Почему люди не хотят иметь детей психология. Почему современная женщина не хочет детей? Не чувствую в себе силы быть хорошим родителем

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Многие мусульмане, решившие отправиться в хадж, начинают изучать литературу, связанную с этим столпом Ислама, но часто, находя в книгах множество информации, не могут представить себе точно, как же все-таки совершить хадж. В этой маленькой статье мы хотим коротко объяснить последовательность хаджа со всеми его условиями и обязательными действиями.

1 . Мусульманин начинает свое путешествие в хадж с выполнения всех обязанностей, возложенных на него. Если у него есть долги, то ему нужно выплатить их, если нужно попросить разрешения для отъезда, то попросить его, а если он кого-то обидел или оскорбил, то попросить прощения.

2 . Желательно выбрать себе богобоязненных спутников, особенно, тех, кто владеет шариатскими знаниями. Совершение хаджа с такими спутниками будет намного лучше и легче.

3 . Перед отбытием на хадж необходимо тщательно ознакомиться со всеми его обязанностями и условиями. Ученые указали на то, что это обязательно для всех, кто хочет совершить хадж. Впрочем, эта статья вам в этом поможет, иншаАллах.

4 . С момента выезда из дома мусульманину можно вступать в ихрам, также он может отложить это вступление до миката (определенная местность для начала обрядов хаджа). Но будет лучше, если он отложит ихрам до прибытия в микат.

5 . Если вы решили вступить в ихрам, будь то в доме или в микате, то сначала следует искупаться, постричь ногти и использовать благовония, а потом надеть одежду ихрама. Эта одежда состоит из двух больших кусков белой ткани. Нижняя часть называется изар, а верхняя – ридаъ. Они не должны быть сшитыми. После этого желательно совершить двухракаатную молитву вступления в ихрам. Она является сунной. Далее желательно повернуться в сторону киблы и сказать: «Ляббайка Ллахумма би хаджджин… », делая намерение вступить в обряды хаджа сердцем. Это если вы намереваетесь совершить хадж. Если же вы хотите сделать умру, то говорите: «Ляббайка Ллахумма би умратин… » Если вы совершите все эти действия, то вы вступите в ихрам и для вас станут запретными следующие вещи:

1. Надевание сшитых вещей.

2. Покрывание головы без уважительной причины.

3. Расчесывание волос, если есть вероятность их выпадения. Если же нет, то это нежелательно.

4. Сбривание, подстригание или выдергивание волос.

5. Стрижка ногтей.

6. Использование благовоний.

7. Охота или убийство наземных животных.

8. Заключение брачного договора, для себя или другого.

9. Половое сношение.

10. Действия, предшествующие половому сношению.

Если вы совершите одно из этих действий, то на вас будет возложен штраф. Кроме случая с половым сношением, потому что оно портит хадж и обязывает выплатить штраф.

6 . Женщина во всех этих обрядах подобна мужчине, кроме снятия сшитых вещей. Она остается в своей одежде, но закрывать лицо и кисти рук ей становится запретным. Также она не поднимает голоса при тальбие (Ляббайка…)

7 . После того, как вы прибудете к Мекке, вам желательно совершить купание перед входом в этот священный город. Самое лучшее место для этого купания – местность «Зу Тува».

8 . Далее входите в Мекку и идете к Каабе совершить таваф аль-кудум (приветственный таваф), если вы выполняете обряды хаджа. Если же вы выполняете обряды умры, то вы совершите таваф аль-умра. Начинать обход Каабы (таваф) нужно с черного камня. Если не можете подойти к нему, то желательно целовать руку и подминать в сторону черного камня, а если можете подойти, то сунна является поцеловать его. Но только в этом случае вам будет необходимо поднять голову и отойти чуть назад, чтобы не попасть телом за границы Каабы.

9 . Далее следует продолжить обход вокруг Каабы против часовой стрелки, повернувшись к ней левым боком. И каждый раз, когда вы будете доходить, заканчивая круг, до черного камня, это будет считаться одним обходом. Таких кругов нужно будет совершить семь.

Мусульманину, совершающему обход вокруг Каабы, необходимо прикрыть аврат и находиться в состоянии малого и полного омовения, так как таваф подобен молитве. Если во время обхода омовение нарушится, то необходимо совершить его и дополнить оставшиеся круги. Также необходимо быть вне границ Каабы. Если пройти через «хиджру Исмаиля» (она ограждена меленьким забором), то этот круг не засчитается, так как «хиджра Исмаиля» находится внутри Каабы.

Для мужчин во время совершения тавафа, после которого последует саъю, желательно оголить всю правую руку и пройти три первых круга легкой пробежкой. Остальные четыре круга пройдут обычной походкой. Женщинам этого делать не надо. Также желательно делать таваф вблизи от каабы на расстоянии приблизительно трех метров, если этим вы не помешаете и не создадите неудобств другим мусульманам.

10 . После окончания обхода вокруг Каабы желательно совершить молитву-сунна позади «макам аль-Ибрахим». Далее желательно подойти и поцеловать черный камень или указать рукой в его сторону, после чего вы отправитесь для совершения других обрядов хаджа.

11 . Теперь, выйдя из мечети, вы подниметесь на холм Сафа и начнете совершение саъю (обход между двумя холмами). Стоит отметить, что начинать саъю необходимо именно с Сафа. Перед совершением саъю желательно прочитать мольбы, указанные в книгах. Далее вы начнете идти в сторону горы Марва, пока не дойдете до зеленого указателя. С этого места желательно начать легкий бег до следующего зеленого указателя, после чего обычной ходьбой вы дойдете до Марвы. Это будет считаться одним обходом. Потом вы также пойдете обратно в сторону холма Сафа, а когда дойдете, это будет считаться вторым обходом. Таких обходов необходимо совершить семь. Что касается легкого бега при саъю, то он желателен для мужчин, но не для женщин. Также необходимо заметить, что саъю не совершается кроме как после приветственного или обязательного тавафа.

12 . После этого желательно остаться в Мекке до восьмого дня месяца зуль хиджа. Этот день называется «явму т-тарвия». В этот день всем паломникам желательно направиться в долину Мина, для того чтобы переночевать там. После рассвета следующего, девятого дня месяца зуль хиджа, паломнику необходимо направиться в долину Арафат. Желательно не заходить в долину кроме как после полудня. Сунной считается остаться в местности «намира» до обеденного намаза и совершить её там, объединив обеденную и послеобеденную молитвы.

13 . Далее, после полудня, вы входите в долину Арафат и останетесь там до захода солнца. Во время стояния в долине желательно больше поминать Аллаха, просить прощения грехов для себя и своих близких. Стояние на Арафат является обязательной составной хаджа, без которой обряды хаджа не будут засчитаны. Чтобы стояние на Арафат было действительно, необходимо находиться там хотя бы на мгновенье между полуднем и рассветом десятого дня.

14 . После захода солнца дня Арафат все паломники направятся в долину Муздалифа. Когда вы дойдете до долины Муздалифа, вам следует совершить вечерний и ночной намазы, объединив их и укоротив ночной намаз. Эти намазы вам нужно совершить во время ночного намаза. Там необходимо оставаться до полуночи, а если выйти до наступления полуночи, то необходимо будет отдать штраф в виде зарезанной барашки. Желательно остаться в долине Муздалифа до утреннего намаза, собрать там камни для бросания, просить у Аллаха в местности «аль-машъар аль-харам» и стоять у нее. Все это является сунной.

15 . Далее паломники вернутся в долину Мина, для того чтобы исполнить еще одно обязательное действие – бросание камней. Там есть место, которое называется «Джамратуль акаба». Во время бросания каждого камня желательно произносить такбир («Аллаху акбар!»). Необходимо попасть в расположенный на этом месте столб.

16 . После бросания камней паломнику желательно зарезать жертвенное животное, если оно у него есть. Это желательно сделать после восхода солнца праздничного дня в долине Мина с намерением приблизиться к Всевышнему Аллаху.

17 . Далее нужно побрить волосы или укоротить их. Для мужчин желательным является бритье головы, а для женщин — подстригание. Это также является необходимым действием хаджа. После этого паломник завершает начальный этап обрядов хаджа и для него становятся дозволенными все действия, которые были запретны во время ихрама, кроме половой близости.

18 . Завершив эти обряды, вы отправитесь в Мекку для совершения «таваф аль-ифада», который также является обязательной составной хаджа. Его время начинается с полуночи, но можно совершить этот таваф в любое время трех дней ташрика. Далее вы совершите саъю, если не совершили его после приветственного тавафа. Теперь, если вы совершили бросание камней, бритье или стрижку волос, совершили таваф аль-ифада и саъю, то вы завершили все обряды хаджа. С этого момента для паломника становится дозволенным все, что было запретно при ихраме, вплоть до заключения брачного договора и близости.

После обеденного намаза наступает время бросания камней. Сначала нужно бросить семь камней в месте «джамратуль уля», далее семь камней в месте «джамратуль вуста», а потом семь камней в месте «джамратуль акаба». Такой порядок обязателен.

20 . Далее остаетесь на ночлег в долине Мина во второй день. А после обеденного следующего дня опять наступает время бросания камней. И также необходимо бросать камни в «джамратуль уля», «джамратуль вуста» и «джамратуль акаба».

Если бросить эти камни в этот второй день, то вам уже можно, поспешить отправиться в Мекку. На этом все обряды хаджа завершаются. Если вы хотите уйти во второй день, то вам необходимо уйти до захода солнца. Но все же, желательно провести в долине Мина и третий день для бросания камней.

При прибытии в Мекку желательно выпить воду зам-зам и сделать дуа.

Если после этого вы хотите отправиться домой, то вам необходимо сделать прощальный таваф и после этого отправиться на родину. На этом вы завершили свой хадж.

Пусть Аллах примет ваш хадж, молитвы и мольбы!!!

Использованные сточники: 1) «Аль фикхуль манхаджий»; авторы: Доктор Мустафа аль-Хинн, доктор Мустафа аль-Буга, Шейх Али Аш-Шарбаджий. 2) «Аль-Муътамад»,

Все обряды хаджа, описанные в данной статье, соответствуют мнениям ученых шафиитского мазхаба.

Введение…………………………………………………………………………………….

Совершение хаджа………………………………………………………………………….

Паломничество в исламе. Мекка и Медина……………………………………………..

Другие паломничества в исламе. Святые места суннитов, шиитов………………..

Религиозные мусульманские памятники Средней Азии и России……………………

Средняя Азия………………………………………………………………………………..

Мечети Узбекистана………………………………………………………………………

Мечети Казахстана………………………………………………………………………

Мечети России…………………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………………...

Введение.

Ислам предписывает пять основных обязанностей своим приверженцам: вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат); милостыня в пользу бедных (закат); пост в месяце рамадан (саун); паломничество в Мекку и Медину, совершаемое хотя бы единожды в жизни.

Хадж – это необычное явление в жизни мусульман. Целью данной работы является раскрытие того, что представляет из себя такая обязанность мусульманина как хадж, как он проходит, что такое Мекка и Медина, другие виды паломничества в исламе, а также, мусульманские религиозные памятники Средней Азии и России.

Совершение хаджа

Пятый столп ислама - хадж. Совершение хад­жа несколько отличается от исполнения осталь­ных четырех обязанностей мусульманина тем, что для этого верующему необходимо на некоторое время полностью отрешиться от личной, привыч­ной ему жизни. Хадж (по-арабски «путешествие с определенной целью») - это паломничество в Мек­ку - священный город мусульман. Каждый взрослый, матери­ально обеспеченный мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить паломничество. Если му­сульманин не в состоянии оплатить все расходы, связанные с паломничеством, или же обременен большим семейством, то он освобождается от обя­занности совершения хаджа. Некоторые мусуль­мане совершают хадж несколько раз, однако в наши дни подобное рвение не поощряется, ибо огромное скопление паломников причиняет ощути­мые трудности.

Всем желающим еще раз совершить паломниче­ство рекомендуют сделать это в иное время. Тако­вое паломничество называется «малым», или "умра. Истинный же хадж совершается в строго опре­деленное мусульманским календарем время, в ме­сяц под названием зулъ-хиджа, четвертый после рамадана.

Совершение хаджа требует от верующего весьма значительных усилий и усердия. Некоторые люди, живущие в далеких странах, месяцами, а то и го­дами добираются до Мекки.

Иногда верующие, в надежде совершить хадж, всю свою жизнь откладывают деньги, но, накопив, в конце концов требуемую сумму, выясняют, что они слишком уже стары или больны для подобного паломничества. Любой мусульманин, не способный по тем или иным причинам совершить хадж, мо­жет послать вместо себя «заместителя», оплатив все расходы, связанные с паломничеством. Иной раз даже семья или община может предпринять со­вместные усилия по изысканию средств, необходи­мых для отправки в паломничество хотя бы одного своего представителя.

Паломничество в Исламе. Мекка и Медина

Среди пяти “столпов” ислама паломничество - единственный о6ряд, который не является строго обязательным. Однако любой взрослый мусульманин (мужчина или женщина), не страдающий психическими и заразными болезнями, должен хотя бы раз в жизни совершить его, если у него есть средства.

Арабское название паломничества - хадж, а тот, кто совершил паломничество, носит почетное звание “хаджи”. Паломничество включает посещение святых мест в Мекке и Медине мусульманам строго воспрещается доступ в эти города. Это единственные города в мире, доступ в которые разрешен верующим одной религии.

В Медине паломник посещает могилы Магомета и его сподвижников: Абу Бакра, Омара и Отмана. Медина (на арабском -“город”) была убежищем для пророка после его бегства из Мекки 622г. От даты этого бегства (по-арабски - “хиджра”) мусульмане введут свое летоисчисление. Посещение Медины может осуществляться до или после основного паломничества в Мекку.

Мекка, место рождения пророка, самый святой город в исламе. Это столица Царства Божьего, мать городов. Здесь находится храм Кааба. Это кубическое здание черного цвета. Оно находится в центре двора главной мечети. Согласно преданию, храм воздвиг на этом месте Адам, а Авраам отстроил его. Таким образом, речь идет, несомненно, о самом древнем в мире культовом месте. Что не вызывает сомнений, так это то, что Кааба был местом языческого культа до ислама, и туда отправлялись на большие празднества. Там состязались борцы, поэты и ораторы. Магомет принимал участие в работах по реконструкции Каабы до того как стал пророком.

В Каабе находится знаменитый черный камень, символизирующий руку Бога, к которому паломники прикасаются рукой в знак верности. Тем не менее камень не является предметом поклонения: это противоречило бы исламу, который особенно строг по отношению к идолам. Впрочем, камень был снят в Х в. арабами Омана, и в течении 21 года его отсутствия ничего не изменилось в привычках паломников. На практике камень служит, главным образом, для обозначения отправного пункта процессий, совершаемых верующими вокруг Кaaбы.

Паломничество совершается в соответсвии с правилами предписанными пророком. Иначе говоря, ритуалы и порядок следования незыблемы.

В первую очередь паломник должен подготовиться и освятиться. Существуют пять мест для этой цели, они расположены далеко от священного храма. Самое близкое место - Яламлам, в 50 км в” юг от Мекки, предназначенное для паломников из Йемена и южных стран. Самое дальнее - Зу эль Хилайфа, близко от Медины, в 450 км на север от Мекки. В зависимости от географического происхождения паломники начинают хадж в точно обозначенном месте, совершают омовение. Мужчины с непокрытой головой надевают сандалии и облачаются в одежды, состоящие из двух кусков белой ткани без швов. Эта одежда, стирающая классовые различия, символизирует равенство людей перед Богом. Своей белизной она напоминает пеленки новорожденного и саван умершего. Женщины не обязаны менять одежду, они остаются в обычной одежде.

Приготовившись таким образом, паломник может совершать ритуальное паломничество в экзальтирующей атмосфере общий, объединенной верой. Он направляется к святой мечети Масджед эль Харам, неустанно повторяя молитву - так называемую “лаббайка”.

Часть этого маршрута преодолевается бегом. При каждом переходе к Марваху надо оглянуться на Каабу, трижды повторяя: “Аллах акбар” - и читая другие ритуальные молитвы. Этот “челночный” маршрут символизирует блуждание Адама и Евы,изгнанных из рая, а также бег Агари, египтянки, жены Авраама, в поисках воды для своего ребенка Исмаила.

Паломничество обязательно предусматривает, кроме того, вечер размышления на горе Арафат, в пригороде Мекки, где пророк произнес знаменитую проповедь-завещание за три месяца до смерти. После захода солнца паломник отправляется в святое место - Муздалифа. Он собирает по дороге семь маленьких камней, чтобы бpocить их в стеллу, символизирующую дьявола.

После нескольких дней пребывания в Мине приближается конец паломничества, и паломник притупает к “десакрализации”: он приносит в жертву, как правило, барана, бреет голову или подстригает волосы, принимает душ и надевает свою повседневную одежду. Затем возвращается в Meкку и семь раз обходит Каабу в нормальном темпе.

Паломничество дополняется посещением мечети пророка в Медине, в 450 км на север от Мекки, где находятся могилы Магомета и eгo сподвижников - халифов Абу Бакра и Омара. Это посещение может осуществляться также перед паломничеством.

Есть более короткая форма паломничества (“умра”), которая не предусматривает мест, расположенных вне Мекки. Однако “освящение” необходимо совершать за пределами города.

Обязательный характер хаджа для любого мусульманина, имеющего на это средства, делает паломничество одним из наиболее впечатляющих массовых религиозных праздников человечества. Наибольшее количество паломников собирается преимущественно в последнем месяце лунного года - месяце хаджа.

Ежегодно насчитывается более 2 млн паломников, из них 200 тыс. из Саудовской Аравии и около 800 тыс. из Йемена.

Паломничество является также крупным коммерческим делом, которое приносит значительные доходы жителям Мекки. Еще одна деталь: считается престижным поставить золотые коронки на зубы по случаю хаджа.

Другие паломничества в исламе. Святые места суннитов, шиитов

Хотя паломничество в Мекку - единственное, которое предписывается Кораном, мусульмане совершают паломничества и в другие святые места. В частности, в Иерусалим (эль Код - “святыня” по-арабски) - третий святой город ислама после Мекки и Медины. Там есть мечеть эль Акса, а поблизости - скала, откуда Магомет вознесся на небо во время своего видения “ночи судьбы”.

В суннитcкoм исламе, наиболее распространенном, другие паломничества считаются второстепенными. Разумеется, по случаю посещения благочестивый мусульманин не преминет помолиться в таких престижных мечетях, как мечеть Омейядов в Дамаске, в Кайруане в Тунисе, голубая мечеть в Стамбуле, однако ее почитание проявляется прежде всего в культе марабу - гробниц святых людей, которым приписываются чудотворные свойства. В Северной Африке, например, почти в каждой деревне Рабу, которому суеверие приписывает такие свойства, как способность излечить половые расстройства, благоприятствовать и деторождению. Иногда марабу играет и политическую роль: Идрис - основатель первой арабской династии и праздник в его честь приобретает официальную окраску.

В шиитском исламе официальные места паломничества многочисленны. Кроме паломничества в Мекку (столп ислама, общий для всех мусульман), шииты выражают свое благочестие посещением гробниц великих людей своей религии.

Теоретически самыми священными местами считаются: Над-жаф в Ираке, где похоронен Али, зять пророка, четвертый калиф и первый шиитский имам, убитый в 661 г. в мечети Куфы; Кербела. тоже в Ираке, где находится гробница Хуссейна, сына Али и второго имама, и, наконец, Самарра в Ираке, где 12-й имам покинул мир, но снова появится.

Однако вековое соперничество между арабами и персами всегда приводило к тому, что персы предпочитали паломничество на иранской земле. Отсюда значимость, придаваемая гробнице 8-го имама Али Реза, умершего в 817 г. и погребенного в Машхаде, на юге страны. Этот город соперничает с другим святым городом - Комом; Ком расположен в 150 км к югу от Тегерана, в нем находятся мавзолей Фатимы - сестры 8-го имама. Привлечение внимания к Кому объясняется в значительной степени стремлением Ирана привлечь в страну студентов-шиитов, обосновавшихся в Наджафе, которые из-за соперничества школ не хотели находиться в Машхаде. По оценочным данным, в Коме ежегодно бываю более миллиона паломников. Кроме того, несколько тысяч человек хоронят там. Наибольшее количество паломников наблюдается в месяце мохарраме.

Хадж – это паломничество к святым местам Мекки – ключевой и единственный столп ислама, который проводится строго в определенное время в одном единственном месте - лишь на территории Мекки. Паломничество к Дому Аллаха должен осуществить каждый мусульманин хотя бы раз за свою жизнь, если у него есть для этого финансовые возможности и позволяет здоровье

История Хаджа

Хадж в дословном переводе означает - «направиться куда-то». В исламе это слово наделено несколько другим значением – это постоянное ежегодное паломничество мусульман в Мекку для осуществления религиозных обрядов по предписаниям пророка Мухаммада


Самые первые обряды хаджа были введены Господом в период пророка Ибрахима (Авраама). Ему доверили возвести Каабу – дом Бога. Он взялся за дело вместе со своим сыном Исмаилом в городе Мекка. Вот что Господь говорил о Каабе:

«Вот Мы указали Ибрахиму (Аврааму) на место Дома (Каабы): «Ничего не приобщай ко Мне в сотоварищи и очищай Мой Дом (Каабу) для тех, кто совершает обход, выстаивает намазы, кланяется и падает ниц» (Коран 22:26)

Закончив строительство священной Каабы, пророк Ибрахим снова приходил сюда ежегодно для совершения обрядов хаджа. После его смерти Исмаил следовал примеру отца. Но проходили годы, постепенно и цель, и форма хаджа были утрачены. Идолопоклонство шаг за шагом вытеснило религию Аллаха с Аравийского полуострова. Кааба уже не являлась символом единобожия и превратилась в обитель идолов, количество которых превышало 300

Пророк Мухаммад не только очистил Каабу, но и восстановил древние обряды хаджа, которые были введены во времена Ибрахима. Особые предписания Корана были ниспосланы для устранения ложных обрядов, использующихся в доисламский период. Господь установил запрет на все постыдные и безобразные процессы, ранее допускавшиеся в обрядах:

«Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа…» (Коран 2:197)


О печальном обычае выливать кровь жертвенных животных на стены Каабы и развешивать их мясо на алтарях Господь четко и ясно сказал:

«Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность…» (Коран 22:37)

Пророк так же искоренил обычай обходить Каабу в обнаженном виде. Господь задал всего один вопрос, которым сразу же заставил подчиниться идолопоклонников:

«Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам?» (Коран 7:32)


Таким вот образом, все доисламские традиции, основанные на неведении, были отменены, и хадж снова стал проявлением набожности, страха перед Господом, чистоты, разумного поведения и простоты. С этих пор взору паломника уже не открываются балаган, веселье и вольности, которые когда-то приходилось созерцать. В наши дни паломничество – это поминание Господа и жертвоприношение только Ему


Порядок совершения хаджа.

Обращение в ихрам. После прохождения миката (это особые места, обозначающие границу территории, внутрь которой верующие, с разных концов света прибывающие в Харам-и Шариф, не могут пройти, не обратившись в состояние ихрам), мусульманин молится и произносит специальное обращение к Аллаху (тальбийа): «Вот я перед Тобой, Господи! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!» С этого момента верующий считается вошедшим в состояние ихрама.


7-й день зуль-хиджа - устраивается первый обход вокруг Каабы паломники входят в мечеть Масджид аль-Харам. босыми, с правой ноги через Врата мира (Баб ас-Салам) и проходят к «черному камню»: они целуют его или касаются рукой (обряд такбиль), после чего подносят руку к губам и глазам (истилам). В 7-й день зу-ль-хиджжа в Запретной мечети читается проповедь (хутба), повествующая об обязанностях паломников, совершающих хадж.


8 зуль-хиджжа. Паломники по новой облачаются в ихрам и объявляют о своем намерении совершить таваф (обход вкруг Каабы) и сай. Сай -это семикратный бег между холмами Сафа и Марва. После этого, ранним утром, произнося талбийу, идут к долине Мина. Там они ночуют. Этот день называется йаум ат-тарвийа так как паломники заготавливают запасы воды перед дорогой к горе Арафат. Они направляются к священному колодцу Зам-Зам и дважды берут из него воду: сначала её пьют, а затем омывают своё тело с головы до ног.


Лагерь для паломников в Мине.


Лагеря в Мине разделены между странами.


Палаточный город в Мине.



Паломники в Мине ночью.


9 зуль-хиджжа. Паломники отправляются к горе Арафат, где объединяют молитвы аср и зухр. До заката солнца люди молятся здесь ради прощения грехов.



Этот обряд называется вукуф, или день стояния.



В долине Арафат паломники слушают проповедь (хутбу) и воздают мольбы Аллаху: «Здесь я служу Тебе, Господи!» Эта молитва читается многократно и громким голосом



Вечером паломники идут к долине Муздалифа, объединив вместе молитвы Магриб и иша. Здесь паломники проводят ночь, собирают камешки для обряда побивания камнями.


Сон на Муздалифе.


10 зуль-хиджжа. Паломники возвращаются в долину Мина, где бросают семь камней, подобранных в Муздалифе,в последний из трех столбов (джамрат аль-акаба), символизирующий Сатану, который по преданию преграждал путь Ибрахиму, направляющемуся на молитву. Совершая этот обряд, мусульмане мысленно посвящают себя Аллаху и обещают приложить максимум усилий для изгнания бесов из своей души



Мост Джамарат с высоты.


Мост Джамарат.



Побивание дьявола камнями.



Люди покидают мост Джамарат.


Затем паломники совершают жертвоприношение, и вновь обрезают или бреют волосы, после чего направляются в Мекку (те, кто не совершил сай 8 зу-л-хиджжа, могут сделать это 10) и снова возвращаются в Мину. Этот день называется йаум ан-нахр, или день жертвоприношения.

KFC ресторан в Мекке.


11 зуль-хиджжа. Паломники молятся в долине Мина и бросают камни в каменные изваяния. Этот день в следующие два дня называется йаум ат-ташрик, что буквально означает «день вяленого мяса».

На фото Паломники заполонили улицы и окрестности мечети Харам во время дневной молитвы.

12 зуль-хиджжа. Паломники молятся в долине Мина и бросают камни в каменные изваяния. Затем они возвращаются в Мекку и совершают таваф, пьют воду из источника Замзам. На этом хадж завершается.

А вот и сам колодец ЗамЗам:


Карта места, где происходит Хадж.

Охранная служба Хаджа.


Подсчет паломников.


Транзитом через Хадж.


Паломники на крыше великой мечети.


Харам Шариф.



Таваф 2009.

Золотые двери Каабы.

Черный камень в Каабе.

Хадж отмечает три очень важных события в истории ислама: прощение и воссоединение Адама и Хаввы (Евы) после их изгнания из Рая, принесение в жертву пророком Ибрахимом (Авраамом) своего сына Исмаила и жизнь Пророка Мухаммеда как пример смирения и покорности Всевышнему.


Главное, что дает Хадж верующим, - это довольство Всевышнего Аллаха, так же любовь и взаимопонимание между мусульманами, при­ехавшими со всех концов света. На самом деле Хадж, являющийся проявлением бесконечной милости Аллаха, проходит в благословенной, незабываемой обстановке и братстве мусуль­ман, объединенных общим чувством глубокого упоения веры. Там множество людей, приехав­ших из разных стран, говорящих на разных язы­ках, имеющих разный цвет кожи, отличающихся своими обычаями и традициями, обнаруживают превосходное единство возле Каабы. Любовь и чувство веры, преобладающие в сердцах, пре­одолевают все внешние различия и, сплачивая мусульман, соединяют их сердца как будто в одно общее сердце. В умиротворении и радости единства сердец возникает прекрасное религи­озное братство

Поэтому Хадж - не только один из стол­пов Ислама, а еще и поклонение, укрепляющее нравственную, социальную и политическую сто­роны этой религии.



александра савина

В хадж - паломничество к святым местам в Саудовской Аравии, согласно учению, каждый мусульманин обязан отправиться хотя бы раз в жизни. Мусульманский календарь короче григорианского, так что сроки проведения хаджа каждый год сдвигаются на 10–11 дней назад. Чтобы совершить хадж, паломники должны прибыть в Мекку и провести там несколько ритуалов. Сам хадж длится пять дней, но паломники, как правило, остаются в Саудовской Аравии на две-три недели.

Не-мусульманин попасть на хадж (как и в саму Мекку) не сможет: организовать путешествие можно только через туристическое агентство, одобренное правительством Саудовской Аравии, а мусульман с Запада проверяют отдельно (они должны предоставить письменное свидетельство от имама, подтверждающее, что тот знает человека и что он правоверный мусульманин). В этом году на хадж, а он закончился 4 сентября, прибыло более двух миллионов паломников, среди них 23 500 человек из России. Мы поговорили с башкирской поэтессой Зульфией Ханнановой о её первом хадже, о том, тяжело ли его совершить физически, и чем женский опыт хаджа отличается от мужского.


Хадж - один из столпов ислама. Всего их пять, первый - произношение шахады , то есть произнесение языком и признание сердцем единства Всевышнего. Второй столп - намаз (молитва), третий - выплачивание закята (милостыни бедным), четвертый - ураза (пост). Хадж - один из фардов, то есть обязательных предписаний ислама: если у человека есть на него средства и здоровье, он должен его выполнить. Считается, что люди, побывавшие в хадже, если они все сделали правильно, приезжают оттуда безгрешными, как новорожденное дитя.

Это был мой первый хадж, я готовилась к нему несколько лет. Мне долгие годы приходилось ухаживать за парализованной мамой, и у меня был ещё грудной ребенок. Бывало трудно: ночью я шла и к маме, и к младенцу. Мне нужны были силы, и я вставала на намаз - мама видела, как я читала молитвы. Через некоторое время после смерти мамы, в пятницу, она мне приснилась - у нас, мусульман, считается, что в этот день снятся праведные сны. Мама во сне сказала мне: «Зульфия, соверши хадж». Я не придала значения этим словам: мне казалось, что хадж нужно совершать к старости, перед смертью, чтобы все грехи были отпущены и можно было уйти спокойно.

Хадж во многом связан с пророком Ибрагимом, который должен был принести в жертву собственного сына, пока в последний момент бог не сказал ему принести вместо этого в жертву животное, вознаградив Ибрагима за веру.

В прошлом году, когда я лежала рядом со свекровью в больнице, мне приснился ещё один сон. Мне привиделась женщина, которая сказала: «Зульфия, не совершай в этом году хадж - у тебя болит зуб, он может выпасть. Ты поедешь в хадж на следующий год». Я проснулась и поняла, что зуб - это моя свекровь, её надо лечить. Настроилась на следующий год и начала потихоньку копить деньги. Было тяжело. Я заняла у людей на самый бюджетный хадж 90 000 рублей - и всё оплатила заранее. С долгами в хадж уезжать нельзя - я знала, что верну всё до начала поездки, и потихоньку расплачивалась (некоторые религиозные деятели, впрочем, отмечают , что если у человека есть большой кредит с ежемесячными выплатами, он может совершить хадж, если согласует это со своими кредиторами - Прим. ред. ). Где-то через две недели после того, как я все выплатила, мне позвонили из администрации главы республики и сказали, что Министерство культуры и информации Саудовской Аравии предлагает гостевой хадж. Организатор тура в хадж, с которым я должна была ехать, сказал, что это очень редкая удача, подарок Всевышнего, от которого нельзя отказываться. Деньги мне вернули.

Умра и Медина

От России поехала группа из восьми человек, пять мужчин и три женщины: трое из Ингушетии и по одному человеку из Башкортостана, Татарстана, Дагестана, Карачаево-Черкесии и Чеченской республики. Сначала нас повезли на умру - малый хадж. Он включает в себя обход Каабы (Кааба - это главная святыня ислама, кубическая постройка, которая находится во внутреннем дворе мечети аль-Харам, или Заповедной мечети - Прим. ред. ), который нужно совершить не во время самого хаджа, а в любой другой момент. Тогда я в первый раз увидела Каабу - это неописуемое чувство. Когда мы её обходили, начался дождь - все ему радовались, и даже мужчины начали рыдать. Оказывается, если это происходит во время обхода Каабы, это считается большим благословением Аллаха - в Саудовской Аравии дожди вообще идут крайне редко. Дождь начался, когда мы проходили йеменский угол Каабы, и длился, пока мы шли один круг. Когда делаешь намаз, всегда молишься в сторону Каабы - и теперь я её отчетливо представляю.

После этого мы ходили между холмами Сафа и Марва - там нужно сделать семь кругов. В этом месте жена пророка Ибрагима, оставшаяся одна с младенцем на руках, взбиралась то на один холм, то на другой в поисках воды для ребёнка. Ребёнка замучила жажда, он плакал, а затем ударил ногой о землю, и оттуда пробился родник - так появился источник Зам-зам. Он становился всё больше и больше, пока женщина, чтобы воды не лилось слишком много, не сказала: «Зам-зам» (то есть «Хватит») - и родник остановился.

Совершить хадж может совершеннолетний мусульманин в ясном уме и обладающий достаточным здоровьем. Он должен быть свободным (а не, например, заключённым) и иметь достаточно средств, чтобы обеспечить не только свой хадж, но и семью, оставшуюся дома.

Через несколько дней после этого мы поехали в Медину - последние годы жизни пророк Мухаммед провел там, там он и похоронен. Мы пробыли там два дня. Ночь я провела в большой мечети ан-Набави, где похоронен Пророк и сахабы - его сподвижники (те, кто прибыли вместе с Пророком в Медину, и те, кто приняли его там). На второй день, мы, три женщины, отпросились посетить могилу Пророка, сделать зиярат, то есть совершить паломничество к святому месту. Близко женщин туда не подпускают, можно посмотреть только через ширму. Тем не менее мы дождались и смогли помолиться.

Хадж

Сам хадж длится пять дней. Он начинается со стояния на горе Арафат, где нужно провести целый день. Это очень ответственный момент. Конечно, лучше всего стоять на самой горе, но если находишься на территории поблизости горы Арафат, это все равно засчитывается. И если многие переживали, что находятся не на горе, то у меня такого чувства не было - я была довольна уже тем, что оказалась здесь, плакала и молилась. Обычно люди на горе молятся под зонтами, а у нас были более комфортные условия - мы стояли под навесом. Молиться нужно целый день, с утра до самого захода солнца.

После стояния на горе Арафат мы поехали в долину Муздалифа - она находится рядом с Меккой, между долиной Мина и горой Арафат. Там ночью нужно собирать камни: их потом используют в обряде побивания камнями шайтана. Нас всему обучали арабские женщины - они показывали, сколько камней нужно собирать, какого размера они должны быть.

Утром нас повезли в Мекку. Там мы должны были сделать таваф - семь раз обойти вокруг Каабы, а затем помолиться. Когда я достала молитвенный коврик, мои камни пропали - говорят, что шайтан не любит, чтобы его побивали, и строит препятствия. Для обряда нужно много камней, и я переживала, но по дороге в долину со мной поделились другие.

Кааба - кубическое строение во внутреннем дворе мечети аль-Харам. В восточный угол Каабы вмонтирован чёрный камень: считается, что бог даровал его изгнанному из рая Адаму, после того как тот раскаялся, и изначально он был белым, а почернел от прикосновений грешников.

Обряд побивания камнями шайтана совершают в долине Мина. Камни бросают в джамараты - три огромные серые каменные стены. Нужно успеть сделать это до захода солнца. Я слышала, что, если пропускаешь какой-то элемент хаджа - вовремя не добрался до Муздалифы, вовремя не прибыл в Мину, - хадж не принимается, поэтому мы старались всё делать вовремя. Разрешается, чтобы кто-то побивал камнями шайтана вместо тебя - обычно женщины, чтобы их не раздавила толпа, передают свои камни мужчинам. Мужчины из нашей группы в тот вечер уехали, и я пошла побивать камнями шайтана вместо них - в итоге я бросила восемьдесят четыре камня. После Мины мы вернулись и сделали прощальный обход вокруг Каабы.


Слишком тяжелых моментов в хадже для меня не было - у нас был щадящий режим. В Мине мы находились близко к джамарату, и нам не нужно было долго ходить под солнцем. Так как людей много, Каабу можно обойти на нескольких уровнях: можно пройти внизу, но есть ещё несколько ярусов-балконов - всё это засчитывается. Когда людей очень много, бывает давка, многие теряются. На других уровнях людей поменьше, идти легче. Нас предупреждали, что нужно заранее начать много ходить, чтобы не уставать во время хаджа, так что с этим трудностей тоже не было - мы уже были натренированы.

Мужской хадж отличается от женского. Женщины, в отличие от мужчин, не облачаются в ихрам - специальные белые одеяния. Для женщины подходит любая одежда, соответствующая мусульманским стандартам, лишь бы она была опрятной и чистой. В обрядах тоже есть разница. Между Сафой и Марвой есть отрезок пути, который мужчины должны пробегать, а женщины проходить пешком.

После трагических событий 2015 года всем паломникам предоставляют электронные браслеты, которые содержат информацию о носителе и предупреждают о начале молитвы.

Мужчины обязательно должны идти босиком - наши ребята даже заработали мозоли. Женщинам разрешается идти в носках или в обуви типа чешек. Во время хаджа, если его совершает супружеская пара, нельзя вступать в интимные отношения - это касается и женщин, и мужчин.

В хадже мы встречали женщин из разных уголков мира, например, когда останавливались в Мине. Мы не знали языка друг друга, но разговаривали всю ночь - то какое-то арабское слово вставишь, то английское вспомнишь, что-то жестами покажешь; мы показывали фотографии детей, мужей с телефона, рассказывали, где работаем. Это непередаваемо.


Хаджия

Мужчин, которые совершили хадж, называют хаджи, а женщин - хаджиями. Они издавна пользуются большим уважением, авторитетом. Например, мой родственник ещё до революции три раза совершил хадж - тогда не было такого транспорта, были нужны деньги, а те, кто совершал хадж, годами не возвращались домой. Это очень большая миссия и ответственность.

Я вернулась из хаджа, но, как у нас говорят, мешок, в котором скапливаются грехи, всё равно висит за моей спиной - теперь надо стараться вести себя так, чтобы он больше не наполнялся. Нужно ещё много работать над собой. Быть хаджией - очень ответственно, я должна быть примером во всем. Нужно быть благородным человеком, ты должна быть приветливой, знающей, искренней мусульманкой. Пришло успокоение: этот фард - очень важный, и не все его могут выполнить, а я смогла. Я благодарна Всевышнему - это самый большой подарок, который я получала.

Религия Ислама богата и неизведанна для многих европейцев. Мусульмане являются религиозными людьми, которые чтят Священную Книгу Коран, исполняя все её предписания, совершают множество обрядов и ритуалов, а также самозабвенно поклоняются Аллаху. Важным для мусульман обрядом является , который должны совершить, как мужчины, так и женщины.

Хадж представляет собой паломничество к святым местам , при совершении которого необходимо проводить определённое количество обрядов, восхождений и обходов к конкретным святым местам. По сути, Хадж – это целый ритуал конкретных действий, которые должны совершаться в определённое время - в первой половине 12 месяца по мусульманскому лунному календарю. Этот месяц так и называют «обладающий паломничеством», по-арабски «зу-ль-хиджжа». В этом месяце ежегодно десятого числа отмечается великий для всех мусульман праздник жертвоприношения.

Обязательные условия Хаджа

Но не все так просто, как может показаться изначально. Если не выполнить всех ритуалов и действий в четкой последовательности, то такое паломничество будет считаться недействительным, то есть неугодным Аллаху.

В число таких ритуальных действий входит четыре этапа (столпа) , выполнение которых является обязательным условием:

  • Аль-ихрам – действие, свидетельствующее о намерении совершить хадж;
  • Таваф аз-зияра – хождение вокруг Каабы (священного Дома), совершаемое семь раз;
  • Вукуф би-Арафа – нахождение на священной горе Арафат определенный промежуток времени;
  • Сай байна ас-Сафа – быстрое движение (бег) между возвышенностями аль Марва и ас-Сафа.

Исполнять Хадж ежегодно не требуется, но и не возбраняется. Согласно исламскому учению его необходимо совершить каждому истинному мусульманину хотя бы раз в жизни. В случае наличия уважительных причин (слабоумие, наличие тяжелого заболевания или проблемы с опорно-двигательным аппаратом, бедность, рабство или лишение свободы и др.), которые препятствуют паломничеству, разрешается послать другого человека вместо себя, но только того, кто уже совершал Хадж и оплатить все, связанные с этим действием расходы.

Обязательным условием для совершения Хаджа для женщин является наличие провожатого (мужчины). Это могут быть муж или близкий родственник мужского пола. Выполнять такое священное паломничество запрещается на деньги взятые взаймы.

Выполнение Хаджа согласно исламской вере приближает паломника к Аллаху и является гарантией того, что он услышит все его молитвы, простит грехи, и в конце жизненного пути примет к себе на небеса.

Islam-today

Статья оказалась интересной? Будем благодарны за репосты!



Рассказать друзьям