Психология 17 18 лет. Некоторые факторы образа жизни

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

Подростки замыкаются в себе

С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

Этапы взросления


В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка - юноши или девушки - является наиболее сложным в жизни.


Эмоциональная сфера подростков и мотивации

В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

Таких новообразований несколько.


Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.


Нежелание слушать родителей и учителей

Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

Проявление фантомного чувства взрослости

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.


Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

Возможное возникновение школьной дезадаптации

Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка

С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того - это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.


Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

Изменения когнитивной сферы подростка

В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.


Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

  1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
  2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
  3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

Фантомное чувство взрослости

Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.


В этом возрасте подростки переживают первую любовь

Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.


В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

Возникновение школьной дезадаптации

Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.


Школьная дезадаптация - основные признаки

Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.

Особенности психологии подростка - 16 лет

Шестнадцатилетний подросток – самое трудное испытание для родителей.

Именно этот возраст определил термин «трудный» в применении к подросткам в целом.
Все антагонистические противоречия и сложности подросткового периода выливаются в это время как из рога изобилия. Только успевай при этом «соломки подстелить», чтобы те, кого родители считают все еще детьми, не набили слишком много шишек.
Однако, как считают многие профессионалы, пережившие в свое время этот непростой период своей жизни, трудность данного возраста обусловлена, прежде всего, тем, что самому подростку трудно вписаться своими новыми размерами (и не только физическими параметрами) в окружающий мир.

Шестнадцатилетним невероятно трудно смириться с собой в новом качестве: уже не ребенка, но еще и не совсем взрослого человека.

Выделяют следующие характерные особенности 16-летних подростков:

На уровне самосознания у них активно формируется мировоззрение, при этом устойчивая «концепция самости» уже полностью сформирована, вследствие чего оценки окружающих 16-летних уже мало волнуют;

В части познавательной активности, в этом возрасте начинают формироваться профессиональные интересы, появляются навыки управления другими людьми вплоть до провокаций;

Возрастает потребность в сплоченном коллективе людей, объединенных общими интересами, именно для этого возраста характерны случаи массовых выступлений и акций против чего бы то ни было;

Формирование сексуальности и собственных взглядов на проблемы, с эти связанные, достигает своей завершающей стадии;

Единственный позитив для родителей: подростки в 16 лет становятся более уравновешенными эмоционально, их действия – более последовательными и не такими импульсивными, как раньше.

Итак, основные проблемы и трудности перечислены. Осталось только определиться с тем, как эти проблемы преодолевать с наименьшими для обеих сторон потерями.

Самое простое и действенное средство, помогающее в данной ситуации – это ведение дневника.

В эту заветную тетрадь подросток зачастую записывает все, что с ним происходит, и в дальнейшем имеет возможность проанализировать всю эту информацию, отодвинув ее от себя на некоторое расстояние во времени. Часто такой метод помогает увидеть собственные ошибки и в дальнейшем их не повторять.

Самый лучший подарок 16-летнему подростку – это красиво оформленный дневник-ежедневник, дополненный изящной ручкой в том же стиле.

Подросток становится совсем взрослым.
В этом возрасте у многих уже появляется первая влюбленность, возможно, и первые разочарования. У некоторых подростков этот возраст означает появление сексуальных отношений. Но не стоит паниковать: не все в шестнадцать лет готовы пойти на этот шаг.

Тем не менее, родителям стоит заводить разговоры на тему секса, дабы ребенок был в курсе всех последствий. Если папа или мама не могут завести разговор, то можно купить соответствующую литературу и подарить ребенку.
Подросток должен понимать – что это период, когда он несет ответственность за все свои поступки. Кстати, на Кубе этот возраст считается совершеннолетием.

В этом возрасте психология подростка более обширна и многогранна.

Кроме физических, сексуальных, гормональных изменений, есть и другие особенности – ребенок начинает уделять внимание философии.
Его взгляды на жизнь заметно меняются. И те вопросы, которые раньше его не волновали, сегодня встают на первый план.
В этот период человек может преувеличивать свои способности, так как все выглядит более простым, доступным и радужным. В этом заключается психология подростка.

16 лет – это огромный пласт, в котором много веры, желания, стремлений.

Человек находится на пике своего эмоционального развития.

Многим родителям очень тяжело принять необходимость "отпустить" подростка и они воспринимают такое поведение подростка как бунт и протест, хотя, на самом деле, их дети просто взрослеют.

Это возраст, в котором, для подростка очень важно его принятие Вами, как родителями. На этом этапе Важно уметь слушать подростка и доверять его Выбору...

Уметь слушать - это не читать нотаций, не критиковать, не угрожать и не говорить обидных фраз. Подростки учатся на собственном выборе. До тех пор, пока последствия этого выбора не угрожают их здоровью и жизни, не вмешивайтесь, а наоборот, проявляйте положительный интерес к жизни подростка, интересуйтесь ее друзьями, но с ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ стороны.

Чтобы разговор с подростком был результативным, Вам, как родителю, важно уметь дифференциировать свои чувства и открыто говорить о них подростку. Что я имею ввиду? Например, если Ваша дочь пришла поздно, вы можете сказать: "Я очень переживала, поскольку боялась, что с тобой что-то случилось" или "Я беспокоюсь и волнуюсь о тебе. Поэтому, я очень волновалась, когда ты пришла домой позже того времени, о котором ты мне сказала. Я думала, что возможно у тебя возникли какие-то проблемы и тебе нужна помощь".

Такие осуждающие выражения как: "Где ты была?", "Почему так поздно?" непременно вызовут в подростке злость и агрессию и вряд ли приведут к конструктивному разговору.

Юноша и тем более подросток легко идеализируют окружающих людей и отношения между ними, но быстро в них разочаровываются, как только обнаруживают неполное соответствие предвзятому и завышенному идеалу.

Такой максимализм - следствие стремления к самоутверждению, он порождает так называемую черно-белую логику. Черно-белая логика, максимализм и малый жизненный опыт приводят молодых людей к преувеличению оригинальности собственного опыта. Им кажется, что никто так не любил, не страдал, не боролся, как они.

Однако их родители, находясь во власти вкусов и привычек собственной молодости, абсолютизируя и считая единственно правильными только свои привычки и вкусы, не подают примера разумного отношения к действительности, основанного на трезвой оценке значимости событий, возводя в ранг проблемы вопросы о ширине брюк, длине волос, манере танца, стиле музыки и песен.
Эти проблемы стары, как мир. Еще Аристофан в комедии «Облака» описывал конфликт между рассудительным, благонамеренным отцом и легкомысленным длинноволосым сыном.
В ответ на просьбу отца спеть что-либо из древних авторов - Симонида или Эсхила - сын называет этих поэтов устаревшими и ходульными. Когда же сын обращается к современному искусству и читает монолог из Еврипида, старик выходит из себя, видя в нем безвкусицу и безнравственность

Взрослых иногда возмущает или, в лучшем случае, удивляет желание юношей одеваться и вести себя, «как все», даже в ущерб собственной привлекательности и материальным возможностям.
В этих поступках проявляется повышенная значимость для них чувства принадлежности к определенной группе: учебной, спортивной и т. д. А для того чтобы быть вполне «своим» в группе, нужно выглядеть, как все, и разделять общие увлечения.
Внутренний мир другого человека можно понять только при условии внимания и уважения к нему, принимая его как независимую достойную личность со своими взглядами и своим жизненным опытом.
Вот как звучит самая распространенная и совершенно справедливая жалоба юношей и девушек на родителей: «Они меня не слушают!»

Спешка, неумение и нежелание выслушать собственного ребенка, вникнуть в то, что происходит в сложном юношеском мире, неспособность взглянуть на проблему с позиции молодого человека, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта - все это может создать психологический барьер между родителями и детьми.
Этот барьер может укрепляться как со стороны родителей, так и со стороны детей. У родителей может возникнуть представление, что для их ребенка не существует никакой системы ценностей, что, естественно, не сближает.

Почему возникает такая пугающая иллюзия?
Когда родители неспособны воспринимать своего ребенка, теперь уже юношу, как самостоятельную личность и в семье отсутствует взаимопонимание, то юноша придает гипертрофированно большое значение своему общению со сверстниками.
В том случае, когда семья юноши и значимая для него группа сверстников, с которой он общается, ориентируются на различные системы ценностей, ценности семьи отрицаются, что и создает впечатление, что у юноши не существует вообще никаких ценностей.
Эта иллюзия - следствие односторонности и ограниченности родителей, слишком долго воспринимающих своих детей как несамостоятельных и нуждающихся в мелочной опеке.

Родители возводят барьер между собой и ребенком и тогда, когда злоупотребляют этическими требованиями, внушая, что все остальные люди, кроме него, добродетельны
Такие поучения отталкивают молодежь, которая особенно чувствительна ко всякому несоответствию между словом и делом.
Требование исполнения нравственных норм воспринимается без внутреннего протеста, если при этом говорится, что пока еще не все люди нравственны, но прилагать усилия к повышению собственной нравственности необходимо.
Не надо бояться серьезно обсуждать с подрастающими детьми негативные стороны жизни.
Зрелость у человека наступает тогда, когда он понимает, что жизнь не знает черновиков, что все делается окончательно.

На заметку родителям
Не стоит бояться переходного возраста. Это неизбежный этап в жизни каждого человека. И если вы хотите смягчить это время, попытайтесь понять, почему ребенок поступает именно так, а не иначе.

Психология подростка может казаться вам странной и непредсказуемой, но это совершенно не так. Только вы способны, как никто другой, понять своего ребенка и помочь ему преодолеть этот период. Для него он, возможно, ещё тяжелее, чем для вас. Ведь подросток только начинает понимать себя и окружающих, и все изменения для него сложны и непонятны

А если серьезно, то все сказанное, необходимо родителям именно для того, чтобы они, в свою очередь, также начали относиться к происходящим порой неприятным моментам в своих отношениях с подростками с точки зрения предупрежденного о всех возможных подводных камнях и мелях лоцмана, способного привести семейную лодку через все штормы и неприятности в заветную тихую гавань устоявшихся и дружеских отношений.

Источник МедВести.

    формируется самосознание – представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств

    происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность самовоспитания

    возрастает волевая регуляция

    возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление

    появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах

    формируется собственное мировоззрение – как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии

    увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений

    стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности

    пренебрежение к советам старших

    критиканство, проявление недоверия

    сухой рационализм, практицизм

    стремление к самоуправлению, заново осмыслить все окружающее, происходит жизненное определение человека, приобретение определенной степени психологической зрелости

    стремление приобрести профессию – основной мотив познавательной деятельности

    отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам

    завершено половое созревание. формируется отношение к зарождающимся сексуальным желаниям

    возникает первое чувство любви, дружбы

    происходит существенная перестройка эмоциональной сферы

    недостаточное осознание последствий своих поступков

Психологическое новообразование: умение составлять жизненные планы, искать средства их реализации сердца железными рукавицами". Ибо любовь должна навсегда, на всю жизнь остаться для человека самым светлым, интимнейшим, неприкосновенным. Любовь мужчины и женщины бывает, по крайней мере, двух типов: 1) любовь как чувство предпочтения одного человека всем другим, даже, может быть, более красивым, умным и т. п. – но вам необходим именно данный один человек, вы желаете постоянно иметь возле себя объект любви, боитесь его потерять. Это любовь эгоистическая, человек заботится главным образом о себе, выступает лишь в качестве потребителя удовольствия; 2) любовь альтруистическая, когда преобладает желание не столько получать удовольствие от объекта любви, сколько все дать ему, даже в ущерб себе. В некоторых языках слово "любить" имеет только этот второй смысл (например, украинское "кохаю"). Формирование отношения к любви, своих ожиданий и установок (на эгоистический либо альтруистический тип любви), выбор спутника жизни – важнейшие проявления юношеского самосознания.

§ 5.3. Поздняя юность (от 17 до 23) Кризис 17 лет

В детстве границы возрастных периодов определенны. Когда детство остается в прошлом, все психические функ­ции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов становятся все бо­лее условными. Но кризис 17 лет возникает точно на рубе­же привычной школьной и новой взрослой жизни.

В последние годы, как уже отмечалось, все больше под­ростков покидают школьные стены после 9-го класса. При нежелании учиться и низкой успеваемости не все стремят­ся потом пойти в технические колледжи (бывшие ПТУ); кто-то не проходит туда по конкурсу. Значительная часть из них идет работать, в лучшем случае посещая вечернюю школу. Если подросток выбрал для себя этот путь, пере­ходный период (15 лет) превращается в ярко выраженный кризис, и кризис 17 лет, таким образом, смещается, на­ступает раньше.

Кризис 15 лет характерен в основном для тех, кто имеет сильную гедонистическую установку (не обязательно на­правленность личности в целом), и отчасти для подрост­ков с эгоистической направленностью.

Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы (последние не решились на это раньше, после 9-го класса). По нашим экспериментальным данным, выпускники шко­лы, собирающиеся поступить в вузы, ценят свой соци­альный статус, даже если учатся средне, и считают себя выше многих сверстников. Особенно это касается учеников тех школ, в которых производится большой отсев: напри­мер, из трех девятых классов составляют один десятый. Высшее образование им нужно для того, чтобы получить профессию, позволяющую «достойно жить», «много зара­батывать», «обеспечивать себя и семью». Кто-то надеется на блестящую карьеру («Моя мечта – Белый дом»). Их мнение существенно отличается от мнения ушедших из школы 15-летних подростков («Высшее образование денег не дает. Интеллигенция живет хуже остальных»). Ценность образования – большое благо, но в то же время достиже­ние поставленной цели сложно, и в конце 11-го класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.

Выпускники школы, связывающие свои ближайшие жизненные планы с вузом, иногда делят себя на две кате­гории: первые надеются на помощь родителей, скорее все­го платный вуз, и не теряют душевного равновесия; вто­рые рассчитывают на свои силы. Именно те, кто собирает­ся пробиваться в жизни сам, больше всего трудятся, осва­ивая школьную программу и дополнительный материал, посещая различные подготовительные курсы. Они должны выдержать конкурс в государственный вуз и наиболее под­вержены связанным с поступлением стрессам. Часть из них – юноши и девушки с духовно-нравственной направ­ленностью личности, готовые бороться за свое призвание, часть – с эгоистической направленностью, порой силь­ной престижной мотивацией, побуждающей поступить во что бы то ни стало в определенный вуз или в любой вуз – лишь бы поступить, не остаться «за бортом».

Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, харак­терны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед арми­ей. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.

Индивидуальные различия в переживании кризиса 17 лет велики. Но даже если выпускник мало тревожен и все скла­дывается для него удачно, резкая смена образа жизни, вклю­чение в новые виды деятельности, общение с новыми людь­ми вызывают значительную напряженность. Новая жизнен­ная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адапти­роваться в основном два фактора: поддержка семьи и уве­ренность в себе, чувство компетентности.

Подростки относятся к той возрастной группе, которая, несмотря на кажущийся достаточный уровень здоровья, является весьма уязвимой. Именно в возрасте 15 — 17 лет наблюдаются самые высокие темпы роста заболеваемости практически по всем классам болезней, наблюдается их хронизация. Одновременно выявлено, что, по сравнению с аналогичными данными, характерными для промышленно развитых стран, подростки и молодёжь, проживающие в странах постсоветского пространства, дают своему здоровью менее положительную оценку, чем их зарубежные сверстники.

Поведенческие факторы – факторы образа жизни – являются основными в числе причин риска здоровью подростков и молодёжи. Поведение по отношению к собственному здоровью, особенно сексуальному, в подростковом возрасте имеет ярко выраженные гендерные особенности. Так, юноши дают своему состоянию здоровья более высокую оценку, чем девушки; одновременно они недостаточно заботятся о нём: по данным З.А.Севковской, только 12,3% опрошенных юношей (288 студентов вузов и 612 учащихся средних учебных заведений в возрасте 16-24 лет) регулярно посещают уролога, 42,9% – от случая к случаю, 44,8% – вообще не посещают специалистов.

Рискованное сексуальное поведение в подростковом возрасте – ведущая причина возникновения целого ряда заболеваний. Так, медики Польши, обеспокоенные наиболее высокой среди стран Евросоюза заболеваемостью раком шейки матки, указывают на острую необходимость разработки программ по профилактике рискованного сексуального поведения среди подростков.

Не менее опасным является возникновение незапланированных беременностей. Их последствия связаны не только с прямой угрозой для здоровья девочки-подростка, которая возникает при любом исходе беременности.

В случае относительно благоприятного репродуктивного выбора – родов – последствия нежеланной беременности в подростковом возрасте оказываются опасными и для ребёнка. Так, новорожденные матерей-подростков чаще имеют низкий вес, родовые травмы и неврологические дефекты. Такие дети в два раза чаще погибают в первый год жизни, по сравнению с детьми, рождёнными у матерей старше 20 лет.

Лонгитюдные исследования групп людей, рождённых в 1961-1963 годах (сравнивались дети, рождённые в полных семьях с одинаковым социо-экономическим статусом, но различающиеся по фактору желанности во время беременности: матери одних намеревались прервать беременность искусственно, другие же были рождены как желанные дети) показали, что «нежеланность родителями» несёт риск нарушений психосоциального развития, особенно для детей, у которых нет родных братьев и сестёр. В возрасте 9 лет они показывали худшую успеваемость в школе (несмотря на отсутствие объективных отличий в результатах теста на определение уровня интеллектуального развития). Они были менее популярными среди одноклассников. Матери и учителя чаще, чем детям, появления которых ожидали, давали им характеристику «трудных детей». В возрасте 21-23 года они были менее удовлетворены работой, чаще конфликтовали с сослуживцами и начальством, и чаще чувствовали себя разочарованными в любви. В возрасте 35 лет они чаще испытывали проблемы, связанные с нарушениями психического здоровья.

Социологи, опросившие 1500 учащихся различных типов учебных заведений, 565 родителей и 140 учителей пришли к выводу, что между установками по отношению к здоровью, образом жизни и ценностными ориентациями молодых людей существует противоречие. К числу причин медики отнесли в первую очередь недостаточность внимания, уделяемого подростку, со стороны семьи; негативное влияние ближайшего социального окружения (друзья, одноклассники). По данным исследования З.А. Севковской, только 4,9% опрошенных 16 летних подростков указали, что у них были беседы с родителями на тему половых взаимоотношений.

Выделение приоритетных для подростков факторов риска сексуального поведения создает возможность разрабатывать программы целенаправленной профилактики, формировать в обществе приоритеты ответственности за здоровье самого индивидуума.

При помощи оригинального инструментария проведено анкетирование трехсот лиц в возрасте 17-18 лет, обучающихся в учебных учреждениях Украины. Сформированы группы респондентов по сто человек в каждой. В основу формирования групп положен тип учебного учреждения. В первую группу включены учащиеся профессионально-технических училищ, во вторую – выпускники специализированных школ и лицеев, в третью –выпускники общеобразовательных школ. Опрошено 136 девочек и 164 мальчика.

Отношения подростков с родителями. Первые сведения о сексуальной жизни. Подавляющее большинство (82%) респондентов воспитываются в полных семьях и проживают (69%) в хороших жилищно-бытовых условиях.

Абсолютное большинство опрошенных (85%) ответили, что им вполне хватает родительского внимания. Лишь 8% дали отрицательный ответ. Доверительные отношения с родителями имеют уже меньше подростков – только три из пяти. У двух из пяти доверие в отношениях с родителями отсутствует. В основном (63%) недостаточно доверительные отношения с родителями складываются у юношей. Не более половины подростков (48%) могут без стеснения подойти к родителям и задать вопрос личного характера.

Только каждый третий респондент (35%) считает, что родительские отношения являются эталоном. Большая часть (75%) респондентов ответили, что родители интересуются их другом/подругой противоположного пола, а 68% – разговаривают с ними по вопросам взаимоотношений с противоположным полом. Вместе с тем, первые сведения о сексуальной жизни опрашиваемые преимущественно получают от друзей (70%), мальчики в возрасте 10-12 лет, девочки – 12-14 лет. В момент опроса девять из десяти респондентов считают, что необходимо знать строение и функционирование организма лиц противоположного пола.

Некоторые факторы образа жизни

Трое из пяти респондентов курят, причем удельный вес курящих мальчиков и девочек примерно одинаков и не различается по опрашиваемым группам. Каждый четвертый пробовал наркотики. Удельный вес таковых среди мальчиков профессионально-технических училищ значителен (65%).

Особенности полового развития и сексуального поведения

У четырех из пяти девушек появились в возрасте 12-13 лет, при этом у трех из пяти установились сразу. У большинства девушек они сопровождались болью и тяжестью внизу живота (88%), депрессией (69%), появлением угрей (55%).

Четыре из пяти анкетируемых вступали в половые отношения. Таковых среди юношей – 85%, девушек – 60%. Наибольший удельный вес (72%) девушек, вступавших в половые отношения, среди обучающихся в лицеях. Четыре из пяти имевших половые отношения используют презервативы.

Юноши называли поводом вступления в первый половой контакт любопытство (49%), чувство любви (31%), состояние алкогольного опьянения (27%), а девушки, в основном, чувство любви (73%). Однако девушки из общеобразовательных школ чаще вступали в половые отношения в связи с состоянием алкогольного опьянения, из любопытства и чтобы не отставать от подруг.

Промежуток времени от знакомства до вступления в первый половой акт преимущественно у девушек исчисляется от нескольких месяцев до года, а у юношей – от нескольких дней до нескольких недель. Наиболее короткий этот интервал у девушек из общеобразовательных школ и юношей из профессионально-технических училищ. Половине опрашиваемых (54%) «любовь не помогает в учебе», у них «нет времени делать уроки». Вместе с тем, 70% респондентам чувство любви приносит приятные переживания, способность к романтическим поступкам. Только 5% анкетируемых считают романтические отношения с противоположным полом «глупостью», и пять из семи таковых составляют мальчики. Половина опрошенных (49%) считает, что половая любовь приводит к физическому и духовному сближению, двое из пяти – что она нужна для физического удовлетворения, каждый десятый – для продления человеческого рода. Большинство подростков, вступая в половые отношения, испытывают эстетическое наслаждение и эмоциональное переживание (77%). Однако каждый пятый юноша ответил, что испытывает чувство собственного достоинства.

А две из пяти девушек, обучающихся в лицеях, – получают физическую разрядку. Трое из пяти анкетируемых крайне отрицательно относятся к однополой любви, а двое из пяти – равнодушно.

Источники сведений об интимной жизни. Уровень медицинских знаний

Большинство респондентов узнали о средствах контрацепции от друзей (63%) и только каждый десятый – от родителей или врачей. При этом двое из трех опрашиваемых изъявили желание приглашать врачей в школу для беседы и освещения медицинских аспектов половых отношений и контрацепции. Каждый второй анкетируемый отметил средства массовой информации как источник сведений по контрацепции, у девушек, в основном, это журналы, у юношей – телевидение и интернет.

Фактически все подростки к инфекциям, преимущественно передающимся половым путем (ИППП), отнесли СПИД и сифилис, только половина – герпес, а два из пяти – гонорею. Другие бактериальные и вирусные инфекции отмечали единицы. Наиболее информированными по этому вопросу оказались девушки, обучающиеся в лицеях, менее – мальчики из профессионально-технических училищ. Ибо среди их ответов наибольший удельный вес таких, как «туберкулез», «рак», «аднексит». Есть в ответах и гендерные отличия. Чаще относили к ИППП хламидиоз и кандидоз девушки, а гонорею – юноши.

Ответственность в сексуальном поведении

На вопрос о важности серьезных отношений в подростковом возрасте утвердительно ответили 89% респондентов. Такой же процент анкетируемых воспринимает всерьез своего нынешнего партнера/партнершу. Встречаются подростки в основном по любви либо симпатии (90% девушек и 80% юношей). Девушкам партнер нужен также для защиты и для половых отношений. Юноши указывают, что партнерша им необходима, прежде всего, для половых отношений, развлечений и «престижа». Планируют вступить в брак четыре из пяти респондентов. Удельный вес девушек, желающих создать семью, выше, чем у юношей. Юноши преимущественно предполагают вступить в брак в возрасте 25-30 лет, а девушки – в 20-23 года.

Подавляющее большинство девушек (95%) хотели бы иметь двоих детей. Мнения юношей о количестве детей в семье разделились поровну между одним ребёнком и двумя детьми.

Почти 95% девушек, обучающихся в образовательных школах и лицеях, не допускают измены в браке. При этом 67% юношей из профессионально-технических училищ измену допускают, но только с мужской стороны. Половина респондентов не приемлют случайные половые связи. Только каждый третий анкетируемый на вопрос о том, как он относится к случайным интимным отношениям, ответил утвердительно. В то же время, половина опрошенных, вступавших в половые контакты, имели случайные интимные отношения. Особенно высок этот показатель у юношей (85%).

Чаще вступали в случайную половую связь обучающиеся в профессионально-технических училищах. Девушки, имевшие подобные отношения (15%), отметили, что они им приносят волнение заразиться инфекциями, преимущественно передающимися половым путем, страх наступления беременности, но, в то же время, и новые впечатления. Наиболее раскрепощенными показали себя девушки из общеобразовательных школ, которые, прежде всего, выбирали такие ответы, как: «приобретение опыта», «новые впечатления», «снятие сексуального напряжения». Юноши указали такие причины вступления в случайную связь, как: «приобретение опыта», «снятие сексуального напряжения», «самоутверждение». Однако каждый третий юноша из лицея после случайных половых контактов испытывает чувство вины и стыда. Половине респондентов приемлема мысль о нескольких половых партнерах. У юношей этот показатель выше (70%).

Девять из десяти девушек психологически и социально считают себя не готовыми к беременности. В случае её незапланированного наступления семь из десяти лицеисток готовы сделать аборт. Половина юношей считают, что в случае наступления беременности у их партнёрши они окажутся готовы к этому. Однако каждый пятый учащийся образовательной школы предложит подруге сделать аборт, а каждый десятый будет отрицать отцовство.

Получая сведения о половой жизни в раннем подростковом (по-сути, детском) возрасте (10-14 лет), преимущественно от друзей, подростки уже спустя несколько лет демонстрируют готовность к реализации их на практике. К 17-18 годам уровень медицинских знаний подростков о репродуктивном здоровье (на примере ИППП) весьма невысок. В то же время, четыре из пяти подростков живут половой жизнью.

Любовь и любопытство – «гремучая смесь», по причине которой подростки, в большинстве считающие, что их отношения с партнёром/ партнёршей «серьёзны», вступают в половые отношения уже через несколько дней – месяцев после знакомства. Наряду с этими оправданными для подросткового возраста причинами рискованного сексуального поведения, следует отметить появление негативных тенденций, вызванных изменениями в социальной среде подростков.

Так, две из пяти девушек, обучающихся в лицеях, вступают в половые отношения для того, чтобы «получить физическую разрядку». Одновременно наибольший удельный вес (72%) девушек, вступавших в половые отношения, именно среди обучающихся в лицеях. В то же время, девушки из общеобразовательных школ, как и юноши из профессионально-технических училищ, неразборчивы в сексуальных связях: у них наиболее короткий промежуток времени от знакомства до вступления в первый половой акт; девушки из общеобразовательных школ чаще вступают в половые отношения в связи с состоянием алкогольного опьянения, из любопытства и чтобы не отставать от подруг.

Социальная «норма» активных сексуальных отношений уже в старшем школьном возрасте – причина того, что 50-70% подростков позитивно относятся к смене половых партнёров, и половина опрошенных из числа, вступавших в половые контакты, имели случайные интимные отношения. Особенно высок этот показатель у юношей (85%), для которых наличие партнёрши – фактор «престижа» и возможность развлечения.

Рискованное сексуальное поведение сочетается с другими факторами риска здоровью подростка. Так, трое из пяти опрошенных, независимо от пола и образовательной среды, курят. Каждый четвертый (наиболее высокий процент – среди юношей учащихся профессиональнотехнических училищ) пробовал наркотики.

Понимая возможность наступления незапланированной беременности, подростки также понимают и свою неготовность к ней. Семь из десяти лицеисток, каждый пятый юноша – учащийся образовательной школы – готовы сделать аборт.

Среди факторов, способствующих существующей ситуации, особую роль играет отсутствие доверия в отношениях в семье подростка. Так, у двух из пяти опрошенных (прежде всего – у юношей) доверие в отношениях с родителями отсутствует. Менее половины подростков могут без стеснения подойти к родителям и задать вопрос личного характера. Только каждый третий респондент считает, что родительские отношения являются эталоном.

В целом сексуальное поведение подростков характеризуется недостаточно сформированным уровнем ответственности, что выражается в неготовности противостоять влиянию социальной среды сверстников, с одной стороны, и собственным гедонистическим желаниям, с другой, несмотря на осознаваемую неготовность отвечать за возможные негативные последствия. В числе основных способствующих ситуации факторов – невысокий авторитет у подростка взаимоотношений его родителей и, как следствие – недостаточное влияние семьи.

Выйдя из стен школы, юноша или девушка стоит на пороге самостоятельной взрослой жизни. Столько дорог впереди, нужно решить, как дальше строить свою судьбу.

Многие испытывают страх перед неизвестностью: раньше все было просто и понятно – , жизнь под крылом родителей, а теперь нужно определяться с тем, что делать дальше, естественно в такой ситуации юноша испытывает стресс.

Поэтому нелишней будет поддержка близких людей, возможно, мудрый совет поможет определиться с дальнейшими планами.

Выбор профессии

Главной задачей является выбор будущей профессии, поиск соответствующего учебного заведения. Если молодой человек не смог поступить в учебное заведение, то проявляется у него наиболее остро. Ему кажется, что произошла катастрофа, его планы рушатся на глазах. Это всё очень тяжело переживается.

Нужно вновь начинать работу по самоопределению. Опять жизнь ставит перед выбором: либо выбирать другое учебное заведение, например, менее престижное, где меньше конкурс, или же отложить поступление в выбранный ВУЗ на следующий год.

Некоторые идут работать.



Рассказать друзьям