Что значит родиться в йоль. Йоль - зимний праздник викингов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Накануне Нового года в календаре на декабрь появится еще один важный праздник, связанный со старинными традициями и поверьями. Зная, когда и как правильно отмечать Йоль, вы привлечете благополучие и счастье в свой дом.

Традиция празднования Йоля пришла к нам из почти забытых языческих времен. Этот праздник зародился в древних германских племенах, а сегодня его справляют приверженцы неоязычества. На Йоле Колесо Года завершает свой оборот, и начинается новый жизненный цикл.

Йоль считался праздником середины зимы и он, как и многие другие старые народные праздники, был привязан к временам года и к солнечному календарю. Люди верили, что когда наступали самые долгие ночи, Солнце умирало, чтобы возродиться вновь. Вместе с набирающим силы днем все слабее становилась зима, и поэтому Йоль справляли широко и торжественно.

Когда отмечать Йоль в 2018 году

Йоль приурочен ко , поэтому год от года дата празднования меняется. Так как в 2018 году самая длинная ночь будет с 21 на 22 декабря, первый день Йоля придется на 21 число. Затем его справляют еще 12 дней. В это время было принято соблюдать множество традиций и обрядов, призванных защитить дом от злых сил, начать новый виток жизненного цикла и поскорее привлечь весну.

Традиции Йоля: как правильно праздновать

В первую, самую важную ночь важно приманить в свой дом добрых духов и защититься от злых сил. Это делали с помощью главного символа праздника — йольского полена. Его приносили в дом на Йоль, украшали лентами, ветвями, гвоздикой и мукой и держали в камине все последующие 12 дней. Считалось, что истинной силой оно обладает, если получить его в подарок или добыть самому, но не купить.

Конечно, далеко не у всех сегодня в доме есть камин и возможность искать полено в свободное от работы время. Поэтому, справляя Йоль в наши дни, вы можете сделать декоративную композицию вроде той, что представлена на этом фото:

На Йоль принято зажигать йольские светильники (по форме напоминают башенку). Можно использовать и обычные свечи. Есть и другие : угощаться яблоками, украшать дом ветвями вечнозеленых деревьев (рождественский венок на католическое Рождество восходит именно к этим йольским поверьям), пить сидр в честь праздника и начинать день, зажигая свечу в каждой комнате.

Во время Йоля важно держать дом чистым и опрятным, быть щедрым и гостеприимным хозяином, накрывать вкусный и изобильный стол, носить опрятную и чистую одежду. По поверьям, призрак йольского кота, не боящийся ни огня, ни собак, мог прийти в любой дом и умять все угощение, если ему что-то не понравится. Кстати, после праздничного стола в меню следующим пунктом шли сами хозяева, так что шутить с этим существом не следовало.

На тринадцатую, последнюю ночь праздника, исполняются все клятвы и сбываются все слова. Можно принести судьбоносное обещание, а можно случайно наслать на человека проклятие. Недаром эта ночь называется ночью Судьбы.

Йоль — это время, когда между миром живых и миром духов становятся прозрачными границы, и потому это время таинственных обрядов и преображения мира. В наши дни Йоль — это, скорее, светлый праздник. Тому, кто правильно встретит и проведет Йоль, откроются многие двери, удастся . Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

20.12.2018 03:21

7 декабря отмечают православный праздник, посвященный святой Екатерине. В этот день соблюдают традиции, которые помогают...

Йоль (в разных языках Yule, Joel или Yuil) - древний праздник зимнего солнцестояния у скандинавских и германских народов, который традиционно празднуется 21-22 декабря. Будучи языческим, праздник в дальнейшем стал традиционным, и проводился и в христианские времена, совмещаясь с Рождеством.

Из всех празднеств «Йоль», несомненно, самый главный, самый священный и самый могущественный. В эти ночи все миры сходятся в Мидгарде: боги и богини нисходят на землю, тролли и эльфы беседуют с людьми, мертвые выходят из Нижних Миров; те же из людей, кто часто общается с Миром Иным, на время покидают свои тела и присоединяются к всадникам Дикой Охоты (oskorei - «наездники Асгарда»), или же становятся вервольфами и другими духами.

Также «Йоль» - дни великого пира и праздника, в которые все члены клана собирались вместе, дабы вновь встретить Солнце, восставшее из мрака, и узреть возрожденный мир. Неслучайно элементы праздника сохранились и в христианском Рождестве - как, например, вечнозеленое дерево, символизирующее жизнь, которая продолжится и после зимних холодов.
Происхождение слова «Йоль» теряется в глубине веков. Скорее всего, оно восходит к индоевропейскому корню со значением «вращаться», «крутиться», «колесо». Возможно, оно означает «время поворота», «поворот года», «время жертвоприношений» или «темное время».
По традиции «Йоль» длится 13 ночей, которые называют «Ночи духов», что сохранилось и в немецком их наименовании, Weihnachten. Эти тринадцать ночей, от первого заката солнца и до последнего рассвета, - брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершиться жребий богов и вращается веретено богини Судьбы, Урд.

В древности у англосаксонских племен «Йоль» начинался за ночь до зимнего солнцестояния (19 или 20 декабря в зависимости от года). По свидетельству Беды Историка, эта ночь называлась «материнской», и если раньше, судя по всему, она была посвящена ритуалам, связанным с дисами и Фригг, то сейчас это выражается как вечер «в кругу семьи».
Однако самая важная ночь праздника «Йоль» - это, конечно же, солнцестояние, самая длинная ночь в году, во время которой настоящими властителями в этом мире становятся духи. В эту ночь зажигали «костер Йоля» и охраняли дом от злых духов; в эту же ночь давались самые искренние клятвы и обещания. Верили также, что не следует быть одному в эту ночь - ведь тогда человек остается наедине с мертвыми и духами Иного Мира…

Заканчивается «Йоль» на «двенадцатую ночь» (собственно, тринадцатую, о чем свидетельствует даже ее древнеисландское наименование, Threttandi) - то есть, 6 января по христианскому летоисчислению (если считать от ночи христианского Рождества на 25 декабря), или же 1-2 января по древнегерманскому летоисчислению (если считать от 19 или 20 декабря).
Следующий день считался «днем судьбы» - все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года (откуда и повелось наше «как Новый год встретишь, так его и проведешь»). Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время «Двенадцатой Ночи»; и самые сильные слова - те, что сказаны в эту ночь.
Заметим, впрочем, что, по мнению некоторых историков, в древние времена германский «Йоль» отмечался на несколько дней позже, нежели чем христианское Рождество. Так, в Норвегии «Двенадцатая Ночь» («Кнутов день») приходилась на 13 января; некоторые считают, что «Двенадцатую Ночь» отмечали 14 января по современному календарю. Однако большинство современных общин Асатру, тем не менее, предпочитают совмещать «Йоль» с христианским праздником Рождества и зимним солнцестоянием.

Традиции

Йоль - Ночь Солнцестояния, самая длинная ночь в году. В её честь проводился большой праздник, так как средневековые германцы ожидали возрождения Короля Дуба, Солнечного Короля, Дарующего Жизнь, который согревал замёрзшую землю пробуждал жизнь в семенах, хранившихся в её лоне всю долгую зиму. На полях разжигали костры, а урожай и деревья благословляли, распивая пряный сидр.

Дети ходили из дома в дом с подарками в виде гвоздики, яблок, и апельсинов, которые лежали в корзинах из ветвей вечнозелёных растений и стеблей пшеницы, посыпанных мукой. Яблоки и апельсины представляли солнце, ветви символизировали бессмертие, стебли пшеницы изображали урожай, а мука означала успех, свет и жизнь. Падуб, омела и плющ были украшением не только снаружи, но и внутри домов, чтобы пригласить природных духов принять участие в празднике. Ветку падуба хранили около двери весь год как постоянное приглашение счастливой судьбе посетить обитателей дома.
По традиции, проводились пение рождественского гимна, благословление деревьев, сожжение йольского полена, украшение йольского дерева, обмен подарками, поцелуи под омелой. Традиция подавать рождественскую ветчину восходит к языческому обычаю клятвы на голове дикого кабана. Считалось, что такая клятва доходит до самого Фрейра, бога плодородия, священным животным которого был дикий кабан.

Символика
Символика Йоля - йольское полено или маленькое йольское полено с тремя свечками, вечнозелёные сучья и прутья, падуб, плющ, повешенный на двери, золотые свечи, корзины с фруктами, украшенными гвоздиками, кипящий котелок с элем, молочай, рождественский кактус.
Церемониальному йольскому полену отводилось главное место в празднике. В соответствии с традицией полено должно быть взято с земли владельца дома или принято в подарок… но ни в коем случае не куплено. Принесённое в дом и установленное в камине, оно украшалось сезонной зеленью, поливалось сидром или элем и посыпалось мукой. Полено горело всю ночь (его поджигали от кусочека дерева прошлогоднего полена, которое специально сохранялось), затем тлело следующие 12 дней, а после церемониально вынималось. Ясень - традиционное дерево для йольского полена. Это священное дерево тевтонцев, ассоциируемое с мифическим древом Иггдрасиль.

По холмам-лесам крадется
Черный-черный Йольский кот.
Всех бездельников-лентяев
Он с собою заберет.

Скандинавский Йоль, праздник середины зимы. Праздновать Йоль начинают в канун дня зимнего солнцестояния, 20- 21 декабря. Самый короткий день завершается самой длинной ночью, на исходе которой колесо года поворачивается, солнечный день начинает расти и дело понемногу идет к весне.

Одно скандинавское поверье рассказывает о таинственном зимнем госте, разгуливающем по земле в период празднования Йоля — страшном Йольском коте. Кот съедает тех, кто не обзавелся к празднику шерстяной обновкой. Говорят, мыши его совершенно не интересуют, а из людей кот никого не щадит!

Рассказывают, есть на свете нечисть. Могучий природный дух. Он живет в полых холмах,
с сидами Неблагого Двора, и каждый год, зимой, в Йоль,
выходит в людской мир на человеков посмотреть и поохотиться.
Он не в свите Дикой Охоты со всадниками, гончими, черными жеребцами.
Он кот, он сам по себе.
Охотится он на всякую нечисть постороннюю, запредельную, на демонов, но и на людей тоже.
Он огромен и мал, пушист и гладок, у него длинный хвост, острые когти
и большущие зубы. Он может появиться неожиданно, а через секунду
оказаться за сто километров, он не боится огня, а воду замораживает,
дуя на нее сквозь усы. Его нельзя убить, а отогнать его очень сложно.
Страшнее всего увидеть его улыбку с той стороны очага.
Тот, кому не повезло, умрет, сгорит в течении года. Отсюда растут усы
Йольского кота...
Вообще-то он не убивает взглядом, он предупреждает. Все-равно страшно знать,
что жить осталось только год.

Он по-хозяйски ходит по лесам, холмам и пустошам.
А углядев человеческое жилье, крадется к нему и кружит, кружит вокруг.
Причем и днем и ночью.
Охотится. Охотится на лентяев и бездельников. На нерях и ненужных
детей.
А обнаружить таких очень просто - на них нет новой шерстяной одежды.
Декабрь ведь. Времени было много и овец подстричь, и шерсть помыть-посушить-ссучить,
и одежду связать. Шапки-варежки, свитера-носочки-шарфики.
А если этого до декабря не сделано, значит или сам лентяй, или родителям
не нужен.
У самого овец, шерсти нету? Заработай денег и купи. Но в Йоль обязательно должна быть
одежная обновка.
Или дома сиди. И жди Йольского кота...

История о страшном чёрном коте, живущем в горах, была впервые записана в XIX веке. Согласно фольклорным данным, Йольский Кот живёт в одной пещере с великаншей-людоедкой Грилой, похитительницей непослушных и капризных детей, с её мужем Леппалуди (Leppalúði), лентяем и вечным лежебокой, и их сыновьями Йоласвейнарами (исландскими Дед Морозами). Заходит в селения и бродит по ночам во время Йоля (Святок), нападая и съедая тех, кто не обзавёлся к Святкам какой-нибудь шерстяной обновкой. По более поздней версии — Йольский Кот похищает только праздничное угощение. О тех, кто всё же остался без новой одежды, в Исландии говорят: «он надел на себя йольского/рождественского кота» (hann fór í jólaköttinn), то есть навлёк на себя проблемы.

Происхождение образа

Происхождение мифологического образа связывается с реалиями исландского быта, где овцеводство занимало важное место в хозяйстве исландцев: производство грубого сукна из овечьей шерсти — вадмауля (vaðmál) являлось семейным промыслом: после осенней стрижки овец за обработку шерсти принимались все члены семьи — и стар и млад. Как правило, работа завершалась как раз к Святкам, когда в Исландии проходили торги. Из сукна домашней выделки также делалась зимняя одежда для нуждающихся в ней домашних, особенно для подросших детей, и, согласно обычаю, для каждого члена семьи изготавливались небольшие вязаные вещи — носки и варежки. Таким образом, тот, кто усердно трудился до Святок, получал обновку, а ленивые, не успев к торгам, оказывались в невыгодном положении. Чтобы стимулировать детей к труду, родители и пугали их посещением страшного Йольского Кота.

Ведь к началу праздника надлежало и прибрать в доме, и наготовить праздничных угощений и, конечно же, закончить обработку всех даров природы данных в уходящем году. В частности, исландцам необходимо было состричь всю шерсть с овец, хорошенько ее отмыть, вычесать и спрясть. Только в этом случае им и их детям гарантированы новые шерстяные одежды, наличие которых и проверяет Йольский кот. А если хозяева оказались ленивы или нерасторопны и не обзавелись новой шерстяной одежкой, то кот непременно начинал сердиться. А сердить его нельзя ни в коем случае. Ведь самое легкое наказание, которое грозит ленивцам - лишение праздничного обеда, который кот забирает себе. Если же кот рассердится изрядно, то может даже утащить к себе на обед самого хозяина дома или его детей.


Традиции

Йоль — Ночь Солнцестояния, самая длинная ночь в году. В её честь проводился большой праздник, так как средневековые германцы ожидали возрождения Короля Дуба, Солнечного Короля, Дарующего Жизнь, который согревал замёрзшую землю пробуждал жизнь в семенах, хранившихся в её лоне всю долгую зиму. На полях разжигали костры, а урожай и деревья благословляли, распивая пряный сидр.

Дети ходили из дома в дом с подарками в виде гвоздики, яблок, и апельсинов, которые лежали в корзинах из ветвей вечнозелёных растений и стеблей пшеницы, посыпанных мукой. Яблоки и апельсины представляли солнце, ветви символизировали бессмертие, стебли пшеницы изображали урожай, а мука означала успех, свет и жизнь. Падуб, омела и плющ были украшением не только снаружи, но и внутри домов, чтобы пригласить природных духов принять участие в празднике. Ветку падуба хранили около двери весь год как постоянное приглашение счастливой судьбе посетить обитателей дома.

По традиции, проводились пение рождественского гимна, благословление деревьев, сожжение йольского полена, украшение йольского дерева, обмен подарками, поцелуи под омелой. Традиция подавать рождественскую ветчину восходит к языческому обычаю клятвы на голове дикого кабана. Считалось, что такая клятва доходит до самого Фрейра, бога плодородия, священным животным которого был дикий кабан.



Чтобы Йольский кот не испортил праздника, ему можно приготовить особое угощение.

Йольсское полено


Тесто :
6 яиц, разделить желтки и белки
150 гр сахара
250 гр простого шоколада

Начинка :
250 гр несоленого масла
450 гр сахарной пудры
30 мл (2 ст л) молока
25 гр какао порошка

Грибы из безе :
2 яичных белка
1/2 ст л соли
225 гр сахара
50 гр белого шоколада

Этот рулет можно приготовить заранее и хранить в холодильнике накрытым до 2х недель.
1. Разогреть духовку до 220 гр. Проложить форму пергаментом и смазать бумагу растительным маслом. Взбить яичные желтки и сахар, пока смесь не станет легкой и густой.
2. Растопить шоколад и 60 мл (4 ст.л) воды в миске над кастрюлей с кипящей водой. Дать немного остыть и смешать шоколад с желтком. Взбить белки до крепкой, но не сухой пены. Аккуратно добавить немного белков в шоколад, затем добавить и перемешать остаток. Перелить тесто в подготовленную форму. Запекать 12-13 мин, пока не поднимется и не станет упругим. Вытащить из духовки и дать остыть.
3. Для начинки взбить масло. Просеять сахар и взбить с маслом. Добавить молоко. Разделить смесь пополам и в одну половину просеять какао. Перемешать, пока все качественно не соединится.
4. Постелить на стол лист пергамента, посыпать его сахаром. Перевернуть пласт бисквита на пергамент, снять верхний лист бумаги.
5. Намазать белой начинкой, с помощью бумаги закатать рулет. Переложить на блюдо и поставить в холодильник на 1 час.
6. Отрезать диагональный кусок с одного конца рулета, положить его сверху, чтобы получился как бы пенек. Намазать сверху и по бокам шоколадной начинкой. Сделать вилкой полоски, напоминающие кору дерева, плюс несколько завитушек на пеньке. Украсить грибами из безе и шоколадными листьями. Замораживать 1 час перед тем, как подавать.

Йольская Лепешка

Примерный рецепт:
6 стаканов муки
½ стакана сахара
100 г маргарина
1 ч.л. пекарного порошка
1 яйцо
1 ч. л. соли
Замесите тесто в миске. Выложите на смоченную молоком доску, разделите на порции, сформируйте плоские лепешки. Выпекайте в сковороде.

"Йольская каша" - это "сладкий рис", похожий на кутью: рис, сваренный в молоке с миндалем, изюмом и сахаром с корицей. Миндальный орешек, правда, должен быть один - кому он попадется, тот получает от хозяйки подарок.

4 кружки молока
. 1/2 кружки толчёного миндаля
. чайная ложка сливочного масла
. 1/4 кружки сахара
. 1 кружка белого риса (лучше круглого - прим. Г.Б.)
. корица
. 1 кружка сливок

В большой кастрюле довести молоко до кипения, добавить рис и масло. Понизить температуру. Накрыть крышкой, дать рису кипеть на медленном огне около часа, пока молоко не выкипит. Затем переложить в неметаллическую посуду, добавить сливки, миндаль и сахар. Подавать в мисочках, посыпав корицей.

Laufabrauð (Лиственный хлеб)

Мука
. Пекарский порошок или сода
. Соль
. Молоко
. Жир для запекания

Доведите молоко до кипения. Смешать муку с пекарским порошком и солью. Влить молоко в муку и смешать. Замесить и вымесить в длинный жгут. Порезать жгут на кусочки и каждый раскатать в тонкий жгут. Жгуты каким-то непонятным (неуказанным) образом сложить в круглую форму, а затем украсить. Закрыть льняным полотенцем до готовки. Перед поставкой в печь, проткнуть в нескольких местах вилкой. Выпекать на высокой температуре до золотисто-коричневатого цвета. Подавать со сливочным маслом.

"Картошка в карамели"

Очистите и сварите картошку (небольшого размера) целиком. Приготовьте карамель: всыпьте сахар на сковородку, добавьте сливочное масло (можно наоборот). Поставьте на огонь и ждите. Сахар должен не только стать коричневатым, но и расплавиться. Когда сахар станет жидким и при помешивании легко будут образовываться "карамельные стрелы", снимайте карамель с огня. Быстро берите ее ложкой и лейте на выложенную уже на тарелках картошку. Она тут же застывает, иногда прямо в воздухе, потому не теряйте времени даром. (Обмакивать картошку в карамель у меня не получилось - карамель просто не прилипала к ней.)

Кекс с сухофруктами и орехами

300 г муки
. 5 яиц
. 250 г сахара
. 250 г маргарина
. 100 г грецких орехов
. 100 г чернослива
. 100 г кураги
. 100 г фиников
. 0,5 ст.л. соды
. 2 ст.л. красного вина

Разотрите маргарин и сахар до образования пышной массы, взбивая постепенно по одному яйцу и по ложке муки, просеянной с содой. Нарежте сухофрукты и посыпьте мукой и добавьте вино. Добьавьте смесь в тесто и перемешайте. Печь в форме около 45 минут при температуре 200 градусов. Дать остыть в форме. Сверху посыпьте сахарной пудрой.

7. Пряники

Тесто: 500 г мёда, 500 г коричневого сахара, 300 г маргарина, 1250 муки высшего сорта, 3 ч. ложки пряничных специй (душистый перец, мускатный орех, имбирь, кардамон, ванильный сахар, гвоздика, корица), 50 г какао, 2 яйца, сода, 3 ч. ложки коньяка.
Нагреть на плите мед с маргарином, добавить какао. Взбить яйца с коричневым сахаром. Муку смешать со специями. Перемешать медово-маргариновую смесь с яично-сахарной. Добавить туда коньяк, гашеную уксусом соду. Потом потихоньку вмешивать муку. Тесто положить в холодильник на полчасика. Лучше часа на 4 его туда класть.

Пока тесто остывает в холодильнике, нарисовать и вырезать фигурки из бумаги. Тесто раскатать в лепешечки толщиной примерно в 1 см. По контуру фигурок, вырезать аналогичные из теста. На полчаса в духовку. Минут за 10 до того как вынуть пряники из духовки, надо сделать глазурь.

Глазурь: 500 г сахарной пудры взбить миксером с соком 1 лимона.

Глинтвейн

Глинтвейн варят, подбирая вино по собственному вкусу. Более густое сбалансированное кабернэ или ароматная узнаваемая изабелла - выбор хозяйки. Если выбрано сухое вино, то в него придётся добавлять сахар, и удобнее для этого сразу запастись сиропом. Кстати, глинтвейн можно подсластить сиропом домашнего варенья, ежевичного или малинового. Кто-то любит вместе с традиционными пряностями, гвоздикой (буквально пара-тройка штук на котелок) и корицей, оживить глинтвейн сушёными ягодами земляники или вишнями. Можно сервировать глинтвейн в бокалы, разложив туда сначала по несколько вишен из компота. Другие предпочитают варить глинтвейн традиционно: новогодним и цитрусовым. Тогда при варке добавляются мандарины (если их потом планируется есть, то нужно очистить от плёнок и подать гостям длинные ложки или вилки для фруктов) и лимонная цедра. Лучший глинтвейн варится в котелке, чугунном или медном, но не в алюминиевом. Его помешивают, обычно по часовой стрелке (но это дело каждой ведьмы, конечно;) и нагревают до степени "предзакипания". Это уникальный момент, когда глинтвейн ещё только думает, чтобы начать закипать. Ловить его легко научиться: дело только в практике. (Впрочем про глинтвейн можно разговаривать долго, так что лучше я при случае расскажу о нем в отдельной теме).

Винный Напиток с лимоном

На 3 порции:

400 мл красного вина
. 200 мл воды
. 1 лимон
. 50 г сахара
. 8 бутонов гвоздики
. Корица по вкусу

Нашпигуйте лимон гвоздикой. Положите в подходящую емкость и залейте вином и водой. Добавьте корицу и слегка подогрейте смесь, не доводя до кипения). Дайте напитку отстояться в закрытой посуде около 45-50 минут, затем добавьте сахар и размешайте. Уделите лимон и пряости. Напиток подогревать до 50-60 градусов, не доводить до кипения, подавать горячим.

Символика

Символика Йоля — йольское полено или маленькое йольское полено с тремя свечками, вечнозелёные сучья и прутья, падуб, плющ, повешенный на двери, золотые свечи, корзины с фруктами, украшенными гвоздиками, кипящий котелок с элем, молочай, рождественский кактус.

Церемониальному йольскому полену отводилось главное место в празднике. В соответствии с традицией полено должно быть взято с земли владельца дома или принято в подарок… но ни в коем случае не куплено. Принесённое в дом и установленное в камине, оно украшалось сезонной зеленью, поливалось сидром или элем и посыпалось мукой. Полено горело всю ночь (его поджигали от кусочека дерева прошлогоднего полена, которое специально сохранялось), затем тлело следующие 12 дней, а после церемониально вынималось. Ясень — традиционное дерево для йольского полена. Это священное дерево тевтонцев, ассоциируемое с мифическим древом Иггдрасиль.

Йоль — один из древнейших праздников , отмечаемых во многих культурах. У него разные бывают названия и сроки. Чаще всего, это праздник зимнего солнцестояния — ночь с 21 на 22 декабря. Рождество 25 декабря — рождение солнца, день солнцеповорота (день удлиняется). И Новый год — ночь с 31 декабря на 1 января.

В древности праздник длился 13 ночей, начиная с 19 декабря и заканчивая ночью Нового года.

Название Йоль означает колесо, поворот . Поворот колеса жизни.

Эти тринадцать ночей от первого заката солнца и до последнего рассвета — брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершится жребий богов и вращается веретено богини Судьбы.

19 декабря — день подготовки. В этот день наводили порядок, готовились к празднику. В праздник отдыхали. Поэтому все уборки проводились до ночи.

Праздник начинался в ночь с 19 на 20 декабря — это была нулевая ночь. Её проводили дома, в семье.

С заходом солнца (можно просто ночью) зажигали чёрную свечу.

Солнцестояние длится 5 дней, вернее ночей. Зимнее солнцестояние — это праздник тьмы , пик тёмного времени. 2 ночи с 19 по 21 зажигали чёрные свечи . Ночь с 21 на 22 зажигали чёрную свечу, а в середине ночи зажигали ещё и красную свечу . В итоге часть времени горели обе свечи, а потом оставалась красная. И 2 ночи с 22 по 24 зажигали красные свечи .

Эти 5 ночей были временем Тьмы. ТьМа — МаТь. И посвящались богине Маре. В это время отпускали всё старое, просили прощения, освобождались от страхов, сомнений, обид.

Считалось, что в это время стираются границы между мирами. Это ночи духов.

Чёрная свеча — символ тьмы, из которой рождается свет (пламя на чёрной свече). Это как символ инь-янь. Где в чёрном инь — белая точка, зарождение ян.

Свечи нужно было сделать самостоятельно. Воск обладает свойством памяти. И свечи заряжали .

Сейчас вам нужно купить чёрные и красные свечи. Лучший вариантвосковые свечи. Берете чёрную свечу и, держа её между ладонями рук, мысленно переносите на свечу всё, от чего хотите освободиться. Свои страхи, обиды, горести, сомнения — всё что омрачает вашу жизнь, всё тёмное переносите на чёрную свечу. Можете подготовиться заранее и выписать всё, от чего хотите освободиться.

В момент, когда вы возжигаете свечу, выражаете намерение через огонь освободиться от всего, что перенесли на свечу. Зажигаете свечу — приветствуете Дедушку Огонь в своём доме и просите его сжечь всё вместе с воском.

Чёрная свеча символизирует тьму, накопившуюся в душе. Сам огонь — символ света, рождающегося из тьмы и питающегося тьмой. И вы отдаёте тьме то, что её по праву, очищая свою Душу. Эта чистка проводится индивидуально. Вы отпускаете ту боль и тьму, что накопились, не обсуждая это с другими. Лишь Вы и Владычица Тьма . Сам же вечер проводится в кругу семьи, но отпускаемое не обсуждается.

Ночь с 20 на 21 декабря — материнская ночь. Ночь матери — это ночь перед днём зимнего солнцестояния. Эта ночь матери посвящена женским богиням . Хозяйка наводит порядок в доме, украшает его и собирает семью у очага. Всё в это время славят Богинь, а мать открывает врата Иного Мира, чтобы впустить в наш мир новую жизнь. Пришло время подвести итоги и отблагодарить богов и домашних духов за их содействие во всех делах в течение всего года. Это время освободиться от всех забот и тревог для встречи нового жизненного цикла . Это тёмное, женское время.

Также зажигают чёрную свечу. Просят прощения у женщин, матерей. Благодарят за терпение. Отпускают то, что осталось, то, о чём можно или хочется говорить.

21 декабря — Карачун (Корочун) — день зимнего солнцестояния. День языческого почитания Карачуна (второе имя Чернобога) приходится на самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. Считалось, что в этот день берёт свою власть грозный Карачун — божество смерти, подземный бог, повелевающий морозами, злой дух. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток.

Вечером также зажигали чёрную свечу и просили прощения у мужчин . В эту ночь сжигали и отпускали всё, что связано с потусторонним миром. Просили прощения у предков и благодарили их. В середине ночи пока горела чёрная свеча зажигали красную свечу . Красная свеча — символ зарождающегося солнца, света. Она символизирует материальное: здоровье, финансы. На свечу накладывали пожелания к духам и предкам. И через огонь эти пожелания возносились к Отцу Небесному — ПРаРодителю.

Эта ночь — пик тьмы , и если вы не успели отпустить тьму ранее, то самое время сделать это сейчас. Эту ночь праздновали кланами, семьями, деревнями. Это была общая ночь. Жгли костры на холмах. В эту ночь сжигали символическое полено. Его нужно было найти, или принять в дар и вместе с ним сжечь остатки тьмы. Отпускание сопровождалось танцами, посвящёнными Карачану. Нечто вроде шаманских плясок, когда карячились, двигались задом, ползали на карачках, кривлялись. Через причудливые позы сбрасывали оковы тьмы.

И если ночь предыдущую подготавливали женщины , то эту готовили мужчины.

С 22 на 23 и на 24 возжигали красные свечи. Днём ходили в баню, очищали тело и душу от остатков тьмы. Готовились к новому, запасали подарки. Проводили эти ночи с близкими, в семье.

"Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда был божеством, причём одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в его честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавался славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества весёлые ватаги молодёжи".

А. Стрижев "Народный календарь".

25 декабря Коляда — солнце-младенец , в славянской мифологиивоплощение новогоднего цикла , а также персонаж праздников. Славяне отмечают Коляду, когда день "на воробьиный скок" прибыл и начинает разгораться зимнее солнце. Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов. По окончании зачина, всем подносится братина с хмельным напитком, поедают обрядовое печенье. Накануне Нового года дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. Святочные игрища и гадания — остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе и в последнее время становятся всё более популярными. "Колядники" рядятся в одежды, изображают зверей, чертей, с музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, ходят по улицам, поют колядки. Коляда — весёлое, желанное божество . Поедая обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики), поминают Тура. Вместо жертвенного ягнёнка едят печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать узвар и кутью. Праздник заканчивается игрищами.

В ночь с 24 на 25 жгут костры, прогоняя тьму и помогая солнцу возродиться. Для этого поют, водят хороводы, веселятся. И обязательно встречают рассвет, приветствуя народившееся солнце. Весь день празднуют, ходят в гости, устраивают гуляния. В этот день гадают и загадывают желания. Дарят подарки. Обычно это яблоко как символ жизни и солнца (можно апельсин — он больше похож на солнышко ) и зелёные ветви (ветки ёлки или сосны). На камин помещают венок Йоль из зелёных ветвей . Считается, что нужно приобрести обязательно тёплую обновку, лучше из шерсти.

Есть старинный обычай . В эту ночь зажигают восковую свечу, заряженную на желание, и гадают . В следующую ночь зажигают 2 свечи и загадывают большее желание. Потом 3. Каждую ночь прибавляют по свече. Желания начинаются с простых и становятся грандиознее. В ночь с 31.12 на 01.01 зажигают 8 свечей и загадывают самое сокровенное желание . 8 свечей символ бесконечности, открывающейся в эту ночь, и символ проявления в материи, стабильность.

29.12.16 — в этот день новолуние — новый лунный год. Также хороший день и ночь для загадывания желаний и гадания. В эту ночь зажигаете 5 свечей (если пропустили остальные) и можете загадать 5 желаний или 1 большое.

31 декабря — 1 января, Двенадцатая ночь. Горение свечей, их свет и тепло принесут в дом счастье и удачу. 31 декабря — Двенадцатой ночью заканчивается Йоль. Двенадцатая ночь — это ночь рождения нового года, нового жизненного цикла. В двенадцатую ночь врата миров открыты , и все их жители собираются в месте празднования Йоля, чтобы весёлым пиром приветствовать новую жизнь. Считается, что это самое мирное время в году , когда даже злые духи достойны уважения, приветствия и праздничного угощения. Существует поверье, что свечи в венке Йоля (8 штук) должны гореть всю ночь . Горение свечей, их свет и тепло принесут в дом счастье и удачу. Следующий день после Двенадцатой ночи считался "Днём судьбы". Новое, вернувшееся солнце снова стоит над горизонтом, день прибавляется. Всё, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года. Отсюда, возможно, и повелась известная присказка — как Новый год встретишь, так его и проведёшь. Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время Двенадцатой ночи. Кстати, и самую большую силу имеют слова, которые были произнесены в Двенадцатую ночь.

Магический праздник «Йоль»

Йоль (в разных языках Yule, Joel или Yuil) - средневековый праздник зимнего солнцеворота у скандинавских и германских народов, празднуется 21-22 декабря. Изначально языческий, праздник стал традиционным, и проводился и в христианские времена, совмещаясь с Рождеством. В настоящее время традиция почти утрачена.

Из всех празднеств «Йоль», несомненно, самый главный, самый священный и самый могущественный. В эти ночи все миры сходятся в Мидгарде: боги и богини нисходят на землю, тролли и эльфы беседуют с людьми, мертвые выходят из Нижних Миров; те же из людей, кто часто общается с Миром Иным, на время покидают свои тела и присоединяются к всадникам Дикой Охоты (oskorei - «наездники Асгарда»), или же становятся вервольфами и прочими духами.

Также «Йоль» - дни великого пира и праздника, в которые все члены клана собирались вместе, дабы вновь встретить Солнце, восставшее из мрака, и узреть возрожденный мир. Неслучайно элементы праздника сохранились и в христианском Рождестве - как, например, вечнозеленое дерево, символизирующее жизнь, которая продолжится и после зимних холодов.

Происхождение слова «Йоль» теряется в глубине веков. Скорее всего, оно восходит к индоевропейскому корню со значением «вращаться», «крутиться», «колесо». Возможно, оно означает «время поворота», «поворот года», «время жертвоприношений» или «темное время».

По традиции «Йоль» длится 13 ночей, которые называют «Ночи духов», что сохранилось и в немецком их наименовании, Weihnachten. Эти тринадцать ночей, от первого заката солнца и до последнего рассвета, - брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершиться жребий богов и вращается веретено богини Судьбы, Урд.

В древности у англосаксонских племен «Йоль» начинался за ночь до зимнего солнцестояния (19 или 20 декабря в зависимости от года). По свидетельству Беды Историка, эта ночь называлась «материнской», и если раньше, судя по всему, она была посвящена ритуалам, связанным с дисами и Фригг, то сейчас это выражается как вечер «в кругу семьи».

Однако самая важная ночь праздника «Йоль» - это, конечно же, солнцестояние, самая длинная ночь в году, во время которой настоящими властителями в этом мире становятся духи. В эту ночь зажигали «костер Йоля» и охраняли дом от злых духов; в эту же ночь давались самые искренние клятвы и обещания. Верили также, что не следует быть одному в эту ночь - ведь тогда человек остается наедине с мертвыми и духами Иного Мира…

Заканчивается «Йоль» на «двенадцатую ночь» (собственно, тринадцатую, о чем свидетельствует даже ее древнеисландское наименование, Threttandi) - то есть, 6 января по христианскому летоисчислению (если считать от ночи христианского Рождества на 25 декабря), или же 1-2 января по древнегерманскому летоисчислению (если считать от 19 или 20 декабря).

Следующий день считался «днем судьбы» - все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года (откуда и повелось наше «как Новый год встретишь, так его и проведешь»). Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время «Двенадцатой Ночи»; и самые сильные слова - те, что сказаны в эту ночь.

Заметим, впрочем, что, по мнению некоторых историков, в древние времена германский «Йоль» отмечался на несколько дней позже, нежели чем христианское Рождество. Так, в Норвегии «Двенадцатая Ночь» («Кнутов день») приходилась на 13 января; некоторые считают, что «Двенадцатую Ночь» отмечали 14 января по современному календарю. Однако большинство современных общин Асатру, тем не менее, предпочитают совмещать «Йоль» с христианским праздником Рождества и зимним солнцестоянием.

Традиции

Йоль - Ночь Солнцестояния, самая длинная ночь в году. В её честь проводился большой праздник, так как средневековые германцы ожидали возрождения Короля Дуба, Солнечного Короля, Дарующего Жизнь, который согревал замёрзшую землю пробуждал жизнь в семенах, хранившихся в её лоне всю долгую зиму. На полях разжигали костры, а урожай и деревья благословляли, распивая пряный сидр.

Дети ходили из дома в дом с подарками в виде гвоздики, яблок, и апельсинов, которые лежали в корзинах из ветвей вечнозелёных растений и стеблей пшеницы, посыпанных мукой. Яблоки и апельсины представляли солнце, ветви символизировали бессмертие, стебли пшеницы изображали урожай, а мука означала успех, свет и жизнь. Падуб, омела и плющ были украшением не только снаружи, но и внутри домов, чтобы пригласить природных духов принять участие в празднике. Ветку падуба хранили около двери весь год как постоянное приглашение счастливой судьбе посетить обитателей дома.

По традиции, проводились пение рождественского гимна, благословление деревьев, сожжение йольского полена, украшение йольского дерева, обмен подарками, поцелуи под омелой. Традиция подавать рождественскую ветчину восходит к языческому обычаю клятвы на голове дикого кабана. Считалось, что такая клятва доходит до самого Фрейра, бога плодородия, священным животным которого был дикий кабан.

Символика

Символика Йоля - йольское полено или маленькое йольское полено с тремя свечками, вечнозелёные сучья и прутья, падуб, плющ, повешенный на двери, золотые свечи, корзины с фруктами, украшенными гвоздиками, кипящий котелок с элем, молочай, рождественский кактус.

Церемониальному йольскому полену отводилось главное место в празднике. В соответствии с традицией полено должно быть взято с земли владельца дома или принято в подарок… но ни в коем случае не куплено. Принесённое в дом и установленное в камине, оно украшалось сезонной зеленью, поливалось сидром или элем и посыпалось мукой. Полено горело всю ночь (его поджигали от кусочека дерева прошлогоднего полена, которое специально сохранялось), затем тлело следующие 12 дней, а после церемониально вынималось. Ясень - традиционное дерево для йольского полена. Это священное дерево тевтонцев, ассоциируемое с мифическим древом Иггдрасиль.

Йоль - средневековый праздник зимнего солнцеворота у скандинавских и германских народов, празднуется 21-22 декабря.



Рассказать друзьям