Чем может быть ценен опыт отцов. Сочинение на тему «Чем может быть ценен для детей опыт родителей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Размышления о социальной грани взаимоотношений между поколениями (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

Жизнь так устроена, что на смену уходящим поколениям приходят новые - люди более энергичные, с широким взглядом на мир, с непредвзятыми суждениями о природе явлений.

Старшие передают младшим свой опыт, учат жизненным правилам, и их опыт поучителен и полезен для сыновей и вну­ков. «Дети» могут соглашаться или не соглашаться с «отцами» по ряду вопросов, но более всего их разводит социальная рознь, сословная разъединенность.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1861) разночинец Евгений Базаров противостоит семейству Кирсановых - по­томственных дворян, представителей привилегированного сословия.

Шестидесятые годы XIX в. для России являются перелом­ными. Отмена крепостного права, становление финансово­промышленного капитала, революционные настроения в демократических массах - всё взрастило разночинцев, межсословную категорию населения. Это выходцы из духо­венства, мелких чиновников, купечества, мещанства, реже - из крестьянской среды. Сфера приложения сил этих людей была преимущественно умственная. Люди из «разных чинов» становились литераторами, военными, врачами, научными деятелями, людьми искусства. В движении разночинцев различают революционно-демократическое и буржуазно­демократическое направления.

Наиболее ярко черты разночинца-шестидесятника показаны в образе Евгения Базарова. Он, человек труда, попадает в чуж­дую для него обстановку жизни дворянских семейств, празд­ную и размеренную. В своих имениях, вдали от обеих столиц, русское дворянство наслаждается радостями бытия и благами, данными от рождения. Принадлежность к первому сословию в России, богатство, образованность, отсутствие необходимости тяжким трудом добывать хлеб насущный делают дворян Кирса­новых неуязвимыми для житейских бурь и треволнений.

Итак, на первых страницах романа появляется главный герой, приехавший из Петербурга разночинец Базаров, друг молодого Аркадия Кирсанова, будущий уездный лекарь (сей­час он - «по медицинскому факультету»). Базаров наследует также маленькое имение с двадцатью двумя крепостными, где он «барин» скорее по названию, чем по сути. Точнее сказать, барство как образ жизни и представление о самом себе как о «барине» вовсе не свойственны бедному разночинцу с его «народным духом».

И вот он предстаёт перед богатыми, изнеженными барами Кирсановыми. Мягкий, с либеральными взглядами, любящий искусство, примерный семьянин и приветливый хозяин, Ни­колай Петрович, отец Аркадия, встречает своенравного гостя очень радушно и относится к нему более чем терпимо.

А старший брат его, Павел Петрович, аристократ с «принсипами», но без какого бы то ни было реального дела, сразу воз­ненавидел «волосатого» молодого человека с красными руками, не обученного приличным манерам.

Друг против друга их настраивает прежде всего сословная вражда и презрительное отношение к чувствам противника. Предки Павла Петровича - дворяне в нескольких предшествую­щих поколениях, а у Базарова один «дед землю пахал», вто­рой - «дьячок», низший духовный чин. Один горд своей высокородностью, второй - тем, что его предки нравственно чисты и уважаемы, потому что они - люди труда. Но их достоинства превращаются в недостатки в глазах противной стороны.

«Самоломанный» Базаров считает, что «Всякий человек сам себя воспитать должен». И то, что Павел Петрович в свои сорок с небольшим лет «ни на что не стал способен» - непро­стительный порок, который нельзя оправдать ни жизненными трагедиями (у Павла Петровича - разбитая любовь), ни суро­вым временем, в условиях которого формировался характер молодого дворянина (это сороковые годы - эпоха «безвреме­нья»). А для Базарова смысл жизни - в труде, который ему по сердцу. С его волей, одарённостью, со страстной преданностью делу быть бы ему талантливым врачом или учёным- иссле­дователем в области медицины. Но у него глобальные планы, связанные с переустройством России, и первый этап на этом пути - «сломать» то, что тормозит её развитие. Так что ему по плечу роль и политика, общественного деятеля, и крупного учёного.

Смысл нигилизма Базарова имеет не созидающий, а раз­рушительный характер: задача «полного и беспощадного от­рицания» того требует для России. Нужно «место расчистить» в консервативном, изжившем себя русском миропорядке, и это насущный вопрос времени.

«…И если он называется нигилистом, то надо читать: рево­люционером», - так писал о своём герое И.С. Тургенев. За отри­цание прекрасного, пренебрежительное отношение к духовным ценностям: музыке, природе, поэзии, святости веры - Базаров дорого расплатится, жизнь строго накажет бунтаря и мятеж­ника. Он уйдёт со сцены в расцвете лет и творческих сил. Ведь даже люди для физиолога-материалиста подобны деревьям в лесу: все одинаковые, и страдают они лишь из-за несовершен­ства общества. И отдельный человек с миром его чувств мало что значит для будущего уездного лекаря.

Критик Писарев так определил причины конфликта Базарова с миром, с современной ему социальной средой: «От сурового труда грубеют руки, грубеют манеры, грубеют чувства; человек крепнет и прогоняет юношескую мечтательность, избавляется от слезливой чувствительности: за работой мечтать нельзя…» В этих словах - и осуждение, и оправдание главного героя.

И только перед смертью Базаров говорит о неповторимости тех ценностей, которые особенно близки ему в последний роко­вой час. Это любовь к женщине и дорогим для него родителям, несостоявшийся замысел «обломать дел много» и даже красота поэтического слова, раньше ему непонятная: «Дуньте на уми­рающую лампаду, и пусть она погаснет».

Вывод: в социальном конфликте между поколениями побеж­дают «отцы», дворяне-либералы. Надолго ли? История покажет: конфронтация в обществе неизбежна.

Здесь искали:

  • Проблема отцов и детей в изображении Тургенева
  • Проблема отцов и детей в изображении Тургенева сочинение
  • проблема отцов и детей

Но все же, я считают, что опыт родителей для подрастающих детей очень полезен. Ведь родителями прививаются основы поведения в обществе, формы коммуникаций с окружающим миром. Если бы родители не передавали свой накопленный годами бесценный опыт, то ребенок не смог бы в дальнейшем самостоятельно развиваться и познавать мир. Первый шаги всегда делаются с поддержкой самых близких людей, которые как никто верят в твои успехи и маленькие победы.

На мой взгляд, самый ценный опыт который могут передать родители, это правильное отношение к жизни. Ведь они знают гораздо больше, чем подрастающее поколение. И его необходимо обучить тому, как по-настоящему стать счастливым. Как сделать так, чтобы не ошибиться в выборе профессии? Как понять, что этот человек плохой и желает тебе зла, а этот человек наоборот хороший и на него ты можешь положиться?

Каждое поколение людей уникально. У них свои ценности, свои представления о прекрасном, свои стремления и цели. Но родители, бабушки с дедушками, должны научить своих потомков, прежде всего, отличать плохое от хорошего, добро от зла, принимать правильные действия в затруднительных ситуациях.

Ведь не смотря на разницу в возрасте и развитие технологии, у них были в свое время такие же проблемы и трудности. Их жизнь также была полна сомнений и непонимания, что делать и как дальше жить. Но мудрый совет от старших во все времена помогал вернуться на правильную жизненную дорогу, и продолжать свой нелегкий путь к счастью. Возможно, у вас не совпадают музыкальные вкусы, представления о стиле и одежде, о том, какие фильмы нужно смотреть. Но родители всегда помогут справиться с трудностями.

Например, подобрать правильные слова, если поругался из-за какой-нибудь мелочи со своим другом. Ведь они сами через это проходили. У них есть бесценный опыт, который они готовы передать. Когда они были в вашем возрасте, их волновали те же внутренние проблемы, что и вас. Но они сумели с ними справиться, значит и вам помогут. Нужно только попросить их об этом и не бояться открыть душу. Ведь это ваши самые близкие люди. И не важно, что они старше и не понимают современной музыки или кинематографа. В самых важны в жизни вещах они непременно разбираются и готовы вам помочь в ваших трудностях. Поэтому к ним всегда можно обратиться за ценным советом. Также стоит прислушиваться и уважать их мнение. Пусть сейчас оно вам кажется не совсем правильным, но со временем вы поймете, что родители всегда и во всем были правы, и их нужно было слушать.

Тема урока: Подготовка к домашнему сочинению-допуску по повести М.Горького «Фома Гордеев» (тематическое направление 4 «Опыт и ошибки»)

Цели урока :

Обучающая :

    закрепить умение работать над сочинением-допуском,

    научить самостоятельно конструировать свои знания, излагать мысли устно и письменно, систематизировать свои знания, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Воспитательные :

    воспитать вдумчивого и внимательного читателя,

    воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;

    воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа произведений И.А.Бунина

Развивающая:

    развивать познавательные навыки учащихся,

    развивать критическое и творческое мышления,

    развивать умение учащихся увидеть, сформулировать и решить проблему.

Задача:

    научиться писать сочинение на одну из предложенных тем

Ход урока

I . Введение в тему...

1.Лексическая работа

    Ребята, мы продолжаем подготовку к итоговому сочинению, которое вам предстоит писать 7 декабря. И на сегодняшнем уроке мы рассмотрим направление 4 «Опыт и ошибки».

    Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово «опыт»?

    Давайте заглянем в словарь С.И.Ожегова и прочитаем словарную статью:

1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (специальное). Чувственный о.

3. Воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путём, создание чего-нибудь нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров.

4. Попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь. Первый о. молодого писателя.

    Как вы думаете, какое из предложенных определений ляжет в основу урока? Почему?

    Каким образом человек приобретает жизненный опыт?

Жизненные наблюдения

Советы сверстников

Наставления родителей

ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ


Осмысление собственных ошибок

Школа, книги, кино

    Всегда ли приобретённый опыт позитивен?

    Посмотрите на рисунок «Жизненный путь человека». Какой опыт приобретает Фома Гордеев, герой одноимённой повести Максима Горького?

    Почему? Свой ответ аргументируйте.

    Всегда ли ошибки, совершённые человеком, дают ему жизненный опыт?

    В сочинении, которое напишите дома, вы будете рассуждать о ценности духовного и практического опыта Фомы Гордеева, о наставлениях отца, крёстного, о цене ошибок главного героя на пути приобретения жизненного опыта.

2. Обсуждение тем сочинения: ключевые слова, главная мысль

    Внимательно прочитайте данные темы сочинений.

1. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

2. Всегда ли наставления отца позитивны?

3. Согласны ли вы с высказыванием Томаса Фуллера, английского историка и проповедника, который сказал: «Опыт – хорошая вещь, если вы за неё не переплатили»?

4. Всегда ли подтверждается жизненным опытом высказывание У. Ченнинга « Ошибки – это наука, помогающая нам двигаться вперед»?

5. «Чтобы избегать ошибок, нужно набираться опыта. Чтобы набираться опыта, нужно делать ошибки » (Лоуренс Питер, канадский педагог и литератор)

6. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?

7. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?

8. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

9. Роль родительского наставления в жизни человека .

10. Всегда ли жизнь преподаёт позитивный опыт?

11. Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших? (первая часть темы)

12. В дружбе приобретается жизненный опыт...

13. Цена ошибок на пути приобретения жизненного опыта...

14. Согласны ли вы с высказыванием Конфуция, сказавшего: « Иногда стоит совершить ошибку, хотя бы ради того, чтобы знать, почему ее не следовало совершать»?

    Выберите ту тему сочинения, по которой будете писать домашнее сочинение (например, «Роль родительского наставления в жизни человека» или «Согласны ли вы с высказыванием Томаса Фуллера, английского историка и проповедника, который сказал: «Опыт – хорошая вещь, если вы за неё не переплатили»? )

    Я предлагаю вам работу по теме « Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших (первая часть темы)

    Запишите её в тетради, оставив место для второй части темы.

    Можно ли в качестве литературного аргумента обратиться к повести Максима Горького «Фома Гордеев»? Почему?

II . Подготовка к домашнему сочинению

1. Накопление материала.

Дидактический приём «Мне это пригодится »

    Прочитайте фрагменты повести М.Горького «Фома Гордеев», решите задачу на соответствие и ответьте на вопрос «Пригодится ли вам предложенный материал?»

Задание: Установите соответствие между персонажами повести «Фома Гордеев» и фрагментами произведения, в которых описан жизненный опыт, передаваемым данным персонажем главному герою: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Наука жизни – наставления окружающих

Персонаж повести

1. Ты послушай меня, как сестру твою старшую... Я жила, людей знаю... много видела на своем веку!.. Товарищей выбирай себе с оглядкой, потому что есть люди, которые заразны, как болезнь... Ты и не разберешь сначала, кто он такой? Кажись, человек, как все... Хвать - и пристали к тебе болячки его.

А) Яков Маякин

2. «Подходя к человеку, держи в левой руке мед, а в правой нож… Когда верх возьмешь, тогда и хорошо… Жизнь, брат Фома, очень просто построена: или всех грызи, иль лежи в грязи».

Б) Палагея

3. ... жалеть людей надо. Только надо жалеть с разумом. Сначала посмотри на человека, узнай, какой в нем толк, какая от него польза? И если видишь - сильный, способный к делу – жалей, помоги ему. А ежели кто слабый, к делу не способен – плюнь на него, пройди мимо.

... ты тому помогай, кто в беде стоек…. Он может и не просит у тебя помощи твоей, так ты сам догадайся, да помоги ему без его спроса.

В) Софья Павловна Медынская

4. Деньги? Это, парень, много! Ты разложи их пред собой и подумай -- что они содержат в себе? Тогда поймешь, что всё это -- сила человеческая, всё это-ум людской...

Г) Люба Маякина

5. ... есть люди, которым оно не только не нужно, а способно испортить их... Это люди с чистым сердцем... доверчивые, искренние, как дети... и вы из этих людей...

Д) Игнат Гордеев

6. Читать нужно, учиться нужно.

Е) Ананий Саввич Щуров

7. Чуть они чем обидят тебя, ты сейчас учителю и скажи про них.

Ё) тётка Анфиса

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

Б

А

Д

Е

В

Г

Ё

    Докажите, что приведённый в таблице литературный материал поможет вам написать сочинение.

2. Беседа по повести М.Горького «Фома Гордеев»

    Давайте еще раз обратимся к таблице.

    Чему учит отец Фому? Как вы понимаете его слова? Какой была наука жизни, преподанная Фоме отцом? Смог ли юноша принять ее?

    Принимает ли Фома уроки жизни Якова?

    Чему Фому учит Щуров, крупный торговец лесов? Нужны ли юноше такие уроки? Что отталкивает Фому в Щурове?

    Какова цена ошибок главного героя на пути приобретения жизненного опыта?

    Помог ли Фоме в жизни опыт отца и крёстного или сделал его несчастным?

    К каким выводам приходит Фома, приобретая жизненный опыт?

1. Выбирай нужных друзей

2. Помогай сильному

3. «Учиться надо от жизни самой. Книга – вещь мёртвая»

1. Богатые люди казались ему алчными до денег, всегда готовыми надуть друг друга.

Набеги с друзьями на яблоневый сад:

Власть денег над людьми

- «Опасность быть застигнутым на месте преступления не пугала, а возбуждала его».

НАСТАВЛЕНИЯ ОТЦА

СМЕРТЬ ОТЦА

ШКОЛЬНЫЙ ОПЫТ

ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ

ФОМЫ ГОРДЕЕВА

« Я и без науки на своём месте буду. Пусть голодные учатся, мне не надо».

ОСМЫСЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ОШИБОК

СОВЕТЫ ЯКОВ МАЯКИН

СКАЗКИ ТЁТКИ АНФИСЫ

Поиск ответа на вопрос: каково его место в жизни?

1. «У каждого человеческого дела два лица. Одно на виду - это фальшивое, другое спрятанное - оно-то и есть настоящее».

2. Вывод: нужно быть лучше других.

3. Чувствует: он не господин в своём деле, а лишь малая его часть.

Открылся неизвестный мир сказок

3. Отбор материала для написания других аргументов.

    В каких произведениях русской литературы мы встречались с уроками отцов, передающих свой жизненный опыт сыновьям?

    Заполните таблицу «Опыт, переданный отцами...»

Примерная таблица

Название произведения с указанием автора

Герой, которому адресовано напутствие

Переданный отцовский наказ

1. А.С.Пушкин, роман «Капитанская дочка»

Петруша Гринёв

«Служи верно, кому присягнешь … от службы не отговаривайся, помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»

2. А.С.Грибоедов, комедия «Горе от ума»

Алексей Степанович Молчалин

«Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была».

3. Н.В.Гоголь, поэма «Мёртвые души»

Павел Иванович Чичиков

«... больше всего угождай учителям и начальникам… С товарищами не водись, они тебя добру не научат…а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете».

4. М.А.Горький, рассказ «Заветы отца»

Рассказчик

Отец, в час смерти, понимая, что гибели не избежать, не испугался, не забыл о своём шестнадцатилетнем сыне, нашёл в себе силы передать ему всё, что считал важным. Заветы, данные отцом перед смертью, сын исполнил, всегда помня его слова:

«Никогда не подходи к человеку, думая, что в нём больше дурного, чем хорошего, - думай, что хорошего больше в нём, - так это и будет!»,

«Помни – всё хорошее от человека»

5. Л.Н.Толстой, роман «Война и мир»

Андрей Болконский

Прощаясь с сыном Андреем, который отправляется на войну, Николай Болконский дает свой отцовский завет – вести себя так, чтобы ему не было стыдно.

В напутствии, обращенном к сыну, звучит требование не уронить своего достоинства; оставаться Человеком, Мужчиной, что бы ни случилось.

6. М.Горький, повесть «Фома Гордеев»

Фома Гордеев

- Присматривайся, какие есть люди на земле... Один, без дружбы, не проживешь... Окол о хорошего человека потрешься - как медная копейка о серебро - и сам за двугривенный сойдешь... Старайся не поддельным, а настоящим быть... Ум имей хоть маленький, да свой...

    Всегда ли опыт старших положителен?

    Продолжите тему сочинения, дописав её вторую часть, исходя из того материала, который мы только что с вами обсудили.(« Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших, и всегда ли надо прислушиваться к их советам )

    Разрешите дать вам совет: в сочинении попробуйте провести литературные параллели того жизненного опыта, который передают отцы своим сыновьям. Это поможет вам написать глубокое по содержанию сочинение и выполнить одно из главных требований: объём – не менее 350 слов.

4. Составление тезисного плана сочинения на тему « Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших и всегда ли надо прислушиваться к их советам

Примерный тезисный план

1. Наставления отцов бывают разные: многое зависит от мировоззрения старших, их нравственных устоев, поэтому к советам и наставлениям надо относиться избирательно, взвешивая все «за» и «против», учитывая и свой жизненный опыт.

2. Иногда отцовский опыт позволяет избежать ошибок сыновьям.

3. Наблюдения над жизнью могут развенчать безнравственную мораль отца.

4. Отцовский завет – лучший опыт.

5. Опыт отца – страховка от ошибок.

6. Жизненные наблюдения, то есть практический опыт, не менее важен, чем советы родителей.

III . Домашнее задание.

Напишите сочинение, используя материал, собранный на уроке.

Республика Саха (Якутия), Чурапчинский район

Конспект урока по литературе:

Подготовка к домашнему сочинению

по роману М. Горького «Фома Гордеев» (в рамках подготовки к итоговому сочинению по тематическому направлению 4 «Опыт и ошибки»).

    Методический комментарий

Данный урок - продолжение подготовки выпускников к итоговому сочинению, которая строится на материале, изученном на уроках литературы, Урок проводится в системе уроков по творчеству М. Горького, работы по пьесе «На дне».

Проанализировав повесть М. Горького «Фома Гордеев» и поработав над одной из тем, предложенных учителем, ученики смогут успешно справиться с домашним заданием, написав сочинение.

При подготовке к уроку учащимся дается опережающее задание:

    Работа с таблицей «Опыт, переданный отцами»

Деятельность учащихся: коллективная

    Планируемые результаты:

    Личностные: владение речевой культурой, обогащение свой словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств в процессе

речевого общения, знание исторической эпохи,отраженной в художественном произведении.

    Метапредметные: умеют понимать проблемы тематического направления, подбирают аргументы, формулируют выводы, умеют рассуждать с опорой на текст романа М. Горького »Фома Гордеев», анализируют понятия «опыт» и «ошибки», демонстрируют свой читательский опыт.

    Предметные: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанный текст;

осознавать художественную картину жизни, отраженную в произведении;

соблюдать логику написания сочинения.

    Виды УУД:

    Рецептивная: учащиеся читают текст, адекватно понимают и оценивают прочитанное

    Продуктивная: составляют опорный конспект, выборочно читают и отбирают фрагменты текста, решают задачу на соответствие;

    Поисковая: осуществляют самостоятельный поиск проблемного вопроса, оценивают поступки героев, анализируют выбор путей решения вопросов героями.

    Исследовательская: обобщают, систематизируют и структурируют материал в таблицу.

Оборудование:

Тексты повести «Фома Гордеев», рисунок «Жизненный путь человека», презентация, словарь С.И. Ожегова.

Ход урока

I . Введение в тему...

1.Лексическая работа(5 мин.)

Ребята, мы продолжаем подготовку к итоговому сочинению. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим направление 4 «Опыт и ошибки».

    Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово «опыт»?

    Давайте заглянем в словарь С.И. Ожегова и прочитаем словарную статью:

1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (специальное). Чувственный о.

3. Воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путём, создание чего-нибудь нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров.

4. Попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь. Первый о. молодого писателя.

    Как вы думаете, какое из предложенных определений ляжет в основу урока? Почему?

    Каким образом человек приобретает жизненный опыт?

(Коллективная работа по составлению схемы учащимися).

    Всегда ли приобретённый опыт позитивен?

    Посмотрите на рисунок «Жизненный путь человека». Какой опыт приобретает Фома Гордеев, герой одноимённой повести Максима Горького, который заявил: » Нет уж, я сам себе место выберу».

Рисунок. Жизненный путь человека

    Всегда ли ошибки, совершённые человеком, дают ему жизненный опыт?

    В сочинении, которое напишите дома, вы будете рассуждать о ценности духовного и практического опыта Фомы Гордеева, ишущего свое «я» в жизни, о наставлениях отца, крёстного, о цене ошибок главного героя на пути приобретения жизненного опыта. Фома знает, что каждому в этой жизни надо найти свою дорогу, у него нет достойного проводника, но он методом проб и ошибок идет вперед.

2. Обсуждение тем сочинения: ключевые слова, главная мысль

    Внимательно прочитайте данные темы сочинений.

1. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

2. Всегда ли наставления отца позитивны?

3. Всегда ли подтверждается жизненным опытом высказывание У. Ченнинга « Ошибки – это наука, помогающая нам двигаться вперед»?

4. «Чтобы избегать ошибок, нужно набираться опыта. Чтобы набираться опыта, нужно делать ошибки » (Лоуренс Питер, канадский педагог и литератор)

5. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?

6. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?

7. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

8. Роль родительского наставления в жизни человека

9. Всегда ли жизнь преподаёт позитивный опыт?

10. В дружбе приобретается жизненный опыт...

11. Цена ошибок на пути приобретения жизненного опыта...

12. Согласны ли вы с высказыванием Конфуция, сказавшего: « Иногда стоит совершить ошибку, хотя бы ради того, чтобы знать, почему ее не следовало совершать»?

Я предлагаю вам работу по теме « Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших (первая часть темы). Запишите её в тетради, оставив место для второй части темы.

    Можно ли в качестве литературного аргумента обратиться к повести Максима Горького «Фома Гордеев»? Почему?

II . Подготовка к домашнему сочинению

    Накопление материала.

Дидактический приём «Мне это пригодится »

    Прочитайте фрагменты повести М. Горького «Фома Гордеев», решите задачу на соответствие и ответьте на вопрос «Пригодится ли вам предложенный материал?»

Задание: Установите соответствие между персонажами повести «Фома Гордеев» и фрагментами произведения, в которых описан жизненный опыт, передаваемым данным персонажем главному герою: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Б) Палагея

3. ... жалеть людей надо. Только надо жалеть с разумом. Сначала посмотри на человека, узнай, какой в нем толк, какая от него польза? И если видишь - сильный, способный к делу – жалей, помоги ему. А ежели кто слабый, к делу не способен – плюнь на него, пройди мимо.

... ты тому помогай, кто в беде стоек…. Он может и не просит у тебя помощи твоей, так ты сам догадайся, да помоги ему без его спроса.

В) Софья Павловна Медынская

4. Деньги? Это, парень, много! Ты разложи их пред собой и подумай -- что они содержат в себе? Тогда поймешь, что всё это -- сила человеческая, всё это-ум людской...

Г) Люба Маякина

5. ... есть люди, которым оно не только не нужно, а способно испортить их... Это люди с чистым сердцем... доверчивые, искренние, как дети... и вы из этих людей...

Д) Игнат Гордеев

6. Читать нужно, учиться нужно.

Е) Ананий Саввич Щуров

7. Чуть они чем обидят тебя, ты сейчас учителю и скажи про них.

Ё) тётка Анфиса

Ответ

    Докажите, что приведённый в таблице литературный материал поможет вам написать сочинение.

2. Беседа по повести М. Горького «Фома Гордеев»

    Давайте еще раз обратимся к таблице.

    Чему учит отец Фому? Как вы понимаете его слова? Какой была наука жизни, преподанная Фоме отцом? Смог ли юноша принять ее?

    Принимает ли Фома уроки жизни Якова?

    Чему Фому учит Щуров, крупный торговец лесов? Нужны ли юноше такие уроки? Что отталкивает Фому в Щурове?

    Какова цена ошибок главного героя на пути приобретения жизненного опыта?

    Помог ли Фоме в жизни опыт отца и крёстного или сделал его несчастным?

    К каким выводам приходит Фома, приобретая жизненный опыт?

1. Выбирай нужных друзей

2. Помогай сильному

3. «Учиться надо от жизни самой. Книга – вещь мёртвая»

1. Богатые люди казались ему алчными до денег, всегда готовыми надуть друг друга.

Набеги с друзьями на яблоневый сад:

Власть денег над людьми

- «Опасность быть застигнутым на месте преступления не пугала, а возбуждала его».

НАСТАВЛЕНИЯ ОТЦА

СМЕРТЬ ОТЦА

ШКОЛЬНЫЙ ОПЫТ

ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ

ФОМЫ ГОРДЕЕВА

« Я и без науки на своём месте буду. Пусть голодные учатся, мне не надо».

ОСМЫСЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ОШИБОК

СОВЕТЫ ЯКОВ МАЯКИН

СКАЗКИ ТЁТКИ АНФИСЫ

Поиск ответа на вопрос: каково его место в жизни?

1. «У каждого человеческого дела два лица. Одно на виду - это фальшивое, другое спрятанное - оно-то и есть настоящее».

2. Вывод: нужно быть лучше других.

3. Чувствует: он не господин в своём деле, а лишь малая его часть.

Открылся неизвестный мир сказок

    Отбор материала для использования других аргументов.

Беседа с учащимися.

    В каких произведениях русской литературы, изучаемой в 9 и 10 классе, мы встречались с уроками отцов, передающих свой жизненный опыт сыновьям?

    Заполните таблицу «Опыт, переданный отцами...»

Примерная таблица

2. А.С.Грибоедов, комедия «Горе от ума»

Алексей Степанович Молчалин

«Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была».

3. Н.В.Гоголь, поэма «Мёртвые души»

Павел Иванович Чичиков

«... больше всего угождай учителям и начальникам… С товарищами не водись, они тебя добру не научат…а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете».

4. Л.Н.Толстой, роман «Война и мир»

Андрей Болконский

Прощаясь с сыном Андреем, который отправляется на войну, Николай Болконский дает свой отцовский завет – вести себя так, чтобы ему не было стыдно.

В напутствии, обращенном к сыну, звучит требование не уронить своего достоинства; оставаться Человеком, Мужчиной, что бы ни случилось.

5. М.Горький, повесть «Фома Гордеев»

Фома Гордеев

- Присматривайся, какие есть люди на земле... Один, без дружбы, не проживешь... Окол о хорошего человека потрешься - как медная копейка о серебро - и сам за двугривенный сойдешь... Старайся не поддельным, а настоящим быть... Ум имей хоть маленький, да свой...

    Всегда ли опыт старших положителен?

    Продолжите тему сочинения, дописав её вторую часть, исходя из того материала, который мы только что с вами обсудили.(« Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших, и всегда ли надо прислушиваться к их советам )

    Разрешите дать вам совет: в сочинении попробуйте провести литературные параллели того жизненного опыта, который передают отцы своим сыновьям. Это поможет вам написать глубокое по содержанию сочинение и выполнить одно из главных требований: объём – не менее 350 слов.

4. Составление тезисного плана сочинения на тему:

« Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших и всегда ли надо прислушиваться к их советам

Примерный тезисный план

1. Наставления отцов бывают разные: многое зависит от мировоззрения старших, их нравственных устоев, поэтому к советам и наставлениям надо относиться избирательно, взвешивая все «за» и «против», учитывая и свой жизненный опыт.

2. Иногда отцовский опыт позволяет избежать ошибок сыновьям.

3. Наблюдения над жизнью могут развенчать безнравственную мораль отца.

4. Отцовский завет – лучший опыт.

5. Опыт отца – страховка от ошибок.

6. Жизненные наблюдения, то есть практический опыт, не менее важен, чем советы родителей.

III . Домашнее задание.

Напишите сочинение, используя материал, собранный на уроке.

Используемые электронные ресурсы:

    Горький, М. Собрание сочинений [Текст] : в 8-ми т. / М. Горький. - М. : Советская Россия, 1987.

    Горький, М. Фома Гордеев [Текст] : роман / М. Горький. - М. : Государственное издательство художественной литературы, 1949. - 264 с. : ил., портр. - (Б-ка советского романа).

Природой каждому из нас уже при рождении дается определенный набор психических и физических качеств, а также инстинктов. Они помогают выживать в этом сложном мире. Все остальное напрямую зависит от того воспитания, которое мы получили в раннем возрасте. Дети, обладающие своими чертами характера, просто не могут постоянно соглашаться с родителями. Это связано с тем, что каждый человек является личностью и обладает собственной, определенной точкой зрения.

Проблема отцов и детей возникает перед близкими людьми, относящимися к разным поколениям. Каждому из них предназначен свой исторический период. В связи с этим, из поколения в поколение меняются взгляды на жизнь и система ее ценностей, которую любой из нас готов решительно отстаивать.

В прежние времена люди почитали за основу бытия принципы старших. Однако, довольно часто, дети, впитывая в себя семейный опыт, желают выйти из-под влияния взрослых. При этом они отрицают все догмы старшего поколения. Детям кажется, что они смогут построить свою жизнь намного лучше, ярче и интереснее. Им хочется как можно скорее решать все вопросы самостоятельно.

Проблема отцов и детей возникает практически во всех формированиях человеческого общества:

В семье;

В трудовом коллективе;

В целом в общественной формации.

С самого рождения ребенка учат родители. Когда он ходит в детский сад - воспитатели. Школьника - учителя. В определенное время в этой цепочке возникает такой момент, когда всякие поучения начинают вызывать отторжение. Обычно это наступает тогда, когда у ребенка начинают развиваться личностные качества, осознание права собственного выбора, а также ответственности за него.

Проблема отцов и детей в наше время довольно сложная. В некоторых случаях задачу по установлению равновесия во взглядах поколений решить попросту не получается. Одни из нас вступают в открытое противостояние с представителями другого поколения, другие, для возможности мирного сосуществования, уходят в сторону, позволяя себе и другим обрести свободу в реализации идей и планов.

Проблема отцов и детей в наши дни весьма актуальна. Она очень остро стоит перед людьми, принадлежащими к разным поколениям. Однако необходимо помнить, что только взаимная терпимость и уважение друг к другу позволит не пойти на серьезную конфронтацию. Самым главным является любовь и понимание.

Советы родителей по своей сути служат принуждением или диктатом. По мере у человека все реже и реже возникает желание подчиняться. Родителям необходимо вовремя это осознать и перевести стрелку отношений с детьми на нейтральные способы подачи своей информации. В противоположном случае конфликты неизбежны.

Самым сложным для родителей является то, что они должны своего ребенка принимать таким, каков он есть, мириться со всеми его недостатками, а также особенностями характера. Кроме того, старшее поколение должно прощать обиды и неверные поступки своих детей. Сложно также смириться с тем, что ребенок вырастет и уйдет в свою взрослую жизнь, имеющую собственные заботы и дела.

Проблема отцов и детей в литературе поднималась довольно часто. Этот вопрос в той или иной мере затрагивался многими писателями. Наиболее ярким отголоском актуальной во все времена темы является роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Кроме этого произведения, само название которого указывает на его основную тему, взаимоотношения поколений освещались во многих шедеврах литературы. Кто впервые затронул этот вопрос, сказать сложно. Проблема настолько жизненна во все времена, что ее описание всегда существовало на страницах творений литературы. Не обошел вниманием сложную проблему А.С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума». Затронул ее и Л.Н. Толстой в романе «Война и мир».



Рассказать друзьям