Рефлекс ландау у новорожденных. Оценка нервно-психического развития: При характеристике нервной системы в педиатрии используются два оп­ределения-синонима: нервно-психическое развитие (нпр) и психомоторное развитие (пмр)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Описание лекарственной формы сироп Ноотропил

Фармакологическое действие сироп Ноотропил

Ноотропное средство. Оказывает положительное влияние на обменные процессы мозга: повышает концентрацию АТФ в мозговой ткани, усиливает синтез РНК и фосфолипидов, стимулирует гликолитические процессы, усиливает утилизацию глюкозы.

Улучшает интегративную деятельность головного мозга, способствует консолидации памяти, облегчает процесс обучения.

Изменяет скорость распространения возбуждения в головном мозге, улучшает микроциркуляцию, не оказывая при этом сосудорасширяющего действия, подавляет агрегацию активированных тромбоцитов. Оказывает защитное действие при повреждениях головного мозга, вызываемых гипоксией, интоксикациями, электрошоком; усиливает альфа- и бета-активность, снижает дельта-активность на ЭЭГ, уменьшает выраженность вестибулярного нистагма.

Улучшает связи между полушариями головного мозга и синаптическую проводимость в неокортикальных структурах, повышает умственную работоспособность, улучшает мозговой кровоток. Эффект развивается постепенно

Практически не обладает седативным и психостимулирующим влиянием.

Фармакокинетика сироп Ноотропил

После приема внутрь хорошо всасывается и проникает в различные органы и ткани. Биодоступность, независимо от лекарственной формы, составляет около 95%. TCmax - 0.5-1 ч.

Проникает через ГЭБ, накапливается в мозговой ткани через 1-4 ч после приема внутрь. Из СМЖ выводится значительно медленнее, чем из др. тканей. Практически не метаболизируется. T1/2 - 4.5 ч (7.7 ч - из головного мозга). Выводится почками - 2/3 в неизмененном виде в течение 30 ч.

С осторожностью сироп Ноотропил

Нарушение гемостаза, обширные хирургические вмешательства, тяжелое кровотечение, беременность и период лактации.

Режим дозирования сироп Ноотропил

Внутрь, внутривенно.

Парентерально - в/в, в начальной дозе 10 г; при тяжелых состояниях - в/в капельно, в течение 20-30 мин - до 12 г/сут; после улучшения дозу постепенно снижают и переходят на пероральное применение.

Внутрь, в начале лечения - по 800 мг в 3 приема, перед приемом пищи, при улучшении состояния разовую дозу постепенно снижают до 400 мг; продолжительность лечения - 6-8 нед.

Суточная доза - 30-160 мг/кг, кратность приема - 2 раза в сутки, при необходимости - 3-4 раза в сутки. Длительность лечения составляет от 2-3 нед до 2-6 мес. При необходимости его можно повторять через 6-8 нед.

При длительной терапии психоорганического синдрома у пожилых - по 1.2-2.4 г/сут; нагрузочная доза в течение первых недель терапии - до 4.8 г/сут.

При лечении цереброваскулярных нарушений в острой фазе следует назначать как можно раньше, в дозе 12 г/сут в течение 2 нед, а затем по 4.8-6 г/сут.

При кортикальной миоклонии лечение начинают с дозы 7.2 г/сут, каждые 3-4 дня дозу увеличивают на 4.8 г/сут до достижения максимальной дозы 24 г/сут 2-3 раза в сутки, внутрь или парентерально. Каждые 6 мес следует уменьшать дозу на 1.2 г каждые 2 дня.

При лечении головокружения доза - 2.4-4.8 г/сут в 2-3 приема.

При серповидно-клеточной анемии суточная доза - 160 мг/кг, разделенная на 4 равные порции. В период кризиса - до 300 мг/кг.

При алкоголизме - 12 г/сут в период манифестации синдрома "отмены" этанола; поддерживающая доза - 2.4 г.

При лечении коматозных состояний, в посттравматическом периоде начальная доза - 9-12 г/сут, поддерживающая - 2.4 г, курс лечения - 3 нед.

Детям назначают в дозе 30-50 мг/кг/сут. Лечение должно быть длительным. Раствор для приема внутрь: суточная доза - 3.3 г (8 мл 20% раствора или 5 мл 33% раствора) 2 раза в сутки (перед завтраком и ужином). Можно добавлять к фруктовому соку или др. напиткам.

При ХПН с КК 50-79 мл/мин назначают 2/3 обычной дозы в 2-3 приема, с КК 30-49 мл/мин - 1/3 дозы в 2 приема, менее 30 мл/мин - 1/6 обычной дозы, однократно.

Противопоказания сироп Ноотропил

Гиперчувствительность; тяжелая почечная недостаточность (КК менее 20 мл/мин), геморрагический инсульт, психомоторное возбуждение.

Показания к применению сироп Ноотропил

Неврология: сосудистые заболевания головного мозга, хроническая цереброваскулярная недостаточность (нарушение памяти, концентрации внимания, речи, головокружение, головная боль); остаточные явления нарушений мозгового кровообращения (по ишемическому типу); коматозные и субкоматозные состояния (в т.ч. после травм и интоксикаций головного мозга); реконвалесценция (для повышения двигательной и психической активности); заболевания нервной системы, сопровождающиеся снижением интеллектуально-мнестических функций и нарушениями эмоционально-волевой сферы (в т.ч. болезнь Альцгеймера), метаболические миопатии, нервномышечная дистрофия, болезнь Паркинсона, последствия черепно-мозговой травмы (длительные головная боль и головокружение).

Психиатрия: невротический синдром, астенодепрессивный синдром (различного генеза, с преобладанием в клинической картине адинамии, астенических и сенесто-ипохондрических нарушений, идеаторной заторможенности); вялоапатические дефектные состояния (шизофрения, психоорганический синдром); комплексная терапия: психические заболевания, протекающие на "органически неполноценной почве"; депрессивные состояния, резистентные к антидепрессантам; плохая переносимость антипсихотических ЛС (нейролептиков), для устранения или предотвращения вызываемых ими соматовегетативных, неврологических и психических осложнений; кортикальная миоклония.

Наркология: абстинентный алкогольный синдром, пре- и делириозные состояния, абстинентный морфинный синдром, острое отравление этанолом, морфином, барбитуратами, фенамином; хронический алкоголизм (с явлениями стойких нарушений психической деятельности, астения, интеллектуально-мнестические нарушения, мышечный тремор, потливость, галлюцинации).

Анестезиология: при длительной общей анестезии (профилактика аноксии и гипоксии мозга).

Серповидноклеточная анемия (в составе комбинированной терапии).

В педиатрической практике: коррекция последствий перинатальных повреждений мозга, вызванных внутриутробными инфекциями, гипоксией, родовой травмой, при олигофрении, задержке умственного развития, детском церебральном параличе, при низкой обучаемости у детей с психоорганическим синдромом.

Побочное действие сироп Ноотропил

Со стороны нервной системы: психическое возбуждение, двигательная расторможенность, раздражительность, неуравновешенность, снижение способности к концентрации внимания, тревожность, бессонница или сонливость, депрессия, атаксия, головокружение, головная боль, экстрапирамидные нарушения (в т.ч. гиперкинез), судороги, тремор.

Со стороны пищеварительной системы: гастралгия, тошнота, рвота, диарея.

Аллергические реакции: дерматит, зуд, сыпь, отек.

Прочие: повышение сексуальной активности, ухудшение течения стенокардии, увеличение массы тела, астения.

Побочные эффекты наиболее часто отмечаются у пожилых пациентов при дозах выше 2.4 г/сут.

Особые указания сироп Ноотропил

Рекомендуется постоянный контроль за показателями функции почек (особенно у больных с ХПН) - остаточный азот и креатинин, а у больных с заболеваниями печени - функциональное состояние печени.

Лечение пирацетамом при необходимости может сочетаться с применением психоактивных, сердечно-сосудистых и др. ЛС.

При лечении острых поражений головного мозга назначают в комплексе с др. методами дезинтоксикационной и восстановительной терапии, а при лечении психиатрических заболеваний - с соответствующими психоактивными ЛС.

При лечении больных кортикальной миоклонией следует избегать резкой отмены препарата (риск возобновления приступов).

Проникает через фильтрующие мебраны аппаратов для гемодиализа.

В период лечения необходимо соблюдать осторожность при вождении автотранспорта и занятии др. потенциально опасными видами деятельности, требующими повышенной концентрации внимания и быстроты психомоторных реакций.

Взаимодействие сироп Ноотропил

Повышает эффективность гормонов щитовидной железы, антипсихотических ЛС (нейролептиков), непрямых антикоагулянтов (на фоне высоких доз пирацетама).

При одновременном применении с ЛС стимулирующими ЦНС возможна чрезмерная стимуляция ЦНС.

При назначении с нейролептиками уменьшает опасность возникновения экстрапирамидных нарушений.

У детей первых месяцев жизни исследование начинают с выявления врождённых безусловных рефлексов.

Врождённые безусловные рефлексы

Выделяют сегментарные и надсегментарные двигательные автоматизмы. Сегментарные двигательные автоматизмы регулируются сегментами спинного мозга (спинальные автоматизмы) или стволом мозга (оральные автоматизмы).

Ладонно-ротовой рефлекс: вызывается надавливанием большим пальцем на ладонь ребёнка. Ответная реакция - открывание рта и сгибание головы.

Поисковый рефлекс: при поглаживании кожи в области угла рта (не следует прикасаться к губам) происходят опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением.

Сосательный рефлекс: если вложить в рот ребёнка соску, то он начинает совершать сосательные движения. Рефлекс исчезает к концу 1-го года жизни.

Хватательный рефлекс: схватывание и прочное удержание пальцев, вложенных в ладонь ребёнка. При этом иногда удаётся приподнять ребёнка над опорой.

Рефлекс Моро можно вызвать различными приёмами: приподняв ребёнка за руки таким образом, чтобы затылок соприкасался с поверхностью стола, быстро опустить его; ударить по поверхности, на которой лежит ребёнок, с двух сторон от головы на расстоянии 15-20 см. В ответ ребёнок вначале отводит руки в стороны и разжимает пальцы (первая фаза), а затем через несколько секунд возвращает руки в исходное положение (вторая фаза); при этом руки как бы охватывают туловище.

Защитный рефлекс: если новорождённого положить на живот лицом вниз, голова его поворачивается в сторону.

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы: ребёнка берут за подмышечные впадины со стороны спины, поддерживая большими пальцами голову. Приподнятый таким образом ребёнок сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. Поставленный на опору, он опирается на неё полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище. При лёгком наклоне туловища вперёд ребёнок совершает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движением рук.

Рефлекс ползанья: ребёнка кладут на живот таким образом, чтобы голова и туловище были расположены по одной линии. В таком положении ребёнок на несколько мгновений поднимает голову и совершает движения, имитирующие ползание. Если подставить под подошвы ребёнка ладонь, он начинает активно отталкиваться ногами от препятствия, и в «ползанье» включаются руки.

При раздражении кожи спины вблизи и вдоль позвоночника ребёнок изгибает туловище дугой, открытой в сторону раздражителя.

если лежащему на руке исследователя ребёнку провести пальцем от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков, он поднимает таз, голову, сгибает руки и ноги. Этот рефлекс вызывает у новорож- дённого отрицательную эмоциональную реакцию.

Надсегментарные позотонические автоматизмы осуществляются центрами продолговатого и среднего мозга и регулируют состояние мышечного тонуса в зависимости от положения тела и головы.

Лабиринтные установочные рефлексы вызываются изменением положения головы в пространстве. У ребёнка, лежащего на спине, повышен тонус разгибателей шеи, спины, ног. Если его перевернуть на живот, то увеличивается тонус сгибателей этих частей тела.

Верхний рефлекс Ландау: если ребёнка 4-6 мес держать свободно в воздухе лицом вниз (на руках, расположенных под его животом), он поднимает голову, устанавливает её по средней линии и приподнимает верхнюю часть туловища.

Нижний рефлекс Ландау: в положении на животе ребёнок разгибает и поднимает ноги. Этот рефлекс формируется к 5-6 мес.

Большинство сегментарных безусловных рефлексов значительно ослабевает к 3 мес и угасает к 4 мес жизни. Своевременное появление и угасание безусловных рефлексов позволяет судить о полноценности развития нервной системы ребёнка 1-го года жизни. Слабость безусловных рефлексов, преждевременное их угасание, чрезмерная выраженность, запаздывание появления или задержка угасания свидетельствуют о неблагополучии в состоянии ребёнка.

Сухожильные рефлексы

Сухожильные рефлексы вызывают, постукивая по сухожилиям согнутым пальцем или специальным резиновым молоточком. У детей до 2 лет сухожильные рефлексы оживлены, имеют широкую зону вызывания. В этом же возрасте у здоровых детей положителен симптом Бабински, что свидетельствует о недостаточной зрелости нервной системы. После 2 лет выявление симптома Бабински считают признаком повреждения пирамидных путей.

Кожные рефлексы и рефлексы со слизистых оболочек

Кожные рефлексы определяют у детей так же, как и у взрослых, но обычно они бывают более слабыми. Подошвенный рефлекс появляется после 2 лет. Рефлексы со слизистых оболочек (корнеальный, гло- точный) непостоянны и также могут отсутствовать у здоровых детей.

Висцеральные и вегетативные рефлексы (глазосердечный, солнечного сплетения, зрачковый, пиломоторный) аналогичны таковым у взрослых, но проявляются обычно менее отчётливо. Выраженный стойкий красный дермографизм нередко выявляют у детей с перинатальным поражением ЦНС и вегето-висцеральными нарушениями.

Администрация сайта сайт не дает оценку рекомендациям и отзывам о лечении, препаратах и специалистах. Помните, что дискуссия ведется не только врачами, но и обычными читателями, поэтому некоторые советы могут быть опасны для вашего здоровья. Перед любым лечением или приемом лекарственных средств рекомендуем обратиться к специалистам!

Спасибо

Нервная система ответственна за все процессы в организме человека. Благодаря нервной системе в организме человека сочетаются метаболические процессы, которые в различных тканях протекают по различной схеме, и отношения с окружающей внешней средой. Необходимо понимать тот факт, что развитие нервной системы, в частности головного мозга , не подходит к концу при рождении ребёнка.

Масса головного мозга

Масса головного мозга ребёнка относительно массы его тела - большая. Для проявления ясности можно сравнить массу новорожденного и взрослого человека. У новорожденного на 1 кг массы приходится около 100-110 г мозга, у взрослого данная масса - в 5 раз меньше.

Спинной мозг

Спинной мозг к рождению ребёнка является более развитым, нежели головной. Постепенно, по мере роста и развития ребёнка , состав головного и спинного мозга меняется. В головном мозге снижается количество воды, накапливается белковое вещество. Также изменяется его структура. Дифференциация нервных клеток приблизительно к 8 годам достигает строения взрослого человека.

С самого начала ребёнок указывает на свою способность к движению. Повороты головки, туловища, отталкивание ножками - всё это чувствует будущая мать. Движения ребёнка отражают уровень развития его рефлекторной деятельности.

Благодаря движениям ребёнка, и его приспособленности, облегчается процесс родов .

Двигательное развитие новорождённого

Движения новорожденного отличаются своей хаотичностью и отсутствием координации, которая развивается поэтапно после рождения.

Постепенно, с общим развитием ребёнка, движения становятся более скоординированными и целенаправленными. Процесс развития двигательной активности весьма сложен, и носит поэтапный характер:

  • 2-3 неделя. На данном этапе, развиваются мышцы глаз, благодаря чему ребенок может фиксировать свой взгляд на предмете (в начале - более ярком), затем ребёнок может наблюдать за предметом в движении благодаря развитию шейных мышц. Он может наблюдать за высоко поднятым предметом и поворачивать голову в ту сторону, где, например, находится игрушка.
  • Возраст 1 – 1,5 месяца. На данном этапе ребёнок совершает координированные движения руками, а именно - изучает своё лицо. В дальнейшем поднимает руки над головой в целях изучить себя. Также в этом возрасте ребёнок может держать голову.
  • Возраст 3-3,5 месяца. Ребёнок изучает свое положение и место, где он спит. На данном этапе сформировываются целенаправленные движения. Ребёнок изучает пальцы рук и игрушки, которые висят над его кроватью. При этом чем меньше по размерам игрушка, тем быстрее пойдёт процесс развития.
  • Возраст 12-13 недель. В этот период ребёнок держит двумя руками предметы, а именно одеяльце, игрушки и другие мягкие предметы, которые его окружают.
  • Начиная с 5 месяца хватательные движения напоминают движения взрослого человека. Разумеется они сопровождаются множеством других сопутствующих лишних движений. Как правило, ребёнок в основном берёт предметы ладонью - пальцы играют меньшую роль, являются вспомогательным звеном, чтобы приблизить игрушку к ладони. Помимо того, в акте хватания нередко участвуют и другие группы мышц. В этом возрасте ребёнок переворачивается со спины на живот, на 6 месяце - с живота на спину. Такие новые для ребёнка движения формируются благодаря развитию мышц спины, и их скоординированному сокращению.

  • На 6-7 месяце ребёнок в состоянии сидеть без поддержки взрослого, благодаря развитию мышц ног.
  • В возрасте 7-8 месяцев появляется согласованная работа между зрительным и двигательным анализатором. Благодаря этому действия и движения ребёнка становятся более скоординированными и целенаправленными.
  • К 9-10 месяцам хватание совершается с помощью смыкания большего, второго и третьего пальцев руки. Позже, в возрасте 1 года, ребёнок способен использовать дистальные фаланги указательного и большего пальцев, благодаря чему совершаются более сложные движения с участием мелких деталей.

  • Таким образом, ребёнок развивается, и с каждым следующим месяцем учится чему-то новому, познаёт себя и окружающий мир. Синхронные движения рук и ног помогают ребёнку двигаться, что увеличивает его кругозор.

    Ползание и ходьба

    Стандартным исходным положением является положение на животе, голова и плечевой пояс приподнят. Взгляд ребёнка ориентирован на игрушку либо предмет, находящийся впереди него.

    В возрасте 6 месяцев начинаются первые попытки, которые могут закончиться не совсем удачно.

    Более зрелое ползание с участием рук и ног проявляется в период 7-9 месяцев . К концу 9 месяца ребёнок усваивает позу на четвереньках.

    В этом же возрасте начинаются более новые движения и эксперименты для ребёнка, а именно начало ходьбы. Данный процесс насколько сложен, настолько и интересен, поэтому большинство детей начинают быстро привыкать к ходьбе. Самым сложным элементом является первый шаг, поэтому дети начинают свой путь либо в манеже или кроватке, либо с помощью взрослых.

    В возрасте 8-9 месяцев ребёнок, держась за кроватку, начинает вставать и потихоньку, держась за опору, передвигается по её периметру. Затем ребёнок начинает переступать с помощью взрослого, а именно держась двумя руками, спустя некоторое время - за одну руку.

    Сроки развития ходьбы могут варьировать. Некоторые дети могут начинать свой путь в возрасте 1 года . Другие, более спокойные дети, начинают ходить в возрасте 1,5 года. Разумеется, походка отличается от таковой у детей постарше. Ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, спина в верхнем отделе наклонена вперёд, в нижнем отделе - наоборот. Помимо этого, малыш инстинктивно держит ручки у груди, таким образом обеспечивая страховку при возможном падении. Первые попытки могут быть неудачными, но ничего не происходит без ошибок. Походка отличается отсутствием баланса при движении, ноги широко расставлены, стопы направлены в стороны.

    Таким этапным характером развиваются ходьба, движение руками и изучение более сложных процессов.

    Уверенная ходьба устанавливается в возрасте 4-5 лет . При этом всё индивидуально, и может отличаться от каких-либо норм, поскольку каждый ребёнок уникален. С каждым годом ходьба становится всё более похожей на взрослую.

    Механизму развития помогает участие родителей и их эмоциональная поддержка, так как ребёнок чувствует психологическую атмосферу в семье лучше всех.

    Развитие общения и эмоционального статуса.
    Развитие условнорефлекторной деятельности

    Основной движущей силой в развитии рефлексов в первые месяцы жизни ребёнка является голод. Таким образом, когда ребёнок голоден, то демонстрирует это с помощью плача и крика. Мама берёт ребёнка на руки, он и постепенно успокаивается. Условные рефлексы развиваются медленно, и их дифференцировка начинается в возрасте 2-3 месяцев.

    В возрасте 2 лет ребёнок достигает общего развития и совершенства.

    Эмоциональный фон ребёнка близок больше к отрицательному характеру, так как все эмоции - это сигнал для родителей. Так, если малышу холодно, либо он голоден, либо у него возникли боли в животе , он с помощью крика привлекает к себе внимание. Такое проявление чувств является первой ступенькой в общении со взрослыми.

    Взаимосвязь между матерью и ребёнком устанавливается очень рано, и с каждым днём возрастает.

    Развитие общения, эмоций и условных рефлексов проходит в несколько периодов:

    • Первые дни жизни малыша интересует лишь его кормление. Поэтому в первые дни ребёнок только спит и ест, и это продолжается длительное время.
    • Начиная с 2-3 недели , после кормления ребёнок делает остановку и изучает лицо своей матери - вроде как совершает знакомство с той, кто его кормит, одевает и ухаживает за ним.
    • На 1-2 месяц жизни ребёнок уже знакомится не только после еды, и не только с матерью, но и с окружающими людьми. Акцентирует свой взгляд на незнакомых людях.
    • На 6-7 неделе ребёнок приветствует свою маму первой улыбкой. Постепенно его оживление будет более очевидным, так как участие в приветствии примут ручки и ножки.
    • Начиная с 9-12 недель ребёнок становится более раскрепощенным, двигательная активность сопровождается смехом, повизгиванием.
    • Распознавание близких и незнакомых людей устанавливается в возрасте 4 месяцев . Среди всех ребёнок выделяет свою маму, и поэтому в некоторых ситуациях может негативно отреагировать на то, что кто-то чужой взял его на руки. Реакция на незнакомого человека у некоторых детей бывает позитивная, то есть ребёнок улыбается, смеётся, но чаще даже такая реакция переходит в негативную. Как правило, этот элемент является самозащитой от опасности. Спустя некоторое время такое отношение пропадает, тем более, если взрослого человека он будет видеть чаще.
    • В возрасте 6-7 месяцев возникает интерес к предметам, в особенности к игрушкам, которые окружают его. В это же время увеличивается интерес ко взрослым, а именно к их речи. Ребёнок пытается повторять за ними какие-либо звуки, и первая речь ребёнка - это лепет.
    • Сенсорная речь является ключевым моментом в контакте ребёнка с внешним миром. Малыш понимает то, о чём говорят взрослые, и показывает это с помощью движения головой или протягиванием ручек в сторону предмета, о котором шла речь.
    • В возрасте 9 месяцев увеличивается запас эмоции. Они могут быть абсолютно разными, и на разных людей ребёнок реагирует разнообразно. В его поведении появляются элементы стеснительности - он понимает, что можно, а что нельзя. В дальнейшем на смену сенсорной приходит моторная речь.
    Как любой отдельный этап в жизни, развитие речи также проходит в несколько периодов.

    Развитие речи

    Развитие речи напрямую зависит от созревания головного мозга и развития в общей целостности структур, отвечающих за общение. Таким образом, выделяют следующие этапы становления речи:
    1. Начальный (подготовительный) этап. Как правило, начинается в возрасте 2-4 месяцев. В данный период ребёнок начинает произносить звуки, которые показывают, что ребёнок доволен либо нет. Это проявление называется гулением. Гуление вызывается положительными эмоциями - таким образом ребёнок показывает своё удовольствие и радость. Начиная с 7 месяцев гуление сменяется лепетом. Ребёнок произносит уже некоторые слоги, которые на слух более понятны для взрослого.

    2. Зарождение сенсорной речи. Под термином "сенсорная речь" подразумевается лепет, который сочетается с пониманием значения слов, которые ребёнок слышит от взрослого. На этом этапе ребёнок реагирует на вопросы. Как правило, он зрительно наблюдает за предметом, о котором говорят вокруг. В возрасте одного года запас слов увеличивается, лепет обогащается с каждым днём. В этом возрасте запас понимаемых слов близок к 20. Ребёнок слушается, различает понятия "можно" и "нельзя". Также появляется интерес в общении со взрослыми. Ребёнок жестикулирует, машет ручками, приветствует по просьбе родителей незнакомых людей.

    3. Становление моторной речи. У всех детей наступает этап, когда они не просто понимают слова, а когда хотят, чтобы поняли их. В возрасте 11 месяцев ребёнок произносит несколько слов (15-20), понимает их значение, и в дальнейшем развивает этот дар всё больше и больше. Девочки намного быстрее начинают говорить, нежели мальчики. Первыми словами всех детей являются простые слова, состоящие из одинаковых слогов, к примеру: мама, папа, ива, дядя. Ко второму году жизни запас увеличивается в 2 раза. Этот период считается одним из самых ярких и запоминающихся в жизни ребёнка. Малыш понимает связь между предложениями, и свободно воспринимает сказки со слов взрослого. Также в этот период очень хорошо развивается слуховая память. К концу второго года ребёнок уже лучше произносит слова, и словарь увеличивается до 300 слов.

    Необходимо отметить, что благополучному развитию моторной речи ребёнка помогает общение с родителями. Если в один из этапов становления речи возникают проблемы, и родители не в состоянии справиться самостоятельно, то необходимо подумать о помощи логопеда. В любых ситуациях нужно помнить, что лишь забота и ласка помогают нормальному развитию, а негативные эмоции могут лишь затормозить и испугать малыша. Поэтому основная задача родителей заключается в сохранении и обеспечении семейной атмосферы.

    Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Если шкала Апгар оценивает состояние новорожденного в целом, то рефлексы новорожденного позволяют оценить состояние нервной системы малыша без каких-либо сложных обследований и вовремя начать правильное лечение у врача — невролога, пока мозг ребенка еще не закончил формироваться и еще не поздно исправить ситуацию.

Часть безусловных рефлексов, определяющихся в периоде новорожденности, впоследствии исчезает, некоторые из рефлексов появляются чуть позже. Если рефлекс вызывается в том возрасте, в котором он уже должен отсутствовать, то он считается патологическим. Слабые рефлексы или их отсутствие тоже могут стать поводом для дальнейшего обследования.

Как правильно проверять рефлексы новорожденных

Оценивать безусловно-рефлекторную деятельность ребенка надо в теплом помещении. Малыш должен быть сытым, сухим и спокойным. В детской поликлинике не всегда бывают подобающие условия, поэтому было бы неплохо, если бы мама сама умела проверять рефлексы новорожденных и в случае необходимости обратила внимание педиатра на имеющиеся отклонения.

Безусловные рефлексы ребенка оцениваются в состоянии вертикального подвешивания за подмышки, в положении на животе и на спине. Наносимыми раздражениями нельзя причинять ребенку боль. При несоблюдении правил проверки рефлексов они могут погашаться реакциями на дискомфорт.

Таблица рефлексов новорожденных и грудных детей

Рефлекс

Время появления рефлекса

Возраст, когда рефлекс исчезает

Рефлекс опоры

Ко 2 месяцу

Рефлекс автоматической ходьбы

Ко 2 месяцу

Лабиринтный тонический рефлекс

В конце 2 месяца

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

К 3 месяцу

Рефлекс Переса

К 4 месяцу

Хватательный рефлекс

На 2 - 4 месяце

Рефлекс ползания Бауэра

К 4 месяцу

Рефлекс Моро

К 4 месяцу

К 6 месяцу

К концу первого года жизни

С конца 1 месяца жизни

Верхний рефлекс Ландау

С 4 месяца жизни

Нижний Ландау

Формируется к 5-6 месяцу

Цепные шейные и туловищные рефлексы

К 6-7 месяцу жизни

Рефлексы новорожденных подразделяются на три группы:

  1. Стойкие пожизненные автоматизмы (роговичный, орбикулопальпебральный, конъюнктивальный, глоточный, глотательный, сухожильные рефлексы)
  2. Оральные и спинальные сегментарные автоматизмы, миелоэнцефальные позотонические рефлексы. Это транзиторные (проходящие) рудиментарные рефлексы, которые отражают условия развития длительного анализатора. К ним относятся сосательный, поисковый, хоботковый, ладонно-ротовой. А также хватательный, рефлексы опоры, Моро, автоматической походки, рефлекс Переса, лабиринтный рефлекс, шейные тонические рефлексы.
  3. Мезэнцефальные установочные автоматизмы: шейные и туловищные рефлексы (простые и цепные), лабиринтные рефлексы.

Как проверять основные рефлексы у ребенка

Поисковый рефлекс : при поглаживании в области угла рта (не задевая губы) ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя, при этом у него опускается губа и отклоняется язык. Рефлекс особенно отчетливо выражен перед кормлением.

Хоботковый рефлекс: Ребенок вытягивает губы хоботком при легком ударе по ним пальцем. При этом рефлексе происходит автоматическое сокращение круговой мышцы рта. У взрослых рефлексы орального автоматизма появляются при поражении коры головного мозга.

В норме сосательный рефлекс исчезает к концу первого года жизни. До этого возраста надо постараться отучить ребенка от соски или пустышки, чтобы у ребенка сформировался правильный прикус.

Хватательный рефлекс : Ребенок до 2-4 месяца прочно схватывает пальцы, вложенные в его ладонь.

Рефлекс опоры : Ребенка со стороны спины берут за подмышки, поддерживая головку указательными пальцами. Приподнятый ребенок в таком положении сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах, и как бы «стоит» на полусогнутых ногах, опираясь на опору полной стопой. Если ребенок пытается «встать» на цыпочки, скрещивает ножки, то отклонение от нормы.

Рефлекс автоматической походки : Если из предыдущего положения ребенка немного наклонить вперед, то он будет пытаться совершить шаговые движения. Иногда при этом на уровне нижней трети голеней ножки ребенка могут перекрещиваться.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина: Если надавливать большим пальцем на ладони ребенка у ложа теноров, ребенок откроет рот и согнет голову. Рефлекс исчезает к 3 месяцу.

Рефлекс Моро сохраняется до 4 месяца жизни ребенка. Если резко опустить ребенка примерно на 20 см, находящегося на руках врача, а затем быстро поднять, то в ответ на эти действия ребенок разведет ручки и разогнет пальцы, а затем вернет их в исходное положение. Чтобы не уронить ребенка, проверять этот рефлекс новоиспеченным родителям самостоятельно не рекомендуется.
Если родители резко кладут ребенка на какую-либо поверхность, он тоже испуганно разведет ручки в стороны, что тоже является проявлением рефлекса Моро.

Рефлекс ползания Бауэра : ребенок будет пытаться ползти, если его положить на живот и подставить под подошвы ладонь. Спонтанное ползание исчезает к 4 месяцу.

Рефлекс Кернига исчезает после четырех месяцев. В более старшем возрасте он встречается при .

Рефлекс Галанта: Если провести пальцами вдоль позвоночника по обеим сторонам в направлении от шеи к ягодицам, у ребенка, лежащего на боку, выгнется туловище, иногда при этом может разогнуться нога. Рефлекс Галанта должен исчезнуть к 4 месяцу жизни ребенка.

Рефлекс Переса вызывает боль, поэтому его лучше вообще не проверять или исследовать последним. Заключается он в проведении пальцем по остистым позвонкам ребенка, лежащего на животе. Направление движения: от копчика к шее. При положительном рефлексе Переса прогибается туловище, сгибаются верхние и нижние конечности, приподнимается голова, таз, иногда происходит мочеиспускание и дефекация. Все это, естественно, сопровождается недовольным криком ребенка. Рефлекс Переса должен исчезнуть к четвертому месяцу.

Орбикулопальпебральный рефлекс : Слегка поколачивая пальцем по верхней дуге орбиты можно вызвать смыкание века соответствующей стороны. Рефлекс исчезает к 6 месяцу.

Ассиметричный шейно-тонический рефлекс демонстрирует уменьшение тонуса конечностей. Если повернуть голову ребенка, лежащего на спине, так, чтобы подбородок касался плеча, повысится тонус конечностей с противоположной стороны, и понизится на той стороне, к которой повернуто лицо. (Тонус конечностей может быть повышенным, сниженным или нормальным). При гипертонусе мышцы ребенка чрезмерно напряжены, разогнуть конечности удается с трудом. При гипотонусе, наоборот, мышцы чрезмерно расслаблены. На тонус ребенка оказывает влияние положение тела и головы ребенка.

Туловищная выпрямительная реакция проявляется выпрямлением головы при соприкосновении стоп с опорой. К концу первого месяца ребенок уже должен держать головку.

Рефлекс Бабинского : У ребенка пальцы на стопе расходятся веером, если штриховыми движениями раздражать наружный край стопы по направлению от пятки к пальцам. При этом происходит также тыльное разгибание большого пальца. Считается физиологичным до двухлетнего возраста.

Верхний рефлекс Ландау : к четырем месяцам ребенок в положении на животе должен уметь поднимать голову и верхнюю часть туловища, опираясь на плоскость руками.

Нижний рефлекс Ландау : Ребенок может разгибать и поднимать ноги в положении на животе. Нижний Ландау формируется к пяти — шести месяцам. Примерно в этом возрасте малыш начинает ползать.

Цепной установочный рефлекс с туловища на туловище вызывает раздельный поворот туловища и нижних конечностей при повороте плеча или тазового отдела ребенка в сторону. Формируется цепной установочный рефлекс к 6 — 7 месяцам.

Трактовать значения, оценивать результаты исследования новорожденных должен только врач. Задача мамы проследить, чтобы ребенок был хорошо обследован и при необходимости получил необходимое лечение. Иногда достаточно сделать профессиональный массаж и специальную гимнастику, чтобы погасить патологические рефлексы, в тяжелых случаях невропатолог назначит лекарственные препараты.

Рефлекс в физиологии - это реакция живого существа на какое-либо воздействие. На протяжении жизни организма рефлексы играют ключевую роль в его развитии, приспособлении к условиям окружающей среды и обеспечении нормальной жизнедеятельности. При этом одними из основных, если не самыми важными, являются рефлексы новорожденных, от которых зависит развитие ребенка в первые месяцы жизни. Одним же из самых важных является у новорожденных рефлекс Ландау. Рассмотрим подробнее, что это такое.

Итак, рефлексы позволяют ребенку адаптироваться к агрессивной окружающей среде. При этом, их формирование во многом зависит от состояния той среды в которой плод формируется (т. е. от организма матери). Если в ходе внутриутробного развития на организм ребенка и/или матери слишком сильно воздействовали вредоносные факторы, малыш может родиться с патологиями, из-за которых рефлексы начнут тормозить или отсутствовать. Таким образом, рефлексы новорожденных являются важными показателями уровня развития ребенка. Как и любые другие, рефлексы новорожденных делятся на безусловные (врожденные) и условные (приобретенные).

Условные рефлексы

Условными называются рефлексы, которые приобретаются ребенком непосредственно вместе с новыми знаниями, умениями и жизненным опытом. В отличие от безусловных, большая часть их индивидуальна у каждого человека, следовательно, более сложны. Обеспечивается это индивидуальностью жизненного опыта и его восприятия у каждого индивидуума. Тем не менее, благодаря единству механизмов формирования у разных людей могут складываться чрезвычайно сходные наборы рефлекторных реакций. Некоторые примеры, связанные с новорожденными:

  • При кормлении грудью в определенные часы в течении примерно недели у ребенка начинает формироваться рефлекторное возбуждение голода перед приемом молока.
  • При кормлении ребенка в одном и том же положении в течение двух недель у малыша также начинает формироваться определенная реакция. Если взять ребенка на руки в положении для кормления он начнет совершать сосательные движения.

Врожденные рефлексы

Оральные. Позволяют ребенку питаться. К ним относятся:

  • Сосательный.
  • Глотательный.
  • Хоботковый.
  • Ладонно-ротовой.
  • Поисковый.

Спинальные. Отвечают за формирование мышечного аппарата. Представлены следующим рефлексами:

  • Защитный рефлекс грудничка.
  • Рефлекс опоры, выпрямления и автоматической ходьбы.
  • Рефлекс ползания.
  • Хватательные рефлексы.
  • Рефлекс объятия.
  • Рефлекс Галанта.
  • Рефлекс Переса.

К надсегментарным относятся:

  • Асимметричный шейный тонический рефлекс.
  • Симметричные тонические шейные.
  • Тонический лабиринтный.

Некоторые реакции формируются спустя несколько месяцев после рождения и угасают в более поздние моменты жизни. К таковым относятся:

  • Лабиринтный установочный рефлекс.
  • Шейная выпрямляющая реакция.
  • Туловищная выпрямляющая реакция.
  • Выпрямляющий рефлекс туловища.
  • Защитная реакция рук.
  • Рефлекс Ландау.
  • Реакции выпрямления и равновесия.

Очень важно знать, есть ли у грудничков рефлексы, описанные выше. Задержка появления этих рефлексов может указывать на наличие отклонений в развитии ребенка. О том же говорит их позднее затухание.

Рефлекс Ландау у новорожденных

Является важным индикатором уровня физического развития ребенка, а также наличия/отсутствия у него тяжелых нервных заболеваний. Рефлекс Ландау - это ключевой элемент постепенного становления вертикального положения тела ребенка и подготовки его к прямохождению. Первые признаки формирования этого рефлекса наблюдаются с двух месяцев, однако наиболее выражено он проявляется позже, в пять-шесть. Угасание рефлекса происходит на втором году жизни. Рефлекс Ландау состоит из формирующихся на разных этапах жизни фаз, также именуемых верхним (первая фаза) и нижним рефлексами (вторая фаза) Ландау. Отсутствие этих рефлексов и задержка их формирования свидетельствуют о проблемах в развитии нервной системы.

  • Верхний рефлекс Ландау формируется у ребенка в возрасте пяти-шести месяцев. Он обеспечивает подъем верхней половины туловища, разгибание рук и шеи. Для его выявления необходимо положить младенца животом на край стола таким образом, чтобы его грудь оказалась за краем. В таком положении должно произойти разгибание спины, шеи и рук назад. Иногда, из-за действия защитного рефлекса новорожденного, голова ребенка может поворачиваться в сторону. Со временем верхний рефлекс Ландау исчезает. Ребенок должен быть способен находиться в этом положении одну-две минуты.
  • Нижний рефлекс Ландау формируется позже, в восемь-десять месяцев, и представляет собой усложненную версию верхнего рефлекса. Для его выявления врач берет ребенка на руки либо кладет его на плоскую поверхность так, чтобы его таз и ноги не имели под собой опоры. В таком случае здоровый и развитый ребенок поднимет вверх нижние конечности и может изогнуть спину дугой.

При проверке верхнего и нижнего рефлекса Ландау у грудничка врач должен обращать пристальное внимание на выраженность его проявлений. Так, во время первой фазы голова ребенка должна находится на средней линии. То же самое можно сказать про положение ног во время второй фазы. Удержание рефлекторной позы должно длиться не меньше минуты. Если эти условия не соблюдаются, рекомендуется пройти более глубокое обследование на предмет наличия родовых травм и отклонений в развитии. Фото рефлекса Ландау представлено ниже.

Отсутствует рефлекс

Отсутствие проявлений этого рефлекса явно свидетельствует о наличии тех или иных нарушений в развитии ребенка. В таком случае рекомендуется проведение стимуляции рефлекса при помощи специальной тренировки.

Кроме того, крайне необходимо проведение обследования, т.к. подобная картина наблюдается, в том числе, при детском церебральном параличе (ДЦП), возникающем вследствие поражения мозга в момент его развития.

Стимуляция рефлекса

Наиболее эффективным будет стимуляция рефлекса Ландау у детей при помощи мяча. Существует несколько принципов проведения стимуляции:

  • Ребенка нужно уложить на мяч вниз животом и произвести массаж в паравертебральных точках различных отделов позвоночника.
  • В то же самое время второй человек несильно покачивает мяч обращая внимание на положение конечностей и лопаток.
  • Нужно обращать внимание ребенка на любой объект, расположенный выше уровня его головы.
  • Желательно проводить занятия перед зеркалом, дабы закрепить у ребенка схему положения оптически.

Упражнение по отработке первой фазы повторяется 3-4 раза, каждый по 30—90 с.

Перед проработкой второй фазы необходимо убедиться в функциональной активности ягодичных мышц, а также в состоятельности разгибания и отведения вверх бедер. Принципы стимулирования второй фазы, следующие:

  • Перед проведением упражнения необходимо провести глубокий массаж ягодиц. Параллельно с этим проводят расслабляющий массаж на эти же мышцы.
  • Далее начинают поочередную проработку разгибаний бедра в положении на животе.
  • Проводить тренировку рекомендуется с использованием щеточного и штрихового массажа ягодиц.
  • Наконец, проводится непосредственная тренировка рефлекса из положения на краю стола, со спущенными вниз ногами.

Полное завершение формирования рефлекса возможно лишь в случае появления лордоза в поясничном отделе, и разгибательного тонуса мышц таза.

Диагностика ДЦП

Как было сказано выше, отсутствие рефлекса Ландау является одним из сигналов возможного наличия ДЦП. Поэтому необходимо иметь представление о других признаках этой болезни.

В зависимости от степени поражения мозга ребенка симптомы ДЦП проявляются по- разному. Обобщая картину заболевания можно выделить следующие ключевые признаки патологии:

  • Напряжение (в том числе спазматическое) мускулатуры во всем теле.
  • Нарушения при передвижении.
  • Снижение подвижности.

Также признаки ДЦП варьируются в зависимости от возраста ребенка. Нужно учитывать, что эта патология не прогрессирует, ввиду точечности поражения участка мозга. Иллюзия ухудшения вызывается тем, что в разном возрасте симптомы могут быть менее заметны ввиду непосещения ребенком дошкольных учреждений и неумения ходить. Признаки болезни у грудничков разного возраста следующие:

  • У только родившихся детей признаками паралича являются нарушения движения. Так, малыш с ДЦП может шевелить конечностями лишь одной стороны тела, в то время как противоположные прижаты к туловищу. Возникают проблемы при повернуть голову или раздвинуть ножки ребенка. При попытке попасть сжатым кулаком в рот поворачивает голову в противоположную сторону.
  • В возрасте месяца ребенок с параличом, как правило беспокойный, не улыбается, не держит голову, не фокусирует взгляд на каком-либо одном предмете. Часто бывают, затруднены глотательный и сосательный рефлексы, происходят непроизвольные вздрагивания и судороги.
  • В возрасте трех месяцев у ребенка с ДЦП сохраняются врожденные (абсолютные) рефлексы которые должны были исчезнуть к этому возрасту. К таковым относятся ладонный, шаговый и другие подобные рефлексы. Ребенок по-прежнему не способен держать голову и не пытается переворачиваться.
  • В четыре месяца здоровое дитя активно двигается, улыбается, реагирует на мать. В то же время, ребенок с ДЦП вялый, часто держит предметы одной рукой.
  • В полгода здоровые дети чаще всего могут самостоятельно держать голову, ползать и переворачиваться, глотать с ложки и кружки, произносить отдельные слоги. У детей больных параличом наблюдаются проблемы с вышеописанными действиями, присутствует слабость, проблемы со сном, тревожность, повышенный тонус мышц.
  • В возрасте девяти месяцев ребенок больной ДЦП, в отличие от здорового, не в состоянии долго держать в руках предметы, не выказывает стремления к ходьбе, плохо сидит и часто валится на бок. В случае же нормального развития в этот период он самостоятельно двигается, пытается подняться, пытается произносить слоги и слова, назвать любимые игрушки.

При всем этом нужно четко понимать, что вышеописанные признаки не говорят о наличии у ребенка ДЦП со стопроцентной вероятностью. Однако их наличие явно свидетельствует о проблемах в развитии. Поэтому, при появлении указанных признаков нужно немедленно идти к врачу! К счастью, если верить статистике, больше половины вовремя выявленных и подвергнутых лечебным процедурам в первый год жизни детей с параличом способны устраивать обычную жизнь и почти не отличаются от сверстников.

Формы ДЦП

Степень поражения нервной системы может быть различна. Следовательно, проявления ДЦП могут быть абсолютно разными. В зависимости от клинической кратины выделяют несколько форм этой патологии:

  1. Гиперкинетическая форма. Если ребенка в разное время различен, ему ставится этот диагноз. В обычном состоянии наблюдаются неловкие, и размашистые, подчас неконтролируемые движения. Встречаются нарушения слуха и речи. Умственная работа не нарушается.
  2. Атонически-астатическая форма. При этой форме мышечный тонус настолько низок, что ребенок не в состоянии сидеть или стоять. Развитие интеллекта происходит с задержками, часто диагностируется олигофрения. Этот вариант ДЦП развивается в случае поражения лобных долей и мозжечка.
  3. Спастическая диплегия. Самая распространенная форма. Работа мышц сильно нарушена. Ноги поражаются сильнее. Происходит деформация суставов и позвоночника. Отчетливо выражены нарушения речи, психики, зрения. Тем не менее, при своевременных и достаточных мерах реабилитации ребенок способен приспособиться к жизни в обществе.
  4. Спастический тетрапарез (тетраплегия). Вызывается поражением большинства отделов мозга. Наблюдаются паралич во всех конечностях, эпилепсия и нарушения умственного развития. Присутствуют проблемы со слухом, зрением и передвижением.
  5. Атактическая форма. Встречается редко. Проявляется в нарушении координации движений и удержании равновесия. Часто наблюдаются тремор и умеренная задержка умственного развития.
  6. Спастико-гиперкинетическая (дискинетическая) форма. В этом случае наблюдаются сочетание высокого тонуса мышц и неконтролируемых движений с различными формами паралича. Умственное развитие пошлностью соответствует возрасту.
  7. Гемиплегическая форма. Характеризуется параличом только одной стороны тела (т.н. гемипарез). Также наблюдается повышенный тонус мышц на пораженной стороне. также встречаются. Наблюдаются нарушения в психическом развитии и эпилепсия.

Причины развития ДЦП

Главной причиной развития у детей является патологические отклонения в развитии головного мозга. Существует множество факторов способных повлиять на формирование подобной проблемы. Вот некоторые из них:

  • Наличие инфекций в организме матери на протяжении всего периода вынашивания ребенка (чаще всего речь идет о токсоплазмозе, герпесе и т.д.).
  • Нарушение формирования головного мозга во время эмбрионального развития.
  • Несовместимость крови матери и ребенка, вызванная разностью резус-факторов. Вызывает гемолитическую болезнь новорожденных.
  • Кислородное голодание плода. Может вызываться неправильным положением плода, тяжелыми родами, обвитием пуповины вокруг шеи.
  • Соматические и гормональные болезни матери.
  • Затяжные и тяжелые роды, вызвавшие травмирование ребенка.
  • Поражение организма матери токсинами, болезнями, затрагивающими головной мозг ребенка.

Как правило ведущая роль в формировании паралича принадлежит кислородному голоданию в комбинации с остальными причинами, усиливающими его эффект.

Терапия ДЦП

Начинать лечение ДЦП нужно сразу после выявления болезни. Это поможет ребенку максимально адаптироваться к жизни в социуме. Лечение состоит из следующего комплекса мер:

  • Лечебная физкультура. Набор ежедневных физических упражнений, подбираемых вместе с врачом.
  • Массаж. Специальный массаж при ДЦП, выполняется только специалистом.
  • Медикаментозное лечение. При ДЦП применяются витаминные комплексы, препараты для улучшения обмена веществ, нейропротекторы (предотвращают повреждение нейронов) и препараты для расслабления мышц (миорелаксанты).
  • Логопедическая работа. Позволяет поставить речь ребенка.
  • Операции. Проводятся только в старшем возрасте, при безрезультативности других методов лечения. В основном операции проводятся для улучшения подвижности суставов.
  • Тейпирование. Использование специального пластыря. Он крепится на несколько дней для уменьшения боли и увеличения подвижности определенного участка тела.

Профилактика нарушений развития мозга

Исходя из вышеописанной картины детского церебрального паралича особенно актуальным становится вопрос профилактики подобных патологий. К сожалению, от несчастных случаев, вроде перетягивания шеи пуповиной или травмы при родах не застрахован никто, однако существуют меры, позволяющие уменьшить вероятность развития подобных патологий из-за факторов внешней среды.

  1. Обязательным для матери является здоровый образ жизни, включающий в себя правильное питание, достаточную физическую активность, гигиену, профилактику стрессов и заболеваний, отказ вредных привычек.
  2. Следует максимально оградить будущую мать от контактов с химикатами, при необходимости сменить место жительства на более благоприятное с экологической точки зрения.

Следование этим нехитрым советам позволит заметно повысить вероятность рождения на свет здорового ребенка.



Рассказать друзьям