Что делать если дети ссорятся. Почему дети ссорятся: десять возможных причин

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Шизофрения у детей - это психическая патология, которая нарушает деятельность головного мозга и его систем.

В частности, при развитии заболевания поражается эмоциональная сфера и когнитивные функции. У больного ребенка расстраивается восприятие и поведение, ухудшаются познавательные способности.

Шизофрения считается довольно распространенной проблемой, с которой сталкиваются и дети, и взрослые. Согласно данным статистики, такую психическую патологию выявляют у 1% подростков, ребят младшего школьного и старшего дошкольного возраста. Признаки шизофрении у детей достаточно разнообразны и могут иметь индивидуальные особенности, о которых подробнее поговорим далее.

Признаки патологии

Как правило, к основным симптомам психического расстройства в детском возрасте относят:

  • галлюцинации;
  • бред, проявляющийся в мышлении;
  • потеря воли;
  • ослабление умственной активности (в разной степени);
  • слышание голосов;
  • видения.

Разные формы психотических расстройств, а также детский аутизм, ранее рассматривали, как проявления шизофрении. Однако, на сегодняшний день эти состояния выделяются в отдельные категории психических заболеваний.

Особенности течения шизофрении

Такая психическая болезнь развивается постепенно и первые симптомы шизофрении у детей не всегда привлекают внимание взрослых. Близкое окружение больных не воспринимает всерьез их разговоры о видимых образах или слышимых голосах, считая подобное детскими домыслами и фантазиями. Постепенно дети выпадают из привычной коллективной жизни, отгораживаются от внешнего мира, становятся неконтактными, замкнутыми в себе.

Болезнь в первую очередь поражает личность ребенка, разрушая ее целостность, меняя отношение к жизни, родным людям и миру в целом. Происходят личностные нарушения, проявляющиеся в изменении интересов, идеалов и поведения. Когда шизофрения обостряется, больные теряют связь с внешним реальным миром.

Начальные признаки шизофрении у детей выражаются в проблемах, связанных с учебой, восприятием получаемой информации, ее запоминанием и дальнейшим использованием. Ухудшаются не только образовательные способности, но и поведение. Плохие оценки очень беспокоят больных и в то же время их одолевает тревога, негативные мысли о жизни и своем будущем. Наблюдается угнетенность, апатия, мрачность. Ребенок с шизофренией не осознает своего состояния, но считает себя хуже других детей и этим пытается объяснить надуманное плохое отношение к себе окружающих.

Заболевший ребенок избегает контакта с коллективом, все время сосредоточен на себе и своем внутреннем мире. Его ничто не интересует, общение со сверстниками неприятно и даже былые удовольствия становятся малоинтересными.

Для больных шизофренией характерно отсутствие стремления к чему-либо, снижение жизненной энергии и активности, отрешенность от внешнего мира, безразличие к окружающим .

Все эти явления постепенно приводят к полному распаду личности, осложняющегося прогрессирующим аутизмом.

Симптомом психической патологии принято считать и нарушение восприятия. Дети с таким заболеванием теряют способность воспринимать различные элементы и объединять их в целостные образы. Больные не могут также выделить существенные детали определенных объектов. Обусловлено это попытками сконцентрироваться на мелких деталях, что мешает охватить образы целиком. Кроме того, утрачивается способность разделять вещи и понятия на существенные и несущественные (важное, маловажное).

Дети с шизофренией не умеют отличать реальность от снов, у их все перемешивается, сновидения кажутся действительными. Возникают необычные идеи и фантазии, причудливые мысли, а само поведение отличается неординарностью и странностями. Ввиду этого маленьким шизофреникам сложно завести друзей и создать свой круг общения.

Постепенно меняется поведение при общении с родителями и близкими. Помимо отчужденности могут возникать и такие явления, как придирчивость, агрессивность, навязывание своих безумных идей и нелогичных мыслей. Очень важно, чтобы взрослые в такие моменты проявляли терпеливость, но ни в коем случае не раздраженность или нервозность. Больные очень нуждаются во внимании и заботе, несмотря на то, что пытаются закрыться в себе и отгородиться.

Симптомы шизофрении у подростков и детей младшего школьного возраста могут иметь разный характер и выраженность, что зависит от течения патологии. Острая фаза психического расстройства вызывает сложности понимания красочных картин, отображенного на них смысла, эмоций или переживаний. Внимание больных кратковременное и при отсутствии активной стимуляции пропадает, переключаясь на другие объекты и становясь блуждающим, рассеянным. Дети все воспринимают фрагментарно, субъективно и односторонне. При вялотекущей шизофрении когнитивные функции расстраиваются незначительно.

Активность внимания при развитии шизофрении быстро сменяется, в мгновение теряется интерес к какой-либо деятельности. Дети, погруженные в свои болезненные переживания, не могут сосредоточиться на поступающей информации, что обусловлено расстройством эмоциональной, двигательной, словесно-логической и образной памяти.

Исследования показали, что в памяти больных в основном сохраняются неприятные моменты и ситуации. Это доставляет сильное беспокойство, так как в голове постоянно прокручиваются и возникают отрицательные навязчивые мысли и факты, угнетающие эмоциональное состояние. У ребят с шизофренией может наблюдаться также склонность к выполнению одних и тех же движений - ритуальность.

Симптоматика

Рассмотрим конкретнее, характерные признаки шизофрении у подростков и младших детей:


Дети с шизофренией начинают общаться при помощи неологизмов, малопонятных для окружающих, но имеющих смысл для них самих. Больные теряют эмоциональный контакт и чувство симпатии. Радость быстро сменяется печалью и переживаниями по поводу своих неудач и проблем. Может проявляться эгоцентризм, грубость, бестактность и даже агрессивность. Каждый ребенок с такой психической патологией, как правило, противоречит взрослым и противодействует их требованиям.

Симптомы шизофрении у подростков, которые более осознают себя, чем маленькие дети, могут дополняться суицидальными явлениями (нежеланием жить) на фоне полного ослабления воли.

Шизофрения у детей поддается коррекции при условии своевременного выявления признаков психического расстройства и применения комплексной терапии!

Патопсихологическое изучение детей школьного возраста

Изучение школьников, больных шизофренией

По мнению Г. Е. Сухаревой, следует различать шизофрению детского возраста и шизофрению подросткового возраста. Вместе с этим в зависимости от темпа течения заболевания и его особенностей протекания выделяют остротекущие и вялотекущие формы, имевшие начало в детском возрасте. Психические процессы, протекающие при этих двух формах, безусловно, имеют отличия. Однако можно отметить и сходство качественных особенностей шизофрении при всех формах. При этом большое значение имеет интенсивность протекания болезненного процесса. Чем острее проявляются психические нарушения, чем ярче нарушения личности больного и сильнее степень выраженности болезни, тем сильнее его дезинтеграция.

Известно, что особое значение при шизофрении имеют личностные нарушения. Одним из первых признаков начала психического заболевания ребенка является выключение его из жизни коллектива, изменение отношения к себе, к окружающим людям, к учебе и др. Личность больного ребенка теряет свое единство и утрачивает связь с миром людей. Это проявляется в возникших «страшных мыслях» о будущем, в мрачном и отрешенном на­строении, в предположениях о том, что окружающие люди (и в первую очередь близкие) плохо к нему относятся. Больной ребенок замыкается в себе и аутизируется в своих переживаниях. У него постепенно затухает и теряется стремление к осуществлению какой-либо деятельности, возникает полная отрешенность от окружающего мира. Так, например, некоторые больные подростки жалуются на то, что у них «нет внутренней жизни, нет центра, нет стремлений».

Кроме перечисленного выше, при шизофрении страдают все психические процессы. Нарушения восприятия больных шизофренией характеризуются затрудненностью перцепции целостного образа. Воспринимаемый больным ребенком образ расщеплен, фрагментарен, в нем отсутствует целостность. Окружающий мир воспринимается и перерабатывается односторонне. У детей наблюдаются большие затруднения при выделении наиболее значи­мых и существенных элементов окружающих явлений. Некоторые детали картин могут быть интерпретированы больным ребенком

по-своему. Так, например, мальчик 11 лет, рассматривая картинку, на которой была изображена лодка со стариком-гребцом и пассажирами, переезжающими через реку, обратил внимание только на старика с веслом и сказал, что здесь ловят рыбу. Очень часто при описании картин с содержанием эмоционального ха­рактера дети не понимают и не обращают внимания на этот ас­пект. Они остаются равнодушными к смыслу переживаний персонажей картины.

В острой стадии шизофрении восприятие может подчиняться эмоциям больного ребенка. Это ведет к полной потере объективности восприятия сюжета. Напротив, вяло текущий процесс у больных детей может характеризоваться достаточно адекватным восприятием реально происходящих событий или изображенных на картинке.

Известно, что произвольное внимание страдает при любых заболеваниях, а непроизвольное оказывается более сохранным. Не­достаточность активности произвольного внимания у детей, больных шизофренией, объясняется отсутствием у них интереса к какой-либо деятельности. Выполнение любого задания этими детьми возможно лишь после усиленной и целенаправленной стимуляции. Непроизвольное внимание сохраняется даже в самых тяжелых случаях протекания заболевания. Об этом свидетельствуют их последующие высказывания. Для детей, больных шизоф­ренией, характерна также и способность к распределению внима­ния, но только в специально созданных ситуациях. Создающей подобную ситуацию может быть автоматическая деятельность, такая, как, например, механическое зачеркивание цифр, букв или заштриховывание рисунка. Такие виды деятельности позволяют, учитывая состояние больного, вывести его из аутистического со­стояния и дать ему возможность осмыслить действия.

У детей, больных шизофренией, могут быть нарушены все виды памяти. В целом, запоминание как мнестический процесс у больных шизофренией характеризуется избирательностью, причудливостью и желаемостью. Больной ребенок может не воспроизводить предложенный к запоминанию материал, а вспоминать только то, что хорошо помнит и знает (например, стихи, поговор­ки и др.). Запомнить он также может только то, что было, на его взгляд, важно (чаще это второстепенные детали, которым он придает особое значение). Исследования показывают, что запомина­ние словесного, а часто и числового материала детьми с шизофренией осуществляется легче, чем зрительного. На процесс запоминания сильно влияет и состояние больного ребенка в данный момент. Если он вял и не может сосредоточиться, то и объем запоминаемого материала чрезвычайно сужен.

Процесс сохранения материла также весьма краток. Происходит постепенное забывание полученных впечатлений, и из памяти все больше и больше вытесняются усвоенные факты. Процесс забывания также характеризуется избирательностью и особым эмоциональным отношением к запоминаемым фактам.

Детям, больным шизофренией, свойственна фиксированность на неприятных и тяжелых воспоминаниях, связанных в первую очередь с сохранением их жизнедеятельности. Их могут посещать мысли о собственной гибели. При вяло текущем процессе и доста­точно высоком общем развитии память может быть сохранна и даже развита в большей степени как логическая, чем механическая. Обследование больных детей методом пиктограммы пока­зывает, что их рисунки носят в основном схематический и фрагментарный характер.

Характерным своеобразием отличаются представления больных детей. Часто больные дети ссылаются на ирреальность происходящего, им кажется, что они как во сне (в сказке, виртуальной реальности и т.д.). Смысл представлений выхолощен. Удержание представляемого образа требует чрезмерных усилий. Представле­ния мимолетны и быстро ускользают. Особые трудности при обучении в школе вызывают предметы, связанные с формированием абстрактно-логических представлений, — геометрия и черчение.

Воображение играет большую роль в деятельности детей младшего возраста. Формирование игровой деятельности у детей предполагает развитие воображения и символической функции игры (Д. Б. Эльконин). В школьном возрасте склонность к фантазированию уменьшается и трансформируется в способность к абстрактно-логическому мышлению. У здорового ребенка фантазии тесно связаны с реальным миром. Ребенок придает предметам, с которыми играет, черты и характеристики, свойственные одушев­ленному миру (кукла — это дочка). Наделение используемых в игре предметов воображаемыми качествами лишь поднимает мышление ребенка на новый виток восприятия и осмысления окружающего мира, а не нарушает взаимосвязь с ним. Например, у дошкольника в игре «дочки-матери» в качестве предметов, имитирующих их аналоги из «взрослой» жизни, применяются кубик вместо мыла, палочка вместо ложки, кусок ткани вместо одеяла, жест руками, символизирующий еду или питье. Все предметы и действия, используемые ребенком в игре, обозначают и воспроизводят ситуации, свойственные только реальному миру и взаимоотношени­ям между людьми.

Для детей, больных шизофренией, характерен синдром патоло­гического фантазирования, когда ребенок полностью поглощается патологической продукцией и теряет связь с реальностью. Больные дети придают окружающим их предметам такие свойства, ко­торые те никогда не имели. Для организации игры они придумы­вают, создают себе воображаемых, иллюзорных товарищей по игре: беседуют, играют, дерутся с ними, могут побеждать или проигрывать им. Девочки-подростки проявляют склонность к иллюзорной мечтательности, причем процесс мечтаний может протекать у них наравне с восприятием реального мира. Таким образом, ребенок оказывается живущим в двух мирах.

При обследовании подростков с помощью теста Роршаха у них были выявлены аффективные переживания и страх перед изображаемым, которое воспринимается как движущиеся предметы или страшные животные.

Одной из основных особенностей нарушения познавательных процессов у больных шизофренией является расстройство мыш­ления. При шизофре

Шизофрения – это одно из самых распространённых и сложных психических расстройств, которое имеет различную природу. Что касается детской шизофрении, то процент заболевших детей с рождения до подросткового возраста равен 1,6. Болезнь имеет множество типов, которые определяются выраженностью симптомов и уровнем адаптации человека в обществе. Учитывая то, что изучению синдрома уделяется много времени, а исследования проводятся на протяжении уже не одного десятка лет, шизофрения остаётся самым непредсказуемым и наименее изученным заболеванием в психиатрии.

Основные формы шизофрении в детском возрасте

Симптомы и выбор метода лечения напрямую зависят от формы шизофрении. На данный момент существует огромное количество классификаций относительно форм, типов течения и степеней нарушения процессов – это обусловлено неоднозначностью синдрома и сложностью диагностирования и купирования его как у взрослых, так и у детей, причем возрастных различий у заболевания нет.

Сейчас принято прибегать к классической системе описания форм, которая имеет четыре основных типа:

  • простая шизофрения;
  • параноидная;
  • гебефреническая;
  • кататоническая.

Простая форма

«Простая» форма имеет такое название из-за вялого течения заболевания, её характеризуют как вялотекущую шизофрению с уникальным набором симптомов. Чаще всего наблюдаются нарушения личности без сложного бреда или галлюцинаций. При этом галлюцинации могут возникнуть вместе с бредовым синдромом, но только на поздних стадиях болезни. Ребёнок замыкается в себе, становится безразличным к обязанностям, окружающим людям, центром его персоны становится «Я», причём персональные представления и восприятие себя имеют патологический аспект. Эмоциональная скупость также является отличительной чертой формы, это сопровождается дополнительным нарушением мыслительной и волевой сферы.

Ребёнок перестаёт чувствовать ответственность за собственную судьбу – проявляется это в безохотном выполнении обязанностей (например, задания в школе, работа и т. д.). Деятельность характеризуется как процесс ради процесса, позволяя создать видимость этой самой деятельности.

Замечание врача: результативность ребёнка при данной форме заболевания значительно снижается, а зависимость между стадией болезни и уменьшением эффективности выполнения задач сохраняется и имеет растущую динамику. Чем сильнее ребёнок болен, тем меньше он может себя обслуживать и выполнять социально полезную работу.

Сосредоточенность на себе проявляется бредовыми идеями относительно строения или устройства собственного тела. Это прослеживается, когда ребёнок часами рассматривает себе в зеркале или подолгу смотрит на части собственного тела. Такие процессы сопровождаются «выпадением из реальности», когда эмоциональная тупость и сосредоточенность на изучении специфики собственной физиологии преобладает над контактами с внешней средой.

Параноидная шизофрения

Параноидная шизофрения является самой распространённой и диагностируется у 70% детей. Центральным элементом является бред, который не имеет критичности и не поддаётся оспариванию. Бред представлен сверхценной идеей, которая определяет весь процесс течения недуга. Параноидная шизофрения чаще всего отличается бредом преследования, который в свою очередь проходит через три этапа становления (ожидание, озарение, упорядочение) до тех пор, пока не станет неотъемлемым элементом личности больного ребёнка.

Первая стадия характеризуется тем, что что-то происходит не так, как должно. Проявляется сильная озабоченность и тревога перед созреванием навязчивой бредовой идеи. Вторая стадия является принятием сверхценной идеи, так сказать озарением того, что факт имеет место, однако в этот период бред ещё не имеет устойчивой основы в сознании больного. Стадия упорядочивания расставляет всё по местам, бред становится частью личности. Теперь условия и процессы мира не имеют отдельной ценности, все события завязаны на бреде. В такой ситуации больной начинает понимать логику построения бреда, верить в его смысл, чувствовать и понимать детали, которые выступают формирующими инструментами искажённого сознания.

Нередко появляются галлюцинации, которые совместно с бредовым синдромом полностью дезориентируют личность, погружая его в мир фантазийного и нереального существования. К данным проявлениям, характеризующим конкретный вид заболевания, прибавляются нарушения волевой сферы, мышления и двигательных актов. Спустя какое-то время бред полностью одолевает человека и происходит его распад, то есть потеря реальности сознанием, где сверхценные фантазии главенствуют над всем существующим в личности и за её пределами.

На поздних стадиях больной полностью теряет контроль над собой и никак не может себя обслуживать, получая полную инвалидность. Такие лица могут быть крайне опасны для общества, поскольку комплекс симптоматических проявлений полностью контролирует сознание больного, заставляя его специфически реагировать на изменения среды. Некоторые реакции могут восприниматься как нападение, в таком случае агрессия будет лучшим способом защиты. Агрессия может выплёскиваться как на окружающих, так и на себя, по этой причине стационарное отделение становится домом для ребёнка с таким расстройством.

Гебефренический тип

Гебефреническая шизофрения является самой распространённой формой среди подростков. Особенности этого типа расстройства заключаются в беспечности, радостном и постоянно приподнятом настроении, обилии гримас, дурачестве. Сперва окружение реагирует на данное поведение личности со смешком, воспринимая происходящее как забаву. Но спустя несколько месяцев забава перестаёт быть к месту, ужимки и гримасы постоянно повторяются, а вскоре и теряется связь с реальностью.

Клиническая картина открывается на более запущенных этапах заболевания, тогда становится понятно, что поведение больного ребёнка ничем не оправдано, он перестаёт отдавать себе отчёт, осознавать и понимать происходящее. Личность вступает в конфликт со средой через «непосредственность», притупляя психические процессы.

Кататонический тип расстройства

Шизофрения кататонического типа нарушает в большей степени двигательную сферу человека. Физиологические проявления характеризуются повышением активности, которая всегда бессистемна, торможением (оцепенением). Нарушения двигательных актов может касаться всего тела или же отдельных его сегментов.

У детей, которые склонны к торможению, часто наблюдаются приступы столбняка, когда малыш замирает в одной позе на какое-то время, при этом позы зачастую неудобные. Это судорожные сковывания мышц, причиняющие больному человеку множество мучений и неприятных ощущений. В рамках кататонического синдрома известен такой феномен, как «подушка Дюпре», когда человек остаётся лежать в той же позе, после того, как у него из-под головы вытянули подушку. Мимика таких больных маскообразна и не имеет выраженных эмоций.

Если реакция организма направлена на активность, то пациент не будет уставать, а только лишь бегать или даже физически свирепствовать. Следует помнить, что такие люди не испытывают голода, по этой причине прибегают к насильственному кормлению, и если этого не делать, то все может закончиться полным истощением организма.

Причины возникновения болезни

Среди причин возникновения этого заболевания можно выделить два основных фактора, создающих благоприятные условия для его развития:

  • наследственная причина;
  • причина среды.

Наследственность определяет генотип ребёнка, в котором присутствуют всевозможные характеристики, которые в будущем станут частью человека. Наличие шизофрении у малыша зависит от того, болел ли кто-то из его родственников психическим расстройством: если такое случалось, то, скорее всего, ребёнок унаследует подобное заболевание. Это отражается на биохимическом составе мозга, что определяет степень адекватного формирования психических процессов и явлений в детской психике.

Особенности среды влияют на степень психического здоровья. Очевидно, что всё, что происходит с нами в детстве, влияет на дальнейшее развитие, поведение и т. п. Таким образом, сильное психотравмирующее событие может нарушить целостность структуры психики и заставить исказить её границы. Чем больше аффективных зарядов (проявляются в интенсивном проявлении неуместных эмоций) в сознании у ребёнка, тем больше вероятность нарушения тонких «душевных» структур. Сюда же можно отнести и черепно-мозговые травмы, которые в некоторых ситуациях способствуют нарушению функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

Предраспологающие факторы к шизофрении

Признаки и симптомы: как проявляется болезнь

Комплекс симптоматических проявлений заболевания и характерных признаков следует описывать в зависимости от возраста. Так можно выделить две основные группы детей с разной симптоматикой – это возраст дошкольный (3–7 лет) и подростковый (7–16 лет). Для детей дошкольного возраста характерны следующие признаки:

  • плаксивость и депрессивность;
  • нежелание принимать участие в ролевых играх;
  • пограничная активность или пассивность малыша;
  • дурачество и нарушение речевого акта;
  • избегание прямых взглядов глаза в глаза;
  • беспричинные панические атаки с плачем или истерическими проявлениями;
  • отсутствие волевого поведения и пр.

Нередко малыш испытывает серьёзные беспричинные страхи, которые не имеют никакой зависимости. Зачастую боязни сопровождаются бредовыми суждениями и галлюцинациями, подстёгивающими патологические состояния. Видения в основном рисуются по образу сказочных персонажей или больших животных, которые наделяются агрессивными и пугающими чертами. Немаловажным фактором выступает патология сна.

Таким же образом страдает мышление, а вместе с ним и речь, наполняющаяся бессмысленными фразами, вымышленными словами, а также словами, в которых перепутан порядок букв. Мысли неясные и нередко разорваны. Присутствует и феномен, заставляющий терять ранее полученные навыки: например, умеющий ходить ребёнок снова становится на четвереньки, чтобы ползать.

Мнение врача: дети дошкольники с диагнозом шизофрения имеют аутичные черты, выражающиеся в отстранении от других детей. В игре их движения однотипны, а манипуляции могут циклично повторяться.

Среди основных признаков детей-шизофреников выступает наделение неодушевлённых предметов живыми чертами. Также возможна «примерка» на себя образов животных, причём это происходит не в рамках игры, а как долговременная черта поведения, которая может длиться днями или неделями. В жизни больного малыша присутствуют ритуалы, которые предшествуют определённой деятельности, например, перед тем, как поесть, малыш считает нужным залезть на стол и спрыгнуть с него.

Подростковый период в рамках протекания недуга в большей степени похож на картину болезни взрослого шизофреника, но всё же имеет персональные особенности, которые обусловлены изменением гормонального фона. В этот период возникают более насыщенные эмоциональные реакции, которые быстротечны и сменяют друг друга от беспредельной радости до крайней агрессии. Также для подростковой шизофрении характерно недовольство своей внешностью, причём выражаться это недовольство может самыми крайними способами, вплоть до самостоятельного уничтожения части тела, которая не нравится. Здесь сохраняется неприязнь к себе и стойкая уверенность в собственном безобразии - это обусловлено нарушением восприятия.

Диагностика

Диагностировать данный синдром очень сложно, поскольку детский возраст сам по себе является формирующим этапом жизни, на котором возможны самые разнообразные трансформации. Огромная сложность в том, что шизофрения может принимать формы совершенно разных психических нарушений, комбинируя или сменяя симптомы разных недугов.

Замечание специалиста: при первичной диагностике и осмотре диагноз шизофрения не ставится, поскольку это заключение сразу ставит человека в определённые рамки. Учитывая это, врачи при первичном обращении в стационар ставят диагноз шизотимия или бредовый синдром.

Методы лечения

При шизофреническом синдроме лечение имеет два аспекта:

  • медикаментозное воздействие;
  • психотерапия.

Препаратный метод характеризуется индивидуальным подбором лекарств, которые должен принимать больной. В каждом отдельном случае препараты назначаются разные – это определяется полом, возрастом, формой заболевания, его типом, характером течения и т. д.

Психотерапия может иметь вид индивидуального консультирования или групповой терапии. Невозможно заранее предсказать или описать схему работы, поскольку каждый новый случай является новым исследованием в психиатрии и требует особого подхода. Следует помнить, что излечить шизофрению невозможно, лечение подразумевает под собой снижение количества приступов и обострений. И даже если приступы пропали, а болезнь не напоминает о себе годами – это не значит, что недуг излечен и не вернётся снова.

Адаптация и прогноз, особенности обучения

Прогноз в такой ситуации может быть самым разным, но нужно понимать, что если ребёнку поставили диагноз шизофрения, то он должен быть окружен особенным вниманием и поддержкой. Родителям и родственникам не стоит ставить крест на жизни малыша, поскольку дальнейшее его будущее зависит от них.

Существует множество материалов, описывающие практику воспитания психически больных детей, которые позволят правильно оценить свой потенциал и ребёнка. Готовность и вера в то, что малыш сможет построить полноценную жизнь, должны перевешивать сомнения и переживания. Это сложный процесс, который требует особого обучения и готовности справляться с трудностями и помогать больному человеку.

Сейчас существует множество программ и адаптационных мероприятий как для взрослых, так и для детей с шизофренией. Это может быть особая арт-терапия, песочная терапия, терапия посредством оригами и многое другое. Каждая из этих мер позволяет больному обучиться особым навыкам, которые помогут адаптироваться среди других детей и сформировать критичность к собственному недугу. При системных занятиях в рамках какой-либо терапии развиваются и психические процессы:

  • мышление (формируется адекватная речь);
  • воля;
  • восприятие и пр.

Рождённые с шизофренией (видео)

Шизофрения – это хроническая болезнь, которую в полной мере невозможно преодолеть. Однако, соблюдая все предписания и рекомендации врача, можно в значительной степени облегчить жизнь больного ребёнка, развивая его личность. Своевременное обращение к квалифицированному специалисту может помочь не только в сохранении целостности личности, но и в купировании заболевания на долгие годы. Также можно проводить профилактику: оградить ребёнка от стрессов, регулярно принимать прописанные медикаменты и т. д.

10% из больных шизофренией заболевают ею в детском возрасте.

Шизофрения раннего и дошкольного возраста

Начинается у 69% детей до 3 лет, у 26% в 3-5 лет, у 5% между 5 и 8 годами. Чаще встречается у мальчиков, чем у девочек,- 2,9:1. Наследственная отягощенность у детей, заболевших в этом возрасте, выше, чем в целом у всех больных шизофренией. У 26,1% детей - отягощенность шизоидной психопатией, у 11,5% - шизофренией, у 2,1% - другими психозами, у 1,8% - алкоголизмом. Доболезненное состояние детей неблагополучно у 62% из-за патологии беременности, у 44% из-за родовых травм.

Злокачественно текущая форма

Примерно у 25-32,3% детей этого возраста, заболевших шизофренией, наблюдается эта форма течения. Она обычно начинается в 1,5-2 года с угасания психической активности, побуждений, приостановки психического развития. Уже за несколько месяцев до этого можно заметить уменьшение интереса к играм, пассивную реакцию на ласку родителей, недостаточное стремление к общению. Раннее психомоторное развитие может быть своевременным. Заболевание проявляется прекращением использования известных слов, произнесением своеобразных фраз. Исчезают эмоциональные привязанности, что, в частности, проявляется отсутствием положительного реагирования на приход и уход матери. Нарастающая пассивность приводит к исчезновению желания играть с детьми, развлекать себя игрушками. Сначала появляются однообразные игры, затем они сменяются стереотипиями: непрекращающимся размахиванием, верчением, постукиванием. При этом преимущественно используются неигровые предметы: веревочки, палочки, бумажки, железки и т. д.

Нередко болезненно реагируют на такие события, как помещение в детское учреждение, передача на воспитание другим родным. В период возрастного криза 2,5-3 лет злокачественность течения становится явственнее. В это время контакт нарушается резко, ребенок не отвечает на вопросы, совсем не реагирует на разлуку, еще больше обедняются игры. Появляются страхи, нарушения зрительного восприятия.

У одних детей возникают преимущественно кататонические расстройства. В этом случае ребенок отказывается от речи, появляются эхолалии, вербигирации, двигательная заторможенность, кратковременные застывания, манерное поведение, вычурные движения, импульсивность, стреотипии (бег по кругу), неадекватный смех. Все же двигательное возбуждение преобладает. Ребенок всегда в стороне от людей. Его внимание привлечь не удается или же только на само,е короткое время. Ребенок не научается проситься на горшок, его приходится кормить с рук, не развиваются навыки самообслуживания. Если речь еще сохраняется, то она не служит для общения.

У других детей (значительно реже) развиваются преимущественно гебефренные симптомы. Сначала преобладает пассивность, затем появляются неадекватные поступки. Возникают двигательное беспокойство, эйфория, дурашливость, необычные позы, манерность, импульсивность (неожиданные ужимки, прыжки, агрессия). Речь становится разорванной.

При обоих вариантах через 2-3 года может наступить некоторое улучшение. Уменьшается выраженность кататонических и гебефренных симптомов, улучшается сон, исчезают страхи, возбуждение. При втором возрастном кризе (7-8 лет) обычно возникает обострение заболевания. Констатируется отставание психического развития сложной структуры. На этом фоне некоторые дети овладевают элементарными навыками самообслуживания, усваивают правила несложных игр.

Непрерывно-прогредиентная форма

Начинается не ранее 59-летнего возраста постепенно с эмоциональных расстройств, аутизации. Вначале преобладают подозрительность, недоверчивость, бредовая настроенность без законченного словесного оформления. «Ни с кем дружить нельзя, возьмут игрушки, книжки». Может быть бредовая настроенность в отношении родителей. Усиливается враждебность. В сферу враждебного отношения вовлекаются все новые и новые лица. Появляются отдельные слуховые галлюцинации, элементы психического автоматизма.

При другом варианте преобладают галлюцинации, образное фантазирование. Постепенно фантазии начинают возникать непроизвольно, присоединяются зрительные псевдогаллюцинации, сновидные переживания, отрывочные идеи воздействия, деперсонализация. Формируется синдром психического автоматизма чувственно-образного характера.

Вялая форма

Начинается во время 3-4-летнего кризиса, встречается у 11,7-50% детей, заболевающих шизофренией, провоцируется инфекционными заболеваниями или психогенными факторами (разлука с родителями, смена обстановки). Развитие процесса медленное, постепенно меняется личность. Снижается потребность в контакте, общительность становится избирательной, утрачивается эмоциональная живость, но еще может оставаться чрезмерная сенситивность. Отмечается диссоциация в психическом развитии. Ускоряется формирование интеллекта, склонность к отвлеченным интересам, однако продуктивность не высока, снижены познавательные интересы. При этом задерживается моторное развитие, овладение навыками самообслуживания, появляется скованность, неловкость. Обычно у этих ребят слабый инстинкт самосохранения, плохой аппетит. Происходит аутизация - ребенок одинок, вне группы сверстников, никак не играет. Эмоциональный контакт ухудшается, но аффективное снижение не очень грубое. С родителями расстается легко, а если даже и не отпускает, то лишь в связи с переживаемыми страхами. Имеют место свойственные для раннего и дошкольного возраста соматовегетативные нарушения (снижение аппетита, расстройства сна), двигательные и речевые расстройства (нарушения темпа речи, манерность, вычурность интонаций). Нередко наблюдаются неврозоподобные симптомы: колебания настроения, аморфные немотивированные бессодержательные страхи. Могут быть также страхи космического характера («упадет солнце»), страхи, связанные с сюжетом сказок. Даже страхи, в прошлом возникшие в реальной ситуации, становятся причудливыми, теряют связь с бывшими событиями. Встречаются навязчивые страхи (заражения, загрязнения). Возможны переходы навязчивых симптомов в бредовые переживания. По сюжету это могут быть вначале ипохондрические, а затем идеи отношения, преследования. Могут быть психопатоподобные расстройства: нарушения влечений (злобность, жестокость, агрессия, садизм) и поведения.

Шизофрения детей школьного возраста

Чаще всего начинается медленно, незаметно. Постепенно меняется личность ребенка. Он становится отгороженным, у него ослабевают привязанности и интересы к играм и учебе. Иногда извращаются чувства к родителям, появляется враждебность или безразличие. Возникают расстройства мышления. Оно становится непродуктивным, появляются наплывы мыслей и обрывы их течения. На этом фоне возникает боязнь за собственную жизнь, здоровье или за благополучие и здоровье родителей. Помимо страхов заражения и других ипохондрических переживаний, возможно появление боязни школы, прогулок, чужих людей. Эти страхи могут быть навязчивыми или сверхценными. Вначале они могут быть обоснованными, но вскоре оказываются оторванными от ситуации, распространяются на другие сферы жизни, становятся нелепыми. Могут присоединиться мысли о постороннем влиянии, воздействии, порче и т. д. Нередки навязчивое мудрствование, навязчивые сомнения и влечения. Появляются защитные ритуалы в форме словесных отговорок или рассуждений, а также различных действий. Обычно вскоре они становятся независимыми от страхов и потому оказываются непонятным поведением. Другое частое проявление шизофрении - образное патологическое фантазирование с рудиментарными псевдогаллюцинациями. Обычно оно является отражением аутизма или измененных влечений (агрессии, садизма). Эти влечения проявляются словесно, и тогда ребенок постоянно угрожает, оскорбляет окружающих. Если он выражает их в рисунках, то основной тематикой оказываются убийства, стрельба, взрывы, бандиты, бомбы и т. д. В своем фантастическом мире ребенок не допускает окружающих в то, чем он живет. Требует называть себя вымышленным именем. Играет в одиночку выдуманными игрушками, персонажами, рисует фантастические миры, в которых обитает, строит взаимоотношения с теми, кто существует лишь в воображении. При этом о чем-то задумывается, шепчет, гримасничает, совершает какие-то действия. В фантазиях у мальчика, например, появляется агрессивность, он перевоплощается в объект своих выдумок - в дикого кота, гладиатора, разбойника. У девочки может проявиться сексуальность, она становится «возлюбленной принца», невестой воображаемого мальчика Володи. Фантазии приобретают бредоподобный характер. Они проявляются охваченностью и одержимостью «мечтами», полной «погруженностью в мир своих фантазий», трудной переключаемостью на реальные события и попытками систематизировать фантастические идеи, а также в появлении веры в то, что их выдумки существуют на самом деле. К ним присоединяются «грезы наяву» с образными представлениями, в которых ребенок «переносится на другую планету», «раскачивается на качелях, сооруженных в облаках». У некоторых детей - отвлеченные сверхценные интересы к календарным датам, цифрам, картам, планам и т. п. Описываемые расстройства превращаются в более или менее выраженные бредовые идеи или постепенно затухают.

Наряду с непрерывным развитием психических расстройств часто встречается и приступообразное течение. В этом случае в период улучшения помимо симптомов шизофренического дефекта обнаруживаются признаки замедления психического развития.

Шизофрения подросткового возраста

Клиническая картина шизофрении у подростков не очень сильно отличается от психопатологии этого заболевания у взрослых. Но так как возрастные отличия все же существуют (разнообразие симптоматики, острота

возникновения, частая смена настроения), то об их особенностях будет сказано ниже.

Примерно в трети случаев заболеванию за несколько лет или месяцев до его начала предшествуют предвестники («зарницы»). Это нелепые, неожиданные, необъяснимые поступки, «беспричинные» галлюцинаторные или бредовые эпизоды, маниакальные или депрессивные приступы, дереализационные состояния, продолжающиеся несколько дней или недель. Начало заболевания провоцируется серьезными конфликтами со сверстниками, несложившимися отношениями в семье, попытками насилия, неблагоприятно протекающим пубертатным кризом и т. д. Все многообразие клинических проявлений шизофрении у подростков подразделяется на ряд форм.

Вялотекущая форма встречается у трети подростков, заболевших шизофренией. У половины больных, страдающих этой формой,’ наблюдается неврозоподобная симптоматика, напоминающая таковую же при неврозах. Чаще всего это различные навязчивые симптомы (мысли, страхи, воспоминания, действия, влечения) или астеноипохондрические переживания. Примерно с такой же частотой встречаются дисморфоманические расстройства, выражающиеся в мыслях о собственном уродстве, неприятном для окружающих. Реже отмечаются синдром анорексии (отказа от приема пищи) или синдром «философической интоксикации» (бесплодного неотвязного мудрствования, главным образом, на отвлеченные темы). Другую половину больных этой формой составляют подростки с психопатоподобной симптоматикой, т.е. с изменениями личности различного типа: шизоидными, неустойчивыми, эпилептоидными или истереоидными.

Прогредиентная форма (с заметным развитием стойких психических нарушений) наблюдается чаще, примерно у 70% больных подростков. Она обычно начинается с неврозоподобной или психопатоподобной симптоматики, реже с паранойяльной, а затем в клинической картине преобладают лишь основные шизофренические проявления - нарастание эмоционально-волевых расстройств, снижение активности и интересов.

Реже наблюдаются остро или подостро развивающиеся параноидный или кататоно-гебефренный синдром.

Редко встречается острый полиморфный синдром, продолжающийся в течение нескольких недель. На фоне бессонницы, тревоги, растерянности, недопонимания происходящего страх чередуется с эйфорическим экстазом, плач с агрессией. Возникают галлюцинаторные эпизоды (голоса, запахи), явления психического автоматизма (звучание собственных мыслей в голове), отрывочные бредовые высказывания, сменяющие друг друга (психиатрическую больницу принимают за родильный дом, тюрьму

и т. д.). Этот синдром заканчивается выздоровлением или сменяется параноидной, простой или гебефренной формой.

Тегение шизофрении у подростков, как правило, непрерывно-прогредиентное или чаще приступообразно-прогредиентное (волнообразное). Однако у 30% подростков встречается злокачественное течение, приводящее к тяжелой деградации в течение нескольких лет. В процессе заболевания во время улучшений (ремиссий) преобладает психопатоподобная, апатоабулическая, астеническая, бредовая или аутистическая симптоматика.

ПАТОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОЙ ШИЗОФРЕНИИ

Наиболее существенным изменением познавательной деятельности при шизофрении является нарушение избирательности в структуре широкого круга познавательных процессов.

У детей с благоприятно протекающей шизофренией отсутствуют ролевые игры, они не играют в сюжетные игры, не принимают социальных ролей, не воспроизводят в играх ситуации, отражающие реальные межличностные отношения (семейные, профессиональные). Содержание их игр в одиночку необычно.

Увлечения их односторонни (прослушивают одни и те же мелодии, читают одни и те же сюжеты), продукты их творчества однообразны. Увлечения оторваны от реальности, бессодержательны: сочинения бессмысленных стихов, вычерчивание маршрутов транспорта в вымышленных городах. Увлечения могут быть результатом рано проявившегося интереса к цифрам, шахматам, музыке. Круг интересов ограничен развитием односторонних способностей, которые могут достигать достаточно высокого уровня.

У детей раннего возраста отмечается глубокий познавательный дефицит за счет патологии речи или из-за недоразвития репрезентативной и символической систем. Обнаруживается тяжелое нарушение социального приспособления.

Отмечается также особая неравномерность нарушения интеллектуальной деятельности: трудности выполнения заданий наглядно-конкретного характера при достаточной сохранности вербального мышления и склонности этих больных к вербальным суждениям.

Затруднено овладение орудийными функциями предметов, т. е. у них страдает та сторона психического развития, которая в первую очередь связана с развитием социальных контактов и с усвоением социального опыта.

Асинхронно формируются различные сферы психической деятельности у детей, больных шизофренией: гипертрофировано развитие абстрактных понятий и их недостаточное организующее влияние на формирование перцептивных обобщений.

Дети, больные шизофренией, стойко опережают здоровых сверстников на всех возрастных этапах по уровню развития обобщения. Неравномерно развивается операционная сторона восприятия. Имеются определенные затруднения в оперировании предметными изображениями при сохранном оперировании более формальными геометрическими изображениями. Страдают те стороны предметного восприятия, которые формируются под воздействием предметной практики.

Избирательность мышления (актуализация знаний) на всех возрастных этапах значительно хуже, чем у здоровых детей. У больных формирование избирательности восприятия улучшается с возрастом, однако отстает от такового у здоровых. У больных шизофренией по сравнению со здоровыми детьми меньшая избирательность познавательной деятельности. У них менее устойчивый характер связей и отношений, лежащих в основе формирования обобщенных образцов-эталонов, общих представлений и понятий.

Существует связь между «формализмом» и необычностью мышления, характерной для больных шизофренией. Суть формального подхода к анализу действительности состоит в игнорировании фактора значимости, в отсутствии иерархии, в рядополо-женности свойств и отношений. Формальное понятие внутренне родственно псевдопонятию и комплексу. Любой формально общий признак может быть положен в основу обобщения предметов. Крайний вариант - «вербальный комплекс», когда предметы объединяются по чисто словесной общности и при этом не учитывается, что одно и то же слово может иметь разные значения и обозначать разные признаки (плащ и ночь обобщаются на том основании, что «могут быть длинными»). Такой формальный подход позволяет сближать далекие, разнородные объекты и понятия, что создает впечатление необычности, оригинальности, чудаковатости мышления. Эти закономерности позволяют объяснить «формальную» сохранность интеллекта, склонность к схематизму, формально-отвлеченному мышлению, возможность выполнения довольно сложных видов мыслительных задач, требующих ориентировки в реальных жизненных отношениях, неадекватность обобщений и суждений, основывающихся на необычных, малозначимых, латентных свойствах и отношениях.

Этиология и патогенез шизофрении

Болезнь с наследственной предрасположенностью. Возникновение шизофрении, т. е. реализация предиспозиции, зависит от провоцирующих стрессов. Вызвать эти стрессы могут как биологические (соматические заболевания), так и социальные (трудно переносимые жизненные события) факторы или их комбинации.

Психоаналитический подход

Основным расстройством при шизофрении является нарушение формирования «эго», которое влия-

ет на понимание личностью реальности и управление внутренними потребностями, что может, в частности, привести к расстройству психосексуального развития, агрессивному поведению. Нарушение организации «эго» возникает в результате неправильных взаимоотношений между младенцем и матерью. Возникший между ними симбиоз не может позволить ребенку отделиться от матери и развиваться вне ее близости . Больной не способен установить устойчивые межличностные взаимоотношения, основой которых могло бы стать чувство безопасности, возникающее при наличии тесной привязанности между матерью и ребенком. Основное расстройство при шизофрении - неспособность достигнуть различения между самим собой и окружающей средой. Другое предположение - дефект «эго» - вызывает возникновение враждебности и агрессии, разрушают связь мать-младенец и создают незащищенность от возможных стрессов. Возникновение шизофрении у подростка объясняют тем, что слабое «эго» не способно справиться с возросшими внутренними потребностями, необходимостью отделиться, утвердить собственную личность, удовлетворить потребность к независимости. Различные симптомы имеют символическое значение для каждого больного. Мысли о конце света указывают на переживания больным крушения собственного внутреннего мира. Бред или галлюцинации - заместительная попытка создать новую реальность или выразить потаенные страхи или побуждения. Тревога больных - следствие тревожности их матерей, приведшей к дезинтеграции функции «эго» (S. Sullivan).

Теория обучения

В детском возрасте больные шизофренией усваивают иррациональные реакции и образы мышления, подражая своим родителям, которые сами имеют выраженные эмоциональные трудности. Неспособность освоить социальные взаимодействия - причина нарушенных межличностных связей.

Теории, касающиеся роли семьи. Будущий больной шизофренией попадает в условия, когда он должен сделать выбор между двумя альтернативами, которые вызывают у него замешательство и являются непереносимыми (G. Bateson). Другие варианты теории: 1) «расщепление» между родителями (один из родителей очень близок к ребенку противоположного пола); 2) перекос в сторону связи с одним из родителей (состязание в силе, при котором один из родителей является доминирующим) (Т. Lidz); 3) подавление эмоциональных отношений в семье «псевдовзаимными» и «псевдовраждебными» вербальными связями и общением характерным и единым способом.

Социальные теории

В происхождении шизофрении играют роль урбанизация и индустриализация. При этом обращается внимание на стрессы, связанные с фактом проживания людей в промышленных городах.

Биологигеские теории. Генетические факторы

Наследственное предрасположение к шизофрении определяется несколькими генами. Генетическое происхождение заболевания подтверждается родством, т. е. тем, что в семьях, больных шизофренией, больше риск заболевания, чем в популяции (1%). При этом чем ближе кровное родство с больным, тем больше вероятность заболевания шизофренией. Так, у родителей (братьев, сестер) этот риск составляет 10-12%, у дедов, бабушек (дядей, теток, кузенов) - 5-6%, у внуков - 3%. Наиболее убедительные доводы в пользу наследственного предрасположения к шизофрении получены при изучении близнецов. У двуяйцевых близнецов риск заболевания 12-15% (как у братьев и сестер), у однояйцевых -3178%. Опасность заболеть шизофренией зависит от биологического родителя, а не от приемного. Риск заболевания усыновленного (удочеренного) ребенка такой же (10-12%), как если бы этот ребенок воспитывался своими биологическими родителями.

Биологические факторы. Предполагается, что предрасположение к шизофрении через гены передается или в форме биохимического дефекта, или нарушением развития определенной структуры в ЦНС.

Дофаминовая гипотеза. Шизофреническую симптоматику связывают с относительным преобладанием в лимбической, а также в кортикальной области дофамина по сравнению с другими нейротрансмиттерами (веществами, передающими нервный импульс) в синапсе (при контакте нейронов).

Психонейроиммунологигеская гипотеза. Из-за имеющейся активации иммунной системы у больных шизофренией возникновение этого заболевания связывают с вирусным заражением или с аллергией на изменения в организме больного.

По мнению Г.Е. Сухаревой следует различать шизофрению детского возраста и шизофрению подросткового возраста, а также выделять остротекущие и вялотекущие формы болезни, имеющие начало в детском возрасте.

При шизофрении особое значение имеют личностные нарушения. Одним из первых признаков начала психического заболевания ребенка является выключение его из жизни коллектива, изменение отношения к себе, к окружающим людям, к учебе и др.

Личность больного ребенка теряет свое единство и утрачивает связь с миром людей, это проявляется в возникновении «страшных мыслей» о будущем, в мрачном и отрешепнном настроении, в предположениях о том, что окружающие люди (и в первую очередь близкие) плохо к нему относятся.

Больной ребенок замыкается в себе и аутизируется в своих переживаниях. У него постепенно затухает и теряется стремление к осуществлению какой-либо деятельности, возникает полная отрешенность от окружающего мира.

Кроме перечисленных выше симптомов, при шизофрении страдают все психические процессы, нарушения восприятия больных характеризуются затрудненность перцепции целостного образа, воспринимаемый больным ребенком образ расщеплен, фрагментарен, в нем отсутствует целостность. Окружающий мир воспринимается и перерабатывается односторонне, у детей наблюдюаютсмя большие затруднения при выделении наиболее значимых и существенных элементов окружающих явлений. Некоторые детали картин могут быть интерпретированы больным ребенком по-своему. Они остаются равнодушными к смыслу переживаний персонажей картин.

В острой стадии шизофрении восприятие может подчиняться эмоциям больного ребенка, это ведет к полной потере объективности восприятии сюжета. Напротив, вяло текущий процесс характеризуется достаточно адекватным восприятием реально происходящих событий или изображенных на картине.

Как установила Кононова М.П. (1963), у больных шизофренией детей довольно часто встречаются феномены патологического фантазиро­вания. В этих случаях ребенок полностью поглощен своей патологической продукцией и все больше теряет связь с реальным миром.

Для детей больных шизофренией возможны и гиперстения, особая оппозиционность окружающему, эгоим, нелепое упрямство, карикатурное самоутверждение, вычурность, особенно характерные для начала патологического процесса в подростковом возрасте.

Маленькие дети отличаются от сверстников некоторой апатичностью, пассивностью, своего рода разочарованностью. В школьные годы они часто, несмотря на достаточные способности, плохо учатся. Волевые расстройства, порождаемые болезнью, родители и педагоги расценивают как проявление лени. Присутствуют такие симптомы, как чувство неполноценности, апатия, социальное «отстранение» (бесцельно бродят по дому, уединя­ются), сдержанность, «идеалистичность», постоянная бессодержательная тревога и пред­расположенность к более выраженным тревожным реакциям (вплоть до «панических атак»). Есть данные, что мальчики в таких случаях более перевозбуждены, агрессивны и негативистичны, в то время как девочки пугливы и аутистичны. Могут наблюдаться немотивированные, нелепые поступки импульсивного типа (застывание в одной и той же, иногда причудливой позе, неожиданные выкрики и т. п.). Отмечаются монотонность, однообразие и стереотипность игры (в зрелые годы стереотипизируется жизненный уклад), неуклюжесть и замешательство в движениях (ребенок натыкается на предметы, роняет вещи).


Среди других грубых вариантов волевых расстройств встречаются спутанность, кататоническое возбуждение, дурашливость, манерность, выраженная абулия (отсутствие любых волевых или поведенческих побуждений, даже связанных с инстинктивным поведением и самообслуживанием) и ступор.

Степень критичности отношения к своему заболеванию у больных шизофренией бывает разной, а степень выраженности волевых рас­стройств коррелирует с прогредиентностью (от лат. progredior - идти вперед - неуклон­ным или приступообразным развитием) заболевания и с тяжестью дефекта личности.

Исследование психических особенностей больных шизофренией можно производить с помощью методик, требующих вчувствоваться в переживание других лиц;

· картинки с эмоционально насыщенным сюжетами;

· юмористические рисунки;

· произвести классификацию, исключение или сравнение неоднородных понятий;

· интерпретировать пятна Роршаха (чрезмерная обобщенность, использование «нестандартных», «слабых» или неадекватных, абсурдных признаков);

· незаконченные предложения – оценивание изменение личностных отношений;

· пиктограммы, ассоциативный эксперимент, позволяющие обнаружить бессодержательность или символизм в ассоциативных процессах;

· интерпретация понятий, толкование пословиц (провоцирующих резонерство, разноплановость мышления).



Рассказать друзьям