Нужен ли режим дня ребенку. В свое время

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Это во многом зависит от возраста ребенка. Рассказывает Татьяна Чхиквишвили, консультант Центра детского сна.

Сон новорожденного

Вопрос: «Нужно ли с рождения приучать ребенка к четкому распорядку дня? Как это сделать, если он постоянно просыпается ночью и его нужно кормить?»

Если под словом «режим» понимать традиционное значение этого слова (с привязкой к часам), то создается впечатление, что для маленького ребенка он просто невозможен. И это действительно так.

В первое время после рождения у детей отсутствует механизм, позволяющий различать день и ночь. Их промежутки сна и бодрствования не зависят от времени суток. К тому же малышам нужны частые кормления, в том числе и по ночам - ведь размер желудка пока очень маленький.

Первые месяцы жизни

Вопрос: «Нужно ли будить ребенка ночью через 3 часа для кормления? Если он спит дольше - это плохо?»

Малыш быстро созревает. В течение суток появляется один относительно длинный период сна. Хорошей продолжительностью для него считается 3–5 часов, но некоторые дети могут спать 4–6 часов. Так начинается процесс консолидации сна: постепенно ребенок учится спать ночью и бодрствовать днем.

Важно, чтобы этот промежуток длительного непрерывного сна приходился именно на ночное время! Иначе вполне вероятно столкнуться с частой проблемой у малышей - «перепутал день и ночь».

Если внимательно приглядываться к сигналам ребенка, укладывать его сразу же после появления первых признаков усталости, не «перегуливать», то уже с 2–3 месяцев можно заметить некоторую регулярность в течение дня. Так начинает формироваться ритм сна и бодрствования.

Если ваш малыш имеет склонность устраивать «тихий час» по несколько раз, но на короткое время, стоит приложить усилия, чтобы продлить время покоя. Ведь недостаточно выспавшись, он плохо отдохнет и очень скоро снова будет нуждаться в укладывании.

Ритм сна и бодрствования детей до года

Вопрос: «В 3 месяца у моего ребенка появился довольно постоянный режим. Просто в какой-то момент я вдруг поняла, что он хочет спать примерно в одно и то же время. Но вдруг режим сбился, хотя в нашей жизни ничего не изменилось. Почему?»

Ребенок до года чрезвычайно стремительно развивается и растет. Каждые 1–2 месяца снижается его потребность в отдыхе, увеличивается время бодрствования. Ни о каком постоянном распорядке дня не может быть и речи.

Поэтому до возраста как минимум 10 месяцев говорить о режиме не вполне корректно. Речь идет именно о ритме, т.е. предсказуемо чередующихся периодах сна и бодрствования. И, конечно, этот ритм первое время будет очень часто меняться.

Только мама научится предугадывать, когда придет время укладывать малыша, не успеет порадоваться - как вдруг все «слетает». Приходится снова и снова подстраиваться под меняющиеся потребности ребенка.

Режим ребенка после года

Вопрос: «Когда у ребенка появится четкий режим, и я смогу планировать свое время? Я работаю из дома, для меня этот вопрос имеет особенное значение.»

После 10 месяцев ребенок «сбавляет темп». Теперь перемены менее стремительные, ритм сна и бодрствования постепенно становится все более постоянным. Мама может все в большей степени ориентироваться по часам. В возрасте около 1 года формируется достаточно стабильный режим дня ребенка.

Но и он скоро изменится - ведь вскоре после года дети обычно переходят на один дневной сон. Это происходит постепенно. Обычно бывает довольно долгий период, когда ребенок спит то один раз в день, то два. В это время режим снова становится «плавающим». Постепенно закрепляется один дневной сон - вот теперь распорядок можно считать окончательно установившимся.

Зачем нужен предсказуемый ритм сна и бодрствования и режим?

  • Комфорт и спокойствие. Многим мамам в тягость бесконечный «день сурка» - но дети с ними не согласны. Упорядоченность и предсказуемость в жизни ребенка действует на него успокаивающе. Малыш чувствует себя комфортно и расслабленно, когда его жизнь однообразна и рутинна. А ведь это именно то, что нужно уставшему человеку, чтобы уснуть и хорошо долго спать. Просто успокоиться и расслабиться.
  • «Естественное снотворное» . Организм привыкает засыпать в определенное время (точнее, через определенное время после пробуждения). И к этому времени вырабатывает нужные для засыпания гормоны. Это помогает заснуть легче и быстрее.
  • Планирование времени . Предсказуемый ритм дня удобен для мамы - она может планировать дела, подстраиваясь под ритм младенца. Но в этом есть польза и для ребенка - если мама приблизительно знает, когда придет время спать, она может заранее подготовиться к укладыванию. Вероятность того, что дитя «перегуляет» и будет плакать от переутомления, гораздо ниже. Мы помним - чем спокойнее и расслабленнее малыш, тем легче ему уснуть.

Режим - это инструмент нормализации сна. Не стоит искать проблемы там, где их нет. Если ребенок хорошо спит, не стоит подгонять его под «нормы». Но если все же есть проблемы с засыпанием и частыми пробуждениями, стоит внимательно понаблюдать за сигналами вашего чада, чтобы выстроить достаточно четкий ритм сна и бодрствования.

Пожалуй, эта тема вызывает больше всего споров и противоречий. Я знаю семьи, в которых все упорядочено и разложено по полочкам: в том числе и режим дня ребенка подчинен достаточно строгим правилам. Но я также знаю семьи, где все очень сильно непредсказуемо: каждый день все происходит в разное время.

Как консультанта по детскому сну, меня часто просят высказать свое мнение по вопросу: нужен ли режим или нет. Мое мнение: режим ребенку однозначно нужен. Более того, я всегда говорю родителям, которых консультирую по проблемам детского сна, что без режима многие проблемы, с которыми они приходят ко мне, решить попросту не удастся.

Обратите внимание: в контексте режима мы сейчас обсуждаем только сон и бодрствование. Мы не обсуждаем сейчас вопрос грудного вскармливания по требованию или по часам.

Прежде всего, определимся с понятием «режим». Я не подразумеваю под режимом жизнь с секундомером в руках, когда все действия совершаются строго по часам в одно и то же время. Напротив, я выступаю за предсказуемое, регулярное чередование активностей и отдыха в течение суток, где допускается некая гибкость. Называю это - рутиной .

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок «хорошо» спал на протяжении всего детства, то наличие постоянной рутины просто необходимо .

Дело в том, что сон и бодрствование управляются совершенно постоянными силами: циркадным ритмом и гомеостатической силой. Гомеостаз - это способность организма саморегулировать свои процессы. Если режим регулярный, то работа налажена и происходит без особых проблем, так как организм установил четкий внутренний ритм. Если режима нет, то саморегуляция происходит не так эффективно: организму трудно разобраться, когда нужно спать, а когда бодрствовать, так как в разные дни он получает совершенно разные сигналы.

Для примера вспомните свое состояние, когда вам доводилось путешествовать через несколько часовых зон. Даже несколько часов разницы доставляют проблему по возвращении. Вы ложитесь спать и не можете уснуть, а утром не в состоянии встать с постели. Примерно такой же эффект для организма мы имеем, когда ведем нерегулярный образ жизни. Если колебания времени начала ночного сна и его окончания значительны (более 30 минут), то организм испытывает определенный стресс.

Многие проблемы детского сна обусловлены отсутствием регулярности и самое поразительное, что мы - родители создаем эти проблемы сами, даже не осознавая масштаба последствий.

Насколько жестким должен быть режим? Что касается сна и бодрствования, то ежедневные отклонения не должны в среднем составлять более 30 минут. Конечно, мы должны принимать во внимание все вовлеченные факторы: например, болезнь ребенка вероятно потребует временной корректировки режима. Но если режим примерно постоянен каждый день, тогда редкие отклонения от него не страшны. Например, в какой-то день вы можете задержаться в гостях и уложить ребенка чуть позже, но это единичное событие не собьет ваш режим. Если же вы каждый день укладываете ребенка в разное время и просыпаетесь, как получится, тогда вероятно вы встретите типичные индикаторы проблемы:

  • Ребенок просыпается ночью
  • Ребенок не спит днем
  • Ребенок долго засыпает
  • Ребенок очень рано встает .

И что нам теперь всем подстраиваться под ребенка?

Родители часто негативно относятся к самой идее режима, так как считают, что это повлечет пожертвование собственных интересов. Моя точка зрения на этот счет такова: если мы ставим сон ребенка в приоритет, понимая его важность для здоровья и развития, тогда нам проще находить ежедневную мотивацию поддерживать стабильность. Если мы осознаем важность полноценного сна для малыша, тогда мы можем найти повседневные решения и наладить свой быт.

Если у вас до сих пор нет режима, подумайте о его внедрении.

Вы можете найти информацию о рекомендуемом режиме дня в следующих статьях:

«Леночка, собираемся домой, через десять минут у тебя обед, а потом дневной сон, а после занятия по расписанию, сегодня будем лепить животных из пластилина» - подгоняет мама трехлетнюю дочку на детской площадке, напоминая о режиме дня.

Я с тоской наблюдаю, как мой сорванец гоняет голубей по кругу, весел и полон сил, а ведь по его расписанию тихий час именно сейчас. Но в том то и проблема, что расписание у нас никогда не соблюдается, ребенок «дрессировке» не поддается. Чтобы я ни делала! А так ли важен режим дня, надо ли учить кроху жить по часам?

Не по уставу

«Катя, шесть утра же, воскресенье, дайте поспать, уложи ребенка! Не давай ему вставать» - жалобно просит муж в очередное утро выходного дня.

Но он и сам знает, что сынишка спать больше не ляжет, что ты с ним не делай. Выспался маленький человек – выспались все, даже сладко подремать не получится, карапуз гремит, стучит, бегает, прыгает, а в конце концов оседлает спящего папу и тот окончательно проснется. А вам знакома такая ситуация?

Именно из-за очень раннего пробуждения ребенка я стала задумываться о введении режима дня. Я, конечно, и без того неоднократно пыталась кормить-мыть-укладывать в одно время, но своенравный кроха оказался «нережимным». Либо и правда, не все дети готовы жить «по уставу», либо я делаю что-то не так…

Чем же плохо отсутствие режима дня у ребенка?

Прежде всего, это очень неудобно для родителей. Проверено на собственном примере! Ничего не спланировать, малыш всё-равно нарушит планы. Ждешь, что он поспит в машине по дороге в супермаркет, но он час смотрит в окно, хотя по «расписанию» тихий час. Шоппинг испорчен, можно сразу ехать обратно, ведь утомленный кроха не даст вам и минутки покоя, а уснуть среди толпы людей, пусть и в коляске, он не сможет. В следующий раз, предвидя такую ситуацию, вы выбираете путь покороче, выезжаете пораньше, чтобы на дневной сон вернуться домой. Но малыш засыпает в первые же минутки пути, хотя еще не время вовсе. Что делать? Вернуться домой, покататься и дать ему поспать, разбудить сонного гномика и слушать недовольный плач? Если ребенок соблюдает режим, это очень удобно для мамы с папой. Но нужен ли режим самому ребенку? И чем грозит его отсутствие?

Нет режима дня – нет воспитания?

Потерпев несколько неудач, я уже была готова забыть о жизни по расписанию, в садик пойдет, там научится спать и кушать вовремя – думалось мне. Я оправдывала себя тем, что каждый малыш индивидуален, и приняла детские «правила игры». Как оказалось, зря…

Неслучайно педиатры, детские психологи и воспитатели выступают «за» режим, они отмечают, что без режима малыш становится неуправляемым, возбудимым и трудно обучаемым.

«Распорядок дня нужен не только маме с папой, но и самому ребенку, он отвечает за его гармоничное физическое развитие, моральное спокойствие и устойчивую психику. Большая часть современных детей – сангвиники и холерики, они чрезмерно активны и легко перевозбуждаются. Такие дети с трудом засыпают сами или вовсе не могут это сделать, им режим нужен в первую очередь» - говорит известный детский психолог, а по совместительству многодетная мама Екатерина Бурмистрова.

И ее мнению я доверяю. Ребенок, пропустивший дневной сон, становится просто невыносимым, особенно в последние часы перед отбоем. Причем, чем младше кроха, тем важнее для него жизнь по часам, исключая, период до полугода.

Режиму дня быть!

«Никогда не жили по режиму, мне самой было бы неудобно все делать по часам, никогда время не засекала. Но ребенок стал плохо кушать, засыпает с трудом, дневной сон бывает и в 10 утра начинается, а бывает и в пять вечера, малыш сам устает от такой неопределённости. Раньше думала, что ему так удобнее и лучше, но ошиблась, он просто не умеет делать все по расписанию, а без меня и не научится» - рассказывает Анастасия Завьялова, мама двухлетнего Романа.

Если вы все еще уверены, что ребенок волен сам решать, когда ему играть в машинки, когда смотреть мультики, когда гонять кота, а когда пора и вздремнуть, то приведем еще несколько доводов в пользу режима:

  • Ребенок, который никогда не жил по режиму дня, рискует стать «проблемным», возможны сложности с воспитанием, ведь распорядок дня – это дисциплина.
  • Если дневной и ночной сон начинается и заканчивается всегда в разное время, малыш часто будет перевозбужденным, а когда-то сонным. Такое состояние мешает развитию, ребенок будет с трудом реагировать на просьбы, взаимодействовать с детьми и даже играть не захочет, будет капризничать.
  • Распорядок дня, это не просто «кушать 20 минут, играть полчаса», это нечто иное, как картина мира для ребенка. Утро-день-ночь, за ужином следует купание, за ним – сон. Даже взрослым проще жить по режиму, стоит лечь на пару часов позже, и утром вы будете «клевать носом».
  • Если малыш живет по расписанию, то он чувствует себя в безопасности, он ощущает мир «стабильным». Ребенок всегда знает, что произойдет дальше, он спокоен.
  • Даже физическое развитие зависит от соблюдения режима, особенно до трех лет. Более старшим детям можно делать «поблажки», например, продлить прогулку на 20 минут или устроить полдник пораньше, если сорванец проголодался. После трех лет ребенок может сам сказать, чего он хочет, к словам его надо прислушиваться, но решает, что и когда ему делать, все равно мама.

Расписание все-таки полезная, а в некоторых случаях незаменимая «штука». Как же научить малыша жить по распорядку дня и как правильно составить это расписание? Читайте во второй части нашей статьи.

А ваш малыш живет по режиму дня? И как вам при этом живется?

Нужно ли соблюдать режим дня для ребенка до года? Какой режим подходит ребенку до года? Читайте в нашей статье.

Первый год жизни малыша – важный период, когда закладываются многие привычки. Распорядок дня помогает правильно организовать смену сна и бодрствования, режим питания, обеспечив необходимые потребности детского организма. Каким же он должен быть?

Особенности режима дня ребенка до года

В течение первого года жизни режим дня ребенка несколько раз меняется. Первые два месяца практически непрерывно ест и спит. Примерно к он спит реже и больше времени бодрствует. Только помните, что каждый ребенок индивидуален, поэтому сдвиг в ритмах на месяц вперед или назад – это в рамках нормы!

Постепенно у малыша устанавливается два дневных сна – до обеда и с 15 до 17 ч., например, а к году остается один послеобеденный сон. Он может быть двух-трех часовым, с 13 до 15 или позже, с 14 до 16-17 ч.

Примерная потребность в сне у – 10-12 часов. Однако, если ребенок заболевает или переутомился, он может спать больше. При этом учитывайте, что переутомление может наступить и от негативных впечатлений (наказание, ссоры), и позитивных (гости, подарки, зрелища, в том числе ТВ). Учитывайте это, если думаете поехать с малышом в отпуск на морской курорт , резкая смена привычных условий может отрицательно отразиться на ребенке.

Режим питания малыша с рождения и до 6 месяцев (т.е. пока он находится только на грудном вскармливании), должен быть свободным. Малейшие попытки мамы «приучить» кроху выдерживать интервалы в 1,5 – 2 или, что еще хуже, в 3 часа способны сбить и принести дополнительные проблемы малышу и маме. Поэтому ради сохранения молока придерживайтесь только свободного графика грудного вскармливания! Соответственно, смена сна и бодрствования тоже будет на свободном режиме. Ведь часто ребенок засыпает после еды у мамы под грудью и просыпается с чувством голода.

Нужен ли режим для ребенка до года?

Однако это не значит, что Ваш грудничок будет расти вовсе без режима. Все дети (не только до года, но и после, примерно до школьного возраста) любят определенную повторяемость действий. Поэтому, хорошо, если Вы будете примерно в одно и то же время укладывать ребенка спать, гулять с ним и т.д. Повторяемость действий успокаивает малыша, придает ему уверенности, делает мир понятным, безопасным.

Обычно если сами родители склонны жить по распорядку, и малыш будет проявлять те же наклонности. Даже уже сам будет просить кушать и укладываться спать примерно в одно и то же время. Маме останется только поддержать его в этом стремлении. И здесь важно быть чуткой к поведению ребенка. Если Вы видите, что малыш трет глазки, прикладывается к груди и тихонько, нежадно посасывает, поддержите его настрой. Можно тихонько покачать кроху, спеть колыбельную. Избегайте шума и активной деятельности вблизи засыпающего ребенка. Причем когда ребенок заснет, рядом с ним уже можно разговаривать в полный голос, но, разумеется, не кричать.

Если ребенок сам установил себе режим, который ему подходит – прекрасно. Только не забывайте, что младенец от рождения до трех месяцев должен брать грудь не реже, чем через 2 часа (чаще – лучше). И если он спит больше двух часов подряд – предложите ему грудь во сне. Даже немного пососав, кроха простимулирует Вам лактацию и сможет спокойно поспать еще.

Если же Ваш малыш не склонен устанавливать определенный режим сна и бодрствования, приучать его насильно не стоит. Нервная система малыша очень чутка к любой грубости и насилию. И если Вы будете качать его (чтобы уложить спать) тогда, когда его организм спать не хочет, ничего, кроме ненужного малышу стресса, он не получит. А ведь ребенок не способен пока объяснить Вам свои потребности. Поэтому мама должна быть чуткой, внимательной к поведению малыша. Если он во все глаза разглядывает окружающее пространство, активно гулит и вообще не проявляет желания поспать – отложите укладывание на полчаса — час. А когда малыш нагуляется и сам захочет спать, дайте ему грудь и покачайте.

До года должен кушать грудное молоко только по требованию, а обычную пищу (прикорм) — в то же время, когда вся семья завтракает, обедает, ужинает. Только так Вы не собьете малышу и привьете ему любовь к распорядку питания.

Всегда помните, что режим дня существует для блага человека, а не человек – для режима. Любой распорядок должен помогать, причем и малышу, и взрослому. И если Вы будете чуткой мамой, внимательно наблюдающей за поведением крохи, Вы всегда уловите его настрой и поддержите его. И уже под ритмы ребенка подстроите свои повседневные заботы. Тогда уход за ребенком первого года жизни принесет Вам только радость!

Каждый взрослый сам решает, жить ему по режиму или «вне» его. Мы подстраиваем распорядок дня под жизненные обстоятельства и биологические часы, привычки и необходимость. Так, офисный сотрудник вынужден просыпаться рано, а фрилансеру можно поспать подольше.

Но это взрослые. А свободны ли дети в выборе вариантов? Точнее, свободны ли мы, родители, в выборе вариантов для детей? Современное поколение родителей выросло «по режиму», но подходит ли такой подход современному поколению детей?

Нужен ли ребенку режим дня?

Режим дня - это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и приемов пищи. Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей. Впрочем, с этой точкой зрения согласны не все родители.

Аргументы против распорядка дня:

Практический: распорядок не подходит самым маленьким детям, и он невыполним в старшем возрасте;

Физиологический: организм ребенка интуитивно понимает собственные потребности, в режиме нет необходимости;

Психологический: идеи режима являются наследием советского прошлого (аналогично тесному пеленанию грудничков), а значит, неверны и устарели;

Идейный: ребенок - личность творческая, открытая, он индивидуален и неповторим, а распорядок дня устанавливает рамки и приучает жить по стандарту.

Несмотря на то, что и педиатры, и психологи в последние годы отошли от жестких методик ухода за ребенком, описанных Беджамином Споком полвека назад, специалисты все же единодушны во мнении, что режим детям абсолютно необходим.

Преимущества соблюдения режима дня:

1) соблюдение режима ребенком - залог его здоровья (своевременный прием пищи, обязательные прогулки, необходимое количество сна и т.д.);

2) по мнению врачей, режим укрепляет иммунитет - подсознание усваивает, что всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм подстраивается - сон становится глубоким, аппетит хорошим;

3) увязка дел со временем рождает предсказуемость, режим помогает избегать хаоса, суеты, беспомощности, неожиданностей, что, в свою очередь, делает детей спокойнее и увереннее;

4) если ребенок привык жить согласно режиму, то у родителей нет необходимости постоянно давать указания;

5) режим помогает детям адаптироваться в новой обстановке (детский сад, школа);

6) распорядок дня способствует развитию навыка самодисциплины, что, безусловно, поможет ребенку во взрослой жизни;

7) благодаря режиму больше времени уделяется нерегулируемым занятиям, так как необходимые и обязательные выполняются «на автомате» (аналогично подходу «флай-леди»).

Таким образом, режим дня - это не строгий график выполнения определенных заданий, а простой способ удовлетворения всех главных потребностей ребенка.

Режим новорожденного выстраивается не сразу. Для ребенка, находящегося на грудном вскармливании, особенно трудно выстраивать режим, поскольку мама не может проконтролировать, сколько молока он съедает в каждое кормление. Иногда малыш будет просыпаться раньше и чаще просить грудь, в другие дни может проспать дольше обычного. Но если изо дня в день стараться, хотя бы в общих чертах, следовать одному и тому же графику, то постепенно режим установится и ваша жизнь станет более предсказуемой.

Распорядок - понятие гибкое. По мере взросления ребенка он может и должен меняться. Переход на двух-, а затем на одноразовый дневной сон, введение прикорма, позднее - поступление в детский сад и в школу являются этапами, значительно влияющими режим дня. Естественно, у каждой семьи режим будет собственный, но все-таки многим молодым мамам хотелось бы на что-то ориентироваться.

Ниже мы предлагаем примерные схемы распорядка для детей разного возраста. Однако не следует расстраиваться, если соблюдать режим вам не удается. Значит, ваш ребенок просто еще не готов жить по распорядку, и нужно подождать, пока он немного подрастет.

Примерный распорядок дня ребенка до 3-х месяцев

6.00-7.00 - Бодрствование

7.00-9.00 - Сон

9.00 - Второе кормление

9.00-10.00 - Бодрствование

10.00-12.00 - Сон (можно совместить с прогулкой)

12.00 - Третье кормление

12.00-13.00 - Бодрствование

13.00-15.00 - Сон

15.00 - Четвертое кормление

15.00-16.00 - Бодрствование

16.00-18.00 - Сон (можно совместить с прогулкой)

18.00 - Пятое кормление

18.00-19.00 - Бодрствование

19.00-20.45 - Сон

21.00 - Шестое кормление

21.00-6.00 - Ночной сон

24.00 или 3.00 - Седьмое кормление

Приведенная схема кормления по часам подходит в основном детям, находящимся на искусственном вскармливании. При естественном вскармливании не следует избегать ночных кормлений, т.к. они очень важны для стимуляции лактации. Число кормлений грудным молоком в этом возрасте может быть значительно больше семи, и этого не стоит пугаться.

Примерный распорядок дня ребенка от 3 до 6 месяцев

6.00 - Пробуждение после ночного сна и первое кормление

6.00-7.30 - Бодрствование

7.30-9.30 - Сон

9.30 - Второе кормление

9.30-11.00 - Бодрствование

11.00-13.00 - Сон (можно совместить с прогулкой)

13.00 - Третье кормление

13.00-14.30 - Бодрствование

14.30-16.30 - Сон

16.30 - Четвертое кормление

16.30-18.00 - Бодрствование

18.00-19.00 - Сон (можно совместить с прогулкой)

19.00 - Пятое кормление

19.00-20.45 - Бодрствование

20.45 - Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)

21.00-6.00 - Ночной сон

23.00 - Шестое кормление

В возрасте полугода малыш спит обычно три раза в день, а промежутки между кормлениями увеличиваются до 4-х часов. Обычно в период до года педиатры говорят еще не о режиме дня, а о так называемом «дневном ритме», с учетом потребностей ребенка в сне и еде. В интервалах между сном и приемами пищи необходимо заниматься с ребенком гимнастикой и массажем (спустя хотя бы полчаса после еды и за 1 час до сна), играми (активными и спокойными). Обязательны прогулки (4-5 часов в сутки): в зависимости от «пристрастий» ребенка - во время дневного сна или в периоды бодрствования.

Примерный распорядок дня ребенка от 6 до 9 месяцев

7:00 - пробуждение, утренний туалет, первое кормление

7.00-9.00 - Бодрствование

9.00 - 11.00 - Сон

11.00 - Второе кормление

11.00-13.00 - Бодрствование (можно совместить с прогулкой)

13.00 - 15.00 - Сон

15.00 - Третье кормление

15.00-17.00 - Бодрствование (можно совместить с прогулкой)

17.00-19.00 - Сон

19.00 - Четвертое кормление

19.00-21.00 - Бодрствование (спокойные игры)

20.30 - Купание

21.00-7.00 - Ночной сон

23.00 - Пятое кормление

Примерно к году большинство детей переходят на однократный дневной сон. Педиатры советуют учесть биоритмы ребенка и подкорректировать режим.

Примерный распорядок дня ребенка в 1 год

8:30 - пробуждение

9:00 - завтрак

9:30-11:00 - игры, общение, гимнастика

11:00-12:30 - прогулка

12:30-13:00 - обед

13:30-15:30 - дневной сон

16:00 - полдник

16:30-18:00 - прогулка

19:00 - ужин

21:00 - поздний ужин

21:30 - ночной сон

Такой режим с незначительными изменениями сохраняется примерно до трех лет - возраста поступления в детское дошкольное учреждение. За несколько месяцев до начала посещения сада следует откорректировать режим, максимально приблизив его к «садиковскому», чтобы ребенку легче было адаптироваться. Педиатры советуют соблюдать режим не только в будние, но и в выходные дни.

Примерный распорядок дня ребенка в 3 года

7:30 - пробуждение, утренний туалет

8:00 - завтрак

8:30 - 9:30 - занятия, игры, гимнастика

10:00 - второй завтрак

10:30-12:30 - прогулка

12:30 - обед

13:00-15:00 - дневной сон

15:30 - полдник

16:00-16:30 - игры, занятия

16:30-18:00 - прогулка

18:30 - ужин

19:00- 20:00 - спокойные игры, занятия

20:00 - подготовка ко сну, купание

20:30 - ночной сон

Следующий важнейший рубеж жизни ребенка - поступление в школу. Распорядок дня первоклассника напрямую зависит от школьного распорядка и расписания дополнительных занятий: большинство школьников посещают творческие кружки и спортивные секции. Важно следить за тем, чтобы ребенок высыпался; проводил достаточно времени на свежем воздухе; выполнял домашние задания не «на ночь глядя», а заблаговременно; успевал не только учиться, но и играть, и уделять время хобби и любимым занятиям.

Примерный распорядок дня ребенка в 7 лет

7:00- подъем, зарядка, завтрак, дорога в школу

8:00-12:00 - занятия в школе

13:00 - обед, отдых, свободное время

14:00-15:00 - выполнение домашнего задания

15:30 - полдник

16:00-18:00 - прогулка, посещение спортивных секций

19:00 - ужин

19:30-20:00 - игры, и свободное время

20:00-20:30 - подготовка ко сну, водные процедуры

20:30-21:00 - чтение на ночь

Режим дня ребенка-школьника

При составлении распорядка дня важно помнить, что:

  • он должен быть гибким,
  • он должен быть разумным,
  • он должен учитывать интересы и потребности конкретного ребенка.

Как приучить ребенка к режиму или распорядку

(если по каким-либо причинам приучение не произошло в раннем возрасте, или если распорядок изменился)?

1. Дети есть дети, поэтому в процессе приучения очень помогают игровые и соревновательные моменты - плакаты, расписания, флажки, галочки в графах, таймеры, оригинальные будильники и т.д.

2. Старайтесь не отклоняться от режима даже ради обстоятельств (например, из-за прихода гостей).

3. Учитывайте самочувствие ребенка (если оно плохое, то нужна корректировка режима).

4. Не допускайте замены игр и прогулок компьютером, планшетом или телевизором.

5. Начните с себя - если родители режим не соблюдают, то приучать к нему детей бесполезно.

Мнение эксперта

Ирина Кузьмина, психолог: «Как мне кажется, родители, отрицающие режим дня, просто заблуждаются относительно его отсутствия, а сомнения в его необходимости чаще основываются на стереотипах. Распорядок - это «плохо», это жизнь «в рамках», «отсутствие креативности» и т.д. А так как сейчас каждый второй растит своего ребенка как творческую личность, распорядок дня, по их мнению, - не способствует этому. Однако поясню: те родители, которые утверждают, что они не придерживаются режима, и что он не нужен, чаще всего не замечают, что на самом деле ребенок у них почти в одно и тоже время просыпается и засыпает, в определённое время любит играть и гулять и т.д. Родители отрицают «стандартный» режим и выстраивают на неосознанном уровне «свой» режим дня, который чаще всего совпадает с их распорядком.

Режим, несомненно, нужен. Во-первых, любой педиатр скажет, что распорядок дня - основа здоровья ребенка, это не просто временные моменты «что и когда делать нужно», это то, что помогает развиваться и расти ребенку здоровым. Со своей стороны скажу, что и психологическое здоровье напрямую зависит от постоянства. Представьте, что ваш ребенок (старше года) засыпает и просыпается в разное время, соответственно и количество часов бодрствования у него разное, в итоге - утомляемость, ребенок раздражительный, агрессивный и подвержен заболеваниям. Во-вторых, распорядок дисциплинирует и помогает достигать поставленных целей. Например, ребенку необходимо научиться играть на скрипке, в его распорядке появляется время для занятий, соответственно «маленькими шагами» он приходит к цели.

Кстати, распорядок нужен как взрослому, так и ребенку одинаково. Сначала он немного нужнее родителям, так как те из них, чьи детки живут «по режиму», более свободны во времени. Затем распорядок нужнее уже детям, особенно когда они идут в садик и в школу.

Основное правило составления распорядка дня - он должен подходить и нравиться ребенку и вам! В формировании распорядка важно также учитывать биологические часы ребенка, не «ломать» его. Нет «правильного» распорядка, есть примерный план. Например, мы с мужем относимся к категории людей, про которых говорят, что они живут без распорядка, хотя он есть. Наш режим выстроен таким образом, что все мы высыпаемся, успеваем с детками несколько раз за день гулять, заниматься, играть и параллельно работать. У нас свой «осознанный режим».



Рассказать друзьям