Что в социологии понимается под воспитанием. Социология образования и воспитания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

специальная социологическая теория, разрабатываемая в рамках социологии культуры и социологии образования, а также в общем контексте эволюции социологии духовной жизни, педагогики и социальной психологии. Особенно активно социология воспитания развивалась в последней трети XX в., однако ее оформление как особой социологической теории не завершено. Ключевой проблемой социологии воспитания является анализ характера воспитывающего влияния на представителей разных общественных социальных институтов общества, прежде всего учреждений образования и культуры, управления и СМИ. Существенное значение имеет изучение специфики деятельности различных субъектов воспитания, их представителей, а также процесса самовоспитания. К проблемам социологии воспитания, пограничных с педагогикой, относят социальное воспитание, формирование у различных групп индивидов социальных ценностей, умения работать и жить в социуме, в коллективе. Не случайно социологию воспитания часто включают в отраслевую социологическую теорию - социологию образования. См. труды Л.Г. Гусляковой, Л.Д. Деминой, Л.Я. Рубиной, В.Я. Нечаева, Ф.Р. Филиппова, В.Г. Немировского, О.Н. Никитиной, А.В. Осипова. Л. К. Синцова

Отличное определение

Неполное определение ↓

СОЦИОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

социологич. дисциплина, предмет к-рой - воспитание как обществ. процесс, роль соц. ин-тов (семьи, системы образования, средств массовой информации и др.), а также соц. макро- и микросреды в этом процессе. Начало развитию С.в. как самостоятельной научн. дисциплины положил Э. Дюркгейм, в дальнейшем на ее методологию большое влияние оказали Дж. Дьюи, З. Фрейд, Э. Фромм и др. известные социологи. Гуманистич. ориентация С.в. связана с преимущественным вниманием к соц. становлению личности (см.), ее автономии и суверенности. Научн. методология выдвигает на первый план в С.в. активное взаимодействие личности и соц. среды. Социологич. изучение формирования личности в системе образования может рассматриваться как одно из ответвлений Св. - педагогич. социология. С.в. изучает вопросы последовательного прохождения этапов социализации (см.) человека, включения его в систему обществ. отношений в разные периоды его жизни. При этом исследуются факторы, наиболее глубоко воздействующие на этот процесс, соц. механизмы взаимодействия личности с соц. средой, а также степень и возможности влияния самой личности на ее соц. окружение. Св. широко использует методы наблюдения, соц.-педагогич. эксперимента, модифицированные процедуры опросов, интервью и др. Объектами изучения при этом являются не только воспитуемые, но и воспитующие. Большое значение в С.в. имеет исследование межкостных отношений, особенностей соц. и этнич. среды, традиций, обычаев, форм соц. контроля. Ф.Р. Филиппов.

Текущая страница: 1 (всего у книги 23 страниц) [доступный отрывок для чтения: 16 страниц]

Борис Тимофеевич Лихачев

Социология воспитания и образования: курс лекций по соц. педагогике

«…истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное…»

«…кто соблазнит одного из малых сих, верующих в меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской!»

«…Смотрите не презирайте ни одного из малых сих.»

Евангелие от Матфея. 18.3.6.10

Посвящается

началу третьего тысячелетия христианской эры и двухтысячелетию нарушения Христовых заповедей любви к Богу, ближнему, врагам, а также уподобления детям – единственным человеческим деяниям, пролагающим путь к Храму, в мир подлинно гуманных отношений Царства Божия на Земле.

Введение

Человек как материальное и духовное существо есть порождение и произведение двух органично связанных и взаимодействующих между собой великих творцов и воспитателей – природного генетического фонда и обеспечивающих его жизнедеятельность и развитие социальных условий. Понятно, что при отсутствии материальной генетической основы не могут возникнуть и развиваться какие-либо живые, в том числе человеческие организмы. Вместе с тем реальной жизненной практикой и научными исследованиями неопровержимо доказано, что человеческий детеныш, обладающий всеми необходимыми задатками для развития, вне социальных условий не способен достичь даже низшего уровня индивидуально-личностного бытия. В антропологической, психологической, дефектологической литературе описано немало случаев, когда человеческие детеныши, попадая в сообщества животных или даже живя среди людей в условиях острого дефицита человеческого общения и отношений, остаются недоразвитыми, не владеющими речью, действующими и поступающими инстинктивно.

Внутренний мир человека образуется и выстраивается не только по генетически детерминированной схеме, по предопределенному образу, но и, в значительной мере, по образу мира внешнего. Внешний мир преобразуется и выстраивается человеком по образу и подобию своего мира внутреннего. Наконец, внешний и внутренний человеческие миры, активно взаимодействуя между собой, порождают и межличностные общественные отношения, в результате чего люди творят культуру и образуют социум, мир совокупного человеческого бытия. Различные природные и социальные условия жизни народов порождают различия в их культуре, способе производства материальных благ, в национальном характере и духовной сфере, образуется сплав особенностей материального и духовного бытия, называемый менталитетом. Раскрывая более детально это понятие, следует подчеркнуть, что менталитет включает в себя совокупность наиболее общих, природно и социально обусловленных обычаев, традиций, обрядов, моральных норм той или иной этнической группы, а также свойств, качеств, черт характера, особенностей поведения принадлежащих к ней индивидов. Ментальность проявляется в общих чертах национального характера, общем образе жизни, единении общественного сознания и коллективного поведения, отношения к миру, к своей истории и устремлениям в будущее. Этим, прежде всего, и обусловливается воспитательная суть социума. Независимо от наличия или отсутствия педагогических образовательно-воспитательных структур социум своими объективными средствами формирует человеческую личность. Это формирование – воспитание приобретает определенную направленность благодаря созданию людьми в обществе специальных образовательно-воспитательных систем. С их помощью целенаправленно, в интересах общества, государства, социального слоя, личности решаются проблемы экономического, политического, религиозного, идеологического, нравственного и всякого иного социального воспитания. Социум всегда конкретно-историчен и в каждую историческую эпоху обладает своими неповторимыми чертами и возможностями влияния на человека. Если, по историческим меркам, еще совсем недавно основными факторами воспитательного социализирующего воздействия были семья, государство и церковь, то сегодня, в дополнение к ним, мощно заявили о себе образовательные и здравоохранительные системы, культура, профессиональные объединения, средства массовой информации, общественные организации. Именно этим, все более нарастающим, влиянием факторов социума на человека обусловлено появление и развитие наук, изучающих общественные явления и дающих людям возможность более или менее устойчивого управления общественными процессами и поведением индивидов. Наряду с педагогикой, древнейшей наукой о воспитании подрастающего поколения, интенсивно развиваются сравнительно молодые дисциплины – социология, анализирующая и воспитательно-образовательные процессы, а также собственно социальная педагогики как система организованного педагогического влияния в недрах социума. Усиление, во многом стихийного, воспитательного влияния социума на всех людей, особенно на подрастающее поколение, настоятельно требует обоснования и развития такой научной дисциплины, как социология воспитания и образования. Она возникает на стыке собственно социологии, социальной психологии, а также теории и практики образования и воспитания. Социология воспитания призвана дать объективную картину взаимосвязи и взаимозависимости различных социальных структур и процессов с формированием детской личности.

Объектом изучения социологии воспитания и образования является само общество, весь социум с его позитивно-негативными влияниями на формирование человеческой личности. Предметом же исследования становятся реальные связи, взаимодействия и зависимости детей, их развития, воспитания и образования с различными социальными структурами, общественными явлениями, формами общественного сознания – как специально создаваемыми в педагогических целях, так и оказывающими стихийное, неорганизованное воздействие Речь идет о таких социальных структурах и явлениях, как семья, государство, бизнес, церковь, школа, общественные организации; о таких формах общественного сознания, как идеология, мораль, наука, религия, искусство, ментальность.

Целью социологии воспитания и образования является раскрытие таких закономерных связен подрастающего человеческого существа с социальными явлениями, использование которых позволяет сознательно и целенаправленно преобразовывать, воспитывать, социализировать, превращать его в общественного индивида. Цель заключается в достижении с помощью общественного взаимодействия триединого результата: успешного становления ребенка как личности, гражданина и профессионала одновременно.

Личность характеризуется обретением нравственной свободы, самостоятельности, критического мышления, внутренней независимости, а также свободой выбора и готовностью нести ответственность за свои действия.

Гражданственность характеризуется такими противоречивыми чертами, как законопослушность и криминальность, реформизм и революционность, патриотизм и космополитизм, народность и национализм, религиозность и атеистичность, политизированность и деидеологизированность, коллективизм и эгоистичность.

Профессионализм заключается в обретении ребенком общей образованности, на базе которой формируется специальная профессиональная направленность, развитость, что способствует экономическому, культурному, политическому, социальному благоденствию общества.

Гипотезу социологии воспитания и образования в самом общем виде можно сформулировать следующим образом: чем более совершенны, сознательно и целенаправленно организованы общественные отношения, чем больше внимания уделяется социальным проблемам детства, совершенствованию образовательно-воспитательной системы всеобщего обязательного среднего образования, организации детского коллектива, продвижению в детскую среду физкультуры, экологической культуры, политехнизма, труда и художественной культуры, тем более у ребенка шансов социализироваться, развиваться в позитивном социальном и личностное плане, совершенствовать свои сущностные силы, противостоять негативным асоциальным воздействиям, стать полноценной, нравственно свободной и ответственной личностью, гражданином и профессионалом, активным членом общества, а обществу, благодаря усилиям полноценно воспитанных человеческих индивидуальностей, встать на стезю благоденствия и добродетели.

Социология воспитания и образования в своем обиходе пользуется целым рядом категорий и понятий – как заимствуемых ею из социологии, педагогики, психологии, так и выработанных в ходе теоретических и практических исследований. Прежде всего необходимо остановиться на сопоставительном анализе и определении сущности таких понятий, категорий, дефиниций, как личность и коллектив, воспитание, субъект и объект социального взаимодействия, социализация, образование, философия образования, обучение, научение, приучение, самовоспитание, самообразование, самообучение.

Личность как предмет социологии воспитания и образования может быть рассмотрена как цельное психофизиологическое, природно-духовное триединое образование. Для того чтобы родилась и заявила о себе личность, необходим прежде всего физический индивид, наделенный нормальным генетическим кодом, полноценным набором сущностных сил и способностей, потребностей, инстинктов, стимулирующих стремление к самореализации, самопроявлению и самоутверждению. Словом, в фундаменте будущей личности лежит материальная субстанция, совокупность жизненно важных психофизиологических процессов. Но фундамент – это еще не личность. Собственно личность зарождается и образуется, когда она вступает в систему общественных отношении, осознает свой гражданские права и обязанности, выполняет ту или иную Общественную функцию. Индивид становится гражданином и юридическим лицом, участвующим в жизни общества. Нередко для части людей этим и ограничивается их личное становление. Однако цельной, завершенной, подлинной личностью индивид становится лишь тогда, когда в нем развивается духовное самосознание, когда он, в ходе своего развития, обретает внутреннюю нравственную свободу, способность быть верным своим убеждениям и принципам, готовность отстаивать их до конца и нести ответственность за свой свободный выбор того или иного поступка. Итак, личность есть физический индивид, задействованный в системе самостояния и нравственной свободы.

Воспитание как социально-педагогическое явление есть организованный процесс сотворения цельной и полноценной личности, включающий в единстве ее психофизиологическое, гражданское и духовно-нравственное становление. Воспитание есть вскармливание и взращивание, восходящее и возвышающее питание тела и духа. И вместе с тем оно есть процесс духовного обособления личности. Его основным и главным объектом является человеческая душа с ее духовно-нравственными потребностями, идеалами и устремлениями, с ее способностью любить, творить, надеяться, верить и активно бороться с любыми формами проявления зла и насилия.

Но человек живет и формируется в реальном социуме, в котором ему неизбежно предстоит выполнять ту или иную функцию, чтобы существовать самому и поддерживать общественную жизнь. Воспитание никогда не выполнило бы своей общественной функции формирования общественного человека, если бы сосредоточивалось лишь на духовности личности. Вот почему воспитание не только включает в себя взращивание тела и духа, но и вынуждено обеспечивать приспособление ребенка к общественной жизни, исполнению в ней определенных социальных ролей. В этом смысле важнейшим компонентом воспитания, его составляющей является социализация. В отличие от воспитания она представляет собой внешне воздействующий на индивида механизм в виде научения, приучения или натаскивания, без учета какой-либо духовности. Она есть втискивание индивида в социальные роли и соответствующие стандарты поведения, в исполнение той или иной социальной функции в качестве рабочего, фермера, отца, матери, медсестры, чиновника, солдата, мусорщика и т. п. Главная задача социализации в обществе есть приспособление индивида к данным социальным условиям общественного бытия и обеспечение всеобщего конформизма в поведении. В процессе социализации никого не интересует, духовна ли, нравственно свободна ли личность. Даже наоборот. Для всех важно лишь, справляется ли индивид со своею ролью и приведен ли он в состояние повиновения и покорности. Этим и объясняется ранняя дифференциация, профилизация, специализация, профессионализация, широко распространенные в развитых капиталистических странах. Очевидно, что сама социализация, будучи изъятой из процесса воспитания, будет формировать лишь роботов, бездумных конформистов-исполнителей, готовых подчиниться любому, самому жестокому приказу. Итак, воспитание есть процесс сотворения духовного содержания человеческой личности. Социализация же обеспечивает внешнюю сторону человеческого бытия, введение индивида в исполнение формальных социальных ролей.

Однако ни воспитание как социально-педагогический феномен, ни социализация как составная часть воспитания не способны осуществить свои общественные функции без образования. В широком смысле этого слова образование есть целенаправленное сотворение, «образ-ваяние» из индивида человеческой личности в социуме и на основе природного генофонда. Оно осуществляется в социально-образовательных институтах всем многообразием средств материальной культуры и форм общественного сознания: науки, культуры, идеологии, политики, искусства, религии. Оно обусловлено конкретно-историческими требованиями к человеку, обеспечивающими возможность активного функционирования человека и общества в целом. Образование представляет собой центральное звено воспитания личности. Оно может быть рассмотрено в нескольких ипостасях. Во-первых, как педагогически переработанное, структурированное и систематизированное содержание различных научных прикладных дисциплин, необходимых для осуществления общественной и личной жизни, знаний, умений и навыков. Во-вторых, образование представляет собой процесс освоения и присвоения необходимой информации. В-третьих, образование есть разнообразие и многообразие общих и специальных образовательных систем. В-четвертых, образование является способом обеспечения личности духовными ценностями, благополучия индивида и общества, а также социализирования человека. Наконец, образование являет собой некий стандарт готовности к продуктивной творческой деятельности и совершенствованию, есть относительный результат образовательного процесса.

Образование как общественно-педагогическое явление реализуется в рамках обучения. Оно представляет собой процесс содержательного духовного и делового общения, взаимодействия, сотрудничества, сотворчества учителя и учащихся, в результате которого ученики приобретают знания н навыки, интеллектуально, нравственно, эстетически и физически развиваются, осваивают первоначальный опыт практического трудового действия и творчества, а учитель совершенствует свое педагогическое мастерство. Обучение включает в себя преподавание – обучающую деятельность педагога и учение – самостоятельную учебную работу учащихся, осуществляющуюся под руководством педагога. Здесь также следует упомянуть о самовоспитании, самообразовании, самообучении и самосовершенствовании как социально-педагогически обусловленных процессах работы человека над собой, самоорганизации и самоконтроля.

В число важнейших терминов социологии воспитания и образования входит и коллектив как объективное социальное образование. Коллектив можно определить как целенаправленно формируемую систему взаимозависимых, взаимообусловленных, взаимообязывающих, взаимовоспитывающих гармоничных и противоречивых общественных отношений в группе (общности), способных обеспечивать формирование свободной творческой личности, но и в определенных условиях подавлять ее внутреннюю свободу, активность и инициативу, приводя ее к бездумному послушанию, исполнительности, безропотной покорности и конформизму.

В социологии воспитания и образования используются и такие понятия, как социальная работа, социальная психология, социальная экология, формы общественного сознания, общественные отношения, социальные воспитательные институты и др. Все остальные интегральные слагаемые социума можно условно разделить на воспитывающие социальные институты и воспитательно воздействующие формы общественного сознания. Важнейшими с точки зрения социологии воспитания и образования социальными институтами являются семья, государство, производство, школа, неформальные общественные организации, материальная культура, церковь, средства массовой информации. В тесной и неразрывной связи с общественными институтами находятся порожденные общественной жизнью разнообразные формы общественного сознания, которые обеспечивают духовное, идейное, идеологическое, воспитательное наполнение этих институтов. Среди важнейших воспитывающих форм общественного сознания находятся: политика; общественно значимая идеология (например: идеи православия, самодержавия и народности; свободы, равенства и братства; равных возможностей для самопроявления; общественной собственности, коллективизма и социальной справедливости); наука; религия; искусство; национальная ментальность народность.

В качестве самых общих законов, вводящих в социологию воспитания и образования, можно отметить такие, как:

– обусловленность развития и становления личности генетически предопределенного индивида социумом, общественными условиями, связями, зависимостями, социальным положением;

– обусловленность общественного, а стало быть и индивидуального сознания социальным положением масс, а также состоянием экономики, производства и производительных сил, общественным признанием и поддержкой политики, идеологии, права, морали в обществе людьми и средствами массовой информации;

– обусловленность развития ладности в противоречивых тенденциях детерминированно предопределенных ситуациях коллективного и индивидуального бытия, способствующего развитию продуктивного творческого нравственного индивидуализма;

– обусловленность здорового психофизиологического бытия целесообразной общественно полезной, морально-правовой, эстетико-экологической деятельностью.

Хотя подробное рассмотрение противоречий социологии воспитания впереди, уже сейчас, в целях более обстоятельного введения в курс, можно указать на некоторые из них. Прежде всего это воспитательно взрывоопасное противоречие между интересами общества, особенно государства, и личности. Государство, укрепляя власть, стремится к приведению личности, независимо от ее социального положения (от реального благополучия до полного обнищания), к конформизму, покорности и законопослушанию, к терпению и христианскому самоуничижению. Личность же, особенно если она действительно личность, обладающая нравственной свободой, ответственностью перед людьми, жаждой социальной справедливости, в условиях социального бедствия населения стремится к изменению социально несправедливого общественного порядка в пользу большинства. Это противоречие снимается либо успешными результатами реформ, либо социальным взрывом, меняющим характер общественных отношений.

Другое социальное противоречие, имеющее прямое отношение к социологии воспитания и образования, возникает и действует между человеком, с одной стороны, социальной и естественной природой – с другой. Человеческая личность творит, успешно самопроявляется и самоутверждается в природе и обществе, когда она свободна, автономна, не ограничена в действиях бюрократическими инструкциями и «ценными» указаниями сверху. Но вместе с тем абсолютно свободная личность может быть и эгоистически индивидуалистичной, способной на экологические преступления и криминальные действия в обществе в личных интересах. Это противоречие снимается как самой самоограничивающейся личностью, так и законами морали и права государства, противостоящими грубому эгоистическому индивидуализму, ориентирующими на коллективизм, работу для всех и для самого себя. В этом случае осуществляется неизбежный закон: личность, экономически самопроявляясь, стремится к уходу от требований государства, а государство в целях осуществления жизнедеятельности общества стремится взять личность под контроль, особенно в области ее экономических успехов и доходов.

Что касается методов исследования проблем социологии воспитания и образования, то они в основном заимствованы из социологии и педагогики. Прежде всего следует отметить метод теоретического анализа социальных явлений, оказывающих прямое или косвенное воздействие на положение детства, воспитание и образование подрастающего поколения. Речь идет о таких фундаментальных факторах воспитания, как характер производственных отношений и экономика, политика и идеология, наука и искусство, церковь и средства массовой информации, собственно образовательно-воспитательные структуры. Огромное значение для развития социологии воспитания и образования как прикладной науки имеют социально-педагогические эксперименты, описание и изучение их опыта, распространение порождаемых ими педагогически инновационных идей. Такими экспериментами были детские коллективы, создаваемые в различные эпохи и в различных социально-экономических условиях.

Это и детские социально-воспитательные объединения И. Г. Песталоцци; и «новые школы», возникшие на рубеже XIX и XX веков сначала в России, а затем и на Западе; и рожденные революцией детские колонии и объединения А. С. Макаренко и С. Т. Шацкого; и общности детей, с которыми работали такие выдающиеся педагоги, как Я. Корчак, И. Ф. Свадковский, В.А Сухомлинский. Появляются экспериментальные островки воспитания детей в социуме даже сегодня, в наше время небрежения и равнодушия со стороны государства к нуждам подрастающего поколения. Это, например, детский дом, руководимый до недавнего времени А. А. Католиковым; семейного типа «град Китеж» на территории Калужской области; семейные дома с большим количеством приемных детей.

Социология воспитания и образования широко пользуется общесоциологическим методом включенного наблюдения, когда педагог-экспериментатор, непосредственно исполняя функции воспитателя, ведет специальные дневники, накапливает факты, анализирует их, корректирует воспитательный процесс, фиксирует изменения в детских личностях, вырабатывает методические рекомендации.

В исследованиях проблем социологии воспитания и образования используются и методы конкретно-социологических исследований. Например, в целях изучения влияния на детей таких социальных институтов, как семья, церковь или средства массовой информации, целые массивы детей подвергают интервьюированию, анкетированию, опросам. Для определения социальных ожиданий ребятам предлагается написать сочинения на заданную тему, а для выявления отношения к тому или иному общественному событию (в политике, науке, масскультуре и т. п.) организуются дискуссии или коллективные обсуждения. Наконец, нельзя не сказать и о таком методе социологии воспитания и образования, как теоретический и практический анализ последствий принимаемых государством и его органами различных законодательных актов, напрямую или косвенно влияющих на жизнь, воспитание и образование подрастающего поколения. Речь идет прежде всего о законах общегосударственного значения, определяющих характер общественного строя и общественных отношении, а также положение семьи, института образования в целом, положение детства в обществе. Далее следуют законодательные акты, реформирующие систему образования и воспитания. Наконец, документы, непосредственно определяющие содержание воспитания, формы, стандарты, программы, планы. Социально-образовательно – воспитательные последствия всех этих актов прямо отражаются на положении детства в обществе, на уровне жизни детей, их социальной защищенности или обреченности, уровне их воспитанности, образованности, интеллектуальной развитости, и выборе для себя духовных ценностей и перспективы жизненного самоопределения.

Таким образом социология воспитания и образования как самостоятельная дисциплина формируется на основе законов как педагогики, так и социологии.

Социологии воспитания

Формирование социологии воспитания как отрасли знаний происходило постепенно. Одним из первых социологов, обратившихся к специальному изучению социальной сущности воспитания, был Э. Дюркгейм. Еще в конце ХIХ в. он выделил особенности взаимосвязи педагогики как науки о воспитании с социологией. Это дало ему возможность считать, что воспитание - явление главным образом социальное как по своим функциям, так по происхождению, и, следовательно, педагогика зависит от социологии сильнее, чем от любой другой науки». В этом положении указывается зависимость содержания, направленности, методов, которые используются в воспитании, от господствующей культуры, тех отношений, которые сложились между различными группами в социуме.

французский социолог отмечает, что «не бывает воспитания, повсеместно пригодного для всего человеческого рода; более того, не бывает, в известном смысле, общества, где бы различные педагогические системы не сосуществовали и не функционировали параллельно» . Так, история показывает, что воспитание патрициев было не таким, как у плебеев; городское воспитание отличается от сельского, и даже профессиональное воспитание предполагает существенное педагогическое разнообразие, поскольку общество, в целях самосохранения и развития, требует определенного разделения общественного труда. В то же время, как ни велико было бы значение специализированного воспитания, это не означает, что общее воспитание отсутствует. Каждый народ имеет свое собственное воспитание, в основе которого определенная нравственная, политическая, религиозная организация. Вот почему в общецивилизационном развитии воспитание так сильно варьировалось в зависимости от времени и страны; «вот почему оно является аскетическим в Средние века, либеральным в эпоху Возрождения, литературным в 17 веке, научным в наши дни» [Там же, с. 8]. Общество не только диктует определенные нормы воспитания, но и само берет на себя выполнение данной задачи, поскольку придает этому делу большое значение и поскольку конструирует образец воспитания, и конструирует его сообразно своим потребностям.

Социология воспитания, как ее понимает Э. Дюркгейм, может помочь понять проблемы воспитания, связывая их с меняющейся социальной реальностью. Общество развивает индивида, его способности и наклонности, открывает в нем скрытые возможности, создает нового человека; «это созидательное свойство составляет, кроме того, особую привилегию человеческого воспитания». Социокультурная направленность воспитания определяется в первую очередь той целью, которую ставят воспитатели при развитии подрастающего поколения.

В период трансформации украинского общества происходят коренные политические, экономические, социальные и культурные перемены; исчезают прежние формы жизни, привычные представления и убеждения, начинается поиск новых жизненных ориентаций, т. е. создается новая общественная организация с новой системой ценностей. Новому обществу нужен новый гражданин. Но какой? Каковы цели его воспитания? Да и сам воспитатель, каким он должен быть?

На эти и другие вопросы, касающиеся проблем воспитания, отвечают педагогика и социология воспитания, объединяя усилия в решении данных задач. Социология дает те базовые знания о человеке, его развитии и саморазвитии в социуме, которые используются педагогами и психологами при конструировании эффективных технологий воспитания личности. Э. Дюркгейм отмечает, что всякий раз, когда система методов воспитания глубоко трансформировалась, это происходило под влиянием одного из тех великих социальных течений, воздействие которых ощущалось во всем пространстве коллективной жизни. Не вследствие психологических открытий эпоха Возрождения создала совокупность новых методов воспитания, которые отличались от применяемых во времена Средневековья. Данное явление связано с теми изменениями, которые произошли в структуре европейских обществ и привели к появлению новой концепции человека и его места в мире.

Э. Дюркгейм подчеркивает необходимость социологической подготовки педагога, поскольку она может дать систему ведущих идей, а это составляет необходимое условие для того, чтобы данная деятельность была плодотворной.

Обращая внимание на огромную значимость влияния цивилизационных процессов на воспитание, Э. Дюркгейм подчеркивает: «Глубокие трансформации, которые испытали или испытывают современные общества, требуют соответствующих трансформаций в сфере национального воспитания. Но хотя мы хорошо понимаем, что изменения необходимы, мы плохо знаем, какими они должны быть. Каковы бы ни были убеждения отдельных индивидов партий, общественное мнение продолжает пребывать в состоянии нерешительности и беспокойства… Речь теперь идет не о том, чтобы пускать в ход уже усвоенные идеи, а о том, чтобы найти идеи, которые бы нас направляли. Как же их обнаружить, если не восходить к самому источнику воспитания, т. е. к обществу? Необходимо, стало быть, задавать вопросы обществу, необходимо знать его потребности, поскольку именно его потребности надо удовлетворять».

Современное воспитание, как считают многие исследователи, находится в кризисном состоянии. Прежние методы приобщения личности к культуре в семье, школе, вузе уже не срабатывают, а новые, соответствующие потребностям нашего времени, пока не утвердились.

Воспитание возникло в обществе и сохраняется до сих пор из-за того, что человек, появляясь на свет, не владеет теми знаниями, умениями, которые от него требует совместная с другими индивидами, социальными группами жизнь. Она регулируется не природными возможностями, которыми он обладает от рождения, а нормами, правилами организации общения с разными субъектами, использования предметов природного и искусственного происхождения. Требуется специальная система взаимодействия различных социальных субъектов для того, чтобы личностью были освоены конкретные требования культуры, позволяющие ей обеспечить сохранение и развитие социума. Необходимость воспитания вызвана тем, что нормы и правила культуры существенно отличаются от природных инстинктов и приходится использовать специальные методы для того, чтобы человек постепенно научился руководствоваться не своими природными побуждениями, а теми нормами, которые выработало общество на протяжении всей истории человечества.

Поэтому исторически первой задачей воспитания стал поиск наиболее эффективных способов приобщения к культуре с раннего детства, когда ребенок впервые сталкивается с тем, что его естественные формы действий не могут быть приняты окружающими людьми. Им нужно то поведение, которое обеспечивает совместную жизнь в семье, трудовой общности, в большой группе, населяющей определенную территорию.



Постепенно возник педагогический подход к воспитанию, направленный на поиск, разработку и реализацию методов воздействия родителей, учителей, других субъектов, взаимодействующих с детьми, на становление нормативного сознания и поведения подрастающего поколения. При этом следует выделять народную педагогику, которая базируется на опыте многих поколений по организации трудового, нравственного, эстетического и иных видов воспитания детей разного возраста, и педагогику как особую науку. Она стала формироваться еще в эпоху Возрождения (Я. Каменский), а затем развивалась в работах Песталоцци, Жан Жака Руссо, других исследователей, разрабатывающих теорию обучения и воспитания детей с раннего детства до достижения ими социальной зрелости.

Само понятие «социальная зрелость» указывает на то, что воспитание продолжается до того времени, пока личность не начинает принимать и реализовывать основные требования культуры к организации своей повседневной жизни. Возникает историческая преемственность в освоении природы, ее преобразовании, применении различных механизмов, организации общения между индивидами, малыми и большими общностями.

Однако всегда существовала проблема, вызванная тем, что часть людей не принимает требования культуры, руководствуясь не интересами общности, ее сохранения и развития, а своими личными потребностями. Становясь взрослыми, они нарушают моральные, трудовые нормы, совершают преступления. Для того чтобы общество не страдало от действий таких людей, их изолируют на какое-то время или лишают жизни. В ряде стран отменена казнь, ее заменили на пожизненное заключение. Возникает необходимость создания особой педагогики для перевоспитания взрослых людей. Попытки ее разработки предпринимались, в частности, в 60–80-х гг. ХХ в. в разных странах, но не дали значительных результатов.

Поэтому ошибочно ограничивать в наше время воспитание только периодом детства. Современный динамично меняющийся мир требует постоянной перестройки сознания, поведения у каждого человека в любом возрасте. Всем приходится изучать инструкции по работе с новой бытовой техникой, переучивать себя вследствие модернизации технологий, применяемых в труде, приспосабливаться к изменениям в семье, экономической, политической жизни. Актуальной задачей становится разработка теории воспитания людей всех возрастов, различных социальных групп, материального положения с учетом специфики их ориентаций на освоение новых требований культуры.

С конца ХIХ в. педагогический подход стал дополняться психологическим подходом, направленным на выявление закономерностей изменения психических свойств личности в процессе формирования ориентаций и установок на реализацию конкретных норм и правил. Исследователи выясняют роль эмоций, чувств, мышления в формировании определенного по направленности поведения. Доказана необходимость учета особенностей психического развития детей разного возраста, влияния различных видов мышления на приобретение тех знаний, умений, которые обеспечивают реализацию требований культуры. Появились работы З.Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, в которых предпринята попытка выявить роль бессознательного фактора в поступках не только индивидов, но больших групп людей. Однако психология не раскрывает всю систему противоречивого взаимодействия личности с социумом.

Социология позволяет рассмотреть воспитание с более широких позиций, выявляя основные противоречия этого процесса, объективные и субъективные, внешние и внутренние факторы приобщения человека к культуре, механизмы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в разнообразных видах деятельности, исследуя роль семьи, учебной, трудовой группы, СМИ, искусства, политики, экономики в формировании ориентаций и установок социальных субъектов на требуемое обществом поведение.

Основные понятия социологии воспитания :

Культура , как система искусственно создаваемых человеком способов взаимодействия с окружающим миром. Культура включает в себя знания о том, как можно преобразовывать окружающий мир, ценность созданных предметов, идей, представлений, конкретных норм, правил, практику их реализации.

Воспитание представляет собой систему приобщения личности к культуре, имеющимся в ней знаниям, ценностям, практикам социальных действий. Уровень воспитанности отдельных индивидов обеспечивает степень освоения культуры конкретной социальной группы. С одной стороны, она заинтересована в том, чтобы входящие в ее состав люди использовали в повседневной практике нормы, правила, принятые в ней. С другой стороны, сама ориентация личности на более полное соблюдение культуры той общности, к которой она стремится принадлежать, определяет степень воспитанности всей общности. Социологический подход к воспитанию выявляет взаимную ответственность каждого человека за уровень культуры общества и общества за степень приобщения к ней разных по биопсихическим, социальным характеристикам индивидов.

Природные задатки - этот термин чаще всего используют, когда пытаются объяснить феномен быстрого и очень результативного освоения личностью какого-то требования культуры. Анализ трудностей, возникающих в семейном, школьном, общественном воспитании, приводит к выводу, что следует всегда учитывать природную готовность к освоению не только сложных видов работ, но и любых требований культуры. Существует разная физическая, психическая предрасположенность индивидов к выполнению разных видов домашних работ, проявлению доброты, чуткости и сочувствия, милосердия, принципиальности, трудолюбия, восхищения прекрасным, возвышенным и т. д. Следует признать наличие у части людей склонности к проявлению грубости, гордыни, высокомерия, жестокости, насилия, совершению отдельных видов преступлений. Очень редко встречаются семьи, в которых специально формируют эти негативные качества. Как же они появляются?

Природа дает каждому человеку набор задатков к разным видам взаимодействия с миром вещей и миром людей. Однако каждый человек уже в раннем детстве обнаруживает трудности в освоении отдельных норм, правил поведения в семье, дружеской компании, общественных местах. Причина в том, что природа не дала необходимые задатки к успешному принятию некоторых требований культуры. Поэтому воспитание всегда включает особую работу с природными склонностями конкретных индивидов. С помощью воспитания на протяжении многих веков подавлялось физическое и психическое сопротивление отдельных людей требованиям культуры.

Проявлялся важный закон взаимосвязи природного и социокультурного в человеке. Природа, поскольку она обеспечивает физическое существование на основе реализации безусловных инстинктов, не может быть изменена только одним воздействием внешних факторов. Человек способен изображать подчинение определенным правилам, но, как только его перестают контролировать, вновь реализует данные о рождении программы поведения. Реальное, а не мнимое принятие предписаний культуры происходит только тогда, когда личность постоянно принуждает себя действовать в соответствии с социальными нормами, осуществляет самоконтроль.

Развитие - понятие, которое выражает как направленность, общее содержание процесса воспитания, так и одну из его целей. При этом развитие личности представляет собой не механическое запоминание знаний, раскрывающих содержание тех или иных норм и правил, а выработку потребностей и интересов, которые совпадают с принятыми в социуме. Развитие личности осуществляется в процессе соединения внешних и внутренних факторов, побуждающих приобретать новые знания, умения, навыки. На начальном этапе освоения конкретных требований культуры ведущая роль принадлежит тем субъектам, которые заинтересованы в принятии их личностью. Они показывают пример выполнения необходимых действий, объясняют их ценность, создают условия для постепенного изменения сознания и поведения индивида. Возникает особое социокультурное взаимодействие, характеризующееся тем, что человек выступает в качестве преимущественно объекта развития со стороны тех, кто владеет нужными навыками. В таком положении оказываются дети в семье, учащиеся в школе, взрослые, приобретающие новые знания, умения. При освоении нового у человека может возникнуть потребность в достижении высокого уровня мастерства использования приобретенного умения. Эта задача решается с помощью реализации определенных природных склонностей к конкретному виду деятельности, постоянной работы над собой. Личность становится субъектом саморазвития.

Саморазвитие представляет собой такое социокультурное взаимодействие, когда человек одновременно выступает в двух качествах: преимущественно как объект внешнего влияния и как объект своего собственного влияния для достижения успеха в освоении конкретных требований культуры. Высокий результат обеспечивается тем, что природные склонности к определенному виду деятельности в ходе постоянных усилий по их более полному проявлению превращаются в способности.

Саморазвитие личности - процесс самостоятельного направленного изменения знаний, умений, навыков в процессе реализации индивидуальных задатков, способностей и овладения требованиями современной культуры.

Развитие и саморазвитие личности осуществляется в процессе ее образования и самообразования с раннего детства.

Понятие образование является одним из самых главных при раскрытии сущности и содержания воспитания как социокультурного процесса. Сам уровень образованности обычно проверяется умением воспроизвести некий объем информации, даже суметь ее использовать при решении учебных задач. Однако ценность того, что знает и умеет в данное время человек, чаще всего не интересует ни обучающего, ни обучаемого. В результате наблюдается такое явление, как очень быстрое забывание человеком тех знаний, которые он приобрел во время учебы. Качество обучения существенно повышается, когда воздействие учителя дополняется самостоятельной работой личности по приобретению новых знаний, навыков.

Самообразование - становясь субъектом постоянного обогащения себя новыми представлениями об окружающем мире, анализируя проблемы и противоречия его функционирования и развития, человек постоянно уточняет смысл и ценность той информации, которую он приобретает, тех умений, которые у него возникают. Исчезает ситуация вынужденного зазубривания неких сведений, их получения под влиянием внешней необходимости.

Человек не механически усваивает требования общества, а осуществляет самоопределение, выбирая то, что в наибольшей степени способствует раскрытию приобретенных на разных этапах социализации знаний, умений. Отличающим от образования признаком воспитания является нацеленность на выработку ценностных ориентаций , опирающихся на действующие в культуре социума нормы, правила. Их принятие обеспечивает включение личности в совместную с другими общностями совместную деятельность.

Сущность воспитания определяется тем, что оно представляет собой систему приведения сознания и поведения индивида в соответствие с требованиями социума. Но невозможно обеспечить принятие конкретных ценностей социума, если индивид не осознает для себя лично их смысл.

Самовоспитание представляет собой процесс осознанного воздействия личности, направленного на утверждение в своем сознании и поведении тех ценностных ориентаций и установок, в которых выражается принятие ею норм и правил общественной жизни.

Самореализация - деятельность личности по выявлению индивидуальных задатков, их развитию на основе принятых в обществе норм и правил.

Самоутверждение - деятельность личности по добровольному освоению норм и правил жизнедеятельности определенной социальной группы на основе выполнения предъявляемых ею требований к культуре поведения.

Самоорганизация личности - совокупность навыков постановки обоснованных целей предстоящей деятельности, выбора оптимальных способов их реализации, проявления воли, терпения, самоконтроля в осуществлении запланированного.

Самоопределение - процесс, включающий осознание требований общества к поведению личности в типичных жизненных ситуациях; принятие этих требований в качестве ориентиров действий; выявление индивидуальных задатков и способностей, на основе которых достигаются успехи в разнообразной деятельности; овладение принятыми в обществе способами реализации личностного потенциала в труде, общении.

Проблема воспитания - одна из древнейших и вечных социальных проблем, потому что именно оно является существенным компонентом культурного развития человека, общества. В общем, воспитания можно определить как процесс целенаправленного и планомерного воздействия на человека со стороны других людей, обеспечивает формирование личности, ее подготовку к общественной жизни, деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта.

Воспитательный процесс - всеобъемлющий и долговременный. Каждый человек планомерно или спонтанно принимает участие в воспитании окружающих ее людей и одновременно сама постоянно подвергается воздействию их воспитательных усилий. Воспитание - одна из объектов изучения социологии, оно осуществляется в целях: обеспечить, гарантировать процесс включения лица в общественную жизнь, ведь в обществе и через него реализуется цель - формирование личности. При этом важным является отбор таких средств и методов, способных обеспечить наибольший эффект воспитательного воздействия.

Осмысление форм и содержания воспитания является объектом таких исследований, как педагогика, психология, философия и много других смежных дисциплин. Как социальное явление, процесс воспитания все чаще становится специальным объектом исследования социологической науки. Социологию интересует социальный аспект воспитания, а именно: как благодаря воспитанию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в структуре общества, осваивает и выполняет те или иные социальные роли и функции в обществе. Социологию в воспитании интересуют его социальные характеристики, влияние на этот процесс социальной среды, социальных институтов и т. Д.

Социология воспитания изучает формирование личности как конкретного носителя социальности с определенными мировоззренческими установками и жизненными устремлениями в совокупности взаимоотношений с составляющими социальной среды (индивиды, группы, институты, нормы, правила, действия и т.д.). В связи с этим перед данной дисциплиной стоит задача - определить социальную сущность воспитания в нескольких проекциях.

Во-первых, предполагается выяснения и определения взаимоотношений и взаимодействия социальных качеств человека, подрастающего поколения, молодежи, их образа жизни, тенденций развития основных социальных процессов, изучение влияния на них социальных институтов в целом, а также изучение других факторов, влияющих на формирование личности в частности. В связи с этим исследуется роль воспитания, которую оно играет в политической, социально-экономической, социокультурной воспроизведении общества. Все это дает основания для создания теоретической модели лица, на основе которой становится возможным исследование закономерностей влияния общества на нужды молодого поколения при подготовке к личной и общественной жизни и их прогнозирования.

Сам термин социология воспитания указывает на две науки, ее формируют: педагогику - науку о воспитании и обучения человека и социологию - науку об общественных явлениях, процессах, институты, элементом которых является воспитание. Вот почему процесс возникновения и формирования социологии воспитания, социологических теорий, касающихся процесса воспитания, следует видеть в истории развития педагогики.

Одним из основателей социальной педагогики был швейцарский ученый-реформатор И. Песталоцци (XVII-XVIII вв.). В своих научных взглядах он отстаивал мысль о взаимодействии учебно-воспитательного процесса в школах с внешкольным жизнью детей.

О взаимосвязи воспитания с социальной средой, общественным устройством писали и Р. Оуэн, Ш. Фурье. Одним из основателей социологии воспитания был и известный французский социолог Э. Дюркгейм, который в своих работах указывал на практическую направленность воспитания как формы преобразования общества, стремление его изменить.

Социологические проблемы воспитания в американской социологии рассматривались в контексте связи психологических и социологических исследований. Ряд американских философов в своих трудах, с точки зрения процессов глобализации, касался проблем формирования молодежи, общества (А. Адорно, Г. Маркузе).

В США, европейских странах и в странах СНГ ведутся довольно значительные исследования в системе социального аспекта воспитания. Причин для этого - более чем достаточно.

Первая причина - это глобальное доминирование модуса рационализации и потребления во всех видах культуры обществ. И что касается общества и стран СНГ, то с радикальными социально-политическими и социально-экономическими изменениями существенно пошатнулись устои культуры и воспитания. Большинство слоев населения (по возрастным параметрам) не готова была к тем изменениям, которые произошли 10-12 лет назад. Система старых устоев была сломана, а новая - еще не сформирована. Ее формирование - длительный процесс, и очень важно не упустить из-под контроля проявлений негативных для общества форм поведения, деятельности, мировоззрения и тому подобное.

Суть воспитания личности - это учет ее взаимодействия с объективными конкретно-историческими условиями и социальными институтами, осуществляющими целенаправленное воздействие на человека.

Воспитание имеет все признаки социальных отношений. Прежде всего, это и усвоение социальных норм и ценностей, образцов поведения для сохранения и функционирования общественных отношений. Это и система социального контроля, благодаря которой поведение индивида, групп приводится в соответствие с определенными образцов деятельности и критериев ценностей. Воспитание, как социальный институт, представляет собой систему учреждений (учебных, организационных, воспитательных), в которых соответствующим лицам предоставлены полномочия для выполнения функций организации воспитательного процесса и регулирования поведения людей, групп.

В воспитании (социализации) человека активно участвуют различные социальные институты - начиная от детских дошкольных учреждений - до учебных, трудовых коллективов в зависимости от того, где учится, работает человек. Однако особое влияние, уже с первых шагов ребенка, оказывает семья, где, собственно, и начинается ее социализация, закладывается основа нравственности. Поэтому семья, родители несут особую ответственность за воспитание подрастающего поколения.

Семья, образование, а также школа продуцируют систему способов, форм воспитательной деятельности, норм поведения воспитателей, коллективов, учреждений, средств социального контроля и систем ценностей. Именно благодаря этим воспитательным "продуцента" устанавливают допустимые рамки взаимоотношений в обществе. В раннем детстве у человека формируются элементарные знания о нравственную культуру, правила поведения в обществе, которые в дальнейшем будут определять ее морально-ценностную целостность. Итак, семья закладывает фундамент личности, а ее окончательное формирование осуществляет школа.

Школа, надлежащая организация учебно-воспитательного процесса, который должны осуществлять квалифицированные специалисты - основной базовый компонент (институт) в системе воспитания и образования.

Итак, воспитание человека осуществляется в процессе его социализации, которая начинается и происходит в социальном микросреде - в семье, дошкольном детском учреждении, школе, студенческой или трудовом коллективах.

Одним из самых способов воспитания считается и самовоспитания личности. Это - процесс формирования самого себя.

Составляющими структуры системы, направляемых государственно-общественной системы воспитания, является его разновидности, а именно: политическое, трудовое, нравственное, экологическое, религиозное, физическое, информационно-познавательное и др. В своей совокупности, по степени влияния, они формируют индивидуальность, обеспечивают социальную потенциальность человека.

Понятия, составляющие суть "педагогического треугольника" (воспитание - обучение - образование), по своему содержанию и целью - неразрывны, взаимопроникающий, являются обязательными компонентами педагогической системы (см. Рис. 1).

Контрольные вопросы:

1. Предмет изучения социологии воспитания.

2. Семья и школа как базовые компоненты воспитательного процесса.

Аза Л. А. Воспитание как философско-социологическая проблема. - М., 1993.

Гурова Р. Г. Социологические проблемы воспитания. - М., 1981. Кухтевич Т. Н. Социология воспитания. Уч. пос. - М.: Изд-во МГУ, 1989. Лукашевич Н. П. Социология воспитания. Краткий курс леций. - К.: МАУП, 1996.

Специальные и отраслевые социологии I Под ред. Пилипенко В. Е - К.: Высшее образование, 2003.

Харчев А. Г. Социология воспитания. - М., 1990.

по разделу учебного плана: Социология образования и воспитания

Ф.И.О. методиста: __________________________________


С О Ц И О Л О Г И Я О Б Р А З О В А Н И Я

I вариант.

1. Образование как социокультурный феномен.

Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.

Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию. Педагогика понимает под образованием процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе.

Врожденных социальных программ личности не существует. В обществе не может быть независимого от общества человека, поведение любого человека обуславливается и контролируется социальной средой посредством культурных накоплений, таких как язык общения, социальные институты, традиции, обычаи и др. В ходе учебно-воспитательного процесса создается уникальная возможность сохранить и приумножить культурный пласт общества. Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех поколений.

2. Предмет и объект социологии образования.

Социологию образования интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды. Социология представляет собой целостную систему социологических знаний, состоящую из 3 уровней:

· общесоциологический (общетеоретический) уровень;

· - специальные (частные) социологические теории;

· - эмпирические социологические исследования.

На базе общих теорий первого уровня основываются специальные (частные) социологические теории среднего уровня. Сюда относится и социология образования.

Философская энциклопедия, определяя предмет социологии образования, делает акцент на анализе его социальной природы: "Социология образования - отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, как форму и средство общественной жизни". А.Майер пишет, что социология образования "...имеет своим предметом социологическое исследование общих социальных закономерностей образования и воспитания как социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил". В.Н.Турченко обращает внимание на приоритет системной организации образования: "...социология образования имеет предметом своего рассмотрения системы и подсистемы (элементы) образования в их целостности и совокупности (общественных) отношений". Обобщением изложенных позиций является определение Ф.Р.Филиппова: "Социология образова ния есть специальная социологическая наука, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего с его социальной структурой".

Объектом социологии образования является сфера образования как социальное явление; люди, их объединения и организации в системе образования. Это та социальная среда, где развертывается функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий (обучая, учась, поддерживая процесс обучения) в ситуациях, складывающихся в ходе таких занятий, с определенной системой взаимоотношений людей, с их институциональной и неинституциональной организацией. Таким образом, объектом изучения является образование с позиций его социальной природы.

3. Важнейшие концепции социологии образования.

Социология образования рассматривает влияние образования на все стороны жизни общеста - экономическую, социальную, политическую, духовную... В то же время она рассматривает и собственно "образовательные" проблемы: как функционирует и развивается система образования, насколько она соответствует требованиям общества, насколько эффективно ее организационное строение.

Исследования затрагивают такие вопросы, как:

· соответствие структуры образования актуальным и перспективным социальным целям, долгосрочным программам общества;

· пропорциональность морфологического строения структуры образования;

· влияние результатов образовательных процессов на другие социальные процессы - профессионально-трудовые, нравственные, психологические, организационно-технические и другие, т.е. обратная связь системы образования.

Исследование проблем структуры образования связано с изучением его социальных функций: передача накопленных знаний, преемственность социального опыта и духовная преемственность поколений, социализация личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного, интеллектуального, социального потенциала.

Логически оправдано объединение всех исследований в социологии образования по двум направлениям:

· внутри институциональное, охватывающее внутренние проблемы образования как социального института социальные аспекты деятельности субъектов образования, социальную структуру и функцию системы образования, социальный статус педагогических работников как социальной группы, проблемы социального управления системой образования;

· внешне институциональное, т.е. все исследования социальных аспектов взаимодействия образования с другими социальными институтами, производством, наукой, культурой, политикой; связи образовательного процесса с другими социальными процессами, влияние образования на развитие социальных отношений и видов социальной деятельности.

Социология образования может быть представлена в виде двух структур:

· теоретико-концептуальное содержание:

· направления исследований и концептуализации:

· социальная детерминация образования, социокультуреая организация сферы образования, эффективность образования;

· проблемно-тематическое содержание: культурогенез личности в образовании, динамика сферы образования, содержание образования, социальные институты в сфере образования, социальная структура сферы образования, регуляция и управление образованием, диагностика в образовании, инновационные процессы в образовании, влияние образования на другие сферы общественной жизни.

2) технологическая последовательность познавательной деятельности(в ее основе лежит отражение этапов и результатов познавательной деятельности):

· - теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы;

· - методы и технологии: диагностика, моделирование, прогнозирование, проектирование;

· - фактический материал: данные диагностики и прогнозирования;

· - проекты и модели социокультурной деятельности.

Образование является открытой социальной системой, оно связано с другими социальными системами. Процесс образования взаимодействует с другими социальными процессами и является одним из важнейших механизмов социализации человеки, продолжающимся всю его жизнь.

4. Развитие социологического знания про образование в Украине.

Современный уровень социологии образования опирается на социологические идеи М.Вебера, Дж.Дьюни, Э.Дюркгейма, К.Маннгейма, Л.Уорда, стоявших у истоков зарождения этой науки, и на более поздние концептуальные идеи зарубежных и отечественных ученых.

Основные направления отечественной социологии образования связаны с исследовательской деятельностью ряда ученых. Н.А.Аитов исследует образование как фактор формирования социальной структуры и социальных перемещений. В.Я.Нечаев исследует образование как социокультурный процесс. М.Х.Титма изучает роль образования в социальном самоопределении молодежи. В.Н.Турченко исследует связь революций в образовании с научно-технической революцией. Социальная политика в сфере образования и его социальные функции находились в центре внимания Ф.Р.Филиппова. Образование в жизненных планах и путях молодежи исследовалось В.Н.Шубкиным, а место образования в потребностях общества и молодежи - Л.Я.Рубиной и М.Н.Руткевичем.

Становление социологии образования в Украине протекает в направлениях исследования: социологических проблем высшей школы (В.И.Астахова), изучения проблем отчуждения личности в процессе образования (И.Н.Гавриленко), пробле мы студенчества как социальной группы (Н.Ф.Головатый), педагогического образования как подсистемы социокультур ной системы образования (В.И.Луговой), системы образования как института социализации (Н.П.Лукашевич), взаимодействия социальных институтов высшей школы и производства (Е.А.Якуба) и других. Сделаны первые попытки систематического изложения социологии образования как отраслевой социологической науки Ф.Р.Филипповым (Социология образования. - М., 1980) и В.Я.Нечаевым (Социология образования- М., 1992). Появление этих книг открыло новые возможности для дальнейшего развития социологии образования и для утверждения ее в качестве учебной дисциплины высших учебных заведений.

В социологии образования уже наметился круг проблем, который составляет остов этой науки. Дальнейшее ее развитие - дело будущего.

5. Социологические методы изучения сферы образования.

Социологические исследования (теоретические, конкретно-социологические) сферы образования являются одним из наиболее надежных и достоверных источников социальной информации, используемой для управления этой сферой, позволяющей реализовать эвристическую, прогностическую и прикладную функции социологии образования.

Всякое социологическое исследование начинается с анализа документов:

· официальных: указы и постановления правительства, директивные и плановые документы министерств и ведомств приказы и распоряжения, планы работы, материалы печати, личностные документы;

· неофициальных: мемуары, письма, фотографии, заявления;

· специальных: анкеты, тесты, протоколы наблюдений.

Среди методов анализа документов выделяется два основных вида:

· традиционный

· качественно-количественный (контент-анализ).

Традиционный основывается на анализе материала, логике текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Количественно-качественный анализ основывается на переводе текстовой информации в количественные показатели с последующей ее обработкой.

Анализом документов социологические исследования в сфере образования только начинаются. Этот метод помогает составить представление о степени изученности исследуемой проблемы и выбрать наиболее подходящее сочетание других методов исследования.

Часто применяется метод НАБЛЮДЕНИЯ, т.е. сбор информации об объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Наблюдения бывают:

· систематическое, проводимое регулярно в течение определенного периода;

· простое, носящее эпизодический, случайный характер;

· включенное, когда социолог непосредственно включен в изучаемый учебно-воспитательный процесс, контактирует и действует совместно с наблюдаемыми;

· не включенное, без общей жизнедеятельности наблюдателя с наблюдаемыми, возможно с использованием для наблюдения технических средств;

· кратковременное, в течение 1-2 часов;

· длительное, в течение ряда лет.

Метод наблюдения не имеет ограничений для сочетания с другими социологическими методами. Хороший эффект дает сочетание его с методом опроса.

ОПРОС - это метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования.

АНКЕТИРОВАНИЕ в исследованиях процесса образования применяется для сбора информации о массовых социальных явлениях и позволяет получить значительный объем эмпирической информации в короткий срок и анонимно. К недостаткам этого метода относится невозможность проконтролировать ситуацию ответа на вопрос, его самостоятельность и полноту. Преодолеть эти недостатки помогает метод ИНТЕРВЬЮ, когда информация об исследуемом объекте получается в процессе личного общения с респондентом по специально составленному вопроснику.Этот метод дает возможность уточнять ответы, корректировать содержание и последовательность вопросов, улавливать эмоциональную окраску, подтексты ответов, что позволяет получать более глубокую и полную информацию. Недостатками метода являются высокие требования к социологу-интервьюеру и значительное его субъективное влияние.

Одним из современных видов метода интервью являются ФОКУСИРОВАННЫЕ ГРУППОВЫЕ интервью, носящие дискуссионный характер, что стимулирует расширение взгляда на предмет исследования.

ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС предполагает использование в качестве опрашиваемых наиболее компетентных лиц (экспертов) исследуемому вопросу. Среди видов экспертного опроса выделяют анкетирование и интервью, дискуссии, советы, "мозговые атаки", деловые игры.

Иногда используются психологические методы: ТЕСТИРОВАНИЕ, СОЦИОМЕТРИЯ и др. Социометрия удачно дополняет метод наблюдения. В основе социометрического метода лежит опрос какой-либо группы с целью установить в ней социально-психологические взаимоотношения. Путем косвенных вопросов выясняют, каким авторитетом, уважением пользуются члены группы друг у друга, и составляют социометрическую матрицу - таблицу количества и адресов выбора каждого каждым. Метод наглядно раскрывает структуру внутри коллективных связей и отношений, но не дает материала для их причинного объяснения.

СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - это метод сбора информации о характере и специфике изысканий социально-образовательной деятельности в связи с воздействием заданных и управляемых факторов. Он предназначен для проверки действенности внедряемых форм и методов образования, апробирования новых методов социального управления учебно-воспитательными процессами, проверки гипотез социологических исследований. В итоге получают информацию об изменениях поведения обучаемого под воздействием различных факторов.

Эффективность методов социологического исследования в значительной степени определяется уровнем профессионализма исследователей, а также комбинированным применением набора методов, наиболее соответствующих его целям и условиям проведения.

С О Ц И О Л О Г И Я В О С П И Т А Н И Я

II вариант.

1. Важнейшие императивы воспитания человека.

Важнейшим принципом организации воспитания является его комплексность и дифференцированный подход. Комплексность означает необходимость воздействия по возможности на все стороны формирующейся личности (ее интересы, потребности, разум и эмоции), единство основных направлений воспитательного процесса - политического, трудового, нравственного, этического и др. Необходимо максимальное разнообразие средств воспитательного воздействия, их согласованность, целесообразность и мера. Наиболее полно и адекватно раскрыть место и роль воспитания в процессе становления личности помогает адаптивно-развивающаяся концепция социализации. Она позволяет ориентироваться в воспитательных воздействиях на целостного человека с учетом конкретных состояний и отклонений на каждом из его уровней: биологическом, психическом и социальном. Социализация человека продолжается всю жизнь, и это создает предпосылки для организации непрерывного воспитания творческой, мобильной личности.

Роль воспитания в развитии и взаимодействии человека и общества такова:

· вместе с другими институтами социализации способствовать созданию в обществе условий для успешного протекания социализации личности;

· влиять воспитательным воздействием на выработку и тренировку индивидуального адаптивного механизма личности

· выступать одним из важнейших средств реализации и оптимизации процесса социализации, целенаправленно управлять процессом развития личности

Воспитание - часть процесса социализации, протекающего под определенным педагогическим контролем. Создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности придает воспитанию гуманистический характер. Социализация же, приобщая индивида к социокультурным ценностям, создает практическую среду, духовное и предметное пространство воспитания, придавая тем самым воспитанию реальное жизненное содержание. Адаптивно- развивающая модель социализации открывает дополнительные возможности для решения основных требований к воспитанию человека:

· ориентироваться в воспитании на целостного человека с учетом конкретных состояний и отклонений на его биологическом, психическом и социальном уровнях;

обеспечить комплексность воспитания, охват всех сфер жизнедеятельности индивида;

· соотносить формы и методы воспитания с периодами социализации индивида, т.е. осуществлять воспитание дифференцировано;

· ориентироваться на воспитание творческой, мобильной личности, что особенно важно в период радикальных перемен в обществе;

· стремиться к организации непрерывного воспитания, длящегося всю жизнь человека.

Воспитание - это не просто научение, а воздействие на весь духовный мир человека, на все "отсеки" его психики, с целью формирования у него в конечном счете потребности в нужном обществу и самому человеку поведении, способности к саморегулированию и самовоспитанию.

Чтобы быть эффективным, воспитание должно представлять собой не просто совокупность, а систему действий, каждое из которых не дублирует, а дополняет, усиливает другое, корректирует и устраняет недостатки, а суммарный результат отличается целостностью и гармоничностью.

2. Социальная среда воспитания

Воспитание можно рассматривать как одну из важнейших форм взаимосвязи между обществом и конкретной личностью.

В социологии под социальной средой понимают отдельные сферы: политическая, экономическая, социальная и духовная, которые в разной степени воздействуют на сознание и поведение человека. В совокупности и взаимодействии они составляют среду жизнедеятельности индивида.

Влияние каждой из сфер на воспитание определяется несколькими направлениями. Каждая сфера - это совокупность соответствующих условий воспитания - политических, экономических, социальных и духовных. Они очерчивают возможности влияния на поведение людей. Каждая из сфер формирует определенные ожидания к поведению людей. Эти ожидания преобразуются социальными институтами каждой из сфер в задачи, цели воспитания по формированию ожидаемых черт и характеристик. С помощью этих институтов осуществляется обратная связь - оценивается эффективность воспитания, соответствие его результатов ожидаемому поведению людей. Воспитание также оказывает влияние на окружающую социальную среду. Воспитание формирует черты и характеристики личности, которые дают ей возможность выполнять определенные социальные роли, благодаря воспитанию социальная среда наполняется субъектами социальной жизни,своими совместными усилиями изменяющими окружающую среду. Воспитание и социальная среда неразрывно связаны между собой в процессе социализации индивида - подготовки его к жизни в непрерывно меняющемся мире. Воспитание нуждается в изменениях, коррективах с учетом общественных перемен в каждой сфере. Эти коррективы относятся прежде всего к тем направлениям воспитания, которые наиболее связаны с соответствующими сферами социальной среды. Политическая сфера непосредственно связана с идейно политическим воспитанием, трудовое воспитание - с экономической сферой общества, с социальной сферой связано воспитание общей культуры людей, формирование общих социальных установок, с духовной сферой общественной жизни связано образование, наука и культура, имеющие исключительное значение для воспитания. Итак, радикальные перемены в социальной жизни общества требуют изменений в содержании и формах воспитания. Кризисные явления в обществе осложняют условия воспитания, проведение реформ в этой сфере.

3. Микроокружение как система межличностных контактов

Жизнедеятельность людей осуществляется в непрерывном общении людей друг с другом. Эта сфера взаимного непосредственного общения людей между собой составляет важный структурный элемент общественно-экономической формации - межличностные отношения. Они имеют место во всех сферах жизнедеятельности людей. От характера межличностных отношений в значительной степени зависит эффективность производства, морально-психологический климат в трудовых коллективах, в семье, в обществе. На характер этих отношений значительное влияние оказывают личностные особенности индивидов: уровень интеллектуального развития, организаторские способности, темперамент, нравственные установки, политические ориентации и т.д.

Индивидуальное нравственное сознание формируется в детстве и развивается на протяжении всей жизни человека.

Во многом личностные особенности формируются микроокружением человека. Семья является важным фактором воспитания подрастающего поколения, становления человека как субъекта социальной деятельности. Характер взаимоотношений в семье оказывает воздействие на формирование человека как личности. Межличностные отношения играют важную роль в сфере воспитания, образования, во всех сферах жизнедеятельности людей. Они являются той социальной формой, в рамках которой и посредством которой решаются вопросы взаимоотношения личности и общества.

Оптимальные взаимоотношения между обществом и личностью возможны при условии, когда личность поднимется до понимания общественного как личного, а общество поднимется до понимания личного как общественного. Прогресс общества невозможен без прогресса личности, и наоборот.

4. Социологические методы изучения процесса воспитания

В социологических исследованиях воспитания задействованы практически все основные социологические методы: наблюдение, опрос, социальный эксперимент и анализ документов. Однако это методы имеют свои особенности в применении к исследованию воспитания, их значимость, активность их использования и результативность отличаются от соответствующих показателей исследования других сфер социальной жизни, ими не ограничивается весь набор социологических методов изучения воспитания.

Широкое распространение в исследованиях воспитания получил метод НАБЛЮДЕНИЯ, т.е. сбора первичной информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. К основным требованиям при проведении наблюдения относятся: умение четко и однозначно поставить вопрос, невмешательство в деятельность исследуемых, плановость и целенаправленность наблюдения, умение сопоставлять факты и делать заключения. В сфере воспитания применяются следующие виды наблюдений: систематическое, простое, включенное, не включенное, кратковременное, длительное.

Метод наблюдения достаточно надежен и эффективен для исследования процесса воспитания, но мало пригоден для получения достоверных данных о целях и мотивах поведения.

Эффективно применять метод наблюдения совместно с методом ОПРОСА, т.е. сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования. Разновидностями опроса являются: анкетирование, интервью и экспертный опрос. Иногда используются психологические методы: тестирование, социометрия и др.

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ применяется практически во всяком социологическом исследовании в сочетании с другими методами. Анализ документов различают: традиционный и качественно-количественный.

СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - это метод сбора информации о характере и специфике изысканий социально-воспитательной деятельности в связи с воздействием заданных и управляемых факторов. Применительно к исследованию процесса воспитания этот метод часто реализуется в виде СОЦИОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА, основные разновидности которого:

· собственно социолого-воспитательный эксперимент, изучающий влияние совокупности факторов общественной жизни и форм общественных отношений на воспитание;

· психолого-педагогический социальный эксперимент, состоящий в изучении психического развития ребенка в изменяющихся социальных условиях жизни и неодинаковых коллективных связях и отношениях;

· экономико-педагогический эксперимент, изучающий влияние изменений в формах экономической жизни общества, материальном обеспечении школы, внешкольных учреждений и организаций на воспитание;

· правовой воспитательный эксперимент, выявляющий социальные и педагогические причины преступного поведения подростков, изучающий влияние различных форм воспитания и правовых учреждений на перевоспитание.

Среди разных видов исследования наиболее эффективным для изучения сферы воспитания является комплексное социолого-педагогическое исследование. Сочетание в его рамках всей совокупности социологических и педагогических методов в комбинациях, наиболее соответствующих целям и условиям работы при достаточном уровне профессионализма исследователей составляют обязательный набор требований, обусловливающих результативность исследования.

Используемая литература:

1. Нечаев В.Я. Социология образования. - М., МГУ, 1992.

2. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., Политиздат, 1992.

3. Лукашевич Н.П. и др. Социология образования. Конспект лекций. - Киев, МАУП, 1997.

4. Булатов М.А. Философия. Учебное пособие для студентов ВУЗов. - Киев, "Фита", 1994.

5. Лукашевич Н.П. и др. Социология воспитания. Краткий курс лекций. - Киев, МАУП, 1996.

6. Харчев А.Г. Социология воспитания. - М., Политиздат, 1990.



Рассказать друзьям