Занятие по развитию речи. Комплексные занятия по развитию речи дошкольников

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Занятие по развитию речи во второй младшей группе

«Дружная семья»

Цель:

Формирование у детей младшего возраста понятие «семья»;

Задачи:

Продолжать воспитывать у детей добрые отношения ко всем членам своей семьи; продолжать формировать доброжелательные отношения друг к другу, потому что группа это тоже семья.

Помочь каждому ребенку осознать, что в жизни их группы «Колосок» принимают участие не только воспитатели и дети, но и члены их семей.

Словарная работа:

Активизировать в речи детей слова: «колосок», «семья»;

Обогащать словарный запас детей

Учить детей слышать и понимать вопросы педагога и осознанно отвечать на них;

Вызвать у детей желание рассказывать другим детям о своей семье (по фотографии)

Оборудование:

Колосок;

Корзина с мячом;

Шапочки цыплят;

Костюм петушка;

Цыплята из пряжи;

Семейные фотографии.

Ход занятия.

Воспитатель:

Утром встали малыши,

В детский садик свой пришли.

Вам мы рады, как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь, друзья!

Дети: Здравствуйте! С добрым утром.

Воспитатель: Рассаживайтесь, ребята, пожалуйста, на стульчики.

Воспитатель: А сейчас я вам, ребята, загадаю загадку, отгадайте, пожалуйста,

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок,

Кто же это?

Дети: Это петушок.

Стук в дверь залетает петушок (школьник в костюме петушка)

Петушок: ко-ко-ко-ко.

Воспитатель: Какой красивый петушок! А вы знаете стихотворения про петушка? Прочитайте пожалуйста. А петушок послушает.

С небольшой помощью педагога дети рассказывают знакомые стихи и потешки про петушка.

1.«Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка!

Детям спать не даешь.»

(Русская народная песенка)

2.«Петушок, петушок,

Золотой гребешок

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка!»

(Русская народная песенка)

3.Петушки

«Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться

Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться.»

(В. Берестов)

  1. «На улице

Три курицы

С петухом дерутся.

В окошечко три девицы

Смотрят и смеются:

«Кыш-кыш! Ха-ха-ха!

Пожалейте петуха»

  1. «Петушок у нас горластый,

По утрам кричит он «Здравствуй»,

На ногах его сапожки,

На ушах висят сережки,

На головке, гребешок

Вот какой он, петушок!»

Воспитатель: А еще мы споем вместе с Петей петушком нашу любимую песенку. Одевайте скорее шапочки.

Дети исполняют песню « Вышел Петушок гулять свежей травки пощипать….»

Воспитатель: А что такое принес нам Петушок.

Дети: Это колосок.

Воспитатель: а где вы еще видели такой же колосок?

Дети: на двери нашей группы.

Воспитатель: Правильно. Такой колосок нарисован на дверях нашей группы. И все, кто к нам приходит, сразу может догадаться. Что наша группа называется « Колосок».

Посмотрите на колосок, который несет петя - Петушок. Он не простой на нем расположились фотографии. Узнали себя на фотографиях.

Воспитатель проходит по ряду и спрашивает, ты себя узнал, нашел себя? Ребенок берет фотографию и вместе с воспитателем ставит на мольберт

Воспитатель: Молодцы все себя узнали, ребята хотите поиграть с петушком?

Проводится игра «Ласковые слова».

Воспитатель: а теперь, ребята, садитесь. И посмотрите еще на колосок, здесь были не только ваши фотографии, но и ваших родителей

Воспитатель: Сашенька иди найди свою семью.

Воспитатель: А это кто рядом с тобой?

Ребенок: Мама и папа.

Воспитатель: Как зовут твоя маму?

Ребенок отвечает.

Как зовут твоего папу?

Ребенок отвечает.

Воспитатель: На фотографии вся Сашина семья: он сам, его мама и папа. Они улыбаются, потому что им хорошо вместе, они любят друг друга. Мама и папа заботятся о своем сыночке.

Ребята, а вы знаете, Сашину маму?

Воспитатель: Где вы ее видели?

Дети: У нас в группе.

Воспитатель: Сашина мама умеет аккуратно шить, она сшила для нашей группы красивую салфетку. Ребята, кто хочет рассказать о своей семье?

Дети по желанию показывают фотографию своей семьи и по вопросам воспитателя рассказывают, кто на ней изображен, как зовут членов семьи. Воспитатель напоминает детям, какое участие в жизни группы принимают члены их семей: Саши Карповой папа сделал песочницу, Женина мама подарила нам в уголок природы попугая, Ульянина мама покрасила стены в приемной, Лерочкина мама подарила красивый цветок.

Вот видите, дети, у каждого из вас есть своя семья, в которой все друг друга любят, уважают, взрослые заботятся о маленьких. А дети должны быть послушными, не капризными, должны радовать маму, папу, дедушку, бабушку.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем с пальчиками и расскажем про дружную семью. Проводится пальчиковая игра « Моя семья»

Этот пальчик-дедушка, (Большой пальчик.)

Этот пальчик-бабушка, (Указательный пальчик.)

Этот пальчик-папочка, (Средний пальчик)

Этот пальчик-мамочка, (Безымянный пальчик)

Этот пальчик - я, (Мизинчик)

Вот и вся моя семья! (Поднимаем левую ручку и распрямляем все пальчики)

Чьи фотографии, кроме ваших семейных есть в колоске?

Дети: Елены Александровны, Марины Викторовны, Веры Гавриловны.

Воспитатель: взрослые в нашей группе «Колосок» тоже заботятся о вас: кормят, укладывают спать, читают вам книги, рисуют с вами, учат дружно играть. Мы тоже любим вас. А ваши мамы, папы, бабушки и дедушки, помогают сделать нашу группу красивее и уютнее. Поэтому Петушок несет все наши фотографии в одном колоске. Посмотрите ребята, какая у нас с вами получилась большая дружная семья.

Воспитатель: А Петя - петушок вместе с друзьями школьниками приготовил для вас сюрприз, вы молодцы сегодня очень постарались, посмотрите что он принес в корзиночке.

Петушок достает цыплят из пряжи, сделанных руками школьников.

Материал и оборудование: пальчиковый театр по , театр картинок на фланелеграфе по сказке «Репка», теневой театр по сказке «Заюшкина избушка», плоскостной театр по сказке «Колобок».

Предварительная работа: чтение сказок «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок».

Ход занятия по развитию речи и культуре речевого общения

Воспитатель (В.). Рано-рано поутру,

Когда все крепко спали,

Прямо под моим окном

Две синички щебетали.

И они мне рассказали,

Чтобы все ребята знали,

Потерялся Колобок,

Колобок румяный бок.

Из муки он был печён,

На сметане был мешён,

На окошке он студился,

По дорожке укатился.

Заблудился, потерялся

И до нашей группы он добрался.

(Показывает детям колобка.)

Ребята, Колобку необходима наша помощь. Ему вернуться попасть в свою сказку. Вы согласны ему в этом помочь?

В. Для этого нам нужно попасть в сказочную страну. И отправимся мы туда на волшебном паровозике.

Игровое упражнение «Паровоз».

Дети становятся друг за другом, повторяют слова и движения за воспитателем.

Паровоз кричит «Ду-ду»,

(Дети выполняют круговые движения руками.)

«Я иду-иду-иду».

(У пояса имитируют движения колёс паровоза.)

А вагончики стучат,

(Дети стучат кулачками.)

А вагоны говорят - «Так-так-так!».

Дети подходят и усаживаются у стола, где расположен пальчиковый театр.

В. Ребята, мы попали в какую-то сказку. Давайте посмотрим, что в ней происходит. (Просмотр сюжета сказки «Теремок».)

В. За лесом на опушке, чья-то спряталась избушка.

Не избушка, теремок, он не низок не высок.

Терем, терем, покажись, покружись. остановись,

К лесу задом, к нам лицом, и окошком и крыльцом.

Стоит в поле теремок. Он не низок не высок.

Мышка модница бежит, пёстрой юбочкой шуршит.

Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Я, мышка-норушка! А ты кто?

А я, лягушка-квакушка!

Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок и стали они жить вдвоём.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка-норушка!

Я, лягушка-квакушка!

А ты кто?

А я, зайчик-побегайчик!

Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они жить втроём.

В. Кто ещё должен поселиться в теремке? (Ответы детей.)

Словесная игра «Кто, где живёт?»

В. Скажите, если бы мышка не нашла теремок, то она вернулась бы в свой домик? Как называется домик мышки? (Норка.) Где живёт лягушка? (В болоте, в пруду.) Где домик у зайца? (Под кустом.) Как называется домик лисички? (Нора.) А у волка? (Логово.) Как называется дом у медведя? (Берлога.)

В. Молодцы, ребята. А Колобок живёт в этой сказке?

Дети. Нет.

В. Тогда отправляемся в другую сказку. (Повторяется игровое упражнение «Паровоз».)

Дети подходят к фланелеграфу, на котором составлен сюжет сказки «Репка».

В. Вот мы и попали в другую сказку.

Вопросы детям

Что происходит в этой сказке? (Дедка и бабка тянут репку.)

Ребята, кто посадил репку? (Дед.)

Дед один тянул репку? А кто ему помогал? (Ответы детей.)

В. Молодцы, ребята, а как вы думаете, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка радовались репке? (Ответы детей.)

Физкультминутка

Мы ногами топ-топ,

(Топают ногами.)

Мы руками хлоп-хлоп,

(Хлопают руками.)

Хи-хи-хи, ха-ха-ха. (Поворачивают голову в разные стороны.)

Вот такая красота.

(Разводят руки.)

Веселится бабка, веселится дедка.

(Руки на пояс.)

Выросла большая репка.

(Показывают какая большая выросла репка.)

В. Вот как веселились герои этой сказки. И мы повеселились вместе с ними. Скажите, а Колобок живёт в этой сказке?

Дети. Нет.

В. Тогда Отправляемся в следующую сказку. (Повторяется игровое упражнение «Паровоз».)

Дети подходят к теневому театру и смотрят фрагмент сказки «Заюшкина избушка».

В. Ребята, вы узнали героев сказки? (Лиса, петух, заяц.) Каких ещё героев этой сказки вы знаете? (Собака, медведь.) Давайте назовём их ласково? (дети называют.)

В. А Колобок в этой сказке есть?

Дети. Нет.

В. Отправляемся в другую сказку. (Повторяется игровое упражнение «Паровоз».)

Дети подходят к настольному театру по сказке «Колобок».

В. Жил старик со своею старушкой

В маленькой избушке.

Попросил однажды дед:

«Испеки-ка на обед

Колобок румяный, вкусный!

Раньше ты пекла искусно».

По сусеку помела

Крылышком старушка.

Горсти три муки нашла -

Ложки две сметаны.

Славный вышел Колобок,

Пышный и румяный.

Непоседе Колобку

Стыть бы на окошке.

Но решил он: «Убегу, разомнусь немножко».

Прыг с окошка и в лесок

Покатился Колобок.

Мимо бабочек, стрекоз

И цветочков разных:

Жёлтых, синих, красных.

Видит в небе синеву

И зелёную траву,

В небе солнце красно.

Все вокруг прекрасно!

Знакома вам эта сказка? (Ответы детей.) Вот и помогли мы Колобку вернуться в сказку. (Воспитатель задает детям вопросы по содержанию сказки.)

Занятие по развитию речи во 2-й младшей группе подготовила Е. Шуст

В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 3–4 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

2-е издание, исправленное и дополненное.

Валентина Викторовна Гербова
Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий

От автора

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и, прежде всего, от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой "Развитие речи в детском саду", "Приобщение детей к художественной литературе" (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие "Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада", написанное в рамках "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей четвертого года жизни

На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно .

Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их сообщения и объяснения на треть состоят из сложных предложений, что позволяет совершенствовать синтаксическую сторону речи детей.

К трем годам появляется способность к речевому анализу . Ребенок, сам не умея правильно произносить слова, улавливает, когда кто-то другой произносит их с ошибками. Дети могут различать сходно звучащие слова (Сашулька – сосулька). Однако о речевом совершенстве слуха говорить еще рано (связную речь воспринимать на слух сложнее, чем отдельные слова).

В этом возрасте дети начинают улавливать на слух и воспроизводить некоторые интонации (радостные, назидательные, вопросительные).

Хотя четвертый год является периодом интенсивного усвоения звуков , наряду с правильным их произношением в речи детей наблюдается пропуск, замена, уподобление и смягчение звуков (произношение мягких звуков дается ребенку легче, чем твердых).

Правильное произношение звуков у ребенка легко нарушается при утомлении, болезни, общении с плохо говорящими маленькими детьми.

Дефекты произношения затрудняют усвоение грамматического строя речи, препятствуют общению ребенка со сверстниками, поскольку его высказывания малопонятны окружающим.

У детей 3–4 лет дыхание прерывистое, а темп речи ускоренный (реже – замедленный), поэтому их бывает трудно слушать. В связи с этим в содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи входят упражнения на совершенствование дыхания, силы, высоты голоса.

Проблема формирования словаря также много аспектна. Известно, что на третьем году жизни дети легко узнают отдельные предметы (овощи, мебель, посуда и т. д.), но не всегда правильно их называют. К трем годам малыши воспринимают предметы, пытаясь охарактеризовать их признаки, качества, действия с ними.

Понимание некоторых вопросов взрослого, касающихся знакомых предметов, может вызвать у детей затруднения, в частности, когда предмет выступает в качестве объекта действия. Дети, рассматривая картинку, безошибочно отвечают на вопрос "Кто (что) это?" (девочка, кукла, штанишки, иголка, нитка), но на вопрос "Кому девочка шьет штанишки?" некоторые из них отвечают "Мишке шьет" (совсем недавно воспитатель зашивал штанишки медвежонку).

В словаре детей четвертого года жизни фиксируются значительные количественные колебания, которые объясняются индивидуальными особенностями развития малышей.

К сожалению, до сих пор исследователи опираются на данные Е. Аркина о составе словарного запаса у детей четвертого года жизни, опубликованные в 1968 году. (Возможно, что у современного ребенка иные количественные характеристики.) Итак, по Е. Аркину в словаре ребенка: существительные и местоимения составляют 50,2 %, глаголы – 27,7 %, наречия – 5 %, прилагательные – 11,8 % .

Дети достаточно успешно осваивают так называемый бытовой словарь, что помогает им общаться. Кроме того, необходимо помогать детям усваивать слова, обозначающие части и детали предметов, их качества. Следует вводить в словарь некоторые родовые понятия, иначе группировку предметов малыши осуществляют, ориентируясь на случайные, а не на существенные признаки.

В этом возрасте наблюдается интенсивное освоение детьми предлогов, союзов, вопросительных слов (основы для совершенствования синтаксиса).

Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и т. д.).

Дети различают слова, ориентируясь на приставку, суффикс (пришел – ушел – зашел, чашка – чашечка). Малыши осваивают согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными, правильные формы родительного и винительного падежей множественного числа имен существительных (сапог, варежек, лисят), притяжательных прилагательных (заячий, лисий); начинают пользоваться прилагательными и наречиями в сравнительной степени.

Известно, что освоение грамматического строя речи особенно быстро происходит во второй половине третьего года жизни. (По данным исследователей до трех с половиной лет, а по некоторым показателям и до четырех лет, речь существенно не меняется.)

На четвертом году жизни постепенно увеличивается число простых распространенных предложений, появляются сложные предложения .

В этом возрасте дети задают вопросы, не связанные с их непосредственным опытом. ("Это кролик. А как его фамилия?" "Ночью солнце превращается в луну?" "Ты какая моя родственница?" (Обращается к воспитателю.))

Во второй половине года возрастает количество вопросов, нацеленных на выяснение причинно-следственных отношений.

Особенности работы с детьми на занятиях

С дошкольниками четвертого года жизни планируются специальные занятия по развитию речи и художественной литературе. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художественному слову и накоплению литературного багажа.

Во второй младшей группе чаще всего организуются занятия, состоящие из одной части (чтение детям сказки, отработка четкого и правильного произношения звука и т. п.). На этих занятиях, кроме основной, параллельно решаются и многие другие задачи. Так, например, знакомство детей с новой сказкой является ведущей задачей занятия, но на этом же материале воспитатель формирует у малышей интонационную выразительность речи, активизирует словарь, совершенствует звукопроизношение и т. д.

С детьми 3–4 лет проводятся также комбинированные занятия, состоящие из двух самостоятельных частей. Допустимы самые разные варианты комбинирования:

Чтение произведения художественной литературы и отработка умения вести диалог;

Чтение (заучивание стихотворения) и совершенствование грамматической правильности речи;

Рассматривание сюжетной картины и игры (упражнения) на обогащение и активизацию словаря;

Дидактическая игра на формирование звукопроизношения и игры (упражнения) на совершенствование грамматического строя речи и т. д.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе

Цели:
Образовательные;

- продолжать развивать интерес к стихотворениям А. Барто;
- расширять и обогащать словарь;
- продолжать учить осмысливать, что такое хорошо и что такое плохо;
Коррекционные;
- закрепить обобщающее понятие «игрушки»;
- формировать навыки словообразования имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Воспитательные;
- учить внимательно, вдумчиво слушать, отвечать на вопросы по тексту;
- воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Развивающие;
- развивать память, мышление, воображение, зрительное восприятие;
- пробуждать детей к решению проблемных ситуаций, выполнять простые поручения с игрушками самостоятельно или с помощью воспитателя.
Материал к занятию: игрушки: заяц, медведь, лошадка, грузовик с котенком, кукла с мячиком, тазик с водой.
Предварительная работа: заучивание стихов А. Барто, беседа «Мои игрушки».
Ход занятия
Дети встают в круг. Под покрывалами спрятаны игрушки.
Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим нашим гостям нашу любимую пальчиковую игру.
ГОСТИ
К Кате гости прибежали,(бежим пальчиками одной руки по ладошке другой руки)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора, (соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна, (большой и средний)
Рад Серёжа,(большой и безымянный)
Рада Снежана. (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)
Может коржик, (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку, (пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!
Садятся на стульчики
Ребята, а вы любите сюрпризы? Посмотрите, здесь спрятались игрушки, а какие вы должны отгадать. Послушайте первую загадку:
Быстрее ветра я скачу,
""Цок-цок, "" – копытами стучу,
Я громко ""иго-го"" кричу,
Садись на спину – прокачу! (Лошадка)
Правильно, это лошадка. Посмотрите, какая лошадка. Красивая? Как «говорит» лошадка? Давайте вместе скажем иг-го-го. Как цокает? Какая лошадка? Что вы видите у лошадки?
(Дети вместе с воспитателем рассматривают лошадку и называют хвост, гриву, уши, копыта, глаза и т. д. Затем воспитатель предлагает вспомнить стихотворение про лошадку.)
Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Ребята, в этом стихотворении хороший хозяин? Почему вы так решили? (Ответы детей)
А сейчас послушайте следующую загадку.
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поет.
Только мышь его боится…
Угадали? Это - ….(кот)
Достаем кота. Описываем кота. Подражаем как мяукает и мурлычет.
Свет горит, мотор гудит
На колёсах шины
По дороге лихо мчит
Нас в себе... (машина)
Достаем машину. Как гудит, сигналит.
Давайте вспомним стихотворение про машину и кота.
Нет напрасно мы решили
Прокатить кота в машине.
Кот кататься не привык,
Опрокинул грузовик.
А что еще можно возить в грузовике? (Ответы детей)
Ой, детки, мне послышалось или на самом деле кто- то плачет у нас в умывальной комнате? Давайте пойдём, посмотрим.
(Вместе идем в умывальную комнату, а там лежит зайчик замотанный в полотенце)
Ребята, это что же за хозяйка бросила тут зайку?
Давайте его заберём с собой.
Может, кто- то из вас это сделал?
Описываем зайчика
Детки, а мы знаем стихотворение про зайку?
Давайте его прочтём, может нашему зайке теплее станет?
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Ребята, скажите мне пожалуйста, хорошая хозяйка у этого зайки. Разве можно оставлять свои игрушки на улице? А бросать их? Как же нам помочь зайчику, чтоб ему стало веселее и теплее? Давайте с ним поиграем. (Встаем в круг)
Физкультминутка.
Зайка серенький сидит (присаживаемся)
И ушами шевелит. (подносим руки к голове и шевелим)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (хлопаем в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!
Посмотрите ребята, какой зайка стал весёлый! Он говорит вам всем «Спасибо».
Следующая загадка.
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт? (Медведь)
Дети отгадывают игрушку и рассказывают о нем. Какой мишка, что есть у мишки. Дети называют части тела. Воспитатель предлагает порычать как это делает медведь. Затем предлагает рассказать стихотворение про мишку.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.
Ребята, мишке лапку оторвали – это хороший или плохой поступок. А то что девочка не хочет бросать мишку – это хорошо или плохо?
Детки наши игрушки ещё не закончились
Слушайте следующую загадку:
Его пинают, а он не плачет
Его бросают, а он скачет.
Что это? Правильно, это мячик.
Посмотрите какой он красивый, какого он цвета? А какой по форме? А он большой или маленький? (Проводим эксперимент с мячом. В тазике с водой мяч не тонет, уточняем признаки мяча: легкий, резиновый, круглый.
А стишок про мячик знаете? Давайте прочитаем его!
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Молодцы! Все хорошо рассказали стихи. Как сказать одним словом: лошадка, мишка, самолет, мячик, машинка, кукла.(Игрушки)
Ребята, а давайте скажем, кто – же написал все эти стихи про игрушки.(Агния Львовна Барто)
Ребята, скажите, можно рвать игрушки? (Нельзя) Почему нельзя? (Им больно. Они тоже обижаются)
Ребята, можно оставлять игрушки на улице? (Нет. Игрушек не останется.)
Ребята, а как играют машинкой, чтобы она не ломалась? (Надо ее катать за верёвку, нельзя ложиться на машинку)
Ребята, чтобы наши игрушки всегда были красивые, что надо делать? (Мыть, расчёсывать)
Ребята, необходимо беречь игрушки: надо играть осторожно, чтобы они не падали. А если упадут, что может случиться? (Могут сломаться, разбиться) Давайте ласково назовем игрушки. (кукла–куколка, мяч–мячик, заяц-зайчик, мишка-мишенька, машина-машинка, лошадь-лошадка)
На этом занятие закончилось, детки давайте попрощаемся с нашими гостями, а сами поиграем с нашими новыми игрушками.

Список использованной литературы
1. Барто А.Л. «Любимые игрушки» М 2011 г. Эксмо
2. Иванова О.А. «Учимся читать художественную литературу». М 2004 г. «Школьная пресса».

Наталья Лапшина

Образовательная область :Речевое развитие

Тема занятия: Путешествие в сказку.

Цель занятия : Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста, посредством словесных игр, участия в игре – драматизации.

Задачи :

1. Образовательные: Учить строить ролевой диалог, согласовывать свои действия с действиями героев сказки. Упражнять в четком и правильном произношении звуков: а, о, у, и. Закрепить знания о диких и домашних животных.

2. Развивающие: Развивать творческое воображение, эмоции, чувства, логическое мышление, а также умение отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.

3. Воспитательные : Воспитывать интерес к устному народному творчеству, доброжелательность, сочувствие, симпатию друг к другу, интерес к театральным играм.

Материал: иллюстрации героев сказки «теремок», маски героев сказки, домик-«теремок», деревья с яблоками (загадками, магнитофон, цветок.

Предварительная работа : чтение сказки «теремок», рассматривание иллюстраций к сказке, отгадывание загадок о животных, дидактическая игра «кто как кричит», разучивание физкультминутки «теремок»,беседа о диких и домашних животных.

Активизация словаря : теремок, дикие, домашние животные, «мышка-норушка», «лягушка-квакушка», «зайчик –попрыгайчик», «лисичка-сестричка», «волчек- серый бочек, «мишка-косолапый».

Ход занятия

Организационный момент

Приветствие: Вот мы встали все в кружок, вот он сказочный цветок. Всех приветствуем вокруг, здравствуй наш волшебный друг! - Ребята, сказочный цветок хочет нам что-то показать. (Подвожу детей на цветочную поляну, где спрятана корзинка с книгой). - Смотрите, что это? А в книге, ребята, сказки. Хотите попасть в одну из этих сказок? А давайте совершим с вами путешествие. Вот только перед дальней дорогой нам нужно подготовиться, нам нужно подкрепиться!

Артикуляционная гимнастика

ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щеки)

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щеки)

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (улыбка,поворот головы вправо,влево)

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы вытянуты)

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ - В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ. (улыбка)

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ. (водим языком по верхним зубам) ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ.

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ. И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ.

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ. (движения широким языком)

ДУЕМ НА БЛИНЧИК - НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (поочерёдное надувание щёк) (БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ. (подуть на широкий язык.

жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ. (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ. (широкий язык лежит на нижней

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ. ЧАЮ ПОПИЛИ - НИКТО НЕ ОБИЖЕН ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ. (кончик языка облизывает губы по кругу).

Молодцы, ребята, вот мы с вами подкрепились! Двигаемся дальше.

Упражнение с целью правильного произношения гласных звуков .(Повторяют движения в соответствии с текстом. Четко произносят звуки а, о, у, и.)

За окном шумит листва, дружно скажем а-а-а. Тихо сели на траву, повторяем у-у-у. Нам на травушке тепло, повторяем о-о-о-о. Прилетели соловьи, дружно скажем и-и-и.

–Что можно сказать об этих звуках? (Звуки эти можно петь) (Подвожу ребят к дереву).

Ребята, посмотрите, это волшебное дерево! А на нем яблочки с загадками. (отгадывание загадок о лесных животных).

Загадки .

2. Хвост пушистый мех златой, в лесу живет, а в деревне кур крадет?

3. Зимой спит, летом улья ворошит?

4. Кто зимой холодной, ходит злой, голодный?

5. Через поле напрямик, скачет белый воротник.

6. Летом на болоте вы ее найдете, зеленая квакушка, кто это?

Физминутка. (Идем по кругу, изображаем мышат, зайчат, лисят, волчат, медвежат)

Были мы ребятами стали мы мышатами, были мы мышатами,стали мы зайчатами, Были мы зайчатами,стали мы лисятами. Были мы лисятами,стали мы волчатами, были мы волчатами,стали медвежатами. Были медвежатами, Стали мы ребятами.

А теперь,ребята,скажите,как «разговаривают» наши звери (Мышка - пи-пи-пи, лиса- тяф-тяф, волк- у-у-у-у и т. д.).

Ребята, а где живут эти звери (в лесу).

Беседа о диких и домашних животных.

Как можно назвать животных, которые живут в лесу?

А домашние, это какие животные (Которые живут возле человека).

Ребята, а вы догадались из какой сказки пришли эти звери (теремок).

Инсценирование сказки теремок.

Анализ сказки.

Ребята, кто первый нашел теремок (мышка)

А кто последний (медведь)

Как поступил медведь? Почему? Он исправил свою ошибку? Как? Кто ему в этом помог?

Вывод: Когда мы все дружные, добрые, то и работа у нас ладится.

А давайте построим свой теремок.

Физкультминутка (встаем в круг, держимся за руки.

Дети изображают зверюшек). В чистом поле теремок. Он не низок не высок. Звери разные там жили. Жили дружно, не тужили. (обнимаемся) Там и мышка, там лягушка, зайка с лисонькой подружкой. Серый волк, зубами щелк. В дружбе знали они толк. Но набрел на теремок мишка косолапый, раздавил он теремок своей огромной лапой. (стучим кулачками) Звери очень испугались. Поскорее разбежались. (на стульчики) А потом собрались снова, чтоб построить терем новый (Снова собираемся в круг, беремся за руки, поднимаем их вверх).

Вот так мы будем строить нашу дружбу, как большой теремок!

Пришло время возвращаться в детский сад. (встаем в круг, берем волшебный цветок)

–Раз, два, три цветочек в садик нас верни! (Повторяем все вместе).

Ребята давайте попрощаемся с нашими гостями и волшебным цветочком:

Вот мы в сказке побывали, Поучились, поиграли, И героям помогали, И задания выполняли. Скажем дружно до свидания!




Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию диалогической речи в старшей группе «Путешествие в сказку» Цели: Формировать разговорную диалогическую речь; закреплять знание художественных произведений; закреплять умения правильно согласовывать.

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Путешествие в сказку «Репка» Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Путешествие в сказку «Репка»». Цель НОД: Систематизировать знания детей.

НОД по развитию речи во второй младшей группе «Отгадай сказку» Цель – ЗКР. Закрепление правильного произношения звука (б).Учить различать на слух звучание некоторых музыкальных инструментов в звукоподражательных.

НОД по развитию речи «Путешествие в сказку «Колобок» для детей второй младшей группы Программное содержание: Побуждать детей вспомнить сказку, отвечать на вопросы по ее содержанию, проговаривать вместе с воспитателем отрывки.

В этом курсе мы реализовали в своей работе такое направление как речевое развитие,опираемся на программу Н. В. Нищевой младшей возраст,программу.



Рассказать друзьям