Уровень развития ребенка 5 6 лет. Малышу три года

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В возрасте 5-ти лет у ребенка наступает кризис, с трудностями которого приходится сталкиваться и самому малышу, и его родителям. В этот период дети часто капризничают, устраивают истерики по пустякам, а кто-то вообще замыкается в себе. Чтобы сложное время прошло легко и безболезненно, надо проявить огромное терпение по отношению к ребенку.

Постоянные истерики и капризы указывают на наступивший у ребенка кризис

Почему наступает кризис в 5 лет?

При нормальном развитии к пяти годам малыш уже не плохо разговаривает и способен рассказать о своих потребностях. Ребенку очень хочется казаться большим, быть похожим на взрослых. Можно часто наблюдать, как он подглядывает или подслушивает их разговоры, ему также интересно находиться в кругу сверстников.

Головной мозг уже достаточно развит, и малыш способен управлять своими эмоциями. Он понимает, что мальчики и девочки различаются между собой. Ребенку свойственно в этом возрасте проявлять фантазию и иметь собственное мнение об окружающем мире. Для данного периода характерно наиболее яркое проявление черт характера.

Детям интересно все, что происходит вокруг, они могут даже рассказывать вымышленные истории. В возрасте 5 лет для ребенка важно общение с другими детьми, однако он не всегда этого добивается, из-за чего может оказаться в одиночестве. Иногда у него просто нет возможности с кем-то поговорить об этом.

Все это может послужить причиной возникновения кризиса, при котором ребенок становится чересчур капризным и истеричным. Чтобы малыш не замкнулся в себе и легко пережил кризис, он должен находиться в комфортных для него условиях и всегда ощущать поддержку взрослых.


Ребенок замкнут, не хочет или не может ни с кем поговорить - еще одно обстоятельство, указывающее на кризис

Запаситесь терпением, ведь все в ваших силах. Не стоит сразу обращаться за помощью к психологу или другому специалисту. Иначе из-за посторонних людей ребенок может еще больше испугаться.

Сколько может длиться кризис?

Нельзя точно предугадать, когда именно наступит трудный период. Он может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев, все зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Однако не нужно опускать руки, дайте малышу время, окажите ему поддержку, окружите заботой и любовью. В трудные моменты чадо особенно нуждается в вашем внимании и ласке.

Признаки начала кризиса

Кризис пяти лет имеет отличительные особенности, по которым его можно отличить от прочих кризисов в жизни ребенка:

  • если малыш вдруг стал менее разговорчивым, замкнутым, перестал разделять с вами радость за свои успехи и достижения, хотя раньше это делал;
  • если ребенок ведет себя неуверенно, выглядит напуганным, боится всего нового и неизвестного;
  • малыш раздражается и злится по пустякам, грубо разговаривает с взрослыми или со своими сверстниками (например, может разозлиться, если вы не дали ему любимую игрушку);
  • ребенок стал закатывать истерики по пустякам, долго плакать и капризничать (например, его может раздражать тот факт, что его заставляют спать в дневное время);
  • слишком часто ребенок копирует манеры взрослых и кривляется (изображает маму в процессе приготовления еды или уборки, или как папа что-то ремонтирует);
  • малыш отстаивает свою самостоятельность, хочет быть наравне со взрослыми, требует больше свободы (изъявляет желание, чтобы родители не гуляли с ним на улице).

В этот период ребенок везде и всюду пытается быть самостоятельным

Кризиса все равно не избежать, поэтому постарайтесь облегчить этот процесс для вашего крохи. Уделяйте ему больше внимания, принимайте участие в совместных играх, дарите ему свою любовь и ласку. Не относитесь слишком серьезно к его капризам и истерикам, ведь у вас больше опыта и вы в ответе за своего малыша.

В этот непростой период для малыша, доктор Комаровский призывает родителей действовать мягко, но в то же время настойчиво. Самая главная ошибка взрослых – угрожать и наказывать малыша, когда он капризничает. Это не выход из сложившейся ситуации. Комаровский рекомендует придерживаться следующих советов:

  • выясните причину такого поведения, возможно ребенку просто не хватает вашего внимания;
  • создайте комфортную и спокойную обстановку;
  • попытайтесь выяснить проблему, с которой столкнулся ребенок, и предложите решить ее вместе;
  • никогда не показывайте свой гнев и раздражение;
  • не ругайте и не кричите на малыша во время капризов и истерик, подождите, пока он успокоится, и спокойно поговорите с ним.

Внимание и забота помогут установить теплые отношения с ребенком

Что делать родителям?

Родители часто не знают, что им делать в такой ситуации. Просто нужно соблюдать некоторые правила, и вы добьетесь положительного результата. Во-первых, нужно выяснить причину появления кризиса:

  • ребенок хочет казаться взрослым, но у него это не выходит;
  • в возрасте пяти лет дети пытаются научиться контролю своих эмоций;
  • малыши начинают понимать разницу между противоположным полом;
  • дети фантазируют, и у них складывается иное мнение о жизни.

Родители должны придерживаться следующих правил:

  1. Уделяйте больше внимания ребенку: общайтесь, с интересом расспрашивайте о его делах, не забывайте рассказывать и о себе.
  2. Обязательно разъясните малышу, чтобы ему стало понятно, зачем вы что-то совершаете (к примеру, надо ложиться днем спать, так как это полезно для здоровья).
  3. Если ребенок проявляет агрессию и дерется, проведите с ним беседу о том, что так недопустимо поступать (рекомендуем прочитать: ).

Прислушивайтесь к ребенку, к его мнению, принимайте помощь малыша, тогда ваше чадо будет чувствовать себя нужным

Для малыша важно знать, что у вас серьезные намерения, и вы разговаривайте с ним на равных. Проводите с ним много времени, участвуйте в совместных играх, представьте себя тоже маленьким ребенком. Постарайтесь дать ему чуть больше свободы, не выказывая при этом свое волнение за него. Приучайте малыша к исполнению взрослых обязанностей, постепенно перекладывая на него часть из них.

Если ребенок не нуждается в вашей помощи, лучше не лезьте в его дела. Не запрещайте выполнять ему сложные поступки, пусть он сам поймет, что был не прав и зря не прислушался к совету взрослых. Оказывайте малышу поддержку и не забывайте похвалить его. Закройте глаза на капризы ребенка, кривляния и подражание взрослых. Если не заострять внимание на таком поведении, оно не войдет в норму.

По мнению психологов, самое главное во время кризиса у детей пятилетнего возраста – окружить ребенка любовью и заботой. Показывайте хороший пример для своего малыша.

Как вести себя с ребенком в 6 лет?

Если малыш к 6-ти годам еще не пошел в школу, надо его морально подготовить к ней. Ваша задача – рассказать ему, как правильно надо вести себя в школе, какой распорядок дня его ждет. Если у вас есть возможность, можете познакомить ребенка с его будущим преподавателем. Покажите ему, какой дорогой лучше всего будет добираться до школьного учреждения.


Проявляйте интерес к жизни ребенка, к его кружкам, школе и ко всему, что нравится самому чаду

Если же ребенок уже посещает школу, не забывайте похвалить его за хорошие отметки и новые достижения. Пусть он видит, что вы горды за него и не сомневаетесь в его способностях. С интересом расспрашивайте его, как прошел очередной день в школе, что нового он узнал на занятиях? Давайте адекватную оценку его поступкам. Если вам показалось, что малыш с чем-то не справился, мягко скажите ему об этом. В будущем ребенок постарается не допустить таких ошибок.

Обсудите с ребенком возможность посещения кружка, который ему интересен или какой-либо спортивной секции. В это время малыш стремится к новым знаниям, учебному процессу он уделяет особое внимание. Ему важно знать, что он занимается важными делами и ощущать, что окружающие в нем нуждаются. Дети, которые проявляют активность, добиваются успехов в спорте или наделены прочими талантами, заслуживают уважение в глазах сверстников. Для ребенка во время кризиса очень важно общаться и поддерживать дружбу со сверстниками.

Родители обязаны оказать малышу поддержку и помощь в самоутверждении как личности. Считайтесь с его мнением и выбором. Дайте ему чуть больше свободы. Если родители будут вести себя правильно, то и тяжелый период для ребенка пролетит легко и быстро.

Действия, которые родителям не следует совершать


Ни в коем случае не срывайтесь на ребенке, это может только усугубить проблему (рекомендуем прочитать: )

В сложный период для малыша родителям категорически запрещается совершать следующие действия:

  1. Не срывайте на ребенке свою злость и не проявляйте грубого отношения. С ним необходимо в спокойной обстановке провести беседу по поводу того, почему он не правильно поступил.
  2. Если ребенок ведет себя грубо, нужно объяснить ему, что такое поведение неприемлемо. Можно даже принципиально с ним не разговаривать, чтобы он почувствовал, насколько он обижает вас таким поведением.
  3. Если малыш повторяет за кем-то ругательное слово, не стоит его ругать. Попробуйте ему истолковать, насколько нехорошо употреблять это слово, или просто не обратите на это внимание, и ребенок больше не вспомнит про него.
  4. Действовать надо незамедлительно. Если вы видите, что малыш нуждается в вашей помощи, мгновенно окажите ее, а ваши дела никуда не денутся.

Ребенок должен чувствовать, что он занимает главное место в жизни родителей, что у вас всегда найдется для него время. Дайте понять малышу, насколько он вам нужен, и вы никогда не оставите его в трудной ситуации.

(1 оценили на 4,00 из 5 )

    Моему сыну сейчас как раз пять лет и мы переживаем кризисный возраст. Прочитав статью, я поняла, что многое делаю неправильно. Ребенок стал очень не послушным, капризным, закатывает истерики, а я не сдерживаюсь, и ругаю его за это. Теперь попробую применить другую тактику, надеюсь поможет!

    1. Очень хорошая статья.Такая же ситуация, 5 лет сыну,всё ему не так,кричит,злиться,истерики закатывает.Я спокойный человек,но он так выводит…. прям трясёт.Думала,что уже к специалистам надо обращаться.У меня трое сыновей 12, 5 и 3.У старшего переходный возраст,у среднего кризис,младший пока радует.Очень надеюсь,что такие статьи помогут многодетным матерям не загреметь в психушку и помочь своим деткам,пережить не лёгкий период в их жизни.

    Хорошая познавательная статья. Для меня самое главное в воспитании дочери — пример поведения родителей (меня и супруга). Надо гасить в себе агрессию во взаимоотношениях. Ребенок должен видеть взаимоуважение и взаимопонимание в своей собственной семье.

    Я думаю вы правы, мы родители должны помогать ребенку и быть примером во всем. Показывать ему, что вы его любите и все будет хорошо, успокоить нужно. Хотя это очень непросто))) Я со своей тоже не всегда могу с обладать, валерианку пью)

    1. Людмила, добрый день. Скорее всего, подобным образом на ребенка подействовала атмосфера лечебного учреждения. Ребенку нужно время для восстановления. Постарайтесь как можно больше проводить времени с малышом, играть гулять с ним, говорить, как вы его любите. Скоро все придет в норму. Будьте здоровы!

  1. Ребёнок девочка 5 лет, я воспитываю её одна, она не слушает меня, повторяю несколько раз спокойно, кричит, после садика проявляет плаксивость, много балуется, не слушается, подскажите как быть, спасибо!

    1. Капризы, плаксивость ребенка нередко говорит о том, что ребенок находится в кризисе. Это нормальный этап взросления человека. Мама может помочь своей поддержкой, заботой, вовремя переключить ребенка на другую деятельность, если намечается скандал или истерика. Постарайтесь вести себя с дочкой на равных, всегда замечать и хвалить ее за хорошее поведение.

    1. Ребенку в 5 лет еще не до конца понятен смысл слова «секс». Поговорите с ребенком, расспросите что именно он имел ввиду. Порой ребенок просто повторяет слова, услышанные по телевизору, где-то в беседе между взрослыми.

    1. Попробуйте понять в чем причина подобного поведения ребенка. Возможно, он считает, что Вы больше времени уделяете младшему брату, старайтесь никогда не сравнивать их. Ревность, обида толкает ребенка на драки, оскорбления. Так же стоит обратить внимание на поведение в садике, нет ли там у ребенка проблем, поговорите с воспитателем. Если ситуация не изменится, обратитесь к психологу для очной консультации.

  2. Добрый день! Моему сыну 4 года 9 месяцев. Дочери 9 месяцев. Так вот у старшего очень сильная ревность к младшей. Выражает ревность в агрессии к малышке. У сына нервные тики уже второй год. И при вспышках психоза они усиливаются. Мы не знаем как себя вести, когда он обижает маленькую, при агрессии у него усиливаются дергания.

    1. Всякое поведение ребенка — это сообщение взрослым о какой-либо проблеме ребенка. Если мальчик так ведет себя по отношению к сестре, значит он чувствует, что Вы (может неосознанно) больше времени уделяете сестренке, пытается тем самым отвоевать внимание к себе, пускай и в негативном ключе. Конечно, ребенок до года нуждается в заботе, уходе, внимании, но старайтесь каждую свободную минутку отдавать старшему ребенку, ему сейчас как никогда нужна Ваша любовь и забота. Пускай каждый день будет время (хотя бы 20-30 минут), которое принадлежит только Вам и сыну, можно поиграть, сходить на прогулку, эффективно в плане общения провести этот период. Не стоит говорить при сыне, что он большой, старший, а сестра маленькая, сравнивать их. Это еще больше настраивает ребенка против младшего члена семьи. Конечно же нужна очная консультация невролога по поводу нервных тиков, назначение лечения.

    Здравствуйте. Моему сыну 5 лет и 3 месяца. Не слушает меня, огрызается, даже может сказать «дурная». Истерики закатывает, по полчаса не успокаивается. Абсолютно на пустом месте. Я выхожу из себя, повышаю на него голос. В такие моменты, мне кажется, что я его не люблю. Как бы это страшно не звучало. Что делать и как себя вести?

    1. Ребенок в этом возрасте изо всех сил хочет быть взрослым, но не знает как. Позвольте ему выполнять посильные задачи по дому, всегда старайтесь объяснять причину того или иного запрета, спрашивайте его мнение в некоторых вопросах. Контролируйте свои эмоции (хоть это и не легко), так как малыш во многом копирует поведение взрослых. Больше общайтесь, проводите время с ребенком, скоро кризисный период пройдет, помните, что это очередная ступень взросления Вашего ребенка.

      1. Ребенок начинает грызть ногти, когда испытывает повышенную тревожность, эмоциональное напряжение. Нужно подумать, в каких ситуациях это чаще всего происходит? Возможно, есть факторы, из-за которых малышка испытывает стресс. Постарайтесь обеспечить дома дружелюбную атмосферу, увлечь ребенка каким-либо интересным занятием (танцы, бассейн, рисование), не ругайте, не грозите, что пальцы будут кривыми в будущем, это не даст результат, а лишь может вызвать дополнительную нервозность. Было бы правильным посетить детского психолога для более детального обсуждения проблемы.

    2. Подскажите как справиться с кризисом пяти лет у мальчика. Если, что не по его плачет и истерит. Хочет чтобы мама все за него делала и жадничает. Как справиться?

      Дочке 5 лет. Она и в раннем возрасте высказывалась по поводу одежды (нравится/ не нравится, в этом пойду в сад/ в этом не пойду), а сейчас делает это постоянно. Это касается всего: одежды, еды, прически. Сборы в садик или на прогулку затягиваются на час. Раньше ее хоть как-то можно было уговорить, сгладить ее недовольство, то теперь она высказывается резко. «Это дурацкое, мне противно, ты делаешь все неправильно». В итоге мы обе не выдерживаем и начинаем говорить на повышенных тонах, дочка закатывает истерику, можешь кинуть вещи, стукнуть меня. Как мне найти к ней подход? Младшая дочка, которой три, смотрит на нее и тоже уже начинает подхватывать.

      У меня двое детей, старшая дочь и младший сын. Моей дочке 5 лет и я заметила, что она последнее время начала ревновать меня и папу к сыну. Бывает, что она что-то спросит и я ей отвечу, например, хорошо она плачет почему ты мне грубо отвечаешь, якобы скажи мне не просто хорошо, а хорошо моя зайка и. т. д. Что вы можете на счёт этого посоветовать?

      Мальчик 5 лет. Умеет хорошо читать, писать, считать. Добрый, в детсад не ходит, сильно там болеет. Но болезненно реагирует на любое высказывания. Резким ором и истерикой, которая может смениться громким смехом. И не знаешь когда, разразится гром. Его никогда не наказывали и обращались вежливо и уважительно. Даже за серьезные шалости никто не кричал. Просто разбирали ситуацию. Иногда кажется, что ему нужен психиатр. Что делать?

В этом разделе нашего сайта собраны рассказы любимых русских писателей для детей 5-6 лет. К этому возрасту у ребенка складываются определенные предпочтения в детской литературе. Некоторым ребятам нравятся исключительно энциклопедии и книги для рассматривания, кто-то любит сказки про принцесс и эльфов и т.д. Но не стоит ограничивать детей несколькими жанрами. Следует всегда расширять круг изучаемой литературы и предлагать что-то новое для ознакомления. Например, смешные рассказы Носова, Драгунского, Зощенко и др. Мы уверены, что ребенок не останется равнодушным и влюбится в эти истории раз и навсегда.

Главные герои рассказов — дети. Они попадают в разные ситуации, постоянно что-то придумываю и веселятся. Юные читатели ассоциируют себя с персонажами книг, начинают повторять новые для себя выражения, разыгрывать похожие ситуации. Таким образом, у ребенка расширяется словарный запас и развивается социальный интеллект.

Читайте лучшие рассказы русских писателей онлайн на нашем сайте!

Консультация для родителей

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др.

В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.

ОБЩАЯ МОТОРИКА: Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).

Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками - продевать их в ботинок и завязывать бантиком.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.

Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.

Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события).

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действийи поступков.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).

В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствованиетехники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.

Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска глины (пластелина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.

Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО! Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет


На протяжении всей жизни человеку свойственно меняться. Естественно, такие очевидные этапы, как рождение, взросление и старение, проходит абсолютно все живое, и не важно, животное это, растение или человек. Но именно Homo sapiens преодолевает колоссальный путь в развитии своего интеллекта и психологии, восприятия себя и окружающего мира. Наиболее значимо и наглядно проявляются возрастные психологические особенности детей. 5-6 лет после рождения ребенка составляют фундамент будущего взрослого индивидуума, опыт первых годов жизни определяет отношение к себе, личной жизни, семье, карьере и увлечениям.

Кризис первого года жизни ребенка

На протяжении всей жизни человека преследуют кризисы. Самый первый проявляется в столь раннем возрасте, что очень трудно адекватно оценить, насколько перенес его. Это так называемый он происходит в три месяца отроду. Для мамы и ее чада это первое преодоление трудностей. В случае успеха ребенок ощущает уверенность в своей родительнице, он осознает, насколько может на нее положиться.

Такая неразрывная связь длится до одного года, пока малыш не научится элементарным вещам, не почувствует свою самостоятельность. И пусть она абсолютно эфемерная, ведь все понимают (кроме самого карапуза), что без семьи и поддержки он пропадет, но для ребенка крайне важно осознать, что он может делать сам определенные действия. Гиперопека в этот период чревата последствиями в более зрелом возрасте и в полной мере выразит психологические особенности детей 5-6 лет. Такие ребята не хотят помогать родителям, не могут самостоятельно собраться на прогулку, не стремятся к знаниям.

Малышу три года. Как с ним справиться?

Следующим сложным периодом, который предстоит пройти как ребенку, так и его маме с папой, становится трехлетний кризис. Маленький человек может самостоятельно себя обслуживать. Для него не составляет труда кушать, одеваться, справлять нужду, он может играть с друзьями или сам, у него уже есть свои предпочтения, любимые герои и игрушки. Родителям очень важно не переоценить способностей своего малыша. Несмотря на всю показную браваду, он еще слишком мал, не понимает многого и живет сиюминутными бедами и радостями. В три года не наступило время, когда ребенок в состоянии делать сложные логические выводы, умозаключения. С ним можно договориться о деле, но через полчаса все благополучно забудется. Не из вредности или баловства, как думают многие родители. Мозг в таком возрасте не готов создавать сложные цепочки взаимодействий между людьми, процессами и событиями в жизни.

Первые шаги человека в социуме

Особенности психологии детей 5-6 лет отличаются как раз тем, что это огромный скачок в развитии ребенка. Значительно подросший малыш - это уже не тот ангел, которому все простительно. Начинаются кардинальные перестройки в физиологии и психологии. Это промежуточный этап перед подростковым возрастом и подготовка к школе. Для каждого такие процессы проходят индивидуально. Чтобы обобщить, можно сказать, что психологические особенности ребенка 5-6 лет заключаются в его становлении в социуме. В этот период все дети выходят из привычного для себя круга.

Многие преодолели этот сложный путь раньше, еще в три-четыре года, когда только пошли на занятия в садик или развивающую группу. У детей, столкнувшихся с первыми трудностями взаимодействия с чужими взрослыми, другими детьми, этот кризис проходит легче, им проще адаптироваться и осознать нормы поведения. Поэтому мамам, которые предпочли самостоятельные занятия с малышом дома, без посещения дошкольных заведений, стоит организовывать досуг ребенка так, чтобы он не был одинок и имел возможность отшлифовать коммуникативные способности. В этом периоде жизни ребенок начинает перенимать модель поведения своих родителей, их способ жизни, привычки и психологические особенности.

Детей 5-6-летнего возраста трудно обмануть. Они чувствуют фальшь и неискренность. И если самые близкие будут хитрить и создавать двусмысленные ситуации, ребенок может растеряться и не воссоздать тот идеал, к которому хотелось бы стремиться.

Активный рост тела и души

В шест лет начинают проявляться отличительные особенности физиологии. Это сказывается как на внешнем виде ребенка, так и на его эмоциональном настрое. Начинается активная фаза роста, исчезает детская пухлость, скелет вытягивается, организм растет и развивается, готовясь к последующей трансформации. Уже через несколько лет наступит половое созревание, и подготовка всех систем происходит загодя. Очень часто такие процессы сказываются на аппетите, дети начинают кушать с большим удовольствием. Также это связано с лучшей координацией в пространстве, умением ощущать себя в нем, совершать сложные комбинации движений, повышенной активностью.

Допустимы ли интенсивные занятия спортом в раннем возрасте?

Родители, чтобы унять кипучую энергию, стараются отдать свое чадо в спортивную секцию, в гимнастическую или хореографическую студию. Но педиатры настоятельно не рекомендуют занимать детей в таком возрасте профессиональным спортом. Тренировки должны быть, и довольно интенсивные, они помогают развивать все системы и способствуют здоровому образу жизни, однако активный рост органов и несформированный иммунитет не позволяют производить гипернагрузки. Хотя психологические особенности детей 5-6 лет вполне способствуют решению сложных задач, ребенок может показать волю и характер для достижения результата, не стоит эксплуатировать его чрезмерно.

Как мальчики реагируют на свое взросление

Возрастные психологические особенности детей 5-6 лет также проявляются в сугубо мужских и женских чертах Это может вылиться в первую влюбленность или в стремление показать себя настоящим мужчиной или хозяйкой.

Ребенка стоит поощрять и поддерживать в таких начинаниях. И если сын раньше больше тяготел к матери, был с ней то теперь ему становится интереснее с отцом. Папа обязан поощрять такое стремление своего ребенка. Не обязательно проводить с ним все время и неотступно следовать друг за другом. Достаточно будет выделить некоторое время для ежедневного разговора и создать определенный ритуал, занятие, доступное только мужчинам. Это сформирует стержень и характер, поможет развитию мужественности и ответственности будущего главы семейства, отца.

Однако это не значит, что мама в воспитании и жизни сына стала не важна. Особенности психологического развития 5-6 лет требуют максимального внимания. Малышу важно понимать, что ему есть с кем поговорить и обсудить свои проблемы. Он должен получать ответы на все свои вопросы, ведь это именно тот благодатный возраст, когда ребенок впитывает в себя знания и умения словно губка.

Особенности развития девочек в 5-6 лет

У девочек в этот период жизни закладываются полезные привычки, хозяйственность, аккуратность и нежность. Их необходимо научить следить за собой, своей одеждой, игрушками. Девочки в таком возрасте более усидчивы и скрупулезны, чем мальчики. Они раньше учатся читать и писать благодаря этим особенностям.

Каждая дочь старается быть похожей на маму и во всем ей помогать. Она следует за ней на кухню, в ванную, на прогулку, слушает беседы с подругами. Очень важно не отстранять ее от общения, не приостанавливать и не ограничивать, ведь таковы особенности Детей 5-6 лет очень просто замкнуть в себе, испугать. Они уже осознают, что время, отведенное на игры, скоро закончится, близится пора учебы. Такое будущее не все способны принять с легкостью, ведь оно абсолютно новое, и стоит тщательно подбирать слова и методы воспитания.

Готов ли ребенок к школе в 6 лет?

Многие родители задумываются о том, во сколько лет их ребенок пойдет в школу. И хотя принимают в учебные учреждения шестилеток, не каждый готов к такому ответственному для себя шагу. Специалисты советуют обращаться за консультацией, чтобы оценить психологические особенности ребенка 5-6 лет. Кто-то готов к школьной парте, и для него не составит труда старательно заполнять прописи и учить иностранные языки, ежедневно просыпаться в семь утра и делать домашнее задание, принимая это как данность. Но обязательно найдутся ребята, чье детство еще нельзя прерывать, ведь школа не научит их дисциплине, если они абсолютно к ней не готовы. Это только будет ломать их, провоцировать проблемы в будущем, в том числе и психологические. Особенности детей дошкольного возраста (5-6 лет) заключаются в том, что они уже могут учиться, и делают это с успехом не только из удовольствия. Они могут концентрировать внимание на предметах, различать и сопоставлять силуэты, формы, оттенки, решать несложные логические задачи, заниматься разными видами творчества.

Речевое развитие малышей старшего возраста

Очень важным нюансом, определяющим особенности 5-6 лет, оценивающим уровень развития, явяляется речь ребенка. Уже не должно быть проблем с произношением звуков. Разговор строится на основе сложных предложений. Малыш очень четко выражает мысли, даже фантазирует и с удовольствием рассказывает реальные или вымышленные истории. Кроме того, в разговоре уже может проявляться временная связь. Для ребенка прошел тот период, когда все происходило только здесь и сейчас, он может вспоминать прошлое, мечтать о будущем и облекать все эти мысли в словесную форму.

Друзья и общение

Этот возраст предполагает возможность самостоятельной игры, во время которой ребенок моделирует разные жизненные ситуации, составляет диалоги для игрушек, которые играют отведенную им роль. При помощи таких занятий можно увидеть, как малыш осознает себя, свою семью в мире, есть ли у него страхи и сомнения. Игра отображает возрастные психологические особенности детей 5-6 лет.

Общение со сверстниками немного видоизменилось. Дети начинают понимать, что их «хочу» не всегда сопоставимо с жизненными реалиями. Игра помогает регулировать взаимоотношения, ведь дети еще достаточно малы, подсознательно нуждаются в опеке и контроле, и проявляют эти черты в коллективных занятиях. Кроме того, появляются предпочтения и избирательность в компании. Ребенок еще не совсем разбирается в людях, но может делать выбор, основывая его на своих понятиях о добре и зле.

Психологические особенности игровой деятельности детей 5-6 лет отображаются в принятии норм поведения, выполнении правил. Раньше родители диктовали свои условия, придерживались их сами, и ребенок привык к ним. Именно сейчас он начинает проецировать их на игру на детской площадке, в игровой комнате.

В связи с расширением круга его могут интересовать разные вопросы, иногда довольно глобальные (относительно жизни, смерти, разницы между мальчиками и девочками). Очень важно, чтобы родители помогли преодолеть возможные страхи и беседовали с малышом. Упустив нить общения сейчас, очень трудно будет ее нащупать в старшем возрасте.

Кроме того, ребенок начинает оттачивать способы влияния на взрослых, он уже может поддавать критике слова и действия родных и близких людей, менять систему ценностей и авторитетов.

У малыша начинается этап наблюдения и создания планов на будущее, и как бы рано это все ни происходило, чтобы не спугнуть ребенка в его стремлениях, нельзя насмехаться или язвить, проявлять сарказм. Психологические особенности детей 5-6 лет не позволяют им принять это как шутку. Скорее, это станет поводом для комплексов и неуверенности в себе, в вере в родителей и в их поддержку в любой ситуации.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др.

В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.

ОБЩАЯ МОТОРИКА: Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).

Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками - продевать их в ботинок и завязывать бантиком.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.

Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.

Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события).

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.). К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).

В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.

Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска глины (пластелина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.

Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО! Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.



Рассказать друзьям