Проект на тему как делают бумагу. Исследовательский проект "как изготовить бумагу в домашних условиях ручным способом"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Руководитель проекта:

Наговицына Н., Ушакова Л. А.

Учреждение:

МБДОУ Детский сад № 30 «Одуванчик» г. Старый Оскол

Предложенный исследовательский краткосрочный проект в средней группе ДОУ «Бумага, ее качества и свойства» направлен на изучение воспитанниками детского сада физических свойств бумаги и бумажных изделий.

Автор краткосрочного проекта в средней группе детского сада «Бумага, ее качества и свойства» провела с воспитанниками ряд манипуляций по выявлению физических качеств бумаги в ходе эксперимента. Данная исследовательская часть была представлена в игровой форме.


Данный проект для средней группы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) «Бумага, ее качества и свойства» создан в рамках экологической тематики проектных работ, где воспитанники детских садов не только изучают свойства материалов и прочих объектов, но и учатся экологической грамотности для сохранения чистоты окружающей среды.

Паспорт

творческо-исследовательского проекта «Бумага, ее качества и свойства»
средней группы детского сада

Цель проекта:
Формировать и расширять представления детей о бумаге, разных ее
видах, качествах и свойствах.

Длительность проекта: 1 месяц.

Участники проекта: дети, воспитатели.

Задачи проекта:

  1. Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги.
  2. Развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно–следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду), заинтересовать работой с бумагой.
  3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

Реализация проекта


I – Неделя

1. Беседа о возникновении бумаги.

Дети узнали, что очень давно 2000 лет назад китайский народ изобрел бумагу, а другие народы покупали у них как самую большую драгоценность.

Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников и попытались у пленников узнать, как они изготавливают бумагу.

Так люди во всем мире научились делать бумагу по китайскому способу, а делали ее китайцы вручную. В наше современное время бумагу делают машины. Но прежде всего дети узнали – в лесу рубят дрова, бревна везут на фабрику. Здесь их очищают, а затем дробят в машине-дробилке на мелкие кусочки.

Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу, Она и идет на изготовление бумаги. Процесс производства бумаги сложный. Поэтому мы обращали внимание детей на то, что с бумагой надо обращаться бережно, экономно ее расходовать.

2. Рассматривание иллюстрации об изготовлении бумаги.

3. Рассматривание предметов, изготовленных из бумаги.

4. Опыт: «Свойство бумаги (рвется, мнется)

Дети пытаются помять полоски бумаги, а затем ее разгладить ладошкой. А затем делают вывод, что бумага легко мнется и совсем не разглаживается, не становится прежней.

Игра «Сминание» - (дети порванные кусочки скатывают в «снежки», затем бросают в цель, складывают в корзину, склеивают-получают снеговик, цветы и т д.).

Также дети попробовали оторвать кусочек бумаги от полоски, получилось это легко. И дети сделали вывод, что бумага непрочная – она легко рвется.

5. Игра «Разрывание» (дети подбрасывают разорванную бумагу, представляя себе, что это кружат осенние листья в воздухе, пушинки, снежинки) можно наклеить обрывки бумаги на белый лист бумаги и порадоваться тому, что из этого получилось.

Цель этих игр – развивать моторную функцию рук, творческий потенциал, закреплять свойства бумаги. Формировать привычку к труду.


II – Неделя.

1. Наблюдение за деревьями.

Цель : формировать бережное отношение к деревьям, замечать их
красоту. И чем экономнее мы будем использовать бумагу, тем больше берез
и елей останется в лесу.

2. Загадывание загадок о бумаге. «Я белая, как снег, дружу с карандашом, где он пройдет, там заметку кладет».

Цель - упражнять в подборе слов-антонимов, определений, отгадывании загадок.

3. Разучить и исполнить песенку «Бумажные кораблики».

4. «Опыт» «свойство бумаги, как впитывающая способность и что бумага хорошо горит» Что бумага хорошо впитывает воду, дети убедились, когда опустили в стакан с водой полоски бумаги. Дети сделали вывод, что бумага намокает в воде и расползается.

Также дети наблюдали, как бумага хорошо горела. Дети сделали вывод: бумага хорошо горит, но это свойство очень опасно, его может проверить только взрослый.

5. Игра с бумажным корабликом и лодочкой (дети пускают их в тазике с водой) цель -закреплять свойства бумаги.

6. Конструирование «Лодочка»
Цель - закреплять свойства бумаги, учить складывать бумагу в разных направлениях, делать лодочку.

III- Неделя


1. Подбор литературы по изготовлению по изготовлению поделок.

Цель - формировать у родителей позицию активного участника
педагогического процесса.

Цель : показать детям, что бумага обладает такими свойствами, как(гладкая –шершавая, толстая – тонкая, белая – цветная и что на бумаге можно рисовать).

Дети брали карандаши и проводили по полоске линию и видели, что на бумаге остается след от карандаша. Значит, дети сделали вывод, что на бумаге можно рисовать.

3. Аппликация на тему «Составь красивый узор»

Цель : развивать творческие способности детей, закреплять свойства бумаги.

Но как из огромного дерева получается красивая тетрадь, книга или пачка белых листов? Разберемся в этом вместе.

Как делают бумагу

Бумага производится на бумажных фабриках. Из леса на фабрику привозят бревна. Чаще всего используют сосну, ель, березу, а также эвкалипт, тополь, каштан.

На специальной площадке из бревен сдирают кору и измельчают на щепки. Затем на конвейере осколки транспортируют на целлюлозный завод, где они варятся в специальном растворе. В результате получается целлюлоза - основное сырье для изготовления бумаги.

Интересно! Из одного дерева получается 2857 тетрадей на 12 страниц. Чтобы вырастить взрослое дерево, нужно 60 лет. Вот почему важно бережно пользоваться учебниками и тетрадями, ведь все это - срубленные деревья.

Самый экономный способ получить древесную целлюлозу - механический . Деревообрабатывающее предприятие измельчает лесоматериалы в крошку и смешивает с водой. Так изготавливают бумагу низкого качества - например, для газет.

А вот для изготовления высококачественной бумаги - для журналов, книг и брошюр - применяют химический способ . С помощью сит осколки сортируют по размеру. Дальше измельченная древесина с добавлением кислоты варится в специальных машинах.

Затем целлюлоза проходит через фильтры и промывается, освобождаясь от примесей. На этом этапе к сырью могут добавить макулатуру, однако предварительно ее непременно очищают от чернил.

Следующий этап - добавление клеев и смол. Первые - отталкивают влагу, вторые - предотвращают растекание чернил, которые часто изготавливаются на водной основе. Именно благодаря этим процессам написанное в Твоей тетради не размазывается и легко читается. Бумага для печати такой проклейки не требует, ведь печатные краски не готовят на водной основе.

Но и это еще не все. Потом к бумажному сырью добавляют пигменты и красители. Например, белый цвет бумаги получается благодаря добавлению каолина.

После этого бумажная масса попадает в бумагоделательную машину на ленточный конвейер. Здесь с помощью крошечных пористых отверстий и отжима различными валиками из бумаги удаляется влага и образуется сплошная рулонная лента.

На этапе «мокрого прессования» бумагу окончательно высушивают, обезвоживают и уплотняют. Результат - ровная белая лента наматывается на огромный рулон. Бумага готова! Можно отправлять на книжные фабрики. Там бумажное полотно разрезают, создавая книги и тетради.

Узнать все тонкости производства бумаги можно из видеоролика.


Как делают книги?

Итак, после того, как автор напишет текст, а редактор издательства его утвердит, начинается процесс корректуры . Произведение проверяется на наличие ошибок. В идеале команда корректоров вычитывает текст несколько раз. После этого книге подбирают иллюстрации.

Затем начинается верстка . С помощью специальной компьютерной программы верстальщик выбирает формат книги, размер полей, виды и размеры шрифтов, определяет расположение иллюстраций и текста.

Следующий этап называется цветоделением . Знаешь ли Ты, что для того, чтобы напечатать обложку модного журнала, нужно всего четыре краски: голубая, розовая, желтая и черная? Поэтому сейчас дизайнер должен разделить все иллюстрации на четыре составляющие.

Самый ответственный этап - печать книги . Краска с помощью валиков на печатной машине раскатывается до тоненького слоя, подается на печатную форму, которая вращается и наносит изображение на сплошной виток бумаги.

Интересно! За одну смену работники типографии могут напечатать несколько тысяч листов.

Любую книгу трудно представить без обложки. Поэтому следующий этап - создание «лица» будущей книги. Если обложка готова, ее накладывают на книжный блок и подрезают. Если изготавливается твердая обложка, книгу обрезают до приклеивания обложки.

Вот и все - книга готова радовать глаза восхищенных покупателей, осталось лишь запаковать. Увидеть воочию, как делают книги, Ты можешь в следующем видео.


Из чего делали книги и бумагу в древности?

Когда-то не было книг в таком виде, в котором Ты видишь их на витринах магазинов или в библиотеках сегодня. А все потому, что люди не умели их изготавливать. Вместо бумаги человечество использовало стены пещер, камни, посуду, кору деревьев

Прошли годы, и люди придумали делать записи на сырой глине . Однако такие книги были слишком тяжелы, неудобны и недолговечны.

Спустя некоторое время тяжелое глиняное полотно сменили книги из телячьей или козьей шкуры - легкие и практичные. Поскольку первую такую книгу создали в древнем городе Пергаме, «бумагу» из кожи животных назвали пергаментом.

Однако такой материал был слишком дорогой, ведь чтобы создать одну книгу, надо было забить много телят. Поэтому люди продолжали искать более дешевые и легкие способы создания книг. И это им удалось.

Вдоль рек Африки растет высокое болотное растение - папирус . О его удивительных свойствах люди догадались не сразу. Сначала растение использовали при строительстве домов. Но однажды один мужик чинил свой дом. Разрезал стебель, вынул волокнистую середину и положил на солнце. Каково же было удивление мужчины, когда он заметил, что волокна превратились в сухие узенькие ленточки. А когда он увидел, что папирус еще и хорошо впитывает краску, то понял: на папирусе можно писать! Так появились книги из папируса.

Но кто и когда изобрел бумагу такой, какой мы видим ее сейчас? Исследователи уверяют: пальма первенства принадлежит китайцам. Они додумались производить бумагу из молодых побегов бамбука.

Интересно! …А до того времени китайцы писали на шелке или бамбуковых дощечках. Таинство изготовления шелка китайцы ревностно берегли. Однако шелк был очень дорогим, а значит - недоступным большинству населения, а бамбук - слишком тяжелым. На одной доске помещались всего 30 иероглифов. Сохранились сведения: для того, чтобы перевезти некоторые произведения, китайцам необходима была целая телега.

Китайские летописи сообщают, что бумагу изобрел в 105 г. н. е. Цай Лунь .

«Всякий высоко ценит деятельность Цай Луна: он изобрел бумагу, и слава его живет до сих пор...» - говорит летопись.

ІV век сталпереломным в истории изготовления бумаги. После совершенствования технологии ее производства бумага навсегда вытеснила бамбуковые дощечки. Новые эксперименты доказали: бумагу можно производить из дешевого растительного сырья: коры деревьев, тростника, бамбука. Последнему китайцы были особенно рады: бамбука в их стране - пруд пруди.

Как ни старались китайцы сохранить тайну производства бумаги, им это не удалось. В 751 году во время борьбы с арабами несколько китайских мастеров попали в плен. От них арабы узнали секрет создания загадочного товара и в течение пяти веков выгодно сбывали его в Европу.

Как ни странно, но европейцы последними из цивилизованных народов научились изготавливать бумагу - где-то в XI-XII ст. Первыми позаимствовали технологию производства бумаги испанцы, потом - итальянцы, немцы, англичане...Интересно, что долгое время бумагу изготавливали не только с размоченных волокон деревьев, но и с тряпок и другого лохмотья.

Первую производственную машину по выпуску бумаги промышленным способом изобрели во Франции в 1798 году.

На территори и украинских земель производство бумаги началось в XIII веке в Галиче. Однако документально подтвержденные сведения об украинских бумажных «фабриках» сбереглись начиная с ХVІ века. Исследователи истории украинской бумажной промышленности нашли материалы о 200 «фабриках», действовавших на территории Украины с XVI до начала ХХ века, что свидетельствует о высоком культурном уровне тогдашнего населения.

Замок Радомысль в Радомышле, Житомир щина - первая в Центральной Украине бумажная фабрика, построенная в 1612 году.

Сейчас бумага окружает нас повсюду, ежегодно завоевывая все новые и новые сферы применения. Именно поэтому так важно помнить, что изготавливается она из деревьев - лесных ресурсов, которые с каждым годом на планете катастрофически уменьшаются.

Бережно относиться к книгам, экономно использовать бумагу, сдавать макулатуру, сажать деревья - самое малое, что может сделать каждый для сохранения лесов. А один изобретательный мальчик, чтобы сохранить лесные насаждения, даже отказался писать сочинение. =)

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа им. С.А. Суркова с. Богословка

Пензенского района Пензенской области

Исследовательская работа

с. Богословка, 2016 год

Введение

Здравствуйте! Я предоставляю вам свою работу «Изготовление бумаги в домашних условиях».

Сегодня бумага – естественная и неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают – уменьшаются.

Трудно себе представить, как бы люди обходились без бумаги. Жизнь без бумаги невозможна для современного человека: на ней мы пишем, рисуем, делаем чертежи и схемы. Больше всего бумага нужна для печатания книг, газет, журналов.

Я люблю делать различные поделки и открытки. Мне очень хотелось изготовить бумагу в домашних условиях, и я решил попробовать, что из этого получится. Передо мной встали проблемные вопросы , на которые захотелось найти ответы в энциклопедиях, книгах, интернете:

Когда была изобретена бумага?

Как изготавливают бумагу?

Какими способами можно изготовить бумагу в домашних условиях?

Цели моей работы: расширить свои знания о бумаге и способах ее изготовления, научиться изготавливать бумагу в домашних условиях.

Задачи:

 познакомиться с историей изобретения бумаги;

 познакомиться со способами изготовления бумаги;

 попробовать в домашних условиях изготовить бумагу;

 сделать поделки из бумаги ручной работы.

Я выдвинул следующую гипотезу : предположу, что можно изготовить бумагу в домашних условиях.

В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и не похожи друг на друга. Изучение способов изготовления бумаги ручной работы актуально сегодня. Она обладает достоинством, которое заставляет забыть все её недостатки, - абсолютной эксклюзивностью.

1.Основная часть

1.1.История возникновения бумаги

Для выполнения своей работы я изучил историю возникновения бумаги. Бумага существовала не всегда. Когда-то, очень давно, люди не знали письменности, не умели писать. Первобытные люди делали свои рисунки на стенах пещер, высекали их на скалах.

С изобретением и распространением письменности люди стали писать на дощечках из влажной глины. Для того чтобы записать текст книги, использовали десятки и сотни табличек.

В некоторых странах люди научились писать на пальмовых листьях. Но пальмы растут не везде. Поэтому приходилось искать другие материалы. Так, в России стали писать на бересте .

В южных странах на смену глиняным дощечкам пришёл папирус - материал для письма, который изготавливали из растения с таким же названием.

Через много-много лет папирус был постепенно вытеснен прочным и долговечным пергаментом .

В разных концах земли искали более удобный материал для письма. Почти 2000 лет назад, на смену папирусу и пергаменту пришла бумага. Бумагу изготавливали из волокон древесины растения.

Бумага собственного производства появилась на Руси во второй половине XVI века в царствование Ивана Грозного. Начало массового бумажного производства в России было положено Петром I.

Многие столетия бумагу делали вручную. После изобретения французом Робером первой бумагоделательной машины производство бумаги и картона сделало резкий скачок вперед. Непрерывно и с большой быстротой увеличивался выпуск бумаги.

Бумагу стали применять не только для письма и печатания книг, для упаковки товаров, но и в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве.

1.2.Современные способы изготовления бумаги

Работая над данной темой, я познакомился с современными способами изготовления бумаги.

Они мало отличаются от тех, что применялись 2000 лет назад.

На бумажную фабрику привозят брёвна. Машины сдирают с них кору, измельчают в щепки. Щепки сортируют по размеру на специальных ситах. Эту массу просеивают и промывают, очищают от грязи и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах. Очищенная и разваренная древесина отбеливается, чтобы напечатанные или написанные на ней знаки были лучше видны.

Затем её взбивают в специальной машине и смешивают с водой, превращая в однородную массу. Для получения качественной бумаги добавляют крахмал, глину и другой материал.

Бумажная масса попадает в специальную машину, в которой вода уходит через сито, а влажная масса проходит под круглым валиком. Он приглаживает её, разравнивает и превращает в гладкий лист.

Потом эти рулоны отправляют в типографию или режут на листы. И вот уже из этих листов сшивают тетради, печатают книги, газеты.

Таким способом производят бумагу на бумажных фабриках.

Изучив литературу, я решил сделать бумагу в домашних условиях.

2. Исследовательская часть

Своё исследование я начал с анкетирования в классе, чтобы выяснить, что знают о бумаге мои одноклассники.

Результаты опроса

Ребятам я задавал вопросы:

    Из чего можно изготовить бумагу?

    Где вы используете бумагу?

    Скапливаются ли у вас дома различные бумажные отходы?

    Можно ли в домашних условиях изготовить бумагу?

Было опрошено 26 человек.

Опрос показал, что ребятам известно, из чего изготавливают бумагу, и все знают, где её используют. У всех скапливаются дома различные бумажные отходы.

А отвечая на последний вопрос (Можно ли в домашних условиях изготовить бумагу?), мнения ребят разделились:

Можно – ответили учеников

Нельзя – учеников

Не знаю – ученика

Анкетирование показало, большая часть одноклассников считает, что нельзя изготовить бумагу в домашних условиях.

Выполнив свою работу, я рассказал одноклассникам о возможности получения бумаги в домашних условиях.

3. Практическая работа «Изготовление бумаги в домашних условиях»

Цель: получить бумагу в домашних условиях.

Для реализации поставленной цели были проведены опыты.

Необходимые материалы:

 салфетки

 большая миска

 блендер

 поднос

 крахмал

 желатин

 красители

Последовательность изготовления бумаги:

    В три емкости я измельчил бумажные салфетки и залил их стаканом воды комнатной температуры.

3. Полученную массу измельчил в блендере.

5. Через 24 часа достал бумажную массу, дал воде стечь.

6. Получившуюся кашицу разложил на подносы, покрытые марлей, оставил на сутки подсыхать.

7. Когда бумажная масса подсохла, отделил бумажные листы от марли и не трогал их 24 часа до полного высыхания.

Вывод : данным способом можно изготавливать бумагу, но для повышения прочности нужно добавить крахмал или желатин.

Из полученной в домашних условиях бумаги я изготовил шкатулку и украсил обложку блокнота.

Для изготовления шкатулки бумажной массой облепил пластмассовый стаканчик, оставил высыхать. Через 2 суток отделил стаканчик от высохшей массы. Получилась бумажная емкость – шкатулка. Из листа бумаги вырезал круг – крышку шкатулки. Из зеленой бумаги я вырезал листья, из синей и розовой – лепестки цветов и украсил крышку шкатулки.

Это занятие оказалось очень увлекательным, мне понравился процесс изготовления бумаги.

Заключение

Работая над темой, я выяснил, что:

 жизнь без бумаги невозможна для современного человека;

 бумагу можно изготовить в домашних условиях;

 можно изменить прочность изготовляемой бумаги с помощью таких добавок, как крахмал, желатин,

 бумагу, изготовленную дома лучше использовать для детского творчества на уроках технологии.

Моя гипотеза о возможности получения бумаги в домашних условиях подтвердилась.

Бумагу можно приготовить в домашних условиях. Создание бумаги ручной работы - очень интересный и творческий процесс. И совсем несложный. А какой потрясающий результат: эксклюзивная бумага вашего собственного дизайна!

Я достиг цели – изучил историю изобретения бумаги, познакомился со способами её изготовления, сделал поделки из бумаги ручной работы.

Список использованной литературы:

1. Ликум А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. - т. 3 – М.: ТКО АСТ, 1994, - с. 245-246

2. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 - с. 150

3. Орлова Н.Д. Я познаю мир.- М.: издательство АСТ, 2000.- с.97.

4. В. П. Дацкевич «Как делают книгу», Москва, Издательство «Детская литература», 1987- с. 24

5. Б.В.Зубков «Книжка про книжку», Москва, Издательство «Малыш»,1984, - с. 24

6. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-20038/ - Школа жизни

8.Бумага своими руками _ Страна Мастеров.mht

Гордина Виктория

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

с. Загарье Юрьянский район Кировская область

Исследовательский проект

«Бумага своими руками»

Работу выполнила ученица

5 класса МКОУ ООШ с. Загарье

Юрьянский район Кировская область

Гордина Виктория

Руководитель: учитель биологии

МКОУ ООШ с. Загарье

Гордина Елена Николаевна

1. Паспорт............................................................................................................................. 3

2. Введение........................................................................................................................... 4

3. Этапы работы над проектом........................................................................................... 6

4. Разговоры о бумаге

4.1. Появление бумаги...................................................................................................... 7

4.2. Изготовление бумаги сегодня................................................................................... 10

4.3. Методы изготовления бумаги в домашних условиях............................................ 12

5. Заключение....................................................................................................................... 14

Информационные ресурсы................................................................................................. 15

Приложения......................................................................................................................... 16


1. Паспорт проекта

Название проекта : Бумага своими руками

Возраст участника проекта : 11 лет

Количество участников : 1

Руководитель: Гордина Елена Николаевна, учитель биологии химии МКОУ ООШ с. Загарье

Учебный предмет, в рамках которого проводилась работа – природоведение

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта – биология, химия, экология, краеведение

Тип проекта - долгосрочный

Предполагаемый продукт : получение образцов бумаги, выпуск буклета.


2. Введение

Тема проекта «Бумага своими руками»

Бумага занимает исключительное место в жизни людей. У нее было много предшественников. Камень и глина, дерево и кость, кожа и береста, воск и металл, папирус и пергамент – все они в разные исторические эпохи служили людям в качестве материала для письма, для передачи столь ценимой информации.

Бумага своими руками… Можно ли её изготовить в домашних условиях? Этим вопросом задался автор предлагаемого проекта. Изучив литературу по данному вопросу, автор пришел к выводу, что невозможного в этом случае не бывает. Было найдено несколько способов изготовления бумаги в домашних условиях, но испробовав их, был выбран один. В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и не имеют аналогов. То же можно сказать и о бумаге ручного производства: интерес к ней растет с каждым днем, так что, по прогнозам, мастерам бумажного дела скучать не придется.

Гипотеза

Я предполагаю, что продукт бумага собственного изготовления заинтересует не только учащихся школы, но и учителей, знакомых

Объект исследования

Производство бумаги из вторичного сырья

Предмет изучения

История производства бумаги

Проблема

Все используют бумагу, но как её получают - знает не каждый

Цель проекта:

Самостоятельно получить бумагу ручным способом из вторичного сырья.

Задачи:

1. Изучить историю возникновения бумаги..

2. Познакомиться с промышленным способом изготовления бумаги.

3. Изготовить образцы бумаги в домашних условиях.

4. Научиться применять вторичное сырьё, сберечь лесные ресурсы (как ни громко это звучит)

5. Представить материал в виде презентации, буклета.

Моя работа состояла из двух этапов:

1. Изучение литературы по данной теме в библиотеке и в Интернете.

2. Исследовательская часть изготовления образцов бумаги

Используемые источники
1. "Новая Газета" № 49 (492), 2005 год
2. Хорёва Г. А. "Твоя альтернатива АЭС" Книга 2 / Энергетический паспорт семьи/ Изд. 2–е, перераб. и дополненное. – Мурманск, 2002. – 32 с.

3. Интернет-сайты:


3. Этапы работы над проектом.

1. Подготовительный (октябрь-ноябрь)

Поиск и изучение литературы по производству бумаги в школьной и сельской библиотеках, так как найденный материал имел мало иллюстраций, то пришлось обратиться к ресурсам Интернета. Мы изучили историю возникновения бумаги, различные виды бумаги, изготовление бумаги в промышленности.

2. Практический (декабрь – февраль)

Оформление работы на компьютере, приложений, изготовление бумаги.

3. Контрольно-оценочный (март)

Выпуск буклета и презентации, изготовление образцов бумаги собственными руками. Подготовка и защита проекта на школьном и районном конкурсе исследовательских работ.


4. Разговоры о бумаге.

4.1. Появление бумаги

Лесорубы дерево срубили,

На станке, на части разделили,

Чурбачки на щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги

Для журнала, книги и тетради.

Бумагу придумали китайцы. Вернее, один вполне конкретный китаец – Цай Лунь. До него писчий материал тоже был – египтяне делали его из листов папируса (Приложение1) , но у этого материала была целая масса недостатков: он ломался, плохо переносил влагу, расслаивался со временем. Да и делать папирусную бумагу было не очень просто. Так что Цай Лунь оказал всему миру очень большую услугу, ранним весенним утром 105 года нашей эры решившись, наконец, попробовать сотворить самый лучший писчий материал во вселенной.

До этого китайцы делали бумагу из пеньки и бракованных коконов шелкопряда. Цай Лунь же растолок волокна шелковницы (тутового дерева), древесную золу, тряпки и пеньку, смешал все это с водой, выложил получившуюся массу на бамбуковое сито и высушил на солнце. А когда масса высохла, разгладил ее камнями. Бумага Цай Луня чрезвычайно понравилась императору – она была более ровной и гладкой, чем пеньковые листы, и более прочной и долговечной, чем шелковые рулоны, – и он тут же обязал всех китайских чиновников перейти на использование нового материала.

Изначально бумага в Китае использовалась для упаковки тканей, и только потом стала писчей. При династии Тан китайцы придумали чайные пакетики и туалетную бумагу, а при династии Сун первыми на планете ввели бумажные деньги.

С тех пор процесс изготовления совершенствовался, но не менялся. Добавляли новые компоненты – крахмал, клей, красители, – гладкие камни сменились цилиндрическими прессами, сушка на солнце уступила место ультрафиолетовым лампам. Во второй половине семнадцатого века европейцы придумали размалывающий аппарат, существенно сокративший время на производство бумаги. В 1770 году британский бумажный фабрикант Дж. Ватман придумал технологию, позволяющую получать лист бумаги без следов сушильной сетки. А в 1806 году братья Фурдинье запатентовали первую бумагоделательную машину.

Первой в Европе (около 1150 г.) начала делать бумагу Испания, переняв технологию у арабов. В 1154 году бумага появилась в Италии. В 1300 году бумагу начала изготавливать Венгрия, в 1390 году – Германия, в 1494 году – Англия, в 1565 году – Россия, в 1586 году – Голландия, и в 1698 году – Швеция.

В технологии изготовления бумаги насчитывалось 30 операций. Главной фигурой на бумажной мельнице был черпальщик, а основным рабочим инструментом ему служила четырехугольная форма с сеточным дном. Он опускал ее в чан, наполненный бумажной массой, и быстро поднимал. Требовалось делать это так, чтобы на сетке, после того как с нее стечет вода, остался ровный волокнистый слой, из которого потом получался лист бумаги. Черпальщик считался важной персоной и обладал рядом привилегий в отличии от остальных мастеров.

Со временем цеховое бумажное производство изменило свой характер, приобрело черты мануфактурного производства. Таким оно оставалось до конца XIX века. Эта операция была очень трудоемкой, требовала больших физических затрат, опыта, сноровки. Обычно это были мастера высокой квалификации. Они пользовались уважением и льготами. Сделав свое дело, черпальщик передавал раму рабочему - приемщику. Тот ловко переворачивал раму, и волокно попадало на матерчатую суконную прокладку. Сырые бумажные листы разделялись прокладками и собирались в стопы. Затем из них удаляли воду прессом. На многих гравюрах детально показан такой пресс, так что при желании можно изготовить действующую модель без особого труда, настолько точны рисунки и гравюры.

Сушка была завершающей, но не самой последней операцией. После удаления влаги листы распрямляли, разглаживали на гладком катке каталкой из твердых пород деревьев как бук, орех или костью. Затем снова прессовали. Иногда бумагу окунали в кювету с разведенным животным или рыбьим клеем. Рыбий считался лучше, так как меньше подвергался гниению. Затем была повторная сушка и разглаживание.

Процесс изготовления бумаги требует большого количества воды для приводов мельниц. Поэтому бумажные цеха стремились строить как можно ближе к воде, а чаще – прямо на реке. Такие цеха стали называться «бумажными мельницами». Первые бумажные мельницы появились в Италии в XIII веке (Фабриано, 1276 год, позже в Болонье и в Анконе), во Франции в XIV веке (1348 г.), в Германии в 1380 году, в Англии в середине XIV века, в Голландии, Норвегии, Дании – в 60-х годах XIV века, в Польше в 1493 году, в Чехии – в 1499 году.

Растет спрос на бумагу, увеличивается количество цехов, мастеров, учеников. Растет конкуренция – крепнет желание занять свою нишу в производстве, поставке своего товара, в закреплении своего имени. Каждый мастер имеет свои хитрости, свои секреты, которые держит под строгим контролем, хотя в целом общий принцип производства был известен.

В Европе бумагу делали из льняного тряпья. Сначала его замачивали в известковом молоке. Потом тряпье растирали в больших ступках, и снова замачивали в известковой воде около суток. Затем измельченная масса доставалась, отжималась, и снова перемалывалась до получения однородной смеси в больших чанах. Мастер определял готовность сырья – разрешал формовщикам зачерпнуть особым ситом (деревянная рама, обтянутая мелкой сеткой) специальным отработанным движением массу – заготовку бумаги. Через некоторое время вода сцеживалась через сито, уплотнялась, после этого «откидывалась» на слой войлока. Оставшаяся вода впитывалась в войлок, и бумажная масса – сырье еще более уплотнялась. Сверху клали лист войлока, и операция повторялась, таким образом, несколько раз. После определенного времени всю эту стопку из войлока и бумажной массы уплотняли под прессом. Пресс отжимал остаток влаги и после этого чуть влажные листы заготовки развешивали в тени (обязательно под навесом) для воздушной сушки.

Подсушенная бумага поступала к гладильщикам: на мраморной доске лист разглаживался костяным стеком (своего рода плоский и очень гладкий нож без ручки). Проглаженная таким образом бумага поступала к проклейщику. Он пропитывал лист желатиновым раствором и снова развешивал для сушки. Высохший лист вновь поступал к проклейщику для обработки другой стороны, после чего лист снова развешивали для сушки. Проклеенный лист возвращался к гладильщику. Он повторял операцию выглаживания листа и передавал ее, если нужна была полированная бумага (тип современной мелованной бумаги) полировщику. Он полировал ее слоновой костью и завершал свои действия обработкой поверхности яшмой, нефритом, агатом, ониксом. Чаще всего применяли агатовые лощила. Подобная техника лощения или полировки сырого изделия из глины сохранена и по сей день. Такие изделия, называемые в керамике «лощеными», пользуются успехом у любителей керамики.

Почти готовая бумага относилась на стол к мастеру - резчику. Он обрезал заготовки под определенный формат и складировал их десятками. Упаковщик, в зависимости от количества листов в заказе собирал блок готовой бумаги, предварительно подложив снизу форматную дощечку и точно такую же сверху, чтобы уберечь края листов готовой бумаги от механических повреждений. Все это тщательно укрывалось сукном, льном, перевязывалось лентами, и сдавалось на склад готовой продукции или прямо из рук в руки заказчику. Бумага, как товар, не залеживалась на складе. Основных операций было около 30, дополнительных около 15-ти, технологически довольно сложных манипуляций с бумажной массой.

4.2. Изготовление бумаги сегодня.

Практически так же, как при Цай Луне. В специальной большой ванне растворяют в воде измельченные частицы древесины, ткани, укрепляющих веществ и краски. Потом получившуюся массу вычерпывают и выкладывают порциями на сушильной сетке (Приложение1) .

Если вычерпанную смесь (ее называют первичной бумагой ) просто высушить под лампочкой, получится рыхлая и довольно ломкая масса. Поэтому после сушки первичную бумагу прессуют на специальных прессовальных валах – то есть прогоняют между рядов гладких цилиндров (Приложение1) ., которые давят на лист с определенной силой Чем больше давление, тем плотнее получается бумага и тем сложнее ее, потом будет согнуть.

Сама по себе бумага обычно получается коричневого цвета разной степени насыщенности. Для того, чтобы выбелить бумагу (ну или придать ей какой-то другой оттенок), в первичную смесь добавляют специальные красители и химикаты. Кроме того, часто листы мелуют – то есть распыляют по бумаге меловой раствор, а затем еще раз прессуют лист цилиндрами. Помимо красивого цвета, мелованная бумага отличается повышенной прочностью и более удобным для печатника точечным впитыванием краски.

Стандартная бумага, мелованная или нет, получается матовой, немного шершавой на ощупь. Для того, чтобы сделать из нее гладкую и глянцевую , бумагу в процессе мелования покрывают специальным составом. Глянцевая бумага обычно более плотная, чем матовая. На таких листах лучше всего печатать полноцветные иллюстрации и фотографии: размер печатной точки на такой бумаге самый маленький, а, значит, и разрешение картинки – самое высокое, и цветопередача – самая точная.

Помимо мелованной существует один тип белой матовой бумаги – каландрированная . Она используется для цифровой печати: чернила цифрового принтера ложатся на такую бумагу очень ровно и закрепляются лучше, чем на меле. Для того, чтобы добиться такого эффекта, листы пропускают через специальную машину по имени каландр (Приложение 1) . По сути, каландр ничем не отличается от прессовального аппарата – та же лента, те же цилиндры. Только вот поверхность самих цилиндров очень гладкая, и листы пропускаются под бо льшим давлением – поэтому бумага получается очень плотной. Каландрированная бумага не бывает глянцевой, а цвет ее белого листа чуть желтоватый, поэтому с него очень удобно читать.

Для того, чтобы получить фактурную бумагу , при прессовании первичную бумагу кладут на фактурную сетку. Или при замешивании состава добавляют дополнительные элементы (нити, частицы целлюлозы, тонкие пластиковые срезы и т.п.)

В последнее время очень популярна бумага из вторсырья, в качестве основы для ее листов используется собранная макулатура или ткани. Такая бумага становится основной для упаковочных материалов или используется для изготовления дизайнерской бумаги со сложной фактурой.

Основой бумаги являются растительные волокна, должным образом обработанные и соединенные в тонкий лист поверхностными силами сцепления. Для изготовления специальных видов бумаги в последнее время используются также волокна синтетического и минерального происхождения (асбестовые, стеклянные и др.). Иногда при производстве бумаги используют волокна шерсти, соломы или риса. Для создания цветной бумаги в состав добавляются красители.


4.3. Методы изготовления бумаги в домашних условиях

МЕТОД I

Оборудование:

Большая кастрюля

Листы использованной бумаги

Миксер или кухонный комбайн

Кусок марли с мелкими отверстиями

Растворимый крахмал (две чайные ложки)

Два листа промокательной бумаги (или газета)

Ход работы:

1. Разорвите бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместите их в кастрюлю. (Если Вы используете кухонный комбайн, просто положите в него порванную бумагу, налейте немного воды и взбивайте, пока бумага не распадется на волокна.)

2. Затем вылейте полученную массу в кастрюлю с теплой водой. Если хотите использовать крахмал, то добавьте его в воду сейчас (две чайные ложки).

3. Дайте бумаге постоять минут 10, а затем взбивайте миксером до тех пор, пока волокна бумаги не разделятся и масса не станет мягкой.

4. Опускайте постепенно кусок марли в кастрюлю одним краем, держа ее за другой край. Полностью погрузите ее в массу, а затем осторожно выньте. Дайте воде стечь обратно в кастрюлю

5. Накройте марлю промокательной бумагой и переверните, но осторожно, чтобы полученная "целлюлоза" не распалась.

6. Аккуратно удалите марлю и накройте оставшуюся "целлюлозу" вторым листом промокательной бумаги и прокатайте.

7. Высушите с помощью утюга

8. Аккуратно удалите промокательную бумагу. Получившийся лист не трогайте 24 часа до полного высыхания.

МЕТОД II

Оборудование:

Специальные рамки с сеткой для процеживания жидкости. (Приложение 2) Они деревянные, размером листов A4 и A5. Для работы достаточно иметь по две каждого размера. Сетка мелкозернистая, похожа на сито, она применяется в строительстве. Сетка прикреплена к рамке небольшими гвоздиками. Верхняя рамка без сетки не обязательна, но желательна. Она дает возможность набрать больше массы и легче разровнять ее на сетке.
Также мы используем блендер и утюг для ускорения процесса, но можно вполне обойтись и без них.

Материалы:

Для работы можно брать самую различную бумагу: документы, прошедшие уничтожение в специальных машинах (шредерах), старые газеты, яичные лотки, туалетную бумагу. На изготовление 2-3 листов бумаги надо приблизительно 3-4 литра массы. Чем тоньше бумагу хотим получить в итоге, тем больше воды берем в начале.

Для окраски можно использовать любые краски, начиная с гуашевых. Для декора можно использовать нитки, сухие листья, лепестки цветов, блёстки, конфетти и т.п.

Ход работы:

1. Собранная для работы бумага рвется на мелкие кусочки, заливается водой, настаивается 30 минут и помещается в блендер, где измельчается до состояния однородной массы.(Приложение 2) Можно добавить краситель. Когда бумажная масса готова, она наносится на рамку с сеткой, сверху накрывается рамкой без сетки. Некоторое время нужно, чтобы дать воде стечь(Приложение 2)

2. Снимается верхняя рамка (без сетки).

3. Переворачиваем рамку сеткой к верху и с помощью губки удаляем всю лишнюю влагу. После этого осторожно удаляем рамку с сеткой и оставляем высыхать в течении нескольких часов.

4. В конце проглаживаем получившуюся бумагу утюгом через тонкую тряпку или газету.


5. Заключение

В ходе работы цель, поставленная автором работы в самом начале, была достигнута: были освоены два описанных в литературе способа изготовления бумаги в домашних условиях. Кроме того, что это занятие оказалось увлекательным, оно, безусловно, полезное. Из бумаги собственного производства можно изготовить красивейшие открытки, обложки для ежедневников, фотоальбомов, абажуры для светильников, существуют даже дизайнерские обои, изготовленные ручным способом. Такая бумага ценится и стоит довольно дорого.

Было собрано 18 килограммов макулатуры: основная её часть была сдана в школу для последующей сдачи в пункте вторсырья. Обрезанные поля собранных газет были использованы для изготовления бумаги, 300 граммов макулатуры использовали для получения 3 листов бумаги в домашних условиях.

Автор считает, что данная работа принесла небольшую пользу природе. В ходе выполнения проектной работы автор узнал много нового и интересного и получил удовлетворение. Продуктом заинтересовались друзья, родственники и учителя.

Ведь это и было главной задачей.



Рассказать друзьям