Навесные модули в детском саду своими руками. Виды игровой мебели в детский сад, основные требования

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности.

В период младшего и среднего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Цель воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста – это формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Задачи патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста включают:

  • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу
  • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
  • формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней
  • воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям) .
  • приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм через разучивание народных подвижных игр, инсценированние и рассказывание детьми потешек и прибауток.
  • знакомство с семьёй, историей, членами семьи, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, гербом, достопримечательностями. Очень активно проходит через Организацию различных фотовыставок по темам: «Я и моя мама» , «Лучшие воспоминания о летнем отдыхе» , оформление предметно-развивающей среды –патриотического уголка, семейных альбомов, альбомов достопримечательностей села и особенностями нашего детского сада)
  • организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года. Участие детей в краткосрочных проектах «Накорми птиц зимой» , «Как порадовать друга» , «Юные помощники природы» и др.

Одно из слагаемых патриотизма – это воспитание любви к родной природе. Постепенно у детей формируются представления о родном селе, родном крае. Природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней. И именно эти качества проявляются у детей при участие в долгосрочном проекте «Моя Родина-Самарский край» , начатой еще во 2 младшей группе- проектом «Животные нашего края» и продолжавшийся в средняя группе проектом- «Птицы самарского края»

Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их помощью проходят выставки рисунков и поделок. С большим удовольствием они принимают участие в творческих конкурсах по патриотическому воспитанию. В таких как «Герб села» , «Народная кукла» . Помогают в проектной деятельности.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях нашей работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.

Елена Гузынина
Патриотическое воспитание в средней группе

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и

сохранённое предшествующим поколением, может

любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом ».

С. Михалков

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание . Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию : это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. В период среднего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет .

Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Цель воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Задачи патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста включают :

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу;

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

Формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

- воспитание любви , уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям) .

Приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

Знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

Проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

Организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года.

Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.

Целевые прогулки;

Экскурсии;

Личный пример;

Праздники, утренники;

Игры-занятия.

1. Познавательные НОД :

Занятия, посвященные изучению государственных символов России.

Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т. д.

«Наш город» и т. д.

2. Традиции

Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу. Для этого проводятся о брядовые праздники : «Рождественские колядки» , «Масленица» , «Посиделки» ; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;

Экскурсии в музей города, в музей костюма;

Тематические досуги «Мой край» , «Моя семья» , «Мой папа» , «Моя мама лучшая» , «Русское народное творчество» .

3. Природа и экология

Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

4. Героическое прошлое

Важно донести до детей мысль : спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как :

1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания , во время которого организуются :

- «Герои войны – наши земляки» .

-«Занятия мужества» , на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.

2. «Неделя памяти» включающая :

Занятия, беседы.

Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.

Экскурсия к «Стеле памяти» посвященной участникам Великой Отечественной Войны.

5. Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника . Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся :

Выставки рисунков, поделок : «Моя мама лучше всех» , «Моя семья» , «Мой город» , альбом «Преданья старины глубокой»

Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.

Природоохраняемые акции «Посади цветок» , «Изготовление кормушки» и др.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми : в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.

Материально-техническое сопровождение

Дидактические и наглядные пособия;

Современные средства ТСО ;

Методическая литература;

Репродукции картин;

Картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город» ;

«Моя семья» ;

Художественная литература;

Грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;

Карты, атлас Брянской обл. ;

Лариса Жукова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (средняя группа)

Опыт работы

Тема : «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников »

Группа : Средняя

Воспитатель : Жукова Лариса Веньяминовна

МБДОУ «Детский сад № 3 «Петушок д. Ясенцы»

«Нравственно-патриотическое воспитание в средней группе »

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Формирование личности ребенка, его воспитание как гражданина , патриота начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Поэтому, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми, радостными чувствами. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, поселку семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству. Разносторонняя работа объединяет педагогов, детей, родителей в важнейшем деле формирования основ патриотизма и, разумеется, гражданственности.

Осознание значимости проблемы воспитания у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, реализуем в соответствии с рекомендациями основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также используем методическое пособие Е. Ф. Купецковой «Человек на родной земле» .

Для нас имеет значение не только то, что происходит с нашими воспитанниками , но и то, как меняемся в результате такой деятельности сами мы - педагоги и родители, какие открытия делаем для себя вместе с детьми. Изменение позиции взрослых, которые проживают годы дошкольного детства вместе с ребенком, переосмысление ими идей патриотического воспитания и приводит в конечном итоге к тому, что в детях закладываются чувства любви к Родине, причастности к ее судьбе и ответственности за происходящее. Ведь давно доказанный факт, что бы мы, не говорили, как бы, не объясняли детям, но только личный пример способен по - настоящему повлиять на модель поведения ребенка.

Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. В этом ДОУ помогает специально созданный «уголок старины» «русская изба» . Основной задачей её оборудования является не создание музейной атмосферы. А возможность введения детей в особый самобытный мир путем действенного сознания. В «Горнице» проводятся занятия по ознакомлению с предметами русского быта, чтение русских народных сказок, театрализованные представления.

Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании.

Лучшее средство для этого – праздники и развлечения, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду. Это :

Народные и фольклорные праздники – Масленица, весенне-летние игрища и забавы, Осенины;

Государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города; День поселка

Международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;

Православные праздники – Рождество Христово, Пасха;

Бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, праздники, которые специально придумываются взрослыми.

Посещение и поздравление участника ВОВ (прабабушки воспитанника )

Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.

Огромное значение в формировании патриотических чувств дошкольников является экскурсия совместно с родителями к памятнику павшим воинам где каждый год организуется концерт и возложение цветов и венков. Педагоги организуют экскурсии с детьми и родителями, используют собранный материал на занятиях и беседах.

На сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере дошкольного образования и позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Поэтому одним из методов работы по патриотическому воспитанию мы используем метод проектов. Разработали проект» Моя прабабушка участник Великой Отечественной войны» «Никто не забыт, ничто не забыто» . В рамках этого проекта читали детскую художественную литературу, оформили альбомы» Наши земляки – участники ВОВ» создали выставку «Подвиг великих воинов» , предложили детям узнать и рассказать о родственниках, участвовавших в Великой битве. Проделанная работа позволила сформировать уважение к гражданскому подвигу защитников Отечества прошлого и настоящего и желание быть защитником Отечества.

Данный проект стал доброй традицией в нашем детском саду.

В этом году мы, продолжая работу по патриотическому воспитанию , реализовали краткосрочный проект на тему : «Воспитание патриотизма дошкольников через ознакомление с родным поселком». Под творческим названием «Моя малая Родина»

Цель проекта :

Создание условий для воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем, поселком.

Задачи проекта

Формирование знания о родном поселке, доступные пониманию представления о достопримечательностях и традициях поселка.

Развитие познавательных интересов у детей среднего возраста к окружающему миру;

Воспитание патриотизма , любви к родине в процессе организации творческой, продуктивной и игровой деятельности детей дошкольного возраста .

Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с историей родного края – это первая ступень в развитие патриотизма, поскольку родной поселок для них является малой родиной.

Тип проекта : образовательный

Вид проекта : краткосрочный, групповой

Участники проекта дети среднего дошкольного возраста

Основные виды детской деятельности : познавательная и совместная сродителями.

Методы работы : наглядные, словесные, практические.

Приемы работы : показ, разъяснения, объяснение, рассказ, рассматривание

Принципы работы : научность, доступность, систематичность, наглядность.

предполагаемый результат :

Целенаправленная и систематическая работа с детьми среднего дошкольного возраста по воспитанию патриотизма через ознакомление с родным городом, поселком, предполагает следующие результаты :

Сформируются зачатки патриотических чувств, знаний о родном поселке;

У детей повысится интерес к окружающему миру и истории родного поселка.

Проект включает в себя три этапа :

Подготовительный этап – постановка целей, задач, выбор методов и приемов работы

Основной этап – реализация проекта, (выполнение перспективного плана) ;

Заключительный этап – оценка эффективности проекта.

В ходе реализации проекта были проведены мероприятия по ознакомлению детей с окружающим миром : познакомили с достопримечательностями родного Поселка, с названиями улиц. Продолжали работу по формированию у детей представлений о родном доме, улице, которые являются частью родного города, поселка. Тема художественной изобразительной деятельности - «Вот наша улица, вот наш родной дом» . На непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений закрепляли знания детей о домашнем адресе и сформировали знания о том, что дома бывают разные по величине из разного материала.

В игровой форме дети рассказывали о своих домах сказочному гостю - любопытному ежу.

Художественное творчество (лепка) на тему «Животные родного края» была направлена на формирование у детей знаний животных, обитающих в наших местах, воспитания любви и бережного отношения к окружающей природе.

Стремились раскрыть перед детьми красоту родного поселка. В процессе беседы «За что я люблю свою семью» . Знакомили с традициями через рассматривание традиций на примере отдельных семей.

Показали, что любовь к своему городу, дому можно выразить в стихах, рисунках и фотографиях. Стихи были выбраны авторов. Несколько стихов было прочитано «взрослых» , понятно, что для понимания ребенка 4 -5 лет, они были сложны. Но дети слушали внимательно, непонимание некоторых слов и метафор компенсировалось мелодичностью и выразительностью.

На заключительном этапе было проведено коллективное художественное творчество совместно с родителямидетей «Мой поселок.

Так же в рамках нравственно-патриотического воспитания в группе действует долгосрочный проект «странички нашей жизни» портфолио группы Самые значимые события из жизни наших воспитанников оформляются в фото альбоме, который будет вестись до выпускного бала наших ребят. На выпускном будет подготовлена большая презентация «Как все начиналось…» . Ребята и родители смогут окунуться в атмосферу трогательной ностальгии, проникнуться теплыми чувствами и к саду в целом и друг к другу.

Данная работа по воспитанию патриотических чувств у детей продолжается и в ходе кружковой работы. В группе альбом «Наш край» , где дети знакомятся с достопримечательностями г. Павлово на Оке, растениями и животными, встречающимися именно в нашем крае. Учатся любить природу, оберегать и защищать ее. В данном направлении работа только начата, но ребята проявили неподдельный интерес к темам, рассматриваемым на НОД. Наперебой рассказывают о тех животных, которые они встречали, когда бывали на природе вместе с родителями. У всего этого есть еще один положительный момент. Помимо познавательного развития у детей обогащается эмоциональный опыт. А, как известно, эмоциональная память самая крепкая память у детей. В, последствии, став взрослым, они будут помнить тот эмоциональный опыт, который получили от общения с родителями, с природой, социумом. А эта положительная эмоциональная память и будет являться фундаментом патриотизма. То есть любви и уважения к родителям, к малой родине, стране.

Проектно-исследовательский метод убедил нас, что организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. Участие в проектно-исследовательской деятельности дает возможность развивитие у дошкольников внутренней активности, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату, способствование воспитанию патриотических чувств у маленьких граждан.

Организация адекватной психическим и физическим возможностям ребенка предметно-игровой среды в детском саду и семье является важнейшим условием становления и развития игровой деятельности в раннем и дошкольном возрасте.

Проблема поиска новых подходов к подбору игрового окружения дошкольников изучалась и продолжает изучаться учеными различных областей: педагогами, психологами, медиками, дизайнерами и т.д.

В научной литературе выделяется довольно широкий спектр требований, которым должна отвечать предметно-игровая среда на современном этапе. Среди них такие, как гибкость, трансформируемость, многофункциональность, транспортируемость. Однако, несмотря на многочисленность и различие мнений, большинство исследователей единодушны в главном принципиальном вопросе, касающемся основной функции и значения игрового пространства для своевременного и полноценного развития ребенка-дошкольника.

Игровая среда как в детском саду, так и в семье должна быть развивающей, т.е., выражаясь языком психологов, создавать для детей зону ближайшего развития, подготавливать их к жизни в условиях постоянно усложняющегося предметного мира. Предметно-игровое окружение должно стать для ребенка познавательно-эвристической моделью, позволяющей осуществлять самостоятельную исследовательско-поисковую деятельность. Этим требованиям в полной мере отвечает модульная игровая среда.

Идея создания модулей принадлежит кандидату архитектуры, профессору А. А. Овчинникову и относится к началу 70-х годов прошлого столетия.

Свое название модульная среда получила от слова “модуль”- это заимствованная из архитектуры и строительства единица, которая используется для координации размеров постройки и приведения в гармоническое соотнесение частей и целого. Входящие в состав игрового материала модули - это легкие, мягкие, устойчивые, геометрические формы: призма, цилиндр, куб, параллелепипед, выполненные из пенополиуретана и обтянутые кожей ярких цветов.

Все объемные элементы модульной среды ориентированы на размеры игрушек средней и крупной величины и соразмерны росту ребенка. Сторона основного куба равна 250-500 мм; высота граней параллелепипеда равна 250-750 мм; основание призмы - 350-700 мм; радиус основания цилиндра - 150-300 мм. Вес деталей - от 1,5 до 3-4 кг. Они соразмерны по своим габаритам. К примеру, большой параллелепипед может быть выполнен из двух более мелких по размеру кубов или еще более мелких четырех параллелепипедов. Таким образом, каждая геометрическая форма модульного оборудования представлена различными размерами: большим, средним и малым.

Сомасштабность и конструктивные особенности модульных форм обеспечивают многовариантность их сборки и разборки в процессе игры, также удобство их хранения. Храниться они могут на стеллажах или на полу, являясь частью интерьера групповой комнаты и одновременно игровым оборудованием.

Говоря об игровом использовании модулей детьми, надо сказать, что с одной стороны, они (по функциональным свойствам) являются крупным строительным материалом, при помощи которого ребенок может самостоятельно моделировать необходимое ему игровое пространство. То есть в данной ситуации модули используются в качестве предметного тона игры. Например, дошкольник может построить дом для кукол, выполнив стены, окна, входную дверь, балкон и т.д. (так как размеры модулей соответствуют росту ребенка, в таком доме он может “жить” и сам).

С другой стороны, из модулей дети могут соорудить разнообразную мебель, как для кукол, так и для себя. Это могут быть стол, стул, кровать, газовая плита, холодильник, телевизор, пианино и др.

Кроме того, модули - это еще и крупные предметы-заместители. Они сами по себе, без создания из них каких-либо построек, могут выполнять функцию игрушки или предмета с легко меняющимся назначением в зависимости от сюжета игры. Так, крупный куб может быть столом, стулом, телевизором и т.п. Как видим, возможности игрового использования модульного материала довольно обширны. Главное его достоинство в том, что входящие в его состав модули служат одновременно и элементами предметно-игровой среды, и мебелью, используемой с разными целями, и игрушкой с изменяющимся назначением, и пособием для физкультуры. Составляющие формы модульного оборудования, их количество могут варьироваться в разных возрастных группах. Так, детям второго и третьего года жизни достаточно 1-2 десятков единиц, т.к. игровой опыт малышей невелик, сюжет неразвит и поэтому достаточно такого количества для того, чтобы выполнить единичные постройки игры: автобус, поезд, машину, мебель для кукол, гараж и т.д.

Дошкольникам более старшего возраста, в соответствии с уровнем развития игровой деятельности, для игр необходимо большее количество модульных форм (30-50). Это позволит им развернуть интересные коллективные игры, объединяющие сразу несколько сюжетов: “Семья” + “Автобус” + “Аптека”; “Автобус” + “Детский сад” + “Магазин” + “Семья” и т.д. Достаточное количество модульного материала позволит избежать возникающих между детьми разногласий по поводу принятия на себя главных ролей. Если оба ребенка пожелают быть водителями, каждый из них может построить свою машину, воплотив свой игровой замысел.

В практике детских садов модульный игровой материал может широко использоваться во всех возрастных группах для индивидуальных и коллективных форм игры. Однако серийный выпуск такого оборудования в нашей республике еще не налажен, хотя оно широко используется в работе дошкольных учреждений России, Прибалтики, Украины. Но инициативный воспитатель может решить эту проблему собственными силами. Например, в качестве модульных форм можно использовать ненужные картонные коробки разных размеров, обтянутые тканью или клеенкой. Можно также сшить модульные геометрические формы из клеенки, дермантина, кожи и наполнить их обрезками паралона, меха, ткани или любыми другими легкими отходами. А если воспитатель будет выполнять такой материал на глазах у детей при их непосредственном участии, то интерес к нему будет двойной. Этот материал, безусловно, привлечет внимание детей, будет способствовать развертыванию интересных сюжетов игр.

Каковы же особенности руководства играми дошкольников с модулями?

Воспитатель детского сада может опираться на хорошо известный арсенал приемов и методов формирования игры у детей дошкольного возраста, среди этих приемов важное место занимают: создание игровой обстановки, организация подсказывающих сюжетных ситуаций, внесение дополнительных игрушек и атрибутов или их изготовление совместно с воспитанниками.

Хорошо организовать для детей подсказывающую игровую ситуацию, т.е. построить из модулей несколько построек в контексте определенного сюжета до их прихода в детский сад (стол, стул, кукла, посуда; кровать с постельными принадлежностями, кукла; кукла в ванной, кубик-мыло, полотенце и т.п.). В данном случае взрослый как бы демонстрирует детям готовые варианты организации игровой среды из модулей. Малыши обычно, придя в группу, радуются постройкам и быстро включаются в предложенные им ситуации. Постепенно они усваивают опыт создания различных предметов из модульного материала. Чтобы проверить, насколько хорошо дети запомнили правильное расположение частей какого-либо строения, воспитатель может воспользоваться приемом его “случайного разрушения”, под каким-нибудь предлогом, подойти к играющим, “нечаянно” задеть сооружение модулей, затем извиниться и попросить ребят “починить” постройку.

Если дошкольники безошибочно справятся с задачей, то для последующих игр можно предложить полуготовые постройки.

Также до прихода детей в группу построить знакомые предметы, но при этом не построить у них некоторые части. Ими должны быть второстепенные детали, отсутствие которых не помешало бы восприятию и узнаванию объекта. Если это постройка машины, то кабина должна быть четко обозначена, а вот у кузова может не хватать 1-2 деталей, вместо 4 колес, воспитатель может построить 2, остальные ребята достраивают самостоятельно. При постройке дома можно оставить незавершенной часть стены, дверь, окно. В большинстве случаев дети сразу замечают недостатки и приступают к устранению, как в ситуации, когда воспитатель “случайно” разрушал постройки. Затем начинают играть.

Если дошкольник довольствуется любой формой строения и не выполняет никаких действий по его достраиванию, необходимо дать ему понять, что с неготовой постройкой играть нельзя, а для этого попытаться включить ребёнка в активизирующее общение: “Что-то ваша машина плохо едет, трясётся, стучит? Может она неисправна?”

Если косвенную формулировку игровой задачи ребёнок не принимает, воспитатель может применить прямые приемы руководства: “Водитель, ваша машина неисправна, у неё нет колес, надо её починить.” Так постепенно дети усваивают необходимые конструктивные навыки, вначале, достраивая полуготовые постройки, а в дальнейшем, создавая свои.

Когда дети освоят игру с единичными, отдельными постройками из модулей, воспитатель подводит их к использованию нескольких построек в рамках одной игры. Для этого он вначале сам или совместно с кем-то из детей возводит постройки в логической последовательности - “Гараж”, на некотором расстоянии - “Бензоколонка”. Дополнительно можно построить “Медпункт”, “Столовую”, “Пункт автосервиса”, “Магазин”.

При этом важно найти способ обозначения построек для узнавания их детьми. Это могут быть сюжетные картинки, схематические изображения, в старших группах - вывеска (пост ГАИ). Дополнительный материал в данном случае обеспечивает смысловой оттенок игры с предметами-модулями.

Чем младше ребёнок, тем в большей степени ему необходимо дополнение к модулям.

Им могут быть сюжетные игрушки, различный строительный материал, природный и бросовый материал, а также обычное физкультурное оборудование, выступающее в роли крупных предметов-заместителей. Так, дети охотно превращают дугу для подлезания во входную дверь, туннель или подземный переход в зависимости от игрового замысла, Обруч может быть зеркалом, висящим на стене или стоящим на полу, а может превратиться в лужу после дождя, которую надо обойти или перепрыгнуть, чтобы “не замочить ноги”. Стойки для прыжков в высоту с натянутой посредине скакалкой приобретают вид сушки для белья, и с успехом используются ребятами в игре, тем самым, делая ее более разнообразной и увлекательной.

Положительное влияние на игровую активность дошкольников оказывает обеспечение новизны модульного игрового оборудования в группе, внесение разных по размеру и форме модулей, перемещение их в разные места, внесение дополнительных атрибутов для игры и т.д. Это оживляет детскую игру.

В значительной степени активная деятельность дошкольников с предметами-модулями зависит от уровня сформированности у них игровых навыков и умений, т.е. от уровня развития самой творческой игры. Если игровая деятельность ребёнка носит неразвитый характер, он не умеет самостоятельно выбрать тему игры, развить сюжет, развернуть игровое действие, найти средства для его реализации - такая деятельность будет мало содержательной и с модульными формами.

Предлагая детям игровые модули, важно точно знать, каков у них уровень развития игры, для того чтобы грамотно подойти к выбору приемов и методов формирующего педагогического воздействия (непосредственное и опосредованное).

Самостоятельные творческие игры с модульным материалом также невозможны без овладения дошкольниками конструктивными умениями и навыками. Чем выше уровень их развития у ребенка, тем богаче, разнообразнее и содержательнее будет его игровая деятельность с крупными, полифункциональными, средообразующими предметами-модулями.

Мы попытались раскрыть лишь некоторые аспекты игровой деятельности дошкольников в условиях модульной игровой среды. Надеемся, что данная проблема заинтересует практических работников, направит их по пути творческого поиска вариантов организации предметно-игровой среды в детском саду.

«Умная гусеничка»

(для детей 5-7 лет)

Пояснительная записка:

Дидактическая игра «Умная гусеничка» предназначена для обучения детей 5-7лет.

Она представляет собой многоплановое педагогическое оборудование: является игровым методом и формой обучения в различных видах непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста и самостоятельной игровой деятельности.

Цель: Повышение эффективности и совершенствования качества работы с детьми старшего дошкольного возраста по обучению двум государственным языкам Республики Татарстан.

Максат: Татарстан Республикасының ике дәүләт теленә мәктепкәчә яшьтәге балаларны өйрәтүэшенең сыйфатын камилләштерү һәмнәтиҗәлеген үстерү.

Задачи:

  • Воспитание у детей чувства патриотизма, интереса к народному творчеству, умения видеть красоту.
  • Способствовать запоминанию татарских слов, формировать потребность общаться со сверстниками на двух государственных языках.
  • Формировать личность с высоким уровнем национального самосознания и духовной культуры.
  • Развивать познавательный интерес к языковой культуре татарского народа.

Оборудование: «Умная гусеничка» сделана из разного количества разноцветных дисков, майонезных крышек оклеенных самоклейкой. Она состоит из головы и отдельных звеньев туловища (количество звеньев можно регулировать в зависимости от поставленных целей). На звенья туловища наклеены прозрачные кармашки, в которые будут вставляться картинки по темам. У одной гусенички сзади на звеньях приклеена липучая лента для крепления на доску. У другой гусенички звенья соединяются между собой разноцветными ленточками.

В работе с этим пособием можно использовать много вариантов разных игр.

(на различные лексические темы).

Цель: Закреплять умение детей дифференцировать обобщающие понятия, называть и подбирать соответствующие картинки по предложенным темам (овощи и фрукты, одежда и обувь и т. п.) на татарском языке.

Развивать внимание, память, мышление.

Подготовительная работа: Подобрать предметные картинки по нескольким лексическим темам по количеству кружков у каждой гусеницы.

Краткое описание: Педагог предлагает помочь гусеницам вырасти. Для этого требуется разделиться на две команды (или приглашаются двое детей). Одна команда собирает гусеницу с названиями овощей, другая – фруктов. Кто быстрее соберёт или, как вариант, у кого будет длиннее гусеница, тот победил. Дети подводят итог, называя все овощи и все фрукты по-татарски.

Цель: Развитие фонематического анализа и фонематических представлений, а также внимания и мышления, развивать мелкую моторику рук.

Подготовительная работа: Подобрать предметные картинки, начинающиеся на разные звуки.

Краткое описание: Педагог знакомит детей с гусеницами, объясняя, что одну гусеницу зовут Асия, другую – Уля. Только они перепутали свою одежду и никак не могут разобраться. Нужно помочь Асие подобрать картинки, начинающиеся на звук [к], а Уле – на звук [п], кто быстрее. Например, кулмэк – платье, колфак.

Играть можно как с одной, так и с двумя гусеницами, в зависимости от возраста детей и их возможностей. Ребёнок, подбирая картинки, называет их по – татарски и объясняет свой выбор.


Цель: Учить детей решать примеры на сложение, вычитание; упражнять в счёте по-татарски; развивать внимание и мышление.

Краткое описание:

Ребёнок называет цифру на татарском языке и кладёт её в кармашек.

Ребёнок выкладывает пример на сложение или вычитание картинками в кармашки, считает, решает и ищет правильный ответ.

Цель: Формировать интерес к татарскому языку. Обогащать словарный запас.

Краткое описание : На столе лежат сюжетные картинки. Нужно рассмотреть их и составить покаждой картинке предложение на татарском языке из 3-х слов. Кто хочет составить предложение по первой картинке? (Играют 4-5 детей). Сколько слов в твоем предложении? Правильно, ребята? Давайте посчитаем все вместе по-татарски. Молодцы! Справились с заданием.

Эти игры можно использовать в разных возрастных группах, адаптируя лексический материал УМК «Говорим по-татарски», ставя задачи, соответственно возрасту и способностям детей. С пособием «Умная гусеница» можно придумать огромное количество разнообразных игр. Всё зависит от фантазии и желания придумывать новое. Всё в Ваших руках!

Перечень комплекта игрового модуля.

1. Игровое поле “Лесная полянка” 1шт.

2. Гусеничка 2шт.

3. Диски 10шт.

4. Крышки 15шт.

5. Коробочки с карточками 11шт.

Литература:

1. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». Москва: Просвещение, 1989.

2. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду». Москва: Просвещение, 1982.

3. Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольников со звучащим словом».Москва: Просвещение, 1991.

4. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». Москва: Просвещение, 1983.

Фотографии выполнены Денисовой М.Г., Николаевой Н.В.



Рассказать друзьям