Пасхальные яйца: мастер класс с фото. Красное яйцо - символ пасхи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Жили себе дед да баба, была у них курочка ряба. Три года они курочку кормили, со дня на день яичка от неё ожидали.

Ровно через три года снесла им курочка яичко, и было то яичко не простое, а золотое. Радуются дед и баба, не знают, что с этим яичком и делать, своим глазам не верят, что курица золотое яичко снесла.

Попробовали его разбить, а оно такое крепкое, – не разбивается. Дед бил-бил, не разбил, баба била-била, не разбила. Положили яичко на полку; бежала мышь, хвостиком задела, упало на стол яичко и – разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:

Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам другое, не простое, а золотое, только три года подождите.

Дед и баба подобрали золотые скорлупки и продали их евреям. Денег получили немного. Хотелось им поставить новую хату, да денег не хватило, надо было ещё три года ждать, чтобы на хату достало. Прождали они неделю, прождали вторую, прождали и третью, больно долго им казалось, ждать надоело.

Вот и говорит дед бабе:

Знаешь что, старуха? Чем нам ждать целых три года, давай мы сразу зарежем курицу и достанем из неё золотое яйцо. Да там оно, видно, не одно, может их там штуки три, а то и четыре. Вот и заживем тогда, будет у нас новая хата, земельки купим и кланяться никому не будем.

Ох, и правда, дедусь, давай зарежем! Зарезали курочку, но ни одного не оказалось в серёдке яичка. Стали опять дед с бабою плакать.

Высунула мышка голову из норы и говорит:

Не плачь, дед, не плачь, баба, схороните вашу курочку в садике, на перекрёстке, подождите три года, а потом откопаете на том месте клад. Да зарубите себе на носу, чтоб помнить до самой смерти, что всё, чего вы пожелаете, не сразу получается.

Закопала баба курицу возле сада на перекрёстке, как раз возле поросли, воткнула для приметы палку. Ждут год, ждут второй, – не хватает терпенья, захотелось им поскорей выкопать клад. Уже наступил и третий год, а они все ждут. Вот баба и говорит деду:

А давай мы, дедусь, посмотрим.

Не спеши, старуха, обождем маленько, тут уже немного осталось. Дольше ждали, теперь меньше осталось ждать.

Да нет, старый, мы ничего и трогать не будем, мы только посмотрим, наклевывается ли там наш клад.

Гляди, старуха, чтоб не испортить всё дело.

Не бойся, дедусь, ничего худого не будет.

Пошли они с заступом в сад. Копали-копали и выкопали целую кучу золотых жуков. Загудели жуки и разлетелись во все стороны.

Так и остались дед с бабою жить в старой хате, не довелось им новой поставить.

А мышка высунула из норы голову и говорит:

Вы вот старые уже, а глупые. Чего не подождали, пока три года исполнится? Была бы вам большая, куча червонцев, а теперь они все разлетелись.

А. СНЕГОВСКАЯ, старший научный сотрудник Музея народного искусства.

В нынешнем году православные христиане будут отмечать Пасху 11 апреля. К этому празднику в московском Музее народного искусства (Леонтьевский пер., д. 7) обычно открывается весенняя экспозиция "Пасхальные яйца". Несколько экспонатов этой выставки представлены на четвертой странице обложки журнала.

Деревянные точеные яйца с росписью. Мастерские Сергиева Посада, Московского губернского земства и Кустарного музея. Начало ХХ века.

Деревянные яйца с резьбой и раскраской. Художественно-промышленные мастерские села Талашкино Смоленской губернии. 1903 год.

Пасхальные яйца Императорского фарфорового завода. Конец XVIII - вторая половина XIX века.

Деревянные (сувенирные) точеные яйца с росписью. Россия. Начало XX века.

Деревянные (сувенирные) точеные яйца с росписью. Россия. Начало XX века.

Деревянные (сувенирные) точеные яйца с росписью. Россия. Начало XX века.

Деревянные (сувенирные) точеные яйца с росписью. Россия. Начало XX века.

Гуцульские писанки. Западная Украина. 1930-е годы.

У многих христианских праздников есть свой символ: у Рождества - елка, у Троицы - березка, у Преображения - яблоко... У праздника праздников - Святой Пасхи - красное яйцо. Очевидно, что этот символ, как и многие другие, перешел в христианство из языческих культов. Еще до крещения Руси красное яйцо участвовало в разных земледельческих обрядах: в первом весеннем выгоне скота на пастбище, в прокладке первой борозды, в выходе сеятеля в поле и др. Красный цвет наши далекие предки почитали как цвет животворящего божества Солнца, а яйцо - как символ начала жизни, плодородия, весеннего возрождения. Появление красного яйца уже в христианском обряде связано с преданием: Мария Магдалина, исцеленная Господом от злых духов, первая увидела воскресшего Спасителя. Эту радостную весть и учение Господа она пошла нести по миру. Однажды пришла она в Рим во дворец к императору Тиберию. По обычаю, приходя к императору, люди должны были принести какой-нибудь подарок. Богатые приносили дорогие дары, а бедные - что могли. У Марии Магдалины, когда-то богатой и знатной, теперь ничего не было, и она принесла во дворец одно яичко, протянув его Тиберию со словами: "Христос воскрес". Не поверил император этой вести и сказал: "Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых?! В это трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным". И пока он говорил, цвет яйца в руках Марии постепенно стал меняться, и, наконец, оно оказалось ярко-красным. С тех пор, говорит легенда, у христиан появился обычай дарить друг другу на Светлой Неделе крашеные яйца с радостным возгласом "Христос воскрес!" и троекратным целованием.

В допетровской Руси на Пасху во всех городах и деревнях, на всех больших и малых улицах ставились бочки и котлы с тысячами сваренных вкрутую и окрашенных яиц. Каждый прохожий мог купить их для дарения в любом количестве. Христосовались при встрече на улице все, независимо от сословия, достатка, пола и возраста. Иные раздаривали до 200 яиц в день.

При царе Алексее Михайловиче красили натуральные лебяжьи, гусиные, утиные, куриные, голубиные и даже яйца малиновки - около полутора сантиметров в диаметре. Сам же царь одаривал приближенных не только натуральными, но и деревянными точеными яйцами. Их покрывали позолотой, а потом расписывали яркими красками, орнаментальными и растительными узорами. Может быть, появление ненатуральных рукотворных пасхальных яиц с узорами подсказала одна из легенд, согласно которой капли крови распятого Христа, упав на землю, приняли вид куриных яиц и сделались твердыми как камень. Горячие слезы рыдающей Богоматери упали на эти кроваво-красные яйца и оставили на них следы в виде прекрасных узоров.

Желание сохранить надолго память о светлом празднике подвигало человека на создание пасхальных яиц из различных материалов. Их точили из дерева, вырезали из камня и кости, выдували из стекла. В XVIII веке появляются яйца фарфоровые, хрустальные, металлические с эмалью; в начале XIX века - матерчатые, с шитьем на картонной основе, а также плетенные из бисера. Размеры рукотворных повторяли все разнообразие размеров натуральных яиц. Крупные яйца делали подвесными на ленте с пышным бантом для украшения домашних киотов. Миниатюры в размер яйца малиновки создавали ювелиры из драгоценных металлов и камней как дамские украшения.

Ненатуральные яйца-сувениры бытовали в основном в городах, так как стоили недешево. Крестьянство, как всегда, оставалось верным обычаям и традициям. Поэтому в российских деревнях по-прежнему бытовали куриные "крашенки", а в южных и западных губерниях - "писанки", удивительно тонко и искусно орнаментированные сложным способом - с применением воска во время крашения (см. "Наука и жизнь" № 3, 1992 г.).

Обряду дарения праздничных яиц уделяли большое внимание в царской семье. Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге начиная с 1750 года постоянно выполнял монаршие заказы к Пасхе. А при царе Александре III существовал даже "регламент представления пасхальных фарфоровых яиц" к царскому двору. По нему императорской чете к празднику должно было быть представлено 1000-1500 яиц разных категорий; великому князю - 3 художественных и 100 обыкновенных; великой княгине - 2 художественных и 100 обыкновенных. "Художественные" - это яйца с изображениями святых или двунадесятых праздников, "обыкновенные" - с цветочной и разнообразной орнаментальной росписью. Дело это поручалось наиболее искусным художникам-фарфористам. Эскизы утверждал лично государь. Заказанные монаршей семьей яйца предназначались для дарения придворным и офицерам дворцовой охраны. Яйца-подарки для особо важных сановников и для членов царской семьи исполняли на фирме придворного ювелира Карла Фаберже. В 1884 году Александр III заказал ему для своей жены Марии пасхальное яйцо. Всемирно известный мастер, на фирме которого к тому времени трудились 500 ювелиров, златокузнецов и подмастерьев, сам лично выбрал материал и создал композицию. Отныне подобные заказы становятся ежегодной традицией, которую после смерти отца продолжил Николай II. Он к каждому празднику Пасхи заказывал Фаберже по два яйца - для матери и для жены. Всего для царской семьи к 1917 году Фаберже создал 56 таких ювелирных шедевров. Каждое из яиц представляло собой драгоценный футляр, внутри которого помещался сюрприз.

Роскошные создания Фаберже сегодня широко известны благодаря выставкам и публикациям. Но в российских музейных и частных коллекциях сохранилось еще много хотя и более скромных, но порой не менее прекрасных пасхальных яиц того времени, созданных безвестными мастерами и художниками.

В последние годы нам возвращена возможность праздновать Пасху открыто, по обычаю предков. Московский Музей народного искусства почти сразу откликнулся на это весенней выставкой пасхальных яиц, которая вызвала большой интерес у посетителей. Теперь такие весенние экспозиции стали почти традицией. На первой выставке были представлены экспонаты только из коллекции музея: пасхальные рукотворные яйца из фарфора Императорского фарфорового завода и частных фарфоровых и стекольных заводов России, яйца из камня, металла, кости, папье-маше и дерева. Среди деревянных, украшенных резьбой и росписью, многие были сделаны в начале века в мастерских Кустарного музея (прежнее название Музея народного искусства). На последующих выставках каждая экспозиция пополнялась. Посетители прошлогодней выставки смогли полюбоваться гуцульскими писанками 1930-х годов, а также изделиями из самых разных материалов современных мастеров-художников. На основе экспозиции одной из выставок был издан прекрасный альбом "Пасхальные яйца", подготовленный заместителем директора НИИ художественной промышленности Л. Н. Соловьевой.

Сегодня многие художники и мастера увлечены созданием пасхальных яиц - этим камерным видом прикладного искусства. И как знать, может быть, в пробуждении такого творческого интереса есть хотя бы малая заслуга Музея народного искусства.

Вам наверняка уже хочется ознакомиться с пасхальных яиц мастер-классом , ведь не за горами уже светлый религиозный праздник. При помощи хендмейда можно создать замечательные сувениры для родных и близких, а также оригинальный домашний декор. Мы сделали для вас отменную подборку мастер-классов с пошаговыми фотографиями – приглашаем поскорее с ней ознакомиться.

Пасхальное яйцо - мастер класс с пошаговым фото

Первым делом предлагаем вашему вниманию , которые делаются на основе ниток. Если вы овладеете подобной техникой, то сможете достойно подготовиться не только к Пасхе, ведь подобные фигурки пригодятся и в преддверии Нового года. На фото-коллаже ниже вы видите пошаговое изготовление большой пасхальной корзинки в форме яичка – внутрь готового изделия можно будет положить разнообразные сладости, например, шоколадных зайчиков и небольшие презенты.

Первым делом подготовьте посудину, в которой будет осуществляться проклеивание ниток. Погрузите внутрь моток и полейте клеем ПВА, ниточки должны хорошенько пропитаться клеем. Затем надуйте воздушный шарик до необходимого размера, прикрепите возле «хвостика» проклеенную нитку и принимайтесь за обматывание шарика. Не нужно придерживаться какой-то определенной последовательности, вся прелесть как раз и будет заключаться в хаотичном перекрещивании ниточек. Когда весь шарик будет обмотан полностью, его необходимо будет поместить на подставку и оставить для высыхания. Не торопитесь, ведь нитки должны хорошенько затвердеть, чтобы впоследствии отменно держать форму.

Где-то спустя сутки шарик лопните и извлеките, он больше не нужен. В ажурной оболочке прорежьте отверстие (руководствуйтесь фотографией выше). Ну а теперь осталось лишь внутрь положить донце, его можно вырезать, например, из фетра, и декорировать готовую корзинку-яйцо красивой ленточкой.

А вот еще один вариант изготовления подобной поделки. Пошаговые фотографии демонстрируют вам такой же процесс за исключением этапа проклеивания. Сперва вам необходимо намотать нитки на шарик, а уже потом при помощи кисти промазать их клеем.

В итоге получается также необычайно красиво!

Декупаж пасхальных яиц - мастер класс

– это весьма распространенная техника, ведь для получения высохудожественных изделий вам вовсе не нужно иметь талант художника. Обо всем позаботились уже производители декупажных салфеток – вам необходимо лишь правильно выполнить все стадии процесса.

Начнем с того, что «декупажить» можно и обычные яйца, но все же лучше использовать для этой цели основу подходящей формы. Такие поделочки будут долговечными, радуя вас каждую весну.

На пошаговых фото ниже запечатлен процесс изготовления подобных заготовок – вы без особого труда сможете сделать их в домашних условиях.

Заранее следует собрать несколько яичных скорлупок. Перед тем, как приготовить омлет, не разбивайте скорлупу, сделайте сверху небольшое отверстие и выпустите все содержимое. Изнутри скорлупку промойте водой, орудуя шприцом. Затем следует поместить собранные скорлупки в лоток и залит внутрь, например, гипс. После того, как он застынет, необходимо попросту очистить скорлупу и у вас будут готовы великолепные заготовки. Перед тем, как клеить на них салфеточки, необходимо предварительно загрунтовать поверхность, возможно, окрасить белой краской.

На фото ниже запечатлен уже сам процесс декупажа.

Оторванный от салфетки бумажный фрагмент при помощи кисти «становится» на нужное место.

А вот еще один великолепный вариант, который использует весьма оригинальную салфеточную технику. Поскорее ознакомьтесь с фотографиями ниже!

Разверните большую салфетку с красивым рисунком, например, это могут быть цветы. Заверните внутрь яичную заготовку, а излишек бумаги отрежьте ножницами. Обмажьте яичную заготовку клеем – в результате таких нехитрых действий у вас получится праздничное яичко, полностью покрытое рисунками.

Следующий вариант поражает своей оригинальностью, и он непременно понравится всем вашим родственникам.

Заранее на тонкой бумаге распечатайте фотографии всех членов вашей семьи и при помощи техники декупаж пасхального яйца перенесите их на скорлупу. Вот увидите, играть в традиционные пасхальные игры такими яйцами будет необычайно весело!

Декупаж можно совместить и с другими техниками декорирования, что вполне успешно доказывает фотография, размещенная ниже.

Яичная скорлупа в данном случае не только украшается изображением роскошных роз в технике декупаж – в ней также просверливаются декоративные дырочки, затем создается причудливый объемный орнамент. Можно также совмещать декупаж с бисероплетением, пасхальных яиц из бисера схемы мастер класс поможет вам в этом.

Если же талант художника у вас есть, то можно, просмотрев ниже фото-руководство, повторить на скорлупе очертания цветов.

Это необычайно нежный вариант .

Пасхальное яйцо своими руками - мастер-класс

Яркие пуговички способны достойно декорировать праздничные яички – убедитесь сами, взглянув на фото ниже.

Для создания такой замечательной поделки вам следует заблаговременно запастись пенопластовой яичной заготовкой (разыскать такую можно в магазинах, продающих товары для любителей декоративно-прикладного искусства). Если желаете, то можете собственноручно вытесать такую из пенопластового куска, орудуя ножом и наждачкой.

Для крепления пуговиц на пенопласте необходимо воспользоваться булавками – просто пронзите булавкой отверстие в пуговичке и воткните в пенопласт. Используйте пуговицы разного размера – ваша задача, чтобы основа как можно меньше просвечивала. Ну а для того, чтобы поделка получилась красочной, вам следует взять пуговички всех цветов радуги.

Верхнюю часть пенопластовой заготовки следует оставить открытой. Туда, при помощи булавки, следует закрепить ленточку для подвешивания. Место крепления следует замаскировать пуговичкой.

Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание на некоторые изменения в режиме работы Музея

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 1 октября по 15 мая Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 15 мая экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.



Рассказать друзьям