Тема Ю. Энтин «Песня о маме». Б. Заходер «С папой мы давно решили»
Цели урока: познакомить обучающихся с произведениями Ю. Энтина и Б. Заходера, совершенствовать навыки выразительного, правильного и осознанного чтения; развивать логическое мышление, речь, память; воспитывать любовь и уважение к родителям.
Тип урока – урок усвоения новых знаний и способов действий
Планируемые результаты:
1. Предметные
- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;
- объяснять отдельные выражения в лирическом тексте, задавать вопросы к стихотворению.
2. Личностные
Понимание особой роли семьи в жизни каждого отдельного человека;
- уважительное отношение к родителям;
Понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
Понимать и принимать учебные задачи, осуществлять их решение под руководством учителя;
Планировать деятельность на уроке под руководством учителя;
Вступать в диалог, выслушивать и уважать разные точки зрения.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные
1. Самостоятельно, в ходе рассуждений определять и формулировать задачи и цели деятельности на уроке;
2. Учиться анализировать, высказывать свое предположение, описывать на основе работы с текстом;
3. Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные
1. Самостоятельно ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
2. Добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
3. Учиться ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем познавательного и поискового характера.
Коммуникативные
1. Уметь доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в форме грамотного, логичного, полного ответа;
2. Участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения;
3. Совместно договариваться о правилах поведения на уроке и следовать им.
Ресурсы:
1. Основные (учебники по литературному чтению)
2. Дополнительные (ИКТ, видеофрагмент из фильма «Мама» – «Песня о маме» Ю. Энтина в исполнении Л. Гурченко, выставка книг, карточки с текстом речевой разминки)
Ход урока.
Этап урока,виды работ
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
I .Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности
– Здравствуйте, ребята.
– Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глазки, улыбнитесь и пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно и открыть много нового и интересного. Присаживайтесь.
Приветствие учителя обучающимися.
Посредством психологической минутки дети мобилизуют внимание, настраиваются на продуктивную работу на уроке.
II .Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы
Речевая разминка
Индивидуальный опрос (проверка домашнего задания)
– Прочитайте про себя стихотворение на карточках, которые есть у каждого из вас.
Сколько облаков на небе!
Сколько колосков в полях!
Сколько песенок y птицы!
Сколько листьев на ветвях!
Сколько звезд на ясном небе!
Сколько капель в океане!
Столько нежных поцелуев
Подарить хочу я маме!
– Кому посвящено это стихотворение?
– Как вы думаете, как ребенок из стихотворения относится к своей маме?
– Прочитайте выразительно. Обратите внимание на знаки в конце каждого предложения.
– Прочитайте скороговоркой.
– Семья – это самое большое богатство, которое только может быть в жизни человека. Семья – это маленький, уникальный мир, где вас всегда любят, понимают и поддерживают. А уникальным, особенным этот мир делают, кроме любви, уважения и заботы семейные традиции, которые, если хорошенько подумать, есть в каждой семье.
И сейчас, ребята, мы проверим, как вы справились с домашним заданием, полученным на прошлом уроке. Расскажите о своей семье и ваших семейных традициях.
– Вы уже можете предположить, о ком или о чем мы будем сегодня читать и говорить?
(Стихотворение посвящено маме)
(Ребенок из стихотворения относится к маме с любовью, нежностью, трепетом)
П1,2
К2,3
III . Решение проблемы
Фронтальная беседа по впечатлениям
Рассказ учителя о писателе
Первичное восприятие произведения
Проверка первичного восприятия
– Вы совершенно правы. Сегодня мы будем читать стихотворения о самом близком и родном человеке – о маме.
– А не так давно мы отмечали праздник, посвященный мамам. Какой?
– Как вы поздравляли своих мам?
– Откройте свои учебники на стр. 71. Скажите, какое стихотворение мы будет читать? Кто его автор?
Юрий Сергеевич Энтин – не просто поэт с большой буквы, он – обожаемый поэт самых требовательных зрителей и слушателей – детей. Энтин подарил им массу кино- и мультгероев, потому что именно его словами они заговорили и запели с экранов телевизоров. Он оживил Трубадура, Принцессу и бременских музыкантов, написал множество песен, которые звучат в «Гостье из будущего», «Приключениях Буратино», «Приключениях Электроника» и других популярных кинолентах. Его талант поистине не знает границ.
Будущий поэт-песенник Юрий Энтин родился в Москве 21 августа 1935 года. Военное детство прошло в эвакуации в Оренбурге, где воспитанием мальчика занимался мудрый дед. Отец был на фронте, поэтому мальчику пришлось очень рано повзрослеть. Дедушка привил Юрию интерес к истории и любовь к литературе. В 14 лет, лежа в больнице Юрий Энтин написал свое первое стихотворение, которое посвятил медсестре, сердечно о нем заботившейся. Но отдать ей стихи он так и не решился.
Энтин мечтал учиться в столичном Историко-архитектурном институте, но его мечте было не суждено сбыться, и тогда он поступил на исторический факультет педагогического института, по окончанию которого сначала работал в школе учителем истории, какое-то время трудился в библиотеке, а потом совершенно случайно попал в детскую редакцию фирмы «Мелодия», которую со временем и возглавил. С тех пор с ним работали лучшие композиторы страны. Их совместные хиты сейчас называют Золотым веком детской песни.
– А сейчас я предлагаю послушать песню в исполнении Людмилы Гурченко и детей.
– Вам понравилась песня?
– Прочитайте текст песни в учебнике.
– Что заметили?
– Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
– Как вы понимаете последние строки?
(Стихотворение «Песня о маме» Ю.С. Энтина)
Слушают рассказ учителя.
Слушают песню.
Высказывают своё мнение.
Читают.
П1,3
Л2,4
К2,4
IV . Физкультминутка
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
Принимают активное участие в физкультминутке, выполняют подражательные движения по тексту вместе с учителем
Р1,5
Продолжение
III этапа урока
Работа с выставкой книг
Чтение произведения
Беседа по содержанию с выборочным чтением
Следующий поэт, с которым мы сегодня познакомимся – это Борис Владимирович Заходер. Читая его произведения - такие звонкие, такие светлые, смешные и мудрые - трудно предположить, что их автор прошел две войны и пережил немало личных трагедий.
Одаренность Бориса проявилась еще в детстве: мальчик легко учился, много читал, занимался музыкой, писал первые собственные сказки. Под руководством матери, талантливой переводчицы, он занимался также языками - к ним у будущего поэта тоже обнаружились незаурядные способности. Но главной страстью юного Заходера была биология. Он даже поступил на биологический факультет Московского Университета, однако литературный талант все же победил и Борис поступил в Литературный институт имени Горького.
Заслуженную популярность Борису Владимировичу принесли произведения, написанные как в стихах, так и в прозе, например: сборник стихов «На задней парте», «Школа для птенцов», «Моя Вообразилия», книга сказок «Мартышкино завтра», «Почему рыбы молчат», «Сказка про всех на свете» и др.
Кроме того, большую популярность ему принесли переводы известных зарубежных детских сказок: повести-сказки Милна «Винни-Пух и все-все-все», Л. Кэррола «Приключения Алисы в Стране Чудес», сказки братьев Гримм «Бременские музыканты» и др. – Прочитаем стихотворение Бориса Заходера
«С папой мы давно решили…»
– Как вы думаете, какое оно – смешное, грустное, поучительное или шуточное? Почему?
– Что вам вспомнилось при чтении этого стихотворения?
– Придумайте вопрос к стихотворению. Задайте его классу.
Рассматривают выставку, слушают учителя
(Смешное, поучительное, шуточное)
П2,3
К1,2
П1,2,3
V .Первичное закрепление
Сопоставление произведений и выявление воспитательной ценности
Давайте сравним произведения, которые сегодня читали.
Чем они похожи?
Чем отличаются?
Чему учат?
Какое произведение вам понравилось больше? Почему?
Сопоставляют и отвечают на вопросы
Р1,2
К1,2
Л1,2,3
VI .Организация самостоятельной работы
Подготовка к выразительному чтению
Послушайте и приготовьтесь оценить чтение товарищей.
– Чьё чтение вы считаете самым удачным? Почему?
Самостоятельно готовят выразительное чтение текста
Читают или слушают
Оценивают чтение
VII .Информация о домашнем задании
– Откройте свои дневники и запишите домашнее задание: «Выучить наизусть стихотворение по выбору, с. 70-71»
Записывают задание в дневник
VIII .Рефлексия учебной деятельности
– Выберете и продолжите любое предложение:
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
Сегодня я сумел…
Р1,3
8 марта в детском саду мальчики и девочки поздравляют своих мам, читают детские стихи маме. Детские стихи маме для младших групп не должны быть сложными, нагруженными словами — четверостишия вполне хватит. А вот детские стихи маме в средней и старшей группах уже могут быть длиннее и серьезнее.
Мы собрали детские стихи маме, чтобы воспитатели могли их разучить вместе с дошколятами. Ведь каждой маме будет приятно услышать поздравление от своего малыша 8 марта в детском саду, пускай вместо «р» пока получается «л», а часть слов забылась — зато с душой и с любовью.
ДЕТСКИЕ СТИХИ МАМЕ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Я не проказник
Я весь день не плакал,
Не дразнил собаку.
Не таскал котенка,
Я ведь не проказник:
Нынче мамин праздник.
В. Лунин
Кто любимей всех на свете?
Это сразу скажут дети.
Обойди весь белый свет,
Лучше мамы в мире нет!
Мамин портрет
Я протру стекло и раму
Потому что в раме – мама.
Дочиста протру я раму:
Очень уж люблю я маму!
Г. Виеру
Ресницы
Рядом с мамой я усну,
К ней ресницами прильну.
Вы, ресницы, не моргните,
Мамочку не разбудите.
Г. Виеру
Яблочко
Яблочко румяное
Есть одна не стану я,
Половинку яблочка
Дам любимой мамочке.
Е. Стеквашова
С папой мы давно решили
Маму в праздник удивить.
Мыли, гладили, варили
И, конечно, удивили,
Что об этом говорить!
Мама похвалила нас
И … уборкой занялась.
Б.Заходер
Мамин трyд я берегy,
Помогаю, чем могy.
Нынче мама на обед
Наготовила котлет
И сказала: «Слyшай,
Вырyчи, покyшай!»
Я поел немного,
Разве не подмога?
Маму поздравляют малыши
Вот какой нарядный
Детский сад —
Это мамин праздник
У ребят.
Мы для мамы
Песню запоем,
Мы для мамы
Пляску заведем.
Л. Миронова
Подарок маме
Маму я свою люблю,
Ей подарок подарю.
Я подарок сделал сам
Из бумаги с красками.
Маме я его отдам,
Обнимая ласково.
Ольга Чусовитина
* * *
С мамой по городу
Когда я по городу
С мамой хожу,
За руку маму
Я крепко держу:
Зачем ей
Идти и бояться,
Что может она
Потеряться?
Светлана Пшеничных
Моя мама
Много мам на белом свете.
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя.
В.Руссу
ДЕТСКИЕ СТИХИ МАМЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ГРУПП
Мамочке — подарочки
Я любимой мамочке
Подарю подарочки:
Вышью ей платочек.
Как живой, цветочек!
Чисто уберу в квартире —
И нигде не будет пыли.
Вкусный испеку пирог
С яблочным вареньем…
Только мама на порог —
Тут и поздравления!
Ты мамуленька моя,
Поздравляю я тебя:
С этим праздником,
С весной,
С первыми цветочками
И с хорошей дочкой.
З.Орлова
Посидим в тишине
Мама спит, она устала…
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
Я уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
— Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но, мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
— Ничего, шептал он будто,-
Посидим и в тишине!…
Е.Благинина
Моя мама
Однажды я сказал друзьям:
На свете много добрых мам,
Но не найти, ручаюсь я,
Такую маму, как моя!
Она купила для меня
На колесиках коня,
Саблю, краски и альбом…
Только разве дело в том?
Я и так ее люблю,
Маму, мамочку мою!
Н.Саконская
8 марта — праздник мам.
Тук-тук — стучится в двери к нам.
Он только в тот приходит дом,
Где помогают маме.
Мы пол для мамы подметем,
На стол накроем сами.
Поможем ей сварить обед,
Мы с ней споем, станцуем.
Мы краскою ее портрет
В подарок нарисуем.
«Их не узнать, вот это да!» —
Тут мама скажет людям.
А мы всегда, а мы всегда,
Всегда такими будем.
Мамин день
Вот подснежник на поляне,
Я его нашел.
Отнесу подснежник маме,
Хоть и не расцвел.
И меня с цветком так нежно
Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник
От ее тепла.
М. Садовский
Мама
Платьев у мамы
Ну прямо
Не счесть.
Синее есть
И зелёное есть,
Есть голубое
С большими цветами —
Каждое служит
По-своему маме.
В этом уходит
Она на завод,
В этом в театр
И в гости идёт,
В этом сидит,
Занята чертежами…
Каждое служит
По-своему маме.
Брошен небрежно
На спинку кровати
Старый, потрёпанный
Мамин халатик.
Я подаю его
Бережно маме,
А почему —
Догадаетесь сами:
Если наденет
Халатик цветной,
Значит, весь вечер
Пробудет со мной.
Г. Демыкина
НА ЗАМЕТКУ. Ролевые игрушки по низким ценам в специализированном магазине для воспитателей «Детский сад» — detsad-shop.ru .
Международный женский день придумала в 1910 году немецкая революционерка Клара Цеткин. В России его впервые отметили в Санкт-Петербурге в 1913 году. Со временем этот праздник, имевший поначалу политическую окраску, стал праздником Весны, Любви и Красоты. Ещё в Древнем Риме существовал женский праздник. Он назывался Днём свободных женщин. В этот день богатые римлянки получали подарки, их окружали любовью и вниманием. Облачённые в лучшие одежды, с благоухающими венками на головах, они приходили в храм богини Весты — хранительницы домашнего очага. Рабыни тоже получали подарки — в этот день им разрешалось отдыхать.
Мы предлагаем вам прекрасные стихи, посвященные празднику 8 марта . Стихи о маминой красоте и доброте, о любви к маме. Стихи для младших школьников. Стихи для чтения в школе, для семейного чтения.
8 МАРТА - ДЕНЬ ВЕСЕННИЙ И МИМОЗНЫЙ
М. Садовский
ЭТО МАМИН ДЕНЬ
День весенний,
Не морозный,
День весенний
И мимозный —
Это мамин день!
День безоблачный,
Не снежный,
День взволнованный
И нежный —
Это мамин день!
День просторный,
Не капризный,
День подарочный,
Сюрпризный —
Это мамин день!
Я. Аким
МАМА
Мама! Так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье «МАМА».
В. Берестов
ПРАЗДНИК МАМ
Восьмое марта, праздник мам, —
Тук-тук! — стучится в двери к нам.
Он только в тот приходит дом,
Где помогают маме.
Мы пол для мамы подметём,
На стол накроем сами.
Мы сварим для неё обед,
Мы с ней споём, станцуем.
Мы красками её портрет
В подарок нарисуем.
— Их не узнать! Вот это да!
Тут мама скажет людям.
А мы всегда,
А мы всегда,
Всегда такими будем!
С. Махотин
ДЕВЯТОЕ МАРТА
Я вскочил, убрал кровать,
Хоть и мог ещё поспать.
На будильник не ворчу,
А на кухне хлопочу.
Чаю маме подливаю,
Праздник маме продлеваю.
А. Усачёв
ПОДАРОК МАМЕ
Подарок мамочке готов —
Большой-большой букет цветов.
Я рисовал его полдня...
Ну поцелуй скорей меня!
П. Синявский
ПОРТРЕТ
Я портрет нарисовала,
Постаралась от души.
От старания сломала
Все свои карандаши.
И коричневый, и синий,
И оранжевый сломала...
Всё равно портрет красивый,
Потому что это мама.
Борис Заходер
С папой мы давно решили
Маму в праздник удивить.
Мыли, гладили, варили
И, конечно, удивили,
Что об этом говорить!
Мама похвалила нас
И... уборкой занялась.
Р. Сеф
ПОМОЩНИК
Мама делала пирог,
Я немножко ей помог:
В тесто положил корицы,
Вылил баночку горчицы,
Всыпал ложку чечевицы,
В общем, сделал всё, что мог.
Е. Дюк
ТЫ ВЕДЬ, МАМОЧКА, УСТАЛА...
Ты ведь, мамочка, устала —
Отдохнула б, полежала,
Почитала, повязала,
Телевизор бы включила,
Может, что-нибудь пошила,
Постирала, поварила,
Подмела бы пол, помыла...
Ну а ты покой забыла —
Вновь и вновь глядишь уныло
То в дневник, а то в тетрадь!
И сидишь со мною рядом,
И меня пронзаешь взглядом.
Ты ведь, мамочка, устала...
Да и мне бы... погулять...
Н. Саконская
РАЗГОВОР О МАМЕ
От чистого сердца,
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.
Мы любим её,
Как хорошего друга,
За то, что у нас
С нею всё сообща,
За то, что, когда
Нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть
У родного плеча.
Мы любим её и за то,
Что порою
Становятся строже
В морщинках глаза,
Но стоит с повинной
Прийти головою —
Исчезнут морщинки,
Умчится гроза.
За то, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем доверить
Ей сердце своё.
И просто за то,
Что она — наша мама,
Мы крепко и нежно Любим её.
Л. Квитко
МОЯ БАБУШКА
Мы с моею бабушкой
Старые друзья.
До чего ж хорошая
Бабушка моя!
Сказок знает столько,
Что не перечесть,
И всегда в запасе
Новенькая есть.
А вот руки бабушкины
Это просто клад.
Быть без дела бабушке
Руки не велят.
То полы старательно
Моют и скребут,