтекала: ее пробило во время бомбежки. Через день после письма прибегал комендант Кремля. Хотя одна привилегия у Армандов все же была: ни один из членов семьи не попал под репрессии. Такой же поблажки удостоились и приемные дети Дмитрия Ульянова, младшего брата вождя.

– Писали, что кто-то из Армандов долго хранил личную переписку Инессы с Владимиром Ильичем. А в начале 50-х годов сжег, испугавшись, что она может стать поводом для ареста.

– Всю личную переписку с Лениным изъяли сразу после смерти Инессы. Так что все тайны их личных отношений, если они и были, поныне хранят архивы НКВД. У нас исчезли только воспоминания бабушки о Владимире Арманде. Их украли во время эвакуации вместе с моими пеленками. Именно от Владимира она родила пятого ребенка – моего отца. К нему она ушла, бросив отца предыдущих ее четверых детей – Александра Арманда, старшего брата моего деда. Это известная семейная история.

– А как в семье относятся к легенде, что Андрей Арманд – сын Ильича?

– Это все журналисты-выдумщики, – ответил Владимир Андреевич. – Откуда взялась легенда – не знаю. Почему-то никто не говорит, что Инесса Арманд создала журнал «Работница», что она – первый председатель исполкома Москвы и Московской области. Вот это уже никому не интересно. Мой отец родился в 1903 году, а с Лениным Инесса познакомилась в 1909-м.

– Но вождю и его подруге могли подправить биографию. Может, они встретились раньше, ведь Инесса писала, что с работами Ленина познакомилась именно в 1903-м, в год рождения младшего сына…

Владимир Андреевич лишь отмахнулся.

– Однажды Володя выступал на каком-то совещании. Кто-то его сфотографировал. На снимке он и впрямь был точной копией вождя, – смеется Ольга, жена Владимира Андреевича.

– Владимир Ильич и Инесса, образно говоря, стояли рядом у станка. Он – выдающийся теоретик. Она – очень грамотный человек с точки зрения культуры, экономики, юриспруденции и талантливый организатор. А больше ничего, – закончил разговор Владимир Андреевич.

И его лицо осветила улыбка с характерной хитрецой. Ну, прям вылитый Владимир Ильич!

МНЕНИЕ ИСТОРИКА Акима АРУТЮНОВА, известного ученого-историка, автора книг о Ленине.

Чтобы ответить на вопрос, кто такой Андрей Арманд, надо вспомнить судьбу его матери - Инессы (Элизы) Федоровны Арманд. Она родилась 9 мая 1874 года в Париже. Ее отец, Теодор Стефан, был известным оперным певцом. Мать, Натали Вильд - домохозяйкой. После смерти мужа она осталась с тремя малыми детьми без средств.

В поисках выхода из тяжелейшего материального положения тетка (преподавательница французского языка и музыки) вместе с Инессой эмигрировали в Россию. В Москве девушка получила хорошее образование.

Весьма одаренная Инесса, свободно владевшая французским, английским и русским языками и великолепно игравшая на рояле, стала домашней учительницей детей из богатых московских семей. В октябре 1893 года она вышла замуж за сына купца первой гильдии, владельца фабрик в Подмосковье Александра Арманда. За восемь лет совместной жизни Инесса родила двух мальчиков (Александра в 1894 году и Федора в 1896 году) и двух девочек (Инессу в 1898 году и Веру в 1901 году).

Живя в полном согласии и взаимопонимании с Александром, Инесса неожиданно в 1902 году ушла... к младшему брату мужа - Владимиру. В 1903 году она родила от него пятого ребенка, мальчика, которого назвали Андрюшей. Но долгой жизни с Владимиром не получилось. После ссылки Инессы за политическую деятельность он последовал за ней, хотя и болел туберкулезом.

На севере у мужа резко обострилась болезнь. Владимир Арманд был вынужден срочно перебраться на лечение в Швейцарию. Инесса, сбежав из ссылки, направилась к мужу. Увы, врачи не смогли спасти его. В начале января 1909 года Владимир скончался. Похоронив мужа, Инесса решила перебраться в родной Париж. Обо всех пятерых детях в тот период заботился в России ее первый муж Александр.

С Владимиром Ульяновым Инесса впервые познакомилась в Париже весной 1909 года. До этого два этих человека никогда не встречались. В год знакомства Ленина с Арманд младшему сыну Инессы Андрею уже исполнилось 5 лет. Так что, в Мариямполе ошибаются: Владимир Ильич никак не мог быть отцом Андрея Арманда .

Удалось установить, что после смерти матери 24 сентября 1924 года Андрей - не без поддержки председателя Совнаркома Ленина - получил высшее образование. До 1935 года он работал инженером-механиком на Горьковском автозаводе, затем переехал в Москву. В начале войны ушел добровольцем на фронт с московским ополчением. В 1944 году вступил в члены ВКП(б) и вскоре геройски погиб. Теперь мы знаем, что гвардии капитан Красной армии Андрей Арманд похоронен в Литве.

Александр Владимирович Стеффен

Читателям наверняка будет интересно узнать о том, о чем в Германии знают почти все школьники. Там в учебниках истории для восьмых классов в главе, посвященной Владимиру Ульянову (Ленину), говорится об Александре Стеффене, единственном сыне вождя революции и шестом ребенке Инессы Арманд.

В 1998 году журналист Арнольд Беспо разыскал 85-летнего Александра Владимировича Стеффена в Берлине, где тот жил недалеко от Бран-денбургских ворот. Жена его давно умерла, дети (то есть подлинные «внучата Ильича») живут отдельно. Скромной пенсии в 1200 дойчмарок на жизнь хватало, но он искал издателя для публикации книги своих воспоминаний.

Преклонный возраст этого человека не располагал к длительной беседе, но герр Стеффен все же согласился дать журналисту небольшое интервью. Вот что он рассказал о себе:

«Я родился в 1913 году, через 3 года после знакомства матери с Владимиром Ильичом. А оно произошло в Париже в 1909 году, сразу после смерти от туберкулеза ее второго мужа, Владимира Арманда.

Как я полагаю, родители не очень хотели афишировать факт моего появления на свет. Поэтому через 7 месяцев после рождения меня пристроили в семью одного австрийского коммуниста. Там я и рос вплоть до 1928 года, когда неизвестные люди забрали меня, посадили на пароход в Гавре, и я оказался в Америке. Думаю, что это были люди Сталина, которые, скорее всего, хотели в будущем использовать меня в пропагандистских целях. Но, видимо, не получилось.

В 1943 году, уже будучи американским гражданином, я пошел добровольцем в армию и служил на военно-морской базе в Портленде до 1947 года.

О своем отце знаю от матери. Весной 1920 года, незадолго до своей смерти, она побывала в Зальцбурге. Рассказала о нем, привезла письмо из своего личного архива, написанное Владимиру Ильичу в Париже в 1913 году, и попросила сохранить его на память.

В США жизнь не заладилась. Жена умерла в 1959 году, и я уехал в Европу, в Германскую Демократическую Республику (ГДР). Я догадывался, почему на мою просьбу восточные немцы сразу ответили согласием и предоставили гражданство вместе с хорошей квартирой. Позднее моя догадка подтвердилась. Меня пригласили на прием к товарищу Вальтеру Ульбрихту, Генеральному секретарю ЦК Социалистической единой партии Германии — он все знал.

А в 1967 году, во время берлинской встречи лидеров мирового коммунистического движения в советском посольстве со мной встретился Леонид Ильич Брежнев. Он вручил мне орден Дружбы народов и на прощание крепко расцеловал. Обещал пригласить на XXIII съезд КПСС в качестве почетного гостя. Не получилось. А сегодня Ленина в России не любят. Так что и делать мне у вас нечего ».

Александр Владимирович любезно разрешил опубликовать отрывок из письма Инессы Арманд Владимиру Ульянову, жившему в ту пору в Польше, в Кракове.

«…Глядя на хорошо знакомые места, я ясно сознавала, как никогда раньше, какое большое место ты еще здесь, в Париже, занимал в моей жизни, что почти вся деятельность здесь, в Париже, была тысячью нитей связана с мыслью о тебе. Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда я тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью — и это никому не могло бы причинить боль. Зачем было меня этого лишать?..»

Весь клан Армандов - дети, обожавшие мать, и родственники ее мужа - отрицает романтические отношения между Инессой и Лениным, как и французские коммунисты, чтящие ее до сих пор.

Вот что пишет про это Гелий Клейменов:

На первый взгляд информация правдоподобная, тем более что принимал Александра Стеффена сам Вальтер Ульбрихт, а награждал Леонид Брежнев. Да, и в учебниках истории так просто без проверки не напишут. Давайте разберем эту наиболее достоверную версию рождения бастарда (незаконнорожденного сына) у вождя.

1. Остановимся на дате рождения 1913 г. Из биографии Инессы нам известно, что весной 1912 года Инесса по поручению Ленина выехала в Россию, 14-го сентября она была арестована, ее освободили весной 1913 года под залог в 5400 рублей, который внес ее первый муж Александр. 6 августа 1913 года закончился срок гласного надзора полиции, и она могла уехать из России. В сентябре она появилась в Кракове и уехала в Париж до 7 октября 1913 г.

Плод любви Ленина и Инессы рождения 1913 г (месяц рождения не указан) мог появиться от их встреч между апрелем 1912 г. и апрелем 1913 г. Инесса выехала в Россию весной 1912 г, значит, такое событие могло произойти только в апреле-мае 1912 г. в Париже. Исходя из этих расчетов, ребенок мог появиться на свет только в тюрьме Петербурга. Рождение в тюрьме должно было обязательно зафиксировано в церковной книге. Если бы такая запись существовала и была обнаружена, она была бы главным доказательством этой версии. Из тюрьмы Инесса должна была выйти с грудничком весной 1913 г., и наверняка, судя по действиям Александра Арманда, он предложил бы Инессе усыновить мальчика, как он поступил с сыном его брата Владимира, Андреем.

2. Как следует из версии, «через 7 месяцев после рождения» сына пристроили в семью австрийского коммуниста. Следуя этой версии, мы должны допустить, что Инесса пробиралась через Финляндию и Стокгольм до Кракова с ребенком и должна была появиться в семье Ульяновых с младенцем, а затем в спешном порядке в течение месяца, так как в октябре она уже покинула Краков, передать его в семью австрийцев (в Галиции они тогда были). Крупская с большой теплотой отзывалась об Инессе, постоянно бывавшей у них в доме, в это время, но о младенце ничего не намекнула даже вскользь. Можно предположить, что они сговорились и решили избавиться от порочащего вождя революции внебрачного ребенка? Но это — маловероятно.

Во-первых , Ленин был всего лишь руководителем партии большевиков, и до революции было еще очень далеко.

Во-вторых, если бы Инесса появилась с ребенком Ленина, действия семьи Ульяновых было бы абсолютно противоположные – они так ждали детей, особенно Мария Александровна, ну, разве могли они отказаться от такого свалившегося счастья.

В-третьих, Инесса была великолепной матерью. Политика ее затягивала, отрывала от детей, но при всех удобных случаях проводила время с ними. После побега из ссылки в Архангельскую губернию она с риском для себя встречалась с детьми в Москве. Когда она жила в Париже рядом с квартирой Ульяновых, она приходила к Крупской и Ленину с детьми, для которых они стали дядей и тетей.

Даже на курсы в Лонжюмо она приехала с сыном Андреем. Она была неспособна подбросить своего ребенка в чужую семью на воспитание. Такой поступок был не в ее характере. Она была нежной, внимательной матерью, всегда заботившейся о своих детях. Возвратившись в Париж в 1913 г., где ее дети жили с отцом Александром Евгеньевичем, она летом 1914 г. уехала отдыхать с ними на Адриатическое море, в Ловрану, на полуострове Истрия.

Из дневниковых записей Инессы от 1 сентября 1920 г.: «В отношениях к детям я вовсе не похожа на римскую матрону, которая легко жертвует своими детьми в интересах республики. Я неимоверно боюсь за своих детей».

3. Следует остановиться еще на фразе из версии: «Весной 1920 года, незадолго до своей смерти, она побывала в Зальцбурге». В 1918 г. Инесса вместе с правительством Ленина переехала в Москву, стала возглавлять женский отдел ЦК партии большевиков. Ее квартира находилась в Кремле, рядом с квартирой Анны Ильиничной, и Ленин пешком заходил навестить женщин.

В 1920 г. было решено созвать 1-ую Международную женскую коммунистическую конференцию одновременно со вторым съездом Коммунистического интернационала (Коминтерна) с 19 июля по 7 августа 1920 г. в Москве. Инесса Арманд была назначена организатором и руководителем этой конференции и никуда из Москвы не выезжала. В Зальцбурге она никак не могла быть, да и время было не до поездок, началась война с Польшей. 1 марта поляки заняли Слоним, а затем Пинск, 19 апреля Лиду, Новогрудок и Баранович и Вильно, 28 апреля – Гродно. Москва была отрезана от Европы, и пробраться туда было просто физически невозможно.

4. Версия о сыне Ленина скомпонована и состряпана наспех, и ее авторы даже не потрудились заглянуть в справочник и уточнить факты и даты. Еще один серьезный промах в версии: «А в 1967 г., во время берлинской встречи лидеров мирового коммунистического движения в советском посольстве со мной встретился Леонид Ильич Брежнев. Он вручил мне орден Дружбы народов и на прощание крепко расцеловал.

Леонид Ильич был в ГДР в начале октября 1964 г., будучи членом президиума и секретарем ЦК КПСС, он как глава советской делегации принял участие в праздновании пятнадцатилетия ГДР. В один из вечеров советский посол Петр Андреевич Абрасимов устроил обед в честь высокого гостя, на который пригласил певицу Галину Павловну Вишневскую и виолончелиста Мстислава Леопольдовича Ростроповича. В 1967 г. в сентябре Брежнев был с официальным визитом в Венгрии, а в ГДР его официальный визит, как Генерального секретаря ЦК КПСС, состоялся в октябре 1971 г. и принимали его на высшем уровне, а о приемах в посольстве не могло быть и речи.

Все эти измышления о сыне Ленина сшиты белыми нитками и не имеют никакого отношения к действительным событиям. И неважно, был ли Александр Стеффен рождения 1912 года или 1914 года, в любом случае Инесса должна была его вынашивать, а при ее столь тщательно прописанной хронографами по месяцам биографии, для рождения шестого ребенка не находится времени. Естественно, беременность не скроешь, и кто-то из соратников в своих воспоминаниях обязательно бы об этом факте упомянул. Не было у Инессы шестого ребенка, а у Ленина – сына.

Андрей Миронов (не артист) — внебрачный сын Ленина?

По версии Мелиса Арыпбекова, киргизского бизнесмена, который в свободное время занимается исследованием жизни Ильича, свой псевдоним вождь взял в честь некоей женщины по фамилии Ленина. Об этом свидетельствуют документы, которые Мелису передал не кто иной, как внук знаменитого русского художника Перова — Роман Алексеевич.

Мы с ним много общались, когда я жил и работал в Ленинграде, — рассказывает Арыпбеков. — Изучение истории всегда было моей страстью. Роман Алексеевич знал об этом и передал мне удивительные документы!

Арыпбеков достает со шкафа мощный и пыльный чемодан и вынимает оттуда потрепанный альбом с угольными набросками известнейших картин самого Василия Перова!

Сличайте! — Мелис кладет перед нами современные цветные репродукции известных полотен. На рисунках — действительно фрагменты шедевров, лица и даже кисть руки со скромной подписью: «Моя рука. Перовъ».

А вот фото Романа Перова, который передал мне это сокровище, — говорит Арыпбеков и показывает на карточке человека, очень похожего на Льва Толстого. — А рядом с ним, знаете кто? Андрей Миронов, сын Лениной, в честь которой Владимир Ильич и взял свой псевдоним.

Арыпбеков делает паузу:

И возможно, это сын Ильича!

В качестве доказательств этой ошеломляющей теории Мелис достает старинную черно-белую фотографию. Мы, разбирая тонкие буквы, читаем на обороте почти по складам: «Глубокоуважаемым, родным и любимым Татьяне Алексеевне и Роману Алексеевичу Перовым на память о моей родной маме Инне Васильевне Лениной, принимавшей участие в революционной работе с В. И. Лениным и содействовавшей его спасению в начале мая 1900 г. А. Миронов».

Та же самая женщина, что на фото, запечатлена и на обтрепанной странице из дореволюционного журнала «Нева», где под рубрикой «Артистъ и сцена» со всеми ятами и твердыми знаками сообщается, что «Инна Васильевна Филиппова-Ленина оперная певица, лирическое сопрано» будет выступать «въ роли Маргариты изъ оперы «Фаустъ». Выходит, сын Инны Лениной Андрей Миронов переслал эти фотографии своему другу, Роману Перову. Есть еще несколько писем, написанных тем же почерком от Андрея Роману.

Может, Ленин действительно свой псевдоним в честь нее взял? Почему же тогда вы не рассказали об этой очаровательной даме вождя раньше? — спрашиваю я у Мелиса Арыпбекова.

Во времена КГБ? — вопросом на вопрос отвечает Мелис. — К тому же Перов мне вообще говорил, что Андрей — это тайный сын Владимира Ильича и Инны Лениной. Ну и как вы думаете, эту информацию восприняли бы в советское время?

По словам Арыпбекова, у Володи Ульянова и Инны Лениной был бурный роман в Петербурге, они даже пожениться собирались. Но родители юной особы не пожелали выдавать свою дочь за человека, брат которого был повешен за покушение на царя. Ульянову пришлось расстаться с девушкой, а лишь потом она узнала, что беременна. И вышла замуж за другого — совершенно неинтересного для советской истории персонажа — некоего Миронова. Даже имя его до наших дней не сохранилось.

Почему Ульянов взял себе псевдоним Ленин?

У исследователей жизни вождя мирового пролетариата есть еще три версии появления псевдонима Ленин.

Версия первая: подражал Плеханову

Ее рассматривают другие исследователи жизни Ильича: в честь реки Лены. Но Ильич на Лене в ссылке не был. Правда, в 1912 году на Ленских золотых приисках власти расстреляли забастовщиков. Ульянов якобы был сильно потрясен этими событиями, прочитав о них очерк Владимира Короленко. Однако, историки говорят, что Ленские события произошли уже после того, как он взял себе этот псевдоним. Впервые подпись «Ленин» появилась в 1901 году в письме Ильича Георгию Плеханову. Кстати, такую подпись Ульянов мог избрать по аналогии с одним из псевдонимов Плеханова — «Волгин» (в честь великой русской реки Волги). Так что «Ленин» — может быть просто подражанием.

Версия вторая: взял фамилию агронома

Ильич часто использовал псевдонимы. У него их было более ста, он нередко подписывал свои статьи просто инициалами, но чаще — фамилиями К. Тулин, Петров, Карпов, К. Иванов, Р. Силин. Тогда Ульянов часто цитировал известного в то время агронома и общественного деятеля Сергея Николаевича Ленина. Мог позаимствовать и реальную фамилию ученого для псевдонима.

Версия третья: привык к чужому паспорту

В 1900 году, когда Владимиру Ульянову надо было выехать за границу, он подал прошение на имя псковского губернатора о выдаче загранпаспорта. Однако боялся, что из-за революционной деятельности паспорт не получит. Поэтому жена его, Надежда Константиновна, попросила свою подругу по вечерней школе Ольгу Николаевну Ленину, а та — своего брата Сергея помочь Ильичу. Для этого Ольга и Сергей взяли паспорт отца, Николая Егоровича Ленина, который был смертельно болен.

В паспорте подделали дату рождения (под возраст Ульянова). Но неизвестно, по какому документу выехал Ильич, потому что 5 мая 1900 года он получил в канцелярии псковского губернатора давно желанный загранпаспорт на свое имя. Однако по просьбе владельца типографии, печатавшей журнал «Заря», предъявлял ему паспорт на имя Н. Е. Ленина.

Как бы то ни было, после октября 1917 года глава партии большевиков и нового государства подписывал все документы, статьи, книги своей настоящей фамилией, но добавлял к ней в скобках свой главный псевдоним — В. Ульянов (Ленин).

Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную прическу – косу. Девушки украшали косы лентами или косником. Однако коса была не просто прической...

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство.

Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьезными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

Ты расти, расти, коса, всему городу краса! Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят, все волосоньки в ряд.

Длинная коса - это одна из самых старейших причесок в истории человечества. Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси знали одну-единственную прическу – косу. Девушки украшали косы лентами или косником, женщины – закрывали повойником. Однако коса была не просто прической. Волосы - аккумулятор тонких энергий, в основном это мысли самого человека и окружающих. Потому в ведах написано, что стричь волосы нельзя. Женщины в старину не стригли волосы, а заплетали в косу, таким образом энергия накапливалась. Также в старину девушки носили платок в людных местах чтобы не привлекать внимание, оберегая себя от негативной энергии. Мужчины на девушку с длинными волосами подсознательно реагируют сильнее, чем на стриженную. Волосы - это накопитель информации, мыслей. Потому при поступлении в монастырь стриглись налысо, дабы стереть все мысли предыдущей жизни. Индусы, буддисты - бреются налысо, чтоб никакая мысль не задерживалась и легче было войти в состояние медитации. Потому если вам важно закончить дело, о котором вы долго думали - не стоит стричься.

Славяне и Арии с бережным уважением относились в прошлом и относятся ныне к своим волосам, ибо всё, что даровано человеку Природой, необходимо для его гармоничного существования в данном мире. Волосы испокон Веков образно сравнивали с засеянным полем пшеницы: как колосья пшеницы впитывают в себя все соки и живительную силу Матери Сырой Земли и чистый свет Ярилы - Солнца и хранят их, так и волосы человека получают и сохраняют живительную силу от Небесных Богов, от Земных Родителей и предков рода, от Матери - Природы, от космических лучей Ярилы-Солнца и Небесных Звёзд, недаром же волосы издревле называли космами, т.е. связанные с космосом, который подпитывает человека. Волосы символизировали множество светлых Природных и Божественных Сил, которые помогают человеку в жизни, они также означали достаток в древнем Роду, изобилие и счастье в семье. Первым делом, что делали завоеватели в старину - срезали девичью косу.

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор.

С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство.

Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьезными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

Существует множество народных примет и поверий, связанных с волосами. Так, например, волосы, выпавшие при чесании, нельзя бросать на пол или на землю, ибо можно лишиться жизненной силы. Их следует сжигать или привязывать к плодовому дереву, чтобы на голове волосы хорошо росли, были крепкими и здоровыми, как дерево. Детям до 12 лет даже кончики волос не подстригали, чтобы не состричь ум, постигающий жизнь и не лишить их жизненной силы. Подравнивать кончики на длину не более одного ногтя (1,1 см) у юношей старше 16 лет можно было лишь в новолуние. Расчёсывали волосы гребнем из священных металлов или из священного дерева – берёзы, дуба, кедра, ясеня, бука.

Первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была «дiвчинкою», а как только ей заплели косу, она становилась «дiвкою», девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста. В Малопольше после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества. После угощения крестные, заплетая косу, пели: «Плетем тебя, милая косичка, Для здоровья и силы крестницы. Чтобы мы были такими ловкими, Чтобы у нее косички были длинными». Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест», беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, связывали их посередине, приговаривая: «как связаны волосы, так бы хлопцы вязались».

У славян коса символизирует готовность девушки к браку, лента в косе была знаком того, что девушка на выданье. Со дня просватанья лента заплеталась только в полкосы, к ней крепился знак просватанья - длинная широкая лента. Длинная коса - предмет гордости и особой заботы девушки, ее украшение. За волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше.

Чтобы косы были длинными и толстыми, в канун Рождества клали под подушку веревку; в Юрьев день ходили причесываться в поле, в Чистый четверг - под яблоню; смазанные сырым яйцом волосы заплетали в косу, обрезали концы и закапывали их в винограднике; в день св. Трифона мазали косу виноградным соком, приговаривая: «Како растит лозница, така да ми растит и косата» [Как растет виноград, так пусть растет и моя коса]; бегали под грибным, летним дождем; мазали волосы змеиным жиром, жиром специально убитого для этого ужа, чтобы косы были длинными, как уж; смазывали косы жиром черной змеи и скручивали ее в клубок наподобие змеи, чтобы коса была прочной; прикладывали к волосам травы, называемые косица, косатень или мыли в отваре этих трав; заклинали траву косатень помочь вырастить длинную косу; плели косу из «маккавейских» трав и прикладывали ее к своим волосам. Желая приманить женихов, девушки вплетали в косу обрывок веревки от церковного колокола.

В свадебном обряде и песнях коса - символ невесты. Косу из кудели прикрепляли к елочке и прибивали к углу дома невесты. Обрядовая перемена прически невесты (расплетение - заплетение косы, ее обрезание, «продажа» жениху) символизировала заключение брака и изменение статуса девушки. Расплетение косы означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского головного убора - переход невесты в группу женщин.

В Архангельской области говорили: «За стол когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна - стало две, была девушка - стала женщина». После венчания в доме молодого (иногда прямо в церкви) волосы новобрачной заплетали в две косы, «по-бабьи»; их оборачивали вокруг головы и убирали под повойник, чепец, платок, т. е. под женский головной убор.

В Болгарии расплетение, причесывание и заплетение кос совершалось накануне венчания и сопровождалось песнями; при этом обряде все домашние и подруги невесты плакали. Если отец жениха разводил пчел, то церемония расплетения косы невесты происходила не в ее доме, как обычно, а в доме жениха - чтобы пчелы лучше роились. Брат расплетал невесте косу, заплетал ей две косы, но это мог делать и жених. Иногда правую косу заплетал жених, левую - сваха. Косу могли расплетать также дружка, два близких родственника, крестная, подруги, дружки (они расчесывали волосы, смазывали их маслом и медом, после чего заплетали косу и вплетали чеснок для отведения порчи. Когда расплетали косу во время девичника, невеста «вопила»: «Не расплетайте мою косу русу, Не увязывайте моей шелковой косушки». В восточном Полесье невесте расплетали косу в церкви и закручивали волосы «в куклу», с этой мину ты девушка символически причислялась к женщинам и не могла носить заплетенные косы. В Софийском крае до начала XX в. невесте заплетали множество косичек, украшали их серебряными монетами; косички закрывали ее лицо.

Замужней женщине нельзя было носить одну косу, чтобы не овдоветь. Если у девушки левая коса оказывалась толще правой, ей предстояло выйти замуж за вдовца. Словом коса в свадебном ритуале называлась прощальная вечеринка с подругами невесты в ее доме накануне свадьбы; девичник; пропивать косу означало угощать вином накануне свадьбы, на другой день после девичника, чесать косу - расчесывать и заплетать косу невесте накануне венчания; выкупать косу - дарить подарки родственникам невесты, косу продавать - брать выкуп за невесту.

Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой. Того, кто продает косу невесты (брат, родственник невесты или ее младшая сестра), называли косник, а сам обряд выкупа невесты или ее косы у брата - косопродаванье, косу продавать. Продавая косу, девушки пели: «Наша коса не рублева, / Наша коса сторублева, / Лентою перевязана, / Лентою голубою, / Девкою молодою». Иногда сама невеста должна была выкупить косу. В Сибири во время заплетения косы брат или сестра, держа невесту за косу, брали ножницы и говорили: «Давай плату за косу, не то отрежу».

Полное отрезание косы на свадьбе встречается у славян редко. У русских и украинцев обрезание или подрезание косы невесты заменено обрядовым расчесыванием. У белорусов частичное обрезание сопровождалось продеванием кончика косы в кольцо и (символическим) прижиганием его пламенем свечи. Отрезали косу невесте в северо-восточной Сербии, в Польше (иногда отрезанную косу свашка бросала в огонь - Боры Тухольские), у гуцулов и в западных уездах Волынской губернии. У гуцулов Покутья (р-н Хотима) жених обрезал косу невесте ножом, когда она сидела у него на коленях, на кожухе, и из отрезанных волос сплетал две косы.

В похоронном обряде распущенные косы - символ скорби. В Сербии женщины провожали покойника на кладбище с расплетенными в знак траура косами. Вернувшись домой с похорон, заплетали косы. В Болгарии, когда в доме случалась смерть, женщины расплетали косы и не заплетали их 40 дней. В центральной Украине девушки расплетали косу себе и своей умершей подруге, в то же время в Галиции во время похорон девушки заплетали волосы в косу. В Черногории матери и сестры умершего отрезали свои косы и клали в могилу вместе с покойником или вешали их на кладбище на крестах и деревьях.

Специально распускали косы в разных обрядовых ситуациях: во время трудных родов расплетала косы не только роженица, но и все женщины и девушки, присутствовавшие в доме; в обряде опахивания; при появлении градоносных туч (сербы Драгачева, Лесковацкого Поморавья). В Витебске расплетали косы, когда мяли лен, чтобы он был мягок и волокнист. В Рязани распускали косы при проводах «русалки»; некоторые ряженые в период святок и масленицы; считалось, что распускали волосы ведьмы перед полетом на шабаш, перед тем, как доить чужих коров, отбирать «спор» у хлеба в поле, делать «заломы» в хлебном поле; при сборе трав для ворожбы.

Иногда девушка, гадая на святках, распускала косу: перед сном она продевала в косу висячий замок, запирала его и говорила: «Суженый-ряженый! приди ко мне ключ попросить». Накануне Нового года и Богоявления перед сном, чтобы увидеть суженого, «косу замыкали», т. е. заплетали и укладывали на голове. Вещий сон могло вызвать вплетение в косу некоторых растений. У чехов и русских считается плохой приметой встретить женщину с распущенной косой.

Насильственное обрезание косы - знак бесчестия и поругания. У Болгарии обрезать косу у девушки мог из мести отвергнутый парень. Женщина старалась отрезать косу разлучнице. Девушке отрезали косу в наказание за утрату невинности; она не имела права носить висящую вниз косу, за нарушение этого запрета ей могли остричь косу. На Волыни женщине косы обрезали за прелюбодеяние. Девушке, которая постригалась в монахини, обрезали косу «как знак раздела с миром и вступления в брак со Спасителем». В украинских песнях мотив пускания косы по реке - символ потери девственности; иногда девушка отрезает себе косу из-за тоски по милому.

Заплетение волос людям и животным - характерное действие мифологических персонажей. В быличках домовой по ночам заплетает косичкой бороды старикам, волосы, женщинам; гриву и хвост лошадям заплетают домовой, ласка, черт. У поляк - ласка, хохлик (домовой дух), змора, дьявол, богинки, краснолюдки (карлики). У южных славян - это занятие вил (они плетут косу из 10, 12 прядей), причем, если гриву, заплетенную в косу, расчесать, она вновь сама заплетается.

Девушка в Иванову ночь спасается от чертей, велев им заплести ей косу по одному волосу, что они и делали, пока не запели петухи. На Украине чтобы уберечься от нечистой силы, в четверг на Русальной неделе девки вплетали в косу полынь; от черта, от ходячего покойника вплетали растения-апотропеи: «донник», «тою», «руту»; от колдуна на свадьбе невесту спасала «богородская трава» в косе. От сглаза девушки вплетали в волосы правую переднюю лапу крота.

Современные модницы также с удовольствием заплетают косы, которые делают образ женственным и стильным. До сих пор длинная коса является одним из главных женских «оружий», направленных на массовое привлечение мужского внимания. Видимо, есть в длинной косе нечто магическое, благодаря чему она не утрачивает своей популярности уже несколько веков подряд.

В советское время все школьницы и девушки постарше ходили с косами. Длинная коса была мечтой для всех девочек, поэтому волосы растили практически с рождения. Образцом для подражания были героини русских сказок, например, Варвара-краса. Подстричь волосы не решалась ни одна девочка. Зато они с удовольствием мерились длиной и толщиной кос.

Вот и сейчас длинная коса, как и прежде, является символом девичьей красоты. К тому же, сегодня она приобрела статус модной прически. Поэтому парикмахеры и стилисты активно экспериментируют с вариантами плетения кос. Классическую длинную косу сегодня принято заплетать на один бок. Волосы перекидываются на один бок, после чего заплетается обычная коса из трех прядей. Для того чтобы сделать ее более модной, нужно плести ее довольно свободно, а затем растянуть звенья косы в стороны. Так она станет более объемной и ажурной.

Не менее популярна сегодня экстравагантная коса «рыбий хвост», которую также можно заплетать на один бок или сзади. Своей интересной формой она напоминает хвост рыбы, отсюда и ее название. Плетется она довольно просто, правда плетение займет у вас гораздо больше времени, чем создание простой косы. Волосы нужно зачесать назад и разделить на 2 равные части. С самого края левой части волос выделите тоненькую прядку и перекиньте ее к правой части. Теперь такую же тонкую прядь выделите справа и перекиньте к левой части волос. Продолжайте эти действия, пока не заплетете всю косу.

Показателем безупречного стиля можно назвать длинную французскую косу. Она выглядит очень женственно и изысканно. Ее главным отличием является то, что ее начинают плести вплотную к коже головы. Для этого в верхней части головы нужно выделить три пряди и сделать несколько движений, начав плести обычную косу. Затем начните захватывать пряди волос с боков, добавляя их в центр косы. Повторяйте это до тех пор, пока не вплетете все волосы. В конце заплетите обычную косу и закрепите резинкой.

Весьма оригинально смотрится длинная коса, заплетенная вокруг головы. Многие звезды Голливуда используют эту прическу в качестве вечерней. А некоторые женщины не расстаются с ней и в будни. Например, знаменитая длинная коса Юлии Тимошенко, обвитая вокруг головы, стала ее визитной карточкой.

Самая популярная разновидность кос, заплетенных вокруг головы – это греческие косы. Плетение обычно начинают от пробора с одного бока и продвигаются вокруг головы, можно заплести две греческие косички с обеих сторон, а затем соединить их в длинную косу. Для плетения используется техника «колосок».

Вчера, гуляя у ручья, я думала: вся жизнь моя -
Лишь шалости да шутки. И под журчание струи
Я в косы длинные свои вплетала незабудки.
Был тихий вечер, и кругом, как бы в дремоте перед сном,
Чуть трепетали ивы,- и реяли среди цветов
Стада стрекоз и мотыльков, беспечно-шаловливы.
Вдруг слышу шорох за спиной. Я оглянулась... Предо мной,
И стройный, и высокий, стоит и смотрит на меня
Очами, полными огня, красавец черноокий.
«Дитя, зачем ты здесь одна? Смотри, взошла уже луна,
Огни погасли в селах...» А я в ответ: «Среди цветов
Пасу я пестрых мотыльков, пасу стрекоз веселых».
И рассмеялся он тогда: «Дитя, оставь свои стада
Пасти самой природе; пойдем со мной в прохладный грот.
Ты слышишь? - Соловей поет о счастье и свободе...
Под вечный лепет звонких струй там слаще будет поцелуй,
Отраднее молчанье; и не сомнется твой венок,
И не сотрется бархат щек от нежного лобзанья!»
Мне странен был язык страстей,- не тронули души моей
Мольбы и заклинанья; как лань пустилась я домой,
Стараясь страх умерить мой и груди трепетанье...
С тех пор потерян мой покой!- уж не брожу я над рекой
В венке из незабудок, борюсь с желанием своим,-
И спорит с сердцем молодым неопытный рассудок...



Рассказать друзьям