Какой штраф без детского кресла году. Категории автокресел для детей с разной массой тела

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ответ кратко: штраф – 3000 рублей, скидки нет, до 12 лет спереди надо использовать только автокресло, на заднем сидении можно использовать альтернативы: бустеры и адаптеры-треугольники. В 2017 пока без изменений.

А теперь подробно. На вопрос о правила перевозки детей отвечает п. 22.9 ПДД :

Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств , позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих устройств. (ссылка на текст закона)

А за наказание отвечает статья 12.23 КоАП (пункт 3) . Штраф для обычного водителя – 3000 рублей, для должностного лица (например, директора такси) – штраф 25 тысяч, для юридическго лица – 100 тысяч.

А вот за 20-дневную оплату на штрафы за кресло не действует (это нарушение не указано в ст. 32.2 КоАП, где описываются “скидочные” штрафы). Ну и естественно вас оштрафует даже если автокресло есть (в багажнике, например), но ребёнок не в нём.

Что изменится в 2017? Ничего.

В июне 2016 года МВД опубликовало проект поправок к ПДД, который бы с 1 января 2017 года ослаблял требования и учитывал ситуацию с детьми выского роста. Но пока этот законопроект 01/01/06-16/00049990 оставлен без движения , то есть никаких изменений в 2017 году не предвидится. Но давайте всё равно посмотрим, что хотят поменять в МВД.

С одной стороны, они предлагают ослабить требования – с 7 до 11 лет включительно можно будет как использовать автокресло, так и пользоваться обычным ремнем, если ребёнок уже большой. А вот до 6 лет включительно надо будет использовать только автокресело, безо всяких там треугольников. Штрафы не меняются. Повторюсь, это только проект изменений ПДД и в 2017 году пока будут действовать правила 2016 года.

Другое возможное изменение закона в данный момент (декабрь 2016) уже находится на рассмотрении Госдумы. Поправка предлагает освободить от штрафа в три тысячи за езду ребенка без кресла детей-инвалидов и других подростков, которых физически нельзя посадить и пристегнуть.

То есть нет исключений для детей-акселератов?

Не люблю это слово – “акселерат” – но да, в текущем законодательстве исключений нет. И в планируемых поправках МВД тоже ограничений нет, всё отдается на совесть родителям. Хотя заграницей обычно учитывают рост подростка (см. ниже).

Другое дело, что вас никто не обязывает возить паспорт ребенка с собой. И если ваш сын или дочь уже в 10 лет выглядят на 12, то и у инспектора ГИБДД претензий на практике не возникнет.

А какие правила и штрафы за детское кресло в других странах?

В Германии за перевозку детей без автокресла родитель получит штраф 80 евро и 1 балл в карточку водителя (8 баллов – пересдача). В Беларуси первый штраф – до 4 базовых величин (что равняется 81 бел. рублям или 2700 российским рублям). За повторное нарушение в течение года – до 8 (то есть ~5400 рублей). В Англии штраф составляет либо 30 фунтов стерлингов (~2300 рублей) либо до 500 фунтов (до 40 тысяч рублей), если дело рассматривается в суде. В Польше – 150 злотых (около 2300 рублей). Штраф за детское кресло в Казахстане – 10000 тенге (около 1800 рублей).

Как видите, российские штрафы достаточно высоки и соизмеримы даже с европейскими штрафами. Надо отдать должное, наш законодатель не зря поднимал наказание – после 2010 года, когда ввели повышенные штрафы за перевозку детей без автокресла, это правило в России перестали массово игнорировать. И понятно почему, простое кресло для ребенка стоит как раз 2000-3000 рублей, поэтому даже те родители, которые на заботят о безопасности понимают – дешевле купить и использовать.

Но основной изъян российских правил на сегодня – это то, что они не учитывают реальный размер ребенка. В большинстве западных стран аналогичные законы действуют для детей до 12 лет либо не достигших роста 120-130 см (в разных государствах по-разному). Некоторые страны даже вводят градацию по весу, правда не понятно, как полиция будет взвешивать ребёнка 🙂

В качесте иллюстраций использованы фотографии авторов Lute Alumni, Erik Bishoff и Enokson по лицензии Attribution-NonCommercial-NoDerivs 2.0 Generic.

Одна из основных забот водителя – безопасность его пассажиров. Если взрослым нужны только штатные ремни безопасности, то детям необходимы специальные удерживающие устройства.

С 2007 года наличие таких устройств при перевозке малолетних граждан является обязательным, а за езду без детского кресла инспектор ДПС может выписать штраф н ерадивому водителю .

Правила перевозки детей в автомобиле

Безответственные водители зачастую не думают о безопасности ребенка, пренебрегая покупкой детского кресла. Статистика говорит о том, что при аварии оно, пусть недорогое, в большинстве случаев позволяет сохранить здоровье и жизнь маленького человечка.

Правила перевозки детей регламентированы пунктом 22.9 ПДД РФ. Заметим, что в 2017 году правовые нормы в данной области претерпели серьезные изменения:

  • Введено наказание за оставление детей младше 7 лет в машине (пункт 12.8 в ПДД; штраф 2500 рублей в Санкт-Петербурге и Москве и 500 рублей для всей России, прописанный в пункте 1 статьи 12.19 КоАП).
  • Детей от 7 лет до 11 лет включительно можно возить без детского кресла, но только на задних сидениях.
  • Детские удерживающие устройства обязательны для детей до 7 лет на заднем ряду и детей до 12 лет на переднем кресле.
  • Термин «прочие устройства» отменен в ПДД.
  • Дети до 12 лет не могут быть пассажирами на заднем сидении мотоцикла.

Ответственность за перевозку ребенка без кресла

Штраф за отсутствие детского кресла достаточно высокий. Так, например, если водитель нарушит требования пункта 22.9 ПДД РФ хотя бы два раза, то размеры штрафов вполне перекроют стоимость детского кресла средней ценовой категории.

Размеры штрафов регламентируются статьей 12.23 (часть 3) КоАП и составляют:

  • для обычных граждан 3 000 рублей;
  • для должностных лиц, отвечающих за перевозку детей, 25 000 рублей;
  • для юридических лиц – 100 000 рублей.

Водитель может заплатить половину суммы, если оплатит штраф в течение 20 дней после вынесения постановления.

Заметим, что наказывать будут каждый раз, как будет выявлен факт нарушения. Это не значит, что, получив один штраф, водитель может везти ребенка в автомобиле с нарушениями требований ПДД дальше. Его вполне могут повторно наказать, если остановит другой инспектор.

Обжаловать постановление сотрудника ДПС по данной статье практически невозможно. Здесь одно правило: или нет детского кресла, или оно есть.

Водителя все равно оштрафуют, если:

  • ребенок, даже пристегнутый, находится на руках взрослого пассажира;
  • ребенок крупного телосложения и не влезает в детское кресло своего возраста;
  • ребенок, сидящий в детском кресле, не пристегнут;
  • на одном автокресле сидит не один, а несколько детей;
  • нет штатных ремней безопасности в автомобиле (если они есть на переднем сиденье, то ребенка в детском кресле сажают туда).

Инспектор не может оштрафовать, когда автомобиль не движется или ребенок старше 7 лет сидит на бустере на заднем сиденье. Если в машине несколько детей перевозятся без автокресла, то штраф будет один, потому что здесь одно зафиксированное нарушение: перевозка детей без удерживающего устройства.

Виды удерживающих устройств

Детские кресла нужны всем, кто ниже 150 см. и меньше 36 кг, и перевозятся на переднем сиденье. На заднем сиденье использование кресла обязательно для детей младше 7 лет.

Всего существуют 5 групп детских удерживающих устройств, подразделяющихся по весу ребенка:

  • Группа 0 предназначен для детей до 10 кг;
  • Группа 0+ предназначен для детей до 13 кг;
  • Группа 1 для детей от 9 кг до 18 кг;
  • Группа 2 для детей от 15 кг до 25 кг;
  • Группа 3 для детей от 22 кг до 36 кг.

Заметим, что популярные ранее переходники для штатных ремней ФЭСТ не являются детскими удерживающими устройствами. С 12 июля 2017 года они фактически под запретом, поскольку у производящей их компании отобрана лицензия. По результатам тестов, данный вид средств удерживания признан небезопасным для детей. Таким образом, инспектор совершенно обоснованно оштрафует того водителя, который пытается заменить адаптером ФЭСТ стандартное кресло для перевозки ребенка.

А вот бустеры разрешены к применению, и за их использование инспектор не оштрафует, но при условии, что ребенок старше 7 лет.

Данные устройства нужны для того, чтобы штатный ремень автомобиля проходил по груди, а не по шее мелкого пассажира. Не будет большим секретом, что для этих целей возможно использование обычной подушки под попой. Но еще раз отметим, что это для более взрослых девчонок и мальчишек.

Как правило, детские кресла крепятся к сиденью с помощью штатных ремней, а уже ребенок удерживается ремнями самого автокресла (система ISOFIX). Если собственных ремней у устройства нет, удерживание и фиксация ребенка осуществляется штатными ремнями согласно инструкции.

Как инспектор ДПС может проверить наличие ребенка в машине?

Очень просто — путем визуального осмотра через стекла автомобиля, если же окна автомобиля тонированные, то инспектор может попросить опустить их.

А вот знакомая многим водителям ситуация с самовольным открытием двери инспектором для проверки правил перевозки детей является незаконной. Сотрудник полиции может это сделать только в присутствии приглашенных понятых или с помощью видеозаписи, предварительно составив протокол досмотра.

В случае, если Вы ничего не нарушаете, просьбу инспектора открыть дверь или опустить стекло лучше выполнить. Вы просто-напросто потеряете больше времени, если сотрудник ДПС решит провести процедуру досмотра согласно действующего законодательства.

Госавтоинспекция часто проводит профилактические мероприятия с названиями вроде «ребенок в машине» — экипаж ДПС располагается в утренние часы возле детского сада или школы и «отрабатывает» все подъезжающие машины. И это правильно, как бы оно не звучало.

Итог

Ужесточение правил перевозки детей увеличило волну негодования со стороны водителей, считающих, что их «обдирают». Но стоит помнить, что ребенок тяжело переносит резкие торможения и легко травмируется даже при небольшом ДТП.

Специальное удерживающее устройство для ребенка – это повышение гарантии его безопасности, а также залог того, что он останется живым и невредимым при ДТП. Здоровье маленького человека бесценно, а один штраф за детское кресло, как мы отмечали ранее, вполне соотносится с половиной его стоимости.

Удачи на дорогах!

Безопасность пассажиров во время движения – одна из главных забот водителя. И для того, чтобы обеспечить её надлежащим образом, используются самые разные средства безопасности – ремни, подушки и т. д. Однако у них есть главный недостаток: в абсолютном большинстве своём они рассчитаны только на взрослых пассажиров.

Для того, чтобы обеспечить безопасность ребёнка используется детское кресло. С 2007 года его использование обязательно для всех, кто перевозит детей, а за отсутствие нарушителя ждёт наказание. Что же конкретно грозит виновному?

○ Закон о перевозке детей, пара слов о креслах.

Печальная статистика гласит: если ребёнок в машине не зафиксирован, то при ДТП скорее всего он получит травмы. В самом лучшем случае его ждут ушибы – а про наиболее страшный вариант развития событий не стоит и говорить. Однако беда в том, что штатные привязные ремни крепятся так, что надёжно фиксируют только взрослых и подростков – а дети ростом меньше 150 см могут буквально провалиться между ремнями.

Не спасают и подушки безопасности – они тоже рассчитаны на пассажиров выше этого роста, ребёнок же скорее всего по инерции ударится головой ниже надувшейся подушки. Кроме того, стремительно надувающиеся «айрбэги» с силой бьют даже по лицу взрослых – а для детей они и вовсе опасны.

Именно для того, чтобы обеспечить безопасность детей в автомобилях, с 2007 года их перевозка разрешается лишь при использовании специальных удерживающих устройств, либо с помощью «детских адаптеров» – дополнительных приспособлений, позволяющих удерживать ребёнка с помощью штатных ремней безопасности. Первоначально отсутствие таких устройств приравнивалось к непристёгнутому ремню безопасности у пассажира, однако с 2013 года в КоАП РФ были внесены изменения, согласно которым несоблюдение требований, предусмотренных ПДД для перевозки детей, является отдельным видом административного правонарушения.

Сами же ПДД в п. 22.9 гласят следующее:

  • «Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих устройств.»

Само же по себе детское кресло или другие удерживающие устройства должны соответствовать ГОСТ Р 41.44-2005 и предусматривать надёжное удержание ребёнка ростом до 150 см и весом до 36 кг. При этом само по себе кресло как таковое обязательно лишь на переднем сиденье – на заднем, как видно из правил, допускаются и дополнительные устройства к штатным ремням безопасности. Главное при этом – трёхточечное крепление (для сидений, расположенных против движения, допускается двухточечное) ремнями, которые не могут соскользнуть при аварии в район шеи.

○ Чем грозит отсутствие детского кресла в машине?

В том случае, если ребёнок не будет находиться в специальном кресле, ему при столкновении практически невозможно избежать травм. Некоторые родители сажают детей на колени, надеясь, что при ударе просто удержат их руками. Но надеяться тут бессмысленно: как показала статистика и результаты тестов, при ударе, проходящем по продольной оси автомобиля, перегрузки могут достигать примерно 10 g. В результате даже маленький ребёнок, весящий всего 12 кг, будет вырван из рук матери или отца с силой примерно в 100-120 кг/с. Такое усилие выдержит не каждый человек, особенно при внезапном ударе.

Кроме того, свои коррективы вносит и детская анатомия. У детей, особенно маленьких, отношение размеров головы к размерам остального тела куда больше, чем у взрослых – при этом шея достаточно слаба. Поэтому неправильно оборудованное крепление ребёнка чревато тем, что при ударе голова по инерции мотнётся вперёд – и в лучшем случае дело кончится смещением шейных позвонков, которые придётся долго и сложно лечить.

Именно поэтому в последнее время всё чаще специалисты рекомендуют использовать детские кресла того типа, которые не устанавливаются на сиденье, а крепятся к его спинке так, что ребёнок при движении оказывается сидящим лицом назад. Одной из первых стран, начавших внедрение такой модели кресел, стала Швеция. В результате оказалось, что за последние три десятка лет ни один ребёнок в таком кресле не погиб при ДТП.

Что же касается случаев, когда ребёнок оказывался во время аварии в машине без автокресла, то статистика здесь крайне печальная:

  • С вероятностью в 80% при столкновении он получит травмы.
  • С вероятностью в 40-45% он погибнет.

Именно поэтому иметь для перевозки детей автокресло – это не сколько требование закона, сколько моральная обязанность водителя.

Сегодняшние ПДД четко регламентируют порядок перевозки детей в автомобиле. Всем известно, что езда с ребенком без применения специальных удерживающих устройств запрещена законом и карается штрафом. За детей без кресла в салоне авто водителю придется выложить определенную сумму. Данные ограничения касаются перевозки детей, не достигших двенадцати лет. Лицам старше этого возраста разрешено ездить в автомобиле, пристегиваясь, как и взрослым пассажирам, штатным ремнем безопасности.

Почему за езду с ребенком могут наложить штраф?

Штраф за детей без кресла, перевозимых в автомобиле, - вполне заслуженная мера наказания для нарушителя. Любое транспортное средство на дороге - это источник повышенной опасности. При этом на законодательном уровне нет четких разъяснений понятия «удерживающих устройств». Важным критерием в подборе соответствующих приспособлений для безопасности маленьких пассажиров является их соответствие росту и весу ребенка.

Принципиально важно, чтобы во время движения транспорта малыш был усажен в удерживающее устройство - кресло. Штраф за детей без него - это минимальная мера воздействия на водителя, пренебрегающего правилами безопасности собственных пассажиров.

Штраф при наличии автокресла: возможно ли это?

Некоторые нарушители пытаются найти объяснение своим неправомерным действиям в отсутствии специальных крепежей для автокресла. Однако для сотрудников ГИБДД данное обстоятельство не может служить оправданием нарушения Правил дорожного движения.

Кстати, тот, кто платил штраф за ребенка без кресла, должен знать и о том, что административное взыскание накладывается и в случае неправильной установки удерживающего устройства. В компетенцию сотрудника ГИБДД входит также составление протокола на правонарушителя при несоответствии приспособления для безопасной перевозки возрасту и росту юного пассажира.

Что же такое детское удерживающее устройство?

Прежде чем понять, в каких конкретных случаях водителю угрожает штраф за детей без кресла, необходимо расшифровать, что же является детским удерживающим устройством (ДУУ). Обращаясь к системе государственных стандартов ГОСТ Р 41.44, можно узнать следующее: ДУУ - это система для удержания ребенка с помощью специальных лямок, пряжек, гибких элементов, крепежных деталей и регулирующих приспособлений, а в отдельных случаях, утвержденных Правилами дорожного движения, дополнительных устройств (съемного автокресла, люльки для грудничков, сиденья-бустера и др.). Указанные приспособления крепятся в салоне автомобиля и конструируются таким образом, чтобы при аварийной ситуации на дороге, внезапном торможении или столкновении минимизировать опасность повреждения ребенка за счет фиксации и снижения подвижности его тела.

Категории автокресел для детей с разной массой тела

Незадолго до внесения изменений в ПДД среди обывателей российских дорог ходили споры и велись дискуссии по поводу возможной отмены штрафа за перевозку детей без кресла. Вместо снятия данного ограничения законодатель четко прописал в нормативно-правовом акте подразделение удерживающих устройств на несколько категорий:

  1. Для новорожденных и детей до 12 месяцев (при массе тела до 10 кг) следует приобретать автолюльки нулевой группы.
  2. Грудничкам, вес которых не достиг пока 13 кг, рекомендованы кресла группы «0+».
  3. Детям, имеющих массу тела от 9 до 18 кг, подбирают оптимальное удерживающее устройство из группы «1».
  4. Автокресло группы «2» родителям необходимо приобрести для ребенка, вес которого составляет от 15 до 25 кг.
  5. Для детей, вес которых не превышает 36 кг, используют устройство группы «3».

Нахождение детей в салоне авто во время движения может не просто оказаться опасным для их здоровья. Так, проведение многочисленных краш-тестов позволило прийти к выводу, что перевозка грудных младенцев без кресел групп «0» и «0+» недопустима в связи с большой вероятностью нанесения травм, несовместимых с жизнью, при возникновении любого дорожно-транспортного происшествия.

Сколько придется заплатить за нарушение требований к перевозке ребенка?

В то же время сумму штрафа за ребенка без кресла нельзя назвать слишком строгим наказанием для водителя, нарушающего ПДД. Данная мера административного взыскания ставит перед собой, вероятно, иную цель - нанести «превентивный удар» по кошельку злоумышленника. К тому же размеры штрафа за детей без кресла существенно отличаются для физлиц-нарушителей и организаций-перевозчиков. В соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях РФ (п.3 ст. 12.23) несоблюдение ПДД в рамках требований, предъявляемых к езде с ребенком, не достигшим 12 лет, является основанием для денежного взыскания с водителя на сумму 3000 рублей. Должностному лицу за аналогичное правонарушение будет предъявлен штраф в размере 25 тыс. рублей, а для организации-перевозчика сумма взыскания увеличится в четыре раза.

Будет ли штраф за семилетнего ребенка без кресла?

Также стоит обратить внимание на еще один принципиально важный момент. Для детей, не достигших семилетнего возраста, езда в автомобиле разрешается только при наличии соответствующего удерживающего устройства.

С введением поправок в ПДД в начале текущего года обязательность обустройства пассажирского места ребенка от 7 до 12 лет с помощью автокресла частично нивелирована. Так, при перевозке не заднем сиденье детям достаточно пристегнуться штатными ремнями безопасности. В этом возрасте ребенок имеет право ехать и на переднем месте рядом с водителем, но только при условии использования детского удерживающего устройства.

Обстоятельства для назначения водителю денежного взыскания

Немаловажным критерием для наложения административного взыскания являются и обстоятельства, при которых на законных основаниях может быть назначен штраф за перевозку детей без кресла. ГИБДД дает подробное разъяснение случаев, при которых наказания нарушителю не избежать. Штраф накладывается, если:

  • ребенок сидит на руках у других пассажиров (даже пристегнутый ремнем);
  • масса тела малыша визуально превышает допустимые пределы эксплуатации автокресла соответствующей возрастной группы;
  • юный пассажир сидит в удерживающем устройстве, но при этом безопасность перевозки не обеспечена водителем (ремни не пристегнуты);
  • в одном автокресле сидят двое детей;
  • в салоне автомобиля, на заднем и/или переднем сиденьях, отсутствуют ремни безопасности, предусмотренные штатной конструкцией транспортного средства.

Стоит обратить внимание, что при достижении ребенком 7-летнего возраста отсутствие штатных ремней безопасности на задних сиденьях не позволяет осуществлять перевозку. Если же ремни имеются только на переднем пассажирском месте, то ребенка можно перевозить спереди, но в автокресле.

Как избежать повторного штрафа?

За перевозку детей в автомобиле без удерживающего устройства денежное взыскание может быть назначено неоднократно. Например, водителя-нарушителя остановили на одном из постов ГИБДД и выписали штраф за езду с ребенком без детского кресла, а через некоторое время его снова остановил инспектор - повторного составления протокола нарушителю не избежать.

Исходя из судебной практики, наложение административного взыскания за небезопасную перевозку детей в автомобиле фактически никому не удавалось обжаловать. К тому же риск, которому подвергаются дети во время езды в машине, несопоставим со стоимостью автокресла. Вместо того, чтобы платить штрафы в размере 3000 рублей, целесообразнее приобрести недорогое удерживающее устройство, которое позволит не только сэкономить бюджет, но и самое главное - повысить уровень безопасности жизни и здоровья ребенка в салоне машины.

Детская безопасность на дорогах всегда находится в зоне пристального внимания не только ГИБДД, но и мировых производителей все более совершенных автокресел, люлек и специальных приспособлений-держателей. Казалось бы, в современном обществе априори должны соблюдаться правила бережного обращения с жизнью ребенка и активно использоваться достижения технических средств для этого. И все же около половины автовладельцев относятся к обязанности заботиться о детях несерьезно и не пристегивают ремнем безопасности находящегося в машине ребенка. Какое наказание грозит таким безответственным водителям, разберемся в данной статье.

Действующие нормы закона

Начнем с того, что за обеспечением безопасности всех пассажиров обязан следить водитель. Именно он несет полную ответственность за жизнь и здоровье тех, кого везет.

Эта аксиома дополняется жестким правилом: все дети любых возрастов всегда должны быть пристегнуты еще до начала движения автомобиля.

Обычные ремни безопасности, которыми пользуются взрослые, не могут в полной мере обеспечить безопасность движения детей. Если вы все же применяете такие ремни без специальной конструкции, адаптированной для детского возраста, напомним, что так вы подвергаете опасности ребенка еще больше. Неправильно расположенная по отношению к телу лента (у малышей она на уровне шеи), с одной стороны, не удержит детей, а с другой стороны, может привести к серьезным последствиям в виде переломов, даже если во время ДТП пострадавшего не выбросит из машины.

ПДД предусматривают:

  1. если ребенок перевозится на заднем пассажирском сидении , то фиксация должна происходить либо с помощью специального детского автокресла, либо обычными ремнями безопасности с корректирующим приспособлением. Что из себя должно представлять такое приспособление, нигде не сказано. Обычно это так называемый «уголок», регулирующий ременную ленту, но теоретически им может быть все, что угодно;
  2. если ребенок едет на переднем пассажирском сиденье , то его безопасность может быть соблюдена только с использованием автокресла.

Дополнительно предъявляются требования и к самому автомобильному устройству для перевозки детей – оно должно быть подобрано в строгом соответствии с весом и возрастом (ростом) ребенка, быть исправным.

Со скольки лет ребенка можно перевозить без детского кресла? Ответ следует из Правил Дорожного Движения:

  • только по достижении 12-летнего возраста, если ребенок в качестве пассажира впереди;
  • для сидящих сзади детей кресло можно не использовать вообще (но пристегнуть с помощью специальных устройств надо).

Теоретически получается, что даже грудных младенцев, которые едут на заднем сидении, можно не сажать в автокресло. Таких случаев мало, но все же они встречаются: когда мама экономит на покупке специальной автолюльки и просто пристегивает завернутого в одеяльце младенца обычными ремнями. Не будем останавливаться на том, насколько страшными могут быть последствия таких действий родителей.

Кстати, п. 22.9 Правил Дорожного Движения, где содержатся требования использовать автомобильное кресло для перевозки несовершеннолетних до 12 лет, неоднократно оспаривался в Верховный суд РФ. После рассмотрения таких заявлений всегда выносились решения о соответствии указанного пункта ПДД российским законам, а также Конвенции о дорожном движении. В решениях обращалось внимание на то, что маленькие пассажиры относятся к числу наиболее уязвимым участникам дорожного движения, в отношении которых требования о безопасности должны соблюдаться неукоснительно.

Меры ответственности

Длительное время штраф за непристегнутого ребенка был таким же, как и для взрослого, не использующего обычные ремни безопасности – 500 рублей. С 2013 года законодатель, с учетом статистики ДТП с участием детей и, как оказалось, отсутствием страха водителей перед столь лояльным наказанием, увеличил размер наказания до 3000 рублей. При этом впервые с мая 2016 года в этой же статье предусмотрена ответственность должностного лица за отсутствие детского кресла – штрафная санкция в размере 25000 рублей; и юридического лица - в размере 100000 рублей.

Напомним, что штраф ждет не только тех, у кого ребенок едет в машине без детского кресла, но при выявлении любых нарушений ПДД, касающихся перевозки детей, о сути которых мы уже писали в начале статьи.

Пример №1 . Мать двоих детей перевозила детей дошкольного возраста на своем автомобиле. При этом одного ребенка, которому едва исполнился год, она перевозила правильно, в автолюльке для младенцев, пристегнув в соответствии с инструкцией от производителя. Другого ребенка, которому исполнилось 6 лет, мать усадила на так называемый «бустер» (сиденье без укреплений, подлокотников и спинки), не пристегнув ремнями. Мама-водитель была оштрафована на 3000 рублей по ч. 2 ст. 12.23 КОАП РФ за нарушение требований к перевозке детей, установленных правилами – а именно, за непристегнутое детское кресло-бустер. Нарушительница пыталась обжаловать наложенный на нее штраф, однако суд оставил ее жалобу без удовлетворения, сославшись на норму об обязательной фиксации ребенка, которому нет еще 12 лет.

Пример №2 . Родитель, перевозивший ребенка, был оштрафован на ту же сумму за использование кресла, не соответствующего возрасту. Так, двухлетний малыш был пристегнут в удерживающем устройстве для детей с 6 до 12 лет (так называемая группа №3, от 22 кг до 36 кг). Даже на первый взгляд было видно, что кресло чрезмерно велико для ребенка, что не соответствует требованиям безопасности и исключает возможность использования. Инспектор ГИБДД составил протокол, где указал на нарушение п. 22.9 ПДД. Доказательством необоснованности последующей жалобы водителя была инструкция по эксплуатации автокресла, где производитель указал характеристики, подходящие только для более старших детей.

Ожидаются изменения

Какой штраф за езду без детского автокресла ожидается с 1 января 2017 года? Размер денежного наказания останется тем же, но некоторые изменения все же могут быть и коснутся они правил перевозки детей.

Так, в отношении всех детей, не достигших 7-летнего возраста, использование детских автокресел, возможно, станет обязательным.

Пример №3 . В январе 2019 года был остановлен водитель Никонов Е.А., перевозивший своего 6-летнего ребенка на заднем сидении. Инспектор ГИБДД убедился в том, что малыш пристегнут обычными ремнями безопасности, но с применением специального корректора (адаптера), регулирующего высоты расположения ленты по отношению к телу ребенка. Таким образом, Никонов Е.А. не является нарушителем п. 22.9 Правил Дорожного Движения, закон им соблюден и безопасность сына обеспечена.

Если Никонов Е.А. в аналогичной ситуации будет остановлен в 2019 году, он, возможно, будет подвергнут штрафу в размере 3000 рублей за отсутствие автокресла, использование которого для детей до 7 лет может стать обязательным.

Инициаторы проекта постановления (представители МВД), в котором предложено внести изменения в ПДД и исключить альтернативу использовать корректирующее приспособление для детей дошкольного возраста, в пояснительной записке к документу указали причину своей предложенных изменений.

Так, в обоснование необходимости принятия законодательного акта были названы многочисленные исследования и эксперименты, связанные с перевозкой без детского кресла в машине, но с использованием регулятора ремней. Результаты показали существенную разницу в обеспечении детской безопасности. В среднем, предотвращение детской смертности с применением ремней безопасности достигает уровня 19-52% (по возрастающей в зависимости от возрастной категории), а с использованием специального удерживающего устройства (то есть того самого «автокресла») – до 80%.

На сегодняшний день, вопреки сведениям некоторых СМИ, которые утверждают о принятии указанных нами поправок, законодательное предложение пока остается проектом. Обсуждение его планировалось на лето 2016 года, однако по каким-то причинам этого не случилось, то есть таких изменений в ПДД пока нет. Заметим, что этим же проектом предусмотрены и поправки, запрещающие оставлять без присмотра детей в закрытой машине, за что в КОАП РФ планируется ввести штраф в размере 500 рублей. Это изменение пока тоже не принято на высшем уровне, изменения в административный кодекс и другие законы не внесены.



Рассказать друзьям