Почему ребенок кусается в 2 года. Почему ребенок щипается и кусается, что делать родителям в этой ситуации: причины и советы психолога

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Если вы мама годовалого малыша, который любит драться, кусаться и проявлять агрессию другими способами, необходимо выяснить причину проблемы. С малышом следует разговаривать, объяснять, что так делать нельзя. Иногда такое поведение сигнализирует о недостатке внимания ребёнку или агрессивном поведении взрослых.

Все дети развиваются по-разному, и не все малыши являются спокойными и послушными. По мере развития ребёнка, многие родители сталкиваются с проблемой его агрессивного поведения. Внезапно очутившись в такой ситуации, они оказываются не готовы к ней, находясь в затруднении и не зная, как правильно себя вести. Самые частые примеры, когда ребёнок в 1 год щипается и кусается, не реагируя на замечания и уговоры. Что делать с гипереактивным годовалым ребёнком, если его поведение выходит за рамки дозволенного? Следует пересмотреть взаимоотношения в семье, оградить ребёнка от конфликтов, уделять ему достаточное количество внимания и заботы. Регулярное соблюдение этих простых правил обязательно даст нужный результат.

Если ребёнок в 1 год бьёт себя по голове

Иногда мамы и папы замечают, как их годовалый ребёнок начинает бить себя по голове или бьётся головой об пол или стену. Подобное поведение свойственно детям, постоянно наблюдающим семейные конфликты. Не имея возможности сказать, он причиняет себе боль, выражая таким способом своё чувство вины и обиды. Родителям следует контролировать своё поведение, не допуская ссор в его присутствии. Если эмоциональный семейный фон стабилен, а удары не прекращаются, следует проследить, успокаивается ли ребёнок, получив внимание или желаемый предмет. Возможно, он просто манипулирует родителями, поняв, что его действия помогают достичь цели. В таком случае не стоит идти на уступки, а проявив волю, дать понять ребёнку, что его ухищрения не сработают. В возрасте года и старше с малышами уже можно договариваться, объясняя ему о том, что хорошо и плохо, и как вести себя нельзя.

Как отучить годовалого ребёнка драться?

Многие взрослые, оказавшись в ситуации, когда ребёнок в 1 год дерётся, задаются вопросом: что делать? Совсем недавно он был милым крохой, вызывающим умиление, при попытке ухватить маму за волосы или ущипнуть её. Такие незначительные эпизоды и формируют поведение малыша. Если взрослые не делают замечания по поводу такого поведения или смеются, то не удивляйтесь, что чуть позже малыш станет агрессивным. Постепенно складывается привычка ребёнка к году бить маму по лицу, выражая свои эмоции и желания. Подобное поведение следует пресекать сразу, мягко, но настойчиво перехватывая руку, строгим голосом объяснять, что такое действие недопустимо. Если малыш продолжает упрямиться или игнорировать, нужно спустить его с рук и отойти. Это даст понять, что игра не продолжится, пока он будет вести себя таким образом.

Что делать, если ребёнок в 1 год кусается?

Случаи становления годовалого ребёнка агрессивным и кусающим родных, распространены довольно часто. Многим приходится проходить через этот этап развития и недоумённо спрашивать себя: почему ребёнок кусается в 1 год? Причин может быть несколько: болят и чешутся дёсны, попытка привлечь внимание или выразить своё недовольство, забавная реакция взрослых. Задача, как отучить ребёнка кусаться в 1 год, решается просто. Следует придерживаться той же, стратегии, что описана выше. В момент укуса, необходимо снять его с рук, отойти и не продолжать совместной игры, пока он предпринимает попытки укусить. Все члены семьи должны одинаково реагировать на укус, не кричать и уж тем более не пытаться укусить в ответ. Спокойным или слегка строгим голосом необходимо говорить малышу, что кусаться нельзя, что так не ведут себя послушные детки. Нельзя срываться на ребёнка и кричать, если попытки укусить будут появляться вновь. Тем более нельзя малыша бить за этот поступок.

Опасно ли, если ребёнок 1 год скрипит зубами?

Скрип зубов можно услышать у малыша, когда ему исполняется годик или чуть позже. Но необходимо помнить, что скрип зубами не направлен на вызывание раздражения родителей. Подобные действия побуждаются:

  • неприятными ощущениями при прорезывании;
  • попыткой изучить зубы;
  • перенапряжением или стрессом.

Чаще всего малыши скрипят зубами, когда прорезается очередной зубик. Таким образом они пытаются почесать воспалённые десна, чтобы устранить неприятные ощущения. При частом скрипе необходимо показать малыша стоматологу, во избежание формирования неправильного прикуса. Для сохранения целостности зубов необходимо отвлекать его интересным занятием или игрушкой.

Татьяна Оберемок
Что делать, если ребенок кусается?

С проблемой того, что ребенок кусается , сталкиваются и воспитатели, и родители детей младшего дошкольного возраста.

Почему ребенок кусается ? Что делать ? На эти вопросы мы попытаемся ответить в нашей статье.

Причины того, что ребенок кусается , могут быть разнообразны.

1. Возможно, родители используют множество запретов или физически наказывают ребенка . С помощью кусания ребенок выражает протест против запретов, выказывая, таким образом, свой гнев.

2. При недостатке внимания малыш кусанием хочет привлечь взрослых к своим самым простым потребностям, которых они, возможно, не замечают. При избыточном внимании со стороны родителей или одного из них, ребенок может проявлять агрессию по отношению к тем людям, которые, по его мнению, отнимают его «законную собственность» – маму.

3. Закрепление и проигрывание ребенком тех моделей поведения, которые он видит в семье или в группе. Если в семье взрослые часто выясняют отношения с позиции силы, с помощью криков, то и ребенок усваивает этот способ решения конфликтов и выброса накопившейся злости, гнева, всего того негатива, который ему демонстрируют взрослые.

4. Часто дети кусаются , выражая тем самым своё острое разочарование, отстаивая свою игрушку или оберегая свою (по его разумению) территорию. Обычно это происходит, когда дети находятся в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости или дискомфорта. В этих условиях они более раздражительны, менее управляемы и, реагируя неадекватно, не могут сдержать своих отрицательных эмоций.

5. У детей старше 2-х лет причина кусания может быть связана со слабостью мышц и пониженной тактильной чувствительностью (чувствительностью кожного покрова) в области ротовой полости. Поэтому эти дети нуждаются в дополнительной и интенсивной стимуляции в области рта. Зачастую, такие дети долго сосут соску и, как правило, опаздывают в развитии речи.

6. После 3 лет, дети обычно кусаются , когда чувствуют свою беспомощность или же когда они напуганы, например, когда они проигрывают в драке, или когда думают, что кто-то другой может их обидеть. Детей старше 3 лет, которые часто кусаются , необходимо показать психологу. Может оказаться, что у ребенка проблемы с самовыражением или с самоконтролем.

Для того чтобы ребенка отучить кусаться , необходимо понаблюдать, в каких именно случаях ребёнок кусается , по возможности предвидеть и предотвращать болезненные и конфликтные ситуации.

Помочь ребёнку понять и усвоить, что такая агрессивная форма общения и выражения эмоций является недопустимой. Подойдите к ребенку , присядьте так, чтобы ваши лица оказались на одном уровне и посмотрите ему прямо в глаза. Авторитетным тоном, не терпящим возражений, скажите ему примерно следующее : «Такое поведение неприемлемо. Мы не кусаем людей . Это неправильно. Пожалуйста, не делай так больше ».

Каждый раз, когда взрослый видит, что ребенок приближается к другому ребёнку или к взрослому с определённой и ясно видимой целью укусить, как можно быстрее приложить ладонь к его рту, тем самым создав физическую преграду и предотвратив укус. При этом нужно сказать, решительно и строго, что ""кусаться нельзя !"". На 10-й или 20-й раз решительная реакция взрослого обязательно будет воспринята ребёнком, особенно, если все окружающие будут реагировать подобным же образом, а не заигрывать с ним, умиляясь его невинностью.

Не следует кусать ребенка в ответ , иначе у него закрепится понимание того, что именно так и следует защищаться, отстаивать свое мнение.

Нельзя кричать или бить ребенка . Кого-либо кусая , ребенка переполняет чувство злости. Он не способен осознавать то, что он делает . Наказывая, Вы продемонстрируете ему отрицательные образцы поведения. Приказывая ребенку , не дав ему успокоиться, вы спровоцируете у него еще большую вспышку ярости. Помните, остановленные агрессивные действия ребенка , могут привести к тому, что не выплеснувшиеся негативные эмоции останутся в ребенке и рано ли поздно проявят себя, найдут выход.

Помогите ребенку научиться выражать свои чувства словами. Например, «ты, наверное, злишься на Ваню за то, что он забрал твою игрушку. Используй слова, чтоб показать чувства, но не кусайся ».

Рекомендуется, отыграть с ребенком ролевую игру . Изготовьте вместе с ребенком из старой варежки перчаточную куклу-кусаку . Сочините сказку про то, как вел себя кусака и к чему это привело. Озвучивайте и персонажей, которые являются наблюдателями («Наверное, не стоит с ним общаться» , «Нельзя дружить и доверять такому злюке» и так далее, и, конечно же, жертву. А теперь пусть ребенок станет «жертвой» , испробует разные способы защиты от кусаки (уход, обида, ответная агрессия) . Правильная тактика : научить проговаривать те чувства, которые испытывают персонажи, перевести конфликт в конструктивный диалог.

Для детей старше 3 лет, которые все еще продолжают кусаться , можно применить технику тайм-аутов. Тайм-ауты дают ребенку время для того , чтоб успокоиться и приучают ребенка к мысли , что кусание неприемлемо . Тайм-ауты лучше всего срабатывают с детьми, которые знают, зачем используют эту технику. Ребенку предлагается побыть одному пять минут и подумать : «Ты еще маленький и иногда не можешь остановиться. Но очень скоро ты поймешь, как плохо быть одному». Цель изоляции, наказания ребенка заключается в следующем : он должен постепенно учиться понимать, что любой поступок, а тем более, плохой, имеет свои последствия. Тайм-аут не только продемонстрирует ребенку то , что он переполнил чашу вашего терпения или нарушил важное правило, он продемонстрирует, собственно, где лежит граница дозволенного.

Техника Тайм-аута не обязательно подразумевает под собой перемещение в другую комнату, иногда достаточно вывести ребенка из игровой зоны в комнате, отойти в угол и так далее. Если вы все-таки увели ребенка в другую комнату , убедитесь, что в ней находится минимальное количество раздражителей, которые будут его отвлекать от обдумывания своего поведения. Попав в комнату полную игрушек или в комнату с включенным телевизором, ребенок будет отвлекаться и это сведет на нет все ваши воспитательные действия. Ребенку должно быть скучно , первостепенная цель – обдумывание своих поступков и проступков.

Приучайте ребенка к ласковым действиям во время игр. Например, покажите ему, как обнимать мишку, гладить котенка, любить куклу. Хвалите, если ребенок играет мирно .

Отвлеките ребенка , которого начинает раздражать игра, например, потанцуйте. Или же поделайте что-то успокаивающее, например, почитайте или соберите пазл.

Детям с пониженной тактильной чувствительностью в ротовой полости обязательно нужно вводить в ежедневный рацион питания твердые виды пищи (морковь, яблоко, то есть пищу, которую необходимо прожёвывать.

Рекомендуется учить ребёнка пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шары, играть на губной гармошке или на дудочке и, насколько хватит у взрослых фантазии, выполнять упражнения для укрепления мышц ротовой полости.

Благотворное влияние оказывают игры с водой, песком, глиной; включите в режим дня релаксацию под приятную музыку, а также достаточную физическую нагрузку.

Татьяна Николаевна Оберемок, воспитатель МДОУ №77 города Иркутска

Просмотры: 3 817

Любопытный вопрос для родителей: почему кусаются дети? Если ребенок в год кусается, что делать и какая причина кроется за этим явлением? А если кусаться начинают дети постарше? Оказывается если детям хочется укусить ближнего, то это может быть признаком проблем, которые могут быть связаны с физиологическими или психологическими особенностями ребенка. До года кусание может обозначать то, что у малыша него режутся зубы. Если грудничок покусывает руку или грудь мамы, то так он выражает желание поесть. Годовалые и двухлетние дети обычно все тянут в рот. Но к трем годам свои чувства малыши должны выражать иначе. В детском саду дети могут кусать сверстников. И происходить это может из-за того, что ребенок обижен на взрослых или у него зубная боль. Какова бы ни была причина, ребенку необходимо помочь избавиться от кусачести.

Чтобы принимать меры по искоренению детского кусания, необходимо разобраться – почему кусаются дети? Но в любом случае важно относиться к ребенку по-доброму: не ругать, не кричать, не угрожать. Как мы уже сказали, в год ребенок может кусаться, потому что у него режутся зубы, он изучает окружающий мир. Но в 3 или 4 года к кусачести детей родителям необходимо отнестись серьезно. Одной из причин этого неприятного явления может быть тяжелая атмосфера в семье. Когда дома нездоровая обстановка, нет взаимопонимания и мира, то детское кусание может означать психологическое расстройство. Когда у ребенка стресс, то свое состояние он выражает кусанием. Не нужно, чтобы ребенок становился свидетелем ссор. Взрослым надо оценить обстановку в семье – из-за чего малышу может быть страшно? Обратитесь к психологу. Разговаривайте с ребенком и говорите о том, как вы его любите!

Если у ребенка болят зубы, то он может кусаться. Это чаще происходит тогда, когда молочные зубы меняются. Поэтому ребенок начинает чесать десна, он чувствует во рту дискомфорт. Кусать все подряд малыш может и из-за аллергической реакции. Возможно, что потребуется сдать с ребенком анализы на аллергию. Сын или дочь могут кусаться еще из-за нехватки любви, когда они на кого-то обижены. Это чаще случается в семьях, где есть младшие братья или сестры. Родителям необходимо показывать свою любовь к старшему ребенку. Его хвалить, интересоваться увлечениями малыша, его друзьями, обнимать и целовать. Сходите с ребенком в цирк, выйдите с ним поиграть в футбол. Аккуратно спросите своего чада, почему он кусается?

Если вы заинтересованы в том, как отучить ребенка кусаться, то стоит знать, что причина этого явления может крыться и во множестве запретов. Если ребенок пролил чай, разбил тарелку или шумит, то не стоит его ругать за это. Наказание подавляет психику детей. Ребенок кусается и так выражает свои негативные эмоции. Поэтому взрослым надо сдерживать себя, прежде, чем накричать на ребенка. Мотивируйте малыша на хорошее поведение, например, наградой!

Ребенок в год кусается что делать

Ребенок в год может кусаться, потому что не умеет выражать свои чувства по-другому. Как и дети 2 или 3 лет. Маленькие могут выражать кусанием не только злость, страх и волнение, но и нежность и любовь. Разговаривайте с детьми и объясните им в доступной форме, что проявлять любовь необходимо объятиями или поцелуями. Сами целуйте и обнимайте детей чаще.

В дошкольном возрасте малыши копируют не только взрослых, но и сверстников. В детском саду может найтись лидер, который научит нехорошим манерам – и драться, и кусаться. Дурные привычки дети часто приносят из сада. Если так произошло, то поинтересуйтесь у ребенка событиями, которые происходили в детском саду. Поговорите с воспитателями и попросите повлиять, побеседуйте с родителями ребенка, который кусается. Когда малыш кусается, ему необходимо объяснить, что этого делать нельзя. Привлеките к этому героев мультфильмов и сказок. Скажите ребенку, что они бы никогда никого не укусили.

Напоследок еще одна причина, по которой ребенок может начать кусаться. Это – излишняя активность. Если детям недостаточно физической активности в жизни, то они могут начать кусаться. В таком случае попробуйте отвлечь ребенка интересным занятием, чтобы он выплеснул свою энергию. Для этого подойдут хоккей, футбол, плавание, теннис, конный спорт, секция самообороны, танцы, аэробика. Самое главное – это доброе отношение к детям. Будьте с ними ласковы, и они не будут выражать свои чувства укусами.

сайт 2017-11-07

Любой ребенок, без разницы, мальчик это или девочка, хоть раз, но обязательно покусал кого – либо. Обычно, любовь и привычка кусаться проходит уже к 3 годам. Если же малыш не перестает кусать себя или родственников, проявляя при этом агрессию и выказывая свой гнев, то многие родители задаются вопросами: почему дети кусаются и что делать, если ребенок кусается?

Обычно, кусание, ни когда не планируется малышом заранее. Это действие происходит спонтанно и обычно не несет за собой тяжкого вреда здоровью или серьезным последствиям.

Отучить ребенка кусаться, нужно, когда ему уже есть 3 годика, и вы понимаете, что кусание носило не разовый характер. Если, к тому же, ребенок кусается в детском саду, при этом кусание сопровождается агрессией и повторяется не единожды.

Очень часто, малыш, у которого прорезаются зубки, начинает кусаться, что бы притупить дискомфорт в деснах. Иногда, малыши кусаются, так как просто по — другому не могут выразить свои эмоции и чувства, так как полностью не владеют навыками разговора. А малышей, в раннем возрасте очень часто одолевают страхи, беспомощность или раздражение.

Всегда, если развитие ребенка протекает нормально, то словесное показание своего недовольства, обычно хватает, что бы у малыша пропало желание кого — либо кусать. Если желание кусать у малыша не прошло после 3 летнего возраста, смело ведите его к стоматологу.

Почему дети начинают кусаться?

Совершенно все малыши могут кусаться, но причины у всех абсолютно разные. Причины появления укусов, зависит от количества лет малыша.

Груднички от 5 до 7 месяцев, начинают кусаться, когда испытывают дискомфорт около своего рта, или при испытании сильнейших болей, вызванных появлением зубок.

В этом возрасте малыши кусают родителей или родственников. Но даже в столь маленьком возрасте, малыш понимает, что это не хорошо, если видит не довольную реакцию мамы или папы.

В период с 8 до 14 месяцев, малыши испытывают сильные ощущения и при этом, не контролируя свое поведение, начинают кусаться от перевозбуждения. В этом возрасте опять все укусы достаются родственникам и родителям малыша. Отучить ребенка кусаться, поможет твердый тон папы или мамы. После услышанного твердого «нет», малыш забывает об этой привычки раз и навсегда.

В период от 15 до 36 месяцев, ребенок может начать кусать окружающих его родственников или детей, от переизбытка гнева, а так же желая контролировать поступки других людей.

Обычно в этот период развития дети кусают своих сверстников, намного реже папу или маму. В этот период развития особенно ярко встает вопрос, как отучить ребенка кусаться, ведь мама и папа малыша начинают понимать, что это перестало быть детской шалостью. Отучить ребенка кусаться в данном периоде намного проще, так как малыш осознает, что он поступает не правильно.

Если по истечению 3х летнего возраста, укусы не прекратились, то стоит задуматься, все ли хорошо в общении вашего малыша. Проявление агрессии, может быть связано, с сильнейшим испугом, раздражительностью, испытывая чувство обиды.

Тех же малышей, которые продолжают кусать детей и родителей, необходимо отвести к педиатру, он должен дать направление на прием к невропатологу. Вполне возможно, что у малыша имеются проблемы с самоконтролем.

Если малыш начал кусаться в детском саду

Укус, может произойти в любой ситуации. Если ребенок кусается в детском саду, то это может произойти во время его игр с другими детьми. Сейчас это не редкость в любом детском саду. Конечно, таких ситуаций, можно было избежать, если бы за детьми велся хороший присмотр, но очень часто, детям просто не объясняют, как нужно выражать свои эмоции.

Советы психолога, рекомендуют родителям «кусающихся» детей, предупреждать об этом воспитателей заранее, что бы они обратили на ребенка повышенное внимание. Так же рекомендуется, забирать ребенка немного пораньше из детского сада, поощрять малыша, если на него не поступило жалоб.

Иногда, в самых критических ситуациях, возникает необходимость в переводе ребенка в специализированный детский сад, в котором имеется коррекционная группа с маленьким количеством детей. Где специалисты помогут отучить ребенка кусаться.

Кусание – как проблема поведения

Кусать родных изредка время от времени, это нормальное развитие любого малыша. Но помните, если кусания перешли в разряд каждодневного и многоразового, при этом кусание сопровождается агрессивным поведением. При следующих признаках, ребенка обязательно должен осмотреть специалист:

Кусается, даже если родители, выказывают свое недовольство;
Продолжает кусание по прошествии 3 лет;
Кусанием, вредит другим детям;
Кусание не связано с желанием заполучить какой — либо предмет, а только из – за агрессии или злобы;
После кусания появляются сопутствующие признаки агрессии, такие как, причинение боли животному или другому ребенку.

Как отучить ребенка кусаться?

В большинстве случаев, укус не несет большого вреда и не требует дополнительного медицинского вмешательства. Укус безвреден, даже если при этом повредился кожный покров и пошла кровь. Но при появлении крови, ребенок может заразиться большим количеством заболеваний. Особенное это касается тех укушенных детей, у которых слабый иммунитет.

Иммунитет – это природный защитник организма, и именно он помогает бороться почти со всеми видами инфекций. Слабый иммунитет означает, что организм не будет бороться и перестанет эффективно защищать человека.

Очень важно попасть к врачу. Так как врач хорошо оценит место укуса и все узнает о прививках.

Отучить ребенка кусаться, поможет вам врач . Так как кусание, обозначает, что ребенок совершенно не может контролировать свои эмоции. Врач поможет Вам узнать методику, как объяснить ребенку, что нужно сдерживать свои эмоции и контролировать самовыражение.

Советы психолога, гласят, что, с ребенком нужно разговаривать и объяснять. Так же, к примеру, Вас могут направить на курсы воспитания детей. Курсы помогут вам, научиться правильно, реагировать на поведение вашего малыша.

В большинстве случаев, укусы можно предотвратить. Или же снизить значительно частоту кусания. Обязательно, после каждого укуса, выясняйте причину укуса. Это поможет вам в дальнейшем. Причина укусов, всегда зависит от возраста малыша.

У малышей, у которых прорезываются зубки, рекомендуется использовать специальные игрушки, они массируют десны.

Отучить ребенка кусаться, возраст которого составляет около 12 месяцев, обязательно показывайте свое недовольство его поступком, сопровождая словами «В нашей семье не кусаются».

Советы психолога гласят, что в возрасте начиная с 1,5 лет, необходимо обязательно учить своего малыша выражать свои эмоции, без агрессии, ярости и кусания. Объясните, что все можно решить мирным путем.

Научитесь распознавать тот момент, когда он хочет кого – покусать, помните, что вы в силах предотвратить это, переключив внимание ребенка на что – то другое.

Ваша речь не должна быть длинной и трудной в понимании малыша. В вашем высказывании, должна четко прослеживаться ваша негативная позиция на укус.

Не забудьте похвалить малыша, который смог не укусить и удержать себя. Ваша похвала очень сильно нужна малышу.

Что нужно сделать, что бы предотвратить кусание

Положительная оценка хороших действий малыша, станет незаменимым помощником в борьбе с кусанием. Обязательно хватите малыша, за все действия и поступки, которые вы поддерживаете. Особенно за проявленное терпение, сдержанность и миролюбие.

Советы психолога говорят, что ребенка нужно хвалить каждый раз, как вы видите его хорошее поведение. Но при этом важно, что похвала должна быть словесной и ни в коем случае не иметь ценный эквивалент, такой как сладости или игрушки.

Приободрите его словами, ты сегодня отлично смог сдержать агрессию и выяснить все при помощи слов. Не малую роль при этом будут играть тактильные ощущения: обнимите малыша, или дружественное похлопывание по спине надолго запомнятся вашему малышу. И чуть подрастая, он поймет, что его умение сдерживать себя и идти на компромисс приносит только положительные эмоции, чего ни как нельзя сказать об обиде и злости.

Очень хорошо будет, если вы попробуете разыграть с ребенком разные ситуации, при которых у него может возникнуть повышенная агрессия и как следствие кусание. Запомните, ни кто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы сами. Моделируя разные ситуации, показывайте малышу, на личном примере, как вы справляетесь с тем или иным случаем. Станьте для него примером и опорой. Ваша семья должна стать образцом тихой, уютной и гармоничной семьи.

Если ваш малыш кусается, ни в коем случае не поступайте так:

Доказывать ребенку, что укус это больно, укусив его в ответ. Тем самым вы только усугубите обстановку и вызовите у ребенка, затаившуюся злобу нас, внутри;
В качестве наказания за укус, намыливать рот мылом. Запомните, в нелегкой борьбе против укусов, вам поможет только слово;
Не применять телесное наказание за совершенный укус, только убеждение способно помочь вам и вашему малышу.

Те дети, которые и после 3х лет продолжают кусать других детей, лучше всего применять прием тайм — аутов. Они позволяют малышу немного успокоиться, а так же они дают малышу понимание, что кусание недопустимо. Но важно, объяснить малышу, для чего дается время подумать.

Если малыш кусается, посещая детский сад

Если сложилась ситуация, что один ребенок кусает других детей, но заведующая детским садом имеет право, по просьбе воспитателей и психолога ДОУ, пригласить на встречу родителей малышей. Если кусание имеет уже продолжительный характер, ваш ребенок стал более агрессивным, вам могут быть выдвинуты следующие рекомендации:

Сократить время посещения малышом садика. Во время пребывания ребенка в ДОУ, за ним будет наблюдать психолог, что бы выявить причины, из – за которых он начинает кусаться. Так как некоторые поступки или просто действия, могут вызывать гнев у вашего малыша, задача психолога установить данный факт. И тогда, замена этих действий повлечет за собой мир и спокойствие, в дружном детском коллективе.

Пересмотр распорядка дня малыша. Если после уже принятых радикальных мер, Ваш малыш все равно продолжает кусать других детей, то вам могут выдать предписание в другой детский сад с группами с малым количеством детей и наличием узконаправленных специалистов. Там вашему малышу, будет уделяться повышенное внимание.

Обязательно нужно обратиться к педиатру и невропатологу если:

Все вышеперечисленные способы не пошли на пользу, и ваш малыш по – прежнему, продолжает кусаться;
Вы не можете контролировать ситуацию и ваши эмоции зашкаливают;
Поведение ребенка, мешает ему самому адаптироваться в социуме;
Вам требуется помощь в этой ситуации, так как вы перестали контролировать ее.

Дети до трех лет довольно часто проявляют несдержанность и так называемые аффективные реакции: кусаются, бьют, щипают, царапают, толкают сверстников. Стоит сказать, что агрессивное поведение в 1, 2 или 3 года является крайним вариантом нормы психического развития маленького человека.

Столкнувшись с проблемой нестандартного выхода детской агрессии, мамочки склонны впадать в панику и необоснованно искать в детском характере признаки нездоровья. Естественно, нужно побыстрее разобраться, почему ребенок кусается, и принять меры. Но с ходу вешать на него ярлык патологии — преждевременно.

В большинстве случаев достаточно проявить немного внимания к проблеме и аккуратно перестроить поведение малыша через диалог, игру или упражнения — в зависимости от возраста. В помощь испуганным мамам и папам разработаны надежные инструкции, как отучить ребенка кусаться на том или ином возрастном этапе.

Из этой статьи вы узнаете

Поведение на границе нормы

Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.

Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание ! Таблицу можно проматывать вправо и влево).

Возраст детей Наиболее вероятные проявления негативных эмоций Физиологические причины Психологические причины Стратегии поведения взрослых:
Э - эффективная
Н - неэффективная
3-11 месяцев Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела Прорезывание зубов, болевые ощущения Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели

Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование

1 год Укусы, удары или плач во время игры Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса - твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы)

Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование

2 года Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений

Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы

Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса.

Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания

3 года То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить.
Неуравновешенность и слабость нервной системы
Кризис 3 лет.
Педагогическая запущенность. Страх.
Проблемы коммуникативной сферы.
Задержка речевого развития.
Несформированность волевого контроля эмоций
Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог!

Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты

4 года Любые из приведенных ранее При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины - только психологические Кризис 3 лет.
Подражание взрослым!
Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация.
Педагогическая запущенность
Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими

Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ

Старше 4 лет Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу - для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа - также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании

Кстати ! Намеренное разбрасывание вещей тоже может быть проявлением несформированности эмоционально-волевых процессов. Не дайте этому поведению превратиться в манипуляцию.

Методы отучения

В таблице выше приведены эффективные и неэффективные стратегии взрослых по отношению к кусающимся детям. Полезные коррекционные приемы разберем более подробно.

Приобретение зубных прорезывателей

Остановитесь на классической форме и материале — силиконовое кольцо с массажными элементами. Игрушка-жевалка не имеет права навязывать никаких стереотипов, например, имитировать пищу, образы живых существ или издаваемые ими звуки.

Ребеночек уже в этом возрасте должен строго различать, что можно грызть, а какие предметы под запретом. Обезболивающие гели, естественно, гипоаллергенны и одобрены врачом.

Ай! Больно!

Своевременная активация альтруизма (полтора года — оптимальный возраст) положительно повлияет на будущий характер маленького человека. Важно, чтобы слово «больно» не сопровождалось имитацией страха или разочарования.

В интонацию лучше вкладывать возмущение и удивление. Последующая временная приостановка игры необходима не для наказания, мол, «Ты плохой, я не хочу с тобой играть», а для снижения психического возбуждения, которое и привело к потере контроля. Иными словами, ребенок укусил не потому, что хотел это сделать, а просто не сумел сдержать эмоциональный всплеск.

«Пожалей! Смотри, он плачет»

Формирование сочувствия и эмпатии у детей — еще одна важная педагогическая задачка для мам и пап. Умение оценивать эмоциональное состояние собеседника или партнера по игре — определяющий навык в общении на следующем возрастном этапе — преддошкольном, когда малыш будет вынужден считаться с мнением группы, социальными правилами и семейными традициями.

Взывать к детскому сочувствию и раскаянию за нанесенную обиду лучше всего через театрализацию:

  • Мягкая игрушка может заплакать. Лучше всего временно перейти на перчаточные куклы. Их легче оживлять, они лучше воспринимаются детьми как живые. Для находчивого родителя не составит труда сымитировать звуки плача, всхлипывания и даже настоящие мокрые слезы!
  • Если агрессия направлена на взрослого, показать эмоции обиды и грусти еще проще. Отвернуться, потереть глаза, похныкать и посетовать на боль сможет даже самый брутальный папа. В ближайших играх закрепите материал с помощью карточек с масками-эмоциями. Уместно будет использовать конструкции «Покажи, как улыбается/грустит…»

Полезные сказки

Сказка с древних пор помогала старшему поколению в простой и доступной форме разъяснять детям сложные законы окружающего мира. Через сказку транслируется не только народная мудрость, но и семейные традиции. Поэтому, выбирая сказки для чтения, заранее подумайте, соответствует ли их содержание вашим представлениям о воспитании подрастающего поколения. Чему вы хотите научить детей?

Помимо народных сказок, существуют так называемые терапевтические. Читать их нужно, как и обычные, — среди дня или на ночь. С той лишь разницей, что после такой сказки у взрослого с детьми должна обязательно состояться беседа по рекомендованной автором сказки схеме.

Подбирать сказки нужно по общей идее: нормализовать общение. Например, читать известные истории о Золушке и Белоснежке, указывая при этом, что обе девушки добрые, ласковые, внимательные. Эталон девочки. Ребенку станет понятно, что достигать целей можно не физической силой, а терпеливым ожиданием, вежливыми просьбами и красотой. В итоге ведь обе девушки стали принцессами.

Для мальчиков в качестве эталонного героя можно выбрать храброго портняжку или Щелкунчика. Обязательное условие для чтения любой сказки — диалог с ребенком по ходу развития сюжета.

Литература:

З. Брокет, Г.Шрейбер. «Целительная сила сказок »;

Н. Радина. «Истории и сказки в психологической практике »;

А. Капская, Т.Мирончик. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей »;

О. Хухлаева. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми ».

Для кусающегося малыша легче всего придумать историю о кусачей кошке.

Суть истории:

Кошка была очень красива, мила и очаровательна, пока кто-нибудь не протягивал к ней руку, чтобы погладить. Оказывается, бедняжку обидели злые мальчишки, и теперь она ссорится даже с теми; кто желает дружить с ней по-настоящему.

Вопросы ребенку:

Как ты думаешь, у кусачей кисы появятся друзья?

А почему?

А что кисе нужно сделать, чтобы обрести дружбу?

Сюжетно-ролевые игры

Игра — любимый и самый понятный детям способ наработки навыков. И в контексте темы мы говорим о навыках коммуникативных, социальных. Предложите кусающейся девочке поиграть в дочки-матери. Не будет же она кусать своего «младенца» за проступки или плач в коляске?

Юному кусаке поручите тренировку импровизированной армии бойцов из мягких игрушек или соседских мальчишек. Пусть подбирает нужные слова и действия, а покусы постепенно станут неэффективным средством достижения целей.

Пересмотр стиля воспитания

Дети во многом подражают своим родителям в выражении негативных эмоций. Детская психика непредсказуемо преломляет родительский опыт. И там, где мать в конфликтах кричит на отца, ребенок вполне может начать кусаться. Старайтесь, чтобы детвора не была свидетелем семейных ссор. И обязательно исключите из списка воспитательных мер деструктивные:

  • директивные указания в грубом тоне;
  • переход на крик;
  • угрозы «отдать в детдом», «вывезти в поле» и т.д.;
  • рукоприкладство: от подзатыльников до избиений.

Бить детей всерьез и постоянно не рекомендует ни один специалист от педагогики. Физическое наказание порождает не авторитет, а страх — плохой советчик. Но некоторые персоны, например известный доктор Комаровский, допускают небольшие шлепки по мягкому месту — как способ переключения внимания малыша.

Папе и маме важно обсудить стиль воспитания с бабушками и дедушками, чтобы дети не оказывались между деспотизмом отцов и попустительством дедов. Желательно, чтобы все члены семьи использовали единые правила и предъявляли к ребенку равные требования.

Дурной пример заразителен

Иногда родители выражают свою любовь друг к другу ласковыми покусываниями или «царапками». В отношениях взрослых людей такие нежности допустимы, но ребенок воспринимает их слишком буквально и потому неверно воспроизводит.

Если малышу больше 3 лет, объясните, что для выражения любви не нужно делать больно, а лучше пока лишите малыша возможности наблюдать «звериные» отношения родителей.

Вектор агрессии

Высокий уровень тревоги, причины которой должен выяснить специалист, толкает детей на необдуманные действия, аффекты. Дисбаланс энергии возникает из-за несовершенства психики. Чтобы перенаправить агрессию в позитивное русло, запишите забияку в секцию плавания, боевых искусств или творческую студию.

Перенаправление детской энергии — хороший совет для тех мам, которые замечают любые признаки тревожности у 3-4-летнего малыша: неспокойный сон, неконтролируемую физическую активность, снижение концентрации внимания, лень, апатию, колебания аппетита, частые истерики или беспричинные слезы.

Что нельзя делать родителям

В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.

Секрет воспитания любого ребенка очень прост — действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.

Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.

  • Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы — случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
  • Резкое прекращение игры . В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия — депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
  • Политика игнора . Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход — детсад и участие в любой стабильной детской группе.
  • Пустое «нельзя» . Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ». Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.
  • Лишение развлечений . «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
  • Телесные наказания . Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.

Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание — результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.

Важно ! Наказав малыша, обязательно объяснитесь с ним. Дайте понять, что вы по-прежнему любите своего детеныша и очень расстроены тем, как он несдержан в поведении и подвергает опасности собственное здоровье или жизнь. Помните, что детей нужно обнимать несколько раз в день , даже если вы в ссоре. Уверенность в защите — базовая потребность человека.

Зеркальный ответ . Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус — элемент поведения, а не всю детскую личность!

Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.

Покусы в детском саду: как быть родителям

В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками.

Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же — гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.

Ваш кусается сам

Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.

Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство. В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.

Вашего кусают другие

Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!

С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт — действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.

Важно ! Не совершайте частую родительскую ошибку, пытаясь тайно запугать обидчика. Это лишь усилит противостояние с его родителями, да и самому ребенку может навредить.

Если он щипается и дерется

Кусание, царапанье, драки, разрушения — все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.

Множественные и систематические признаки агрессии у детей — не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.

  • Предупреждайте агрессию. Агрессивное поведение — признак дисбаланса в семейной атмосфере. Возможно, недавно произошел переезд, стрессовая ситуация или смерть одного из родственников, рождение младшего или даже приобретение домашнего питомца. Для профилактики будущих проблем обсудите свои вопросы с консультантом. Научитесь контролировать вспышки гнева у детей.
  • Переключайте внимание. До того как агрессия вырвется наружу, переключите детское внимание на другую игрушку. Новый вид деятельности или интересное событие из внешнего мира. Гнев сам собой сойдет на нет, а нервная система получит опыт контроля собственного возбуждения. Эта рекомендация особенно важна тем родителям, которые столкнулись с холерическим темпераментом маленького бунтаря.
  • Удерживайте ребенка. Когда не знаете, как поступить, вместо физического наказания или нотации просто крепко обнимите ребенка и заболтайте его любыми вопросами. Это элемент холдинг-терапии, который используется психологами даже с неговорящими детьми. Замечание: иногда холдинг-прием провоцирует усиление приступа агрессии. В этом случае, увы, придется переждать и отпустить малыша лишь, когда он перестанет сопротивляться.
  • Предложите еду. Еще один простой способ объяснить несмышленышу, что его поведение неуместно, — предложить то, что действительно можно кусать и грызть. Например, для годовалого малыша, склонного к кусанию, держите в кармане фрукты: «Хочешь кусать меня? Нет. Мне не нравится. Кусай лучше яблоко!» В конце концов это превратится в забавную шутку.
  • Говорите об ощущениях. Вместо того чтобы кусать или щипать ребенка в ответ, поговорите с ним об ощущениях. Заметьте — не о чувствах! Продемонстрируйте, что такое боль. Обязательно предупредите, что делаете это в учебных целях: «Смотри, ты ущипнул меня. Я могу ущипнуть тебя в ответ. Вот, почувствуй сам». Ваши воздействия должны быть действительно неприятными, но не заставляющими малыша плакать!
  • Сочувствуйте пострадавшему . Это хорошо работает с 2-2,5 года. Обиженный получает внимание и защиту, обидчика никто не поддерживает. Но не переусердствуйте с сочувствием, чтобы ваше чадо не стало имитировать боль, желая добиться вашего внимания. Вы должны быть уверены, что даете своему ребенку достаточно ласки, тогда его излишняя ревность — это другая педагогическая проблема.
  • Поддерживайте, но не одобряйте . Детям свойственно ошибаться и нарушать запреты. Даже отругав за очередной укус, все же продолжайте быть ласковым родителем. Помните о том, что не одобряете вы лишь один элемент поведения, а не всю личность своего ребенка. Дайте ситуации время, не требуйте быстрого результата.

Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.

Повод для беспокойства: когда нужен врач

Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:

  • Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
  • В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
  • Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
  • Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
  • Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
  • Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
  • Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.

Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения — это совершенно разные психологические структуры.

Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, — огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача — поддерживать и направлять.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво



Рассказать друзьям