Подростки комплексуют по поводу своей внешности. Особенности и причины возникновения подростковых комплексов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Переходный возраст – самая тяжелая трансформация, как телесная, так и психологическая в жизни человека. Она не идет ни в одно сравнение с возрастными кризисами, с которым человек сталкивается в течение жизни. Те скачки гормонов, которые переносит подросток, идет в малое сравнение с тем, что взрослый человек испытывает во время сильнейшего стресса, сбоя женского цикла или утомляемостью.

Родители не всегда могут принять, что находящийся рядом колючий ёжик все тот же ребенок, который нуждается в любви, заботе и поддержке.

Именно подростковый возраст так «щедр» на образование комплексов. Нестабильность психики, физиологические особенности пубертатного периода, гормоны, общество могут быть в этом не самыми лучшими «помощниками». Подростковые комплексы появляются довольно легко и часто беспочвенно, но вот избавиться, а вернее справиться с ними, очень сложно. И здесь самое главное не искать, кто виноват, а совместными усилиями родителей, а возможно и психологов, выстроить стратегию помощи. А вот как помочь ребенку, который столкнулся с комплексами, разберемся в этой статье.

И как не отдать лавры первенства комплексу неполноценности?!

Итак, комплекс неполноценности – это определенная сумма психологических и/или эмоциональных ощущений человека , что выражается чувством собственной ущербности и противоречивой верой в то, что окружающие люди имеют всепоглощающее превосходство. Причинами возникновения у подростков подобного комплекса могут быть: недовольство внешностью, материальное обеспечение, неразделенная любовь, завышенные требования и ограничения родителей.

Комплекс по поводу внешности базируется на несоответствии внешности общественным стандартам

Ваш мальчик или девочка видит актеров и актрис с идеальной кожей (а у ребенка все лицо в прыщах), с идеальной фигурой (у мальчика не накачаны руки, а у девочки маленькая грудь). И здесь у ребенка появляется противоречие между тем, что он видит в зеркале и между тем, что хотелось бы видеть.

Очень важно, чтобы родители не просто бросали фразу: «Ты у нас самая красивая!», а были готовы помочь ребенку поверить в себя, в свою природную красоту и уникальность. И здесь, пожалуй, пригодится хороший совет психолога: поставить ребенка перед зеркалом и попросить сказать себе о себе как можно больше комплиментов, найти как можно больше достоинств. Сделать это нужно с ежедневной, регулярной практикой.

Первые несколько дней будут переломными и трудными. Но с каждым днем, имея за спиной поддержку близких и возрастающую веру в себя, с помощью данной техники, ребенок научится принимать себя.

Комплекс, касающийся финансов, он чаще всего имеет под собой все тот же грунт сравнения

Например ситуация: родители отдают детей в престижные школы, на которые копили много лет, а дети не соответствуют общепринятым финансовым нормам среди одноклассников. Это влечет за собой появление угнетения, чувства несостоятельности, ущемленности. Ребенок начинает все больше жалеть себя и все агрессивнее относиться к родителям или к обеспеченным ровесникам. Поскольку именно родителей и ровесников, в данной ситуации, подросток видит как причину всех своих бед.

Неразделенная любовь

Эта ситуация, пожалуй, и в представлении не нуждается. Так как почти все прошли через муки неразделенной любви в столь чувствительном возрасте. Поиски причин своего «несчастья» происходят зачастую, на основе тех пунктов, о которых говорили ранее.

Несоответствие тем шаблонам, требованиям и ограничениям, которые диктуют родители

Поначалу ребенок стремится соответствовать всем требованиям. Но, когда становится все труднее добиваться нужного результата, возникает внутренний страх . Страх стать неуспешными и несостоявшимся. А ведь это зачастую то самое, чем чаще всего свое чадо и пытаются напугать родители, для достижения лучшей мотивации.

В таком возрасте, крайне тяжело проанализировать все свои мысли и эмоции, поэтому в голове подростка развивается протест. Ребенок ищет пути самоутверждения, лучшие, на его взгляд, при этом может проявлять агрессию к сверстникам и близким. Как следствие – происходит потеря контроля над ситуацией. Именно по этой причине в жизни подростков появляется алкоголь, наркотики и ранняя половая жизнь.

Советы психологов в данной ситуации – запастись терпением и искренним желанием помочь. Старайтесь выслушивать ребенка и реагировать без ярких эмоций и громкой речи. Ваша бурная реакция может стать причиной возникновения – стены не понимая.

  1. Общее времяпровождения и интересы, совместный отдых или походы по магазинам объединяют. Вызывают состояние покоя и доверия. Вследствие чего ребенку легче открыться.
  2. Не забывайте делиться с ребенком реальными историями из своей жизни или жизни общих знакомых. Живой пример – лучший способ доказать правильность ваших суждений и взглядов. А также именно приводя себя, как пример борьбы с комплексами, вы откроете ребенку новый взгляд на ситуацию.
  3. Найдите ребенку какое-то особенное увлечение, ведь именно занятие чем-то необыкновенным, повышает как самооценку, так и придает уверенности в себе.
  4. И самое главное – фокусируйте внимание ребенка на его достоинства и жизнь в целом.

Если с какой-то конкретной ситуацией вы не можете совладать, а может найти правильный ответ на вопрос, не бойтесь обращаться к психологам. Ведь порой мы не полностью видим ситуацию такой, какая она есть, за нежеланием признавать свои собственные ошибки.

Многие комплексы теряют свою силу в процессе взросления. Со многими люди борются всю жизнь. Но как же важно сохранить любовь и теплоту в отношениях между детьми и родителями. Ведь именно от того, как вы будете выстраивать отношения сейчас, зависит ваши взаимоотношения с ребенком в будущем.

P.S. С уважением администрация сайта.

Комплексы подростков являются необходимым этапом взросления. Они значимы потому, что учат ребенка работать над собой, а не опускать руки при возникновении первых неудач. Не пройдя такого серьезного периода в жизни, невозможно достичь внутреннего равновесия, научиться принимать собственную сущность. Известно, что подростковый возраст является одним из самых драматичных периодов в жизни. В это время человек учится понимать самого себя и заново знакомится с окружающей действительностью. Подросток должен сформировать в себе новый взгляд на мир, научиться выстраивать отношения со многими людьми. В эти годы все дается непросто, а главным становится вопрос недовольства самим собой.

Комплексы подростков зачастую лишены всякой логики и далеки от здравого смысла. Однако они во многом ограничивают социальное, нравственное развитие подрастающего поколения. Комплексы подростков взрослым людям кажутся смешными и нелепыми. Все потому, что они сами забыли, что значит быть юным, выходить в мир с обнаженной душой и необыкновенными чувствами. В пятнадцать-шестнадцать лет нам всегда представляется, что мы переживаем какую-то уникальную ситуацию, словно до нас ее еще никто не переживал, не испытывал на себе. Вся гамма чувств настолько захлестывает молодого человека или девушку, что в какой-то момент они оказываются в отчаянии, не знают, как правильно поступить.

Проявления комплексов подростков

Наличие комплексов у подростков, как правило, заметно окружающим невооруженным глазом.Человек делается замкнутым и низко ценит собственную личность. Молодой парень или девушка легко впадают в уныние, переживают из-за того, что окружающие не желают принимать их такими, какие они есть. В чем же заключаются проявления этих комплексов?

Недовольство внешностью

Это обязательный пункт, с которого обычно все и начинается. Больше этим комплексом страдают девочки в силу психологических особенностей. Им кажется, что никто никогда не полюбит их с той внешностью, которая имеется на данный момент времени. У мальчиков тоже имеются подобные переживания, только их комплексы, прежде всего, связаны с наличием мужественности и ее выражением. Вот почему молодые люди иногда становятся агрессивными, нередко выступают против общественного порядка и морали. Ими руководят комплексы, эмоциональная незрелость. Все потому, что хочется доказать окружающим, что они не правы. Возникает желание продемонстрировать собственную изобретательность и находчивость. Проблема в том, что не всегда человек в возрасте пятнадцати-семнадцати лет способен сделать это адекватно.

Негативизм

Комплексы значительно усложняют жизнь. Они мешают выстраивать с окружающими гармоничные и искренние отношения. Многие бунтуют против собственных родителей, считая, что те ограничивают их во всем. Подросшие дети сильно обеспокоены происходящими с ними изменениями. Они сами не замечают того, как обрастают комплексами. Во многих случаях происходит развитие межличностного конфликта с окружающими.

Как избавиться от комплексов подростку

Подростковый возраст сам по себе несет большие возможности для личностного роста. В этот период внутренние перемены происходят очень часто. Любые изменения в сознании отражаются на способе восприятия окружающей действительности. Молодой человек или девушка очень хотят обрести уверенность в себе и часто предпринимают самостоятельные попытки.Как избавиться от комплексов подростку? Рассмотрим подробнее.

Индивидуальное становление

Важно понимать, насколько ценно оставаться самим собой. Действовать, невзирая на внешние обстоятельства, могут позволить себе далеко не все. Будучи сильной личностью, можно добиться значимого успеха. Индивидуальное становление подразумевает осознание собственной уникальности. Люди, которые живут, руководствуясь голосом собственной души, как правило, ощущают себя более счастливыми, нежели те, кто пытается действовать, исходя лишь из чувства долга. Стремление угодить обществу, как правило, приводит к тому, что человек теряет самого себя. Он утрачивает сильную часть своей натуры, оставаясь наедине с собственными страхами и сомнениями. Важно не отступать с самого начала и бороться за сохранение своей индивидуальности.

Развитие способностей

Комплексы мешают выражать себя. У каждого из нас имеются какие-то таланты и дарования. Проблема заключается в том, что не всякий действительно занимается своим развитием, уделяет ему должное внимание. Поднять свою самооценку подростку поможет развитие способностей и талантов. Необходимо осознать, что с комплексами необходимо обязательно бороться. Если этого не делать, можно очень надолго раствориться в недовольстве собой. Молодому человеку или девушке необходимо ощущать свою исключительность. Крайне важно не быть похожими на окружающих, а действительно уделять время своему саморазвитию. В противном случае достичь состояния внутреннего удовлетворения вряд ли удастся.

Эмоциональное равновесие

Это состояние полной гармонии с собой и окружающим миром.Подростку крайне необходимо чувствовать себя востребованным и интересным в кругу сверстников. Поэтому нужно стремиться, чтобы в общении с ними не было ярко выраженных конфликтов. Конечно, мелкие разногласия бывают у всех, они присутствуют в любой компании. Однако важно, чтобы ребенок при этом не чувствовал себя лишним, отвергнутым и одиноким. Эмоционально равновесие как состояние достигается путем постоянной работы над собой. Необходимо избавиться от комплекса «гадкого утенка» и начать выражать свою неповторимую сущность. Для достижения такой цели многие подростки начинают активно действовать: увлекаются каким-либо видом спорта, просят родителей завести домашнего питомца или вовсе пробуют что-то свое. Главное, чтобы деятельность помогала процессу самосовершенствования, учила, как стать лучше себя вчерашнего.

Привычка сравнивать

Необходимо отбросить привычку сравнивать себя с окружающими. К сожалению, этим страдают не только подростки, но и люди, давно вышедшие из пубертатного периода. Благополучно миновав кризис самоопределения, они все же остались зависимыми от общественного мнения. Чтобы такого не случилось с юношей или девушкой, им самим необходимо полностью принять ответственность за собственную судьбу. Нужно научиться быть довольным своей внешностью, развивать таланты, которые даны свыше. Нельзя хотя бы в шутку оскорблять себя или пытаться унизить перед окружающими с целью заслужить одобрение. Ведь как мы относимся к самим себе, так нас и воспринимают люди. Порой даже близкие родственники не могут понять ребенка, ненароком причиняют ему душевную боль. Необходимо выработать собственное позитивное отношение к неоднозначной ситуации.

Таким образом, подростковый возраст – это один из самых конфликтных периодов развития личности. В это время человеку порой приходится преодолевать такие внутренние препятствия, которые никогда после не будут его беспокоить. Только осознав, как избавиться от комплексов, можно постепенно сформировать полную уверенность в себе, стать независимым и счастливым человеком, которому любые преграды по плечу.

Подростковый возраст – уязвимый период в жизни человека, порождающий комплексы. Они осложняют жизнь подростка, вызывая проблемы в учебе и общении.

Взрослые оценивают это состояние по-разному. Одни полагают, что причины детских переживаний не стоят внимания, повзрослеют, и все пройдет. Другие склонны преувеличивать проблему.

Истина посередине – знание подростковой психологии позволит родителям выстроить правильную линию поведения и помочь детям легче пережить кризис взросления.

Почему у подростков появляются комплексы

  • Физиологические изменения организма сопровождаются неприятными для подростка проявлениями. Меняется лицо, фигура, ломается голос, появляются первичные половые признаки. Подросток не успевает принять себя и привыкнуть к изменениям.
  • Возрастные особенности психики – подросток склонен к самокритичности, максимализму, преувеличению недостатков. Желание быть похожим на кумира и несоответствие ему ведет к разочарованию.
  • Первая влюбленность , часто неразделенная. Не получив ответного чувства, мальчик или девочка считают себя хуже других, придавая большое значение внешним данным.
  • Отсутствие друзей , насмешки сверстников, неспособность постоять за себя порождают неуверенность, отчуждение и замкнутость.

Самый опасный возраст

Чаще комплексы возникают в промежутке между 12 и 16 годами. В отдельных случаях комплексы могут появиться и в 10 лет и в 18.

Девочки взрослеют быстрее, у них чувство неудовлетворенности собой возникает раньше. Оно проявляется острее, чем у мальчиков. Подростки ищут свое место в окружающей действительности, пытаясь заявить о себе.

Могут ли комплексы принести пользу

Термин «комплекс неполноценности» ввел в научный оборот австрийский психолог Адольф Адлер, который из-за болезненности в детстве пережил подобное состояние и считал себя неуспешным. Он считал, что комплексы полезны тем, что заставляют преодолевать негативные черты, стимулируют компенсировать недостатки чем-то другим и ведут к развитию личности.

Современные детские психологи солидарны с Адлером и полагают, что комплексы учат работать над собой, понимать, принимать и любить себя, не пасовать перед трудностями.

Комплексы девочек

У девочек и у мальчиков есть общие комплексы. Например, и первых, и вторых волнует внешность.

Полнота

В стремлении подражать сформировавшемуся стереотипу, что только худая женщина красива, многие девочки, даже не имеющие лишнего веса, садятся на диету и отказываются полноценно питаться. Результатом становится психологическое заболевание – анорексия. Физическое истощение опасно не только для здоровья, но и для жизни еще несформировавшегося организма.

Медленное взросление

Девочки, у которых половое созревание происходит позже их сверстниц, комплексуют по поводу неявно выраженных половых признаков. Особенно их волнует маленькая грудь, с которой они связывают отсутствие или недостаток внимания со стороны противоположного пола.

Все свое – тряпки, все чужое – вещи

В связи с сильным социальным расслоением у девочек появился комплекс по поводу одежды. Она должна быть модной и дорогой. Если родители не в состоянии покупать вещи, то девочки отказываются идти в школу и общаться с друзьями. Они полагают, что у других одежда лучше, что из-за этого над ними будут смеяться и не примут в круг общения.

Комплекс «хорошей девочки»

Появляется в подростковом возрасте у девочек, к которым родители с раннего детства предъявляли высокие требования. Они привыкли во всем быть лучшими. Столкновение с первыми трудностями приводит подростков к стрессу. Они винят себя в том, что не оправдали ожиданий взрослых, испытывают страх и .

Комплексы мальчиков

Все проблемы – выдумка. Помогите ребенку справиться с чувством неполноценности.

Проблемы внешности

Мальчики в подростковом возрасте тоже переживают по поводу своей внешности. Их беспокоит вопрос, насколько мужественно они выглядят, соответствует ли их облик понятию «настоящий мужчина». Этот комплекс не всегда проявляется замкнутостью. Часто они ведут себя демонстративно, агрессивно, грубо, ошибочно полагая, что это соответствует мужским качествам.

Маленький рост

Высокий рост в подростковом возрасте ассоциируется с силой и властью. Невысокие мальчики начинают стесняться роста, когда не могут дать отпор одногодке, потому что тот выше и сильнее. Этот комплекс откладывается в подсознании надолго и дает о себе знать даже, когда юноша вырастает и перегоняет своих сверстников.

Взаимоотношения с женским полом

Первые неудачи во взаимоотношениях со слабым полом часто воспринимаются как трагедия. Подростки начинают искать причины во внешних проявлениях: отсутствии волос на лице или небольшом размере полового органа.

Комплекс выливается в страх перед отношениями с девушками, либо в донжуанстве, чтобы убедить себя и окружающих: у меня все в порядке. И в том, и в другом случае нормальных отношений с девушками не получается.

Как помочь ребенку

У ребенка, страдающего комплексами, занижена самооценка. Действия взрослых должны быть направлены на ее повышение.

  1. Не преуменьшайте детские переживания, ожидая, что все пройдет само.
  2. Разговаривайте с ребенком откровенно и доверительно, приведите примеры из своего опыта взросления.
  3. Не избегайте трудных и запретных тем, если у подростка есть к ним интерес.
  4. Акцентируйте внимание ребенка на сильных сторонах его внешности, поведения, способностей, подсказывая, как нивелировать недостатки. Например, использование особенностей одежды, косметики, занятия спортом.
  5. Помогите развить личностные качества подростка, которые могут позволить ему добиться успехов и почувствовать значимость. Вместе выберите подходящий кружок, спортивную секцию.
  6. Не сравнивайте его с другими детьми, подчеркивайте индивидуальность, принимайте его сверстников, не критикуйте их.

Преодоление подростковых комплексов – залог успеха взрослой жизни.

Психологические особенности подросткового возраста в случаях, когда они особенно выражены, получили название «подростко­вого комплекса», а связанные с ними нарушения поведения - «пубертатного криза» . В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настрое­ния с переходами от безудержного веселья к унынию и ряд попеременно выступающих полярных качеств. Особая подростко­вая сенситивность - чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней само­уверенностью, чрезмерной критичностью и пренебрежением в отношении суждений взрослых. Тонкая чувствительность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застен­чивость с развязностью, желание быть признанным и оценен­ным другими с бравированием независимостью, борьба с авто­ритетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами с обожествлением случайных кумиров, слепым подра­жанием моде, чувственное фантазирование с сухим мудрствованием.

В 70-х годах в западной психиатрической и психологической литературе широкое распространение получила концепция Е. Erikson (1968) о «кризисе идентичности» как о главной особенности подросткового возраста. Под «иден­тичностью» подразумевается определение себя как личности, индивидуальности, ответ самому себе на вопрос «Кто я такой?». Считается, что кризис идентичности достигает вершины в старшем подростковом возрасте. Формирование идентич­ности рассматривается с психоаналитических позиций как «результат распада детского Я» и необходимости синтеза нового «взрослого Я», как процесс обра­зования «сверх Я» - с последним связывается выработка сдерживающих морально-этических принципов и т. п. Если личность - это представление об индивидууме, которое складывается у других, то «идентичность» - это представление о самом себе. Но даже если оставить в стороне спекулятивные психоана­литические построения, нельзя не заметить, что самой «идентичности», процессу познания самого себя в концепции Е. Erikson придается самодавлеющее значе­ние. Этот процесс рассматривается как первоисточник всех трудностей и всех нарушений поведения в подростковом возрасте. Подобный подход может служить базой для психоаналитической психотерапии, но мало чем помогает в понимании патологических нарушений поведения у подростков и в разработке мер для их коррекции.

По мнению G. Nissen (1971), пубертатный криз, кроме «кризиса идентич­ности» слагается также из «кризиса авторитета» и «сексуального кризиса». Кризис авторитета выводится как следствие эдипова комплекса, как «протест против отца». Слабая роль отца в современной семье, как правило перестав­шего быть «символом власти», или его отсутствие в неполных семьях ведет к распространению этого протеста на все авторитеты мира взрослых. Край­ними проявлениями этого кризиса являются побеги из дома и бродяжничество. С кризисом идентичности связывается склонность к психогенным депрессиям и суицидальному поведению, а также эпизоды дереализации и деперсонали­зации у подростков. Кризис сексуальности объясняется по 3. Фрейду сменой эрогенных зон с анальной на генитальную.

Подростковый возраст является действительно критическим, но только в отношении становления характера как базиса лич­ности. Личность в целом как система отношений [Лазурский А. Ф., Франк С. Л., 1912; Мясищев В. Н., 1960 - цит. по А. Е. Личко, 1977] с ее интеллектом, способностями, наклонно­стями, мировоззрением и другими компонентами продолжает формироваться и после достижения физической зрелости. Ха­рактер же закладывается именно в подростковом возрасте и в дальнейшей жизни лишь под влиянием чрезвычайных воздей­ствий способен претерпеть значительные изменения. В период становления характера бывают особенно видны его типологи­ческие черты, как эндогенно обусловленные, так и привнесен­ные воспитанием - выявляются разные типы акцентуаций характера (см. гл. II). Но, наряду с заострением типологических черт, подростковому возрасту свойственны определенные общие качества - психологические особенности, поведенческие модели, которые мы называем специфически подростковыми поведен­ческими реакциями на воздействия среды, прежде всего бли­жайшего социального окружения.

С нашей точки зрения, суть «подросткового комплекса» составляют свойственные этому возрасту подростковые пове­денческие реакции. К ним относятся описанные нами (Патоло­гические нарушения…, 1973] реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби- реакция) и реакции, обусловленные формирующимся сексуаль­ным влечением.

Реакция эмансипации . Эта реакция проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, руководства, контроля, покровительства родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Реакция может распространяться на установленные старшим поколением порядки, правила, законы, на все, что уважается и ценится, т. е. на принятые в жизни стандарты и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. У мальчиков эта реакция бывает выражена сильнее, чем у девочек. Она развертывается обычно в младшем или особенно в среднем подростковом возрасте под действием социопсихологических факторов. Важнейшим из них является чрезмерная опека подростка старшими, мелочный контроль за его поведением, лишение его минимальной самостоятельности, третирование подростка, как ребенка, пренебрежительное отношение к его интересам и желаниям. Проявления этой реакции весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать «по-своему», «самостоятельно».

При патохарактерологическом обследовании у подростков реакция эмансипации, по данным Н. Я. Иванова [Патологи­ческие нарушения…, 1973], может быть оценена по отношению подростка к родным, к опеке над собой и наставлениям, к кри­тике и возражениям в свой адрес, к правилам и законам. Эта реакция, судя по такой оценке, чаще оказывается особенно выраженной при шизоидной и истероидной психопатиях и акцен­туациях характера. У гипертимных подростков реакция эман­сипации бывает хорошо видна в каждодневном поведении - непереносимости возражений, критики и опеки, легкости неза­метного для них нарушения правил, «бунта» против родитель­ской власти. Однако при патохарактерологическом обследова­нии у гипертимов эта реакция оказывается менее выраженной, чем это, например, бывает у шизоидов, у которых эмансипацион­ные устремления складываются, видимо, в систему стойких глубоких убеждений, лишь иногда, притом неожиданно, прорываю­щихся в поведении.

У делинквентных подростков реакция эмансипации сказы­вается в символических татуировках - разорванные кандалы, парящая птица и т. п. (данные наших сотрудников А. А. Вдовиченко и В. В. Егорова). Примеры этих татуировок показаны на рисунках (см. стр. 133 и 135).

При психопатиях и патохарактерологических реакциях одним из крайних проявлений реакции эмансипации являются побеги из дома и бродяжничество с целью «пожить свободной жизнью». При шизофрении у подростков реакция эмансипации может получать отражение в психотической симптоматике, приобретая иногда вычурные формы: опека родителей рассматривается как их намерение «лишить воли», запрет странных ночных блужда­ний вызывает агрессивную реакцию. Возможно в избирательной жестокости к родным или в «бреде чужих родителей» [Сухаре­ва Г. Е., 1937} кроется измененная болезнью реакция эмансипа­ции.

Во всемирную психологию понятие «комплекс», в том числе подростковый, ввел в начале прошлого века Карл Гюстав Юнг. Слово переводится с латинского, как «связь» и означает эмоционально окрашенную совокупность представлений, мотивов и установок в бессознательном.

Не надо думать, что до этого времени комплексы подростков отсутствовали совсем. Они были, есть и будут всегда, изменяясь лишь качественно вместе с образом жизни.

Психология отношения к себе

Условно самооценку любой личности можно классифицировать следующим образом.

Я – самая привлекательная и обаятельная

Пожалуй, самая модная сегодня концепция отношений с самим собой. Воспитанный в семье единственным любимым избалованным ребенком, молодой человек на рубеже взрослой жизни искренне считает себя благодетелем человечества. В чем? Да в том, что он родился на свет и живет в нем такой красивый, умный и талантливый.

Был период в жизни нашей страны, когда закрывались садики, и популярной песней была «У меня сестренки нет, у меня братишки нет …». Вот и подросли те малыши, у которых на каждого было по 6-7 нянек. Этакие нарциссы с царственными привычками и завышенными требованиями.

Золотая середина

Это совсем не усредненная серость. Человек, реально оценивающий свои способности, ясно намечающий достойные его цели, не испытывает особых разочарований и добивается высоких результатов.

Здесь тоже могут встречаться подводные течения и камни, но об этом в другой статье.

Хуже меня нет

Как ни странно, но и в эту категорию входят люди из тех семей с единственным ребенком. Завышенные требования, ожидания и чаяния семьи вдруг вступают в конфликт с реальностью.

Подросток боится не оправдать ожидания, понимает, что не «дотягивает», и у него складывается комплекс неполноценности: должен быть вундеркиндом, а выше хорошиста подняться не может; должен быть Аполлоном, а даже подтянуться на перекладине не получается.

Также при слабой воле в авторитарной обстановке такое негативное отношение к себе могут посеять окружающие. Имея огромный потенциал, не подозревая об этом, такой индивид даже не предпримет попытку узнать, для чего он родился. Его самооценку загнали ниже плинтуса. Вот про это и поговорим.

Комплексы подростков

Больше всего негативного отношения к себе всегда было, есть и будет у подростков. Это легко объяснимо:

  1. Они еще не знают, какой он мир на самом деле.
  2. Они идеализируют его, насмотревшись волшебных мультиков, эффектных боевиков, фото-красавиц с потрясающими формами.
  3. Они сравнивают свои качества с эталонами и, увы, не видят себя в передовых рядах.

У девочек

Заколдованный круг

Почти все надуманные проблемы у слабого пола происходят по поводу внешности. Огорчаясь из-за веснушек, отсутствия груди, курносого носика, переживая, замыкаясь в себе, девочка тем самым ступает на невеселую дорожку, которая идет по кругу.

Трудно стать «звездой» коллектива, имея потухший затравленный взгляд, сгорбленные плечики и шаркающую походку. Именно так выглядят девушки, которые стесняются себя, своей внешности.

А коль скоро толпа реагирует на тебя соответственно, значит ты и вправду «гадкий утенок», и твои плечи еще больше опускаются. Невозможно заставить окружающих принимать действительность по-другому.

Разорвать круг реально только самой. Надо всего лишь распрямиться, улыбнуться и перестать считать себя некрасивой.

Легко сказать, да трудно сделать?! Увы. Однако, вполне возможно. Надо поверить в свою красоту.

Красота, как она есть

А как же эталоны? Идеальная кожа красавиц с телеэкрана, зеленые очи, блестящие локоны, тонкие талии …?

Если у вас есть такая возможность, обязательно сходите за кулисы любого театра. Если нет, то просто поверьте, что там, в гримерных эталон красоты делается с помощью линз, накладок, косметики и других ухищрений из таких же обычных девушек, как вы. И

Золушки, еще не превращенные в Принцесс, совсем не испытывают комплексы подросткового возраста, потому что они знают источник неземной красоты.

Обратите внимание на российских знаменитых актрис. Больше половины из них не имеют общепринятых идеальных фигур и черт лица. Но разве вы замечаете это, когда они играют?! Их особенности (а по-вашему некрасивости), наоборот, запоминаются и восхищают.

Я – толстая!

В последнее время стал очень распространен комплекс полноты. Девочки, даже совсем худенькие, находят у себя лишние килограммы и всеми силами стараются от них избавиться. Такие заболевания, как анорексия и туляремия сегодня сильно помолодели.

Хорошо, что в Сети появились, наряду с фотографиями худых стройных фотомоделей, и снимки девушек, которые довели свое тела до скелетного состояния. Наглядная агитация в этом случае не только портит, но и лечит.

Что делать?

Отлично, если рядом есть умный любящий взрослый человек, который к тому же пользуется авторитетом у подростка. Он объяснит девушке, что в ее возрасте идет огромная перестройка организма. Все ее «недостатки» совсем скоро превратятся в достоинства. Ну, прочитайте же, наконец, сказку «Гадкий утенок», вникая в ее смысл!

Да, но это совсем не значит, что надо сидеть и ждать, как тот утенок, в кустах. Природе надо помогать:

  1. Посмотрите, какие стройные наши гимнастки! Корсет из тренированных мышц сделает любую фигуру стройной и подтянутой.
  2. Спорт к тому же отвлечет от горьких мыслей, уведет приоритеты в другую сторону от порочного круга. Девчонкам, спешащим на теннисный корт или в гимнастический зал, некогда задумываться о тонких ресницах и веснушках на носике. Поверьте, окружающие тоже перестают замечать недостатки, когда вы веселы, задорны и энергичны.
  3. Иногда для того, чтобы избавить девушку от комплексов, достаточно нескольких приемов у косметолога и поход к грамотному модельеру. Не секрет, что умело наложенная косметика может полностью изменить внешность, а правильно подобранный фасон одежды спрятать недостатки и подчеркнуть достоинства. Посмотрит такая преображенная красавица на себя в зеркало, и поверит в то, что она на самом деле прекрасна.


У мальчиков

Ошибочно думать, что проблемы с самооценкой возникают лишь у девушек. Как ни странно, сильная половина человечества страдает от комплексов не меньше, а даже больше.

Особенно сильно у них развиты подростковые комплексы, наваливающиеся на юношей в пубертатный период.

Важный временной отрезок в жизни молодого организма – развитие вторичных половых признаков. Симпатии и интерес к противоположному полу у детей проявляется с рождения, но именно с этого возраста он начинает поддерживаться физиологически.

Нелестное сравнение себя с другими парнями заставляет молодого человека чувствовать себя изгоем. Особенно, если это подкреплено насмешками и подтруниваниями друзей.

В Сети много криков о помощи: не растет щетина, маленький половой орган, прыщи на коже и т.д. Значит, рядом с этими ребятами нет взрослого человека, который бы не только понял, что происходит с парнем, но и деликатно объяснил, что:

  • почти у всех в этот период бывает проблема с кожей, и что существует множество средств для борьбы с прыщами;
  • признак мужественности – это совсем не щетина, а сила тела и духа, воля и другие внутренние нравственные качества человека;
  • величина половых органов не влияет на качество секса;
  • практически ВСЕ переживают в той или иной степени подобные комплексы.

Иногда комплексы подростков бывают связаны с физическими недостатками. Например, очки долгое время считались атрибутом слабого и беззащитного «ботаника». Постарайтесь убедить «очкарика», что сейчас это интересный, модный и стильный аксессуар. Оправу можно подобрать так, чтобы очки украшали человека.

Как избавиться от неуверенности

Чтобы избавиться от проблемы, ее надо сначала диагностировать. Внешними признаками ее могут быть:

  • прикрывание рта рукой при разговоре или во время смеха;
  • мешковатая одежда;
  • волосы, нависающие и закрывающие лицо;
  • отведение взгляда при разговоре;
  • замкнутость, молчаливость, депрессия и т.д.

Это не постулаты и не аксиома. Симптомы могут быть и другими, но внимательный, любящий близкий человек обязательно заметит их и примет меры.

Лучшее лечение психологических отклонений – это разговор:

  1. Надо не насильно навязать свое видение проблемы, а провести очень деликатный диалог, где не только говорят, но и слушают оба. А о чем говорить, мы уже писали выше.
  2. Главное в этом не переусердствовать. Не стоит уверять парня, что зубные брекеты его делает мужественным, а девочку с редким пучком волос, что у нее пышная шевелюра. Откровенное вранье порождает недоверие.
  3. Главной фабулой во всех беседах должна быть мысль, что внутреннее духовное содержание человека гораздо важнее внешности. Великих людей небольшого роста было гораздо больше, чем великанов. Сильные человеческие душевные качества позволяли им добиваться побед в сражениях, любви противоположного пола и уважения современников.

Видео: Как не комплексовать из-за внешности



Рассказать друзьям