Pdf ребенок оптимист проверенная программа формирования характера. Оптимистами не рождаются или как вырастить ребенка-оптимиста

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Не смотря на объем – более 300 страниц, книгу я прочитала на одном дыхании. Для меня оказалась очень удобной система изложения материала, которой следует автор. Первые 3 части посвящены общим рассуждениям о природе и специфике оптимизма, обоснованию возможности и необходимости формирования оптимизма специальными средствами.

Затем идет часть, включающая подробное описание самой программы формирования оптимизма, и заключительная часть о пределах оптимизма и возможностях его формирования в раннем и дошкольном возрасте.

Сама программа рассчитана на школьников, оптимальный возраст от 8 до 12 лет, так что если ваши детки попадают в эту возрастную категорию, рекомендую особенно внимательно присмотреться к данной книге.

Объяснительный стиль в книге «Ребенок-оптимист»

Программа, изложенная в книге, базируется на определении оптимизма и пессимизма как объяснительного стиля – то есть особенностей объяснения человеком происходящих в его жизни событий. Автор выделяет 3 характеристики объяснительного стиля:

  • причины события действуют иногда или всегда;
  • являются локальными или универсальными по своему масштабу;
  • «кто виноват?» (событие объясняется внутренними или внешними причинами по отношению к человеку).

Мартин Селигман указывает, что объяснительный стиль является врожденной особенностью человека, но закреплению пессимистического стиля способствуют пессимизм родителей, критика ребенка родителями, воспитателями, учителями в пессимистическом ключе

  • «у тебя никогда не получится»,
  • «вечно ты все забываешь»,
  • «ты все испортил» и т.п.

А также реальный опыт обретения беспомощности (концепция «выученной беспомощности», которую автор обосновал многочисленными опытами с лабораторными крысами).

Задача родителей, таким образом, заключается прежде всего в проработке собственного стиля объяснения, и особенно приятно, что ее решению посвящены отдельные страницы в начале каждого раздела программы. То есть автор предлагает сначала родителям научиться мыслить, как оптимист, и только потом приступить к обучению своих детей.

Помимо теории и практики оптимистической трактовки происходящего, родители должны применять исключительно поведенческую критику (то есть критиковать только отдельные поступки, а не ребенка в целом – сравните: «Сегодня на уроке ты часто отвлекался» и «Какой же ты невнимательный!»), а также создавать для своего ребенка ситуации успеха . Впрочем, последнее направление работы в деле воспитания оптимиста, как мне показалось, в рамках данной книги не раскрыто в достаточной степени.

Программа по воспитанию ребенка — оптимиста

Суть программы, которая представлена в книге очень полно и подробно, вплоть до рекомендаций по продолжительности и частоте занятий, сводится к овладению ребенком следующими мыслительными навыками :

  • не поддаваться автоматическим (как правило, пессимистическим) мыслям, научиться отслеживать их;
  • подвергать пессимистические объяснения сомнению, искать для них доказательства или опровержения (в программе детки на данном этапе обучения играют в Шерлока Холмса с собственными мыслями);
  • находить более адекватное действительности объяснение ситуации;
  • отказаться от привычки думать о самом плохом варианте развития событий (декатастрофизация).

Опыт применения данной программы в школах показывает, что дети, действительно, обучаются не доверять слепо своим первоначальным пессимистическим реакциям, замечать множество причин ситуации и брать на себя ответственность только за те из них, которые от них зависят.

Почему так важен объяснительный стиль? Когда ребенок преувеличивает проблему и свою вину в сложившейся ситуации, это парализует его, порождает беспокойство и бездействие, тогда как оптимистический стиль объяснения помогает определиться с конкретными действиями для максимально эффективного разрешения ситуации.

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

В книге, кстати, содержатся подробно описанные алгоритмы решения проблем, нахождения компромисса и выстраивания грамотного диалога. И хотя данные рекомендации можно смело отнести к классу общеизвестных:

  • «скажи о своих чувствах»,
  • «попроси о том, чего хочешь»,
  • «посмотри на ситуацию глазами других участников»,
  • «если не получилось, попробуй пойти по другому пути» и т.п.

Их систематизация и донесение до ребенка в форме обучающей программы кажутся мне довольно удачными. В программе используются:

  • вымышленные персонажи (Задира Бренда, Жизнерадостная Холли, Злюка Адам и другие),
  • комиксы,
  • анализ примеров конфликтных ситуаций,
  • игровые приемы.

Думаю, групповые занятия по этой программе проходили очень живо, в домашних условиях, мне кажется, занятия тоже будут достаточно интересными и сближающими ребенка и родителей.

Формирование оптимизма у малышей

Жаль, что программа не подходит дошколятам, мне бы очень хотелось ее использовать в воспитании своего сына. Тем не менее, автор рассказывает и о , а также дает некоторые рекомендации, способные создать и поддержать предпосылки развития оптимизма, но эти рекомендации я уже применяю. Приведу их здесь:

1. Чувство контроля над ситуацией. Родители должны буквально с рождения создавать для ребенка ситуации, в которых он будет что-то контролировать. Кстати, в отношении формирования чувства контроля над ситуацией автор очень восторженно высказывается о развивающем потенциале , ведь ребенок сам, нажатием кнопки, управляет происходящим на экране, – ну не знаю, не знаю, лично я предпочитаю для своего ребенка создавать другие развивающие ситуации.

Следует давать ребенку возможность проявления самостоятельности и выбора – делать покупки в супермаркете, решать, что надеть, что кушать, участвовать в домашних делах и т.д. По большому счету, делая выбор из ограниченного родителями круга альтернатив (отварная или тушеная брокколи на ужин? :)), ребенок учится «брать от жизни все», то есть извлекать максимум из ограниченных возможностей, которые дает нам жизнь.

2. Позитивный настрой. Ребенок растет в эмоционально благополучной атмосфере, получает заслуженную похвалу (М.Селигман приводит исследование, подтверждающие, что похвала «за просто так» также способствует формированию феномена «выученной беспомощности», выражающегося в пассивности и безучастности), наказаниям всегда предшествуют «сигналы безопасности», предупреждения, то есть ребенок отдает себе отчет в том, за что именно его наказывают и почему именно так.

3. Оптимистичный стиль объяснения. Его нельзя сформировать у дошкольников с помощью описанной в книге программы, но дети легко его перенимают у своих родителей. Так что если вы знаете за собой склонность объяснять все свои беды внутренними, постоянными и всеобъемлющими причинами, возможно, вам стоит пройти эту программу самостоятельно, пока ваш малыш еще мал.

Надо сказать, что сам автор, конечно, оптимист – на протяжении всей книги он неоднократно подчеркивал, что данная программа позволит навсегда сделать ребенку «прививку от депрессии», обеспечит его успешность во взрослой жизни и давал другие оптимистичные и далеко идущие прогнозы.

И только в самом конце внимательный читатель (то есть я:)) разглядел, что по результатам исследований, действие программы без дополнительных мероприятий после ее завершения продлилось 2 года, кроме того, из 11 проведенных обучающих курсов 3 вообще не показали желаемых результатов. Но начиная обучение по этой программе со своими детьми, мы-то с вами будем оптимистами, ведь так?

Мне будет интересно увидеть ваши комментарии об этой книге или ее основных тезисах, которые я постаралась изложить в своем обзоре. Ну а я уже начала читать новую книгу – «Ваш ребенок может все », она об одной из моих любимых тем — развитии организационных навыков ребенка, после прочтения обязательно поделюсь с вами своими впечатлениями и открытиями.

А вы что сейчас читаете?

Мартин Селигман, Карен Рейвич, Лайза Джейкокс, Джейн Гилхэм

Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера

Martin E. P. Seligman

The Optimistic Child

A Proven Program to Safeguard Children Against Depression and Build Lifelong Resilience

with Karen Reivich, M.A., Lisa Jaycox, Ph.D., and Jane Gillham, Ph.D.

Houghton Mifflin Company

Boston · New York


Напечатано с разрешения Arthur Pine Associates c/o InkWell Management LLC and Synopsis Literary Agency

Иллюстрации Евгении Жирковой

Иллюстрация на обложке Гоши Винокурова


© Martin E. P. Seligmanб Ph.D., Karen Reivich, M.A., Lisa Jaycox, Ph.D., and Jane Gillham, Ph.D. © 1995

© Издание на русском языке, перевод на русский язык, оформление, макет. «Манн, Иванов и Фербер», 2014


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»


© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

* * *

Посвящается моим детям

Дэррилу Селигману (1993)

Николь Селигман (1991)

Ларе Селигман (1989)

Дэвиду Селигману (1973)

Аманде Селигман (1969)

Он над гитарою своей,
Склонен, портняжка летних дней.
Все говорят: «Мир стал другим
От струн гитары голубой».
А он: «Не быть ему таким,
Как до гитары голубой».

Уоллес Стивенс Человек с голубой гитарой (1937)

Почему детям нужен оптимизм

Долговая расписка

Я играл в бейсбольной команде Лейк-Лузерна Dodgers. И благоговел перед Дэнни и Тедди. Они были игроки от бога: отбивали самые сложные мячи, бегали по игровому полю с изяществом газели. Мне – десятилетнему мальчишке, который сам играет «на троечку», – они казались воплощением совершенства и здоровья. Укладываясь спать, я часто мысленно представлял Дэнни, который летит в метре над землей, чтобы отбить мяч, или неуловимого Тедди, неудержимо несущегося на базу.

Однажды промозглым августовским утром отец разбудил меня и сказал: «У Дэнни полиомиелит». Через неделю заболел Тедди. Родители не выпускали меня из дома. Игры Юношеской лиги отменили, сезон так и не закрыли. После болезни я встретил Дэнни: его «рабочая» рука иссохла, он не мог пошевелить левой ногой. Тедди я больше не видел – он умер в начале осени.

Следующим летом, в 1954 году, появилась вакцина Солка. Всем детям сделали прививки. Матчи Юношеской лиги возобновились. Страх, державший нас дома, улетучился, мы снова стали общаться, как раньше. Эпидемия закончилась. С тех пор я больше не сталкивался со случаями заболевания полиомиелитом.

Джонас Солк был моим кумиром в школьные годы и долго оставался им, уже когда я работал психологом. Его принцип «знание не ради знания, а ради исцеления» я взял за образец. Вводя в организм детей крошечные дозы вируса, Солк тренировал иммунные системы на сопротивляемость полиомиелиту. Он опирался на иммунологию – направление в науке, быстрыми темпами набиравшее популярность, – победив с ее помощью опаснейшую эпидемию нашего времени.

Я встретился с Джонасом Солком в 1984 году, и эта встреча изменила мою жизнь. Случай познакомиться представился нам в ходе пылких дискуссий между авторитетными психологами и иммунологами по вопросу перспектив очередной молодой дисциплины с неуклюжим названием «психоневроиммунология». Меня пригласили на эту конференцию потому, что в 1960-е годы я помог сформулировать концепцию «выученной беспомощности».

Приступая в 1964 году в Пенсильванском университете к диссертации по экспериментальной психологии, я был охвачен дерзкими мечтами. Мне хотелось понять тайны психологии, которые держат человека в силках и множат человеческие несчастья. Я выбрал экспериментальную психологию, поскольку был уверен, что эксперимент – лучший способ найти корни психологической боли, «препарировав» ее в лаборатории, а затем определить средства ее лечения и предотвращения. Я решил работать в лаборатории Ричарда Соломона, одного из ведущих мировых специалистов в области теории научения. С животными я стал экспериментировать потому, что считал неэтичным исследовать причины психологической боли на людях.

Придя в лабораторию, я застал там странную картину: в комнате царила суматоха, люди бегали, суетились; животные же, напротив, буквально застыли на месте. Аспиранты Соломона, как я узнал, пытались выяснить, каким образом страх вызывает адаптивное поведение. Они ставили над собаками опыт по системе Павлова, посылая им определенный сигнал, который одновременно сочетался с электрическим разрядом. «Выключить» разряд собака могла бы, пробежав в противоположный угол камеры, в которую ее поместили. К досаде аспирантов, собаки не старались избежать разряда – они сидели и не шевелились. Эксперимент застопорился, поскольку животные не поступали так, как от них ожидали, т. е. не убегали от шока.

Для меня же пассивность животных была не помехой, а феноменом, который предстояло изучить. Именно в ней таилась суть человеческой реакции на бесчисленные неконтролируемые события, которые с нами происходят, – сдаться без единой попытки противодействия. Если бы психология могла пояснить данное явление, то человеческую беспомощность можно было бы излечивать или даже предотвращать.

Вместе с коллегами Стивом Мейером и Брюсом Оувермиром я провел последующие пять лет, изучая беспомощность и разрабатывая средства для ее преодоления. Мы обнаружили, что вовсе не сам шок, а невозможность реагировать на него вызывала симптомы поведения, наблюдавшиеся у собак. Мы можем лечить беспомощность, если доведем до сознания животных, что их поступки приводят к результату, и предотвращать беспомощность, если у них будет опыт контроля над ситуацией.

Концепция выученной беспомощности произвела фурор. Психологи, придерживавшиеся теории научения, расстроились. Будучи бихевиористами, они считали животных и людей машинами, действующими по схеме «стимул – реакция», неспособными научиться абстрактному мышлению. Выученная же беспомощность предполагала знание о том, что «от моих действий ничего не зависит» – абстракцию слишком умозрительную (когнитивную) для теории научения по модели «стимул – реакция». У клинических психологов выученная беспомощность вызвала интерес своим сходством с депрессией. В лаборатории беспомощные животные и люди – пассивные, вялые, грустные, потерявшие аппетит, неспособные разозлиться – казались такими же, как и пациенты с депрессией. Я исходил из того, что выученная беспомощность является моделью депрессии и что любое средство, помогающее преодолеть беспомощность, которое мы откроем в лабораторных условиях, будет излечивать от настоящей депрессии{1}.

Рассматривая в конце 1970-х годов выученную беспомощность как разновидность депрессии, мы обнаружили, что пессимисты более склонны к беспомощности. У данной группы больше и вероятность впасть в депрессию. Оптимисты, наоборот, сопротивляются беспомощности и не пасуют перед неразрешимыми проблемами и неизбежными неприятностями. Этот проект – выявление людей с особой склонностью к пораженчеству и депрессии и обучение их сопротивляться беспомощности – занимал меня и день и ночь. Я находился в его власти до самого знакомства с Джонасом Солком.

Уже на следующий день после знакомства он пригласил меня пообщаться. Спросил о моих исследованиях и планах. Я изложил ему концепцию выученной беспомощности. Объяснил, как пессимизм лишает человека сил противостоять депрессии и даже снижает степень сопротивляемости физическим заболеваниям. Так совпало, что именно в тот день исполнилось тридцать лет первому испытанию вакцины против полиомиелита, и доктор Солк был в приподнятом настроении. «Если бы я сейчас был начинающим ученым, я бы все равно занимался иммунизацией! – воскликнул он с широкой улыбкой. – Только вместо прививок детям я бы выбрал ваш подход. Я бы делал психологические прививки. И проверял бы, могут ли эти психологически вакцинированные ребята успешнее сопротивляться душевным, да и физическим болезням!»

Психологическая иммунизация! Во мне все встрепенулось. Первые же опыты показали, что наши «психологические прививки» имеют поразительный успех. Чтобы научить животных владеть ситуацией, мы создавали для них условия, позволяющие контролировать шок. Разряд отключался, когда собака проявляла активность. Постепенно собаки, как молодые, так и взрослые, осознавали, что могут управлять разрядом. «Привитые» таким образом животные никогда больше не впадали в состояние беспомощности: даже получив разряд, который невозможно было отключить, они не бездействовали{2}. Соригинальничав, мы назвали данный феномен иммунизацией – не без оглядки на вакцину доктора Солка. Это стало своеобразной долговой распиской, обязательство по которой я так и не выполнил. Я почувствовал, что круг замкнулся. Может ли опыт контроля над ситуацией или приобретение такой черты характера, как оптимизм, защитить детей от психических заболеваний? От физических недугов?

Человек-оптимист находит позитивную сторону в любом вопросе или ситуации, тем самым ощущает себя в разы счастливее, чем окружающие его люди. Любой взрослый человек скажет, что оптимист намного счастливее в нашем мире, чем любой другой человек. Человек-оптимист способен во всех ситуациях увидеть положительную сторону , и как следствие, такие люди более счастливые. Последнее время многие родители задаются вопросом: «Как воспитать малыша оптимистом ?».

Ребенок-оптимист. Как вырастить по проверенной программе

Ранее психологи придерживались мнения, что если уж человек родился , то его не исправить. В настоящее время все больше психологов придерживаются противоположной точки зрения. Каждый человек рождается со своим характером , но мировосприятие формирует семья . Таким образом, если у вас в семье принято негативно отзываться обо всем, что происходит: изменение расписания в школе, необходимость в помощи по уборке класса или в садике группы. Со всей долей негатива высказываете свое мнение на этот счет – рассчитывайте, что ребенок тоже вечно будет недовольным и никакие обстоятельства не позволят ему искать положительные стороны в любых изменениях в жизни. Но каждый родитель понимает, что оптимисту жить гораздо приятнее, что ему любые проблемы кажутся простыми. В связи с этим – все хотят помочь малышу и вырастить его с оптимистичным взглядом на жизнь. Психологи собрали пять основных правил , которые помогут стать счастливее не только детям, но и родителям.

Хватит жаловаться

Только родители формируют мировосприятие у своего ребенка, поэтому очень важно понимать, что слышит ребенок каждый день. Если мама и папа при общении с ребенком использует такие фразы как: «опять опоздали», «сегодня был плохой/тяжелый день», «сегодня тебе не повезло», «не надо пробовать, у тебя не получиться» и так далее, рекомендуем избавиться от таких фраз. При постоянном сосредоточении ребенка на грустных мыслях или на неудавшемся действии – это .

Попробуйте заменить привычные грустные фразы на позитивные: «отличная песня», «на работе получила интересный проект», «в магазине купили вкусный йогурт». Учите ребенка искать хорошее в любой ситуации. Даже если вы оба понимаете, что получается сейчас не очень – найдите что-то хорошее в этом.

Одобрять умеренный риск

Любой психолог скажет, что очень важно дать возможность ребенку совершать собственные поступки и приобретать свой опыт путем проб и ошибок. Получение собственного опыта – самый короткий путь к радости и развитие такого навыка, как умение достигать обозначенной цели.

Разрешите ребенку самостоятельно уйти на детскую площадку, попробовать залезть на дерево, отпустите ребенка с ночевкой к его друзьям. Когда ребенок может самостоятельно принимать решение, когда ребенок будет пробовать все новое (в рамках разумного), тогда родители будут чаще слышать: «Мам, у меня получилось! Я сделал это!». Осознанная самостоятельность дает уверенность и счастье маленькому человеку. Важно конечно знать и понимать границы дозволенного, но это вы должны будете обозначить сразу. А уж как будет действовать в этой ситуации ребенок – будет зависеть от степени его самостоятельности. Поэтому в определенных пределах просто отпустите его!

Прощаемся с «курицей-наседкой»

В наше время многие родители так вживаются в роль «курицы-наседки» , что перестают понимать, когда нужно отключить тотальный контроль . Малыш не поделил формочки для песка в песочнице – дайте пять минут детям разобраться самостоятельно. Наблюдая за подобными ситуациями на площадках мы видим обратное. Мамы моментально налетают на детей и растаскивают их по углам песочницы, так и не дав детям возможность приобрести свой опыт решения конфликтных ситуаций. Иногда маме стыдно за невоспитанность сына, но в данном случае не факт, что вторая половина конфликта знает как себя вести. Поэтому важно деткам самим попадать в подобные ситуации и искать свой выход.

Ребенок должен сам понять, принять, проанализировать ситуацию и потом принять решение . Возможность самостоятельного понимания ситуации и её контроля – вот залог хорошего настроения ребенка . Самостоятельно решенная ситуация дает уверенность в своих сила, а это и есть оптимизм. Оптимизм нужно воспитывать и закалять, как характер!

Не сдаваться

Дети, в силу отсутствия опыта и страха неудачи зачастую предпочитают сдаться раньше времени. Когда при посещении секции/кружка/студии у ребенка не получается достичь нужного результата, или просто трудно, ребенок говорит: «я глупый», «я хожу уже год, а у меня ничего не получается», «у меня кривые ноги, поэтому футбол это не мое», « у меня короткие пальцы, я не стану пианисткой», и так далее. Такие ситуации не редки, ведь идя в секцию малыш в своих фантазиях видит себя уже в роли гуру или, как минимум, примой оперного театра.

Понимать реальность

Многие люди считают, что оптимизм это некая форма восприятия мира в розовых тонах. Большая часть людей считают, что оптимист приукрашивает мир . Это не правда. Оптимист хорошо понимает реальность , и радуется как раз тому, что смог получить максимальный результат, который он мог получить из того, что есть.

Иногда ребенок не в состоянии извлечь из реальной ситуации максимум пользы, потому что ему не хватает жизненного опыта . Семья переехала из одного района города в другой, ребенок , ведь на старом месте у него было много друзей на площадке. В такой ситуации ребенку достаточно показать пути решения . Провести разговор с малышом, в котором объяснить, что переезд это не так уж и плохо, ведь у ребенка остались старые друзья, а если сходить на новую детскую площадку, можно завести еще и новых друзей. Показывая ребенку пути решения его проблем, родители всегда могут настроить свое чадо на оптимистичный лад . А такое принятие ситуации очень важно для растущего карапуза!

Мартин Селигман "Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера"

Уже более тридцати лет назад, исследовав связь между пессимизмом и оптимизмом Селигман выдвинул некую теорию о том, что связь как раз есть. В случае положительного опыта, пережитых приятных эмоций – у детей формируется оптимистичное мировосприятие. И наоборот. Если опыт негативный, то и настроение аналогичное.

Селигман считает, что ребенка оптимистом надо взращивать с пеленок. Поэтому чем раньше вы начнете, тем больше шансов, что у вас вырастет ребенок-оптимист ! Автор называет эту методику "прививкой" от депрессии. И правда, в жизни его ждет столько разочарований и невзгод, что учиться жить, порой в нескончаемой череде неудач, лучше с оптимистичным взглядом на них.

В книге про ребенка оптимиста вас жду ответы на вопросы, как и зачем сформировать у ребенка позитивное отношение к ситуациям, можно будет пройти тест на оптимизм , а также вы узнаете, как именно помочь своему чаду изменить негативное отношение на позитивное.

Полезное видео

Видео-обзор по известной программе Мартина Селигмана о том, как вырастить ребенка-оптимиста

Итоги

Что такое оптимистичный взгляд на жизнь? Оптимизм дает возможность искать разные варианты решения жизненных проблем и ситуаций. Оптимизм – это уверенность в том, что все получится.

Дети копируют модель поведения с родителей. Показывайте правильный пример восприятия ситуации ребенком, и ваше чадо вырастет оптимистом.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Не смотря на объем – более 300 страниц, книгу я прочитала на одном дыхании. Для меня оказалась очень удобной система изложения материала, которой следует автор. Первые 3 части посвящены общим рассуждениям о природе и специфике оптимизма, обоснованию возможности и необходимости формирования оптимизма специальными средствами, затем идет часть, включающая подробное описание самой программы формирования оптимизма, и заключительная часть о пределах оптимизма и возможностях его формирования в раннем и дошкольном возрасте.

Сама программа рассчитана на школьников, оптимальный возраст от 8 до 12 лет, так что если ваши детки попадают в эту возрастную категорию, рекомендую особенно внимательно присмотреться к данной книге.

Программа, изложенная в книге, базируется на определении оптимизма и пессимизма как объяснительного стиля – то есть особенностей объяснения человеком происходящих в его жизни событий. Автор выделяет 3 характеристики объяснительного стиля:

Причины события действуют иногда или всегда;

Являются локальными или универсальными по своему масштабу;

- «кто виноват?» (событие объясняется внутренними или внешними причинами по отношению к человеку).

Мартин Селигман указывает, что объяснительный стиль является врожденной особенностью человека, но закреплению пессимистического стиля способствуют пессимизм родителей, критика ребенка родителями, воспитателями, учителями в пессимистическом ключе («у тебя никогда не получится», «вечно ты все забываешь», «ты все испортил» и т.п.), а также реальный опыт обретения беспомощности (концепция «выученной беспомощности», которую автор обосновал многочисленными опытами с лабораторными крысами).

Задача родителей заключается в проработке собственного стиля объяснения, и особенно приятно, что ее решению посвящены отдельные страницы в начале каждого раздела программы. То есть автор предлагает сначала родителям научиться мыслить, как оптимист, и только потом приступить к обучению своих детей. Помимо теории и практики оптимистической трактовки происходящего, родители должны применять исключительно поведенческую критику (то есть критиковать только отдельные поступки, а не ребенка в целом – сравните: «Сегодня на уроке ты часто отвлекался» и «Какой же ты невнимательный!»), а также создавать для своего ребенка ситуации успеха. Впрочем, последнее направление работы в деле воспитания оптимиста, как мне показалось, в рамках данной книги не раскрыто в достаточной степени.

Суть программы, которая представлена в книге очень полно и подробно, вплоть до рекомендаций по продолжительности и частоте занятий, сводится к овладению ребенком следующими мыслительными навыками:

Не поддаваться автоматическим (как правило, пессимистическим) мыслям, научиться отслеживать их;

Подвергать пессимистические объяснения сомнению, искать для них доказательства или опровержения (в программе детки на данном этапе обучения играют в Шерлока Холмса с собственными мыслями);

Находить более адекватное действительности объяснение ситуации;

Отказаться от привычки думать о самом плохом варианте развития событий (декатастрофизация).

Опыт применения данной программы в школах показывает, что дети, действительно, обучаются не доверять слепо своим первоначальным пессимистическим реакциям, замечать множество причин ситуации и брать на себя ответственность только за те из них, которые от них зависят.

Жаль, что программа не подходит дошколятам, мне бы очень хотелось ее использовать в воспитании своего сына. Тем не менее, автор рассказывает и о формировании оптимизма у малышей, а также дает некоторые рекомендации, способные создать и поддержать предпосылки развития оптимизма, но эти рекомендации я уже применяю. Приведу их здесь:

Чувство контроля над ситуацией. Родители должны буквально с рождения создавать для ребенка ситуации, в которых он будет что-то контролировать. Кстати, в отношении формирования чувства контроля над ситуацией автор очень восторженно высказывается о развивающем потенциале компьютерных игр, ведь ребенок сам, нажатием кнопки, управляет происходящим на экране, – ну не знаю, не знаю, лично я предпочитаю для своего ребенка создавать другие развивающие ситуации. Следует давать ребенку возможность проявления самостоятельности и выбора – делать покупки в супермаркете, решать, что надеть, что кушать, участвовать в домашних делах и т.д. По большому счету, делая выбор из ограниченного родителями круга альтернатив (отварная или тушеная брокколи на ужин? :)), ребенок учится «брать от жизни все», то есть извлекать максимум из ограниченных возможностей, которые дает нам жизнь.

Позитивный настрой. Ребенок растет в эмоционально благополучной атмосфере, получает заслуженную похвалу (М.Селигман приводит исследование, подтверждающие, что похвала «за просто так» также способствует формированию феномена «выученной беспомощности», выражающегося в пассивности и безучастности), наказаниям предшествуют «сигналы безопасности», предупреждения, то есть ребенок отдает себе отчет, за что его наказывают.

Оптимистичный стиль объяснения. Его нельзя сформировать у дошкольников с помощью описанной в книге программы, но дети легко его перенимают у своих родителей. Так что если вы знаете за собой склонность объяснять все свои беды внутренними, постоянными и всеобъемлющими причинами, вам стоит пройти эту программу самостоятельно.

Надо сказать, что сам автор, конечно, оптимист – на протяжении всей книги он неоднократно подчеркивал, что данная программа позволит навсегда сделать ребенку «прививку от депрессии», обеспечит его успешность во взрослой жизни и давал другие оптимистичные и далеко идущие прогнозы. И только в самом конце внимательный читатель (то есть я:)) разглядел, что по результатам исследований, действие программы без дополнительных мероприятий после ее завершения продлилось 2 года, кроме того, из 11 проведенных обучающих курсов 3 вообще не показали желаемых результатов. Но начиная обучение по этой программе со своими детьми, мы-то будем оптимистами, ведь так?



Рассказать друзьям