Что делает ребенок в 4. Что должен уметь грудничок в четыре месяца

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Чтобы наш организм нормально функционировал, задействован сложнейший комплекс внутренних процессов. Поддержание в норме водно-солевого обмена относится к одному из них. Когда он в порядке, человек не испытывает проблем со здоровьем, а вот его нарушение приводит к сложным и заметным отклонениям. Так что такое водно-солевой баланс? Нарушение, симптомы его также будут рассмотрены.

Общая информация

Водно-солевым балансом считаются взаимодействующие друг с другом процессы поступления в организм воды и солей, их усваивание и распределение во внутренних органах и тканях, а также способы их выведения.

Всем известно, что человек более чем наполовину состоит из воды, количество которой в организме может быть различным. Это зависит от многих факторов, например, массы жира и возраста. Новорожденный на 77% состоит из воды, у взрослых мужчин этот показатель равняется 61%, а у женщин - 54%. Такое небольшое количество жидкости в женском организме объясняется наличием многочисленных жировых клеток. К старости такой показатель становится еще ниже.

Как распределяется вода в человеческом организме?

Распределение жидкости осуществляется таким образом:

  • 2/3 от общего числа приходится на внутриклеточную жидкость;
  • 1/3 от общего числа представлена внеклеточной жидкостью.

В человеческом организме вода находится в свободном состоянии, происходит ее удерживание коллоидами или она участвует в образовании и распаде молекул жиров, белков и углеводов.

По сравнению с межклеточной жидкостью и плазмой крови, тканевая жидкость в клетках характеризуется более высокой концентрацией ионов магния, калия и фосфатов и низким содержанием ионов хлора, натрия, кальция и ионов гидрокарбоната. Такое различие объясняется тем, что капиллярная стенка для белков обладает низкой проницаемостью. Нормальный у здорового человека способствует поддержке не только постоянного состава, но и объема жидкости.

Регуляция водно-солевого баланса почками и мочевыделительной системой

Почки необходимы для поддержания постоянных процессов. Они в ответе за ионный обмен, выводят из организма лишнее количество катионов и анионов путем реабсорбции и экскреции натрия, калия и воды. Роль почек крайне важна, так как благодаря им сохраняется необходимый объем межклеточной жидкости и оптимальное количество растворенных в ней веществ.

В день человек должен потреблять 2,5 л жидкости. Около 2 л поступает через питье и пищу, а остальной объем образуется в организме из-за обменных процессов. Почками выводится 1,5 л, кишечником - 100 мл, кожей и легкими - 900 мл. Таким образом, регулирует водно-солевой баланс не один орган, а их совокупность.

Объем выводимой почками жидкости зависит от потребностей и состояния организма. Максимальное количество мочи, которое в состоянии вывести этот орган за сутки, составляет 15 л жидкости, а при антидиурезе оно равняется 250 мл.

Такие разные показатели зависят от характера и интенсивности канальцевой реабсорбции.

Отчего нарушается баланс воды и соли в организме?

Нарушение водно-солевого баланса происходит в следующих случаях:

  • Скопление в организме жидкости в большом количестве и замедление ее выведения. Происходит ее накапливание в межклеточном пространстве, объем ее внутри клеток увеличивается, в результате чего происходит набухание последних. Если в процесс вовлекаются нервные клетки, возбуждаются нервные центры, способствующие возникновению судорог.
  • Также в организме могут происходить совершенно противоположные процессы. Из-за чрезмерного выведения жидкости из организма начинает сгущаться кровь, повышается риск возникновения тромбов, нарушается кровоток в органах и тканях. Если дефицит воды составит больше 20% - человек умирает.

Нарушение водно-солевого баланса организма приводит к потере веса, сухости кожи и роговицы. В случае сильного дефицита влаги подкожная жировая клетчатка начинает напоминать тесто по консистенции, происходит западание глаз, а объем циркулирующей крови уменьшается. Кроме того, черты лица становятся острыми, возникают цианоз ногтей и губ, гипофункция почек, снижается артериальное давление, пульс учащается и ослабевает, а из-за нарушения белкового обмена повышается концентрация азотистых оснований. У человека начинают

Помимо этого, нарушение баланса может возникнуть из-за равной потери воды и солей. Обычно такое происходит при острых отравлениях, когда жидкость и электролиты теряются при рвоте и диарее.

Почему происходит недостаток и избыток воды в организме?

Чаще всего такой патологический процесс происходит из-за внешней потери жидкости и ее перераспределения в организме.

Снижение уровня кальция в крови происходит:

  • при заболеваниях щитовидной железы;
  • при использовании препаратов радиоактивного йода;
  • при псевдогипопаратиреозе.

Натрий уменьшается в результате длительно протекающих заболеваний, при которых очень плохо выделяется моча; после операции; из-за самолечения и бесконтрольного приема мочегонных препаратов.

К снижению калия приводят:

  • его перемещение внутри клеток;
  • алкалоз;
  • терапия кортикостероидами;
  • патологии печени;
  • инъекции инсулина;
  • альдостеронизм;
  • алкоголизм;
  • операция на тонком кишечнике;
  • гипофункция щитовидной железы.

Симптомы нарушения баланса воды и соли в организме

Если нарушен водно-солевой баланс в организме, то возникают такие симптомы, как рвота, сильная жажда, отечность, диарея. Начинает меняться кислотно-щелочной баланс, снижается артериальное давление, появляется аритмия. Такие симптомы ни в коем случае нельзя оставлять без внимания, так как прогрессирующая патология способна привести к остановке сердца и смерти.

Дефицит кальция опасен возникновением судорог гладкой мускулатуры, особенно если происходит спазм гортани. Если этого элемента в организме, наоборот, очень много, появляется сильная жажда, боль в желудке, рвота, учащенное мочеиспускание.

При дефиците калия возникает алкалоз, хроническая почечная недостаточность, атония, кишечная непроходимость, сердца, патология головного мозга. При его повышении появляется рвота, тошнота, восходящий паралич. Такое состояние опасно тем, что очень быстро возникает фибрилляция сердечных желудочков, приводящая к остановке предсердий.

Избыточное количество магния появляется из-за дисфункции почек и злоупотребления антацидами. В этом случае возникает тошнота, доходящая до рвоты, повышается температура тела, замедляется сердечный ритм.

Как восстановить водно-солевой баланс в организме?

Самостоятельно определить у себя наличие такой патологии довольно сложно, и в случае появления подозрительных симптомов следует обратиться к врачу. Он может предложить следующие способы лечения для того, чтобы произошло восстановление водно-солевого баланса:

  • медикаментозный;
  • амбулаторный;
  • химический;
  • диета.

Медикаментозный способ лечения

Этот метод заключается в том, что больной должен принимать минеральные или витаминно-минеральные комплексы, содержащие кальций, натрий, силиций, магний, калий, т. е. такие элементы, которые в ответе за водно-солевой баланс в организме.

К таким препаратам относятся:

  • «Дуовит»;
  • «Витрум»;
  • «Биотех Витаболик».

Курс лечения составляет месяц, затем делают перерыв в несколько недель.

Химический способ лечения

В этом случае необходимо принимать специальный раствор. В любой аптеке можно приобрести специальные пакеты, содержащие в себе различные соли. Подобные средства раньше использовали при отравлении, холере, дизентерии, которые сопровождаются поносом и рвотой, в результате чего происходит быстрое а такой солевой раствор способствует задержке воды в организме.

Перед тем как использовать такое средство, необходимо проконсультироваться с врачом, потому что оно противопоказано при:

  • сахарном диабете;
  • почечной недостаточности;
  • инфекциях мочеполовой системы;
  • заболеваниях печени.

Как восстановить водно-солевой баланс подобным способом? Для этого необходимо пропить неделю курс такого средства. Принимать соляной раствор следует через час после еды, а следующий прием осуществляют не раньше, чем через 1,5 часа. Во время лечения стоит отказаться от употребления соли.

Амбулаторный способ лечения

Очень редко, но случается такая ситуация, что больного приходится госпитализировать из-за нарушения водно-солевого баланса. В этом случае пациент принимает солевые растворы и специальные минеральные препараты под присмотром врача. Кроме этого, рекомендован строгий режим питья, а питание готовят под потребности больного. В крайних случаях назначают капельницы с

Диета

Чтобы привести в норму водно-солевой баланс, необязательно для этого принимать лекарственные препараты. В этом случае больному назначают специальную диету с расчетом количества соли. Ее следует ограничить до 7 г в сутки.

  • вместо поваренной соли лучше использовать морскую, так как в ней больше содержание полезных минералов;
  • если нет возможности использовать морскую соль, можно добавлять в блюда йодированную поваренную;
  • не стоит солить «на глаз», а использовать для этого ложку (в чайную помещается 5 г соли, а в столовую - 7 г).

Кроме того, необходимо употреблять воду, в зависимости от массы тела. На 1 кг массы приходится 30 г воды.

Вывод

Таким образом, водно-солевой баланс можно самостоятельно привести в норму, но перед этим все равно необходимо обратиться к врачу и сдать все нужные анализы. Не следует самому себе назначать различные минеральные и витаминные комплексы или солевые пакеты, лучше придерживаться специальной диеты и полезных рекомендаций.


Роль водно-солевого обмена в организме человека и животных

Водно-солевой обмен – это процессы поступления, распределения воды и ионов солей (электролитов) во внутренней среде организма и выведение их из него. Основная роль водно-солевого обмена в организме - поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды) организма. В организме человека 22-23% воды находится во внеклеточной, 40-45% - в внутриклеточной и 1-3% - в трансцелюлярний фазах.

Различают свободную, связанную и конституционную воду. Организм ребенка содержит больше воды, чем организм взрослого ребенка, в пожилом и старческом возрасте количество воды уменьшается. Суточная потребность в воде для взрослого человека составляет 40 г / кг массы тела. 85% воды, содержащейся в организме, поступает с продуктами питания (экзогенная вода), а 10-15% образуется в организме (эндогенная вода). Эндогенная вода образуется при окислении белков (41,3 г на 100 г), углеводов (55,6 г на 100 г), липидов (101,7 г на 100 г). Из каждых 100 г продуктов образуется 12 г воды, то есть при энергетической ценности 1450 кДж в сутки образуется 350-400 г воды.

Регуляция водно-солевого обмена

Главным фактором, определяющим количество воды в организме и который поддерживает необходимое равновесие между внеклеточной и внутриклеточной объемами жидкости, является осмотическое давление крови, играет важную роль в обеспечении метаболического гомеостаза и АД.

Около 72% воды организма содержится в клетке, а 28% - в внеклеточном пространстве. Внеклеточная вода (около 8-10%) находится в свободном состоянии (кровь, лимфа, ликвор) она мобильна и имеет свойства растворителя. Некоторое количество воды (около 4%) связана в составе гидратных оболочек биополимеров (структурированная вода). Основным компонентом, поддерживает осмотическое давление во внеклеточной жидкости, является натрий (Na +). Баланс Na + тесно связан с обменом ионов калия (К +), а также некоторых других ионов. В внеклеточной жидкости преобладает Na +, во внутриклеточной - К +, поэтому процессы осморегуляции и регуляции соотношения Na + и К + взаимосвязаны. Важную роль в организме играют минеральные элементы, которые усваиваются из продуктов питания. Среди неорганических соединений около 20 необходимы для человека. Минеральные элементы должны составлять до 4% суточного рациона. В зависимости от суточной потребности организма неорганические соединения делятся на макроэлементы (потребность составляет более 100 мг / сут) и микроэлементы (суточная потребность - несколько мг или мкг). К макроэлементов принадлежит Na, K, Ca, Cl и Mg. Основная масса микроэлементов в организме содержится в форме ионов и минеральных солей. К микроэлементам относятся Fe, Zn, Cu, Mn, Mo, I, F, Se, Co, Cr. Микроэлементы в тканях находятся преимущественно в составе комплексных соединений с белками или другими органическими молекулами. В.-с.о. тесно связан с другими видами обмена веществ, крово- и лимфообращение, функциональным состоянием почек, ЖКТ, легких, кожи. В регуляции водно-солевого обмена в организме наиболее активное участие принимают вегетативная нервная система (особенно ее симпатичный отдел), ренин-ангиотензиновой системы, альдостерон, антидиуретический гормон (вазопрессин), натрийуретический гормон, паратгормон, кальцитонин, дофамин, простагландины, кинины. Состояние водно-солевого обмена в организме человека и животных в значительной степени зависит от уровня употребления минеральных солей и жидкости.

Нарушение водно-солевого обмена

Все расстройства солевого обмена неразрывно связаны с обменом общей, внеклеточной и внутриклеточной воды. Нарушение водно-солевого обмена в организме человека обнаруживают при многих заболеваниях и патологических состояниях (недостаточность кровообращения, артериальная гипертензия, гипофункция коры надпочечников, гипофункция задней доли гипофиза, кишечные инфекции, интоксикации, перегрев и т.д.). Особенно легко они возникают у детей в связи с недостаточной зрелостью механизмов регуляции водно-солевого обмена в организме. Для определения общего количества воды в организме используют вещества, равномерно распределяются между жидкостными фазами, например. антипирин и соединения изотопов водорода (дейтерий, тритий). Объем внеклеточной жидкости определяют по концентрации растворов веществ, слабо проникают или вообще не проникают в клетки и быстро исчезают из крови. К ним относятся инулин, сахароза, маннит, тиоционат, тиосульфат, бромиды, радиоактивный Na + или хлор (Сl-).

О количестве внутриклеточной воды судят по разнице количества общей воды и внеклеточной жидкости, а о количестве интерстициальной (межтканевой) жидкости - по разнице количества внеклеточной воды и плазмы крови. Объем плазмы крови измеряют с помощью веществ, долго циркулируют в кровяном русле: красителей Эванса голубого (Т-1824) или альбумина-131I. Концентрацию Na + и К + определяют преимущественно методами фотометрии пламени и атомно-абсорбционной спектрофотометрии (последний позволяет определить, кроме катионов Na + и К +, ряд микроэлементов). На водно-солевой обмен в организме влияет много лекарственных препаратов, особенно диуретики , препараты солей натрия, калия, магния, кальция, кровезаменители, вазоактивные препараты, препараты гормонов и их антагонистов.

Литература относительно водно-солевого обмена

  1. Багров Я.Ю. Водно-солевой гомеостаз при недостаточности кровообращения. - Л., 1984;
  2. Гинецинский А.Г. Физиологические механизмы водно-солевого равновесия. - М.-Л., 1964;
  3. здоровье матери и ребенка: Энциклопедия / Под ред. акад. Е.М. Лукьяновой. - К., 1993;
  4. Словарь физиологических терминов / Под ред. акад. О.Г. Газенко. - М., 1987.
11 голос, средняя оценка: 3,82 из 5

Развитие ребенка в 4 месяца жизни направлено, прежде всего, на совершенствование эмоций. Он чувствует себя намного лучше физически, проблемы периода адаптации, колики отошли на задний план. Теперь малыш увлеченно познает самого себя, учится контактировать с папой и мамой, старается активно познавать мир. Задача родителей – помочь ему в этом непростом деле. Развитие мальчиков и девочек в таком раннем возрасте не слишком отличается, чему не следует удивляться. Различия между полами проявляются разве что в показателях роста и массы, и то не всегда.

Физическое развитие малыша

В 4 месяца особой разницы между физическим развитием детей обоих полов нет. Разве что мальчик может быть чуть крупнее и быстрее поправляться чем девочка. В среднем грудничок набирает за этот месяц 600 грамм, весит 6,2-6,8 кг., почти в два раза больше, чем новорожденный. Растет малыш по-прежнему очень интенсивно, он вытягивается приблизительно на 2 см. Средний рост четырехмесячных детей 62-65 см. Показатели физического развития детей могут быть разными, чему не следует удивляться. Ведь каждый малыш развивается по своему собственному плану, почему ваш должен быть обязательно похож на других. Многое зависит от генетики, в каких условиях живет грудничок, какой у него рацион.

Четвертый месяц жизни характеризуется появлением новых физических навыков у малыша. Он уже переворачивается с живота на спинку и обратно. У одних детей это получается сделать уже в начале месяца, у других – в конце. Мальчики иногда переворачиваются быстрее, чем девочки, но далеко не всегда. Ни в коем случае нельзя оставлять в этом возрасте ребенка одного на большой кровати, чтобы он не перевернулся, и не упал. Лежа на животе карапуз уверенно держит голову, иногда закидывает ее назад, приподнимется не только на локтях, но и на ладошках. Если взять его за ручки и подтянуть, малыш может сесть. Надолго сажать его не стоит, мышцы спины у крохи еще не окрепли. Когда ребенка берут под мышки, он встает на носочки и пробует отталкиваться.

Гипертонус на руках к четырем месяцам почти исчез, на ножках еще сохраняется. Ладошки малыша уже не зажаты в кулачки, а почти всегда открыты. Он может хлопать, уверенно засовывать пальчик в рот. Детям в этом возрасте уже получается самостоятельно хватать игрушки удерживать в течение тридцати секунд. Большинство умеет играть с подвеской, они ударяют по игрушке ручкой и внимательно смотрят, пока игрушки не остановятся. Это один из первых навыков активного познания мира. Лежа на спине ребенок может достаточно высоко поднять ножки. В положении на животе малыш пытается ползти. Правда у половины получается двигаться не вперед, а назад. Когда вы берете малыша на ручки, он старается активно «помогать», сильно напрягает и старательно подтягивает свое тело, иногда аж потеет от напряжения.

Итак, подобьем итог, какие физические навыки свойственны четырехмесячным детям. Вот чему они уже научились:

  • Большинство умеют переворачиваться со спины на живот и наоборот
  • В положении на животе опираются на ладошки и поднимают туловище, уверенно держат головку
  • Садятся, если их подтянуть за ручки
  • Отталкиваются ножками от поверхности, когда их держат в вертикальном положении
  • Умеют хватать игрушки и удерживать их пол минуты
  • Играют с подвесками
  • Высоко поднимают ножки, лежа на спине
  • Пытаются ползать на четвереньках, если лежат на животике
  • Активно помогают маме, когда та берет их на ручки

Зрение, слух и речь четырехмесячного ребенка

К четырем месяцам жизни у детей завершается формирование органа зрения. Они четко видят не только предметы, которые находятся на расстоянии 30-40 сантиметров от них, но и те, что расположены на отдалении в 3,5 метра. Правда фокусировать взгляд на дальних ракурсах детям еще не получается. Четырехмесячный ребенок учится различать цвета, больше всего его интересуют яркий контрастные игрушки и картинки. Малыш поворачивает голову и умеет переводить взгляд на 180 градусов, особенно хорошо это получается в вертикальном положении. Кроха уверено следит глазами за разными предметами, провожает их взглядом. Взяв в руку игрушку, ребенок сначала оценивает ее взглядом, лишь потом тянет в рот. Он также различает лица мамы, папы бабушки и реагирует на появление близких улыбкой. Начинают интересовать малыша движущиеся объекты, чего не было раньше. Он с удовольствием следить за электрическими паровозиками, машинами, домашними животными, старшими братиками и сестричками.

Слух у ребенка 4 месяцев также совершенствуется, становится почти таким же, как у взрослых. Он уже умеет определять источник шума и поворачивает туда голову. Правда перед этим на несколько секунд задумывается, мозг анализирует полученную информацию. Малыш начинает различать голоса мамы и папы. Четырехмесячным детям очень нравится слушать самих себя, они экспериментируют со звуками, гулят то тише, то громче, издают громкие крики.

Иногда ребенок несколько секунд мычит, потом лепечет, агукает и опять замолкает. Все это развивающая игра, не следует пугаться. Очень интересно груднички реагируют на музыку. Веселая мелодия у них вызывает возбуждение, а спокойная наоборот, успокаивает. В этом возрасте дети начинают разделяться на визуалов и аудиалов. Первые лучше воспринимают зрительные образы, вторые — слуховые. Существует стереотип, что девочки воспринимают мир ушами, а мальчики глазами. На самом деле это не так, тип восприятия абсолютно не зависит от пола. Чему ребенок будет отдавать предпочтение, звукам или образам, зависит исключительно от его индивидуальных особенностей.

Развитие слуха у ребенка в 4 месяца жизни идет параллельно с развитием речи. Дети могут не только агукать и произносить простые открытые гласные «а», «о», а начинают соединять их с согласными. Прежде всего они учатся произносить звуки «м», «п», «б». Иногда у них получается сказать слово «мама», «папа» или «баба», но чаще получаются слоги «бо», «ма», «хе», «ый». В детском лепете уже начинают просматриваться особенности языка, на котором разговаривают родители. Ребенок начинает активно общаться с родителями. Он с радостью «отвечает» маме, реагирует на ее интонации, хоть слов еще не понимает. Если общение внезапно прекратить, малыш заходится плачем. Чужих людей он пока не боится, увидев нового человека проявляет к нему интерес и пытается «заговорить». Речевое развитие мальчика может быть более медленным, чем девочки. Хотя на четвертый месяц это еще не так заметно.

Подведем основные достижения малыша в возрасте четырех месяцев, которые связаны с развитием слуха и зрения. Вот чему успели научиться детки:

  • Видеть предметы на расстоянии 3,5 метров
  • Хорошо различать яркие и контрастные цвета
  • Следить за движущимися объектами
  • Менять угол зрения на 180 градусов
  • Определять источник шума и поворачивать туда голову
  • Различать голоса родителей, их интонации
  • Правильно реагировать на разные типы музыки
  • Произносить более сложные звукосочетания
  • Детям нравится общаться со взрослыми, они сами проявляют инициативу.

Умственное и эмоциональное развитие малыша

Развитие у ребенка 4 месяцев эмоций и умственных способностей идет очень бурно. Он учится устанавливать связи между зрительными, слуховыми образами и последующими событиями. Например, многим детям становится понятно, что вид маминой груди означает еду. Они быстро успокаиваются, увидев сосок, даже до того, как возьмут его в рот. Эмоции ребенка становятся намного богаче, он умеет не только улыбаться, но и заливисто смеяться, чему несказанно радуются родители. Бурно проявляет радость при появлении мамы или папы, так же бурно реагирует на их внезапное исчезновение. Возбуждается при виде любимой игрушки, домашнего животного, звуках веселой песенки. Часто визжит и рычит от удовольствия, активно машет ручками и ножками. С помощью погремушки или колокольчика можно легко отвлечь малыша, добиться, чтобы он перестал плакать.

Потребности ребенка на четвертый месяц становятся более разнообразными, чем раньше. Он сигнализирует не только о том, что хочет пить и есть, писать и какать. Сейчас он капризничает, так как ему скучно, малыш проявляет любопытство при виде новых игрушек, интересуется новыми незнакомыми звуками.

Кроха начинает реагировать на свое имя, по-разному воспринимает голоса мамы и папы. В 4 месяца детям нравятся активные игры. Они радуются, если их подбрасывают, кружат, занимаются гимнастикой. Еще больше малышам нравится общаться со взрослыми, даже не совсем знакомыми. В этом возрасте они еще плохо различают своих и чужих, страх перед незнакомцами придет чуть позже.

У ребенка в 4 месяца жизни начинается интенсивное развитие памяти. Он может узнавать предметы и игрушки, которые видел минуту назад. Кроха уже хорошо знает всех, кто живет вместе с ним (папу, маму, бабушку), но больше всего привязан к маме. Себя и ее он еще воспринимает как единое целое, потому постоянно нуждается в тактильном, голосовом контакте. Визуальный образ мамы у ребенка связан с тем, как она выглядит, с одеждой и прической. Потому при смене цвета волос или в новом платье малыш ее может не узнать. Детям нравится изучать свое собственное тело, это занимает большую часть их времени. Малыш часто играет собственными ручками и ножками, ощупывает носик, губки, животик, сосет пальчики, трет глазки, пытается затянуть в рот ножку. Можно тихонечко понаблюдать за крохой, пока она вас не видит. Вы сможете лучше узнать, чему малыш уже научился.

Итак, подведем итог, чему научился ребенок в 4 месяца:

  • Начинает понимать самые простые причинно-следственные связи
  • Расширяется гамма чувств, ребенок испытывает страх, любопытство, радость, обиду
  • В эмоциональном плане малыш делает большой скачок
  • Активно изучает собственное тело
  • Узнает по лицу и голосу близких, выделяет, в первую очередь, маму
  • Посторонних людей воспринимает пока без страха, но с некоторой настороженностью
  • Происходит активное развитие памяти.

Не следует постоянно заглядывать на женский форум или расспрашивать постоянно знакомых мам, чему научились их дети. Особенности развития ребенка в 4 месяца очень индивидуальные. Разным детям свойственны разные навыки, потому грести всех под одну гребенку не стоит. Мальчики и девочки не слишком отличаются друг от друга в этом.

Особенности ухода за четырехмесячным ребенком

Основу кормления четырехмерного ребенка по-прежнему составляют смеси и грудное молоко. Ребенок ест 5-6 раз на протяжении дня, иногда один или два раза просыпается ночью или ранним утром, чему не стоит удивляться. Дети много энергии тратят на развитие и рост, так что выдержать длительный ночной перерыв в еде еще на способны. Насчет времени введения прикорма, существуют разные мнения. Старая таблицы рекомендует уже в этом возрасте давать младенцам фруктовые соки, каши или овощные пюре. Новые правила утверждают, что детям на грудном вскармливании прикорм нужно вводить не раньше шести месяцев, а малышам на смеси – в 5-5,5 месяца. Какой режим питания и прикорма выбрать, лучше подскажет ваш педиатр. Он проведет осмотр ребенка и на его основе примет решение. Также у врача можно попросить качественные материалы, касающиеся питания ребенка первого года жизни.

Прикармливать ребенка необходимо тогда, когда у мамы мало молока. В таком случае ребенок часто встает и кричит ночью, просит есть каждые 1,5-2 часа днем. Если приложить его к груди, пьет молоко очень жадно. В качестве первого прикорма может выводится каша безмолочная, гречневая или рисовая. Манная и овсяная противопоказаны для питания младенцев, так как содержат глютен, а кукурузная слишком грубая для малыша. Овощное пюре можно делать из кабачка, тыквы, капусты цветной. Из фруктов детям дают яблочко, резаный и протертый банан. Соки и компот подойдут любые, кроме цитрусовых, нежелательны также красные ягодки. Они содержат многие витамины, которых вскоре будет не хватать малышу. Прикорм вводят очень маленькими порциями на протяжении двух недель. Первая порция должна составлять не больше половинки чайной ложечки, с постепенным доведением до 100 миллилитров. Меню для дополнительного кормления надо подбирать индивидуально, следить чтобы на продукты не возникла аллергия.


Отправить

Потребность во сне на четвертый месяц около 15 часов. Приблизительно 10 часов ночью и три раза по 1,5-2 часа днем. Укладывать кроху спать надо в период от семи до девяти вечера. Некоторые детки ночью еще просыпаются, чтобы поесть, это нормально. Но есть и те, которые спокойно спят до утра. В комнате, где спит ребёнок должно быть тихо, ни в коем случает не держите, и не включайте там телевизор или компьютер. Иначе малыш будет беспокойный, станет ворочаться во сне, а утром проснется уставшим и капризным, а истерики вам ни к чему. Желательно установить распорядок сна днем, укладывать малыша в кроватку в одно и то же время. Если грудничок отказывается заснуть, можно включить ему тихую спокойную музыку или спойте колыбельную. Для хорошего сна и нормального аппетита важны прогулки. Вывозить на улицу малыша надо не меньше двух раз, желательно утром и вечером.

По-прежнему важен уход за кожей ребенка. Следует вовремя менять подгузники, каждые 2-3 часа, пользоваться качественной детской косметикой. Ежедневное купание сейчас превращается в настоящее развлечение. Купите крохе специальные игрушки для ванной, удлините немножко время водных процедур, чтобы он мог с ними поиграть.

Одежда малыша должна быть из натуральных тканей, без лишних швов. Важно, чтобы она не сковывала движений, и не мешала, размер должен соответствовать возрасту. Длинные завязки, рюши и пуговички малышу ни к чему, одежда должна быть в первую очередь функциональной. Устраивайте ребенку несколько раз в день воздушные ванны, положите голенького на кровать и поиграйте. Это не только полезно для кожи, но и закаляет младенца, помогает лучше развивать двигательные навыки. На четвертый месяц малыш лысеет, пугаться не следует, просто пушковые волосы сменяются обычными.

Занятия с ребенком в 4 месяца

Чтобы развитие ребенка на 4 месяце шло правильно, с ним нужно заниматься. Чему можно его научить в этом возрасте? Когда малыш бодрствует, кладите чаще его на живот. Он будет укреплять мускулы шеи и спины, сможет более активно рассматривать мир вокруг. Попробуйте стимулировать ползанье. Положите игрушку в некотором отдалении от ребенка, пусть пробует дотянуться. Если кроха еще не научилась переворачиваться, помогите овладеть этим навыком. Когда малыш лежит на спине, заложите ему одну ножку на другую и медленно переверните на бок. В том же положении подложите руку ему под спину и покачиваете из стороны в сторону. Уложите ребенка на бок и легонечко подтолкните, чтобы он сам попробовал повернуться. Младенец не должен сразу же повторить то, чему вы пытаетесь его научить. Наберитесь терпения, через несколько дней он сам удивит вас новыми умениями.

Активные игры очень полезны для периода четырех месяцев. Попробуйте поднимать малыша вверх и опускать вниз, кружить. Некоторым детям такое упражнение очень нравится. Гимнастика и зарядка пока пассивная, разгибание и сгибание ручек, разведение ножек «велосипедик». Можно пробовать подтягивать малыша на руках, чтобы он понемногу садился. Но долго в таком положении держать его нельзя. Возьмите кроху под мышки, в вертикальном положении детки активные прыгунки, им нравится пружинить на полусогнутых ножках. Для развития моторики пальцев играйте с карапузом в «тоси-тоси», перебирайте его пальчики, давайте в руки игрушки разной формы, с подвижными деталями. Вечером обязательно делайте расслабляющий массаж, чтобы малыш хорошо засыпал.

У малыша в 4 месяца уже довольно хорошо развито зрение, они различают основные цвета. Потому показывайте им картинки, на которых нарисована фигура, цифра или буква. Играйте с исчезающими предметами, медленно удаляйте игрушку с поля зрения ребенка, потом возвращайте ее на место. Почаще включайте ребенку музыку, читайте книги, детские стихи, перед сном обязательно спойте колыбельную. Очень важны занятия для развития речи. По несколько раз в день «разговаривайте» с малышом». Говорите простые слова, слоги с разными интонациями, повторяйте речевые упражнения несколько раз в день. Необходимо всегда проявлять радость и хвалить крошку, когда у него получится повторять за вами звуки. Если вы чем-то занимаетесь с ребенком, комментируйте все свои действия словами. Тогда развитие речевых навыков пойдет у него намного быстрее.

Правильный режим кормления, развитие и уход за ребенком, очень важны, ведь в первый год малыш может многому научиться. Но единственно правильный рецепт, чему и как стоит учить младенца в раннем возрасте, пока не известен. Намного важнее установить с ним теплый эмоциональный контакт и психологическое взаимопонимание. Чему бы вы не учили кроху, радуйтесь даже его малейшим успехам. Хвалите малыша, он постоянно должен слышать положительные отзывы. Позитивные интонации в голосе поддержат и ободрят его, станут прекрасным стимулом для новых свершений. Постарайтесь, чтобы коляска с малышом всегда была рядом с вами, даже если вы занимаетесь собственными делами. Обязательно снимайте первые месяцы жизни карапуза на видео, чтобы потом он мог сам посмотреть на себя маленького.

Четвертый месяц жизни новорожденного характеризуется приобретением новых навыков и умений. В этот период ребенок заметно меняется внешне, но еще более выражены изменения в его психологическом и эмоциональном развитии.

У деток до 4 месяцев все так же отмечается стремительная прибавка в весе, что обусловлено низкой двигательной активностью крохи. Ближе к концу четвертого месяца масса тела младенца может увеличиться аж на 750–800 грамм. В среднем вес в этом возрасте составляет 6–6, 5 кг, рост – 60–63 см.

Обычно малыши еще не умеют ползать, но некоторые активные детки переворачиваются со спинки на животик и перемещаются по дивану, помогая себе ручками. У четырехмесячных деток заметно начинают расти волосы и ногти. Учитывая то, что ребенок все исследует с помощью ручек, в том числе и свое тело, важно вовремя стричь ногти.

Первые три месяца после рождения практически все малыши страдают от повышенного газообразования и кишечных колик. Младенец, которому исполнилось 4 месяца, при правильном питании его матери или выборе качественной смеси, уже, как правило, не испытывает болей в животе.

Еще один шаг в развитии четырехмесячных детей – появление тактильных ощущений. Теперь кроха любой предмет тянет в рот, именно так он познает окружающий его мир. В этот период важно следить, чтобы все игрушки, который находятся в радиусе досягаемости, были чистыми и без мелких деталей.

Малыш теперь распознает все основные звуки, которые произносят взрослые, иногда пытается их повторить. Больше всего карапузу нравиться воспроизводить кашель, бормотание и пронзительный крик, которые он повторяет по несколько раз, то понижая, то повышая голос.

Физическое развитие ребенка в 4 месяца

Все мамы интересуются у педиатров, что должен уметь ребенок в 4 месяца, ведь так они смогут самостоятельно оценить их физическое развитие. Специалисты называют, что должен делать ребенок в 4 месяца:

  • легко переворачиваться с животика на бочок и спинку;
  • в положении лежа на животике может немного приподняться на ладошках и удерживать головку;
  • если поддерживать ребенка подмышками, он упирается пальчиками ног в поверхность и отталкивается от нее;
  • гипертонус ручек исчезает, но он может еще сохраняться в ножках;
  • ладошки почти всегда раскрыты, он их может складывать вместе или активно хлопать по различным поверхностям;
  • может удерживать предмет в ладошке почти полминуты;
  • знает, что делать с погремушкой, чтобы она загремела;
  • при кормлении кроха самостоятельно ручкой поддерживает мамину грудь.

В конце четырех месяцев у младенцев уже начинают угасать рефлексы новорожденного. К ним принадлежат:

  1. Рефлекс ползания по Бауэру. Если создать опору для ножек лежащего на животе ребенка, он начинает ползти. При правильном физиологическом развитии младенца, к концу 4 месяца этот рефлекс заметно угасает. Однако если его развивать и поддерживать, то в 5 месяцев ребенок сможет уже самостоятельно ползать.
  2. Рефлекс Моро. Если сильно хлопнуть по поверхности, где лежит ребенок, он раскидывает ручки в стороны с раскрытыми ладошками, а затем снова собирает их на груди. Обычно этот рефлекс угасает на 4–5 месяце, поэтому у одних малышей его может уже не быть, а у других еще сохраняться.
  3. Рефлекс Таланта. К концу четвертого месяца этот рефлекс вообще не должен наблюдаться у здорового малыша. Как проявляется этот рефлекс? Если вдоль позвоночника по 2 см с двух сторон от середины провести указательными пальцами снизу вверх, малыш изгибает спинку.
  4. Рефлекс Переза. Если провести пальцем по остистым отросткам позвоночника, ребенок изгибает спинку и кричит.

Если хоть один из четырех рефлексов наблюдается в конце четвертого месяца, это указывает на развитие неврологических нарушений. Такое состояние ребенка требует обследования и дальнейшего лечения.

Если младенец находится на грудном вскармливании, кормить его желательно по требованию. Маме не стоит строго подсчитывать время, когда малышу пора кушать, он сам оповестит ее о том, что голоден. Некоторые педиатры рекомендуют в этом возрасте давать крохе соки, однако не стоит так рано вводить прикорм, все необходимы вещества ребенок получает вместе с молоком или смесью.

Эмоциональное и психическое развитие

Грудничок в 4 месяца улыбается и плачет уже осмысленно. Любое действие ребенка теперь имеет эмоциональный подтекст. Своими эмоциями младенцы выражают свои чувства и отношение к окружающим. Из-за быстрого развития мозга, у малыша появляется большой интерес к окружающему миру и жизни взрослых.

Эмоциональное развитие ребенка в 4 месяца характеризуется тем, что крохе знакомы уже такие чувства, как:

  • страх;
  • разочарование;
  • любопытство;
  • радость.

Стабильная эмоциональная связь с близкими людьми важна для развития ребенка. Именно этот фактор обеспечивает полноценное умственное и психологическое развитие младенца.

Кроха уже научился ассоциировать образ мамы с приятными ощущениями, лаской и заботой. Именно поэтому, увидев маму, на лице ребенка появляется радостная улыбка. О тесной эмоциональной связи матери и ребенка свидетельствуют следующие признаки:

  • малыш улыбается в ответ на вашу улыбку;
  • радостно лепечет, когда вы к нему обращаетесь;
  • тянет ручки.

Интенсивность психологического развития четырехмесячных малышей вызвана прогрессом зрительного и слухового восприятия. Теперь кроха непросто видит и рассматривает предметы, но и следит за их движением. Как только он исчезает с поля зрения, младенец сразу забывает про него. Однако если этот предмет показать ребенку, он снова узнает его.

Для полноценного всестороннего развития ребенка в 4 месяца – психического, физического и эмоционального, важно заниматься малышом. Родители должны разговаривать, играть и гулять с крохой, по назначению специалиста не стоит отказываться и от массажа.

Четырехмесячный малыш уже прошел период адаптации к окружающей среде. У него наступает переломный момент, когда все системы организма начинают интенсивно развиваться. Движения малыша становятся все увереннее, проявляется индивидуальность, появляются собственные привычки. Малыш начинает активно познавать мир вокруг него.

Физиологические показатели 4-х месячного ребенка

К этому возрасту кроха должен иметь следующие показатели:

За месяц малыши должны прибавить в весе до 700 грамм, и подрасти на 2-2,5 см. К 4 месяцам малыш проявляет все большую активность, и уже демонстрирует свои навыки.

Физиологические показатели крохи на пятом месяце жизни активно развиваются:

Зрение
  • Ребенок различает как предметы, так и их цвет, может долго рассматривать заинтересовавшую его игрушку.
  • У малыша появляются задатки зрительной памяти.
  • Он переводит взгляд с одного предмета на другой, к началу 5 месяца различает плоские и объемные предметы.
Слух
  • Слуховой аппарат практически полностью сформирован. При появлении звука малыш поворачивает головку в его сторону.
  • Ребенок вслушивается в обращенную к нему речь, различает интонации.
  • Малыши по-разному реагируют на ритмичные и медленные мелодии. В первом случае они оживляются, а под колыбельную песенку успокаиваются и затихают.
  • На резкие звуки малыш реагирует широким распахиванием глаз.
Первые звуки
  • К 4 месяцам малыш начинает активно гулить и агукать.
  • Он издает некоторые звуки , к примеру «ма», «ба», «па», которые нетерпеливые родители воспринимают за речь ребенка.
  • Малыш уже умеет смеяться и звонко вскрикивать.
Время бодрствования и сна
  • Время бодрствования крохи увеличивается.
  • Он незаметно переходит на 3-х разовый дневной сон, все остальное время посвящая познанию окружающего мира.
  • В 4 месяца ребенок должен спокойно спать всю ночь, в крайнем случае, прерывая его на 1-2 кормления.

Нормально развивающийся малыш в 4 месяца обладает достаточным количеством навыков:

  1. Делает попытки повернуться на бочок, спинку и обратно.
  2. При кормлении сам поддерживает ручками мамину грудь.
  3. Лежа на животе , приподнимается на руках и хорошо держит голову.
  4. Понимает , что для того чтобы извлечь звук из погремушки, ее нужно потрясти.
  5. Удерживает предметы в руке до 30 секунд.
  6. Может садиться , когда его слегка тянут за руки.

Нервно-психологическое развитие малыша в четыре месяца

К 4 месяцам у малыша начинается стадия «оживления». Малыш активно пытается устанавливать контакты с окружающим миром, он радуется общению с взрослыми и стремится к нему.

В этом возрасте у малыша активно развивается мозг и нервная система:

  • У ребенка появляется более эмоциональная реакция на любые события.
  • Малыш уверенно отличает близких ему людей от посторонних, в первую очередь, выделяя маму.
  • Кроха активно общается с окружающими посредством звуков и жестов, особенно радуясь, когда видит маленьких детей.
  • Хотя ребенок еще не проявляет бурную радость при звуках его имени, однако уже реагирует на него, поворачивая головку в сторону говорящего.
  • Четырехмесячный малыш уже проявляет такие чувства, как удивление, любопытство, огорчение или досаду, хотя эти эмоции пока что мимолетны.
  • Малыш умеет некоторое время развлекать себя самостоятельно, занимаясь с игрушками.
  • В 4 месяца у ребенка активно развиваются тактильные ощущения. Это проявляется в том, что все предметы, находящиеся рядом с крохой, он тащит в рот, таким способом изучая окружающий мир. Следите, чтобы игрушки малыша были чистыми.

Питание ребенка в 4 месяца – можно ли вводить прикорм?

Мнения специалистов о том, в каком возрасте нужно вводить прикорм, расходятся.

Одни из них советуют начинать докармливать малыша с 4 месяцев, другие говорят, что при достаточном количестве молока у кормящей женщины, лучше начинать прикорм с 6 месяцев.

Поскольку не все мамы кормят детишек грудью, рассмотрим какие продукты, кроме молочных смесей, можно давать с 4 месяцев. Если малыш нормально набирает вес, то лучше использовать в качестве первого дополнительного питания овощные или фруктовые соки и пюре .

Редко кто из современных мам готовит самостоятельно – выжимает сок или перетирает овощи. Огромный ассортимент питания для маленьких деток на прилавках значительно облегчает жизнь. Для первого прикорма выбирают однокомпонентные составы из цветной капусты, кабачков, тыквы, моркови или яблок.

Если малыш недостаточно набирает вес или у мамы не хватает молока, прикорм начинают с кашки. При этом используют не молочную смесь, которую выпускают как заменитель грудного молока, а именно кашу (овсяную, гречневую или рисовую).

Прикорм вводят, начиная с половины чайной ложки, постепенно увеличивая объем.

Физическое развитие ребенка в 4 месяца – на что способен малыш?

К 4-м месяцам у малыша возрастает потребность в различных движениях. Он усиленно дрыгает ногами и ручками, старается повернуться на бочок, животик и обратно, пытается ползать.

Помочь крохе стать ловким и более крепким можно с помощью несложных занятий:

Учимся самостоятельно переворачиваться Малыша кладут спиной на ровную плоскость и показывают ему какой-либо яркий предмет , при этом перемещая его вправо, чтобы ребенок потянулся за ним. Пытаясь дотянуться за яркой игрушкой, он повернется на бочок.

Вновь заинтересуйте малыша, чтобы он повернулся на животик . Помогите крохе, если у него не сразу все получается. Дайте ему подержать желаемую игрушку, затем проделайте поворот в правую сторону.

Качели Лежащего на спине ребенка берут за ручки и слегка потягивают на себя , чтобы малыш немного приподнял туловище. Аккуратно верните кроху на место. Такое упражнение способствует укреплению мышц живота и помогает ребенку увидеть, что находится вокруг.
Тянемся за игрушкой Ребенок должен научиться брать игрушки из разных положений – лежа на спине, животике или на боку. Для этого их кладут на небольшом отдалении, чтобы побудить малыша дотянуться до понравившихся ему вещей. Такие действия укрепляют ручки, спину и мышцы живота, помогают быстрее освоить навыки ползания.
Отрабатываем захватывающие движения В первое время, когда ребенок делает попытку схватить игрушку , он совершает много лишних движений, так как с первого раза взять ее не получается. Чтобы помочь малышу освоить захват и удержание в руке различных предметов, проделывают несложное упражнение.

В руку малыша вкладывают удобные для захвата предметы . После того, как кроха научится крепко держать их в руках, у него аккуратно забирают игрушку и дают снова.

После того, как ребенок начнет уверенно доставать и держать развешенные над кроваткой предметы, их немного отодвигают от малыша, вынуждая его дотягиваться до них.

Сжимаем и разжимаем игрушки Для тренировки пальчиков и кистей рук, покажите малышу, как можно сжать резиновую игрушку . Звук, который она издает, заинтересует кроху, и он с удовольствием повторит действие взрослых.

Как правильно развивать восприятия четырехмесячного месячного малыша

Малыш в 4-х месячном возрасте ведет себя как настоящий первооткрыватель. Его стремление к познанию нового не имеет границ. Задача родителей поддерживать эту тягу и всячески помогать малышу. Для развития восприятия можно использовать множество упражнений.

Вот только несколько из них:

Знакомимся с разными звуками Покажите малышу звуки , которые издает колокольчик, барабан, металлофон или бубен. Познакомьте ребенка с новой игрушкой, затем покажите, какой звук он издает, и дайте малышу потрогать и поближе познакомиться с источником звука.

Что получит: Повторяя процедуру несколько раз, вы закрепите знания ребенка о звучании предмета. Со временем малыш научится соотносить названия вещей с их образом и звучанием.

Изучаем свойства предметов Возьмите несколько предметов из разных материалов – дерева, пластмассы, металла и резины. Все вещи должны быть небольшого размера и удобно помещаться в детской ручке. Предложите крохе по очереди потрогать игрушки.

Что получит: Овладевая ощупывающими действиями, малыш лучше познает мир, у него развиваются тактильные ощущения и мелкая моторика.

Познаем свое тело В 4-х месячном возрасте малыш интересуется своим телом , с удовольствием разглядывая свои руки и ноги. Возьмите кроху за руку и дотроньтесь пальчиками до его носика. Объясните, как он называется, покажите, где находится нос у вас, дайте малышу его потрогать. Те же действия повторите с другими частями тела. Пусть кроха потрогает свое ушко, ручку или ножку.

Что получит: Тактильные действия в совокупности со словами помогает малышу обеспечивать целостность восприятия, объединяя зрительные, тактильные и слуховые ощущения.

Развиваем голосовой репертуар Малыш с каждым днем произносит все больше различных звуков . Ему нравится лепетать, прислушиваясь к своему голосу. Для развития голосового восприятия и освоения разных звуков чаще говорите с малышом, называйте его по имени, рассказывайте сказки или пойте песенки.

Дайте малышу игрушечного мишку, собачку или кошку, объясните, что мишка рычит, собачка лает и т.д.

Что получит: Малыш соединит воедино зрительные и слуховые ощущения и научится соотносить предмет с его названием.

Неопытные молодые родители полагают, что в возрасте 4 месяцев кроха мало что понимает, и основное внимание уделяют кормлению и гигиене.

На самом деле, чем больше взрослые общаются с маленьким человечком, тем лучше это скажется на его умственном и эмоциональном . Общайтесь с малышом как можно больше, удовлетворяя его тягу к познанию мира.



Рассказать друзьям