Почему подростки меняют внешность. Каким должен быть подросток? Когда нужно бить тревогу

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Что подросток видит в зеркале?

Одна из основных проблем, волнующих подростков, – это оценка своего внешнего вида: лица, фигуры, физических данных. Многие из них словно постоянно задают себе вопрос: «Насколько я соответствую представлениям о красоте, принятым в моей среде и в современном мире?». От степени удовлетворенности подростков (особенно девушек) своей внешностью зависят и многие другие качества личности – жизнерадостность, открытость, общительность. Подростки, негативно оценивающие свою внешность, более склонны к депрессии и тревоге. Можно ли помочь юношам и девушкам справиться с подобными переживаниями и обрести уверенность в себе?

Родители и учителя подростков знают: это возраст, полный противоречий и болезненных переживаний. Отношение к своему внешнему облику – одна из проблем, особенно волнующих подростков обоего пола.
Подросток не только сам слишком придирчиво оценивает собственную внешность, но и крайне чувствителен к ее оценке другими людьми. Сравнивая себя со сверстниками, он формирует представление о себе самом, создает образ своего «психологического Я» и «телесного Я», то есть «физического».
Для подростка внешность – не просто отражение в зеркале. Это уверенность и общительность, это пропуск в любую компанию и статус в коллективе сверстников. Отношение к своей внешности может составлять основу самооценки в целом.

Самооценка складывается из знаний о себе и отношения к себе. Знания о себе человек приобретает через общение с другими людьми в семье и в социуме. Но эти знания не остаются нейтральными: со временем они окрашиваются различными эмоциями – как отрицательными, так и положительными. И эти эмоции могут быть сильными и напряженными.
«Когда я была маленькой – лет до десяти, то была уверена, что я очень хорошенькая. Так говорили взрослые, которые меня окружали. Особенно их умилял мой маленький носик. Они говорили, что это очень красиво. Помню, как я радовалась, когда слышала эти слова. Но потом все изменилось. Я росла, и черты моего лица менялись. И те же взрослые с сожалением стали говорить: надо же, а ведь был такой хорошенький носик, как не повезло – теперь на всем лице только нос и виден. Они мне очень сочувствовали.
Я часами сидела перед зеркалом и пыталась как-нибудь его втянуть, чтобы он выглядел меньше, но ничего не получалось. Мне казалось, что с таким носом нельзя выходить на улицу – все будут его разглядывать и смеяться. Осенью, зимой и весной я носила шарфы и заматывала ими пол-лица, чтобы закрыть огромный нос. Только тогда я чувствовала себя спокойно. А всем говорила, что у меня хроническая ангина (не знаю, бывает ли такая). Сейчас, когда я выросла, я вижу, что нос у меня самый обычный и не стоило так переживать. Но иногда я по привычке втягиваю его абсолютно автоматически».

У девушек самооценка в большей степени зависит от оценки привлекательности своего лица и тела, у юношей – от оценки эффективности тела, то есть от спортивных умений.
«Уроки физкультуры были для меня настоящим мучением. За одну четверть, к ужасу мамы, я «потерял» три или четыре физкультурные формы. Это на какое-то время избавляло меня от насмешек одноклассников. Двойка казалась ерундой по сравнению с тем, чего мне удавалось таким образом избежать. Не только на уроке, но и в раздевалке после урока (и особенно – в раздевалке) я становился объектом не только двусмысленных шуток, но и откровенного унижения. Как же я ненавидел себя и своих одноклассников за то, что не умею подтягиваться! Конечно, я потом всему научился. Но мог научиться гораздо раньше, если бы не этот липкий страх каждый раз и ощущение множества насмешливых глаз, которые на тебя смотрят и ожидают твоей неудачи. Даже теперь в сложные моменты я иногда теряю уверенность и напоминаю себе того беспомощного толстого подростка на турнике».
П сихологи уже давно обнаружили взаимосвязь между самооценкой своей внешности у подростков и другими важными личностными особенностями.

Психологи считают, что есть два основных мифа, определяющих эгоцентричное поведение подростков и их сосредоточенность на оценке собственной внешности.
Первый – миф о собственной исключительности. Этот миф заставляет подростка верить в уникальность и неповторимость своих переживаний, своего опыта. Обратной стороной уникальности всегда является чувство одиночества: «Меня никто не понимает», «Никто не может любить так, как я», «Никто не может страдать так, как я», «Ни у кого нет таких проблем, как у меня».
Понимание универсальности человеческих переживаний (при безусловной уникальности каждой отдельной личности) болезненно и спасительно одновременно: ведь если кто-то переживал что-то подобное – значит, он может понять тебя и разделить твою боль, он может помочь.
Второй миф – это миф о воображаемой аудитории.
«Сегодня на уроке психолог говорила нам о нас самих – о подростках. Много всего. Например, рассказала про «воображаемую аудиторию». Будто подросткам кажется, что они в жизни – как на сцене: все на них смотрят и все их оценивают.
Я сейчас немного растеряна. Получается, что я просто приписываю другим людям намерение меня рассмотреть и оценить. А на самом деле другие люди думают не обо мне, а о себе. И даже если делают какие-то замечания про внешность, то не для того, чтобы обидеть, а потому, что за свою внешность волнуются и поэтому у других недостатки высматривают. Но я все-таки думаю, что мои недостатки очень людям в глаза бросаются».
Именно чрезмерная озабоченность собой приводит подростков к тому, что им кажется, будто и других в такой же степени волнует их внешность или поведение.

Подростковый возраст – это еще и время экспериментов с собственной внешностью. Что скрывается за многократно перекрашенными волосами, немыслимыми прическами, пирсингом, оригинальной одеждой и ярким макияжем? Только ли испорченность подростков и их стремление во что бы то ни стало выделиться из толпы или подчеркнуть свою принадлежность к определенной группе?
Психологический смысл экспериментов с собственной внешностью – в поиске собственного образа; через изменения внешности подросток ищет и раскрывает свою идентичность (свое Я). Внешний вид подростка (да и взрослого человека тоже) – это своеобразное послание миру о том, кем он хочет быть. Но у взрослого человека образ себя, как правило, уже сложившийся, а у подростка – только формирующийся. Поэтому взрослым, вводя правила, касающиеся одежды и причесок, следует помнить, что всегда остается риск их нарушения теми подростками, которые активно ищут свой образ или используют свою внешность именно как орудие протеста против правил, установленных взрослыми. (И дело здесь тогда уже не во внешности, а в способе взаимодействия взрослых и подростков и их умении обсуждать проблемы и договариваться.)
«Даже когда ввели школьную форму, мы все равно старались внести в этот скучный костюм хоть капельку индивидуальности: укоротить юбку, подшить кружева, надеть под пиджак что-то яркое. И мы все равно красились, даже когда директор запретила косметику. Я красилась потому, что без карандаша у меня совсем невыразительные глаза и я начинала себя ужасно чувствовать на уроке. А с подведенными глазами я была уверена в себе и даже отвечала гораздо лучше».
«Когда я сталкивался с правилами, мне ужасно хотелось сделать все наоборот. Учителя боялись, что я плохо влияю на других ребят. Я был единственный в классе, кто носил длинные волосы. А потом я их покрасил в два цвета – черный и белый. И все думали, что я просто издеваюсь над учителями. Ну, отчасти мне хотелось их немного позлить. И был только один учитель, которому я мог рассказать, что черное и белое – это внутри меня. Это как ангелы и черти, как добро и зло, а тебя тянет в обе стороны сразу. Когда ты не можешь понять, какой ты на самом деле – примерный сын своих родителей или уличный хулиган? Лучший спортсмен школы или прогульщик? Хам или тихоня? И непонятно было, как в себе это примирить, как прекратить эту внутреннюю борьбу. Потом я успокоился и покрасил волосы обратно».

Отечественный психолог А.А. Леонтьев описал эксперимент, в котором проявился так называемый «эффект ореола». В ходе эксперимента педагогам предлагалось оценить личные дела учеников. Перед ними ставилась задача определить на основании личных дел учащихся уровень развития их интеллекта, отношение родителей к школе, планы учащихся на дальнейшее продолжение образования и отношение к нему сверстников. При этом всем участникам эксперимента давалось одно и то же личное дело, но к нему прикладывались разные фотографии с заведомо приятными и заведомо неприятными лицами оцениваемых школьников. Выяснилось, что привлекательным детям учителя приписывали более высокий интеллект, намерение продолжить образование, родителей, больше занимающихся их воспитанием, и более высокий статус среди сверстников.

К сожалению, негативная оценка своей внешности у подростков может быть спровоцирована неосторожными замечаниями окружающих. Не застрахованы от субъективности и учителя.
Как правило, со временем подростки перерастают эксперименты над собственной внешностью; недовольство собой тоже остается в прошлом.
Однако иногда случается так, что критическое отношение к своей внешности приобретает болезненный характер. Для таких состояний итальянским психиатром и психологом Э.Морзелли был предложен термин дисморфофобия.

Основные симптомы дисморфофобии, свидетельствующие о болезненном характере страхов:

    симптом зеркала – постоянное, навязчивое разглядывание себя в зеркале с целью убедиться в наличии или отсутствии «дефекта» и попытаться найти положение и поворот лица, скрывающие недостаток;

    симптом фотографии – избегание или категорический отказ от фотографирования, уничтожение своих фотографий с целью сокрытия дефекта.

При дисморфофобиях могут возникать и другие поведенческие признаки: например, попытки скрыть реальный или мнимый дефект с помощью чрезмерного количества косметики или с помощью одежды, ощущение неловкости в обществе, навязчивый поиск информации о способах устранения недостатка и т.д. Чаще всего недовольство вызывают состояние кожи, рост, вес, черты лица и формы тела.
Опасность заключается в том, что «незначительное» расстройство, которое «только лишь» отравляет жизнь, может перерасти в серьезное заболевание, при котором идея физического недостатка превращается в самый настоящий бред. В таких случаях представление больного о себе абсолютно не соответствует действительности и не поддается разубеждению. К сожалению, случаются даже попытки самоубийств на фоне сильных депрессивных переживаний. Поэтому очень важно вовремя заметить опасность и обратиться за профессиональной психиатрической помощью. Своевременно начатое лечение обычно приводит к хорошим результатам.
Серьезные психические расстройства, связанные с недовольством собственной внешностью, встречаются все-таки реже «обычных» подростковых переживаний.
Как помочь недовольным собой подросткам?
Подростку с низкой самооценкой полезна помощь психолога: есть много способов, помогающих изменить отношение к себе и начать уважать и любить себя.

«Я психологу честно про свои проблемы рассказала – что я себе не нравлюсь, что я толстая, уродливая, что даже жить не хочется. Она мне несколько заданий дала – что-то вроде тестов, но только надо было не на вопросы отвечать, а рисовать, а потом уже она мне объяснять стала.
Получается, что моя проблема – в низкой самооценке. То есть, как я поняла, это не я плохая, а я плохо к себе отношусь, особенно к внешности.
Она объяснила, что это только в детстве самооценка от родителей зависит, пока ребеночек маленький. А потом он уже сам себе хозяином становится и самооценку можно исправить. Есть даже специальные упражнения для этого. Вот, например, наше первое упражнение.
Надо сделать таблицу, в левой части написать негативные утверждения о себе (те, которые из-за низкой самооценки). А потом труднее – в правой части надо напротив каждого негативного утверждения написать прямо противоположное, хорошее. Например, слева написано «я толстая» – значит, справа пишем «у меня хорошая фигура». Слева написано «я некрасивая» – справа пишем «у меня вполне приятная внешность». Ну и так далее. Потом левый список можно выкинуть, а правую колонку читаем себе два раза в день…
Конечно, от этих упражнений моя кожа лучше не стала и фигура, в общем, такая же. И они (кожа и фигура) мне не очень нравятся. Странно, но сейчас я могу об этом спокойно думать и писать. Таблетки «похудательные» я решила не пить. В спортзал тоже не пойду. Интересно, как я могла забыть, но я ведь всегда хотела танцевать! Так что с завтрашнего дня я иду на танцы. Еще прочитала на сайте, что для фигуры хорошо плавание. Надо взять абонемент в бассейн! Буду себя любить и меняться потихоньку».

Из дневника восьмиклассницы*

Х орошо, когда рядом оказывается тактичный, понимающий взрослый, который поможет подростку разобраться в себе и в причине своих переживаний, снизить их напряженность и подсказать выход. Для подростка очень важна позитивная оценка его внешнего вида: ему нужно чаще говорить о достоинствах его внешности, о том, что он красивый (милый, привлекательный, симпатичный, обаятельный).
Теплое и принимающее отношение взрослых поможет даже не очень привлекательному ребенку вырасти счастливым.

Статья подготовлена при поддержке информационного портала «Babyblog».Если вы ищете советы по уходу за ребенком или хотите сшить своему чаду интересный костюм, то лучшим решением окажется информационный портал «Babyblog». На сайте, расположенном по адресу «www.Babyblog.Ru», вы сможете найти советы как сшить , а также другую интересующую вас информацию. Информационный портал «Babyblog» постоянно пополняется интересными статьями, насыщенными фактами и полезными советами.

Подросток – это уже достаточно сформировавшаяся личность. По своему физическому, физиологическому и психологическому состоянию они близки к миру взрослых. Но ввиду их небольшого жизненного опыта между взрослыми людьми и подростками возникают непонимания и недоразумения. Очень часто взрослые забывают о том, что и они были в таком возрасте, а подростки еще не знают, какими будут они через несколько лет.

Необходимые знания для подростка

Рассмотрим, каким должен быть подросток. Поскольку подросток находится на грани детства и взросления, его ближайшее будущее для него пока непонятно и немного пугающе. Поэтому он должен знать о том, что с ним происходит и понимать происходящие с ним вещи, чтобы в дальнейшем избежать ошибок. Подрастающее поколение должно знать:

  • О периоде полового созревания. Взрослые должны объяснять им о том, что такое любовь, сексуальность и половые отношения. Во время периода полового созревания у подростков появляются новые ощущения, меняется их тело, происходит смена настроения. Родители и педагоги должны уберечь их от лживой информации и постараться ответить на интересующие их вопросы.
  • Что необходимо делать, чтобы избежать соблазна алкоголя. Все родители очень переживают о том, чтобы их дети не попали под влияние вредных привычек, таких как курение, алкоголь и наркотики. В подростковом возрасте дети относятся к этому беспечно, они еще не совсем осознают о тех последствиях, которые могут возникнуть в результате их употребления. Поэтому о том, что должен знать подросток в отношении приема алкоголя и наркотиков является очень важным моментом в его жизни. Для этого родители должны постоянно контролировать ребенка и проводить беседы на эти темы. А в случае необходимости обратиться к психологу.
  • О трудоустройстве. Дети в подростковом возрасте имеют право на временное трудоустройство, и они должны знать о том, сколько часов в неделю они могут трудиться в зависимости от возраста и в соответствие с действующим законодательством. Например, подростки в возрасте 15 - 16 лет могут работать пять часов в день, а учащиеся имеют право работать не больше 2,5 часов в день.
  • О деньгах. Родители должны обучать подростков о том, как необходимо вести себя в отношении денег, а именно:
    • они должны учиться экономии
    • уметь вести счет деньгам
    • уметь тратить с умом
    • учиться жить по средствам

Внешний вид подростка

Рассмотрим, как должен выглядеть подросток. Практически все подростки хотят выглядеть модно, им хочется носить одежду, которая на данном этапе будет выражать их внутренний мир, соответствовать их желаниям и интересам. Следуя определенному стилю, они хотят выразить с помощью одежды свою личность. Некоторых взрослых раздражает кричащий вид юноши или девушки, и они считают, что у таких молодых людей проблемы психологического характера. Не стоит на этом акцентировать внимание и тем более усугублять и без того нелегкий переходной возраст, ведь им порой очень сложно распрощаться со своими детскими мечтами и тяжело понять окружающую действительность. У каждой группы людей есть свои приоритеты в стиле одежды, например, есть любители одежды в стиле хип-хоп, а есть подростки, которые любят романтический или спортивный стиль. Каждый из этих стилей выражает его внутренний мир и увлеченность чем-либо. В любом случае внешне все подростки должны носить чистую и опрятную одежду, а родители всегда должны суметь их понять, поддержать и при необходимости уметь направить и посоветовать.

Книги для подростков

Во многом формирование личности ребенка происходит на основе прочитанных книг. Поэтому, по мнению известных умных людей, книги, которые должен прочитать подросток, должны быть актуальны в наше время, так как без знаний и чувств никак не обойтись. Среди наиболее популярных книг, читатели выделяют произведения Пастернака, Пелевина, Улицкой, Окуджавы, Ильфа и Петрова, Митчелла, Гюго и др.

01.11.2013

Все из нас проходили такой трудный период, как подростковый. С ним связано много проблем, которые испытывают не только подростки, но и взрослые (родители, учителя, соседи).

Именно поэтому этот период называют еще переходным. Особенно волнует подростков изменения во внешности. Безусловно, этот процесс неизбежен, пережить его сложно, и главная задача взрослых, помочь справиться ребенку со своими комплексами.

Что происходит в подростковом возрасте?

Подростковый, или пубертатный период длится (в среднем) от 11 до 15 лет. В этом возрасте начинают «играть» гормоны, в том числе и половые. Начинается стремительный рост и развитие организма, ребенок проходит стадию взросления, как в физическом, так и в психологическом смысле. Физические изменения связаны с развитием мышечного аппарата, окостенением скелета, перестройкой сердечно-сосудистой системы и прочим. Начинают усиленно работать железы внутренней секреции, что приводит к нестабильному артериальному давлению, неустойчивой психике, напряженной работе сердца.

Половое созревание является одним из составляющих подросткового периода. Проще говоря, мальчик превращается в мужчину, а девочка в женщину. Появляются вторичные половые признаки, у девочек появляются менструации, увеличивается грудь, у мальчиков ломается голос, возникают поллюции. Рост волос в «сокровенных» местах нередко приводит к появлению комплексов у подростков. И, конечно, с избытком половых гормонов связано и появление акне - юношеских прыщей, что так же не способствует адекватной оценки своей внешности у подростка.

Проблемы с внешностью у подростков

Почему-то существует мнение, что мальчики не обращают внимания на свою внешность. Увы, это не так. Обращают, и даже очень. Особенно, если мальчик влюблен. Любовь в переходном периоде рассматривается как мальчиком, так и девочкой не как эмоциональный взрыв, а скорее, как эротический компонент. Поэтому мальчики-подростки, стараясь понравиться своему объекту, пускаются во все «тяжкие»: начинают курить, пить пиво, грубить взрослым и прочее. Недостаточный рост, ломка голоса, мышечная слабость, пресловутые прыщи вызывает насмешки у окружающих подростков, что усугубляет комплексы.

Девочки часами стоят у зеркала, выискивая мнимые недостатки (большой нос, маленькие глаза, пухлые щеки), сравнивая себя с моделями из глянцевых журналов, популярными артистами и телеведущими. Пристают к родителям с просьбой купить дорогую и шикарную, по их мнению, одежду, изнуряют себя диетами из-за выдуманной полноты. Растущая, или, напротив, слишком маленькая грудь тоже один из комплексов у девочек.

Что же делать?

В первую очередь, с проблемами подростков, связанными с изменениями во внешности справиться могут и должны родители. Бесспорно, именно на них ложиться груз переходного периода собственного чада, именно они принимают огонь на себя. Откровенный разговор матери с дочерью подростком поможет избежать не только дальнейших скандалов, но и справиться ребенку со своей, якобы, ущербной внешностью. Следует объяснить девочке, что прыщи – это явление временное и купить косметический лосьон, полнота у нее отсутствует, а отказываться от еды в ее возрасте весьма и весьма плохо, так как растущему организму нужны питательные вещества и энергия. Красивая и дорогая одежда невсегда помогает исправить недостатки, и постараться вместе с дочерью подобрать подходящий гардероб. Фотомодели в модных журналах всего лишь работа фотографов и визажистов, а любовь противоположного пола можно получить не за счет внешности, а своих душевных качеств.

С мальчиком, соответственно, вести разговор должен отец. Ломающийся голос и поллюции – это абсолютно нормальное явление, и со временем пройдет. Переживает из-за своего роста и недостаточной мышечной массы? Пусть запишется в спортивную секцию, в танцевальный кружок, займется самостоятельным усовершенствованием внешнего вида.

И, конечно, родители обязаны объяснить своему ребенку-подростку, что пусть он сейчас гадкий утенок, но со временем превратится в прекрасного лебедя, только помочь этому превращению может лишь он сам.


Анна Созинова

13.07.2013 Что мешает дружбе
Первоклассник адаптируется не только к учебному процессу, к новым требованиям, но и к новой среде, к новым сверстникам. И не всегда это проходит гладко. Иногда ребенок не может найти себе друзей.

Люди оценивают это практически моментально, на уровне подсознания. Но насколько же важна эта оценка? Всем известно, что первое впечатление о человеке сильно влияет на развитие отношений между этими людьми в дальнейшем. Первое впечатление можно произвести лишь однажды, поэтому мы так стараемся хорошо выглядеть на вечеринках, корпоративах и других местах, где можно встретить незнакомых людей. Хорошо выглядеть стараются в основном женщины, хотя это не правило, а скорее тенденция. Просто женщины проявляют это несколько открытие. Ведь дамы всегда были музами, а мужчины добытчиками и охотниками. Так в каком же возрасте внешность наиболее важна и какое значение внешности в наше время?

Начнем с детей в возрасте от трёх до шести лет. Это самый невинный и безоблачный период в жизни. В это время нет, совершено никаких проблем и забот, ты получаешь от жизни все, что хочешь. Ребенок не задумывается об общественном мнении по отношению к себе. Он выбирает себе кумиров не по внешнему виду, а по непосредственному отношению того или иного человека к себе самому. Если оценить значение внешности для ребенка это возраста по десятибалльной шкале, он получит оценку 1 балл.

Далее идет период от семи до тринадцати лет. В это время ребенок идет первый раз в школу. На этот период приходить начало более-менее взрослой и самостоятельной жизни. Сейчас у него появляются первый друзья-сверстники обоих полов, значение внешности для него приобретает смысл. Впервые он начинает задумываться о себе, как о самостоятельной личности. Внешность начинает его волновать сильнее, так как он находиться в обществе и обязан выглядеть соответствующе. Но сейчас еще это в основном из-за влияния на ребенка родителей. Они стараются привить своему чаду аккуратность, чистоплотность, любовь к порядку. Оценка 4 балла.

Потом идет большой промежуток жизни 14-25 лет. В это период входит в подростковый возраст, а так же молодость. Это наверное самый сложный период человеческой жизни, хотя и самый яркий, запоминающийся, неожиданный. В этот период у человека формируется мнение о себе, он оценивает окружающих себя людей, создает свои жизненных принципы или же отказывается от них вовсе, идет переоценка ценностей, в общем, происходят глобальных изменения в человеке, как личности. В этот период внешность необычайно важна. Подросток очень много времени и сил уделяет своему внешнему виду, он старается выглядеть идеально. Это желание вполне естественно, ведь сейчас он начинает интересоваться противоположным полом. К концу этого периода, как правило, человек уже сформированная и самостоятельная личность, но внимание к внешности не уменьшается. И это внимание вполне осознанное, человек проявляет его самостоятельно, ему хочется для СЕБЯ хорошо выглядеть. В наше время подростки очень жестоки, и поэтому к внешности уделяется особое внимание. Оценка 9 баллов.

Следующий период 26-45 лет. В это время человек полностью становиться самостоятельным и независимым. Как правило, на этот этап приходиться заключение браков и рождение детей. И мужчины и женщины меньше зациклены на своей внешности и предпочитают ей внутренний мир человека. Так же внимание к внешности снижается из-за того, что человек понимает, что не стоит ни кого из себя строить и начинает быть самим собой, так как карьера и семья уже созданы. К концу этого этапа вновь возникает недлительное сильное внимание к своей внешности (кризис среднего возраста), но оно быстро заканчивается. Оценка 4-5 баллов.

И последний период от 45 лет и до конца жизни. Внимание к внешности минимальное, так как у большинства людей большая семья, удачная карьера, они снова начинают жить только для себя. Перестают любыми способами привлекать к себе внимание, так как уже заслужили достаточно уважения. Оценка 2 балла.

Таким образом, наиболее значение внешности в наше время для подростков и молодежи, обусловлено это внимание гормональной перестройкой организма, а так же периодом становления личности.

Меньше всего внешность волнует маленьких детей, из-за отсутствия опыта общения. А так же пожилые люди, не зациклены на ней.

Исследования показывают, что большинство девушек-подростков, в отличие от мальчиков-подростков, свой внешний вид считают важнейшей частью их жизни. Каждый день подростки думают о своей форме и размерах собственного тела. Подавляющее большинство молодых девушек думают что должны быть худее. Добавьте к этому мнение друзей, мальчиков, родителей, средства массовой информации и пищевой промышленности и Вам станет понятнее, почему число пациентов с расстройствами пищевого поведения резко растёт.

Поддержка в подростковом возрасте

Подросткам, в любом случае, нужна поддержка в развитии сильной и здоровой физической самооценки. Советы которые написаны на обложках журналах могут показаться привлекательными, но в действительности они не могут помочь. Как это обычно бывает с советами, как только мы закрываем журнал, какими бы ни были эти советы, мы будем продолжать жить так, как сами считаем. В этом смысле, когда мы говорим о неудовлетворенности своим телом, необходимо вложить много усилий в плановое руководство, для того чтобы помочь подросткам в развитии здорового и позитивного отношения к своему собственному телу. Такая помощь должна быть всесторонней: от родителей, школы, средств массовой информации.

Давайте начнём с себя

Мы не можем помочь кому-то решить, то что сами не в состоянии решить. Мать, которая сама недовольна своим телом, не может говорить с дочерью об отношениях к собственному телу, такие познавательные беседы просто не будут действовать. Словами можно сказать правильные вещи, но слова это только часть общей информации которую мы хотим донести до собеседника. Поэтому, для начала, мы должны спросить себя, как я отношусь к
собственному телу. Люблю ли я своё тело? Думаю ли я что я некрасивая и слишком толстая? Нахожусь ли я постоянно на диете? Вечно жалуюсь о том, что с каждым годом выгляжу всё хуже и хуже?
Подумайте об этих вопросах, потому то что вы думаете и чувствуете о своём теле влияет на то что Ваш ребёнок будет чувствовать и думать о своём собственном теле. Независимо от того, что вы говорите. Дети делают вывод с примеров, а не с того что Вы им говорите.

Мифы и факты о внешнем виде

В дополнении к информациям которые подростки получают от своих родителей, для них немаловажная информация, это та которую они получают от своих сверстников, и из средств массовой информации. Если обратить внимание на послания общества и средств массовой информации, мы должны дать возможность подросткам распознавать что не всё что они слышат — правдоподобно. Мы можем научить подростков распознавать что есть миф, а что реальность, и какие призывы полезны, а какие плохо влияют на развитие здоровой физической самооценки. Вот некоторые из мифов и реальные факты:

Миф 1 — Тело может меняться при помощи правильной диеты, физической нагрузки и личными усилиями, каждый человек может выглядеть как модель.
Факт 1 — Каждый человек рождается с уникальным телом. Генетические факторы играют важную роль в регулировке веса и формы тела. Не существует идеального тела, которое лучше, чем любое другое.

Миф 2 — Достичь внешний вид модели, улучшит качество жизни и облегчит: продвижение по карьерной лестнице, наладит любовные отношения, счастье и деньги. Если у человека не получается достичь идеального размера тела, это говорит об отрицательных чертах характера. Такие люди ленивы, ненадёжны и неудачники и у них отсутствует чувство самоконтроля.
Факт 2 — Внешний вид модели подразумевает нереальный вес тела для большинства женщин из-за биологических и генетических факторов. Кроме того, модели тратят огромное количество часов в день, на свой внешний вид, и в этом им помогает целая команда профессионалов — от парикмахеров до мастеров освещения. Только тогда мы видим результат столь кропотливой работы, и в итоге сравниваем моделей с собой. Сравнивая себя с нереальными персонажами является хорошим способом, стать несчастным и неудачным человеком.

Миф 3 — Мальчики любят только очень худых девушек.
Факт 3 — Ребятам нравятся девочки, которые выглядят как девушки, а не как мальчики. В это входит грудь, бёдра, ягодицы. Слишком худые девушки выглядят как мальчики.

Не существует волшебная палочка которая может помочь девушке — подростку развить положительную, здоровую и физически сильную самооценку. Позитивную самооценку нужно начинать развивать ещё в раннем детстве. В подростковом периоде родители должны принять тот факт, что они имеют гораздо меньше контроля над питанием подростка, его физическими активностями и общего отношения к телу. В подростковом возрасте ребёнка — родитель должен сосредоточиться на том чтобы не разорвать эмоциональную связь с ребёнком, предлагая ему поддержку и помощь, вместо критики.

Несколько советов о том как можно помочь:

  1. Не ведите себя как сотрудник милиции. Не нужно постоянно заострять внимание на том что ест ваш ребёнок, когда он ест и сколько это имеет калорий. Чаще покупайте здоровую еду, не покупайте газированные напитки, закуски и сладости. Будьте хорошим примером, показывайте что такое здоровое питание. Это не правильно критиковать можно подростка ожидая от него навыки здорового питания, но в то же время всей семьёй продолжать нездоровое питание.
  2. Поддерживайте любой вид физической активности. Некоторые подростки, любят спорт и очень активны в спорте. Другие же не любят выражать себя через спорт. Так что, творчески подходите к выявлениям других форм физической активности. Прогулка по торговому центру тоже может быть активной деятельностью. Также, как и катание на роликах, коньках, танцы, езда на велосипеде и т.д. Постарайтесь проводить время вместе, занимаясь здоровыми физическими нагрузками.
  3. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Одним из самых болезненных переживаний, это когда мать сравнивает её ребёнка с другим ребёнком, родственником, другом или с самим собой. Не говорите когда ваш ребёнок слышит: «вот, когда я была в твоём возрасте у меня не было проблем с целлюлитом …» или «видишь, как твоя сестра может не есть сладкое после обеда». Такие разговоры, даже не независимо от ваших добрых намерений, не мотивируют, а наоборот — ваш ребёнок делает не правильный вывод. Таким образом ребёнок начинает чувствовать себя плохим, неуверенным в себе и не красивым.
  4. Не говорите плохо о своём теле и не говорите о диете перед ребёнком. Если ваша дочь услышит от вас о вашей собственной неудовлетворенности своим телом, она может подумать, что это нормально, и что каждая женщина должна чувствовать себя неудовлетворенной в своём теле. Это особенно опасно, если у вас нет реальных оснований для беспокойства. Если у вас избыточный вес, например, говорить о нём как о медицинской, а не эстетической или социальной проблеме. Ваш подросток достигнет здорового веса только при помощи здорового и сбалансированного питания.
  5. Будьте в курсе о признаках расстройства пищевого поведения. Расстройства пищевого поведения всё чаще является проблемой, начиная, как правило, в подростковом возрасте, и это не происходит только с другими. Так что будьте бдительны, держать глаза открытыми для того, чтобы вовремя распознать, что ваш ребенок нуждается в вашей помощи и помощи опытного специалиста. Даже если диагноз пищевого расстройства уже поставлен, не падайте духом, чем раньше начинается диагностика и лечение, тем больше шансов на полное выздоровление.


Рассказать друзьям