Нравятся ли женщинам татары. Психологические проблемы в русско-татарских семьях - мтсс

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Я потерялась.Я не знаю как быть в данной ситуации.
Начнем с того,что я очень сильно люблю своего парня.Он - русский,я -татарка. Всё бы ничего,если б не мои родители.
Выросла я в семье ,в которой религия ,обычаи стояли превыше всего.Воспитывали меня строго,в особенности мама. С ранних лет мне говорили что брак между разными национальностями к добру не приводит. Исходили они из того,что сами видели. Родственники,знакомые,частенько строили отношения именно с представителями не своей национальности,чем родители каждой пары были не довольны,но все же в большинстве случаев мирились с этим.
Сейчас мне уже 20 лет,учусь в университете. Познакомилась со своим парнем года 3 назад.Надо заметить что он у меня первый,как и я у него. Мы с ним 2.5 года общались лишь по сообщениям,по письмам. Дело в том,что буквально через пару месяцев как мы с ним познакомились,его забрали в армию.Но мы так успели привязаться друг другу,что сейчас даже часа не можем прожить не услышав любимый голос. 2года он был в армии,год задержался изза возникших там у него проблем(его хотели посадить,но к счастью отделался условным). Я не бросала его даже в такие дни,не смотря на его письма с просьбой жить дальше без него,ведь он уже не надеялся вернуться.После всех мучительных переживаний он вернулся несколько месяцев назад,зимой. Мы были просто на седьмом небе от счастья! но..
каждый раз когда я приезжаю домой на выходные(я учусь в другом городе),мама умоляет меня не встречаться с русскими!порой говорит такие вещи,что мне не по себе просто становится!что если ослушаюсь их,то могу больше домой не приезжать,что вся семья откажется от меня,не будут мне помогать,и самое главное чего я боюсь- это то что меня не поймет папа..папа- самый любимый мне человек,которым я очень дорожу.
По мимо меня в семье есть старший брат,который ни раз угрожал,что если узнает об этом,то всех там убьет,что не допустит такого позора!
и так каждый раз..родительское сердце все равно что то чувствует,не спроста мне бы так говорили.
Я долго думала как мне быть.Я боюсь если они узнают,то мама заболеет сильно(у нее слабое сердце,ей нельзя ни по какому поводу нервничать),а папа запьет,что пагубно для него,для семьи .И в конце концов они либо выгонят меня,либо запретят с ним говорить,видеться.
Одно хочу сказать,я так больше не могу,не могу это скрывать от самых мне близких людей.Каждый раз приезжая из дома я плачу.пошли болезни на нервной почве.
Мой парень это все знает,он понимает меня.говорит переживем,я тебя не брошу.
но я не могу больше так,у меня просто нет сил.
2 дня назад я сказала ему.как бы я не любила его сильно,но нам придется расстаться.он думал я шучу,но поняв что все всерьез,особо не стал меня уговоривать. Если,говорит,тебе будет так легче значит пусть так и будет. и на этом все.
я все плачу,мне очень плохо,я разрываюсь между родителями и им!мне очень его не хватает!но и против родителей я не смогу решиться пойти.
прошу вас,дайте совет,как мне быть?
(он из другого города,после армии изза меня переехал в город где я учусь на данный момент. Не успел еще встать на ноги,за ним ничего не стоит. Родителям если даже представлять его,боюсь будет совершенно бессмысленно: человек без ничего,без образования,с условным сроком и русский. и я достаточно из обеспеченной

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
В РУССКО-ТАТАРСКИХ СЕМЬЯХ

Махортова Гузель Хасановна - кандидат, психологических наук.
Образование: факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова 1983-1988;
2006 - защита кандидатской диссертации " Зависимость эмоционального развития детей старшего дошкольного и младшего школьных возрастов от характера внутрисемейных отношений".
2009 - 2011 - Московский институт аналитической психологии и психоанализа.
Замужем, двое детей, внук.

Проблемы межэтнических браков, в частности, где один из супругов представитель татарской нации, а другой – русской, в последнее время вызывают повышенный интерес. И в связи с тем, что в условиях мегаполиса всё трудней придерживаться традиций предков, масс-медиа популяризируют свободные отношения, свободу взглядов, и ценности традиционной татарской семьи размываются, ассимилируются в многоязычное, мультинациональное пространство. Всё труднее воспитывать подрастающее поколение так, чтобы оно придерживалось принципов национальной самоидентификации. Есть хорошая поговорка « если бы юность знала, если бы старость могла». Во второй половине жизни духовные ценности народа, религии, когда человек задумывается о смысле жизни и смерти, его память возвращается к истокам, особенности и специфика которого помогают справиться с тяготами и невзгодами в период, когда всё ближе закат.

Анализируя материал по заданной теме, пришла к следующим выводам.

Взаимоотношения в семье, где один из супругов – русский, а другой - татарин во многом зависят от традиций общения, участия супругов в ведении хозяйства, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера родственников. Хотя русские и татары на протяжении многих веков жили рядом, всё же наблюдается достаточно значимая специфика, в первую очередь, на бытовом уровне, которая не может не сказаться на семейных взаимоотношениях, это:

  • ведение хозяйства, бюджет;
  • воспитание детей;
  • ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшими;
  • духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;
  • социально-статусные отношения - предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;
  • досуговые отношения – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
  • эмоциональные отношения – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.

Отмечается, что во внутрисемейных взаимоотношениях супруги нередко с опаской относятся к незнакомым обычаям, ценностям, образам поведения, что препятствует позитивному, принимающему и поддерживающему отношению к другому.

В.П. Левкович (Особенности супружеских взаимоотношений в разнонациональных семьях // Психологический журнал. 1990. № 2. С.25-35) , исследуя взаимоотношения в разнонациональных семьях, предполагает, что источником деструктивных супружеских отношений в межэтнических семьях может быть противоречивость потребностей супругов, основанная на различиях их национальных культур, формирующих специфику национального сознания и самосознания супругов, которая особенно ярко проявляется в сфере семейно-бытовых обычаев и традиций. Следовательно, успешная адаптация супругов в разнонациональной семье зависит от того, насколько они способны преодолевать противоречия, обусловленные спецификой национальных культур брачных партнеров.

В этих условиях важно сохранять этическую терпимость, ориентированную на взаимоуважительные отношения, на сохранение этнического и культурного разнообразия.

Также важно насколько супруги идентифицируют себя с тем или иным этносом, например, русским или татарским, и насколько они повторяют поведение своих родителей в семьях, в которых выросли.

В работе А.М. Аминова (Татарская и русская народная культура. Казань, 1998) анализируются национально культурные традиции татарских и русских семей. В частности отмечается, что традиционно татарские семьи были довольно многочисленными. Почти половину составляли семьи из шести и более членов. Наиболее желательным в татарской семье было рождение мальчика. Сыновья с малых лет вынуждены были работать вместе с отцом и другими старшими мужчинами в семье, приобщались к мужскому труду. Дочери помогали матери. Большое влияние уделялось привитию нравственных качеств. Строго следили, чтобы ребенок не приучался пить, курить, играть в осужденные обществом игры. «Детей приучали жить законами шариата. В воспитании детей решающей была власть отца. Девочка с ранних лет слышала о том, что надо быть покорным мужу, «ибо повиновение ему равно повиновению богу», а мальчик знал, что ему предстоит быть господином над женой».

У татар, как и у многих других народов, главой семьи являлся муж. В руках главы семьи были сосредоточены земля, рабочий инвентарь, скот. Он являлся владельцем имущества всей семьи движимого и недвижимого, которым мог распоряжаться по своему усмотрению. Владея всей собственностью, глава семьи имел над остальными ее членами власть, на которой держался моральный авторитет семьи. Кроме того, власть усиливалась благодаря мусульманской традиции, которая всецело защищала права мужа, объявляя его фактическим хозяином всей семьи.

Основной формой заключения брака был брак по сватовству. На выбор супругов решающее влияние оказывали экономические или иные «деловые» соображения и воля родителей. Кроме брака по сватовству существовало еще бракосочетание посредством самовольного ухода девушки к своему избраннику. В таких случаях свадьба не проводилась.

Семья для русского человека всегда была сосредоточением его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования, опорой не только государственности, но и миропорядка. Иметь семью и детей так же было необходимо, так же естественно, как необходимо и естественно было трудиться. Семья скреплялась нравственным авторитетом. Таким авторитетом пользовался традиционный глава семьи. Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость как свойства характера считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. Все руководство домашним хозяйством держала в руках жена. Хозяин, глава дома и семьи, был, прежде всего, посредником в отношениях подворья и земельного общества. Кстати, в добропорядочной семье любые важные дела решались на семейных советах, причем, открыто, при детях. Браки создавались по сватовству.

Татары и русские живут бок о бок уже многие столетия, и это многовековое проживание на одной территории, давние экономические, культурные связи, тесное общение в быту, в трудовой деятельности не могло не наложить отпечаток на характер межэтнических контактов. В республике Татарстан, по данным переписи населения 2002 года, количество браков между татарами и русскими составляет приблизительно 1/3 от общего числа браков, а из числа ориентированных на межнациональные браки русских предпочтение отдают бракам с татарами 34,9%, а татары с русскими – 42,5%.

Показателен в связи с этим тот факт, что многие супруги в русско-татарских семьях в бытовом общении не делают различий, кто татарин, а кто русский, что можно объяснить длительностью совместного проживания, широким распространением межнациональных браков, культурной и языковой близостью, двойственностью самосознания.

В межэтнических браках этническая идентичность имеет свои особенности. При смешанных браках русских и татар молодежь принимает преимущественно татарскую национальность, тогда как при смешанных браках русских с другими народами дети чаще избирают русскую национальность. По-видимому, здесь все-таки преувеличивается этническое влияние татар в смешанных браках, особенно в последние десятилетия. Тем не менее, при рассмотрении вопроса о смешанных браках татар и русских следует учитывать крайне важный аспект национальной принадлежности конкретно матери и отца. «Как представляется, в тех семьях, где мать – татарка, до половины детей становятся татарами, если же отец - татарин, то в большинстве случаев дети становятся русскими». Так в работе Городецкой И.М («Взаимоотношения супругов в моно- и полиэтнических браках русских и татар») отмечается, что удовлетворенность браком зависит от зон конфликтов по распределению ролей в семье. Например, в русских семьях ярко проявляющаяся себя зона конфликта – «сексуальный партнер», где удовлетворенность браком низкая. Зоны, где могут происходить конфликты в татарских семьях, достаточно много, но они не связаны с основными семейными ролями – воспитание детей, материальное обеспечение, «сексуальный партнер» и роль «хозяина», поэтому и удовлетворенность браком более высокая. В полиэтнических браках очень много зон конфликтов, как по основным ролям, так и по «второстепенным», в частности, «организация семейной субкультуры». Думается, что это и приводит к более низкой эмоциональной привлекательности супругов и соответственно к низкой удовлетворенности браком. В моноэтнических семьях зон конфликтов по основным ролям не существует. Можно предположить, что это также приводит к высокой удовлетворенности браком, то есть ролевое совпадение и ролевое ожидание приводит к высокой удовлетворенности браком. Русские и татары являются самыми многочисленными этносами в Российской Федерации. В их взаимоотношениях наблюдается толерантность и взаимное принятие. Однако невозможно говорить о полном отсутствии межэтнической напряженности между этими двумя этносами, что в поликультурном обществе было бы невозможно.

На примере статистики социологических исследований, проведённых в Татарстане, говорится, что почти треть браков заключается между людьми разной национальности. Социологи видят свои тонкости в этом вопросе. Одно из последних крупных исследований в этой области было проведено в 2010 году, тогда анализировался Тетюшский район республики - самый колоритный и многонациональный. В нем проживает примерно 24 тыс. человек: 11 тыс. - в городе, и 13 тыс. - на селе. Согласно исследованию «Этно-культурные традиции как основа укрепления семьи на примере Тетюшского района РТ» (авторы: Галиуллина Г.Р., Ильдарханова Ф.А., Галеева Г.И.) , русскому человеку неважно, какой национальности его жена или муж. А вот татары наиболее избирательны в этом вопросе: они в 90% случаев женятся на человеке своей национальности.

Ученые изучали, какая национальность обычно доминирует в смешанном браке. Оказалось, дело в гендерном различии. Какую религию исповедует жена - такой религии придерживается и семья в целом. Причем праздники обычно отмечают либо и той, и другой традиции, либо, только традиции жены. Дети воспитываются по тому же принципу.

Причем за последние годы, отмечают исследователи, поменялось и отношение общества к смешанным бракам. Хотя молодые люди, вступая в брак, очень редко обращают внимание на мнение родственников и знакомых, общество стало терпимее к их предпочтениям. Изначально татарские браки более крепкие. Русские браки не столь продолжительные. Смешанные браки по продолжительности были в среднем длиннее, чем чисто русские, но короче, чем чисто татарские. Однако в последнее время, когда смешанных браков стало всё больше, статистика показала следующую картину: если дети, рожденные в смешанном браке, заводят чисто татарскую семью, то продолжительность такого брака меньше, чем у детей, рожденных в чисто татарском браке. Повлияла русская картина семьи. Она менее устойчивая.

В больших городах смешанные браки - нормальное явление. В деревнях всё-таки немного сложнее, там традиции ценятся больше. Да и деревни у нас в основном либо русские, либо татарские. Смешанных деревень мало. Если в татарскую деревню привезут русскую жену или приедет русский муж, то там будут на них косо смотреть, да и в плане межкультурных коммуникаций будет сложно привыкнуть. Город же универсален с этой точки зрения.

Так Амина, 38 лет говорит: «Татарский мужчина от русского отличается. Мне есть с чем сравнивать. Мой первый муж был абсолютно русский. Мужчина с татарскими корнями больше в дом смотрит, чем наружу. У него интересы концентрируются на семье, а у русского - на внешних интересах, хобби.»

У Татьяны и Ильдара другой, печальный опыт. Они живут в Казани и встречаются уже шесть лет. С первого года мама Ильдара была против их отношений, даже отрекалась от сына. «У него мама носит платочек, она верующая. Он мусульманин. Я для них не подхожу. До сих пор не общаемся с родителями. Пытаемся наладить отношения, Ильдар меня защищает, встает горой, за что я ему очень благодарна», - говорит Татьяна. У нее есть опасения, что с возрастом и Ильдару станет важнее религия. «Его папа, бабушка и сестра - светские люди, с ними нормальные отношения. И мама его до 40 лет была обычным человеком, а потом кардинально ушла в религию. Это остальным членам семьи очень мешает жить. У них кошмар дома творится. Им приходится иногда вечером, часов в 10, когда мама ложится спать, доставать из тайного шкафчика шашлык из свинины, колбасу, выпивать. Они так делают, чтобы маму не расстраивать. Но, с другой стороны, - это тоже не жизнь», - считает Татьяна.

Трудности на почве религии возникают и между влюбленными: относительно бракосочетания, религии будущих детей. Однако уверяет Татьяна, они всё стараются заранее обговорить. Пришли к согласию, что проведут никах, но без родителей. Обрезание сделают ребенку, только если это не будет наносить вреда его здоровью.

Её муж, Ильдар говорит: «Я бы рекомендовал людям жениться на человеке своей религии - будет проще найти общий язык. Просто у нас, несмотря на любовь, ощущаются какие-то разногласия, а это всё равно когда-либо перерастет в ссору. Я не советовал бы своим детям вступать в смешанный брак. Но если они полюбят человека другой национальности, я не буду против, главное - их счастье».

Вот, что говорит Зиннуров Рустем хазрат , имам-хатыйб мечети «Казан Нуры»: «Религия не против. В Коране прописано, что мусульманину-мужчине можно жениться на иудейке и христианке. Здесь всё зависит от мудрости молодых и родителей. На никахе девушка подтверждает, что она христианка или иудейка, парень - что он мусульманин. Мы и ему, и ей объясняем, что они должны своей веры придерживаться. Мы говорим невесте: читай Литургию, Новый завет, держи пост. Если они из уважения друг к другу ходят и в храм, и в мечеть, то это мудрость. Многие такие пары и в праздники поздравляют друг друга: она ему во время Уразы готовит кушать, он ей помогает во время Рождества и Пасхи. Советую не откладывать духовное воспитание детей. Некоторые говорят, что ребенок вырастет и сам определится. Но в 20 лет он уже совсем с другим определяется, к сожалению. И когда девушка-христианка замуж за мусульманина выходит, я ее прошу мудро подойти и не стараться тянуть на себя одеяло. Муж - как отец - сначала сам должен заняться духовным воспитанием детей. Он мужчина, глава семьи и за семью ответственен. Сколько лет я в Кул-Шарифе служил, у нас много было официальных делегаций, и все поражаются жизни в Казани. Конфронтаций у нас нет. В обществе к смешанным бракам относятся хорошо. На одном этаже 6 квартир - три татарских, три русских, и все дружно живут. Даже по миру уже нет такого ортодоксального отношения. Муж - араб, супруга - француженка, жена - швейцарка, муж - турок и так далее. Хорошо, что люди в таких семьях живут счастливо. Всё зависит только от нашей мудрости и цивилизованности. Бог - один, по-русски мы его называем Господь Бог, в Коране - Аллах» (см.примечание) .

В последнее время ко мне как семейному психологу стали чаще обращаться женщины из семей, где муж и жена являются представителями разных наций. Женщины татарской национальности не являются исключением. Многие из них по молодости, в порыве чувств, подавшись эмоциям, выходят замуж по любви за представителя другой нации не татарина. В первое время всё представляется в радужном цвете, химия любви, но проходит месяц, другой, может быть и год. И лодка любви разбивается о быт, а точнее в различия бытовой культуры, семейных сценариев, привычек, склонностей, темпераментов, и конечно же вероисповедания, и вытекающих отсюда принципов воспитания детей.

Какие выводы из всего сказанного можно сделать. Национальный менталитет, специфика характера, культуры и вероисповедания, аккумулированные в бессознательном рода или генетической памяти семьи, рано или поздно, и, как правило, во второй половине жизни дают о себе знать. И тогда начинаются психологические проблемы в гармоничном проживании супругов в одном доме. Важно сохранять традиции и верность своему народу. И в этой связи мне хочется вспомнить, как будучи доцентом МПГУ я проводила исследования среди студентов филфака, на потоке училось 100 человек, 20 татар были выделены в отдельную группу. Задание теста было следующим необходимо было в десяти предложениях назвать «Кто Я». Студенты-татары в большинстве своём назвали в первых строках «Я - мусульманин», «Я - татарин», в то время как из оставшихся 80 студентов только один в первой позиции написал «Я -русский», «Я - православный».

Каждый народ имеет свои отличительные черты, которые позволяют почти без ошибок определить национальность человека. Стоит заметить, что азиатские народы весьма схожи между собой, поскольку все являются потомками монголоидной расы. Как можно определить татарина? Чем отличается внешность татар?

Уникальность

Без сомнения, каждый человек уникален, независимо от национальной принадлежности. И всё-таки имеются некие общие черты, которые объединяют представителей расы или национальности. Татар принято относить к так называемой алтайской семье. Это тюркская группа. Предки татар были известны как земледельцы. В отличие от других представителей монголоидной расы, татары не имеют ярко выраженных черт облика.

Внешность татар и изменения, которые нынче проявляются у них, вызваны во многом ассимиляцией со славянскими народами. И правда, среди татар иногда обнаруживают светловолосых, порой даже рыжих представителей. Этого, например, нельзя сказать об узбеках, монголах или таджиках. Имеют ли особенности глаза татар? У них не обязательно имеется узкий разрез глаз и смуглая кожа. Есть ли некие общие черты внешности татар?

Описание татар: немного истории

К числу наиболее древнейших и многолюдных этносов относятся татары. В Средние века упоминания о них будоражили всех вокруг: на востоке от берегов Тихого океана и до Атлантического побережья. Самые разные ученые включали упоминания об этом народе в свои труды. Настроение этих записей было явно полярное: одни писали с упоением и восхищением, другие же ученые выказывали страх. Но объединяло всех одно — никто не оставался равнодушным. Совершенно очевидно, что именно татары оказали огромное влияние на ход развития Евразии. Им удалось создать самобытную цивилизацию, которая воздействовала на самые разные культуры.

В истории татарского народа были как взлеты, так и падения. Периоды мира сменялись жестоким временем кровопролития. Предки современных татар приняли участие в создании сразу нескольких сильных государств. Несмотря на все превратности судьбы, им удалось сохранять как свой народ, так и самобытность.

Этнические группы

Благодаря трудам антропологов стало известно, что предками татар были не только представители монголоидной расы, но и европейцы. Именно этот фактор обусловил разнообразие во внешности. Более того, самих татар принято разделять на группы: крымские, уральские, поволжско-сибирские, южно-камские. Поволжско-сибирские татары, черты лица которых имеют наибольшие признаки монголоидной расы, отличаются следующими признаками: темные волосы, ярко выраженные скулы, карие глаза, широкий нос, складка над верхним веком. Представители этого типа немногочисленны.

Лицо поволжских татар продолговатое, скулы не слишком выражены. Глаза большие и серые (или карие). Нос с горбинкой, восточного типа. Телосложение правильное. Вообще мужчины этой группы достаточно рослые и выносливые. Кожа у них не смуглая. Такова внешность татар с Поволжья.

Казанские татары: внешность и обычаи

Облик казанских татар описывается так: крепко сложенный сильный мужчина. От монголов заметен широкий овал лица и несколько суженный разрез глаз. Шея короткая и крепкая. Мужчины редко носят густую бороду. Подобные особенности объясняются слиянием татарской крови с разными финскими народностями.

Брачный обряд не похож на религиозное действо. От религиозности — лишь чтение первой главы Корана да особая молитва. После брака молодая девушка не сразу переселяется в дом своего супруга: еще год она будет жить в своей семье. Любопытно, что её новоиспеченный муж приходит к ней как гость. Татарские девушки готовы ждать своего возлюбленного.

Лишь немногие имеют двух жен. И в тех случаях, когда это происходит, есть свои причины: например, когда первая уже состарилась, а вторая — более молодая — теперь ведёт домашнее хозяйство.

Наиболее часто встречаются татары европейского типа — обладатели русых волос и светлых глаз. Нос узкий, орлиный или с горбинкой. Рост невысокий — у женщин около 165 см.

Особенности

В характере мужчины-татарина были замечены некоторые особенности: трудолюбие, чистоплотность и гостеприимство граничат с упрямством, самолюбием и равнодушием. Уважение к старшим — вот что особенно отличает татар. Было отмечено, что представители этого народа склонны руководствоваться разумом, подстраиваются под ситуацию, законопослушны. Вообще синтез всех этих качеств, особенно трудолюбия и упорства, делает мужчину-татарина очень целеустремлённым. Такие люди способны добиваться успеха в карьере. Работу доводят до конца, имеют привычку добиваться своего.

Чистокровный татарин стремится получать новые знания, проявляя завидную усидчивость и ответственность. У крымских татар отмечается особое равнодушие и спокойствие в стрессовых ситуациях. Татары весьма любопытны и разговорчивы, а вот во время работы упорно молчат, видимо, чтобы не потерять концентрацию.

Одна из характерных черт — чувство собственного достоинства. Проявляется в том, что татарин считает себя особенным. Как следствие наблюдается некое высокомерие и даже надменность.

Чистоплотность выделяет татар. В своих жилищах они не терпят беспорядка и грязи. Причем это не зависит от финансовых возможностей — как богатый, так и бедный татарин ревностно следит за чистотой.

Мой дом — твой дом

Татары — народ очень гостеприимный. Готовы принимать у себя человека, независимо от его статуса, веры или национальной принадлежности. Даже при скромном достатке они проявляют радушное гостеприимство, готовые разделить с гостем скромный обед.

Огромной любознательностью выделяются татарские женщины. Их привлекает красивая одежда, они с интересом наблюдают за людьми других национальностей, следят за модой. Татарки весьма привязаны к своему дому, посвящают себя воспитанию детей.

Татарские женщины

Какое же удивительно создание — татарская женщина! В её сердце заложена безмерная, глубочайшая любовь к своим близким, к детям. Её предназначение — нести мир людям, служить образцом миролюбия и нравственности. Женщину-татарку отличают чувство гармонии и особая музыкальность. Она излучает некую одухотворенность и благородство души. Внутренний мир татарки полон богатств!

Татарские девушки с юных лет нацелены на крепкий, долговечный брак. Ведь они хотят любить мужа и воспитывать будущих детей за прочными стенами надежности и доверия. Недаром гласит татарская поговорка: «Женщина без мужа, что конь без узды!» Слово мужа для неё — закон. Хотя остроумные татарки дополняют — на любой закон, однако, найдется и своя поправка! И всё же это преданные женщины, которые свято чтят традиции и обычаи. Однако не надейтесь увидеть татарку в черной парандже — это стильная дама, которой свойственно чувство собственного достоинства.

Внешность татар весьма ухоженная. У модниц в гардеробе можно наблюдать стилизованные вещи, которые подчеркивают её национальную принадлежность. Вот, к примеру, есть обувь, которая имитирует читек — национальные кожаные сапожки, которые надевают татарские девушки. Еще один пример — аппликации, где узоры передают потрясающую красоту земной флоры.

А что к столу?

Женщина-татарка — прекрасная хозяйка, любящая, гостеприимная. Кстати, немного о кухне. Национальная кухня татар достаточно предсказуема в том, что основу главных блюд нередко составляют тесто и жир. Даже много теста, много жира! Конечно, это далекое не самое здоровое питание, хотя гостям, как правило, предлагаются экзотические блюда: казылык (или вяленая конина), губадия (представляет собой слоеный пирог с большим разнообразием начинок, от творога до мяса), талкыш-калева (невероятно калорийный десерт из муки, масли и меда). Запить же всё это богатое угощение можно айраном (смесь катыка и воды) или традиционным чаем.

Подобно мужчинам-татарам, женщины отличаются целеустремлённостью и настойчивостью в достижении целей. Преодолевая трудности, они проявляют смекалку и находчивость. Всё это дополняется большой скромностью, щедростью и добротой. Поистине, татарская женщина — это прекрасный дар свыше!

Цитирую И:

По N у татар у вас старая инфо. Выборка маленькая, на самом деле N у татар намного больше, это видно по тестам.
Про Z93 вам тоже кто-то наврал. Этот снип есть у польско-литовских "татар". Это небольшой народ в несколько десятков тысяч человек, отправленных в свое время из З.Орды на помощь монгольским войскам. Вы же понимаете что это не татары, некорректно на них ссылаться.
У казанских татар не Z93, а балтийские снипы. Можете это проверить по FTDNA. Есть один единичный Z93 у мишаря в Башкирии, но это ни о чем не говорит. Вот у ваших соседей башкир да сплошь Z93.
В приведенной таблице нет даже J, E, хотя их очень много у татар по последним данным.
Но в скифо-сарматских костях J, E, N не найдены.
О фенотипах забудьте, это неактуально.

1. Если и есть балтийские снипы, то скорее всего от балтов именьковской культуры.

2. Актуальна как раз антропология. Она прежде всего говорит, что татары расово отличаются от финно-угров и русских. Преобладание понтидов уже говорит само за себя.

3. У татар как раз преобладают не европейские снипы R1a:

Z93+ и L342.2+ Если есть другая инфа - скиньте ссылку. Посмотрю.

4. Есть ДНК проект на татфоруме. По нему выходит, что R1a татар по гаплотипам не имеют ничего общего с финно-уграми и русскими: www.tatforum.info/forum/index.php?showtopic=6803&st=520
___________________

Есть официальная антропология. В конце концов есть глаза. Хоть тресни - татары в основе своей не финно-угры, не балты и не русские, а понтиды (норд-ираниды).

Что вы мне пытаетесь доказать?

Насчет мишарей - финно-угров вообще смешно.))) У них сплошь выраженные понтиды + кочевая традиция неутрачена. При этом резко отличаются от русских и окружающих финских народов. У древней финской мещеры если что был верхнеокский тип. Степной мишарский есть от скифов:

*Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете.- Казань, 1903
//. Предания и исторические данные о мишарях. Гайнетдин Ахмеров.

Мишари сами себя называют татарами, а название «мишарь» считают в отношении себя оскорбительным выражением. На вопрос «мишарь»? часто отвечают бранными словами с прибавлением созвучного глагола «тишарь» (пробьет, проколет), тогда как другие инородцы, например, башкиры, киргизы, говоря о своей национальности «без башкорт» (мы башкиры), «без казак» (мы киргизы), ударяют руками в грудь - в знак гордости. Казанские же татары, называя себя по вере мусульманами или по происхождению булгарами, не уважают для себя названия «татарин».
Мишари, хотя все занимаются земледелием, но везде обнаруживают склонность к скотоводству, разводят много домашнего скота, особенно овец. Татары, живущие в соседстве с мишарями, не имеют такой склонности к скотоводству.
В губерниях Симбирской и Самарской мишари торгуют овцами, у каждого барышника пасется свой гурт.
Осенью барышники-мишари арендуют у соседних помещиков поля озимые, где пасут до самой зимы своих овец; своих полей для этого у них не хватает. К птицеводству мишари не имеют особенной склонности, домашних птиц у них вообще мало. Даже не имеют собственных названий для некоторых домашних птиц, кучат (рус. кочет) - петух, силазан - селезень, а у татар петух с древних времен служит для определения времени и о нем часто идет речь в детских сказках. У татар, чуваш и других инородцев Поволжья птицеводство составляет экономическое подспорье, особенно куроводство, напр., из губерний Казанской и Вятской отправляют много яиц в Петербург, Ригу и оттуда за границу.
Пчеловодство и охота тоже не привычные ремесла для мишарей, впрочем, в Башкирии мишари и их мурзы отчасти занимаются соколиною охотою и гонкою верхом волков. У них бывают для этого особые лошади, которые и считаются хвальными.
В прежнее время мишари Нижегородской и Симбирской губернии водили ручных медведей, почему татары часто и называют их «аючы» (вожак медведя).
Торговлей, преимущественно разносной, мишари стали заниматься лишь в недавнее время и то не везде, а только в некоторых губерниях, напр., Нижегородской, Симбирской, Пензенской и Саратовской и в городах Касимове и Чистополе. Их много живет в столицах. В Петербурге они известны под именем халатников, так как больше торгуют старым платьем. В Москве они торгуют «узлом» (т. е. носят свой товар в узле), кружевами и старьем. В Нижнем Новгороде служат в крупчатных мельницах и в разных заводах. В Костроме - они частью извозчики, частью служат на разных судах, есть и судопромышленники. В Астрахани большею частью извощики (приезжие из губерний Нижегородской и Пензенской).
Из мишарей очень много коновалов. В некоторых деревнях Симбирской губернии мишари поголовно занимаются этим промыслом. Из татар же Казанских совсем нет коновалов. Мишарских коновалов можно видеть по всей России, кроме степей киргизских. Летом 1898 г. в Казань приезжали на учительские курсы три мишарских учителя из Карсунского уезда Симбирской губернии, из которых один привез кусок японской материи, чтобы сшить в Казани халат. Материя эта была куплена у коновалов, посещающих Японию и Китай.
Оказывается, что мишарские коновалы, отправляясь в глубь Азии, попадают в Китай и Японию, откуда привозят различного рода азиатских материй и ковров, которые здесь продают как редкость за дорогие цены.
Летом 1899 г. мишари Карсунского уезда Симбирской губернии, посещающие Приамурский край, просили себе у правительства доступа на остров Сахалин, но это разрешено им не было.
В губерниях Симбирской, Самарской и Казанской миша¬ри занимаются и конокрадством, причем обнаруживают замечательную смелость, находчивость и терпение. Это, как предполагают, остатки прежней наезднической удали. Такую же страсть к конокрадству мы видим и у киргиз и калмыков. На западе Цивильского и в Буинском уездах есть мишарские селения, жители которых поголовно занимаются этим постыдным промыслом. Шайки конокрадов всегда хорошо организованы, если не из одной деревни, то из нескольких деревень - по два, по три человека; сходятся обыкновенно на базарах и ярмарках. По соседству с миша¬рями, или просто по недоразумению, этот порок приписывается Казанским татарам, между тем как среди них конокрадство весьма редкое явление. В Вятской губернии, где табуны ходят без пастуха на огороженных полях и лесах, конокрадство тоже редкое явление.
Мишари имеют особенную склонность более к животной пище, чем к растительной. Самое любимое мясо - баранина и колбаса из конины. Лошадей режут только старых и исхудалых; жеребенка никогда не режут. А татары наоборот- режут жирных лошадей и их часто откармливают бардой, где есть винокуренные заводы; много режут маленьких жеребят, чтобы освободить матку во время полевых работ.

Национальных татарских праздников, как Сабантуй (праздник плуга), Зеин - летние увеселительные праздники в Мае и Июне месяцах, у мишарей не бывает. Впрочем, в некоторых местах, вследствие татарского влияния, Сабантуй и мишари справляют.
6 Н-654

VII. О костюме.

Костюм мишарей, как у мужчин, так и у женщин, тот же татарский, но они носят одежду более старинной формы.
Из сведений, доставленных Е. А. Малову татарином С. А. относительно формы, видно следующее: «одежда мишарей походит на одежду старых времен, новой моды у них нет». У казанских татар же форма часто меняется как у народа торгового и имеющего постоянные сношения с различными народами. Е. А. Малов говорит, что одежда у мишарей простая, древнего покроя, а не изысканная одежда мухаммеданской формы. Е. А. заметил, что рубашки у мишарей, как у русских, бывают своего изделия красные или пестрые, т. е. красно-синими клетками.
В некоторых местах (губерний Пензенской, Тамбовской, Нижегородской и Симбирской) на мужском костюме мишарей замечается русско-деревенское влияние, напр., иногда мишари носят русский полушубок, русские шапки, сапоги с широкими голенищами или русские лапти".
У татар же как на мужском, так и на женском костюме в последнее время стало замечаться русское городское влияние.
Головная повязка у мишарок имеет особую форму, совершенно сходную с киргизскою. Сначала обертывают голову покрывалом (тастар), а над ним обвязывают платком, распуская концы его сзади, как от чалмы. На эту особенность головной повязки мишарок указал и Е. А. Малов и Черемшанский. И. Н. Смирнов заметил, что, по влиянию мишарей, и мокшанки носят такую же форму головного убора.
Мишарки не носят шапок и шляп; татарки же во время полевых работ часто надевают белые войлочные шляпы, а в праздники и в гостях носят шапки с бобровым околышем, украшенным иногда сверху позументом. Впрочем, позументное украшение шапок и у татар уже выходит из моды. Шапка дается и в калым от жениха, и записывается в метрику в числе прочих нарядов.
У мишарок есть свой национальный камзол-род верхнего платья с короткими полами, и рукавами до локтей, с открытым воротом, талия со складками. Камзол застегивается лишь одной застежкой, больше серебряной, передние края только соприкасаются, а не покрывают друг друга. Точно такой же камзол мы видим у киргиз и ногайских татар (в губерниях Оренбургской и Астраханской). Камзол носят и татарки, но не такой, именно без складок и без рукавов, ворот чуть открыт, передние края покрывают друг друга. Камзол татар бывает обыкновенно теплый (на меху), дается и в калым.
Мишари носят вязаные чулки, а татары и чуваши носят суконные белые чулки.
У костромских мишарей ничего национального не осталось, кроме головной повязки женщин, которых только к можно различить от русских баб по этому наряду.
Костюм мишарей в губерниях Оренбургской и Уфимской, судя по описаниям Черемшанского, нисколько не отличается от костюма башкир и татар того края.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ О НАРОДНОСТИ И ПРОИСХОЖДЕНИИ.

Среди русских ученых сложилось мнение, что нынешние мишари или мещеряки, как они именуются в русской литературе, происходят от финского племени мещера, жившего на Оке и ее притоках.
Это предположение, основанное исключительно на названии «Мишар» и исчезновении Мещеры, нуждается в научной проверке. Литература о Мишарях крайне бедна; языка и быта этого народа никто не изучал, почему и встречаются частые ошибки и неточности в имеющихся немногих источниках.
Одного голого названия «мишар», конечно, не достаточно, для определения народности этого племени, так как соседние народы часто дают друг другу ошибочные названия, напр., киргизы называют башкир остяками (истак), луговые черемисы называют татар чувашами (суас), вотяки же называют их бигерами (бигер), чуваши называют киргиз ногаями (ногай), а сами киргизы называют этим именем вообще татар Поволжья, Алтайские калмыки называют русских казаками (казак). Исчезнувшее племя мещера было одного происхождения с мордвою, и в русских летописях постоянно упоминается вместе с мордвою и черемисами.
Мордва, как и другие приволжские финны, изстари ведет оседлую жизнь и с незапамятных времен занимается хлебопашеством и бортевым пчеловодством", охотою на зверей и рыбною ловлею.
У мишарей же не только нет склонности к этим отраслям хозяйства (кроме земледелия), но совсем нет слов в языке, относящихся до этих промыслов. И земледелие у них находится гораздо в худшем состоянии, чем у мордвы и других инородцев Поволжья. У мордвы, как у других финнов, совершенно не замечается кочевого характера, что сохранилось у мишарей довольно свежо.
6* 163

Если предположение о происхождении нынешних мишарей от мещеры считать достоверным, то по влиянию какого народа могло так скоро и окончательно отатариться это финское племя? В языке же казанских татар, как ближайших тюркских соседей мещеры, мы не замечаем некоторых фонетических особенностей мишарского наречия и массу его слов и тюркских архаизмов, встречаемых лишь в наречиях сибирских татар, которые никогда с мещерой в соприкосновение не приходили.
Спрашивается, в силу каких же благоприятных обстоятельств не подвергались той же участи и остались как бы изолированными от татар другие соседи и единоплеменники мещеры (мордва и черемисы)? Между тем мордва (мокша), занимая и ныне свои исторические места (и в области мещеры, как показывает название реки - Мокша), является постоянным соседом мишарей в губерниях Рязанской, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Симбирской и др. Чем же объяснить, наконец самый тип тюркский у нынешних мишарей и откуда могло быть у них, столько мурз и князей?
Мишари сами себя считают татарами, киргизы называют их ногаями (ногай), Казанские татары утверждают, что они турецкого происхождения; другие инородцы и русский народ называют их безразлично татарами.
Язык и происходящие от него названия населенных мест доказывают, что это кочевой народ тюркской расы, вышедший из Средней Азии сравнительно в позднее время. Собственные их предания и некоторые исторические данные говорят, что это осколки Золотой Орды.
Личные имена и фамилии, от них происходящие, также служат до некоторой степени указателями татарского их происхождения.
По типу мишари принадлежат к тюркской расе и имеют больше сходства, напр., с крымскими татарами и даже отдаленными якутами.
Занятия, нравы и обычаи их - кочевого характера и сходны с киргизскими.
Костюм женщин чисто азиатского происхождения и совершенно сходен с киргизским и ногайским.
Совокупность всех этих данных исключает возможность финского происхождения нынешних мишарей и служит неопровержимым доказательством тюркского их происхождения. Я пришел к глубокому убеждению, что это - представители более многочисленного и когда-то сильного племени, именно потомки тех кочевников Азии, которые в XIII веке хлынули в Европу через реку Урал и утвердились на Ахтубе под именем Золотой Орды. По распадении последней части этого племени, предводимая царевичем Касимом, в половине XV столетия утвердилась на Оке и стала называться по главному городу Мещера, где сел их вождь Ка-сим. Другая значительная часть, кочевавшая еще долгое время и известная под общим именем Ногайцев, по завоевании царств Казанского и Астраханского, постепенно утвердилась в нынешних губерниях Самарской Саратовской, Симбирской, Пензенской и южной части Казанской, когда уже край начал заселяться русскими. Когда же утвердилось полное господство русских на Волге, различные обстоятельства заставили магометанствующих инородцев (татар и мишарей) переселяться в Башкирию, где они живут доныне. А также выходило из Орды в русскую службу множество татарских князей и мурз с своими дружинами в различное время. Весь этот элемент в настоящее время и носит название мишарь.

VII. О названии мишарь.

У тюркских племен есть обычай называть себя и соседей своих по именам вождей (Узбек, Ногай, Чагатай и др.), или по названиям населенных мест. Напр., Турки называют русских вообще именем «Москов», волжские булгары были известны также по главному их городу. Мишари Нижегородской губернии называют татар именем «Казан», Астраханские ногай называют их «Казанны». Мишарские мурзы в Уфимской губернии известны в Башкирии под именем «Томань» как вышедшие из Темникова Тамбовской губернии. Мишари Рязанской губернии вообще называют себя «KaciM», а город Касимов называют «Кирман».
В городах Москве и Астрахани проживает много мишарей из Нижегородской губернии, которые вообще известны под именем «Нижгород», как они называют сами себя. Город Касимов, до занятия его татарами, назывался «Мещерой», а также «Мещерским городцем». Название родоначальника новых поселенцев (Касым) постепенно вытеснило древнее название, перешедшее потом на народ в нем (и в области его) обитавший. Казанские татары навязали это название без различия всем татарам Поволжья, говорящим одним общим наречием.

_____________________

Скажите, что вы мне пытаетесь доказать и для чего?

Что татары братья русским и финно-уграм?

Сегодня к татарам относятся неоднозначно. С одной стороны, ими восторгаются, ведь именно они вместе со своими братьями монголами сумели покорить добрую половину (если не больше) Старого мира. С другой стороны, к ним относятся не совсем дружелюбно, ведь существует мнение, что характер татар далек от идеального. воинственен, смел, хитер и в определенной степени жесток. Но истина, как всегда, где-то посередине.

Характер татар во многом определялся условиями, в которых они жили. Кочевники, как известно, были выносливыми люди, сильными и смелыми. Они с легкостью могли адаптироваться не только к любым погодным условиям, но и к любым жизненным ситуациям. Но всегда татары сохраняли верность своим национальным традициям, жизнью общины руководили умные люди в соответствии с древними традициями.

Какой же имеют татары характер на самом деле? Люди, близко знакомые с этим народом, отмечают, что основными качествами их являются настойчивость и трудолюбие. В татарских семьях всегда много детей. Интересен тот факт, что они верят в то, что больная женщина может выздороветь, когда родит очередного малыша. Семья для татарина - самое главное, он трепетно относится к своей половине. Разводов среди людей этой национальности довольно мало. А еще они живут очень дружно, всегда поддерживают друг друга, что сегодня является большой редкостью для народов Запада.

Несмотря на то что характер татар в целом включает такие качества, как честность и доброта, есть среди них и предатели, и подлецы, и трусы. Как говорится, везде найдется паршивая овца. Борьба за выживание в условиях кочевой жизни породила в сердцах представителей этого народа определенную зависть, честолюбие, хитрость. Татары довольно благоразумны, имеют светлый и быстрый ум, но и горячие головы. Однако они всегда хорошо думают перед тем, как сказать что-нибудь со злости. С древности татары занимаются торговыми делами, поэтому хорошо преуспевают в этом деле и сегодня. А торговля сама по себе требует от человека целомудрия, изворотливости и хитрости. Интересно то, что крепостными не были. Жили они по своим правилам и законам, а помещики существовали не за счет труда простых крестьян.

Характер татар - особенный, как и их мировоззрение, философия, культура и язык. Но есть еще одна отличительная народа - национальная кухня, о которой ходят легенды. Простая и питательная, полезная для здоровья еда олицетворяют гостеприимность татарского народа. Всегда путнику здесь предлагали горячие блюда - мясные, молочные и постные. Как правило, на столе постоянно присутствует горячее кушанье с мучной заправкой. Имеются праздничные и ритуальные блюда, например, пельмени и бульон, фаршированная яйцами курица. Практически классикой считается плов с отварным мясом, изумительная и разнообразная выпечка. Хлеб считается священным.

Несмотря на то что народ исповедует ислам, татары-мужчины характер имеют довольно дружелюбный. В принципе, татарину присущи практически такие же качества, что характерны и для русского человека, поэтому девушкам не стоит бояться, если их избранник принадлежит к данному этносу.



Рассказать друзьям