Перспективы развития пенсионной системы рф. Пенсионная система современной россии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Важнейшим компонентом социальной политики государства является пенсионная система, ее проблемы затрагивают в конечном итоге интересы не только людей, которые получают пенсию, но и всех членов общества. Среди широкого круга проблем функционирования пенсионной системы России принято выделять два основных блока. Первый из них вызван общемировой тенденцией - старения наций, приводящей к сокращению трудоспособного населения и увеличению числа пенсионеров, приходящихся на 1 занятого.

Второй блок связан непосредственно с обеспечением финансовой устойчивости пенсионного фонда Российской Федерации. Все это предопределяет необходимость модернизации системы в целях повышения социальной защищенности одной из самых уязвимых частей социума - пенсионеров. В 2015-2016 году в пенсионной системе произошли существенные изменения, которые коснулись всех участников системы обязательного пенсионного страхования, то есть нынешних, будущих пенсионеров. Нормативно-правовой основой реформирования системы выступает Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 385 - ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов РФ, внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и внесении изменений в особенностях увеличения страховой , фиксированной выплаты к страховой и социальных пенсий». Данный закон внес изменения в следующие законы: Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166 - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых х». Проанализируем произошедшие изменения. Прежде всего, данный Закон приостановил до 1 января 2017 года порядок ежегодной индексации пенсий с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера.

В 2016 году могут индексироваться, но не ранее чем будут подведены итоги полугодия 2016 года, при условии, что экономическая ситуация в стране позволит провести данную индексацию. Следующим нововведением явилась новая система перерасчета, предполагающая начисление положенных денег не в рублях, а в баллах. При этом ежегодно планируется устанавливать ставку одного балла. Начисление накопительных баллов будет зависеть от заработной платы; трудового стажа; возраста, в котором собираетесь выходить на пенсию; нерабочих периодов (граждане, состоящие на обязательной службе в силовых структурах, МВД, в декретных отпусках до 18 месяцев и т.п. будут получать баллы за такие вынужденные «прогулы») и возраста выхода на пенсию. Отказ от использования пенсионных выплат и отсрочка выхода на пенсию приведут к начислению баллов в большем размере. Важные корректировки коснулись и работающих пенсионеров. Необходимость экономии государственного бюджета привела к тому, что страховая работающих пенсионеров не будет индексироваться до тех пор, пока они будут работать. Отправным пунктом для определения занятости пенсионеров станет 30 сентября 2015 года. Если на этот момент получатель не был трудоустроен, то он будет признан лицом, которое имеет право на увеличении на 4%, начиная с февраля 2016 года.

Данная дата выбрана не случайно, она обусловлена тем отчетным периодом для всех работодателей страны, которые должны предоставить данные о занятости своих работников в ПФР. Если пенсионер прекратил деятельность трудовую в период с 01.10.2015 года по 31.03.2016 года, он может подать в ПФР заявление о прекращении трудовой деятельности. Рассмотрим положительные изменения пенсионной реформы 2016 года для пенсионеров. С 1 января 2016 года увеличена федеральная социальная доплата неработающим пенсионерам до уровня регионального прожиточного минимума пенсионера, установленного в Саратовской области в размере 7232 рубля (в 2015 - 6200 рублей), а по России в 2016 году - 8803 рубля . Доплата устанавливается для неработающих пенсионеров, размер которых вместе с другими ежемесячными выплатами, включая компенсации за жилищнокоммунальные услуги и телефон меньше регионального прожиточного минимума пенсионера. Размер доплаты определяется как разница между прожиточным минимумом и доходом пенсионера. По данным Российской газеты количество малоимущих пенсионеров в России в 2017 году превысит 4 миллиона человек и продолжит расти . Однако модернизация пенсионной системы далека от завершения.

Новости СМИ свидетельствуют об активном обсуждении в правительстве России дальнейших масштабных изменениях в принципах выплаты пенсий в 2017 году. Проект реформы, который предложен профильными министерствами, отразится на нескольких аспектах выплат пенсий в 2017 году. Среди основных направлений будущих реформ можно выделить следующие: действующие тарифы, добровольные взносы, компенсации из бюджета, правила индексации. Одним из самых острых вопросов пенсионной реформы остается вопрос повышения пенсионного возраста. Указанные выше проблемы старения нации и увеличения пенсионеров в расчете на 1 трудоспособного гражданина позволяют предположить, что повышение неизбежно, открытыми для рассмотрения остаются сроки реформы и ее способ. В качестве подтверждения данного положения выступает подписание 23 мая 2016 года Президентом РФ Путиным В.В. Федерального закона № 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан", вступающего в силу с 1 января 2017 года.

Данный ФЗ предусматривает постепенное увеличение возраст, по достижении которого назначается страховая по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы. Еще одним важным нововведением может стать - отмена пенсий для работающих пенсионеров. Такое нововведение необходимо для того, чтобы пенсионеры стремились работать и для пополнения средств в ПФР. При этом стоит учитывать высокие социальные риски и риски потери квалифицированных специалистов.

В качестве еще одной меры, призванной увеличить поступления в ПФР, можно рассматривать рост страховых тарифов. Действующий тариф составляет 22% от предельной базы и 10% от суммы превышения. Следует выделить два варианта повышения тарифов: 1. Увеличить ставку от базы до 26% и снизить тарифы от суммы превышения до 8,75%. 2. Сохранить базовый тариф на существующем уровне 22% и ежегодно повышать ставку от превышения до 20% (на 2% в год). При этом процесс реформирования системы пенсионного обеспечения, особенно в условиях дефицита бюджета страны, сталкивается со следующими видамирисков: 1. Демографические риски.

Проблема повышения возраста выхода на пенсию остается одной из острейших в условиях бюджетного дефицита. При этом в качестве возможных сценариев стоит рассматривать несколько моделей: - резкое повышение пенсионного возраста; - постепенное увеличение пенсионного возраста до нового порога; - отказ от дифференциации пенсионного возраста по гендерному признаку; - отказ от возрастного критерия. Главным недостатком первого сценария является максимальное приближение пенсионного возраста к средней продолжительности жизни, что фактически отменяет как таковые. Кроме того, такие меры способны привести к подрыву доверия к системе пенсионного обеспечения. Постепенное увеличение пенсионного возраста пропорционально повышению продолжительности жизни снижает демографические риски, но не обеспечивает разрешения проблемы финансовой устойчивости в ближайшей перспективе. Последний же сценарий требует пересмотра всей пенсионной системы и представляется практически не реализуемым при существующем уровне развития финансовых рынков и уровне жизни граждан. Таким образом, постепенное сближение возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин представляется наиболее реалистичной к воплощению мерой. 2. Риски оппортунистического поведения плательщиков сборов.

Приведенные целевые ориентиры модернизации пенсионной системы (отмена пенсий и рост страховых отчислений) способны привести к увеличению доли граждан, официально не трудоустроенных, а также росту выплат зарплаты «в конвертах». Все это влечет за собой сокращение плательщиков страховых взносов, как следствие, дефицит пенсионного фонда. Развитие указанных явлений при существующей системе пенсионного обеспечения повлечет за собой увеличение объема страховых взносов, финансируемых за счет бюджета. 3. Социальные риски. Отмена пенсий работающим пенсионерам неминуемо приведет к существенному сокращения доходов и повышению социальной незащищенности. При этом гражданам пенсионного возраста труднее удержаться на старой работе или найти новую, так как большинство работодателей предпочитают более молодых сотрудников. Таким образом, данная мера вступает в противоречие с основной целью функционирования системы - недопущения крайней бедности. 4. Риск увеличения издержек производителей.

С другой стороны, отмена пенсий способна привести и к повышению затрат работодателей, поскольку работающие пенсионеры соглашаются на более низкую заработную плату в сравнении с другими категориями. В случае отмены пенсий существующий уровень доходов перестанет устраивать и приведет к увеличению затрат на оплату труда. Таким образом, существующая система пенсионного обеспечения не отвечает современным демографическим, экономическим реалиям и не гарантирует социальной защищенности граждан. В таких условиях необходимость реформирования системы и поэтапное разрешение накопившихся проблем становятся основным стратегическим ориентиром. При этом следует помнить, что реформирование системы должно гарантировать прозрачность функционирования, защищенность средств и способствовать росту заинтересованности и доверия со стороны граждан. Поскольку в противном случае основные цели по обеспечению финансовой стабильности системы нереализуемы.

Крапивицкая Л.М., Шкрябина А.Е

Метки: Предыдущая запись
Следующая запись Комментариев нет

Готовая курсовая работа на тему «Анализ современного состояния и перспектив развития пенсионной системы РФ»

Оригинальность 22% ап ру

Введение………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности реформирования пенсионной системы в Российской Федерации………………………………………..……………………………….….5
1.1 Характеристика Пенсионного фонда РФ……………………………..……….5
1.2. Современное пенсионное обеспечение в России…………………………….9
Глава 2. Анализ современного состояния и проблем пенсионной системы РФ..19
2.1. Финансовое состояние Пенсионного фонда РФ…………………………….19
2.2. Проблемы пенсионного обеспечения в России………………………………..21
2.3. Перспективы развития пенсионной системы в РФ…………….…………….26
Заключение…………………………………………………………………………..29
Список использованных источников……………………………………….……..31

Как известно пенсия (от лат. pensio, платёж) – это регулярное (обычно — ежемесячное) денежное пособие, выплачиваемое лицам, которые: достигли пенсионного возраста (пенсии по старости), имеют инвалидность, потеряли кормильца.
Поэтому в связи с демографическими проблемами (старение общества) многие государства (Франция, Германия, Россия и другие) в настоящее время пересматривают свою пенсионную политику .
Согласно российскому законодательству «трудовая пенсия» — это «ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.
При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств» ст. 2, Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», отменен .
Государственная пенсия — это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».
Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ.
Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % - по доходам, и 10,2 % - по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 40 млн. пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн. льготников, ведет персонифицированный учёт пенсионных прав застрахованных лиц - для свыше 128 млн. граждан России.

Последнее десятилетие регулярно происходят реформы в социальной сфере. Реформа, касающаяся пенсий граждан, вызывает все больший резонанс среди населения. В этой статье мы охарактеризуем основные особенности новой пенсионной системы в России, а также спрогнозируем ее перспективы.

Впервые система начисления пенсий в нашей стране подверглась изменениям в 2002 году. К настоящему времени без изменений остались только сами виды пенсионного обеспечения граждан, тогда как структура начисления пенсий граждан и система ее расчета постоянно изменяются. Размер пенсий корректируется в большую сторону, учитывая размер инфляции в стране и уровень прожиточного минимума.

Выход на пенсию в России в настоящее время подразумевается с шестидесяти и пятидесяти пяти для мужчин и женщин соответственно. Граждане, работавшие на вредном производстве либо в экстремальной климатической зоне, работники медицины, государственных, военных и правоохранительных служб имеют право на ранний выход на пенсию.

Кроме того, нетрудоспособные граждане и граждане, ставшие инвалидами, а также те (несовершеннолетние включены в эту группу), кто потерял кормильца также получают право на выплату пенсии.

Особенности начисления пенсий гражданам РФ

Страховая пенсионная часть выплат формируется исходя из получаемой работников зарплаты и стажа, а также тех отчислений, которые были сделаны в страховую компанию. Накопительная пенсионная часть начисляется исходя из накоплений, которые были сделаны работодателем работника в период его трудовой деятельности (отчисления в размере 22 % от его зарплаты, из которых – 16% отчисляются на страховую часть пенсионной выплаты, а 6% – на накопительную.)

При этом, минимальный трудовой стаж, гарантирующий выплату пенсии составляет 6 лет, и наличие у пенсионера баллов на пенсионном счету.

В настоящее время ограничивается количество тех пенсионных балов, которые могут получить пенсионеры, которые работают. Кроме того, в страховой стаж включается не более полутора лет отпуска по уходу за несовершеннолетним, а также не более 4,5 лет – при наличии нескольких детей.

Пенсионные коэффициенты, которые вычисляются по минимальному стажу, также подверглись изменениям, что является основанием для его повышения.

Особенности выплат пенсий инвалидам и гражданам, потерявшим кормильца

Пенсия по инвалидности начисляется инвалидам первых трех групп, при наличии хотя бы одного дня рабочего стажа.

Пенсия по потере единственного кормильца начисляется при отсутствии другого заработка детям умершего до восемнадцати лет либо до двадцати трех лет, учащимся очных отделений университетов и техникумов, нетрудоспособным вдовам и вдовцам, нетрудоспособным родителям умершего и другим родственникам.

Размеры пенсии в РФ в 2017 году: так ли все плохо?

Сумма пенсионных начислений зависит от зарплаты работника. Основная часть пенсии не подвергается никаким изменениям, ни количества от стажа или возраста гражданина. В настоящее время она составляет 4383 рубля.

Размер пенсионных отчислений гражданам, достигшим установленного законодательством возраста, в 2017 году – 5629 рублей, размер выплаты по инвалидности – 4558,98 рублей – для граждан-инвалидов 1 и 2-й групп, и 2297,47 рублей для 3-й группы. Работающие пенсионеры могут рассчитывать на дополнительные надбавки к общей сумме выплаты.

Новая пенсионная реформа: перспективы

Условия начисления пенсии гражданам России будут продолжать меняться вплоть до 2025 года. Возраст выхода гражданина нашей страны на пенсию будет повышаться. С каждым годом его увеличение будет происходить на полгода к существующему нормативно установленному возрасту.

К 2025 году нормативный пенсионный возраст мужчин составит шестьдесят три года, а женщин – пятьдесят восемь лет. К 2024 году показатель трудового стажа, для выдачи пенсии по старости возрастет к пятнадцати годам.

В свою очередь, в 2018 году, согласно сценарию развития макроэкономической ситуации в стране, ожидается незначительное снижение размера пенсии из-за повышения инфляции в стране. Индексация пенсионных выплат планируется, в первую очередь, для неработающих граждан.

Настоящим, значительным этапом реформирования пенсионной системы Российской Федерации является разработка Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ, начатая в соответствии с Указом Президента РФ «О мероприятиях по реализации социальной политики» от 07.05.2012 г., № 597 и Распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации». Она определяет политику в сфере пенсионного страхования в период до 2030 года. Основная цель Стратегии – гарантирование приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы, адекватной экономическому развитию России и соответствующей международным стандартам. Определены задачи совершенствования тарифно-бюджетной политики и системы управления обязательным пенсионным страхованием, реформирования института накопительной составляющей пенсионной системы и системы досрочных пенсий, создания корпоративного пенсионного обеспечения и др.

В ходе обсуждения Стратегии неоднократно вносились поправки и изменения в ее первоначальный проект. На этапе их внесения в Правительство РФ (20.09.2012 г.) были обозначены задачи краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспектив.

Стратегия направлена на развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне- и высокодоходных категорий – с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение). Цель трехуровневой системы – поднятие коэффициента замещения. По мнению экспертов, удачная реализация такой системы позволит добиться повышения коэффициента замещения до 70 % и выше.

Обращает внимание отсутствие в Стратегии часто дискутируемого вопроса о величине трудового стажа при выходе на пенсию. Увеличение стажа, который сейчас имеет тенденцию на снижение, равносильно увеличению пенсионного возраста для той части населения, которая поздно начинает свою трудовую деятельность. Поэтому поднятие стажа как одного из рычагов сбалансирования пенсионной системы можно отнести к непопулярным мерам. Вопрос о том, каким должен быть стаж, как и пенсионный возраст, остается пока открытым. Вполне возможно, что первым пересмотру может подвергнуться минимальный стаж для получения пенсии, равный сейчас пяти годам.

Как известно, с 2015 года в России вступает в действие новая пенсионная реформа, и вполне естественно, что у всех наших пенсионеров возникает вопрос о том, а как будет производится начисление и расчет пенсии в 2015 году. Ответ на этот вопрос, мы сможем получить, основываясь на составляющие и данные из которых состоит новая формула для расчета пенсии с 2015 года. Накопительная пенсия формируется и начисляется по старому принципу (она по-прежнему остается актуальной только для граждан 1967 года рождения и моложе), а страховая пенсия как раз и рассчитывается по новой формуле – на основе пенсионных баллов, накопленных гражданином за время трудовой деятельности.

Выглядит новая формула так (формула 1.1):

СП = (ФВ х КПВ) + (ИПК х КПВ) х СПК , (1.1)

Где СП –страховая пенсия в году назначения пенсии;

ФВ –фиксированная часть страховой пенсии;

ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент, равный сумме всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина;

КПВ – премиальные коэффициенты за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста;

СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента в году назначения пенсии.

Фиксированная выплата (далее ФВ) к страховой пенсии установлена статьей 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. и на 1 января 2015 года составляет 3 935 рублей. Это гарантированный минимум государства для каждого российского гражданина пенсионного возраста. Два раза в год ФВ индексируется: 1 февраля с учетом роста потребительских цен и 1 апреля – за счет доходов Пенсионного Фонда за предыдущий период. Первоапрельская компенсация в законодательстве прописана как возможная, а возможность определяет российское правительство.

Индивидуальный пенсионный коэффициент (далее ИПК) является новшеством в практике расчета пенсий. Он и стал ключевой составляющей в формуле обеспеченной старости. Можно даже сказать – основой основ для гражданина, который хочет самостоятельно обеспечивать себя после выхода на пенсию и жить при этом достойно. Чем выше будет ИПК пенсионера, тем больше шансов достичь этой цели.

ИПК определяется в момент оформления пенсии по старости и состоит из суммы годовых пенсионных коэффициентов (далее ГПК) или пенсионных баллов, начисляемых гражданину ежегодно в процессе официальной трудовой деятельности с «белой» зарплатой. То есть за те годы, когда работодатели перечисляли на будущего пенсионера страховые взносы.

Новое пенсионное законодательство определило также иные периоды, за которые гражданам будут начисляться пенсионные баллы, и предусмотрело коэффициенты повышения ИПК и ФВ – за более позднее оформление реализации пенсионного права (КПВ).

Стоимость одного пенсионного балла (СПК) на 1 января 2015 года составляет 64,1 руб. Она будет ежегодно увеличиваться:

  • 1 февраля в соответствии с уровнем инфляции за прошедший год.
  • 1 апреля по формуле, в которой участвуют такие значения, как размеры поступлений в бюджет ПФР в виде страховых взносов и федеральных трансфертов.

Граждан, которые достигают пенсионного возраста в 2015 году или несколькими годами позже, волнует: что же будет с их пенсионными правами, которые до сих пор измерялись в рублях, а не в баллах. Этот же вопрос волнует людей, которые уже получают пенсию по старости – ведь дальнейшая ее индексация будет происходить на основании пенсионных балов, которых у них как бы нет.

Новое пенсионное законодательство предусмотрело формулу, по которой пенсионные права, сформированные до 1 января 2015 года, также будут переведены в баллы (формула 1.2):

ПК = СЧ ÷ СПК (1.2)

СЧ страховая часть трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года без учета базовой и накопительной частей.

Полученная сумма баллов либо составит индивидуальный пенсионный коэффициент гражданина, если он уже является получателем страховой пенсии или выходит на пенсию, к примеру, в январе 2015 года, либо будет плюсоваться вместе с последующими годовыми пенсионными коэффициентами для вывода ИПК.

Рассмотрим пример расчета пенсии по достижению пенсионного возраста.

Гражданка Иванова достигает пенсионного возраста в 2017 году. В 2015 году ее пенсионные права были конвертированы и составили 70 пенсионных баллов. За 2015-2017 годы Иванова заработает еще 5 баллов.

Гражданка Иванова дважды по 1 году была в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. За первого ребенка она получила 1,8 пенсионного балла, за второго – 3,6.

Путем сложения всех пенсионных баллов получаем ИПК гражданки Ивановой к моменту наступления права на оформление страховой пенсии – 80,4 балла.

Предположим, что минимальный размер фиксированной выплаты (ФВ) к страховой пенсии в 2017 году будет равняться 5000 рублям, а стоимость пенсионного балла (СПК) – 100 рублям. Оснований для применения премиальных коэффициентов у гражданки Ивановой нет, поэтому формула расчета ее пенсии выглядит так (формула 1.3):

СПС = ФВ + ИПК × СПК (1.3)

Считаем страховую пенсию по старости гражданки Ивановой:

5 000 руб. + 80,4 × 100 руб. = 13 040 руб.

По моему мнению, новая формула расчета пенсии имеет свои преимущества и недостатки.

Главное отличие, оно же и преимущество: пенсионный капитал граждан за каждый год будет фиксироваться в баллах - индивидуальных пенсионных коэффициентах. В рубли накопленные баллы будут переведены при назначении пенсии.

Учет пенсионных прав в баллах, а не «в живых» рублях, как сейчас, позволяет эффективнее защищать пенсионный капитал граждан. Очевидно, что 1 рубль в 2015 году по своей покупательной способности будет заметно отличаться от 1 рубля, к примеру, в 2037 году. Стоимость балла будет определяться государством и будет ежегодно расти.

Другое преимущество, по новым правилам выходить позже общеустановленного пенсионного возраста будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты, но не более десяти лет. Это другое преимущество. Например, если гражданин обратится за назначение страховой пенсии через при года после достижения общеустановленного пенсионного возраста, то фиксированная выплата будет увеличена на 19%, а страховая пенсия- на 24%.

Есть и еще одно преимущество: в новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж и оцениваются в большем объеме такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком - инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти нестраховые периоды присваиваются особые годовые коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал.

Что касается недостатков, то следует обратить внимание на проблему, касающуюся пенсионного обеспечения граждан, трудящихся на низкооплачиваемой работе (с зарплатой ниже средней по стране). Если сейчас базовая часть пенсии, как и страховая, индексируется в зависимости от доходов пенсионной системы в расчете на одного пенсионера, что позволяет индексировать ее выше инфляции, то вводимая фиксированная выплата к страховой части пенсии будет индексироваться по уровню инфляции. Индексация сверх этого уровня оставлена на усмотрение Правительства РФ и обусловлена наличием свободных средств. В конечном итоге это приведет к тому, что для значительной части населения размер трудовой пенсии совпадет с размером социальной пенсии, а уплата страховых взносов утратит свое значение.

Резюмируя хочу отметить, что в предлагаемом виде пенсионная формула совершенно непрозрачна и оставляет на усмотрение государства как установление конкретного размера пенсии, так и значение коэффициентов индексации страховой и базовой частей пенсии. В таких условиях теряется смысл стимулирования работников к более позднему выходу на пенсию, поскольку невозможно заранее оценить точный размер прибавки к пенсии. Более того, будущий пенсионер может даже проиграть в размере пенсии в случае, если на момент достижения им пенсионного возраста стоимость пенсионного коэффициента будет значительно выше по сравнению с установленной через несколько лет.

Так же изменения затронут и правовое регулирование накопительной составляющей пенсии – предполагается, что в рамках пенсионной реформы она станет отдельной разновидностью пенсионных выплат (накопительная пенсия) и будет регулироваться специальным законом.

Законопроект о накопительной пенсии содержит очень простую формулу расчета накопительной пенсии (формула 1.4):

НП = ПН / Т (1.4)

Где НП – размер накопительной пенсии;

ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии (если гражданин продолжает трудовую деятельность после достижения пенсионного возраста, ожидаемый период выплаты пропорционально сокращается). До 1 января 2016 года этот период составляет 19 лет (228 месяцев), а затем будет ежегодно устанавливаться федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни россиян.

Таким образом, теоретически источниками дохода пенсионера является государственная и негосударственная пенсия. На практике же у нашего населения сложилось негативное отношение к рисковым финансовым институтам. Дело в том, что, во-первых, на Западе финансовые институты являются надежными, прозрачными, существуют гарантии сохранности средств. В России же все наоборот. Но это в компетенции государства, потому необходимы жесткая законодательная регламентация и контроль за деятельностью инвестиционных институтов, государство же должно стать абсолютным гарантом.

Во-вторых, высокий уровень оплаты труда на Западе позволяет «не скрепя сердце» оторвать часть сейчас ради будущего. В России же уровень оплаты труда настолько низкий и не индексируется адекватно инфляции уже давно, поэтому и в добровольных пенсионных накоплениях подавляющее большинство участвовать не в состоянии. Поэтому и здесь довольно велика должна быть роль работодателя, который:

1) является непосредственным страхователем параллельно с работником;

2) занимается учетом и перечислением взносов.

Для привлечения предприятий в эту схему им необходимо предоставлять ряд других налоговых льгот. А пока имеем то, что для подавляющего большинства пожилых граждан в реальности основным источником дохода является государственная пенсия, которая и определяет качество жизни пенсионера.

Финансовый ресурс социального страхования в странах позволяет обеспечить высокие жизненные стандарты и уровни защиты. В России потенциал пенсионного страхования еще только формируется. Совокупный объем финансовых ресурсов ПФР составляет всего 6% ВВП. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, уровень и качество жизни российского пенсионера оставляют желать лучшего.

Для ориентира можно привести четырехуровневую систему пенсионного страхования, действующую в Германии:

1) обязательное пенсионное страхование – при стаже работы около 40 лет дает пенсию в 900-1000 евро (это уже 60% от средней заработной платы по стране);

2) помимо этого многие работники получают пенсии по старости от предприятий – это еще 300-400 евро;

3) добровольные частные пенсионные накопления – имеются у подавляющего большинства граждан;

4) социальная пенсия – выплачивается нуждающимся на основе государственной проверки.

В «переводе на наш язык» немецкая пенсия составляет в среднем около 52 000 руб. Это при условии цен зачастую ниже, чем в России. Понятно, что при сегодняшнем дефиците средств в ПФР вследствие перехода к распределительно-накопительной системе и появлении в результате этого «двойного бремени» вряд ли Россия достигнет такого показателя за ближайшие год-два. Поэтому представляется, что назрела необходимость следующих мероприятий:

1) увеличение прожиточного минимума пенсионера до адекватного, путем включения в потребительскую корзину реального, а не условного набора благ, как материальных, так и духовных;

2) поскольку пенсия – производная зарплаты, необходима регулярная индексация МРОТ граждан в соответствии с темпом инфляции, ростом уровня цен;

3) снятие ограничения базы начисления взносов, что решит проблему дефицита средств, поскольку тогда польется дополнительный поток отчислений от доходов элиты – ведущих топ-менеджеров, правления фирм и т.п.;

4) более эффективное управление накопительной частью пенсий;

5) отмена неэффективных «новаций» в системе учёта и отчетности по страховым взносам в Пенсионный фонд России; формирование простых и постоянных форм отчетных бухгалтерских документов.

Причем все меры надо осуществлять целенаправленно, с постоянным контролем, по единой программе.

На данный момент существующая система страховых взносов в ПФР продиктована современными реалиями (от этого никуда не деться) и в перспективе ориентирована на увеличение коэффициента замещения до 40%, но пока она имеет множество недоработок, в результате чего малоэффективна и не обеспечивает пожилого человека достаточной пенсией. Поэтому нельзя рассчитывать только на государство. Каждому из нас о будущих средствах к существованию надо заботиться самому и с молодости, грамотно используя все представленные механизмы: взаимодействуя с работодателем, активно отслеживая рост пенсионного капитала. Только так сегодня в России можно обеспечить себе достойную старость высокого качества.


Похожая информация.


В сложившихся условиях жизненно важно создать прочную пенсионную систему, так как дальнейшее увеличение средней по стране заработной платы и ухудшение демографической ситуации при «слабой» пенсионной системе может привести к нежелательным последствиям для экономики в целом.

Можно предложить ряд дополнительных мер по стабилизации дополнительных мер по стабилизации финансового положения ПФР и совершенствованию пенсионной системы:

  • - обеспечить более жесткую привязку размера пенсионных выплат к величине доходов ПФР;
  • - провести четкое разграничение обязательств по финансированию страховых пенсий и других пенсионных выплат между ПФР и другими источниками, включая федеральный бюджет;
  • - увеличить сбор страховых взносов в результате внедрения условно-накопительных и именных накопительных счетов.

Реформировать пенсионную систему, не затрагивая всех социально-экономических составляющих общества практически невозможно.

Социальная позиция предполагает:

  • - сохранение за гражданами пенсионных прав, заработанных за предыдущие периоды, и использование более справедливых правил определения пенсии;
  • - установление приемлемого для общества уровня пенсий и размера страховых взносов.

С экономической позиции потребуется:

  • - привлечение в фонд средств предприятий и отраслей для пенсионного обеспечения работающих в этих отраслях граждан;
  • - использование в интересах пенсионеров инвестиционного дохода от операций на финансовом рынке.

Проведение пенсионной реформы предполагает принятие целого ряда законодательных актов, суть которых состоит в следующем:

  • 1. В целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы возникла необходимость поэтапного введения накопительных элементов в систему обязательного пенсионного страхования. Накопительные элементы должны внедряться постепенно, в полном соответствии с организационными и финансовыми возможностями государства и существующей пенсионной системы.
  • 2. Нуждается в уточнении роли и порядка применение индивидуальных коэффициентов пенсионеров. Увеличение пенсии нынешних пенсионеров должно быть соотнесено с финансовыми возможностями государства и прогнозируемыми изменениями доходной базы и не должно вести как к дальнейшей финансовой дестабилизации пенсионной системы, так и к снижению жизненного уровня пенсионеров.
  • 3. Требуется конкретизировать подходы к реформированию системы льготных пенсий, составляющих существенную часть финансовой нагрузки на действующую пенсионную систему. При этом необходимо разработать механизм поэтапного перевода льготных пенсий на накопительные принципы финансирования.
  • 4. Следует предусмотреть введение действенных стимулов для добровольного более позднего выхода работников на пенсию, в том числе с использованием системы условно-накопительных и именных накопительных счетов граждан, при которых более длительная работа в сочетании с сокращением ожидаемого срока пребывания на пенсии существенно увеличивает для получателя ее ежемесячный размер в случае более позднего выхода на пенсию.
  • 5. Следует предусмотреть комплекс мер по дальнейшему развитию системы негосударственных пенсионных фондов и дополнительного добровольного пенсионного страхования в целом. В частности, следует рассмотреть вопрос о стимулировании добровольных пенсионных накоплений через налоговые льготы и повышении действенности гарантий сохранности накоплений.

Необходимо стимулировать и добровольные пенсионные накопления. В этом случае правомерно предложение Президента страны В.В. Путина о софинансировании добровольных пенсионных накоплений и части средств Фонда национального благосостояния (Стабилизационного фонда). По сути, президент предлагает сформировать пенсионный капитал граждан: на каждую тысячу рублей добровольного взноса гражданина (на его персональный накопительный счет в ПФР) государство добавляет еще одну тысячу рублей. Чтобы эти взносы не обесценились, в течение определенного времени их необходимо инвестировать в высоко ликвидные ценные бумаги. В дальнейшем свободные денежные Фонда национального благосостояния могли бы расходоваться и на покрытие дефицита пенсионной системы. В комплексе эти меры призваны обеспечивать увеличение объема пенсионных накоплений граждан и надежную работу пенсионной системы в будущем.

Также существуют следующие предложения профсоюзных организаций по проблемам пенсионного законодательства Предложения профсоюзных организаций, Применение и совершенствование пенсионного законодательства:

Необходимо внести в действующие пенсионные законы дополнения, связанные с реализацией прав застрахованных лиц наемного труда на своевременное оформление и выплату в полном объеме трудовых пенсий, независимо от уплаты страхователями страховых взносов в ПФР и финансового положения страховщика, а также предусмотреть финансовую и административную ответственность между всеми субъектами пенсионной системы;

Целесообразно восстановить показатель «минимальная пенсия» и установить ее в ближайшей перспективе на уровне минимальной заработной платы, равной прожиточному минимуму. При этом установление прожиточного уровня должно являться прерогативой законодателей, а не органов исполнительной власти;

Необходимо изменить порядок индексации базовой и страховой частей пенсии, предусмотреть такой компенсационный механизм, который может гарантировать недопущение падения реальной покупательной способности пенсии;

Необходимо законодательно пересмотреть и уточнить порядок и сроки пересчета пенсий для работающих пенсионеров.

Пенсионная реформа является одной из самых сложных и болезненных проблем переходного периода, так как затрагивает все слои общества. Это широкая программа, предполагающая решение, как неотложных текущих задач, так и проблем стратегического порядка, направленных на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения. Неудачи в ее осуществлении определят на многие годы отношение населения к реформам в целом. И, на мой взгляд, с учетом того, что застрахованные будут максимально включены в процесс формирования и выплаты своей трудовой пенсии, система станет более понятна, что, безусловно, приведет к снижению социальной напряженности в стране. Таким образом, следствием пенсионной реформы должно явиться улучшение не только общей экономической, но и социальной ситуации в стране.



Рассказать друзьям