Опыт развитие связной речи через театральную деятельность. Опыт работы "развитие речи через театрализованную дея-ть"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему «Профессии» (образовательная область «Коммуникация»)

Воспитатель первой квалификационной категории

Попова Анна Федоровна

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)

в средней группе на тему: «Профессии»

(образовательная область «Коммуникация»).

Цель : Обобщить знания по теме «Профессии».

Задачи:

Образовательные:

· Расширять и обогащать представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях («Познание»).

· Формировать умение классифицировать, сравнивать, анализировать («Познание»).

· Формировать активный словарь в соответствии с лексической темой «Профессии» («Коммуникация»).

· Формировать умение выражать свой замысел средствами рисунка, закреплять приемы создания изображения карандашами («Художественное творчество»).

· Закреплять работу по развитию четко следовать правилам игры; выполнять поручения и инструкции воспитателя во избежание травматизма («Социализация», «Безопасность»).

Развивающие:

· Развивать умение строить полные ответы, умение слушать внимательно («Коммуникация»).

· Развивать память, внимание, логическое мышление («Познание»).

· Развивать инициативность, умение действовать в коллективе («Социализация»).

Воспитательные:

· Воспитывать уважение к людям разных профессий.

· Воспитывать чувства отзывчивости, взаимопомощи.

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Художественное творчество», «Здоровье», «Музыка».

Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Предварительная работа:

Чтение художественных произведений.

Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему «Профессии»»

Загадывание загадок.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика (использование здоровьесберегающих технологий), упражнения на внимание.

Беседы о людях разных профессии; кем работают родители.

Сюжетно-ролевые игры.

Дидактические игры «Кому что?», «Что лишнее», «Кем быть?», разрезное лото «Профессии», «Собери картинку».

Планируемые результаты: дети имеют элементарные представления о людях разных профессий; используют в своей речи существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия; могут классифицировать, сравнивать, анализировать; активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками.

Материалы и оборудование : картинки с изображением представителей разных профессии; предметов, необходимых им в работе; мяч, цветные карандаши, листы белой бумаги с изображением машины, мультимедийное оборудование, атрибуты для подвижной игры «Водитель».

1. Организационный момент, названия профессий.

Что такое профессия? (это кем работает человек)

Осенью птицы улетают на юг, медведь насекомые легли на зиму в спячку, А люди трудятся. В дождь и в холод они ходят на работу. Какие профессии людей вы знаете? (дети называют)

Показываю картинки с изображением людей разных профессии, дети называют их.

2.Чтение стихов о разных профессиях

Встанет дворник на заре,

Думая о детворе.

Дворник мусор уберет

И песком засыплет лед.

Добрый повар в колпаке

С поварешкою в руке,

Он готовит на обед

Кашу, щи и винегрет.

Все болезни лечит врач,

Он уколет - ты не плачь.

Веселей смотри вокруг,

Детский врач - ребятам друг!

Умело он ведет машину,

Ведь за рулем не первый год!

Слегка шуршат тугие шины,

Он нас по городу везет.

Пальчиковая гимнастика «Повар»

3.Речевые игры:

«Назови слова – действия»

Называю профессию, а дети говорят слова – действия, которые выполняют люди этой профессии

Врач – слушает, выписывает рецепт, смотрит горло, измеряет температуру, назначает лекарства.

Продавец – взвешивает, показывает, отрезает, заворачивает, считает.

Повар – режет, чистит, варит, жарит, печет, пробует, солит.

Парикмахер – причесывает, стрижет, моет волосы, делает прически, бреет бороду и усы.

Физкультминутка « Летчик»:

Быть шофером хорошо (бегают по кругу, «рулят»),

А летчиком лучше (бегают по кругу, руки в стороны).

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин (останавливаются, «наливают»),

Завожу пропеллер (круговые движения правой рукой),

«В небеса мотор вези (бегают по кругу,руки в стороны),

Чтобы птицы пели».

«Кому нужны эти предметы»

Весы, товар, прилавок (для продавца).

Ножницы, ткань, швейная машинка (для портнихи).

Половник, кастрюля, продукты (для повара).

Шины, автобус, руль (для шофера).

Шприц, вата, бинт (для врача).

Кирпичи, цемент, мастерок (для строителя).

Краска, кисть, ведро (для маляра).

4. Упражнение на развитие логики.

«Кому нужен этот предмет?»

(На ковре лежат каска, жезл, швейная машинка, шприц, молоток, гаечный ключ, дуршлаг, расческа, газета, молярная кисть, тетрадь, рубанок).

Дети под музыку движутся по кругу, музыка останавливается – дети берут предметы и говорят:

Как называется этот предмет?

Людям какой профессии он нужен?

Что делает человек данной профессии?

5. «Для чего нужны предметы?»

Дети встают в круг, бросаю мяч и называю предмет. Ребенок, у которого мяч, должен быстро сказать, что делают с этим предметом.

Ножом –режут

Метлой –метут

Пилой – пилят

Топором –рубят

Поварешкой – наливают

Лопатой - копают

Иглой – шьют

Ножницами – стригут

Градусником – измеряют температуру

Расческой – причесывают

Кистью – рисуют

В кастрюле – варят

В сковородке – жарят

На весах – взвешиваются

6. «Что лишнее?»

Чайник, каска, огнетушитель, пожарная машина.

Лопата, грабли, метла, руль.

Нитки, ножницы, швейная машинка, газета.

7. «Кому что нужно?»

Выбираю четырех детей и даю им картинки с изображением парикмахера, врача, повара, продавца. Остальные дети берут по карточке с изображением предмета, нужного одному из профессий. Под музыку дети бегают по комнате. Как только музыка затихает, дети объединяют картинки в пары: представитель профессии и предмет, необходимый ему.

8. «Найди ошибку»

Врач варит суп.

Повар водит машину.

Учитель подстригает волосы.

Портниха лечит людей.

Полицейский взвешивает продукты.

Парикмахер лечит людей.

Подвижная игра: «Водитель» (проводит руководитель физического воспитания).

9. «Рисование сюжетной композиции»

Дорога для автомобиля. Дети рисуют сюжетную композицию (звучит спокойная музыка). Около дороги они могут нарисовать деревья, дома, траву с цветами и т.д.

10. Рефлексия :

О чем сегодня говорили?

Что вам понравилось на занятии?

В чем испытывали затруднение?

Воспитатель хвалит детей.

«Путешествие в царство Волшебницы Воды»

Образовательная область: Познание

Раздел: формирование целостной картины мира (экологическое образование).

Цель непосредственно образовательной деятельности: развивать познавательную активность в процессе ознакомления с природными объектами (водой).

Задачи:

Образовательные: знакомить с приёмами элементарного экспериментирования, с некоторыми свойствами воды.

Развивающие :

Развивать исследовательские способности у воспитанников, развивать у воспитанников представления о свойствах воды, развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, прозрачная, развивать вкусовой анализатор.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, желание участвовать в опытах, учить сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий, воспитывать бережное отношение к воде.

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область «Социализация»: обыгрывание сюжетов, воспитание отзывчивости, доброжелательности, умение сотрудничать друг с другом.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»: знакомство с художественным произведением К. И. Чуковского «Федорино горе», научить сопереживать с героем художественного произведения.

Образовательная область «Здоровье»: беседы о пользе, большом значении и влиянии воды для здоровья человека.

Образовательная область «Коммуникация» : развивать культуру общения в игровых ситуациях, совершенствовать диалогическую речь, учить логично и понятно высказывать свои суждении, участвовать в беседе.

Образовательная область «Музыка»: развивать музыкально-двигательное творчество, обогащение музыкальных впечатлений воспитанников, вызывать яркий эмоциональный отклик.

Методы и приемы: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, вопросы к воспитанникам, использование наглядного материала, физкультминутки, технические средства.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Место проведения : музыкальный зал

Возраст воспитанников: 4-5 лет.

Материалы и оборудование: прозрачные стаканчики с кипяченой водой, сахарный песок, соль, речной песок, чайные ложки, чистый фартук и платочек, салфетки, зеленка, йод, Кукла Капелька, маски-капельки (по количеству детей, ИКТ, музыкальные произведения, капельки-эмоции (веселая и грустная) на каждого ребенка.

Предварительная работа: наблюдение в природе за сезонными изменениями: таяние снега, образование луж, ручейков, чтение художественных произведений о весне, чтение произведения К. И. Чуковского «Федорино горе»

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Звучит аудиозапись журчания ручья.

Воспитатель : Ребята, послушайте и определите, что это за звуки.

(Это звуки воды.)

2. Основная часть.

Воспитатель : Действительно, это журчит ручей. К нам в гости пришла Капелька. Эта Капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде.

Вы слышали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море. в океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без нее на не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Так ли это? Как вы думаете? (показ слайдов)

(Ответы детей)

Воспитатель: А откуда взялась капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, где путешествовала наша Капелька. Назовите их. (показ слайдов)

(озеро, море, лужа, речка, ручеек, болото.)

Воспитатель: Значит, капелька – это частичка чего?

Воспитатель : Дети, Капелька приглашает нас отправиться в путешествие в царство Волшебницы Воды. А для того, чтобы отправиться в путешествие нам с вами нужно превратиться в капельки. Откуда берутся капельки?

(Из тучки.)

Воспитатель: Правильно (дети встают в круг, воспитатель читает стихотворение в это время надевая детям на головы шапочки-капельки) .

Тучка по небу гуляла, (дети идут по кругу)

Тучка бусы растеряла. (дети останавливаются, машут внизу руками)

Скачут бусы по дорожке, (бегут по кругу друг за другом)

Как хрустальные горошки. (дети останавливаются)

И сейчас мы превратимся в капельки воды(надеваем детям шапочки-капельки)

Вот теперь мы готовы отправиться с вами в путешествие.

Что это там виднеется? (Указывает на стол с тазиком с водой и уточками, имитирующее озеро).

3. Экспериментальная деятельность

(Дети подходят к столу, на котором стоит таз с водой. В тазу уточки. По краям таза приклеена бумажная травка).

Воспитатель: Ах, какое озеро! Вода в озере спокойная, тихая. Но вот подул сильный ветер. Дети, подуйте на озеро. Уточки спрятались в траве.

(Воспитатель убирает уточек)

Воспитатель: Посмотрите на воду и скажите, какая она? (Зачерпнуть воду стаканом из “озера”)

(Прозрачная.)

Воспитатель: Потрогайте пальчиком водичку. Какая она?

(Холодная.)

Воспитатель: А хотите узнать, какой еще бывает вода? Тогда давайте с вами подойдем к первому столу. Сейчас мы с вами узнаем, какой же еще бывает вода.

1 опыт: “Вода – жидкая, может течь”.

Возьмите один стаканчик с водой, а другой – пустой. Аккуратно перелейте воду в пустой стаканчик. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

2 опыт: “В воде одни вещества растворяются, другие – нет”.

Возьмите три стаканчика с водой. В один стакан положите соль и попробуйте размешать ее ложкой. Что получается? Соль исчезла из воды. Попробуйте воду? Какая она на вкус? (соленая) Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка, размешайте. Что произошло? Вода растворила сахарный песок и он стал невидимым, но остался в воде. Попробуйте воду? Какая она на вкус? (сладкая) Возьмем третий стаканчик и положим в воду песок. Что произошло? Он исчез из воды? (нет) Почему? Песок – это мелкие камешки, которые вода растворить не может.

3 опыт: «Вода – прозрачная»

Возьмем стакан с водой, стакан с молоком и ложечку.

(Воспитатель опускает ложечку в молоко) Ребята, видно ложечку? (нет) (опускает ложечку в воду) А теперь видно ложечку? (да)

Воспитатель: Молоко какого цвета? (белого) А вода какого цвета? (вода не имеет цвета, она прозрачная)

4 опыт : «Вода меняет свой цвет»

Воспитатель : Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите в этом убедиться?

(На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка, йод) .

Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебную капельку (йод) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила свой цвет вода? (да) А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произойдет с водой. Вода изменила свой цвет.

Воспитатель: Значит делаем вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в не добавили.

Сюрпризный момент : появление Федоры.

(Раздается стук в дверь, заходит Федора)

Федора: Вы не видели мою посуду? Я ищу свою посуду. Ой, вы бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои (плачет). А куда это я попала?

Воспитатель : В царство Волшебницы Воды. А это что еще за грязнуля? Кто это, ребята? Из какой сказки она к нам пришла? Я не потерплю такую грязнулю. Давайте, ребята, отмоем ее, ведь вы капельки воды, помогите мне. Может ей понравится быть чистой, и она подружится с водой.

(Дети помогают воспитателю мыть Федору. Один ребенок держит в руках полотенце, другой – чистый фартук, третий – чистый платок. Помогают Федоре переодеться) .

Воспитатель : Вот теперь совсем другое дело. Теперь, Федора, когда вернется к тебе твоя посуда, что ты с ней будешь делать?

Федора:

Ой, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои,

Вы подите-ка немытые домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять!

Спасибо вам, ребята. Значит, мне поможет вода. Пойду дальше искать свою посуду и верну ее домой (уходит) .

Воспитатель: Федора ушла, и нам, капельки, пора возвращаться. Но что такое? Что случилось? Откуда взялся мороз? Он замораживает капельки, превратил их в лёд. (Дети прижимаются к воспитателю и друг к другу).Но недолго мороз лютовал, показалось яркое жаркое солнце, и лёд растаял. (Дети расходятся). Снова появились капельки.

Воспитатель : Капельки, я кажется знаю, как нам вернуться в детский сад. Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и вы превратитесь в пар и полетите в родной детский сад. (Воспитатель взмахивает палочкой, и дети лёгким бегом возвращаются на стулья.)

Подведение итогов .

Воспитатель: Ну, вот мы с вами и в группе (воспитатель снимает шапочки). Сегодня вы очень многое узнали о воде. Давайте еще раз вспомним, что же вы узнали: Расскажите мне еще раз, какой бывает вода? (показ слайдов)

(Жидкая, прозрачная, в воде одни вещества растворяются, а другие – нет, вода может менять свой цвет).

Запомните то, что вы узнали о волшебнице воде, а она вам дарит частичку себя – капельки.

Обсуждение непосредственно образовательной деятельности с родителями.

Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие представлений об окружающем мире, средняя группа

Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ детский сад № 36 города Тюмени
Месторасположение: город Тюмень

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Зима»

Задачи:

Образовательные: Учить подбирать определения к заданным словам. Закрепить с детьми приметы зимы, потешки о солнце, заклички о морозе. Закрепить счет до 5, продолжать учить уравнивать две группы предметов двумя способами, развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаясь в заданном направлении. Продолжать формировать у детей умение рисовать снежинки, проводя узкие линии концом ворса кисти.

Речевые: Активизировать в речи детей антонимы.

Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к занятию, любознательность.

Словарная работа : зимушка – зима, лютая зима, матушка – зима.

Методические приемы: художественное слово, вопросы к детям, игра,

Материал: 5 снежинок; 4снеговика, 5 зайчиков на фланелеграфе; дорожка-половичок; кубики разного размера 5 штук; елка; на каждого ребенка: кружки синего цвета, кисточки, белая гуашь, неразливайки с водой.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке, рассматривание снежинок; разучивание с детьми потешек, закличек.

Рисование 5 снежинок.

Ход занятия.

Какое сейчас время года? Правильно, зима, а почему? (Ответы детей.) А давайте вспомним закличку о Морозе.

Ты Мороз, Мороз

Не показывай свой нос!

Уходи-ка ты домой,

Стужу уноси с собой,

А мы саночки возьмем,

Да на улицу пойдем,

Сядем в саночки — самокаточки!

«Зима не лето в шубу одета» — говорили в народе. А почему так говорили, как вы думаете? Правильно, зима холодная и мы носим всю зиму шубы. А скажите пожалуйста, а какое солнце зимою. (ответы детей.)

«Зимой солнце светит, да не греет». «Солнце на лето – зима на мороз» говорили в народе.

Радостно с песнями провожала детвора солнечный закат. Вспомните потешки о солнце.

Солнышко, повернись!

Красное, разожгись!

Красно солнышко

В дорогу выезжай,

Зимой холод забывай!

Солнышко – ведрышко

Выгляни – красное,

Из – за гор – горы

Выгляни солнышко

До вешней поры.

Вот какие хорошие потешки мы вспомнили, даже светлее и теплее вокруг стало.

Хотя зимой и холодно, мы ее любим и зима нам нравится. Что мы любим делать зимой. (Ответы детей.)

Ребенок: Повела зима над нами

Снеговыми рукавами,

И посыпались снежинки

На деревья и дома.

Мы на лыжах бегать будем.

Мы с горы кататься любим,

Потому что всем нам очень,

Очень нравится зима!

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Зима и дети».

У меня есть снежинки, сосчитайте сколько их? (Раскладываю на половичок. Дети считают.) Дайте мне первую снежинку (на обратной стороне — задания).

Я загадаю вам загадки, а вы отгадайте.

Он вошел – никто не видел.

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз.)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка.)

Дайте мне следующую снежинку. Разложите кубики от большого, до маленького. (Дети выполняют задание.)

Дайте мне еще одну снежинку. Посмотрите, на фланелеграф, у Маши 4 снеговика, а у Саши 5 зайчиков. Как сделать, чтобы зайчиков и снеговиков стало поровну? (Ответы детей.)

Задание на следующей снежинке: Назовите лесных зверей, которые встречаются в сказках.

И последнее задание на снежинке: Сделать влево 2 шага, прямо 4 шага. Найдите секрет..(Дети находят белые кружочки.) Что нужно сделать, чтобы кружки ожили? Правильно, нарисовать в них снежинки.

(Дети садятся за столы и рисуют.) Мы рисуем снежинки тонкие, хрупкие кончиком кисти. (Звучит тихая музыка.)

Во время рисования спрашиваю: «как в народе говорят про зиму: зимушка, матушка – зима, лютая, снежная. Какие бывают снежинки? (Красивые, тонкие, хрупкие.)

Какие красивые у нас получились снежинки, украсим елочку. Положите на веточки снежинки. Покружитесь как снежинки.

Светло – пушистая,

Снежинка белая.

Какая чистая,

Место выполнения работы: МАДОУ «Курманаевский детский сад №1 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно - эстетического развития» с. Курманаевка Оренбургской области

Цель: систематизировать знания детей.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Закрепить у детей знания о перелетных птицах, умение считать предметы в пределах 5; соотносить цифру с количеством предметов; закрепить знания о геометрических фигурах, цвете; умение составлять слова с заданным звуком.

Развивающиеся задачи:

Развивать у детей познавательный и игровой интерес;

развивать устную речь, равновесие, творческое воображение, внимание;

развивать наблюдательность.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к природе;

воспитывать у детей правильное поведение в лесу.

Работа над словарем: обогащать словарный запас дошкольников словами: муравейник,

муравей, санитар, портрет.

Создание среды для организации и проведения НОД: проектор, иллюстрации перелетных птиц, конверт с геометрическими фигурами, флажок с загадкой, слайд с муравейником, цифры, камешки вырезанные из цветного картона, скамейка, альбомные листы на каждого ребенка, карандаши, 2 елочки, дверь ведущая в сказку, кассета с голосами птиц, портреты Лесовика грустного и веселого по количеству детей.

Предварительная работа: Отгадывание загадок, выучить стихотворения: " лесные правила", "Здравствуй лес".

Приемы руководства деятельности детей:

1. Словесный: Художественное слово, загадывание загадки, беседа.

2. Практический: Творчество детей, имитация движений (не упасть в ручей), игра.

3. Наглядный: Демонстрация иллюстраций, плакат, цифры, геометрические фигуры.

4. Игровой: Игровая ситуация.

Формы организации совместной деятельности:

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Переправа через ручей

Игровая ситуация

Коммуникативная

самоанализ

Познавательная

игра "Каждой фигуре свой дом"

придумай слово со звуком "М"

Музыкальная

Игра под музыку

Продуктивная

Рисование портрета Лесовика

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение стихов

Чтение загадки

План НОД.

1. Вводная часть (сюрпризный момент "В гости к Лесовику.") 5 минут.
2. Основная часть.13 минут.

Переправа через ручей

Игра "Каждой фигуре свой дом".

Отгадывание загадки

Придумай слово со звуком "М"

Рисование портрета Лесовика.

3. Заключительная часть. 2 минуты. Прощание с Лесовиком; возвращение в детский сад; самоанализ.

Ход НОД

Дети сидят на паласе.

Воспитатель: Дети, вы хотите попасть в сказку? (Звучит запись пение птиц.)
- Ребята, чьи это голоса? Где, их можно услышать? (в лесу)

Ребята, мы с вами, оказывается, на лесную поляну попали! Посмотрите, какая красота вокруг!

Воспитатель: По волшебному пути

В сказку можем мы войти.

Музыка сейчас раздастся,

В сказку нам попасть удастся.

(Проходят в дверь, ведущую в сказку.)

Дети: Здравствуй, лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится,

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь: мы свои.

(Входит Лесовик)

Воспитатель: Ой, кто это?

Лесовик: Это я - седой старик,

Называюсь Лесовик.

За порядком я слежу.

Воспитатель: Лесовик, наши дети любят природу, умеют ухаживать за растениями и животными, знают лесные правила. (Ребенок читает лесные правила).

Лесовик: Ну ладно, уговорили, пущу. Но с условием: вы должны будете выполнять мои задания. Согласны?

Ну, тогда идем гулять по лесу. (Подходят к елочке, на елке сидят птицы.) Ну, вот и первое задание: Какие птицы сидят на елке?

Как можно назвать этих птиц одним словом? (перелетные) А, как вы думаете, почему их назвали перелетными птицами? (Потому что они улетают в теплые края осенью, а весной возвращаются назад.)

Сколько птиц сидит на верхней ветке? Посчитай Нина. Найди и покажи

цифру, которая будет соответствовать этому количеству птиц.

Сколько птиц сидит на нижней ветке? Посчитай Саша. Найди и покажи цифру, которая будет соответствовать этому количеству птиц.

Сколько птиц сидит на средних ветках?

Лесовик: Молодцы. Хорошо справились с первым заданием. Идемте дальше.

Дети вместе с воспитателем и Лесовиком подходят к реке.

Воспитатель: Ребята, смотрите, нам дорогу преграждает река. Как же нам перейти на тот берег реки.

Лесовик: Можно на ту сторону реки пройти двумя способами. 1.Способ: Можно пройти вот поэтому мостику, а можно пройти вот по этим камешкам. Только осторожно, чтобы не упасть в реку. Ребята, выбирайте сами, каким способом вы будете перебираться через реку. Я пойду по камешкам.

Воспитатель: А я пойду по мостику.

Дети сами, выбирают, каким способом будут перебираться через речку. Часть детей идут за Лесовиком, а другая за воспитателем.

Лесовик: Ох, устал! Достает платок и вытирает лоб. (В это время из кармана на пол падает конверт.) Что это у меня за конверт выпал. Сейчас, посмотрим! (Смотрит конверт, достает из конверта геометрические фигуры.) Ребята, хотите поиграть в интересную игру? Игра называется "Каждой фигуре свой дом". Под музыку фигуры играют на полянке, как музыка перестает звучать, фигуры занимают свой дом. Таня, какая у тебя геометрическая фигура. Каким она цветом. (Спросить 2-3 детей.)

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.

К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:

Односложная, состоящая из простых предложений;

Бедность речи, недостаточный словарный запас;

Замусоривание речи сленговыми словами;

Бедная диалогическая речь;

Неспособность построить монолог;

Отсутствие навыков культуры речи.

Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду мне помогает театрализованная деятельность, именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель – развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. В основу моей работы легли методики А.М. Бородич «Методика развития речи», М.М. Алексеевой, Б.И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку», В.И. Логиновой «Развитие связной речи». Опираюсь на новинки методической литературы и журналы «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание».

В процессе игровой деятельности детей я определила уровень развития речи каждого ребёнка. Полученные результаты зафиксировала в индивидуальных диагностических картах, это позволило мне эффективно строить работу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями. Оформили уголок «Костюмерная», в который поместили яркие сарафаны и рубахи в русском народном стиле, а также костюмы сказочных героев.

Дети с удовольствием принимают участие в драматизации знакомых сказок, подбирают элементы костюмов, распределяют роли, но есть такие дети, которые волнуются, испытывают чувство страха перед выходом на импровизированную сцену. Эту проблему я решила, оборудовав в группе «Уголок уединения», в котором ребёнок может побыть один, вспомнить содержание своей роли.

Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач – развитие речи, поэтому в группе создали «Центр речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, сделали подборку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, составили картотеку дидактических игр по следующим направлениям:

– Для формирования грамматического строя речи "У кого похожая картинка?", "Подбираем рифму", "Загадки-описание" и т.д.

– На развитие связной речи «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто, как передвигается? «Что происходит в природе?».

– В работе над звуковой стороной речи «Из какой сказки персонаж?», «Заводные игрушки», «Лисьи прятки» и т.д.

Добиться систематичности в моей работе помогают технологические карты, которые включают в себя игры, направленные на развитие речи. Данные игры включаю во все режимные моменты. Также добиться положительных результатов позволил реализованный мною проект «Сказка как источник творчества детей», цель которого направленна на развитие речи детей дошкольного возраста. Работу в рамках данного проекта строила в системе, последовательно, направляя деятельность детей и взрослых на достижение положительного результата. Проектная деятельность позволяет мне успешно решать задачи, направленные на своевременное развитие речи через театрализованную деятельность.

Воспитательные возможности по театрализованной деятельности огромны, её тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребёнка. Занятия театрализованной деятельностью развивают сферу чувств, будят в ребёнке сострадание, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Поэтому одним из этапов в развитии речи через театрализованную деятельность является работа над выразительностью речи. В процессе над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Работу на данном этапе строю в следующей последовательности: сначала сама проигрываю предполагаемый сюжет в ролях, затем предлагаю детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, предлагаю игру на этот сюжет. Примерами таких игр могут быть игры «Отгадай загадку», «Сказка наизнанку», «Так бывает или нет?» и т.д.

Следующий этап моей работы – творческие задания. Например, в игре «Подарок на всех» даю детям задание: «Если ты был бы волшебником и мог творить чудеса, что бы ты нам подарил?» или «Какое желание ты бы загадал?». Эти игры развивают у детей умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. Также провожу игры на повышение значимости каждого ребёнка, например в играх «Комплимент» и «Зеркало», предлагаю детям сказать фразу, которая начинается словами: «Мне нравится в тебе…», в подобных играх помогаю ребёнку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что его принимают партнёры по игре.

Используя в своей работе метод сказкотерапия, развиваю у детей творческую инициативу, умение преодолевать детские страхи, чувство тревожности. Рассказываю сказки, в которых показаны способы разрешения конфликтных ситуаций, считаю, что они формируют у детей позицию здравого смысла и здравого чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о семейных хитростях. Примером таких сказок могут быть «Гадкий утёнок», «Волшебное слово», «Кто заговорил первым?».

Своеобразная школа элементарных основ актёрского мастерства – театральные этюды. Репетиции над этюдами не менее важны, чем постановка самого спектакля: идёт последовательное знакомство, артистические навыки дошкольников. В игре «Вот так поза», дети учатся наблюдать, развивают логическое мышление, обыгрывая этюд, передают выразительные движения, выражение радости. После драматизации сказок провожу обсуждение, задаю вопросы: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чьё поведение, чьи поступки тебе понравились? И т.д. Отражение эмоционального отношения к произошедшим событиям дети передают через рисование, составление рассказов.

Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей. Поэтому в процессе игровой деятельности включаю: музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение. В работе над формированием звуковой культуры речи широко использую речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки и т.д.

Считаю, что при правильном и умелом подборе они способствуют не только правильному формированию звукопроизношения, но и обобщают знания детей об окружающей действительности. На занятиях по развитию связной речи большое внимание уделяю рассматриванию иллюстраций и картин, дети описывают предметы и явления, используют различные речевые обороты. В совместной деятельности с детьми провожу логопедические пятиминутки, а в пятницу во второй половине дня «час театра». Практика показала, что работа по развитию речи не будет полноценна без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Поэтому вся моя работа была направлена на повышение компетентности родителей в данном вопросе, для этого мною был проведён семинар-практикум «Роль театра в развитии речи детей», который состоял из трёх занятий:

«Театр кукол и игрушек в детском саду» – лекция-дисскусия;

«Театрализованные игры – путь к детскому творчеству» – мастер- класс;

«Сказки, сказки, сказки…» – занятие-практикум.


Данная работа с родителями эффективна, так как позволяет дать им не только теоретические знания, но и закрепить их на практике. В ходе работы с родителями были предложены беседы:

«Роль родителей в развитии речи ребёнка»;

«Я маленький актёр»;

«Кукольные театры для дошкольников своими руками».

Познакомиться с положительным опытом семейного воспитания по развитию речи, получить рекомендации по работе с детьми в данном направлении, родители могли на родительском собрании «Театр в жизни ребёнка», а также на страницах газеты «Вести из родничка».

В результате проведённой работы её необходимость отметили 70% (на начало года 35%). Родители стали более компетентны в этом вопросе, они предлагают мне свою помощь в подготовке к спектаклям, некоторые родители отметили, что дети дома разыгрывают небольшие сценки на семейных праздниках, при этом очень выразительно передают характеры персонажей. Данную работу проводила в тесном контакте с узкими специалистами. Вместе с музыкальным руководителем подобрали музыку к различным образам сказочных героев, провели театрализованные представления по сказкам «Репка», «Теремок». Инструктор по физической культуре отработал различные движения, помог в организации досугов, праздников, предоставляя детям возможность проявить активность, самостоятельность, творчество. Проведённая работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании:

1. У детей повысился уровень развития речи.

2. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки.

3. Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.

Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.




Рассказать друзьям