Открытое занятие по развитию мелкой моторики. Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем нашими пальчиками

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции(интерес, радость, восхищение) ; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию мелкой моторики в старшей группе «Золотые ручки»

Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели: развивать мелкую моторику рук, совершенствовать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, правильную выразительную интонацию и ритм речи, учить показывать слова стихотворений жестами, чувствуя слова через движения, развивать воображение, формировать навыки заучивания текста через движения; развивать глазомер, тактильно- двигательную, зрительную и слуховую память, координацию движений, закреплять навыки работы с ножницами, упражнять в узнавании геометрических фигур на ощупь; развивать логическое и ассоциативное мышление посредством разгадывания загадок.

Целевые ориентиры дошкольного образования: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции(интерес, радость, восхищение) ; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью.

  1. Организационный момент.

Ход занятия:

«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев»

В.А. Сухомлинский

Ведущий: Ребята, а ваши мамы и папы умеют делать руками всё что угодно?

(Дети отвечают: «Да»)

Ведущий: А что умеют они делать? (Дети перечисляют что умеют делать их родители: шить, вязать, готовить еду вкусную, строить из досок, чинить приборы и т.д.)

Ведущий: Значит у ваших мам и пап тоже золотые руки?! Как же это здорово! А вы, ребята, хотите, чтобы у вас тоже были золотые ручки?

(Дети отвечают: «Да!»)

Ведущий: А у меня для вас есть подарок! Волшебное дерево! Оно может Сделать любые руки золотыми, волшебными! И тогда вы сможете сделать всё, что пожелаете!

Хотите сорвать по волшебному листочку с волшебного дерева и сделать свои ручки золотыми?

(Дети отвечают: «Да!»)

(Ведущий достаёт спрятанное волшебное дерево, но на нём нет не одного листочка)

Ведущий: Ребята, посмотрите! А где же волшебные листочки? Нет не одного листочка! Оно наверное уснуло, ведь осенью все деревья сбрасывают свои листья и засыпают. А сейчас зима и оно ещё не проснулось. Как же мы сделаем наши ручки золотыми?! Может попробуем разбудить его?

Солнышко сильнее грей

И лучами согревай!

Деревце проснись скорей,

Поскорее оживай!

Ведущий: Нет, не помогает. Давайте-ка ручки разомнём и ещё раз попробуем.

Разминка для ручек

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочерёдно загибают пальчики на одной руке)

Будем ручки разминать.

(сжимают руки в кулаки и быстро выпрямляют пальцы)

Птичка над волной летела

(взмахи скрещенными руками - «птичка», затем скрещенными пальцами делают волну)

И на дерево присела.

(прямые руки вверх, пальцы врозь - «дерево»)

А потом спустилась ниже

(руки вверх, взмахи скрещенными руками, спускаясь ниже)

И уселась прям на крыше.

(руки «домиком» над головой)

Раз, два, три, четыре, пять.

(поочередно загибают пальчики на другой руке)

Нам ту птичку не достать.

(руки к себе, взмахи скрещёнными руками‚ и потянуть руки вверх)

  1. Отгадывание загадок

Ведущий: А теперь послушайте загадку и покажите про кого эта загадка.

Загадки

Алая бородка,

Алый гребешок,

Важная походка.

Кто я?

Петушок (дети показывают петушка: большой и указательный

палец вместе, остальные вверх веером - «гребешок»)

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Заяц (дети показывают зайца: пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны)

Бородатый и рогатый

Заберётся в огород.

Съест капусту и томаты,

И горошек и укроп.

Козлик (дети показывают козлика: средний и безымянный пальцы прижать большим, указательный и мизинец - в стороны)

Кто присел на толстый сук

И стучит: «Тук - тук, тук - тук!»?

Дятел показывают дятла: левая ладонь прямая вертикально – ствол дерева, пальцы правой руки соединены вместе - «клюв», «клювом стучат по «дереву» и произносят: «Тук - тук»)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зелёных кронах,

А зовут её

Ворона (дети показывают ворону: взмахи скрещенными кистями)

Ведущий: Ну что размяли ручки, попробуем теперь оживить деревце.

Ведущий с детьми произносят слова:

Солнышко сильнее грей

И лучами согревай!

Деревце проснись скорей,

Поскорее оживай!

Ведущий: Не появляются листочки.

(Ведущий смотрит под стол на котором стоит дерево)

А здесь ещё и коробочка какая-то лежит.

(Ведущий достаёт волшебную коробочку)

Так это же «Коробочка Желаний»! Давайте попросим её помочь нам оживить дерево. Сейчас я напишу коробочке записку.

(Пишет и проговаривает вслух)

«Коробочка Желаний, пожалуйста помоги нам разбудить волшебное дерево. Мы так хотим сделать наши руки золотыми!»

Ведущий: «Вот вам волшебный мешочек. Угадайте руками, что в нём спрятано, да смотрите не подглядывайте!»

(Ведущий достаёт мешочек в котором находятся предметы по количеству детей: яблоко, грибок, цветочек, бабочка, еловая веточка. Ведущий высыпает игрушки на стол, показывает их детям и называет, затем убирает в мешочек и проводит игру «Волшебный мешочек»)

  1. Чтение и показ стихов

Ведущий: Ребята, а вы знаете стишки о яблоках, грибах, цветах, ёлочках и бабочках? Давайте расскажем стишки и придумаем движения для пальчиков. Так мы не просто расскажем стишки, а ещё и покажем их руками.

(Ведущий помогает детям придумывать движения. Дети играют в игру «Покажи стишок руками»)

Стишки для игрушек из мешочка

Ель на ёжика похожа,

Ель в иголках, ёжик тоже.

На ромашке я гадаю,

Лепесточки обрываю.

Гриб растёт среди дорожки,

Голова на тонкой ножке.

Бабочка похожа на цветок.

Изящна и красива, как розы лепесток.

Яблок много и они бывают разные

Как солнце жёлтые, как вишня красные.

  1. Игры

Ведущий: Вот какие интересные стишки у нас получились! Вот как мы теперь умеем стихи рассказывать! Может наши ручки теперь смогут разбудить волшебное дерево?

Ведущий с детьми произносят слова:

Солнышко сильнее грей

И лучами согревай!

Деревце проснись скорей,

Поскорее оживай!

Ведущий: Не получается! Давайте попросим помощи у «Коробочки Желаний».

(Ведущий пишет записку и проговаривает в слух)

«Коробочка Желаний, помоги нам, не можем мы разбудить дерево!»

(Ведущий кладёт записку в коробочку и закрывает её. Затем оттуда звучит музыкальный сигнал. Ведущий достаёт материалы к заданиям (образцы рисунков из палочек и геометрических фигур, рисунки из точек и записку с ответом, зачитывает записку)

Ведущий: «То, что достали вы из «Волшебного мешочка», то должно быть выложено палочками и фигурками, нарисовано и раскрашено! Лишь тогда волшебное дерево оживёт и проснётся!»

Ведущий: Это что же получается? Значит мы должны выложить всё это? А вы, ребята, сможете выложить из палочек вот эти рисунки? (Показывает рисунки из палочек)

(Дети отвечают: «Да!»)

Проводится задание «Выкладывание рисунка из счётных палочек». Дети усаживаются за стол, ведущий раздаёт им образцы рисунков из палочек и счётные палочки.

  1. Рисование

Проводится задание «Рисование по точкам», дети разукрашивают полученные рисунки цветными карандашами.

Ведущий: Молодцы, ребята! Какие рисунки красивые получились! Как ваши ручки? Не устали? Давайте-ка их разомнём!

Ведущий садится рядом с детьми и показывает разминку для рук «Ладонь - кулак».

Хочешь? Тоже делай так:

То ладонь, а то - кулак.

Руки положить на стол:

а) ладони прижать к столу;

б) одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак»);

в) разжать пальцы одной руки и прижать её к столу (позиция «рука» - «кулак»).

Для усложнения - увеличить темп движения.

  1. Конструирование

Ведущий: А у нас тут ещё вот такие рисуночки есть (показывает образцы рисунков из геометрических фигур), из чего нам их выложить?

(Дети отвечают: «Из фигурок: прямоугольников, треугольников, кружков»)

Ведущий: У нас тут в «Волшебном мешочке» много геометрических фигурок. Давайте поиграем в «Волшебный мешочек»? (Дети отвечают: «Да!») Вам нужно будет достать только те фигуры, которые нужны вам, чтобы выложить свой рисунок.

Проводится игра «Волшебный мешочек с геометрическими фигурами», дети выкладывают рисунки по образцам.

Ведущий: Молодцы! Ребята, а вы знаете какие-нибудь пальчиковые игры? Давайте выйдем из-за столов и поиграем! Сыграем «В нашей избушке»!

Проводится пальчиковая игра «В нашей избушке» (Приложение 1).

Ведущий: А теперь сыграем в «Жили - были зайчики».

Проводится пальчиковая игра «Жили - были зайчики» (Приложение 2).

Ведущий: Ребята, вот наше последнее задание! Нам нужно узор дорисовать Сможете? (Дети отвечают: «Да!»).

Вот карандашики и листочки.

Проводится конкурс «Дорисуй узор».

Ведущий: Теперь мы всё сделали! Наши ручки стали ловкими, сильными. Сколько заданий мы сделали! Давайте попробуем разбудить деревце, теперь-то должно получиться!

Ведущий с детьми произносят слова:

Солнышко сильнее грей

И лучами согревай!

Деревце проснись скорей,

Поскорее оживай!

Ведущий: Неужели оно так и не проснётся? Давайте спросим и «Коробочки Желаний» что же с деревцем случилось?

Ведущий пишет записку и проговаривает в слух

«Мы всё сделали, но волшебное дерево так и не ожило. Как нам быть?»

(Ведущий кладёт записку в коробочку и закрывает её. Затем оттуда звучит музыкальный сигнал и ведущий достаёт записку с ответом и зачитывает)

«Волшебное дерево наградит вас волшебством если вы сделаете для него подарки: вырежете своими умелыми ручками бумажные листочки. Ведь деревце сбросило все свои листья!»

Ведущий: Вот вам листочки (даёт детям трафареты - вырезанные из картонок листочки дерева), возьмите карандашики и обведете их, а затем вырежете. Сделаем подарок для волшебного дерева!

Проводится задание «Вырезание листочков». Ведущий помогает украсить деревце вырезанными листьями. Затем ставит волшебное дерево под стол, укрытый длинной скатертью.

Ведущий с детьми произносят слова:

Солнышко сильнее грей

И лучами согревай!

Деревце проснись скорей,

Поскорее оживай!

Ведущий достаёт другое такое же дерево, на котором вместо вырезанных листьев висят «волшебные ладошки».

Ведущий: Посмотрите! Листья превратились в волшебные ладошки! Эти ладошки могут сделать руки золотыми! Сейчас мы сорвём по такой ладошки.

Дети по очереди подходят к волшебному дереву и «срывают» по ладошке, ведущий одевает их им на шею.

Ведущий: Теперь ваши руки стали золотыми. Раз вы смогли оживить деревце, то теперь ваши руки могут сделать всё, что вы пожелаете, но только доброе!

Ребята, давайте пожелаем всем ручкам на свете чего-нибудь доброго и хорошего!

Дети по очереди говорят свои пожелания (желают здоровья, творческих успехов), затем к ним присоединяется ведущий.

  1. Рефлексия

Ведущий: Ну что, волшебники мои! Я присоединяюсь ко всем вашим пожеланиям. И хочется добавить: самое главное, пусть наши руки делают и творят только хорошее и доброе!


Методическая разработка «Развитие мелкой моторики руки»

Автор: Дранкова Елена Александровна, педагог дополнительного образования
Место работы: МАУ ДО «ЦДОД «Радуга» город Пермь

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики руки» для детей 7-8 лет

Цель: создание методического пособия по развитию мелкой моторики руки для младших школьников.
Данная разработка необходима педагогам, родителям для проведения гимнастики для пальчиков. В ней содержится краткое описание разных видов пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики руки.

Аннотация
В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребёнка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста, закладываются основы здоровья, физического и умственного развития, формируются двигательные и трудовые навыки, развивается речь и моторика руки.
На занятиях в начальной школе ребёнок должен владеть определёнными навыками ручного труда, но не у всех детей хорошо развиты мелкие движения рук.
Перед педагогом часто встает проблема: как развить моторику руки? Поэтому, мною подобраны и апробированы на детях младшего школьного возраста комплекс упражнений и пальчиковых игр. Все эти игры помогают наиболее эффективно использовать время занятий, и вызывают у детей желание эффективно заниматься ручным трудом и рисованием.
Следует обратить внимание, что предложенные в данной методической разработке пальчиковые игры относятся к здоровьесберегающим технологиям, входящим в список современных образовательных технологий. Пальчиковые игры и упражнения по развитию моторики способствуют повышению функциональной активности головного мозга, стимулируют речь, благоприятно воздействуют на психическое развитие детей, снимают умственное напряжение и помогают на занятиях ручным трудом. Очень ценно, что пальчиковые игры способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера: быстроту реакции, ловкость рук внимательность, воображение, трудолюбие. В результате выполнения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и навыков ручного труда.

Введение
Мелкая моторика- это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрам пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь, общее развитие ребёнка и влияет на его интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.
Мелкая моторика - это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Занятия по развитию мелкой моторики руки являются развивающими, здоровьесберегающими и оздоравливающими.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Ученые - нейтробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между моторики руки и развитием речи.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца - на сердце.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследование М. М, Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представление в коре больших полушарий мозга. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи.

Существуют самые разнообразные формы занятий по развитию движения пальцев.
1. Статические изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «флажок», «цветок»;
2. Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «кулак-кулачок», «ладушки –ладошки»;
3. Движение пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленьким мячиком, шнурами, резиновыми кольцами, прищепками и другими предметами;
4. Ира с мозаикой;
5. Лепка пластилином, солёным тестом, глиной;
6. Работа с бумагой: рваная аппликация, складывание, вырезание и наклеивание бумаги, оригами;
7. Игры с крупой, семенами: пересыпание круп из одной ёмкости в другую, разбор разных видов круп, выкладывание из крупы изображений;
8. Действия с водой: переливание воды из одной ёмкости в другую;
9. Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка;
10. Действия с мелкими игрушками;
11. Действия с пуговицами: застёгивание, расстёгивание;
12. Действие с верёвочками: завязывание и развязывание узлов, бантиком;
13. Рисование на бумаге в разных техниках: традиционными способами и нетрадиционными способами;
14. Показ пальчикового театра;
15. Конструирование из лего.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно при¬водит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать. Ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
6. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
7. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
8. Пальчиковые игры помогают в игре формировать элементарные математические представления
9. Тренировка движений пальцев и кисти рук повышает ра-ботоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
10. Активизируется моторика руки. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Инструкция по выполнению упражнения по развитию моторики руки.
Сначала все упражнения выполняются медленно. Нужно следить, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.
При необходимости нужно помочь ребёнку или научить его помогать себе второй рукой.
Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого - двумя одновременно.
Если упражнения показано на картинке, то для создания зрительного образа надо показать ребенку рисунок и объяснить, как выполняется упражнения. Постепенно надобность в объяснениях отпадает.
Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Упражнения надо дублировать: выполнять и правой рукой и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.
Тренировку пальцев следует начинать с самого раннего детства. Дети, у которых лучше развиты мелкие, тонкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше будут развиты пальчики ребёнка, тем проще ему будет осваивать речь.

Основная часть.

Виды игр и упражнений по развитию моторики руки:
Физические упражнения
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазания (по лесенке, на спортивном комплексе). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы.
Упражнения с грецкими орехами
Широко можно использовать упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.
Перекатывание между ладонями шестигранного карандаша
Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Игры с мячиком
В коррекционной практике можно использовать мяч - что является прекрасным инструментом. Их выбор достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества, на любой вкус. Игры с мячом развивают мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, побуждают к общению, регулируют силу и точность движения. Помогают нормализовать эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Комплекс игр с мячом «Разминка»
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю

Здравствуй, мой любимый мяч! –
Скажет утром каждый пальчик


Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец


Поверну, а ты проверь-
Сверху правая теперь!


Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.


Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.


Сверху левой, снизу правой
Я его катаю – браво.

Спираль.
Не ползет и не бежит –
Над цветком она кружит.
За витком идет виток –
Вот и села на цветок.


Занятия с бумагой
Занятия аппликацией, оригами, конструированием являются развивают мелкую моторику пальцев рук.
Оригами – это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки. Именно поэтому складывание – это полезное занятие, способствующее активности как левого, так и правого полушария головного мозга, поскольку в работу включены две руки сразу. Занятия развивают внимание, память, воображение, сообразительность. Все эти психические особенности неразрывно связаны и зависят от активности правого и левого полушария головного мозга. Функция правого полушария головного мозга связано с воображением, музыкальными и художественными способностями, а левое полушарие связано с логическим мышлением, речью, счётом, научными способностями. Пластичность детского мозга и минимальное доминирование одного полушария над другим является очень благоприятной почвой для развития обеих половин мозга.
Медики утверждают, что занятия оригами глубоко влияют на психическое состояние ребёнка и приводят его в равновесие. У детей, занимающихся этим искусством, снижается тревожность, что позволяет им адаптироваться к различным сложным ситуациям.
Занятия с бумагой развивают у ребёнка навыки работы с разными материала, инструментами; воспитывают усидчивость, аккуратность, внимательность, творческие способности, воображение, фантазию, пространственное мышление, расширяют кругозор, познавательные способности.
Занятия с пластилином, глиной, солёным тестом.
Занятия по лепки развивают у детей моторику руки. Учащиеся осваивают разные приёмы и способы лепки из глины, солёного теста, пластилина дымковской игрушки, посуды, животных, птиц.
Очень ценно, что занятия по лепке способствуют воспитанию у учащихся младших классов быстроту реакции, ловкость рук, внимательность, воображение, трудолюбие, аккуратность, усидчивость. В результате изготовления игрушек кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и навыков ручного труда в школе.
Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры – это упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития.
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождают движениями пальцев, например, известная всем «Сорока – Ворона...». Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Коза рогатая». Рекомендуется стимулировать речевого развития детей путем тренировки движения пальцев рук, используя народные игры – потешки для детей дошкольного возраста, а детей для младшего школьного возраста пальчиковые игры со стихами:

Дни недели
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Зима
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Апельсин
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Торт
Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку - сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай -
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Клён
Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз - наклон и два - наклон, (наклоняем влево - вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)
Кораблик
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Замок
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)

Капуста
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

Котёнок
Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Листья
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы, Загибают большой палец.
Листья рябины, Загибают указательный палец.
Листики тополя, Загибают средний палец.
Листья осины, Загибают безымянный палец.
Листики дуба мы соберем, Загибают мизинец.
Маме осенний букет отнесем. Сжимают и разжимают кулачки.

В гости
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому Поочередно соединять все пальцы
Указательный и средний, с большим пальцем.
Безымянный и последний Мизинец стучит по большому пальцу.
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья, Пальцы собрать в щепотку.
Друг без друга им нельзя.
Список литературы
1. Т.А. Датешидзе «Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития».- СПб.: Речь,2004.
2. О.Н. Громова Т.А. Прокопенко «Игры – забавы по развитию мелкой моторики руки» Учебно – практическое пособие Изд.: «Гном и Д», Москва, 2001
3. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» Пособие для родителей и педагогов Изд.: «Родничок», Москва 2000
4. Щербакова Т.Н. «Игры с пальчиками». Изд.: «Карапуз», 1998 год

Интегрированная НОД в старшей группе «Волшебная страна сказок»

Цель: Создание условий для развития речевой активности детей в процессе развития мелкой моторики рук.
Задачи : развивать речь путём развития мелкой моторики рук; совершенствовать умение согласовывать речь с движением; развивать коммуникативные навыки; формировать диалогическую речь; развивать координацию движений пальцев и кистей рук; формировать познавательный интерес; знакомить с новым приёмом изготовления снежинки; вызывать желание помогать другим; воспитывать чувство сострадания, умение видеть пользу от совместного труда.
Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, 4 разноцветных камешка, сундучок, баночка-колобок, корзина с шишками, крупные разноцветные бусины и шнурки, карточки с графическим заданием, карандаши простые, заготовки для снежинки, клей, клеёнки, два воздушных шара, разного цвета, «волшебный корабль».
Предварительная работа:
1. Рассказывание по мотивам сказки Одоевского «Мороз Иванович».
2. Рассматривание иллюстраций к сказке.
3. Отгадывание загадок.
4.Пальчиковые игры с детьми.
Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы; музыкальная; конструктивная.
Ожидаемые результаты: дети активны и инициативны; позитивный настрой и доброжелательные отношения между детьми и взрослым; дети проявляют сочувствие и желание оказать помощь; интерес детей поддерживается на протяжении всей НОД; проявляют стремление довести дело до конца.

Ход деятельности:

Приветствие гостей.
-Посмотрите, сколько гостей пришло к нам в гости. Улыбнитесь и отправьте улыбки гостям, подув на ладони.
Слайд 2 (Гномик с потухшим фонарём)
Проблема. Гномик с экрана говорит, что у него погас фонарь. Чтобы его зажечь, нужно положить в него четыре самоцвета, которые можно получить за добрые дела в волшебной стране сказок. Он не может отправиться туда, так как без фонарика ему не видно пути.
-Ребята, может, мы сможем помочь гномику? Что мы можем сделать? (Принести гномику самоцветы).
Для этого нам нужно отправиться в «Волшебную страну сказок» А вы не боитесь трудностей, которые нас ожидают во время путешествия?
Кто считает, что смогут справиться со всеми трудностями - подойдите к жёлтому шарику, а к синему шарику те, кто думает, что не смогут справиться.
Сколько у нас смелых ребят. Можно отправляться в путь. Для самоцветов я возьму сундучок. В волшебную страну сказок мы полетим на волшебном корабле. Чтобы он заработал, нужно произнести волшебные слова. «Волшебный корабль мотор заводи, в волшебную страну всех нас увези»
Слайд 3 (Северное сияние и музыка)
Вот мы и очутились в волшебной стране сказок.
Слайд 4 (Домик трёх медведей)
-Ой, ребята посмотрите, что за сказка впереди. Девочка по лесу шла и на домик набрела. В доме том хозяев нет, на столе стоит обед. Из трёх чашек похлебала, в трёх кроватках полежала.
Правильно,- это сказка «Три медведя». (Появляются три медведя). -Как звали папу- медведя? Как звали медведицу? А медвежонка?
Мишутка такой сладкоежка, что Настасья Петровна не успевает варить ему любимое варенье из сосновых шишек. Посмотрите, здесь целая корзина шишек. Давайте поможем Настасье Петровне. Аккуратно берите по одной шишке, будем варить варенье, для мишутки угощенье.
-Ты варись, варись варенье, для Мишутки угощенье. (Катают шишку между ладоней).
-Положили шишки в угощенье мишке. (Шишкой ритмично нажимают на кончики пальцев левой руки).
-Сахарку немного и стаканчик мёда. (То же самое на правой руке).
Крышку сверху закрывай (Катают шишкой по тыльной стороне одной ладони),
Но, смотри, не забывай
(Катают шишкой по тыльной стороне другой ладони).
Вот и готово варенье. Аккуратно несите его в чашечках и ставьте в корзину.

Посмотрите, здесь лежит красивый камень, наверное, это самоцвет, который нужен гномику? Давайте возьмём его и отправимся в следующую сказку. Герой этой сказки –не человек, не животное.
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался наш дружок.
Слайд 5(Колобок).
- Поможем Колобку убежать от лисицы? Чтобы Колобок быстрей катился нам нужно вместе произносить слова:
Покатился Колобок,
Колобок - румяный бок.

Кто встречался на пути Колобку? (Показать героев пальчиками).
Покажем сказку пальчиками.
Колобок - румяный бок.
Первым встретил он зайчишку, (показ зайчика кистью руки)
Маленького шалунишку.
Песню спел – не поленился, (сжимание- разжимание пальцев)
Ну и дальше покатился.
Покатился Колобок, (круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)
Колобок – румяный бок.
Потом встретился волчок, (показ волка кистью руки)
Волчок – серенький бочок.
Ну и дальше покатился.
Покатился Колобок, (круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)
Колобок – румяный бок.
Встретил мишку на пути, (показ медведя кистью руки)
От него он смог уйти.
Песню спел – не поленился, (сжимание-разжимание пальцев)
Ну и дальше покатился.
А потом в густом лесу
Встретил кумушку – лису. (показ кистью руки лисы)
Песню спел - не поленился, (сжимание-разжимание пальцев)
Еле – еле укатился! (быстрые круговые движения кистями рук).
-За помощь нам Колобок дарит самоцвет. (Самоцвет в баночке оформленной в, виде колобка.)
Чтобы попасть в другую сказку, выполним задание за столом. –Нужно соединить точки прямыми линиями от цифры к цифре по порядку, как в числовом ряду. (Дети соединяют точки). Что же у нас получилось? (Туфелька).
-С маленькой ножки случайно упала,
Когда незнакомка дворец покидала.
Слайд 6 (Золушка).
Нас Золушка встречает
В свою сказку приглашает.
Её мачеха работой загружает, никуда не отпускает.
Какую работу выполняла Золушка? (Ответы детей).
Помните, как Золушка хотела, хотя бы одним глазком посмотреть на бал?
Давайте поможем Золушке нарядиться – сделаем для неё бусы. Но делать нам их нужно по схеме, которая лежит перед вами. Обратите внимание, что первая бусинка уже надета. Какого она цвета? (Дети нанизывают бусины и отвечают на вопросы). - Положите бусы на стол. Сколько бусинок на твоих бусах? Какого цвета у тебя бусинка между… и …? Какого цвета бусинку ты надела последней? Какого цвета бусинка перед…?
Мы сделали для Золушки отличные бусы. Посмотрите, здесь лежит самоцвет. Кто его нам с вами отправил, как вы думаете? (Предположения детей).
Слайд 7 (Золушка на балу).
Теперь Золушка может отправляться на бал. Давайте тоже пойдём вместе потанцуем. Вставайте в круг.
Физминутка с музыкальным сопровождением «На балу у Золушки». Отдохнули на балу. Пора отправляться в следующую сказку.
Слайд 8 (Иллюстрация к сказке Одоевского «Мороз Иванович»).
- В этой сказке девочка упала в колодец, но не утонула. Что это за сказка?
(« Мороз Иванович») - Вспомните, что Мороз Иванович наказал Рукодельнице сделать? (сварить обед, убрать в доме, заштопать бельё, взбить перину). Всё выполнила Рукодельница. А пока взбивала снежную перину, одна снежинка потерялась. Переживает Рукодельница, вдруг Морозу Ивановичу не мягко будет. Как мы можем помочь Рукодельнице? (Предположения детей). Из чего мы можем сделать снежинку? Пойдёмте, я научу вас делать волшебную снежинку. Вот такую снежинку мы сделаем вместе. Каждый из вас сделает по одному лучику и, мы их присоединим к кругу.
Перед вами две детали, одна готовая, вот такая. А из второго листа, сложенного косынкой, сделаем такую же деталь. Разверните лист, положите перед собой так, чтобы линия сгиба располагалась сверху вниз. Берём за углы, сгибаем так, чтобы боковые стороны расположились вдоль линии сгиба, чтобы получилась вот такая деталь, с острым уголком. Хорошо проглаживаем рукой все линии сгиба, прижимая их к столу.
Получились две одинаковые детали. Раскрываем одну деталь, смазываем посередине клеем. Вставляем в неё вторую деталь, чтобы одна была немного выше другой, и приглаживаем. Следите, чтобы линии сгиба у обеих деталей совпадали.
Все лучики приклеим на круг, который сверху заклеим таким же кругом. Вот у нас и получилась волшебная снежинка.
Слайд 9 (Иллюстрация к сказке Одоевского «Мороз Иванович», где он одарил Рукодельницу драгоценными камнями).
-Мороз Иванович остался доволен работой Рукодельницы и наградил её драгоценными камнями. Как блестят драгоценные камни. Смотрите, один на пол упал. (Найти и поднять самоцвет). За какое доброе дело нам Мороз Иванович отправил этот самоцвет? (За то, что сделали для Рукодельницы снежинку).
Давайте сосчитаем, сколько всего у нас самоцветов. (Четыре). Как раз столько, сколько нужно гномику. Идем скорее на корабль. Скажем дружно волшебные слова. «Волшебный корабль мотор заводи, скорее нас в группу всех увези».
Слайд 10 (Северное сияние и музыка)
(Летим в корабле назад).
Слайд 11 (Гномик с сияющим фонарём)
Посмотрите, у гномика засиял фонарик. Мы помогли и гномику. Какие вы молодцы. Со всеми заданиями справились?
Рефлексия. Кто считает, что мы со всеми заданиями легко справились – подойдите к жёлтому шарику. А кому было трудно – к синему. За какие добрые дела мы получили самоцветы в волшебной стране?

Презентация на тему: Волшебная страна сказок

Конспект занятий с старшей группе по развитию мелкой моторике.

Тема: «В мире животных. Африка»

Цель:

Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приёмов. Сформировать представление о животном мире.

Задачи:

Образовательные

Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз;

Закрепить практические умения и навыки, такие как элементарные математические представления: форма, цвет предмета

Обучать различным навыкам работы с бумагой, крупами;

Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Формировать представления детей о животном мире, расширить словарный запас.

Развивающие

Развивать осязательное восприятие (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук).

Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.

Совершенствовать движения рук, координацию движений.

Развить познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

Способствовать развитию речи детей.

Воспитательные

Воспитывать в детях чувство товарищества и доброжелательность.

Воспитывать и развивать художественный вкус.

Воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Воспитывать аккуратность на рабочем месте.

Методы. Наглядный, словесный, практический.

Материалы. Сухой бассейн, фигурки животных разных и домашних и диких, бумага цветная, клей, Если есть игрушка поезд, самолет или корабль.

Ход занятия.

Воспитатель. Когда я к вам шла сегодня утром, слышала разговор двух сорок. Они говорили, что в Африке переполох у зверей пропали полоски и пятна. Они ходят все и плачут, не знают, у кого попросить о помощи. Еще они говорили о вас, о том, как вы всем помогаете, но не знают, сможете ли вы им помочь, Африка находится так далеко. Ну как возьмемся за это дело?

Дети отвечают.

А мы туда поедем (полетим, поплывем) на поезде (самолете, корабле). Сроимся парами и поехали.

Физминутка.

Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)

Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)

Барабанит дождь по крыша (хлопки в ладоши)

Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)

Вот и спряталось за тучи, (приседаем)

Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)

Воспитатель. Вот, а мы уже и приехали. Дети, а каких животных вы знаете?

Ответы детей.

Давайте посмотрим, как же выглядят животные Африки. Рассматривание презентации.

У кого из них есть полоски и пятна? (Правильно жираф, гепард и зебра).

Занятие 1. Игра найди животных.

Цель. Формирование мелкой моторики.

Материал: сухой бассейн (наполнение может быть разным: рис, гречка, горох или фасоль.)

В сухом бассейне находятся фигурки животных дети должны их найти и сказать, что это за животное.

А давайте мы сейчас поможем зебре, и сделаем ей полоски, дети делают штриховку по заданному образцу.

Занятие 2. Штриховка зебры.

Цель . Нанести штриховку прямую вертикальную простым карандашом.

Материал распечатанный листок с изображением зебры и начатой штриховкой.

Ребята, наверное наши пальчики устали, давайте мы дадим им немного отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика. « Знакомство с пальчиками»

Дружно пальцы встали в ряд

(покажите ладони)

Десять крепеньких ребят

(сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка

(покажите указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка

(продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны

(покажите безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки

(вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них

(покажите большие пальцы)

Два больших и удалых

(остальные пальцы сожмите в кулак)

Воспитатель. Ребята посмотрите, да это же жираф, но где его пятна?

Надо помочь бедному жирафу.

Занятие 3. Аппликация в технике комкования.

Цель. Развитие мелкой моторики.

Материал. Бумага цветная желтая и коричневая, клей, лист с распечатанным черно- белым жирафом.

Дети отрывают кусочки бумаги определенного цвета (желтый для основного туловища, а коричневый для пятнышек), сминают его в руках, формируя шарик, и заполняют шаблон жирафа, этими шариками приклеивая их. Потом прорисовывают глазки и носик черным карандашом или фломастером.

Воспитатель. Давайте мы посмотрим что получилось. Какие хорошие жирафы у нас вышли.

Вот мы и закончили наши дела в Африке, Все животные вернули себе пятна и полоски. Ну а нам надо отправляться к себе домой. Становимся парами и отправляемся домой.

Фзминутка . (выбрать тот вид транспорта на котором мы отправлялись в Африку).

Вот мы и приехали домой. Спасибо вам за то что вы такие добрые, дружные и отзывчивые ребята. Вам понравилось наше путешествие. А что вам понравилось больше всего?

Приложение.

Физминутки.

Самолет

Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны.)
Появился самолет. (Полетели как самолеты.)
Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)
Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз, (Опустили руки.)
И на место все садись! (Сели на места.)

Паровоз

Загудел паровоз
«Ту-ту» (Дети кладут руки на плечи впереди стоящему ребенку)
И вагончики повез.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу («паровозы» едут по кругу)
Далеко их укачу.
Паровоз кричит: «Ду-ду,
Я иду, иду, иду».
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Так-так-так!»
(Ходьба на месте, с продвижением вперед. Согнутыми руками делают движения вперед-назад)

Теплоход

От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход, (Дети встали.)
Раз, два,
Он шагнул назад сначала (Шаг назад.)
Раз, два,
А потом шагнул вперёд, (Шаг вперёд.)
Раз, два,
И поплыл, поплыл по речке, (Волнообразное движение руками.)
Набирая полный ход. (Ходьба на месте.)

"Путешествие в зоопарк"

Задачи:

  • развивать мелкую моторику, согласованность движений пальцев рук;
  • формировать представления детей о зоопарке, о представителях зоопарка,
    активизировать словарь детей;
  • совершенствовать координацию движений;
  • закреплять элементарные математические представления: форма, цвет предмета;
  • развивать интерес к нетрадиционным формам работы с краской — рисование пальчиками;
  • · воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Ход занятия
Вводная часть
— Ребята, к нам в группу пришло необычное письмо. Хотите узнать, что в нём написано? (воспитатель с помощью детей достаёт письмо из конверта и читает)
— Письмо это прислали зверюшки из Зоопарка. Послушайте, что они пишут.

Ребята! В зоопарке появилась озорная обезьянка и устроила беспорядок.
Помогите нам пожалуйста!

— Ребята, поможем зверюшкам. Нам нужно найти озорную обезьянку и навести порядок в зоопарке. Вы согласны отправиться в путешествие в зоопарк?

Но прежде чем отправляться туда, давайте вспомним, кого же мы можем встретить в зоопарке. И в этом нам поможет «сухой бассейн».

Игра «Прятки» (сухой бассейн) Опустите руку, поищите, ощупайте, отгадайте! - Кого ты нашёл (нашла)?… (дети руками ищут и достают из «сухого бассейна». небольшие фигурки животных: обезьяна, жираф, тигр, лев, крокодил, бегемот, носорог, зебра).

— Попробуй левой рукой!
— Покажи всем кого ты нашёл. Кто это?
— Молодцы ребята! Вот сколько разных и интересных животных можно встретить в зоопарке.

Воспитатель: Отправляемся в путешествие!(дети выполняют самомассаж).

Вы готовы, глазки?
- Да! (поглаживание век)
- Вы готовы, ушки?
- Да! (поглаживание ушей)
- Вы готовы, ручки?
- Да! (поглаживание кистей рук)
- Вы готовы, ножки?
- Да! (поглаживание ног)
- Вы готовы? (развести руки в стороны)
- Да! (обнять себя руками)

— А нам с вами пора отправляться в зоопарк, чтобы помочь животным. Вставайте все за мной. Готовы к путешествию?

Мы шагаем в зоопарк
Побывать там каждый рад
В зоопарк идём мы дружно,
Нам помочь зверюшкам нужно!

Пришли!
— Посмотрите! На двери висит замок. Чтобы его открыть нам нужно поиграть в игру.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок складывают руки, переплетая пальцы
Кто его открыть бы смог
качают «замок» вправо, влево, сгибая кисти
Мы замочком повертели
круговые движения кистями
Мы замочком покрутили
круговые движения кистями
Мы замочком постучали
не расцепляя пальцев стучим ладошками
Постучали и открыли!
расцепили пальцы, развели ладошки в стороны
— Молодцы! Замок открыт. Проходите в зоопарк (воспитатель приглашает детей к столу, где лежат крышки от бутылок, на которых изображены животные: зебра, жираф, крокодил, бегемот, пингвин, белый медведь, обезьяна)

ИГРА с КРЫШКАМИ
Игра «Посади животное в вольер»
— Посмотрите, сколько здесь разных животных. Обезьянка -проказница открыла клетки и выпустила их. Теперь они потерялись и не могут найти свои вольеры. Давайте поможем им! Согласны? (дети берут в руки крышки с изображением животного и прикручивают ее в нужном месте).

— Посмотрите на этот вольер. Что вы здесь видите? Кто здесь живёт? (перед детьми четыре картинки: лёд-вода-снег; дерево-джунгли; поляна - трава; саванна)

— Какое животное на крышке? Посади его в вольер (дети накручивают на основу крышку с необходимым животным).

ИГРА с ПРИЩЕПКАМИ «Сосчитай животных»

Теперь нам нужно узнать, а сколько же зверей в клетках. Для этого нужно посчитать животных и прикрепить столько прищепок, сколько животных на картинке.

Воспитатель. Молодцы, управились,

И с бедой вы справились.

Нам предстоит пройти по мостику, расставьте руки в стороны и аккуратно пойдем по мостику. (Дети расставляют руки в стороны и идут по досточке друг за другом ).

ИГРА «Кто что любит кушать?»

Кажется обезьянка и тут напроказничала (воспитатель приглашает детей к другому столу, на котором стоят баночки с наклеенными мордочками животных и разинутыми ртами. В центре стола тарелка с перемешанным кормом для этих животных: обезьяна - бананы, медведь - малина, тигр - косточка, жираф - зеленые листочки).

— Медведь что любит кушать? - Малину. Вот вкусная малина. (воспитатель показывает в тарелочке малину) . Малина какого цвета? (красного)

Жираф что любит кушать? - Листочки. Они какого цвета? (зеленого)

Тигр что любит кушать? - Косточки. Они какого цвета? (белого)

Обезьяна чем любит лакомиться? - Бананами. Они какого цвета? (желтого)

— Обезьянка перепутала всю еду животных, нам нужно разобраться и накормить животных. Для этого мы с вами поиграем в игру «Кто что любит кушать»

Воспитатель: Накормили животных, можем отправляться дальше. Пойдем на поляну где всегда цвели цветы! (На «полянке» лежат серединки цветов)

ИГРА с ВЯЗАННЫМИ ЦВЕТАМИ

Вот сюда теперь идите, Проходите, не спешите,

И внимательно глядите! Что же здесь?

А здесь кружочки, А ведь были тут цветочки,

Обезьянка пошалила, все цветочки развалила.

Давайте соберем цветочки. Прикрепим лепестки к серединкам цветка.

(Дети садятся за стол и пристегивают «лепестки» к «сердцевинкам» и украшают полянку)

Воспитатель. Молодцы, ребята!

Ну, теперь нам всем туда. (Ходьба по следам)

Ой, а тут опять беда.

Посмотрите-ка сюда.

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ

А здесь обезьяна шалунишка разлила на жирафов краску и теперь наши жирафы без пятнышек. Поможем жирафам? Присаживайтесь к столу. Как же мы сможем нарисовать пятнышки жирафу, если у нас нет кисточек (Ответы детей).

— Да, рисовать мы будем с помощью наших волшебных пальчиков. Сожмите руку в кулачок, а теперь отогните только один указательный пальчик. Он и будет нам помогать.

Для этого мы опустим пальчик в краску и приложим палец к рисунку. так получилось пятнышко. Рядом сделаем ещё одну. Если краска кончилась — повторим: краска-рисунок.
(Дети выполняют работу самостоятельно, воспитатель помогает, поправляет)

(После окончания работы показ — как вытереть пальчик салфеткой).

Здорово мы с вами потрудились. Давайте сделаем себе массаж.

Игра-самомассаж: «Про зверят»
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
На лбу, на ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках,
У тигрят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
На лбу, на ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках,
А у зебры есть полоски, полоски, полоски, полосочки везде.
На лбу, на ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках,

— Посмотрите, кажется, здесь кто-то прячется (воспитатель обращает внимание детей на пальму на полочке. За ней прячется обезьянка) — Да это же наша проказница. Дети давайте расскажем ей о правилах поведения.
— Можно ли убегать из дома?
— А можно ли безобразить и мешать другим?

— Давайте её возьмём с собой в детский сад и научим как себя вести, а чтобы она нас не боялась, мы её погладим и успокоим. Какая обезьянка на ощупь? (мягкая, пушистая, меховая). Ой, что-то обезьянка говорит. Да она приготовила нам подарок. Смотрите, ребята, да это же игра о зоопарке. Давайте быстрее вернемся в детский сад и будем играть в эту замечательную игру! А вот и тропинка.

Тренируйте пальчики

Девочки и мальчики

Станут пальчики сильнее,

Головушка умнее,

А речь красивее.



Рассказать друзьям