Агрессия к ребенку что делать. Агрессия на ребенка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Агрессивное поведение у детей может ставить в тупик даже опытных мам и педагогов. Оправдать его малым возрастом, капризами или недомоганием получается не всегда. Бывает, что агрессия у малыша становится нормой и его неохотно встречают на детской площадке другие дети. Чтобы помочь ребенку справиться со своими эмоциями, взрослым важно понять причины враждебности по отношению к окружающему миру.

Чтобы ребенок мог стать полноценной частью детского коллектива, родителям важно проанализировать причины агрессивного поведения

Причины агрессии

Во время приступов детской агрессии близким следует соблюдать спокойствие и выдержку. Важно поставить себя на место малыша и понять, что он чувствует. Проще всего это сделать, если задаться вопросом: «Почему моему сыну (дочери) сейчас настолько плохо, что ему (ей) хочется что-то швырнуть или разбить, кого-то ударить?». Причин агрессивного поведения не так много:

  • страх и тревога в ответ на ощущение опасности, исходящее от окружающего мира;
  • отстаивание своих прав;
  • желание стать независимым и самостоятельным;
  • невозможность удовлетворить какое-то желание;
  • запреты взрослых.

Борьба с враждебным поведением не должна сводиться к усмирению юного бунтаря любой ценой. Прежде всего, он нуждается не в наказании, а понимании, заботе и помощи. Проще навесить ярлык: «неуправляемый», « », но это будет неправильно. Остудить пыл маленького агрессора способна всего одна правильная фраза. Например, «мне не нравится твое поведение», «давай подумаем, можешь ли ты высказать, что тебя тревожит, по-другому» или «взрослые дети так себя не ведут».

Психологи ищут истоки агрессивного поведения в воспитании первых лет жизни. Они советуют либо игнорировать гневное поведение, либо подвергать непослушных бунтарей соответствующему наказанию. В первом случае родители «не замечают» враждебности, но активно поощряют хорошие поступки. Этот способ эффективен только в раннем детском возрасте и он действительно приводит к постепенному угасанию гнева.


Обязательное поощрение хороших поступков - отличный способ нивелировать излишнюю агрессию ребенка

Влияние микроклимата в семье

Домашнее окружение (родители, бабушки, дедушки) – эталон, по которому младшее поколение строит поведение.

  • Менее агрессивны ребята, родители которых не проявляли в их отношении ни снисходительности, ни серьезных наказаний. Их правильная позиция – осуждать враждебность, открыто говорить об этом с детьми, обходиться без строгих наказаний в случае проступков.
  • Наоборот, дети склонных к телесному наказанию родителей перенимают у них пример гневного поведения. Чувствительные к родительской строгости малыши быстро учатся подавлять враждебные импульсы в их присутствии. Зато вне дома они становятся нервными, выбирают слабую жертву коллективе и отыгрываются на ней.
  • Если наказания вызывают физическую боль или сильно расстраивают, малыши могут забыть их причину, и не усвоить правила приемлемого поведения. Под давлением взрослых они сильно меняются, но повинуются только тогда, когда за ними пристально следят.

Когда проявляется детская агрессия?

Когда малыш не испытывает чувства страха и нужды, ему комфортно. Он спокойно играет с детьми или фантазирует о чем-то. Враждебность по отношению к взрослым, сверстникам, окружающей среде у него возникает в таких случаях:

  • его бьют, над ним издеваются;
  • злые шутки и подколы в адрес ребенка;
  • родительское пьянство и дебоши;
  • недоверие родителей;
  • ревность по отношению к одному из членов семьи;
  • для друзей ребенка закрыт вход в дом;
  • чувство ребенка, что его не любят, игнорируют;
  • недоверие родителей ребенку;
  • чувство незаслуженного стыда;
  • настраивание против ребенка его братьев и сестер.

Очень часто причиной агрессии становятся физические наказания ребенка родителями

В воспитании молодого поколения рекомендуется избегать крайностей. Одинаково плохо отражаются на формировании личности предоставление полной свободы и гиперопека. Чрезмерная опека над детьми обычно приводит к инфантилизму, неспособности противостоять стрессовым ситуациям, нормально общаться со сверстниками. Инфантильные ребята часто становятся жертвами агрессии со стороны других детей.

В чем выражается детская агрессия?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Агрессия у детей – эмоциональная реакция на происходящее. Она не плоха сама по себе, поскольку дает ощущение силы, позволяет отстаивать свои интересы и защищать близких людей. Другое дело агрессивность – предрасположенность к нападению, разрушительным действиям, враждебное реагирование на нежелательные перемены. Агрессивное поведение ребенка выражается в следующем:

  • он чувствителен, часто обижается;
  • обвиняет в своих ошибках других;
  • отказывается выполнять правила;
  • идет на открытый конфликт с детьми;
  • ищет повод для ссор и мелких стычек;
  • реагирует на действия и замечания окружающих, теряет над собой контроль (плачет или проявляет враждебность).

При любом гневном проявлении со стороны ребенка детский педиатр Комаровский рекомендует родителям показать, что они сильнее. По его мнению, агрессия – способ продемонстрировать превосходство над старшими, что не должно оставаться незамеченным. Лучшим решением Комаровский считает семейный визит к детскому психологу, который проанализирует ситуацию и проведет лечение.


Агрессивный ребенок не избегает прямых конфликтов, а наоборот идет в них без тени сомнения

Виды агрессии

Агрессия у детей во многом зависит от темперамента. Малыши-сангвиники учатся договариваться. Флегматики и меланхолики сильно обижаются. Холерики проявляют гнев часто и в полной мере. Психологи выделяют такие виды агрессии:

  • физическая (нападение) – сила используется против человека, животного, неодушевленного объекта;
  • прямая – направленная против конкретного субъекта;
  • инструментальная – средство достижения определенной цели;
  • вербальная – выражение негативных чувств через крики, визги, ссоры, ругань, угрозы;
  • враждебная – ставит цель причинения физического или морального вреда интересующему объекту;
  • косвенная – злобные шутки, сплетни в адрес определенного лица, взрывы ярости, топанье ногами, битье кулаками по столу.

Какова бы ни была причина и вид агрессии, малыш попадает в замкнутый круг. Испытывая недостаток любви и понимания, он отталкивает своим поведением окружающих, вызывает неприязнь. Это усиливает его ответные негативные эмоции, поскольку дитя не знает, как можно потребовать внимания по-другому.

Недружественное отношение окружающих возбуждает в ребенке чувство страха и гнева. Его поведение считается асоциальным, но на самом деле является отчаянной попыткой создать связь с близкими людьми. До проявления явной агрессии ребенок выражает свои желания в более мягкой форме. Поскольку они остаются незамеченными, проявляется враждебное поведение.


Сильная обидчивость тоже является симптомом подавленной агрессии

Агрессия и возраст

Наиболее частые проявления агрессии встречаются у маленьких детей. Отчаяние и злость можно обнаружить уже в плаче грудного младенца, которому отказано во внимании. Детей 2-7 лет легко обидеть, обмануть, и своим гневным поведением они выражают реакцию на происходящее. Проявляясь в младенчестве, агрессия растет в течение дошкольного периода и постепенно переходит на убыль. При правильном воспитании подросшие ребята могут понимать поступки и чувства окружающих.

Если родители не реагируют на всплески раздражительности и враждебности отпрыска, такое поведение переходит у него в привычку. В этом случае очень скоро ребенок не сможет вести себя иначе, что осложнит общение со сверстниками и старшим поколением. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста проявляется по-разному. Его основные признаки таковы:

  • в 2 года малыши кусаются, выражая права на свои вещи и переживания по поводу отсутствия внимания со стороны взрослых (подробнее в статье: );
  • в 3 года дети кусаются, дерутся, бросают друг в друга вещи и игрушки (рекомендуем прочитать: );
  • у 4-х летнего ребенка агрессия ослабевает после кризиса трехлетнего возраста, но при вторжении на свою территорию в саду и на площадке он нападает первым (рекомендуем прочитать: );
  • подросшие 5-летние мальчики продолжают выражать агрессию в физической форме, а девочки придумывают обидные прозвища и игнорируют дружбу;
  • 6-7-летние дети знакомы с чувством мести, могут выражать страх и обиду.

Для профилактики агрессии важно создать в доме атмосферу теплоты, заботы, взаимной поддержки. Уверенность в родительской любви и защите помогает ребенку взрослеть и становиться успешной личностью. Чем более уверенным в себе он станет, тем меньше в нем останется эгоизма, тем реже его будут посещать негативные эмоции. Требования взрослых по отношении к своим наследникам должны быть разумны и дети должны понимать, чего от них ждут.


Если в семье царит атмосфера тепла и взаимной поддержки, дети вряд ли станут проявляться агрессивно

Как бороться с агрессивным поведением ребенка?

Внимание к сыну или дочери – первый шаг на пути в борьбе с агрессией. Родители хорошо знают своего ребенка и часто могут предотвратить внезапные вспышки гнева. В отношении физической агрессии это сделать проще, чем в отношении вербальной. Когда ребенок надул губки, сузил глазки или по-иному выразил закипающие эмоции, его следует отвлечь от негатива криком, интересным занятием, удержать за плечи или отвести руку.

Если агрессивный порыв не удалось предотвратить, важно объяснить ребенку, что его поведение некрасиво и неприемлемо. Провинившегося следует сурово осудить и заставить убрать причиненный разгром, а объект вражды окружить вниманием и заботой. Тогда агрессивный ребенок поймет, как он проигрывает от своего поведения и будет более внимателен к советам старших.

Поначалу ребенок будет отвергать замечания взрослых, отказываться убирать за собой и признавать вину. Рано или поздно фраза «если ты достаточно большой чтобы все порушить, то и убрать за собой ты тоже можешь» будет им осмыслена. Уборка сама по себе - не наказание. Довод, что «большой» мальчик должен нести ответственность за поступки, сильнее повлияет на ребенка. После уборки важно поблагодарить маленького помощника.

Снижение словесной агрессии

Вербальную (словесную) агрессию предотвратить сложно и реагировать придется после того, как обидные фразы сказаны ребенком. Желательно их проанализировать и попытаться понять переживания отпрыска. Возможно, он не знает, как по-другому выразить эмоции или же хочет испытать превосходство над взрослыми. Когда враждебно настроенный и нервный ребенок оскорбляет других детей, взрослые должны рассказать им о том, как достойно дать отпор.

Большинство агрессивных поступков в подростковом возрасте совершается в результате эмоционально напряженных ситуаций. Ребят выводит из себя повелительный тон, демонстрация силы и власти, фразы наподобие: «учитель всегда прав», «делай, как тебе велено». В ситуациях, когда родители требуют полного подчинения или поучают, они нередко ведут себя враждебно.

Работа взрослых состоит не в демонстрации превосходства, а в снижении враждебности и предотвращении конфликтов. Лучший способ – установить с подростком обратную связь с помощью психологических приемов. Желательно вскрыть мотивы агрессии («ты стремишься меня обидеть?»), выразить свое отношение к происходящему («я не заслужила, чтобы ты так со мной разговаривал»). Устанавливая эмоциональную связь, важно проявить заинтересованность, твердость и доброжелательность, разобрать конкретные поступки, а не личность в целом.

Эмоциональные и критические замечания со стороны взрослых вызовут еще больший протест и раздражение. При общении с подростком читать нравоучения не следует. Важно уведомить его о негативных последствиях поступков, обсудить пути выхода из ситуации.

Пример конструктивного поведения – умение слушать и понимать оппонента, позволять ему высказывать свое мнение, будет полезен ребенку. Общаться и давать ему рекомендации желательно не на ходу, а в спокойной доверительной обстановке. Взрослым важно продемонстрировать доверительное отношение к проблемам сына или дочери, признать детские чувства («…понимаю, как тебе обидно»). Нелишними будут паузы, которые помогут успокоиться, и чувство юмора.


Обсуждая тему агрессии с ребенком, не нужно переходить на личности - говорят лишь о поступках или проявлениях

Игры для агрессивных детей

Снизить немотивированную агрессивность ребенка позволят мероприятия, на которых он сможет понять, что есть иные способы привлечения внимания и проявления силы. Чтобы казаться старше и взрослее, ему не обязательно самоутверждаться за счет слабых, а недовольство чем-либо выражать плохими словами. Психологи рекомендуют детям такие способы выплескивания негативных эмоций:

  • рвать на кусочки листик бумаги, который всегда есть в кармане;
  • громко покричать в «мешок крика»;
  • побегать и попрыгать на стадионе, игровой площадке, в спортивной секции;
  • периодически выбивать коврики и подушки (полезно для драчунов);
  • бить боксерскую грушу;
  • проговаривать свои чувства («я расстроен», «я злюсь»), как учат взрослые.

Игры с водой

Созерцание водоемов, наблюдение за жизнью обитателей аквариумов успокоит даже самого отчаянного бунтаря. Рекомендованы познавательные и активные игры с водой:

  1. После дождя побегать по лужам. Главное чтобы ребенок был здоров и надел непромокаемую обувь.
  2. Переливание жидкости из одной емкости в другую. Занятие позволит сосредоточиться и охладит гневный пыл.
  3. Кидать камни в любой водоем. В это время важно быть рядом, следить за безопасностью игровых маневров.
  4. Детская рыбалка, которую можно устроить в тазике или ванне. Достаточно купить набор рыбок на магнитах и удочку.
  5. или аквапарка. Эти удовольствия зависят от материальных возможностей взрослых, но они помогают маленькому агрессору получить заряд позитива и выплеснуть энергию.
  6. В летнее время – дворовые игры с водным пистолетом. Они позволят проявить активность и освежат в летний зной.
  7. Устраивать волны в ванной во время купания. Чтобы вода не расплескалась по полу, следует использовать шторки и наливать половину ванны.
  8. Устройство мини-бассейна во дворе в летнее время. Ребята могут кидать в него игрушки, сдувать кораблики, плескаться друг другу в лицо. Важно пристально следить за безопасностью во время игр.

Водная стихия прекрасно снижает тревожность и агрессию, помогает ребенку избавиться от лишней энергии

Игры с сыпучими материалами

Игры с песком и крупами формируют усидчивость и помогают бороться с внутренним напряжением. Материалы можно давить, мять, бросать, наблюдая за результатом. Сыпучие атрибуты игры послушно принимают любую форму и выдерживают грубое человеческое воздействие. С их помощью дети выплескивают чувства и не переживают за результат. Распространенные игры с песком:

  • просеивание через сито или мельницу с ситом;
  • закапывание в песок фигурок;
  • работа по строительству замков;
  • выкладывание картинок из цветного песка.

Творческие игры

После гневного всплеска (выраженного в физической или эмоциональной форме) следует дождаться, когда чадо успокоится. Не давая оценок поведению, нужно попросить его записать или нарисовать свой гнев и чувства «жертвы», которую он ударил или оскорбил. Важно не стесняться эмоций, и описать все как было («я хотел его ударить», « у меня внутри все бурлило»).

Проанализировав эти записи и поставив себя на место другого человека, дитя постепенно научится контролировать поведение, станет прислушиваться к чувствам людей. Рисуя агрессию, малыши часто используют черный, фиолетовый, бордовый цвет (подробнее в статье: ). Анализируя картинку вместе с ребенком, можно попросить его добавить детали, сделать рисунок веселым. Например, нарисовать добрых человечков, радугу, яркий салют, звезды. Прием научит маленького агрессора, как можно управлять своими чувствами.


Предложив ребенку выразить свои чувства через творчество, можно понять корень проблемы и переосмыслить ее вместе

Агрессивное поведение поддается корректировке

Родителям и педагогам важно показать агрессивному ребенку, как точно оценивать свое эмоциональное состояние и вовремя реагировать на сигналы, которые подает тело. Верно расшифровывая его послания, ребенок сможет контролировать свои эмоции и предотвращать конфликты. При воспитании агрессивных детей работа родителей и учителей ведется по трем направлениям:

  1. консультации и обучение проблемных ребят конструктивному поведению, приемлемым способам выражения гнева;
  2. помощь в освоении методики, которая позволяет владеть собой во время вспышек гнева;
  3. формирование способности к сочувствию и сопереживанию.

Коррекция поведения приведет к положительному результату только при систематической работе с ребенком Непоследовательность и невнимательное отношение к детским проблемам могут лишь ухудшить ситуацию. Терпение, понимание, регулярная отработка навыков общения с окружающими – вот что поможет родителям снять агрессивность сына или дочери.

(6 оценили на 4,17 из 5 )

Здравствуйте. Сыну 5 лет. Проявляет агрессию ко всем членам семьи. Вне дома он ангел. Если что-то не по его он моментально вспыхивает. Может ударить, начинает кричать, говорит обидные слова.
Я переживаю, что происходит у него в саду. Он категорически не хочет ходить туда. На все расспросы что происходит, тебя кто-то обижает? Отвечает нет, в саду скучно. Когда я отвожу его в сад, он плачет и мне приходится его буквально затаскивать.
Не могу понять — может я что-то не так делаю? Не правильно его воспитываю? Или все-таки что-то его беспокоит?

  • добрый день. мой сын в 5 классе срывает уроки у молодых учителей. при разговоре все понимает и осознает. но без меня в школе откровенно хамит. и разговаривала. и наказала вот только. хотят из школы выгнать его. но оценки 3,4,5. в прошлой школе 1,2,3 класс учились там было проще. что делать не знаю.. родители в классе уже против моего сына и меня..

  • Здраствуйте. Дочку я не бью и отношусь к ней ласково. Ей 5 лет 8 месяцев. Она меня бьет с сильной агрессией, сжимая зубы. Кусает и щипает, со злостью спрашивает: «Ну что больно тебе?» Я говорю, да. А ее это радует и она еще сильнее начинает бить. Как мне быть в таких случаях? Даю успокаительное + магний В6.

  • Ребёнку 7 лет, в школе стал вести себя агрессивно, не слушает, на замечания реагирует агрессивно, ему хочется кого-то ударить, толкнуть. Психует, плачет. Что делать?

  • Очень сильная агрессии у девочки 9 лет к одноклассникам. Но только к тем, кто ее обижает и зло подшучивает. Говорит что не может не обращать внимания, и злость из нее берется не ясно откуда. Сегодня был инцидент что даже вызвали в школу к психологу. Она наговорила ему что в ней живёт злая сущность. А детям и учителю пожелала сгореть в аду! Говорит что не может промолчать когда над ней шутят. На учёте не стояла, в садике такого не было.

    Моей дочери 11 лет — учимся в пятом классе — смена учителей и требований! Постоянно переживает, что ее будут ругать за плохие оценки. У меня ещё есть сын 3 года. Она к нему очень ревнует. В результате — появилась агрессия и нежелание ходить в школу, ненависть к учителям, не понимание зачем жить. Не знаю как ей помочь!

    У моего ребёнка умеренная УО, ведёт себя агрессивно. Лежал 2 раза в пнд из препаратов принимает Тизерцин, но он привык к таблеткам, они на него не действуют, ежедневные жалобы на поведение, агрессию, по словам воспитателя и преподавателей не сидит на уроках, и мешает другим детям заниматься. При обращении оговаривается, в столовой ест безобразно… Дома ведёт себя лучше, но в основном так же. Не хочется, чтобы его переводили на индивидуальные занятия, иначе думаю вообще одичает. Помогите пожалуйста, посоветуйте что-нибудь. Спасибо заранее!!

    Моей дочери 10 лет, пол года назад мы вернулись из заграницы, где жили 5 лет, то есть с 4 лет у неё не было достаточно друзей, дефицит общения, особенно девочек. В последний год она дружила с двумя мальчиками на год старше и на год младше её, мальчики очень спокойные, уступчивые, дочка ими руководила. Сейчас ей сложно найти общий язык со сверстниками, может ругаться, грубить, а после сама от этого страдает, пытаюсь с ней разговаривать, объяснять что к ребятам нужно идти с добром, улыбкой, позитивом, но как то тяжело нам эта адаптация даётся((. В семье она поздний ребёнок, мы её любим, где-то может балуем, с мужем у нас отношения добрые, хорошие, не ругаемся не кричим, откуда у неё этот негатив и агрессия? Не знаю что с этим делать(

    Дочка 2 года, она нападает на детей, толкает, кусает, что делать. Я ей объясняю, что ты делаешь, она потом извиняется и целует, обещает что так больше не будет делать, но всё равно.

    В пятом классе обучаются две девочки двойняшки, у одной из них с первого класса наблюдается частая смена настроения, капризы, агрессия по отношению к сестре. В 5 классе появились проблемы с учителями, одна из сестер не хочет выходить к доске по требованию учителя, просто игнорирует просьбу учителя. Что можно сделать в этой ситуации?

    Моему сыну 11 лет, подарили на новый год желанный телефон, сын обещал слушаться и повысить успеваемость в школе. Он скачал игру на телефон и постоянно играет, снизилась успеваемость, дома ничего не желает делать на замечания огрызается, кричит. Попыталась забрать телефон, проявляет агрессию в действиях и словах. Я не могу передать его слов просто стыдно и обидно. Он всегда был добрым мальчиком. С детства его баловали, телесные наказания не применяли, ругали иногда. Не знаю что с этим делать.

    Моя 10-летняя дочь ведёт себя агрессивно и по-хамски по отношению ко мне, бабушке. Не желает делать домашнее задание, отрицает очевидные вещи, говорит, что ей это не нужно, что лень… Начинаю всегда по-хорошему понять ее поведение, но всегда все мои доводы приводят к конфликту. Очень тяжело от бессилия перед происходящим. Растёт дочка в благополучной семье, ни в чем не нуждается. Помогите понять причины ее агрессии.

    У меня сыну 14 лет. Учится в 7 классе. Учится не плохо. Но он перестал общаться с одноклассниками, дома постоянные конфликты, обижает бабушку и младшего брата, папа с нами не живет. Постоянные скандалы. И становится все хуже и хуже. Я думаю может у него ревность к младшему братику, ему 8 лет.

    Моему сыну 9 лет, почти 10. В последнее время стал агрессивным, врёт, прогуливает школу и тренировки. При моей попытке поговорить и разобраться, психует, топает ногами, огрызается. В школе не обижают. Учится хорошо. Что делать?

    в отношении 35-летней женщины, покусавшей свою дочь. Следователи выясняют, что побудило ее совершить такой жестокий поступок. Социальные сети пестрят сообщениями о том, что так мать хотела «успокоить» плачущую дочь. Поступок обвиняемой нельзя оправдать, однако тем, кто воспитывает детей, знакомы те чувства, когда плачет ребенок, и нервы на пределе. Что делать, чтобы не сорваться и не навредить?

    Татьяна Филькова , психолог центра медико-социальной помощи детям «Подросток» (Ревда):

    Чувства раздражения и агрессии по отношению к детям возникают у большинства родителей. Многие пытаются разобраться в этом, многие не решаются в этом признается. То, что к ребенку возникает агрессия, не означает, что родитель его не любит. Эти чувства присутствуют одновременно. А для кого-то ребенок, действительно, обуза, но это уже другой случай. Каждый раз, когда что-то идет не так, когда ребенок не соответствует ожиданиям родителей, мешает реализовать свои планы, возникает раздражение, а затем и агрессия.

    В норме, агрессия - это защитная форма поведения, ее нельзя рассматривать только отрицательно. За счет проявления агрессии человек обеспечивает для себя физическую и психологическую безопасность. С другой стороны, агрессия - это некий крик о боли. Больше боли, больше крика и агрессии.

    Причины развития агрессивного поведения

    • повседневные события жизни, бытовые проблемы являются самыми сильными толчками для стресса, психоэмоциональн ого напряжения и агрессии. Пребывая в этом постоянном состоянии, человек накапливает агрессию;
    • жесткие установки родителя, что «Я все могу», «Я сама справлюсь» также приводят к развитию уязвимости, нервному истощению и агрессивности;
    • социальный статус семьи;
    • активное употребление алкоголя, которое разрушает личность в целом.

    Поэтому наши дети являются не причиной, а поводом для раздражения и агрессии. Если родитель не контролирует свои эмоции, не пытается разобраться с ними, то агрессия увеличивается многократно. Поэтому хочется на ребенка наорать, побить его. Но если родители не только испытывают такие чувства, но и на самом деле бьют ребенка, значит, им не удается справиться со своими эмоциями.

    Если родители хотят справиться со своими негативными эмоциями, испытывают чувство вины, но самостоятельно это не получается, не нужно ждать, стоит обратиться к психологу или психиатру. Таким родителям важно понять, что им действительно нужна помощь.

    Избежать развития негативных эмоций помогают следующие методы:

    • проговаривайте свои эмоции обиды, злости: «Я злюсь на тебя, потому что…». Не копите эмоции в себе, пусть ребенок знает, что он поступает неправильно. Но помните, что ребенок не может быть плохим - плохим может быть поступок;
    • следите за своим настроением, как за внешним видом, относитесь к источнику своей раздражительност и и злости как к сигналу о болезни;
    • опирайтесь на эмоциональную поддержку близких и родных людей, друзей, пробуйте высказаться, попросить помощи;
    • позитивно оценивайте окружающую действительность;
    • организуйте свой досуг так, чтобы получить удовольствие: чтение книг, просмотр кино, прогулки, спорт;
    • высыпайтесь, правильно и вовремя питайтесь, чтобы не усугублять моральное состояние физическим истощением. Время употребления пищи должно стать отдыхом;
    • не пытайтесь заглушить эмоции алкоголем и табаком, проблемы сами никуда не денутся;
    • организуйте физические нагрузки, водные процедуры.

    Запретить себе злиться невозможно. Но важно признаться самому себе в том, что вас действительно раздражает и говорить об этом со специалистами или близкими.

    Специалисты центра «Подросток» (при детской поликлинике, ул. Энгельса, 35) оказывают помощь детям и родителям. Телефон: 3-50-01.

    Ольга Коляда, психолог: Меня попросили высказаться на тему проявления агрессии со стороны родителей по отношению к собственным детям. Я согласилась, а потом поняла, что нужно начинать с уточнения понятия «агрессия» - с предмета, о котором идет разговор. Причем уточнить понятие хочу не по словарю, в словарь мы по жизни заглядываем не часто, а слово это употребляем уверенно, значит есть уже «бытовое» его определение. Что мне приходит на ум, когда я слышу или говорю о «проявлении агрессии»? Некий сильный и злобный эмоциональный выплеск, нарочно совершаемое разрушительное, подавляющее действие. Причем – несправедливое хотя бы отчасти. Если я защищаюсь и не превышаю меру – какая же это агрессия? И если понимать «агрессию» так, то ответ на вопрос «а хорошо это или плохо?» оказывается не так-то прост. Я бы вообще его не обсуждала. Потому что общественное мнение и так известно (агрессия – плохо, особенно по отношению к ребенку) и тут не о чем говорить. Мне бы хотелось рассмотреть вопрос с другой точки зрения «полезно - не полезно». И здесь не все оказывается очевидным и однозначным.

    Я сейчас начну писать довольно не радостные для некоторых людей мысли, а для кого-то, возможно, вообще неприемлемые. Поэтому сперва хочу оговорить свою позицию более четко, чтобы не быть обвиненной в садизме, пропаганде агрессии и насилия и т. п. Вообще-то я – за мир во всем мире. За жизнь в любви и согласии, добре и взаимопомощи. Без разрушений, нападений, давления на других людей, и лучше вообще без зла – внутреннего и внешнего. Я за это, я стремлюсь к этому, я стараюсь жить, исходя из этого – когда вокруг меня и во мне – мир. Но это бывает не всегда.

    Первая печальная новость, которую можно не принимать и возмущаться, а можно принять и учиться с ней жить – большинство родителей (исключение – некоторые святые, допускаю) периодически испытывает прилив сильных злобных чувств по отношению к ребенку. В том числе – несоответствующих ситуации злобных чувств. Формы проявления у разных людей в разных жизненных случаях могут быть разные – кто-то орет, кто-то сдержанно шипит, кто-то холодно давит на психику, кто-то занимается рукоприкладством с разной силой, кто-то замыкается в себе, чтобы отгородить ребенка от своих чувств. И так далее.

    Из этой новости следует еще одна, не менее печальная (я вас предупреждала) – будучи такими, как мы есть, не святыми, мы иначе не можем. И это бывает очень тяжело принять. Есть уйма прекрасных книг и статей о том, как вредна агрессия и как здорово ее не проявлять по отношению к детям. Неужели, если бы я могла, я бы не последовала изложенным там советам? Я же люблю своего ребенка и хочу жить с ним в мире, без нападений… Можно себя раз за разом оправдывать – «да, я тут повела себя, как злобная тварь, но у меня особые обстоятельства, они меня вынудили, я не нарочно…» и т. п. Оправдания отнимают много душевных и умственных сил и факты никак не влияют. Так что лучше уж принять, что в определенных обстоятельствах во мне возникает злоба на ребенка, возмущение, желание сделать ему больно (физически или душевно), сломать, заставить что-то понять\сделать\согласиться. И это желание бывает настолько сильным, что я его в какой-то форме проявляю. Если принять это в себе не получается – читать это материал дальше не стоит, вряд ли он будет вам полезен.

    Если наличие агрессии в себе, хоть и со вздохом, но принимается. Возникает следующий естественный вопрос – а как обезопасить своего ребенка от моих проявлений? И менее логичные, но тоже полезные вопросы – а что вообще стоит делать? Стоит ли всегда защищать ребенка от своих нападений, или есть разные случаи? Давайте подумаем.

    Обезопасить ребенка от моих проявлений агрессии можно тремя способами:

    Сдержаться,

    Научить ребенка защищаться от моих проявлений самого,

    Изменить себя так, чтобы либо проявления стали безопасны для ребенка, либо оснований для агрессии стало как можно меньше.

    Сдерживаться умеют все, но это выходит не всегда, и большая сдержанность имеет очень неприятный побочный эффект. К сожалению, наше сознание так устроено, что сдерживать мы можем только все душевные порывы, а не какие-то отдельные. И сдерживая злость, теряем способность проявлять с такой же силой душевное тепло… Так что это не лучший вариант.

    Научить ребенка защищаться – хороший метод, но лучше сочетать его с третьим. И использовать в крайних случаях, а не перекладывать на детку ответственность за мои нервные выплески. И этот путь доступен не с рождения ребенка, а с момента, когда он сможет понимать и учиться. Обычно, года в 3-4, не раньше. И до этого возраста желательно дожить без потерь. А там уже придумать понятное объяснение. Например, что у мамы внутри есть спящая «злюка», которая пока не выгоняется и иногда просыпается и начинает делать гадости и маме, и детке. Поэтому детка может прогонять «злюку», говоря – «злюка, уходи», либо прячась в условленное место, либо еще как-то, как вы придумаете. И еще детка должна понимать, что когда мама ведет себя вот так-то, то это не мама перестала любить (для малыша – это самое страшное), а просто вместо мамы начала действовать «злюка». И когда «злюка» снова уснет, мама вернется и опять будет любить. Могут быть и другие способы объяснения. Важно донести до ребенка – что вы (или другой родитель, можно то же рассказать про другого) так себя ведете не нарочно, и что вы все равно ребенка все время любите, даже когда проявляете совсем иное. Это самые главные основы психологической безопасности и защиты ребенка от возможности душевной травмы в связи с агрессией.

    Изменять себя, как я написала, можно двумя путями. Внешний путь – изменение поведения без, или почти без применения сдержанности. Например, я использовала в свое время такой способ – когда дети меня доставали и хотелось на них страшно наорать, я вместо этого начинала громко и эмоционально им жаловаться на свои переживания по их же поводу (это, правда, работает хорошо с детками не младше 5 лет, совсем мелкие не так воспринимают разницу в направленности чувств). Обычно, дети тут же переставали безобразничать, начинали меня жалеть и давать советы, как мне быть, чтобы так не расстраиваться. И вместо скандала через некоторое время (занятое моими жалобами) начинался диалог и поиск удобного для всех решения, чтобы всем было хорошо. Есть и другие способы изменения поведения в случае, когда волна агрессии поднимается – самое простое – это быстро перевести силу эмоции в какое-нибудь безопасное физическое действие – начать отжиматься, приседать, стучать по боксерской груше, бегать, прыгать и т. п. Главное, чтобы было ощущение, что на действие расходуется именно эта сила. Есть и более творческие способы трансформации агрессии, описанные в специальной литературе – в интернете их несложно найти и выбрать что-нибудь себе по вкусу.

    Путь внутренних изменений – самый сложный, но и самый действенный. Пропадают поводы для возникновения агрессии. Пропадает задача изменения своего поведения, наработки новых привычек. Потому что по мере внутреннего изменения происходит естественное изменение поведения. Но этот путь требует наибольших начальных вложений. Нужно будет учиться наблюдать за собой и исследовать основания для возникновения возмущения, злости, чувства несправедливости, обиды – всего того, что выливается потом в агрессию.

    И среди этих оснований обязательно найдется часть, идущая от неверных представлений о способностях и возможностях ребенка. Это всякие мысли типа – «он, что, не понимает?!» или «он, что, не может…?!». Прежде чем возмущаться – тщательнейшим образом проверьте – а вдруг и правда не понимает чего-то для вас очевидного и не может чего-то, на ваш взгляд, простого? Можете обратиться к нормам возрастной психологии – многолетние наблюдения ученых всего мира за развитием детей выявили среднюю норму из способностей и возможностей в разном возрасте. И к пониманию, и к сосредоточению, и к осознаванию себя и разных областей существования. Множество случаев возмущения действиями ребенка происходит от неверной оценки его возможностей. Начиная лучше их понимать – вы перестаете воспринимать эти случаи, как повод для агрессии. Правда, не все случаи таковы, но об этом немного позже.

    Другая часть случаев, вызывающих повод для агрессии – это случаи, когда ребенок вольно или невольно наступает на вашу «больную мозоль», задевает своим поведением или словами больную для вас тему. Один из заметных примеров – почти все дети в дошкольном возрасте однажды заявляют – «мама, ты меня не любишь!». Для тех мам, которые не ощущают тянущуюся из собственного детства болезненную нехватку любви, такое заявление – повод для спокойного обсуждения темы и выяснения «почему?», либо для игры – «да, я тебя не люблю, и поэтому хочу поймать и запихнуть вот в тот ящик в углу и накрыть подушкой» (и начинается веселая возня). Те же, для кого эта тема – «больная» - либо начинают защищаться и оправдываться, доказывать, что любят, либо – защищаться и нападать – «да как ты смеешь такое матери говорить, и даже думать!!!». Больные темы у каждого свои – и тут ребенок только «работает диагностом» душевных травм. Можно, конечно, обижаться на него за жесткие методы диагностики, но лучше находить способ лечить душевные травмы, благо сейчас для этого существует уже достаточно методик.

    А вот третья часть случаев – очень интересная и неоднозначная. (Боюсь, сейчас полетят тапки и гнилые помидоры…) Третья часть случаев, вызывающих возмущение, злость и желание «дать сдачи с довеском» относится к тем ситуациям, когда ребенок учится управлять окружающими, проверяет границы своей силы и умений «на прочность». И вот в этом варианте случаев бывают такие, когда ответная агрессия – полезна. Но только в том случае, когда ее проявление вами полностью контролируется! Это то, что существует в способах воспитания детенышей у животных, где родители заботятся о потомстве. При случае – понаблюдайте за кошками или собаками. Пока детеныш совсем мелкий и слепой – мать позволяет ему все, либо же убирает его из неудобного ей либо опасного для детеныша места. Как только у детеныша развивается понимание (уж не знаю, но родители это как-то чувствуют) – при недопустимых действиях родитель сперва издает предупредительный сигнал недовольства (звуком или мимикой), если действия детеныша продолжаются – он «чувствительно огребает». Его треплют за шкирку, или кусают за что-нибудь чувствительное (больно, но без вреда здоровью), или на него шипят (если это котенок). Как только детеныш нежелательное действие прекратил (а что ему еще остается делать) – «агрессивное поведение» родителя тут же прекращается, его вылизывают и всячески заботятся о нем дальше. Детеныш доволен, родитель доволен. Такая «контролируемая агрессия», например, бывает незаменимой в случае, когда ребенок норовит сделать что-то опасное для жизни, а объяснить ему опасность или дать попробовать ее в ограниченном объеме (как, например, с горячим), невозможно. Я также применяла этот же прием в менее экстремальных случаях – когда мне было нужно быстро и сразу объяснить недопустимость какого-то поведения ребенка. Например, ребенок начинает во время капризов нарочно орать во всю глотку мне в ухо. Я тут же начинаю так же громко орать и при этом еще и чувствительно стучать его по спине. Ребенок прекращает – я тоже. Начинает – я опять. Понадобилось 3 минуты. Больше кричать мне в ухо он никогда не пробовал. Страхов по поводу такого моего поведения не осталось – потому что было понятно, что вызывает такое мое поведение, и как ребенок может его прекратить. Способ, еще раз уточню, хорош не на все случаи жизни и подходит скорее для младшего дошкольного возраста, когда способности и возможности разума ребенка еще близки к разуму звериных детенышей.

    Что можно сказать в итоге. Собственная агрессия, если от нее не шарахаться, а принять наличие и позволить себе чувствовать – может быть прекрасным советчиком. Она может указывать на места, где я не понимаю своего ребенка, на места, где у меня душевные травмы, с которыми имеет смысл разобраться. И она показывает (через непосредственное чувство, а не сомнительные рассуждения) места, где ребенок выходит за границы дозволенного или безопасного и его срочно нужно остановить. Принимая существование агрессии в себе, нарабатывая навык понимать ее, а в неуправляемых случаях – перенаправлять, я невольно обучаю тому же и ребенка, который воспринимает мое поведение. Так что польза оказывается многогранной!


    Очень часто встречаю в своей жизни людей, которые злятся на других, истощая себя, а также злятся на себя за свою злость. Давайте разберемся в причинах агрессии.

    1. Само слово «агрессия» переводится с греческого языка как «движение к...». То есть агрессия – это сила, которая помогает преодолевать препятствия, возникающие на вашем пути к цели. Обратите внимание: захотев избавиться от агрессии навсегда, вы потеряете и эту помощь.

    Целью может быть все, что угодно, – например, закончить работу вовремя или встретиться с любимым. Соответственно, если что-то идет вразрез с явными или неосознаваемыми целями, вы будете впадать в агрессивное состояние.

    Выход в данном случае – учиться жить в изменяющемся мире. Нельзя ничего обещать на 100%. Также поможет пересмотр и выявление эгоистичных целей. К примеру, вместо того, чтобы злиться и требовать встречи, думая при этом только о себе, можно поставить цель «жить в согласии с любимым». Так вы будете точно выбирать другие способы взаимодействия и другое поведение.

    Фактически все остальные причины, выделенные мною, являются разновидностью этой и содержат в себе какие-либо цели. Можно их определить самостоятельно.

    2. Злость может появляться по чисто физическим причинам – усталость, нервное истощение, когда нет уже сил делать что-либо для других. Здесь необходим отдых, а не осуждение себя.

    3. Злость появляется как следствие запрета на выражение чувств. Это может быть связано с эмоционально напряженной работой. Например, это работа учителей, воспитателей, продавцов, подразумевающая множество контактов в течение дня, при которой нельзя выражать свои чувства прилюдно. В этом случае найдите для себя подходящий метод выражения накопленных чувств, благо сейчас их известно предостаточно. О некоторых я уже писала.

    4. Злость возникает в ответ на то, что вы считаете себя вынужденным делать чью-то работу. Например, мамы злятся на детей, которые не убирают за собой, не выгуливают животных. Часто такая злость возникает тогда, когда вы работаете в коллективе, а оценка его работы – одна на всех. При этом все филонят, а вы считаете своим долгом делать все так, чтобы выглядело пристойно. У вас не хватает смелости или силы духа, чтобы этого не делать или обсудить коллег и найти решение в данной ситуации. Вы обижаетесь, возлагаете на себя ответственность, но при этом злитесь. В качестве рекомендации изучите книгу К. Прайор «Не рычите на собаку».

    5. Здоровая агрессия возникает в ответ на нарушение ваших границ. Например, если к вам или вашему ребенку на улице начнут приставать. Эта злость призвана вас защитить, и избавление от нее не приведет к хорошим результатам.

    6. Злость на себя мотивирует многих на выполнение трудных дел, на преодоление. Так что от нее тоже не стоит избавляться. Именно эта "спортивная злость" помогла многим чемпионам мира занять заветное первое место в состязаниях.

    В любом случае помните, что злость или агрессия – это мощная сила, учитесь понимать и принимать себя любым и переводите силу в мирное русло, потому что «в ворота, закрытые для глупости, и счастье не войдет».


    Доктор Росс Кемпбелл выделил шесть "видов", шесть степеней градации выражения людьми своего гнева. И его рекомендация предельно проста - попытаться распознать наиболее характерный для себя вид гнева и стремиться перейти к следующему уровню сдерживания.
    Наиболее скверный вид преодоления гнева доктор Росс Кемпбелл называет пассивно-агрессивным поведением , что, к сожалению, является весьма распространенным явлением. Почему? Потому, что большинство людей не осознает гнева и не знает, как его выразить. По их мнению, гнев является чем-то скверным и грешным, что следует держать при себе. Но ведь он никуда не исчезает, только находит место в подсознании и впоследствии проявляется в виде какого-то противодействия. Зачастую даже не до конца осознанного.
    Это начинается еще в детстве. Ребенок чем-то рассержен. Родители запрещают ребенку проявлять гнев ("Тихо! Сейчас же прекрати так говорить!"). Малыш, не зная, как же иначе досадить родителям, мочит штанишки, хотя и умеет уже проситься на горшок. Так же действуют и взрослые, превращая открытое проявление гнева в своего рода непрерывное вредительство. Они не кричат, не бьют посуду, не бесятся, они лишь неустанно портят настроение тому, на кого сердятся (и не только ему). Результат может оказаться таким, что человек готов причинить зло даже самому себе (наркотики, самоубийство), лишь бы досадить другим. С этим трудно справиться, поскольку эти процессы продиктованы подсознанием. Главное - не внушить ребенку, что гнев - нечто ужасное, что его всегда необходимо сдерживать. Разумеется, взрослые многое знают лучше, но иногда ребенку следует давать право выбора (в пределах разумного, разумеется): что есть, что нет и какой джемпер сегодня надевать...
    Несколько "лучшим" видом проявления гнева является то, что называют полной утратой контроля над поведением (вплоть до разрушения различных предметов и насилия по отношению к другому лицу). Это, конечно, очень плохо, однако пассивно-агрессивное поведение еще хуже. Злость все же можно развеять и устранить. На пункт лучше, если весь арсенал гнева ограничивается только словами (даже если они грубые, неподобающие и обидные). Примитивно и плохо, однако все же несколько лучше, если гнев неподконтрольно выливается в слова, когда человек обходится без нецензурных выражений и грубостей (правда, часть гнева обрушивается не только на прямых виновников).
    Еще лучше, если можно излить гнев , накричав, но только на того человека, который его вызвал. И предпочтительнее всего, разумеется, гневаться спокойно и конструктивно, к тому же только на конкретный объект гнева и по конкретному делу (без обобщений типа "ну вот, ты всегда так"...). Разумеется, подобный вид реакции вряд ли возможен, если другой к этому абсолютно не готов (с другой стороны - хороший пример зачастую обезоруживает). Между прочим, обуздывать гнев нехорошо и с точки зрения физического здоровья . Мы редко вспоминаем, что у болезней три источника: биологический, социальный и психологический, а медикаментозное лечение - лишь наиболее простой путь...
    Телесная оболочка представляет собой границу между внешним миром (обществом) и внутренним, и при возникновении дисгармонии она немедленно на нее реагирует. А мы говорим - болезнь пристала...
    В целом человек должен быть более или менее удовлетворен собой, семьей, обществом, работой. Как только человек недоволен одним из этих компонентов, но не разрешает конфликта, эта негативная энергия проявляется в другом направлении. Например, в неврозах, алкоголизме, наркомании, фанатичной религиозности (человек ждет, что Бог будет решать за него все проблемы), у детей - в инфекциях (ребенку не нравится в садике, он регулярно болеет и добивается своего - попадает к маме). Психосоматические болезни, рак (рак матки чаще наблюдается у женщин, не удовлетворенных половой жизнью), травмы (типичная ситуация - супруги разводятся, жена ломает ногу, неосознанно желая отдалить этот процесс). Идеально, разумеется, если можно, отстаивая свое мнение, спокойно разрешить конфликт и найти компромисс. Но, даже если он не найден, важно, чтобы мы вообще говорили, выражали свои чувства. Лучше так, чем притворяться или пытаться сделать потом что-то тихой сапой.
    На самом деле, умение спорить - большое искусство .
    Главное, что следует помнить: даже под влиянием гнева вести речь только о конкретной ситуации, о конкретном деле, говорить о своих чувствах, своих переживаниях, не обзываться, не обобщать и не припоминать старые грехи. Можно попытаться в момент гнева сосчитать до десяти, может быть, даже до ста, задержать дыхание и т.д. Но это годится только для вспыльчивых людей. Если человек и так уже привык подавлять себя, это не годится. Как реагировать, если другой сердится?
    Главное, не говорить: "Цыц, замолчи!" (это будет подавлением агрессивности.) Может быть, можно попытаться выговориться. Может быть, лучше удалиться и прекратить спор? Это можно порекомендовать только тем, кому нравится сердиться демонстративно. Им помогает терапия под девизом - никто не видит, как ты бесишься. Но в конструктивных спорах так поступать не следует, разве что на очень недолгое время. И ужаснее всего, когда, например, члены семьи живут вместе и неделями, даже месяцами не разговаривают... Зачастую забывается сама причина спора, но стресс, переживаемый обоими, огромен. Такое внутреннее сжигание тоже является своего рода пассивно-агрессивным поведением. Столь привычные для нас склоки в городской толчее или в общественном транспорте являются классическим примером того, когда человек на самом деле разгневан на кого-то другого, кому этот гнев показать нельзя (начальник, авторитетный член семьи), поэтому конструктивно разрешить спор нельзя, и люди легко срываются. И все же - жизнь чересчур коротка, чтобы проводить ее в склоках с шоферами такси или, тем более, с дорогими тебе людьми.

    Как справиться со злостью. Советы психолога.



      Некоторые отношения вообще не могут существовать. Не нужно приносить себя в жертву. Воспринимать анекдот про скорпиона и черепаху, в котором скорпион, несмотря на обещания не кусаться, не сдержал своего обещания.



      Принять все свои чувства в себе, но отложить расправу.



      Написать предавшему другу письмо.



      Объяснится по телефону, но чтобы «не ехала крыша», заготовить шпаргалку, о чем нужно будет сказать.



      Объяснится лично, начиная со слов: «Мне не нравится,» Быть готовым к любой реакции.



      Если злость не проходит позвать третьего, чтобы выслушать его мнение.



      В воображении представить, как я убиваю своего врага, тогда в реальности уменьшается возможность сделать это.



      Выместить гнев на подушке.





      Порвать фотографию обидчика.



      Устроить очищение в ванне. Набрать воду, создать пену, поставить свечи: пусть злость сгорает в пламени свечи.



      Вспомнить русскую поговорку: « Как аукнется, так и откликнется».



      Мой успех и личные достижения - лучший способ отомстить.



      Прощать зло и помнить, что жизнь дана для развития собственной души и способностей.



      Помнить, что люди потом могут раскаяться в своих поступках и измениться.



      Иногда полезно задуматься, почему человек поступил так.



      Попросить помощи у того, кто обидел.



      Гнев является одним из смертных грехов, разрушающих душу, приводящих к смерти души при живом теле. В основе нередко лежит гордыня - желание отличиться от других, не прощать ошибки, отомстить.



      Придумать анекдот, шутку по поводу конкретного случая, когда вспыхнул гнев. Юмор является противоядием, противоположностью гневу.



      За каждое проявление злости придумать систему штрафов.



      Полезной является работа над преобразованием образа «агрессивного персонажа»



      Если в течение недели удалось удержаться от злости, драки и других разрушительных действий, необходимо поощрить себя чем-либо.


    (По материалам из интернета.)

    Могу сказать вам по своему опыту, что, если на вас постоянно кричит босс, и вам никак нельзя реагировать на это, либо, вы работаете учителем, воспитателем, консультантом, продавцом, и вам нельзя проявлят свои негативные эмоции, то запишитесь на секцию бокса, карате или другого боевого искусства. Очень помогает снять агрессию, а это очень полезно,иначе, подавленная внутренняя агрессия вылазает различными заболеваниями.

    А когда какой-нибудь коллега пытается досадить вам, иногда бывает полезным показать ему свою гневную реакцию, причем, использовать мимику. Вспомните, как проявляют агрессию животные: надо приподнять верхнюю губу и показать клыки. В следующий раз такой коллега - задира подумает прежде чем провоцировать вас на ссору. Хотя, это может и не подействовать, многие люди утратили способность считывать сигналы опасности виля выражение лица собеседника. Некоторые люди, как вампиры, провоцируют других на скандал, а потом наслаждаются изливающейся на них негативной энергией. В таких случаях лучше всеми силами сдержать себя, а за этого человека помолиться внутри, про себя. Знаете, иногда от энергии молитвы таким "вампирам" становится плохо. Если повторять такой метод регулярно, то в полностью нейтрализуете противника своим добром. После этого он будет искать другую "жертву",ю а вас оставит в покое.
    Желаю всем быть здоровыми и научиться влавствовать собой и своими эмоциями!



  • Рассказать друзьям