Что сказать мужу который не ночевал дома. Муж не ночевал дома

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Открою небольшой журналистский секрет: мы всегда выбираем кричащие заголовки для своих скромных мыслей. Написать эту статью меня подтолкнули сотни историй несчастных женщин с рабским мышлением и разговор по душам с психологом. Вы, наверное, и сами не раз удивлялись, читая на Pandaland рассказы мам и жен, которых бьют, унижают, затаптывают в грязь, а они терпят и пишут письма с криком отчаяния. Я никогда не осуждаю чужие ошибки и не говорю "я бы не потерпела" или "ты тряпка", потому что в основе поведения этих женщин лежат глубинные вещи, которые бессознательно влияют на их последующую жизнь. И да, во всем виноваты мамы.

Подруга, работающая психологом рассказывает занятную историю типичной девочки, жизнь которой испортила любимая маман:

"Назовем ее Дина. Вот Дина только появилась на свет, ее родители рады появлению долгожданного ребенка. В какой-то момент в жизни маленькой девочки что-то идет не так: папа уходит из дома к другой женщине под крики обезумевшей матери. Мама Дины по законам жанра начинает смещать свой смысл жизни на единственное напоминание о муже - на дочь. Теперь Дина для матери центр и пуп земли. Мама вкалывает за троих, а Дина учится быть примерной дочерью, чтобы не дай Бог не опечалить свою маму. Мама после развода с отцом всегда демонстрирует дочери свою жертвенность, показывает насколько "плохо" без мужика в доме, обвиняет отца, но иногда признается, что сама за собой не ухаживала, вот и не удержала. Слово "работа" в семье произносятся с придыханием, потому что для мамы Дины - это ад, который просто дает ей деньги для пропитания и достойного воспитания доченьки. А теперь угадайте, какой психологический портрет вырисовывается у Дины в 18 лет? Дина благодаря матери имеет кучу комплексов, она всю жизнь будет чувствовать должной главному человеку ее жизни и она уяснила одно, что после того, как встретишь мало мальски подходящего мужчину цель номер один - его удержать. Поэтому девочка к 20-ти годам уже окольцована, терпит мужа тирана, рожает детей и заставляет себя быть красивой для НЕГО. Где в этой истории личность ДИНЫ?".

Психолог говорит, что ее излюбленный метод "лечения душ" прекрасных дам - это покопаться в отношениях клиента с матерью. Многие, конечно, сопротивляются... Ведь мама - это святое! Но почему тогда у святого человека глубоко несчастная дочь, которой приходится настраивать психологическое здоровье? Поэтому, вывод напрашивается один: каждая мама сознательно и бессознательно заранее закладывает в свою дочь установки ее будущей жизни. Про мужчин мы не говорим, потому что они сепарируются от маминой юбки намного быстрее и "понятия" они выстраивают свои самостоятельно.

Сложно, наверное, многим признаться в этом, но девочки всегда копируют поведение матери. Я помню, что до моего подросткового возраста мама всегда работала. Родительский шкаф был забит мамиными брючными костюмами, обернутыми сверху целлофаном. Пункт про чистоту в доме у нас тоже был особым. Мама приходила вся такая деловая с работы и вылизывала квартиру, при этом общаясь по телефону с какой-нибудь из многочисленных подруг.

Она находила и время водить меня на кружки и доп. занятия, но если я теряла интерес к чему-либо, то не заставляла этим заниматься. Помню, как она записала меня к стареющему музыканту, который обучал игре на фортепиано. После первого урока и скучного зазубривания нот, я решила, что старик меня водит за нос и не хочет научить красивому стучанию по клавишам, как это делают в фильмах. Маме был озвучен отказ, как от меня, так и от ошарашенного учителя.

Многие мамы моих подруг использовали их детский труд денно и нощно, бедным девочкам ничего не оставалось, как хвастаться в школе тем, сколько она перемыла посуды на выходных, как круто постирала грязное белье и прочее. Мне иногда даже было обидно, что меня этим всем не заставляют заниматься... Я казалось самой себе слабачкой. Но ведь моя мама давала мне в свободное время очень много книг для чтения и разрешала заниматься творчеством. Вместо рук с мозолями, я получала интеллектуальное развитие. СПАСИБО, МАМА!

К слову, мать меня и наказывала. Могла дать пару подзатыльников за несносное поведение, но часто лишь ее один взгляд с приподнятой бровью давал сигнал, что чаепитие для детей закончилось, а взрослым надо обсудить свои темы или пора заткнуться во время истерики, которую я закатывала "прощупывая почву" маминого терпения. В детстве сложно научить ребенка себя уважать, потому что у детей напрочь отсутствует такое взрослое понимание. Поэтому к маме я испытывала смешанные чувства любви и боязни. Но она меня всегда восхищала тем, как ловко справлялась на кухне, как приходила за ручку с ней на работу, а там ее коллеги с почтением здоровались и давали мне сладости, как она могла собрать возле себя успешных подруг, рассказывая увлекательную и смешную историю.

Что касается более осознанного возраста, то здесь, конечно, не обошлось и без прелестей "трудного периода". В такие моменты у девочек появляются пустяковые проблемы, которые кажутся им "апокалипсисом". Одноклассница носит одежду круче твоих, мальчик нравится, учитель не так высказался в твой адрес и прочие девчачьи проблемки... Срываться девочка начинает, конечно, на родных.

Моя мама обладала сильным чутьем и никогда "не забивала" на мои пустяковые тревоги. Она всегда расспрашивала меня о делах в школе, водила по магазинам и покупала мне только то, что мне хотелось носить, при этом закрывая глаза, на "своеобразный" стиль дочери. Благодаря этой свободе, у меня выработался свой вкус.

Самое интересное, что мама никогда не перекармливала меня, а даже накладывала меньше, чем другим гостям, зато это выработало привычку "не переедать" и не просить вторую порцию. Сейчас, когда хожу в гости и вижу, что женщины просят доложить еще, невольно сама краснею...

Когда я стала чуть постарше, то мама всегда вливала в голову понимание того, что у любого человека помимо семьи должно быть свое призвание. И хорошо, если это призвание приносит не только доход, но и удовольствие. Училась я на 5-ки и 4-ки, поэтому маму моя успеваемость не сильно беспокоила, ей важно было только то, насколько я увлеченный ребенок, имею ли я свои личные интересы, есть ли у меня близкие подруги, на которых я могу положиться. Бывало, она привозила мне и моей BFF одинаковые подарки с поездки, ласково называя нас "мои девочки".

К слову, у меня есть и отец. Отношения между мамой и папой тоже оставляют свои семена в психологии девочки, она потом невольно копирует эту модель семьи и внедряет в свою. У нас нетипичная казахская семья, где мужчина повелевает, а женщина служит. Наш отец в большей степени баловал маму и давал ей первой высказаться в каком-либо вопросе. Ну а рукоприкладства мои глаза отроду не наблюдали. Описать в одном рассказе все позитивные стороны воспитания моей мамы невозможно. Но то, кем я являюсь сейчас, стоит признать, это ее заслуга и адекватный подход к воспитанию.

Поэтому, когда мне было 18 лет, я в отличие от Дины знала, что:

1. Я - личность и вызываю интерес у окружающих не только внешней красотой, но и внутренними ресурсами.

2. Работа - это то, что должно приносить удовольствие и деньги в том числе.

3. Замужество - это не самоцель, а логическое продолжение любви между женщиной и мужчиной.

4. Терпеть побои и унижения - это саморазрушение.

5. Знания - единственный неиссякаемый источник вдохновения.

6. Всегда идти вперед и не сдаваться!

Дорогие женщины и мамы, если вы воспитываете дочь, то поймите насколько ответственную миссию вы несете. Не разрушайте жизнь своим дочерям! Вдохновляйте их быть успешными, красивыми и счастливыми!

Каждая мать хочет, чтобы ее дочь выросла хорошей, умной, счастливой и успешной, чтобы она была счастливее, чем она сама. Каждая мать боится за свою дочь, чтобы она не пошла по плохому пути.

Воспитание девочки до 3 лет.

С рождения каждая женщина старается окружить свою дочь любовью, заботой и вниманием. В этом возрасте малышка начинает познавать мир. Она учится вместе с родителями делать первые шаги, учится разговаривать. Родители должны постепенно приучать к порядку, к режиму дня и к дисциплине. Для детей родитель - авторитет. Они стараются подражать взрослым. Поэтому родители должны быть хорошим примером.

Дети старше трех лет начинают хитрить и манипулировать взрослыми.

В этот момент необходимо быть начеку. Девочкам в этом возрасте необходимо прививать чувство вкуса. Учить, как нужно ухаживать за игрушками, одеждой и обувью. Как правильно сидеть за столом. Когда можно баловаться и шутить, а когда нужно быть серьезнее. Старайтесь больше общаться, говорить обо всем, о чем она спрашивает.

Если ребенку не уделять внимания, он может замкнуться. В силу своей занятости многие родители позволяют ребенку часами сидеть у телевизора или компьютера, тем самым нанося вред ребенку. Никакие гаджеты не заменят живого общения. Проявляйте любовь по отношению к детям, к мужу, родителям. Оказывайте знаки внимание и уважения в отношении родных и близких.

То в какой обстановке находится и растет ребенок, имеет большое значение. Многие мамы совершают ошибку, хотят вырастить хорошую хозяйку и грузят девочку домашними делами. Все должно быть в меру и в удовольствие.

Дети в этом возрасте должны посещать детский сад. Это важный этап в развитии ребенка. К посещению детского сада нужно заранее готовиться. Чтобы адаптация в садике была успешной. Заранее необходимо придерживаться распорядка дня. Питание дома должно быть максимально приближено к рациону питания в детском саду. Необходимо исключить употребление пищи перед телевизором или компьютером. В детском саду ребенок развивается, общается с другими детьми, готовится к школе.

В школе девочки более внимательны и прилежны.

Для них в этот период много значит похвала и хорошие оценки. Поэтому они очень старательны. Очень важно родителям поддерживать ребенка в его начинаниях.

Еще к этому возврату у девочек появляются подружки. Родители должны поддерживать дружбу, интересоваться проблемами ребенка. Ведь наверняка бывают ссоры или разногласия между детьми на улице или в школе. Пусть даже незначительные. Находите время поговорить о них с дочкой.

В первых классах девочки начинают дружить с мальчиками. Не нужно препятствовать этому, усмехаться или иронизировать. Ведь в жизни вашей дочки это первый опыт общения. Помогайте ей, учите правильному поведению.

Не стоит забывать про секции. Не нужно навязывать ребенку ваше желание, например, стать великой пианисткой или олимпийской чемпионкой по гимнастике. Пусть пробует, пусть определяется сама. Предлагайте теннис, плавание или танцы. Возможно, у девочки хороший голос и есть желание петь, а может она хорошо рисует, запишите ее в художественную школу.

Девочки подростки доставляют много хлопот родителям.

Нужно запастись терпением, оставаться авторитетом. Подростками считаются дети с 10 лет. Необходимо оставаться требовательным. Следить и контролировать учебу, секции, свободное время препровождение, интересовать жизнью девочки в интернете и так далее. Рассказывать об осторожностях и мерах безопасности.

Расскажите примеры о своей подростковой жизни. Пусть дочка учится на ваших ошибках. Расскажите, как вы переживали, и что произошло в той или иной ситуации. Тем самым девочка-подросток обязательно оценит вашу откровенность. Главное, не потерять контроль и не утратить доверие девочки.

В этом возрасте дети хотят отличаться от своих сверстников. Для них важными могут быть модные вещи, красивая обувь или гаджеты. Задача родителей по возможности постараться, чтобы со временем дочка имела все значимые для нее вещи. Чтобы у девочки не развились комплексы, родители должны следить за ее весом, качеством волос, кожи и зубов. При желании все можно исправить.

В народе говорят: «Если все девушки хороши, то откуда берутся плохие жены?» Действительно, откуда же они берутся? Попробуем выяснить.

Во все времена девочек ориентировали на будущую семейную жизнь и целенаправленно воспитывали в них качества, необходимые каждой жене и матери. И хотя представления об этих качествах варьировались в зависимости от эпохи и принадлежности девицы к определенному сословию, курса родители придерживались примерно одного – на взращивание грамотных хозяек, верных помощниц мужьям и матерей, способных передать детям собственные знания и навыки.

Хранительница очага - это немодно

Сегодня многое изменилось: женщина вполне может состояться и без брака, да и сам он, если верить результатам статистических исследований, изживает себя. Такова теория, практика же показывает, что огромное количество молодых женщин мечтает о тихом семейном счастье, но не знает, как его построить. Многие из них обвиняют мужчин в инфантильности и эгоизме, но не замечают, насколько сами не дотягивают до идеала. Не замечают, по всей вероятности, потому что к этому идеалу не стремятся. А не стремятся, потому что так воспитаны.

Представительницы нынешнего поколения неидеальных (назовем их так) жен поразительным образом похожи друг на друга. Как такое стало возможным? Каким образом множество разных семей вырастили не готовых к семейной жизни девушек, да еще и обладающих общими чертами? Секрета здесь никакого нет. Данный подход к воспитанию лежит на поверхности и вполне может быть перенят всеми желающими.

Если и вы желаете усложнить своей дочери жизнь, сделав ее будущий брак делом по-настоящему рискованным, следуйте нижеследующим советам. У вас все обязательно получится!

1. Внушите дочери, что она – принцесса

Посадите ее на трон вашего восхищения и преклонения перед ее талантами. Хвалите ее не за конкретные поступки, а просто так – за природные качества, например, и делайте это как можно чаще. Постоянно сравнивайте дочь с другими детьми и всегда – не в их пользу, так вы укрепите ее веру в себя. Научите вашу принцессу смотреть свысока на тех, кто не разделяет ваших восторгов.

2. Окружите дочь максимальным комфортом

Пусть ваша девочка никогда ни в чем не нуждается, пусть у нее все будет самое-самое лучшее. Даже если ваша семья переживает экономические трудности, это никоим образом не должно сказываться на ребенке. Старайтесь как можно реже отказывать дочери в ее просьбах и требованиях, чтобы ненароком не вызвать у нее чувства неполноценности.

3. Берегите девочку от излишних переживаний

Не рассказывайте ей о своих проблемах, о своем самочувствии, не жалуйтесь на усталость, не требуйте от нее сочувствия и понимания. Не говорите с ней о негативных сторонах жизни, не читайте грустные книги и не смотрите фильмы с печальным концом. Детство так быстротечно, пусть у вашей принцессы оно пройдет в радужных тонах.

4. Выучите с ней одну очень мудрую фразу: «Никто никому ничего не должен»

Этот принцип очень поможет вашей дочери в дальнейшем, станет ключом к разрешению большинства проблем, с которыми она так или иначе столкнется. Помните, что чувство долга мешает идти по жизни с высоко поднятой головой, и старайтесь донести это до дочери как можно раньше.

5. Оградите дочь от домашних дел

Дети сейчас настолько загружены учебой, что у них совершенно не остается времени на детские развлечения вроде игр на планшете или общения в соцсетях. Но ведь в их возрасте это необходимо для развития! Не отбирайте у вашей дочери последние крохи свободного времени, не заставляйте выполнять скучную, рутинную домашнюю работу. Пусть ваша девочка радуется жизни и знает, что у нее есть мама, которая все тяготы домашнего хозяйства возьмет на себя с радостью, просто из любви.

6. Уделяйте повышенное внимание ее внешности

С ранних лет внушайте дочке, что внешность для нее всегда должна быть в приоритете. Покупайте ей глянцевые журналы, пусть учится у звезд умению хорошо выглядеть, позировать на фото, сочетать наряды. Пусть в любой ситуации она выглядит как маленькая звезда, и тогда она обязательно вырастет эффектной, привлекательной девушкой, а не какой-нибудь серой мышкой. Даже если внешность вашей девочки неидеальна, внушайте ей, что она самая-самая красивая. Ведь мы такие, какими себя ощущаем!

7. Объясните ей, что мужчины неидеальны

Придет время, когда вам придется рассказать дочери об отношениях с мужчинами. Вы должны будете снять с нее розовые очки и объяснить, что большинство окружающих ее мальчиков – будущие неудачники. Пусть она будет уверена, что ее достоин только самый лучший мужчина – тот, который будет любить ее так же, как мама с папой. Это значит, что своей любовью он покроет незначительные недостатки ее характера, будет с нежностью воспринимать капризы и не будет ни в чем ей отказывать. Разумеется, это должен быть достаточно состоятельный человек, прочно стоящий на ногах, ведь принцессе положено стать королевой.

Если же ваша дочь не встретит по-настоящему достойного человека, это тоже не беда – за вами она будет, как за каменной стеной.

Наталья Ильина

Растить дочь. Как?

© Ильина Н. А.

© ООО «Издательство „Вектор"», 2006

Слово к читателю

Добрый день, коллега!

Вы удивлены таким обращением? Я – педагог, а вы, быть может, инженер (менеджер, библиотекарь, врач), и тем не менее я обращаюсь ко всем читателям этой книги как к коллегам. И мы действительно коллеги, потому что выполняем тяжелейшую и ответственнейшую работу по воспитанию своих детей, и профессия у нас у всех одна – родители. Так давайте, коллеги, поговорим о проблемах воспитания наших дочерей. Возможно, кто-то свою малышку еще только учит ходить, а кто-то – готовит подарок к свадьбе… Но они, наши дочери, в любом возрасте нуждаются в нашей помощи и поддержке или просто в добром слове, а мы, как это ни печально, далеко не всегда понимаем их и зачастую предлагаем им совсем не то, чего они от нас ждут. К сожалению, секретам удивительной профессии – профессии родителей – нигде не учат: только из рук в руки, от отца – к сыну, от матери – к дочери или… из книг. Если вы взяли в руки эту книгу, значит, вы уже задумались о том, что, воспитывая дочь или сына, обязательно нужно учитывать их природное предназначение.

Я много лет преподаю в школе. Так много, что успела поработать и в математических, и в филологических, и в спортивных классах, и с детьми классов коррекции. В этой работе мне всегда помогал своими советами мой муж – практикующий психолог. Наблюдая за ростом и развитием и своих собственных детей, и ребят-школьников, мы не могли не обратить внимание на то, что девочки и мальчики отличаются по своему мироощущению чуть ли не с пеленок. Когда наши близнецы – дочь и сын – были маленькими, мы купленные им игрушки складывали в один ящик. Они играли ими по своему усмотрению. Сын, какая бы вещь ему в руки ни попала – кукла, кроватка или самосвал, – разбирал их до мельчайших деталей, чтобы посмотреть, как они устроены. Дочь укладывала спать даже самосвал. Теперь уже наши внук и внучка делают то же самое. Очевидно, что это неоспоримое свидетельство заложенного в нас природой естества – мужского или женского. Мы же очень часто судим о поступках своих детей, и дочерей в частности, ориентируясь на некие общие, усредненные понятия, – отсюда и наши ошибки и просчеты в их воспитании.

В этой книге собраны наши многолетние наблюдения как за собственными детьми, так и за школьниками, которые у меня учились; в ней анализируются наиболее типичные примеры поведения девочек в разные периоды их жизни и возможные варианты решения их проблем – от колыбели до построения карьеры. Я сочла также необходимым в первой главе рассказать о базовых принципах воспитания успешных, уверенных в себе детей. Если сегодня вашей дочери всего лишь 3 годика, это не значит, что о проблемах взрослой дочери пока можно не беспокоиться. Скорее наоборот: ведь если родители заранее учтут неизбежность возникновения определенных трудностей на различных ступенях развития и сумеют подготовиться к этому, то проблем будет гораздо меньше как в жизни малышки, так и в жизни взрослой женщины. А начнем мы наш разговор с рассмотрения предназначения женщины и особенностей ее психики.

Глава 1. Особенности женской психологии и воспитание девочки

Особенности поведения

Поведение девочки, девушки и женщины зависит от влияния четырех сильнейших факторов: биологического, психологического, культурного и, так сказать, женского Я. В основе формирования и проявления характерных признаков пола лежат биологические особенности, например темперамент, тип нервной деятельности и др. У большинства мужчин преобладают холерические черты темперамента, а у женщин – сангвинические.

Справка

Тип высшей нервной деятельности определяется свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, происходящих в коре головного мозга, их силой, уравновешенностью и подвижностью. И. П. Павлов различал четыре основных типа – один слабый и три сильных: сильный уравновешенный подвижный, сильный уравновешенный инертный и сильный неуравновешенный подвижный. Данные типы центральной нервной системы соответствуют в общих чертах типам темпераментов, описанных еще Гиппократом: меланхолическому, сангвиническому, флегматическому и холерическому. Для удобства изложения очень часто используют терминологию, предложенную Гиппократом. Дети с холерическим и меланхолическим темпераментом требуют к себе особо внимательного отношения, так как более других подвержены нервным срывам и развитию нервных заболеваний. Холерики – очень подвижные, меланхолики – очень медлительные, флегматики – спокойные и уравновешенные, сангвиники – уравновешенные и подвижные. Сангвинический темперамент И. П. Павлов считал наиболее совершенным. (Подробнее особенности темпераментов мы рассмотрим в главе 3.)

Мы с вами знаем, что правое полушарие мозга «специализируется» на образно-двигательной деятельности, а левое – на абстрактно-мыслительной. Известно, что женщины – существа правополушарные. Проведенные психологами исследования умственных способностей мальчиков и девочек показали, что у мальчиков более развиты математические способности, а у девочек – эстетические и способности к языкам. Девочки раньше мальчиков различают цвета и оттенки, прочнее усваивают практические навыки и учатся более ровно. Мальчики и мужчины быстрее развивают свою моторику в одной области – в силе и точности действий; девочки и женщины – в тонкости и соразмерности движений и координации действий. У девочек самооценки субъективны, в них делается упор на испытываемые чувства, переживания, мечты и конфликты, а у мальчиков самохарактеристики касаются деятельности, реальных событий и явлений. Важно отметить, что достижение независимости не является основной задачей психологического развития женщины. Ее личность формируется и осознает себя в отношениях и связях, а развитие идет по пути все большего усложнения взаимоотношений.

На биологический фактор мы повлиять не можем никак, его нужно просто учитывать в процессе воспитания, на женскую сущность – с трудом. А вот два других фактора (культурный и психологический) во многом зависят от установок и настроений общества, в котором мы живем, и от того, насколько они довлеют над нами, родителями. Будущее нашей дочери зависит от нашей с вами родительской компетенции. Что я подразумеваю под этим утверждением? То, как мы способны анализировать состояние общества и понимать (выбирать) умения и навыки, которые позволят нам жить в этом обществе и подготовить для жизни в нем наших детей. Если мы научим наших дочерей этим умениям и навыкам, дадим развиться их компетенциям, то им удастся не только выжить в этом обществе, но и расцвести. Именно в руках родителей возможность влиять на развитие дочерей вопреки общественным стереотипам. Постараюсь пояснить это на примерах («анализ состояния общества», вероятно, предполагает не только «понимание и выбор» «необходимых умений и навыков», но и формирование мировоззрения, выбор жизненной позиции и т. д.).

Психология женского Я

Мозг женщины «устроен» так, чтобы следить не за объектами и решением каких-либо задач (как это делают мужчины), а за благополучием людей, составляющих ее круг общения (это семья, друзья, сотрудники). Обратите, например, внимание на то, как ведет себя хорошая домохозяйка или хозяйка фирмы: первая старается покупать качественные продукты и следит за тем, чтобы максимально полно удовлетворить потребности каждого члена семьи в зависимости от состояния его здоровья, возраста, интенсивности нагрузок и т. д.; вторая стремится обеспечить своим сотрудникам уверенность в завтрашнем дне: чтобы они могли подумать о школах для своих детей, о покупке квартиры, о лечении родителей и собственном отпуске. Они заботятся о тех, кто рядом с ними.

Девочки помнят не только имена своих друзей, но, если это уже подростковый возраст, – и дни рождения. В основном они играют в игры, где практически нет соревновательности: классики, веревочка и т. д. Если они начинают спорить, то игра останавливается, и довольно часто они меняют ее на какую-нибудь другую, чтобы избежать конфликтов. Для мальчиков же спор – одна из составляющих процесса игры. Девочки меньше, чем мальчики, склонны к открытому противостоянию: они стараются сделать так, чтобы всех устраивали правила игры. Это женщинам дано от природы – стремиться к сохранению целостности группы, как и следить за ее динамикой и взаимодействием в ней и вокруг нее. Некоторые матери, например, всегда знают, где находятся их дети, как будто у них есть некий биологический радар. Это врожденная способность к относительному мышлению – умению видеть целое, выполняя одновременно множество дел. А вот мужчины от природы предрасположены фокусировать свое внимание на какой-либо одной задаче.

© Ильина Н. А.

© ООО «Издательство „Вектор"», 2006

Слово к читателю

Добрый день, коллега!

Вы удивлены таким обращением? Я – педагог, а вы, быть может, инженер (менеджер, библиотекарь, врач), и тем не менее я обращаюсь ко всем читателям этой книги как к коллегам. И мы действительно коллеги, потому что выполняем тяжелейшую и ответственнейшую работу по воспитанию своих детей, и профессия у нас у всех одна – родители. Так давайте, коллеги, поговорим о проблемах воспитания наших дочерей. Возможно, кто-то свою малышку еще только учит ходить, а кто-то – готовит подарок к свадьбе… Но они, наши дочери, в любом возрасте нуждаются в нашей помощи и поддержке или просто в добром слове, а мы, как это ни печально, далеко не всегда понимаем их и зачастую предлагаем им совсем не то, чего они от нас ждут. К сожалению, секретам удивительной профессии – профессии родителей – нигде не учат: только из рук в руки, от отца – к сыну, от матери – к дочери или… из книг. Если вы взяли в руки эту книгу, значит, вы уже задумались о том, что, воспитывая дочь или сына, обязательно нужно учитывать их природное предназначение.

Я много лет преподаю в школе. Так много, что успела поработать и в математических, и в филологических, и в спортивных классах, и с детьми классов коррекции. В этой работе мне всегда помогал своими советами мой муж – практикующий психолог. Наблюдая за ростом и развитием и своих собственных детей, и ребят-школьников, мы не могли не обратить внимание на то, что девочки и мальчики отличаются по своему мироощущению чуть ли не с пеленок. Когда наши близнецы – дочь и сын – были маленькими, мы купленные им игрушки складывали в один ящик. Они играли ими по своему усмотрению. Сын, какая бы вещь ему в руки ни попала – кукла, кроватка или самосвал, – разбирал их до мельчайших деталей, чтобы посмотреть, как они устроены. Дочь укладывала спать даже самосвал. Теперь уже наши внук и внучка делают то же самое. Очевидно, что это неоспоримое свидетельство заложенного в нас природой естества – мужского или женского. Мы же очень часто судим о поступках своих детей, и дочерей в частности, ориентируясь на некие общие, усредненные понятия, – отсюда и наши ошибки и просчеты в их воспитании.

В этой книге собраны наши многолетние наблюдения как за собственными детьми, так и за школьниками, которые у меня учились; в ней анализируются наиболее типичные примеры поведения девочек в разные периоды их жизни и возможные варианты решения их проблем – от колыбели до построения карьеры. Я сочла также необходимым в первой главе рассказать о базовых принципах воспитания успешных, уверенных в себе детей. Если сегодня вашей дочери всего лишь 3 годика, это не значит, что о проблемах взрослой дочери пока можно не беспокоиться. Скорее наоборот: ведь если родители заранее учтут неизбежность возникновения определенных трудностей на различных ступенях развития и сумеют подготовиться к этому, то проблем будет гораздо меньше как в жизни малышки, так и в жизни взрослой женщины.

А начнем мы наш разговор с рассмотрения предназначения женщины и особенностей ее психики.

Глава 1. Особенности женской психологии и воспитание девочки

Особенности поведения

Поведение девочки, девушки и женщины зависит от влияния четырех сильнейших факторов: биологического, психологического, культурного и, так сказать, женского Я. В основе формирования и проявления характерных признаков пола лежат биологические особенности, например темперамент, тип нервной деятельности и др. У большинства мужчин преобладают холерические черты темперамента, а у женщин – сангвинические.

Справка

Тип высшей нервной деятельности определяется свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, происходящих в коре головного мозга, их силой, уравновешенностью и подвижностью. И. П. Павлов различал четыре основных типа – один слабый и три сильных: сильный уравновешенный подвижный, сильный уравновешенный инертный и сильный неуравновешенный подвижный. Данные типы центральной нервной системы соответствуют в общих чертах типам темпераментов, описанных еще Гиппократом: меланхолическому, сангвиническому, флегматическому и холерическому. Для удобства изложения очень часто используют терминологию, предложенную Гиппократом. Дети с холерическим и меланхолическим темпераментом требуют к себе особо внимательного отношения, так как более других подвержены нервным срывам и развитию нервных заболеваний. Холерики – очень подвижные, меланхолики – очень медлительные, флегматики – спокойные и уравновешенные, сангвиники – уравновешенные и подвижные. Сангвинический темперамент И. П. Павлов считал наиболее совершенным. (Подробнее особенности темпераментов мы рассмотрим в главе 3.)

Мы с вами знаем, что правое полушарие мозга «специализируется» на образно-двигательной деятельности, а левое – на абстрактно-мыслительной. Известно, что женщины – существа правополушарные. Проведенные психологами исследования умственных способностей мальчиков и девочек показали, что у мальчиков более развиты математические способности, а у девочек – эстетические и способности к языкам. Девочки раньше мальчиков различают цвета и оттенки, прочнее усваивают практические навыки и учатся более ровно. Мальчики и мужчины быстрее развивают свою моторику в одной области – в силе и точности действий; девочки и женщины – в тонкости и соразмерности движений и координации действий. У девочек самооценки субъективны, в них делается упор на испытываемые чувства, переживания, мечты и конфликты, а у мальчиков самохарактеристики касаются деятельности, реальных событий и явлений. Важно отметить, что достижение независимости не является основной задачей психологического развития женщины. Ее личность формируется и осознает себя в отношениях и связях, а развитие идет по пути все большего усложнения взаимоотношений.

На биологический фактор мы повлиять не можем никак, его нужно просто учитывать в процессе воспитания, на женскую сущность – с трудом. А вот два других фактора (культурный и психологический) во многом зависят от установок и настроений общества, в котором мы живем, и от того, насколько они довлеют над нами, родителями. Будущее нашей дочери зависит от нашей с вами родительской компетенции. Что я подразумеваю под этим утверждением? То, как мы способны анализировать состояние общества и понимать (выбирать) умения и навыки, которые позволят нам жить в этом обществе и подготовить для жизни в нем наших детей. Если мы научим наших дочерей этим умениям и навыкам, дадим развиться их компетенциям, то им удастся не только выжить в этом обществе, но и расцвести. Именно в руках родителей возможность влиять на развитие дочерей вопреки общественным стереотипам. Постараюсь пояснить это на примерах («анализ состояния общества», вероятно, предполагает не только «понимание и выбор» «необходимых умений и навыков», но и формирование мировоззрения, выбор жизненной позиции и т. д.).

Психология женского Я

Мозг женщины «устроен» так, чтобы следить не за объектами и решением каких-либо задач (как это делают мужчины), а за благополучием людей, составляющих ее круг общения (это семья, друзья, сотрудники). Обратите, например, внимание на то, как ведет себя хорошая домохозяйка или хозяйка фирмы: первая старается покупать качественные продукты и следит за тем, чтобы максимально полно удовлетворить потребности каждого члена семьи в зависимости от состояния его здоровья, возраста, интенсивности нагрузок и т. д.; вторая стремится обеспечить своим сотрудникам уверенность в завтрашнем дне: чтобы они могли подумать о школах для своих детей, о покупке квартиры, о лечении родителей и собственном отпуске. Они заботятся о тех, кто рядом с ними.

Девочки помнят не только имена своих друзей, но, если это уже подростковый возраст, – и дни рождения. В основном они играют в игры, где практически нет соревновательности: классики, веревочка и т. д. Если они начинают спорить, то игра останавливается, и довольно часто они меняют ее на какую-нибудь другую, чтобы избежать конфликтов. Для мальчиков же спор – одна из составляющих процесса игры. Девочки меньше, чем мальчики, склонны к открытому противостоянию: они стараются сделать так, чтобы всех устраивали правила игры. Это женщинам дано от природы – стремиться к сохранению целостности группы, как и следить за ее динамикой и взаимодействием в ней и вокруг нее. Некоторые матери, например, всегда знают, где находятся их дети, как будто у них есть некий биологический радар. Это врожденная способность к относительному мышлению – умению видеть целое, выполняя одновременно множество дел. А вот мужчины от природы предрасположены фокусировать свое внимание на какой-либо одной задаче.

Мальчики всегда хотят знать: кто главный, каковы правила и будут ли эти правила действовать. Получив ответы на эти вопросы, они действуют. Девочкам тоже важно знать, каковы правила, но больше их занимает система отношений: включены ли они в эту систему, какое место занимают они в ней, какова природа этих отношений и что необходимо для их поддержки. Природное умение «встраиваться» в систему отношений и понимать, кто на что способен, продемонстрировала наша маленькая дочка, научившись читать самостоятельно.

Мы стремились не загружать ее не по возрасту и не хотели раньше времени приучать к чтению. Но народ в доме был читающий – помимо нас в квартире жили еще и старший брат, и бабушка. И вот она к одному подойдет, спросит, «какая это буковка», к другому, а потом одно слово прочла, другое – так и научилась читать.

Если поступки дочери, независимо от ее возраста, рассматривать с точки зрения ее потребности устанавливать отношения, то можно оговорить пределы допустимого в ее системе и определить последствия развития ее отношений. Тогда ваша девочка будет развиваться и чувствовать себя комфортно. Формирование отношений, которые приносили бы пользу и самой девочке, и окружающим, требует четкости в установлении личностных границ – где начинается Я и где заканчивается.

К сожалению, женщины, по мнению психологов, более подвержены взаимозависимому поведению, чем мужчины. Возможно, что даже физиология их предрасположена к подобному поведению – принимать слишком большое участие в жизни других людей. Если девочка внутренне осознает, где начинается и где заканчивается ее ответственность за себя и других, то это даст ей силы оставаться самой собой, верить в свои способности и возможности и не испытывать чувство вины, если приходится сказать «нет». Девочка, которая четко знает, что ей нравится, а что – нет, чего она хочет и как этого добиться, способна игнорировать полоролевые стереотипы, которые навязывает ей общество или окружение.

У меня училась девочка, которая и после переходного периода сохранила мальчишескую фигуру: стройную, высокую, с узкими бедрами и широкими плечами. От этого, кажется, больше страдала ее мама, чем она сама. Она почему-то все время писала в сочинениях о том, что хочет стать десантником, хотя в жизни вела себя очень робко. По всей вероятности, на нее действовали переживания родителей из-за ее «нестандартности». Я поговорила с ее мамой, и та отвела ее в легкоатлетическую секцию, а чуть позже девочка сама перешла в конькобежную. С тех пор прошло много лет. Она вышла замуж, воспитывает дочку и преподает в спортивной школе.

Если помочь девочке осознать свою индивидуальность и не поддаться давлению расхожих стереотипов, касающихся фигуры, одежды, манеры поведения, то она не позволит и манипулировать собой ни этим установкам, ни людям, которые их провозглашают.

Стереотипы общества
Миф о теле

Как только наш ребенок добирается до телевизора (а происходит это, к сожалению, достаточно рано), на него обрушивается гора информации о том, какой должна быть «настоящая» женщина, каким пользоваться шампунем, дезодорантом, что носить и каковы стандарты форм женского тела. Общество навязывает определенный стереотип в этом отношении. Под звукосветонепроницаемый колпак дочь не посадишь – она все равно рано или поздно с этим столкнется. Если родители не учли фактор влияния рекламы и других воздействий СМИ, девочка с фигурой, не соответствующей проповедуемому стандарту, начинает испытывать комплекс неполноценности, придумывает себе какие-то диеты, ограничивает себя в общении со сверстниками. Поэтому наша с вами задача – научить ее самостоятельно подходить к вопросам здорового веса, красивых форм тела и правильного питания. Мы можем приохотить ее к занятиям физической культурой, которые приносили бы ей удовольствие. Разумеется, сделать это проще, если вы сами или кто-то из ваших близких друзей и родственников поддерживает свою спортивную форму.

Насилие

Мы с вами знаем также, что мир небезопасен, случаи физического насилия в отношении девушек и женщин носят, можно сказать, обыденный характер. Как уберечь, защитить дочь от этого? Психологам давно известно, что люди могут привлечь или оттолкнуть хулигана просто своей манерой поведения на улице. Если в вашей походке читается робость, вы двигаетесь боком, идете, словно извиняясь за то, что занимаете дорогу, то вы просто приглашаете к нападению на вас. Если же вы идете прямо, демонстрируя неприступность и уверенность в себе, – такая манера отпугивает потенциальных нападающих. Что мешает выработке такого ощущения у девочек? Стереотипы общества: девочки беспомощны и нуждаются в защите. Если мы будем их в этом убеждать, то никогда не научим их полагаться в минуту опасности на свои собственные силы и рассчитывать на свои внутренние ресурсы. Мы уже говорили с вами о полезности занятиями спортом для здоровья. Есть еще один важный аргумент в их пользу: будучи физически тренированной, девочка может оказать сопротивление хулиганам или хотя бы убежать. Девочкам нужно развивать физическую выносливость, и опыт занятий спортом – индивидуальным или командным – так же им необходим, как и мальчикам. Физическая сила и выносливость дают девочкам уверенность в себе, повышают самооценку, вырабатывают умение добиваться поставленной цели. Девочки бывают разные: одну хлебом не корми – дай поиграть в баскетбол, волейбол и даже в футбол, так как она получает удовольствие от командных соревнований, а другую просто тошнит от одной мысли, что ей придется бороться за мяч. Присмотритесь к дочери: возможно, ей интереснее будут плавание, гимнастика, теннис… Не имеет значения, какой вид спорта принесет ей хорошую физическую закалку и уверенность в себе. Главное, что эти качества помогут ей избежать любых посягательств. В младшем подростковом возрасте постарайтесь дать ей азы самообороны, так как любое решительное усилие, направленное на то, чтобы дать отпор обидчику: закричать, толкнуть, пнуть ногой, укусить – способно сдержать нападение, если не обратить нападающего в бегство.

Подавленные эмоции

Стереотипы восприятия обществом женщины в гневе как фурии, мегеры, грымзы зашли настолько далеко, что полностью подавили проявление женской ярости. Но ведь эти чувства существуют, от них никто не застрахован. Психологи утверждают, что отказ от глубинных эмоций выводит на сцену другие чувства и действия. И тогда вместо того, чтобы кричать, мы начинам есть; вместо того, чтобы заплакать, принимаем алкоголь; вместо того, чтобы позволить себе пережить тревогу, начинаем бездумно транжирить деньги; вместо того, чтобы признать свое одиночество как реально существующий факт, вступаем в ненужные нам и не приносящие радости сексуальные связи.

Если мы разрешим нашим дочерям испытывать и выражать гнев, то это позволит им жить более полноценной, насыщенной жизнью. Проявление гнева помогает девочке понять, что происходит, сказать о своих чувствах, попросить о помощи или, собрав всю волю, изменить ситуацию.

Право на мнение

«А тебя не спрашивают», «Твое мнение никого не интересует, мала еще» – это варианты, опять же, стереотипного восприятия женщины/девочки, которая тем не менее хочет и может высказать свое мнение. Позвольте своим дочерям говорить о том, что они чувствуют, переживают, что считают важным в своей жизни. Мы с вами уже выяснили, что межличностные взаимоотношения – это основной источник самооценки девушек и женщин. Поэтому наши дочери должны быть уверены в нашей любви, даже когда будут говорить нам о том, чего они хотят или что испытывают в той или иной ситуации. Эту веру в нас, доверие к себе мы должны взращивать в них с самого рождения. Если мы научим их формулировать свои желания и просьбы, искренне выражать свои чувства, не тая их и не прикрываясь маской внешнего спокойствия и благополучия, девочке не придется лгать, лицемерить и приспосабливаться, не надеясь на понимание. Вместо того чтобы быть внешне равнодушными и покладистыми, им не нужно будет приспосабливаться и чувствовать обиду, если их не поймут.

Семейные традиции и установки

Ваш быт. Прежде чем вы будете обдумывать план воспитания дочери, обсудите общую канву жизни вашей семьи. Как вы будете сочетать ваше стремление сделать карьеру с желанием быть хорошими родителями? Кто будет обеспечивать семью, кто – следить за чистотой квартиры и детского белья, кто займется приготовлением еды? Будете ли вы отдавать ребенка в садик и когда? Кто будет отвозить его и забирать? Будете ли вы подключать к решению этих проблем родственников?

Приоритеты. Одинаково ли вы смотрите на методы воспитания дочери и как собираетесь разрешать конфликты между собой?

Игрушки. Какие игрушки нужны дочери? Когда вы будете их покупать? Чему они ее смогут научить, по вашему мнению? Когда понадобятся книжки и какие? Кто будет ей их читать?

Телевизор. Что он значит для вашей семьи? Можно ли от него отказаться? Что вы сами предпочитаете смотреть и собираетесь ли просматривать детские передачи, прежде чем разрешите смотреть их дочери?

Образование. В какую школу пойдет ваша дочь – по месту жительства или вы будете искать что-то другое? Что именно? Частную или государственную? Что вы хотите, чтобы изучала ваша дочь дополнительно к основной программе: иностранный язык, музыку, танцы или занималась спортом?

Медицинское обслуживание. Устраивает ли вас участковый семейный врач (педиатр)? Будете ли вы дополнительно консультироваться у детских специалистов? Как вы относитесь к прививкам?

Отношение к религии. Какие религиозные установки вам ближе? Что вы будете передавать дочери? Как будете отвечать на вопросы о Боге? Собираетесь ли соблюдать религиозные обряды?

Семейные праздники. Какие праздники (Новый год, Рождество, День Победы, Восьмое марта, День защитника Отечества) вы собираетесь отмечать в кругу семьи и как? О каких заслугах перед Отечеством вашей семьи будете рассказывать дочери? С какими родственниками хотите поддерживать теплые отношения?

Образ жизни вашей семьи. Какой ритуал вы будете соблюдать при отходе ко сну: обсуждение дня прошедшего, планов на завтра, сказка на ночь, молитва, чтение книги? Как будет начинаться утро в вашей семье по будням и выходным: зарядкой, бегом трусцой, холодным душем, молитвой, красивым завтраком? Как вы будете одеваться дома: в спортивные костюмы или специальные нарядные костюмы для дома? Как часто вы собираетесь ходить в гости и приглашать друзей к себе? Будете придумывать сценарий праздника или вас устроит в качестве фона (музыкального сопровождения) работающий телевизор (магнитофон)?

Питание семьи. Какие продукты вы предпочитаете? Когда собираетесь делать покупки? Как будете относиться к сладостям? Пиву? Как будете приучать дочку следить за фигурой и уважать свое тело?

Распределение обязанностей. Кто выносит ведро? Кто моет посуду? Гладит белье? Делает уборку? Нанимаете ли вы домработницу? Какие обязанности можно возложить на дочь?

Базовые принципы воспитания

Опека и гиперопека. Все дети нуждаются в том, чтобы родители оберегали их и помогали справиться с ситуациями, представляющими опасность, с которыми они сталкиваются по мере своего развития: мы объясняем малышам, что нельзя брать в рот мелкие предметы, совать пальчики в розетку или играть со спичками. Когда они подрастают и становятся более самостоятельными, мы учим их, как правильно переходить дорогу, объясняем, что нельзя садиться в машину к незнакомым людям. Подростков мы предостерегаем от употребления алкоголя, наркотиков и неразборчивости в половых связях. Разумное ограничение «детской активности» в ситуациях, могущих представлять опасность, и в то же время предоставление им свободы в решении проблем, с которыми они вполне могут справиться самостоятельно, позволяет детям расти и развиваться в относительной безопасности и без каких-либо психологических осложнений.

Но есть другой способ защиты – гиперопека, которая препятствует формированию уверенности в своих силах. Девочки обретают такую уверенность только тогда, когда им предоставляют возможность думать, планировать и действовать самостоятельно. Не стоит торопиться давать советы дочери, пока она не попробует сделать что-то сама, – если вы поспешите, девочка может никогда не узнать о своих возможностях, о том, на что она способна, и, что еще хуже, привыкнуть полагаться на чужое мнение, полностью сняв с себя ответственность за свои поступки и свою жизнь.

Как-то муж гулял с нашей дочерью и не успел ее подхватить, когда она на трехколесном велосипеде въехала в живую изгородь. Колесо застряло, а велосипед завалился набок. Девочка поднялась с земли и стала трясти велосипед, чтобы освободить застрявшее колесо. Когда папа подбежал, велосипед уже стоял на дорожке, а девочку переполняла радость победы.

Вот что я имею в виду, когда пишу, что надо давать возможность девочке самой принимать решение и его осуществлять – с самого раннего детства.



Рассказать друзьям