Переориентация поведения. Позитивная переориентация поведения детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Переориентация детского поведения — это новый подход к воспитанию детей, способствующий их становлению как свободных, реализовавшихся, самодостаточных людей, современного демократического общества.

У истоков комплекса методик по переориентации детского поведения стояли работы американского психолога Рудольфа Дрейкуса . Авторам метода является Кволс Кэтрин , написавшая книгу "Радость воспитания. Как воспитывать ".

Подход, основанный на переориентации детского поведения, может быть непривычным для многих родителей . Особенно для тех, которые сами воспитывались в жёстких условиях диктата дисциплины. Дело в том, новый метод ориентируется на демократические инструменты воспитания , наглядно иллюстрирует, что устаревшие схемы взаимоотношения с детьми в современном мире уже неэффективны . Именно факт, что нынешнему поколению приходится жить в условиях постоянных изменений, бешенной скорости устаревания знаний, отвечать на новые вызовы, делает необычайно актуальной методику переориентации.

Каковы особенности техники переориентации детского поведения? Во-первых, ребёнок здесь воспринимается не как будущий взрослый, а как полноценная личность , имеющая свои проявления в соответствии с возрастом. Например, считается, что до 5 лет ребёнок должен пользоваться максимальной свободой , исключая, разумеется, ситуации угрозы его жизни и здоровью. Это позволяет ребёнку раскрыться, почувствовать, что мир открыт для него, поверить в свои силы, реализовать себя.

Во-вторых, важным постулатом техники является то, что плохое поведение ребёнка должно восприниматься родителями как сигнал , с помощью которого ребёнок, зачастую неосознанно, сообщает о неудовлетворении одной из своих базовых потребностей. В таком случае, перед воспитателем ставится принципиально новая задача — не блокировать негативное поведение детей, а диагностировать проблему и затем применить инструмент переориентации детского поведения .

Удивительно, что средством распознавания проблемы являются чувства воспитателя . Достаточно задать себе вопрос — что я чувствую сейчас — злость на ребёнка, раздражение или другое? Исходя из этого можно понять, чего ребёнку не хватает и дать ему это . Например, ребёнок постоянно отвлекает взрослого различными просьбами — помочь найти игрушку, одеться и т.п., т.е. то, что он умеет делать сам. Родитель начинает чувствовать раздражение. Согласно технике переориентации детского поведения, ребёнок испытывает потребность во внимании : надоедая взрослому, он просто сигнализирует привычным ему способом, что ему требуется внимание. В данном случае переориентация заключается в том, чтобы научить ребёнка получать внимание приемлемым способом . Важно понимать, что диагностика причин плохого поведенияобязательный этап переориентации . В одной и той же ситуации поведение ребёнка может вызывать различные чувства воспитателя, поэтому нужно применять разные методы. В описанном выше случае, родителю рекомендуется не заглядывать ребёнку в глаза, молча, дать ребёнку почувствовать любовь — обнять его, погладить, прижать к себе. Ребёнок получит внимание, в результате его потребность будет удовлетворена и причина плохого поведения исчезнет .

Краеугольный камень переориентации детского поведения — это неформальное общение с ребёнком . Зачастую родители не понимают, как важно полностью погрузиться в общение с ребёнком, максимально быть с ним, не думая при этом о работе, домашних делах и т.д. Достаточно смотреть ребёнку в глаза, физически контактировать с ним и излучать любовь и заинтересованность. Удивительно, но при неформальном общении детям достаточно нескольких минут , чтоб почувствовать свою связь с родителями и

ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

. ЧТО НЕВЕРНО В ЭТОМ ПРИМЕРЕ?

Трое вошли в кабинет врача с тремя различными жало­бами на здоровье.

Врач: «Что вас беспокоит?»

Больной А: «У меня болит голова».

Больной Б: «Очень болит нога».

Больной В: «Когда становится холодно, меня беспокоит рука».

Врач: «С вами все ясно. Вы все больны, и мне придется уда­лить вам желчные пузыри. Это поможет. Ну, конечно, ведь полгода назад у меня был больной с плохим самочувствием, и я вырезал ему желчный пузырь. Теперь с ним полный порядок».

Если бы вы заболели, то пошли бы к этому вра­чу? Конечно, нет, потому что он, не задумываясь, ставит диагноз и тут же предлагает операцию. Врач, допускающий, что все проблемы одинаковы и один технический прием может стать панацеей от всех бед, не внушает доверия.

Необходимость взять время на обдумывание, что­бы поставить верный диагноз, очевидна в области медицины; тем не менее, мы иногда не учитываем ее важность в области воспитания.

Я иногда начинаю так же, как тот врач в беседе с пациентами: прошу родителей высказать жалобы в отношении поведения их детей.

«Мой сын дерзит и не слушается меня».

«Моя дочь сосет свой большой палец»,

«Они все время дерутся».

«Мочится в постель».

«Она ленива и всегда все забывает».

В этой книге и на курсах переориентации пове­дения детей вы найдете объяснение многих методов воспитания, которыми можно воспользоваться для исправления поведения детей. Но, как только я на­чинаю обсуждать тот или иной метод, родители час­то задают мне такие вопросы: «Может быть, благо­даря этому, методу мой сын перестанет мочиться в постель?», «А что, если этот метод поможет отучить ее сосать большой палец?»

К сожалению, один и тот же метод не может быть эффективным во всех случаях жизни. Чтобы определить, каким методом следует воспользовать­ся, вам необходимо сначала установить причину пло­хого поведения ребенка. До тех пор пока вы этого не сделаете, выбор ответного действия может ока­заться ошибочным.

ПОЧЕМУ ДЕТИ ВЕДУТ СЕБЯ ПЛОХО

«Я уделяю своим детям много внимания и очень их люб­лю, так почему же они по-прежнему плохо ведут себя?»

К несчастью, мы привыкли делить общество на две возрастные группы - детей и взрослых. Одна из причин, почему люди вообще ведут себя не так, как хотелось бы, заключается в том, что они не на­ходят для себя достойного места в обществе или ощущают, что их вклад в «общее дело» не представ­ляет какой-либо ценности.

Ко мне пришла мама, обеспокоенная ужасным поведением своей дочери. Дочь часто стала делать такие заявления, как: «Я убегу из дома!» или «Я не хочу больше жить!» Когда я спросила девочку, поче­му она ведет себя так, ее ответ был прост: «Потому, что дома я никому не нужна».

В прошлые времена, когда большинство людей
обеспечивали свое существование за счет физического труда, помощь детей в семье была просто не­обходима, и они могли каким-то образом проявить себя. Со временем образ жизни менялся, и ребенку становилось все труднее находить себе достойное применение и ощущать свою значимость. В совре­менном обществе эта проблема стоит очень остро. Мы
зачастую просто не готовы указать детям те пути,
которые бы привели их к ощущению своей ценности.

А разве взрослые не хотят чувствовать свою зна­чимость и причастность ко всему? По существу, чувство причастности к общему делу - это и есть чувство своей значимости. Если оно у нас есть, мы охотно принимаем участие во всех совместных де­лах. И это наполняет нас радостью.

Поэтому, когда мы утрачиваем это чувство и падаем духом, наше поведение имеет тенденцию меняться в худшую сторону. Такого рода изменения могут проявляться в чувстве жалости к себе, в стрем­лении что-то себе доказать или, наоборот, отка­заться от своих притязаний. Обычно мы ведем себя негативно, когда преследуем цель добиться прояв­ления той или иной реакции на свое поведение от окружающих.

Дети же ведут себя плохо потому, что они со­мневаются в собственных способностях и возможно­сти проявить себя достойным образом. Они еще не умеют жить по «взрослым» принципам, поэтому об­наруживают, что проще простого достичь самовы­ражения плохим поведением. И тогда мы начинаем беспокоиться. А ведь беспокойство - это еще не причастность...

Подводя черту, скажу следующее. Недостаточно просто любить своих детей. Дайте им возможность почувствовать, чего они стоят и какую пользу могут принести. Помогите им реализовать себя. В этой же главе в разделе «Переориентация цели "влия­ние"», речь пойдет о том, как помочь ребенку по­чувствовать свою подлинную значимость и ценность.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Рудольф Дрейкурс рассматривал плохое поведение детей как ошибочную цель, которую можно переори­ентировать. Он условно разделил плохое поведение на четыре основных категории, или цели: внимание, влияние, месть и уклонение. Пользуйтесь этими ка­тегориями как отправной точкой для установления ошибочной цели поведения вашего ребенка. Я не предлагаю вам навешивать на детей определенные ярлыки, чтобы четко соотнести с ними эти четыре условные цели, потому что каждый ребенок - это уникальная личность. И все-таки эти цели можно ис­пользовать для того, чтобы понять намерения того или иного поведения ребенка.

Данная программа, в основном, направлена на изменение, коррекцию убеждений, действий и поведения родителей, приводящих к конфликтам, а также на развитие у родителей способности эффективно взаимодействовать и общаться со своими детьми в семье.

Перспективная цель воспитания – помочь детям развить здоровую самооценку и жизненные навыки, необходимые для того, чтобы быть счастливыми и полезными членами семьи и общества.

Для создания чувств и действий, наиболее эффективных в отношении ребенка необходимы:

  • поддержка чувства достоинства и уважения к себе и к своему ребенку;
  • особое внимание обращать на решение будущих проблем вместо наказания за то, что уже сделано;
  • когда это возможно, подключать ребенка к выработке решений (соучастие предполагает сотрудничество и развитие жизненных навыков);
  • спрашивать себя «Чего я хочу добиться? Как мне сказать то, что нужно? Что кажется наиболее эффективным для достижения именно этой цели, с этим конкретным ребенком, в это время?»

Основные средства родителей в достижении хорошего поведения.

1. Семейные собрания

Главная их ценность – дети учатся жизненному опыту в кругу близких людей, вместе обсуждая возникшие задачи; развивает навык решения проблем, сотрудничество, взаимное уважение, творчество, ответственность, выражение чувств, сближение семьи.

2. Доброта и твердость

Необходим баланс твердости и доброты. Твердость означает использование соответствующих воспитательных принципов с доверием. Доброта поддерживает достоинство и уважение по отношению к себе и ребенку. Слепая доброта позволяет детям управлять родителями и избегать ответственности. Диктаторская власть (твердость без доброты) заставляет детей бунтовать и открыто не повиноваться родителям. Твердость в сочетании с добротой учит детей сотрудничеству и пониманию границ дозволенного.

3. Вместо рассказа задавайте вопросы: Что? Когда? Почему?

Мы помогаем детям развивать навыки мышления и критики посредством вопросов: «Что случилось? Как ты думаешь, почему это случилось? Что ты при этом чувствуешь? Как ты поступишь в подобной ситуации в следующий раз?»

4. Я замечаю

Не задавать вопросы, ответ на которые уже известен заранее. В этом случае вопрос задается лишь для того, чтобы уличить ребенка в чем-то: «Ты сделал домашнее задание? Ты почистил зубы?». Вместо этого можно использовать выражение «я заметил»: «Я заметил, что ты не почистил зубы. Давай сделаем это сейчас».

5. Альтернативы

Где можно, предоставлять детям возможность выбора, по крайней мере между двумя приемлемыми вариантами. (Но во многих случаях выбор неуместен, особенно для маленьких детей. Совсем не кстати позволять им выбирать идти или не идти в школу, обидеть кого-то или находиться в опасной ситуации, например, залезть на крышу). Например: «можешь пойти спать в 9.15 или в 9.30», «положить свои грязные вещи в корзину для белья или носить их грязными». Маленьким детям необходимо ограничивать количество альтернатив.

6. Естественные последствия

Естественные последствия происходят естественно. Если вы стоите под дождем – вы промокаете. Если вы забываете о еде – вы испытываете чувство голода. Если не стираете свою одежду – она становится грязной. Дети учатся естественным путем в том случае, если родители могут удержаться от того, чтобы заставить или наказать их.

7. Логические последствия*

Логические последствия являются более сложными. Требуется родительское вмешательство, если метод естественных последствий не является адекватным вследствие возможной опасности (кто-то может пострадать) или отдаленности результатов (например, гнилые зубы). Логическое последствие должно быть связанным с предыдущими событиями, вызывающим уважение и разумным как для ребенка, так и для его родителей.

*(довольно большая отдельная тема, см. подолжение ниже)

8. Неформальный подход

Общение с ребенком со 100% внимания и любви, не думая о том, что нужно приготовить обед или сделать телефонный звонок (достаточно 15-20 минут в день). Делиться с ребенком чувствами, которые создают теплоту и близость.

9. Заведенный порядок

Детям необходим устоявшийся порядок. Установление режима дня – ключ к устранению стычек по поводу отхода ко сну, утренних подъемов, времени для еды, домашних заданий, покупок и домашних обязанностей.

10. Знать кто он, а не где он

«Вы знаете где ваш ребенок?» — часто родители читая этот вопрос на афишах чувствуют себя виноватыми, если не знают или самодовольными, потому что думают, что знают. Хочется увидеть на афише новое объявление: «Вы знаете вашего ребенка? Что думает ваш ребенок? Как он чувствует? Что хочет в жизни? Каковы его жизненные ориентиры, надежды и мечты? Не ваши, а вашего ребенка?» Другие вопросы, которые необходимо задать: «Вы верите в своего ребенка? Вы верите, что ваш ребенок неповторимая человеческая личность, и что он должен пройти свой собственный жизненный путь?»

11. Иметь веру

Иметь веру означает принимать детей такими, какие они есть. Вера в детей не означает, что они готовы к самостоятельности. Им все еще необходимы родительская любовь, поддержка и помощь в обучении жизненным навыкам. Если мы верим, это дает нам терпение воспитывать их, применяя методы доверия такие, как совместное решение проблемы, доведение дела до конца, семейные советы.

12. Ошибки

Важно, чтобы дети осознали, что ошибки – это неотъемлемая часть процесса познания. Расскажите им о своих ошибках.

13. Тайм-аут

Это своеобразный вид уединения, который поможет избежать в воспитании детей метода наказания и унижения. Его целью является дать детям возможность отдохнуть некоторое время. Дети поступают лучше, когда они чувствуют себя лучше. Полезна фраза: «Находясь в своей комнате, сделай что-нибудь, чтобы почувствовать себя лучше. Может быть, ты захочешь почитать книгу, вздремнуть, послушать музыку, пока ты не станешь чувствовать себя лучше и не будешь готов изменить свое поведение».

14. Поощрение вместо похвалы и награды.

Поощрение дает детям информацию о том, что они хороши такие, какие они есть. Ободрение показывает детям, что их поступки отделены от личности. Путем поощрения мы учим детей, что ошибки – это просто возможность учиться и расти, вместо того, чтобы их только стыдиться. Похвала и награда приучают детей зависеть от суждений других людей вместо доверия своему жизненному опыту и самооценке.

Например:

Похвала: «Ты – хороший мальчик» Поддержка: «Спасибо, что помог накрыть стол».

Похвала: «Уверена, ты самый толковый в классе». Поддержка: «Должно быть, здорово вкладывать в учебу все 100%»

Поощряя, мы отмечаем даже самые маленькие достижения.

15. Используйте свое чувство юмора

Основные принципы метода логических последствий(*)

  1. Без «воспитания» и назидания, искренне и естественно сохранять открытую позицию.
  2. Поощрять инициативу, старание, активность – принять мужество быть несовершенным.
  3. Дать время, чтобы ребенок приготовился к решению проблемы.
  4. Искренне, доверительно и уважительно предложить альтернативы-выборы при решении ситуации детям: «Ты можешь сам подумать».
  5. Дать возможность убедиться, что можно при желании переменить решение: «Я вижу, что ты решил, но ты можешь попробовать иначе».
  6. Удостовериться, что следствие логически связано с неправильным поведением, а не с «неправильным» ребенком: так, если ребенок невротичен, то следствие еще больше расстроит его.

Этапы применения методы логических последствий

Программа психологического сопровождения воспитанниц:

  1. Ребенок путает дисциплину с наказанием. Дисциплина нужна, чтобы учить, в то время как наказание используется для контроля и возмездия. Маленькие дети не совершают преступления, за которые следует наказывать. Их ошибки требуют корректирующих дисциплинарных методов.
  2. Наказание путает проблему любви и насилия и учит, что насилие может быть выражением любви. Настоящая любовь выражается более здоровыми путями.
  3. Наказание увеличивает агрессивность в ребенке и вандализм в школе и на улице. Насилие порождает насилие.
  4. Наказание может выразиться в постоянном физическом, умственном, духовном или эмоциональном спаде у ребенка.
  5. Инициатива и желание творить снижаются, а чувства беспомощности, одиночества и отстраненности увеличиваются.
  6. Физические наказания не учат тому, как достичь успеха.
  7. Существуют ненасильственные дисциплинарные воздействия, которые иногда более эффективны. Они не наносят физического вреда.

(Из лекции доктора Мюррея Штрауса, проводившего исследования в лаборатории «Исследования семь» в Гемпширмском университете в Дареме).

Алгоритм поведения родителей с детьми в критических ситуациях

  1. Принятие индивидуальности ребенка, вера в его возможности, отделение действия от личности.
  2. Понимание «ошибочных» целей плохого поведения ребенка и коррекция родительского поведения на позитивное (уважение, доверие, поощрение стараний и активности).
  3. Анализ собственных слов, убеждений, эмоций, связанных с данной ситуацией и влияющих на ребенка.
  4. Искренняя и естественная открытая позиция, без назидания, навязывания и одолжения; поощрение в ребенке инициативы, независимости, ответственности, мужества быть несовершенным.
  5. Уверенность, что следствия поведения ребенка логически связаны с неправильным поведением, а не с «неправильным» ребенком – если ребенок невротичен, то следует поработать над его здоровьем с врачом и психологом.

Поведение детей и родителей в ситуациях ошибочных целей

Ложные убеждения Я могу стать своим только когда меня замечают Я имею значение только тогда, когда я контролирую ситуацию и не позволяю никому командовать мной. Я чувствую принадлежность только тогда, когда причиняю боль другим, поскольку сам ее испытываю – меня нельзя любить. Я могу стать свои и иметь значение только тогда, когда меня, беспомощного, обслуживают.
Ошибочная цель ребенка Привлечение внимания Власть Месть Демонстрация беспомощности
Чувства и реакция родителей Раздражение. Стремление образумить, наказать, уклониться от просьб обещанием что-то сделать. Злость, раздражение, от того, что авторитет под угрозой. Стремление бороться или признать поражение. Глубокая боль. Гнев. Стремление наказать, отплатить. Отчаяние, невозможность повлиять на ребенка. Склонность согласиться с ребенком, что ничего не может быть сделано.
Реакция ребенка на коррекцию Временная остановка неправильного поведения, затем возобновление того же поведения или досаждение другим способом. Агрессивное поведение усиливается или ребенок подчиняется с вызывающей покорностью. Поиски дальнейшего отмщения или избрание нового оружия. Избегание неудачи, пассивность, изоляция. Хитрость с нежеланием что-то сделать.
Изменение цели на позитивную Сотрудничество, дать понять, что соучастие ребенка замечено и оценено. Признать авторитет ребенка, доверяя ему. Поощрять способность принимать решения и нести ответственность за исход ситуации. Реакция добротой на обиду, избегать наказания и сведения счетов. Отказ от борьбы, опора на старания ребенка сделать хорошо, с правом на ошибку.
Позитивное поведение родителей Помочь, избегая избыточного внимания. Если возможно, игнорировать неправильное поведение, обращая внимание на позитивное. Сотрудничество, удерживаться от конфликта. Понять, что борьба или признание поражения только увеличивают стремление к власти. Не диктовать, а развивать ситуацию. Справедливость. Создать атмосферу доверия, убедить, что ребенок любим. Прекратить критику. Поощрять любые позитивные проявления и активность, как бы малы они не были. Не впадать в жалость и не сдаваться.
Изменение убеждений ребенка Я могу стать своим, когда сотрудничаю. Я могу решать и быть ответственным за ситуацию. Я заинтересован в сотрудничестве. Если захочу, я это сделаю, как смогу.


Рассказать друзьям