Положительное наказание. Подкрепление и наказание

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дамы и господа, лорды, сэры и пэры!

Поднимается вопрос вновь об отрицательном подкреплении и наказании собак...
Итак, для начала проведём существенную разницу между наказанием и отрицательным подкреплением. Цель отрицательного подкрепления является указать собаке на её ошибки, например, с помощью рывка поводком, недачи лакомства, если обычно оно давалось при правильном выполнении команды. Это достижимо, только если собака идеально слушается и воспринимает Вас как доминанта в "стае", хозяина. Цель наказания направлена ТОЛЬКО на подавление попыток доминирования собаки над Вами, использует т.н. инструментальную агрессию, с помощью лая и покусов заставляя Вас дать ей лакомство или выполнить иное действие. В этом случае психологическое давление на собаку оправдано. Собак вообще нельзя бить, во-первых, потому что они мало чувствительны к удару, и осознют поражение, лишь когда уже нанесена серьёзная травма, и закричать об этом не успевают. Поэтому лучше свернуть газетку и проимитировать удар по мордочке. Только проимитировть!

На чём это основано. Устройство собачьей стаи. Во-первых, это далеко не стая, а полноценное Общество, такое как у людей. Есть научное предположение, что основное устройство человеческого общества скопировано у собак. Не случайно в далёком четвертичном периоде неандертальцы вымерли, имея РОДОВОЙ СТРОЙ, а сапиенсы выжили, перейдя к ОБЩИННОМУ. Этот общественный строй позволил, кроме родового ядра, набирать охотников извне, а также собак, на что неандеры небыли способны. По этому принципу устроена собачья "стая". Начнём с того, что собака- существо территориальное, весь, не побоюсь сказать, Мир у них поделен на сферы влияния, как у людской мафии. В хоршем смысле слова.

Итак, "стая" состоит из четырёх социальных слоёв. Во-первых, это кобель-доминант, самый главный в стае, но не надо путать понятие "доминант" с "вожаком"- вожак, это самая опытная сука, хорошо знающая все места добычи еды, кобели же выполняют в основном защитную функцию. У доминанта есть заместитель- субдоминант, и на этом линейная схема доминирования заканчивается. Ниже их по рангу идёт основная стая, примерно равные по рангу. Среди кобелей есть так называемые "пограничники", это собаки, выгнанные из других стай, изгои, которым Доминант определил место на краю территории, подать сигнал в случае опасности. И, наконец, суки. У них отсутствует иерархия, каждая считает себя главной.

Ну так вот, доминант и субдоминант постоянно спорят за главенство. Если доминантная собака у доминантного хозяина, конфликт неизбежен. С такой собакой можно только сотрудничать, как в далёком четвертичном! И если хотите заниматься динамичными видами кинологического спорта, никогда не пресекайте прыжки и "излишнюю" активность собаки дома, это снижает результаты! Лучше работайте над управляемостью!

Воспитывая ребенка, родители сталкиваются с множеством трудностей. Единых правил для каждой семьи нет и быть не может. Но на помощь всегда придет метод положительного и отрицательного подкрепления поведения, когда выполняя что-то правильно, ребенок получает похвалу или другое достойное моральное вознаграждение. И наоборот, совершив проступок, следует наказание или иная форма негативной оценки.

Правила манипуляции берут начало в теории научения. Суть ее состоит в том, что те действия, которые так или иначе удовлетворяют родителя, нужно подкреплять, а те, которые не устраивают, - не подкреплять.

Многие родители интуитивно пользуются этим правилом, однако регулярно совершают ошибку, полагая, что наказывают ребенка, а на самом деле лишь негативно его подкрепляют.

О формировании поведения методом подкрепления и пойдет речь в этой статье.

Плохое поведение как следствие неверного воспитания

Считается, что все так называемое плохое поведение ребенка - это следствие неверных воспитательных действий родителей.

Ребенок захотел, чтобы ему купили игрушку в магазине. Он впервые тихонько похныкивает. Мама на это не реагирует. В следующий раз ему игрушка понравилась настолько сильно, что он зарыдал отчаянно. Народ стал останавливаться и косо смотреть на мать. Чтобы прекратить назревающий скандал, она покупает игрушку. Мать научила ребенка тому, что нужно не тихо похныкать или шепотом попросить, а орать так, чтобы всем вокруг мало не показалось.

Подросток курит. Отец его выпорол. Ребенок стал курить так, чтобы отец этого не замечал. Результат: отец научил ребенка курить так, чтобы не попадаться.

Мальчик лет шести врывается в трамвай, расталкивая других пассажиров, садится на сиденье. Рядом становится его бабушка, стойко охраняющая внука от любых происков других пассажиров. Ребенок давно научился тому, что у него есть право сидеть в трамвае. Никто и никогда не сказал ему, что у бабушки тоже есть такое право и что он уже обязан уступать место маме и бабушке (и всем другим женщинам старшего возраста).

Ребенку уступают место в трамвае. Но он начинает хныкать и нудеть, что хочет сесть у окна. Сердобольные бабульки тут же освобождают место. Ребенок успокаивается и начинает глядеть в окно, грязными сапогами упираясь в одежду пассажиров. Взрослые не подумали о том, что научили малыша попирать права других, а точнее - вообще не интересоваться ими.

Но есть родители, которые осуществляют воспитание детей иначе. Когда их ребенку уступают место, они отвечают, что их мальчик - будущий мужчина, а потому он постоит, чтобы сели другие люди, больше заслуживающие это место. Значит, можно обучить ребенка тому, чтобы он уважал других людей и тем самым научился уважать себя (стоит напомнить, что уважение к другим - необходимое условие самоуважения, личностного роста, а в дальнейшем - умения любить).

Все это - примеры манипуляций детей, которые позволяют или не позволяют делать взрослые. Позднее маленькие манипуляторы вырастают в больших монстров, управляющих своими близкими. Тогда последние начинают искать того врага, который во всем виноват и на которого стал похож их ребенок. Часто их обвинения обрушиваются на другого родителя или его родственников.

Как соблюсти ту замечательную середину, при которой у ребенка будет детство, но он вырастет ответственным и сочувствующим? Как не путать наказание и отрицательное подкрепление?

Если после некого действия родителя, то или иное поведение ребенка прекратилось - родитель наказал ребенка. Наказание - то действие, после которого определенное поведение ребенка исчезает.

Если действие изменилось, но продолжилось (ребенок стал курить так, чтобы отец этого не замечал) - взрослый негативно подкрепил ребенка.

Метод негативного и позитивного подкрепления при воспитании ребенка

Проблема состоит в том, что подкрепление может быть позитивным и негативным. Девочка вымыла посуду, мама погладила ее по голове и сказала: «Надо же, у меня помощница растет». Это пример положительного подкрепления, а потому более чем вероятно, что девочка будет и дальше мыть посуду по собственной инициативе.

Но мама могла отреагировать иначе: «Надо же, впервые догадалась посуду помыть, да даже этого не смогла! Теперь все перемывать». Это негативное подкрепление, и, скорее всего, дочь не только больше не станет добровольно мыть посуду, но и вообще инициативу забудет проявлять. А родитель будет удивляться, откуда взялся такой ленивый ребенок, если сама мама всегда была активисткой.

При отрицательном подкреплении взрослый научает ребенка избегать неприятных событий. В данном случае - негативной оценки своих действий. Но большинство детей избегает крика родителей, поэтому перед их приходом быстро готовят кое-как домашнее задание или прибирают в комнате, рассовывая вещи по углам.

Подкрепление поведения - это действие, усиливающее предыдущее действие. А действие, исключающее некое поведение, - наказание. Вспомним пример с курением. Мальчик курит. Отец берет его с собой на занятия в спортивный зал или на футбол (любое спортивное мероприятие). Он общается с ребенком, знакомит с друзьями и детьми друзей, которые не курят и заботятся о здоровье. Мальчик перестает курить. Отец не стал подкреплять курение, но показал другой образ жизни и подкрепил его.

На этом примере отрицательного подкрепления и наказания видно, что ошибки связаны с тем, что взрослые совершают действия, которые впоследствии не соотносят с результатами. Они ведут себя так, как будто ребенок может чему-то научиться по волшебству. Сами родители забыли, как их учили разным навыкам, и им иногда кажется, что они многое освоили самостоятельно. Если вы делаете нечто, а поведение ребенка не меняется, значит, своими действиями вы лишь подкрепляете его поступки, а вовсе не наказываете его.

Ваши дети «стучат» друг на друга? Значит, кто-то в вашей семье поощряет ябедничество.

Ребенок не делает домашнее задание без вас? Значит, он знает, что с вами сделает быстрее и правильнее. И вы, понимая, что он не выспится перед школой, в 12 часов ночи сами решаете за него задачу, подкрепляя его несамостоятельность. Ему остается только переписать ее не задумываясь.

Ребенок настаивает на том, что сначала поиграет на компьютере, а потом займется делом? Значит, на кого-то в вашей семье это действует и после нудных приставаний «слабое звено» соглашается, лишь бы малыш от него отстал.

Ребенок не хочет заниматься спортом. Но занимаетесь ли спортом вы сами? Ходите ли вы с ребенком на спортивные занятия?

Младшего ребенка перед сном не отогнать от компьютера? И он не идет спать? Но ведь это его родителям выгодно, чтобы он тихо играл на компьютере, пока они вечером заняты своими делами.

Зачем вообще вечером ребенку компьютер, если дошкольник все может делать вместе с мамой: и ужин готовить, и прибирать в квартире? Он может быть активно включен в реальную и интересную деятельность по преображению квартиры в волшебное гнездышко, где все любят друг друга, заботятся о близких и готовят ужин не потому, что обязаны его готовить, а потому, что любят тех, для кого готовят.

За это время он расскажет близким о том, что происходило в детском саду. А они подскажут ему, как лучше наладить . Можно всем вместе сочинить сказку. Только это потребует от взрослых дополнительных душевных сил, которых, как им казалось в начале вечера, просто нет. Но стоит родителям перестать монотонно выполнять свои обязанности по дому, думая при этом о том, как приятно было бы сейчас посидеть в Фейсбуке, а вместо этого организовать игру «Мы волшебники, преображающие наш дом», как силы тут же появятся. Ощущение себя в роли творящей феи существенно отличается от ощущений всеми терроризируемой Золушки.

Если же мы посадили ребенка за компьютер и не научили получать удовольствие от реальных дел, то на каком основании мы потом будем его от этого отрывать? Он ведь не научился готовить ужин и прибирать квартиру не с ненавистью, а с удовольствием. Он умеет только жать на кнопки и вызывать к жизни яркий мир иллюзий, заманчивый и легко управляемый даже малышом.

Как только взрослый поймет, что сон ребенка - это свободное время, он начнет делать все, чтобы дошкольники и младшие школьники были в постели в 9 часов вечера. Но если ребенок знает, что у родителей есть невидимая кнопка, нажав на которую можно не спать до 12 часов ночи, то, конечно, он будет нажимать на нее.

Если ваш ребенок с безысходностью будет осознавать, что ложиться спать можно только в девять вечера и других вариантов нет, он будет ложиться спать в это время. Главное, чтобы вы об этом помнили.

Семья - это только идея, миф. Миф о том, что некая группа людей вместе живет и вместе же смотрит на мир определенным образом. Но всякий миф должен поддерживаться ритуалами - совместной деятельностью.

А потому в дружной семье и ребенку, и младшему школьнику, и подростку есть чем заняться по вечерам вместе с родителями: обсудить возникшие проблемы, получить дельный совет и т. д. Но для этого вечером, пока дети не легли спать, они должны вместе со всей семьей заниматься делами, общаясь с другими. Пусть кто-то готовит ужин, кто-то накрывает на стол, а кто-то помогает прибрать все так, чтобы утром можно было встать в чистоте. После ужина стоит сесть и почитать книгу, которая задана для чтения старшему ребенку. Каждый сможет высказать мнение по поводу действий героев и сформировать собственное мнение в процессе дискуссии, а вы заново окунетесь в свое детство и посмотрите на себя и на мир другими глазами - глазами ваших детей. Возможно, это расширит границы вашего видения, принесет в дом покой и взаимопонимание.

Когда-то говорили, что отдых - это смена деятельности. Переход всех членов семьи от рабочей деятельности к домашней не только станет восприниматься как отдых, но будет таковым и являться.

Конечно, бывают моменты, когда кто-то из родителей учится, уезжает в командировку и т. д. Наконец, все могут уставать. Тогда уставший честно признается в этом, и его близкие ведут себя тихо, создавая условия для отдыха. Семья, в которой никто не встречается хотя бы раз в день за столом или на общем диване, чтобы пообщаться, постепенно перестает быть семьей. Она превращается в группу людей, где каждый действует за себя, а не вместе со всеми. А действие за себя - это всегда манипуляция.

Очевидно, что это идеальная картина, когда дети и родители готовы к общению и не испытывают усталости. Обычно вечером собирается уставшая команда игроков. Тогда манипуляции неизбежны, поскольку желания различны и нужно успеть загнать другого в угол, пока туда не загнали тебя. Дети здесь справляются лучше, и они быстрее побеждают родителей точно рассчитанными капризами, нытьем и истериками.

Как работает метод подкрепления поведения

Проблема состоит в том, что негативное и позитивное подкрепление поведения человека работает различным образом. Негативное подкрепление надежно работает всегда. Повесьте ремень на спинку стула ребенка, орите, как будто вас режут: это работает надежно. Только после этого противно общаться всем, да и сам родитель ощущает абсолютную некомпетентность и опустошенность.

Позитивное подкрепление требует творчества со стороны тех, кто его использует. Нужно менять и его силу, и способ. Потому-то одно и то же положительное подкрепление перестает со временем работать: если каждый день говорить ребенку, что он молодец, он начет воспринимать это как вежливые слова «здравствуйте», «до свидания» и т. д.

Кроме того, пытаясь применить наказание, родители часто путают его с отрицательным подкреплением, и примеров тому немало.

Наказание не связанно с унижением, болью, душераздирающим криком, хлопаньем дверью с обещанием сдать ребенка в детский дом. Все это - негативное подкрепление, а значит, после этого ребенок предпримет все усилия, чтобы вы так себя не вели: не орали, не топали ногами, не угрожали разными страшными вещами (при этом на душе у него будет неспокойно, а накопленный негатив может быть реализован не сейчас, а потом, когда вы станете слабыми и захотите к себе человеческого отношения).

Наказание состоит в том, что вы садитесь рядом с ребенком и говорите ему, что его действия причинили вам боль. Вы рассказываете ему, как нужно было поступить, чтобы не совершить подобной ошибки. Если у вас теплые отношения с ребенком, он, скорее всего, так больше вести себя не будет.

Каждый раз, когда вы орете и топаете ногами, вы обучаете ребенка тому, что, когда становится плохо, нужно снимать напряжение за счет самого слабого. Он обязательно этому научится, поскольку вы регулярно будете подкреплять эту модель поведения. Но в то же время вам стоит помнить, что он будет взрослеть, а вы - стареть. И когда-нибудь он начнет орать, топать ногами, а вы не сможете ответить, потому что будете более слабыми.

Однако все не так просто. Есть правила, которые необходимо соблюдать для получения нужного эффекта. Подкрепление желаемого поведения и наказание должны следовать за проступком «сразу». И чем младше ребенок, тем скорее он должен их получить.

Ребенок трех лет падает на дорогу от усталости и утверждает, что дальше идти не может. Вы берете его на руки и несете до дому. В следующий раз он обязательно упадет, утверждая, что уже умер. Вы же сами научили его, что в этом случае его возьмут на руки!

Вы не должны подкреплять действия, которые вам не нужны. А потому в подобной ситуации вы говорите, что согласны подождать, пока малыш отдохнет, а потом пойдете с ним вместе домой.

Конечно, торопясь, вы можете взять ребенка на руки и принести домой, а потом угрожать и наказывать различными способами. Но эти угрозы не помогут: они слишком удалены от события, а исполнение их постфактум будет восприниматься как несправедливость.

Вообще, планируя досуг с ребенком, никогда не ограничивайте себя во времени. Иначе вы будете связаны временем, а ребенок - нет. Вы будете нервничать и совершать необдуманные поступки. Отправляясь куда-либо с ребенком, подумайте о том, сколько он сможет пройти пешком сам. Возьмите с собой велосипед или любое другое средство передвижения, которое позволит ему двигаться самостоятельно, а не на ваших руках.

Маленький ребенок не чувствует вашу боль и собственную тяжесть. Чтобы начать их чувствовать и сопереживать вам, он должен пережить это состояние сам. Если вы не позволите ему устать, как он узнает, что вам тяжело его таскать?

Помните, что негативное подкрепление работает надежнее, чем позитивное, и при этом оно намного проще в исполнении. Но оно препятствует теплым отношениям между вами и вашими детьми. Стали вы человеком или нет, вы сами оценить не сможете. Надо спросить, как оценивают жизнь с вами те, кто рядом.

Негативное подкрепление может быть всегда одинаковым. И оно всегда надежно работает. Чтобы вы не выпороли и не орали, ребенок будет перед вашим приходом быстро размазывать грязь по полу, наспех мыть посуду или ускоренно делать уроки. Он не будет это делать по внутреннему желанию: вы не научили его получать радость от своей деятельности, потому что сами моете полы и окна с безысходностью, а на работу ходите, как на каторгу. Чтобы не слушать нотации, крики и вопли, ребенок готов кое-как привести свою комнату в некое соответствие с вашими требованиями вне зависимости от собственных желаний.

Необходимо помнить, что человек рождается с полным набором негативных эмоций: гнев, страх и отвращение уже представлены в его арсенале эмоциональной экспрессии. Но весь спектр позитивных эмоций в нем должны сформировать те, кто за ним ухаживает. Завораживающая взрослого улыбка ребенка появляется на третьем месяце жизни. Чем шире спектр позитивных эмоций у родителей, тем шире он у их детей.

Более того, природа устроила так, что мы бываем счастливы лишь мгновение. Человек не может переживать счастье годами. Он может годами переживать горе. Это важный эволюционный механизм, который заставляет живое существо всегда двигаться вперед.

Именно поэтому нужно менять систему положительного подкрепления.

Позитивное подкрепление требует творчества от того, кто его выбирает. Чтобы механизм работал, нужно поощрять каждый раз иначе. Любовь - это всегда творчество и разнообразие. Как только она превращается в рутину, чувство исчезает. Лишь ненависть однотипна, проста и сегодня может не отличаться от того чувства, что было год назад. Ненависть и созидание - две вещи несовместные, что было отмечено нашим главным поэтом.

Чтобы подкрепление положительного поведения было эффективным, оно не должно быть очень большим. Вспомните дрессированных медведей в цирке: прокатившись по арене на велосипеде, они получают маленький кусочек сахара. Если бы они получали мешок сладостей, то, скорее всего, забыли бы про сидящих в зале людей, заплативших за зрелище, и принялись за лакомство. С ребенком в случае манипуляции все должно происходить примерно так же, только величину этого воображаемого сахара надо менять, чтобы ребенок был в тонусе.

Именно поэтому, используя метод позитивного подкрепления, нельзя стимулировать правильное поведение ребенка деньгами, поскольку величину оплаты придется постоянно увеличивать, чтобы ему было интересно играть с вами в эту игру. И если в первом классе ему будет достаточно 10 рублей, то в конце одиннадцатого класса может потребоваться мерседес. Даже если у вас есть такие возможности, стоит помнить, что когда-нибудь платежные способности родителя могут перестать соответствовать возрастающим потребностям ребенка (которые, стоит заметить, взлелеял сам взрослый).

Положительное подкрепление должно:

  1. Следовать сразу за поступком ребенка.
  2. Меняться по величине и качеству.
  3. Иногда быть случайным.

Метод случайного подкрепления поведения

На помощь всегда придет форма случайного подкрепления поведения. Например, ребенок месяц получал хорошие оценки, и вдруг в воскресенье родители объявляют: «Так хорошо было целый месяц - никаких проблем с учебой! Завтра пойдем в Макдоналдс». Или в другое место, о котором мечтает ребенок. Просто посидеть в кафе. Главное, чтобы для него это было приятно и неожиданно. В следующий раз можно придумать что-то другое, но ребенок не должен знать, что это будет и когда. Так у него неосознанно сформируется представление, что его последовательное адекватное поведение внезапным образом заканчивается хорошими вещами. При этом он знает лишь о вероятности события.

Лучше вообще не интересоваться оценками ребенка. Он не должен ждать, как оценит его действия учитель, а хотеть получить знания и уметь самостоятельно оценивать, насколько он усвоил то, что предлагается в школе. Следовательно, родитель должен подкреплять в ребенке не желание получать оценки, а желание познавать мир и самому отвечать за свою . Потому, когда малыш приходит из школы, взрослый должен спрашивать его не о том, какой балл он получил, но о том, что он узнал. Позже, вечером, родитель может заглянуть в учебник, проявить интерес к тому, что изучается, вспомнить новый факт или вместе найти в Интернете что-то, что будет интересно всем.

Стоит подчеркнуть, что ребенку нужно всегда объяснять причины собственного недовольства.

Дети и родители по-разному оценивают то, что происходит в семье, а потому детские обиды, привнесенные человеком во взрослую жизнь, обычно связаны с непониманием того, за что он некогда был наказан. Маленькие дети злятся на родителей и, становясь старше, уже в подростковом возрасте часто отказываются принимать поощрение, поскольку воспринимают его как плату родителей за то, что те орали и топали ногами в момент наказания.

Правило: чтобы понять, подкрепили вы поведение ребенка или наказали, проверьте результат. Если такое поведение исчезло, значит, имело место наказание, если осталось - негативное подкрепление и, следовательно, необходимо менять тактику.

Пользуясь манипуляцией, стоит помнить, что в большом объеме она разрушает отношения с ребенком.

Многие современные родители дезориентированы простыми формулами о том, что у детей есть права и что у ребенка должно быть детство.

У ребенка действительно есть права, и у него должно быть детство. Но у него ровно столько же прав, сколько обязанностей, как и у всех остальных членов семьи. И если родители имеют больше обязанностей, у них соответственно и прав больше. Пока у ребенка нет ни одной обязанности, у него есть лишь право на жизнь и защиту, здоровье и обучение. Но когда он начинает получать знания, появляется обязанность учиться, а когда его лечат, на него тут же ложится обязательство сохранять свое здоровье и поддерживать его.

В огромном числе современных семей у детей есть лишь права, а у родителей - обязанности. В этих условиях не будут работать никакие методы воспитания. Только методы манипуляции, когда родители загоняют ребенка в угол, чтобы он хоть что-то делал, а ребенок манипулирует родителями, пытаясь их разобщить, чтобы по отдельности вить из них веревки.

Очень важно, чтобы с момента рождения ребенок ощущал меру своей ответственности за круг социальных явлений, на которые он имеет право.

Он имеет право смотреть телевизор сколько угодно, если у него есть обязанность самостоятельно вставать по утрам и идти в детский сад. Если его утром будит мама, то у мамы есть право выключить телевизор в 9 часов вечера и уложить малыша спать.

У ребенка есть право иметь игрушки, если у него есть обязанность каждый вечер складывать их в коробку. Знание своих прав и обязанностей он должен получать с того самого момента, когда встанет на две ноги и начнет самостоятельно осваивать мир.

У ребенка есть право поиграть на компьютере, если он уже выполнил свои обязанности и сделал все уроки. Очень важно, чтобы у него не было возможности сначала реализовать право и лишь затем заняться обязанностями.

Было время, когда даже в воздухе не носилось идеи нечто просить у родителей. В послевоенных условиях каждый чувствовал, что, прося что-то для себя, он словно отнимает это у кого-то другого. Уважающий себя ребенок пяти лет четко осознавал это.

Объяснение малышу его прав и обязанностей не должно быть эмоциональным: вы же не говорите трагично, что наступила зима или идет дождь. Так устроен мир, и мы принимаем его устройство как данность. Ребенок с самого раннего возраста (не позднее одного года жизни) должен четко понимать, что все имеет свою оборотную сторону: если он поиграл с мамой, ему нужно убрать игрушки (это не значит, что в год необходимо все правильно сложить: конечно, мама ему помогает, но у него не должна сформироваться идея, что он в этом процессе не участвует).

То же самое касается школы: ребенок должен знать, что обучение - это его право, которое подразумевает обязанность готовиться к урокам и делать домашние задания. И стоит осознать, что если он имеет право на отдых, то такое право есть и у его родителей.

Конечно, жизнь малыша не должна превращаться в казарму. И если завтра вся семья отправляется в развлекательную поездку, то какие-то обязанности можно отложить на потом. Однако подобные исключения нужны для того, чтобы подтверждать правило и свидетельствовать о том, что все члены семьи ценят эти совместные действия, любят друг друга и им радостно быть всем вместе.

Очень важно , чтобы ребенок любого возраста понимал, что умывание, прием пищи по часам, употребление полезных продуктов, одежда по погоде, поведение в общественных местах, соответствующее социальным нормам, и выполнение определенных обязанностей - это безысходность. Во всем остальном у ребенка есть абсолютная свобода быть уникальной творческой личностью, которую ограничивает только полет собственной фантазии.

Статья прочитана 616 раз(a).

Наказание — это такие наши неприятные для собаки или болевые воздействия, которые мы совершаем уже после ненужного нам или неправильного с нашей точки зрения поведения собаки. То есть между проступком нашего пса и нашими воздействиями проходит какое-то время. Это главное отличие наказания. А если неприятное воздействие с нашей стороны совершается сразу по окончании нежелательного поведения или во время его, то это уже называется отрицательным подкреплением.

Вторым отличием наказания является его неизбежность. Как бы себя ни вела провинившаяся собака после проступка, мы считаем, что ее следует наказать. И наказываем.

Например, мы приходим вечером домой, и обнаруживаем в квартире Содом и Гоморру, и радостно встречающего нас щенка. С точки зрения среднестатистического хозяина собаки, мы должны его наказать, что мы и делаем. Это на самом деле наказание, ибо отдалено от проступка немалым количеством времени и оказалось неизбежным. Как, впрочем, и бесполезным, в чем вы убедитесь со временем сами. Но это одновременно и отрицательное подкрепление ритуалу встречи вашего щенка. И вы заметите, как щенок перестает радоваться вашему приходу и все чаще принимает позу подчинения (стыдится наделанного им беспорядка, но продолжает делать его!).

Или ваша собака что-то подобрала на улице и, тщательно пережевывая это что-то, подходит к вам, выполняя команду «Ко мне!». Вы, естественно, ее дерете аки сидорову козу, и это является наказанием для подбора пищи (и бесполезно, вы сами знаете), но и отрицательным подкреплением подхода к дрессировщику. Ваши действия приводят к тому, что собака перестает в такие моменты подходить к вам, а спокойно доедает подобранное в стороне.

И еще одна ситуация. Вам не нравится, что собака забирается на диван, и вы бы хотели исправить данное поведение. Вы входите в комнату и застаете на диване спящую собаку со счастливым выражением морды. Желая дать понять собаке, что она не права, и что вам не нравится такое поведение, вы ее шлепаете. Со временем собака начинает понимать вот что: когда она лежит на диване, ваше появление и угрожающие слова служат сигналом к быстрому спрыгиванию с дивана, чтобы избежать шлепка. То есть вы учите собаку быстро спрыгивать с дивана при помощи отрицательного подкрепления. Но шлепки ваши являются наказанием к тому самому залезанию на диван, с которым вы собрались бороться. Со временем вы сами убедитесь, что воспитательное значение этого наказания ничтожно. Об этом же говорит и вся история человечества в части борьбы с преступлениями при помощи наказания.

Почему наказание чаще всего бездейственно? Потому, что как следствие, очень отдалено от причины (проступка). Представьте себе — вы наказываете собаку через час после того, как она съела ваши тапочки. В течение этого часа собака совершила еще с десяток безобидных поступков. Как же ей понять, какое именно действие привело к неблагоприятным последствиям? Природа заставляет ее связывать последствия с последним по времени действием, что собака и делает.

Американский ученый Б. Скиннер, один из основоположников «Оперантного научения», показал, что результат, для того, чтобы стать подкреплением какому-либо действию, должен следовать за ним не позднее десяти секунд. Подчеркиваем, что это правило работает в естественной среде, когда животное может совершать в секунду массу самых разнообразных нужных и ненужных действий. И.П. Павлову в его знаменитой «Башне молчания» удавалось вырабатывать условные рефлексы при отставлении подкрепления до 30 минут и более от условного раздражителя. Такие рефлексы были названы отставленными условными рефлексами; оказалось, что они вырабатываются с трудом или не вырабатываются вовсе. И с точки зрения отечественной физиологии высшей нервной деятельности наказание можно определить как далеко отставленное отрицательное подкрепление.

Наказание не учит, не дает информацию животному о том, какое же поведение правильное. Собака, которую вы наказываете за съеденные тапочки, ничего не может понять, потому что в течение последнего часа она больше не ела никакой обуви. И вам бы порадоваться этому. И еще, наказание чаще всего учит тому, как не попадаться, а не тому, как правильное себя вести. Очень трудно для человека, а для животного практически невозможно изменить будущее поведение, чтобы в дальнейшем избежать его последствий.

Присмотритесь к себе — чаще всего, наказывая собаку, вы просто даете выход своим эмоциям и своим обидам на нее.

Опасно же наказание тем, что, как замечает К. Прайор, оно служит мощным подкреплением наказывающему. Если при помощи наказания нам удалось исправить (а это случается) поведение, то бессознательно мы все чаще и чаще начинаем прибегать к нему. А избыток отрицательных воздействий на молодое животное приводит к тому, что у него пропадает всякое желание воспитываться и дрессироваться, оно вырастает зашуганным и робким.

Наказание может помочь, когда оно не очень далеко отставлено и очень сильное, или неожиданное и непривычное, когда поведение, с которым вы боретесь, не очень закрепилось у собаки. То есть если бы за первое преступление отрубали руку, вряд ли бы возникло желание совершить второе.

Отрицательное подкрепление, по мнению Карен Прайор, это любое неприятное событие или ощущение, действие которого можно прекратить или избежать, изменив поведение. Отличие отрицательного подкрепления от наказания в том, что отрицательное подкрепление, как и положительное, происходит во время поведения, а не после него, и на него можно повлиять изменением поведения.

Для того чтобы понять отличия отрицательного подкрепления от наказания, давайте разберем следующий пример. Ваша собака лазает на диван. Вам это не нравится, и вы отучаете ее следующим образом — как только застаете на диване собаку, тут же кричите в ее адрес ругательные слова и задаете трепку. Как правило, наше агрессивное поведение прекращается сразу же, как только собака спрыгивает с дивана.

Если следовать вашей логике, то, благодаря вашим воздействиям, собака должна понять, что лазать на диван ей нельзя. Сначала собака понимает, что в случае ее локализации на диване грубый, резкий окрик хозяина означает: скорее слезай, чтобы избежать трепки.

Многие собаки достаточно быстро понимают, что появление хозяина, когда она лежит на диване, приводит к резкому окрику, а если с дивана не слезть, то схлопочешь. В результате ретируются с дивана сразу, как только на пороге комнаты появляется хозяин. Третьи идут еще дальше, они связывают наличие хозяина в квартире с ее агрессивным поведением во время диванного положения и в присутствии хозяина ведут себя, как паиньки. Когда же хозяина нет, все категории собак ведут себя одинаково — диванолюбиво. Почему? Да потому, что ваше неприятное воздействие на собаку выступает подкреплением (отрицательным или положительным — это еще вопрос) спрыгивания с дивана и является наказанием по отношению к залезанию на диван. То есть таким педагогическим воздействием вы обучаете собаку быстро спрыгивать с дивана по команде (в данном случае это сложная команда или комплексный раздражитель: ваш вид и осуждающий крик).

Таким образом, хотелось бы показать, что отрицательное подкрепление (как, впрочем, и положительное) какому-то действию или поведению происходит во время этого действия или в конце его, и на его появление, интенсивность и знак можно повлиять, изменив или прекратив именно это поведение. Тогда как наказание, о котором мы говорили ранее, происходит через некоторое время после совершения проступка.

А как же отучить собаку залезать на диван? Нужно придумать нечто такое, что делало бы неприятным именно это действие. Например, можно поставить на диване заряженные мышеловки. А одного добермана, который со всего размаха шлепался на диван, отучили так: разложили на диване остриями вверх шиферные кнопки и прикрыли их покрывалом. Для отучения оказалось достаточным одного доберманьего прыжка. Более того, бедняга начинал активно сопротивляться при попытке затащить его на диван.

Отрицательное подкрепление очень эффективный способ формирования поведения. Но это не делает его лучшим. Последите за собой: в общении с людьми и собаками мы в основном пользуемся именно им. Нам почему-то кажется, что правильное хорошее поведение — это норма. Так и должно быть, и чего тут радоваться и хвалить? Поэтому и не замечаем, а что самое плохое — и не подкрепляем положительно нужное нам поведение. Мы его как будто не замечаем, а обращаем внимание только на огрехи.

Но слишком частое применение отрицательного подкрепления приводит, особенно у щенков, к появлению робости, неуверенности и себе, тревожности и отбивает охоту от самого процесса дрессировки. Потому, что собака в первую очередь начинает понимать — появление нового навыка увеличивает возможность дополнительного получения отрицательного подкрепления. А его она, естественно, стремится избежать. Кстати, классическая дрессировка оттого и является классической, что строится в основном на отрицательном подкреплении.

Применяя отрицательное подкрепление, вы должны научиться прекращать его сразу же, как только поведение собаки улучшилось (изменилось) хоть немножечко, и обязательно давать возможность животному компенсировать наличие отрицательных эмоций получением положительного подкрепления.

Когда мы говорим о дрессировке собак, чаще всего вспоминают о методе «кнута и пряника», то есть о наказании и подкреплении. При этом почему-то многие считают, что наказание гораздо эффективнее подкрепления. Но в действительности дело обстоит наоборот. И вот почему.

Фото: google.by

Почему подкрепление эффективнее наказания в дрессировке собак?

Собака познает мир и учится новому опытным путем, пробуя и совершая ошибки, извлекая из них уроки, изучая, какое именно поведение даст нужный результат – удовлетворение потребности. И может столкнуться с двумя результатами своих действий: подкреплением или наказанием.

Наказание – это когда собака получает в результате своих действий то, чего НЕ хочет.

Подкрепление – это частичное либо полное удовлетворение потребности, то есть то, что собака хочет получить в данный момент. А значит, действия, которые привели к такому результату, эффективны, и вероятность, что они будут повторяться, резко возрастает.

Собаки хотят получить желаемое самым быстрым и легким путем. И, приобретая опыт, вырабатывают и внедряют в жизнь самые эффективные решения.

Например, собаке нужно ваше внимание. И она методом проб и ошибок уже установила, что, если будет просто заглядывать вам в глаза, шанс получить внимание минимален, а вот если полаять, он сильно возрастает. А уж если начать жевать дорогую вашему сердцу вещь… Тогда не только сразу же будет внимание, но еще и увлекательная игра «догони и отними!» Угадайте с трех раз, что будет делать собака, когда ей в следующий раз очень захочется вашего внимания?

К сожалению, в нашем обществе людям с детства вбивают в голову, что ошибка – это что-то недостойное. Ошибки вымарывают красной ручкой в тетрадях, нещадно критикуют и ставят плохие оценки. Но ошибка – это часть опыта, без которой не обойтись!

И владельцам важно помнить, что ошибка – это ключ к поиску эффективных решений в дрессировке собак. Так что если у вас или у собаки что-то «не клеится» - это не повод опускать руки и наказывать собаку, а повод включить творческое мышление и придумать способ преодолеть трудность.

Вспомните свою обязательную учебу в школе. Мало того, что у вас нет выбора, ходить ли туда, но если к тому же учитель ходил по классу, выискивая ошибки, за которые орал, ставил двойки, грозил вызвать родителей или бил линейкой по рукам – вы любили такие занятия? Хотелось ли вам думать и предлагать новые решения? Любили ли вы этот предмет? И наоборот – если уроки были веселыми и интересными, а инициатива поощрялась – разве они не были более эффективными, не побуждали думать и предлагать новое? А почему вы думаете, что у собак все по-другому?

Самое эффективное обучение собак происходит в играх. Так что дрессировка должна стать скорее игрой по правилам, а не муштрой с жесткими запретами на любое поведение, которое выходит за рамки вашего приказа.

Фото: google. by

Да, наказание может быть эффективным для того, чтобы отучить собаку от каких-то действий (но никогда не научит ничему новому!) Однако при этом нужно учитывать, что наказание имеет массу побочных эффектов.

Побочные эффекты наказания в дрессировке собаки

  1. Наказание не удовлетворяет потребность! И даже если оно прекратит какие-то действия собаки, она просто будет искать другой способ (или другое время), чтобы удовлетворить таки свою потребность. Например, если наказать собаку, когда она ворует еду со стола, ей будет страшно, но чувство голода от этого никуда не денется. И она просто дождется момента, когда вас не будет поблизости.
  2. То есть наказание пугает, но не учит вести себя приемлемо.
  3. Наказание разрушает контакт между владельцем и собакой.
  4. Собака испытывает хронический стресс , в результате чего усугубляются поведенческие проблемы и/или возникают проблемы со здоровьем.

И если дело обстоит так, стоит ли пользоваться сомнительными методами?

Разумеется, никто не спорит с тем, что нужно устанавливать разумные границы, а дисциплина важна. Но в большинстве случаев гораздо эффективнее предотвратить «плохое» поведение – это поможет как избежать наказания, так и не дать собаке приобрести вредный опыт. Например, если речь об агрессии, стоит, пока проблема не решена, использовать намордник. Если собака убегает – водите ее на поводке, пока она не станет достаточно надежной. Да, это требует времени и усилий, но, как правило, результат того стоит.

Подкрепление, в отличие от наказания, удовлетворяет потребность собаки , а значит, дает ей нужный и полезный опыт и приводит к тому, что желательное поведение проявляется все чаще.

Преимущества подкрепления в дрессировке собаки

  1. Подкрепление в дрессировке собак эффективнее наказания, так как позволяет удовлетворить потребность .
  2. Подкрепление дает собаке полезный опыт и закрепляет желательное поведение.
  3. Навык усваивается прочнее .
  4. Укрепляется контакт с владельцем.

Так стоит ли пренебрегать столь очевидными преимуществами?

Это уж не говоря о том, что силовые методы работают далеко не со всеми собаками: некоторые в ответ замыкаются или проявляют агрессию. И цена ошибки здесь гораздо выше! Зачем же рисковать и подвергать и собаку, и себя ненужному стрессу?

Вопрос в том, что предпочитаете лично вы.

Подрастающие бордер-колли — великолепные дрессировщики.

Блинк, мой третий пёс, был первым, кто выдрессировал меня давать ему воду по требованию. Однажды, когда мы вместе были в кухне, он умышленно ударил лапой пустую миску для воды. «Дзынь!» — раздался звук от удара когтей по керамике. Затем Блинк посмотрел мне прямо в глаза. Я сделала то, что сделало бы любое хорошо обученное животное: отреагировала на сигнал и наполнила миску водой. По прошествии нескольких недель сцена в кухне повторилась. «Дзынь!» — я снова налила в миску воды. Прошло ещё немного времени, и в следующий раз я была в гостиной, а Блинк в кухне. «Дзынь!» — и я снова налила воду в миску.

Это я учила Блинка, что звяканье миски означало, что сейчас в неё нальют воду, или он учил меня выполнять команду «Дзынь!»? И то, и другое.

Каждый раз наливая воду миску, я подкрепляла звуки, которые вызывал Блинк. Он же вилял хвостом, радостно пил и выглядел благодарным (да, знаю, антропоморфизм) — и этим подкреплял наполнение миски водой.

Как и наши собаки, на ранней стадии дрессировки я не знала, что меня также дрессировали. В какой-то момент процесса обучения (надо признать, быстрого), я сообразила, что должна бы дать собаке воду. Затем в другой раз я ясно поняла, что у меня есть различительный стимул (сигнал), который означал одну и только одну вещь: сейчас же дай мне воды.

Попутно Блинк сделал несколько осознанных решений. Он выбрал сигнал, а не я. Он мог бы скулить, лаять, ставить лапы на меня и т.д., но выбрал сигнал, который включал объект (миску), в котором обычно находилась вода. Его сигнал также является звуком, который не входит в типичный звуковой репертуар собак (типа лая или скуления). Чтобы издать его, псу надо было задействовать лапу и определённым образом ударить ей по предмету.

Поскольку я хорошо справлялась с доставкой воды, Блинк закрепил сигнал, проверяя качество стимульного контроля. Он попробовал «Дзынь!» на другом домочадце. Потом распространил сигнал на миску в моём рабочем кабинете. И даже стал звинеть миской в чужом доме — чужой миской и перед чужим человеком. Однажды, когда моя коллега осталась с Блинком за няньку, собака дала ей понять, что вода закончилась, дзынькнув миской. Когда коллега с готовностью выполнила команду, бьюсь об заклад, Блинк был очень доволен и собой, и человеком!

Четыре квадранта

Хотя я считаю Блинка довольно умным малым, ему не надо быть необычайно одарённым представителем своего вида, чтобы вычислить, как научить меня наливать ему воду. Собаки дрессируют людей делать разные вещи, которые им нравятся: покорми меня, выпусти на улицу, почеши животик, возьми на ручки, погладь меня, брось мне вон то и т.д. А мы дрессируем их делать то, что выгодно нам: спокойно сидеть, идти рядом, искать того плохого парня или потерявшегося ребёнка, подносить предметы и др.

Собаки никогда не слышали о Павлове и Скиннере. Никто не усаживал их за парту и не рассказывал о четырёх квадрантах оперантного обучения и законах научения. Да, они опытные дрессировщики. Однако пользуются не только положительным подкреплением! Дрессируя нас, животные эффективно используют все четыре квадранта. Вот несколько примеров (могу поспорить, вы сами можете привести десяток своих).

Положительное наказание:

Человек: (обычно думает: «Все собаки ЛЮБЯТ меня!») навязчиво хочет подойти к пугливой собаке.

Собака: облизывает губы, отворачивается, прячется за хозяина и в конце концов бросается и лает.

Результат: человек отступает. Попытка приблизиться к той собаке положительно наказана .

Отрицательное наказание:

Человек: похлопывает собаку по макушке (бам-бам-бам).

Собака: моментально отодвигается и собирается лечь.

Результат: человек понимает, что собаке не нравится, когда её трогают за голову, и прекращает делать это. Похлопывание по макушке было отрицательно наказано.

Отрицательное подкрепление:

Человек: сидит за столом, игнорируя собаку.

Собака: скребёт хозяина лапой.

Результат: человек смягчается и уделяет собаке немного внимания, чтобы прекратить домогательства собаки. Привлечение внимания было отрицательно подкреплено.

Положительное подкрепление:

Человек: смотрит на собаку и улыбается.

Собака: подходит ближе и предлагает мягкий длительный визуальный контакт.

Результат: улыбка в адрес собаки была положительно подкреплена .

В то время как у людей часты проблемы с таймингом (особенно при наказании), у собак он безупречен — и безо всякого обучения! Люди орут на собак за изжёванные подушки часы спустя «преступления». Единственная вещь, за которую мы «наказываем» собаку — это то, что она вышла поздороваться, когда мы вернулись домой после целого дня отсутствия. С одной стороны, когда собаки наказывают, это наказание с идеальным таймингом и потрясающей точностью. Собака клацает зубами так близко от вас — и так точно, что не причиняет вреда, но этого достаточно, чтобы напугать вас одним-единственным выпадом. Покажите мне человека, который способен проделать это без тренировки.

Вы почти наверняка слышали фразу: «Собаки всегда учатся». Это совершенная правда. И я думаю, что мы можем добавить к этому: «Собаки всегда учат». Хорошее занятие — это разговор между учителем и учеником. Я думаю, чем больше мы понимаем, что роль учителя изменчива и что иногда мы становимся учениками, тем лучше это сказывается на наших с животными взаимоотношениях.

Перевод: «Плохие собаки»



Рассказать друзьям