Мой ребенок не может спокойно сидеть. Гиперактивный ребенок

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Меня натолкнула статья "Der wahre Grund, warum Kinder nicht still sitzen können " (почему дети не могут сидеть на месте) в интернет-газете huffingtonpost.de

Практикующие детские психологи в последнее время все чаще сталкиваются с обращениями по поводу того, что дети не могут контролировать свою двигательную активность. Ученые называют это синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Из-за этого страдает обучаемость. Чаще всего это расстройство проявляется при поступлении в школу. Ребенок став первоклассником, не может справиться со своей подвижностью и мешает работать другим детям. Администрация школы тактично намекает родителям показать ребенка психологу.

Постоянные замечания в дневнике за нарушение дисциплины на уроках и беготню на перемене, недовольство учителя и более спокойных одноклассников приводят к тому, что с самых первых шагов у ребенка формируется негативное отношение к школе и всему процессу обучения . Совсем маленький человечек произносит страшные слова: «Я ненавижу себя! Я ничего не могу! Я всем мешаю!» Уровень самооценки такого ребенка стремительно падает. Родители в такой ситуации чаще всего теряются.

Самое главное – не замыкаться в собственной проблеме.

Незнание родителей, как себя повести, еще больше усугубляет психологическое состояние ребенка. Между тем, в не запущенных случаях, достаточно уделить внимание физической активности ребенка, обеспечить выход его неуёмной энергии, заняться спортом, подвижными играми, и проблема будет решена.


Медицинская статистика констатирует неумолимый рост количества детей, которым поставлен диагноз СДВГ. Учителя начальных классов со стажем, утверждают, что на сегодняшний день не меньше, чем 8 из 22 учеников класса периодически демонстрируют поведение, которое заслуживает вмешательства детских психологов. Подобные проявления неуклонно нарастают по мере того, как требования к усидчивости первоклашек возрастают вместе со все расширяющимся кругом обязательных знаний и умений. Учебная нагрузка увеличивается не только в школе. Даже в детском саду от малышей требуют сосредоточенного внимания и неподвижного сидения не менее чем в течение 30 минут в процессе подготовки к школе.

С самого нежного возраста от детей требуют соблюдения приличий и спокойного поведения. Все меньше количество детей может вдоволь покататься с горки, полазить по деревьям. Родители с опаской относятся к качелям и каруселям. Ужесточившийся контроль общества за обеспечением физической безопасности детей дома, на улице и в учебных заведениях приводит к тому, что родители, а уж тем более воспитатели и учителя, стремятся исключить малейшую возможность получения травм, которые, к сожалению, неизбежны при активных играх. Страшно себе представить, но у совсем маленьких ребятишек постепенно формируется гиподинамия .

Что повсеместно происходит на обычных школьных занятиях? Учитель сидит за своим столом и монотонно рассказывает или, что еще хуже, читает новый материал. И это может повторяться из урока в урок на протяжении целого учебного дня. Такой способ подачи нового материала утомит даже взрослых людей. Как реагируют на это ученики младших классов? Заинтересованных глаз практически нет. Кто-то покорно сидит смирно и мучительно ожидает завершения урока. Большая часть детей занимают себя кто как может. Несколько человек качается на стульях, другие (особенно девочки) теребят одежду, волосы.

Сгрызенные верхние кончики карандашей уже никого не удивляют. Бесцельные каракули на бумаге, постукивание пальцами по столу, уродующие осанку позы…

Такие картины раньше были возможны только для детей с ограниченными психо-неврологическими способностями. А сейчас подобная картинка стала нормой в обычных школах с самыми обычными детьми. Такая заторможенность организма возможна при непомерно увеличенной нагрузке в преддверии экзаменов или ускоренно изучения больших объемов материала. Но это происходит и в совершенно нормальной обстановке.

Проведенные простейшие тесты на соответствие физического развития возрасту продемонстрировали, что только 1 из 12 обследованных имели нормальную физическую силу и развитость вестибулярного аппарата . Вместе с ними катастрофически страдает сенсорная система организма, обеспечивающая адекватное отображение окружающей среды в человеческом мозге. Такое состояние здоровья подавляющего большинства детей должно вызывать обеспокоенность родителей и общественности. Это требует серьезного вмешательства врачей.

Состояние вестибулярного аппарата и двигательная активность неразрывно связаны. Чтобы равновесие формировалось сообразно возрасту ребенка, дети каждый день должны получать разнообразную физическую нагрузку не менее нескольких часов подряд . Попытка его сформировать в статических позах не приведет к желаемому результату. К сожалению, существующее школьное расписание с его занятиями физкультурой два раза в неделю не может обеспечить достаточное развитие сенсорной системы.


Пытаясь в детском саду активно готовить детей к школе, их лишают необходимого движения. Это в свою очередь приводит к недоразвитию сенсорной системы, огрехи работы которой дети стремятся компенсировать постоянным перемещением тела (ёрзаньем) в пространстве. Подчиняясь требованиям взрослых сидеть неподвижно, дети обрекают себя на неточное определение своего места в окружающей среде. Сознание опасаясь такого неустойчивого положения частично отключает каналы поступления информации (согласитесь при быстром вращении или падении мы автоматически закрываем глаза, потому что мозг не успевает обработать все, что проносится перед глазами).

Проблему беспокойного сидения на уроках можно решить только одним способом. Значительное удлинение перемен между уроками и позволение выходить на школьный двор для активных игр позволит активизировать сенсорную систему, которой хватит сил, чтобы справиться со следующим периодом неподвижного сидения. Непродолжительной прогулки из школы домой совершенно недостаточно, чтобы вновь сесть за учебный стол. Игры и беготня в течение нескольких часов (!) позволят сенсорной системе ребенка прийти в себя после школьных уроков и вновь сосредоточиться для выполнения домашнего задания.

Здравствуйте,
напишите, пожалуйста, может ли подобная проблема быть психологической и являться признаком какого-либо расстройства или же просто мне не хватает двигательной активности.
Мне бывает очень тяжело сидеть или стоять на одном месте, например, на работе. Было такое, что тяжело было ехать в метро, я выходила на каждой станции и ходила по платформе и потом садилась в следующий поезд. Т.е. стоять или сидеть на одном месте было невыносимо. Подобное было и в школе, на перемене я постоянно ходила по лестнице. В детстве мне рассказывали, что я любила ходить кругами.

Ответы психологов

Евгения, добрый день.

В вашем письме крайне мало информации, для того, чтобы ясно ответить на ваш вопрос. При одних обстоятельствах это признаки невроза, при других это ничего не значит.

Если ваша подвижность и ходьба кругами усиливается при волнении, тогда скорее всего это расстройство.

Для более точного ответа нужна встреча и беседа с вами очно или по Скайпу.

Бирюкова Анастасия, ваш Гештальт терапевт по Skype в любой точке мира

Хороший ответ 7 Плохой ответ 0

Да, это может быть связано как с личными особенностями (например - повышенной внутренней тервожности) - так и являться "частичкой" какой-то бОльшей проблемы. Но - "по одному изолированному проявлению ("симптому") говорить о чём-то большем - бессмысленно", это будут лишь "фантазии".

Если хотите разобраться - приходите на очную консультацию, обсудим с вами вашу ситуацию и подумаем о поиске решения проблемы.

Могу предлложить вам пройти тест, там есть шакла тревожности:

http://psy-therapist.ru/content.php?r=133-ito

Пётр Юрьевич Лизяев, психолог -психотерапевт
Очные консультации/психотерапия в Москве - индивидуально и в группе, а так же по Skype.

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Евгения! действительно, сказать заочно, что с Вами происходит невозможно. НО - является ли это проблемой для Вас? если ДА - тогда Вам нужно очно обратиться к врачу-психотерапевту, так как именно врач сможет оценить Ваше состояние и при необходимости назначить лечение. Психолог же не врач и не в его компетенции проводить диф.диагностику и ставить диагнозы. Да, это может быть повышенным уровнем личностной тревоги , возможно, состояние, связанное с тревожностью, либо проявление иного состояния. Чтобы понять и на самом деле разобраться в том, что с Вами происходит, как это называет и требует ли это коррекции, нужна консультация врача. Если решитесь - можете обращаться ко мне - смогу дать координаты специалиста.

Шендерова Елена. Москва. Возможна работа по телефону, skype, watsapp.

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Гиперактивный ребенок: что делать маме?

Если малыш в месяц плачет на приеме у врача, кричит и краснеет при попытках его осмотреть, вздрагивает, икает и так далее, то это неудивительно. Ему страшно, он может быть голоден, ему неприятна обстановка, яркий свет, он инстинктивно напрягается, прижимая к себе ручки и ножки, ищет защиты. И тот врач, который тут же назначает вашему чаду лекарства от , хорошим врачом считаться не может.

Сейчас, когда Саше почти 2 года, я прекрасно понимаю, что многое из того, что происходит с развитием и поведением ребенка, зависит от его темперамента и эмоциональности. И если нет веских причин, то искать гипервозбудимость там, где ее нет, не стоит. Что же делать маме? Об этом читателям проекта «Дети Mail.Ru» расскажет практикующий психолог Лариса Суркова.

У нас у младшей диагноз гиперактивность есть (причем от хороших стационарных неврологов), а проблем с поведением нет, жалоб ни воспитатели в саду, ни сейчас учитель в школе не предъявляли. Так что гиперактивных тоже воспитывать можно!

Поговорим о том, с чем родители обычно приходят к психологу :

С тем, что ребенок до 4 лет не сидит на месте;
не хочет играть один;
проявляя протест, постоянно кричит или падает в истериках на пол;
плохо спит, часто просыпается;
слишком активен, в понимании мамы.

Конечно, это классическое «горе от ума». Мамы читают много книг, журналов, часто сравнивают своих детей с другими «идеальными малышами», которых посадили около коробки с игрушками, и они сидят там два часа. Я не буду вам говорить о том, что не надо сравнивать детей, что ваш кроха – особенный, и развивается по своему сценарию, я просто предложу вам мини-тест, ответами на который будут «да» или «нет» :

1 . Вашему ребенку меньше 5 лет?

2. Ваш ребенок может заниматься одним делом, которое ему интересно, 5-10 минут (например, играть или смотреть мультик)?

3. Ваш ребенок спит более 3 часов подряд во время ночного сна?

4. Ваш ребенок может посидеть у вас на руках или самостоятельно на месте?

5. Ваш ребенок способен спокойно употреблять пищу, находясь при этом в стуле или на руках?

Если хотя бы 4 из 5 ответов «да» – у вас просто активный малыш, и все, что вы ему приписываете, вряд ли имеет отношение к диагнозу « » (СДВГ).

Мы уже усвоили, что все дети разные, но все равно ищем причины тому, что они плохо спят, много срыгивают, постоянно шевелят руками и ногами, не могут провести дольше 2 минут за одним занятием. Прежде, чем обращаться к даже, казалось бы, совсем безобидным лекарствам, улучшающим сон и усмиряющим характер, подумаем о том, что есть просто дети, для которых до определенного возраста все это характерно, и есть очень эмоциональные дети, у которых все эти признаки возведены в квадрат. Кроме безграничной любви и заботы, и тем, и другим нужен режим, ну и еще несколько приемов в воспитании.

Традиции и ритуалы

Дети быстро привыкают к традициям, ежедневно свершающимся действиям и ритуалам. Это дает ощущение стабильности и комфорта. Поэтому так важно соблюдение режима. Есть и в одно и то же время, перед сном гасить верхний свет, включать ночник, читать книги или рассказывать истории, ужинать в кругу семьи в спокойной обстановке, когда едят все (в идеале), а не один лишь малыш, а мама еще хлопочет на кухне или папа одним глазом смотрит в телефон. Это способствует правильному пищевому поведению, которое у активных малышей тоже бывает расстроено. Любые традиции, которые вы придумаете и будете исправно соблюдать, пойдут на пользу.

Дозированные впечатления

Появление в жизни ребенка большого количества новшеств, будь то частые поездки, незнакомые люди, мешок новых игрушек, вызывающих бурю эмоций, с которыми трудно справиться, лучше дозировать. Мы практикуем такой график: 1 день – 1 новое впечатление, несколько подарков растягиваем на недели, чтобы малыш оценил каждую игрушку.

Что касается выработки усидчивости, то ребенку, что бы он ни делал, нужно дать возможность поковыряться в этом самому, даже если делает он все неправильно, будь то еда, какое-то занятие, попытка одеться. Одно дело показать, как правильно, другое дело – дать ребенку поиграть одному, если он увлекся. Мы отдыхаем, пока малыш познает мир. А все, что мы ему показываем, он запомнит и воспроизведет потом сам. Для ребенка в меру насыщенный положительными эмоциями и обучающими занятиями день с соблюдением режима и традиций будет хорошей базой для развития.

Сразу хочу обратить внимание на то, что грамотный невролог, психолог или психиатр не поставит диагноз СДВГ ребенку до 5-6 лет. Всегда дико видеть эту запись в медицинских картах детей в полтора-два года. Если вашему ребенку уже есть 5 лет, вы видите, что он не может заниматься одним видом деятельности дольше времени, положенного его возрасту (в 5 лет это 15-20 минут на один вид деятельности. Например, рисует спокойно 15 минут), тяжело засыпает, ерзает, сидя на одном месте, легко или резко у малыша меняется настроение - начните с визита к неврологу. Доктор проведет необходимые тесты, назначит пройти ЭЭГ и, по результатам, возможно, назначит терапию.

«Мой ребенок гиперактивный. Что делать?» Этот призыв о помощи часто приходится слышать детским психологам. Часто родители сами ставят этот диагноз ребенку, иногда «помогают» воспитатели детских садов, врачи или психологи. Но что же на самом деле гиперактивность? Как распознать и как помочь своему малышу?

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Есть и второе название – СДВГ – синдром дефицита внимания.

На что сразу хочу обратить внимание. Грамотный невролог, психолог или психиатр – не поставит это диагноз до 5-6 лет! Всегда дико видеть эту запись в медицинских картах детей в полтора-два года.

О чем мы еще должны договориться. Если вашему ребенку уже есть 5 лет, вы видите, что он не может заниматься одним видом деятельн ости больше времени положенного по возрасту (в пять лет это 15-20 минут на один вид деятельности, например, рисует спокойно 15 минут) тяжело засыпает, «ерзает» сидя на одном месте, легко или резко у малыша меняется настроение – начните с визита к неврологу. Доктор проведет необходимые тесты, назначит пройти ЭЭГ и по результатам возможно назначит терапию.

Так, а теперь о том с чем идут к психологу.

- с малышами до 4 лет

- с тем, что ребенок не сидит на месте,

- не хочет играть один,

- проявляя протест, постоянно кричит или падает в истериках на пол,

- плохо спит, часто просыпается.

- Слишком активен, в понимании мамы.

Конечно, это классическое «горе от ума» Мамы читают много книг, журналов, часто сравнивают своих детей с другими «идеальными малышами», которых посадили около коробки и игрушками и они сидят там два часа. Я не буду вам говорить, о том, что не надо сравнивать детей, что ваш особенный и развивается по своему сценарию, я предложу вам мини тест, ответы на который будут «да» или «нет»

1. Вашему ребенку меньше пять лет?

2. Ваш ребенок может заниматься одним делом (которое ему интересно) 5-10 минут (например, играть или смотреть мультик)?

3. Ваш ребенок спит более трех часов подряд во время ночного сна?

4. Ваш ребенок может посидеть у вас на руках, или самостоятельно на месте?

5. Ваш ребенок способен спокойно употреблять пищу? Находясь при этом в стуле или на руках?

Если хотя бы 4 из 5 ответов ДА – у вас просто активный малыш, все что вы ему приписываете вряд ли имеет отношение к диагнозу СДВГ.

Для детей старше 5 лет, есть такая таблица, которую используют как подсказку психологи.

Критерии оценки

Гиперактивный ребенок

Тревожный или активный ребенок

Контроль поведения

Постоянно импульсивен

Способен контролировать поведение

Двигательная активность

Постоянно активен

Активен в определенных ситуациях

Характер движении

Лихорадочный, беспорядочный

Беспокойные, напряженные движения

Разобрались? Что же делать? Если вашему ребенку поставлен диагноз, то начать коррекцию с невролога. Терапия, которую они проводят поможет ребенку уравновесить нервную систему, и взять ее под контроль. Ему станет легче в обучении, в принятии решений, уходить тревожность и раздражительность. После этого детский психолог сможет подсказать вам комплекс упражнений для регуляции внимания. Часть из них я опишу ниже.

Это классическая схема, которую вам посоветуют:

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия -нет преимущества!

А теперь советы тем мамам, у чьих детей, на самом деле, нет проблемы!

1. Позвольте ставить диагнозы врачам.

2. Примите, что ребенок развивается в движении, ему это жизненно необходимо

3. Посмотрите на себя, буквально, лучше с помощью фотографий и видео, и так же разберите поведение вашего мужа. Вы спокойны, тихо сидя в кресле проводите свое время, вам нравится часами заниматься одной и той же деятельностью? Нет? Ой, может быть это ВАШ ребенок?)

4. Если вы хотите, что ребенок вас слышал и выполнял то, что вы просите, делайте это правильно. Инструкция должна быть краткой и немногословной. Она должна состоять из очень конкретных и понятных ребенку шагов.

5. Уменьшайте количество запретов! Это то, что вносит противоречие и сумятицу в детские головы. Жизнь в клетке из запретов вынуждает с ними бороться всеми доступными методами!

6. Давайте ребенку время! Это очень важно! Прежде чем добиться результаты, предупреждайте 3-4 раза с интервалом в 5 минут. Это позволяет подсознательно принять и услышать ваше требование.

7. Не давайте сто заданий сразу. Это сложно. Дробите их не мелкие части.

8. Ограничивайте гаджеты и мультики. Это мешает адекватному восприятию информации ребенком!

9. Думайте о самооценке ребенка, прежде чем сделать замечание и сказать, что не так, задумайтесь на секунду, о том, какой вред это может ему нанести в будущем!

10. Не смотря на все, что я уже сказала, этот пункт очень важен. Активному ребенку нельзя жить во вседозволенности! Помогайте вашему непоседе с детства формировать рамки и границы, это очень важно. Но заранее продумайте как это сделать, не создавая клеток, о которых мы писали выше. Самое лучшее рамки выставленные при помощи игры или сказки, когда малыш делает выводы сам.

Одним из распространенных видов нарушений развития является повышенная активность, достигающая степени расторможенности: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь "фасад" в виде беспокойства и излишней активности. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, нередко его называют также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.

Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не "не хочет", а не может вести себя соответственно общим правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем.

Ученые связывают это состояние, прежде всего, с микроорганическими поражениями головного мозга, возникшие по причине осложнений беременности и родов, соматических заболеваний в раннем возрасте или психических травм.

Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим , т.е. синдромом двигательной активности, основным дефектом в его структуре является, прежде всего, дефект внимания. У гиперактивного ребенка сильно страдает объем внимания, он может сосредоточиться на чем-либо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение.

Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков: "сначала сделает, а потом подумает". Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для него, например, бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт, занимается опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях.

Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер.

Пик проявления синдрома - 6-7 лет. Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.).

Самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправляемы, гневливы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Для синдрома гиперактивности характерны следующие проявления в поведении ребенка:

  • Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается, не может спокойно сидеть. Все трогает руками, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах.
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного незавершенного действия к другому, не сидит (стоит) на месте;
  • Не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в различных ситуациях, требующих дисциплины (занятия в школе, посещение поликлиники, экскурсии и т.д.).
  • На вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает;
  • Имеет плохой аппетит;
  • Не может следить за своими вещами, часто их теряет (игрушки, карандаши, книги, и т.д.)
  • Пристает к окружающим, вмешивается в игры детей, порой агрессивен.

Наличие у ребенка подобных симптомов, которые наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, является основанием для обращения к невропатологу. Постановка диагноза "синдром дефицита внимания" является прерогативой врача, и в преодолении синдрома важное место принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением специалиста.

Улучшение состояния ребенка зависит, конечно, не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему в семье. Недисциплинированность, непослушание, отсутствие реакций на замечания сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. У многих детей наблюдается низкая самооценка, отчасти потому, что они часто страдают от сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставится им в пример.

Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными, так как они не умеют уступать, ладить друг с другом, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.

Занимаясь с таким ребенком, желательно избегать двух крайностей: чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой, - предъявления повышенных требований, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Педагоги и родители должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный, требующий от них больших усилий и огромного терпения.

При неблагоприятном педагогическом воздействии у детей может возникнуть деструктивное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.

Взрослым необходимо почувствовать проблемы ребенка, понять, что его поступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки взрослых он не сможет справиться с имеющимися у него трудностями.

Для занятий с гиперактивными детьми педагоги и родители могут использовать игры, в которых требуется внимательность и самоконтроль. Желательно научить играть детей в народные игры, а также в игры, типа: "Да и нет не говорите", "Тише едешь…", "Съедобное - несъедобное", "Холодно - горячо", различные лото, настольные игры и др. Старайтесь придерживаться "позитивной модели" воспитания, т.е.:

  • Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  • Обязательно поддерживайте четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
  • Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Найдите ему возможность расходовать избыточную энергию.
  • Помните, что пребывание в общественных местах (крупных магазинах, рынках, в гостях и т.п.) оказывает на ребенка перевозбуждающее воздействие. Оберегайте его от утомления.
  • Играть ребенку рекомендуется с одним партнером, а не в шумной компании.
  • Говорите с ребенком спокойно, мягко и доброжелательно. Избегайте повторений слов "нет" и "нельзя". Напрасно не угрожайте.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

При организации обучения гиперактивных детей особенно важен принцип соответствия учебной нагрузки реальным возможностям ребенка с учетом его познавательных способностей и нарушенной концентрации внимания. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы деятельность ребенка была успешной, а поставленная цель - достигнутой. Нельзя допускать вседозволенности для подвижных, неусидчивых детей. Они нуждаются в четком определении модели допустимого поведения, включающей поощрение за целенаправленную, сосредоточенную деятельность и наказание за социально неприемлемые поступки.

Гиперактивные дети особенно трудны для учителя, так как постоянно привлекают его внимание, мешают другим ученикам. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другой класс, другую школу. Однако эта мера не способствует решению существующих у ребенка проблем. Если учитель понимает причины неправильного поведения маленького "нарушителя", не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт и помочь ему.

Во время проведения уроков используйте следующие рекомендации:

  • Особое внимание уделяйте индивидуальной работе.
  • По возможности игнорируйте вызывающие поступки ребенка.
  • Во время уроков ограничьте до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски.
  • Предоставьте ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
  • Учебные занятия стройте по четко распланированному, стереотипному распорядку.
  • Научите гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарем, в котором он будет отмечать события дня. Это способствует развитию рефлексии (отслеживания) и планирования своих будущих дел.
  • Задания, предлагаемые на уроке, пишите на доске.
  • Предлагайте большое задание в виде последовательных частей и периодически контролируйте ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  • Во время учебного дня предусматривайте возможности для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Практика показывает, что при грамотном воспитательном подходе, к подростковому возрасту двигательная расторможенность уменьшается или исчезает совсем. Может сохраниться импульсивность поступков, но это не препятствует благополучному личностному развитию ребенка, позволяя ему адаптироваться в обществе, утвердиться в профессиональном плане, научиться устанавливать и поддерживать дружеские отношения с окружающими.

В неблагоприятных, запущенных социально-педагогических условиях часть детей и подростков показывает предрасположенность к антисоциальным действиям, нарушениям поведения и влечений. Чаще это происходит при наличии вторичных (личностных) нарушений, возникающих как реакция на уродливые отношения с близкими. Поэтому наряду с медикаментозной терапией лечение гиперактивности должно обязательно включать элементы психотерапии, лечебной и коррекционной педагогики, учитывающие его физиологические ресурсы и уровень интеллектуального развития.

Только терпеливое участие взрослых в проблемах ребенка, понимание причин его поступков, грамотное воспитательное воздействие и вера в его возможности поможет ребенку преодолеть имеющиеся у него трудности.

Шантаренкова М.Н.,
психолог,
преподаватель Свято-Тихоновского
богословского института



Рассказать друзьям