Любовь долго терпит , милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Она не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а порадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. К познанию такой любви, любви истинной, приходит главный герой трагедии . Заключив договор с дьяволом, Фауст требует от него беспрекословного исполнения всех своих желаний.
И первое желание мужчины было связано с женщиной, непорочной и чистой Маргаритой. Мефистофель без особого восторга исполняет это желание своей жертвы. Сам черт признает: девушка настолько чиста и непорочна, что зло не имеет над ней силы. Мефистофель уверен, что против Маргариты нельзя применять никакую силу, «тут надо изловчаться и лукавить». В конце концов Мефистофель помогает Фаусту познакомиться с Маргаритой, надеясь, что в ее объятиях тот сможет найти то прекрасное мгновение, которое искал всю жизнь и которое хотел продлить до бесконечности. Фауст сначала завлечен в объятия чувственных желаний:
Уже попав в комнату девушки, Фауст начинает понимать, что она не только внешне красива, но и прекрасна душой, и он все более убеждается в этом. Его чувство становится всеобъемлющим - не только физическим, но и духовным. Вторая половина первой части «Фауста» посвящена истории любви Фауста и Гретхен. Между влюбленными - огромная пропасть. Фауст - человек необыкновенно развитый умственно, прошедший большой путь духовного роста, очень много знающий и весьма вольнодумный. Ему свойственно критическое отношение к общепринятым понятиям. Мысль его отличается самостоятельностью, он ничего не принимает на веру, подвергает все критическому анализу и лишь после этого делает определенные выводы. Он давно отказался от веры в церковное учение:
Гретхен - прелестное, чистое юное существо. Она обладает всеми сокровищами женской души. Девушка способна к безграничной любви и самопожертвованию. Она глубоко верующая, ведь ее всю I жизнь сопровождает ее мама - образец религиозной добродетели. Обнаружив у себя в комнате шкатулку с драгоценностями, Гретхен тотчас сообщает о находке любимой матери, которая появление драгоценностей в своей бедной комнатушке приписывает козням дьявола. Шкатулка отдана церкви. В то же время Гретхен мучают раздумья о неизвестном дарителе. Влюбленный Фауст не останавливается, готовя возлюбленной с помощью Мефистофеля новое испытание. Следующая шкатулка, полная несметных сокровищ, соблазняет Гретхен. В этот раз она свернула с пути добродетели, решив принять шкатулку с несметными сокровищами. Но разве можем мы обвинять бедную девушку в том, что ей понравились красивые вещи? В своей жизни она не видела ничего, кроме ежедневной изнуряющей работы, и не могла даже мечтать, что в один прекрасный момент ее жизнь изменится точно как у Золушки. А тут еще и подруга Марта уверяет, что все хорошо, что можно оставить себе ларчик и тайком примерять драгоценные безделушки. Пользы от этого никакой, но лишний раз полюбоваться своей красотой, обрамленной прекрасными каменьями и золотом, - праздник для любой девушки.
Результат этого поступка оказался для Гретхен роковым. Невольно поддавшись искушению, она утратила целомудрие. Зло порождает зло, один нечестный поступок приводит к следующему. Мефистофель торжествует: знакомство Фауста и Гретхен приносит ему нег плохие дивиденды. Фауст ради встречи с Гретхен готов на подлог и подписывает поддельные документы. Гретхен понимает, что любит, и ради любви готова на жертвы. В порыве страсти она даже забывает о вездесущих соседях, которые непременно вынесут свой ханжеский приговор чужой любви и чужому счастью.
В тот момент , когда Фауст преодолевает чувственное влечение к девушке и переходит на другой, духовный, уровень любви, Гретхен начинает испытывать беспокойство по поводу правильности своих поступков. Мефистофель в ее представлении «лиходей», который «так насмешлив и хитер и ни во что людей не ставит». Подобно тому, как Фауст для удовлетворения своих духовных стремлений заключает договор с дьяволом, иначе говоря, впадает с общепринятой точки зрения в «грех» и совершает преступление, так и Гретхен во имя любви становится нарушительницей принятых в обществе нравственных установлений. Она не может освободиться от навязанных ей с детства правил, хотя и невольно задается вопросом, почему любовь, давшая ей такую душевную радость, находится в противоречии с моралью, в истинность которой она всегда верила.
Трагедию любви Фауста и Гретхен можно объяснить и различиями их натур, и агрессивностью внешней среды. Ведь суд над Гретхен берется вершить не чужой человек, а ее родной брат Валентин. Суд родных подчас более несправедлив и жесток, чем суд посторонних. Например, в странах, исповедующих ислам, нередки случаи, когда разъяренные отцы и братья убивают своих дочерей и сестер, ступивших, по их мнению, на путь разврата и порока.
Бравый вояка Валентин, казалось бы, менее всего имел отношение к морали. Пьяный разгул был самым невинным прегрешением в жизни этого человека, профессией которого было убийство. И вот именно он, сам, вероятно, не раз попиравший девичью честь, счел нужным вступиться за свою сестру, а это, в конечном счете, повлекло за собой роковое одиночество Гретхен в самый критический для нее момент. Фауст убил Валентина и вынужден скрываться. В это время Гретхен сходит с ума и убивает своего ребенка. Приговор общества детоубийцам всегда жесток, несмотря на то что подчас само общество толкает женщин на это безумство. Гретхен заточена в тюрьму, она не понимает даже того, что убила собственное дитя. Разговоры о том, что она является убийцей своего невинного ребенка, она воспринимает как злую шутку. Появление возлюбленного сначала кажется ей спасением, но почему она так полна недоверия к тому, кто наполнял ее думы и сердце трепещущим огнем любви?
В нем Гретхен чувствует силы зла, с ним она не видит будущего. Да и какое это будущее: быть изгнанной и терзаться, мучиться, не в силах забыть своего преступления? Гретхен надеется только на справедливый Божий суд, к Господу обращены ее последние слова:
Спаси меня, Отец мой в вышине! Вы, ангелы, вокруг меня, забытой, Святой стеной мне станьте на защиту! Ты, Генрих, страх внушаешь мне.
Осужденная людьми , она до последнего мига своей жизни сопротивляется злу. Как гимн чистой, непорочной душе звучит голос свыше: «Спасена!» Такой, казалось бы, трагический финал, однако он не внушает пессимизма и неверия в жизнь. Ведь Гретхен возбуждает в читателях не только сочувствие и жалость, но и восхищение. Ей были неведомы искания истины, присущие Фаусту, но ей и не надо было искать тот прекрасный миг: она была счастлива в любви. Да, она совершила тяжкие преступления, но лучшие душевные качества, которые проявились в героине во время трагических обстоятельств, вызывают только искреннее восхищение. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Она не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Если домашнее задание на тему: » Тема любви в трагедии Гете «Фауст» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.
 
Свежие новости
Категории
Новости
Сочинения по теме
- Твір по добутку на тему: Фаустовская тема в романі М. А. Булгакова “Майстер і Маргарита”.Роман Михайла Булгакова “Майстер і Маргарита” Сочинение по произведению на тему: Фаустовская тема в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”.
Роман Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” 1.Упростить выражение: Ctg2(3п/2- X)/(1 +Tg2X)
1) ctg2X; 2) tg2 X; 3) sin2X 4) cos 2 X
2. Упростить: (Cos2(п/2 + X) – Сочинение по произведению на тему: «Женщина, которая просто прекрасна» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Роман М. Булгакова - произведение Личность и судьба доктора Фауста привлекали внимание писателей еще до появления трагедии Гете «Фауст». Как свидетельствуют историки, средневековый маг и
Рейтинг сочинений
Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в
Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им
Роль частей речи в художественном произведении
Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое
О небо, вот так красота!
Я в жизни не видал подобной.
Как неиспорченно-чиста
И как насмешливо-беззлобна!
И. Гете
“Фауст” – произведение, над которым Гете работал почти всю жизнь и которое изменялось вместе с автором. В центре трагедии история доктора Фауста, в образе которого воплощена вера автора в безграничные творческие возможности человека, в его разум и душу. Человек предстает здесь как подлинный центр мироздания. Фауст не только осознает себя как личность, но и противопоставляет себя всему остальному миру. “Я, названный подобьем божества, взомнил себя и вправду богоравным”, – говорит он.
Это противопоставление проявилось и в трагической истории любви Фауста и Маргариты. Вернув с помощью Мефистофеля молодость, Фауст влюбляется в первую же увиденную им красивую девушку – скромную и трудолюбивую, но набожную и недалекую Маргариту. Мефистофель надеется, что в ее объятиях Фауст найдет то сладостное мгновение, которое захочет продлить до бесконечности. Он помогает Фаусту соблазнить Маргариту. Она – обыкновенная женщина, которой приятны и богатые подарки, и восхищение знатного господина. А Фауста привлекают не только ее красота и свежесть, но и душевная чистота, доброта Маргариты. Его не смущает то, что она простолюдинка, необразованна. Трагедия возникает позднее: Фауст не мог и не хотел обвенчаться с девушкой, а следовательно, она была обречена на позор. Маргарита, Гретхен, во имя любви к Фаусту забыла о матери, брате, приличиях. Ведь встреча с Фаустом, любовь к нему – самое главное, самое яркое событие в ее скучной, размеренной жизни. Их чувство взаимно, но они настолько разные, что трагедия неизбежна.
В Маргарите способность самозабвенно любить сочетается с чувством долга. Она искренне верит в Бога и старается направить на путь истины безбожника Фауста. Девушка глубоко переживает свое “падение”. При этом она надеется на Божью защиту и спасение души. Ведь после убийства брата Маргариты Фауст был вынужден скрыться, и вся тяжесть позора рождения внебрачного ребенка падает на хрупкие плечи Маргариты. Она оказывается грешницей и в глазах окружающих, и в своих собственных глазах. Гретхен не может понять, почему любовь, дарившая ей такую радость, противоречит морали. Эта страсть – косвенная причина гибели брата Валентина и смерти матери, которую Маргарита случайно отравила. Теперь возлюбленная Фауста, в припадке безумия убившая своего родившегося ребенка, обречена на казнь.
Узнавший об этом Фауст спешит на помощь и застает Гретхен в темнице. Он хочет увести Маргариту с собой. Но поздно! В краткий миг просветления она признает себя виновной и хочет понести кару, чтобы спасти свою душу: “Я покоряюсь Божьему суду”. Стремление жить и любить борется в ее душе с ужасом перед адом. Страницы, посвященные свиданию Фауста и Маргариты в тюрьме, – самые пронзительные в трагедии. Последние слова Гретхен обращены к любимому. “Погибла!” – в отчаянии восклицает Фауст. “Спасена!” – раздается голос с небес. Ее простили, теперь душа Маргариты свободна.
Вина Фауста в гибели Маргариты несомненна. Его любовь, лишенная ответственности, не была такой сильной и самозабвенной. Он бросил любимую женщину в самый тяжелый для нее момент, бежал, спасая свою жизнь. Но и увлеченный чарами Вальпургиевой ночи, он не забыл о Маргарите и попытался спасти ее. Гибель Гретхен – трагедия и для Фауста. Это крушение надежд на спасительную силу любви. Больше Фауст никого не сможет так полюбить. Он не остановил мгновения. Он был в любви эгоистом, не умеющим отдавать, а главная радость любящего – бескорыстие, стремление сделать счастливым другого. Этого не дано было понять скептику Фаусту, напрасно погубившему Маргариту и впустую растратившему вновь обретенную молодость.
(Пока оценок нет)
Другие сочинения:
- Фауст ощущает дуализм человека – “Почему лишь дух крылатый в нас, но мы бескрылые?”, – спрашивает он. И говорит своему другу Вагнеру: “Тебе ведом путь, а я – стою на раздорожье. У меня в груди две души живут, между себой Read More ......
- Я высший миг теперь вкушаю свой. И. Гете Свою трагедию “Фауст” Гете писал более 25 лет. Первая ее часть вышла в свет в 1808 году, вторая – только через четверть века. Произведение это оказало сильное влияние на всю европейскую литературу Read More ......
- В финале Фауст изображен слепым. Гете дает этим понять, что Фауст видел картины свободного расцвета родного края не наяву, а мысленным взором. В реальности же к нему приближается смерть. Лемуры (персонажи римской мифологии, духе умерших, которые пугают живых) копают Фаусту Read More ......
- Иоганн Вольфганг Гете является основоположником немецкой литературы новой эпохи. Этот многогранный, одаренный человек оставил после себя заметный след и в литературе, и в науке. Творчество Гете является точным отображением наиважнейших тенденций и противоречий современности той эпохи. Трагедия “Фауст” стала произведением Read More ......
- Родился Йоганн Вольфганг Гете 28 августа 1749 года в семье франкфуртских купцов и рано обеспечил себе прочное положение и безбедное существование. В 1775 году Гете был приглашен герцогом Сакс-Веймарским Карлом Августом в столицу маленького государства и остался здесь на всю Read More ......
- Этот образ создан фантазией Гете: в народных легендах М. отсутствует. Фауст, вернувший молодость в “Кухне ведьмы”, встречает на улице красивую девушку и с первого взгляда в нее влюбляется. Margarete юная, неискушенная девушка строгих правил, живущая с матерью и младшей сестрой. Read More ......
- Произведение открывается лирическим посвящением. Поэт с грустью вспоминает о невозвратном времени юности, когда он задумал писать свою поэму. Он посвящает вступление к поэме родным и друзьям своей юности, тем, кто уже умер или находится вдали: “Вы вновь со мной, туманные Read More ......
- Образ великого искателя истины волновал Гете всю жизнь. В трагедии “Фауст” он показал борьбу добра и зла, как движущую силу развития, изменений, динамики бытия. В прологе автор ставит вопрос: что есть Человек в этой величественной, гармонической и совершенной вселенной? Человек Read More ......
Тема любви в трагедии И.В.Гете. В центре история доктора Фауста в образе которого воплощена вера автора в безграничные творческие возможности человека, в его разум и душу. Фауст не только осознает себя как личность, но и противопоставляет себя всему остальному миру.
Это противопоставление проявилось и в трагической истории любви Фауста и Маргариты. Вернув с помощью Мефистофеля молодость, Фауст влюбляется в первую же увиденную им красивую девушку - скромную и трудолюбивую, но набожную и недалекую Маргариту. Мефистофель надеется, что в ее объятиях Фауст найдет то сладостное мгновение, которое захочет продлить до бесконечности. Он помогает Фаусту соблазнить Маргариту. Она - обыкновенная женщина, которой приятны и богатые подарки, и восхищение знатного господина. А Фауста привлекают не только ее красота и свежесть, но и душевная чистота, доброта Маргариты. Его не смущает то, что она простолюдинка, необразованна. Трагедия возникает позднее: Фауст не мог и не хотел обвенчаться с девушкой, а следовательно, она была обречена на позор.
В Маргарите способность самозабвенно любить сочетается с чувством долга. Она искренне верит в Бога и старается направить на путь истины безбожника Фауста. Девушка глубоко переживает свое «падение». При этом она надеется на Божью защиту и спасение души. Ведь после убийства брата Маргариты Фауст был вынужден скрыться, и вся тяжесть позора рождения внебрачного ребенка падает на хрупкие плечи Маргариты. Она оказывается грешницей и в глазах окружающих, и в своих собственных глазах. Гретхен не может понять, почему любовь, дарившая ей такую радость, противоречит морали. Эта страсть - косвенная причина гибели брата Валентина и смерти матери, которую Маргарита случайно отравила. Теперь возлюбленная Фауста, в припадке безумия убившая своего родившегося ребенка, обречена на казнь.
Узнавший об этом Фауст спешит на помощь и застает Гретхен в темнице. Он хочет увести Маргариту с собой. Но поздно!
В краткий миг просветления она признает себя виновной и хочет понести кару, чтобы спасти свою душу: «Я покоряюсь Божьему суду». Стремление жить и любить борется в ее душе с ужасом перед адом. Страницы, посвященные свиданию Фауста и Маргариты в тюрьме, - самые пронзительные в трагедии. Последние слова Гретхен обращены к любимому. «Погибла!» - в отчаянии восклицает Фауст. «Спасена!» - раздается голос с небес. Ее простили, теперь душа Маргариты свободна.
Гибель Гретхен - трагедия и для Фауста. Это крушение надежд на спасительную силу любви. Больше Фауст никого не сможет так полюбить. Он не остановил мгновения. Он был в любви эгоистом, не умеющим отдавать, а главная радость любящего - бескорыстие, стремление сделать счастливым другого. Этого не дано было понять скептику Фаусту, напрасно погубившему Маргариту и впустую растратившему вновь обретенную молодость.
Тема урока: Тема любви в трагедии
Тип урока: комбинированный
Цель урока: продолжить изучение и анализ трагедии И.В. Гете «Фауст»
Задачи:
рассмотреть философскую трагедию Гете как художественное воплощение идей эпохи Просвещения;
раскрыть идейное и художественное содержание трагедии;
развивать навыки литературоведческого анализа драматургического произведения;
воспитывать жизнеутверждающие начала, противостояние злу.
Методы: коллективная и самостоятельная работы, рассказ, беседа
Оборудование: текст трагедии И.В. Гете «Фауст»
Ход урока:
2. Вступительное слово учителя
45 лет назад наш соотечественник, первый землянин, увидевший планету из космоса, воскликнул в восхищении и восторге: «Какая же она голубая!». Теперь иное видят космонавты: планета подернута дымкой, похожей на городской смог, сверхточные приборы фиксируют на черном фоне космического вакуума темный шлейф. Что это? Одни объясняют сбоем аппаратуры или особым составом стекла окуляров и иллюминаторов. Другие утверждают, что это темная энергетика человечества, скопившаяся за тысячелетия, энергетика убийств и насилия, подлости и предательства, зависти и корысти, неблаговидных поступков, слов, мыслей. И те, и другие признают: мир находится на грани хрупкого равновесия и на чаше мировых весов не золото и серебро, нефть и газ, а то, что в наших душах, энергетика души каждого из нас.
Но любой из нас еще по детским сказкам крепко-накрепко усвоил прописную истину: Зло победимо, Добро и Красота обязательно восторжествуют, какие бы испытания ни преодолевали персонажи.
Вот и Гете проводит своего героя через дьявольские искушения в поисках Истины.
И мы с вами проведем урок поиска истины, на котором рассмотрим трагедию Гете как художественное воплощение идей эпохи Просвещения, попытаемся раскрыть идейное и художественное содержание трагедии и, надеюсь, получим урок жизнеутверждающей силы Разума и Добра. Именно к этому сводится спор о человеке, спор о его душе, о смерти и бессмертии, низости и возвышенности Человека.
В качестве эпиграфа я предлагаю записать афористичные предсмертные слова Гете «Больше света!..», потому что воспринимаю их и как призыв, и как завет мудрого просветителя: «Больше света в нашу жизнь! Больше света в наши души!»
Запись эпиграфа в тетрадь
3. Проверка домашнего задания (опрос)
Вопросы:
Что легло в основу трагедии Гете? (Средневековая легенда о докторе Фаусте)
Фауст – плод народного вымысла или у литературного Фауста был реальный прототип? (Действительно, в Германии в конце 15 века жил маг и чернокнижник доктор Фауст)
Как в произведении сочетается реальное с вымыслом?
Почему по жанру данное произведение мы относим к философской трагедии?
На чем основан конфликт трагедии?
Рассмотрим соотношение образов Фауста и Вагнера, трагедию Фауста-ученого. (Фауст и Вагнер – коллеги, ученые. Вагнера интересует только наука, он чужд жизни людей. А Фауст глубоко страдает от бессилия и разочарования. Его душа стремится к идеалу и к жизни).
4. Самостоятельная работа «Система образов (схема, комментарий взаимосвязи).
(Рядом с Фаустом множество второстепенных персонажей, без имен. Но это те, кто возвращает к жизни человека просвещенного, но разуверившегося, это те, ради кого Фауст решается на дальнейшие поиски смысла жизни)
5. Коллективная работа «Изображение социального быта немецкой провинции 18 века».
(Кто герои и как они взаимосвязаны, мы выяснили. А вот где происходят события, какова социальная среда, атмосфера?)
6. Беседа с учащимися
Рассмотрим трагедию Фауста – любящего человека.
(Трагедия Фауста и Маргариты не бытовой случай из частной жизни. Это – символ недостижимости совершенства, идеала на земле. Порыв Фауста к людям стал роковым для Гретхен, Валентина. Фауст понимает теперь, как велика ответственность человека пред другим человеком).
7. Итог урока
В чем же нашел Фауст смысл жизни, сказав: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»? (в борьбе, в труде ради народа, в исканиях).
Фауст мучился, страдал, но жизнь его была полноценной, ибо требовала от него напряжения всех душевных сил, он щедро отдавал себя науке, любви, служению красоте, труду ради блага других. Верой в человека проникнуты строки последнего монолога Фауста:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой.
История Фауста сложна, фантастична и реальна. Дерзания Фауста помогают понять, что достичь душевную гармонию возможно, только трудясь во благо других, неся ответственность перед людьми и природой, освободившись от цинизма, зависти.
Больше света!
(выставление оценок)
8. Домашнее задание (подготовка к сочинению)
Создавая трагедию «Фауст», Гете стремился всесторонне раскрыть человеческую душу, ее стремления, мечты, идеалы, чувства. Основой сюжета произведения является спор Господа и Мефистофеля о предназначении и величии человека. Высоки или низменны его стремления и чувства, что составляет главную цель человеческого существования, готов ли он пожертвовать своими земными радостями и удовольствиями во имя постижения истины?
Раскрытию этих вопросов, поиску ответов на них подчинена вся структура, композиция трагедии Гете, весь образный ряд. Человеку устраиваются испытания, одно из которых - испытание любовью.
Мы видим, как в душе главного героя возникает сильное чувство к Маргарите. Он желает добиться ее любви и, кажется, готов пойти на все что угодно ради достижения своей цели. Это, конечно же, на руку Мефистофелю, который как раз и хочет доказать, что ради своего удовольствия человек готов продать душу. Он помогает Фаусту завоевать любимую девушку. Стараясь сбить героя с его пути, отвлечь от высоких стремлений, он опьяняет его зельем, устраивает встречи с Маргаритой, надеясь на то, что, поддавшись страсти, Фауст забудет о своем долге перед истиной.
Сцены, посвященные Маргарите, Гете написал в ранний период творчества. В народных легендах прототипа образа Маргариты нет, материалом для его создания послужила реальная действительность тогдашней Германии. Писатель хорошо знал печальную историю франкфуртской девушки Сюзанны Маргариты Брандт, убившей своего внебрачного ребенка и казненной за это.
Маргарита выросла в бедной семье, получила традиционное религиозное воспитание, высшие авторитеты для нее - мать, брат и приходский священник. Ей бесконечно далек сложный и возвышенный внутренний мир Фауста - Маргарита привыкла принимать жизнь такой, какой она есть. Трудясь и молясь, не задумываясь о контрастах и несовершенстве окружающей жизни, девушка во всем полагается на Божье милосердие и заступничество святых. Маргарите неведомы ни притворство, ни злоба, ни коварство, поэтому, полюбив Фауста, она всецело доверяется ему, но сразу же чувствует интуитивное недоверие к Мефистофелю:
Я с ним бы дружбы не водила!..
Он так насмешлив и хитер
И ни во что людей не ставит!..
Боюсь, как он бы нас не предал…
Философия любви, воплощенная в образе Маргариты, противостоит человеконенавистнической философии Мефистофеля, но Гете не может принять и пассивную форму любви Маргариты.
Раскрывая чувства этой простой, скромной девушки, автор рисует и ее портрет, и условия жизни, во многом сформировавшие ее взгляды. Перед нами предстает вовсе не воплощение Божественного откровения, мудрости и красоты, а милая, но очень наивная девушка. Ее мир прост и ограничен: бедный домик, улица, соседи, церковь, постоянный труд, редкие праздники.
Мы без служанки, я стираю, мою;
Готовлю, подметаю, шью - все я.
Возни и спешки, только б с ног не сбиться.
И матушка строга.
В том, с какой откровенностью рассказывает девушка историю своей жизни Фаусту, раскрывается непосредственность героини Гете. Она вовсе не стесняется своего положения, работы, которую ей приходится выполнять. Как и не жалуется на свою судьбу. Но как раз эта простота, наивность, скромность, покорность очаровывают героя. Для Фауста Маргарита становится воплощением красоты и полноты жизни, самой природы и естественности. Однако ее простой мир, тихая привычная жизнь не могут удовлетворить вечно ищущего героя. Фауст не готов посвятить себя подобной мирной жизни без стремлений и движения вперед. Он еще не готов «остановить мгновение ».
Покорив Маргариту силой своего ума и добившись ее любви, Фауст испытывает к ней ответное искреннее и глубокое чувство, но даже любовь не может стать единственным смыслом его жизни, потому что она лишена интеллектуального единства. Героя влекут беспредельные просторы познания, он больше всего на свете любит человечество. Маргариту же удовлетворяет любовь к одному человеку - Фаусту. Именно эта безоглядная любовь и приводит ее в конечном итоге к трагической гибели.
Фауст, хотя и не принял окончательного решения не возвращаться больше, покидает Маргариту. Вина его в том, что он пренебрег житейскими «мелочами»: не позаботился узаконить свои взаимоотношения с Маргаритой, вступить с ней в официальный брак. Цельная, чистая душа героини не может смириться с ложью и притворством. Потому ее тайна открывается, доставляя ей мучительные страдания. Свое недолгое счастье с Фаустом она воспринимает как тяжкий грех.
Положение бедной девушки усугубляется рождением «незаконного ребенка», страхом перед неминуемой Божьей карой.
В отсутствие Фауста происходят трагические события: напуганная проклятиями церкви, измученная сплетнями и пересудами, Маргарита в порыве отчаяния убивает своего ребенка и, охваченная мраком надвигающегося на нее безумия, обвиняет себя в несуществующих преступлениях - убийстве матери и брата. Узнав об этом, Фауст спешит на помощь к Маргарите, но потерявшая рассудок девушка не узнает его и отказывается покинуть тюрьму. Фауст пришел слишком поздно: Маргарита окончательно сломлена. Она не может идти с ним, отталкивает его. Не надеясь и не ожидая физического спасения, она молит о спасении духовном: «Спаси меня, Отец мой, в вышине!»
Мефистофель говорит: «Навек погибла!», но раздается голос свыше: «Спасена!» Высшим судом совести Гете оправдывает свою героиню: Маргарита любила и никому не хотела зла, а степень страданий намного выше ее вины.