Позор сумею. Именины

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

"Ах, дайте, дайте мне свободу! Я свой позор сумею искупить". Александр Лукашенко заговорил так, как в США это любят. Во-первых, как оппозиционер. Ведь в своем отечестве, как правило, только отъявленные диссиденты при живом-то президенте ищут поддержки извне. Но, во-вторых, и как тот самый живой президент, который все-таки хочет, чтобы эта поддержка досталась ему. "Если вы нам предложите варианты, которые будут продвигать нашу страну к суверенитету, большей независимости - мы будем вам очень благодарны и мы немедленно возьмем их на вооружение", - порадовал доверием батька группу гостивших у него американских конгрессменов.

Он, конечно, мог и не знать, что на вооружение от США обычно берут только вооружение. Ну или пряники, если вместе с Викторией Нуланд. Но что касается вариантов для суверенитета Белоруссии, то, наверное, должен быть в курсе, что у Белого дома для него их не так много и все - синонимы: переворот, цветная революция, смена власти, добровольная отставка. Вряд ли Лукашенко что-нибудь из этого подойдет. Через два месяца он в пятый раз выиграет президентские выборы.

Впрочем, похоже, Соединенные Штаты с этим вполне смирились. 10 июня Обама, правда, автоматически продлил еще на год санкции в отношении официального Минска, назвав его "экстраординарной и необычайной опасностью национальным интересам и внешней политике США". Но коль их конгрессмены здесь, причем впервые за многие годы, значит, не все так страшно. К тому же приехали не с пустыми руками. Накануне Госдеп вычеркнул из белорусского "черного списка" 24 фамилии. А это, между прочим, ректоры вузов, что отчисляли студентов за участие в акциях протеста. И судьи, что выносили политические вердикты. То есть, по американской классификации, чиновники, меньше всего заслуживающие снисхождения. Тем более что и студенты не восстановлены и приговоры не отменены.

Вашингтон, как правило, такими вещами просто так не разбрасывается. И коль скоро решил явить милость, не дожидаясь выборов, значит, на самом деле хотел поощрить Лукашенко авансом. Вряд ли только лишь за переговорную площадку по Украине. Минск в последнее время демонстрирует в геополитике примерное поведение, а ради этого США уже многим простили внутренние особенности. В конце концов, Белоруссия не безнадежней Кубы и не страшнее Ирана. Другое дело, что до Украины не дотягивает. Но, как сказал Лукашенко конгрессменам, "мы хорошие ученики". И, судя по всему, не обманул. Жаловаться на недостаток независимости у него уже очень неплохо получается.

Продолжает тему замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько .

Может быть, Александр Лукашенко о большей независимости американцам ради красного словца сказал? Какую поддержку он от них ждет?

- Прежде всего, я думаю, что все эти слова обусловлены предвыборной кампанией в Белоруссии. Лукашенко демонстрирует гражданам свою многовекторность, свою значительность. Потому что на самом деле суверенитет Белоруссии США поддержать никак не могут. Весь государственный, экономический, политический, военный суверенитет Белоруссии обеспечивается исключительно силами Российской Федерации. И последний кредит в рамках 760 млн долларов показывает, кто реально поддерживает белорусскую экономику. Поэтому подобные слова, конечно, вызывают некоторый разрыв сознания. И, безусловно, всем это резануло слух.

Не впервые Лукашенко пытается заигрывать с Вашингтоном и каждый раз после президентских выборов это заканчивается расширением "черного списка". Как будет сейчас?

- Сложно сказать, но вполне возможно, что закончится все точно так же. Лукашенко, безусловно - президент, который для американцев неприемлем. Они могут рассчитывать на переориентацию Белоруссии не при Лукашенко, а при его преемниках. Стратегия и тактика строится именно на этом расчете. Белоруссия очень крепко связана с Россией. И я надеюсь, что все эти слова, которые белорусский президент произнес, не наполнены тем смыслом, который многие хотят или боятся увидеть.

Неизвестно, что ожидали американские конгрессмены увидеть в Минске, но Лукашенко сделал все, чтобы запомниться им с лучшей стороны. Он показал США, что самым главным оппозиционером в государстве может быть и президент. Если его государство - часть Союзного.

13 декабря в Пекине состоится премьера оперы «Князь Игорь» в постановке якутского Государственного театра оперы и балета имени Д.К. Сивцева-Суорун Омоллоона. Спектакль будет многослойным, как матрёшка, со множеством аллюзий и неожиданных режиссерских ходов. Поговорив со сценографом Михаилом Егоровым и художником по костюмам Сарданой Федотовой, ЯСИА лишний раз убедилось, что его стоит посмотреть.

Как известно, «Князя Игоря» Александр Бородин писал 18 лет, но, несмотря на это, опера осталась незаконченной. Поэтому после смерти композитора его работу завершили коллеги Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков. Именно их редакция считается академической и наиболее привычна зрителю. Это, впрочем, никогда не останавливало режиссёров, которые регулярно предлагают зрителям свою версию знаменитой оперы.

Постановка якутского Театра оперы и балета не станет исключением: она будет отличаться от канонической версии. На первый план в ней будет выведена идея покаяния главного героя , именно такая трактовка, по мнению режиссеёрской группы, в большей степени соответствует исторической правде и задумке Бородина. В своей интерпретации сюжета режиссеры Андрей Борисов , Марина Варбут и научный консультант музыковед Евгений Левашов основываются на главном литературном и историческом источнике - «Слове о полку Игореве» - и оригинальной партитуре Бородина. Не менее интересной обещает быть сценография спектакля, как и режиссура, она будет наполнена множеством культурных и исторических смыслов и аллюзий.

Скифские мотивы

Матрицей спектакля станет золото скифов, и золота этого будет много. Оно станет тем мотивом, который объединит в смысловое целое декорации и костюмы, половецкую степь и древнерусский Путивль, Европу и Азию. Из золотых элементов, как из кубиков «Лего» будут складываться стены Путивля и степные пейзажи; золотым с чёрным будет шатёр хана Кончака - символ половецкого нашествия, орёл, накрывший Русь своей тенью и золотой будет шестиметровая ханская колесница.

«Исторически действие оперы происходит сразу после Крещения Руси, а известно, что до принятия христианства, русская культура опиралась на восточную, византийскую. Отсюда возникла скифская тема. В этой постановке мы не стремились до буквы следовать академическим представлениям о реалиях того времени, наши образы во многом стилизованы, хотя и близки к историческим. И декорации, и главные герои - это символы, например, в Игоре воплощен собирательный образ ключевых фигур российской истории, благодаря которым мы видим Россию такой, какая она есть, то есть, православной, христианской. Если бы Игорь остался в плену у половцев, возможно, русская культура могла пойти по другому пути, слиться с восточной. Игорь же, пройдя через внутренние сомнения, делает выбор в пользу христианства, он возвращается и это возвращение становится поворотным пунктом для русской культуры. Та Россия, которую мы видим сегодня, существует, возможно, благодаря возвращению Игоря из половецкого плена – такова главная мысль, которую мы пытаемся донести ».

В поисках оформительских идей художник пересмотрел сотни фотографий золотых украшений, найденных при раскопках скифских курганов, из них выбрал те, что наилучшим образом вписались в сценическое решение.

Михаил Егоров, художник-постановщик:

«Это не было так, что я решил обратиться к скифской теме, начал искать и нашёл. В течение многих лет я изучал скифские коллекции: в Эрмитаже, в Туве, на выездных выставках, по литературным источникам. Можно сказать, что это опыт всей моей жизни, который рано или поздно должен был воплотиться в каком-либо проекте. Так случилось, что этим проектом стал «Князь Игорь».

Не обойдется постановка и без технических спецэффектов - специально для спектакля готовится подвижная платформа, которая будет менять свое назначение в зависимости от драматического контекста.

Михаил Егоров, художник-постановщик:

«Главное ноу-хау, которое мы придумали для «Князя Игоря» - передвижная платформа, это сложная технология, которую у нас в России пока не реализовывали. Это будет большой круг с наклонной плоскостью, который будет двигаться по сцене и в разных положениях имитировать то плот, то берег, то ладью русичей. Если сильно абстрагироваться, то можно рассматривать её как символ нашей планеты, которая является общим домом для нас всех ».

50 оттенков золота

Золотая тема продолжится в костюмах – золото будет присутствовать и в одежде русичей, и у половцев, но разных оттенков: червонное – у первых, тусклое, цвета бронзы – у вторых.

«Самоварное золото я старалась не использовать, искала оттенки, «разбавленные» другими цветами: чёрным, дающим зеленоватый отблеск, белым, немного приглушающим блеск. Золотая отделка присутствует во всех костюмах, но в разных цветовых сочетаниях. Если для Путивля это будут белый и красный, то в Половецком царстве золото будет сочетаться с чёрным и коричневыми, «степными» оттенками ».

Радикального прочтения образов зритель не увидит, но и сказать, что костюмы будут полностью соответствовать эпохе тоже нельзя: так же, как и в декорациях, в них есть место стилизации и уступка ещё одному лейтмотиву спектакля – теме евразийства.

Сардана Федотова, художник по костюмам :

«Нельзя сказать, что костюмы исторические, если искать в них историческую точность, вы её не найдете, это некий микс, фантазия на евразийскую тему. В этой опере два мира – европейский и азиатский, и мы попытались эти два мира друг к другу приблизить.

Хотя исторически действие оперы происходит после Крещения Руси, по стилю костюмы русичей ближе к дохристианскому периоду и в них, как и в декорациях, присутствует скифская тема.

Сардана Федотова, художник по костюмам :

"Есть такой нюанс: дата Крещения Руси известна, но мы понимаем, что христианизация произошла не одним хлопком, это был длительный процесс, и чем дальше от центра – Киева – находились княжества, тем позже доходило до них христианство. Путивль располагался на границе с половецкими землями, и, скорее всего, христианство установилось там не сразу. Кроме того, у многих путивльских бояр жены были половчанки, то есть, даже если христианизация и началась, она не была 100%. Кстати, первым, за что я зацепилась, изучая материалы по «Князю Игорю», был кокошник. Этот русский головной убор приходит в голову в первую очередь, когда речь идет о русском костюме. Я начала читать и обнаружила интересную вещь: оказывается, прародителем кокошника был скифский головной убор. Поэтому, думаю, мнаша версия имеет право на существование. Половецкие костюмы тоже сложно назвать аутентичными. Я сделала их скорее степными и приблизила к монгольским, и даже к тюркским. Например, у халатов симметричные полы, с откидывающимися обшлагами – эта деталь характерна для тюркского костюма, но её отголоски можно увидеть в китайской, турецкой и другой азиатской национальной одежде ».

На фоне красно-бело-чёрно-золотого великолепия постоянным контрастом будет главный герой: образ князя Игоря подчеркнуто аскетичный и сдержанный, а для его костюма выбрано отличное от прочих сочетание серого, синего и золотого.

Сардана Федотова, художник по костюмам :

«Главного героя нужно обязательно выделять и лучше всего - цветом. Этого легко можно было добиться, надев на него красный плащ. Но я поступила по-другому: одела в красное дружину, для Игоря же выбрала серо-золотой плащ, который будет выделяться на красном фоне. Образу Игоря совершенно не нужна парадность, вычурность. Напротив, если исходить из сюжета оперы и исторических источников, то это фигура трагическая. Князь, который совершил безумный поступок - отправился в военный поход, вопреки тому, что всё было против, даже природа, отозвавшаяся на это солнечным затмением. Но Игорь рискнул, погубил свое войско и фактически поставил под угрозу существование своего народа. И от отчаяния его спасла только вера ».

К вере через страдания и покаяние - евангельская идея, но выраженная в других образах – таким будет финал оперы по замыслу Андрея Борисова. Финальная сцена "Князя Игоря" станет его исповедью, и именно в этот момент, согласно логике спектакля, языческая, скифская Русь станет христианской. Для зрителей эта трансформация произойдет буквально: на их глазах русские костюмы сменят епитрахили и славящий Игоря красно-золотой хор путивлян превратится в бело-золотой хор священнослужителей.

Сардана Федотова, художник по костюмам :

«Это всё построено на очень тонких ассоциациях. Если красное с золотом - это скифы, что-то первобытно-инстинктивное, то белое с золотом – это духовность, это христианская вера, к которой приходят через страдания и лишения ».

Большой российский проект

Всего для спектакля будет изготовлено более четырёхсот костюмов, не считая обуви и головных уборов. Как минимум из семи разных элементов состоят костюмы исполнителей, по нескольку раз меняют костюмы хор и миманс. Не меньше работы досталось декораторам, им пришлось изготовить сотни золотых элементов, которые будут использованы в оформлении спектакля. В одиночку мастерские Театра оперы и балета не справились бы с таким объёмом работ, поэтому им на помощь пришли городские ателье и коллеги из Иркутска, Москвы, Санкт-Петербурга.

Михаил Егоров, художник-постановщик:

«Без преувеличения скажу, на выпуск нашего спектакля работает вся Россия: от Якутска до столицы. Так что можно сказать, что это - большой российский проект ».

Несмотря на то, что «Князь Игорь» - опера достаточно востребованная на оперных сценах, авторы спектакля считают постановку давно назревшей.

Михаил Егоров, художник-постановщик:

«Князя Игоря» часто ставят в разных театрах, но мы предлагаем совершенно новую интерпретацию и образа главного героя, и происходящих событий. С нами работает замечательный консультант - Евгений Левашов. Это музыковед, композитор, историк, он всю жизнь посвятил изучению этой оперы. Он нашел в архивах партитуру, которая раньше не исполнялась, благодаря этому опера будет исполнена в оригинальной редакции Бородина. Мы общались с самого начала работы над спектаклем, именно он убедил нас обратиться к истории, и в итоге наше видение постановки полностью совпало» .

Золото скифов, трансформирующиеся костюмы и двигающиеся декорации – это лишь некоторые из потайных ящичков, которые раскрыли сценографы. А их будет много, начиная с необычного прочения образа Ярославны и заканчивая композиционными передвижками. Те, кому посчастливится попасть на премьеру в Пекине, смогут убедиться в справедливости этих обещаний уже совсем скоро, остальным придется подождать якутскую премьеру, которая состоится в феврале-марте будущего года.

При частичном или полном использовании материалов гиперссылка на сайт ysia.ru обязательна.

I am sweetness and light and puppy dogs" ears, that"s me.

Изо всех сил я пытаюсь полюбить русскую оперу. Дескать, Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский... Шостакович, наконец! Не теряю надежды.
В рамках этой программы пошли мы на "Князя Игоря". Вроде бы его даже на "Маску" номинировали. Или дали за что-то... В программке об этом - ни слова, так что непонятно, а искать лень.
Билеты достались на балкон. Ну, то есть, как бы радиопьеса. Нет, хорошо виден хор и шапки солистов. Но всё, что ниже шапок, - уже с трудом. И ещё над нами расположились люди с ребёнком лет трёх-четырёх. Сначала он сидел тихо, потом стал ёрзать, валяться по спинкам наших с сестрой кресел, после чего мы прикормили его конфетами и он снова на какое-то время притих. Трогательный момент случился, когда Ярославна запела жалостливую арию - ребёнок стал ей подпевать и интересоваться: "Что с тётей?". Хоть мальчик в итоге оказался и хороший, всё равно это, конечно, подстава - приходить на оперный спектакль с таким юным зрителем.
Как обычно, я рассказала своим сюжет, заверила сестру, что "Песнь о вещем Олеге" это не то же самое, и мы приступили к просмотру. Декорация - трёхэтажная конструкция в виде книжного оклада, в каждой ячейке копошился народ, занавес - с принтом Владимирской иконы - даже хлопать было как-то неловко. Костлявые бояре в длиннополых кафтанах с куцым мехом напомнили один любимый момент из книги "Время оно" М. Успенского: "Сочиняй-Багатур был одет богаче всех, но от дождя дорогие меха намокли, и получалось, что беднее всех". Галицкий носил причёску каре, волосы то и дело лезли в рот, приходилось отплёвываться. Тенор, который играл Германа в "Пиковой даме", тот самый, что очень нервно относится к преждевременной лысине, ходил в женской косынке - как будто бы ёрничал. Когда начался пир, на сцену вынесли блюда с экзотической едой: сверху казалось, что это бивни, но вполне возможно, имелись в виду омары.
Поскольку слова разобрать могла только я, лиц не видно, а музыка помпезная, мама и Таня в антракте ушли. Я пересела во второй ряд партера, чтобы полной грудью входнуть пыль от половецких плясок. А на первом ряду, кстати, разместились две девушки с биноклем. Весь антракт мы любовались арфисткой, которая, ловко орудуя ключом, настраивала арфу - так долго, что закрались сомнения - то ли весь первый акт она играла на расстроенном инструменте, то ли так активно перебирала струны, что развинтила все гайки...
Чтобы освободить место для плясок, половцы вышли на авансцену и расположились кто где. Такое интересное ощущение, когда прямо перед тобой молниеносно рассаживаются 18 человек - мужчины с одинаково нарисованными монгольскими бородками и женщины, во весь голос вдруг запевающие: "Улетай на крыльях ветра"!
Князь Игорь всё время ходил с мешком. То кинжал в нём держал, то какие-то невнятные тряпки. А когда вытряхивал содержимое, прятал мешок под рубашкой, отчего казалось, что князь страдает грыжей. Хан Кончак был прекрасен: статный, голосистый, бритоголовый, и - добрейшей души человек! Самый благодушный персонаж во всей русской опере, я полагаю. Так досадно было, что Игорь кобенился и не стал с ним сотрудничать.
Финальные сцены поразили блеском режиссёрской мысли: сначала плакала седая Ярославна, вокруг танцевали девушки - тоже седые, все - в лохмотьях. Потом вышел Игорь в пальто, седой. Начал раздеваться - снял пальто, мешок, потом пытался снять седой парик, передумал, но было поздно - в зале заметили это движение и заржали. Игорь обнял Ярославну, стал задирать ей лохмотья, обнажил ноги в капроновых колготках. Но до греха не дошло - Ярославна ничком упала на сцену, Игорь поднялся и застыл с кинжалом в руке, приоткрыв рот. Вышел хор в белых одеждах, с тряпочками на головах, расступились, пропустив старичка с посохом, тоже во всём белом и с седыми волосами до плеч. "Ёлки! - подумалось вдруг - Да это ж Бог! И хор ангелов!". Бог тронул Игоря и Ярославну, мол, "отомри", они обнялись, а Бог долго укоризненно смотрел в зал, пока не смолк хор. На сцене воцарилась атмосфера раскаяния...
И буквально через несколько минут это чувство овладело мной - прямо на остановке общественного транспорта: я неожиданно наткнулась на Мишу. Пришлось сбивчиво объяснить ему, что я не нашла слов для описания его выставки, дико извиняюсь и непременно должна прыгнуть вот в этот троллейбус, потому что ехать с пересадкой, а там неизвестно, будет ли автобус до дома... Сработало.

08/06/2014 Всё происходящее сегодня в мировой политике убедительно свидетельствует о том, что времена «однополярного» мира подходят к концу. Другое дело, что переходный период к нормальному, естественному мироустройству будет болезненным и имеющим непредсказуемые проявления. Соединённые Штаты, судя по всему, уже не в состоянии прямо диктовать свою волю всем, кому захотят. На протяжении трёх десятилетий своего мирового «лидерства» они накопили внутри себя множество противоречий, которые сегодня только ещё начинают проявляться. В то же время, другие страны в результате естественной эволюции обрели достаточную государственную мощь и достаточное же политическое самосознание для того, чтобы в новых условиях претендовать на иную роль в мировой политике, нежели та, которая отводилась им «гарантом мирового порядка». Разумеется,США остаются (и, вероятно, еще на протяжении неопределённого времени будут оставаться) головной болью для всего мира. Но, как говорится, тектонические пласты мировой политики явственно сместились, и отныне Штатам придётся всё чаще «сдавать назад» в своих неумеренных притязаниях. В то же время, коварство и неразборчивость в средствах давно уже стали визитной карточкой американской политики, что в очередной раз проявилось в отношении к ситуации на Украине. Штаты привычно дали понять, что не собираются считаться ни с кем и ни с чем (находясь перед прямой необходимостью именно считаться с объективной реальностью). В качестве своих «марионеток» Штаты традиционно используют людей, предельно аморальных и способных на всё ради тщеславия и призрачной возможности быть принятыми в «мировую элиту». Однако в случае с Украиной дело зашло уже слишком далеко. Вместо романтических, «европейски» выглядящих «борцов за свободу» миру были явлены откровенные фашисты и невменяемые уголовники. За то, что они натворили за прошедшие месяцы, им неизбежно придётся отвечать. Неизбежно же придётся отвечать и тем, кто «признал» их «борцами за свободу и независимость» и использовал своё мировое влияние для оправдания их зверств.

Для России, и прежде всего для русских, последствия украинского гражданского противостояния (инспирированного США и Западом) очень значительны. В результате братоубийственной войны оказалось поколебленным единство русского и украинского народов - единство, выстраданное общей государственной историей и совместным подвигом в годы Великой Отечественной войны. Соблазн украинского псевдонационализма бандеровско-фашистского образца деморализовал молодые поколения украинцев, лишив их твёрдой мировоззренческой опоры и заразив комплексом неполноценности по отношению к «Европе» (в кавычках, т.е. существующей только в их помрачённом коллективном воображении). Как бы ни развивались события в будущем, даже самый оптимистический сценарий будет не в состоянии «отменить» одесскую бойню в Доме Профсоюзов и подлые бомбардировки мирного населения Юго-Востока. Русский народ никогда не сможет забыть палаческие русофобские откровения Яроша и Музычко, которые являются лишь одиозными олицетворениями действительной тенденции, идущей от зловещих «лесных братьев». Как можно забыть прошедший утверждение государственными органами фактический запрет русского языка - в стране, где едва ли не для большинства людей русский язык является или единственным родным, или, если кому угодно, вторым родным? Не навсегда ли уничтожена та задушевная нотка в отношениях русских и украинцев, выражавшаяся в незлобивых шутках и подтруниваниях, но имевшая в своей основе неизбежность единой славянской судьбы? Кто теперь это скажет… Прошедшие выборы не хочется комментировать. Слишком всё предсказуемо и неутешительно...

Надежда умирает последней, и хочется всё же верить, что прозрение народа Украины, ныне в массе своей безучастно смотрящего на кровавую «Антиреррористическую операцию», всё же наступит. Как наступает прозрение у человека, натворившего спьяну страшных дел, а утром с ужасом смотрящего на плоды рук своих, и проливающего горькие слёзы запоздалого раскаяния. Пусть бы хоть так. Но пока этого нет.

жаргонное слово, означающее конец, близкую смерть. По одной из версий, происходит от немецкого krank – больной.
Доренко Сергей – знаменитый в 90-е годы российский тележурналист. Успел поработать практически на всех основных телеканалах. Наибольшую известность приобрёл в конце 90-х в качестве ведущего еженедельной авторской аналитической программы на канале ОРТ (в настоящее время – «Первый канал»), где приобрёл скандальную славу и прозвище «телекиллер» за то, что сюжеты в его программе часто приводили к резкому падению популярности известных политиков (самый знаменитый эпизод – сюжет о Евгении Примакове во время кампании по выборам Государственной думы в 1999 году). Отстранён от эфира в сентябре 2000 года, после чего на российском телевидении не работал; из-за этого автор часто на концертах заменяет фамилию опального журналиста на безликий «телевизор».
Дивиденды – доходы, выплачиваемые (как правило – ежегодно) акционерам на каждую акцию из прибыли акционерного общества. Во время написания песни данный термин был ещё чем-то новым и необычным.
«Обнявшись с младой княжной», «Сам весёлый и хмельной» – ссылка на русскую народную песню «Из-за острова на стрежень»:

На переднем Стенька Разин,
Обнявшись, сидит с княжной,
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.



Рассказать друзьям