Отсутствие дисциплины у ребенка 8 лет. Основы воспитания сознательной дисциплины у детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Многие люди, говоря о дисциплине, подразумевают в первую очередь наказание. Действительно, наказание - это составная часть дисциплины (будем надеяться, лишь малая), но это еще далеко не все. Ведь когда мы говорим о школьных и научных дисциплинах, то имеем в виду прежде всего обучение.

В этом и состоит основная цель дисциплины - научить ребенка правилам поведения, чтобы он знал, каких поступков ожидают от него окружающие люди, чтобы он стал полезным членом общества и полноценной личностью.

Разумеется, вы можете создать жесткую систему контроля и наказаний, в результате чего дети будут в основном вести себя как маленькие роботы. Но какое влияние это окажет на психику ребенка, на его самооценку, на внутренние эмоции и на его отношение к окружающим?

С другой стороны, представьте себе ребенка, любые желания которого немедленно исполняются, а любой поступок (хороший или плохой) встречается с одобрением. Такой ребенок, очевидно, будет рад и доволен собой, но большинство людей не захотят находиться рядом с ним.

Ваша деликатная задача состоит в том, чтобы научить ребенка, как (и почему именно так) себя надо вести, не затрагивая при этом его самооценку и оптимистичный настрой.

Строгость или мягкость?

Эта проблема встает перед многими молодыми родителями. Большинство из них со временем находит нужное соотношение, но для некоторых родителей это остается неразрешимым вопросом независимо от накопленного ими опыта.

Говоря о мягком подходе к дисциплине, мы зачастую употребляем слово «вседозволенность». Каждый человек понимает его по-своему. Для кого-то это просто ненавязчивый и легкий стиль воспитания, для других оно означает чуть ли не преступное потакание ребенку, при котором ему разрешается делать все, что заблагорассудится.

Выбор между строгостью и мягкостью - это не самая главная проблема. Добродушно настроенные родители, которые не боятся проявить твердость в случае необходимости, могут добиться хороших результатов, в умеренной степени используя и тот и другой методы. С другой стороны, строгость, граничащая с жестокостью, как и чрезмерная вседозволенность, могут привести к плачевному итогу. Самое важное - это тот дух, который родители вкладывают в воспитание ребенка, и ценности, которые они ему прививают.

Оставайтесь верны своим убеждениям

Слишком строгие родители могут воспитывать ребенка именно в таком духе. Умеренная строгость в привитии хороших манер, послушания и любви к порядку не повредит ребенку, если родители в целом относятся к нему справедливо, а он растет жизнерадостным и общительным. Но строгость вредит, когда родители излишне требовательны, грубы и постоянно недовольны ребенком, не делая никаких скидок на его возраст и особенности характера. Такой подход делает ребенка либо забитой и серой личностью, либо пробуждает в нем злость.

Родители, склонные к мягкому стилю воспитания, закрывают глаза на погрешности в манерах ребенка, если он в целом ведет себя дружелюбно по отношению к окружающим, или не проявляют особой твердости, например, в том, что касается аккуратности и чистоплотности. Но их ребенок тоже вырастет порядочным и достойным человеком, если они не боятся проявить строгость, когда речь идет о действительно важных вещах.

Если родители в результате вседозволенности приходят к плачевным результатам, то дело не в том, что они не проявляли должной требовательности, а в том, что они испытывали сомнение или чувство вины по поводу своих требований и тем самым побуждали ребенка к неповиновению.

Если родители не решаются потребовать у ребенка вести себя как следует - либо из-за неправильно истолкованных теорий о роли самовыражения, либо потому, что они по натуре склонны к самопожертвованию, либо из боязни, что ребенок их разлюбит, - то итогом будет его плохое поведение. В глубине души они проявляют недовольство, не зная, как поступить, и такая нерешительность злит детей. Ребенок чувствует свою вину, но при этом он обозлен, из-за чего ведет себя еще хуже и становится еще более требовательным. Если, например, ребенку позволили подольше поиграть вечером перед сном и он вошел во вкус, а родители боятся лишить его этого удовольствия, то он может превратиться в непокорного тирана, который целыми часами не будет давать спать ни отцу, ни матери. Родители не должны стесняться выразить свое неудовольствие. Если они научатся быть твердыми и последовательными в своих требованиях, то ребенок очень быстро вновь станет мягким и послушным.

Другими словами, родители вольны поступать со своими детьми как они считают нужным, если им в конечном итоге удается добиться от ребенка хорошего поведения, а дети будут довольны и собой, и родителями.

Родители, уклоняющиеся от воспитания

Существуют родители, которые самоустраняются от руководящих и контролирующих функций в воспитании (хотя с удовольствием играют с детьми), оставляя эту часть воспитания на долю супруга. Матери, не уверенные в себе, по привычке часто говорят: «Ну погоди. Вот вернется отец!» Отцы же порой прячутся за газетой или сидят уставившись в экран телевизора, когда в семье назревает кризис. В ответ на упреки своих жен некоторые из таких самоотстранившихся отцов заявляют, что не хотят, чтобы дети на них обижались. Вместо этого они предпочитают оставаться с ними в приятельских отношениях. Конечно, хорошо, если родители дружески расположены к детям и играют с ними, но детям нужно, чтобы родители вели.себя как родители. У них в жизни будет еще множество приятелей, но родители только одни.

Если родители проявляют робость и нерешительность в принятии на себя роли лидеров, дети лишаются поддержки, словно виноградная лоза опоры. Если родители боятся быть решительными и твердыми, ребенок начинает испытывать пределы их терпения, осложняя жизнь и себе, и им, пока родители наконец не взорвутся. Потом им обычно становится стыдно за себя, и все начинается сначала.

Отец, который избегает роли воспитателя, вынуждает тем самым жену брать на себя двойную нагрузку. Более того, ему не удается сохранить с ребенком и те приятельские отношения, к которым он стремился. Ребенок знает, что его плохое поведение раздражает взрослых. Сталкиваясь с отцом, который делает вид, что не замечает этого, он приходит в замешательство. Ребенок может вообразить, что тот затаил злобу. Дети порой боятся таких отцов больше, чем тех, кто явно участвует в их воспитании и не скрывает своего раздражения. Если отец открыто выражает свои эмоции, дети имеют возможность понять, что означает его недовольство и как на это надо реагировать. Это помогает им обрести как в случае, когда они преодолевают страх при обучении плаванию или езде на велосипеде.

Новые теории по поводу дисциплины

В традиционных культурах, где представления о воспитании детей остаются неизменными из поколения в поколение, родители, как правило, не испытывают сомнений насчет того, какое значение дисциплина имеет в процессе воспитания. Однако в Соединенных Штатах различные теории сменяют друг друга настолько часто, что многие родители оказываются просто в растерянности. Большинство из этих новых идей поставляет обществу наука. В прошлом веке психологи, психиатры и другие ученые сделали множество важных открытий относительно детей и их воспитания. Например, они обнаружили, что больше всего на свете дети нуждаются в любви родителей; что дети по собственной инициативе прилагают массу усилий, чтобы стать более взрослыми и ответственными; что большинство неблагополучных детей становятся такими не оттого, что их мало наказывали, а от недостатка внимания к ним; что дети с удовольствием учатся, если учебный материал соответствует их возрасту и преподается квалифицированными учителями; что в некоторой степени ревность к братьям и сестрам и даже злость по отношению к родителям вполне естественны; что интерес к определенным сторонам жизни и некоторым аспектам секса - это нормальное явление; что слишком жесткое подавление агрессии и интереса к сексуальным вопросам может привести к неврозу; что подсознательные мысли так же влияют на поведение ребенка, как и вполне осознанные; что каждый ребенок - это личность и надо дать ему возможность быть таковым.

Сегодня все эти идеи уже кажутся банальными, но в момент первой публикации они производили шокирующее впечатление. Многие из них противоречили убеждениям, которые господствовали на протяжении веков. Такой переворот во взглядах на природу и потребности ребенка не мог не привести в замешательство многих родителей. Они с интересом воспринимали новые идеи, но, когда дело доходило до воспитания собственных детей, придерживались тех же принципов, по которым воспитывались сами. Наиболее естественный путь научиться воспитанию детей - это самому вырасти в благополучной семье.

Наибольшие затруднения с реализацией новых идей обычно испытывают те, кого в свое время не удовлетворяло собственное воспитание. Многие из таких людей испытывают обиду за натянутые отношения со своими родителями. Они не хотят, чтобы дети чувствовали то же самое по отношению к ним, и поэтому приветствуют любые новые теории. Но часто они истолковывают их совсем не так, как подразумевали ученые. Они полагают, например, что ребенку в жизни нужна только любовь; что его не нужно учить приспосабливаться к жизни; что ему можно позволять проявлять агрессию по отношению к родителям и окружающим людям; что любые неприятности происходят только по вине родителей; что когда ребенок плохо себя ведет, родители должны не сердиться и не наказывать его, а проявлять еще большую любовь.

Подобное недопонимание ни к чему хорошему привести не может. В результате дети становятся требовательными и непослушными. Они чувствуют свою вину за плохое поведение. А родители изо всех сил стараются быть сверхчеловечными. Когда дети плохо себя ведут, родители некоторое время стараются подавлять свое недовольство, но в конце концов взрываются. Потом они удивляются самим себе и чувствуют себя виноватыми, а все это приводит к тому, что ребенок становится еще более неуправляемым.

Некоторые родители, будучи сами по себе очень воспитанными людьми, позволяют своим детям несносные выходки не только по отношению к себе, но и по отношению к окружающим. Они якобы не замечают, что происходит. При более детальном рассмотрении выясняется, что их собственные родители в детстве чересчур принуждали их к послушанию и подавляли малейшее сопротивление с их стороны. Поэтому теперь они испытывают скрытое удовлетворение, видя, как их отпрыски выплескивают наружу весь свой бунтарский дух, который им самим приходилось подавлять в себе. При этом они оправдывают себя, утверждая, что действуют в соответствии с новейшими теориями в области воспитания.

Чувство вины как помеха в воспитании

Бывает много ситуаций, когда родители испытывают чувство вины по отношению к ребенку. Вот несколько типичных примеров: мать, которая выходит на работу, все еще сомневаясь, не делает ли она хуже своему ребенку; родители ребенка с физическими или умственными отклонениями; приемные родители, которые усыновили ребенка и не могут избавиться от ощущения, что взвалили на себя непосильную ношу; родители, которых слишком часто ругали в детстве, и они с тех пор постоянно чувствуют себя в чем-то виноватыми, пока не докажут свою невиновность; родители, изучавшие детскую психологию в институте, знающие все тонкости воспитания и поэтому опасающиеся допустить ошибку.

Какой бы причиной ни объяснялось чувство вины, оно мешает нормальному воспитанию ребенка.Родители в этом случае слишком снисходительны к ребенку и слишком требовательны к себе. Они зачастую стараются сохранять спокойствие, даже когда у них полностью истощилось терпение, а ребенок уже совсем отбился от рук и явно нуждается в том, чтобы его поставили на место. Или они колеблются, в то время как следовало бы проявить твердость по отношению к ребенку.

Ребенок, как и взрослый, чувствует, что в своем непослушании или грубости он уже перешел границы дозволенного, даже если родители закрывают на это глаза. Внутренне он ощущает себя виноватым, ему хочется, чтобы его остановили. Но если этого не происходит, он начинает вести себя еще хуже, как будто хочет сказать: «Что же мне еще такое натворить, чтобы хоть кто-нибудь остановил меня?»

В результате его поведение становится настолько вызывающим, что терпению родителей приходит конец. Они отчитывают или наказывают его. Порядок восстановлен, но проблема в том, что родители, постоянно ощущающие свою вину, стыдятся этой вспышки гнева и либо отменяют наказание, либо позволяют ребенку сделать что-нибудь в отместку. Они могут, например, позволить ребенку грубо разговаривать с ними во время наказания, могут не довести наказание до конца или делают вид, что ничего не замечают, когда ребенок в очередной раз начинает несносно себя вести. В некоторых случаях, видя, что ребенок не желает принимать никаких ответных мер, родитель бессознательно сам начинает провоцировать его на это.

Все сказанное может показаться вам слишком сложным или надуманным, но в действительности это чувство не столь уж большая редкость. Многие вполне сознательные родители позволяют своим детям иногда отбиваться от рук, когда чувствуют, что были несправедливы с ними или не уделяли им должного внимания. Но вскоре все снова становится на свои места. Однако, когда родитель говорит: «Меня бесит все, что говорит или делает этот ребенок», то это явный признак, что он испытывает сильное чувство вины и слишком снисходителен, а ребенок отвечает на это постоянными провокационными действиями.

Если родители четко определили, до какого момента они могут проявлять снисходительность, а где следует проявить твердость, то их ребенок будет не только лучше себя вести, но и вообще станет более жизнерадостным. А это только усилит их взаимную любовь.

Дисциплинированный ребенок - это не объект для умиления, а необходимость для его полноценного развития. Взрослым отводится очень важная роль в становлении «маленькой» личности. Некоторые родители считают, что с возрастом ребенок сам все поймет, другие стараются избежать конфликтов с капризным чадом, а некоторые, основываясь на собственном горьком опыте воспитания их родителями, пускают все на самотек. Но перекладывание ответственности за воспитание приводит к капризности и раздражительности ребенка. Такие дети обидчивы, раздражительны, не умеют строить отношения с людьми.

В первую очередь дисциплина - это отсутствие конфликтов в отношениях ребенок - взрослый. Обучение ребенка дисциплине подразумевает отнюдь не жесткий контроль, запреты и систематическое наказание. Нужно дать малышу возможность объяснить причины своего плохого поступка, выразить свои чувства и эмоции. Однако при этом постараться ограничить или запретить дурные поступки. Запреты нужно накладывать таким образом, чтобы не были задеты достоинства ребенка. Категорически нельзя запрещать что-либо со злостью, тем более с применением насилия. При таких дисциплинарных ограничениях ребенок чувствует необходимость изменить свое поведение, а это уже самодисциплина.

Целью воспитания и дисциплинарных мер является обучение малыша контролированию собственного поведения. Это достигается путем оговаривания четких границ, что поможет ему совершать правильные поступки. Ребенку следует доступно объяснить правила, которых ему нужно придерживаться и следить за их соблюдением.

Причины нарушения дисциплины у ребенка:

  • разногласия в требованиях к ребенку;
  • отсутствие правил поведения;
  • нет единого метода воспитания;
  • утомление детей от длительного ожидания;
  • запреты (запретный плод сладок).
  • четкая организованность жизни;
  • установление правил для всех членов семьи;
  • постепенное увеличение количества требований и правил;
  • единство требований со стороны взрослых;
  • справедливость;
  • собственный положительный пример;
  • доброжелательная атмосфера в семье.

Методы воспитания дисциплинированности:

  • наглядный пример;
  • напоминания и указания;
  • убеждения;
  • поощрение;
  • в крайнем случае - наказание.

Одним из методов наказания является порка. Однако порка не воспитывает в детях сознательность. Она быстро избавляет ребенка от чувства вины, поэтому дисциплинарное воздействие этого метода обычно кратковременно.
Весьма интересен факт, что без запретов родителей дети чувствуют себя заброшенными, ненужными и несчастными. У таких детей не вырабатываются навыки:
. самоконтроля;
. уважения к окружающим;
. сочувствие и терпение;
. умение делиться, навыки общения.

В свою очередь дисциплинированные дети:
. самодостаточны;
. умеют себя контролировать;
. ответственны;
. послушны;
. общительны;
. признают авторитет взрослых и доверяют им.

Дети должны знать границу между дозволенным и недопустимым, тогда они будут чувствовать себя увереннее. Если малышу позволить что-либо запретное, то он испытывает чувство тревоги. Необходимо чтобы ребенок знал:
. чего делать нельзя;
. чем можно заменить запретное действие (в туфлях в лужу заходить нельзя, а в резиновых сапогах можно).

Запрещать что-либо нужно решительно, потому что неуверенные и неловкие запреты являются вызовом для детей, и тогда начинается противостояние, в котором чаще всего победителей не бывает.

«Необходимо последовательно прививать ребенку определенные правила, при этом не унижая его, но и не заискивая перед ним», — говорил Б. Спок.

Серьезная роль в методике Б. Спока отводится дисциплине. Хотя слово «дисциплина» у многих ассоциируется с жесткой структурой, правилами и наказаниями, на самом деле оно происходит от латинского слова, означающего «обучение». И чтобы это «обучение» было результативным, предлагаем вам несколько правил, которые помогут наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.

Правило первое. «В любом возрасте — будь малышу годик или двенадцать, ребенок должен знать, что есть определенные границы допустимого поведения, которые должны быть раз и навсегда установлены взрослыми. Внимание и уважение к ребенку не означают вседозволенности» (Б. Спок).

В жизни каждого ребенка обязательно должны быть правила (ограничения, требования, запреты). Этого особенно необходимо придерживаться тем родителям, которые стремятся в период раннего детства (от 1 до 3 лет) как можно меньше огорчать детей, избегая с ними конфликтов, и потому в их лексиконе не существует настоятельного «нет» для ребенка.

Правило второе . Правил (ограничений, требований и запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Это правило предостерегает от другой крайности воспитания — в духе «держания в ежовых рукавицах» (авторитарного стиля общения). Если ребенка постоянно дергать: «этого нельзя, и этого тоже...», то вскоре он превратится в запуганное существо с парализованной волей. А если ему будет позволено абсолютно все, то он превратится в маленькое чудовище. Поэтому в процессе воспитания дисциплины выбирайте золотую середину между готовностью понимать — и быть твердым, гибкостью — и непреклонностью.

Правило третье. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Нередко родителям досаждает «чрезмерная» активность детей: почему им надо непременно бегать, прыгать, шуметь, лазать по деревьям, ходить по лужам, влезать в самую грязь, бросать камни, рисовать на стенах и т. д. Но ведь это и многое другое — проявление естественной и очень важной для развития детей потребности в движении, познании и упражнении. Запрещать подобные действия — все равно что пытаться перегородить полноводную реку.

Правило четвертое . Правила (ограничения, требования и запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

Знакома ли вам ситуация, когда мама говорит одно, папа — другое, а бабушка — третье? В таком случае ребенку невозможно освоить правила, привыкнуть к дисциплине. Он лишь привыкает добиваться своего, раскалывая ряды взрослых. Кстати, отношения между взрослыми членами семьи от этого лучше не становятся...

Правило пятое. «Строгость не должна превращаться в грубость, а мягкость — исходить из беспринципности. Учитывайте возраст и индивидуальность вашего ребенка. Когда вы воспитываете дисциплинированность у вашего ребенка, вы развиваете в нем привычку умения владеть его чувствами и поступками, одним словом, вы развиваете в нем самообладание. Вы помогаете развивать социально приемлемое поведение в вашем ребенке» (Б. Спок).

Тон, которым сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Благодаря дисциплине, ваш ребенок научится контролировать свои эмоции и управлять своими реакциями. Вы так-же научите его, как надо относиться к окружающим.

Важно, чтобы все то, что вы внушали ему о дисциплине, глубоко засело в нем и закалило его характер, если вдруг по каким- либо причинам вы не окажетесь с ним рядом в какой-то момент. И имейте в виду, что у вас не всегда будет возможность находиться рядом с ребенком, чтобы наблюдать за ним, и что он не всегда будет маленьким и беззащитным. Лучший способ помочь вашему ребенку развить самодисциплину состоит в том, чтобы с младенческого возраста воспитывать в нем дисциплинированность.

Теперь вопрос к вам, родителям. А разве вы, взрослые, совершенны? Разве вы в своей взрослой жизни совсем не допускаете ошибок? Разве вы всегда были дисциплинированны, правдивы, ничего не били, не ломали и не проливали, делали все вовремя и никогда не откладывали на завтра то, что можно сделать сегодня? Почему же от своих детей, плоти и крови вашей, вы требуете невозможного — быть идеальным ребенком? Воспитывая дисциплинарные навыки у своего малыша, помните об этом и идите путем бесконфликтной дисциплины.

Подходящие методы зависят от возраста ребенка. Установите некоторые правила, которые будут понятны ребенку, чтобы приучить его к дисциплине. Будьте последовательны и предложите такие правила, которые помогут ребенку достичь успеха. Хвалите ребенка за хорошие поступки и поощряйте вести себя правильно.

Шаги

Правила и системность

    Установите домашние правила. Ребенок любого возраста должен четко понимать разницу между допустимым и недопустимым поведением. Установите домашние правила, чтобы донести до него свои ожидания. Ребенку необходимо знать, как не следует вести себя и какими будут последствия такого поведения.

    • Правила и последствия определяются возрастом и уровнем зрелости ребенка. Маленьким детям важно понимать, что нельзя бить других, тогда как более взрослому ребенку необходимо знать, до какого времени нужно вернуться домой вечером. Используйте гибкий подход, который учитывает и возраст ребенка, и необходимость новых границ.
  1. Составьте распорядок. Заведенный порядок помогает ребенку раскрыть свои лучшие качества, ощутить безопасность и уверенность в будущем. Если ребенок начинает баловаться в одно и то же время каждый день или в моменты усталости, учитывайте данные аспекты, чтобы предложить ему подходящий распорядок.

    • Утренний и вечерний распорядок должен быть предсказуемым, чтобы ребенок четко понимал, что его ждет каждый день.
    • Если ожидаются временные изменения (поход к стоматологу или приезд родственников на пару дней), то об этом следует сообщить заранее.
    • Некоторые дети не могут спокойно менять вид деятельности. Если ребенку нужно время, чтобы приспособиться, то отразите такой момент в распорядке дня.
  2. Определите естественные последствия за поступки. Естественные последствия помогут ребенку понять суть причинно-следственных связей и привыкнуть нести ответственность за свои поступки. Необходимо предоставить ребенку свободный выбор, который определит последствия. Объясните ему, от чего зависит конечный итог. Так дети смогут принимать самостоятельные решения и сразу понимать всю тяжесть последствий.

    Будьте последовательны и постоянны. Многие родители начинают делать исключения из правил или спускают с рук некоторые проступки. Детям следует понимать неотвратимость последствий и невозможность увильнуть. Покажите, что вы не шутите. Требуйте соблюдать правила и помнить о последствиях при любом проступке.

    • Не удивляйтесь, если у ребенка готово оправдание или он может объяснить свое поведение. В такой ситуации нужно четко заявить: “Ты нарушил правило и тебе не уйти от ответственности”.
    • Если у вас несколько детей (или в доме живет несколько семей), тогда очень важно вести себя последовательно с каждым ребенком. В ином случае они ощутят несправедливое отношение.
  3. Ожидания должны быть реалистичными. Не задирайте планку ожиданий слишком высоко, иначе ребенок будет ощущать давление, а при чрезмерных послаблениях дети будут своевольны или не смогут полностью раскрыть свой потенциал. Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого разные достоинства и недостатки. Если кто-то из детей старше, то не ждите, что младшие будут вести себя точно также.

    • Узнайте, какое поведение считается нормальным для соответствующей возрастной группы.

    Самые маленькие

    1. Перенаправляйте внимание детей. Маленькие дети способны устроить хаос в кратчайшие сроки! Если ваш малыш пытается сделать что-то неподходящее или не хочет делиться с другими детьми, то займите его чем-нибудь другим. Предложите другое занятие. Похвалите ребенка, если он проявит к нему интерес.

      • Если ребенок занимается чем-то опасным для себя или других детей, немедленно разберитесь с угрозой. Безопасность превыше всего.
    2. Используйте предупреждения. Маленьким детям нужно постоянно обо всем напоминать. Следует предостеречь ребенка, если он собрался совершить неуместный поступок или нарушить правила. Благодаря предупреждению он поймет, что действие приведет к последствиям. Используйте такие фразы, как “Если …, то …”, чтобы он понимал суть последствий.

      • Например, скажите: “Нельзя драться. Если будешь бить сестру, то пойдешь в угол”.
    3. Ставьте ребенка в угол. Такой метод позволяет ребенку успокоиться и взять себя в руки. Ребенок балуется или никого не слушает? Поставьте малыша в угол, чтобы он успокоился и понял, что так себя вести нельзя.

      • Обычно количество минут в углу соответствует количеству прожитых ребенком лет. Также можно оставить ребенка в углу до тех пор, пока он не успокоится.
    4. Используйте простые и короткие объяснения. Ребенок продолжает накапливать свой словарный запас, поэтому не используйте сложных формулировок. Говорите с маленьким ребенком простым языком и максимально короткими фразами. Объясните, что малыш сделал не так и почему будут конкретные последствия. Затем скажите, как нужно вести себя в будущем.

      • Например, скажите: “Ты ударил Аню, поэтому становись в угол. Драться нельзя. Если вдруг ты расстроился, то в следующий раз просто позови меня”.
    5. Предоставьте небольшой выбор. Маленькие дети любят ощущать контроль над ситуацией - это первые проявления независимости. Если ребенок балуется, поскольку не хочет чего-то делать, то предоставьте ему выбор. Это поможет ограничить варианты действий и позволит ребенку самому контролировать следующий шаг.

      • Например, разрешите малышу выбрать сказку на ночь или футболку. Если он не хочет обувать кроссовки, предложите ему выбрать между зелеными и красными.
      • Также можно предложить надеть кофту или пойти в угол. Скажите: “Выбирай, что тебе нравится больше?”
    6. Предлагайте альтернативу. Предложите пример правильного поведения, чтобы не рассказывать, почему ребенок ведет себя неправильно. Малыш может не понимать, как нужно вести себя в такой ситуации, поэтому предложите альтернативу.

      • Например, если ребенок тянет кота за хвост, скажите: “Давай лучше погладим его по голове”.

    Младшие школьники

    1. Применяйте логичные последствия. В этом возрасте в дополнение к естественным последствиям можно добавить логичную ответственность. Наличие логической взаимосвязи между поступками и следствием поможет ребенку лучше понимать последствия своих действий.

      • Так, если ребенок соврал, что выполнил поручение, дайте ему дополнительные поручения.
    2. Обсуждайте поведение ребенка. Младшие школьники уже достаточно взрослые, чтобы понимать и осознавать свои действия. Используйте такую возможность научить ребенка сочувствию, а также объяснить, почему некоторые поступки считаются неуместными или плохими. Так ребенок начнет понимать, как влияет своими действиями на других и на самого себя.

      • Например, школьники часто начинают врать, чтобы привлечь внимание или раздвинуть границы. Если ребенок обманул вас, то объясните, что ложь обижает других людей, а сам ребенок рискует потерять доверие и даже друзей.
    3. Позволяйте ребенку выбирать свои обязанности. Школьникам нравится иметь выбор, ведь выбор позволяет контролировать ситуацию и порождает желание достичь цели. Если у вас не получается заставить ребенка выполнять свои обязанности по дому (или домашние задания), предложите ему несколько вариантов на выбор. В случае с домашними заданиями позвольте ему самому выбрать, в каком порядке делать уроки или чем заниматься в определенные отрезки времени.

      • Когда дело касается домашних обязанностей, предложите 6 вариантов, из которых нужно выбрать 4.
      • Некоторые родители дарят подарки или деньги, если ребенок делает больше необходимого. В этом случае позвольте ребенку заработать приз, а задания можно выбирать случайно с помощью соломинок разной длины. Чем сложнее задание, тем ценнее приз или больше денег!
    4. Помогите ребенку достичь успеха, если он ведет себя беспечно или безответственно. Некоторые дети попадают в неприятности, поскольку не выполняют свои обязанности по дому или домашние задания. Иногда причиной становится лень, но попробуйте создать такую обстановку, в которой ребенку будет комфортно достичь успеха. Замечайте неудачи ребенка и предлагайте поддержку в трудный момент.

      • Если ребенку постоянно трудно выполнять домашние задания, то помогите ему разобраться.
      • Если он часто опаздывает на первый урок, предложите такой утренний распорядок, благодаря которому у ребенка будет достаточно времени, чтобы собраться. Предложите детям приготовить обед в школу и сложить рюкзак с вечера.
    5. Хвалите ребенка, когда он хорошо ведет себя. Если ребенок успешно справился с делом, то вам нужно показать, что вы гордитесь его результатом! Похвала и признание много значат для любого ребенка. Так он поймет, что вы заметили его успехи и чувствуете гордость. Обычно ребенку важно получить внимание и одобрение родителей, поэтому не лишайте его таких эмоций.

Вы хотите приучить ребенка к дисциплине, но не знаете какой метод воспитания использовать. Ни жесткие запреты, ни вседозволенность не работают во благо. Там нет абсолютных крайностей. Напротив, все воспитательные процессы сводятся к золотой середине. Чтобы вывести идеальные правила, необходимо поинтересоваться взглядами на проблемы воспитания сразу у нескольких педагогов-психологов. Вот что мы имеем в итоге.

Сокращение времени на тайм-аут

Время на успокоение и утешение дается ребенку для того, чтобы он мог осмыслить сложную ситуацию и прийти в себя. Некоторые родители чрезмерно злоупотребляют этим, акцентируя внимание на поведении малыша (хорошем или плохом). В последнее время в стане родителей принято впадать и в другую крайность: не разговаривать с ребенком за провинность, избегать общения и игнорировать. Мы отчитываем наших детей, устраивая целые показательные лекции, настаиваем, чтобы они немедленно прекратили плакать или баловаться. Однако если своевременно и правильно использовать этот прием, можно извлечь неплохие дивиденды.

Если вы заметили, что ваш ребенок слишком эмоционален, разбрасывает по комнате предметы и злится, значит, он устал. Пришло время взять небольшую паузу и отдохнуть. Дети должны оставаться наедине с собой соразмерно собственному возрасту: по минуте на каждый год. Будет лучше, если вы станете использовать подобную меру не в качестве наказания за какое-либо нарушение. Изоляция не должна восприниматься как позор. Психологи полагают, что наиболее хорошо этот прием срабатывает на детях от трех до восьми лет.

Наказание должно соответствовать проступку

Наказания без предупреждения, особенно если они чрезмерно жесткие, вызывают у детей лишь негодование и возмущение. В конечном итоге вы сами запутаетесь в своих требованиях. Дисциплина заключается в том, что наказание должно быть соизмеримо с проступком.
Например, если в вашей семье негласно существует правило о том, что малыш должен позвонить вам после того, как у него закончатся уроки, а он нарушает его, логично изъять мобильное устройство из обращения на какое-то время. Но если же вы отберете телефон за какой-либо другой проступок - это не изменит поведения ребенка и ничему его не научит. Психологи предупреждают: страдание не является большим стимулом. А случайные наказания только лишь учат детей страху быть пойманными.

Не устанавливайте слишком много правил

Всегда помните простую истину: правила созданы для того, чтобы их нарушать. Поэтому чем меньше ограничений вы установите для собственного чада, тем лучше. Многочисленные запреты лишь создают искушения, не поддаться которым просто невозможно. Коронная фраза «Не делай этого, иначе будет…» так и просит малыша провести эксперимент и посмотреть, а что же все-таки произойдет.
Поэтому ограничьтесь лишь сводом из основных домашних правил и обязательно объясните ребенку, зачем это все нужно. Не прибегайте к пустым угрозам. Если вы хотите в качестве дисциплинарной меры забрать у ребенка игрушку, просто сделайте это без лишних слов. В конце концов, ребенок поймет, какие действия приводят к такому результату, и в следующий раз поведет себя иначе.

Выделяйте положительные моменты

Некоторые родители ошибочно полагают, что дисциплина устанавливает наказание за плохое поведение. На самом деле она призвана противостоять огрехам. Именно поэтому намного проще культивировать у детей хорошее поведение, нежели потом бороться с плохим.
Просто представьте, что ваш малыш хороший по определению. Если вы лишний раз похвалите его за хорошо выполненное поручение по дому, это вселит в него дополнительную уверенность в собственных силах. Если же в вашем воспитательном лексиконе главным словом является «нельзя», ребенок будет чувствовать лишь раздражение. В дополнение к похвале эффективно вводить некоторые льготы и поощрения. Так ребенок будет видеть отдачу от своих хороших поступков, а также чувствовать вашу благодарность.

Перестаньте беспокоиться о плохом поведении малыша на публике

Это действительно так. Мы отчего-то уверены, что окружающие в случае капризов нашего чада будут плохо думать о наших методах воспитания. Будучи с детьми на людях, мы все время опасаемся этой реакции. На самом деле все эти страхи и тревоги абсолютно напрасны.
Если ваши методы воспитания не подразумевают немедленное урегулирование конфликтной ситуации, окружающие не станут думать о вас плохо. По большому счету им все равно. Поэтому не бойтесь призрачного общественного осуждения и спокойно следуйте избранному курсу. Просто абстрагируйтесь от ситуации и представьте, что вы не на публике, а один на один с ребенком. К тому же вы всегда можете объяснить свою позицию, ненавязчиво отведя малыша подальше от людного места.

Не спешите принимать меры

Несмотря на то что ваш ребенок еще совсем мал, простые жизненные ситуации способны давать ему первые уроки, которые поистине бесценны.
Он видит, как соседский паренек в песочнице ударил другого малыша по голове для того, чтобы отобрать машинку. Уже с четырехлетнего возраста дети могут применять логику и продумывать последствия произошедшего. Пусть ваш малыш немного побудет судьей. Пусть он скажет, хорошо это или плохо - отбирать у других детей игрушки или бить их.

Не кричите

Это так просто, но в то же самое время так трудно. Даже если ребенок постоянно капризничает, сильно возбужден и опять пролил на пол молоко, не поддавайтесь собственным эмоциям. Вы должны быть терпеливы. Проблема в том, что малыши не воспринимают крик в качестве воспитательной меры. Они лишь сильно боятся этих громогласных возгласов. В этот момент у детей задействованы самые примитивные участки мозга, отвечающие за стыд и гнев.
Поэтому они не могут слышать ваших увещеваний. С эмоциональными детьми, а также с подростками дела обстоят еще серьезней. Если вы не сдержались и видите, что малыш в результате вашего гнева сильно покраснел, лучше покиньте комнату и придите в себя. После всего обязательно скажите о том, что вы сожалеете о произошедшем. Обнимите малыша и извинитесь.



Рассказать друзьям