Как средство развития художественных способностей. Тема: Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 13 ИМЕНИ С.Я. МАРШАКА
ПЦК________________________________________
Допущена к защите

Председатель ПЦК

___________/ __________

(подпись)(Ф.И.О.)

«_____»_______________201_г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Народная сказка , как средство развития художественных способностей детей дошкольного возраста»

Студента (ки) ____курса

специальности_____________________________

_________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

Руководитель ВКР:

(Ф.И.О, ученое звание и степень)

Рецензент:

__________________________________________

(Ф.И.О, ученое звание и степень

Москва 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..........................................................................................................................................................................

Глава1 .Творческие способности детей дошкольного возраста............................................................................

1.1Творческие способности,сущность понятия, структура............................................................................

1.2. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.............................................................

1.3. Исследованияотечественных и зарубежных авторов о проблеме развития творческих способностейдетей……………………………………………………...................................................................................

Глава 2.Народная сказка,как средство развития творческих способностей детей

2.1. Сущность народной сказки его особенность ……………………………….............................................................

2.2. Использование народной сказки в решении педагогических задач.........................................................

2.3. Народная сказка в развитии творческих способностей детей..................................................................

Глава3.Использование народных сказок для использования развития творческих способностей.

Введение

Развитие художественных способностей происходит в деятельности, которая невозможна без наличия достаточного социального опыта, который ребенок черпает из окружающего его мира посредством общения, наблюдения, а также посредством народных сказок.

Народная сказка обладает огромной силой эмоционального воздействия и является основой для формирования духовного мира человека, его нравственности. Народное произведение играет немаловажную роль не только в формировании у ребенка выразительного, наглядно представляемого образа, который впоследствии он может воспроизвести на бумаге, но и способствует возникновению определенных индивидуальныхассациаций.

Многие исследователи (Т.С.Комарова; Е.А.Флерина, Е.А.Езикеева и др) между художественными способностями и художественной литературой устанавливают определенную взаимосвязь. Из всего многообразия материала, который предлагается "Программой воспитания в детском саду", неоценимое значение имеют русские народные сказки. Они отличаются яркостью и выпуклостью в обрисовке героев. Дети понимают красоту морального облика положительных персонажей.

Одной из задач программы по изобразительной деятельности является создание дошкольниками рисунков по мотивам литературных произведений.

Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими образа. Детский рисунок, являясь одним из средств отражения сюжетов народных произведений, содержит духовную культуру содержания произведения.

Объект исследования: творческиеспособности детей старшего

дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие творческихспособностей

детейстаршего дошкольного возраста

при знакомстве с народных сказок.

Цель исследования: выявление роли народных сказок в развитии

творческиспособностей детей старшего

дошкольного возраста.

Задачи:

1)проанализировать психолого-педагогическую литературу поисследуемой проблеме;

2)разработать и апробировать методикуэкспериментального исследования по развитию творческихспособностей

посредством народных сказок;

3)определитьдинамику развития творческих

способностей детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза:

Использование народных сказок в педагогическом процессе ДОУ на занятиях способствует развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

1)теоретические:изучение психолого-педагогической литературы;

2)статистические:анализпродуктовдеятельности,компьютерная

обработка.

Новизна: В педагогической литературе (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Е.Г.Ковальская) придается большое значение восприятию произведений искусства детьми дошкольного возраста и ставится вопрос об использовании искусства в целях формирования творчества. Так, Е.А.Флерина в методических указаниях по развитию изобразительной деятельности предлагает использовать неоднозначные по своему виду произведения изобразительного искусства: при рисовании - игрушку , скульптуру,в лепке наоборот - картинку.

В работе "Развитие способностей к рисованию у дошкольников" Н.П.Сакулина пишет о положительном значении показа иллюстрации.

Амыпредлагаемиспользоватьнароднуюсказкувразвитии

творческих,способностейдетей дошкольного возраста.

Практическая значимость: работазаключается в разработке конспектов занятий по развитию творческихспособностей детей посредством народных сказок.

База исследования:

Глава 1. Художественные способности детей дошкольного возраста.
1.1. Художественные способности, сущность понятия, структура

Успешная изобразительная деятельность требует развитых художественных способностей.

Художественные способности - психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им художественной деятельности.

Развитие художественных способностей опирается на соответствующие задатки. В настоящее время показано существование особых сенситивных периодов на протяжении которых развитие художественных способностей происходит особенно благоприятно. Так, для художественных способностей это период до 5 лет, когда активно формируются все психические процессы ребенка.

Таким образом, художественные способности могут быть сформированы у любого здорового ребенка. Разумеется, природными задатками, на основе которых развиваются художественные способности, обладают не только художники-профессионалы и учащиеся художественных школ, училищ и вузов. Встречается много людей, обладающих тонкими задатками, которые

по различным причинам (условия жизни, отсутствие упорства и т.д.) не стали профессиональными художниками.

М. Горький говорил, что каждый человек носит в себе задатки художника, и что при условии более внимательного отношения к собственным ощущениям и мыслям эти задатки могут быть развиты. Справедливость сказанного подтверждают многочисленные факты, которые лишний раз свидетельствуют о том, что природные задатки, на основе которых развиваются художественные способности, встречаются у значительно большего круга людей, чем обычно считается. Приведем в качестве примера некоторые из них.

В 1764 году при Академии художеств было создано «воспитательное училище», куда начинали принимать мальчиков 5-6 отеле, В первый же год в училище приняли 61 мальчика, причем набор осуществлялся без учета личных интересов и способностей детей. Однако, из поступивших в 1764 году в "воспитательное училище" сформировались такие крупные художники, как: Иван Прокофьев -профессор скульптуры; Тарас Марков - профессор живописи; Иван Тупылев - профессор исторической живописи; Иван Кранцов -художник анималист; Федор Матвеев - известный пейзажист; Яков Герасимов (Фароронтьев) - перспективист. Такую же картину мы наблюдаем и в последующие годы, когда из числа учеников училища,принятых в возрасте 5-6 лет, формировались замечательные живописцы, графики, скульпторы. Достаточно назвать Г.И. Угрюмова (поступившего в училище в возрасте 6 лет),

А.И.Иванова (поступившего в училище в возрасте 5 лет), В.И. Демут-Малиновского (поступившего в училище в возрасте 6 лет), О.А.Кипренского (поступившего в училище в возрасте 5 лет) и т.д.

До открытия в г. Арзамасе школы рисования были известны лишь редкие случаи проявления художественных способностей у горожан и жителей окрестностей. Когда же в 1802 году А.В. Ступин открыл в городе художественную школу многие юноши, поступившие в эту школу, в основном выходцы из крестьян, показали себя очень способными живописцами и рисовальщиками. Несмотря на всякие препятствия, которые чинили помещики-крепостники, многие из учеников Арзамаской школы стали в дальнейшем известными художниками. Ярким примером может служить школа, организованная А.Р.Венециановым в 1824 году в селе Сафоновка в Тверской губернии.

Структура способностей к изобразительной деятельности (как и других способностей) - явление сложное. Причем в каждой конкретной деятельности роль составляющих структуру свойств различна. В связи с этим в психологии способностей принято выделять основные (ведущие) и вспомогательные свойства.

К ведущим свойствам художественных способностей относятся:

а) свойства художественного творчества воображения и мышления, обеспечивающие отбор главного, наиболее существенного и характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции;

б) свойства зрительной памяти, способствующие созданию ярких зрительных образов в сознании художника и помогающие успешной трансформации их в художественный образ;

в) эмоциональное отношение (особенно развиваются эстетические чувства) к воспринимаемому и изображаемому явлению;

г) волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов.

Названные свойства наиболее успешно развиваются при совершенстве зрительного анализатора, обеспечивающего в процессе художественной деятельности восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, направленности линий, пространственных отношений предметов, светотеневых отношений, ритма, цвета, принятых в возрасте 5гармоничности тона и цвета, перспективных сокращений объемных предметов движения.

К вспомогательным свойствам художественных способностей обычно относят:

а) свойства зрительного анализатора отражать ("чувствовать") фактуру поверхности воспринимаемых предметов - мягкость, твердость, бархатистость и т.д.;

б) сенсомоторные качества, особенно связанные с действиями руки художника, обеспечивающие быстрое и точное усвоение новых технических приемов в рисунке, в живописи.

Продуктивная работа творческого воображения, мышления и зрительной памяти имеет первостепенное значение на всех этапах создания художественного произведения. Созданное относится и к развитому эмоциональному отношению художника к изобразительному, к волевому настрою в процессе творческой работы. Это определяет ведущий характер данных свойств.

Подчеркивая исключительно важную роль одних свойств способностей или отмечая необходимость других, следует помнить, что все они тесно связаны между собой и лишь их гармоничное сочетание определяет высокий уровень развития художественных способностей.

Развитие художественных способностей возможно лишь в процессе усвоения и практического применения специальных знаний, умений и навыков.

Так, овладевая знаниями о законах воздушной и линейной перспективы, светотени, конструктивной связи предметов действительности, усваивая знание цветоведения, композиции, овладевая графическими умениями и навыками, школьники тем самым развивают свои художественные способности.

Отсутствие необходимых знаний, умений и навыков является непреодолимым барьером в развитии способностей. Обучение и воспитание, таким образом, служат решающим фактором в формировании способностей.

Анализируя способности к изобретательной деятельности, необходимо рассмотреть вопрос о том, что такое склонности, и в каких отношениях находятся склонности и изобразительные способности у человека, и прежде всего у ребенка. Склонность это особенность личности, проявляющаяся в предпочтительном выборе занятий какой-либо конкретной деятельностью.

Как правило, склонность к какой-либо деятельности и способности к этой же деятельности Совпадают у одного и того же ребенка. И Bi дальнейшем их развитие идет параллельно.

Повышенная склонность ребенка к изобразительной деятельности служит показателем пробуждающихся у него способностей к художественному мастерству.

Сказанное подтверждают библиографические данные выдающихся художников.

О выдающемся художнике И.Н. Крамском известно, что он уже в 7 лет очень увлекался рисованием и рисовал все, что он видел вокруг себя. Любил лепить из глины казаков, которых видел скачущими по улице.

Выдающийся русский пейзажист Ф.А. Васильев прожил всего 23 года. Но за годы своей недолгой жизни сумел создать целую галерею не только русского, но и мирового искусства.

Способности к рисованию проявляются в детстве по-разному. Так, В.И. Суриков начал рисовать с детства, но его ранние художественные способности особо отчетливо проявились несколько иначе - он с раннего детства, как потом сам вспоминал, очень интересовался лицами, все вглядывался: как глаза расставлены, как черты лица "составляются". А ведь такая наблюдательность и интерес

к натуре - это важнейшие элементы художественных способностей.

Гениальный художник Е.И. Репин уже в 3 года вырезал из бумаги лошадок, а в 6 лет писал красками. Знаменитый портретист В.А. Серов с 3 лет лепил, а с 6 рисовал с натуры, хорошо усвоив уже в этом возрасте перспективу. У гениального итальянского живописца и архитектора ХУ1 в. Рафаэля и у выдающегося французского художника Ж.Б. Греза художественные способности проявились в 8 лет, у талантливого фламандского живописца А.Ван-Дейпа - в 10 лет, у гениального итальянского живописца, скульптора и архитектора Микеланджело - только в 13 лет.

Но подлинный талант у этих великих художников проявился в более позднее время.

А вот рисунки Нади Рушевой (1952-1969) начали издавать, когда ей было 11 лет. С 13 лет она уже систематически печатается как художник-иллюстратор и ее талант получает широкое признание. Продуктивность ее была поразительной: она оставила свыше 10 ООО рисунков.

Лев Кассиль, говоря о Наде очень кстати привел слова художника-педагога П.П. Пашкова: "Сначала воображение, потом соображение, и наконец изображение" 1.

Но если для "соображения" и "изображения" нужен опыт и тренировка, то "памятливое в

1. Лев Кассиль. Воображ. Нади Рушевой. "Юность" 1964, № 6,стр112.

Подобный талант осетинки Ирги Зарон, которая обратила на себя внимание своими рисунками уже в 4 года, школьницей получила 2 золотые медали на международных выставках детского творчества , развивается по восходящей линии и притом в единстве с общим развитием.

Приведенные примеры свидетельствуют, что во - 1, развитие художественных способностей тесно связано с укреплением у них склонностей к изобразительной деятельности; во - 2, сильная целенаправленная и длительная склонность к изобразительной деятельности является существенным показателем имеющихся у данного ребенка способностей к художественному творчеству.

С развитием склонности к изобразительной деятельности у детей тесно связано и развитие их интереса к художественному творчеству.

Как правило, склонность к занятиям изобразительной деятельностью у детей сопровождается проявлением интереса к цвету, особенностями формы окружающих предметов. Они начинают интересоваться всем, что так или иначе связано с изобразительным искусством, - очень долго и пристально рассматривают открытки, репродукции, книжки, с удовольствием слушают рассказы взрослых о художниках и т.д.

Говоря о начальном этапе развития способностей к изобразительной деятельности у детей, следует указать на те моменты, которые могут служить первым побудительным фактором к занятиям изобразительным искусством.

Одним из факторов нередко является глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии поразившего его воображение предмета или явления яркой картинки, книжки, игрушки, животного, яркой зелени, т.п. Состояние эмоционального переживания увиденного вызывает у ребенка потребность, так или иначе, рассказать окружающим о поразившем его предмете или явлении. А так как он еще не может полно, содержательно рассказать словами, он начинает "досказывать" карандашом, красками на бумаге.

Очень часто толчком к проявлению интереса к изобразительной деятельности, проявлению желания заняться рисованием, лепкой, служит наблюдение за рисующими или занимающимися лепкой людьми. Процесс создания с помощью карандаша, кисти, красок, глины ярких образов людей, животных, машин, природы, вид ярких красок производит неизгладимое впечатление на зрителей, и, прежде всего на детей, вызывает у них желание попробовать самим так сделать.оображение", четкость и выразительность линий у Нади - прирожденный талант.

Толчком для развития художественных способностей В.Г. Перова послужил случай, когда он мальчиком, в девять лет, наблюдал процесс изображения собаки на картине - как художник растирал краски, как писал ими, "как вместо одной собаки на картине явилась другая".

Огромное влияние оказывает на развитие художественных способностей ребенка личный пример, помощь, показ, объяснения со стороны более опытных в рисовании, живописи, лепке товарищей, родителей, учителей.

Например, на развитие художественных способностей Карла Брюллова большое влияние оказали его отец и старший брат Федор.

Одним из важнейших показателей способностей к изобразительной деятельности является умение передавать в изображении сходство с изображаемым объектом.

Так, еще, будучи кадетом, П.А. Федотов заметно выделялся своими способностями среди товарищей. В "Записке П.А. Федотова о его жизни", составленной самим художником, рассказывается, как он "упросил одного из снисходительных товарищей посидеть смирно; срисовав его похоте, возбудил у других уже собственное желание посидеть смирно; опять похоте, потом опять - иммвот начали уже говорить, что всегда делает похоте". 1.

Точная передача натуры, сходство изобретения с изображаемым обуславливает не количеством переданных деталей и подробностей натуры, а той гармонической целью изображения, которая передает самые характерные свойства и стороны изображаемого. Существенным признаком, свидетельствующим о наличии способностей к изобразительной деятельности, служит быстрота успешного усвоения специальных знаний, умений и навыков.

Следующим важным показателем художественных способностей является наличие выразительной композиции. Внимательный анализ творчества великих художников говорит о том, что этот признак способностей был очень ярко представлен у каждого из них.

Для примера достаточно лишь рассмотреть несколько портретов И.С.Репина, Несмотря на то, что выдающийся мастер написал их огромное количество и, что в портретах очень трудно дать новую композицию, мы не найдем среди портретов Репина и двух, которые были бы похожи по композиционному решению. 1.48, т.6; стр. 348-349

Одним из показателей художественных способностей является умение видеть в предметах и явлениях основное, наиболее типичное и характерное, хотя и малозаметное. Умение видеть в предметах и явлениях главное художники называют "поставленным глазом". Умение видеть дает возможность рисовальщикуотбирать в действительности самое важное, яркое, типичное и характерное

Придавая важное значение "постановке" глаза рисовальщика в его успешной деятельности, многие художники-педагоги в своей педагогической работе начинают с того, что развивают у учащихся способность быть наблюдательными, все замечать и прочно удерживать в памяти.

"Видеть натуру всегда означает умение наблюдать, уравнивать, пытливо изучать свойства и закономерности, стороны и признаки объектов и явлений окружающего мира. Поэтому формирование способности подмечать главное в явлениях и предметах, способность видеть натуру означает развитие наблюдательности, умения быстро изучать, анализировать и отбирать главное, основные черты и признаки предметов и явлений.

В художественной деятельности очень важно, прежде всего, замечать, видеть красоту, эстетическое в казалось бы, самых обычных, привычных для всех явлениях и предметах. Чем быстрее художник увидит красивое в действительности, тем быстрее и полнее он передает ее в своих произведениях, тем больше эстетического наслаждения испытывает зритель от восприятия этой картины.

Не менее важным показателем способностей является большая любовь к изобразительной деятельности, сопровождаемая огромной работоспособностью.

Наличие художественных способностей способствует проявлению и развитию таких черт личности, как работоспособность и настойчивость. Никакая любовь к искусству без большого, упорного и настоящего труда не может дать положительного результата в развитии художественных способностей.

Следующим показателем наличия способностей X изобразительной деятельности является яркое выражение эмоций, чувств художника, как в процессе непосредственного изображения, так и в самом произведении.

Причем основу выражений эмоций, чувств художника составляет эмоциональное возбуждение, получаемое от предметов и явлений. Если рисующий сам не испытывает эмоционального возбуждения от процесса изображения, от изображаемого объекта или явления, вряд ли он сможет выполнить изображение, способное "тронуть" чувства зрителей. Способность эстетически переживать наблюдаемые предметы и явления окружающего мира создает условия для более полного и глубокого познания изображаемого, и прежде всего эстетического.

Эмоциональное переживание художника тесно связано также с выразительностью. Как правило, чем полнее и глубже "прочувствовал" художник изображаемое, тем он выразительнее изображает содержание произведения. Выразительность же произведения предполагает, прежде всего, передачу чувств художника, его отношение к действительности, к изображаемому.

Если у художника наблюдается высокая степень развития способностей, то обычно о нем говорят как о талантливом мастере. Обязательное условие при этом - такое сочетание способностей художника, которое позволяет ему особенно продуктивно работать в области художественного творчества.

Художественный талант - это особенно благоприятное сочетание и взаимодействие способностей к изобразительной деятельности, получивших высокое развитие в процессе обучения и воспитания, обеспечивающих успешность творческого выполнения художественной деятельности.


?19

Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Тывинский государственный университет»
Кызылский педагогический колледж
Специальность 050704 – «Дошкольное образование»
(повышенный уровень)

Художественные способности к изобразительной деятельности как средство развития свойств личности дошкольника

Курсовая работа

Выполнила: студентка 3 «В» курса
Дошкольного отделения
Тогбоол О.М.
Научный руководитель: Леонова А.И.

Кызыл-20
Содержание

Введение

1.1. Художественные способности как средство развития свойств личности человека
1.2. Способности к изобразительной деятельности
1.3.Этапы формирования художественных способностей к изобразительной деятельности …9…
1.4. Условия и средства развития художественных способностей
Глава 2. Эмпирическое исследование.
2.1. Методика исследования художественных способностей детей дошкольного возраста………………………………………………………… …?
2.2.Анализ результатов исследования……………………………………………… ……?
Заключение…………………………………………………… ………………….?
Список использованной литературы

Введение

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (мышления, внимания, памяти, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторских, музыкальных, изобразительных).
При всем многообразии тематик можно выделить две основные тенденции, Характеризующие творческое развитие проблемы развития способностей дошкольников и ее выход в практику: первая связана с исследование отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, речи и т.д.); вторая - с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические) и разработкой комплексных методов их развития.
Соответственно различается и практическая реализация этих подходов.
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская и др. Известны исследования в этой области Г.Г. Григорьевой, Н.А. Дудиной, Т.В. Лабунской, Т.Я. Шпикаловой и др.
Однако практический аспект реализации задачи развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, установить связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.
Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.
Наблюдения педагогической практики в старшей группе показали, что дети очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим удовольствием, а вот технические и изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне. Это происходит в связи с тем, что в детском саду не уделяется должного внимания занятиям рисованием и в этом случае обучение затруднено.
Объект исследования: процесс развития художественных творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: средства развития художественных творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: исследовать художественные творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Проанализировать методическую литературу по данному вопросу.
2.раскрыть понятие и сущность художественные и творческие способности.
3.Разработать методические рекомендации для воспитателей по развитию художественных творческих способностей.
Методы исследования: тест.

Глава I. Теоретические основы проблемы роли художественных способностей к изобразительной деятельности как средства развития свойств личности

1.1. Художественные способности как средство развития свойств личности.

Попытка определить содержание способностей предпринималась неоднократно разными исследователями.
В психологии разработан прочный методологический фундамент исследования общих и специальных способностей, получен богатый фактический материал, дана его содержательная интерпретация. Психология способностей - одна из самых важных в теоретическом и практическом отношении проблем психологической науки. Актуальность работ по диагностике способностей определяется в первую очередь практической значимостью этой проблемы. Диагностические методы необходимы для ранней диагностики способных и одаренных детей, для выявления выражения у них творческих художественных способностей.
Основные положения теории способностей связаны с решением следующих вопросов: Что такое способности? Каково их содержание? Структура? Соотношение со знаниями, умениями, навыками? Каковы закономерности, условия развития способностей? Как способности соотносятся с задатками? Что понимается под задатками способностей?
Существует множество определений способностей.
1. Способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности.
2. Способности - ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающий относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления.
3. Способности - это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешной деятельности.
4. Способности нельзя рассматривать вне личности. Способности - часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретной деятельности, определяет качества последней.
5. Художественные способности - ?????дописать определения
6. Творческие способности - ??????
Ведущим в раскрытии содержания и структуры способностей является анализ психологических требований, предъявляемых человеку различными видами деятельности. Иными словами, следует определить, без каких свойств (качеств, особенностей) личности невозможно выполнение данного (или любого) вида деятельности. Следовательно, нужен анализ деятельности вообще или конкретного ее вида. Выполнение любого вида деятельности предполагает определенную систему знаний, умений, навыков. Поэтому при определении содержания способностей на первый план выступает вопрос об их соотношении со знаниями, умениями, навыками.
Специалисты выделяют общие и специальные способности. К общим способностям они относят психические функции (процессы): способности ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, психомоторную способность. У конкретного человека каждая из способностей может быть выражена в разной степени. Например, способность восприятия оценивается по параметрам: объем, точность, полнота, новизна, быстрота, эмоциональная насыщенность. Способность воображения - новизна, оригинальность, осмысленность и др. Психомоторная способность - до параметрам: скорость, сила, темп, ритм, координированность, точность и меткость., пластичность и ловкость.
Таким образом можно сделать вывод о том, что художественные творческие способности как и другие влияют на развитие свойств личности.

1.2. Способности к изобразительной деятельности.
Применительно к изобразительной деятельности важно выделять содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.
Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличии от содержания способностей другим видам деятельности, содержание, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе.
Изобразительное творчество - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образах. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.
Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.
В.И. Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:
способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться. Например, увидев в окне только голову человека, мы не воспринимаем ее как отдельную от туловища (целостность восприятия);
-способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;
-способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;
-способность оценивать перспективные сокращения.
Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ.
Б.С. Кузин выделяет только ведущие и опорные свойства способностей к изобразительному творчеству. При этом ведущими свойствами он считает не только творческое воображение, но и мышление, обеспечивающее отбор главного, существенного в явлениях действительности, обобщение художественного образа, зрительную память, эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, целенаправленность и волю, а опорными - природную чувствительность зрительного анализатора, позволяющую точно передавать форму, пропорции, светотеневые отношения и т.п., сенсорномоторные качества руки рисующего.
В исследованиях Т.О. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей, и свойств личности. По существу, разработана структура сенсорных способностей, проявляющихся и формирующихся в изотворчестве в условиях развивающего обучения детей:
-способность целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета;
-способность формирования обобщенного представления, отражающего признаки и свойства многих предметов, которые могут быть переданы в изображении;
-способность создания изображения предмета на основе имеющегося представления согласно материалу, технике и изобразительным возможностям данного вида деятельности;
-способность совершать комплекс движений под контролем зрения;
-способность восприятия, создаваемого и законченного изображения и сенсорной оценки его согласно имеющему представлению;
-способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е. привлечение накопленного ранее сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения.
Хотя эти способности названы автором «сенсорными», анализ из содержания показывает, что доминирующая способность восприятия сочетается со способностью мышления, памяти, представлений, воображения. Следовательно, в реальной деятельности все способности находятся в сложном системном сочетании, которое определяется целями и задачами изобразительной деятельности.????
Позднее Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте. В структуре этой способности выделяются три компонента:
-техника рисования (способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна).
-формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета).
-регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темп, ритм, амплитуда, сила нажима.): плавность движений, непрерывность, удержание направления движений по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от одного движения к другому, умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине изображений или их частей по величине.
Развитие всех движений влияет на формирование личностных качеств, таких как – настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность и др.
Таким образом, способности к изобразительной деятельности развиваются с развитием личности.

1.3. Этапы формирования способностей к изобразительной деятельности

Выявление способностей у детей и правильное их развитие - одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психического развития, условий воспитания и других факторов.
Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение рисованию и другим видам осуществляется педагогом планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями, и изобразительные способности ребенка могут остаться в зачатом состоянии.
Развитие способности изображения в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их, выделять характерное. При этом нельзя не учитывать возраст детей и, следовательно, требовать сложного сюжетного построения от 3-4 летнего малыша, если даже начать обучение очень рано. Его мышление не достигло еще нужного уровня для решения такой задачи, которую старший дошкольник при соответствующем обучении решит легко.
Но известно, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития. Это зависит и от воспитания и от общего развития ребенка. Педагог не должен об этом забывать, т.к. индивидуальный подход к ребенку - одно из главных условий успешного воспитания и обучения.
Педагогика рассматривает развитие ребенка не как простой количественный процесс роста, а как качественные изменения его физических и психических особенностей под влиянием воздействия окружающего мира, в первую очередь воспитания и обучения.
Выделяют доизобразительный период в развитии способностей.
Этот первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал - бумага, карандаш, мелки, кубики. В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный» т.к. здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что - то изобразить. Этот период играет большую роль в дальнейшем развитии изобразительных способностей. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.
Если материал попадает впервые в руки детей 5-6 лет и 2-3 лет, то конечно, у старших ребят быстрее возникает замысел, т.к. опыта у них в познании окружающего мира больше. Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Воспитатель должен вести ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей. Дети путем ассоциаций учатся находить сходство в простейших формах и линиях с каким-либо предметом. Такие ассоциации могут возникнуть у них непроизвольно, когда кто-нибудь из ребят замечает, что его штрих или бесформенная масса, глины напоминает знакомый предмет.
Обычно ассоциации у ребенка неустойчивы: в одном и том же рисунке он может увидеть разные предметы.
Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу. Одним из путей такого перехода является построение той формы, которая получилась у него случайно. Узнав в начерченных линиях какой-либо предмет, ребенок сознательно рисует еще раз, желая вновь изобразить его. Такой рисунок начинает говорить о новом, более высоком этапе в развитии изобразительных способностей, т.к. он появился в результате замысла.
Иногда может быть не полное повторение всего изображения, а добавление к ассоциированной форме каких - либо деталей: рук, ног, глаз - человеку, колес - машине и т.п.
Большая роль в этом процессе принадлежит воспитателю, который, задавая вопросы, помогает ребенку создать изображение, например: «Что ты нарисовал? Какой хороший круглый мячик! Нарисуй еще такой же».
Изобразительный период в развитии способностей характеризуется появлением сознательного изображения предметов. Он начинается тогда, когда ребенок начинает узнавать в «каракулях» предмет. Это и будет начало изобразительного периода в развитии способностей. Деятельность приобретает творческий характер. Здесь могут быть, поставлены задачи систематического обучения детей.
Первые изображения предметов в рисунке, лепке очень простые, в них отсутствуют не только детали, но и части основных признаков. Объясняется это тем, что у маленького ребенка еще мало развито аналитико-синтетическое мышление, а следовательно, и четкость воссоздания зрительного образа, мало развита координация движений рук, нет еще технических навыков.
В более старшем возрасте при правильно поставленной воспитательно-образовательной работе ребенок приобретает способность передавать основные признаки предмета, соблюдая характерную для них форму.
В дальнейшем с накоплением детьми опыта, овладением изобразительными умениями перед ними можно поставить новую задачу - научиться изображать особенности предметов одного вида, передавая основные признаки, например: в изображении людей - разницу в одежде, чертах лица, в изображении деревьев - молодое дерево и старое и т.д.
Первые работы детей отличаются диспропорцией частей. Объясняется это тем, что внимание и мышление ребенка направлены только на ту часть, которую он изображает в данный момент, без связи ее с другой, отсюда ее несоответствие пропорциям. Он рисует каждую часть такого размера, чтобы на ней уместились сразу все важные для него детали. Постепенно под влиянием общего развития и обучения у ребенка появляется способность относительно правильно передавать пропорциональные отношения между предметами и их частями.
Иногда дети сознательно нарушают пропорции, желая передать свое собственное отношение к образу. Например, командир, идущий впереди, в два раза выше солдат. Это не значит, что дети уже овладели изобразительными навыками и могут работать самостоятельно. В этом сознательном нарушении пропорций делается первая попытка к творчеству, к созданию образа.???????
На первых ступенях развития изобразительных способностей ребенок не задумывается над расположением предметов. Он размещает их на своем пространстве листа независимо от логической взаимосвязанности.
Определенное расположение все предметы приобретают тогда, когда их связь заранее определена содержанием. Например, дом, около него растет дерево. Для объединения предметов появляется земля в виде одной линии (иногда над первой линией ребенок рисует вторую, чтобы уместитъ больше предметов).
Таким образом, старшие дошкольники, пройдя ряд изобразительных этапов, начинают пытаться изобразить предметы и явления более реалистично, передавая правильно форму, пропорции, цвет, расположение предметов, их рисунок начинает приобретать творческий характер.

1.4. Условия и средства развития художественных способностей.

Употребляя словосочетание «способные дети», мы тем самым подчеркиваем, что существует некая особая категория детей, качественно отличающихся от сверстников. В специальной литературе постоянно и много пишут об их исключительности. Не касаясь содержательной стороны этих обсуждений, отметим, что такой подход справедлив и оправдан. Действительно, природа свои дары поровну не делит и кому-то дает «без меры», не скупясь, а кого-то «обходит стороной».
Человек способен мыслить и действовать творчески, и, вне всякого сомнения, это чудеснейший из даров природы. Заметим, что «даром» этим отмечен каждый. Но так, же очевидна и мысль о том, что своими дарами природа кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Способным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Эти, на первый взгляд, сугубо теоретические изыскания позволяют в итоге лучше осознать вполне реальные практические педагогические проблемы. В педагогической науке с понятием «способности» следует связывать, по меньшей мере, две практические проблемы:
- специальное обучение и воспитание способных детей;
- работа по развитию интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка.
Поэтому разработка проблемы творческих способностей в психолого-педагогических исследованиях не должна рассматриваться как частная задача, направленная на обучение и воспитание детского населения (2 - 5 % по разным оценкам) - способных детей. Эта проблема касается всей системы народного образования.
Принято считать, что содержание определяет формы и методы работы, но в ряде случаев оно может быть в значительной степени предопределено самим организационным подходом.
Таким свойством обладают общие подходы к организации обучения способных детей, все они могут быть объединены в три основные группы:
1. раздельное обучение - специальные образовательные учреждения для способных и одаренных детей;
2. совместно-раздельное обучение - специальные группы, классы для способных детей в традиционном учебном заведении;
3. совместное обучение - организационный подход, при котором способные и одаренные дети обучаются в естественной среде, т. е. когда они удаляются из круга обычных сверстников.
Каждая из описанных стратегий имеет преимущества и недостатки, они часто обсуждаются и широко известны.
Два первых варианта наиболее популярны в современной образовательной практике в силу логической простоты и внешней ясности. Но при этом нельзя не отметить, что последний имеет большую значимость. Следует понимать, что в нашей стране большая часть способных детей традиционно обучается в обычных массовых учебных заведениях. Это происходит и будет происходить не только в сельской местности, где другие варианты обучения чисто физически недоступны, но и в больших городах, где у родителей теоретически существует возможность выбора.
На своеобразие проявления творческих изобразительных способностей у детей большое влияние оказывает окружающая среда ребенка, условия его воспитания и обучения.
Психологами выявлено, что ребенок чаще изображает в своих рисунках условия окружающей среды, в которой он растет, то, что он видит вокруг. Например, ребенок, растущий в неблагополучной семье, в рисунках изображает только отца, прогулки с ним и т.п., т.к. мать уделяла меньше внимания, чем отец или вообще его не уделяла.
Настроение ребенка очень легко распознать по используемой им цветовой гамме. На примере, приведенном выше, чаще используются тусклые, мало разнообразные и даже мрачные цвета
Ребенок, воспитывающийся в счастливой и обеспеченной семье, благодаря семье, ее влиянию видел и замечал больше. Следовательно, будет создавать радужные рисунки и чаще всего с обогащенным сюжетом.
Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблем эстетического отношения к окружающему. Данная задача должна решаться во всех сферах жизни ребенка: в отношении к природе, рукотворному миру, в том числе искусству - во всех видах деятельности. Безусловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности.
Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности ребенка творческим, ставить детей не только в ситуации художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п. должна органично войти в жизнь ребенка.
Другое важнейшее условие для развития у детей изобразительных способностей - организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры) и служит основой реализации творческого начала в художественной деятельности.
Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важнейших условий развития изобразительных: способностей.
Другое условие развития изобразительных способностей - обучение, как организованный взрослым процесс передачи и активного усвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия, всей сложной системы изображения) т.е. в сферу обучения входит, и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребности выражать свое мировосприятие в художественной форме.
Большую роль в развитии у ребенка, творческих изобразительных способностей играет природа во всем ее многообразии.
Следует чаще водить детей на экскурсии: в лес, на озеро, на дачу. Обязательно надо привлекать внимание ребенка к ее красоте, животному миру, растительности, к явлениям природы (снег, дождь).
При правильном знакомстве ребенка с природой у него появляется положительное представление об окружающем мире, эмоции, чувства, а это очень отчетливо может сказаться на его изобразительных способностях в лучшую сторону. Знания о природе, любовь к ней, интерес будут побуждать ребенка к изобразительной деятельности. Для осуществления желания ребенка отобразить увиденную красоту природы понадобится не многое: альбомный лист, карандаши, краски или даже ручка.
Для обогащения знаний ребенка о природе (животных, явлениях природы), о поведении в ней человека и т.д. следует использовать: слайды, видеофильмы, мультфильмы, иллюстрации, литературные произведения (сказки, рассказы, стихи), наглядные пособия и многое другое. Все эти средства имеют большое педагогическое и психологическое значение. Они развивают у ребенка эстетический вкус, познавательную сторону. Яркие цвета могут вызвать у ребенка большой психологический настрой, вдохновение. Вполне реально могут проступить таланты у ребенка даже в других сферах деятельности.
Таким образом, для развития творческих художественных способностей используют разнообразные условия и средства.


Глава II. Эмпирическое исследование.

2.1.Методика исследования художественных способностей детей дошкольного возраста.

Теоретическое изучение литературы по данному вопросу поставило перед нами задачу проведения эмпирического исследования.
Работа проводилась в три этапа, представляющие собой: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Цель нашего исследования: выявить художественные способности у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе детского сада №?????город??? район???. В эксперименте участвовало (количество детей)?, какой группы?
Для проведения исследования мы выбрали методику Е.Торренса.
Цель исследования: изучить творческое мышление детей старшей группы, проявляющееся в художественной деятельности.
Задание 1.

Заключение

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборн
и т.д.................

Художественные способности

Развитие способностей - это их совершенствование.

Творческое мышление (креативность) - умственные процессы, которые ведут к решениям, идеям, осмыслению, созданию худ. форм, теорий или любых продуктов, к-ые явл. уникальными и новыми. Нет точного ответа на? можно ли развить ТМ. Есть ряд примерных условий для развития ТМ:

1)необходим жизненный опыт, накопленный в процессе обучения и воспитания;

2)надо сознательно воспитывать и развивать свой тв-ий потенциал;

3)без развитой системы образования невозможны и достижения тв-ой мысли ч.

Роль воображения в тв-ом процессе велика, тв-во тесно связано со всеми психич. процессами (ощущ., восприятие, внимание, память, мышление, речь, сознание), в том числе и с воображением. Создавая в процессе воображ. что-то новое, ч. стремится воплотить его в реальности (в вещах, рисунках, скульптуре).

Развитие воображения у детей:

Через творчество у ребенка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы. Развитию воображения способствуют:

Ситуации незавершенности;

Разрешение и даже поощрение множества вопросов;

Стимулирование независимости, самостоятельных разработок;

Позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.

Художественные способности

Способности - индивидуальные и психологические особенности человека, которые выражают его готовность к осуществлению конкретной деятельности. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Художественные с. - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Роль воображения в тв-ом процессе велика, тв-во тесно связано со всеми психич. процессами (ощущ., восприятие, внимание, память, мышление, речь, сознание), в том числе и с воображением. Возможность тв-ва в значит, степени обеспечивается имеющимися у ч. знаниями, способностями. Важнейшими условиями тв-ва явл. наличие опред. переживаний, создающий эмоц. тон тв-ой деят-ти.

Помимо этого важно обладать и некоторыми качествами восприятия:

1)чувство целого;

2)чувство пропорций;

3)форма предмета;

4)светотень;

5)колорит;

Восприятие тесно связано с нашими ощущениями, а их хар-р непосредственно зависит от условий, в к-ых эти ощущ. формируются: ощущ-е цвета зависит от освещённости; в. величины - от расстояния до предмета; восприятие формы зависит от того, в какой плоскости по отношению к органу зрения располаг-ся воспринимаемый предмет.

Роль творчества в деятельности дизайнера.

Вся профессиональная деятельность дизайнера - это творчество. Поэтому оно играет неотъемлемую роль в его жизни.

Творчество

Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений создавать продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Творчество проявляется в самых разнообразных видах деятельности, отличается по результатам, продуктам творчества, но подчиняется единым психологическим законам.

Любой процесс творчества предполагает субъекта творчества, творца, которого побуждают к творчеству определенные потребности, мотивы, стимулы, и который обладает знаниями, умениями, творческими способностями.

Общими являются основные стадии процесса творчества:

Подготовка (возникновение замысла),

Созревание ("инкубация" - вынашивание замысла, накопление материала),

Озарение ("инсайт")

Проверка (проверки готового результата).

Пиком творческого процесса является стадия озарения - инсайт, когда в сознание проникает и рождается новая идея - научная, философская, техническая или художественная. Но к этому ведет нередко долгий путь предварительной работы.

Автор в процессе творчества выражает свое видение, свое решение определенной задачи, приходит к единственному своем роде, отличному от других результату - в этом и заключается ценность творчества. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами.

Дизайн - худ. проектирование и процесс промыш. произв-ва полезной и красивой вещи; это результат проникновения эстетики в технику - создаёт особый зрительный язык формы. Знаки этого языка: пропорции, оптическая иллюзия, отношение света и тени, пустоты и объёмов, цвета и масштаба.

Эмоции в худ творчестве

Эмоции - это психич. реакция организма на окружающую действительность.

Эмоции играют важную роль в жизни человека и в осуществлении любой деятельности.

Познавая мир предметов, явлений человек испытывает разные чувства и ко всему выражает свое отношение. Он эмоционально реагирует на поступки и поведение других людей, а также на свои собственные высказывания и результаты деятельности.

Эмоции бывают положительными или отрицательными.

Положительные : радость, уверенность, уважение, доверие, симпатия, нежность, любовь...

Отрицательные: неудовольствие, печаль, отчаяние, огорчение, тревога, страх, жалость, сострадание, разочарование, обида, гнев, презрение, негодование, зависть, злость...

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции и чувства, аффект, стресс, страсть, настроение.

Чувства более сложное, постоянное устоявшееся отношение личности к тому, что она познаёт или делает, вкл. в себя гамму эмоций. Чувства носят более предметный характер. Чувство связано с определенным, незаменимым объектом Чувства, в отличие от эмоций, развиваются, воспитываются, совершенствуются.

Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Это встречающееся только у человека эмоциональное состояние. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, которые сконцентрированы вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека). Плохо поддается волевому контролю.

Настроение - длительное эмоц. состояние, окрашивающее поведение человека. Настроение определяет общий тонус жизни человека. Настроение зависит от тех влияний, которые затрагивают личность и его основные ценности. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным и отрицательным.

Аффекты - кратковременная и сильная положительная или отрицательная эмоция, возникающая в ответ на воздействие внутренних или внешних факторов

Они препятствуют нормальной организации поведения, его разумности.

Стресс - неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма.

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Цель худ. творчества - создание новых эмоций.

Результат - произведения искусства.

Личность и её структура

Личность - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего на основе включенности в социальный контекст.

Отличается самостоятельностью в поступках;

Способна нести ответственность и решать проблемы;

Контролирует поведение, обладает силой воли;

Способна изменяться с течением времени.

Индивид - человек, обладающий только ему свойственными характеристиками, как внешнего, так и внутреннего характера.

Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, сочетание психологических особенностей чел, составляющих его своеобразие, отличие от др.

Атрибуты личности:

Воля - это способность человека управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей.

Свобода - наличие возможности выбора, вариантов исхода события.

Разум - способность мыслить всеобще, способность отвлечения и обобщения, включающая в себя и рассудок.

Чувства - переживание своего отношения к окружающей действительности (к людям, их поступкам, к каким-либо явлениям) и к самому себе.

В психологии: Личность - это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Комплекс устойчивых компонентов личности:

Темперамент - совокупность индивидуальных психических особенностей. Темперамент составляет основу развития характера человека.

Характер - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Мотивация - 1) побуждение к действию; 2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость;

Личность - результат процесса воспитания и самовоспитания.

Социализация личности

Социализация личности - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе Соц. человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

Под С. следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.

С. относится к тем процессам, посредством которых люди учатся жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом.

С. предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.

С. включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы.

Понятие С. касается качеств, которые индивид приобретает в процессе С, и психологических механизмов, посредством которых достигаются желаемые изменения.

Определяющее значение для процессов С. имеет общественное воспитание.

В качестве источников С. индивида выступают:

а) передача культуры через семейный и др. социальные институты (прежде всего, через систему образования, обучения и воспитания);

б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;

в) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;

г) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.

Процесс С. можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции.

В качестве институтов С. рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые и др. коллективы. Особая роль в С. индивида отводится развитию и умножению его контактов с др. людьми и в условиях общественно значимой совместной деятельности. Посредством этих контактов индивид начинает правильно воспринимать и оценивать себя и других.

В процессе С. человек обогащается общественным опытом и индивидуализируется, становится личностью.

Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям :

Стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

Игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

Стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Художественная практика в отечественной, культурно-образовательной традиции, декларируя в качестве первоочередной задачу духовного развития личности, реально строилась на представлениях об искусстве как своего рода "виртуозном рукоделии". Яркой иллюстрацией подобного подхода служит действовавшая на протяжении XIX–XX вв. практика диагностики художественной одаренности при отборе в художественные учебные заведения. Для определения уровней развития духовных качеств личности, творческих способностей заслуживающих внимания усилий не предпринималось, при этом довольно тщательно проверялось владение технической стороной дела (звуковысотный слух, тонкое цветоразличение, чувство ритма, владение академическим рисунком, музыкальным инструментом и т.п.).

Таким образом, в художественном образовании сложился подход, согласно которому уровень инструментального владения средствами выражения (академический рисунок, академическая живопись и т.п.) при поступлении в высшее художественное учебное заведение был и остается очень высоким, что уже само по себе "искусство", требующее незаурядных природных данных и многолетней специальной учебной работы. Аналогично обстояло дело в музыке и других видах искусства. При этом несложно заметить, что при таком отборе оценивались лишь качества инструментальные или технические. Они необходимы для художественной деятельности, но недостаточны для достижения в ней высоких результатов, а потому только по ним крайне опрометчиво судить о степени художественной одаренности индивида. Это было убедительно доказано в ряде специальных психологических исследований (Р. Арнхейм, А. А. Мелик-Пашаев, 3. И. Новлянская и др.).

Отбирая самых способных, с данной точки зрения, развивая эти качества на протяжении длительного периода (профессиональное обучение искусству всегда было и остается одним из самых продолжительных) педагоги постоянно сталкивались с тем, что известными художниками, музыкантами, танцорами становились часто совсем не те, кто блистал в период обучения. Данная практика имеет свои теоретические корни в некоторых особенностях понимания психологии способностей и одаренности. Так, в советской психологии понятие "художественная одаренность" фактически исключается из круга рассматриваемых явлений, а его место занимает более нейтральное – "задатки". Последние трактуются как "...врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей" . Способности при этом понимаются как "...индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности" .

Руководствуясь подобным подходом, множество известных психологов (Б. Г. Ананьев, В. А. Крутецкий, В. И. Кириенко, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.) проводят тщательный, глубокий анализ различных видов художественной деятельности. Например, В. И. Кириенко изучает проблемы способностей к изобразительному искусству, Б. М. Теплов – к музыке и др. В итоге, вычленяется необходимый и достаточный, с точки зрения авторов, набор психических качеств, естественно, но возможности наиболее простых, элементарных. Сочетание этих качеств, по мнению сторонников данного подхода, характеризует общую структуру и индивидуальные варианты конструкций данных способностей.

При этом возникает целый ряд проблем и одна из самых сложных заключается в том, что ни теоретический анализ, ни эмпирические исследования не позволяют с уверенностью сказать, что определен необходимый и вместе с тем достаточный перечень элементарных способностей, точно иллюстрирующий общую картину способностей, как психического явления. Так, у разных авторов, изучавших одну и ту же проблематику, можно встретить разные варианты перечней (суженные или расширенные) основных способностей. Следующая проблема – проблема рядоположенности выделенных качеств и их иерархии. Попытки выстроить подобные иерархические конструкции, решая при этом проблему рядоположенности, предпринимались с различной степенью успешности. Способности пытались дифференцировать на доминантные-субдоминантные (В. А. Крутецкий); опорные – ведущие – фоновые (В. А. Ковалев) и др.

В наиболее упрощенном виде подобное решение проблемы можно представить как попытку рассмотрения способностей в качестве простой суммы свойств или психических качеств. Эта сумма обеспечивает действие всей конструкции художественных способностей как системы в целом. В связи с этим весьма актуально звучит вопрос одного из главных оппонентов подобного подхода А. А. Мелик-Пашаева: "...как вторичное по отношению к частям, целое может приобрести качества, которых не было в частях и которые не создаются их сложением. Не проще ли предложить, в таком случае, первичность целого в его особой, потенциальной форме" .

В своих публикациях начала 1980-х гг. А. А. Мелик-Пашаев и З. И. Новлянская предложили свой подход к характеристике художественных способностей, который привел их к созданию принципиально иной теоретической модели. Проблема художественных способностей предстает в ином свете, если, как предлагает А. А. Мелик-Пашаев, рассматривать способности не как субъективный аналог структуры деятельности, а как "орган самореализации творческого “Я”", в той или иной сфере культуры. Тогда, по его справедливому утверждению, исходной становится ценностно-личностная характеристика человека, которая определяет его как художника, а процесс развития способностей в данном случае выступит как выявление и конкретизация этого целого. Последнее "...вбирает в себя и модифицирует разные психические качества, превращая их в свои части (а не складываясь из них) и преобразуя в способности к творчеству" .

Таким образом, внимание исследователя и педагога- практика концентрируется не на поисках отдельных способностей, необходимых для выполнения деятельности, а на качественных трансформациях психических свойств, которые они претерпевают, приобретая статус способностей к творчеству в данной области. Иное содержание у А. А. Мелик-Пашаева и З. И. Новлянской приобретает и проблема иерархичности способностей. По их утверждению, она проявится в том, что более элементарные частные качества выступят как необходимый, но подчиненный момент качеств более высокого порядка, связанных с порождением творческих замыслов, близких к "вершине пирамиды" – "творческому “Я”" человека.

Главное интегральное свойство художественно одаренной личности А. А. Мелик-Пашаев и З. И. Новлянская обозначают термином "эстетическое отношение к действительности", называя его при этом единой основой "способностей ко всем видам художественного творчества" . В наиболее общем виде они рассматривают его как преодоление границ "эго", создающее условия для проявления в сознании и деятельности человека высшего "Я". В эстетическом отношении к действительности исчезает тот невидимый, но ощутимый психологический барьер, обычно разделяющий "человека" и "мир", "я" и "не я", субъект и объект.

Нельзя не признать, что это удачная попытка решения традиционной для психологии проблемы соотношения общих и специальных способностей нетрадиционным способом. Большинство исследователей понимают под общими способностями общие интеллектуальные или общие творческие способности, а к специальным относят художественные, математические лингвистические, психомоторные и т.п. При рассмотрении общих способностей к теоретико-познавательной деятельности последний подход может быть логически и оправдан. Основу художественных способностей, как справедливо указывают А. А. Мелик-Пашаев и З. И. Повлянская, составляют не общие интеллектуальные, а общие художественные способности. Они включают в себя:

  • – эстетическое отношение к действительности;
  • – художественное воображение, в его общей, не сводимой к конкретному материалу форме;
  • – инструментальные, выступающие как конкретизация этих общих моментов, применительно к различным видам художественной практики (литературные, музыкальные, изобразительные и др.).

Другая, важная для психологии способностей проблема, – проблема мотивации. При традиционном подходе теоретические модели способностей рассматривались как некий набор качеств, требуемых для успешного выполнения деятельности, в этом случае разделение способностей и мотивации выглядело вполне естественным и логичным. Способности и мотивация рассматривались как слагаемые успеха. В подходе А. А. Мелик-Пашаева и З. И. Новлянской, когда основу способностей составляет особое, эстетическое отношение к миру, граница между собственно способностями и мотивационно-потребностной сферой личности практически исчезает.

Важно то, что "эстетическое отношение к действительности" не возглавляет (как это принято в традиционных концепциях) список художественных способностей, а создает их. А. А. Мелик-Пашаев подчеркивает, что вне этого целого, те или иные качества психики бывают лишь предпосылками художественных способностей – более или менее благоприятными, но нейтральными с точки зрения задач искусства. Вне "эстетического отношения к действительности" отдельные личностные, психические свойства, которые прежде именовались художественными способностями, таковыми не являются.

С точки зрения общего, не только художественного, воспитания важно замечание о том, что эстетическое отношение к миру "...выступает как одна из граней полноценно развитой человеческой психики вообще", как основа способности к художественному освоению мира, свойственная каждому человеку в той или иной степени. Видимо, данное свойство можно квалифицировать как интегральное личностное образование – "художественную одаренность", теоретически присутствующую в каждой личности и различающуюся лишь по степени.

Тема: Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки - для игры, поделки - для украшения елки, для подарка маме и т.д.) , поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструктивная деятельность - это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. Дети конструируют разные конструкции, модели их строительного материала и деталей конструкторов; создают поделки из бумаги, картона и бросового материала; конструируют художественные композиции из бумаги, картона и бросового материала. В художественном конструировании, помимо умственного развития ребенка, осуществляется развитие его художественных способностей.

При правильно организованной деятельности дети приобретают:

1. конструктивно-технические умения:

  • сооружать отдельные предметы из строительного материала - здания, мосты и т.д.
  • делать из бумаги различные поделки - елочные игрушки, кораблики и т.д.

2. обобщенные умения:

  • целенаправленно рассматривать предметы
  • сравнивать их между собой и расчленять на части
  • видеть в них общее и различное
  • находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей
  • делать умозаключения и обобщения.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:

Речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.) , которые в других видах деятельности употребляются редко;

  • дети упражняются в правильном употреблении понятий. (Высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький) .
  • в точном словесном указании направления. (Над - под, вправо - влево, вниз - вверх, сзади - спереди, ближе) .

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

  • трудолюбие,
  • самостоятельность,
  • инициатива,
  • упорство при достижении цели,
  • организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

  • умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) ;
  • работать дружно, не мешая друг другу.

Изготовление детьми различных поделок и игрушек. Подарки маме, бабушке, сестре, или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к родным. Желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.

Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками. Развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении - простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения.

Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру - дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.

Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

Проблема детского творческого конструирования является актуальной проблемой, и мы её решаем в ДОУ.



Рассказать друзьям