Особенности воспитания детей второго года жизни. Презентация на тему "особенности развития и воспитания детей второго года жизни"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

На втором году жизни малыш очень сильно отличается от того беспомощного свертка, который его близкие принесли из роддома. Второй год жизни примечателен, прежде всего, совершенствованием основных движений, ребенка, особенно ходьбы; его необычайной подвижностью; быстрым и разноплановым развитием предметно-игрового поведения. Очень быстро развивается речь крохи, но понимает окружающих он по-прежнему лучше, чем говорит. В конце второго года жизни в активном словаре малыша насчитывается уже от 200 до 300 слов, то есть, его речь уже можно рассматривать как основное средство общения со взрослыми.

Ребенок уже обладает хорошими навыками самостоятельного передвижения, и сейчас он легко может добраться до мест и предметов, которые раньше были для него недоступными. Сейчас малыш — исследователь и испытатель. Он все рассматривает, трогает; он знает содержимое и кухонного шкафа, и книжного, и бесконечно проводит с окружающими его вещами опыты по установлению их размеров, формы и даже прочности.

Родителям такие опыты доставляют много беспокойства, им приходится постоянно контролировать местонахождение и действия ребенка. Однако, им следует не раздражаться, а радоваться его стремлению познавать этот мир, создавая малышу для этого все условия. Прежде всего, нужно позаботиться о безопасности крохи, убрав подальше лекарственные средства, режущие, колющие и бьющиеся предметы, а электрические розетки закрыв специальными заглушками.

На самом деле, найти компромисс между стремлением ребенка исследовать каждый уголок в доме и желанием родителей обезопасить его от травм, а имущество — от порчи, очень просто. Например, можно сделать несложную перестановку в кухонных шкафчиках: найдя место для бьющихся предметов и продуктов на верхних полках, нижние оставить для кастрюлек, эмалированных мисок и пластмассовой утвари. На журнальном столике лучше разместить детские книжки с картинками, в незакрывающихся ящиках письменного стола — разнообразные коробочки, игрушки и т.д.

Двигательная активность ребенка на втором году жизни

Для здорового малыша этого возраста характерно постоянное движение во время бодрствования. Именно подвижность является одним из основных стимулов ребенка к развитию, она дает ему возможность для знакомства с окружающим его миром, способствует психическому развитию ребенка. При мышечной работе, сопровождающей движение, снижается нервное напряжение.

Поэтому подвижность малыша должна только радовать его родителей. Тревожиться им нужно, когда ребенок на втором году жизни не проявляет желания познакомиться с окружающим миром, он малоподвижен и тих. Если малыш проявляет гиперактивность, следует сдерживать его подвижность, переключая детское внимание на занимательные, но более спокойные игры.

Чем выше становится двигательная активность крохи, тем большее значение приобретает качество обуви, которую ему надевают. Однако, дома необходимо позволять ему ходить босиком. Дело в том, что хождение босиком способствует развитию мышц стопы. В этом возрасте формируются своды детской стопы, и, когда подошвенная поверхность стопы контактирует с полом, она чутко реагирует на характер поверхности. Это способствует напряжению маленьких мышц, участвующих в образовании сводов. Когда ребенок постоянно носит обувь, эти естественных физиологические моменты просто не имеют возможности влиять на его развитие.

Чтобы помочь малышу на втором году жизни расширить свои двигательные возможности и освоить более сложные движения, родители не должны ограничивать его стремление к постоянному перемещению, если только действие, которое он задумал, не грозит ему какой-то опасностью.

В этот период времени ребенок научится не только подниматься на возвышение, но и спускаться с него, преодолевать невысокое препятствие, бегать, и все время, пока он будет осваивать эти навыки, родители должны помогать ему и, в случае необходимости — подстраховывать. Однако, когда малыш падает, не следует показывать ему свой испуг и бежать к нему со всех ног, лучше дать ему возможность самостоятельно подняться. Усилия, которые он при этом предпримет, не просто укрепят его мышцы, но и позволят приобрести неоценимый опыт поведения на улице и в следующий раз обойти место, где его настигла неприятность.

Нужно помнить, что, осваивая различные виды движения, ребенок получает уверенность в своих силах, он развивает свою смелость, сообразительность и упорство в достижении цели, поэтому он всегда должен встречать поощрение своей двигательной активности и необходимую помощь близких.

Развитие речи ребенка на втором году жизни

В развитии речи ребенка следует выделить два направления: малыш учит значения слов и учится произносить их. Как мы сказали вначале, понимание в этом возрасте развивается с опережением активного произнесения.

Чтобы развивать активную речь ребенка, родителям следует побольше с ним разговаривать и употреблять при этом простые предложения. Нужно учить его просить нужные ему вещи, это будет способствовать усилению необходимости в общении со взрослыми и интереса к самостоятельному произнесению слов. Также очень полезно разыгрывать короткие сценки с игрушками, в которых действия всех участников сопровождаются речью.

Игры ребенка на втором году жизни

Еще долго, вплоть до начала школьной жизни, игра будет для ребенка самым эффективным и доступным средством умственного, физического и эмоционального развития. Навыки самостоятельной игры у него появляются не сразу, сначала родители должны играть вместе с ним. Но со временем малыш захочет сам выбирать сюжет игры и устанавливать в ней правила.

Дети, достигшие года, любят играть в подвижные игры. Особенно полезно проводить их на свежем воздухе. Малыш уже может гулять без коляски, и станет исследовать все, что встретится ему на пути. Если это не будет иметь вид окурка, осколка стекла или другой опасной или грязной вещи, не нужно его одергивать. Если интерес малыша все же вызовет нежелательный предмет, следует мягко переключить его внимание на что-то другое.

Очень полезны для ребенка этого возраста игры с мячом. Они способствуют развитию ловкости, глазомера, улучшению координации движений и приносят ребенку большое удовольствие. Малыш на втором году жизни умеет бросать и толкать мяч, а также пытается его ловить и удерживать.

Вместе с тем, подвижные игры следует чередовать со спокойными и отводить достаточно времени на то, чтобы кроха сосредоточился на своих игрушках. Складывая свои карандаши, снимая и надевая колесики на машинки или разбирая их на запчасти, он развивает мелкую моторику пальцев, что чрезвычайно полезно для развития его нервной системы и речи.

В этом периоде своего развития ребенок может подолгу играть с книжками-картинками. У него уже есть любимые изображения, а на фото он узнает людей, в обществе которых проводит много времени.

Безусловно, малыш уже в этом возрасте нуждается в своем уголке. Однако, не следует загромождать его игрушками, так как их обилие будет рассеивать внимание ребенка, кроме того, он еще не в состоянии поддерживать там порядок. Следует давать ему по несколько игрушек и периодически их менять, а остальные держать отдельно.

В это время важно приучать ребенка оставаться одному в комнате, и легче всего это удается делать, когда он увлеченно играет. Если рядом с ребенком неотлучно будут взрослые, он впоследствии будет бояться остаться один, что создаст очень много сложностей. Поэтому следует учить кроху преодолевать этот страх, поощряя его самостоятельность и постепенно удлиняя периоды, когда он остается один.

Игрушки ребенка на втором году жизни

Правильный подбор игрового материала дает возможность ребенку не только развлекаться, но также активно приобретать и развивать различные навыки и знакомиться с разнообразными проявлениями окружающего его мира.

Прежде всего, в этом возрасте ребенок очень любит строить, поэтому нужно позаботиться, чтоб у него было достаточно «стройматериалов» — кубиков.

Полезно будет обзавестись тележкой на веревочке или с ручкой, которую он будет возить за собой, загружая и разгружая, ведь в это время малыш с удовольствием все толкает, тянет, возит.

На втором году жизни ребенок уже начинает рисовать, поэтому необходимо, чтобы у него были цветные карандаши или мелки. Это занятие полезно и для родителей, ведь, пока кроха будет представлять себя художником, они получат несколько драгоценных минут покоя.

После полутора лет ребенку необходимы игрушки, развивающие ловкость рук, например, формочки, имеющие разную величину и цвет, которые можно вставлять друг в друга. Также следует позаботиться, чтобы он имел все необходимое для игры в песочнице: лопатку, грабли, совочек, ведерко и т.д.

Полезно покупать малышу ситуативные игрушки, ведь с помощью самолетов, машин, домиков, гаражей, кукол, детской посуды и т.д. он сможет воспроизводить действия взрослых, изучая их мир.

Незаменимой игрушкой для малыша такого возраста является мяч. Сначала ребенка нужно познакомить с возможностями его использования, поиграть с ним вместе, подключить к игре других детей. Однако, если малыш допускает ошибки, не следует его укорять, а лучше предложить ему еще потренироваться.

На втором году жизни ребенок уже сможет пользоваться самокатом, который полезен для повышения двигательной активности детей и выработке у них двигательных реакций. Нужно следить, чтобы он периодически менял ногу, которой он отталкивается от земли, чтобы физическая нагрузка распределялась равномерно. Выбор самоката определяется ростом ребенка.

Если малыш проявит интерес к трехколесному велосипеду, то можно приобрести и его. Скорее всего, это случится в конце второго года жизни. Катание на велосипеде полезно для укрепления мышц и тренировки равновесия. Задача родителей — подогнать велосипед к росту малыша, чтобы он сильно не сгибался при езде. В катании нужно делать перерывы и давать крохе каждые 15-20 минут возможность направить свою энергию в другие виды физической активности, например, побегать, поиграть с мячом, или просто отдохнуть.

В зимнее время отличным развлечением для малыша будут санки. Причем, не нужно его все время катать, следует помогать ребенку только тогда, когда он взбирается с ними на гору, а в остальное время пусть он трудится и толкает их сам.

Как видим, второй год жизни малыша принесет ему значительные изменения и в физической, и в интеллектуальной сфере его развития. Но одно останется неизменным еще долгие годы: его потребность в вашей любви, в вашем понимании и в вашей уверенности в его силах и способностях. Именно эта уверенность и огромное терпение родителей являются главным условием успешного развития ребенка.

жизни ребёнок нуждается в постоянном эмоциональном контакте с матерью, в её ласковом голосе и добрых руках, если мать и отлучается, то оставляет с ребёнком человека, любящего его. Развитие ребёнка идёт фантастическими темпами, его мозг, например,утраивается по сравнению с мозгом новорождённого, он увеличивается почти на грамм каждый день.

Второй год жизни .

На втором году малыш нуждается во взрослом, как слепой в поводыре. В этот период нет нерадивых, нет ленивых, нет равнодушных детей, если только они не больны. Но такими они могут стать, если у родителей для собственного ребёнка не хватает времени , если время уходит попусту, бестолково.

На этом этапе жизни ребёнок в полной мере реализует своё стремление к познанию мира . Поэтому до полутора лет ребёнок бодрствует четыре с половиной часа подряд, а с полутора лет - пять с половиной часов и спит только раз в день (13-15часов 30мин).

В течение этого года ребёнок пройдёт гигантский путь в речевом развитии: от первых слов до фраз в 3-4 слова. Этот год первых неизгладимых впечатлений детства. В первом полугодии малыш больше слушает и накапливает информацию. А родителям кажется, что он только бегает, хватает, тянет. Они видят только эмоции. Если к году ребёнок произносит 6-14 слов , то к полутора годам будет произносить 30-40 слов.Казалось бы не так уж и много, но зато мимикой, жестами, интонацией, выразительным взглядом малыш может выражать всё, что необходимо.

Родители должны продолжать много говорить с ребёнком, и во втором полугодии его "прорвёт", он будет произносить 300-400 слов . В этот период выявляется разница в темпах речевого развития мальчиков и девочек. Девочки осваивают фразовую речь к полутора годам, а мальчики - к двум годам.

Заметьте, уважаемые родители, чем больше ребёнок видит и слышит, тем больше он хочет увидеть и услышать. Таким образом, умный стремиться стать умнее, а активный - активнее, и всё это зависит от воспитания, от установок семьи, уровня культуры родителей.

Находясь с малышом во дворе, на улице, в комнате в беседе с ребёнком называйте предметы , объясняйте их назначение, их основные качества.После полутора лет ребёнок задаёт вопросы: "Кто это?". "Что это", подкрепляя их жестами. Малыш легко повторяет за взрослыми произносимые слова и целые фразы, конечно, на своём языке. Старайтесь побуждать ребёнка произносить слова целиком, не угадывайте слова -намёки, это тормозит развитие его речи.

Если двухгодовалый вовсе не говорит, это может быть умственная отсталость, нарушения в органах речи, глухота, педагогическая запущенность со стороны родителей.Необходимо обратиться к невропатологу , без специалиста здесь не обойтись. А иногда бывает, что ребёнок заговорит позднее, но правильнее и понятнее.

К двум годам малыш различает четыре цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный . С года малышу показывают картинки, где изображены животные, игрушки, люди. В два года ребёнок свободно отвечает на вопросы "где?", "что делает?". Теперь пора дать ребёнку в руки карандаш , он начинает им чиркать по листку. Карандаш должен быть мягким, а бумага плотная, чтобы сразу не прорвалась. Развитие интеллекта, речи, моторики, рисование - единый процесс. Отставание в чём-то одном приносит ущерб развитию в целом.

Особенно прогресс в развитии наступает в год и восемь месяцев . Малыш настолько понятлив в этом возрасте, что следует планомерно начинать его обучать, по сути - .

С полутора лет полезно завести " чудесный мешочек " с игрушками, из которого вы их извлекаете, рассказываете о них, используя интерес к мешочку. Показывая новую игрушку, нужно её обыгрывать с ребёнком, чтобы он понял её назначение. Если постоянно заниматься с пирамидкой , то в два года он уже берёт колечко двумя пальчиками собирает всю пирамидку, хотя порядок надевания ему ещё трудно соблюдать. Но на третьем году жизни он соберёт пирамидку из восьми колец, соблюдая размеры. Помните, что за пирамидкой стоит трудолюбие, интеллект, глазомер, развитые пальчики.Очень многие дети приходят в с неловкими, неразработанными пальчиками. Тренировка пальчиков совершенствует мозг, те его отделы, которые отвечают за речь.

К двум годам малыш берёт колечки двумя пальчиками, листает страницы книги, разворачивает обёртку конфеты, способен правильно держать ложку карандаш. Это и есть овладение тонкой моторикой.

Родителям не следует торопиться с новыми навыками, умениями, играми. Сегодня он катает шарик, колёсико, машинку, завтра у него день строительства, потом будет черпаком ловить в тазике пластмассовую рыбку...

На втором году пора приучать ребёнка играть и общаться мирно со сверстниками, учить уступать, не обижать, делиться с другими детьми.

О навыках .

В год и два месяца малыш ест десертной ложкой с помощью взрослого, с года и четырёх месяцев самостоятельно ест суп, с полутора - кашу, пюре, а суп - с хлебом. С полутора лет также необходимо учить мыть руки и лицо, к двум годам малыш уже сносно вытирается полотенцем, снимает растёгнутую одежду, стянет с ног носочки. Пусть одежду сложит на стульчик.

На горшок просится с года, а с двух лет просыпается, если нужно и ночью. Уважаемые родители, не спешите сделать всё за малыша, пусть делает всё, что ему по силам, пусть учится прилагать усилия , -это чрезвычайно важно для дальнейшей его жизни.

На втором году жизни закрепляются понятия "можно и нельзя " и становятся нормой жизни.

После полутора лет родители должны убрать из всех зон досягаемости все опасные для ребёнка предметы, жидкости.

И в заключение несколько советов для тех родителей, дети которых устраивают истерики .

  • Не уступайте под воздействием истерик, потому что их цель - оказать давление на родителей и добиться своего.
  • Взаимоотношения с ребёнком должны быть ясными и определёнными : что можно - то разрешайте, что нельзя -запрещайте однозначно.
  • Не теряйте самообладания . Случается мать выходит из себя и вслед за ней в истерику впадает малыш.
  • Во время истерик не старайтесь что-то объяснять малышу, он всё равно ничего не слышит . Просто ждите. Можно использовать метод "безразличия", незаметно наблюдая за малышом, занимайтесь своим делом. Когда у ребёнка выйдет пар, он успокоится. С двухлетними такое случается.

Вы с огромным вниманием и удовольствием наблюдаете, как ваш ребёнок растёт и развивается в первый год жизни, вы чуть ли каждый месяц отмечаете этакий мини День рождения вашего ребёнка, вы радуетесь каждому новому большому или маленькому достижению и открытию. Да, несомненно, первый год жизни - важный этап всего дальнейшего развития вашего ребёнка, как физического, так и интеллектуального. Но, тем не менее, хочу заметить, что развитие ребенка второго года жизни ещё интересней и увлекательней.

5 274601

Фотогалерея: Развитие ребенка второго года жизни

Итак, как правило, азы мира сего уже постигнуты: малыш умеет сидеть, стоять и, как правило, ходить. Теперь можно и нужно развивать полученные навыки для познания окружающего мира. За второй год жизни своего ребёнка вы будете наблюдать грандиозные изменения, как в физическом, так и в интеллектуальном аспекте его развития. Рассмотрим всё более детально.

Показатели физического развития ребёнка второго года жизни

Многие родители беспокоятся о том, в норме ли вес и рост их ребёнка, не слишком ли малыш толстый или не слишком он худой. Сказать откровенно, если вы ребёнка не перекармливаете и, в то же время, ваш малыш нормально и полноценно питается, он активен и подвижен, то повода для беспокойства нет. Существуют ориентировочные нормы роста и веса ребёнка различные для мальчиков и для девочек.

Наглядно рассмотрим показатели веса и роста ребёнка второго года жизни при помощи таблицы.

Показатели роста и веса ребёнка второго года жизни для мальчиков

Возраст, год

Показатели роста и веса ребёнка второго года жизни для девочек

Возраст, год

Как видим, показатели роста и веса ребёнка значительно варьируют, и нет определённых строгих рамок, указывающих, что ребёнок должен иметь какие-то конкретные показатели развития. Как правило, рост и вес ребёнка определяется ещё и генетически, поэтому следует проанализировать показатели развития, как мамы, так и папы и сопоставить их с показателями развития ребёнка.

Рост и вес ребёнка значительно замедляется по сравнению с показателями развития в первый год жизни. Средняя прибавка веса составляет 2,5-4 кг в год, роста - 10-13 см в год. В течение второго года жизни вы будете наблюдать, как изменяются пропорции его тела: малыш вытягивается, и уменьшается соотношение размеров головы по отношению к длине тела.

В то же время малыши второго года жизни продолжают активно расти. Быстро развиваются нервная система и органы чувств, улучшается координация движений, совершенствуется ходьба, ребёнок начинает бегать.

Если ребёнок пошёл после года

Не нужно огорчаться, если вашему малышу исполнился год, а он ещё не ходит. Не волнуйтесь, всё в пределах нормы. Ваш ребёнок пойдёт тогда, когда он будет к этому готов. У каждого ребёнка своя индивидуальная программа развития, которая является для него абсолютной нормой.

И если ваш малыш пошёл после года, а не в десять или даже в восемь месяцев, как его сверстники, то это не значит, что он отстаёт в физическом развитии. Он будет так же хорошо двигаться: ходить, бегать и прыгать, как и его сверстники. Наоборот, иногда слишком раннее познание двигательных навыков, в частности ходьбы, может негативно повлиять на развитие опорно-двигательного аппарата. Мне очень нравится высказывание по этому поводу доктора Комаровского: «Когда ребёнок должен ходить и говорить? - Когда ходит и говорит». Он никогда не даёт конкретных цифр на подобные вопросы, так как не нужно подстраиваться под нормы, которые кто-то для кого-то придумал.

Психоэмоциональное развитие

Главной целью ребёнка второго года жизни продолжает выступать познание окружающего мира. Малышом руководят два основных стремления: удовлетворение собственных желаний и желание общения, прежде всего с мамой. В этом возрасте происходит бурное эмоциональное развитие. Малыш удовлетворяет своё «почему» всеми возможными на то способами.

Кроме того, у детей второго года жизни наблюдается заметный скачок в развитии речи. Значительно увеличивается словарный запас, но снова же, здесь нет каких-то стандартов. Есть детки, которые уже в полтора года рассказывают маленькие стишки, а есть детки, словарный запас которых даже к концу второго года не очень велик. Но это, в то же время, не говорит об каких-то умственных способностях или недостатках вашего малыша. «Молчуны» готовятся к процессу общения более основательно. Наступит момент, и малыш удивит вас сказанным и, возможно, не отдельным словом, а сразу целым предложением. Как правило, мальчики начинают говорить несколько позже за девочек.

Второй год жизни ребёнка условно можно разделить на два периода: от года до полутора лет и от полутора лет до двух лет. Рассмотрим каждый из них.

Развитие ребёнка от одного года до полутора лет

Первое полугодие второго года жизни связано с освоением навыка ходьбы. Как правило, в этом возрасте детки ещё не умеют проходить большие расстояния, они часто падают и испытывают трудности в преодолении различных препятствий на их пути. Малыши в этом возрасте уже меньше спят, они дольше бодрствуют и ограничиваются разовым дневным сном.

Ребёнок проявляет интерес ко всему, но, немного поиграв, он ищет себе новое занятие. Особого развития приобретает понимание речи. Уже к полутора годам малыш начинает понимать смысл целых предложений о часто повторяющихся явлениях и знает большое количество слов, хотя ещё не произносит их. Если ребёнок не говорит, то это не значит, что он вас не понимает. К концу первого полугодия второго года жизни ребёнок может выполнять словесные просьбы взрослого, типа: принеси мячик, возьми чашку и т.д.

Малыш очень нуждается в общении со взрослыми, кроме того, в этом возрасте возникают положительные взаимоотношения с детьми. Уже сейчас начинают проявляться навыки самостоятельного поведения: малыш уже может оттолкнуть руку взрослого, чтобы сделать что-то самостоятельно.

Детки этого возраста любят всё яркое и красочное. Они обращают внимание на свою яркую одёжку и показывают её взрослым. Детки любят всё новое. Для них важно не качество, а количество (я говорю об игрушках), чего не скажешь об их родителях.

Развитие ребёнка от полутора до двух лет

В этом возрасте совершенствуются двигательные навыки! Ребёнок не только хорошо ходит, но и бегает, прыгает и взбирается по стремянке. Малыш может покружиться и «поиграть» с вами в мяч. Кроме того, ребёнок уже может выполнять более точные движения во время игры, к примеру, может «строить» при помощи конструктора. Малыш учится рисовать!

После полутора лет детки становятся эмоционально уравновешеннее: их игровая деятельность приобретает устойчивый и разнообразный характер. Значительно увеличивается словарный запас малыша. Некоторые детки уже начинают неплохо говорить, другие же больше молчат, но, тем не менее, помните, что малыш всё знает и прекрасно вас понимает. Средний словарный запас ребёнка в этом возрасте составляет 200-400 слов. Значительно совершенствуется игра малыша. К примеру, ребёнок не только кормит куклу и укладывает её спать, но и раздевает или одевает её, лечит, учит ходить и т.д. Малыш повторяет действия взрослых: пытается готовить кушать, убирать, стирать.

Ребёнок начинает усваивать определённые нормы поведения. Это как раз тот возраст, когда ребёнка следует приучать к горшку. Возможно, вы это делали и раньше, но именно сейчас начинает вырабатываться осмысливание собственных действий малышом. ребёнок проявляет интерес к сверстникам, к их деятельности, находит общее занятие с ними. В этом возрасте дети значительно развиваются в эстетическом аспекте: они любят музыку, проявляют интерес ко всему красивому, реагируют на ритм и напевность стихотворений.

Как видим, за год малыш заметно повзрослел, и не только в физическом аспекте, но также и в интеллектуальном. Ребёнок познаёт мир всеми возможными на то способами и, как результат, многого достигает и многого добивается.

Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами.

Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому увеличивается активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия, которые видят.

К концу года формируется сюжетно-отобразительная игра.

Развиваются элементы наглядно-действенного мышления.

Проявляется отзывчивость на музыку и художественное слово.

Малыши усваивают некоторые правила поведения, охотно выполняют поручения взрослого, обращаются к нему по своей инициативе.

Дети становятся самостоятельнее в самообслуживании, что высвобождает больше времени для игр.

Появляются простейшие взаимоотношения со сверстниками, интерес к их деятельности.

Появляются элементы совместной деятельности.

Заметно снижается темп Физического развития. Совершенствуется нервная система, что отражается на повышении работоспособности. Разная длительность бодрствования в начале и в конце года обусловливает различия в режиме дня. Дети в возрасте от I года до I года 6 мес. имеют 2 дневных сна, а после I года 6 мес. - I.

Режимные процессы занимают довольно много времени, поэтому их следует максимально использовать для развития малышей (для формирования навыков самообслуживания, расширения ориентировки в окружающем, развития речи). Постепенно совершенствуется ходьба, возникает бег, развивается лазанье, метание. Важно создавать условия для разнообразной двигательной активности детей. Этому способствует правильное оборудование групповых комнат. Нельзя ограничивать двигательную активность детей (усаживать их на стульчики или на ковер и занимать рассказыванием, чтением, показом игрушек).

Для детей этого возраста характерны яркая эмоциональность. непосредствеиность. Вместе с тем настроение детей, их поведение характеризуются неуравновешенностью, особой импульсивностью. Бурная радость легко сменяется плачем; возможно проявление гнева, ревности. Это чаще всего наблюдается у детей, избалованных вниманием взрослых.

Чувство радости у малышей вызывают движения, игрушки, появление животных. Но особое удовольствие доставляет общение со взрослым, особенно "деловое". Сотрудничество со взрослым служит источником не только положительных эмоций, но и развития психики малыша. В условиях общественного воспитания очень рано возникают контакты между детьми: от интереса я сверстнику как к объекту, к его внешности, поведению до появления подражания ему, совместных действий, игр с ним. В процессе общения друг с другом они получают дополнительные впечатления от окружающего, развивается познавательная деятельность, способность действовать по подражанию, проявляются и развиваются инициативные действия. Общение с другим ребенком стимулирует проявление индивидуальных способностей, помогает формированию адекватных представлений о себе, налаживанию совместных практических действий. Взрослые должны помогать ребенку вступать в контакт со сверстниками. Для этого организуются ситуации "чистого общения", "контактов взглядов", "эмоциональные игры". Взрослые должны предупреждать конфликты между детьми. Уровень детских взаимоотношений зависит от уровня общего развития детей и от уровня того вида деятельности, на фоне которого они возникают. Нужно стремиться к тому, чтобы доброжелательные чувства, возникающие непроизвольно между детьми, постепенно распространялись и на совместную предметную деятельность.

В развитии речи детей наблюдается диспропорция в темпах развития понимания и активной речи.

В первом полугодии интенсивно развивается понимание и медленно активная речь. Формируется способность обобщения - это мысленное выделение общего в предметах и явлениях и основанное на атом мысленное их объединение. Важно наличие в группе одинаковых игрушек, отличающихся по цвету, форме, величине, материалу. В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов. Важно восприятие предметов ребенком при помощи разных анализаторов. Приемы: учить узнавать называемый взрослым предмет среди знакомил, среди незнакомых, близких по одному признаку, сходных по многим признакам. Развитие речи осуществляется одновременно с расширением у детей ориентировки в окружающем. В процессе общения нужно обозначать словом все то, что заинтересовало малыша, что доступно его пониманию. Развитие собственной речи происходит медленно. К I году б мес. в активном словаре насчитывается всего 20-30 слов. Речь детей непохожа на речь взрослых, ее называют автономной (облегченные слова). С появлением собственной речи значительно расширяются возможности общения, что способствует обогащению словаря. К 3-м годам в нем насчитывается до 300 слов. Взрослый должен активизировать речь детей: совершенствовать способность малышей подражать звукам и словам, учить детей отвечать на вопросы облегченными словами и т. д.

Предметная деятельность - ведущая в этом возрасте не только потому, что она преобладает в атом возрасте, но и потому, что она имеет исключительное значение для качественного формирования психики. Дети осваивают действия с предметами, развивается глазомер, координация Движений. Обогащается сенсорный опыт. Развивается мышление и речь. Тренировка мелких движений пальцев активизирует функционирование речевой зоны мозга, что влияет на развитие активной речи. Развиваются сосредоточенное внимание, самостоятельность, умение добиваться определенного результата.

В самостоятельной деятельности детей большее место занимают предметные действия с игрушками, отображающими близкие и понятные ребенку образы людей, животных, предметы обихода. Воспроизведение действий людей, знакомых жизненных ситуаций составляет содержание сюжетно-отобразительной игры. Действия с игрушками начинает формироваться в совместной деятельности со взрослыми в 1-м полугодии 2-го года жизни. Элементарные действия с одной игрушкой малыш повторяет многократно. Позже наблюдается перенос действий с опия-го предмета на другие. Игрушки меняются, а само действие остается неизменным. Появляются действия с игрушками, являющиеся отражением отдельных моментов жизни ребенка и окружающих его взрослых. Ребенок может воспроизвести подряд несколько действий, пока еще не связанных между собой. В них отсутствует жизненная логика. Игра носит процессуальный характер. 2-е полугодие 2-го года жизни характеризуется разлитием сюжетно-отобраэительной игры: появляются отдельные элементы сюжета, однако дети еще не заботятся о правильной последовательности действий.

Необходимо создание предметно-игровой среды.

Важен также Комплексный метод руководства играми детей :

I) ознакомление с окружающим при активной деятельности детей;

2) использование обучающих игр, активизирующих реальный опыт детей;

3) организация игровой среды с использованием игрушек, разных по степени обобщенности образа (реальных, условных, игрушек-заместителей);

4) активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры.

Своеобразие обучения : усвоение первых знаний и умений происходит в практической деятельности детей при непроизвольном внимании и запоминании, под непосредственным руководством взрослых. Обучение строиться на основе наглядно-действенного метода обучения, предполагающего организацию восприятия детей на основе как можно большего числа анализаторов, включения их активной деятельности и речи. Этот метод базируется на ведущих принципах дидактики: использование наглядности в сочетании со словом, принцип активности и посильной самостоятельности. Важны и такие принципы, как планомерность, повтор-кость, эмоциональность. Занятия проводятся по следующим разделам программы: развитие речи, ознакомление е окружающим и природой; сенсорное развитие, обучение действиям с дидактическими игрушками, стройматериалом, предметами-орудиями, развитие движений, музыка. Занятия проводятся по подгруппам.

Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами.

Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому увеличивается активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия, которые видят.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития детей второго года жизни

Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами.

Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому увеличивается активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия, которые видят.

К концу года формируется сюжетно-отобразительная игра.

Развиваются элементы наглядно-действенного мышления.

Проявляется отзывчивость на музыку и художественное слово.

Малыши усваивают некоторые правила поведения, охотно выполняют поручения взрослого, обращаются к нему по своей инициативе.

Дети становятся самостоятельнее в самообслуживании, что высвобождает больше времени для игр.

Появляются простейшие взаимоотношения со сверстниками, интерес к их деятельности.

Появляются элементы совместной деятельности.

Заметно снижается темп Физического развития. Совершенствуется нервная система, что отражается на повышении работоспособности. Разная длительность бодрствования в начале и в конце года обусловливает различия в режиме дня. Дети в возрасте от I года до I года 6 мес. имеют 2 дневных сна, а после I года 6 мес. - I.

Режимные процессы занимают довольно много времени, поэтому их следует максимально использовать для развития малышей (для формирования навыков самообслуживания, расширения ориентировки в окружающем, развития речи). Постепенно совершенствуется ходьба, возникает бег, развивается лазанье, метание. Важно создавать условия для разнообразной двигательной активности детей. Этому способствует правильное оборудование групповых комнат. Нельзя ограничивать двигательную активность детей (усаживать их на стульчики или на ковер и занимать рассказыванием, чтением, показом игрушек).

Для детей этого возраста характерны яркая эмоциональность. непосредствеиность. Вместе с тем настроение детей, их поведение характеризуются неуравновешенностью, особой импульсивностью. Бурная радость легко сменяется плачем; возможно проявление гнева, ревности. Это чаще всего наблюдается у детей, избалованных вниманием взрослых.

Чувство радости у малышей вызывают движения, игрушки, появление животных. Но особое удовольствие доставляет общение со взрослым, особенно "деловое". Сотрудничество со взрослым служит источником не только положительных эмоций, но и развития психики малыша. В условиях общественного воспитания очень рано возникают контакты между детьми: от интереса я сверстнику как к объекту, к его внешности, поведению до появления подражания ему, совместных действий, игр с ним. В процессе общения друг с другом они получают дополнительные впечатления от окружающего, развивается познавательная деятельность, способность действовать по подражанию, проявляются и развиваются инициативные действия. Общение с другим ребенком стимулирует проявление индивидуальных способностей, помогает формированию адекватных представлений о себе, налаживанию совместных практических действий. Взрослые должны помогать ребенку вступать в контакт со сверстниками. Для этого организуются ситуации "чистого общения", "контактов взглядов", "эмоциональные игры". Взрослые должны предупреждать конфликты между детьми. Уровень детских взаимоотношений зависит от уровня общего развития детей и от уровня того вида деятельности, на фоне которого они возникают. Нужно стремиться к тому, чтобы доброжелательные чувства, возникающие непроизвольно между детьми, постепенно распространялись и на совместную предметную деятельность.

В развитии речи детей наблюдается диспропорция в темпах развития понимания и активной речи.

В первом полугодии интенсивно развивается понимание и медленно активная речь. Формируется способность обобщения - это мысленное выделение общего в предметах и явлениях и основанное на атом мысленное их объединение. Важно наличие в группе одинаковых игрушек, отличающихся по цвету, форме, величине, материалу. В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов. Важно восприятие предметов ребенком при помощи разных анализаторов. Приемы: учить узнавать называемый взрослым предмет среди знакомил, среди незнакомых, близких по одному признаку, сходных по многим признакам. Развитие речи осуществляется одновременно с расширением у детей ориентировки в окружающем. В процессе общения нужно обозначать словом все то, что заинтересовало малыша, что доступно его пониманию. Развитие собственной речи происходит медленно. К I году б мес. в активном словаре насчитывается всего 20-30 слов. Речь детей непохожа на речь взрослых, ее называют автономной (облегченные слова). С появлением собственной речи значительно расширяются возможности общения, что способствует обогащению словаря. К 3-м годам в нем насчитывается до 300 слов. Взрослый должен активизировать речь детей: совершенствовать способность малышей подражать звукам и словам, учить детей отвечать на вопросы облегченными словами и т. д.

Предметная деятельность - ведущая в этом возрасте не только потому, что она преобладает в атом возрасте, но и потому, что она имеет исключительное значение для качественного формирования психики. Дети осваивают действия с предметами, развивается глазомер, координация Движений. Обогащается сенсорный опыт. Развивается мышление и речь. Тренировка мелких движений пальцев активизирует функционирование речевой зоны мозга, что влияет на развитие активной речи. Развиваются сосредоточенное внимание, самостоятельность, умение добиваться определенного результата.

В самостоятельной деятельности детей большее место занимают предметные действия с игрушками, отображающими близкие и понятные ребенку образы людей, животных, предметы обихода. Воспроизведение действий людей, знакомых жизненных ситуаций составляет содержание сюжетно-отобразительной игры. Действия с игрушками начинает формироваться в совместной деятельности со взрослыми в 1-м полугодии 2-го года жизни. Элементарные действия с одной игрушкой малыш повторяет многократно. Позже наблюдается перенос действий с опия-го предмета на другие. Игрушки меняются, а само действие остается неизменным. Появляются действия с игрушками, являющиеся отражением отдельных моментов жизни ребенка и окружающих его взрослых. Ребенок может воспроизвести подряд несколько действий, пока еще не связанных между собой. В них отсутствует жизненная логика. Игра носит процессуальный характер. 2-е полугодие 2-го года жизни характеризуется разлитием сюжетно-отобраэительной игры: появляются отдельные элементы сюжета, однако дети еще не заботятся о правильной последовательности действий.

Необходимо создание предметно-игровой среды.

Важен также Комплексный метод руководства играми детей:

I) ознакомление с окружающим при активной деятельности детей;

2) использование обучающих игр, активизирующих реальный опыт детей;

3) организация игровой среды с использованием игрушек, разных по степени обобщенности образа (реальных, условных, игрушек-заместителей);

4) активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры.

Своеобразие обучения: усвоение первых знаний и умений происходит в практической деятельности детей при непроизвольном внимании и запоминании, под непосредственным руководством взрослых. Обучение строиться на основе наглядно-действенного метода обучения, предполагающего организацию восприятия детей на основе как можно большего числа анализаторов, включения их активной деятельности и речи. Этот метод базируется на ведущих принципах дидактики: использование наглядности в сочетании со словом, принцип активности и посильной самостоятельности. Важны и такие принципы, как планомерность, повтор-кость, эмоциональность. Занятия проводятся по следующим разделам программы: развитие речи, ознакомление е окружающим и природой; сенсорное развитие, обучение действиям с дидактическими игрушками, стройматериалом, предметами-орудиями, развитие движений, музыка. Занятия проводятся по подгруппам.




Рассказать друзьям