Как определить беременность с помощью градусника. Повышение БТ как сигнал о беременности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

  • Обучающая – познакомить детей с различными видами термометров и правилами пользования ими; научить измерять и записывать температуру воздуха. Научить детей использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды.
  • Развивающая – развивать логическое мышление у учащихся, умение систематизировать полученную информацию, умение анализировать и обобщать
  • Воспитательная – Способствовать воспитанию желания учиться, познавать и открывать новые знания.

Оборудование урока: Термометры - воздушный, медицинский, водный, почвенный. Оборудование для опытов (стаканы с тёплой и холодной водой). Демонстрационная модель термометра. Слайды к уроку. Мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент:

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”.

Проверили готовность к уроку. А теперь проверим, как вы подготовили домашнее задание.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (беседа по вопросам):

Что такое погода?

Из каких явлений складывается погода? (Температура воздуха, осадки, облачность, ветер.)

Из чего состоит воздух?

Откуда берется ветер?

Что такое атмосферные явления?

Какие явления называются сезонными?

III. Создание проблемной ситуации.

Послушайте одну удивительную историю. Осенним днем в зоопарке встретились пингвин, воробей и журавль. Пингвин сказал, что на улице очень жарко, воробей пожаловался, что погода стала портиться, журавль заявил, что становится холоднее и надо готовиться к отлету на юг. Как понять, тепло или холодно на улице, не выходя из дома? Подумайте. (Ответы детей: посмотреть на прохожих, открыть форточку, послушать прогноз погоды, посмотреть на термометр.) Слайд 2.

Учитель демонстрирует термометр.

А что это такое и для чего используется?

IV. Поиск решения учебной задачи и формулирование темы.

Чему вы научитесь на уроке? (Правильно измерять температуру.)

Сформулируйте тему нашего урока. (Как измеряют температуру. Термометр.) Слайд 3.

А что бы вы хотели узнать об этом сегодня?

Дети самостоятельно определяют круг вопросов, которые их интересуют, ответы на которые им пока неизвестны. (Как определить степень нагретости тела? Как называется прибор, с помощью которого измеряют температуру? Как пользоваться термометрами? Какие бывают виды термометров?) Слайд 4.

Ребята, как вы думаете, чему вы должны сегодня научиться? (ответы детей). Одновременно на доске появляются цели урока. (Определить значение термометров в нашей жизни. Познакомиться с видами термометров. Научиться измерять температуру воздуха, воды и тела человека.) Слайд 5.

Открытие новых знаний.

Для чего нужно уметь измерять температуру? (ответы детей)

Температуру нужно уметь измерять потому, что:

  • температура воздуха является одной из характеристик состояния атмосферы, она определяет погодные условия на Земле, климатические зоны;
  • температура тела человека – одна из главных характеристик состояния его здоровья, умение определять ее необходимо для осуществления профилактики и выявления заболевания на ранних стадиях;
  • температура воды, обладая высокой теплоемкостью, регулирует климат Земли. Слайд 6.

Физминутка.

Есть одна планета – сад (показываем руками шар)
В этом космосе холодном (обнимаем себя).
Только здесь леса шумят (машем руками над головой),
Птиц скликая перелетных (машем руками).
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой (приседаем),
И стрекозы только тут (кружимся на месте)
В речку смотрят удивленно (смотрим друг на друга).
Береги свою планету,
Ведь другой, похожей, нету!

Проведение опыта “Как определить степень нагретости тела?” (Слайд 7)

Перед вами три стакана. Одновременно опустите пальцы в холодную и горячую воду.

Через одну минуту перенесите оба пальца в теплую воду и понаблюдайте за своими ощущениями.

Дети начинают описывать свои ощущения. Они высказывают разные мнения по поводу степени нагретости воды: в одном и том же стакане вода кому-то казалась холодной, а кому-то теплой и т.п.

Чтобы определить, в каком стакане вода холодная, в каком – теплая, а в каком – горячая, ученые создали специальный прибор – термометр.

Знакомство с устройством термометра. Слайд 8.

Распределимся в группы, чтобы наблюдать за комнатными термометрами. (Ученики объединяются в группы.)

Внимательно посмотрите на термометр, выделим части термометра. Из чего же он состоит? (Стеклянная трубка наполнена подкрашенной жидкостью, шкала с делениями, корпус термометра).

Каждое деление соответствует 1 градусу. Около некоторых делений стоят цифры. Найдите о (нуль) - границу между градусами тепла и холода. Цифры, стоящие выше 0,показывают количество градусов тепла, ниже 0 -количество градусов холода.

На шкале нанесена граница тепла и холода - 0.

Градус – единица измерения тепла и холода. Шкалу с трубкой закрепляют в корпусе. Конец столбика жидкости в трубке термометра указывает на число градусов.

Как мы можем узнать, какая температура воздуха на улице? (Поглядев на термометр за окном, мы можем посмотреть, сколько градусов тепла или холода на улице.)

Что вы узнали? Сделайте выводы.

Изучение разных видов термометров. Слайд 9.

Посмотрите на эти термометры: воздушный, водный, медицинский, почвенный.

Что можно о них сказать? (Сходны по строению, но шкала разная).

Как вы думаете, почему у термометров разная шкала? (Разное назначение).

Как вы думаете, почему термометры так называются? (ответы детей)

  • Воздушный - для измерения температуры воздуха в комнате или на улице;
  • Медицинский - для измерения температуры тела человека или животных;
  • Водный - для измерения температуры воды;
  • Почвенный - для измерения температуры почвы.

Что вы узнали? Сделайте выводы

Практическая работа № 1. Термометр для измерения температуры тела. Слайд 10.

Найдите термометр, которым измеряют температуру тела человека. Как мы обычно его называем?

В медицинском термометре шкала начинается с 34°и заканчивается 42°. Почему?

В его трубке чаще всего ртуть. Это вредное вещество.

Практическая работа № 2. Термометр для измерения температуры воды. Слайд 11.

Найдите водный термометр. Рассмотрите его. На его шкале градусы от 0 до 100. Почему такие значения?

Возьмите ваши стаканчики с водой и опустите в тот, где вода холоднее.

Температуру определяют, не вынимая термометр из воды.

Теперь этот же термометр переставим в стакан с горячей водой.

Что вы наблюдаете? Если температура понижается, жидкость в трубке опускается и наоборот.

Физкультминутка.

Почему повсюду лужи?
Мама зонтик свой берёт.
Почему же? Почему же?
Потому что дождь идёт.

Практическая работа № 3. Термометр для измерения температуры воздуха. Слайды 12- 13.

Найдите воздушный уличный термометр. Его шкала начинается с отметки – 50° и заканчивается отметкой +50°. Почему такая разница в значениях?

Как правильно выбрать место для того, чтобы укрепить уличный термометр?

Давайте определим температуру, которая сейчас на улице.

Запись показаний термометра.

А сейчас научимся правильно записывать температуру. Если градусы выше нуля, то это градусы тепла и записываются со знаком “+”, если ниже нуля, то градусы холода и записываются со знаком “-”. Вместо слова “градус” ставится маленький кружочек. Например, на комнатных термометрах, на ваших партах:+22 градуса, температура кусочков льда 0 градусов и т.д.

Попробуйте записать значения температуры. Работа в парах.

Дети записывают данные в своей тетради. Затем обмениваются тетрадями в паре и проверяют работы друг друга.

Запишите эти значения на листах бумаги: 5° ниже нуля, 10° тепла, 3° мороза, 20° выше нуля.

V. Включение нового знания в систему знаний.

Ребята, вы сегодня познакомились с новым прибором – термометром. Опишите этот прибор.

Подведем итог. Термометр – очень хрупкий прибор. С ним нужно обращаться очень аккуратно. Попробуем определить правила, которые обязательно нужно соблюдать при обращении с термометром.

Разработка детьми правил пользования термометром. Слайд 14.

Используйте термометр исключительно для измерения температуры.

Берегите термометр от ударов и перегрева.

Никогда не подвергайте термометр кипячению.

VI. Самостоятельная работа. “Проверь себя”. Слайд 15.

Дети выполняют задания с самопроверкой.

1. Запиши числами: десять градусов тепла; восемь градусов мороза; шесть градусов выше нуля; семь градусов ниже нуля.

2. Определи с помощью термометра и запиши температуру воздуха в классе, на улице;

3. Покажи на модели термометра 12° мороза, 23° тепла, -8°, +5°;

4. Переставь буквы с рисунка так, чтобы получилось знакомое тебе слово. Запиши его.

VII. Рефлексия. Выводы. Слайды 16-17.

С какой темой сегодня познакомились?

Что нового узнали?

Повторите правила пользования термометром.

Спасибо за урок!

Запись домашнего задания.

С этим у меня проблем не возникнет, ведь градусник в квартире есть обязательно, сколько я себя помню. На данный момент это термометр в виде фигурки дельфина, привезённый с отдыха на море. Поэтому потрачу несколько минут, чтобы замерить температуру в нужных местах.

Показатели температуры воздуха

Итак, на всё у меня ушло около 20-ти минут, и вот какие показания я записала 5 сентября 2018 года:

  • дома термометр показывает 22 градуса по Цельсию (я бы удивилась другим цифрам, ведь кондиционер выставлен именно на такую температуру);
  • на улице на солнечной стороне показатели равны 27 градусам (сегодня несколько холоднее, чем было всю прошлую неделю);
  • в тени градусник показал цифру 24, вполне прохладно.

Если сделать такие замеры несколько раз за сутки с определённым интервалом, на основе полученных показаний можно выстроить суточную амплитуду температуры, узнать средние, максимальные и минимальные цифры, которые показывал градусник в этот день.


Зачем нужно замерять температуру

Думаю, надо рассказать, ведь часто, когда кто-то приходит ко мне в гости и видит в комнате термометр, сразу же недоумевает, мол, зачем оно тебе надо, на кондиционере же всё показано. Во-первых, так можно определить, насколько правильно работает сам кондиционер, охлаждает/греет ли он вообще или просто гоняет электричество. Если же такой техники в квартире нет, то как иначе определить, сколько в помещении градусов? А делать это нужно, потому что человеку комфортнее при определённой температуре вокруг. Тем более, если в квартире маленькие дети, нужно следить, чтобы не было слишком холодно или жарко.
Температуру на улице же измеряют, чтобы определить стандартные для климатической зоны показатели, понять, когда и на сколько они отклоняются от нормы. Это особенно актуально при нынешнем глобальном потеплении.


Метеорологи на основе многих факторов, в том числе и показаний термометра, составляют прогноз погоды, на который, думаю, ориентируется каждый, когда собирается на работу, учёбу, отдых или просто составляет планы, на которые погода может сильно повлиять.

Урок окружающего мира во 2 классе

«Термометр- прибор для измерения температуры»

Цель: освоение доступных способов изучения окружающего мира.

Задачи:

    познакомить учащихся с прибором для измерения погоды — термометром, устройством термометра, видами термометров;

    развивать умение определять температуру воздуха, воды с помощью термометра, умение наблюдать, сравнивать, обобщать; использовать знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, формулировать определения (метапредметные);

    воспитывать чувство уважения к изобретению человека, внимательности, интереса, ответственного и бережливого отношения к своему здоровью.

Личностные УДД: смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)

Регулятивные УДД: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Познавательные УДД: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель.

Работать с информацией, представленной на рисунке

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Работать с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации;

Работать с информацией, представленной в учебнике.

Участвовать в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ

Контролировать правильность и аккуратность собственных записей.

Формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы.

Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.

Осуществлять самоконтроль: соотносить собственную запись с предложенным вариантом

    Организационный момент

Что у вас нового? Что нового заметили в окружающем мире? (высказывания детей)

    Создание ситуации успеха

— Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый? Где и как можно получить информацию об изучаемом объекте?

(В ходе коллективного обсуждения дети должны назвать основные методы:

    Подумать самостоятельно

    Спросить у другого человека

    Посмотреть в книгах

    Посмотреть по телевизору

    Получить информацию у компьютера

    Понаблюдать

    Провести эксперимент

    Связаться со специалистом.

На доске формируется модель «МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

У. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (Исследовать)

Чтобы начать исследование, что мы должны сделать вначале? (определиться с темой).

Тему нашего исследования вы узнаете, когда выполните первое задание.

Исследуйте воду в трёх сосудах.

В ходе исследования дети приходят к выводу, что жидкость (вода) в трех сосудах одинаковая по цвету, прозрачности, вкусу .

У. Определите, одинаковые ли ощущения испытали вы, когда дотрагивались до воды.
Д. В первом сосуде вода горячая, мы ощутили сильное тепло. Во втором сосуде вода холодная, мы ощутили холод. В третьем сосуде вода тёплая, мы ощутили слабое тепло.
У. Что можно сказать о воде в этих сосудах?
Д. Вода в этих сосудах нагрета по-разному.
У. Что такое температура?

Работа со словарем

Температура, физ ., степень нагревания вещества, измеряемого особым прибором .

У. А можно определить точно степень нагретости воды, воздуха, тела или почвы? И с помощью чего это можно сделать? (Проблемная ситуация.)

    Создание ситуации разрыва.

Установление разрыва между знанием и незнанием.

Задание для групп

Вставьте пропущенные буквы в словах. Если затрудняетесь, пропустите слово и подчеркните его красным карандашом. Озаглавьте текст.

…………………………………….

На заре развития науки ученые судили о ………………………… тела по непосредственному ощущению. И длилось это довольно продолжительное время – до тех самых пор, пока однажды ……………………………….. в 1597 году взял стеклянную трубку с припаянным к ней небольшим стеклянным шариком, немного подогрел шарик и открытый конец трубки поместил в сосуд с водой. Это был первый термометр. Термометр – это прибор для измерения температуры различных тел. Термометр состоит из стеклянной трубочки, заполненной ……………………………., которая очень ядовита и опасна для жизни или спиртом. Трубочка прикрепляется к пластинке, на которой нанесены деления. Это ………………………………. термометра. Шкала посередине разделена цифрой ….. . При этом значении вода замерзает. А вот температуру кипящей воды обозначили +100 градусов. Деления, идущие вниз, обозначают знаком …….., а вот деления, идущие вверх знаком ………. И говорят: «выше нуля или ниже нуля». Кружочек вверху это …………………

С – латинская буква, обозначает фамилию ученого, который открыл и изобрел шкалу термометра — ……………………..… ..

Деление, обозначенное цифрой 0, — граница между градусами тепла и холода. Цифры, стоящие выше нуля, показывают количество градусов тепла, ниже нуля — число градусов холода.
Термометр состоит из ……….. с нанесенными на нее делениями, стеклянной трубочки. Чтобы точно описать изменение температуры, используют показания шкалы термометра. Внутри стеклянной трубочки находится ртуть или спирт, подкрашенный в красный цвет.

    Фиксация места разрыва в знаково-символической форме

Что мы сегодня будем исследовать на уроке?

План

Что такое температура?

Что такое термометр?

Строение термометра

Правила работы с термометром

Запись температуры условными обозначениями

Изобретатели термометров

Виды термометров

Каждая команда рассказывают то, что написано в тексте, относящееся к данной карточке и помещает эту карточку или в группу «Я знаю» или в группу «Хочу узнать».

Все ли слова текста вы смогли восстановить?

Д. нет. Нам неизвестно, кто изобрел первый термометр.

У. Где мы можем с вами ее найти?

Дети предлагают различные способы: прочитать в книге, спросить у другого человека, посмотреть интересующий материал в сети Интернет и т.д.

4.1. Работа с учебной литературой, компьютером

Рассказ учителя об изобретателях термометра

      Практическая работа с моделью термометра

Выполнение практических упражнений по определению и записыванию температур.

а) Установите на индивидуальных моделях термометров показания:+3°, -2°, 0°, +21 о , -10 о .

У. Запишите по стихотворению значения температур. Дети читают цепочкой.

а) Жарко. Зной. Плюс двадцать пять!
В воду тянет понырять.
И под солнцем на песочке
На горячем загорать.

Д. +25 о С или двадцать пять градусов выше нуля, или двадцать пять градусов тепла.

б) Осень. Слякоть. Гололёд.
То ли снег, то ль дождь идёт.
Не отважишься гулять.
Значит — около нуля.

Д. 0 о С.

в) Вот мороз так уж мороз!
Пруд до донышка промёрз.
На коньках бегу кататься,
Хоть сегодня минус двадцать.

Д. -20 о С или двадцать градусов ниже нуля, или двадцать градусов холода.


в) Составьте свои задания. Работа в парах.

4.3 Творческое применение знаний и умений в новой ситуации.

У. Установите на термометре -64 градуса.

Д. Нельзя, шкала закончилась на отметке 50 градусов.

Верно. Шкала термометра рассчитана на определенные условия. В окружающем нас мире температура воздуха не может быть ниже 50 градусов и выше 50 градусов.

Презентация

Слайд №

36,6 0

У. Что это за особая температура? С помощью какого термометра её измеряют? Рассмотрите его устройство. Что вы заметили?

Д. Там не нужна шкала с делениями, как у термометра для определения температуры воздуха. У человека ниже 34° и выше 42° температура тела не может быть, иначе он умирает. Расстояние между градусами разделено на десять равных частей, так как для человека важно изменение температуры даже на десятые доли градуса.

У. Давайте вспомним, как вам измеряли температуру, когда вы болели?

(Дети вспоминают правила измерения температуры.)

У. Послушайте стихотворение С. Михалкова «Тридцать шесть и пять».

Ответьте, соблюдает ли его герой правила измерения температуры?

У. Подумайте, а является ли ртутный термометр источником опасности для здоровья человека?

Д. Да, можно пораниться осколками, ртуть опасна для организма человека.

У. Сформулируйте, пожалуйста, правила работы с ртутными приборами.

Ртуть использовалась, потому что ее свойства более, чем у других веществ, подходят именно для измерения температуры тела человека.

4.4 Работа в группах

1группа – измерить температуру воздуха в классной комнате;

2 группа – измерить температуру тела одного члена группы;

3 группа – измерить температуру воды в стакане;

4 группа – температуру на улице

Каждая группа должна выбрать самостоятельно тот вид термометра, который требуется для выполнения поставленной задачи.

В ходе работы самостоятельно выводят правила работы с термометром

Правила пользования термометром.
1) При определении температуры глаз наблюдателя должен быть на одном уровне со столбиком жидкости в трубочке термометра.
2) Уличный термометр укрепляют на наружной стороне того окна, которое меньше всего нагревается солнцем.
3) Температуру по водному термометру отсчитывают, не вынимая термометра из воды.
Правила читают все дети, а один ученик демонстрирует их перед классом.

    Рефлексия.

Сможете ли вы сейчас вставить пропущенные слова, которые вы подчеркнули, работая в группах. Сделайте это.

Отметь на карточке методы исследования, которые ты сегодня использовал на уроке.

Что вам понравилось на уроке? Сможете ли вы объяснить другим людям то, что узнали сегодня? Осталось ли вам что-либо не понятным?

6. Домашнее задание .

1. Измерить утром и вечером температуру собственного тела.

2. Измерить температуру воздуха в помещении и на улице.

3. Узнать что-либо о Цельсии и о других изобретателях шкал.

Спасибо за урок!

Начиная с первых недель вынашивания ребенка, беременные замечают физиологические изменения в своем организме. Но тесты обычно делают после нескольких дней . А узнать о наступившем «интересном положении» женщине поможет базальная температура. Итак, разберемся, что она собой представляет. Узнаем, как связаны ее показатели и беременность.

О базальной температуре

Этот термин гинекологи употребляют в связи с вынашиванием ребенка. Ведь базальная температура является показателем беременности. Она дает представление о женской репродуктивной системе, патологических процессах в организме.

И самим женщинам знание механизма работы организма помогает своевременно диагностировать изменения и патологии. Помощником в этом как раз и является измерение базальной температуры.

О том, как обычно измеряется температура, знают даже дети. А вот измерение температуры внутренних органов — это совершенно другое.

Базальную температуру (БТ) принято измерять в прямой кишке, то есть в анусе. Проводить такие измерения нужно грамотно, ведь на показатели влияет целый ряд факторов. Итак, при желании узнать о беременности с помощью градусника следует придерживаться определённых правил:

  1. Измерения необходимо делать каждый день в одно и то же время. Разница может составлять до 30 минут.
  2. Процедуру обязательно проводить утром, не вставая с постели, находясь в горизонтальном положении.
  3. Градусник в прямой кишке необходимо держать 5-7 минут.
  4. Обязательно необходимо сразу после измерения фиксировать температуру, то есть вести .
  5. В таком интимном дневнике необходимо делать пометки о состоянии здоровья, например, начале , простуды. Ведь любые болезни влияют на температурные показатели.

Измерять базальную температуру совершенно несложно. Для этого подходит самый обычный градусник. Помимо ануса, измерения можно проводить во рту или вагинально. Надо избрать один способ и постоянно его применять.

Повышение БТ как сигнал о беременности

По графику ведения базальной температуры можно легко определить, наступила ли беременность, еще до задержки месячных и врачебного осмотра.

Как правило, с первых дней цикла такая температура держится на отметке 36,7 -36,8°С. Когда же наступает овуляция, а это 11-12-ый день, показатели термометра в течение одного-двух дней повышаются до 37-37,2°С. Такое повышение связано с тем, что в период овуляции эстрогенов становится меньше, и начинает преобладать прогестерон. Этот женский гормон вырабатывается желтым телом. Оно формируется в яичнике на месте лопнувшего фолликула.

Далее, перед критическими днями, базальная температура опускается до прежнего уровня — 36,7 -36,8°С. Если же женщина после овуляции все время фиксирует температуру 37-37,2°С, то это означает, что зачатие успешно состоялось.

Стоит знать, что надёжность данного метода напрямую связана с систематичностью измерений. Чуть позже с помощью теста можно удостовериться в том, что беременность действительно наступила. Но будущая мамочка может и далее продолжать вести свой график. Это поможет ей диагностировать воспалительные процессы и другие патологии в организме. Например, базальная температура может подниматься выше 37,2°С, доходя даже до 38 градусов при замирании беременности или при ее внематочном развитии.

Также стоит знать, что порой могут быть единовременные снижения базальной температуры. Их причина — стресс, переутомление, смена климата и прочее. Но такие снижения для женщины не должны становится поводом для беспокойства.

Итак, с помощью градусника можно определить наступление «интересного положения» в домашних условиях. Помимо повышения температуры признаками беременности могут быть токсикоз, боли в зоне яичников или матки, набухание молочных желез, сверхчувствительность сосков, увеличение количества выделений из влагалища, снижение или, наоборот, увеличение либидо. Также у женщины могут появиться изменения в поведении. Это плаксивость, раздражительность, сонливость. Резко меняются и ее вкусовые пристрастия: то ночью тянет на сладости, а то вдруг страстно хочется соленой рыбы. А некоторым порой хочется и стенку погрызть, если организму начинает не хватать кальция.

Урок окружающего мира во 2 классе

«Термометр- прибор для измерения температуры»

Цель: освоение доступных способов изучения окружающего мира.

Задачи:

    познакомить учащихся с прибором для измерения погоды - термометром, устройством термометра, видами термометров;

    развивать умение определять температуру воздуха, воды с помощью термометра, умение наблюдать, сравнивать, обобщать; использовать знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, формулировать определения (метапредметные);

    воспитывать чувство уважения к изобретению человека, внимательности, интереса, ответственного и бережливого отношения к своему здоровью.

Личностные УДД: смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)

Регулятивные УДД: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Познавательные УДД: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель.

Работать с информацией, представленной на рисунке

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Работать с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации;

Работать с информацией, представленной в учебнике.

Участвовать в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ

Контролировать правильность и аккуратность собственных записей.

Формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы.

Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.

Осуществлять самоконтроль: соотносить собственную запись с предложенным вариантом

    Организационный момент

Что у вас нового? Что нового заметили в окружающем мире? (высказывания детей)

    Создание ситуации успеха

Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый? Где и как можно получить информацию об изучаемом объекте?

(В ходе коллективного обсуждения дети должны назвать основные методы:

    Подумать самостоятельно

    Спросить у другого человека

    Посмотреть в книгах

    Посмотреть по телевизору

    Получить информацию у компьютера

    Понаблюдать

    Провести эксперимент

    Связаться со специалистом.

На доске формируется модель «МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

У. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (Исследовать)

Чтобы начать исследование, что мы должны сделать вначале? (определиться с темой).

Тему нашего исследования вы узнаете, когда выполните первое задание.

Исследуйте воду в трёх сосудах.

В ходе исследования дети приходят к выводу, что жидкость (вода) в трех сосудах одинаковая по цвету, прозрачности, вкусу .

У. Определите, одинаковые ли ощущения испытали вы, когда дотрагивались до воды.
Д. В первом сосуде вода горячая, мы ощутили сильное тепло. Во втором сосуде вода холодная, мы ощутили холод. В третьем сосуде вода тёплая, мы ощутили слабое тепло.
У. Что можно сказать о воде в этих сосудах?
Д. Вода в этих сосудах нагрета по-разному.
У. Что такое температура?

Работа со словарем

Температура, физ ., степень нагревания вещества, измеряемого особым прибором .

У. А можно определить точно степень нагретости воды, воздуха, тела или почвы? И с помощью чего это можно сделать? (Проблемная ситуация.)

    Создание ситуации разрыва.

Установление разрыва между знанием и незнанием.

Задание для групп

Вставьте пропущенные буквы в словах. Если затрудняетесь, пропустите слово и подчеркните его красным карандашом. Озаглавьте текст.

…………………………………….

На заре развития науки ученые судили о ………………………… тела по непосредственному ощущению. И длилось это довольно продолжительное время – до тех самых пор, пока однажды ……………………………….. в 1597 году взял стеклянную трубку с припаянным к ней небольшим стеклянным шариком, немного подогрел шарик и открытый конец трубки поместил в сосуд с водой. Это был первый термометр. Термометр – это прибор для измерения температуры различных тел. Термометр состоит из стеклянной трубочки, заполненной …………………………...., которая очень ядовита и опасна для жизни или спиртом. Трубочка прикрепляется к пластинке, на которой нанесены деления. Это ………………………………. термометра. Шкала посередине разделена цифрой ….. . При этом значении вода замерзает. А вот температуру кипящей воды обозначили +100 градусов. Деления, идущие вниз, обозначают знаком …….., а вот деления, идущие вверх знаком ………. И говорят: «выше нуля или ниже нуля». Кружочек вверху это ………………...

С – латинская буква, обозначает фамилию ученого, который открыл и изобрел шкалу термометра - ……………………..… ..

Деление, обозначенное цифрой 0, - граница между градусами тепла и холода. Цифры, стоящие выше нуля, показывают количество градусов тепла, ниже нуля - число градусов холода.
Термометр состоит из ……….. с нанесенными на нее делениями, стеклянной трубочки. Чтобы точно описать изменение температуры, используют показания шкалы термометра. Внутри стеклянной трубочки находится ртуть или спирт, подкрашенный в красный цвет.

    Фиксация места разрыва в знаково-символической форме

Что мы сегодня будем исследовать на уроке?

План

Что такое температура?

Что такое термометр?

Строение термометра

Правила работы с термометром

Запись температуры условными обозначениями

Изобретатели термометров

Виды термометров

Каждая команда рассказывают то, что написано в тексте, относящееся к данной карточке и помещает эту карточку или в группу «Я знаю» или в группу «Хочу узнать».

Все ли слова текста вы смогли восстановить?

Д. нет. Нам неизвестно, кто изобрел первый термометр.

У. Где мы можем с вами ее найти?

Дети предлагают различные способы: прочитать в книге, спросить у другого человека, посмотреть интересующий материал в сети Интернет и т.д.

4.1. Работа с учебной литературой, компьютером

Рассказ учителя об изобретателях термометра

      Практическая работа с моделью термометра

Выполнение практических упражнений по определению и записыванию температур.

а) Установите на индивидуальных моделях термометров показания:+3°, -2°, 0°, +21 о , -10 о .

У. Запишите по стихотворению значения температур. Дети читают цепочкой.

а) Жарко. Зной. Плюс двадцать пять!
В воду тянет понырять.
И под солнцем на песочке
На горячем загорать.

Д. +25 о С или двадцать пять градусов выше нуля, или двадцать пять градусов тепла.

б) Осень. Слякоть. Гололёд.
То ли снег, то ль дождь идёт.
Не отважишься гулять.
Значит - около нуля.

Д. 0 о С.

в) Вот мороз так уж мороз!
Пруд до донышка промёрз.
На коньках бегу кататься,
Хоть сегодня минус двадцать.

Д. -20 о С или двадцать градусов ниже нуля, или двадцать градусов холода.


в) Составьте свои задания. Работа в парах.

4.3 Творческое применение знаний и умений в новой ситуации.

У. Установите на термометре -64 градуса.

Д. Нельзя, шкала закончилась на отметке 50 градусов.

Верно. Шкала термометра рассчитана на определенные условия. В окружающем нас мире температура воздуха не может быть ниже 50 градусов и выше 50 градусов.

Презентация

Слайд №

36,6 0

У. Что это за особая температура? С помощью какого термометра её измеряют? Рассмотрите его устройство. Что вы заметили?

Д. Там не нужна шкала с делениями, как у термометра для определения температуры воздуха. У человека ниже 34° и выше 42° температура тела не может быть, иначе он умирает. Расстояние между градусами разделено на десять равных частей, так как для человека важно изменение температуры даже на десятые доли градуса.

У. Давайте вспомним, как вам измеряли температуру, когда вы болели?

(Дети вспоминают правила измерения температуры.)

У. Послушайте стихотворение С. Михалкова «Тридцать шесть и пять».

Ответьте, соблюдает ли его герой правила измерения температуры?

У. Подумайте, а является ли ртутный термометр источником опасности для здоровья человека?

Д. Да, можно пораниться осколками, ртуть опасна для организма человека.

У. Сформулируйте, пожалуйста, правила работы с ртутными приборами.

Ртуть использовалась, потому что ее свойства более, чем у других веществ, подходят именно для измерения температуры тела человека.

4.4 Работа в группах

1группа – измерить температуру воздуха в классной комнате;

2 группа – измерить температуру тела одного члена группы;

3 группа – измерить температуру воды в стакане;

4 группа – температуру на улице

Каждая группа должна выбрать самостоятельно тот вид термометра, который требуется для выполнения поставленной задачи.

В ходе работы самостоятельно выводят правила работы с термометром

Правила пользования термометром.
1) При определении температуры глаз наблюдателя должен быть на одном уровне со столбиком жидкости в трубочке термометра.
2) Уличный термометр укрепляют на наружной стороне того окна, которое меньше всего нагревается солнцем.
3) Температуру по водному термометру отсчитывают, не вынимая термометра из воды.
Правила читают все дети, а один ученик демонстрирует их перед классом.

    Рефлексия.

Сможете ли вы сейчас вставить пропущенные слова, которые вы подчеркнули, работая в группах. Сделайте это.

Отметь на карточке методы исследования, которые ты сегодня использовал на уроке.

Что вам понравилось на уроке? Сможете ли вы объяснить другим людям то, что узнали сегодня? Осталось ли вам что-либо не понятным?

6. Домашнее задание .

1. Измерить утром и вечером температуру собственного тела.

2. Измерить температуру воздуха в помещении и на улице.

3. Узнать что-либо о Цельсии и о других изобретателях шкал.

Спасибо за урок!



Рассказать друзьям